Шигалев в романе Бесы Достоевского сочинение

Cочинение «Бесы»

В августе 1869 г. семья Достоевских переехала из Флоренции в Дрезден. В этом городе они будут жить почти два года, до возвращения в Россию в июле 1871 г. Все эти годы, когда он жил вдали от России, Достоевский испытывал беспокойство, что утратит связь с родиной, что отстанет от “живой струи жизни”. Он постоянно читал русские газеты и, живя на Западе, мыслью и душой обращался к тому, что происходит в России.
Роман “Бесы” Достоевский начал писать как остро современную вещь, в прямой связи с событиями “нечаевского процесса”. В ноябре 1869 г. в Москве было совершено преступление, о котором сообщили все русские газеты: группой заговорщиков во главе с Сергеем Нечаевым был убит студент Петровской земледельческой академии И. Иванов. Преступление было совершено в глухой части парка академии, в гроте, тело было брошено в пруд. Вскоре участники убийства были арестованы, Нечаев же скрылся за границу. Оказалось, что студент Иванов решил порвать с тайным революционным кружком в силу изменившихся взглядов. Нечаев уговорил других членов этого кружка на убийство с тем, чтобы избежать доноса со стороны Иванова, но втайне он хотел всех этих людей окончательно поработить, “связать кровью”. Достоевский пристально следил за перипетиями этого процесса. Он внимательно прочел “Катехизис революционера”, сочиненный Нечаевым, в котором были обозначены принципы революционной деятельности этой радикальной тайной организации. Революционер, по Нечаеву, не имеет ни семьи, ни друзей, ни Отечества. Все его существо направлено на достижение главной цели: революция, бунт. Эта цель оправдывает любые средства для ее достижения, в том числе и преступные. Так эта страшная идеология привела Нечаева и его сотоварищей к убийству.

Достоевский увидел в этом преступлении симптом жестокого общественного недуга с непредсказуемыми разрушительными последствиями. Он решил написать произведение, в котором хотел показать, насколько опасно это отрицание религии, морали, семейных, человеческих связей. Так родился замысел “Бесов”.

В письме к Н.Н. Страхову (24 марта/5 апреля 1870 г.) по поводу своего нового романа Достоевский писал: “На вещь, которую я теперь пишу в “Русский вестник”, я сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны; хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность. Но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь. Надеюсь на успех”.

В “Бесах” показан маленький кружок заговорщиков, действиями которых заправляет “”верховодит”) главный “нигилист” Петр Верховенский, циник, провокатор, человек вне нравственности и морали. Он организует убийство Шатова, который, как и студент Иванов, решился порвать с кружком. Шатов обрел иные ценности: уверовал в особую миссию России и русского народа. Впоследствии Достоевский писал, что ни Нечаева, ни других заговорщиков он не знал. Его Верховенский – это не портрет реального человека, а художественный образ, призванный обощить то явление, которое автор увидел в “нечаевщине”. Нигилисты в романе – это жалкая горстка “бесов”, заваривших смуту, несущую страдания и гибель людям, порой даже не знающим об их существовании.

Достоевский показал и истоки этого явления. Они в беззверии, в ложных, чужеродных идеях, воспринятых незрелыми умами. (Нигилисты читают философские сочинения “вульгарных” немецких материалистов Бюхнера, Молешотта и др. Один из молодых людей даже соорудил аналой, поставил на него эти книги и молился им как новым богам.)

Роман “Бесы” в процессе работы над ним далеко перерос границы тенденциозного произведения “на злобу дня”. Достоевский изобразил не только самих заговорщиков-нигилистов, но и показал, что их появление не случайно, он дети своих отцов, прекраснодушных идеалистов 40-х годов. В романе к этому поколению принадлежит Степан Трофимович Верховенский – родной отец Петра Верховенского и воспитатель Николая Ставрогина. Прототипом Степана Верховенского стал известный деятель 40-х гг., историк, профессор Московского университета Т.Н. Грановский. Достоевский изучал историю интеллектуальной жизни людей той эпохи. В “Бесах” Достоевский нарисовал художественный образ человека, принадлежавшего этому поколению. Степан Трофимович – либерал-западник, наивный и беспомощный в житейских, практических делах человек. Однако абстрактное и как будто невинное вольнодумство Верховенского-отца обратилось в личности его сына грубым нигилизмом, тотальной аморальностью. Отец не узнает себя в сыне, но это не отменяет их тайной связи.

Центральным персонажем романа, его главным героем является Николай Ставрогин. Это красавец, аристократ, барин, к нему невольно притягиваются все персонажи романа, в него влюблены все женщины, все подозревают какую-то тайну в его биографии. Главной тайной Старогина оказывается все же не его брак с убогой Хромоножкой, Марьей Тимофеевной Лебядкиной, и даже не насилие над ребенком, девочкой Матрешей – преступление, о котором он рассказывает в своей исповеди отцу Тихону. Тайна Ставрогина в глубоком внутреннем опустошении и безверии, которые приводят его к самоубийству в конце романа. Обаятельная и одновременно отталкивающая личность Ставрогина тоже отчасти имеет своего прототипа – это Николай Спешнев, петрашевец, имевший когда-то сильное влияние на Достоевского.

Название романа – “Бесы” – Достоевский соотнес с одноименным стихотворением Пушкина, отрывок из которого он предпослал роману в качестве эпиграфа:

“Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы, что делать нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам. “

Эта картина смутного кружения в мареве метели созвучна роману. Достоевский предугадал ужасные, разрушительные последствия, которые несет “нечаевщина” и сопутствующая ей “шигалевщина”: вместо равенства – рабство, вместо свободы – казарма, вместо братства – всеобщий донос, ненависть и соединяющий всех страх. Однако “беснование” выражает себя не только в области политического радикализма. В “Бесах” читатель погружается в зыбкую атмосферу всеобщей охваченности тщеславием, гордостью, утратой твердых нравственных ориентиров, безверием. Именно в такой атмосфере кристаллизуются преступные идеи, не встречающие никакого общественного сопротивления. Роман приобретает черты подлинной трагедии. Подобно шекспировским хроникам, он завершается гибелью большинства основных действующих лиц: Ставрогина, Шатова, Кириллова, Лебядкиных, Лизы. Умирает и Степан Трофимович Верховенский, пережив перед смертью глубокое духовное озарение. Его последние слова обращены к России, которую он сравнивает с больным, одержимым бесами: “Это мы, мы и те, и Петруша, et les autres avec lui, и я, может быть, первый, во главе, и мы бросимся, безумные и взбесившиеся, со скалы в море и все потонем, и туда нам дорога, потому что нас только на это ведь и хватит. Но больной исцелится и “сядет у ног Иисусовых” и будет все глядеть с изумлением”. Так евангельская притча об исцелении бесноватого больного, помещенная в эпиграфе к роману, получает осмысление на его последних страницах.

