Гуси в полынье – краткое содержание рассказа Астафьева

Гуси в полынье – краткое содержание рассказа Астафьева

(Повесть в рассказах)

Далекая и близкая сказка

На задворках нашего села среди травянистой поляны стояло на сваях длинное бревенчатое помещение с подшивом из досок. Оно называлось «мангазина», к которой примыкала также завозня, – сюда крестьяне нашего села свозили артельный инвентарь и семена, называлось это «обшэственным фондом». Если сгорит дом, если сгорит даже все село, семена будут целы и, значит, люди будут жить, потому что, покудова есть семена, есть пашня, в которую можно бросить их и вырастить хлеб, он крестьянин, хозяин, а не нищеброд.

Поодаль от завозни – караулка. Прижалась она под каменной осыпью, в заветрии и вечной тени. Над караулкой, высоко на увале, росли лиственницы и сосны. Сзади нее выкуривался из камней синим дымком ключ. Он растекался по подножию увала, обозначая себя густой осокой и цветами таволги в летнюю пору, зимой – тихим парком из-под снега и куржаком по наползавшим с увалов кустарникам.

В караулке было два окна: одно подле двери и одно сбоку в сторону села. То окно, что к селу, затянуло расплодившимися от ключа черемушником, жалицей, хмелем и разной дурниной. Крыши у караулки не было. Хмель запеленал ее так, что напоминала она одноглазую косматую голову. Из хмеля торчало трубой опрокинутое ведро, дверь открывалась сразу же на улицу и стряхивала капли дождя, шишки хмеля, ягоды черемухи, снег и сосульки в зависимости от времени года и погоды.

Жил в караулке Вася-поляк. Роста он был небольшого, хром на одну ногу, и у него были очки. Единственный человек в селе, у которого были очки. Они вызывали пугливую учтивость не только у нас, ребятишек, но и у взрослых.

Жил Вася тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. Лишь самые отчаянные ребятишки украдкой заглядывали в окно караулки и никого не могли разглядеть, но пугались все же чего-то и с воплями убегали прочь.

У завозни же ребятишки толкались с ранней весны и до осени: играли в прятки, заползали на брюхе под бревенчатый въезд к воротам завозни либо хоронились под высоким полом за сваями, и еще в сусеках прятались; рубились в бабки, в чику. Тес подшива был избит панками – битами, налитыми свинцом. При ударах, гулко отдававшихся под сводами завозни, внутри нее вспыхивал воробьиный переполох.

Здесь, возле завозни, я был приобщен к труду – крутил по очереди с ребятишками веялку и здесь же в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку…

На скрипке редко, очень, правда, редко, играл Вася-поляк, тот загадочный, не из мира сего человек, который обязательно приходит в жизнь каждого парнишки, каждой девчонки и остается в памяти навсегда. Такому таинственному человеку вроде и полагалось жить в избушке на курьих ножках, в морхлом месте, под увалом, и чтобы огонек в ней едва теплился, и чтобы над трубою ночами по-пьяному хохотал филин, и чтобы за избушкой дымился ключ. и чтобы никто-никто не знал, что делается в избушке и о чем думает хозяин.

Помню, пришел Вася однажды к бабушке и что-то спросил у нос. Бабушка посадила Васю пить чай, принесла сухой травы и стала заваривать ее в чугунке. Она жалостно поглядывала на Васю и протяжно вздыхала.

Вася пил чай не по-нашему, не вприкуску и не из блюдца, прямо из стакана пил, чайную ложку выкладывал на блюдце и не ронял ее на пол. Очки его грозно посверкивали, стриженая голова казалась маленькой, с брюковку. По черной бороде полоснуло сединой. И весь он будто присолен, и крупная соль иссушила его.

Ел Вася стеснительно, выпил лишь один стакан чаю и, сколько бабушка его ни уговаривала, есть больше ничего не стал, церемонно откланялся и унес в одной руке глиняную кринку с наваром из травы, в другой – черемуховую палку.

