Великие путешественники – краткое содержание рассказа Зощенко

Великие путешественники: краткое содержание и читательский дневник


Михаил Зощенко: Великие путешественники: краткое содержание рассказа для дневника читателя. План рассказа: Великие путешественники, пересказ сюжета, главные герои, главная мысль, отзывы читателей, пословицы.

Коротко содержание рассказа: Великие путешественники.

Кратчайшее содержание в 6 предложений

Дети собрались в кругосветное путешествие, разработали план и собрали нужные вещи.
Минька с тяжелым мешком падет в канаву.
Дети останавливаются на привал и Миньку кусает оса.
Дети ночуют в лесу и Леля предлагает развернуть Степку.
Дети идут в обратный путь и Степка удивляется знакомым местам
Родители радуются детям и объясняют про высшее образование

Читательский дневник – 1

Главные герои
Минька – шестилетний мальчик, добрый и наивный.
Леля – веселая, активная, самостоятельная девочка восьми лет, старшая сестра Миньки.
Степка – самоуверенный, решительный мальчик, сын хозяйки дачи.
Родители Миньки – добрые, умные и веселые люди.

Сюжет
Когда Миньке было шесть лет, он вместе с родителями и сестренкой Лелькой отдыхал на даче в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Степка, который рассказал мальчику, что Земля – круглая, и предложил отправиться с ним в кругосветное путешествие.
Мальчики решили отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Также они решили взять с собой Лелю и собачку Тузика. Утром друзья отправились в дорогу. Мешок был очень тяжелым, и они несли его по очереди. Когда пришел черед нести его Миньке, он не выдержал тяжести, и упал в канаву. Из мешка выпали провизия, и Тузик успел съесть все сало.
Устав идти, ребята решили сделать привал. Минька принялся уплетать хлеб с сахаром, и его ужалила в щеку оса. Друзья отправились дальше, но Минька всю дорогу плакал от боли. Леля также устала, и хотела вернуться домой. Когда стемнело, Степка решил развести костер при помощи лупы, но солнца уже не было, и он приуныл. Ребята в полной темноте съели хлеб и легли спать. Чтобы не перепутать в какую сторону идти утром, Степка лег ногами вперед.
Лелька проснулась раньше всех и уговорила Миньку повернуть ноги Степки в сторону их дома. Друзья отправились в путь и вскоре оказались дома. Степка не сомневался, что они совершили кругосветное путешествие. Родители решили не наказывать детей, которые сами поняли, какую большую ошибку совершили. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.

План пересказа
Земля – круглая!
Подготовка к кругосветному путешествию.
Полный мешок вещей
Минька падает в канаву.
Тузик съедает все сало.
Привал на поляне.
Укус осы.
Ночлег.
Леля предлагает развернуть Степку.
Возвращение домой. Разговор с родителями.

Главная мысль
Прежде чем браться за какое-то дело, нужно рассчитать свои силы.

Рассказ учит быть смелым, решительным, и при этом ответственным за свои поступки. Также учит тому, чтобы иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем соглашаться с чем-то.

Пословицы
•Едешь на день, бери хлеба на неделю.
•В дороге и веточка пригодится.
•Ученье свет, а неученье тьма.
•Без знаний и лаптя не сплетешь.

Читательский дневник – 2

Главные герои – Минька и Леля, брат и сестра, а также хозяйский сын Степка.

Краткое содержание запишем в виде плана, из 5-6 предложений:
1.Степка собирается идти в кругосветное путешествие, берет с собой Лелю и Миньку, которые собирают огромный мешок.
2.Утром дети выходят в путь, но мешок страшно тяжелый и они несут его по очереди.
3.На обеде Миньку кусает оса, но дети продолжают свой путь
4.Ночью Леля и Минька разворачивают Степку, чтобы он не завел их куда Макар телят не гонял
5.Дети возвращаются в родную деревню и Степка удивляется, что Земля оказалась такой маленькой
6.Родители наказывают детей, сказав, что прежде чем идти в кругосветное путешествие, надо выучить географию и таблицу умножения.

Рассказ учит нас тому, что надо быть разумными. Для начала надо все продумать и рассчитать. Только потом будет понятно можно ли справиться с такой задачей.

Автор учит детей не бросаться на любые идеи сломя голову. Сначала этой головой надо подумать и изучить все нюансы.

В противной случае не продумав все мелочи, вас ждет неудача. В данном случае один из мальчиков оказался умнее и хитрым способом вернул всех назад.

Читательский дневник – 3

Главные герои и их характеристика
1.Минька. Маленький мальчик. Веселый, хочет во всем принимать участие.
2.Лелька. Его старшая сестра. Разумная и хитрая девочка. Всегда найдет для себя выгоду.
3.Степка. Деревенский мальчик. Решительный, смелый, настойчивый, но не очень умный.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Дети решают отправиться в кругосветное путешествие, но не понимают, с какими трудностями им придется столкнуться.

Сюжет — краткое содержание
1.Степка собрался в кругосветное путешествие и взял с собой Лельку и Миньку.
2.Дети по очереди несли тяжелый мешок, пока маленький Минька не упал с ним в канаву.
3.Когда дети решили остановиться на привал и стали кушать, Миньку ужалила оса.
4.Дети шли до вечера, а ночью Лелька развернула ноги Степки в обратную сторону.
5.Сенька повел всех назад и очень удивлялся знакомым местам.
6.Родители обрадовались возвращению детей и рассказали им о пользе учения.

План произведения для пересказа
1.Земля круглая;
2.Сборы и три рубля;
3.В путь;
4.Тяжелый мешок;
5.Неудача на привале;
6.Дети устали;
7.Упорный Степка;
8.Ночной переворот;
9.Знакомые места;
10.Пристань;
11.Золотые слова.

Главная мысль
Прежде чем что-либо затевать, нужно много учиться и знать, с чем предстоит столкнуться при выполнении задуманного.

Чему учит эта книга
Рассказ учит пользе знаний, образования. Учит не предпринимать поспешных действий, не идти на поводу безобразников и хулиганов, иметь свою голову на плечах, проявлять хитрость и смекалку.