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНЕ «БЕСЫ»

студент, экономический факультет КубГАУ,

канд. филос. наук, доц. ВАК, кафедра философии КубГАУ,

Творчество русского писателя Федора Михайловича Достоевского имеет глубокий философский смысл. Его работы относятся ко времени прогрессивного развития русской философии, когда формируются её главные идейные течения, характеризующиеся достижениями русского национального самосознания. Современники не рассматривали достоевские произведения, как философские. Да и сам писатель не претендовал на звание философа. Однако на сегодняшний день нельзя не отметить, что удаленный от академической философии, Достоевский все же является философским писателем. В «Бесах» он впервые отражает образ молодого поколения половины XIX столетия, его идейные и философские искания, политические амбиции и социальные стремления [1].

Это произведение с глубоким метафизическим содержанием. Характерная для Достоевского некая двупланность эмпирического и метафизического действия, особенно воплотилась в «Бесах». Автор изображал современную эмпирическую действительность, порой граничащую с карикатурой, и при этом тесно переплетал её с глубокой символикой, показывая реальность мира идей. Философия Достоевского — это осмысление и понимание личностью собственных переживаний и поступков. Автор рассматривает жизнь человека как жизнь его духа, который пребывает в нем самом [13].

Достоевский в романе обличает духовные корни русского революционного движения. В революции он видит войну против христианской цивилизации, духовный упадок людей. Писатель обращает внимание, что социалисты поднимают вопрос не столько социальной революции, сколько вопрос о существовании Бога. В «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский пишет: «Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются» [7]. Мыслитель предсказывал, что революционное «бесовство» еще принесет и России, и всему миру немало испытаний и катастроф. То, что казалось критикам политической недальновидностью, обернулось пророчеством. “Бесы” – не столько политический памфлет, сколько социально – философский роман [10].

Теоретиком социализма в романе выступает Шигалев, предлагающий собственную систему устройства мира. Главную задачу он видит в обеспечение полного равенства, ведь неравенство губит людей. Петр Верховенский является практиком, пытающимся воплотить идеологию теоретика – нигилиста в жизнь. Именно Верховенский лидер революционного движения, руководитель тайного кружка. Об идеях Шигалева он говорит так: « — У него хорошо в тетради, — продолжал Верховенский, — у него шпионство. У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное равенство» [6].

Верховенский высказывает свои методы приближения «справедливого» будущего: прежде всего, нужно расшатать нравственно – религиозные устои народа, скомпрометировать чиновников, сокрушить все связи, удерживающие различные социальные слои в боле менее гармоничном состоянии монархического строя. «Мы провозгласим разрушение. Мы пустим пожары. Мы пустим легенды. Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал. Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам. » – говорит он [6]. Но Достоевский постепенно приходит к выводу о том, что революционное преобразования бессмысленны, поскольку зло, как полагал писатель, таится в самой человеческой натуре.

Нравственное падение Петра Верховенского и его тайного кружка свершается в сцене принятия решения убить Шатова, человека, который распознал смысл внедряемых революционных идеалов, их бесчеловечность и разрушительность, и отрекся от своих мировоззренческих иллюзий. Верховенский решает кровью скрепить пятерку, для превращения её членов в рабов – убить одного в назидание другим. Более того, ему удается уговорить Кириллова, члена организации, взять всю вину на себя и застрелиться. Но после отъезда Верховенского, пятерка распадается. Звериное начало, выразившееся инстинктом самосохранения, требовало своего вожака, которому «приходилось дисциплину и порядок создавать насильно» путем устрашения и принуждения [2]. Достоевский показывает дьявольскую натуру Верховенского: это и фальшь речей, и намек на блудное происхождение, и осквернение иконы Богородицы, и убийство. Тем не менее, в этом герое отсутствует эгоистичное понимание своей индивидуальности, он считает себя только организатором революции, отводя главное место Ставрогину: «Вы мой идол! … Вы именно таков, какого надо. Мне, мне именно такого надо как вы. Я никого, кроме вас не знаю. Вы предводитель, вы солнце, а я ваш червяк. » [6]. Верховенский видит в Ставрогине дары антихриста, которых у него самого нет, но в которых он безгранично нуждается.

Достоевский исследует в «Бесах» всю опасность абсолютизирования идеи, являет опасные последствия теории, доведенной до крайности. Одержимость ложной идеей доводит Петра Верховенского до разрушения его человеческого нутра. Беснование зашло слишком далеко, поэтому совесть у него совершенно уничтожена [12]. Бердяев об этом пишет, что Петр Верховенский способен на все без исключения. Петр полагает, что все дозволено во имя его «идеи». Для него уже не существует человека, и он сам не человек. Страсть беспощадной мыслью революционного социализма в конечных итогах проводит к жестокости и бесчеловечности. Достоевский изобразил перерождение и вырождение самой «идеи», которая сначала представлялась благородной и соблазнительной [3].

Достоевский вводит в роман подлинно трагического героя, обладающего демонически сильной натурой, но неспособного что-либо менять в своей жизни – Николая Ставрогина, являющегося центральной фигурой, вокруг которой вращаются остальные образы. Ставрогин имеет разрушительную природу человека, представляется духовным поработителем, которого любили, которому пытались подрожать и приносили жертвы. Он одновременно проповедовал две противоположные теории: Шатову — религию, Кириллову — атеизм. Николай Ставрогин не мог сделать выбор между Христом и антихристом, утверждая их разом, ему хотелось и добра и зла. Это личность, которая потеряла границы, а сила и мощь существа направились на самоуничтожение [5]. По своей сути Ставрогин был творческим человеком, но он не знал меру в желаниях, ему не надо было что-то сотворить или просто жить. Николай Бердяев писал о Ставрогине, что безграничность его желаний подвергла к отсутствию какого-либо желания, бескрайность личности к окончательной потере личности, дисбаланс силы подвел к бессилию, аморфная полнота жизни к безжизненности и смерти, безудержный эротизм к неспособности любить. Ставрогин все перепробовал и испытал, как величайшие, крайние идеи, так и великую, исключительную порочность и насмешливость [4].