– Господи, Господи! – вздохнула бабушка, прикрывая за Васей дверь. – Доля ты тяжкая… Слепнет человек.

Вечером я услышал Васину скрипку.

Была ранняя осень. Ворота завозни распахнугы настежь. В них гулял сквозняк, шевелил стружки в отремонтированных для зерна сусеках. Запахом прогорклого, затхлого зерна тянуло в ворота. Стайка ребятишек, не взятых на пашню из-за малолетства, играла в сыщиков-разбойников. Игра шла вяло и вскоре совсем затухла. Осенью, не то что весной, как-то плохо играется. Один по одному разбрелись ребятишки по домам, а я растянулся на прогретом бревенчатом въезде и стал выдергивать проросшие в щелях зерна. Ждал, когда загремят телеги на увале, чтобы перехватить наших с пашни, прокатиться домой, а там, глядишь, коня сводить на водопой дадут.

За Енисеем, за Караульным быком, затемнело. В распадке речки Караулки, просыпаясь, мигнула раз-другой крупная звезда и стала светиться. Была она похожа на шишку репья. За увалами, над вершинами гор, упрямо, не по-осеннему тлела полоска зари. Но вот на нее скоротечно наплыла темнота. Зарю притворило, будто светящееся окно ставнями. До утра.

Сделалось тихо и одиноко. Караулки не видно. Она скрывалась в тени горы, сливалась с темнотою, и только зажелтевшие листья чуть отсвечивали под горой, в углублении, вымытом ключом. Из-за тени начали выкруживать летучие мыши, попискивать надо мною, залетать в распахнутые ворота завозни, мух там и ночных бабочек ловить, не иначе.

Я боялся громко дышать, втиснулся в зауголок завозни. По увалу, над Васиной избушкой, загрохотали телеги, застучали копыта: люди возвращались с полей, с заимок, с работы, но я так и не решился отклеиться от шершавых бревен, так и не мог одолеть накатившего на меня парализующего страха. На селе засветились окна. К Енисею потянулись дымы из труб. В зарослях Фокинской речки кто-то искал корову и то звал ее ласковым голосом, то ругал последними словами.

В небо, рядом с той звездой, что все еще одиноко светилась над Караульной речкой, кто-то зашвырнул огрызок луны, и она, словно обкусанная половина яблока, никуда не катилась, бескорая, сиротская, зябко стекленела, и от нее стекленело все вокруг. Он завозни упала тень на всю поляну, и от меня тоже упала тень, узкая и носатая.

За Фокинской речкой – рукой подать – забелели кресты на кладбище, скрипнуло что-то в завозне – холод пополз под рубаху, по спине, под кожу. к сердцу. Я уже оперся руками о бревна, чтобы разом оттолкнуться, полететь до самых ворот и забренчать щеколдой так, что проснутся на селе все собаки.

Но из-под увала, из сплетений хмеля и черемух, из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила меня к стене.

Сделалось еще страшнее: слева кладбище, спереди увал с избушкой, справа жуткое займище за селом, где валяется много белых костей и где давно еще, бабушка говорила, задавился человек, сзади темная завозня, за нею село, огороды, охваченные чертополохом, издали похожим на черные клубы дыма.

Один я, один, кругом жуть такая, и еще музыка – скрипка. Совсем-совсем одинокая скрипка. И не грозится она вовсе. Жалуется. И совсем ничего нет жуткого. И бояться нечего. Дурак-дурачок! Разве музыки можно бояться? Дурак-дурачок, не слушал никогда один-то, вот и…

Музыка льется тише, прозрачней, слышу я, и у меня отпускает сердце. И не музыка это, а ключ течет из-под горы. Кто-то припал к воде губами, пьет, пьет и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.

