Стальные пещеры – краткое содержание романа Азимова

Краткое содержание Стальные пещеры Азимов для читательского дневника

За период своего творчества Айзек Азимов создал большое число произведений различных жанров. Однако наиболее известен работами в области фантастики. К числу таких произведений относится роман «Стальные пещеры». В нем Азимов умело сочетает жанры фантастики и детектива. Этим произведением положено начало циклу работ с главным героем – детективом Элайджем Бейли

Действие книги разворачивается на Земле, в далеком будущем, в мегаполисе, который раньше был Нью-Юрком. В описываемое время земляне проживают в огромных перенаселенных городах под землей. Используют атомную энергию. Пищевой рацион состоит исключительно из синтетической пищи.

Недалеко от нового Нью-Йорка построен город Космотаун, в котором живут космониты. Это представители населения 50 планет, которые в отдаленном прошлом колонизировали земляне. Космониты фактически стали хозяевами Земли, располагая неисчерпаемыми ресурсами и современными технологиями. В последнее время они начали осуществлять внедрение в производство роботов вместо рабочих из числа людей. Этот процесс привел к недовольству и созданию в рабочей среде движения медиевистов. Модеевисты провозгласили своими целями разрыв контактов и связей с космонитами и возвращение к жизни на природе из подземных городов.

Конструкторы роботов, космониты Фастольф и Сартон, занимаются созданием роботов полностью копирующих внешность людей. Сартоном изготовлен робот Даниел Оливо – точная копия своего создателя. Начало сюжета романа – Сартона убивают в его доме в Космотауне. Оружие убийства – бластер. Для совместного с космонитами расследования преступления полиция землян назначает детектива Элайджа Бейли. Робота Даниела Олива космониты выделяют ему в напарники.

Впечатленный сходством робота с убитым, Бейли выдвигает версию о том, что Даниела Оливо не существует, а под его обликом скрывается живой робототехник Сартон. В процессе изложения этой версии космонитам Оливо показывает Сартону механическую начинку совей руки.

Однако Сартон продолжает подозревать робота в убийстве своего создателя. Он выдвигает версию о том, что Даниел Оливо был соучастником. Доставил бластер к месту убийства в своем пищевом контейнере, который предназначен для имитации приема человеческой пищи. Однако проведенное обследование Даниела с привлечением лучшего земного специалиста робототехника показало, что тот не соучастник преступления. Робот создан на основании Первого Закона робототехники по которому не может причинить вред человеку.

В последующем, в приватной беседе, Фасфольм сообщает Бейли, что космониты создают движение недовольства среди людей умышленно. Целю создания больших масс безработных является побуждение их к выходу в космос для освоения новых планет. Фасфольм рассказывает, что космониты долгожители, средняя продолжительность жизни 400 лет. Проживают на комфортных планетах, которые оставляют с большим трудом. Вследствие этого уже несколько сотен лет не открыто ни одной планеты для заселения земной жизнью. Сартон и Фастольф полагали, что оставшиеся без работы земляне вновь начнут открывать новые миры для колонизации. Однако выяснилось, что современные земляне страдают агорофобией (страх перед открытыми пространствами) и не намерены покидать Землю. Даниела Оливо как раз и создали для того, чтобы выяснить причины фобии землян, так как самим космониты не могут находиться в подземных городах, ввиду атрофированных иммунных систем.

Расследуя убийство Бейли устанавливает, что медиевисты знали о роботе Даниеле Оливо и планировали его устранить. Более того, начальник Бейли комиссар Эндебри, так же медеевист, вынашивал план убить Даниела Оливо. В процессе реализации своего плана комиссар разбил свои очки на пороге дома Сартона и приняв хозяина дома за робота застрелил его. В качестве неопровержимой улики Бейли нашел на месте убийства осколки стекла очков комиссара Эндебри.

Обвинив своего начальника в убийстве Бейли не передает его властям. Вместо этого, под угрозой разоблачения, требует от Эндебри приложить усилия, пользуясь своим авторитетом, и убедить лидеров медеевистов начать работу по колонизации новых миров.

Читать краткое содержание Азимов – Стальные пещеры. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Азимов – Стальные пещеры

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

В рассказе Зощенко «Бедный Федя» речь идет о девятилетнем воспитаннике детского дома, который никогда не играл с ребятами, а тихо и грустно сидел на скамеечке.

Публицист Н.А. Добролюбов в своей статье разбирает пьесу «Гроза» А.Н. Островского, с первых же строк отмечая, что драматург отлично понимает жизнь русского человека.

Главные персонажи рассказа – курица по имени Пиковая Дама и ее необычные детки. Началось все с того, что одной семье соседи подарили несколько гусиных яиц. Хозяева подложили их в гнездо черной курицы для высиживания, а та вывела четверых милых гусят

Герой дерзок, даже шторм спокойней и безопасней, чем он. Он – один из захвативших Грецию, которая погибает под гнётом их – мусульман.

К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому

Краткое содержание Азимов Стальные пещеры

Книга представляет собой детективно – фантастическую эпопею, в которой рассказывается о приключениях одного землянина и робота по имени Дэниел Оливо. Главного персонажа зовут Элайдж Бейли. Элайдж был инспектором полиции.

