Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

70-80-е годы в творчестве А.Н. Островского знаменуют новый период, когда писатель обращается к иным социальным отношениям, иному общественному устройству. Так, в своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”.

И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин – новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы.

Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: “Ну что такое Карандышев?” Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: “Ну что знакомство для меня?” Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев – жених Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: “Ведь он у нас чудак”. Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, “что просто жалость было смотреть на Карандышева”. Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца. Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: “Мне тоже во фраке прикажете?”. И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним – оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени.

Таким образом, уже по социальному своему статусу он – маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: “Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек”. Но это ее “что-нибудь” говорит о совсем немногих его достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова. У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии.

Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания.

Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на Волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако, вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису. Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоении так и не в силах понять.

Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает. Ведь теперь он “из ничего, да в люди попал”, став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас “повеличаться”.

Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: “Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.” И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он “соломинка, за которую хватается утопающий. ” “Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”, – умоляет он Ларису. Карандышев, вероятно, понимает, что он и есть такая “соломинка”. Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду.

Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она любит его. Его мстительность и злоба видны уже в его словах: “Не обижайте! А меня обижать можно?” После побега Ларисы он кричит: “Жестоко, бесчеловечно жестоко”. Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток.

Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над самолюбивым человеком . Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. “Торжествующий” над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно.

Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова.

Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться. В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: “Я смешной человек”. Великая перемена в нем происходит. Он способен признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное – говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек. Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей.

Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах.

Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису. Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его “вещью”. И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство.

Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о “вещи” писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не “одарил” ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет в драме другого, более “достойного” персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большее значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории “униженных и оскорбленных”, о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток и озлоблен.

По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, – жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Бесприданница / Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»

Смотрите также по произведению “Бесприданница”:

Тема «маленького человека» в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» (ЕГЭ по литературе)

Тема «маленького человека» традиционна для русской литературы. Первым с идеей сочувствия и сострадания «униженным и оскорблённым» выступил Н. В. Гоголь в повести «Шинель». Его герой Акакий Акакиевич Башмачкин имеет низкий социальный статус в обществе. Он служит в департаменте и переписывает бумаги. Мечты у него тоже маленькие: целью жизни стала покупка новой шинели.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Всем своим повествованием автор утверждает, что это человек, к которому нужно относиться с сочувствием. Герой повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин, чиновник четырнадцатого класса, обладает человечностью и добротой. Он любит свою дочь и не может перенести того, что она сбежала с гусаром Минским. Человеческим достоинством наделяет своего Макара Девушкина и Достоевский в повести «Бедные люди». Классики развивают гуманистические традиции русской литературы, обращая внимание на «маленького человека».

По – иному раскрывает эту тему драматург А. Н. Островский в своей пьесе «Бесприданница».

Его герой носит говорящее имя – Юлий Капитоныч Карандышев. Имя римского императора указывает на «имперские» замашки небогатого дворянина, стремящегося достичь в обществе высокого положения. Отчество от латинского «Капитон» – «упрямый» – подчёркивает самовлюблённость и эгоизм чиновника. Фамилия «Карандышев» звучит смешно и снижает образ героя.

Карандышев – «маленький человек», поскольку занимает в обществе низкое место. Он живёт на скромное жалованье. У него есть «именьишко» где-то в глуши. Но он стремится произвести впечатление обеспеченного человека. Подражая богачам, он вешает на стену какой-то грошовый ковёр с кинжалами и пистолетами, выписывает из деревни лошадь – «клячу разношёрстную». Экипаж у него «с музыкой» – винты и гайки дребезжат на разные голоса. Устраивая званый обед, он покупает дешёвое вино, приказав сделать наклейки от изысканных вин. Он смешон в своём самодовольстве и самомнении, но не замечает этого.

Значительные лица Бряхимова с презрением и насмешкой относятся к Юлию Капитонычу. «Ну что такое Карандышев!» – пренебрежительно говорит Кнуров. Для него это «всякий сброд», который бывает в доме Огудаловых. С возмущением отнёсся Мокий Пармёныч к тому, что какой-то Карандышев посмел пригласить его на обед: «Что он такое, кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь … он влезает в лучшее общество, он позволяет себе приглашать меня на обед…»

Карандышев три года посещал дом Огудаловых. Обладая завистливым, самолюбивым характером, он переносил пренебрежение к себе со стороны окружающих. Лариса принимает решение выйти замуж за него после очередного скандала, связанного с кассиром, которого арестовали прямо в доме за растрату денег. Она мечтает о тихой семейной жизни в деревне. Любит ли Карандышев Ларису? Он не понимает её, не проявляет чуткости, когда бестактно называет дом Огудаловых «цыганским табором». Красивая девушка для него – просто вещь или игрушка для удовлетворения своего самолюбия. У «маленького человека» мелкая, самолюбивая, эгоистичная душа. он не хочет слышать просьб Ларисы уехать поскорее в деревню, потому что ему «повеличаться» надо. Он стремится придать себе значительность и доказать тем, кто его унижал, что девушка выбрала его в женихи за какие-то его достоинства.

