Троп – краткое содержание рассказа Железникова

Чучело

Маленький старинный городок на берегу Оки. Пожилой Николай Николаевич Бессольцев уже несколько лет живёт один в столетнем фамильном доме с мезонином и четырьмя балконами.

Он переехал туда после смерти тётки. Став вдовцом, долго болел и часто вспоминал картины своего прадеда — крепостного художника, целая коллекция которых была собрана поколениями Бессольцевых. Николай Николаевич продолжил эту традицию, решив собрать все работы прадеда. Он тратил на это все свои деньги, а сам ходил в пальто с заплатками на локтях, за что дети прозвали его Заплаточником.

Однажды к нему приехала внучка Ленка — нескладный длинноногий подросток с подвижным лицом, которое украшал большой, вечно улыбающийся рот. Её сразу очаровал дом с четырьмя балкончиками, однако вскоре случилась та самая история.

Ленка примчалась домой в слезах и начала собирать вещи. Она хотела уехать из города навсегда. Уговоры не помогли — Николаю Николаевичу пришлось купить билет на пароход. У касс речного пароходства Ленку встретила группка одноклассников. Они начали обзывать девочку Чучелом, а вечером Ленка рассказала деду обо всём, что с ней случилось.

Шестой класс встретил Ленку насмешками. Узнав, что новенькая — внучка Заплаточника, ребята уже не стеснялись и прозвали Ленку Чучелом — «рот до ушей, хоть завязочки пришей». Ленка же думала, что её новые друзья просто шутят, и смеялась вместе со всеми. Из всего класса особенно выделялась сплочённая группка, возглавляемая Мироновой. За сильную волю и принципиальность эту девочку называли Железной Кнопкой. Она беспощадно наказывала всех, кто поступал, по её мнению, неправильно. Ещё в этой компании был мальчик Валя, считающий, что главное в жизни — деньги. Он стремился добыть их любой ценой. Лохматый считал, что всё можно решить силой — это был самый сильный мальчик в классе, сын лесничего. Над Рыжим все смеялись только потому, что он был рыжим. Сам Рыжий боялся пойти против группы и смеялся громче всех. Девочка Шмакова была самой красивой и нарядной в классе. Хитрая, кокетливая и изворотливая, она соблюдала только свои интересы и любила заводить себе «рабов». Таким «рабом» был верзила Попов. Он ходил за Шмаковой, словно был к ней привязан, и выполнял любые её капризы. Ещё один мальчик, Васильев, не был злым, но, как и все, подчинялся Железной Кнопке.

Димка Сомов тоже примыкал к этой компании, но Мироновой не подчинялся. Самый умный мальчик в классе, он держался независимо, и даже в «рабы» Шмаковой не попал. Рядом с ним и села Ленка. Дима ей понравился — он был похож на скульптуру в местном парке под названием «Спящий мальчик». К тому же, он единственный заступился за неё. Их классная Маргарита Ивановна в то время выходила замуж, была влюблена и ничего вокруг себя не замечала.

В тот день Маргарита Ивановна объявила, что класс поедет на экскурсию в Москву, а она поедет вместе с ними — её жених жил в Москве. Тут Димка и придумал не брать деньги у родителей, а заработать на экскурсию самим. Класс подхватил идею, и дети начали подрабатывать — собирать яблоки, подметать улицы и даже клеить игрушки на местной фабрике. Теперь в группе заправлял Димка Сомов. Он где-то раздобыл огромную фарфоровую копилку и складывал туда заработанные деньги. Ленке разрешили присоединиться к группе, она даже подружилась с Димкой.

На фабрике игрушек Дима спас Ленку. Дети клеили морды зверей, и Ленка примерила на себя заячью голову. Тогда остальные тоже надели морды и обступили девочку. Она оказалась в окружении странных и жутких зверей, испугалась и позвала Диму. Он разогнал одноклассников, но Ленке долго потом казалось, что Лохматый — это медведь, Валька — волк, Шмакова — лиса, а она сама — бедный зайчишка.

Однажды она и Дима застали одноклассника Вальку за позорным делом — он ловил по улицам бесхозных собак и отводил на живодёрню, по рублю за штуку. Дима отобрал у Вальки несчастную собачонку и пригрозил, что расскажет всем о его «живодёрном» промысле. За Вальку заступился его старший брат. Он недавно пришёл из армии и тоже ловил собак. И тут Ленка впервые увидела, как Дима, такой правильный и смелый, испугался, как его лицо «перевернулось» от страха.

Наступили осенние каникулы. Пришло время разбить копилку. Последним уроком четверти была физика. Ворвавшись в класс, ребята увидели на доске написанное классной сообщение о том, что урок физики заменён на урок русской литературы. После уроков Дима запланировал «шефскую» работу в детском саду, но бесплатно никто работать не желал. Одним из первых отказался от шефства Валька. Дима хотел рассказать всем о том. что Валька — живодёр, но тут в класс вошёл его брат. Он пригрозил Димке, и тот снова испугался. Потом Валькин брат стёр надпись с доски и удалился. Класс посчитал себя свободным — объявление кто-то стёр, и они его не читали.

Ребята отправились в кино. В классе осталась только Шмакова со свои верным «рабом». По дороге в кино Ленка упала, разбила коленку и пошла в школьный медпункт, а Димка вспомнил, что оставил в классе копилку, и вернулся за ней. Здесь его и застала Маргарита Ивановна. Она спросила, где остальные, почему не на уроке, начала ругать Димку, назвала его трусом, и мальчик не выдержал — рассказал всю правду. Это слышали Шмакова с Поповым, спрятавшиеся под парту, и Ленка, проходившая мимо класса. Весь вечер Ленка ждала, что Димка расскажет ей об этом, но тот молчал. Молчала и Шмакова.

Утром школа наполнилась нарядными детьми — все собирались в Москву. В класс вошла Маргарита Ивановна и сказала, что для них экскурсия отменяется «за сознательный срыв урока». Самой классной директор объявил выговор, но в Москву отпустил. Класс начал возмущаться такой несправедливости, забыв, что Маргарита — их учитель. Классная вышла из класса обиженная, напоследок грохнув об пол копилку.

Деньги разделили между собой. Потом Железная Кнопка начала выяснять, кто их предал, и вспомнила, что Димка возвращался за копилкой. Он испугался, но подозревать вскоре стали Попова — у него был повышен пульс. И тогда Попов намекнул, что знает кое-что интересное, и Димку снова «перевернуло» от страха. Ленка всё ждала, когда же Дима признается, но увидев его страх, девочка взяла вину на себя. Васильев не поверил Ленке, а вот Миронова поверила сразу и объявила Чучелу бойкот. Это слово услышала внезапно вернувшаяся Маргарита, но вникать не стала — мысленно она уже была в Москве с женихом.

Травля началась сразу после уроков. Ленку гоняли по городу с криками «Сжечь Чучело!», стремясь унизить. Бить девчонку не хотел только Васильев, но и он не пошёл против Железной Кнопки. Досталось и Димке — он посмел заступиться за Чучело и тоже попал под бойкот. Вечером того же дня Ленка призналась Диме, что слышала его разговор с классной, а вину на себя взяла потому, что хотела его защитить. Димка пообещал признаться, но время шло, а он всё не мог набраться храбрости. О невиновности Ленки знали только Шмакова и Попов, но они молчали — Шмакова вела свою игру. Ей было интересно, как выкрутится непокорный Димка, а поступок Ленки она понять не могла.

Слушая внучку, Николай Николаевич вспомнил вечер, когда принёс в дом картину «Машка». На ней прадед Бессольцев изобразил свою младшую сестру. Оказалось, что стриженная наголо девочка с картины очень похожа на Ленку. Николай Николаевич был рад этой картине и не заметил, что происходит с внучкой. Он вспомнил, как Ленку пугали через окно, надев медвежью голову. Николай Николаевич успел сдёрнуть маску, а под ней оказался Дима Сомов. Ленка тоже увидела его, решила, что Димку заставили, и полетела спасать — дед не успел её остановить. Потом он смутно слышал крики, но даже не предположил, что это одноклассники травят Ленку, как волчья стая.

Девочка вернулась домой в грязном платье, без сил и очень разочарованная. Она заглянула в окно Димкиного дома и увидела, что её друга вовсе не пытают. Там, в светлой, чистой комнате, у Димки в гостях была вся компания во главе с Мироновой. Они пили чай и смотрели телевизор. В глубине души Ленка начала понимать, что признаваться Сомов не собирается. Девочка схватила камень и бросила в окно. Разбив стекло, камень упал в лужу и забрызгал Ленкино платье грязью.

