Сочинение Незнакомка Блока (по стихотворению)

Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество А. Блока с необычайной полнотой вобрало в себя традиции русской поэзии, начиная с В. Жуковского, М. Лермонтова и заканчивая А. Фетом, А. Григорьевым, В. Соловьевым. Блок усвоил все лучшие достижения русского искусства, воплотив в своем творчестве свою эпоху — эпоху великого перелома, пришедшегося на рубеж веков.
Едва ли не самое знаменитое стихотворение Блока «Незнакомка» было написано в 1906 году и явилось отражением тех идей, которые владели поэтом в то время.
Этот этап — второй в творческой эволюции Блока, последовавший за периодом Прекрасной Дамы. Светлый недостижимый идеал (каким в более ранних стихах был образ Прекрасной Дамы) сделался более реальным. Точнее будет сказать, что в ранних стихах реальность вообще Бло-
ка мало интересовала. Он воспевал мир своей мечты. Теперь же его лирический герой сталкивается с окружающей действительностью, и она поражает его своим диссонансом с миром идеальным. В стихах возникает тема двоемирия: мира реального — низменного и пошлого, в котором нет места высоким идеалам, и мира ирреального, мира высокой духовности и светлых идеалов. Этот конфликт (романтический по своей природе) достигает у Блока высочайшего драматизма и накала.
Одним из ярчайших примеров стихотворений такого плана и является знаменитая «Незнакомка».
Мир «прекрасной незнакомки», которая нисходит до простых смертных, противостоит в стихотворении миру пошлой обыденности. Стихотворение отчетливо делится на две части, наглядно отражая принцип двоемирия. В первой части поэт дает описание реальной, пошлой и удушливой действительности, при этом в картинах повседневного быта проскальзывают саркастические нотки.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Примечательно, что весна в «Незнакомке» — не символ жизни. Весна, скорее, пропитана духом тления и разложения. Образ прекрасной незнакомки появляется во второй части произведения. Образ практически во всем условный, за исключением описания внешности дамы. Автор сравнивает незнакомку со сном. Через все стихотворение проходит мотив одиночества, отчуждения. Стихотворение построено по принципу кольцевой композиции: реальность — сон, видение — реальность. Это подчеркивает, что сам поэт не может вырваться из мира пошлости и разлагающейся повседневности.
Вся образная структура стихотворения строится на системе контрастов. Лирическому герою резко противостоит дисгармоничный мир петербургского пригорода, «скука загородных дач», разлитая повсюду. Она ощущается в неприятных звуках (пьяных окриках, скрипе уключин, женском визге, диком крике), в уродливых картинах («кривится» даже лунный диск), мертвенности, разложении, «тлетворном духе». Это тот «страшный мир», который полностью завладеет поэтом в его следующий период творчества. У лирического героя лишь один собеседник — «друг единственный», отраженный в стакане, то есть он сам или его двойник. Но этот двойник нем, так как нем сам пьющий («смирён и оглушен»). При помощи данного контраста достигается усиление воздействия — одиночество становится абсолютным.
Трактирному, угарному миру и противостоит внезапно появляющаяся Незнакомка. Она одинока («всегда без спутников, одна. »), и в этом отношении она — душа, родственная лирическому герою. К тому же ее мироощущение, как и у лирического героя, трагично (перья на ее шляпе «траурные»), В то же время Незнакомка явно принадлежит этому «ресторанному» миру, как бы вписывается в него. Она из сна («иль это только снится мне?») и одновременно — из яви, так как медленно проходит между вполне реальными пьяными. В своем поэтическом облике героиня является как чудо, как что-то необыкновенное, редкое, исключительное. И одновременно она буднична, как этот мир. Она тонко, почти незаметно вводится в повседневность, становится принадлежностью «страшного мира».
Лирический герой поддается обаянию красоты Незнакомки, он «закован» ее «странной близостью», но он же и не принимает ее образа, скользит мимо него, смотрит сквозь него. Его идеал, очевидно, шире, он не «покрывается» образом Незнакомки, он выше его. Лирическому герою открывается иной мир, новый образ, соответствующий его идеалу («и вижу берег очарованный и очарованную даль»), С этой иной далью связана особая пленительная тайна, возникает образ очей, «синих, бездонных», принадлежащих героине другого, «дальнего» берега. Во многом это своего рода горькое воспоминание о Вечной Женственности, об утраченном идеале юности. Этот образ таинствен и туманен, он совершенно лишен плоти и осязательности. Так в стихотворении до высшего предела усиливается контраст земного и небесного, реального и мистического.
Мечта, бесплотный образ уже кажутся герою настолько недостижимыми, что в его сердце поселяется тревога: а вдруг это и не мечта даже, а просто пьяные галлюцинации? На это наслаивается признание героя, что «сокровище» лежит в глубине души. Но душевное богатство зыбко и призрачно, если лишено опоры в действительности. Оно неуловимо, исчезает, едва к нему приблизишься. Идеал Вечной Женственности оказывается неосуществим, именно поэтому пропадает в тумане и Незнакомка. Герой возвращается к страшной действительности. Пьяницы соединятся в «пьяное чудовище», которое внушает герою мысль о том, что мир мечты не существует, что это одурманенное алкоголем воображение создает видения, и что «истина в вине». Стихотворение возвращается к началу, и это лишь усиливает ощущение безвыходности, безнадежности ситуации.
Итак, стихотворение «Незнакомка» является одним из самых известных стихотворений Блока, в котором с наибольшей силой и контрастностью воплотились его представления о «страшном мире», о невозможности осуществления идеала на земле. В нем с напряжением и драматизмом представлена система «двух миров» — идеального и реального и показан трагический разлад между желаемым и действительным.
Творчество Блока явилось одним из самых заметных явлений русской литературы XX века и оказало огромное влияние на литературу последующих лет.

