Скаты – сообщение доклад (7 класс биология)

Скаты

Скаты – Доклад, раздел Биология, Доклад На Тему Скаты Скаты Характеризуются Тем, Что Жаберные Отверстия У Них.

Доклад на тему Скаты Скаты характеризуются тем, что жаберные отверстия у них расположены на брюшной стороне тела. Их туловище сильно уплощено, и край грудных плавников срастается с боками тела и головой. Глазное яблоко у скатов сверху приращено к орбите. Мигательная перепонка всегда отсутствует.Анального плавника нет. Зубы у скатов шипообразной формы или сильно уплощены и закруглены. Ни у одного из них нет острых, лезвиевидных зубов, столь характерных для многих акул. Длина различных скатов колеблется от нескольких сантиметров до 6-7 м, а масса наиболее крупных представителей группы может достигать почти 2,5 т. Большая часть скатов ведет донную жизнь.

Размножаются они, откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или принося живых детенышей. Пищу скатов составляют самые разнообразные животные, от планктона и донных беспозвоночных до рыб. Скаты очень широко распространены во всех морях и океанах.Они встречаются как в холодных водах Арктики и Антарктики, так и на прибрежных мелководьях тропических морей.

Сильно варьирует также глубина обитания скатов. Многие скаты живут у самого берега на глубине менее метра, но известны и виды, обитающие на глубине 2500-2700 м. Отряд Скаты насчитывает 16 семейств. Некоторые из них Семейство Пилорылые скаты, или рыбы-пилы. Они отличаются от других скатов сильно удлиненным рылом, которое имеет форму вытянутой плоской лопасти, усаженной по бокам большими зубовидными выростами.Эти выросты расположены в один ряд с каждой стороны рыла и придают ему сходство с двусторонней пилой.

По общему облику скаты-пилорылы в большей степени напоминают акул, чем других скатов. Пищу пилорылов составляют главным образом различные мелкие животные, живущие в грунте. Для выкапывания их из ила пилорылы используют свою пилу, употребляемую в этом случае в качестве лопаты и грабель.Также иногда наблюдали, как они, ворвавшись в стаю мелких рыб, действовали пилой, как саблей, поражая свою добычу, а затем заглатывая ее на дне. Семейство Гитарные, или Рохлевые, скаты.

Относящиеся к этому семейству скаты по форме тела имеют определенное сходство со струнным музыкальным инструментом. В Англии и США их называют рыба-гитара, в Австралии акула-банджо, во Франции морская скрипка Гитарные скаты проводят свою жизнь, медленно плавая у дна или лежа на песчаном или илистом грунте, в который они могут частично закапываться. Они настолько малоактивны, что позволяют даже схватить себя за хвост руками.Семейство Скатовые, или Ромбовые, скаты.

Ромбовые скаты принадлежат к числу донных рыб. Встревоженные, они обычно еще сильнее прижимаются к грунту, причем окраска их, как и у камбал, может меняться в зависимости от цвета поверхности, на которой они лежат. Семейство Хвостоколые, или скаты-хвостоколы. Свое название скаты-хвостоколы получили в связи с тем, что верхняя поверхность хвоста вооружена у них одной или несколькими длинными кинжаловидными иглами.Иглы покрыты по краям зазубринами и очень острые на конце. Длина иглы у крупных скатов может достигать 33-37 см. Хвостовая игла ската-хвостокола представляет собой страшное оружие, применяемое им для обороны.

Главные враги скатов крупные акулы нередко носят на голове обломки таких игл, свидетельствующие о прошедших схватках. Сама по себе игла неподвижна, но, изгибая хвост, скат может наносить ею весьма мощные удары.У крупных рыб сила удара такова, что игла с легкостью пробивает кожаную обувь или несколько слоев одежды и глубоко входит в тело человека, который случайно потревожил ската, лежащего где-нибудь вблизи пляжа.

Яд, проникающий в колотую рану, очень токсичен и вызывает резкие спазматические боли. Семейство Гнюсообразные, или электрические скаты. Эти скаты отличаются от всех других видов своеобразными электрическими органами, расположенными по бокам тела между головой и грудными плавниками и состоящими из видоизмененной мышечной ткани. Большой электрический скат способен произвести разряд напряжением до 200 вольт.Разряды, следующие один за другим без пауз, постепенно ослабевают, так как нужно определенное время для того, чтобы животное восстановило свою энергию.

Используемая литература энциклопедия Жизнь животных 4 том , гл. редактор В.Е.Соколов энциклопедия Вдоль морского побережья , Шарль Ру и Карл Брендер.

Скаты – сообщение доклад (7 класс биология)

Акулы и скаты отличаются от других рыб. В их скелете, целиком построенном из хрящей, нет костей. Нет у них и жаберных крышек, и жабры находятся за несколькими жаберными щелями. Рот у них расположен снизу, и только у китовой акулы так же, как у всех рыб. Зубы у акул растут в несколько рядов, которые идут друг за другом. Если передний зуб сточится, его место займет новый зуб из следующего ряда.
Появление акул на поверхности воды наводит ужас на все живое. Опасными считаются и крупные скаты. На самом деле лишь некоторые акулы, например кархародон или тигровая, хватают все без разбору – рыб, морских млекопитающих, птиц, даже шлюпку с гребцами. Скаты же вообще не нападают на людей, но для некоторых животных они смертельно опасны. Многие акулы вполне безобидны. Самая крупная из них – китовая. В длину она достигает 1 – 12 м, а порой и 14 – 15 м, и весит около 14 т. Питается она планктоном, мелкими стайными рыбками, рачками и кальмарами. Втянув в рот воду вместе с плавающими в ней животными, она закрывает его и процеживает воду через жаберные щели. При этом добыча, то есть все, что крупнее 1 – 3 мм, удерживается 15 тысячами зубов и губчатой тканью на жаберных дугах. Китовые акулы медлительны и флегматичны. Известны случаи, когда пароходы и парусники сталкивались с акулами, ищущими пропитание в верхних слоях воды. Гигантская акула питается тем же, что и китовая, которой она чуть уступает в размерах. На гигантских акул охотятся из-за жира, содержащегося в их огромной печени – ее масса равна десятой части массы всего тела. Используют его в основном промышленные предприятия для дубления кож.
По форме и количеству торчащих из воды плавников можно определить, какая рыба плывёт. Акула (1) высовывает 1 крупный плавник, на него похож плавник дельфина (2). У меч-рыбы (3) и манты (4) видны сразу 2 плавника.