Читательский дневник – 4

Краткое содержание рассказа “Великие путешественники”

Однажды Миньке и Леле (брату и сестре) предложил пойти в кругосветное путешествие их друг Степка. Дети стали с энтузиазмом собираться в путь, взяв с собой необходимые вещи вроде одеяла, подушек, сачок для ловли бабочек и т.д. С ребятами бежала Степкина собака Тузик.
Когда дети шли через лес, Минька свалился в канаву, а потом его на привале ужалила оса.
Леля и Минька были уже не очень и рады такому приключению, и когда Степка уснул, ребята повернули его ноги по направлению к дому. Ребята вернулись домой, где их встретили испуганные родители. Леля и Минька ничего не рассказали Степке, а тот решил, что они и вправду обогнули землю.

Главные герои рассказа “Великие путешественники” и их характеристика

Минька, мальчик 6 лет. Добрый, наивный, легко увлекается, но всем позволяет собой командовать.
Леля, девочка 8 лет. Веселая, бойкая. подвижная, азартная. Умеет принимать самостоятельные решения.
Степка, сын хозяйки дачи. Самоуверенный, решительный, с замашками лидера.
Родители Миньки. Добрые, веселые, умные.

План пересказа рассказа “Великие путешественники”

Круглая Земля
Перочинный ножик
План путешествия
Три рубля денег
Полный мешок вещей
В путь!
Какой тяжелый мешок.
Минька в канаве
Привал на поляне.
Наглая оса
Усталость накапливается
Ночлег
Переворот Степки
В обратный путь
Знакомые места
Пристань
Разговор с родителями
Наказание
Наука.

Главная мысль рассказа “Великие путешественники”
Без знаний нельзя затевать какое-либо дело, потому что оно обязательно кончится провалом.

Чему учит рассказ “Великие путешественники”
Рассказ учит быть смелым, решительным, предусмотрительным. Учит не бояться приключений. Учит трезво оценивать свои силы, учит пользе знаний. Учит иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем с чем-то соглашаться. Учит тому, что Земля круглая, но очень большая.

Отзыв на рассказ “Великие путешественники”
Мне очень понравился этот рассказ. Особенно мне понравилась девочка Леля, она была в этой компании самая здравомыслящая. Она конечно многого не знала и мечтала совершить кругосветное путешествие наравне со всеми, но потом быстро поняла, что такой путь детям не по силам. И именно благодаря ее находчивости дети не ушли далеко, а вернулись домой.

Пословицы к рассказу “Великие путешественники”
Едешь на день, бери хлеба на неделю.
В дороге и веточка пригодится.
Ученье свет, а неученье тьма.
Без знаний и лаптя не сплетешь.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

«Великие путешественники» читательский дневник

«Великие путешественники» – замечательный рассказ М. Зощенко, повествующий о том, как дети познавали окружающий мир, учились выходить из затруднительных положений и отвечать за свои поступки.

Краткое содержание «Великие путешественники» для читательского дневника

Название: «Великие путешественники»

Число страниц: 48. Зощенко М. М. «Великие путешественники». Издательство «Рипол-Классик». 2018 год.

Жанр: Рассказ

Год написания: 1940 год

Главные герои

Минька – шестилетний мальчик, добрый и наивный.

Леля – веселая, активная, самостоятельная девочка восьми лет, старшая сестра Миньки.

Степка – самоуверенный, решительный мальчик, сын хозяйки дачи.

Родители Миньки – добрые, умные и веселые люди.

Сюжет

Когда Миньке было шесть лет, он вместе с родителями и сестренкой Лелькой отдыхал на даче в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Степка, который рассказал мальчику, что Земля – круглая, и предложил отправиться с ним в кругосветное путешествие.

Мальчики решили отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Также они решили взять с собой Лелю и собачку Тузика. Утром друзья отправились в дорогу. Мешок был очень тяжелым, и они несли его по очереди. Когда пришел черед нести его Миньке, он не выдержал тяжести, и упал в канаву. Из мешка выпали провизия, и Тузик успел съесть все сало.

Устав идти, ребята решили сделать привал. Минька принялся уплетать хлеб с сахаром, и его ужалила в щеку оса. Друзья отправились дальше, но Минька всю дорогу плакал от боли. Леля также устала, и хотела вернуться домой. Когда стемнело, Степка решил развести костер при помощи лупы, но солнца уже не было, и он приуныл. Ребята в полной темноте съели хлеб и легли спать. Чтобы не перепутать в какую сторону идти утром, Степка лег ногами вперед.

Лелька проснулась раньше всех и уговорила Миньку повернуть ноги Степки в сторону их дома. Друзья отправились в путь и вскоре оказались дома. Степка не сомневался, что они совершили кругосветное путешествие. Родители решили не наказывать детей, которые сами поняли, какую большую ошибку совершили. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.

План пересказа

  1. Земля – круглая!
  2. Подготовка к кругосветному путешествию.
  3. Полный мешок вещей
  4. Минька падает в канаву.
  5. Тузик съедает все сало.
  6. Привал на поляне.
  7. Укус осы.
  8. Ночлег.
  9. Леля предлагает развернуть Степку.
  10. Возвращение домой. Разговор с родителями.

Главная мысль

Прежде чем браться за какое-то дело, нужно рассчитать свои силы.

Чему учит

Рассказ учит быть смелым, решительным, и при этом ответственным за свои поступки. Также учит тому, чтобы иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем соглашаться с чем-то.

Отзыв

Дети не побоялись отправиться в далекое путешествие. Они проявили решительность и отвагу. Вот только они не знали, что для того, чтобы совершить кругосветное путешествие, нужно много учиться.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Великие путешественники.

Пословицы

  • Едешь на день, бери хлеба на неделю.
  • В дороге и веточка пригодится.
  • Ученье свет, а неученье тьма.
  • Без знаний и лаптя не сплетешь.

Что понравилось

Понравилось поведение Лели, которая в компании оказалась самой здравомыслящей. Она первая поняла, что совершить кругосветное путешествие им не под силу, и очень умно и тактично сделал так, что все благополучно вернулись домой.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

16.10.2018

“Великие путешественники”

Зощенко М., рассказ “Великие путешественники”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Великие путешественники” и их характеристика

  1. Минька, мальчик 6 лет. Добрый, наивный, легко увлекается, но всем позволяет собой командовать.
  2. Леля, девочка 8 лет. Веселая, бойкая. подвижная, азартная. Умеет принимать самостоятельные решения.
  3. Степка, сын хозяйки дачи. Самоуверенный, решительный, с замашками лидера.
  4. Родители Миньки. Добрые, веселые, умные.

