Сочинение Образ Рыжова в рассказе Однодум Лескова

Однодум рассказ (Лесков Н С)

Это первое произведение цикла под общим названием «Праведники». Написано в 1879 году и тогда же впервые опубликовано в сентябрьских номерах «Еженедельного нового времени».

Цикл как бы являлся лесковским решением проблемы положительного героя. Писатель буквально тосковал по идеалу начиная с первых шагов своей литературной деятельности. В предисловии к рассказам о «праведниках» Лесков писал:

«. Неужто в самом деле ни в моей. и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, — одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?

Мне это было ужасно и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя небольшое число трех праведных, без которых „несть граду стояния”».

Как видно, термин «праведники» был в значительной степени условным и выражал общую направленность поисков Лескова, по меткому замечанию М.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Горького, «всю жизнь потратившего на то, чтобы создать «положительный тип» русского человека».

Лесков искал и изображал людей редких, возвышающихся «над чертою простой нравственности». Его «праведники», резко контрастируя с окружающей средой, сохраняли жизненность, были верны своей натуре.

В одном из писем к Суворину, в первой половине 1879 года, писатель так говорит об избранной им манере художественного изображения, имея в виду рассказ «Однодум»: «. Прилагаю программу, что можно составить и что будет от начала до конца живо, интересно, весело и часто смешно, а в то же время нетенденциозно, но язвительнее самой злой брани».

Лесков в рассказах о «праведниках» выходил за рамки морально-этической проблематики, затрагивая острые социальные вопросы.

Писатель в самом начале рассказа «Однодум» обращает внимание читателя на незнатность Рыжова, называя его «мелкотравчатым». Он близок к простым людям: «от мира не прочь и на мир не челобитчик».

В своих взглядах Рыжов опирался на библию, но толковал ее настолько оригинально, что считался неким «библейским социалистом». Писатель говорит о том, что ввиду некоторых особенностей «загадочного политического образа мыслей» солигаличского квартального он вполне мог быть сослан «молиться в Соловецкий монастырь». Библия для квартального — только повод для размышлений об окружающей действительности, которую он хотел серьезно усовершенствовать как в моральном, так и в социальном отношении.

Уважая законы и строго выполняя свой служебный и гражданский долг, Рыжов требовал того же от других. Он полагал, что богатые должны помогать бедным, а власть — стоять на страже их интересов.

При таких взглядах «православие его», по словам писателя, было «сомнительно».

В характере Рыжова подчеркиваются не слепая вера, а гуманизм и стихийный демократизм, вырастающие до своеобразных форм протеста.

В рассказе можно обнаружить много сатирических деталей, изображенных с щедринской остротой и афористичностью. Таково внушение городничего, который предупреждает квартального: «Бей без повреждения и по касающему моего не захватывай».

Таков протопоп, составляющий «план, как обнажить совесть Рыжова до разделения души с телом»; таковы «надменные фигуры» губернаторов, которые «ездили «страшно», а встречали их «притре-петно». Таково замечание о «сельских людях, крестьянах, «которые тогда еще не имели самостоятельного понятия об иерархии и, кто их ни сек, — одинаково ногами перебирали».

В рассказе дается определенный исторический фон: действие относится ко времени царствования Екатерины II и Александра I. Губернатор С. С. Ланской является лицом исторически достоверным. В «Однодуме» Ланской несколько идеализируется: он безропотно переносит «чудачества» Рыжова и даже награждает его Владимирским крестом, «дарующим дворянство». Правда, писатель тут же замечает, что носить крест Рыжову «было не на чем».

В цитированном выше письме к Суворину Лесков пишет, что в «Однодуме» им использован «материал из редкостного антика». В первом издании цикл рассказов о «праведниках» так и назывался: «Русские антики (Из рассказов о трех праведниках)». В главе двенадцатой Лесков называет своего героя «солигаличским антиком».

Впоследствии термин «антики» из заголовка писатель устранил и, таким образом, придал своим «праведникам» более широкий, обобщающий смысл.

С. 265. . по словарю кн. Гагарина. — имеется в виду «Всеобщий географический и статистический словарь кн. С. П. Гагарина». (М., 1843).

. «в беде не сробеет, спасет; коня на скаку остановит, в горящую избу взойдет». — кз поэмы Н. А. Некрасова «Мороз. Красный нос». У Некрасова: «в горящую избу войдет».

С. 266. Ночва — лоток.

С. 267. . поэт вроде Бориса. — Роберт Берне (1759—1796), великий шотландский поэт.

С. 268. Пророк Исайя — библейский пророк, выступавший с критикой богачей и правителей.

Катехизис (греч.) (наставление) — изложение христианского вероучения в вопросах и ответах.

«Позна вол стяжавшего. » — не совсем точная цитата из Книги пророка Исайи.

С. 269. Иезекиилъ — библейский пророк, который якобы видел ожившие по воле бога «сухие кости».

С. 270. Теократическая полноправность.— Теократия (греч.) — форма правления, при которой духовенству принадлежит политическая власть.

«Сретали» (старославянск.) — встречали. Подрукавная знать — незнатные дворяне.

С. 271. Квартальный — полицейский чиновник, старший над кварталом.