Действия начинаются в недалеком будущем на планете Земля. В центре внимания находится обновленный Нью – Йорк. Население планеты живет в укрытых городах под землей. Люди будущего применяют атомную энергию, а в пищу употребляют синтетические продукты. Возле Нью-Йорка расположен Космотаун. В Космотауне обитают космониты из 50 других планет, которые переехали на Землю по желанию людей. За счет сверхсовременных технологии космониты начали управлять планетой. За последнее время по их приказу живые люди были заменены рабочими роботами. Замена вызвала большой шум среди рабочих. Поскольку рабочее население лишилось шанса зарабатывать себе на жизнь. Люди стали выступать против правления космотитов.

Изготовлением роботов занимались исследователи Хэн Фастольф и Родж Наменну Сартон. Сартон создал электронного человека Дэниела Оливо. Внешность робота в точности совпадала с лицом Сартона. Спустя некоторое время Сартона убили в его доме. Орудием преступления был бластер. Расследованием занялся инспектор полиции Элайдж Бейли. Его напарником стал робот Дэниел. Осмотрев место убийства, Бейли составил несколько вариантов. По первоначальной версии Бейли считал, что убийства не было. А Дэниел Оливо был самим Сартоном. Он сообщает о своих догадках космотитам. Чтобы доказать его неправоту, Дэниел вскрыл собственную руку и показал технический чип. По следующей версии робот принимал участие в преступлении против Сартона и пронес с собой бластер. Для получения точных доказательств, космониты вызвали квалифицированного робототехника. Специалист провел беседу с ним и сказал, что Дэниел был сформирован по «Первому Закону». По этому закону робот не может нанести вред человеку. И поэтому робот никак не смог бы участвовать в смерти инженера.

При разговоре Фастольф сказал Бейли, что инопланетяне специально формируют группу несогласных людей. Продолжительность жизни космонитов составляет 400 лет. Фастольф был одним из них. Ему недавно исполнилось 160 лет, а с виду он был очень молодым. Причиной создания подобных групп была комфортабельность Земли. По расчетам космонитов, только Земля населена людьми. Сартон считал, что люди оставшись без работы, заселят и другие планеты. Но этого не произошло. Целью Дэниела было выяснение причин агрессии со стороны людей. Космониты самостоятельно не могли это выяснить. Поскольку они обладали заниженной иммунной системой, которая мешала им приспособиться к земной жизни.

Во время расследования Бейли выяснил, что медиевисты знали о том, что Дэниел является роботом. Хотя информация о его создании оставалась в тайне. Данную информацию инспектору сообщила его супруга Джезебель, которая была участником медиевистической группы. Дэниела все приняли за человека, даже квалифицированный робототехник. К концу расследования инспектор выяснил, что его начальник комиссар Эндерби также вступил в группу медиевистов и несколько раз пытался уничтожить робота. Он разбил свои очки. Без очков он перепутал робота с инженером и убил Сартона. Среди улик с места убийства Бейли обнаружил осколки стекла, которые выпали от очков комиссара.

Бейли обвинил начальника в убийстве, но не стал его выдавать. Под шантажом, инспектор потребовал от Эндерби направить свои связи и авторитетность на развитие медиевистической группы. На тот момент группа поддерживала идею колонизации и избавления от космонитов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Азимов. Все произведения

Стальные пещеры. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Выдающийся мастер художественного слова Васильев Б.Л. любим читателями за повесть «А зори здесь тихие». Появился на свет драматург в 1924 году в славном городе Смоленске. Отец военный, офицер, мать – дворянка, интеллигентная, образованная женщина.

В повести трое совершенно разных человека обсуждают русских актрис. Они склоняются к той мысли, что славянские женщины на сцене не могут передать так чувства и эмоции как положено, чтобы было интересно зрителю потому, что сами никогда не испытывали их

Рассказ “Дневник Коли Синицына” о трудолюбивом, любознательном мальчике Коле, который на летних каникулах решил вести дневник. Первоначальная его задумка была записывать туда умные мысли и интересные происшествия, которые будут с ним происходить

Герой рассказа Антона Павловича Чехова В овраге Григорий Петрович Цыбукин – отец двух взрослых сыновей. Он уже удачно женил младшего сына на трудолюбивой Аксинье.

Однажды вечером, возвращаясь с родителями домой, один мечтательный юноша по имени Дуглас, увидел на витрине чудесные теннисные туфли. У парня появилось непреодолимое желание приобрести именно эти туфли

Айзек Азимов – Стальные пещеры

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Стальные пещеры”

Описание и краткое содержание “Стальные пещеры” читать бесплатно онлайн.

Свершились мрачные пророчества! Земля, колыбель человечества, страдает от перенаселения, и ее обитатели вынуждены проводить всю свою жизнь в стальных пещерах гигантских городов, не видя солнечного света и питаясь дрожжевыми культурами, в то время как космониты, потомки землян, заселивших иные планеты, наслаждаются всеми радостями бытия. Внешние Миры значительно превосходят планету-праматерь по своей военной и экономической мощи, и поэтому происшедшее на Земле убийство представителя космонитов доктора Сартона может послужить поводом для начала большой войны. Расследование этого преступления поручается сотруднику нью-йоркской полиции Элайджу Бейли, а его напарником со стороны космонитов выступает весьма необычный сыщик по имени Р. Дэниел Оливо. «Р» – значит «робот»…

Читайте также:  Я, робот - краткое содержание книги Азимова

1. Разговор с комиссаром полиции

Едва Лайдж Бейли уселся за стол, как почувствовал на себе пристальный взгляд Р. Сэмми. Строгое вытянутое лицо Бейли застыло.