«Главному бесу» Николаю Ставрогину в романе должен был противостоять монах Тихон. Именно глава «У Тихона» мыслилась автором, как композиционный центр романа, где вера борется с неверием, достигая высшего напряжения. Но М.Н. Катков категорически отказывался печатать эту главу из-за цензурных соображений. Между тем без этой главы понять всю человеческую и нравственную составляющую этого романа невозможно. А при рассмотрении образа Ставрогина возникают смысловые пробелы, затрудняющие понимание героя, его идеологической и духовной эволюции. В этой главе Ставрогин исповедуется старцу Тихону, рассказывает историю своей жизни и признается в страшном грехе – в совращении 12-тилетней девочки, которая вскоре повесилась [8]. Но самое страшное это то, что исповедь Ставрогин написал не для того, чтобы раскаяться, а для того чтобы эпатировать общество, потрясти воображение. Старец Тихон его разоблачает, он понимает, что это не истинная исповедь. Это исповедь не к Богу, а на публику. Тут истинный конфликт произведения выступает на первый план: «Борьба веры с неверием, нараставшая на протяжении всего романа, достигает здесь своего предельного напряжения». «Для этого мгновения», по мнению К. В. Мочульского, и был написан роман [9].

Ф.М. Достоевского занимают глубочайшие чувства, сокровенные мысли и невменяемые действия людей, устремляющихся существовать «по своей воле». Ничем и никем не ограниченная свобода приводит к проявлению самовольства, этическому анархизму. Антропологизм и персонализм Ф.М. Достоевского носят, в первую очередь, морально-этический характер. Именно момент нравственного выбора является для личности духовным импульсом. Человеческий индивид, согласно Достоевскому, обязан без помощи других проделать путь через все испытания бременем свободы, через все страдания и мучения, связанные с ней [11]. Человек для Ф.М. Достоевского — это высочайшая нравственная ценность. Следовательно, главная проблема — спасение человека посредством возвышение его духовности. В этом высший пафос философского гуманизма Ф.М. Достоевского.

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. – 416 с.
  2. Белик А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского: эстетические очерки. – М.: Наука, 1974. – 5 с.
  3. Бердяев Н. А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. – М.: Эксмо, 2016. – С. 132-136.
  4. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Ставрогин – Спб.: Астрель, 2011. – С. 36-41.
  5. Долинин А. С. «Исповедь Ставрогина» (В связи с композицией «Бесов») // Достоевский Ф.М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996. – С. 534-559.
  6. Достоевский Ф. М. Бесы. – М.: Издательство «Э», 2017.
  7. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. – М.: Азбука-классика, 2012. – 57 с.
  8. Комарович В. Л. Неизданная глава романа «Бесы» // Достоевский Ф. М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996. – С. 567-573.
  9. Мочульский К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж: YMCA-Press, 1947. — 564 с.
  10. Сараскина Л.И. “Бесы” роман-предупреждение. – М.: Советский писатель, 1990. – С. 385-393.
  11. Сараскина Л.И. Федор Достоевский. Одоление демонов. М.: Согласие, 1996. – 95 с.
  12. Фудель С.И. Наследство Достоевского. М.: Русский путь, 1998. – С. 145-150.
  13. Щенников Г.К. Своеобразие психологизма и форма проявления авторской тенденции в романах Достоевского 60-х годов // Метод и мастерство. Вып. 1. Русская литература. – Вологда, 1970.
Читайте также:  Анализ рассказа Тэффи Дураки

Анализ романа «Бесы» (Ф.М. Достоевский)

Вторая половина девятнадцатого века стала непростой эпохой для Российской империи, терзаемой социальными и экономическими противоречиями. Русская интеллигенция лихорадочно искала новый путь развития, по которому может пойти страна, зачастую избирая самые радикальные способы решения проблем. Именно под влиянием этих тревожных процессов в обществе творил и мыслил один из величайших русских писателей — Фёдор Достоевский. Его роман «Бесы» стал квинтэссенцией борьбы писателя против радикализма. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:

  1. По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева. Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной. Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
  2. Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
  3. Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
  4. В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:

«А главное, огонь и меч, и после того, как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

Направление и жанр

«Бесы» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своей книге автор стремится к натуралистичному отображению действительности. Созданные им образы, ситуации и диалоги близки к реальности. Читатель может поверить, что описанная в романе ситуация могла произойти в действительности.

Жанр произведения – роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени. Задействовано большое количество персонажей. Многочисленные детали подчёркивают и дополняют атмосферу и колорит романа. Объем произведения довольно внушительный.

Суть: о чем роман?

В некий губернский городок прибывает группа молодых людей прогрессивных взглядов, которыми руководит Пётр Верховенский. Приезжие мгновенно заражают город атмосферой всеобщего нигилизма и управляют местным светским обществом, как им угодно. Их проделки, слова и поведение ставят в тупик местные власти, ведь в этой компании сам Николай Ставрогин (сын и наследник богатейшей помещицы).

Оказывается, что Верховенский задумал создать революционную группу, посеять смуту в народе и разжечь пламя мятежа. Он пытается склонить к сотрудничеству сына местной помещицы – Ставрогина, с которым имел давнее знакомство, а также заставляет своих единомышленников убить Шатова, осознавшего губительность замыслов Верховенского. Вину за убийство взял на себя застрелившийся фанатик — нигилист Кириллов. В итоге замыслы революционеров терпят поражение, членов ячейки арестовывают, а сам Верховенский сбегает. Однако урон от его деятельности всё же был. В городе временно разгорелись беспорядки, было жестоко убито несколько человек, Ставрогин под грузом вины покончил жизнь самоубийством, даже родной отец Верховенского умер от болезни и нервного перенапряжения.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бесы» разветвленная и многоступенчатая. Многомудрый Литрекон не хочет перегружать анализ описанием и характеристикой всех героев. Если Вам кого-то не хватило, напишите в комментариях, кого именно.

О системе образов писал известный исследователь прозы Достоевского, Н.А. Бердяев:

«Ставрогин — солнце, вокруг которого всё вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Всё тянется к нему, как к солнцу, всё исходит от него и возвращается к нему, всё есть лишь его судьба. Шатов, П. Верховенский, Кириллов лишь части распавшейся личности Ставрогина, лишь эманация этой необыкновенной личности, в которой она истощается. Загадка Ставрогина, тайна Ставрогина — единственная тема «Бесов». Единственное «дело», которым все поглощены, есть «дело» о Ставрогине. Революционное беснование есть лишь момент судьбы Ставрогина, ознаменование внутренней действительности Ставрогина, его своеволия» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 39—40).