Почти все крупные акулы живут в теплых морях. Как правило, они охотятся на дельфинов и тюленей, но могут броситься на любую крупную добычу, если почувствуют запах крови. Наиболее опасным считается кархародон. В среднем эти прозванные “белой смертью” акулы бывают в длину 6 – 7,5 м (самая крупная из пойманных – 11 м). В желудках кархародонов находили целые туши морских львов массой 50 кг и один раз – даже 2-метровой акулы.
Самая необычная внешность у акулы-молота. Так ее назвали из-за формы головы, напоминающей гигантский молот, в разных концах которого расположены глаза и ноздри. Акулы-молоты – свирепые и очень прожорливые хищники. В их желудках находили и части человеческих тел, и консервные банки. У морской лисицы очень длинный хвостовой плавник, верхняя часть которого похожа на треугольный вымпел. Благодаря особенному строению хвоста она может невероятно быстро плавать. Обнаружив стаю мелких рыб, лисица носится вокруг на бешеной скорости, сильно бьет хвостом по воде и, согнав рыб в плотную кучу, жадно их глотает. На людей лисица внимания не обращает. Катран, или колючая акула, относится к самым мелким акулам. Обычная его длина 120 см. В Черном море катран питается рыбой мерланкой, а в Баренцевом и белом – сельдью и треской. Мясо катрана очень вкусное, а катраний балык не уступает осетровому. С катранами надо быть осторожными. У них перед спинными плавниками есть два острых шипа, в основании которых находятся ядовитые железы. Если аквалангист поранится о них, то яд вызовет покраснение, отек, боль. Иногда учащается сердцебиение и затрудняется дыхание. Чаще всего раненые выздоравливают, хотя бывают и смертельные исходы. Пестрые кошачьи акулы поедают крабов и моллюсков на морском дне. Промыслового значения они не имеют. Около Кольского полуострова водится полярная акула, которая живет только в холодных водах. Этот весьма прожорливый хищник вырастает до 6,5 м и весит 1 т.

Самый крупный скат – манта, или морской дьявол. Размах его плавников достигает 7 м. Свое название он получил из-за торчащих на голове “рогов” – длинных плавников, которыми загоняет в рот рачков и других мелких животных, и умения выпрыгивать из воды на высоту до 1,5 м. Падая, он так громко ударяется о воду, что этот звук слышно за несколько километров.

Скат-хвостокол похож на воздушного змея. Питается он раками, моллюсками и другими донными животными, которых дробит зубами. Конец его длинного, словно плеть, хвоста увенчивает зазубренный ядовитый шип. Уколовшись им, человек может умереть. Жители Юго-Восточной Азии делали из этих шипов наконечники для стрел. В восточных предгорьях Анд южноамериканские индейцы с той же целью использовали шипы речных скатов-хвостоколов.

У нас хвостоколы, которых еще называют морскими котами, обитают в Черном и Азовском морях и южной части Балтийского. На Дальнем Востоке в заливе Петра Великого живет гигантский, а в водах Южного Приморья красный хвостокол. У электрического ската есть электрические органы. Разрядами напряжением до 200 вольт он поражает врагов и жертв.

У рыбы-пилы вытянутое, похожее на двустороннюю пилу рыло. Им она выкапывает из ила донных животных, а иногда резко протыкает стайки рыб, убивая и раня одним махом их во множестве.
Мясо некоторых скатов очень вкусное. В Индии едят свежего и засоленного акулохвостого ската. В Корее и Японии деликатесом считается мясо гитарного ската Шлегеля, а из его плавников варят суп. Ценится и розовое мясо мобул и морских дьяволов.

Скаты

Описание презентации по отдельным слайдам:

СКАТЫ
Над презентацией работала ученица 7 класса МОУ СОШ №7 г. Ужура Красноярского края Арлачёва Екатерина.

ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ ОТРЯД СКАТЫ.

Скатов иногда называют расплющенными акулами. Эти рыбы мало подвижны, в основном они лежат на дне, зарывшись в песок. Именно такому образу жизни соответствует форма их тела. Она плоская как блин.

В отличии от акул у скатов нет острых зубов. Плавают они с помощью волнообразных движений расширенных грудных плавников. Жаберные щели у скатов расположены в нижней части тела, поэтому, чтобы не набрать полные жабры песка, они дышат через специальные отверстия на голове – брызгальца.

Уступая акуле в скорости и «вооружении» , скаты совсем не беззащитны. Они обороняются с помощью электрических разрядов и острых ядовитых шипов.

Представители семейства скатов (Dasyatidiae) по форме напоминают воздушного змея. Их длинный, похожий на хлыст хвост вооружён одним или несколькими ядовитыми шипами. Хвостоколы предпочитают лежать на мелководье у берега, поэтому каждый год от них страдают тысячи купальщиков. Чаще всего человек наступает на хвостокола, замаскировавшегося на дне, на что тот немедленно отвечает ударом хвоста. Яд может стать причиной паралича и даже привести к смерти, особенно при поражении в живот.

Литература: «Большая энциклопедия. Животные.» Сайт: http://shkola.edu.ru//

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Габбасов Ильшат ЗилавировичНаписать 22 24.09.2020
  • Другое
  • Презентации
    27.11.2020 0
    19.11.2020 0
    21.10.2020 0
    04.10.2020 0
    02.10.2020 0
    25.09.2020 0
    23.09.2020 0
    15.09.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

✅ На балансе занятий — 1

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сообщение о морских обитателях – описание, виды и названия

Акулы, навевающие ужас

Акулы считаются самыми грозными океаническими обитателями. На их древнее происхождение указывают следующие признаки:

  • особенное строение чешуи;
  • отсутствие жаберных крышек и костной ткани.

Несмотря на простое строение, акулы считаются совершенными машинами-хищниками. Обитая на Земле много тысячелетий, они приспособились к существованию в глубинах, благодаря чему научились конкурировать с млекопитающими и рыбами.

Особенность этих организмов заключается в отсутствии метания икры. Они откладывают яйца в роговой оболочке, отдельные виды являются живородящими. Самые большие акулы — китовые (20 м) и гигантские (15 м). Питаются они в основном планктоном.

Киты — крупнейшие жители планеты

Исторические факты гласят, что предки китов изначально передвигались по суше на 4 ногах. Около 50 млн назад они стали обитателями соленых глубинных вод, превратившись в настоящих гигантов. Например, длина синих китов достигает 26 м при массе тела более 100 т.

Особенность этих существ заключается в том, что они продвигаются в толще воды с помощью хвоста, на котором расположены мощные лопасти. Если обычные рыбы во время движения перемещают хвост справа налево и обратно, то киты взмахивают им вверх и вниз.

Животные отличаются расположением грудных плавников впереди с двух сторон. Ранее эти органы помогали им в передвижении по суше. В настоящее время они способствуют:

  • торможению и управлению;
  • отражению агрессивных атак.

Для плавания грудные плавники непригодны. Дыхательная система расположена на макушке. Дыхала открываются для захвата воздуха при нахождении кита на водной поверхности. Легкие отличаются большими размерами, обеспечивая возможность длительного пребывания под водой при погружении на 500 м и больше (кашалоты спускаются на 1 км).