– Вы нужны боссу, Лайдж. Немедленно. Велел вам явиться, как только придете.

Р. Сэмми не двинулся с места.

– Я сказал, хорошо. Убирайся!

Р. Сэмми круто повернулся и пошел выполнять другие поручения.

«Будто человек не может делать все это!» – возмутился про себя Бейли.

Он стал не торопясь изучать содержимое своего кисета и прикинул, что если будет выкуривать по две трубки в день, то ему удастся дотянуть до выдачи новой порции.

Затем он вышел из-за перегородки – он уже два года имел право на отгороженный угол – и через общую комнату направился к выходу. Его окликнул оператор ртутного запоминающего устройства Симпсон.

– Вас ждет босс, Лайдж.

– Знаю. Р. Сэмми уже приходил.

Испещренная кодом лента струилась из миниатюрного прибора. Он находил и анализировал данные своей памяти в поисках сведений, хранящихся в крохотных ячейках мерцающей внутри ртути.

– Я дал бы Р. Сэмми коленкой под зад, если бы не боялся сломать себе ногу, – сказал Симпсон. – На днях приходил Винс Бэррет.

– Хотел бы вернуться на старое место. Говорит, готов на любую работу у нас в управлении. Бедняга в отчаянии, но я ничем не мог его порадовать. Его место занял Р. Сэмми, и все тут. Парнишка нанялся на дрожжевую ферму. А ведь способный был малый и всем нравился.

Бейли пожал плечами и сказал строже, чем хотел на самом деле:

– Нам всем предстоит пройти через это.

Босс по своему положению имеет отдельный кабинет. На матовом дверном стекле вытравлена красивая надпись: «ДЖУЛИУС ЭНДЕРБИ. Комиссар полиции города Нью-Йорка».

Бейли вошел в кабинет:

– Вы звали меня, комиссар?

Эндерби посмотрел на него. Он носил старомодные очки, так как его глаза не переносили контактных линз. Только привыкнув к очкам, можно было разглядеть черты его заурядного, невыразительного лица. По твердому убеждению Бейли, комиссар отвергал контактные линзы только затем, чтобы выделяться среди других, а вовсе не из-за своих чувствительных глаз.

Комиссар был явно чем-то встревожен. Он поправил манжеты рубашки, откинулся на спинку кресла и сказал как-то уж слишком тепло:

– Садитесь, Лайдж. Присядьте, пожалуйста.

Бейли сел и ждал в напряженной позе.

– Как Джесси? Как сын?

– Хорошо, – ответил Бейли невыразительно. – Вполне нормально. А ваши как?

– Хорошо, – отозвался Эндерби. – Тоже нормально.

Начало было неудачным.

«Какое-то у него сегодня странное лицо», – подумал Бейли, а вслух сказал:

– Комиссар, я могу просить не посылать за мной Р. Сэмми?

– Вы знаете мое мнение на этот счет, Лайдж. Но раз он есть, должен же я как-то его использовать.

– С ним неприятно иметь дело, комиссар. Пришел сегодня, передал вашу просьбу и стоит как истукан. Так и будет стоять, пока не отошлешь.

– О, это моя вина, Лайдж. Я велел ему позвать вас, но забыл точно указать, что делать дальше.

Бейли вздохнул. Мелкие морщинки у его темно-карих глаз стали более отчетливыми.

– Ну ладно. Так вы хотели меня видеть?

– Да, Лайдж, – сказал комиссар, – и по весьма важному делу.

Он встал, подошел к стене позади стола, нажал какую-то кнопку – и тотчас же часть стены стала прозрачной. Бейли зажмурился от неожиданно хлынувшего потока сероватого света.

– Это сделано по моему заказу в прошлом году. Я вам, кажется, еще не показывал. Подойдите поближе, Лайдж. В старые времена во всех комнатах были подобные штуки. Их называли окнами. Вы слышали об этом?

Бейли прекрасно об этом знал, так как читал не один исторический роман.

– Разумеется, – сказал он.

Бейли слегка поежился, но все-таки подошел. Было даже что-то неприличное в том, что уединенность комнаты выставлялась напоказ внешнему миру. Комиссар временами доводил до крайности свое увлечение медиевистикой.

«Эти очки, например», – подумал Бейли.

Так вот в чем дело! Вот почему у него такое странное лицо!

– Простите за любопытность, комиссар, – сказал Бейли, – но у вас, кажется, новая оправа?

Комиссар взглянул на него с удивлением, снял очки, посмотрел на них, потом снова на Бейли. Сейчас его круглое лицо казалось еще более круглым, а подбородок – более заметным. И взгляд у него стал беспомощным, потому что все расплывалось перед его глазами.

– Да, новая, – подтвердил он. Он снова надел очки и добавил с злостью:

– Старые я разбил три дня назад. Дел было по горло, так что новые получил только сегодня утром. Лайдж, эти три дня были сущим адом.

– Да. И по другим причинам. Но об этом потом.

Он повернулся к окну. Бейли последовал его примеру и был слегка поражен, обнаружив, что снаружи идет дождь. С минуту он молча наблюдал, как сверху лились потоки воды, в то время как комиссар горделиво взирал на это явление природы, будто в этом была его личная заслуга.