Анализ стихотворения Незнакомка Блока

Стихотворение написано в тяжёлый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном посёлке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.

Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в заго­родном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности.

В основу композиции положен принцип противо­поставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихо­творение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока не­совместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единствен­ное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлет­ворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука заго­родных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость за­ражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а—о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитера­ции (повторение согласных звуков) и ассонансы на и <горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.

В этом мире вместо солнца «золотится крендель бу­лочной», а любовь подменена прогулками дам с «ис­пытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже Символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воз­дух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяю­щегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкну­того круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор упот­ребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и за­пахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный В моём стакане отражён И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сме­няются повторением гласных звуков — ассонансами <Дыша духами и туманами, / Она садится у окна. / И веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шёлка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности жен­ского образа.

Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышен­ным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, кра­соты, духовности.

Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает.

И перья страуса склонённые В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого упот­ребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.

Незнакомка — трансформированный образ Пре­красной Дамы. Это обычная посетительница загород­ного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность со­знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения.

Читайте также:  Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Автор использует разнообразные средства вы разительности. Произведение выстроено на анти тезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотво­рения. Противопоставлены образы и пейзажи, за­пахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души.

Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терп­кое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино).

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.

Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока

“Незнакомка” – самое известное и самое глубокое стихотворение Блока, которое стало переходным в его творчестве. Раний этап, когда он мог воспевать неземные идеалы, завершается, его поэзия становится ближе к реальности, но в то же время он продолжает ждать чуда. Краткий анализ “Незнакомка” по плану раскрывает этот период творческого развития Блока и может быть использован на уроке литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Незнакомка.

История создания – стихотворение написано в 1906 году, причем был даже непосредственно зафиксирован момент его создания. Это сделал друг поэта Андрей Белый.

Тема стихотворения – столкновение мечты с реальностью.

Композиция – произведение состоит из двух частей: в первое поэт реалистично и с иронией описывает петербургский пригород, а во второй показывает свою мечту, прекрасную незнакомку.

Жанр – рассказ в стихах.

Стихотворный размер – ямб с элементами пиррихия.

Эпитеты“горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег”.

Метафоры“дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами”.

Сравнение“как я, смирен и оглушен”.