Видится почему-то тихий в ночи Енисей, на нем плот с огоньком. С плота кричит неведомый человек: «Какая деревня-а-а?» – Зачем? Куда он плывет? И еще обоз на Енисее видится, длинный, скрипучий. Он тоже уходит куда-то. Сбоку обоза бегут собаки. Кони идут медленно, дремотно. И еще видится толпа на берегу Енисея, мокрое что-то, замытое тиной, деревенский люд по всему берегу, бабушка, на голове волосья рвущая.

Музыка эта сказывает о печальном, о болезни вот о моей говорит, как я целое лето малярией болел, как мне было страшно, когда я перестал слышать и думал, что навсегда буду глухим, вроде Алешки, двоюродного моего брата, и как являлась ко мне в лихорадочном сне мама, прикладывала холодную руку с синими ногтями ко лбу. Я кричал и не слышал своего крика.

по тексту Астафьева Мне и прежде доводилось видеть плывущих среди льдин гусей (ЕГЭ по русскому)

Виктор Петрович Астафьев в данном тексте поднимает такую актуальную проблему, как отношение человека к живой природе.

Как характеризует человека его отношение к животным и птицам? Автор, отвечая на этот вопрос, приводит в пример историю спасения гусей. Астафьев ведет рассказ от имени одного из мальчишек, который вместе с друзьями, жертвуя собой, вытащил птиц из замерзшей реки. Не случайно писатель цитирует: «Погибнут гуси. Надо им, братва, помочь». Эти слова наталкивают нас на мысль, что только храбрые, добрые и чуткие люди могли помочь птицам.

Таким образом, размышляя над проблемой, поставленной в тексте, писатель приходит к следующему выводу: настоящий человек не может остаться равнодушным к страданиям животных и птиц.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Трудно не согласиться с автором. Только сильные духом люди способны рисковать жизнью ради спасения меньших братьев.

Подтверждением моей позиции может служить повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Автор затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей деревни, истории. Изображая боль и страдания стариков, автор заставляет задуматься о том, что природа одна и ее нужно беречь. Люди привязаны к реке Матёра и пытаются защитить свое национальное богатство.

Приведу еще один литературный пример, который показывает уважительное отношение человека к природе. В романе Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой, Егор Полушкин, озабочен последствиями отдыха приезжающих «туристов». Он переживает за озеро, которое из-за браконьеров стало безжизненным. Именно через такое бережное отношение к природе проявляются лучшие качества человека.

Приведенные аргументы заставляют задуматься нас о том, что порой мы не замечаем, как рушим планету. Только благодаря тому, что в нас есть доброта и уважение к природе, мы сможем защитить и сохранить ее.

Люди по-разному относятся к животным. Кто-то готов рисковать собственной жизнью, чтобы помочь им, а кто-то сам доставляет им страдания. Как характеризует человека его отношение к братьям нашим меньшим? Эту проблему поднимает писатель Виктор Петрович Астафьев в предложенном для анализа тексте.

Автор раскрывает проблему, рассказывая о спасении гусей. Герои текста были совсем юны, но уже так смелы и отважны, что решились спасти птиц из полыньи. Мальчишки понимали, что без их помощи гуси погибнут. В.П.Астафьев рассказывает, как боязно было одному из них: «мне хотелось закричать, убежать, потому что уж очень страшно ползти». Но пути назад не было, в его руках была жизнь гусей, за которую он продолжал отчаянно бороться (предложения 37-47). Когда всё гусиное семейство оказалось на тесине, мальчик-спаситель испытал настоящее счастье. Такое отношение человека к животным и птицам показывает его человечность.

Читайте также:  Мальчик в белой рубахе – краткое содержание рассказа Астафьева

Позиция автора ясна. Писатель считает, что только неравнодушные, добрые и смелые люди чувствуют ответственность перед животными, помогают им и готовы подвергнуть свою жизнь риску, чтобы спасти их.

Я согласна с мнением В.П. Астафьева. Действительно, далеко не каждый человек должным образом относится к братьям нашим меньшим. Отношение к ним – показатель наличия человечности.