Читайте также:  Скаты - сообщение доклад (7 класс биология)

Подготавливая доклад на тему «Морские обитатели», следует отметить, что китовые детеныши при появлении на свет привязаны к матери. По истечении нескольких лет они приспосабливаются к самостоятельной жизни. Только что появившийся детеныш должен быстро всплыть на поверхность и вдохнуть воздух, в чем ему помогает новоиспеченная мать. Ориентировка обеспечивается специальными звуками, не улавливаемыми человечески ухом. Китовый мозг улавливает звуки, отражающиеся разными предметами под водой, и определяет точное расстояние от них.

Питаются киты мелкими рачками и рыбой. Открыв рот, они процеживают водную массу через усы. В последних задерживается около 450 кг пищи ежедневно.

Загадочные скаты

Скаты относятся к хрящевым пластинчатожаберным рыбам. Их особенностью можно назвать грудные плавники, которые срослись с головой, образуя плоское тело. Скаты водятся в морях и пресноводных водоемах. Окраска (светлая или черная) зависит от места обитания.

Скаты встречаются на всей планете, включая Антарктиду и Северный Ледовитый океан. Но чаще всего люди с ними сталкиваются на австралийском побережье, где они снуют между коралловых рифов. Скаты являются родственниками акул, поскольку их тела состоят не из костной, а из хрящевой ткани.

Дыхательная система этих обитателей морей и океанов стала результатом обособленного образа жизни. В отличие от рыб они при вдыхании на глубине загрязняют песком и илом чувствительные внутренние органы. Скаты получают кислород с помощью брызгалец, расположенных на спине и прикрытых специальным защитным клапаном. При попадании в них посторонних частиц существо выпускает струю воды, вымывая остатки растений и песка.

Хищная меч-рыба

Меч-рыба или меченос является единственным представителем мечерылых, входит в отряд окунеобразных. Длина крупных особей достигает 4,5 м при весе до 500 кг. Особенностью считается наличие мечевидного отростка, который заменяет верхнюю челюсть. География обитания меченосов представлена субтропическими и тропическими водами, частично они встречаются в Азовском и Черном морях. Рыба является промысловой, может развивать скорость свыше 100 км/ч.

Меченос относится к самым быстрым пловцам среди представителей морских глубин. Высокий показатель скорости обусловлен особенной структурой тела. Благодаря мечу значительно сокращается лобовое сопротивление, важно при перемещении в водной среде. При подготовке реферата о водных животных по биологии стоит отметить, что рыба-меч с обтекаемым торпедообразным телом лишена чешуи. Жабры выполняют функции гидрореактивного двигателя. Через них проходит постоянный водный поток, его скорость регулируется расширенной или суженной жаберной щелью.

Подготавливая доклад о морских обитателях, стоит упомянуть, что стандартная температура тела у меченоса выше на 15 градусов, чем океаническая вода. Этим обусловлена повышенная стартовая активность рыбы, из-за которой развивается большая скорость во время побега от врагов или охоты. Приближение хищницы к береговой зоне наблюдается при метании икры. Она одиночка и в стаю никогда не входит, часто крутится вблизи скоплений мелких рыбешек.

Необычный осьминог

Отличительная черта осьминога заключается в отсутствии твердого скелета, тело подводного обитателя выгибается в разные стороны. Название этого вида произошло от строения его туловища, от которого отходит восемь щупалец. Они имеют присоски, расположенные в два ряда. С их помощью подводный житель крепится к камням и удерживает добычу.

Осьминоги обитают на дне в расщелинах и пещерах, скрытых омутом. При необходимости и в случае опасности они способны изменять окраску, сливаясь с грунтом. Твердыми бывают только роговые челюсти, внешне напоминающие клюв. Осьминоги — хищники, которые проявляют активность и настигают добычу ночью. Они не только плавают, но и перемещаются по дну.

Добычей осьминога являются лангусты, креветки, рыбы и крабы. Он поражает их ядом, вырабатываемым слюнными железами. Рабочий клюв у него настолько крепкий, что без труда справляется с раковинами моллюсков и панцирями членистоногих. Как показывают исследования, осьминоги затягивают добычу в глубокое укрытие и там лакомятся. Отдельные особи настолько ядовиты, что могут смертельно поразить человека.

Морские звезды и ежи

Морские звезды — животные-диковинки с уникальной формой тела, поверхность которого покрыта твердыми шипами или бородавками. От центральной части туловища отходят 5 лучевых отростков-рук. Морские звезды подвижны, они без труда перемещаются по побережью с помощью миниатюрных ножек.

При подробном изучении под микроскопом у животных просматриваются удлиненные косточки, которые работают по принципу щипцов или ножниц. Этими отростками морская звезда очищает себя от паразитирующих насекомых. Основной рацион представлен моллюсками.

Колючие и небезопасные морские ежи имеют острые удлиненные иглы, прикрепленные к телу. Человек, наступивший на такого морского обитателя, подвергает себя опасности. Острые окончания врезаются в мягкие ткани и провоцируют сильное нагноение. Ядовитые иголки являются защитными инструментами, направленными против врагов (морских звезд).

Ежей принято считать самыми многоногими животными в мире. Небольшие отростки внешне напоминают присоски. Они необходимы для:

  • передвижения с одного места на другое;
  • ползания по отвесным поверхностям;
  • прикрепления к грунту, камням.

Любой еж, живущий в морских глубинах, прочно присасывается к поверхности. Так он достигает необходимой устойчивости.

Мелкие моллюски

Среди подводных обитателей моллюски занимают наибольшую нишу и разделены на несколько типов: медленно ползающие, чрезмерно подвижные и практически не перемещающиеся. Ребенок в своем рассказе для класса может упомянуть информацию о том, что у всех подобных существ на спине присутствует защитная раковина. Также у них есть жабры и легкие, с помощью которых они способны дышать как на суше, так и в воде.

Мягкое тело моллюсков находится в раковине, имеет голову и одну ногу. Конечность им необходима для маскировки на песчаном дне водоема, перемещения и прикрепления к каменным глыбам. Под раковиной находится мантия в виде плотной складки ткани. При написании сообщения про морских обитателей следует отметить, что без ороговевшего слоя тело моллюска легко подвержено повреждениям.

В докладе, посвященному морским обитателям, ученик может начертить таблицу со сравнительной характеристикой разных видов животных и рыб. Интересные факты по теме он может поискать на интернет-ресурсах вроде Википедии. Информацию можно скачать бесплатно прямо на сайте.

Класс хрящевые рыбы

К классу хрящевые рыбы относятся обитатели морей и океанов, имеющие полностью хрящевой скелет, состоящий из позвоночного столба и черепа. Тела хрящевых позвонков двояковогнуты. В промежутках между ними находятся остатки хорды; они сохраняются и в отверстиях, имеющихся в телах позвонков.