Характеристика главных героев «Бесов» помещается в таблице от Многомудрого Литрекона:

молодой человек, дворянин. это главный бес достоевского, сильная и чудовищно привлекательная «демоническая личность». очень умный, талантливый и красивый человек. ведет двойную жизнь и скрывает от матери все свои истинные взгляды. учился в петербурге и пошёл по военной службе, однако вёл крайне порочный образ жизни. на спор женился на слабоумной марии лебедякиной, но, как ни странно, вёл себя с ней достойно и обходительно. в то же время соблазнил и растлил маленькую девочку, которая вскоре покончила с собой. помог в осуществлении планов верховенского по созданию ячейки, однако в последний момент понял своё заблуждение и безумие всего происходящего, а потому отошёл от революционеров и замкнулся в себе, страдая от мук совести. его мистическая и скрытная личность привлекает дарью (сестру убитого соратника) и елизавету (обеспеченную дворянку). в конце романа покончил жизнь самоубийством.

герой романа «бесы»характеристика
николай ставрогин
пётр верховенскийциничный и беспринципный молодой человек, нигилист и революционер. почти всю свою жизнь воспитывался вдали от отца (который играл роль шута при дворе матери ставрогина и содержался ею). невероятно умён и коварен. легко втирается в доверие ко всем окружающим. нахален, мстителен и подл. причастен почти ко всем несчастьям, которые произошли в романе. ни во что не ставит людей, даже родного отца. желает уничтожить старый строй и построить новый мир. до безумия помешан на ставрогине, считая его идеалом, который должен стать центральной фигурой его грандиозного замысла.
мать николая. дочь богатого откупщика. вдова. помещица. пользуется огромным авторитетом в городе. очень твёрдая, властная и уверенная в себе женщина. успешно ведёт своё хозяйство. живёт в довольно странных отношениях со степаном трофимовичем верховенским, деспотично управляет всеми, ко живёт в её доме. как и многие, попадает под влияние петра верховенского, который натравил её на собственного отца. в конце романа теряет и сына, и дорогого друга степана трофимовича.
степан верховенскийинтеллигентный старик, взращённый на либеральных и идеалистических убеждениях. дворянин. абсолютно непрактичный и неприспособленный к жизни человек. чувствителен и слезлив. был учителем николая, а потом остался жить на полном иждивении у варвары ставрогиной, с которой у него сложились высокие, лишённые всякой похоти отношения. собрал вокруг себя маленький кружок, который занимался в основном праздными разговорами по вечерам. весьма мнителен и самолюбив. в то же время очень умён и проницателен, сразу же понял, какое губительное влияние может оказывать его сын на окружающих. на званном вечере в городе вступил в последнюю схватку с нигилистами, зачитав речь о важности красоты. после этого, будучи не способным более выносить насмешки и своё положение приживалы, покинул имение ставрогиной, отправившись в путешествие. после короткого путешествия степан трофимович заболел и умер на руках у варвары петровны, искренне уверовав в бога перед смертью.

Тематика романа «Бесы» характерна для всего творчества Достоевского:

  1. Свобода — основная тема книги. Автор считает христианство религией свободы и показывает, что совершается с тем, кто вместо свободы исповедует вседозволенность. На этом повороте люди чудовищно ошибаются: в поисках свободы в идеях Ницше и в либеральных учениях других западных философов они натыкаются на самое жестокое рабство — на фанатизм. Петр становится рабом идеи о революции и роли Ставрогина в их деле, Николай — рабом собственных пороков, Кириллов — философии (он убивает себя, чтобы доказать теорию). Даже Шатов является заложником идеи о божественной миссии русского народа.
  2. Отцы и дети – в противостоянии поколений в своём романе Достоевский без сомнений отдаёт предпочтение старшему поколению. Несмотря на то, что все эти пожилые чиновники, почтенные помещики и мечтательные либералы старой закалки не лишены целого ряда недостатков, они всё равно кажутся писателю гораздо предпочтительнее представителей радикальной молодёжи, несущих лишь хаос и страдания. Однако автор возлагает на отцов вину за воспитание детей. Именно отец Верховенского проповедовал высокие идеи, громкие слова о свободе и равенстве, слыл либералом, но сам же играл в карту на своего крепостного. эти двойные стандарты и безответственные речи сформировали мировоззрение его сына — преступника и циника.
  3. Вера – вера, как и в других творениях Достоевского представлена в сугубо положительном ключе. Именно вера в Бога скрасила последние дни Степана Трофимовича, именно вера помогла Шатову одуматься и разорвать отношения с Верховенским. По мнению Достоевского, только православная вера может по-настоящему помочь человеку.
  4. Философия – роман наполнен философскими мыслями разных персонажей. Все они в итоге сводятся к типичной морали Достоевского о необходимости жить в смирении, доброте и любви.
  5. Любовь – любовь у Достоевского лишена какой бы то ни было материальности. Настоящие чувства, по его мнению, рождаются лишь из искренней душевной привязанности, гармонии между людьми.

Проблемы

Проблематика романа «Бесы» слишком многогранна и сложна, чтобы передать ее вкратце. Если Вам кажется, что нужно дополнить раздел, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Нигилизм – Достоевский со всей яростью обрушивается на нигилистическое мировоззрение, отрицающее всякие авторитеты. В самых жутких красках представлены злодеяния, на которые идут негодяи, лишённые всяких принципов, как они используют людей, убивают и калечат их. Достоевский презирает и отрицает мировоззрение таких людей, как несущих лишь зло и разрушение.
  2. Соблазн – на протяжении повествования персонажи подвергаются многочисленным соблазнам. Верховенский искушает Ставрогина окончательно пасть во тьму, светское общество сбито с толку и загипнотизировано разговорами о моде и прогрессе. Весь город окутывает морок. Однако в момент истины люди освобождаются от соблазнов и понимают, как жестоко они были обмануты, а Ставрогин находит в себе силы не опускаться ещё ниже.
  3. Порочность – неизбежным спутником радикалов из молодого поколения выступает целая вереница пороков. Блуд, лживость, распущенность, высокомерие, ненависть – всё это буквально захватывает городок. Достоевский показывает не только бесчеловечность радикалов, но и их полную безнравственность.

Смысл

В романе представлен взгляд Достоевского на общественные процессы в русском обществе второй половины девятнадцатого века. Писатель показал то разложение, которому подвергается молодёжь, осудил самые радикальные проявление нигилизма и распущенности. В этот и состоит основная идея романа «Бесы».