– За этот месяц я третий раз смотрю, как идет дождь. Интересное зрелище, верно?

Бейли был вынужден согласиться, что зрелище действительно интересное. В свои сорок два года он почти не видел дождя и вообще никакого другого явления природы.

– По-моему, неразумно, что вода вот так, без всякой пользы, поливает город, – заметил он. – Ее место в резервуарах.

– Лайдж, – ответил ему комиссар, – вы модернист. Вот в чем беда. В медиевальные века люди жили на открытом воздухе, и не только на фермах. Даже в городах. Даже в Нью-Йорке. Когда шел дождь, им это не казалось неразумным. Они радовались этому, потому что жили близко к природе. Это и здоровее, и лучшее. Все наши беды от того, что мы оторваны от природы. Почитайте-ка на досуге об угольном веке.

Бейли довелось читать и об этом. Он слышал, как многие сетовали по поводу изобретения атомного реактора. Он и сам был не прочь поныть, когда что-нибудь не ладилось или когда одолевала усталость. Человек всегда чем-то недоволен. В угольном веке люди жаловались на паровую машину. А герой одной из пьес Шекспира возмущался тем, что кто-то изобрел порох. Лет через тысячу кому-нибудь не понравится создание позитронного мозга. К черту все!

– Слушайте, Джулиус… – сказал он мрачно. (На работе он предпочитал держаться с комиссаром официально, даже если тот то и дело звал его по-приятельски Лайджем. Сейчас что-то подсказало ему поступить иначе.) – Слушайте, Джулиус, вы говорите здесь о чем угодно, только не о том, зачем вы меня звали. Меня это беспокоит. В чем все-таки дело?

– Я дойду до этого, Лайдж, – ответил комиссар. – Не подгоняйте меня. У нас неприятность, Лайдж.

– Еще бы! Здесь иначе и быть не может. Опять что-то с роботами?

– В каком-то смысле да, Лайдж. Я вот стою здесь и думаю, что еще выпадет на долю нашей старушке Земле… Я сделал это окно не только чтобы иногда любоваться небом, но чтобы видеть город. Смотрю я на него и думаю, каким он будет через сотню-другую лет?

Бейли не был сентиментальным, но и он поддался очарованию открывшегося перед ним вида. Несмотря на окутавшую его серую дымку, город представлял изумительное зрелище. Полицейское управление размещалось на одном из верхних этажей здания муниципалитета, который господствовал над всем. Окно комиссара находилось над крышами соседних башен, устремившихся вверх, подобно растопыренным пальцам чьей-то гигантской руки. Стены этих башен были совершенно гладкими и слепыми – наружные оболочки огромных человеческих ульев.

– Жаль, что идет дождь, – заметил комиссар. – Не виден Космотаун.

Бейли посмотрел на запад. Комиссар был прав. Горизонта не было видно; башни Нью-Йорка тонули в серо-белой пелене дождя.

– Я знаю как он выглядит, – отозвался Бейли.

– Мне нравится вид на него отсюда, – сказал комиссар. – Его можно разглядеть между двумя секторами Брунсвика. Эти приземистые купола космонитов… В этом все различие между нами и ими: мы тянемся к верху и живем скучно, а у них каждая семья живет отдельно. На семью – по дому. А между ними земля. Вам доводилось когда-нибудь беседовать с космонитами, Лайдж?

– Несколько раз. Месяц назад я разговаривал с одним по вашему селектору, – ответил Лайдж сдержанно.

– Да, да. Помню. Мне просто хочется пофилософствовать. Мы и они… Разные образы жизни…

У Бейли засосало под ложечкой. «Чем больше комиссар ходит вокруг да около, – подумал он, – тем ужаснее может оказаться известие».

– Это верно, – сказал он. – Но что в этом удивительного? На Земле невозможно расселить восемь миллиардов людей в маленьких куполах. А космониты привыкли к простору. Так что пусть живут, как им нравится.

Комиссар подошел к столу и сел. Его глаза, искаженные выпуклыми стеклами очков, не мигая смотрели на Бейли.

Айзек Азимов – Стальные пещеры

Айзек Азимов – Стальные пещеры краткое содержание

Свершились мрачные пророчества! Земля, колыбель человечества, страдает от перенаселения, и ее обитатели вынуждены проводить всю свою жизнь в стальных пещерах гигантских городов, не видя солнечного света и питаясь дрожжевыми культурами, в то время как космониты, потомки землян, заселивших иные планеты, наслаждаются всеми радостями бытия. Внешние Миры значительно превосходят планету-праматерь по своей военной и экономической мощи, и поэтому происшедшее на Земле убийство представителя космонитов доктора Сартона может послужить поводом для начала большой войны. Расследование этого преступления поручается сотруднику нью-йоркской полиции Элайджу Бейли, а его напарником со стороны космонитов выступает весьма необычный сыщик по имени Р. Дэниел Оливо. «Р» – значит «робот»…

Стальные пещеры – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

1. Разговор с комиссаром полиции

Читайте также:  Стальные пещеры – краткое содержание романа Азимова

Едва Лайдж Бейли уселся за стол, как почувствовал на себе пристальный взгляд Р. Сэмми. Строгое вытянутое лицо Бейли застыло.