На следующий день Ленка развешивала во дворе выстиранное платье, когда к неё подошёл Димка. Он назвал себя подлым трусом, попросил Ленку подождать ещё немного и поцеловал. Это увидел Валька. Он заскочил во двор, схватил выстиранное платье и умчался рассказывать новость Железной Кнопке. Димка понёсся за ним, Ленка — следом. Димка зашёл «в сарай, где собралась мироновская компания». Они хохотали над Рыжим, напялившим Ленкино платье. Сначала они напали на Димку, и тот храбро защищался, даже пытался забрать платье у Рыжего. А потом Димка сказал Мироновой, что виноват он, но прозвучало это не как утверждение, а как предположение. Компания радостно загудела: появился новый объект для травли, и Димка не выдержал, испугался, превратил своё признание в шутку, сказал, что просто пожалел несчастную Бессольцеву.

Ему не поверили, и Ленка бросилась на помощь. Глядя в глаза Димке, она ещё раз взяла на себя его вину. А Димка молчал. Ленка потребовала назад своё платье. Рыжий снял его, и ребята начали перекидывать платье друг другу, а Ленка крутилась между ними, «как белка в колесе». Наконец платье попало в Димкины руки, но он не отдал его Ленке, а перекинул Мироновой. И тут Ленка ударила Сомова по лицу. Одноклассники навалились на девочку, скрутили её, и с воплями «Сжечь Чучело» вытащили в сад.

Железная Кнопка и Шмакова откуда-то приволокли чучело на длинной палке, одетое в Ленкино платье, с большими глазами и ртом до ушей. На его шее висела табличка с надписью «Чучело предатель». Палку воткнули в землю, а потом Миронова заставила Димку поджечь чучело-Ленку. Когда оно загорелось, девочка вырвалась из держащих её рук и бросилась тушить огонь — ей казалось, что горит она сама. После этого Ленка почувствовала перемену в себе — она перестала бояться.

Утром наступил последний день каникул. Ленка ждала на пристани Маргариту Ивановну. Девочка надеялась, что классная расскажет всем правду, раз уж Димка не смог. Маргариту она встретила, но та приехала с молодым мужем. Заметив наконец Ленку, учительница даже не вспомнила про страшное слово «бойкот» услышанное ею в классе перед отъездом. В класс Ленка пришла только чтобы попрощаться.

Все время, пока длился рассказ Ленки, у Сомовых веселились — Димка справлял день рождения. Ленка окончила рассказ, и тут в комнату вошёл Васильев. Он увидел собранные чемоданы и обвинил девочку в трусости. И тогда Ленка решилась. Она надела прожжённое платье и остриглась наголо, чтобы по-настоящему походить на чучело. В таком виде она и явилась к Димке на праздник. К тому времени у Сомова осталались только близкие друзья — мироновская компания. Увидев нежданную гостью, «все безмолвно ахнули», а Димку перекосило от страха. Она посмотрела в глаза всем, кто её травил и обижал, сказала каждому то, что должна была сказать. Поведала всей компании о Вальке-живодёре, а потом развернулась и ушла.

Сразу после этого хотел слинять и Валька, но Лохматый его задержал. От страха Валька проговорился, что это его брат с дружками ранили однажды лесничего — отца Лохматого. За Вальку никто не заступился. Постепенно все разошлись, кроме Шмаковой и Попова. Тогда-то Шмакова и рассказала Димке, что давно уже всё знает. Она рассчитывала, что Сомов, сын главного хирурга, станет её «рабом». И тут не выдержал Попов. Он выскочил из дома, догнал Железную Кнопку и выложил ей всю правду о Димке.

Проснувшись утром, Николай Николаевич решил, что уедет вместе с Ленкой, а свои бесценные картины подарит местному музею. Себе Бессольцев решил оставить только «Машку». На пристани Ленка увидела, как мироновская компания гонит Димку, а тот убегает, трусливо прижимаясь к заборам. Ленка бросилась следом. Сомова загнали в класс, Ленка вошла после всех. Её дружелюбно окружили, и сама Железная Кнопка ей улыбнулась — она была в восторге, ведь «справедливость восторжествовала».

Маргарита Ивановна вошла в тот момент, когда Сомову объявляли бойкот — все, кроме Ленки. Она увидела остриженную голову девочки, но разбираться не стала, а рассказала новость, которую Ленка ещё не знала: Бессольцев подарил свои картины и старинный дом музею. Класс ахнул, а Валька растерялся — он не представлял, что дорогую вещь можно просто подарить. И тут в класс вошёл Николай Николаевич и сделал то, чего раньше делать не собирался: подарил «Машку» школе.

Бессольцевы опаздывали на пароход и быстро ушли, Маргарита пошла их провожать, а вся компания накинулась на Димку — из-за него они обидели «таких людей!». Внезапно вернувшейся классной Железная Кнопка презрительно выложила всё, что случилось. Маргарите стало стыдно — из-за своего личного счастья она не замечала, чем живёт класс. Миронова снова заговорила про бойкот, но никто её не поддержал, даже Лохматый понял, что миром не всегда управляет сила. Компания Мироновой разваливалась. Видя это, Железная Кнопка расплакалась — такой «железной», помешанной на справедливости, она стала из-за матери, которая считала, что всем всё можно, лишь бы было «шито-крыто».

А потом развернули картину, подаренную Бессольцевым, и все увидели, как Машка похожа на Ленку. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода». Рыжий подошёл к доске и огромными буквами написал: «Чучело, прости нас!».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание «Чучело»

Повесть «Чучело» Железникова была написана в 1975 году. Произведение отличается эмоциональностью и повествует о стойкой и мужественной девочке, вынужденной противостоять одноклассникам, объявившим ей бойкот.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чучела» по главам. Пересказ будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Лена Бессольцева (Чучело) – открытая, доверчивая, дружелюбная девочка, которой пришлось перенести тяжелые испытания.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик из обеспеченной семьи, малодушный трус.

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – дедушка Лены, добрый, мягкий, замкнутый человек, коллекционер картин.

Другие персонажи

Маргарита Ивановна – молодая учительница, классный руководитель 6-А, добрая, справедливая, но зацикленная на своей личной жизни.

Миронова (Железная Кнопка) – принципиальная, озлобленная на весь мир девочка с мощными лидерскими задатками.

Шмакова – главная красавица в классе, подлая и хитрая девочка.

Валя – безжалостный, корыстолюбивый мальчик, ловит бездомных собак и сдает их за деньги в живодерню.

Лохматый – главный силач в классе, сын лесника.

Рыжий – мальчик, выполняющий роль шута в классе.

Васильев – принципиальный и порядочный, но при этом слабохарактерный одноклассник Лены.

Краткое содержание

Глава 1

Лена стремительно неслась по узким улочкам старого городка, «ничего не замечая на своем пути» . Девочка была в глубоком отчаянии от того, что с нею сделали одноклассники.

Глава 2

Дедушка Лены – Николай Николаевич Бессольцев, нелюдимый, замкнутый человек. После многолетних странствий он вернулся в родной город и поселился в бревенчатом, почерневшем от времени доме, который более ста лет принадлежал роду Бессольцевых. Местные жители относились «к Николаю Николаевичу с настороженным вниманием» : он все искал какие-то редкие картины, и, если находил, тратил на них большие деньги. Дети дразнили его Заплаточником из-за больших заплаток на рукавах старого пальто.

Однажды старика Бессольцева заметили «в сопровождении девочки лет двенадцати» , его внучки – угловатого длинноногого подростка с дружелюбной улыбкой на лице.

Глава 3

Лена пошла в школу, и поначалу она чувствовала себя прекрасно, но в ноябре все изменилось. Она попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Услышав отказ, она пригрозила тайком продать одну из его картин, за что получила пощечину. Она бросилась бежать, и Николай Николаевич отправился вслед за ней.

Глава 4

Тем временем шестиклассник Валька встретился со своими товарищами – Лохматым и Рыжим, чтобы вместе отправиться на день рождения к Диме Сомову. Вскоре к ним присоединилась главная красавица класса Шмакова в сопровождении Попова. Осталось подождать Миронову – Железную Кнопку. Когда худенький очкарик Васильев признался одноклассникам, что не намерен идти на торжество к Сомову, который ему надоел, Железная Кнопка приказала Лохматому избить его «за измену идеалам» .

Заметив издали Лену, они принялись дразнить ее чучелом. Эту сцену застал старик Бессольцев, и девочке пришлось рассказать ему «всю правду, без хитрости» .

Читайте также:  Чудак из шестого «Б» - краткое содержание повести Железников

Глава 5

Когда Лена впервые пришла в класс, ребята сразу же стали ее дразнить, называя внучкой Заплаточника. Однако добрая наивная девочка считала, что ее одноклассники просто «веселые и любят пошутить» , и весело смеялась вместе с ними, даже когда они придумали ей обидное прозвище – Чучело огородное. За нее заступился только один человек – Дима Сомов, в котором Лена увидела настоящего героя.