. и даже сами волътерианцы против этого не восставали. — неточно приведенные слова городничего из «Ревизора» Н. В. Гоголя. У Гоголя: «. и вольтерианцы напрасно против этого говорят». Волъ-терианцы — последователи французского философа-просветителя Мари Франсуа Вольтера (1694—1778); здесь: свободомыслящие.

С. 274. Нанковый — от слова «нанка»: сорт грубой хлопчатобумажной ткани.

Причт (клир) — здесь: священнослужитель прихода.

Сорокоуст — сорокадневная молитва в церкви по усопшему.

Будари — будочники (сторожа).

С. 275. Масонский — принадлежащий к религиозно-философскому обществу масонов, возникшему в XVIII веке в виде тайной международной организации с мистическими обрядами, ставившей себе целью «нравственное совершенствование».

Слова Павла — то есть апостола Павла (библ.).

С. 277. Бибелъ — библия.

С. 280. . посылали молиться в Соловецкий монастырь. — то есть ссылали.

С. С. Ланской — костромской губернатор в первой половине 30-х годов, с 1855 по 1861 год — министр внутренних дел России.

С. 281. Зерцало — трехгранная призма с тремя указами Петра I, стоявшая на столе во всех учреждениях. Сверху зерцало было украшено двуглавым орлом.

. хитон обличает мя, яко несть брачен (древнеславянск.) — . моя одежда показывает, что я не могу присутствовать на брачном пиру.

С. 283 Искреннему своему — то есть ближнему своему. Отметка регистров — то есть степени высоты и силы голоса. Маншкурт — короткие рукава.

С. 284. Оффенбаховское настроение — по имени французского композитора Оффенбаха Жака (1819—1880), автора многочисленных оперетт.

С. 285. «Играть на понижение» — способствовать снижению стоимости акций на бирже.

С. 286. Кошлатая — мохнатая.

С. 287. Откупщик — лицо, получившее право сбора налогов. Сверх ординарии (от слова «ординарный» — обыкновенный) — то есть дополнительно к обычной порции. С. 288. Канифас — льняная ткань.

Столпник — религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе (столбе).

С. 289. «Апликовая» чаша — чаша с накладным серебром.

С. 294. «Исполнилось при огорчительном сватовстве Павла Петровича».— Имеется в виду брак Павла I с принцессой Вильгельминой, вскоре умершей.

Попенный сбор — налог за срубленные деревья (с пня).

Источники:

    Лесков Н. С. Повести и рассказы / Сост. и примеч. Л. М. Крупчанова.— М.: Моск. рабочий, 1981.— 463 с.

Аннотация:В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id1945

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Откроется после 5 декабря. –>

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате

Образ праведника в рассказе Н.С. Лескова «Однодум»

Образовательная: раскрыть смысл названия произведения, понятия “праведность”, “праведник”; выявить особенности изображения русского национального характера; формировать умения анализировать художественное слово произведений Н.С.Лескова.

Развивающая: логическое мышление, осознанную речь, память.

Воспитывающая: прививать интерес к художественному слову, прививать чувство патриотизма, гордости за русскую нацию, уважительное отношение к художественному слову.

Оборудование: портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к произведению, карточки.

I . Организационный момент

– Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на урок. Он сегодня у нас необычный. Речь пойдет о самом сокровенном: о жизни, об истине, о душе человеческой.

II. Вступительное слово

Находясь наедине с самим собой, мы размышляем, что такое жизнь, как её нужно прожить, чтобы не сбиться с истинного пути?

И уходим, много не поняв и не осмыслив, а под конец жизни вздыхаем: “Прошла жизнь, о, если бы это было прожито начерно, а теперь бы начать жизнь заново, и жить бы её начисто. ”.

– Это вечные вопросы, которые будут всегда интересовать нас, “пока человек будет томиться на земле…”

– А как эти мысли отражаются в творчестве Лескова? (Истину жизни постигал писатель и пытался выразить в своем творчестве.)

III. Сообщение тему урока.

В 1889 году Лесков издал сборник-цикл “Три праведника и один Шерамур”. В него вошли 10 произведений: “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь”, “Русский демократ в Польше”, “Несмертельный Голован”, “Инженеры- бессребреники”, “Левша”, “Очарованный странник”, “Человек на часах”, “Шерамур”. В предисловии к сборнику автор помещает диалог с умирающим “русским писателем” Писемским, в котором Николай Семенович ставит себе целью одобрить, воодушевить Русь , поэтому начинает создавать для России галерею самобытных народных характеров: святых и праведников.

– Какой обет дает Лесков?

“Без трех праведников несть граду стояния”.

-Как вы их понимаете? Давайте возьмем их за эпиграф к нашему уроку.

Первым из задуманных Лесковым рассказов цикла – “Однодум”. В 1879 году в газете “Еженедельное новое время” рассказ был опубликован под общим заголовком: “Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках). Однодум. (Очерк)”

IV. Словарная работа.

– Ребята, как вы считаете, кто такой праведник?

Праведник, или праведный- название святых, праведно живущий, во всем по закону Божию поступающий, безгрешник, вещающий Божию правду. (Словарь Даля)

Антик – старинный, древний, помнящий о древности. Они всегда связаны на прямую с сугубо церковной жизнью, а живут в миру, в центре человеческих радостей и горестей, но живут по своим праведным законам.