Читайте также:  Образ и характеристика Григория Муромского в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение

Непомерное тщеславие Юлия Капитоныча проявляется тогда, когда он устраивает званый обед. Произнося тост за невесту, он расхваливает прежде всего себя. Да, этот маленький человек жалок и смешон в своих непомерных амбициях. Но есть эпизод, когда этот герой вызывает сочувствие. он узнаёт, что обманут: невеста уехала с Паратовым за Волгу. В этот момент он искренне и глубоко страдает: «Я знаю сам, что я смешной человек… Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить его под ноги и растоптать его!»

Он видит, как Кнуров и Вожеватов разыгрывают Ларису в «орлянку», и стремится отомстить за оскорблённую девушку. Но он не может понять трагичности положения девушки. Признаваясь ей в любви, он ведёт себя, как собственник. И когда Лариса в отчаянии говорит, что она дорогая вещь и требует роскоши, Карандышев, движимый мелкими и эгоистичными чувствами мести и ревности, стреляет в неё.

Злоба и жажда мести приводят к трагическому финалу. Самовлюблённый, напыщенный, эгоистичный Карандышев достоин не только осуждения, но и сочувствия.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14416

Драма “Гроза” — “глоток свежего воздуха”

Школьное сочинение

В заключительной части статьи “Луч света в темном царстве” критик-демократ Н.А. Добролюбов пишет, что, по его мнению, “Гроза” есть самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тягостное и грустное, нежели другие пьесы Островского. В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее”. Это “что-то”, по мнению критика, “фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства”, и “характер Катерины, рисующийся на этом фоне”, от которого веет “новой жизнью”, открывшейся “в самой ее гибели”.

Добролюбова поразила в первую очередь необыкновенная своеобразность характера Катерины Кабановой, в котором нет ничего ” внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически”. Это проявляется, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме матери. Оказывается, воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабанихи: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: “Да ведь и у нас то же самое”. Но разницу сама героиня определила так: “Да здесь все как будто из-под неволи!” Катерина не принадлежит к натурам буйным, всегда чем-то недовольным, стремящимся к разрушению. Наоборот, характер ее “созидающий, любящий, идеальный”, поэтому она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Грубые и суеверные россказни странниц, подобных Феклуше, превращаются в ее сознании в “золотые поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения. “

Из своей юности Катерина вынесла только то, что не противоречило ее естественному стремлению к красоте, гармонии и счастью. “В рассказах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце”. В душе она строила свой идеальный мир, “посвященный добру и наслаждению”, но что такое настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить. Этот светлый “период детства, для многих тянущийся долго, очень долго, но все-таки имеющий свой конец”, закончился для Катерины с приходом ее в дом свекрови.

В сумрачной обстановке новой семьи, под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям и ее светлым чувствам. Катерина инстинктивно ищет света, воздуха, хочет помечтать, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, но вынуждена подчиняться условностям, которые накладывает положение замужней женщины. В доме свекрови в Катерине постоянно подозревают “нечистые, развратные замыслы”. Окружающая обстановка поддерживает и развивает в ней страх каких-то темных сил, чего-то неведомого, “что сохранилось от ее воспоминаний”. Катерина боится за каждую свою мысль, за самое простое чувство она ждет наказания: “ей кажется, что гроза убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки. Все против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле”. По мнению Добролюбова, все это должно было “заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви — или же научиться обманывать людей и совесть. “. Но “Катерина не такова, — считает критик, — развязка ее любви при всей домашней обстановке — видна заранее еще тогда, когда она только подходит к делу. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы”.

Такая любовь и такие чувства не могли ужиться в стенах кабановского дома с его притворством и обманом.