Хрящевые верхние дуги позвонков, оканчивающиеся остистыми отростками, образуют канал, в котором находится спинной мозг. Головной мозг защищен хрящевой мозговой коробкой. Нижние дуги позвонков также образуют в хвостовом отделе канал, защищающий спинную аорту. В лицевой части черепа, кроме скелета жаберного аппарата, развивается скелет подвижных челюстей важное новоприобретение хордовых (кроме круглоротых, которых называют еще и бесчелюстными).

В отличие от круглоротых, у рыб поиск добычи очень активен, движения более разнообразные и энергичные, лучше развит скелет плавников, сформированы парные конечности: грудные и брюшные плавники. Главным органом движения вперед становится хвост, усложняются поведение, нервная система и органы чувств: парные обонятельные мешки, глаза, внутреннее ухо, боковая линия.

Тело хрящевых рыб покрыто плакоидными чешуями. Каждая из них представляет собой костную пластинку, на которой сидит покрытый эмалью и загнутый назад острый зубовидный отросток. Позади каждого глаза имеется небольшое отверстие — брызгальце. Это остаток одной из жаберных щелей. У начала хвостового плавника находится клоака — орган, в который открываются пищеварительная, мочевая и половая системы.

Пищеварительная система хрящевых рыб начинается ротовым отверстием, ведущим в рото-глоточную полость, на дне которой расположен мышечный орган — язык. На челюстях, обрамляющих ротовое отверстие, имеются зубы, образовавшиеся из чешуек. Через пищевод пища попадает в желудок, затем в кишечник, состоящий из трех отделов: тонкий, толстый кишечник и прямая кишка. Кроме того, имеются хорошо развитая поджелудочная железа, печень.

Кровеносная система хрящевых рыб похожа на таковую круглоротых. Кровь красная благодаря наличию в ней эритроцитов (красных кровяных телец) и пигмента — гемоглобина. Имеется кроветворный орган — селезенка. Органами выделения служат почки, в виде двух темно-красных полос тянущиеся вдоль позвоночника.

Половая система хрящевых рыб представлена половыми железами и половыми протоками. Они, соответственно, называются: у самцов — семенники и выполняющие роль половых протоков мочевые протоки; у самок — яичники и яйцеклетки.

Для хрящевых рыб характерно внутреннее оплодотворение: яйцеклетка оплодотворяется в верхней части яйцепротока, куда она попадает из яичника. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется яйцо, которое может быть отложено вне организма или задерживается в нижней части яйцевода. В первом случае яйцо развивается во внешних условиях и из него выходит малая особь хрящевой рыбы, во втором случае эмбрион развивается в материнском организме. Таким образом, хрящевые рыбы бывают яйцекладущие и живородящие.

Отряд акулы

Отряд акулы насчитывает около 250 видов, размером от 20-30 см (катран) до 20 м (гигантская и китовая акулы). Их вес может достигать 14-20 тонн. Но, несмотря на огромные размеры, они питаются планктоном и мелкими рыбами. Опасны для жизни и здоровья человека около 50 видов акул. Среди них кархародон (длиной до 12 м), тигровая акула (до 9 м), рыба-молот.

Типичным представителем отряда акул, обитающих в толще воды, является голубам акула. Это очень прожорливый морской хищник, нападающий почти без разбора на различных морских животных и даже на людей. По форме тела она напоминает гигантское веретено длиной до 4 м. Тяжелая голова акулы поддерживается широкими грудными плавниками, раскинутыми в стороны. Большой рот акулы расположен на нижней стороне головы в виде поперечной щели. Голова оканчивается вытянутым рылом — рострумом. Челюсти вооружены несколькими рядами острых хищных зубов. По бокам головы видны пять пар вертикальных жаберных щелей. Мощный хвостовой отдел оканчивается плавником с удлиненной верхней лопастью. Огромная мышечная сила хвоста делает акулу превосходным пловцом. Мясо ее съедобно. В Черном море встречается один вид акул — катран (колючая акула). Это живородящая акула до 1 м длиной, ведущая стайный образ жизни. Для человека опасности не представляет, питается рыбой, моллюсками, ракообразными.

Отряд скаты

Отряд скаты — хрящевые рыбы, ведущие придонный образ жизни. Обычно они долго лежат на брюхе, их тело сплюснуто сверху вниз. Жаберные щели у них находятся на брюшной стороне. Зубы скатов тупые, приспособленные к дроблению раковин моллюсков. Как и акулы, скаты весьма многообразны. Размеры их тела от нескольких сантиметров до 6-8 м. Самый маленький (до 3,5 см) индийский электрический скат, самый крупный — морской дьявол, или манта, весит около 2,5 тонны и в размахе грудных плавников достигает 6-7 м. Питаются скаты беспозвоночными животными: ракообразными, моллюсками, червями, а также рыбой, некоторые — планктоном.

Электрические скаты, нападая па добычу или защищаясь от врагов, производят при помощи особых органов электрический удар, парализующий или убивающий животных. Крупный скат может причинить вред даже человеку. Как отмечалось, хрящевые рыбы раздельнополые, имеют внутреннее оплодотворение.

Оплодотворенные яйца откладываются поодиночке. Они одеты плотной рогоподобной оболочкой и имеют закручивающиеся придатки, с помощью которых подвешиваются к водным растениям. Некоторые акулы и скаты — живородящие.

Хозяйственное значение хрящевых рыб в том, что они являются промысловыми рыбами. Акул вылавливают из-за их кожи (сырье для промышленности), мяса (катраны, селедочные акулы) и плавников, из которых варят суп. Печень и жир акул богаты витаминами А и D. Мясо некоторых видов скатов человек использует в пищу.

Кроме того, мясо акул и скатов используют как корм для животных, из некоторых изготавливают рыбную муку — корм для животных и удобрение для почв.

Какое краткое содержание рассказа Житкова “Галка”?

Расскажите кратко содержание рассказа Житкова “Галка”?

Рассказ Бориса Житкова “Галка” столь маленький, что проще прочитать его весь, чем его краткое содержание, которое можно передать в двух предложениях:

Жила у брата с сестрой вороватая ручная галка, которая таскала все что плохо лежит и прятала в щели на крыше.

Когда начали замечать пропажи, сестра – колечка, бабушка – очков, подумали на маленького брата, а тот, выйдя на улицу, заметил, как галка прячет потерянные очки под крышу, залез и извлек из тайника все потерянное.

Так и был разоблачен пернатый воришка.

В этой сказке верно подмечена страсть многих птиц воровать все блестящее. Такой воришкой могла оказаться сорока и даже ворона.