– В жизни, в литературе встречали таких героев?

V. Постановка задачи урока.

– Итак, давайте определим проблему нашего урока. Анализируя произведение Н.С.Лескова “Однодум”, на что будем обращать внимание?

1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником?

2. Кто он такой “Лесковский праведник”? Образ главного героя.

VI. Анализ произведения.

– Кто является первым праведником? Что мы знаем о нем, о его происхождении? (Родился в семье приказного Рыжова в Солигаличе. Отец рано умер, жили трудом.)

– Каким автор нам представляет героя? Зачитайте описание героя.

– Расскажите, как начинается его самостоятельная жизнь в 14 лет. (Охочим ходоком с почтою)

– Почему не было желающих на эту должность? (Полтора рубля в месяц “на своих харчах и при своей обуви”)

– А почему же эта должность Алексашке пришлась по вкусу? Зачитайте.

– Что помогало Рыжову в нелегком пути? (Библия)

– Расскажите, как А.Рыжов познает Библию. (Не только умом познал Библию, но “дышал любовью и дерзновением”. Библия прошла через сердце, совесть).

Читайте также:  Анализ произведения Вампилова Студент

– Какие он создал правила на библейской почве? Что это за правила?

Проверка домашнего задания

  • “Устыдить крепчайших”.
  • “Бог всегда со мной, а кроме него никого не страшно”.
  • “В поте лица ешь хлеб твой”.
  • “Мзду брать Бог запрещает”.
  • “Даров не приемлю”.
  • “Одеваюсь по простоте”.
  • “Дело не в платье, а в рассудке и совести”.
  • “Ложь заповедью запрещена- я лгать не стану”.
  • – Где он применяет все эти правила? (В новой должности, получил чин квартального) – Изменилось ли отношение Рыжова к жизни, к людям, ведь его поставили на высокую должность? (Не изменилась).

    – Расскажите о его службе? (Честно служил, никому не угождал, верил людям, отчитывался Единому, служил верою и правдою, был исправен, везде хозяйский догляд, не был горд, не зазновался).

    – А как же люди оценивали его отношение к службе? (Называли “библейским чудаком”; говорили, что “живет по- библейски”).

    – Что значит “жить по- библейски”? (Жить по совести, свято исполнять свой долг).

    – Какой случай приводили в пример? (Случай с губернатором).

    – Перескажите историю с губернатором в церкви. Целевой вопрос: чем можно объяснить такое поведение Рыжова? (Дышал любовью к Богу, хотел устыдить крепчайших).

    – А как губернатор реагирует на поступок Однодума? Похож ли Ланской на Гоголевского губернатора из комедии “Ревизор”? Почему?

    Карточка 1: найдите и зачитайте описание Рыжова при встрече с губернатором (глава 11). Целевой вопрос: с кем автор сравнивает героя? (Триумфатор, богатырь, гигантская фигура) Какое изобразительно-выразительное средство использует Лесков при описании героя? (Использует гиперболу, чтобы показать героя как необыкновенного человека).

    – Окружающие люди воспринимают героя по-разному. Заполните таблицу:

    Карточка 2: общественное мнение о Рыжове (глава 12).

    Автор- повествовательЛанскойПростецы- простолюдиныГородничий
    Чудак Однодум, этот чудак, Солигалический антикЧудак, удивительный человекТакой, некий, этакой“Дурак”, “этакий дурак”

    – Каким в глазах людей представляется Рыжов? (Не такой, как все, странный человек, многие его не понимают, поэтому одинок среди людей)

    – Какое автор даёт прозвище своему герою? Почему? (Однодум. Герой любил оставаться один, думать, размышлять. Сам Рыжов назвал свою тетрадь с синими листами, в которую вписывает свои пророчества).

    – Какую форму повествования выбирает Лесков? Что такое сказ?

    -Кто рассказал историю об Однодуме? Каким вы себе представляете рассказчика? Как он относится к Однодуму? (Приводят примеры из текста). Рассказчик и Н.С.Лесков- это одно лицо? (Нет, но Лесков так же, как и повествователь, горд за Однодума).

    – Как люди отплатили А.Рыжову за его службу?

    VII. Обобщение по анализу произведения

    – Подводя итог, давайте поразмышляем над проблемными вопросами, которые поставили в начале урока.

    1. Почему Лесков называет героя рассказа праведником? Любого ли верующего человека можно назвать праведником? (В Библии говорится:“Не всякий, говорящий мне “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного”. Как вы понимаете эту фразу? Что значит “исполняет волю”? (Живет по закону, придерживается библейских заповедей. Это энергичные, всепобеждающие, способные воодушевить угнетенного человека, подать “бодрый пример своего высокого человеколюбия”)

    2. Кто он такой “Лесковский праведник”? Образ главного героя.

    – исполнительный, долг превыше всего,

    – повышенная требовательность к себе,

    – живет по заповедям Божьим, по законам совести,

    – А что дает праведничество самому человеку? Был ли счастлив А.Рыжов в своей жизни? Как вы определили? (Счастье праведное было у героя, так как ум в ладу с сердцем, был кроткий духом.)

    – А как вы думаете, почему Н.С.Лесков в качестве эпиграфа к циклу “Три праведника и один Шерамур” взял слова “Без трех праведников несть граду стояния”? (Н.С.Лесков считал, что на Руси есть праведники, именно они спасут Россию).