История создания

Это стихотворение написано в 1906 году, когда в жизни Александра Блока наступил сложный период. История создания этого произведения тесно связана с личными переживаниями поэта: его любимая жена увлеклась Андреем Белым, с которым Блок был дружен, и между ними завязался роман. Не в силах перенести душевны страданий, поэт отправлялся бродить по петербургскому пригороду. Так он открыл для себя Озерки и маленький ресторанчик, где пьянствовали местные. Он приходил туда каждый вечер, заказывал вино и пил до тех пор, пока не начинал немного забываться.

И вот после одной из таких прогулок он вернулся домой и принес мятый листок с выстраданными строчками, которые показывали его разочарование в действительности. Свидетелем возвращения пьяного Блока, который показывал жене стихи, стал второй виновник его страданий – Андрей Белый, который позже описал этот случай в своих воспоминаниях.

Оно включено в поэтический сборник под названием “Город”, а напечатано впервые в 1907 году, в сборнике “Нечаянная радость”.

Стихотворение посвящено конфликту реальности, которую поэт видит как захудалую забегаловку в пригороде Петербурга, и мечты, воплощенной в образе прекрасной незнакомки, которая зачем-то туда приходит. Главный герой даже не знает, действительно ли это живая женщина или плод винных грез.

Композиция

Композиционно это произведение делится на две части.

Первая полностью посвящена реальности, которую поэт видит как захудалый ресторанчик, куда приходят только выпить, так что там есть только пьяные. Да и сам лирический герой ничем не отличается от местных забулдыг – он сидит с бокалом вина, оглушенный алкоголем. Даже солнцу не хочется смотреть, что происходит в этом месте.

Вторая часть противопоставляется первой – в ней поэт описывает прекрасную незнакомку, которая кардинально отличается от местного сброда. Лирический герой может детально описать ее образ и все же не уверен, что она не является плодом его фантазии. Она – то сокровище, которое он хранит в своем сердце. И все же заканчивается стихотворение печально: даже такая прекрасная места не в силах вырвать героя из винного плена.

Для Блока невозможно совместить эти два мира, мечта и реальность навсегда останутся на разных берегах.

Это классический рассказ в стихах, неважно, описывает ли он реальность или грезы лирического героя. Блок намеренно придал своему полумистическому произведению такую приземленную форму, чтобы подчеркнуть свою идею о то, что Вечная Женственность не существует в реальности, ее место – в духовных эмпиреях. Оно написано четырехстопным ямбом, который иногда прерывается пиррихиями. В выборе стихотворного размера также прослеживается стремление к намеренной простоте. Перекрестная рифма помогает подчеркнуть и выделить важные для понимания произведения мысли и также делает его простым для понимания.

Средства выразительности

Как и всегда, поэт использует в стихотворении яркие выразительные средства, их много и все они работают на художественную идею. Основные – это:

  • Эпитеты – “горячий воздух”, “пьяные окрики”, “весенний и тлетворный дух”, “детский плач”, испытанные остряки”, “очарованный берег” .
  • Метафоры – “дух правит окриками”, “бессмысленно кривится диск”, “стан, шелками схваченный”, “дыша духами и туманами” .
  • Сравнение – “как я, смирен и оглушен” .

Особенно ярко в этом произведении работают эпитеты: намеренно грубые и некрасивые сравнения используются в первой его части, описывающей действительность, а поэтические и романтические – во второй.

Анализ стихотворения «Незнакомка» (А. Блок)

Одно из самых прекрасных стихотворений Блока «незнакомка» было написано в 1906 году, в тяжелый для поэта период. Блок переживал измену жены, погряз в пьянстве, утратил все надежды и цели. Именно поэтому в стихотворении сталкиваются два противоположных мира: мечта и реальность.

История создания

Факт создание стихотворения был зафиксирован бывшим другом Блока, Андреем Белым в 1906 году в Озерках. В период создания стихотворения Блок переживал уход жены, его жизнь была разрушена, однако, благодаря таким тяжелым переживаниям был создан шедевр, всеми любимое стихотворение «Незнакомка».

Прототип незнакомки существует, но его ФИО утрачено. Образ девушки поэт нашел в одном из баров, которые часто посещал. Восхитительное создание настолько восхитило Блока, что он решил посветить прекрасной незнакомке стихотворение.