Весь класс очень обрадовался, когда классная руководительница Маргарита Ивановна сообщила о совместной экскурсии в Москву на осенние каникулы. Классом было принято решение самостоятельно заработать денег на поездку, и ребята подрабатывали, где могли, складывая деньги в общую копилку.

Глава 6

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок. В классе спрятались лишь Шмакова и Попов, которые стали свидетелями разговора Маргариты Ивановны и Димы Сомова. Под давлением учителя мальчик рассказал о намеренном прогуле. Этот разговор случайно услышала и Бессольцева. Она не сомневалась, что ее друг признается во всем ребятам, но он упорно молчал.

Глава 7

На следующий день нарядные школьники в предвкушении долгожданной поездки пришли в школу, где узнали новость: весь класс наказан за сорванный урок, и никто никуда не едет. Лена до последнего надеялась, что ее герой Дима Сомов во всем сознается, но он упорно молчал. Не выдержав напряжения, девочка взяла вину на себя. Класс объявил ей бойкот.

Глава 8

Автобусы со школьниками отправились в Москву. Покинула свой шестой класс и Маргарита Ивановна, которая спешила в столицу на собственную свадьбу. Тем временем класс окружил Лену, которая в полной мере поняла, что сделала: «страшно, когда один против всех, даже если ты прав» . Озлобленные одноклассники накинулись на Лену и Диму, которые едва успели спрятаться в парикмахерской.

Глава 9

Лена решила сделать себе прическу в парикмахерской. Тем временем Железная Кнопка отправила ребят на ее поиски. Она считала, что если «живешь не по правде — расплата» , и никто не должен оставаться безнаказанным. Когда Лена вышла на улицу, ребята принялись ее всячески унижать и дразнить. Они решили, что Чучело должна покинуть их город.

Глава 10

Лене удалось оторваться от погони. Когда стемнело, раздался стук в окно, и перед девочкой появилась ужасная голова медведя. На крик внучки прибежал Николай Николаевич, и «оторвал» медвежью голову – за ней скрывалось «какое-то жалкое и ничтожное Димкино лицо» . Лена отказывалась верить в это, полагая, что Диму насильно заставили совершить столь подлый поступок. Но она ошибалась: ребята сидели у Димы в гостях и пили чай, обсуждая травлю Чучела.

Глава 11

На следующий день Дима пришел к Лене, чтобы признаться в своей трусости и поцеловать ее. Свидетелем этой сцены стал Валька, который стянул постиранное платье Лены и сбежал с ним. Дима бросился за ним, чтобы во всем признаться ребятам.

Валька уже успел всем рассказать о поцелуе. Диму скрутили, но тут к нему на выручку подоспела Лена. Ребята принялись бросать ее платье по кругу, а Лена «металась между ними, старалась их победить» . Когда кто-то швырнул платье Сомову, тот улыбнулся в лицо Лене и отшвырнул платье другому человеку. Платье надели на огородное пугало, и Дима поджег его. Увидев это, Лена громко закричала, схватила горящее пугало и принялась им размахивать. Она сильно обожглась, когда снимала свое обгоревшее платье.

Глава 12

Когда Лена зашла в класс впервые после каникул, она сообщила всем, что собирается навсегда покинуть этот город. Она принялась было упаковывать чемоданы, но затем передумала – надела обожженное платье и убежала из дома.

Глава 13

Лена решила всем доказать, что она «ничего и никого не боится — даже чучелом быть не боится» . Она остриглась наголо, и в таком виде появилась в доме Сомова, где находилась вся компания ее мучителей. Лена во всем призналась, сказав напоследок, что ей искренне жаль каждого из них. Когда она ушла, ребята все рассорились и разошлись.

Глава 14

На следующее утро Лена проснулась от шума: «дедушка заколачивал свой дом» . Вскоре она «увидела бежавшего Димку» , за которым гнались ее вчерашние преследователи. Они загнали Сомова в класс, где он запрыгнул на подоконник, угрожая покончить жизнь самоубийством. Миронова вновь предложила бойкот, и все ее поддержали, за исключением Лены, не желавшей участвовать во всеобщей травле.

В класс зашла Маргарита Ивановна, которая сообщила, что Николай Николаевич навсегда покидает город. Перед отъездом он сделал бесценный подарок местным жителям: свой дом и уникальную коллекцию картин. Вскоре появился и сам Бессольцев, который подарил школе свою самую любимую картину – портрет красивой девушки Маши, которая была очень похожа на Лену. При виде этой картины ребят охватила «отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству» . Рыжий взял мел и написал на доске – «Прости нас, Чучело!» .

Заключение

Рассказ Железникова учит быть милосердным к людям, добрым, справедливым, иметь собственную точку зрения и не бояться отстаивать ее.

После ознакомления с кратким пересказом «Чучела» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание В. Железников «Чучело»

  1. Основные персонажи
  2. Тезисный пересказ
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея произведения

Повесть была написана Владимиром Железниковым в 1975 году и вызвала в обществе огромный резонанс. В произведении автор рассказал о школьнице и описал ее сложные взаимоотношения с одноклассниками. Эта история шла в разрез с общими, во многом идеализированными представлениями о дружбе, честности и порядочности советских детей.

Основные персонажи

Основные герои произведения – обычные школьники шестого класса. Каждый из них — непростой персонаж. Они обладают характером, принципами, своим особым мнением и взглядом на жизнь.

  • Лена Бессольцева – главная героиня книги. Очень общительная, ранимая и крайне доверчивая девочка. В классе она новенькая, и ей непросто войти в сложившийся коллектив.
  • Дима Сомов – мечта всех девочек в классе, любимчик учителей, избалован родителями. Его малодушие не позволяет ему стать настоящим другом для Лены.
  • Миронова, она же Железная Кнопка – лидер класса, жестокая и непримиримая. Легко подчиняет себе людей.
  • Шмакова – первая красавица класса, хитрая и подлая. Намеренно окружает себя почитателями и поклонниками. Это ее единственный интерес.
  • Попов – «паж» Шмаковой. Ради этой избалованной девочки готов на любую подлость.
  • Васильев – еще один одноклассник Лены. Он хорошо к ней относится, но защищать ее не стал, когда девочка в этом нуждалась.
  • Марина – конфликтная особа. Ее родители в разводе, и свои проблемы она вымещает на окружающих.
  • Валя – в свободное от учебы время ловит бездомных собак и за деньги сдает их живодерам.
  • Рыжий – шутник и балагур.
  • Лохматый – сын лесника, сильный и ловкий.

Железников в своем произведении отвел важные роли и для взрослых персонажей:

  • Бессольцев Николай Николаевич – дедушка Лены. Преданный ценитель произведений искусства, коллекционер. Уважаемый человек в своем городке. Очень душевный и дружелюбный, как и его внучка.
  • Кузьмина Маргарита Ивановна – классный руководитель. Слишком мягкая по характеру женщина. Часто предпочитает не замечать сложностей в классе, чтобы не решать их.
  • Тетя Клава – парикмахер, мать Марины.

Тезисный пересказ

В статье также представлено очень краткое содержание повести «Чучело» для общего понимания сюжета.

В средней школе в шестой класс поступает новенькая – Лена Бессольцева. Девочка настолько не похожа на своих одноклассников, что моментально вызывает неприязненное отношение. Насмешки и издевки усиливаются, когда дети узнают, что она внучка Заплаточника – известного в их городке коллекционера картин. Для них он странный, поскольку все свои деньги тратит на покупку полотен знаменитых художников, а сам при этом ходит в поношенных вещах.

Лена во всем похожа на дедушку. Она дружелюбна и открыта, а в людях видит только хорошее. Одета она тоже немного странно, поэтому получает прозвище Чучело. Тем не менее, между ней и красавчиком Димой возникают романтические отношения.

Лена — добрая и жизнерадостная девочка, не нашедшая понимания среди одноклассников

Однажды класс сбегает с уроков в кино. Дима, сам того не желая, рассказывает классной руководительнице по какой причине они отсутствовали на уроке. Их серьезно наказывают, отменив давно запланированную поездку в Москву. Весь класс уверен, что предатель – Чучело, и готовятся к расправе. Лена, которая случайно слышала разговор Димы с учительницей, молчит. Она уверена, что он все объяснит ребятам. Однако мальчик, испугавшись, не признается.

Бессольцевой объявлен жесткий бойкот. У нее крадут платье и делают из него чучело, после чего пытаются сжечь его. Лена отбирает у них свое обгоревшее платье, надевает на себя, коротко стрижется и так приходит в класс. Не желая больше выносить унижений, она высказывает одноклассникам все, что у нее на душе.

Дедушка девочки, видя, как глубоко страдает Лена, навсегда покидает городок вместе с ней. Перед отъездом они дарят городу огромную коллекцию картин, одну из них – школе. Когда Бессольцева была уже далеко, ребята осознали, что они натворили.