    – Эта фраза имеет библейское происхождение.

    Карточка 3: рассказ о Содоме и Гоморре.

    Узнал Господь о беззакониях жителей Содома и Гоморры, решил проверить, сколь тяжел их грех, и наказать нечестивых, Авраам воззвал к нему: “…неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме 50 праведников, то Я ради них пощажу все место сие”. Авраам, зная моральный уровень своих соплеменников, продолжал вопросы, уменьшая число праведников. И каждый раз обещал Господь, что если осталось 40, 20, 10 праведных, город будет спасен. Но не нашлось в Содоме праведников, кроме одного Лота, которому и повелел Господь вместе с семьей покинуть город, чтобы не погибнуть от его беззаконий. “И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь… с неба, и ниспроверг города сии… и всех жителей городов сих.”.

    Отсюда и закрепилось в народном сознании убеждение: пока есть на земле праведники, не повторит страна судьбы Содома и Гоморры, ибо “…много может усиленная молитва праведного”. (Иак. 1,6).

    IX. Домашнее задание: написать эссе на тему: “Актуальна ли тема праведничества сегодня”.

    X. Вывод. В заключение урока хочется подарить вам сердечки, на которых написано изречение об одной из праведных черт- жизнь по совести. Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро, сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду, самопожертвованию, приводит к очищению. Изживает из души ложь, лицемерие, пустословие.

    Необходимо жить по совести, так как она объединяет в человеке добро,
    сознание, духовную красоту, сердечность, веру и надежду,
    самопожертвованию, приводит к очищению.

    «Однодум», анализ рассказа Лескова

    История создания

    Рассказ «Однодум» был написан Лесковым в Дубельне летом 1879 г. Он был напечатан в журнале «Еженедельное новое время» в № 37-38 и 39 за 1879 г.

    Рассказ входил в цикл о русских праведниках. Этому циклу предшествовало заглавие «Русские антики». В предисловии к циклу Лесков рассказывает о беседе с умирающим писателем (подразумевается Писарев), который вдохновил Лескова описать хороших людей, по выражению Лескова, «праведников». Писатель этот якобы обвинил весь народ в том, что нет в нём ничего, «кроме дряни».

    Прототипом Рыжова стал солигаличский квартальный с такой же фамилией, отличавшийся честностью и бескорыстием.

    Литературное направление и жанр

    Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну (как ради трёх праведников по просьбе Лота Бог был готов сохранить город), Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых.

    Даже исследователи творчества Лескова не имеют единого мнения о том, «Однодум» – это повесть или рассказ. Размер произведения мал для повести (около 30 страниц). Но в «Однодуме» описана вся жизнь героя, от рождения до смерти. С другой стороны, как в рассказе, все события готовят читателя к восприятию главного – беседы Однодума с губернатором Ланским.

    В пользу повести говорит тот факт, что древнерусские жития назывались повестью, а также простая линейная композиция, развитие характера героя в произведении, неторопливость повествования.

    Повесть «Однодум» – сатира на государственную власть. С точки зрения обывателей, вертикаль власти выглядела так: царь – губернатор – городничий – квартальный. Но как же может «четвёртое лицо в государстве» выжить на жалование 2 руб. 87 коп.?

    Тема и проблематика

    Тема «Однодума» – противостояние личности обществу. Никакие несовершенства государственной власти не смогли сломить живущего по вере и по совести человека.

    Одна из важнейших проблем повести – лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают православие Рыжова «сомнительным» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался». этакие люди что юродивые».

    Жители Солигалича, например, боятся служить в пешей почте, подозревая в такой службе что-нибудь еретическое.

    Социальные проблемы повести Лесков осмысливает сатирически. Смелое заявление о том, что тот, кто читает Библию и живёт по заповедям, не беря мзды – отступник от веры, контрастирует с иным образом жизни всех российских правителей от мала до велика.

    Губернатор Ланской просто не верит, что городничий может жить на жалование 10 рублей, утверждая, что «такого человека во всей России нет». Получается, что честно служить в России невозможно, именно умеренное мздоимство – основа государственных устоев.

    Сюжет и композиция

    Действие рассказа происходят во второй половине 18 в., во времена Екатерины ІІ.

    Композиция произведения «Однодум» линейная, что характерно для повести и жития. Название – это прозвище главного героя Рыжова, так же называющего синие тетради, в которых он записывает свои рассуждения и пророчества, выведенные из Библии. Название объясняет жизненную позицию героя, однажды в юности решившего следовать праведной жизни, основой которой стали библейские заповеди, и не свернувшего с этого пути.

    Вера Рыжова в правильность выбранного пути многократно подвергалась испытаниям в соответствии с канонами жития. Одно из них – испытание бедностью. Рыжов отказывается приобретать обмундирование, «одевается в простоте», очень скромно хоронит мать и по-спартански живет с женой.

    испытанию подвергается вера Рыжова. Протопоп стал искать доказательства безбожия Рыжова, уклонения его от православия, но не нашёл их.

    Рыжова призывают жениться, но и это требование он принимает с христианской покорностью: «И женитьба вещь добрая». Женитьба никак не влияет на его мировоззрение, он не становится «к дарам приимчив и начальству предан», потому что с женой, досужей крестьянской женщиной, жил по-библейски, в «самой строжайшей умеренности».