Семейная жизнь А. Блока и Л. Менделеевой была не из счастливых, потому что автор изначально видел в супруге лишь музу и не притрагивался к ней и пальцем, боясь развеять иллюзию. Зато плотские утехи он находит в изменах, которые, однако, ничуть не мешали ему любить лишь одну супругу. В конце концов, женщине надоело такое обращение, и она решила искать счастья на стороне, раз уж в их браке это не считалось позорным. Однако поэт был оскорблен подобным поведением музы, ведь он-то думал, что она — идеал, возвышенное и недосягаемое совершенство. Словом, именно в период разочарования в одном идеале он начал искать другой — тот, в котором невозможно разочароваться. Главное, чтобы он был настолько далек, чтобы нельзя было разобрать ни одной приземленности или пошлости в его недосягаемой святости и чистоте.

Жанр, направление и размер

Блок был представителем модернистского течения под наименованием «символизм», в своих произведениях он использовал образы-символы, намеки и другие приемы для создания эффекта загадочности, таинственного изображаемого предмета.

Стихотворение написано ямбом с элементами пиррихия, рифма- перекрестная.

Жанр стихотворения «Незнакомка» — рассказ в стихах.

Композиция

Стихотворение состоит из двух частей: мечты и реальности. Поэт играет на противоположности двух миров, в этом заключена особенность композиции произведения. В реальности Блок описывает Петербург, грязные заведения и вечно пьяных людей. Мечта — это девушка, которая внезапно появляется на пороге, она будто из другого мира, таинственна и загадочна. Она как глоток свежего воздуха для блуждающей души поэта.

Одна часть стихотворения противопоставлена другой — это прием контраста, который позволяет показать конфликт ожиданий и действительности, идеала и реальности, разрывающий каждого из нас надвое.

Образы и символы

Образ лирического героя пронизан одиночеством и отчаянием. Он утратил интерес к жизни, его постоянно окружает дешевая обстановка, отвлекают от раздумий пьяные люди, что еще больше подавляет героя. Тоску и заброшенность отражает замечание героя о том, что его единственный друг отражен в стакане — это и есть он. Только вино, а не компания, помогает ему забыться и найти утешение.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Незнакомка появляется каждый вечер, как будто видение во сне. Герой даже не уверен, существует ли она на самом деле. Она словно пробуждает лирического героя ото сна, она становится его мечтой, его недостижимым идеалом. В финале он даже признает, что истина в вине, то есть понимает, какая сила воскрешает пленительный образ снова и снова. Быть может, и не было никакой женщины в траурной шляпе с перьями. Это лишь пьяный бред, в котором, тем не менее, родилась чистая и святая иллюзия, которая просто не сможет его разочаровать, ибо не соприкасается с реальностью своим существованием.

Образ прекрасной девушки полон таинственности. Кто она? Как и зачем оказалась в этом отвратительном заведении? Ответов на эти вопросы у нас нет. Девушка вызывает в душе героя давно забытые чувства, он обретает новые идеалы и тут же с иронией замечает, что его мечта — полет сдобренной вином фантазии.

Стихотворение богато образами-символами:

  • Крендель булочной, загородные дачи — все это символы обывательского мира, в котором поэту скучно и мерзко находиться.
  • Кавалеры приходят дам за шлагбаум и на дорогу с канавами — это обозначение пошлости и низости такого рода отношений, называемых любовными. Остряки «испытанные» — то есть это не первые дамы опираются на их руки. Все это говорит о мелочности и тоске земной любви.
  • Визг женщин, плач ребенка, крик лакеев — это музыка улиц, которая так угнетает героя. От нее он прячется в кабаке и в «терпкой влаге».
  • Туманы, древние поверья, траурный наряд, вуаль — все это символы таинственности и загадочности незнакомки, она бесконечно далека от героя, ведь все в ее облике скрывает, а не рассказывает историю этой женщины.
Читайте также:  Становление характера Васютки сочинение по рассказу Васюткино озеро Астафьева 5 класс