В рассказе Житкова “Галка” речь идет о семье, в которой жила ручная галка. Однажды девочка умывалась, сняв перед этим кольцо. А после умывания кольца на месте не оказалось, что привело её к мысли, что кольцо спрятал младший брат. Мальчик отрицал обвинения, а тут еще и у бабушки пропали очки. Опять подозрение пало на брата, на что он обиделся и вышел во двор.

Во дворе мальчик заметил галку, сидящую на крыше. Она что-то держала в клюве, напоминающее кольцо. Мальчик заподозрил, что бабушкины очки находятся в дупле дерева, и полез на крышу.

В дупле мальчик обнаружил пропажи: и очки, и кольцо. А кроме этого, он нашел монетки. Пришлось бабушке и сестре просить у него прощение. Бабушка объяснила детям, что блестящие предметы привлекают не только галок, но и сорок.

Рассказик “Галка” очень маленький, попробую его еще подсократить, итак, вот что у меня получилось.

У брата и сестры жила ручная галка. Однажды сестра умывалась и сняла с пальца колечко, положила его рядом, умылась, смотрит, а колечка на том месте нет. Она подумала, что брат взял, но брат не признавался и дети поругались.

Читайте также:  Пудя – краткое содержание рассказа Житкова

Сестра заплакала, бабушка услышала и решила поискать колечко, но не смогла найти свои очки. Девочка обвинила брата в том, что и очки бабушкины он тоже взял.

Мальчик обиделся, убежал во двор и увидел там галку, в ее клюве были очки. Мальчик увидел, как галка затолкала клювом очки в щель на крыше. В этой щели потом нашли и колечко.

Сестра попросила у брата прощение за то, что подумала о нем плохо и они помирились.

В данном рассказе рассказывается о том, как в одной семье, где жили мальчик, его сестра и родители жила галка, и она стала ручной. Со временем галка стала воровать различные вещи в семье (например, очки у бабушки и кольцо у сестры) и все начали думать, что это у них украл мальчик – но он ничего не воровал. Однажды, мальчик, оскорбленный такими обвинениями вышел на улицу и случайно нашел тайник галки – так, он достал из тайника предметы и принес их в семью, его перестали считать вором.

Краткое содержание рассказа “Галка” Житкова.

У брата с сестрой жила ручная галка, она ела с рук, но дома не жила, а летала на улицу. Однажды у сестры пропало колечко, пока она умывалась. Плачет девочка, обвиняет брата, а брат ни в какую, говорит не брал. Бабушка решила помочь найти колечко, но потеряла очки. Бабушка тоже решила, что спрятал их внук.

Мальчик обиделся и пошел на улицу. А там как раз галка очки под крышу прячет. В это время вышла бабушка и спросила, где очки. Мальчик сказал, что они под крышей.

Из тайника достали очки, колечко и еще разные стеклышки и денежки.

Бабушка извинилась перед внуком, сказав, что галки и сороки тащат все блестящее.

Краткое содержание рассказа “Галка”:

Девочка умывалась и сняла колечко, когда она умылась увидела что колечко исчезло. Она во всем обвинила братика. Хотела бабушка помочь найти колечко, да только ее очки тоже пропали. Бабушка рассердилась и накричала на внука.

Мальчик обиделся и вышел на улицу.

Увидел он что на крыше сидит галка, полез туда и нашел тайник галки. Там было не только колечко, но еще и очки бабушки, разноцветные камешки и стеклышки.

Сестричка помирилась с братиком, попросила у него прощения. А бабушка объяснила, что галка все любит блестящее, поэтому и ворует все блестящие предметы к себе в тайник.

По сюжету у детей была ручная птичка. Они частенько отпускали ее полетать и она всегда возвращалась. Однажды сестра решила умыться и сняла колечко. Открыв глаза она его не увидела и подумала, что его взял брат. Но брат все отказывал и дети поссорились. Тогда в спор вмешалась бабушка, которая не смогла найти свои очки. Они тоже исчезли. Теперь все думали, что виноват мальчик. С обиды он выбежал на улицу. Там он замечает, что летит их галка и держит в клюве очки. Она спрятала их в щели крыши. Так в щели нашли разные стекляшки и деньги. Все попросили прощения у мальчика.

Здесь можно прочитать о главных героях и главную мысль рассказа.

У брата и сестры была ручная галка. Которую они приручили, она улетела на волю и прилетала обратно.

Как то раз девочка умывалась, сняла колечко, положила на умывальник. Намылила лицо мылом, умылась и кольца не обнаружила.

Когда девочка потеряла кольцо, а бабушка очки, то они подумали, что это брат девочки спрятал. А брат поднялся на крышу, из щели достал сначала очки, потом колечко и еще стеклышки и денежки.

Бабушка потом извинялась и сказала, что это все они сороки да галки, что блестит, то тащят.

Ручная галка, которая жила в одной семье, воровала разные вещи. У девочки пропало колечко, у бабушки очки. Все подумали на брата, но он уверял, что ничего не брал. Потом он поднялся на крышу и обнаружил тайник птицы, которая любит все блестящее. Сороку таким образом разоблачили.

Житков Галка читательский дневник

Краткое содержание в 5-6 предложений

1). У брата и сестры жила птица галка, она была ручной и залетала в их дом.

2). У сестры пропало колечко, а у бабушки ее очки, обе обвини в пропаже вещей мальчика.

3). Мальчик обиделся на незаслуженные обвинения и вышел на улицу, там он увидел воровку-галку.

4). Мальчик нашел птичий тайник и достал украденные ею вещи.

5). Бабушка с сестрой рады и попросили прощения у мальчика.

Дед и внук ловят рыбу сетями, сидя в лодке на широкой сибирской реке. Поом они с уловом поплыли к берегу. Навстречу им плывет дикий лось, который испугал мальчика и он просит деда убить зверя. Но дед поступает хитро накидывает веревки на лося и управляет им в воде, направляя лося к берегу реки, где стоит его избушка. Мальчика очень нравится такая езда, и когда дед, приблизившись к берегу, хочет поколюкой убить лося, внук не пускает, ему очень понравилась эта езда на водяном коне, и он просит деда подождать немного и ещё покататься. Но достигнув берега мощный лось чувствует под ногами опору, разрывает веревки, разносит в щепки стариковскую лодку, старик и внук оказываются в воде, а сам убегает в чащу. Вот и покушали старик с внуком лосятины.

Рассказ о том, как человек труда Лев Николаевич посадил у себя в саду 200 молодых яблонь и тщательно следил за ними. На четвертый год весной, когда он открыл яблони, с первого взгляда ничего не заметил, но оказывается ствол яблонь, заложенный соломой, как защита от зайцев, но внизу мыши кругом съели кору, и из двухсот яблонь остались только девять.Здесь писатель объясняет детям значение коры для деревьев, что кора для деревьев то же самое, что и жилы для человека, ибо через жилы пульсирует кровь в организме человека, так и соки ходят внутри дерева через кору. Если человеку порезать жилы, человек умрет, так и дерево не может обходиться без коры.