Проблема отношения человека и животного поднимается в рассказе Л.Андреева “Кусака”. В произведении повествуется о бездомной собаке, озлобленной на мир и людей. Однажды она поселилась на одной из дач, куда летом приезжают люди. Они приручили собаку, дали ей кличку. Она полюбила их и привязалась к ним, животное стало добрым и радостным. Но потом люди уехали и оставили Кусаку в одиночестве. Они поступили очень жестоко по отношению к несчастной собаке.

Другой пример можно найти в рассказе Куприна «Белый пудель». Два бедных цирковых артиста дают представления на приморских дачах. Но даже за большие деньги они не соглашаются продать свою собаку. Когда животное крадут, мальчик, рискуя попасть в тюрьму, отправляется спасать своего верного друга. Пудель возвращается к бедной, но от этого не менее счастливой жизни с любимыми хозяевами.

Таким образом, отношение к животным характеризует саму личность человека. Смелые, добрые и жалостливые люди никогда не оставят животных в беде, не обидят их, а черствые, злые и безразличные пройдут мимо или, того хуже, сами нанесут вред беспомощным существам.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8709

Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание, анализ

Творчество Виктора Петровича Астафьева в основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры – вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) – ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» – это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника – единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) – центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа – Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича – его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» – произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему – один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба – оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми. Смерть племянницы Тайки. Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи.

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле – браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Краткое содержание повести Виктора Астафьева «Царь-рыба»

Виктор Астафьев — талантливый прозаик советского времени, умерший в начале нынешнего столетия. Одним из наиболее запоминающихся произведений писателя можно назвать его повесть в рассказах «Царь-рыба», краткое содержание произведения даст понимание того, что именно автор хотел донести до читателя. Это творение принесло Астафьеву мировую известность.

Немного об авторе

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка под Красноярском. Дата его рождения — 1 мая 1924 года. Семья будущего писателя ощутила на себе все тяготы ранних советских лет. Отец, Петр Павлович, был лишен свободы за «вредительство» безо всякой вины. Мать, Лидия Ильинична, во время очередной поездки к мужу утонула, выпав из перевернувшейся лодки.

Позже отец прозаика вышел из заключения и женился во второй раз. Отношения Виктора с новыми родственниками не заладились, подросток оказался на улице и вскоре был определен в детский дом.

Дальнейшая жизнь будущего писателя развивалась так:

  • в 1942 году Астафьев ушел на фронт добровольцем;
  • после контузии в конце военных лет его перевели на службу во внутренние войска;
  • за годы войны прозаик получил несколько важных наград, в том числе медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды;
  • демобилизовавшись, мужчина уехал на Урал, где жил в дальнейшем;
  • Астафьев поменял множество профессий, создал семью, родил троих детей (одна дочь позже умерла), кроме этого, у Астафьева было две приемных дочери.

Свой первый рассказ прозаик опубликовал в местной газете в 1951 году. Через пару лет вышла его первая книга.

В 1958 году Виктор Астафьев стал членом Союза писателей. Творчество его было посвящено в основном военно-патриотической и деревенской тематикам. Прозаический цикл «Царь рыба», изданный в 1976 году, повествует о взаимосвязи человека с природой. В книге поднимаются проблемы браконьерства. Автор предупреждает о возможной экологической катастрофе в районе реки Енисей.

Главные персонажи повести

В повествовании «Царь-рыба» Астафьева упоминается довольно много героев, так как произведение состоит из нескольких отдельных рассказов.