Краткое содержание по главам

Далее можно прочитать краткое содержание книги «Чучело» согласно главам. Краткий пересказ может быть использован для написания сочинений и заполнения читательского дневника.

Глава 1
Девочка быстро бежит по улочкам маленького городка к себе домой, мысленно уговаривая дедушку уехать отсюда, как можно быстрее.

Глава 2

Содержание второй главы посвящено Бессольцеву Николаю Николаевичу. Это уважаемый в городе человек, однако многие считают его очень странным. Он вернулся на свою малую родину, в этот старый провинциальный город, не так давно и стал заниматься коллекционированием и реставрацией картин. Проживал он в старом деревянном доме, был одинок и все свои деньги тратил восстановление и покупку полотен. Однажды с ним замечают девочку. Старик объясняет, что это его родная внучка Лена, и осенью она пойдет в шестой класс местной школы.

Глава 3
В начале учебного года Лена потихоньку осваивалась среди новых одноклассников, однако в начале ноября она вернулась домой подавленная и потребовала у деда денег на билет, чтобы уехать назад к родителям. Николай Николаевич пытался выяснить, что могло случиться, но девочка не объясняла. Она пригрозила украсть деньги в случае отказа или продать одну из его картин. Дед бьет ее по щеке, и Лена убегает из дома.

Глава 4
В это время все одноклассники девочки собираются на дне рождения Димы Сомова, за исключением Васильева, который отказавшись от приглашения, получает по лицу. Вся компания встречает на улице Лену. Окружив ее, одноклассники обзывают девочку чучелом, угрожают и требуют, чтобы она убиралась из города. Это видит и слышит Николай Николаевич, который выбежал из дома искать внучку. Он пытается защитить ее, но Железная Кнопка говорит ему, что такой внучки нужно стыдиться. Дома Лена обо всем рассказывает дедушке.

Глава 5
Лена поведала, как ее принял класс в сентябре. Она сразу проявила дружелюбие и желание общаться, но все смеялись и обзывали ее дедушку Заплаточником. Девочка смеялась вместе со всеми, считая, что дети так веселятся. Серьезным оставался только Дима Сомов – самый красивый мальчик в классе. Он пригласил ее сесть с ним за одну парту.

Все это время Лене тяжело было выносить насмешки одноклассников, но рядом всегда был Дима – он ее оберегал. Однажды она стала свидетелем, как Сомов спас бродячую собаку от живодера Вальки. Этим Дима окончательно покорил сердце девочки.

Глава 6
Весь конфликт начинается с того, что их класс решил прогулять урок и отправиться в кино. Дети дружно выходят из кабинета, однако Сомову, который забыл деньги, пришлось вернуться. Там его застала учительница. Она потребовала сказать ей, где класс. Сам не желая того, Дима сознается, что все ушли в кино. Случайными свидетелями разговора становятся Попов и Шмакова, которые решили спрятаться в классе, а также Лена, стоящая у двери.

Глава 7
На следующий день была запланирована поездка в Москву, к которой ребята готовились очень долго, самостоятельно зарабатывая деньги. Все явились в школу с сумками и чемоданами. Однако их ожидало неприятное известие – за срыв урока поездку отменили.

Миронова решает найти предателя. Лена ожидает, что Дима все расскажет ребятам, но он молчит. В тот момент, когда кто-то из детей вспоминает, что Сомов возвращался в кабинет и мог быть замечен учителями, Лена берет вину на себя.

Глава 8
С этого момента начинается травля и Лены, и Димы. Им приходиться убегать и прятаться от разозлившихся одноклассников в парикмахерской.

Глава 9
Неожиданно девочка решает сделать прическу. Пока тетя Клава занималась ее волосами, Дима ушел, а Лену уже поджидали ребята. Ее толкали, обзывали, дразнили. Спас ее Васильев, растолкав остальных так, что Лена смогла убежать.

Глава 10
Поздно вечером в ее окно постучали. Лена увидела страшную голову медведя. Николай Николаевич, открыв окно, успел схватить его. Голова «оторвалась», а девочка увидела Диму. Она поняла, что ее друг в большой беде. Его поймали и заставили пугать Лену. Однако Сомова никто не заставлял. Пока девочка пыталась придумать, как его выручить, он пил чай вместе с ребятами.

Глава 11
Позже к Лене в дом пришел Дима. Он просил прощения, обещая все рассказать в классе. Их объяснения и поцелуй видел Валька. Он срывает с веревки Ленино платье и требует за него голову медведя. Девочка выносит ее Диме, и тот идет разыскивать ребят, чтобы во всем признаться и вернуть платье.

Лена бежит за ним, поскольку боится, что его обидят. Спрятавшись у сарая, она видит, что Дима требует платье, но Валька сообщает всем о поцелуе. Между ребятами завязывается драка. Сомов пытается рассказать все Мироновой, но Лена снова подтверждает, что это она предатель.

Платье начинают кидать по кругу, и, когда оно попадает в руки Сомову, он перебрасывает его дальше. Они начинают делать чучело и, надев на него платье девочки, поджигают его.

Глава 12
После каникул в дом Бессольцевых пришел Васильев. Он спросил у Николая Николаевича, правда ли, что предатель – Лена. Тот заверил, его внучка никого не предавала. Тем временем Лена надевает прожженное платье и убегает из дома. Искать ее отправляется Васильев.

Глава 13
Лена прибегает в парикмахерскую и просит побрить ее наголо. Затем она отправляется к Сомову домой, где снова собралась вся компания. Уставшая от оскорблений и травли, она заявляет всем, как ей их жалко.

Глава 14
Утром девочка видит, как по улице ее одноклассники бегут за Димой. Они узнали, кто на самом деле предатель. В классе Миронова предлагает устроить ему бойкот. Все поддерживают это, кроме Лены, которая не желает участвовать в травле.

В классе появляется учительница и Николай Николаевич. Детям объявляют, что Бессольцевы покидают их город и дарят всю свою коллекцию редких картин. По их желанию, одна из них останется в школе. После этого дедушка и внучка уходят.

Бессольцевы оставили школе в подарок одну из своих картин

Сняв ткань с подаренной картины, ученики видят девочку, удивительно похожую на Лену. В классе стояла тишина. Рыжий, взяв в руки мел, написал: «Чучело, прости нас!»

Основная идея произведения

Повесть Железникова, в какой-то степени является автобиографичной. С подобной травлей в школе когда-то столкнулась его племянница. История потрясла писателя настолько, что он положил ее в основу своего произведения. Конечно, краткое содержание книги «Чучело» не передает в полной мере все эмоции и переживания героев, поэтому повесть желательно читать полностью.

Работая над произведением, автор хотел понять природу подобной жестокости у детей, а заодно и увидеть, сможет ли маленькая девочка в одиночку противостоять обидчикам. Железников показал, как со стороны выглядят людские пороки и насколько страшно, когда они проявляются у детей. Злоба, зависть, непримиримость мешают подросткам вырасти в зрелую личность. Основная тема повести – борьба одинокого маленького человека с жестокостью детского коллектива и равнодушием взрослых людей.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

29.01.2020

Железников В. “Мальчик с красками”

Жанр: рассказ о детях

Главные герои рассказа “Мальчик с красками” и их характеристика

  1. Мальчик. Фантазер и выдумщик, романтик.
  2. Мама мальчика. Усталая, заботливая.
  3. Пилот-летчик. Добрый, честный, храбрый. Тоже романтик.

План пересказа рассказа “Мальчик с красками”

  1. Мальчик у окна
  2. Разговор с летчиком
  3. Облака и земля
  4. Гроза
  5. Страх пассажиров
  6. Презрение летчика
  7. Посадка
  8. Дождь
  9. Краски

Кратчайшее содержание рассказа “Мальчик с красками” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик смотрел в окно и видел не облака, а животных.
  2. Летчик позавидовал мальчику, и узнал, что тот мечтает о красках.
  3. Самолет попал в грозу и многие пассажиры испугались.
  4. Но самолет удачно сел, а мама мальчика не хотела искать краски под дождем.
  5. Летчик принес мальчику коробку красок, а мать дала ему деньги.
  6. Летчик обиделся и ушел, а мальчик полетел дальше, чтобы снова увидеть землю с высоты.

Главная мысль рассказа “Мальчик с красками”
Чтобы увидеть красоту вокруг нас, нужно уметь смотреть не только глазами.

Читайте также:  Путешественник с багажом - краткое содержание рассказа Железникова

Чему учит рассказ “Мальчик с красками”
Рассказ учит любить природу, замечать ее красоту, видеть то, что не видят другие. Учит фантазировать и мечтать. Учит тому, что мечты ребенка должны сбываться, несмотря ни на какие грозы. Учит тому, что не все следует мерить в деньгах.