Темы, настроение и проблемы

  1. Проблема столкновения мечты и реальности часто поднимается в творчестве поэтов и писателей. Гнилой мир вымотал героя, и только вышедшая из пены воображения незнакомка пробудила в нем вновь веру в жизнь. Можно заметить, как меняется настроение героя с приходом Прекрасной Дамы. Если раньше все вокруг было грязным, затасканным и противным, то с ее приходом он перестает обращать внимание на действительность, он сосредоточен на рассматривании образа прекрасной девушки и думами о том, что привело ее в это (совершенно неподходящие ей) место.
  2. Также интересна проблема пошлости и скуки жизни. Лирический герой разочаровался даже в любовных свиданиях, ведь в гуляющих парах он видел лишь испытанных остряков и безликих дам, которые завтра сменятся другими. На их тропе он видит лишь канавы и шлагбаумы (символы преград и разочарования на пути влюбленных). В природе, которую раньше поэты воспевали, он видит лишь бессмысленность и тоску.
  3. Тему любви также затронул Александр Блок, ведь незнакомка вызвала в сердце героя трепет и влюбленность. Она становится для героя лучиком надежды в этом мире, далеким и призрачным символом вечной красоты. Он любовно и восторженно описывает каждую деталь этого манящего образа.
  4. Тема внутреннего мира тоже прозвучала в финальных строках. Герой решил искать успокоения и надежды в своей душе, где таятся сокровища, противопоставленные убожеству мира внешнего.
  5. Настроение в тексте неоднородное: сначала тоска и усталость, потом отчаяние и одиночество, затем эмоциональный подъем и восторг от обретения идеала в грациозном стане и темной вуали незнакомки.

Основная идея

В стихотворении герой жаждет новой жизни, ведь находит в своей душе сокровища, ключ от которых не у того, кого он потерял, а у него самого. Видя таинственную и совершенную красоту женщины, он находит в себе силы закрыть глаза на окружающую его убогую действительность. Есть в этом мире то самое высокое и прекрасное, ради чего стоит жить! Это.и есть главная мысль произведения. Неудивительно, что после написания «Незнакомки» Блок уже не так сильно реагирует на проблемы, происходящие в его жизни. Стихотворение занимает особое место в биографии поэта. Он пережил тяжелый этап, и именно «Незнакомка» помогла ему справиться.

Необходимо отметить двусмысленность последней реплики лирического героя: «Истина в вине!». Автор дает нам возможность поразмышлять: все это пьяный вымысел или же отказ героя от прежней жизни. Может, вино помогло ему смириться с утратой и забыть огорчения, и в этом забытие он видит истину. Может, сама незнакомка была навеяна винными парами, и он выдумал ее, но именно в воображении поэт узрел смысл бытия — искать сокровищницу своей души.

Средства художественной выразительности

Для более красочного изображения происходящего поэт использует множество эпитетов, они сменяют друг друга.

  • для описания реальности- грубые: «пьяные окрики», «весенний и тлетворный дух»;
  • для описания незнакомки Блок использует более красивые и романтические эпитеты: «узкая рука», «упругие шелка», «очи синие, бездонные».

Также стихотворение кишит сравнениями: «пьяницы с глазами кроликов», «как я, смирен и оглушен» и метафорами: «бессмысленно кривится диск», «дыша духами и туманами».

Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» (Восприятие, истолкование, оценка)

Творчество Александра Александровича Блока уже давно стало частью нашей культуры и жизни. Определяющей темой в лирике великого русского поэта по праву можно считать тему любви. От первого цикла «Стихи о Прекрасной Даме» до «Кармен» поэт проносит это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

Находясь под влиянием теории В.Соловьёва о Вечной Женственности, нетленном и божественном начале, Блок создает свой первый сборник «Стихи о Прекрасной Даме», изданный в 1905 году. Образ Дамы здесь не имел ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание.

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город». В этот период творчество Блока вышло на новый этап. Перемена в миропонимании поэта привела его к типичной для романтизма теме двоемирия, которую до Блока активно разрабатывал Жуковский. В соответствии с постулатами двоемирия ткань обыденной жизни прозрачна и сквозь нее все равно прорывается иной мир, мир гармонии и красоты.