Основных действующих лиц в новеллах несколько:

  1. Игнатьич — опытный рыбак, занимавшийся браконьерским выловом рыбы. Автор рисует этого персонажа как человека жадного, варварски относящегося к природе родного края. Сельчане считают его крепким хозяином. У Зиновия Игнатьича добротный дом и ухоженное подворье. Герой возвышает себя над другими людьми, считая, что он умнее, сильнее, богаче.
  2. Царь-рыба — гигантский осетр. Рыба была поймана Игнатьичем. Столь выдающийся экземпляр достается рыбаку лишь раз в жизни, поэтому Зиновий не стал звать на подмогу, а решил единолично завладеть добычей. Однако силы оказались неравны. Царь-рыба сбросила рыбака с лодки и он чуть не погиб, запутавшись в снасти. Эта история заставляет Игнатьича переосмыслить свою жизнь. Сам осетр высвобождается и уплывает.
  3. Командор — младший брат Зиновия. У них непростые отношения. Командор завидует судьбе близкого родственника, всю жизнь соперничает с ним. Однажды дело чуть не дошло до убийства. Командор пытался стрелять в брата. Зиновий вынужден терпеть выпавшие на его долю испытания, однако спокойный период в жизни никак не настает.

Среди второстепенных персонажей можно выделить Глашу, брошенную Зиновием в молодости. Позже девушка вышла замуж, но обида, нанесенная Игнатьичем, привела к полному отсутствию чувств и пожизненной психологической травме.

Также на страницах книги читатель встречает жену Зиновия — миловидную, слегка полную женщину, работающую в бухгалтерии.

Начало повествования

Читать «Царь-рыбу» легко, так как все рассказы цикла связаны между собой последовательно и воспринимаются как единое повествование. В первых главах автор рассказывает о житье Зиновия Игнатьича, позволяя читателю подробно рассмотреть этот образ. Рыбака нельзя однозначно считать отрицательным героем, в нем есть и положительные черты, что в целом говорит о сложности человеческой натуры.

Читайте также:  Краткое содержание Астафьев Царь-рыба

Зиновий всегда готов прийти на помощь к слабому. Герой это делает скорее для того, чтобы утвердиться в собственной силе, умении добиться цели и справиться с любой сложной задачей. В общении с окружающими мужчина вежлив. Односельчане с уважением относятся к Игнатьичу и негласно признают его первенство во всем.

Зиновий считается лучшим рыбаком в поселке, может отремонтировать любую технику.

Дополнительно автор рассказывает о том, что:

  • браконьер плавал на бело-голубой лодке;
  • его одежда была добротной и опрятной;
  • на праздниках герой не был замечен напившимся до беспамятства.

Основной доход Игнатьич получал от браконьерства, вылавливая в притоке Енисея редкие сорта рыбы. Затем рыбак сбывал добычу, не задумываясь о том ущербе, который он наносит природе.

Зависть младшего брата

Младший брат с детства завидовал Зиновию. Мальчишка был готов на любые пакости, лишь бы привлечь внимание взрослых. Зиновий был удачливым рыбаком с детства. Командор и в этом решил ему помешать, выгнав с рыбного места на «золотую каргу» (участок, где плохо ловилась рыба). Однако удачливый старший брат и после конфликта имел отличный улов.

Это настолько взбесило Командора, что он в порыве злости был готов убить Зиновия, но трагедии, к счастью, не произошло. Жена младшего из братьев встала на сторону противника мужа, попросила супруга извиниться и прекратить вспыхнувший конфликт. Отношения братьев перешли в стадию временного перемирия, однако оба чувствовали существовавшее между ними напряжение.

Схватка с осетром

Кульминацией произведения стала сцена рыбалки, во время которой Зиновию попал на крючок огромный осетр. То, что рыба была крупной, Игнатьич понял сразу. Браконьера смутил внешний облик осетра, показавшийся рыбаку довольно зловещим. Пойманная в сети рыбина напоминала скорее какого-то древнего ящера.

Зиновий начал подсчитывать в уме прибыль, которую удастся извлечь от продажи осетровой икры. Браконьера охватил порыв жадности, он решил, что не будет делиться с другими рыбаками и не стал звать на помощь. Рыба, запутавшаяся в снастях, оставалась неподвижной. Неожиданно Игнатьич вспомнил наставление своего деда. Тот говорил, что при встрече с царь-рыбой необходимо выпустить добычу обратно на волю, если человек совершал плохие поступки. В этом случае примета обещала дальнейшую безбедную жизнь.