Отзыв на рассказ “Мальчик с красками”
Мне понравился этот рассказ про мальчика, который сумел увидеть в небе то, что никогда не замечал опытный пилот. Мальчик открыл пилоту глаза и тот захотел исполнить мечту мальчика. Мать мальчика не поняла добрый порыв пилота и оскорбила его деньгами. Но главное, что мальчик был счастлив, и что он видел красоту окружающего его мира.

Пословицы к рассказу “Мальчик с красками”
Человек без мечты, что птица без крыльев.
Улетел мечтой в заоблачные дали.
Кто смотрит оком, тот не пойдет боком.
Лучше гляди, тогда и увидишь.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Мальчик с красками”
Мальчик сидел в самолете и смотрел в окно. Его слепило солнце, но он все равно смотрел. Мать попыталась заставить его отвернуться или задернуть шторки, но мальчик ее не послушал.Тогда мать пересела на другой ряд.
Вскоре из кабины вышел летчик и сел рядом с мальчиком. Он спросил мальчика, мечтает ли он стать летчиком, а мальчик не мечтал. Он знал, что у него слабые легкие и летчиком его не возьмут.
Поэтому он стал рассказывать пилоту, какие видит облака – в форме слона и кита. Пилот одобрил воображение мальчика, а мальчик сказал, что в Москве ему купят краски и он будет рисовать. И добавил, что земля похожа на мозаику.
Пилот посмотрел в окно и ему стало стыдно, что раньше он этого не замечал. Ведь небо для него было местом работы, а в прошлом – боя. Вскоре пилот ушел, а самолет стал приближаться к грозовой туче. Мама мальчика забеспокоилась, но второй пилот успокоил ее, сказав, что тучу они обогнут сбоку.
Между тем тучи окружили самолет. Люди в салоне заволновались. Сперва двое мужчин ушли в хвост самолета, потом еще двое. Вышел пилот и потребовал от людей вернуться на свои места – самолету нужно было сохранять равновесие. Те вернулись, а пилоту вдруг подумалось, на что же похожа туча.
Самолет стал забирать вверх, что было не просто на самолете старой конструкции. Все люди закрыли шторки, и лишь мальчик с восторгом смотрел на грозу.
Но вот самолет резко пошел на снижение. Он пробил тучи и вдруг под колесами оказалась бетонная полоса аэродрома. Самолет остановился и все побежали к аэропорту. Летчик бежал с людьми, с которыми пережил большую опасность, и спросил у матери мальчика, куда они направляются.
Мать ответила, что им лететь на Симферополь, но она боится, что самолет не полетит в грозу. Летчик успокоил маму, сказав, что гроза через два часа уйдет. А мальчик обрадовался, что они смогут купить краски. Но мама не хотела никуда идти в такой дождь и сказала, что краски они купят на обратном пути.
Когда мальчик с мамой стояли в очереди на самолет, снова появился пилот. Он протянул мальчику большую коробку красок. Мама мальчика достала деньги и лицо пилота стало мрачным. Он неловко забрал деньги и ушел. А мальчик с красками поднялся в самолет, чтобы снова посмотреть на землю сверху и увидеть что-то новое.

Краткое содержание Железников Троп для читательского дневника

Творчество

Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира, они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы, входят в школьную программу.

Первая его книга — «Разноцветная история» вышла в 1960 году.

Рассказ «Космонавт» представлял СССР (наряду с рассказами Р. Погодина, О. Донченко, М. Мревлишвили, Я. Раннапа, Х. Назира) в сборнике рассказов писателей разных стран «Дети мира» (1962), подготовленном международной редакционной коллегией (издан в СССР в 1965 году).

Как кинодраматург дебютировал в 1960 году — сценарием фильма «Серебряные трубы».

С 1988 года Железников — художественный руководитель киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей.

Фильмы

В качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов:

  • 1965 — Путешественник с багажом
  • 1972 — Нежданный гость
  • 1972 — Чудак из пятого «Б»
  • 1978 — Старомодная комедия
  • 1983 — Чучело
  • 1984 — Второй раз в Крыму
  • 1984 — Мой друг Сократик
  • 1990 — Воспоминание без даты
  • 1991 — Безумная Лори
  • 1997 — Маленькая принцесса
  • 1999 — Русский бунт
  • 2003 — Игры мотыльков

Глава первая

Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.

Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн — вверх.

Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток — вниз.

Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот:

— Дедушка. Милый. Уедем! Уедем! Уедем. — Она всхлипывала на ходу. — Навсегда. От злых людей. Пусть они грызут друг друга. Волки. Шакалы. Лисы. Дедушка.

— Вот ненормальная! — кричали ей вслед люди, которых она сбивала с ног. — Летит, как мотоциклетка!

Ленка взбегала вверх по улице на одном дыхании, словно делала разбег, чтобы взлететь в небо. Она и в самом деле хотела бы тотчас взлететь над этим городком — и прочь отсюда, прочь! Куда-то, где ждала ее радость и успокоение.

Потом стремительно скатывалась вниз, словно хотела снести себе голову. Она и в самом деле была готова на какой-нибудь отчаянный поступок, не щадя себя.

Подумать только, что же они с нею сделали! И за что?!

Библиография

  • Белые пароходы
  • В старом танке
  • Вожак
  • Голубая Катя
  • Девушка в военном
  • Жизнь и приключения чудака
  • Каждый мечтает о собаке (1966)
  • Космонавт
  • Мальчик с красками
  • Ночной ветер
  • Ослик и пятый океан
  • Первое письмо
  • Последний парад
  • Путешественник с багажом
  • Разноцветная история
  • Соленый снег
  • Таня и Юстик
  • Хорошим людям — доброе утро! (1961)
  • Чудак из «6-Б» (1962)
  • Чучело (1975)
  • Чучело 2, или игра мотыльков

Владимир Железников — Чучело-2, или Игра мотыльков

Из подъезда дома вынырнула согнутая фигурка Зойки и приблизилась к нему. Ее замерзшие бескровные губы с трудом вытягивались в привычную улыбочку.

— Ну что ты лыбишься? Что уставилась?! — сорвался Костя в крик.

— А что? — испугалась Зойка.

— Дура. Кретинка. Вот что! — Он сильно толкнул ее.

Она упала навзничь, не произнеся ни слова, как подрезанная. А он, зарыдав взахлеб, бросился бежать, не разбирая дороги.

К своему дому Костя пришел ночью, не помня, где он был и что делал. В темноте двора его обостренные страхом глаза выхватили силуэт милицейской машины с двумя милиционерами — она стояла у подъезда. У Кости не было сил бежать: он замерз и еле волочил ноги. Он обошел дом и поднялся по лестнице с черного входа, отворил дверь и, не зажигая света, одетый, упал на диван, натянул на себя одеяло, чтобы преодолеть озноб.

Хорошо еще, матери не было дома.

Костя пролежал до утра — то ли в бреду, то ли в дреме. Перед ним все время возникал мертвый старик. Несколько раз он вставал и выглядывал в окно, чтобы посмотреть, сторожит его машина или нет. Для этого ему приходилось вскарабкиваться на подоконник: машина стояла слишком близко к подъезду.

Первые два раза машина была на месте. Потом он услышал, как заработал мотор, и она уехала. И все же, не веря своему слуху, снова влез на подоконник и убедился, что милиционеры уехали.

Зато через несколько минут зазвонил телефон. Он не решился снять трубку. Телефон звонил долго, разрывая тишину ночи. Костя не выдержал и накрыл аппарат подушкой. Ближе к рассвету, когда небо посветлело, ему стало полегче; он вдруг подумал, что все обойдется, ну не может быть, что с ним случится несчастье. Ну не может этого быть! И он так долго уговаривал и убеждал себя в этом, что все-таки уговорил, успокоился и крепко заснул. Поэтому, когда вновь зазвонил телефон, забыл об осторожности, схватил трубку и услышал, как тихий голос сказал ему:

— Кто «я»? — не понял Костя.

— Глазастая… Все в норме. Стариков откачали. У него перелом ноги и сотрясение мозга. Оклемается. А ее вообще через неделю выкинут.

Костя молчал: волна радости ударила ему в голову. Проклятые старики живы, никто не умер, а он мучился. Все стало на свои места. Он вдруг привычно громко рассмеялся и прежним голосом победителя ответил:

— О’кей, Глазастая! Ты меня разбудила, пойду досыпать. — Это он сказал для красного словца — спать он все же не мог.

Следом позвонила мать. У нее был виноватый голос:

— Костик, доброе утро… Пора вставать. «Петушок пропел давно…» Не забудь позавтракать. Там есть одна котлета. — Она хихикнула. — Я вчера засиделась у Вальки… Спохватились поздно, боялась тебе позвонить, и домой идти ночью страшно… Валька говорит: «Ну и ночуй, пожалуйста… С твоим Костиком ничего не случится…» А я всю ночь продремала, было плохое предчувствие… У тебя все о’кей?