В противовес всей этой порочности он поставил любовь, гармонию, честность и православную веру, которые в итоге победят все лживые радикальные учения и приведут Россию в светлое будущее.

Главная мысль автора — показать молодежи, в чем заключается настоящая свобода личности. По его мнению, в душе каждого из нас скрыт Богочеловек, в каждом из нас горит искра добра и чистоты. Но как только мы пытаемся заменить его сверхчеловеком, которому все позволено, то свобода уступает место рабству. Рабству от идеи, которая разрешает нам делать то, что хочется. Без нее мы уже не существуем. Так, автор показывает судьбы всех идей раздвоенного сознания главного героя: сверхчеловек Кириллов убивает себя, Шатов теряет себя и становится жертвой идеи Верховенского, который только и думает, что о роли Николая в грядущем перевороте. Шигалев тоже становится заложником идеи о разрушении всего и вся.

Критика

Роман «Бесы» вызвал резонанс и раскол в обществе. Многие консерваторы оценили роман довольно высоко, с противоположной же стороны произведение подверглось жесткой критике.

Так, Л.Н. Толстой был очень недоволен романом, посчитав его слишком карикатурным и искажающим действительность в угоду реакции.

В.И. Ленин с раздражением говорил о «Бесах», видя в них лишь памфлет на революционеров и оду чиновникам и помещикам.

Сам Достоевский неоднократно дополнял и разъяснял свой замысел:

«…Это другое лицо (Николай Ставрогин) — тоже мрачное лицо, тоже злодей, — писал Достоевский 8 (20) октября 1870 г. М.Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник», где должен был печататься роман «Бесы», — но мне кажется, что это лицо трагическое, хотя многие, наверное, скажут по прочтении: «Что это такое?» Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. Мне очень, очень будет грустно, если оно у меня не удастся. Еще грустнее будет, если услышу приговор, что лицо ходульное. Я из сердца взял его».

Н.А. Бердяев точно определяет подход Достоевского к человеку: «Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из космического порядка и исследует судьбу его на свободе, открывает неотвратимые результаты путей свободы» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 42—43).

Многие исследователи творчества Достоевского отмечали его дар предвидения:

«Достоевский… вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком ее. Пророком «завтрашнего»» (Розанов В.В. Опавшие листья. СПб., 1913. С. 362).

Конечно, роман «Бесы» — грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах — это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский был единственным человеком, кто из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. (Об этом хорошо сказано у Юрия Трифонова в статье «Загадки и провидение Достоевского» // Новый мир. 1981. № 11).

Роман “Бесы”


Содержание и идея романа. Центральные образы. История создания

Решающим побудительным толчком для создания романа “Бесы” (1871–1872) послужило так называемое “нечаевское дело”. Пребывая в конце 1869 года за границей, Достоевский обратил внимание на заметку в “Московских ведомостях”:

“Нам сообщают, что вчера, 25 ноября, два крестьянина, проходя в отдаленном месте сада Петровской Академии, около входа в грот заметили валяющиеся шапку, башлык и дубину; от грота кровавые следы прямо вели к пруду, где подо льдом виднелось тело убитого, опоясанное черным ремнем и в башлыке. Тут же найдены два связанные веревками кирпича и еще конец веревки”.

Из последующих сообщений газеты выяснилось: речь идет об убийстве слушателя Петровской земледельческой академии Ивана Ивановича Иванова пятью членами тайного общества “Народная расправа” во главе с его руководителем Сергеем Геннадьевичем Нечаевым.

Программа нелегальной организации предусматривала подрыв государственной власти, христианской религии, социальных установлений, нравственных устоев. Цель – осуществление анархо-революционных преобразований в России. Для этого Нечаев создал несколько пятерок, состоявших преимущественно из студентов.

Достижение поставленных задач предполагало неукоснительное повиновение руководителю. Участников скрепляло использование любых, самых безнравственных и разбойничьих средств, взаимного шпионства и кровавой мести.

Фактологическую основу “Бесов” составили: политические предпосылки, организационные принципы общества “Народная расправа”, особенности личности Сергея Нечаева, его деятельности, обстоятельства идеологического убийства.

Достоевскому было важно не только раскрыть содержание и смысл актуального события, но и выявить его происхождение, определить питательную почву для такой идейной практики.

Убийство студента в очередной раз воскресило в сознании писателя воспоминания молодости. В кружке Петрашевского он сам увлекался теориями утопического социализма и, по собственному признанию, внутренне был готов на аналогичный поступок:

“Нечаевым, вероятно, я бы не мог сделаться никогда, но Нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы. в дни моей юности”.

Художественный замысел романа, по словам самого Достоевского, состоял в следующем:

“Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев”.

Идейно-художественный замысел “Бесов” требовал такого изображения единичного события, чтобы в нем отразились основные тенденции развития современного общества, раскрылись связи настоящего с прошлым и будущим, проявились бы едва уловимые переходы высокого в низкое.

Достоевский подчеркивал, что в его произведении нет реальных “портретов или буквального воспроизведения нечаевской истории”. Ему важно было создать тип псевдореволюционера, который мог нисколько не походить на реального Нечаева, но который должен был вполне соответствовать совершенному злодейству.

В образе Петра Верховенского и его сообщников, в их мыслях и действиях концентрированно и выпукло проявляется истинный облик и реальные мотивы поведения мнимых борцов за справедливое переустройство общества.

Достоевский показывает, каким бумерангом может обернуться и оборачивается нигилистическое стремление уничтожить те самые социальные формы и установления, через которые из века в век, от поколения к поколению, и передавались эти ценности, идеалы, традиции.

Воинствующее безверие, отсутствие семейного очага и главного занятия, поверхностное образование, незнание народа и его истории – эти и подобные им духовно-психологические предпосылки формируют “ум без почвы и без связей – без нации и без необходимого дела”, развращающе действуют на душу.

В результате главный герой романа “Бесы” Петр Верховенский оказался не в состоянии понимать благородные и “идеалистические” измерения жизни, но своим “маленьким умом” хорошо усвоил, каким образом можно использовать слабости человеческой натуры (сентиментальность, чинопочитание, боязнь собственного мнения и самобытного мышления).

Люди для Петра Верховенского – своеобразный “материал, который надо организовать” для какого-то невнятного прогресса.

Служение человечеству в теории, которым заняты в романе и “бесенята”, на деле оборачивается духовным и физическим уничтожением. В основе такого служения – презрительное разделение людей на имеющих право “гениев” и бесправную “толпу”.