    Главным испытанием для Рыжова становится приезд губернатора Костромы Ланского. Рыжов, исполняющий должность умершего городничего, не имел форменной одежды, потому что ему не за что было её приобрести, но не смущался этим.

    Кроме того, Рыжов в ожидании губернатора испачкал белые «ретузы» в национальные цвета, посидев на свежевыкрашенном шлагбауме. Кульминацией повести становится анекдотическая ситуация, когда Рыжов буквально нагибает губернатора, надменно вошедшего в церковь, в полный поклон.

    Конец жизни героя, в соответствии с жанром, спокойный и благословенный. Легко прошедший испытание властью, Рыжов выдержал и последнее, не загордившись от полученной награды – владимирского креста, дарующего квартальному дворянство.

    Герои и образы

    Главный герой рассказа – сын приказного (мелкого чиновника) Александр Афанасьевич Рыжов, которого Лесков при знакомстве с читателем называет мелкотравчатым, подчёркивая его социальную незначительность, а потом загадочным чудаком. Простые люди называли его «такой-некий-этакой», а начальство считало «повреждённым от Библии».

    Отец Рыжова умер, когда сын его был ещё младенцем. Мать всю жизнь посвятила сыну, зарабатывая печеньем пирогов. Её Лесков характеризует как простую, здравую, трезвомысленную русскую женщину, сильную, отважную, способную «любить горячо и верно».

    Мать Рыжова умерла от того, что не смогла больше трудиться – продавать пироги. Рыжов очень любил мать, даже не захотел уезжать из города. Но он жертвует жизнью матери во имя справедливости, подчинившись приказу городничего убрать мать с базара.

    Юный Рыжов (Алексашка) учился у мастерицы и у дьяка, а с 14 лет нанялся носить почту между ближайшими городами.Рыжов был плечистый и рослый, «необъятной силы и несокрушимого здоровья». С детства он имел определённые принципы: не хотел даром есть хлеб, уезжать из родного города, чтобы не разлучаться с матерь

    ю, питал отвращение к торговле и был склонен к философии. Но самой странной чертой Рыжова было то, что он постоянно читал одну книгу – Библию, знал её наизусть, причём воспринимал её как руководство действию. «Правила, созданные им на библейском грунте», он применял на новой должности квартального, которую получил в возрасте 26 лет.Их всех книг Библии наиболее близок Рыжову был пророк Исайя. Библией Рыжов руководствуется, когда меняет устоявшиеся традиции: днём и ночью следит за порядком, отправляет праздных сторожей работать в огороде городничего, патриархально бьёт свою жену, принявшую от откупщика мешочек соли и насолившую груздей.

    Единственным недостатком квартального Рыжова становится неприятие взяток: «Даров не приемлю». Он так объясняет Ланскому свою жизнь на малый доход: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами прожить можно».

    Тем не менее, Рыжов спокоен и счастлив, находит удовольствие «в исполнении своего долга», а «высший духовный комфорт» – в философских рассуждениях о том, как законы духовного мира влияют на судьбы людей и целых народов. Рассуждения свои Рыжов вписывал в синие тетради, которые называл «Однодумом».

    Читайте также:  Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде сочинение

    Рыжов до конца жизни последователен в своих убеждениях. Он служит и квартальным, и городничим в одном и том же уборе, «полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужицкой шапке». Перед приездом губернатора он отказывается украшать город, как это было принято.

    Рыжов не имеет никакой чиновничьей робости, прямо говорит Ланскому, что не уважает власти, потому что они «ленивы, алчны и пред престолом криводушны». Примечательно, что Рыжов не боится никакого наказания, потому что Бог с ним, а боится Рыжов только Бога.

    Лесков считал, что сила его таланта в положительных типах русских людей, которые он дал читателю. Некоторые критики находили Рыжова бессердечным, заботящимся только о себе и не замечающим окружающих.

    Сергей Степанович Ланской – на момент происходящих событий губернатор Костромы, человек «сильного ума», который проявился в том, что губернатор не сразу назначал на места изгнанных со службы негодных лиц новых. Вдобавок к «надменной фигуре» Ланской имеет доброе сердце, которое позволяет ему сразу же простить дерзкий поступок Рыжова, который «заинтересовал его не чуждую теплоты душу».

    После того как Ланской прислал Рыжову владимирский крест, дарующий дворянство, он, в свою очередь, был назван Рыжовым чудаком.

    Художественное своеобразие

    Библейские образы помогают понять не только мировоззрение героя, но и авторский замысел. Книга пророка Исайи была катехизисом и богословием Рыжова. Образ сухих костей, которые видит пророк Иезекииль – символ состояния жителей Солигалича, которые, в свою очередь, представляют собой всю Россию. Таким образом, Рыжов, как умеет, пытается облечь сухие кости плотью, заботясь о нравственном облике соотечественников.

    Лесков использует библейские выражения, применяя их к современным ситуациям. Например, о Рыжове сказано как о каком-то библейском царе: дело его «было приятно в очах правителя и народа». Библейские фразы Лесков охотно использует в ироническом значении, например, при описании встречи губернатора, которого городничий должен был выпускать «на родную землю из путешественного ковчега».