— Мать, не оправдывайся… Скучно. Ты же свободный человек. Сколько можно повторять.

Она что-то еще хотела сказать, но он, не дослушав, повесил трубку и ударил по кнопке мага.

Громкая музыка их группы огласила комнату. Потом запел он сам, и Костя, вторя собственному голосу, самозабвенно, упоенно опрокинулся в небытие пения. Громче, громче, еще громче, чтобы окончательно выбросить из себя весь вчерашний день и эту страшную ночь. Громче, громче. Соседи застучали сразу с разных сторон, но он продолжал свою радостную песню освобождения.

Дальше все полетело в привычном ритме музыки, отсиживания скучных уроков, веселья концертов и славы. Правда, однажды ему позвонил Куприянов и простуженным баском прохрипел:

— Ты куда пропал, счастливчик? Не дело. Приходи завтра в двенадцать. Составим акт опроса свидетеля. Нет, в двенадцать не годится, не надо срываться из школы. В четыре, без опоздания. — И повесил трубку, не попрощавшись.

Сигналы отбоя больно ударили Костю в ухо. Он нехотя поплелся в милицию. Трусил, поэтому, чтобы как-то утвердиться, выпендрился в свои самые модные шмотки. В скучных и казенных коридорах милиции Костя нашел Куприянова, сидящего в тесной комнатушке еще с двумя милиционерами. Тот встретил его мрачно, оглядел с ног до головы, протянул листок и сказал:

Костя прочел акт опроса, в котором было написано, что он, Костя Зотиков, ученик девятого класса 27-й средней школы, двадцать девятого января сего года опаздывал на репетицию школьной рок-группы, попросил незнакомого шофера на улице Фигнера подвезти его. Последний согласился, запросив два рубля. Личность шофера не установлена.

Костя подписал акт, вполне довольный. Он не волновался: история явно шла к концу. Правда, Куприянов вдруг спросил, не поднимая глаз, как бы между прочим, умеет ли он водить машину? Костя, конечно, поспешил ответить, что не умеет, но сразу испугался и, чтобы скрыть растерянность, стал вести себя нагловато, развалился на стуле со скучающим лицом, повесил ногу на ногу. Куприянову это не понравилось, и он спросил неприятным голосом:

— Ты был у старика?

— У какого? — не сообразил Костя.

— Ну, не знаю… Может, тебе угрызения совести не дают покоя, — то ли пошутил, то ли серьезно произнес Куприянов.

— А при чем тут я? — не на шутку испугался Костя.

— Ну, ты сидел в той машине. При чем? Значит, вроде соучастник происшествия. — Глаза у Куприянова сверкнули.

Костю прямо подбросило на стуле от возмущения. Он почти закричал:

— Какой же я соучастник?! Когда я сам пострадавший. — Он и на самом деле искренне считал себя жертвой случая, несчастным. — Сначала я сорвал концерт… Теперь вы меня таскаете… По ночам этот старик снится… Думаете, приятно? Думаете, располагает к спокойной жизни?

— Приятного мало, с одной стороны, — вздохнул Куприянов. — С другой… живет человек вроде тебя, нормально живет, а ему скучно, чего-то недостает. Хочется ему выкинуть какое-нибудь коленце. Выкидывает… и прости-прощай тихая жизнь. А она-то самая желанная, оказывается. Вот ты, например, просто сел в левую машину, ничего особенного: сел, потому что спешил. Не знал к тому же, что она угнанная. У нее же на лбу это не написано. Сел, поехал — и бац! Влип. Последствия, как видишь, самые непредвиденные. Теперь не жалуйся и расхлебывай.

— Так ведь на леваках все ездят, — разозлился Костя. — Можно подумать, что вы не в милиции работаете, а на луне.

— Ездят-то ездят… А попадаются не все. Вот в чем секрет. Кто влип, тот и расплачивается, пока другие гуляют, — насмешливо произнес Куприянов, взял акт опроса, посмотрел на Костину роспись и спросил с участием: — Что ты обмотался шарфом? Заболел?

— Горло берегу, — снисходительно улыбнулся Костя.

— У меня есть рецепт… Когда горло болит, в два счета можно вылечить. Значит, так… Берешь поллитровку, выливаешь в стакан, полощешь горло и выплевываешь, полощешь и выплевываешь. Так всю бутылку. А утром просыпаешься, вспоминаешь, что сделал с водкой, болезнь от огорчения как рукой снимает. — Куприянов коротко захохотал, поглядывая на Костю.

Два других милиционера тоже хохотнули.

А Костя опять ухмыльнулся. Его взгляд говорил Куприянову: давай, трави, выдержим.

— Выйдем. — А в коридоре, оглядев Костину взлохмаченную голову, длинный желтый шарф, обмотанный вокруг шеи, короткие клоунские брюки в клетку, торчащие из-под брюк пестрые носки, саркастически спросил: — А почему ты все по-английски поёшь? Чем тебе наш русский не нравится?

— А что, нельзя? — с вызовом спросил Костя. — Английские песни на английском…

— А сам, значит, японский Самурай! — засмеялся Куприянов. — Ух ты, стервец-космополит! — Он привычным движением схватил Костю за шарф, подтянул к себе, посмотрел на него злыми глазами и прошептал: — Мой тебе совет, счастливчик, ты эту свою вечную ухмылку спрячь, а то она раздражает нашего брата. Лады? — И повел Костю к следователю, размахивая подписанным актом, вышагивая непомерно широким шагом, несмотря на небольшой рост.

Костя шел следом за ним с безразличным видом, только один раз, когда он увидел за окном улицу и прохожих, спешащих по своим делам и слоняющихся без дела, то почувствовал легкую тоску по свободной жизни.

— Между прочим, кто твои родители? — вдруг спросил Куприянов.

Костя заметил, что Куприянов всегда задает вопросы неожиданно, точно хочет застать собеседника врасплох. Но он был начеку. Ему не хотелось открывать тайну своей личной жизни, рассказывать первому встречному, что у него нет отца, и он соврал:

— Родители работают на заводе радиоаппаратуры (хотя там работала только его мать).

У следователя Куприянов снова расцвел, всю его мрачность как рукой сняло.

— Привел к тебе Зотикова. — Куприянов с любовью посмотрел на Костю, излучая сияние. — Он и есть наш знаменитый Самурай! Ты его никогда не слышал? Отстаешь, старик. Твоему старшему сколько? Четырнадцать?… «Металлом» увлекается? Ну так ты обратись к нему за разъяснением, он тебе все в красках разрисует. — Выразительно подмигнул Косте и вышел.

«Чучело» В. К. Железников Кратко

Владимир Железников
Повесть «Чучело» Краткое содержание

Почти 40 лет назад в стране Советов свет увидела шокирующая своим содержанием повесть Владимира Железникова «Чучело». Действия, описанные автором, шли в разрез с общественными стереотипами о порядочности юных пионеров и рассказали без прикрас как обычный класс школьников безжалостно гнобил новенькую девочку.

Очень краткий пересказ сюжета повести «Чучело»

В обычной школе появляется новенькая — Лена Бессольцева. Класс плохо принимает девочку, её считают чудаковатой, как и её деда, который известен на весь городок. Николай Васильевич Бессольцев посвятил свою жизнь коллекционированию картин, он тратит на них всё заработанное и живёт, как бедняк. За потрёпанную одежду его прозвали «Заплаточником».

«Странная» новенькая открытый и дружелюбный ребёнок, но одета не лучше деда. Одноклассники без тени смущения обзывают её «Чучело» и открыто насмехаются над ней. Почти все. Диме, любимчику учителей и девчонок, в отличие от остальных Лена нравится. Между ними разгорается нежная дружба.

Но всё заканчивается, не успев начаться. Класс вместо урока отправляется в кино. Дима «раскалывается» под напором классной руководительницы и сознаётся, где пропадали учащиеся. Школьников наказывают, отменив давно запланированную экскурсию в Москву. Ребята пытаясь выяснить кто предал класс, обвиняют в своих бедах чучело. Лена случайно слышала, разговор между учительницей и Димой, но молчит. Она надеется, что новый друг не даст её в обиду и честно признается в предательстве. Но Дима не готов терять свой авторитет.

Читайте также:  Чучело – краткое содержание повести Железникова

Лене объявлен бойкот. Травля с каждым днём всё невыносимей. В конце концов, правда открывается и жестокие одноклассники чувствуют свою вину. Они бы рады всё исправить, но поздно — Бессольцевы уезжают из города.