– Вы нужны боссу, Лайдж. Немедленно. Велел вам явиться, как только придете.

Р. Сэмми не двинулся с места.

– Я сказал, хорошо. Убирайся!

Р. Сэмми круто повернулся и пошел выполнять другие поручения.

«Будто человек не может делать все это!» – возмутился про себя Бейли.

Он стал не торопясь изучать содержимое своего кисета и прикинул, что если будет выкуривать по две трубки в день, то ему удастся дотянуть до выдачи новой порции.

Затем он вышел из-за перегородки – он уже два года имел право на отгороженный угол – и через общую комнату направился к выходу. Его окликнул оператор ртутного запоминающего устройства Симпсон.

– Вас ждет босс, Лайдж.

– Знаю. Р. Сэмми уже приходил.

Испещренная кодом лента струилась из миниатюрного прибора. Он находил и анализировал данные своей памяти в поисках сведений, хранящихся в крохотных ячейках мерцающей внутри ртути.

– Я дал бы Р. Сэмми коленкой под зад, если бы не боялся сломать себе ногу, – сказал Симпсон. – На днях приходил Винс Бэррет.

– Хотел бы вернуться на старое место. Говорит, готов на любую работу у нас в управлении. Бедняга в отчаянии, но я ничем не мог его порадовать. Его место занял Р. Сэмми, и все тут. Парнишка нанялся на дрожжевую ферму. А ведь способный был малый и всем нравился.

Бейли пожал плечами и сказал строже, чем хотел на самом деле:

– Нам всем предстоит пройти через это.

Босс по своему положению имеет отдельный кабинет. На матовом дверном стекле вытравлена красивая надпись: «ДЖУЛИУС ЭНДЕРБИ. Комиссар полиции города Нью-Йорка».

Бейли вошел в кабинет:

– Вы звали меня, комиссар?

Эндерби посмотрел на него. Он носил старомодные очки, так как его глаза не переносили контактных линз. Только привыкнув к очкам, можно было разглядеть черты его заурядного, невыразительного лица. По твердому убеждению Бейли, комиссар отвергал контактные линзы только затем, чтобы выделяться среди других, а вовсе не из-за своих чувствительных глаз.

Комиссар был явно чем-то встревожен. Он поправил манжеты рубашки, откинулся на спинку кресла и сказал как-то уж слишком тепло:

– Садитесь, Лайдж. Присядьте, пожалуйста.

Бейли сел и ждал в напряженной позе.

– Как Джесси? Как сын?

– Хорошо, – ответил Бейли невыразительно. – Вполне нормально. А ваши как?

– Хорошо, – отозвался Эндерби. – Тоже нормально.

Начало было неудачным.

«Какое-то у него сегодня странное лицо», – подумал Бейли, а вслух сказал:

– Комиссар, я могу просить не посылать за мной Р. Сэмми?

– Вы знаете мое мнение на этот счет, Лайдж. Но раз он есть, должен же я как-то его использовать.

– С ним неприятно иметь дело, комиссар. Пришел сегодня, передал вашу просьбу и стоит как истукан. Так и будет стоять, пока не отошлешь.

– О, это моя вина, Лайдж. Я велел ему позвать вас, но забыл точно указать, что делать дальше.

Бейли вздохнул. Мелкие морщинки у его темно-карих глаз стали более отчетливыми.

– Ну ладно. Так вы хотели меня видеть?

– Да, Лайдж, – сказал комиссар, – и по весьма важному делу.

Он встал, подошел к стене позади стола, нажал какую-то кнопку – и тотчас же часть стены стала прозрачной. Бейли зажмурился от неожиданно хлынувшего потока сероватого света.

– Это сделано по моему заказу в прошлом году. Я вам, кажется, еще не показывал. Подойдите поближе, Лайдж. В старые времена во всех комнатах были подобные штуки. Их называли окнами. Вы слышали об этом?

Бейли прекрасно об этом знал, так как читал не один исторический роман.

– Разумеется, – сказал он.

Бейли слегка поежился, но все-таки подошел. Было даже что-то неприличное в том, что уединенность комнаты выставлялась напоказ внешнему миру. Комиссар временами доводил до крайности свое увлечение медиевистикой.

«Эти очки, например», – подумал Бейли.

Так вот в чем дело! Вот почему у него такое странное лицо!

– Простите за любопытность, комиссар, – сказал Бейли, – но у вас, кажется, новая оправа?

Комиссар взглянул на него с удивлением, снял очки, посмотрел на них, потом снова на Бейли. Сейчас его круглое лицо казалось еще более круглым, а подбородок – более заметным. И взгляд у него стал беспомощным, потому что все расплывалось перед его глазами.

– Да, новая, – подтвердил он. Он снова надел очки и добавил с злостью:

– Старые я разбил три дня назад. Дел было по горло, так что новые получил только сегодня утром. Лайдж, эти три дня были сущим адом.

– Да. И по другим причинам. Но об этом потом.

Он повернулся к окну. Бейли последовал его примеру и был слегка поражен, обнаружив, что снаружи идет дождь. С минуту он молча наблюдал, как сверху лились потоки воды, в то время как комиссар горделиво взирал на это явление природы, будто в этом была его личная заслуга.

– За этот месяц я третий раз смотрю, как идет дождь. Интересное зрелище, верно?