Образ Прекрасной Дамы в новом периоде творчества претерпевает серьезные изменения: теперь возлюбленная приобретает реальные черты. Этот образ является центральным в стихотворении «Незнакомка».

Речь в произведении идет о вечере в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку. Идея произведения – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед лирическим героем в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Стихотворение делится на две части. В первой части рисуется картина мещанского, пошлого быта. Блок достигает высочайшей реалистичности за счёт использования художественных средств: «горячий воздух дик и глух», «окрики пьяные», «весенний и тлетворный дух», «скука загородных дач», «заламывая котелки», «скрипят уключины», «раздается женский визг». Основной прием, который поэт использует при описании дачного общества, – это звукопись. В той же, первой части «Незнакомки», перед лирическим героем впервые предстает Она. Являясь частью того же мещанского мира, она носит и все его приметы. Мы догадываемся, что незнакомка – девушка легкого поведения («ее упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука»). Кроме того, она появляется в ресторане каждый день в определенный час, всегда одна, спокойно чувствуя себя среди нетрезвых мужчин.

Во второй части стихотворения в этом дешевом образе герой внезапно начинает различать черты Прекрасной дамы:

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Вечная Женственность взглянула на него из-под этой темной вуали:

…И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Незнакомка как образ несет в себе черты традиционной для Блока Прекрасной Дамы, некоего сказочного существа («древние поверья», «очарованная даль», «дыша духами и туманами») и черты реальной женщины («кольца», «шляпа с перьями», «шелка»).

В статье «О современном состоянии русского символизма» (1910 г.) Блок так писал о созданном им образе: «Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона; но всякий делает то, что ему назначено».

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, богатая («уключины» – «приученный», «поверьями» – «перьями»), с чередованием мужских и женских клаузул.

В стихотворении сталкиваются элементы высокой и низкой лексики: «стан», «очи», «заламывая котелки» (устаревшее выражение), «кривится», «торчат», «чудовище», «влага». Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: «женский визг» – «детский плач», «очарованный берег» – «очарованная даль».

Излюбленное художественное средство Блока – метафора – используется в стихотворении чаще других выразительных средств: «воздух глух», «заламывая котелки», «кривится диск», «шелками схваченный», «дыша духами и туманами», «близостью закованный», «души излучины», «чудовище». В стихотворении есть и олицетворения: («…правит…тлетворный дух», «ко всему приученный…диск», «веют её шелка», «очи цветут»), сравнения («пьяницы с глазами кроликов»), эпитеты («тлетворный дух», «таинственная влага», «очарованная даль»).

В «Незнакомке» Блок попытался создать невиданный образ женщины, которая принадлежит не только этому миру, но и какому-то другому, потустороннему. И пусть этот персонаж – не врубелевский Демон, но

Анализ стихотворения А.Блока “Незнакомка”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока — поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” — переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”. Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” – предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;
  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
  • композицию;
  • тему, (микротемы);
  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
  • лирический герой;
  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)

Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

Читайте также:  Детство Обломова в романе Гончарова Обломов сочинение

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь — ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу — поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” – город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений. Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а—ы, и—ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук — режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов – продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф — отчаяние от одиночества лирического героя. Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части — грязь и пошлость окружающего мира, а во второй — прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо. Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено. ” [1]. Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она — или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный. ”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков. ”) – низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” – “Дыша духами и туманами”; “женский визг” – “девичий стан”; “бессмысленный. диск” луны – “солнце”; “скука загородных дач” – “очарованная даль”; “канавы” – “излучины” души; “бессмысленный. диск” – “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег – символ у Блока, значение которого — новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце — символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

V. Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения?

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стих?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?

Каково место лирического героя в произведении?

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

VI. Итог урока – модель стихотворения – видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка” ).

VII. Домашнее задание.

1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.

2 Вариант. Модель стихотворения.

1. Блок А.А. Избранные произведения. — Л., 1970.

2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.

3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.

Ссылка на основную публикацию