Но Зиновий отбросил эти мысли и решил оглушить осетра топором, а затем затащить в лодку. Удар пришелся вскользь, рыбина дернулась, лодку качнуло и Зиновий оказался за бортом, попав в те же сети. Рыбина оглушила рыбака ударом мощного тела и продолжала биться, рыболовные крючки вонзались в тела обоих. Затем осетр навалился на рыбака, прижав его к лодке.

Зиновий бил рыбину кулаком по голове, она, схватив его за ногу, тащила под воду. Рыбак потерял много крови, в его голове пронеслись годы юности и значимые события жизни. Игнатьич вспомнил, как когда-то в молодости надругался над своей возлюбленной, Глашей, заподозрив ее в измене, и сбросил девушку в реку. С годами вина за этот поступок стала мучить Зиновия все чаще.

Герой решил, что, пожалуй, дед был прав и огромную рыбу нужно отпустить, а перед Глашей покаяться. Ослабевший рыбак стал шептать слова прощения, обращаясь к той, чью судьбу он исковеркал. В этот момент мимо проплывала моторная лодка. Вызванная ею волна качнула лодку Игнатьича и осетр, разрывая собственную кожу снастями, уплыл.

Испытывая облегчение, Игнатьич крикнул вслед рыбе, чтобы она еще пожила. В этот момент мужчина почувствовал внутреннее освобождение от мучившей его в прошлом вины, ему стало казаться, что теперь у него есть шанс на новую жизнь, в которой не будет ошибок.

На этом рассказ о рыбаке заканчивается. Автор будто дает ему шанс начать жить с нуля, по совести.

Основная идея произведения

Написать этот цикл Астафьева заставил внутренний протест против варварского отношения человека к природе. Тема экологии не раз поднималась в произведениях автора. Писатель подчеркивал, что люди неразрывно связаны с окружающим миром и зависят от него, поэтому природу нужно беречь, а не разрушать неразумными действиями.

Главным мотивом повествования является неотвратимость наказания за преступление против всего живого. Образ главного героя символизирует все человечество. На его примере Астафьев показывает, что ждет жителей планеты, если и дальше их подход к природе будет лишь потребительским.

Книга «Царь-рыба» была переведена на десятки языков и нашла отклик в сердцах миллионов читателей. Затронутая в ней проблематика близка абсолютно любому и остается актуальной до сих пор.

Человеку давно пора перестать чувствовать себя хозяином этой планеты и научиться мудрому, бережному отношению к ней.

Краткое содержание – «Царь-рыба» Астафьев

Краткое содержание

«Царь-рыба» Астафьев

Повествование в рассказах «Царь-рыба» и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах «Царь-рыба»

В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В рассказе «Царь-рыба» на первый взгляд не совершается ничего сверхъестественного. Но за всем повествованием стоят загадочные и стихийные силы природы, так и не прокорившиеся человеку. Происходит противостояние человека, «всей природы царя», и «царя реки». v

Рассказ «Царь-рыба» входит в одноименную книгу повесткований, рассказывающих о судьбах простых русских людей. Во многом книга и рассказ автобиографичны: Астафьев родился и вырос в сибирской, деревне, рано лишился матери. С детства писатель сроднился с природой, был заядлым рыбаком.

Действие рассказа происходит в сибирском поселке Чуш, на реке Опа-рихе, впадающей в Енисей. Главный герой — Зиновий Игнатьич Утро-бин — работал на пилораме наладчиком пил и станков. Игнатьич (так в поселке Чуш его «вежливо и чуть заискивающе» называли) любил рыбачить, как, впрочем, и все поселковые мужики. Он был очень аккуратным, носил стрижку «под бокс», «руки у него были без трещин и царапин». Игнатьич «пил с умом», отчего лицо у него было «цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках». Главный герой показан благополучным, вежливым, учтивым, щедрым человеком. За ремонт лодок со своих односельчан он материальной благодарности не принимал, а Только просил их заботиться о своих лодках, аккуратно обращаться с мотором.