План пересказа рассказа “Великие путешественники”

  1. Круглая Земля
  2. Перочинный ножик
  3. План путешествия
  4. Три рубля денег
  5. Полный мешок вещей
  6. В путь!
  7. Какой тяжелый мешок.
  8. Минька в канаве
  9. Привал на поляне.
  10. Наглая оса
  11. Усталость накапливается
  12. Ночлег
  13. Переворот Степки
  14. В обратный путь
  15. Знакомые места
  16. Пристань
  17. Разговор с родителями
  18. Наказание
  19. Наука.

Кратчайшее содержание рассказа “Великие путешественники” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дети собрались в кругосветное путешествие, разработали план и собрали нужные вещи.
  2. Минька с тяжелым мешком падет в канаву.
  3. Дети останавливаются на привал и Миньку кусает оса.
  4. Дети ночуют в лесу и Леля предлагает развернуть Степку.
  5. Дети идут в обратный путь и Степка удивляется знакомым местам
  6. Родители радуются детям и объясняют про высшее образование.
Читайте также:  Тереза Ракен - краткое содержание романа Золя

Главная мысль рассказа “Великие путешественники”
Без знаний нельзя затевать какое-либо дело, потому что оно обязательно кончится провалом.

Чему учит рассказ “Великие путешественники”
Рассказ учит быть смелым, решительным, предусмотрительным. Учит не бояться приключений. Учит трезво оценивать свои силы, учит пользе знаний. Учит иметь собственную голову на плечах и думать, прежде чем с чем-то соглашаться. Учит тому, что Земля круглая, но очень большая.

Отзыв на рассказ “Великие путешественники”
Мне очень понравился этот рассказ. Особенно мне понравилась девочка Леля, она была в этой компании самая здравомыслящая. Она конечно многого не знала и мечтала совершить кругосветное путешествие наравне со всеми, но потом быстро поняла, что такой путь детям не по силам. И именно благодаря ее находчивости дети не ушли далеко, а вернулись домой.

Пословицы к рассказу “Великие путешественники”
Едешь на день, бери хлеба на неделю.
В дороге и веточка пригодится.
Ученье свет, а неученье тьма.
Без знаний и лаптя не сплетешь.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Великие путешественники”:
Когда Миньке было 6 лет, он не знал, что Земля круглая. Но об этом ему рассказал Степка, сын хозяев дачи, где жили Минька с родителями. Степка сказал, что если выйти из одного места, то обогнув Землю все равно вернешься обратно.
Минька не поверил Степке и тот сказал, что пойдет в кругосветное путешествие с Лелей. Тогда Минька подарил Степке перочинный нож и тот согласился взять мальчика с собой.
На собрании путешественники выработали план. Они собрались идти через пустыни и горы, и обойти Землю, пусть на этой уйдет даже целый год. При этом Степка решил брать в плен тех индейцев, которые будут сдаваться, и не брать в плен тех, которые этого не захотят.
У Лели было три рубля и Степка сказал, что этого хватит, ведь деньги нужны только чтобы покупать семечки и конфеты, а мясо они будут есть убитых животных.
Потом дети сложили большой мешок нужными вещами.
На следующее утро, когда родители уплыли на пароходе в город, дети отправились в путь. Впереди бежал Тузик, следом шел Степка с огромным мешком на голове. За ним шла Леля со скакалкой, а последним шел Минька с рогатками и удочками.
Через час Степка остановился и сказал, что мешок должны нести все по очереди. Мешок взяла Леля, но быстро выбилась из сил. Тогда мешок взял Минька. Минька прошагал десять шагов и упал в канаву. Причем он упал на мешок и разбил все тарелки и стаканы и рукомойник.
Степка и Леля помирали от смеха глядя на мальчика.
Тогда дети решили использовать Тузика для переноски тяжести, но тот прогрыз мешок и съел все сало.
Дети прошли еще два часа и остановились на привал. Пока они ели хлеб с сахаром, оса укусила Миньку в щеку, и ее сильно раздуло.
Дальше шли уже налегке, но Минька плакал от боли, а Леля тоже устала и хотела домой.
Но Степка сказал, что всякого, кто захочет вернуться, он привяжет у муравейника.
Наконец стемнело. Степка хотел разжечь костер с помощью лупы, но не нашел солнца и приуныл. Тем не менее дети поели в темноте хлеба и легли спать. Степка лег ногами вперед, чтобы знать в какую сторону идти утром.
Рано утром Леля разбудила Миньку и велела помочь развернуть Степку, пока он не завел их куда Макар телят не гонял. Дети быстро развернули Степку, а тот даже не проснулся.
Когда Степка встал, он посмотрел на свои ноги и сказал, что хорошо, что он знает куда идти. И дети отправились в обратную сторону.
Дорога казалась знакомой и Степка этому удивлялся. Мимо проезжал дядька на телеге и согласился подвезти детей. Через час впереди показалась их деревня Пески и Степка раскрыл от удивления рот. Он сказал, что эта деревня просто похожа на Пески, ведь так бывает во время кругосветных путешествий.
Но еще больше он удивился, когда к пристани причалил пароход и стало ясно, что это та самая деревня. Ведь с парохода сошли минькины родители и бабушка, которым что-то говорила нянька.
Дети побежали к родителям и те засмеялись. А нянька сказала, что думала, что Минька и Леля утонули.
Леля рассказала, что они ходили в кругосветное путешествие и бабушка предложила выпороть детей. Но папа сказал, что порка – это не метод воспитания, и что дети сами поняли, какую глупость совершили.
Он сказал, что для того, чтобы идти в кругосветное путешествие мало знать таблицу умножения, надо иметь высшее образование, иначе результаты окажутся печальными.
И за ужином вся семья смеялась, слушая рассказы детей.
А Степку мать посадила в баню и великий путешественник просидел там целый день

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Великие путешественники”

Рассказ «Великие путешественники»

Цикл: Леля и Минька

Год издания книги: 1940

Рассказ Зощенко «Великие путешественники» впервые был опубликован в году 1940 году. Произведение входит в цикл работ писателя под названием «Леля и Минька». Народное творчество составляет важную часть рассказа Зощенко «Великие путешественники» – пословицы часто фигурируют в репликах персонажей.