Катерина боится лишиться возможности видеться со своим возлюбленным, говорить с ним, наслаждаться звездными летними ночами и новыми для нее чувствами. Но приехал муж и она вынуждена таиться, хитрить, а это для нее невыносимо: “. дни и ночи она все думала, страдала, экзальтировала свое воображение, и без того горячее, и конец был тот, что она не могла вытерпеть — при всем народе, столпившемся на галерее старинной церкви, покаялась во всем мужу. “

После такого признания Катерине остается только покориться, отречься от самостоятельной жизни и стать “беспрекословной угодницей” свекрови и “кроткою рабою” своего мужа. “Но нет, не таков характер Катерины, — снова подчеркивает критик, — не за тем отразился в ней новый тип, создаваемый русской жизнью, — чтобы сказаться только бесплодною попыткой и погибнуть после первой неудачи “. Эта женщина уже не сможет возвратиться к прежней жизни. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей открыто, “законно и свято”, “при свете белого дня”, “перед народом”, то и жизнь для нее не имеет смысла.

“Грустно, горько такое освобождение, — пишет Добролюбов, — но что делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то “Гроза” и производит на нас впечатление освежающее. “

Другой критик, Д. И. Писарев, в статье “Мотивы русской драмы” оспорил такую трактовку образа Катерины. “Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. — утверждает он. — Только живая самостоятельная деятельность мысли, только прочные и положительные знания обновляют жизнь, разгоняют тьму, уничтожают глупые пороки. ” “Светлым явлением. “, продолжает критик, должно считать “. только то, что в большей или меньшей степени может содействовать прекращению или облегчению страдания. ” И вот как характеризуется протест Катерины против кабановских понятий о нравственности: “Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством” которое является совершенно неожиданным для нее самой”.

Аргументы Писарева в этом споре многим могут показаться вескими и убедительными. Многие согласятся, что образ Катерины” каким его видит Добролюбов, слишком уж идеализированный, что он переоценил силу характера героини Островского и значение ее протеста. Но нельзя забывать, что статья Писарева была написана в начале 1864 года.

Революционная ситуация окончилась, крестьянские волнения шли на убыль, массовые выступления студенческой молодежи прекратились, а многие участники демократического движения были заключены в тюрьмы или сосланы на долгие годы. Писарев же, оставаясь верным революционно-демократическим идеалам, и в новых условиях искал пути продолжения дальнейшей борьбы. В статье “Мотивы русской драмы” он резко критикует “темное царство”, выражает глубокое сочувствие страданиям народа, но в качестве тактики борьбы демократических сил предлагает развитие и распространение тех знаний, которые наиболее полезны для общества, которые формируют мыслящую молодежь, готовую к активной борьбе.

А на 1860 год, когда писал свою статью Добролюбов, в России приходился пик революционно-демократического подъема и яростного сопротивления самодержавной власти. Именно в этой грозовой атмосфере увидел Добролюбов в Катерине ростки самосознания, развитие народного стремления к свободе, начало того движения”, которое должно было привести народ к непосредственному выступлению. Слова, которые Островский вложил в уста своей героини: “Что домой, что в могилу — все равно!”, прозвучали тогда в русской литературе впервые. Неграмотная Катерина Кабанова, которая и слов-то таких: “человеческое достоинство”, не знает, предпочла гибель бесконечному унижению. И демократическая печать встрепенулась: наконец-то! Начался, наконец, необратимый, как тогда казалось, процесс всенародного освобождения, если даже такая добрая и кроткая девушка осмелилась утвердить собственный выбор между возможностью быть (или даже умереть) свободной или униженно существовать.

В “темном царстве” российской действительности блеснул, наконец, для критика-демократа луч надежды на победоносный ход неизбежной в России революции. Это потом оказалось, что вовсе она не так близка. Вот почему Добролюбов называл “самое решительное” произведение Островского “глотком свежего воздуха” и утверждал, что в нем “есть что-то освежающее и ободряющее”.

Тема «маленького человека» в драме А.Н.Островского «Бесприданница»