Например, Шигалев предлагает “в виде конечного разрешения вопроса – разделение человечества на две неравные части. Одна десятая доля получает свободу личности и безграничное право над остальными девятью десятыми. Те же должны потерять личность и обратиться вроде как в стадо и при безграничном повиновении достигнуть рядом перерождений первобытной невинности, вроде как бы первобытного рая, хотя, впрочем, и будут работать. “.

Лямшин же хотел бы несколько преобразовать методический деспотизм Шигалева, чтобы ускорить конечное разрешение вопроса: “А я бы вместо рая. взял бы этих девять десятых человечества, если уж некуда с ними деваться, и взорвал их на воздух, а оставил бы только кучку людей образованных, которые и начали бы жить-поживать по-ученому. “

Самое страшное то, что этими идеями одержимы не только теоретики, так называемые идеологи “ученой” и “прогрессивной” жизни. “Мутное” влияние этого принципа “всеобщего разрушения для добрых окончательных целей” испытывают опасающиеся отстать от моды и прослыть ретроградами другие персонажи романа.

Отец главного “беса” Степан Трофимович Верховенский задается вопросом:

“Почему же все эти отчаянные социалисты и коммунисты в то же время и такие неимоверные скряги, приобретатели, собственники, и даже так, что чем больше он социалист, чем дальше пошел, тем сильнее и собственник. Почему это?”

Дело в том, что Верховенский старший не понимает тех законов, по которым снижаются, изменяются и перерождаются исповедуемые им самим гуманистические идеи.

“Вы представить себе не можете, какая грусть и злость охватывает всю вашу душу, когда великую идею, вами давно уже и свято чтимую, подхватят неумелые и вытащат к таким же дуракам, как и сами, на улицу, и вы вдруг встречаете ее уже на толкучем, неузнаваемую, в грязи, поставленную нелепо, углом, без пропорции, без гармонии, игрушкой у глупых ребят! Нет! В наше время было не так, и мы не к тому стремились.”

Сам Степан Тимофеевич наиболее ярко выражает в романе собирательные черты русских западников и типизирует особенности мировоззрения, умонастроения и психологического склада “либералов-идеалистов” 1840-х годов.

Внешнему и внутреннему облику, мыслям, чувствам, желаниям Степана Трофимовича Верховенского свойственны, с одной стороны, возвышенность, благородство, “что-то вообще прекрасное”, а с другой – какая-то невнятность, неочерченность, половинчатость. Он блестящий лектор, но на отвлеченные от жизни исторические темы, автор поэмы “с оттенком высшего значения”, ходившей, однако, лишь “между двумя любителями и у одного студента”. Верховенский-старший собирался обогатить науку и какими-то исследованиями, но благие намерения умного и даровитого ученого ушли, как говорится, в песок полунауки.

Для Верховенского-отца родная страна “есть слишком великое недоразумение, чтобы нам его разрешить, без немцев и труда”.

По замыслу Достоевского, непонимание России, ее исторических достижений и духовных ценностей, безусловное подражание Западу без анализа всех (не только положительных, но и отрицательных) вытекающих отсюда последствий создавали благоприятные условия как для заимствования “коротких” и туманных идей, так и для последующего снижения.

В конце романа ироническое освещение образа Верховенского-старшего дополняется драматическими интонациями, когда он выходит в “последнее странствование”, осознает трагическую оторванность своего поколения от народа и его духовных ценностей, стремится проникнуть в сокровенный путь Евангелия. В самой возможности такого “странствования” писатель видит залог подлинного возрождения своего героя, доверяет ему авторское истолкование эпиграфа романа, вкладывает в его уста мысль апостольского послания о любви как могущественной силе и “венце бытия”.

Таким образом, Достоевский предполагает и такой выход из неопределенного великодушия “чистого и идеального” западничества “отцов”, хотя в действительности “верховенство” оказалось на стороне тенденций “нечистого” нигилизма “детей”. Кстати, сама фамилия героев несет в произведении вполне определенную смысловую нагрузку. В записной тетради автор отмечает, что отец постоянно “пикируется с сыном верховенством”.

В одном из писем Достоевский подчеркивал, что хотя нечаевская история и ее обобщенно-памфлетное изображение находятся на переднем плане романа, все это тем не менее “только аксессуар и обстановка” поступков действительно главного героя.

В представлении писателя беснующийся нигилист, его “команда” и “болельщики” не только обретают питательную среду в недодуманных идеях и незаконченных теориях, но и находят себе поддержку и оправдание в глубинах сознания так называемых “лишних”, праздных, страдающих от отсутствия подлинного дела людей.

По-настоящему “верховенствующий” в «бесах» – Николай Ставрогин. Это некое предельное, заостренное и полемическое выражение онегинско-печоринского типа личности.

Главным губительным следствием разрыва высшего слоя общества с “почвой” и “землей” Достоевский считал потерю живых связей с традициями и преданиями, сохраняющими атмосферу непосредственной христианской веры. Образ Ставрогина как бы сгущает и обнажает результаты той ситуации современного мира, в которой, если воспользоваться известными словами Ницше, “Бог умер”. По словам Достоевского, Ставрогин предпринимает “страдальческие судорожные усилия, чтобы обновиться и вновь начать верить”.

Сердце Ставрогина иссушено и делает его неспособным к искренней вере. Вместе с тем он прекрасно понимает, что без “полноты веры” и соответственно абсолютного осмысления человеческое существование приобретает комический оттенок и теряет подлинную разумность. Поэтому Ставрогин пытается добыть веру “иначе”, своим умом, рассудочным путем. Но этот “самодвижущийся нож разума” (И. Киреевский) уводит его еще дальше от желанной цели.

В результате Ставрогин оказался словно распятым (сама его фамилия происходит от греческого слова σταυρός – крест) между безмерной жаждой абсолюта и столь же безмерной невозможностью его достижения.

Достоевский признавался, что взял Ставрогина не только из окружающей действительности, но и из собственного сердца, поскольку его вера прошла через горнило жесточайших сомнений и отрицаний.

В отличие от своего создателя, Ставрогин, однако, оказался органически неспособным преодолеть трагическую раздвоенность и обрести хоть сколь-нибудь заполняющуюся пустоту души “полноту веры”.

В “Дневнике писателя” Достоевский писал о том, что без веры в бессмертие души и вечную жизнь бытие личности, нации, всего человечества становится неестественным, немыслимым, невыносимым: “только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле. Без убеждения же в своем бессмертии связи человека с землей порываются, становятся тоньше, гнилее, а потеря высшего смысла жизни несомненно ведет за собою самоубийство”.