В рассказе Голявкина “Никакой горчицы я не ел” повествуется о школьнике-прогульщике, который решил вместо учебы прогуляться по улицам. На пути он встречается с людьми разных профессий, и все они заняты делом.

Для того чтобы разобраться с содержанием и смыслом поучительного рассказа, научимся задавать вопросы к тексту.

Представляю свои варианты вопросов по содержанию рассказа:

1). Какое время года описывается в рассказе?

2). Какое настроение было у мальчика в начале рассказа?

3). Почему настроение мальчика изменилось, что на это повлияло?

4). Что такое горчица и какая она на вкус?

5). Каким становится лицо человека, съевшего горчицу?

6). Ел ли горчицу главный герой?

7). Людей каких профессий встретил мальчик?

8). Кто разоблачил прогульщика?

9). Почему поведение мальчика вызывало у людей удивление и недовольство?

10). Как характеризуют главного героя его действия?

11). Что такое лень?

12). Как можно одним словом назвать болезнь мальчика?

13). Можно ли стать специалистом без определенных знаний?

14). Является ли главный герой примером для вас?

15). Какое главное занятие школьников?

16). Осознал ли мальчик свой проступок?

Эта великолепная дневниковая запись Льва Николаевича Толстого в последний год его жизни. Он рассказывает, как поехал на учсадьбу к другу своему Черткову и там гяляя в поле, случайно встретился с молодым восемнадцатилетним крестьянским парнем по имени Александр. По своему стариковскому обыкновению он долго беседовал с парнем, о его жизни, о работе, тот рассказал, что с 14 лет живет один с матерью и сам занимается крестьянским хозяйством. Толстой обрадовался его опрятной одежде, опрятной лошади, его бескорыстности, когда же он узнал, что молодой человек иногда пьет, уговорил его больше не пить, ибо от этого один только вред, а не польза. И пригласил его придти вечером к нему, забрать брощюрки против пьянства.И парень сдержал своё слово, пришел к нему, и даже сказал, что осенью женится. Толстого заинтересовал вопрос: ” Был ли он до сих пор хоть раз с женщиной, парень добросовестно ответил, что не был. От этой встречи у классика появились слезы умиления, и он именно после этого сделал своё нравоучительное замечание, как бы обращаясь к просвещенным людям России:

Борис житков галка краткое содержание. Рассказы о животных. Галка

У брата с сестрой дома жила галка. Она была ручная. Галка давала себя гладить, ела с ладошек, летала на улицу и возвращалась домой. Однажды девочка умывалась и сняв свое колечко, она положила его рядом на полочку. Умывшись, она обнаружила, что кольцо пропало. Девочка очень сильно расстроилась.

Она стала обвинять брата, ей казалось, что он спрятал колечко специально, решив над ней подшутить. Ребята ссорились, пришла бабушка и предложила поискать кольцо вместе. Начав поиски, они обнаружили, что бабушкины очки, тоже куда – то подевались. Старушка опечалилась, как же она теперь без очков. Мальчику опять досталось, на сей раз от бабушки, она тоже считала, что это он напроказничал. Ребенок обиделся и вышел во двор.

На улице мальчик увидел, как их галка спрятала что – то блестящее на крыше. Он залез туда и достал и колечко, и бабушкины очки, и много разных сверкающих предметов. Обрадовались сестра, и бабушка своим потерянным вещам и попросили прощения у мальчика. Бабушка еще сказала, что эти птицы любят все блестящее.

Этот рассказ в первую очередь, учит нас быть справедливыми, не надо обвинять человека, если не уверен в его проступке, ну и, конечно, же, надо любить животных.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Гиена
    Гиены с давних времен имеют плохую репутацию, хотя внешне эти животные выглядят довольно мило. Они кажутся добрыми и внушают доверие, как, например, ксендз или важный чиновник. И все же гиен не любят, их боятся и им приписывают разные волшебные свойства.
  • Краткое содержание Мало — Без семьи
    Повесть начинается с описания главного персонажа мальчиком 8-лет, проживающим в небольшой деревне во Франции вместе с мамой, которую называет матушкой Берберен. Женщина очень любила его
  • Краткое содержание Газданов Вечер у Клэр
    Действие романа происходит во Франции 20-х годов. Рассказ ведется от имени молодого русского эмигранта Николая, который влюблен во французскую женщину – Клэр. Женщина болеет, и молодой человек посещает ее каждый вечер.
  • Айтматов
    О творчестве этого писателя начали говорить еще со времен Великой Отечественной войны. Долгое время Чингиз искал себя в творчестве, определялся с сюжетами и тематикой своих произведений. Его героями выступают, просты люди, труженики своего дела.
  • Краткое содержание Искандер Запретный плод
    В книге ведется рассказ от первого лица. В рассказе описывается детство Фазила Искандера. Автор родился в религиозной семье. Родители были мусульманами и ставили перед своими детьми всяческие запреты

Рассказ про птиц для младших школьников. Рассказ о галке, которая стащила бабушкины очки.

Отзывы о книге

Я читала рассказ Житкова «На льдине» в кратком содержании, так как в школе задали составить по нему презентацию, а сам текст распечатать. Но даже пересказ меня не оставил равнодушной. Очень сильно переживала за персонажей. Ветер понес льдину в открытое море, а на ней были рыбаки, но мужчин спасли. Думаю, что будет интересно всем. После я прочитала полностью рассказ онлайн, так как в библиотеке его не было.

Из всех рассказов автора мне больше всего понравился «На льдине». Текст читается легко, при этом интересно. Временами у меня наступали слезы на глаза, так как я сильно переживала за героев, ведь они могли погибнуть. Недавно в классе мы записывали это произведение в читательский дневник. «На льдине» Житкова — тот рассказ, что нужно прочитать каждому. Он учит никогда не терять надежды и верить в лучшее. Советую.

Мне нравятся следующие произведения Житкова: «Что я видел» (краткое содержание только читал), рассказы о животных, «Галка», «Шквал», «Как я ловил человечков», «Морские истории», «Пудя», «Пожар». Очень интересные книги, много пользы, так как в них есть чему поучиться. Рекомендую.
Владимир

Как я ловил Человечков Краткое Содержание для читательского дневника

Когда мальчик был маленький его отправили к бабушке.Он увидел на полке стоял пароходик как настоящий.Мальчику хотелось поиграть с ним.Но бабушка не разрешала мальчику.Пароходик был очень дорогой памятью бабушке,но мальчик не спускал глаз с пароходика.Ему казалось что он настоящий и в нём живут маленькие человечки.Мальчик хоте поймать хоть одного.Придумывал всякие трюки что бы человечки вышли из домика и он мог их увидеть.Но человечки так и не появились.И тогда мальчик решил придумать что он заболел.Что бы бабушка ушла и оставила его одного,он залез на полку и взял пароходик.Стал смотреть в окошки не видно ли там человечков.Но человечков не было видно и он взял нож что бы приоткрыть палубу,но палуба не поднималась ей мешали лесенки из веревочек. Тогда мальчик обрезал их.палуба поднялась но там не кого не было.Мальчик поставил пароходик на полку и понял что всё пропало. Он бросился в кровать,и тут пришла бабушка.Бабушка стояла возле мальчика и гладила его по голове,мальчик плакал бабушка успокаивала его и не знала что он натворил.