В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие, а их страдания – чувство горького сожаления. Максим Максимыч в «Герое нашего времени» Лермонтова и семья Мироновых в «Капитанской дочке» Пушкина отличались душевностью, способностью искренне и верно любить. В драме А.Н.Островского «Бесприданница» в образе «маленького человека» появились сатирические краски.
В одном из главных героев пьесы – Карандышеве – автор показывает множество нравственных изъянов. Юлий Капитоныч вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник Карандышев старается всем доказать, что не хуже других. Он постоянно поучает, читает наставления. Своей невесте Ларисе он говорит: «Вам надо старые привычки бросить… Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было». Вожеватов молод, еще только разворачивает «свое дело», поэтому Карандышев разговаривает с ним фамильярно. С Кнуровым, пожилым человеком, крупным дельцом с «громадным состоянием» он почтителен: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?»
Никто из персонажей не отзывается о Карандышеве сколько-нибудь уважительно. Окружающим неприятны его завистливость, стремление во что бы то ни стало оказаться в избранном обществе, сравняться с такими людьми, как Кнуров, Вожеватов и Паратов, которые, однако, вызывают у него резко отрицательное отношение уже только потому, что в их руках деньги и власть. Себя он причисляет к «образованным людям», всячески «топорщится», чтобы заявить о себе погромче и повнушительней, хотя ни по уму, ни по характеру, ни по образованию он не превосходит окружающих, и его претензии нелепы и смешны. Лариса нужна ему для самоутверждения, с ее помощью он надеется занять более высокое общественное положение. Карандышев – это амбициозный тип «маленького человека». «Человек самолюбивый, завистливый», – говорит о нем Вожеватов. «Не глуп, да самолюбив», – подчеркивает Огудалова. Еще более резко и пренебрежительно отзывается о Карандышеве Паратов: «Кому он может нравиться! А еще разговаривает, гусь лапчатый». А вот Кнуров иначе оценил действия Карандышева, увидев за ними определенную цель: «Пожалуй, с своей точки зрения он не глуп. Что он такое… А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество». Когда Лариса приняла предложение Карандышева, он сразу возомнил себя большим человеком.
«Небогатый чиновник» спешит сравняться с богатыми и преуспевающими Кнуровым и Вожеватовым. Он стал украшать квартиру коврами и оружием, обзавелся «экипажем», у которого, по словам Вожеватова, «все винты да гайки дребезжат на разные голоса». «Ему покрасоваться хочется, – подметила Харита Игнатьевна. – Да и не удивительно: из ничего, да в люди попал». Во всех этих поступках проявляется явная ограниченность Карандышева. Он хочет утвердиться в глазах общества, усваивает манеры и стиль жизни местных купцов-воротил, а в результате его попытки приобретают пародийный характер. Не случайно А.Н.Островский дает герою «говорящую» фамилию: «Карандышев» образовано от слова «карандаш» – недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями. «Маленький человек» Карандышев действительно смешон и жалок в своем тщеславии.
На званом обеде в честь Ларисы герой пережил настоящее унижение: деловые люди его подпоили, а затем невеста сбежала с ними на пикник. После такого потрясения Карандышев произнес обличительную речь: «…Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон, – ну, смейся надо мной, смейся в глаза. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его. » Островский показывает, как хищные дельцы жестоко унизили и растоптали мелкого почтового служащего. Так в тему «маленького человека», нарисованного сатирически, входит мотив осуждения тех, кому «все позволено».
Преуспевающие купцы и судовладелец Паратов не щадят и Ларису, девушку из «порядочной фамилии». Но она – бесприданница, ее участь незавидна. Мать заставляет дочь быть любезной с мужчинами, завлекать богатых женихов, забыть о гордости, чтобы обеспечить себе безбедное будущее. Окружающие Ларису поклонники относятся к ней, как к вещи, как к красивой игрушке. Ее чувства никого не волнуют. Мать говорит дочери «голую» правду: « А кому нужно, что ты терзаешься?» Даже Вожеватов, который рос вместе с Ларисой, ничего не предпринимает, чтобы остановить ее от роковой встречи с Паратовым. Паратов «безбожно» обманул девушку и постарался поскорее от нее избавиться. Деловые люди привыкли использовать в своих целях тех, у кого ниже социальный статус.
Тот же Паратов, например, повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». «Маленький человек» Аркадий Счастливцев покорно выполняет прихоти господ, привык к роли шута. Он алкоголик, зависит от сильных мира сего. И все-таки даже Робинзон способен понять всю меру подлости деловых людей, для которых нет никаких нравственных преград. «Грозя кулаком», он говорит: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
Итак, в пьесе Островского тема «маленького человека» раскрывается в двух аспектах. С одной стороны, автор беспощаден к «мелким» рабам, к Карандышеву и Робинзону. Они становятся жертвами своих пороков. Счастливцев хотел «легкой» жизни за счет богатых «приятелей», а Карандышев стремился удовлетворить свое мелкое самолюбие и тщеславие. С другой стороны, Островский осуждает дельцов, которые готовы купить и красоту, и честь, и человеческое достоинство. Для своих забав они выбирают «слабых», находящихся в сложном материальном положении, как Лариса, или тех, у кого в душе преобладает холопское начало.