Рассказа «Великие путешественники» краткое содержание

В произведении «Великие путешественники» читать можем о том, что главный герой не верит, что Земля имеет форму шара. Однако его приятель по имени Степка утверждает обратное. Он говорит, что если идти прямо, то придешь к месту, с которого начался маршрут. Мальчик снова не поверил своему другу, из-за чего тот не захотел брать его в кругосветное путешествие. Степка сказал, что для этой роли больше сгодится сестра главного героя Леля.

«Великие путешественники» рассказ описывает, что главный герой очень хочет отправиться в загадочное путешествие. Для этого он дарит Степке свой перочинный нож, а тот рассказывает ему план действий. Завтра, как только взрослые поедут в город, ребята, как главные герои рассказа Чехова «Мальчики», отправятся вокруг света по горам и пустыням. Они были настроены решительно, хоть и понимали, что их приключение может продлиться целый год. Леля немного испугалась и спросила, что будет, если по дороге они встретят индейские племена. На это Степка ответил ей, что тогда ребятам придется взять индейцев в плен.

В рассказе Зощенко «Великие путешественники» краткое содержание описывает, как, следуя плану, ранним утром ребята отправились в путешествие. В огромный мешок они положили немного хлеба, сахарный песок, вилки, тарелки, фонарик и увеличительное стекло для того, чтобы разводить огонь. Дорога путешественников проходила через дремучий лес. Вместе с ними радостно бежал и вилял хвостом пес по имени Тузик. Мешок оказался настолько тяжелым, что ребята принялись нести его по очереди. Однако главный герой, не справившись с тяжестью, упал в глубокую канаву и разбил несколько тарелок и стаканов.

Произведение «Великие путешественники» Михаила Зощенко рассказывает о том, что, когда пришло время обедать, ребята достали из мешка хлеб и сахар. Степка сказал, что с наступлением ночи он будет ложиться спать ногами в ту сторону, в которую им необходимо продолжать идти на следующий день. Это поможет героям не сбиться с пути. Во время обеда главного героя ужалила крупная оса. Он плакал от боли и хотел было вернуться домой, однако Степка пригрозил, что привяжет его к дереву на съедение муравьям. Как только немного стемнело путешественники достали увеличительное стекло, но без солнечного света развести костер им не удалось. Они снова съели немного хлеба и легли спать.

В произведении Зощенко «Великие путешественники» читать можем о том, что ранним утром Леля разбудила своего брата. Она сказала, что хочет перевернуть Степу таким образом, чтобы его ноги указывали дорогу домой. Так они смогут быстрее добраться до своей деревни. Ребята быстро взяли своего приятеля и развернули его. Проснувшись, Степка радовался, что им не нужно думать, куда идти далее. Когда дети подошли к деревне, мальчик был удивлен, что приключение продлилось так недолго. Там около реки их уже ждали родители. Бабушка главного героя хотела наказывать детей, однако отец запретил это делать. Он только сказал, что без школьных знаний и высшего образования отправляться в кругосветное путешествие – затея довольно глупая. Степе же повезло немного меньше – его мать заперла мальчика в бане на целую ночь. Однако уже на следующий день дети снова гуляли вместе и даже не вспоминали о своем кругосветном путешествии.

Рассказ «Великие путешественники» на сайте Топ книг

Рассказ Зощенко «Великие путешественники» читать настолько популярно, что он попал в наш список лучших детских книг. При этом, благодаря наличию в школьной программе, интерес к нему достаточно стабилен. Поэтому мы еще не раз увидим его среди лучших книг на страницах нашего сайта.

Рассказ Зощенко «Великие путешественники» читать полностью на сайте Топ книг вы можете здесь .

Рассказ «Великие путешественники» Зощенко для читательского дневника

Сюжет

Когда Миньке было шесть лет, он вместе с родителями и сестренкой Лелькой отдыхал на даче в деревне Пески. У хозяев дачи был сын Степка, который рассказал мальчику, что Земля – круглая, и предложил отправиться с ним в кругосветное путешествие.

Мальчики решили отправиться в путешествие на следующий день, когда взрослых не будет дома. Также они решили взять с собой Лелю и собачку Тузика. Утром друзья отправились в дорогу. Мешок был очень тяжелым, и они несли его по очереди. Когда пришел черед нести его Миньке, он не выдержал тяжести, и упал в канаву. Из мешка выпали провизия, и Тузик успел съесть все сало.

Устав идти, ребята решили сделать привал. Минька принялся уплетать хлеб с сахаром, и его ужалила в щеку оса. Друзья отправились дальше, но Минька всю дорогу плакал от боли. Леля также устала, и хотела вернуться домой. Когда стемнело, Степка решил развести костер при помощи лупы, но солнца уже не было, и он приуныл. Ребята в полной темноте съели хлеб и легли спать. Чтобы не перепутать в какую сторону идти утром, Степка лег ногами вперед.

Лелька проснулась раньше всех и уговорила Миньку повернуть ноги Степки в сторону их дома. Друзья отправились в путь и вскоре оказались дома. Степка не сомневался, что они совершили кругосветное путешествие. Родители решили не наказывать детей, которые сами поняли, какую большую ошибку совершили. Только Степку мать закрыла в бане на целый день.

Очень краткое содержание (в двух словах)

Степка решил обойти вокруг света. Он знал, что земля круглая, а значит, если выйти с одного конца деревни, то можно придти с другого. С собой он взял друга Миньку и его сестру, Лелю. Набрав целый мешок всяких вещей, они отправились в путь. Минька с сестрой быстро устали, но Степка пригрозил, что тот, кто захочет повернуть, он привяжет к дереву на съедение муравьям. Ночью, он лёг спать ногами в сторону дальнейшей дороги, но Минька с Лёлей его спящего развернули в сторону своей деревни, и на следующий день благополучно вернулись домой.

Отзыв

Дети не побоялись отправиться в далекое путешествие. Они проявили решительность и отвагу. Вот только они не знали, что для того, чтобы совершить кругосветное путешествие, нужно много учиться.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Великие путешественники.

С чем нас знакомит Минька?