    Язык Лескова богат пословицами и поговорками: «От мира не прочь и на мир не челобитчик», «Закон – что конь: куда надо, туда и вороти его».

    Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

    Конспект урока литературы в 10 классе

    по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»

    учителя русского языка и литература

    МБОУ СОШ №1 округа Муром

    Мазепы Татьяны Сергеевны

    ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

    ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;

    – развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового содержания произведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse.docx30.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы в 10 классе

    по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»

    учителя русского языка и литература

    МБОУ СОШ №1 округа Муром

    Мазепы Татьяны Сергеевны

    ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

    ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;

    – развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового содержания произведения

    Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство учащихся с творчеством писателя, центральной в котором была тема праведничества. Данному уроку предшествовал урок-лекция, в котором излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях Н.С. Лескова и с привлечением материала известных учащимся художественных произведений (рассказ «Зверь» – 5 класс, «Человек на часах» и «Тупейный художник» – 7 класс).

    Цель данного конспекта – предложить коллегам возможный вариант анализа рассказа Н.С. Лескова «Однодум» в единстве идейного и языкового содержания.

    В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своём несогласии «с большим русским писателем» (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С. Лесов задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая лесковская галерея праведников.

    В 1880 году Лесков издал сборник-цикл «Три праведника и один Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Русский демократ в Польше», «Шерамур». Рассказам был предпослан эпиграф: «Без трёх праведных несть граду стояния». Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым, героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и душ поучастливее», рассказ «Русский демократ в Польше» завершается убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им подражать, если есть сила вместить благородный патриотический дух, который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».

    Герой рассказа «Однодум» – плод «наблюдения, запоминания и собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О нем ходили легенды как о человеке, воплощавшем исключительную честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт вокруг них… Ублажи гимном того исполина, какой выходит только из русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на страстные слова Гоголя, создавая образы героев-праведников и искренне полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».

    Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это такие святые, которые пребывают в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни». Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей, но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним окружающих.

    1. Проверка домашнего задания

    (учащимся было дано задание выяснить значение устаревших слов и выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)

    Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для отличия от подобных месторождений, было прибавлено название «Галичских».

    Питейный дом – шинок, кабак.

    Соляные варницы – солеварни, к которых из природного рассола вываривается соль.

    Мелкотравчатый – здесь: в значении мелкий служащий или человек незнатного происхождения.

    Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко, яйца.

    Предводительствовал стеною на кулачных боях- руководил ватагой, группой участников кулачного боя, любимого занятия мужского городского простонародного населения.

    Еретический – в переносном значении отклоняющийся от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое.

    Уряд – порядок, обиход.

    Будочник – нижний полицейский чин, живший в будке, маленьком деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.

    Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.

    Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).

    Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.

    Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.

    Вопрос : Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?

    ( ответы учащихся : история Рыжова внешне не богата событиями: родился в семье «приказного рода супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с почтою», в 26 лет занял должность квартального и был отмечен за службу орденом св. Владимира. Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его, по словам автора, такая, что рассказывать нечего)

    Вопрос : Можно ли утверждать, что судьба улыбнулась Рыжову, ведь он сделал карьеру, занял определённое положение в социальное иерархии?

    С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так как перед ним не стояла цель добиться более или менее серьёзного общественного положения. Поэтому он не испытывает особенной радости от этого. Для него было важно другое)

    Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?

    Для автора-повествователя было важно не показать служебный путь Рыжова, внешние изменения в его жизни, а показать его религиозно-нравственный опыт, глубинное содержание его личности.)

    Вопрос: о чём свидетельствует прозвище героя, вынесенное втором в заглавие?

    Для автора-повествователя особый интерес представляет система ценностей героя, его «миропереживания», жизненная позиция)

    Вопрос: Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку зрения, опираясь на текст рассказа.

    Во-первых, на это указывает название «Однодум»

    Во-вторых, реплики автора-повествователя и описания поведения героя, например¸ в период исполнения обязанностей городничего: «образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)

    Слово учителя. Обратите внимание на такой художественный приём, как совмещение временных пластов: сюжетного времени и времени рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени определило структуру рассказа. Найдите в рассказе структурные элементы.

    ( ответы учащихся : повествование о происхождении героя, характеристика и описание его внешности составляют экспозицию ; перечисление основных биографических фактов формируют сюжетный ряд ; эпизод приезда губернатора выделен как кульминационный момент . Короткий эпилог-развязка – сообщение о награждении и смерти Рыжова).

    Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и оценочное сравнение старого и нового: «Всё тогда было величественно, степенно и серьёзно, под стать тому доброму времени часто противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».

    Вопрос: Какую черту героя автор подчёркивает чаще других? Как вы понимаете её?

    Главное и наиболее употребительное – склонность к мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои верования и взгляды», а также пророчества.)

    Вопрос: Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.

    – в самом начале рассказа об этом сказано так: «здоровая душа», «строго и трезвое настроение», «умеренность во всём», «не прибегал ни к чьей помощи»)

    Вопрос: Какие библейские воззрения «прилагал к делу» квартальный Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

    – выше всего ставил закон «в поте лица своего ешь свой хлеб»,

    – «даров не приемлю»

    Ответственность за свои поступки, добропорядочность

    «женитьба – вещь добрая, она от Бога показана: если требуется – я женюсь»

    «ложь заповедью запрещена – я лгать не стану»

    « я правду всегда говорю и живу по ней…»

    «делай по совести»

    Вопрос: Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?