Читайте также:  Черты реализма в комедии Горе от ума Грибоедова

«Маленький человек» в пьесе Островского «Бесприданница»

Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, — Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него — это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым.

Карандышев отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!», т. е. путь смирения, возможность

Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий…»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда Карандышев бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок, невозможный для человека любящего — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара».

Карандышев не может обладать этой женщиной и утверждает свою власть над ее смертью.

Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок.

Дайджест:

Конфликт и характеры в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» 1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета. 2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой. 3. Представители делового мира в пьесе. 4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев. В пьесе «Бесприданница». .

Жизненные принципы героев в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу. .

На тему: Любовь в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» Любовь Целых четыре года посвятил созданию своей пьесы «Бесприданница» Александр Николаевич Островский. Сегодня, благодаря нашумевшей кинокартине, она более известна, как «Жестокий романс». Премьерные спектакли по пьесе состоялись осенью 1878 года. .

Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» 1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского «Бесприданница» состоит в том, чтобы показать противоречия. .

По пьесе Островского «Бесприданница» А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной. .

Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза Катерину. Она настолько эмоциональна, впечатлительна, что особняком стоит среди других. .

Характеристика героя Карандышев, Бесприданница, Островский Карандышев Карандышев Юлий Капитоныч — один из главных персонажей пьесы «Бесприданница», молодой и небогатый чиновник, жених Ларисы Дмитриевны. Это скромный молодой человек с претензией на большее. Основные его черты —. .

«Бесприданница» Островского — краткое содержание Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров и Вожеватов, заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в. .

Краткое содержание драмы Бесприданница Островского А. Н БЕСПРИДАННИЦА Драма в четырех действиях Действие первое В большой город Бряхимов на Волге прибывает Сергей Сергеевич Паратов — блестящий барин, судовладелец. Купцы Кнуров и Вожеватов обсуждают его приезд. Потом переходят. .

Психологизм драмы А. Н. Островского «Бесприданница» Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается » Бесприданница «. Ее нередко сопоставляют с «Грозой», и в известной мере это справедливо. » Гроза » — главное произведение дореформенной. .

Образ, характер и характеристика Ларисы Огудаловой по пьесе Бесприданница Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня замечательной пьесы Островского «Бесприданница». Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение крайне унизительно, Лариса чувствует это. .

Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» Пьеса А. Н. Островского » Бесприданница » произвела на меня сильное впечатление. Автор показывает жизнь провинциального городка на Волге, где мерилом человеческой ценности стали деньги. Свадьба Ольги, сестры Ларисы Дмитриевны. .

Краткое содержание: Бесприданница, Действие второе Действие второе Лица: Огудалова. Лариса. Карандышев. Паратов. Кнуров. Вожеватов. Робинзон. Илья-цыган. Лакей Огудаловой. Комната в доме Огудаловой, там готовятся к прие­му. Вожеватов присылает подарок для Ларисы. Приходит Кнуров, он с. .

Тема «маленького человека» в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Драма «Бесприданница» была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось «темное царство» — быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет. .

Смысл жизни Ларисы Огудаловой «Я любви искала и не нашла» по пьесе Бесприданница «Я любви искала и не нашла», так объясняет свое якобы самоубийство главная героиня драмы «Бесприданница» Лариса Огудалова. Всю свою жизнь она провела «в поисках» того единственного любящего и мужчины. В. .

Островский, Краткое содержание Бесприданница Островский, Краткое содержание Бесприданница Краткое содержание Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова — вдова средних лет. Лариса Дмитриевна — ее дочь. Мокий Парменыч Кнуров — крупный делец, пожилой человек с. .

Пафос пьесы Островского «Бесприданница» «Бесприданница» отражает новый по сравнению с «Грозой» этап развития России. Перед нами проходит пореформенная Русь иными героями, иными социальными конфликтами Островский ведет нас в цитадель новой России, в губернский приволжский. .

Система образов в драме Островского «Бесприданница» «Картинное» поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера, героя кутежей и забав. Ю. М. Лотман показал, что в. .

Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Персонажи «Бесприданницы» — представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной. .

Краткое содержание Бесприданница Островский А — Н — Сочинение Подготовка к ЕГЭ: Краткое содержание Бесприданница Островский А. Н. Сочинение Кнуров и Вожеватов обсуждают приезд Сергея Паратова. Год назад он бросил бесприданницу Ларису Огудалову, которая страстно любила его. Мать девушки. .