Миньке было всего 6 лет. Он, конечно, не знал, какую форму имеет земля. Ему открыл глаза Стёпка, мальчуган постарше, который был сыном хозяев дачи, где летом жила семья Миньки. Стёпка был старше и уверенно заявил, что земля – это круг. Её всю можно обойти и вернуться назад домой. Но Минька не поверил. Тогда Стёпка дал ему по голове и пообещал, что расскажет об этом его сестре Лельке и возьмет её в дальнее путешествие по всему миру. Минька тоже захотел увидеть всю землю своими глазами и, чтобы задобрить Стёпку, подарил ему перочинный ножик. Подарок понравился Стёпке, и он, как рассказывает Зощенко в «Великих путешественниках», краткое содержание которых мы начали излагать, согласился взять с собой Миньку.

Великие путешественники — Зощенко Михаил Михайлович

Изменить размер шрифта:

Михаил Михайлович Зощенко

Когда мне было шесть лет, я не знал, что Земля имеет форму шара. Но Стёпка, хозяйский сын, у родителей которого мы жили на даче, объяснил мне, что такое Земля. Он сказал:

Читайте также:  Беда - краткое содержание рассказа Зощенко

– Земля есть круг. И если пойти всё прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.

И когда я не поверил, Стёпка ударил меня по затылку и сказал:

– Скорей я пойду в кругосветное путешествие с твоей сестрёнкой Лелей, чем я возьму тебя. Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать.

Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Стёпке перочинный ножик. Стёпке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие.

На огороде Стёпка устроил общее собрание путешественников. И там он сказал мне и Леле:

– Завтра, когда ваши родители уедут в город, а моя мамаша пойдёт на речку стирать бельё, мы сделаем, что задумали. Мы пойдём всё прямо и прямо, пересекая горы и пустыни. И будем идти напрямик до тех пор, пока не вернёмся сюда обратно, хотя бы на это у нас ушёл целый год.

– А если, Стёпочка, мы встретим индейцев?

– Что касается индейцев, – ответил Стёпа, – то индейские племена мы будем брать в плен.

– А которые не захотят идти в плен? – робко спросил я.

– Которые не захотят, – ответил Стёпа, – тех мы и не будем брать в плен.

– Три рубля нам хватит на это путешествие? Я возьму из моей копилки.

– Три рубля нам, безусловно, хватит на это путешествие, потому что нам деньги будут нужны лишь на покупку семечек и конфет. Что касается еды, то мы по дороге будем убивать разных мелких животных и их нежное мясо будем жарить на костре.

Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда мешок из-под муки. И в этот мешок мы положили хлеб и сахар. Потом положили разную посуду: тарелки, стаканы, вилки и ножи. Затем, подумавши, положили волшебный фонарик, цветные карандаши, глиняный рукомойник и увеличительное стекло для зажигания костров. И кроме того, запихали в мешок два одеяла и подушку от тахты.

Помимо этого, я приготовил три рогатки, удочку и сачок для ловли тропических бабочек.

И на другой день, когда наши родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё, мы покинули нашу деревню Пески.

Мы пошли по дороге через лес.

Впереди бежала Стёпкина собачка Тузик. За ней шёл Стёпка с громадным мешком на голове. За Стёпкой шла Леля со скакалкой. И за Лелей, с тремя рогатками, сачком и удочкой, шёл я.

Мы шли около часа.

Наконец Стёпка сказал:

– Мешок дьявольски тяжёлый. И я один его не понесу. Пусть каждый по очереди несёт этот мешок.

Тогда Леля взяла этот мешок и понесла его.

Но она недолго несла его, потому что выбилась из сил.

Она бросила мешок на землю и сказала:

– Теперь пусть Минька понесёт!

Когда на меня взвалили этот мешок, я ахнул от удивления: до того этот мешок оказался тяжёлым.

Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву.

Причём сначала упал в канаву мешок, а потом на мешок упал я. И хотя я был лёгкий, тем не менее я ухитрился раздавить все стаканы, почти все тарелки и глиняный рукомойник.

Мы с грустью вытащили черепки из мешка. И Стёпка ударил меня по затылку, сказал, что таким, как я, надо сидеть дома, а не пускаться в кругосветное путешествие.

Потом Стёпка свистнул собаку и хотел её приспособить для ношения тяжестей. Но из этого ничего не вышло, потому что Тузик не понимал, что мы от него хотим.

Тем более что мы и сами не очень-то понимали, как нам под это приспособить Тузика.

Тогда Стёпка велел нам всем вместе нести этот мешок.

Ухватившись за углы, мы понесли мешок. Но нести было неудобно и тяжело. Тем не менее мы шли ещё два часа. И наконец вышли из леса на лужайку.

Тут Стёпка решил сделать привал. Он сказал:

– Всякий раз, когда мы будем отдыхать или когда будем ложиться спать, я буду протягивать ноги в том направлении, в каком нам надо идти. Все великие путешественники так поступали и благодаря этому не сбивались со своего прямого пути.

И Стёпка сел у дороги, протянув вперёд ноги.

Мы развязали мешок и начали закусывать.

Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком.

Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку.

От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать. Он сказал:

– Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение муравьям.

Перед тем как пойти дальше, Стёпка выкинул из мешка почти всё, что там было, и мы пошли налегке.

Я шёл позади всех, скуля и хныча. Моя щека горела и ныла.

Леля тоже была не рада путешествию. Она вздыхала и мечтала о возвращении домой.

Мы продолжали идти в плохом настроении.

И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие.

Наконец стало темнеть. Стёпка бросил мешок на землю. И мы решили тут заночевать.

Мы собрали хворосту для костра. И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр.

Но, не найдя на небе солнца, Стёпка приуныл.

И мы тоже огорчились. И, покушав хлеба, легли в темноте.

Стёпка торжественно лёг ногами вперёд, говоря, что утром нам будет ясно, в какую сторону идти.

Стёпка тотчас захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей долго не могли уснуть. Нас пугали тёмный лес и шум деревьев.

Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала.

А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик.

Наконец мы задремали.

Я проснулся от того, что Леля теребила меня за плечи. Было раннее утро. И солнце ещё не взошло.

Леля шёпотом сказала мне:

– Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Мы посмотрели на Стёпку. Он спал с блаженной улыбкой.

Мы с Лелей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга.

Но от этого Стёпка не проснулся.