Бейли был вынужден согласиться, что зрелище действительно интересное. В свои сорок два года он почти не видел дождя и вообще никакого другого явления природы.

– По-моему, неразумно, что вода вот так, без всякой пользы, поливает город, – заметил он. – Ее место в резервуарах.

– Лайдж, – ответил ему комиссар, – вы модернист. Вот в чем беда. В медиевальные века люди жили на открытом воздухе, и не только на фермах. Даже в городах. Даже в Нью-Йорке. Когда шел дождь, им это не казалось неразумным. Они радовались этому, потому что жили близко к природе. Это и здоровее, и лучшее. Все наши беды от того, что мы оторваны от природы. Почитайте-ка на досуге об угольном веке.

Бейли довелось читать и об этом. Он слышал, как многие сетовали по поводу изобретения атомного реактора. Он и сам был не прочь поныть, когда что-нибудь не ладилось или когда одолевала усталость. Человек всегда чем-то недоволен. В угольном веке люди жаловались на паровую машину. А герой одной из пьес Шекспира возмущался тем, что кто-то изобрел порох. Лет через тысячу кому-нибудь не понравится создание позитронного мозга. К черту все!

– Слушайте, Джулиус… – сказал он мрачно. (На работе он предпочитал держаться с комиссаром официально, даже если тот то и дело звал его по-приятельски Лайджем. Сейчас что-то подсказало ему поступить иначе.) – Слушайте, Джулиус, вы говорите здесь о чем угодно, только не о том, зачем вы меня звали. Меня это беспокоит. В чем все-таки дело?

Рецензии на книгу « Стальные пещеры »

Айзек Азимов

ISBN:5-699-18517-8
Год издания:2006
Издательство:Эксмо
Серия:Фантастика & фэнтези: The Best of
Циклы:Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо, книга №2
Галактическая история, книга №28
Язык:Русский

Свершились мрачные пророчества! Земля, колыбель человечества, страдает от перенаселения, и ее обитатели вынуждены проводить всю свою жизнь в стальных пещерах гигантских городов, не видя солнечного света и питаясь дрожжевыми культурами, в то время как космониты, потомки землян, заселивших иные планеты, наслаждаются всеми радостями бытия. Внешние Миры значительно превосходят планету-праматерь по своей военной и экономической мощи, и поэтому происшедшее на Земле убийство представителя космонитов доктора Сартона может послужить поводом для начала большой войны. Расследование этого преступления поручается сотруднику нью-йоркской полиции Элайджу Бейли, а его напарником со стороны космонитов выступает весьма необычный сыщик по имени Р.Дэниел Оливо. “Р” – значит “робот”.

Лучшая рецензия на книгу

Больше всего в творчестве Азимова мне нравится то, что его сюжеты являются не просто фантазиями на тему будущего. Перечисление диковинок потенциального будущего, вроде позитронного мозга, бластеров, самодвижущихся дорог — не главное. Основное внимание уделяется размышлениям на тему “а какими мы будем, в этом будущем?” Загонит ли человечество, руководствуясь благими намерениями, себя в стальные пещеры, где личный умывальник является роскошью, а воробья можно увидеть лишь в зоопарке? Что характерно, в этом романе читатель вначале видит общую картину глазами обычного человека, детектива Бейли, которого волнуют лишь собственные заботы. И лишь затем приходят в движение скрытые механизмы повествования — появление робота Оливо несет ему осознание необходимости глобальных перемен в жизни человечества. В романе описывались попытки раскрыть преступление — их было две, и только на третий раз истина открылась под напором быстро развивающейся способности видеть картину в целом. Так вот, и это расследование, и изменение мировосприятия, и даже религиозные мотивы — всё в этом романе направлено на осознание факта возможности изменения судьбы человечества.

«Вокруг света» в компании с простаками», тур 13, пункт №1 – США
Флешмоб «Тринадцать путешествий во времени» от клуба «Осторожно! Историки!»

Больше всего в творчестве Азимова мне нравится то, что его сюжеты являются не просто фантазиями на тему будущего. Перечисление диковинок потенциального будущего, вроде позитронного мозга, бластеров, самодвижущихся дорог — не главное. Основное внимание уделяется размышлениям на тему “а какими мы будем, в этом будущем?” Загонит ли человечество, руководствуясь благими намерениями, себя в стальные пещеры, где личный умывальник является роскошью, а воробья можно увидеть лишь в зоопарке? Что характерно, в этом романе читатель вначале видит общую картину глазами обычного человека, детектива Бейли, которого волнуют лишь собственные заботы. И лишь затем приходят в движение скрытые механизмы повествования — появление робота Оливо несет ему осознание необходимости глобальных перемен в жизни… Развернуть

Стальные пещеры — Айзек Азимов, роман
Перевод: И. Кочкарева

Мягкая обложка. 320 стр.
Формат: 166x112x17 мм

Кураторы

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Рецензии читателей

Очень интересно оказалось перечитать книгу тридцать лет спустя. Что-то безнадежно устарело – вроде представления о том, что 8 миллиардов населения невозможно прокормить иначе как дрожжами; что человечество зароется в землю, поголовно страдая агорафобией в острой форме. Но главное, на что совершенно не обращал внимания в детстве, читая впервые – прошло не сто и не двести лет, как обычно бывало у фантастов “золотого века”. Прошло больше 2 тысяч от середины 20-го века! Но люди не изменились абсолютно. Это все те же современники автора, даже нынешнее поколение отличается гораздо больше.