Характеристика героя Лариса, Бесприданница, Островский Лариса Лариса Огудалова — главная героиня пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», дочь Хариты Игнатьевны. Это красивая и умная девушка с великолепными личностными качествами. Она скромна, начитана, открыта, честна, не льстива. .

Женские образы в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Александр Николаевич Островскии&;;&;;#35774; — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. За свою жизнь он написал множество достойных произведений, но наиболее широкую известность приобрели драмы «Гроза». .

Краткое содержание: Бесприданница, Действие третье Действие третье Лица: Ефросинья Потаповна, тетка Карандышева. Карандышев. Огудалова. Лариса. Паратов. Кнуров. Вожеватов. Робинзон. Иван. Илья-цыган. Действие происходит в кабинете Карандыше­ва, меблированном с претензиями, но без вкуса. Над диваном прибит. .

Краткое содержание: Бесприданница, Действие первое Действие первое Лица: Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам. Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно. Мокий Парменыч Кнуров, из. .

Краткое изложение А. Н. Островский Бесприданница А. Н. Островский Бесприданница Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров и Вожеватов, заказав шампанское в чайном приборе, начинают. .

Образ, характер и характеристика Вожеватова по пьесе Бесприданница Неслучайно Островский наградил фамилией Вожеватов одного из значимых героев пьесы «Бесприданница». Слово «вожеватый» было раньше общепонятным, так называли людей богатых, состоятельных. Василий Данилыч Вожеватов — молодой человек, одетый по-европейски и. .

Характеристика героя Паратов, Бесприданница, Островский Паратов Паратов Сергей Сергеич — один из главных героев пьесы «Бесприданница», блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас. .

Читайте также:  Образ и характеристика Ефима Изварина в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

Краткое содержание Бесприданница по действиям Действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова — вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам. Лариса Дмитриевна — ее дочь, одета богато, но скромно. Мокий Парменыч Кнуров —. .

Краткое содержание «Бесприданницы» Островского Большой вымышленный город на Волге — Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров и Вожеватов, заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница. .

Нравственные проблемы по пьесе Бесприданница Александр Николаевич Островский — прекрасный российский драматург, творчество которого в значительной мере повлияло на развитие и русской литературы, и русского театра. Островский написал множество пьес, которые не теряют популярности до. .

Характеристика образа Ларисы драме «Бесприданница» Неприглядное существо персонажей «Бесприданницы» порою обладает неким эстетическим колоритом, обманчиво привлекательным. Этим «блеском» прельщается и Лариса, но, в отличие от окружающих, — искренне и простодушно. В этом она жертва не. .

Жизненная философия Паратова драме «Бесприданница» «Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни», — пишет Е. Д. Турчанинова. Таким словом, указывающим на сущность личности Паратова, является определение. .

Внутренний мир Катерины и Ларисы по пьесе Гроза Героини пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» являются олицетворением жертв своего времени, жертв нравственных устоев общества. Многие их поступки объясняются невозможностью сделать другой выбор в условиях в рамках их. .

«Бесприданница» в постановках русского театра В 20-30-е годы в постановках театром «Бесприданницы» преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку «бедному», затравленному богатыми бездельниками. Он как бы представлял собой тип низовой демократии, которой естественно было сочувствовать. .

«Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сочинения по литературе: «Маленький человек» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», —. .

«Маленький человек» и его судьба в повести «Шинель» Тема «маленького человека» — одна из постоянных в русской литературе. Ее гуманистическое толкование своими корнями достигает Пушкина. Его герои — Самсон Вырин, Евгений вызывают у читателя сочувствие и печаль. Так. .

ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» В трагедии Островского » Гроза » были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою». .

Сочинение: Маленький человек в произведениях Платонова В литературе XX века, особенно послереволюционной, тема маленького человека надолго ушла в тень. Собственно, в лите­ратуре социалистического реализма до поры до времени и не могло возникнуть такой темы как актуальной. .

Кто такой «маленький человек» Николай Васильевич Гоголь писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Он был талантлив и непосредственен. Диапазон его был безграничен. Каждая книга пропитана тонким юмором, патриотизмом, национальным колоритом, а может даже. .

«Маленький человек»; — литературный тип Гоголя «Маленький человек»; — литературный тип, сложившийся в русской реалистической литературе 1830-1840 годах, бедный чи­новник, «винтик»; огромной бюрократической машины. Он стоит на низшей ступени социальной лестницы, духовный мир его скуден и. .

Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница»

70-80-е годы в творчестве А.Н. Островского знаменуют новый период, когда писатель обращается к иным социальным отношениям, иному общественному устройству. Так, в своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”.

И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в образе Юлия Капитоныча Карандышева, молодого небогатого чиновника. Это мещанин – новый человеческий тип, который складывался в эпоху буржуазной прозы.

Первые сведения о нем мы узнаем из разговора Вожеватова с Кнуровым. Последний особенно нелестно отзывается о Карандышеве: “Ну что такое Карандышев?” Что имеет в виду Кнуров, мы понимаем из другой его реплики: “Ну что знакомство для меня?” Он презирает его за то, что у него ничего нет, что он беден, а большей частью, наверное, еще и зато, что Карандышев – жених Ларисы Дмитриевны.

Вожеватов к характеристике Кнурова прибавляет: “Ведь он у нас чудак”. Действительно, немало у него чудачеств. Из-за всего этого начинаешь видеть в нем настоящего маленького человека, вызывающего жалость. Кстати, далее Вожеватов говорит, “что просто жалость было смотреть на Карандышева”. Но, честно говоря, настоящей жалости со стороны Вожеватова по отношению к Карандышеву мы не наблюдаем. Уже в следующей сцене Вожеватов не упускает ни одного повода упрочить за Карандышевым положение ни кого иного, как шута, паяца. Например, когда Юлий Капитоныч предлагает Ивану служить у него за обедом и явиться во фраке, Вожеватов спрашивает Карандышева: “Мне тоже во фраке прикажете?”. И на этот язвительный вопрос Карандышев отвечает вполне серьезно. Он нечувствителен к пренебрежительно-снисходительному тону, к обидным колкостям, к тому, что Вожеватов явно над ним потешается. Может показаться, что тут всего лишь добродушное, незлобное подшучивание. Но за ним – оскорбительное третирование. Лишь тонкой чертой оно отделено от прямого издевательства, объектом которого Карандышеву суждено стать в очень скором времени.

Таким образом, уже по социальному своему статусу он – маленький человек. Его, мелкого чиновника, никто не уважает по-настоящему. Хотя Лариса говорит ему: “Сами по себе вы что-нибудь значите: вы хороший, честный человек”. Но это ее “что-нибудь” говорит о совсем немногих его достоинствах.

Эта ничтожность Карандышева идет не от принадлежности его к мещанству, а от его душевных качеств. И в этом отношении он тоже маленький человек, так как он обделен чуткой душой, высокими порывами. Это заурядный человек. Но дело не только в том, что его скромно одарила природа. Здесь сама духовная скудость мещанства проявилась в духовной скудости героя. В Карандышеве нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова. У него есть лишь мещанские представления об образовании и приличии.

Прозаичность образа Карандышева делает его совершенно отличным от высокой поэтической души Ларисы. Подобный персонаж не предусмотрен миром романтической поэзии, миром романса. Но он существует в жизни. Быть может, от этого столкновения прозы жизни в образе Карандышева с поэзией в образе Ларисы между ними и нет взаимопонимания.

Взять хотя бы сцену, когда Лариса смотрит на Волгу и предлагает Карандышеву уехать в деревню, а он не слышит ее устремлений, не понимает ее души, беспокоясь только о том, что говорил ей Вожеватов. Карандышев поучает и попрекает Ларису, одним словом, ведет себя как судья и обвинитель. Однако, вопреки ожиданиям, ставит себя в положение обвиняемого. Иначе и быть не могло: не ему учить или осуждать Ларису. Здесь опять его ничтожность, которая вообще рядом с Ларисой Огудаловой проявляется резче всего, и теперь, поучая и упрекая Ларису, он побуждает ее высказать ему откровенные слова, которые он менее всего хотел бы услышать и смысла которых он в самоупоении так и не в силах понять.

Карандышев, этот слабый человек, завистлив и самолюбив. Он постоянно хочет придать значительность своей личности, потешить свое самолюбие. Для этого он развешивает в своей комнате оружие по стенам, для этого и очки надевает. Ведь теперь он “из ничего, да в люди попал”, став женихом Ларисы. Вот здесь-то он и мстит всем окружающим за свою уязвленную гордость. Он далее сам не скрывает, что хочет сейчас “повеличаться”.