Он только застонал во сне и замахал руками, бормоча: «Эй, сюда, ко мне…»

Наверное, ему приснилось, что он берёт в плен индейцев, а те не хотят и сопротивляются.

Мы стали ждать, когда Стёпка проснётся.

Он проснулся с первыми лучами солнца и, посмотрев на свои ноги, сказал:

– Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти.

И Стёпка махнул рукой по направлению дороги, по которой мы шли вчера.

Мы покушали хлеба, попили водички из канавы и двинулись в путь. Дорога была знакома по вчерашнему путешествию. И Стёпка то и дело раскрывал рот от удивления. Тем не менее он сказал:

– Кругосветное путешествие тем и отличается от других путешествий, что всё повторяется, так как Земля есть круг.

Позади раздался скрип колёс. Это какой-то дяденька ехал в пустой телеге.

– Для быстроты путешествия и чтоб скорей обогнуть Землю, не худо бы нам сесть в эту телегу.

Мы стали проситься, чтоб нас подвезли. Добродушный дяденька остановил телегу и позволил нам в неё сесть.

Мы быстро покатили. И ехали не больше двух часов.

Вдруг впереди показалась наша деревня Пески.

Стёпка, раскрыв рот от изумления, сказал:

– Вот деревня, в аккурат похожа на нашу деревню Пески. Это бывает во время кругосветных путешествий.

Но Стёпка ещё больше изумился, когда мы приблизились к реке и подъехали к пристани.

Собрание

На огороде весёлая троица устроила серьёзное совещание. Было решено отправиться в путь завтра, когда папа и мама братика и сестрички уедут в город, а мать Стёпки пойдет на речку стирать. Обо всём повествует в рассказе «Великие путешественники» Михаил Зощенко, краткое содержание которого мы рассматриваем. Маршрут глава экспедиции выбрал самый простой: надо идти только прямо. Пусть на пути будут горы, реки, пустыни, индейцы – ничего страшного в этом нет. Собираться они начали прямо сразу.

Стёпка принёс пустой мешок из-под муки, и в него сложили необходимое: сало, сахар, хлеб, ложки, тарелки, стаканы, кувшин, рукомойник, волшебный фонарик, увеличительное стекло, чтобы разжигать костёр, 2 одеяла, подушку, удочку, сачок, три рогатки. Леля пообещала взять ещё три рубля из копилки, а Стёпка сказал, что они очень пригодятся для покупки конфет и семечек. Так рассказывает о планах и сборах, которые делали великие путешественники, Зощенко. Краткое содержание рассказа мы продолжим в следующей главе.

Юмор в рассказе

Зощенко считал, что с маленькими читателями нельзя говорить догматическим языком, поэтому в его детских рассказах много юмора. В «Великих путешественниках», как и в других произведениях цикла «Леля и Минька», встречается немало комических ситуаций. Пожалуй, самая лучшая сцена – эпизод, когда Минька тащит слишком тяжелый для него мешок, в котором лежат пожитки путешественников. Заканчиваются страдания мальчика, когда он вместе с мешком падает в канаву.

Комическая игра создается не только при помощи смешных ситуаций, но и посредством языковых приемов. Периодически в речи детей встречаются свойственные взрослым выражения. Например, Леля говорит, что Степка может завести их туда, куда Макар телят не гонял. Кроме того, в рассказе используются комические сравнения, среди них – «щека вздулась, как пирог», «подскочил на земле, как мячик».

Бедный Федя: Зощенко: краткое содержание

Краткий пересказ рассказа Бедный Федя: Михаила Зощенко

В послевоенное время Федя жил в детском доме. Ему было десять лет, он никогда не улыбался и не играл с детьми.
Один раз учительница попросила Федю прочитать строки из книги. Он ответил, что не умеет читать и не знает буквы. Так случилось потому, что немцы забрали маму и Федю в Германию. Там мама заболела и умерла. Мальчик остался один. Воспитательница и ученики посочувствовали Феде.

Мальчик продолжал сидеть на лавочке. Он не улыбался.

Учительница отвела Федю к доктору. Врач сообщил, что нет лекарства от его болезни. Надо, чтобы мальчик хотя бы раз улыбнулся. Тогда Федя будет здоров.

Все ребята стали смешить его всякими проделками. Они свистели, гавкали, ходили на руках, скакали. Федя ни разу не улыбнулся. Один мальчик специально ударил палкой себе по голове. Дети рассмеялись, а Федя нет.

Ребята придумали еще одно развлечение. Привязали к задней лапе кошки веревку с бумажным мячиком. Кошка прыгала, бегала, кувыркалась, чтобы избавиться от мячика. Дети от смеха катались по траве. И только Федя не смеялся. Он сидел на лавочке все также тихо и молча.

Как-то раз в детский дом зашла молодая женщина. Звали ее Анна Васильевна. Она являлась мамой Гриши Светлова. Женщина зашла взять своего сына домой.

Анна Васильевна была веселая, и Гриша тоже развеселился, когда увидел маму. Он стал торопливо одеваться.

Они уже уходили. Вдруг Гришина мама увидела Федю, который с грустью смотрит на них. Женщина поинтересовалась, идет ли мальчик сегодня домой. Федя ответил, что у него нет дома. А Гриша рассказал маме, что из-за фашистов у Феди мамы нет.

Анна Васильевна спросила Федю, хочет ли он пойти вместе с ними домой. Тут все увидели улыбку на Федином лице. Дети захлопали в ладоши, сказали, что теперь Федя выздоровел. Женщина предложила мальчику быть его мамой, и каждое воскресение забирать его домой. Федя опять заулыбался и согласился. Анна Васильевна взяла за руку Гришу и Федю. Они втроем ушли домой.

С тех пор Гриша и Федя подружились. Теперь их забирала мама. Федя изменился. Он стал часто шутить и веселиться.

Читайте также:  Бедный Федя – краткое содержание рассказа Зощенко

Смех дает здоровье, а доброта и любовь лечит.

Ещё Краткое содержание Зощенко Бедный Федя для читательского дневника

В рассказе Зощенко Бедный Федя речь идет о девятилетнем воспитаннике детского дома, который никогда не играл с ребятами, а тихо и грустно сидел на скамеечке.

Вскоре выяснилось, что Федя не умеет читать и не знает ни одной буквы. Все очень этому удивились, некоторые даже стали смеяться.