    (учащиеся приводят эпизоды:

    – описание первого дня службы;

    – сцена устранения будочников;

    – повествование о подготовке к приезду губернатора;

    – встреча губернатора и сцена в церкви;

    – рассказ о принятии ордена;

    – рассказ о женитьбе и семейной жизни)

    Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже в мыслях отчитывался Единому».

    Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?

    Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте рассказа определения, характеризующие героя.

    Автор-повествователь: «загадочный чудак», «библейский чудак», «солигачиский антик»,

    Ланской: «этакие люди что юродивые», «удивительный человек», «отчаянный»,

    Городничий: «экий дурак»

    Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-этакий»)

    Вывод : большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не понимают. Поэтому он одинок среди людей.

    – Объясняет ли сам Рыжов своё поведение?

    (Основой его философии и образа жизни является вера. Как и все люди Рыжов наделён изначально богобоязнью, определяющей его душевное состояние. Проникновение в священное писание, правдоискательство, приближение к идеалу Христа формируют в Рыжове тип душевного строя, присущего человеку, устремлённому к Богу. Иначе к праведнику.)

    Вывод : Образ Рыжова – художественное воплощение национального характера, в котором подчёркнута его основная черта – религиозность. «Живой дух веры» помогает квартальному остаться самим собой в любых ситуациях, при любых обстоятельствах. «Всякому то кажется странно, что самому не свойственно, – заявляет герой.

    Однодум – типичный лесковский праведник. Его праведники проживают «изо дня в день праведно долгую жизнь¸ не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего».

    Лесковские герои «жаждут единодушия… с отечеством, принимая сложившийся порядок как творение Бога, не подвергая сомнению и критике авторитет власти. Именно поэтому лесковские праведники – патриоты, видящие смысл и основное содержание своей жизни в честном служении родине. Таковы Постников, герой рассказа «Человек на часах», Флягин герой повести «Очарованный странник», Левша- герой одноименного рассказа.

    Вопрос: Скажите, о чем заставил вас задуматься этот рассказ? Что взволновало, какие чувства вызвало?

    Сочинение Образ Рыжова в рассказе Однодум Лескова

    Детство и юность Александра Рыжова

    В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская… Почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия».

    Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью.

    Устройство на службу

    Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). «Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжов с первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядок на базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным — не брал взяток, отвечая так: «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же, не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню…» А протопопица, смеясь, сказала мужу: «Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным».

    Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим.

    Дневник Рыжова под названием «Однодум».

    Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вёл он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни. Если происходило какое важное событие — стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона — Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая всё это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни.

    Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлен, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав её, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились.

    По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест — первый владимирский крест, пожалованный квартальному. «И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: «Чудак!»

    Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая всё в своём «Однодуме». И ещё много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.

    Портал образования

    Автор: Савельева Ольга Владиславовна
    Должность: учитель русского языка и литературы
    Учебное заведение: МБОУ “Ардатовская СОШ”
    Населённый пункт: Дубенский район, Республика Мордовия
    Наименование материала: Методическая разработка урока
    Тема: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова “Однодум”.
    Дата публикации: 02.02.2018
    Раздел: полное образование

    Конспект урока литературы в 10 классе

    по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»

    учителя русского языка и литература, мордовского языка и литературы

    МБОУ «Ардатовская СОШ» Дубёнского муниципального района

    ТЕМА: Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт

    ЦЕЛЬ:- раскрыть идейное содержание рассказа Н.С. Лескова «Однодум»;

    – развитие умений анализа рассказа в единстве идейного и языкового

    Чтение и анализ рассказа «Однодум» Н.С. Лескова завершает знакомство

    излагалась концепция праведничества. Эту тему я строила на высказываниях

    художественных произведений (рассказ «Зверь» – 5 класс, «Человек на часах»

    и «Тупейный художник» – 7 класс).

    Цель данного конспекта – предложить коллегам возможный вариант анализа

    В 1879 году в газете «Еженедельное новое время» был опубликован

    рассказ «Однодум» под общим заголовком «Русские антики. Из рассказов о

    трёх праведниках. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором

    (имелся в виду А.Ф. Писемский), который утверждал, что «ни в чьей русской

    душе не видишь ничего, кроме дряни». Чтобы опровергнуть это мнение, Н.С.

    свидетельствовала бы об ином. Результатом этого поиска и стала знаменитая

    лесковская галерея праведников.

    Шерамур», в который вошли рассказы «Однодум», «Пигмей», «Кадетский

    Связующими фактами в цикле являются мотивы поиска и пути. С Рыжовым,

    героем «Однодума», повествователь встретился в самом начале «розыска

    трёх праведных», в «Пигмее» он продолжает поиск «сердец… потеплее и

    убеждёнными словами повествователя «таких людей необходимо знать, им

    который согревал их сердца, окрылял слово и руководил поступками».