Рыбу Игнатьич ловил «лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось». Ему никго не завидовал, кроме его младшего брата — Коммандора. Дом у старшего Утробина был «лучший в поселке»: небольшой, красивый, с верандочкой, с резными наличниками, с весело выкрашенными ставенками, с палисадничком под окнами. В палисаднике у хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и «неизвестные здешнему народу шаровидные цветы». Цветы эти привезла из Киргизии, посадила и «приучила расти в суровом чушанском климате» жена Зиновия. Она работала бухгалтером на одном предприятии с мужем. Сам Игнатьич слыл богатым человеком: работница сберкассы проговорилась, что у него на сберкнижке лежит «семьдесят тысяч старыми».

По словам автора, улов на рыбалке Игнатьичу доставался отменный: стерлядь «самая отборная», весом не менее килограмма. Посельчане удивлялись везению и сноровке Зиновия, даже подозревали, что знает он ка-кое-то колдовское слово.

Младший брат Коммандор был с Игнатьичем в ссоре, завидовал ему во всем, был упрям. Жена Коммандора корила мужа, просила одуматься: «. Совсем выволчился! Мало тебе дочери, кровинки! Брата родного свести со свету готов!» (У младшего брата Утробина погибла любимая дочь Тайка — попала под машину, управляемую пьяным водителем. С тех пор и без этого недобрый Коммандор стал еще злее и жестче).

Игнатьич частенько браконьерил: боялся рыбнадзора, но продолжал незаконно рыбачить. Незавидная доля была у браконьера, рисковая: «возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора. ». Но не рыбачить он не мог, так как любил рыбалку и реку больше жизни. А у того, кто всю жизнь прожил на реке, появляется со временем непреодолимая черта, азарт, который требует «взять рыбу, и только». В этих описаниях отразилась любовь самого автора к рыбалке. Астафьев говорит о рыбе, словно о человеке: «уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда. ».

Кульминационный момент рассказа — борьба Игнатьича с «царь-ры-бой». Наловив отборных стерлядей, он уже планировал возвращаться домой, как невидимая рыбина «заявила о себе». С первого раза рыбаку не удалось вытянуть рыбу: «. она давила, давила вниз с тупым, непоколебимым упрямством». По всем «повадкам» рыбины Игнатьич догадался, что это был осетр. Рыбак увидел свою добычу, его восхитили величие и красота рыбы.

Рыба и рыбак продолжают бороться: рыба тянет в воду, рыбак — к себе, в лодку. Хоть и чувствует Игнатьич страх, охвативший его во время этого поединка на воде в темноте, однако он пытается шутить, разговаривает с собой, мечтает, что сможет получить, если поборет осетра, у которого, наверное, икры «ведра два». А вдруг придется делиться икрой с кем-то? Старший Утробин ловит себя на мысли , что жадность ломает, корежит человека, раздирает на части.

Борьба рыбака с осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не собирались сдаваться. Игнатьич старался говорить вслух, борясь таким образом со страхом и отчаяньем. Он не хотел упускать такого осетра, ведь царь-рыба, как называют крупных, икристых рыб рыбаки, «попадается раз в жизни, да и то не всякому». Игнатьич чувствовал какое-то знамение в этом улове, какую-то особенность, выпавшую именно ему.

Осетр тянет Зиновия в воду, тот сам неожиданно попадается на крючок. Его зацепило, и он начал тонуть. «Так вот оно как, на войне-то. » — думает рыбак. Много пронеслось мыслей: о смерти, о войне, рыбак почти уже смирился со смертью. Подумал, что путь ему — в ад, «у райских врат стучаться бесполезно. ».