Достоевский показывает, что “пожар в умах” пленяет вслед за “дряннейшими людишками” не только всякую “сволочь”, “флибустьеров” и “буфетных личностей”. Он с глубоким сожалением обнаруживает, что во времена потрясений и перемен, сомнений и отрицаний в чудовищные общественные злодеяния вовлекаются и простодушные, чистые сердцем люди. “Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем. “

Отсутствие коренного духовно-нравственного стержня и подлинно великого начала жизни обусловливает, по логике автора, формирование неполного, незаконченного, недосиженного человека, способного на неоднозначные действия.

Без совершенных личностей не может быть и совершенного общества.

А Верховенский-отец в очередном недоумении спрашивает сына: “Да неужто ты себя такого, как есть, людям взамен Христа предложить желаешь?”

Вопрос Степана Тимофеевича автор рассматривал как основную проблему, от решения которой зависит будущее России и всего человечества и которая по-своему ставится в эпилоге. Серия больших и малых катастроф в последней части произведения завершается холодно-рассудочным самоубийством Ставрогина, как бы свертывающим художественную перспективу романа в безнадежный апокалиптический круг.

Основная идея романа

Но именно в потере вековечных идеалов, великих мыслей, в отсутствии высшего сознания, высшего развития, высшего смысла, высших целей жизни, в исчезновении “высших типов” вокруг Достоевский видел корни и главную причину духовных болезней своего века. “Почему же мы дрянь?” – спрашивал он и отвечал: “Великого нет ничего”. И не образованием, не внешней культурностью и светским лоском, не научно-техническими достижениями, а лишь “возбуждением высших интересов” можно перестроить глубинную структуру эгоистического мышления.

В представлении писателя, выбор пути всего человечества связан с духовным благоустроением, увеличением света и любви в душе отдельной личности. Творческий опыт “Бесов” учит везде и во всем искать нравственный центр, шкалу ценностей, которые руководят помыслами и действиями людей определять, на какие, темные или светлые, стороны человеческой души опираются разные явления жизни. Говоря о своем произведении и драматических исканиях современной молодежи, Достоевский подчеркивал:

“Жертвовать собою и всем для правды – вот национальная черта поколения. Благослови его Бог и пошли ему понимание правды. Ибо весь вопрос в том и состоит, что считать за правду. Для того и написан роман”.

Карен Степанян. Федор Михайлович Достоевский. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999

Б.Н. Тарасов. Вечное предостережение. // Федор Достоевский. Бесы. М., 1993. С. 5–26.

Н.И. Якушин. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. М.: Русское слово, 2000

Проблематика и система образов в романе «Бесы». Сатира и трагедия в романе.

лол«Бе́сы» — шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871—1872 годах. Решающим побудительным толчком для создания романа послужило так называемое “нечаевское дело” – убийство слушателя Петровской земледельческой академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества “Народная расправа” во главе с С.Н. Нечаевым. Достоевский увидел в этом преступлении симптом жестокого общественного недуга с непредсказуемыми разрушительными последствиями. Он решил написать произведение, в котором хотел показать, насколько опасно это отрицание религии, морали, семейных, человеческих связей. Так родился замысел “Бесов”.

2) Роль эпиграфов.

В качестве эпиграфов к роману «Бесы» Достоевский использует фрагменты из двух произведений: отрывок из стихотворения Пушкина «Бесы» и притчу из Евангелия от Луки. Оба фрагмента имеют безусловное отношение к концепции романа Достоевского и проливают на нее свет. Первый из них как бы раскрывает настроение писателя, породившее его замысел, — его ужас перед хаосом современной социальной действительности, перед неясностью перспектив развития жизни; второй передает его надежды на грядущее «исцеление» общества, выход его к гармонии и нравственному здоровью.

В первом эпиграфе картина смутного кружения в мареве метели созвучна роману. Достоевский предугадал ужасные, разрушительные последствия, которые несет “нечаевщина” и сопутствующая ей “шигалевщина”: вместо равенства – рабство, вместо свободы – казарма, вместо братства – всеобщий донос, ненависть и соединяющий всех страх. Однако “беснование” выражает себя не только в области политического радикализма. В “Бесах” читатель погружается в зыбкую атмосферу всеобщей охваченности тщеславием, гордостью, утратой твердых нравственных ориентиров, безверием. Именно в такой атмосфере кристаллизуются преступные идеи, не встречающие никакого общественного сопротивления. Роман приобретает черты подлинной трагедии. Подобно шекспировским хроникам, он завершается гибелью большинства основных действующих лиц: Ставрогина, Шатова, Кириллова, Лебядкиных, Лизы. Умирает и Степан Трофимович Верховенский, пережив перед смертью глубокое духовное озарение. Его последние слова обращены к России, которую он сравнивает с больным, одержимым бесами.

Однако само сюжетное содержание «Бесов» эпиграфами никак не предуказывается. Гораздо в большей степени с содержанием этого романа и самым характером его образов корреспондирует народное сказание о Соломонии, одержимой бесами. Легенда эта, отличающаяся динамическим, драматичным сюжетом, с широко развитой системой эпизодов, содержащая обстоятельные описания, представляет собою своеобразный народный «оккультный роман», персонажами которого являются бесы. Их «нравы» и характеры раскрываются через повествование о кознях и интригах, сети которых они плетут вокруг Соломонии. Представления о бесах и их постоянной опасной деятельности, направленной против нравственности и веры, широко бытовали. Их истоки уходят в глубокую древность языческих культов, их живучесть поддерживалась двоеверием, с одной стороны, и мистико-религиозными концепциями христианства, с другой.