Читайте также:  Галка – краткое содержание рассказа Житкова

Борис Житков — Дяденька

Житков Борис Степанович

Борис Степанович Житков

Дело было давно — лет тридцать назад.

Подрос я, и пришло время меня на работу посылать.

Если в пекарню меня отдать, так мамка боялась, что там простуда: жара да сквозняки. В кузницу — четырнадцати лет — еще молодой говорят. А в типографию и слышать не хотела: все наборщики, говорит, пьяницы. И каждый день одни эти разговоры: куда да куда. Хоть обедать не садись. Как будто я в чем виноват!

Вот раз пришел жилец наш Онисим Андреевич и говорит, что довольно канитель эту тянуть. С самой весны, говорит, языком бьете, а толку никакого. А я его вот раз-два — и на место поставлю. «Хочешь, — говорит, — пароходы строить?»

Еще бы, кто не хочет! Пароходы-то!

Мамка опять: в воду там свалится, утонет, и еще что-то будет. А Онисим Андреевич был немного выпивши и заругался. Говорит, чтоб завтра утром к заводу приходил, у него там знакомый есть.

Всю ночь думал: вот пароходы строим; мачты сейчас ставить, трубу. Главное, думал, трубу — в ней вся сила. Вот чудак был!

Утром, чуть свет, — к заводу.

Там ходили в контору, туда-сюда; теперь-то я все знаю, а тогда страшно показалось. Двор большой, прямо поле целое, по нему все рельсы, рельсы, и ходят вагончики, а на них краны подъемные. Много их бегает. Подымет цепочкой груз и тащит. Я все на них смотрел и о рельсы спотыкался.

А дальше, у самой реки, чего-то нагорожено, высоко-высоко, все железным переплетом, как будто дом какой решетчатый. Это самый эллинг-то и есть, где пароходы строятся.

И оттуда такая трескотня, как будто все время пальба идет из пулеметов, и только слышно: дзяв! дзяв! — бахает чем-то по железу.

Пошли туда, а там леса поставлены, вот как дом в пять этажей строят. Леса эти около судна нагорожены. А судно из ржавых листов, толщенных, и листы эти к железным ребрам рабочие крепят. А по лесам на досках все мастеровые, на полках, как мухи. Мне сразу показалось, что все с пистолетами, только пистолеты на толстых веревках. Теперь-то я знаю, что это воздушный молоток, и не на веревке, а это трубка к нему идет, и по ней сжатый воздух гонят от насоса. А в стволе воздухом работает самый молоток: мечется взад и вперед, и если к чему ствол приставить, так бьет шибко, дробно. А тогда мне показалось, что пистолеты.

По лесам сходни, переходы, напихано с яруса на ярус, а мы все выше, выше лезем; кругом так гудит, в уши бьет, прямо как тебе по голове кто барабанит. Перелезли на самое судно, на железную палубу. И все железо, железо кругом. И такой грохот, что я думал — не может быть, чтобы это целый день, это, должно, только сейчас так расшумелись. Нельзя этого стука выдержать. Потом оказалось, что все время так.

Подводят меня к железному столику, вроде тумбочки. Вижу, наверху уголь горит, а между ножками гармоникой мехи, и ручка сбоку. Мне этот, что привел меня, показывает на ручку — дергай, значит. Я хотел спросить, что потом делать, и голоса своего не слышу: кричу — и как немой.

Такой грохот, аж стонет железо.

Смотрю, тут двое мальчиков стоят и чего-то греют. Закопченные такие, черные. Толкают меня, чтоб я за ручку дергал. Я начал дергать, мехи заработали, уголь горит; они там что-то работают, а кругом такой гром, похоже, что не строят, а ломают со всей силы, и что вот-вот все завалится, и я сам не знаю, на чем стою и куда в случае чего бежать.

А сам качаю, качаю.

Вдруг один мальчишка меня щипцами в плечо. Я еще сильнее ручку дергать, а он опять щипцами — это надо было, чтоб я полегче, а то уголь вон с горна улетает, — этот столик горном называется. Потом мальчишки вытащили щипцами из огня заклепки — аж белые — и потащили куда-то. А я все стараюсь.

Какой-то дядя проходил — как толкнет меня в затылок: что-то показывает. Ничего не понять — грохот: звенит, бахает кругом. Я сильней качать. Он сорвал с меня картуз. Я за картузом и пустил ручку. Он тогда показывает, чтоб потихоньку. Тут мальчишки снова толкают, тычут чем зря, а я ничего не понимаю. Даже слезы. Ну, это я больше от дыма — очень едкий. Прямо хоть брось. Так я до обеда мучился.

Вдруг все сразу замолкло, и тихо-тихо стало. Я даже испугался, не будет ли чего сейчас. А мальчишки мне кричат: «Через тебя пять заклепок перепалили!»

Я тут первый раз услыхал, что у них голос есть. Все пошли вниз, и я за народом.

Мальчишки ко мне, кричат грубым голосом: «Ты заклепки не перепаливай, дяденьке скажем, клепальщику, он тебя научит. У нас раз — и готово». И показывают мне дяденьку. Здоровый, страшный такой мне показался, в бороде.

В столовой все клепальщики отдельно сидят и через стол орут, как с того берега. От этой работы они все на ухо туги, и гам такой стоит, как будто драка идет. А это просто обедают. И, раньше чем соседу сказать, в плечо его — раз! Смотрю, мой сидит, все лицо в гари, и ржа в бороде от железа. Глядит волком. Вынул бутылку, хотел пробку выбить, потом сразу трах горлышком об угол, отбил, выпил половину и соседу ткнул: пей!

А я поневоле около мальчишек держусь, один не найду дорогу на работу. Они говорят: «Идем, до гудка надо, чтоб горно развести». Дорогой они кричат: «У нас, знаешь, не в слесарной. У нас разговору нет. Один, — говорят, — тоже коники строил. Работали в самом дне, в клетке. Так клепальщик раз его по башке ручником — и готово. Так его там и бросили. А чего, — говорят, — на дурака смотреть!»

И все мальчишки курят и через каждое слово ругаются.

Когда я с работы домой пришел, мамка мне говорит, а я ничего не слышу, как будто от соседей: еле-еле.