Читайте также:  Поющий колокольчик – краткое содержание рассказа Азимова

Земля будущего у Азимова находится далеко не в лучшей форме. С одной стороны вмешательство космонитов, бывших выходцев с Земли, которые достигли высокого уровня развития там, в Далеких мирах и теперь совсем не склонны выпускать своих недавних соотечественников в чистое и богатое космическое пространство. С другой стороны, развитие науки и техники привели к массовому производству роботов, а они отнюдь не добро для человека. Более того, человек относится к роботу негативно. Не потому, что боится, что робот выйдет из-под контроля, Первый Закон Роботехники такого не допустит. Причины гораздо более приземленные, экономические. Дешевая робосила вытесняет человека из простых производств, происходит деклассирование, а значит – на самое дно. Мрачное предвидение текущей экономической ситуации, только вместо роботов – дешевые мигранты с Востока.

На таком фоне расследование убийства космонита, которое совместно ведут землянин Элайдж Бейли и робот космонитов Р.Дэниел Оливо – событие из ряда вон. Хотя робот – идеальный следователь. Он внимателен, его логические связи работают как надо, вся информация извлекается из серых клеточек моментально, а усиленное стремление к справедливости не позволяет ему спихнуть дело на какого-нибудь подходящего козла отпущения. Но понять специфику человеческой психики даже самому совершенному роботу не под силу.

Довольно интересно в романе наблюдать описание тоталитарного общества, в которое превратилась перенаселенная Земля. Приятные такие страшилки, позволяющие удовлетворенно посматривать на собственную личную ванную, личный садик, личный домик, хоть и дачный, две комнаты, три. Это ведь реальная жизнь, а не фантастика. Хотя неплохо вспомнить, что и в нашем мире не так давно выдумки Азимова претворялись в жизнь. Если у Азимова класс С6 позволял герою сидеть в пригородной электричке, то в Китае времен Мао только 14 разряд позволял ездить в мягком купе, а вот 15 – уже не позволял ( Дикие лебеди). Где фантастика, а где жизнь?

Земля будущего у Азимова находится далеко не в лучшей форме. С одной стороны вмешательство космонитов, бывших выходцев с Земли, которые достигли высокого уровня развития там, в Далеких мирах и теперь совсем не склонны выпускать своих недавних соотечественников в чистое и богатое космическое пространство. С другой стороны, развитие науки и техники привели к массовому производству роботов, а они отнюдь не добро для человека. Более того, человек относится к роботу негативно. Не потому, что боится, что робот выйдет из-под контроля, Первый Закон Роботехники такого не допустит. Причины гораздо более приземленные, экономические. Дешевая робосила вытесняет человека из простых производств, происходит деклассирование, а значит – на самое дно. Мрачное предвидение текущей экономической ситуации,… Развернуть

Стальные пещеры – Азимов Айзек

Кол-во страниц: 77

Поделиться в соц.сетях:

Стальные пещеры – Азимов Айзек краткое содержание

Совершенно убийство представителя другой планеты, космонита, который находился на Земле в составе мирной делегации. Дело может обернуться грандиозным межпланетным скандалом, а это для страдающей от перенаселения своих городов-муравейников и совсем беззащитной перед своими бывшими внеземными колониями Земли будет очень некстати. Межпланетным скандал обязан предотвратить нью-йоркский детектив класса С-5 Илайдж Бейли, именно ему поручено расследование убийство космонита. Но у представительства космонитов есть и другие цели кроме расследование убийства, и напарником к Илайжду направляется странный космонит с именем Р. Дэниел Оливо. Илайдж Бейли не сразу догадался что в имени напарника «Р» – означает робот…

Стальные пещеры читать онлайн бесплатно

Глава первая
Разговор с комиссаром

Не успел Лайдж Бейли добраться до своего письменного стола, как поймал на себе ожидающий взгляд Р. Сэмми. Строгое вытянутое лицо Бейли сразу как будто окаменело.

– Босс хочет вас видеть. Немедленно. Как только появитесь.

– Хорошо, – Р. Сэмми не двинулся с места. – Я сказал, хорошо. Можешь уходить!

Р. Сэмми круто развернулся и отправился выполнять другие поручения.

«И почему им заменили человека?» – раздраженно подумал Бейли.

Он помедлил, изучая содержимое своего кисета. Прикинул – если выкуривать по две трубки в день, то можно растянуть табак до получения следующей порции.

Затем он вышел из-за барьера – вот уже два года, как он имел право на отгороженный угол, – и прошел через общую комнату к выходу. Симпсон оторвался от своей ртутной картотеки:

– Вас ждет босс, Лайдж.

– Знаю. Р. Сэмми мне уже сказал.

Испещренная перфорацией лента змейкой вилась из миниатюрного прибора, который разыскивал в своей памяти и затем анализировал нужную информацию, хранящуюся в крошечных ячейках с мерцающими капельками ртути.

– Я бы дал пинка под зад этому Р. Сэмми, если б не боялся сломать себе ногу, – сказал Симпсон. – На днях видел Винса Барретта.