Феде был задан вопрос, почему он в таком возрасте не владеет грамотой. Ответ всех поразил. Оказывается, пятилетнего Федю с мамой во время войны угнали в Германию. Там, конечно, было не до чтения. Больную маму с высокой температурой фашисты погнали на работу, после чего она умерла.

Дети и воспитательница сочувствовали Феде и очень хотели ему помочь. Но он продолжал сидеть в одиночестве на скамейке.

Тогда воспитательница обратилась с просьбой к докторше, чтобы Феде выписали порошки для здоровья и поднятия настроения. Но та предложила другое средство: попытаться рассмешить Федю, и тогда он пойдет на поправку.

Сделать это оказалось нелегко. Ребята падали, ходили на руках, привязывали к кошке бумажный шарик. Один мальчик так старался рассмешить Федю, что со звоном ударил себя палкой по затылку. Все было бесполезно.

Однажды в детский дом пришла Анна Васильевна Светлова, чтобы на выходные забрать домой сына Гришу. Увидев грустного Федю и узнав, что у него нет дома и мамы, она предложила пойти с ними. Тут Федя впервые улыбнулся, а дети закричали, что теперь он выздоровеет. Так и произошло.

Рассказ учит любви к ближнему, пониманию и состраданию.

Главные герои рассказа Зощенко ‘Бедный Федя’

  1. мальчик по имени Федя, который был угнал с мамой в Германию, где фашисты извели до смерти больную женщину;
  2. учительница детского дома, которая, с одной стороны, добрая, т.к. выслушав объяснения Феди, велела ребятам принять его в свои игры, но, с другой стороны, ее глупость зашкаливает, ибо просьба о том, чтобы докторша дала порошки, способные развеселить мальчика, вызывает недоумение у читателя;
  3. врач, который дал верную мысль о том, как вернуть Федю к жизни — вызвать у него смех;
  4. Анна Васильевна Светлова — родительница Гриши, которая вернула Феде детство и дом, став ему второй мамой.

Краткое содержание рассказа Зощенко ‘Бедный Федя’ для читательского дневника

  • В детском доме появляется грустный мальчик Федя.
  • Учительница решает сделать проверку, как ребята умеют читать.
  • Удивительно, но Федя совсем не знает букв.
  • Смех ребят прерывается, когда они узнают трагическую историю жизни мальчика.
  • Молодая учительница просит детей принять Федю в свои игры, но ему это не интересно.
  • Тогда учительница ведет Федю к врачу и просит дать ему порошки для веселья.
  • Докторша советует развеселить мальчика.
  • Ребята придумывают разные ситуации, один даже бьет себя палкой по голове, но вызвать улыбку у Феде так и не удается.
  • Перед одним из выходных в детский дом приходит мама Гриши, чтобы забрать сына домой.
  • Анна Васильевна видит грустного Федю и спрашивает в чем причина его печали.
  • Узнав о трагедии мальчика, она предлагает ему пойти к ним в гости.
  • Предложение вызывает первую улыбку Феди.
  • Когда женщина говорит, что мальчик может считать ее мамой, то Федя дает свое согласие.
  • С тех пор происходит чудесная перемена в жизни ребенка.

В рассказе Михаила Зощенко ‘Бедный Федя’

речь идет о мальчике, пребывающем в детском доме. Федя никогда не смеялся и не баловался, и в играх ребят участие не принимал. Он всегда сидел грустный в одиночестве, думая о чем-то своем.

Однажды выяснилось, что мальчик не только не умеет читать, он даже не знает букв. Это развеселило и удивило ребят, и Федя был вынужден им признаться, что в возрасте пяти лет он с мамой был угнан в Германию. Они работали на одном из заводов, но как-то мама тяжело заболела и вскоре умерла.

Учительница посочувствовала Феде, назвала его ‘бедным мальчиком’ и пообещала, что читать его научит. А затем она отвела мальчика к врачу и попросила дать ему лекарства, с помощью которых Федя смог бы стать здоровым и веселым. А доктор посоветовал мальчика развлечь, дабы он повеселел и заулыбался.

Дети стали смешить Федю, для чего они придумывали разные потешные трюки. Но ничего не помогало, мальчик был грустен и молчалив. Однажды в детский дом пришла за своим сыном женщина, её звали Светлова Анна Васильевна. На воскресенье она обычно забирала своего сына Грушу домой, но в этот раз её взгляд упал на поникшего Федю. Женщина не осталась равнодушной и спросила о том, пойдет ли он домой. Мальчик признался, что дома у него нет, и мамы тоже нет.

Анна Васильевна предложила Феде отправиться к ним домой, а Гриша радостно поддержал предложение. И тут произошло невероятное — Федя улыбнулся. А дальше добрая женщина объявила, что отныне мальчик будет всегда по воскресеньям ходить к ним домой. И прибавила, что если Федя захочет, то она будет ему мамой. На эти слова мальчик радостно ответил согласием.

С тех пор мальчик изменился, он стал веселым и общительным, а все потому, что у него появился дом и друг Гриша. А докторша заметила, что Федя стал смеяться, а смех очень полезен для здоровья.

В этом рассказе, Михаил Зощенко поведал трогательную историю о грустном мальчике.

Девятилетний воспитанник детского дома грустно сидел на скамеечке и никогда не играл с ребятами. Ребята ещё более удивились, когда узнали, что Федя не знает ни одной буквы и не умеет читать.

Оказалось, что во время войны, Федю вместе с мамой угнали на работы в Германию. Мама вскоре умерла и Федя остался один.

Воспитательница и ребята очень сочувствовали мальчику и стремились ему помочь. Но он по-прежнеу был замкнут и одиноко сидел на скамейке.

По совету докторши, ребята даже пытались Федю рассмешить, но и это не помогло, мальчик оставался грустным.

Однажды а детский дом пришла пришла Анна Васильевна Светлова, чтобы на выходные забрать своего сына Гришу. Узнав о трудной ситуацией с Федей, она пригласила обоих мальчиков мальчика к себе домой. И тогда Федя впервые заулыбался.

  • Федя — грустный мальчик, воспитанник детского дома.
  • Учительница — удивилась, что мальчик неграмотный.
  • Докторша — лечила Федю, пытаясь рассмешить.
  • Анна Васильевна Светлова — сердобольная женщина, мать одноклассника Феди — Гриши.