Фактически весь роман «Бесы» посвящен разгадке тайны Ставрогина, так как душевная смута главного героя, его духовная раздвоенность захватывают сначала несколько его учеников, затем целые кружки и, наконец, весь город, и распад его личности символизирует для Достоевского религиозный кризис, переживаемый Россией. Писатель умело концентрирует все действие «Бесов» вокруг личности главного героя: экспозиция – Степан Трофимович Верховенский – духовный отец Ставрогина, четыре женщины – Лиза Тушина, Даша, Марья Тимофеевна, жена Шатова – все они часть его трагической судьбы; четверо мужчин – Шатов, Кириллов, Петр Верховенский, Шигалев – это идеи Ставро- гина, начавшие собственную жизнь, и, наконец, мелкие бесы – Виргинские, Липутин, Лебядкин, Эркель, Лямшин – их тоже породил Ставрогин. Теперь оказывается, что преступление, совершенное бесами в провинциальном русском городке, в сто крат страшнее злодеяния Раскольникова или разврата Свидригайлова, ибо ничего нет страшнее, по Достоевскому, чем принадлежность к подпольному коллективу, оправдывающему пролитие крови ни в чем не повинных людей. Одним из представителей революционного движения выступает Петр Верховенский. Политическая биография Петра Степановича туманна и темна. С одной стороны, он участвовал в составление какой–то прокламации и бежал в Швейцарию, с другой – регулярно по точному Женевскому адресу получал деньги из России, а спусти четыре года вернулся домой; стало быть, не стал эмигрантом и не был ни в чем обвинен. К тому же по городу упорно распространяется слух о том, что он покаялся перед правительством, назвав в числе прочего несколько имен революционеров. В основе организации, которую хочет создать Петр Верховенский лежит принцип беспрекословного подчинения центру. Человек, вступивший в организацию, теряет право на свободное принятие решений, отныне он полностью зависит от указаний сверху. Чтобы внутри группы не возникало инакомыслия, все члены призваны следить друг за другом.

Верховенский убежден, что нет нравственных законов. Его цель – всемирная революция, разрушение балагана и утверждение равенства – социализма. У него есть теоретик – Шигалёв. Его теория – это пародия на сенсемонизм и фурьеризм( мечта утопического будущего, мечта о рае на Земле).. Теория: разделить общество на 2 части. Одна – получение свободы личности, вторая должна потерять личность, превратиться в стадо. Это общество доноса, слежки, все равны и все должны. Это общество – «равенство рабов». В качестве механизмов власти используются деспотические способы. Необходимо понизить образование, науки, таланты. Никаких высших способностей («потопить гения»). Всеобщее уравнивание. Рычагами власти выступают пьянство, сплетни, донос, разврат. Презрение к народу. Должен быть общий грех злодейства как залог единства. Это механизм власти и влияния. В лице Верховенского Достоевский представил тип политического авантюриста, заговорщика. Писатель вскрывает их психологию, их личные корыстные мотивы. В основе всего лежит безнравственность. Вскрываются механизмы политической авантюры.

Жертвой становится Шатов – бывший член революционного движения, разуверившийся в их идеях. Как утверждают современники, Достоевский вложил в его уста свои собственные идеи. Прообразом его послужил И. И. Иванов, убитый «Народной расправой». Погибает от рук кучки Верховенского. Он не просто аппонент, он личный враг Верховенского. Шатов плюнул ему в лицо за предательство. Отсюда появилась личная месть – скрытый, личный мотив убийства.

Ставрогин внушает Шатову идею верности народной нравственности, идею веры в бога. Через фамилию «Шатов» проводится проекция на духовную неустойчивость. До финала Шатов раздвоен между верой и безверием. К нему возвращается жена МарИ, беременная от Ставрогина. Он заботится о ней всей душой. На пике этой радости его убивают. Сцена его убийства наполнена мистическим ужасом. Он своим образом воплощает раздвоенность Ставрогина, его искания на протяжении всей жизни.

Идею абсолютной свободы Ставрогин внушает инженеру Кириллову. Кириллов не входит в «пятёрку». Он считает, что нужно преодолеть свой страх через самоубийство. Самоубийство – это вызов Богу. Оно доказывает всемогущество человека. Он жертвует собой ради идеи стать ЧЕЛОВЕКОбогом ( «Кто посмеет себя убить – тот Бог»). Но его трагедия состоит в раздвоенности ума и сердца. Ум отрицает Бога, а сердце любит жизнь. Он убивает себя от безысходности (невозможности жить без бога).

Самоубийство Ставрогина ничего не меняет, так как еще при жизни его постигла самая страшная кара – духовная смерть. Душа его разлагается, и ее гниение порождает духовных детей Ставрогина: Шатова, Кириллова, Петра Верховенского, Шигалева, а те в свою очередь порождают более мелких бесов и т. д. – бесовщина завертелась, закружилась в России.

Жанровая специфика романа-предупреждения.

В «Бесах», хронике двадцати лет и тридцати дней, все уди вительно совпало: летопись эпохи и сердечная поэма, наив ность рассказа и горячая любовь к России, буйная фантазия и строгий историзм мышления. Точка времени, изображенная в «Бесах», представилась Достоевскому одним из «всевыражаю- щих» пунктов. И не случайно именно за этим романом (больше чем за каким-либо другим произведением) прочно закрепи лось (приросло) определение: «роман-предупреждение», «роман-пророчество».

«Бесы» – книга пророческая. Достоевский видел духовным зрением, что русская революция будет именно такой и иной быть не может. Он предвидел неизбежность беснования в революции. Русский нигилизм, действующий в хлыстовской русской стихии, не может не быть беснованием, исступленным и вихревым кружением. Это исступленное вихревое кружение и описано в «Бесах».

В 1916 году Вячеслав Иванов в работе «Достоевский и роман- трагедия» (сборник «Борозды и межи») ввел понятие «романа-трагедии». Это понятие, подчеркивающее трагизм романов и мировоззрения Достоевского, особую драматичность построения, является во многом верным. Оно претерпело заметную эволюцию, очистилось от мистических оттенков первоначального употребления и стало рабочим термином советского литературоведения (его, например, придерживается Ф. И. Евнин). Несмотря на широкое распространение этого жанрового определения, оно далеко не бесспорно: так, концепцию романа-трагедии критикует М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского». Термин роман-трагедия не должен быть понимаем буквально: жанр Достоевского — это не «гибрид» романа с трагедией, а роман с чертами трагедии, которые очень ярко проявляются в концепции целого, композиции, в пространственно-временных отношениях и т.д.: прежде всего — роман. Выше уже приводилось замечательно глубокое определение Энгельгардта: роман Достоевского — это идеологический роман, роман «об идеях».

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 227 ;

Анализ романа «Бесы» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Guru · 16.09.2018

Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Федора Михайловича послужили материалы из уголовного дела Нечаева – организатора тайного общества, целью которого были подрывные политические акции. Во времена автора это событие прогремело на всю империю. Однако ему удалось из небольшой газетной вырезки сделать глубокое и насыщенное произведение, которое считают эталоном не только русские, но и зарубежные писатели.

История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения. Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает. Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.

Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др. Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца». Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.

Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.

Главные герои и их характеристика

Темы и настроение

  1. Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.
  2. Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.
  3. Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.
  4. Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.
  5. Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах. Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Ссылка на основную публикацию