Список и краткая характеристика героев повести Владимира Железникова «Чучело»

Герои повести — это учащиеся шестого класса «А» в обычной средней школе 80-х годов. У каждого из них уже складывается характер, каждый имеет собственное мнение, взгляды на окружающий мир и неповторимую судьбу:

  • Лена Бессольцева — главная героиня повести «Чучело». Открытая для общения, доверчивая и добрая девочка. Она новенькая в классе. Лена пытается приспособиться к коллективу, но не умея постоять за себя в полной мере, смеётся над шутками в свой адрес вместе с обидчиками и так теряет шанс заслужить уважение ребят.
  • Миронова или Железная Кнопка — девочка-лидер с характером бойца. Принципиальная, озлобленная, властолюбивая героиня. Постоянна занята поиском справедливости, но её справедливость скорее «личное мнение», чем правда. Живёт под девизом: «вижу цель, не вижу препятствий».
  • Дима Сомов — сынок из обеспеченной семьи. Хорош внешне, любим в кругу учителей, мечта девчонок. Дима некоторое время изображает из себя благородного защитника новенькой, но будучи малодушным трусом быстро покажет себя во всей красе.
  • Васильев — один из одноклассников лены. Участия в травле девочки не принимал, но и заступиться за неё ввиду своей слабохарактерности не мог.
  • Шмакова — главная красавица в классе. Любит окружать себя поклонниками. В душе пуста и неинтересна.
  • Попов — «подкаблучник» и «раб» избалованной Шмаковой, готовый ради неё на всё.
  • Валя — корыстный и безжалостный мальчишка. Занимается отловом бездомных собак, сдаёт их на живодёрню в обмен на деньги. Ничего не боится за счёт своего старшего брата. Главная ценность — деньги.
  • Марина — девочка из неполной семьи. Скучает по отцу и конфликтует с матерью. Свою тоску вымещает на окружающих людях.

Кроме детей в повести присутствуют и «взрослые» персонажи:

  • Николай Николаевич Бессольцев — дедушка главной героини. Мягкий характером, добрый человек. Занимается коллекционированием картин. За поношенные вещи прослыл в городе «Заплаточником».
  • Маргарита Ивановна Кузьмина — классная руководительница в 6 «А». Добрая женщина, предпочитающая многого не замечать.
  • Тётя Клава — мама Марины. Парикмахер.

Краткое содержание повести Владимира Железникова «Чучело» подробно по главам

Глава 1. Знакомство с Леной

Девочка шестиклассница бежит по улицам провинциального городка домой к деду, она мысленно обращается к нему, умоляя о срочном переезде.

Глава 2. Николай Николаевич Бессольцев — странный коллекционер

Автор рассказывает о роде Бессольцевых. Николай Николаевич возвращается в родной город, в старый дом. Его уважают, но не понимают в этом городке. Герой нелюдим, занимается реставрацией и коллекционированием картин. Однажды его замечают в сопровождении девочки. Он объявляет её своей внучкой Леной. Осенью девочка идёт в 6-й класс.

Глава 3. Ссора дедушки и внучки

Начало осени приносило Лене только радость, но в ноябре всё изменилось. Она вернулась домой в плохом настроении и попросила у деда денег на билет, чтобы вернуться к родителям. Дед отказал, тогда девочка пригрозила украсть и продать одну из его картин. За это она получила пощёчину и убежала, так и не объяснив сути проблемы. Дед отправился вслед за ней.

Глава 4. День рождения Димы Сомова

Все ребята собираются на празднование дня рождения. Все кроме Васильева, за что он получает хорошего тумака и разбитые очки.

Ещё больше достаётся Лене, которую разгоряченные одноклассники встречают по дороге. Девочку окружают, дразнят «Чучелом» и требуют, чтобы она покинула их город. Эту сцену застаёт дедушка Лены. Он вмешивается и говорит, что нечестно идти толпой на одного. Но Николая Николаевича ждёт решительный отпор — Железная Кнопка заявляет, что он должен стыдиться своей внучки. А почему? Пусть она расскажет сама.

Компания удаляется в гости к Диме, дед и внучка идут домой. Ничто не может заглушить веселья школьников — звуки праздника не дают покоя Бессольцевым. Лена решается рассказать о своей беде дедушке.

Глава 5. История неудачливой «новенькой»

Рыжий представил Лену классу по просьбе классного руководителя. И всё сразу пошло не так. Лена широко улыбалась, желая показать, что готова к дружбе с новыми одноклассниками. Но ребята смеялись над ней и её дедом «Заплаточником». Лена смеялась с ними, решив, что они просто очень весёлые. Девочка не сразу поняла насколько озлоблены и жестоки были её новые «друзья». Исключением был красавчик Дима Сомов. Он пустил её к себе за парту и не смеялся с остальными.

Маргарита Ивановна предложила классу отправиться на каникулах на экскурсию в Москву. Дети были счастливы, они решили заработать на поездку самостоятельно и завели общую копилку. Ребята подрабатывали в саду, в совхозе, на фабрике — всё ради одной цели. Весь процесс Лене доставались насмешки, но благородный Дима защищал и оберегал её, как мог.

Однажды Дима спас собаку от живодёра Вальки. В глазах Лены он окончательно стал героем, она поцеловала его и предложила дружбу.

Глава 6. Прогул

В последний день перед каникулами ребята прогуляли урок, проигнорировав записку мелом на доске. Записку стёр старший брат Вальки. Ребята разбежались, но не все. В классе спрятались Шмакова и Попов. Они стали свидетелями разговора Димы Сомова и Маргариты Ивановны. Мальчишка под давлением педагога рассказал о прогуле. Это слышала и Лена, которая стояла за дверью. Она подумала. Что Дима всё расскажет остальным. Но её друг промолчал.

Глава 7. Бойкот

На другой день школьники пришли в класс с чемоданами, но долгожданную поездку отменили. Учительница сказала, что класс наказан за сорванный урок. Деньги решили разделить.

Миронова устроила поиски предателя. Лена надеялась, что Дима сознается, но он по-прежнему молчал. Предателем чуть не объявили Сомова. Лена неожиданно взяла вину на себя. Класс объявил девочке бойкот.

Глава 8. Травля

Автобусы со школьниками отправились в Москву. 6 «А» остался во дворе. Класс окружил Лену и Диму. Ребята бросились наутёк, спасаясь от озлобленных одноклассников. Они спрятались в парикмахерской.

Глава 9. Беги, Чучело!

В парикмахерской Лена решила сделать себе причёску. Дима ушел, не дождавшись её. Когда девочка вышла. Её вновь окружили одноклассники. В неё плевали горохом, дразнили и угрожали. Не помогли замечания тёти Клавы. Ребята решили. Что Чучело должна покинуть город. Васильев помог растолкать толпу, и Лена убежала. Чуть позже мальчик признался Сомову, что Лена ему нравится.

Глава 10. Предательство

Лене удалось оторваться от погони. Она заметила, что её преследователи окружили Диму, и решила, что тот расскажет правду. Она ждала, что он придёт. Но ничего не происходило.

Когда стемнело, раздался стук в окно. Лена открыла, показалась ужасная голова медведя. Девочка очень испугалась и захлопнула окно. Пришёл дед, он радостно рассказывал внучке о своей новой картине, но она не слышала его. Вновь постучали в оконное стекло. Дед открыл окно и умудрился «оторвать» голову медведю. За маской скрывался Дима.

Лена была уверена, что его заставили. Что он сознался и теперь сам в беде. Но она ошибалась. Ребята пили чай у Димы дома. До ушей лены доносились обидные слова: «Чучело!» и «Заплаточник!»

Глава 11. Неудачное признание

Лена встретилась с Димой в своём дворе. Она повесила сушить платье. Дима просил прощения и обещал всё рассказать сегодня же. Он поцеловал Лену. Это видел Валька. Валька сорвал с верёвки платье и сказал, что отдаст его хозяйке только в обмен на медвежью голову.

Лена вынесла маску Диме. Дима спросил, в курсе ли событий дед Лены. Узнав, что Заплаточник ничего не знает, мальчик обрадовался и побежал сознаваться к ребятам. Лена испугалась последствий и бросилась следом. Она спряталась возле сарая, где собралась вся банда.

Дима требовал отдать платье. Валька рассказал про поцелуй. Диму скрутили. Завязалась драка. Дима попытался признаться Мироновой в своём доносе. Ребята угрожающе наступали на Диму. Лена вбежала в сарай и вновь подтвердила, что она «предатель». Платье бросали по кругу, когда оно оказалось в руках Димы, он не отдал его Лене, а перебросил другому. Платье надели на огородное чучело, а Дима его поджёг. Лена истошно закричала. Она схватила горящее чучело и размахивала им. Ребята в испуге разбежались. Снимая платье с чучела, Лена обожглась. Дима хотел прикоснуться к ней, но девочка отпрянула от него, как от чумы. Она ушла прочь и спряталась на реке.