    собирания» писателя. Его прототипом был солигаличский квартальный. О

    честность и бескорыстие. Возможно, что Лескова вдохновила на создание

    этого образа не только легенда о Рыжове. Сын Н.С.Лескова утверждал, что

    отца вдохновили строки из «Выбранных мест из переписки с друзьями»

    Н.В.Гоголя, который призывал (Н.М. Языкова): «Возвеличь в торжественном

    гимне незаметного труженика, какие, к чести породы русской, находятся

    посреди отважнейших взяточников, которые не берут и тогда, когда всё берёт

    русской земли который вдруг пробуждается от позорного сна, становится

    вдруг другим … первым ратником добра». Лесов как бы откликается на

    полагая, что «дело честного писателя – служить тому, чтобы Царство Божие

    настало на земле как можно скорее и всесовершеннее».

    Сам Лесков дал такое определение праведников: «праведники – это

    Примечательно, что Лесков не только показал праведную жизнь таких людей,

    но и запечатлел процесс творения легенды о них, вскрывая отношение к ним

    Анализ рассказа «Однодум»

    Проверка домашнего задания

    выражений, которые в обилии встречаются в рассказе «Однодум»)

    Солигалич – город, основан в 1335 году вместе с монастырём и церковью

    Вознесения Христа галичским князем Фёдором Семёновичем. Когда были

    открыты соляные источники, город получил название Солей, к которому, для

    Питейный дом – шинок, кабак.

    Скоромные дни – дни, когда верующие едят скоромное, т.е. мясо, молоко,

    группой участников кулачного боя, любимого занятия мужского городского

    принятого в обществе за неоспоримое.

    Уряд – порядок, обиход.

    деревянном или каменном доме. Кроме того, около присутственных мест или

    на площадях стояли трёхцветные будки, в которых укрывались городовые от

    непогоды. В начале 1860-х годов будочники были заменены городовыми.

    Коленкор – бумажное полотно, тонкая ткань.

    Притч (причёт) – служители одного храма (прихода).

    Ражая – дородная, крепкая, здоровая, красивая.

    Стихарь – длинная прямая одежда священнослужителя.

    Вопрос: Какова история жизни Рыжова? Богата ли она событиями?

    богата событиями: родился в семье «приказного рода

    супругов» в Солигаличе, в 14 лет стал «ходоком с

    почтою», в 26 лет занял должность квартального и

    Прожил Рыжов «почти девяносто лет». Жизнь его,

    по словам автора, такая, что рассказывать нечего)

    С одной стороны, да, но с другой стороны – нет, так

    менее серьёзного общественного положения. Поэтому

    он не испытывает особенной радости от этого. Для

    него было важно другое)

    Вопрос: сформулируйте, что было важно для нашего героя?

    Для автора-повествователя было важно не показать

    служебный путь Рыжова, внешние изменения в его

    опыт, глубинное содержание его личности.)

    «миропереживания», жизненная позиция)

    Вопрос: Почему читатель вправе считать именно так? Докажите вашу точку

    зрения, опираясь на текст рассказа.

    Во-первых, на это указывает название «Однодум»

    исполнения обязанностей городничего: «образа жизни

    своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял»)

    рассказывания. Временное распределение материала в значительной степени

    определило структуру рассказа. Найдите в рассказе структурные элементы.

    (ответы учащихся: повествование о происхождении

    биографических фактов формируют сюжетный ряд;

    г у б е р н а т о р а

    Слово учителя. Совмещение временных пластов обусловило постоянное и

    противопоставляемому нынешнему времени, не доброму и не серьёзному».

    Главное и наиболее употребительное – склонность к

    мудрствованию (любомудрие). Это название пошло от

    названия книги, в которую Рыжов «вписывал» «свои

    верования и взгляды», а также пророчества.)

    Вопрос: Дайте общую характеристику «философии жизни» героя.

    Рыжов? Вспомните эпизоды, где герой говорит эти слова.

    – выше всего ставил закон «в поте лица

    своего ешь свой хлеб»,

    – «даров не приемлю»

    Ответственность за свои поступки,

    показана: если требуется – я женюсь»

    «ложь заповедью запрещена – я лгать не

    « я правду всегда говорю и живу по ней…»

    «делай по совести»

    Вопрос: Поступки героя, совершаемые в «обычных условиях семейной и

    общественной жизни», его образ жизни являются подтверждением

    праведности героя»? Как «Однодум» исполнял свой долг?

    (учащиеся приводят эпизоды:

    – описание первого дня службы;

    – сцена устранения будочников;

    – повествование о подготовке к приезду губернатора;

    – встреча губернатора и сцена в церкви;

    – рассказ о принятии ордена;

    – рассказ о женитьбе и семейной жизни)

    Все эти эпизоды свидетельствуют о том, что Рыжов честно служил и «даже

    в мыслях отчитывался Единому».

    Вопрос: А как воспринимают образ мыслей и поступки героя окружающие

    люди? Как чаще всего именуют героя жители Солигача?

    Давайте проведём лингвистическое исследование. Найдите в тексте

    рассказа определения, характеризующие героя.

    «библейский чудак», «солигачиский антик»,

    ю р о д и в ы е » ,

    «удивительный человек», «отчаянный»,

    Городничий: «экий дурак»

    Простецы: «батюшка», «отчаянный», «такой-некий-

    Вывод: большинство наименований показывают, что в глазах обыкновенных

    людей Однодум – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не

    Ссылка на основную публикацию