– Он хотел бы снова работать на прежнем месте. Или на любом другом, лишь бы у нас в департаменте. Бедняга в отчаянии, но что я мог ему посоветовать? Его обязанности уже выполняет Р. Сэмми, и ничего тут не поделать. Малышу сейчас приходится работать на конвейере на дрожжевой фабрике. Смышленый был малый. Всем нравился.

Бейли пожал плечами и сказал несколько строже, чем хотел:

– Сейчас такое время, что подобное с каждым может случиться.

Боссу был положен личный кабинет. На матовом стекле изящными буквами было старательно выгравировано; «Джулиус Эндерби». И чуть пониже: «Комиссар полиции Города Нью-Йорка».

Бейли шагнул внутрь и сказал:

– Вы хотели видеть меня, комиссар?

Эндерби поднял взгляд. Он носил очки, так как его глаза были слишком чувствительны к обычным контактным линзам. Только привыкнув к очкам, можно было разглядеть черты его лица, в которых, впрочем, не было ничего примечательного. Бейли не мог отделаться от мысли, что комиссар ценил свои очки как раз из-за той индивидуальности, которую они ему придавали, и подозревал, что Эндерби несколько лукавил в отношении чувствительности глаз.

Комиссар определенно нервничал. Он разгладил манжеты рубашки, откинулся на спинку стула и с преувеличенной радушностью сказал:

– Присаживайтесь, Лайдж, присаживайтесь. Бейли неуклюже сел и, внутренне напрягшись, стал ждать.

– Как дела у Джесси? Как сын? – спросил Эндерби.

– Нормально, – сухо ответил Бейли. – Все в порядке. А как ваши?

– Нормально, – эхом отозвался Эндерби. – Тоже в порядке.

Начало показалось неудачным.

«Что-то неладное у него с лицом», – подумал Бейли. Вслух он сказал:

– Комиссар, мне бы не хотелось, чтобы вы посылали за мной Р. Сэмми.

– Вы знаете мою точку зрения на этот счет, Лайдж. Но его прислали к нам, и я должен его как-то использовать.

– Это неприятно, комиссар. Сообщает, что вы меня ждете, и стоит на месте как вкопанный. Вы понимаете, что я имею в виду. Приходится приказывать ему уйти, иначе он так и будет стоять истуканом.

– О, это моя вина, Лайдж. Я сказал ему, что нужно передать, но забыл напомнить, чтобы после этого он вернулся к своей работе.

Бейли вздохнул. Мелкие морщинки вокруг его темно-карих глаз стали более заметными.

– Прошу учесть на будущее. Вы хотели меня видеть?

– Да, Лайдж, – согласился комиссар, – и по очень серьезному делу.

Эндерби поднялся, подошел к стене позади стола и прикоснулся к незаметному контактному переключателю. Часть стены стала прозрачной, Бейли невольно зажмурился от неожиданно хлынувшего в комнату сероватого света.

– Я устроил это в прошлом году, Лайдж. Кажется, я вам еще не показывал. Подойдите сюда, взгляните. В былые времена подобные штуки были во всех комнатах. Они назывались окнами. Вы слышали об этом?

Все это Бейли прекрасно знал. Он прочитал немало исторических романов.

– Слышал, – обронил он.

Бейли поежился, но все-таки подошел. Было что-то неприличное в этой демонстрации убогости комнаты внешнему миру. Иногда увлечение комиссара медиевизмом доходило до нелепых крайностей.

«Взять хотя бы эти очки», – подумал Бейли.

Так вот оно что! Вот что делало его лицо таким непривычным!

– Простите за любопытство, комиссар. У вас, кажется, новые очки? – спросил Бейли.

Комиссар взглянул на него с удивлением, снял очки, посмотрел на них, затем снова на Бейли. Казалось, его круглое лицо без очков округлилось еще больше, а подбородок обозначился чуть резче. Его взгляд стал более рассеянным, так как все расплывалось перед его глазами.

– Да, – ответил Эндерби. Он снова нацепил очки себе на нос и добавил в сердцах: – Старые я разбил три дня назад, а новые смог раздобыть в этой сумятице только сегодня утром. Эти три дня были для меня сущим адом, Лайдж.

– Не только. К этому я как раз и подхожу.

Он повернулся к окну. Бейли последовал его примеру и был крайне удивлен, обнаружив, что за окном идет дождь. На минуту он забылся, очарованный видом падающих с неба капель, в то время как комиссара прямо распирало от гордости, будто в этом явлении природы была его собственная заслуга.

– Уже третий раз в этом месяца любуюсь дождем. Потрясающее зрелище, как вы находите?

Азимов Айзек читать все книги автора по порядку

Азимов Айзек – все книги автора в одном месте читать по порядку полные версии на сайте онлайн библиотеки the-librarian.ru.

Стальные пещеры отзывы

Отзывы читателей о книге Стальные пещеры, автор: Азимов Айзек . Читайте комментарии и мнения людей о произведении.

Понравилась книга? Поделитесь впечатлениями – оставьте Ваш отзыв или расскажите друзьям.

Несмотря на то, что в наши дни Интернет уверенно набирает позиции, все больше образованных и интеллигентных людей предпочитают проводить свободное время за чтением книг. Наш сайт предлагает совместить инновации «всемирной паутины» с «поглощением» литературных шедевров. Здесь Вы можете совершенно бесплатно и без регистрации читать онлайн как классические, так и современные тексты.

Ссылка на основную публикацию