Глава 12. Каникулы закончились

В первый учебный день после каникул Лена пришла в школу очень поздно и объявила, что уезжает. К ней домой пришёл Васильев и спросил, правда ли она предатель? Дедушка уверил мальчика, что Лена никого не предавала. Лена надела обожженное платье и убежала из дома. Васильев отправился за ней.

Глава 13. Разоблачение

Лена побрилась в парикмахерской наголо и явилась к Диме домой. Там она выставила напоказ свою лысую голову и каждому из ребят устроила провакационный допрос. Измученная травлей девочка вдруг заявила, что жалеет всех своих мучителей. Она ушла. Праздник закончился, ребята рассорились и разошлись.

Глава 14. «Прости, Чучело!»

Утром Лену разбудит стук. Дедушка заколачивал окна. Он принял решение покинуть дом и город. Лена увидела, что её недавние мучители гонят по улице Диму Сомова, и побежала следом. Ребята прибежали в класс. Дима запрыгнул на подоконник и пригрозил выпрыгнуть в окно.

Миронова вновь предложила бойкот, все были за, кроме Лены. Когда девочку спросили почему, она ответила, что никогда не будет участвовать в травле.

В класс вошла учительница и объявила, что дедушка Бессольцев покидает город. Он подарил его жителям свой дом и бесценную коллекцию картин. Вскоре пришёл и сам Николай Николаевич, он отдал в фонд школы свою самую любимую картину и забрал внучку.

На картине была изображена красивая девушка Маша, напоминающая Лену. Ребята со стыдом поняли, что подняли свои поганые руки не на тех людей. «Прости нас, Чучело!» — написали они на доске.

История создания и краткие выводы по повести Владимира Железникова «Чучело»

Повесть «Чучело» основана на реальных событиях. Подобная ситуация произошла в судьбе племянницы автора. Железников откликнулся на несправедливость, сначала написав пьесу «Бойкот», а уже затем в 1981 году читатель познакомился с повестью «Чучело». Спустя всего три года на экраны вышел одноимённый фильм режиссуры Ролана Быкова.

Ещё Сальвадор дали утверждал, что «самые жестокие существа на свете — дети». Это и стало основной проблемой в произведении Железникова. Ребята-одноклассники безжалостно «убивают» в новенькой веру в радости жизни и собственное достоинство. Но только мягкая, добрая и податливая девочка не сдалась под напором целого коллектива и, стерпев все насмешки и унижения, заявила во всеуслышание: «Верить надо до конца!» Эту фразу без преувеличения можно назвать основной идеей повести, мыслью, которую, взялся донести до своих юных читателей автор.

Железников «Путешествие с багажом» краткое содержание.

Сюжетная основа

  • Двенадцатилетний школьник Сева с Алтая едет в «Артек». Он хочет найти отца, который ушёл из семьи и живёт в Москве.
  • Сева не решается послать отцу телеграмму. Он покупает ему в подарок вазу.
  • На пересадке в Москве Сева убегает от вожатой.
  • В автобусе мальчик едет без билета. Водитель автобуса спасает Севу от штрафа и отпускает.
  • Дом, где жил отец Севы, снесли. Он узнаёт новый адрес отца в справочном бюро.
  • Зазевавшись, Сева оказывается на середине улицы и становится виновником аварии.
  • Водитель хочет заставить родителей мальчика оплатить ремонт.
  • Сева признаётся шофёру, что разыскивает отца, и тот отпускает его.
  • Отца дома не оказывается. Во дворе Сева знакомится с ребятами. С их помощью он попадает в квартиру отца, но тот его не узнаёт.
  • Узнав, что Сева с Алтая, отец предаётся воспоминаниям, в которых нет ни слова правды. Мальчик разочаровывается и уезжает, так и не открывшись.
  • В поезде у Севы появляется надежда, что когда-нибудь отец исправится, вспомнит о сыне и вернётся.

Краткое содержание

Двенадцатилетний пионер Сева Щеглов живёт в алтайском совхозе со дня его основания. Он помнит, как его родители ютились в заваленной снегом палатке и поднимали целинные земли. Теперь их совхоз считается лучшим на Алтае. Этим летом Севе выделяют путёвку в «Артек». Мальчик понимает, что недостоин такой чести. Он много сочиняет и даёт людям меткие, но обидные прозвища. Так, свою классную он называет «Богиня Саваофа»: она, как и древний бог Саваоф, едина в трёх лицах — пионервожатая, учительница и главный редактор газеты. Однако отказаться от поездки мальчик не может: У мальчика есть тайная цель — найти отца.

Когда-то родители Севы жили в Москве. Окончив институт, мама мальчика поехала на целину зоотехником. Отец некоторое время работал в совхозе шофёром, а потом вернулся в Москву, бросив жену и маленького сына. Мать рассказала Севе, что его отец был хвастуном, никогда не выполнял обещаний, несколько раз сильно подводил друзей и считал себя «поэтической натурой». Тем не менее Сева мечтает встретиться с ним. Узнав, что по пути в «Артек» будет пересадка в Москве, мальчик решает сбежать и найти отца.

В поезде вместе с Севой едет большая группа ребят. Их сопровождает вожатая Наташа. Она настолько бдительна, что Сева называет её про себя «Детектив». На одной из остановок Сева хочет послать телеграмму отцу, но Наташа всё время рядом, и мальчик не решается этого сделать. В привокзальном киоске он покупает отцу подарок — глиняную вазу с двумя яркими петухами.

В Москве выясняется, что между пересадками есть несколько свободных часов. Наташа ведёт отряд гулять. На привокзальной площади Сева притворяется, что у него развязался шнурок, отстаёт от ребят и садится в первый попавшийся автобус. Билет он не покупает — у него нет мелочи, только трёхрублёвая купюра. Это замечает женщина-контролёр и начинает возмущаться: с багажом, а за билет не заплатил. Она собирается оштрафовать Севу, но тут вмешивается водитель автобуса и отпускает мальчика.

Сева находит тупик, где живёт отец, но нужного дома там нет. Старик, сидящий на лавочке в сквере, сообщает мальчику, что дом снесли, и советует узнать адрес в справочном бюро. Сделав заявку, мальчик возвращается в сквер, но знакомый старик уже ушёл. Вместо него на скамейке сидит грустная девушка. Сева рассказывает ей о красотах Алтая и агитирует приехать в их совхоз. Это просьба председателя: каждый, кто едет на запад, должен привезти с собой человека. Тут подходит парень, с которым девушка поссорилась, и прогоняет «агитатора».

Сева рассеянно выходит на середину проезжей части. Из-за угла выскакивает такси, резко сворачивает, ударяется в столб и сдирает краску с крыла. Разгневанный шофёр хватает Севу за шиворот. Он намерен заставить его родителей оплатить ремонт. Шофёра не смущает, что Сева — с Алтая. Он забирает у мальчика три рубля и везёт его в гараж, чтобы заведующий составил официальное письмо его родителям.

Шофёр настолько жаден, что не хочет ехать порожняком и берёт пассажиров. Всех встреченных в тот день людей Сева агитирует ехать на Алтай и рассказывает, что ищет отца. Слушая Севу, шофёр мрачнеет и злится. В конце концов он сдаётся, отдаёт Севе «трёшку», посылает за мороженым, а сам уезжает, оставив на тротуаре вазу.

Сева добирается к отцу по адресу, полученному в справочном бюро. Отца дома нет, и мальчик решает подождать во дворе, где знакомится с мальчиком-сверстником. Тот знает дядю Мишу, Севиного отца, и берётся их познакомить.

Приехавший вскоре дядя Миша не обращает внимания на незнакомого парнишку и скрывается в квартире. Сева не может просто подойти и сказать ему, кто он. Мальчик хочет сначала поговорить с отцом наедине. Тогда новый приятель вызывает свою подружку-отличницу, и та придумывает проникнуть в квартиру дяди Миши под предлогом сбора макулатуры.

В квартире отца на Севу вновь нападает робость. Он пишет записку на клочке газеты, бросает её в вазу, ставит вазу в уголок и уходит вместе с ребятами. Дядя Миша замечает вазу и зовёт Севу через окно. Мальчик возвращается один, они разговаривают. Отец узнаёт, что Сева приехал с Алтая, и начинает вспоминать прошлое, выставляя себя героем-целинником.

Сева не находит в рассказах отца ни слова правды. Мальчику становится «скучно-скучно», и он уходит, так и не открывшись отцу. Вазу Сева оставляет новым друзьям, чтобы ещё раз встретиться с ними на обратном пути.

Сева успевает на поезд в «Артек». В вагоне он думает об отце, о своих несбывшихся мечтах. Потом он вспоминает: отец обмолвился, что собирается вернуться. У Севы просыпается надежда. Отец для него как слабый огонёк в степи, и когда-нибудь он до него дойдёт.

Ссылка на основную публикацию