Он любит Ларису и способен на любовь. В сцене перед смертью Ларисы Карандышев говорит о своей любви, говорит, в каком он отчаянии: “Скажите же: чем мне заслужить любовь вашу? Я вас люблю, люблю.” И при это он падает на колени. Но вся его беда в том, что он не отдается полностью этой любви, он постоянно думает совсем о другом. Ему необходимо скрыть от других некую правду о себе, что, что он “соломинка, за которую хватается утопающий. ” “Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”, – умоляет он Ларису. Карандышев, вероятно, понимает, что он и есть такая “соломинка”. Но он хочет стать другим в глазах людей, значительным, хочет сам забыть о своем истинном положении. Однако ему постоянно об этом говорят напрямую, например, Лариса, которая всегда, впрочем, говорит ему правду.

Перед нами маленький человек, но человек жестокий, иногда мстительный. Он думает только о себе, когда просит Ларису пожалеть его и делать вид, что она любит его. Его мстительность и злоба видны уже в его словах: “Не обижайте! А меня обижать можно?” После побега Ларисы он кричит: “Жестоко, бесчеловечно жестоко”. Но говорит он, конечно же, не о своей жестокости. Он не замечает, что в безудержном стремлении утвердить себя по отношению к Ларисе был и бесчеловечен, и жесток.

Черты мещанина, себялюбивого, цельного, упрямого и злого, своеобразно сплетаются в нем с чертами униженного бедняка. Эта двойственность Карандышева отчетливо выступает в сцене обеда. Это прежде всего сцена глумления над самолюбивым человеком . Карандышев куражится и изображается из себя барина, а выглядит шутом, над которым все смеются. Он не понимает, что его спаивают.

Тихое счастье его не устраивает. Больше всего ему нужно публичное торжество. Это еще раз доказывает сцена обеда. Ему кажется, что он на высоте. “Торжествующий” над соперниками, Карандышев хочет показать и свою власть над Ларисой, запрещая ей петь. Но она все же поет, и ему ничего не остается, как признать, что поет она прекрасно.

Оборотная сторона этого обеда, основанного на мелком расчете и мещанском копейничестве, раскрывается в образе тетки Карандышева Ефросиньи Потаповны. Именно она вываливает на сцену всю требуху мещанских расчетов и соображений, столь смешных на фоне богачей и кутил вроде Кнурова и Паратова.

Несмотря ни на что, Карандышев способен изменяться. В своем монологе, полном протеста и возмущения, он говорит: “Я смешной человек”. Великая перемена в нем происходит. Он способен признаться в своих слабостях и недостатках, смело судит окружающих, а главное – говорит искренно. Это признание возвышает его в наших глазах. Да и сам он возвышается в этот момент над прежним собой. В нем пробуждается человек. Так в пьесе Островского возникает мотив, сближающий её с романами Достоевского, в которых также немало маленьких людей.

Разумеется, вовсе другим человеком он не становится. Но теперь в отношении к Ларисе у него больше гуманности, чем в отношении ее к нему. Да это и не случайно, так как он окончательно упал в ее глазах.

Из этого его монолога становится ясным и его поступок, погубивший Ларису. Он убил ее в припадке мещанского себялюбия, убивает из-за того, что она не захотела стать его “вещью”. И вместе с тем, в этом убийстве выразилось отчаяние Карандышева, его последняя попытка защитить себя как человека, отстоять свое достоинство.

Маленький человек в изображении А.Н. Островского жалок. Но случайно ли то, что слова о “вещи” писатель вкладывает именно в уста Карандышева? Уж не “одарил” ли Островский этой сильной и разящей мыслью его только потому, что больше её в пьесе высказать было некому? Вполне возможно, потому что, каким бы ничтожным ни был Карандышев, нет в драме другого, более “достойного” персонажа.

В середине и в конце 30-х годов XX века, когда социальному происхождению и положению героя многие придавали большее значение, чем его реальному поведению, Карандышева стремились трактовать как фигуру положительную. Ю. Юзовский, например, видел в нем представителя той категории “униженных и оскорбленных”, о которых писали Гоголь и Достоевский. Но я считаю, что маленький человек у этих писателей не был так жесток и озлоблен.

По иному подходили к Карандышеву в 60-х годах. Ю. Оснос трактует Карандышева как фигуру полностью отрицательную, ибо Карандышев страдает пусть и глубоко, но недолго, почти немедленно переполняясь чувством ненависти к людям, отнявшим у него Ларису.

Я считаю, что этот маленький человек, обрисованный Островским в своей пьесе, – жалкое, конечно, но опасное существо. Это уже не гоголевский Башмачкин. Это доведенный до преступления постоянными унижениями человек. Но это не приводит к положительным результатам. И он терпит поражение в этой драматической борьбе.

Ссылка на основную публикацию