Этот рассказ учит любви и состраданию к ближним.

Бедный Федя: краткое содержание и читательский дневник


Михаил Зощенко: Бедный Федя: краткое содержание рассказа для дневника читателя. План рассказа: Бедный Федя, пересказ сюжета, главные герои, главная мысль, отзывы читателей, пословицы.

Коротко содержание рассказа: Бедный Федя.

Девятилетний мальчик Федя – воспитанник детского дома грустно сидел на скамеечке и никогда не играл с ребятами. Ребята ещё более удивились, когда узнали, что Федя не знает ни одной буквы и не умеет читать.
Оказалось, что во время войны, Федю вместе с мамой угнали на работы в Германию. Мама вскоре умерла и Федя остался один.
Воспитательница и ребята очень сочувствовали мальчику и стремились ему помочь. Но он по-прежнеу был замкнут и одиноко сидел на скамейке.
По совету докторши, ребята даже пытались Федю рассмешить, но и это не помогло, мальчик оставался грустным.
Однажды а детский дом пришла пришла Анна Васильевна Светлова, чтобы на выходные забрать своего сына Гришу. Узнав о трудной ситуацией с Федей, она пригласила обоих мальчиков мальчика к себе домой. И тогда Федя впервые заулыбался.

Читательский дневник – 1

Главные герои:
Федя – грустный мальчик, воспитанник детского дома.
Учительница – удивилась, что мальчик неграмотный.
Докторша – лечила Федю, пытаясь рассмешить.
Анна Васильевна Светлова – сердобольная женщина, мать одноклассника Феди – Гриши.

Далее краткое содержание для читательского дневника.
•В детском доме появляется грустный мальчик Федя.
•Учительница решает сделать проверку, как ребята умеют читать.
•Удивительно, но Федя совсем не знает букв.
•Смех ребят прерывается, когда они узнают трагическую историю жизни мальчика.
•Молодая учительница просит детей принять Федю в свои игры, но ему это не интересно.
•Тогда учительница ведет Федю к врачу и просит дать ему порошки для веселья.
•Докторша советует развеселить мальчика.
•Ребята придумывают разные ситуации, один даже бьет себя палкой по голове, но вызвать улыбку у Феде так и не удается.
•Перед одним из выходных в детский дом приходит мама Гриши, чтобы забрать сына домой.
•Анна Васильевна видит грустного Федю и спрашивает в чем причина его печали.
•Узнав о трагедии мальчика, она предлагает ему пойти к ним в гости.
•Предложение вызывает первую улыбку Феди.
•Когда женщина говорит, что мальчик может считать ее мамой, то Федя дает свое согласие.
•С тех пор происходит чудесная перемена в жизни ребенка.

Главная мысль рассказа Зощенко «Бедный Федя» заключается в том, что дети должны жить в семье. Им, как воздух, необходима любовь и забота близких. Федя оставался грустным до тех пор, пока он не начал ходить в гости к Грише и его маме.

Рассказ учит всегда быть отзывчивым и добрым по отношению к детям, особенно к тем, которые остались без родителей.

В рассказе мне понравилась мама Гриши, которая обратила внимание на Федю и пригласила его посещать свой дом. Ее поступок помог Феде снова стать веселым.

Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Бедный Федя»?

В сиротстве жить – слезы лить.
Учиться никогда не поздно.
Доброта спасёт мир.

Читательский дневник – 2

Главный герой живет в детском доме, он всегда грустен и молчалив. Вскоре выяснилось, что мальчик не знает букв и не умеет читать. Объяснялось это тем, что Федя с мамой были угнаны в Германию, где они работали на местном заводе. Понятно, что мальчику было не до грамоты, да и обучать его буквам было некому. Федина мама умерла и так он оказался в детдоме.

Ребята пробовали развеселить Федю, но он по-прежнему никогда не улыбался, пока в детский дом не пришла мама Гриши. Женщина обратила внимание на мальчика, тихо сидящего в сторонке и спросила, идет ли он в воскресенье домой. Федя признался, что у него нет мамы, и дома тоже нет.

И тогда добрая женщина забрала и его к себе домой и вскоре Гриша стал лучшим другом Феди. Мальчик повеселел, стал общительным и с удовольствием играл с ребятами. А по воскресеньям его вместе с Гришей забирала домой его новая мама.

Главная мысль рассказа состоит в том, что дети нуждаются в любви и в родительской заботе. Если родителей нет, то ребенок страдает, поэтому хорошо, если находится человек, который окажет ему помощь, проявит к нему сострадание. Рассказ учит нас, что нужно обращать внимание на одиноких детей, не проходить мимо, и тогда их жизнь станет гораздо лучше и веселее.

Читательский дневник – 3

В рассказе Зощенко «Бедный Федя» речь идет о девятилетнем воспитаннике детского дома, который никогда не играл с ребятами, а тихо и грустно сидел на скамеечке.

Вскоре выяснилось, что Федя не умеет читать и не знает ни одной буквы. Все очень этому удивились, некоторые даже стали смеяться.

Феде был задан вопрос, почему он в таком возрасте не владеет грамотой. Ответ всех поразил. Оказывается, пятилетнего Федю с мамой во время войны угнали в Германию. Там, конечно, было не до чтения. Больную маму с высокой температурой фашисты погнали на работу, после чего она умерла.

Дети и воспитательница сочувствовали Феде и очень хотели ему помочь. Но он продолжал сидеть в одиночестве на скамейке.

Тогда воспитательница обратилась с просьбой к докторше, чтобы Феде выписали порошки для здоровья и поднятия настроения. Но та предложила другое средство: попытаться рассмешить Федю, и тогда он пойдет на поправку.

Сделать это оказалось нелегко. Ребята падали, ходили на руках, привязывали к кошке бумажный шарик. Один мальчик так старался рассмешить Федю, что со звоном ударил себя палкой по затылку. Все было бесполезно.

Однажды в детский дом пришла Анна Васильевна Светлова, чтобы на выходные забрать домой сына Гришу. Увидев грустного Федю и узнав, что у него нет дома и мамы, она предложила пойти с ними. Тут Федя впервые улыбнулся, а дети закричали, что теперь он выздоровеет. Так и произошло.

Рассказ учит любви к ближнему, пониманию и состраданию.

Ссылка на основную публикацию