Потом, как стал я дальше в завод ходить, сам стал заклепки греть. Это гвоздь такой, только толстый, и тупой, как обрубленный, и шляпка толстая.

Нагрею заклепку, несу в щипцах дяденьке, кину — она по железной палубе покатится, он ее подхватит щипцами и в дырку, что сквозь листы. Шляпку припрет колом железным, здоровым, а с другой стороны клепальщик сейчас ее, пока горячая, воздушным молотком, этим пистолетом, — трах, трах, тах, тах! и сплющит; головку с той стороны сделает, и готово. Давай другую, и пошел. Так листы скрепляют.

Я и курить и ругаться выучился и тоже стал все срыву: трах, бах и долой. Дома мамка раз плакала. Я пришел с работы, она мне скорей умыться, а вода здорово горячая была; я — хлоп! — таз перевернул. Сел за стол, как был: даешь борща. Дала. Ничего. И не гудела. А если что говорить станет, сейчас шапку — и за ворота, а то завалюсь спать.

Раз стал форточку отпирать — нейдет, разбухла, что ли? Я взял полено раз! — и выставил. Онисим Андреевич заходил, посмотрел. «Клепальщик, говорит, — натуральный». А я и рад.

Нет, верно, у нас разговор такой: ткнул, пихнул, ударил.

Не помню, с чего это пошло. Стал на меня вдруг дяденька гудеть. Все ему не так. На работе там разговору никакого не может быть, разве только пинком или тычком, а на дворе он орет: «Я тебе, такой-растакой, морду набью и за ворота! Ковыряешься, — говорит, — как жук в навозе. Пойду мастеру скажу, тебя враз с работы долой!» Каждый день у нас так.

А дальше все хуже; уж и видеть меня не может. Прямо зверем. Жена у него умерла. Я ее, что ли, убил? Чего ты меня-то ешь? И что я больше стараюсь, то хуже. То ему рано заклепку даешь — гонит, кулаком машет, то опоздал. Заел прямо.

А работали мы тогда в самом низу, в самом что ни на есть дне. Туда добраться, как под землю: все с палубы на палубу, все железо, все острое, угольники ребром торчат. Лезешь — темно, как в ящике. Вот с верхней палубы спускаешься по лесенке, а на второй палубе уже темно. И тут же сейчас люк один был такой, что если попадешь, так лететь десять саженей, и прямо на ребра железные. Он только одними рейками и был огорожен. Так, на деревянных стоечках, и рейки-то на живинку гвоздиками пришиты. Как спустишься в темноту, идешь и руку впереди держишь; нащупал рейку около самого этого люка проклятого и сейчас бери влево и иди уж по борту, тут не споткнешься. Так меня и дяденька учил ходить.

Так вот, работаем мы с ним в самом низу. Он опять меня шпыняет. Даю ему заклепку, он мне ее назад швыряет — значит, пережжено. Я другую — он опять. Да что это, думаю, зверем каким? Третью несу. Он поймал заклепку да за мной. А там внизу, что в коробке, дым от горна, как в трубе, все судно гудит, как палят в тебя со всех сторон. Я сам беситься от этого стуку стал. Я ему опять грею, он к горну пришел, надавал мне по шее и сам стал греть. Ух, обозлился я. Нет, верно, заклепки я правильно грел. Вот, думаю, это потому, что я сдачи ему дать не могу, он и разворачивается. И стал думать, что я ему сделаю, когда вырасту. Было б что под рукой, так, кажется, раз…

А в обед он опять мне кулаком грозит. Орет, глухая тетеря, на весь

После обеда мне вперед надо было идти, горно разводить. Я спустился в люк, во вторую палубу, руку впереди держу и иду. Нащупал рейку… и ничего, как будто и не думаю. Взял ее рукой и держу. Вдруг я ее — раз! — и готово. Ей-богу, она еле держалась. Оторвал рейку я, одним словом, и в сторону ее, прочь со стоек. Пусть теперь он пойдет, не найдет рейки — раз! — и готово. Да я так-то и не думал, а злился только. Стал в темноте, в сторонке, и жду. Вот уж гудок, пошла работа, все судно загудело.

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Аристофан Облака
    В Афинах жил себе Сократ, который был учен умен, и к роме того – философ, и именно это и подвигло многих людей отправляться к нему в ученье, чтобы стать таким же как он – великим мыслителем.
  • Краткое содержание оперы Аида Верди
    «Аида» – история запретной любви на фоне экзотических декораций. Так большинство людей представляют себе эту оперу. На самом деле «Аида»
  • Краткое содержание Одоевский Бедный Гнедко
    Рассказ Владимира Одоевского «Бедный Гнедко» начинается с того, что на центральной набережной, где протекает рядом река Нева, пробегает лошадка с бричкой. Главным наблюдателем этой сцены является автор
  • Краткое содержание Федина задача Носова
    В произведении «Федина задача», созданном советским писателем Николаем Николаевичем Носовым, повествуется о том, как не надо делать важные дела.

Урок 6 (78). Тема: «Галка-воровка»

(Б. С. Житков «Галка»)

Задачи:

• воспитывать любовь к животным;

• расширять представление о жизни птиц, их повадках;

• работать над развитием умения составлять простой план;

• развивать умение озаглавливать текст по разным признакам;

• развивать речевое чутье при работе с заглавием, развивать связную речь при составлении устного текста (развитие речи).

Виды работы:

• беседа по вопросам;

• членение текста на части и озаглавливание частей (составление простого плана);

• пересказ по плану;

• работа с заглавием;

• создание устного текста-описания;

• творческая работа (устный рассказ на заданную тему);

• речевая работа: составление устного связного текста, выбор слов для озаглавливания.

Дополнительные вопросы и задания

1. Разделите рассказ на две части по содержанию. Озаглавьте каждую часть. Перескажите текст по плану.

2. Как можно озаглавить рассказ по событиям?

3. Приходилось ли вам слышать или читать о галках и сороках – воровках? А может быть, такие истории происходили у вас в доме? Расскажите.

Комментарий к вопросам и заданиям

Вопрос 1. Этот рассказ не только о галке-воровке. Он еще и об отношениях в семье. Когда пропало колечко, сестра сразу подумала, что это брат ее дразнит. И бабушка не сомневается, что это сделал мальчик. Можно, конечно, осуждать их за то, что они, не зная наверняка, обвиняют мальчика. Можно также предположить, что он не раз, действительно, дразнил сестру. Но все-таки отношения между братом и сестрой хорошие: когда все выяснилось, сестра извинилась перед братом, и они помирились.

Вопрос 1 (доп.). План может быть таким:

1. Странные пропажи (до слов «Обиделся мальчик»).

2. Разоблачение галки-воровки.

Вопрос 2 (доп.). «Что блестит, все тащит»; «Как галка-воровка всех поссорила»; «Галку-воровку разоблачили».

Ссылка на основную публикацию