Но Игнатьич был напористым, смелым, жизнелюбивым, как и его добыча — царь-рыба. Он сумел выплыть из воды в лодку, хотя и был ранен. «. И рыба, и человек слабели, истекали кровью». Он думал о том, почему скрестились их пути, пути «реки царя и всей природы царя — на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть». Во время борьбы с царь-рыбой на Игнатьича нахлынули воспоминания о своем прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, «подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти», с выщипанными мелкой рыбешкой ресницами, обсосанными той же рыбой веками. »

Рыбак представил себя на месте этого утопленника, «завизжал. и принялся дубасить рыбину по башке. принялся уговаривать рыбу скорее умереть», чтобы самому остаться в живых. Но рыба не слушалась, оказалась она не менее упрямая, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо, продолжая вспоминать. Вспомнил покос на Фетисовой речке и почувствовал рядом осетра, «рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом. Что-то женское было в этой бережности, в желании согреть, сохранить в себе зародившуюся жизнь». И у рыбака вдруг мелькнула догадка: «Да уж не оборотень ли это?»

Игнатьич продолжает вспоминать: свое детство, школу — четыре класса. Вспомнил, что, сидя на уроках, представлял себя на реке, думал о ней, о рыбалке, о рыбе. Размышлял, что долго не мог удержаться на месте: был и председателем школьного родительского комитета, и депутатом поселкового совета, и народным дружинником. Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи», — сожалеет рыбак.

Читайте также:  Васюткино озеро – краткое содержание рассказа Астафьева

Всю свою жизнь он не мог простить себе, как обошелся с Глашкой Куклиной. Девушка, по-видимому, нравилась Зиновию Утробину. Но пришедшие на чушанскую лесопилку трудармейцы, особенно командир — «тонкий да звонкий лейтенантик», овладели девичьим слухом. По поселку поползли слухи,’дошли они и до Зиновия. Мужики научили Утробина, как рассчитаться с «изменщицей» Глашкой: прижать, зацеловать, затискать, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд: байковые штанишки, крашенные домодельной краской, с разномастными, колотыми пуговицами, он остановился. «. Поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду». С тех пор между Глашкой и Зиновием легла вражда.

По окончании службы в Киргизии Зиновий вернулся домой, в поселок Чуш, вместе с женой. Глаша вышла замуж за тихого, приезжего мужика — счетовода. Женщина вежливо здоровалась, но рыбак понимал: Глаша не забыла обиды. Зиновий мучился, раскаивался. Будучи еще на службе, написал Глаше письмо с извйнениями, но ответа так и не получил. В первый вечер после приезда он подкараулил ее, решил лично извиниться, на что женщина ему ответила: «Пусть вас Бог простит. ».

И теперь, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич думал, что пришло возмездие, потому что никакое злодейство бесследно не проходит. Он стал неистово кричать в темноту: «Прости, Глаша! Прости!» Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушла в воду, на дно. Рыбак отпустил добычу: «Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. » И вдруг Игнатьичу стало легче — и физически, и душевно.

Рассказ «Царь-рыба» является, во-первых, ярким и самобытным рассказом-свидетельством огромной любви сибирского мужика Игнатьича (и автора тоже) к родной сибирской природе. Вторая и основная мысль произведения — о том, как важно для человека сохранить совесть и порядочность, иметь мужество признать свои ошибки, искренне раскаяться в них и попросить прощения — не напоказ, а перед самим собой и этой темной рекой, перед лицом чистой и неподкупной родной природы.

Краткое содержание Царь-рыба В. П. Астафьев — краткие содержания произведений по главам

Царь-рыба
В. П. Астафьев
Царь-рыба

Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра? В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе! Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Краткое содержание Астафьев Царь-рыба

Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но « этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды — отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую обидел: «… её-еээээ… , ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Ссылка на основную публикацию