Анализ стихотворения Осень Бальмонта

Анализ стихотворения Бальмонта Осень

Анализ стиха

Анализ стиха
Анализ — история создания, мысли автора, и прочее
Поспевает брусника.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся,
И заплачет спросонья.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта

Анализ стихотворения ” Осень” Бальмонта

  • Стихотворение «Осень»: анализ В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.Осень в глазах поэтов Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой. Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.
  • Поспевает
    брусника,
    Стали дни холоднее

Вот и пришла
пора спелости,созревания,время когда к логическому завершению приходит весь
этот волшебный летний цикл жизни.Но с приходом зрелости,приходит и увядание,дни
становятся холодными,неприветливыми.

И от
птичьего крика
В сердце стало грустнее

Стаи птиц
улетают
Прочь, за синее море

В воздухе раздаются крики улетающих птиц.Они
прощаются с местами,где родились,встали на крыло,прощаются с летом,так ласково
их оберегавшего несколько месяцев, и мы грустим вместе с ними,потому что
расставаться всегда тяжело,смотрим на удаляющиеся косяки стай и начинаем ждать
следующего сезона.

Все деревья
блистают
В разноцветном уборе

Осень будто
жалеет нас,так полюбивших летнюю пору, и на последок одаривает буйством
красок,нереально красивыми пейзажами увядающей природы.

Солнце реже
смеется,
Нет в цветах благовонья

Солнечные
деньки нет-нет,да проглядывают ещё иногда,но они стали редки и вместе с солнцем
,уходит жизнь из растений,ещё недавно благоухавших медами,то ли завлекая
насекомых,то ли одурманиващих нас,таких падких на всё прекрасное.

Скоро Осень
проснется
И заплачет спросонья.

А теперь
стало немного грустно,и сама осень может статься,тоже грустит и заливает нас
дождями,оплакивая лето,солнце,жизнь….

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Осень»

17 декабря 2015

В числе поэтов-символистов Константин Бальмонт вносит творческий вклад в мировую литературу как экспериментатор и образец для подражания. Созидавший на рубеже веков, он великолепно чувствовал эпоху, общественные настроения, каждые незначительные изменения. И как любая чувствительная поэтическая натура, Бальмонт впечатлялся сменой времен года. «Осень» – в стихотворении на первый взгляд реализовано лишь кратенькое описание природных метаморфоз. Однако, смысл здесь более глубинный. «Осень» – как предчувствие перемен, тревожных, печальных, как ностальгия и пророчество.

В стихотворении нельзя заметить богатства сравнений и эпитетов. Особенность произведения в ином – природа оживает в словах поэта. Он наделяет ее человеческими эмоциями: «солнце реже смеется», «Осень… заплачет». Все находится в движении, плавно перетекает из одного состояния к другому.

На фоне надвинувшихся холодов автор подмечает спелую бруснику и крики птиц, навевающие грусть. Деревья разукрашены разноцветьем. Даже благоухающие не так давно прекрасные бутоны цветов будто замерли, потеряв аромат. Чувствуется приближение осенней поры, а вместе с ней хандры, меланхолического настроя.

Так характерные для поздней осени дожди ожидаются автором. Как некая драматичная неизбежность воспринимается им смена лета на холодные месяцы. Погода замерзает, застывает до следующего весеннего пробуждения. Но не видит поэт света солнца впереди. Погода служит выражением перемен в обществе, надлома и растерянности. Не догадываясь, что пишет пророческие строки, Бальмонт читает подсказки в голосах птиц, на листьях и лепестках растений.

Главная миссия импрессиониста – рассказать об изменчивости жизни, захватить как можно более объемно текущий момент времени и подробно его расписать. И поэту это удалось. Всего лишь в трех строфах с перекрестной рифмовкой звучит настроение каждого человека в ожидании трагического, при потере невозвратимого, от мечты об уходящем.

В центре композиции произведения – улетающие прочь птицы. Поэт проживает полной жизнью текущий момент, зная, что и ему предстоит покинуть это время, эту страну и, неизбежно, эту жизнь.

«Осень» К.Бальмонт

Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей. тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Природа в стихах К. Д. Бальмонта: анализ стихотворения “Осень”

Анализ стихотворения “Осень”

Российский поэт К. Д. Бальмонт (1867-1942г.), в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья». А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.

Стихотворение «Осень» – яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Послушайте стихотворение Бальмонта Осень

«Осень» К. Бальмонт

«Осень» Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ветер Бальмонта

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Анализ стихотворения “Осень” К.Д. Бальмонта

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.
К. Д. Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.
Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .
Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется». Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года .
Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.
Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.
Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями» .
Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень».
Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.
Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).
Доминантой всего текста является заголовок «Осень». Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся…». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.
По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением.
Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев. Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.
Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы. Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения. Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется»). Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.
После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.
С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С , Ц . Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора. Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.

По с певает бру с ника,
С тали дни холоднее,
И от птичьего крика
В с ерд ц е с тало гру с тнее.

С таи пти ц улетают
Прочь, за с инее море.
Все деревья бли с тают
В разно ц ветном уборе.

С олн ц е реже с мее[ ц а],
Нет в ц ветах благовонья.
С коро о с ень про с не[ ц а]
И заплачет с про с онья.

Таким образом, стихотворение «Осень» – яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по теме: Обучение умению анализа стихотворения на примере стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

Расширить литературный кругозор школьников за счет произведений

русской классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_liter.chtenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: учиться определять настроение в лирическом произведении,

которое передаётся автором словами-образами.

Презентация «Золотая осень»

Портрет К. Д. Бальмонта.

Эпизоды русской осенней природы

Корзина с листьями.

Листочки с текстами.

Грамзапись П.И. Чайковского

“Времена года” – “Октябрь”. Осенняя песнь;

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

Расширить литературный кругозор школьников за счет произведений

русской классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического

произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать

словесные картины через развитие речи.

Углублять первичные представления об основных выразительных

средствах литературы и их роли в художественном произведении.

Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.

Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и

Расширять литературный кругозор.

Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

– Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас всё получится.

– Сегодня у нас необычный урок. Как вы считаете: о чём мы будем говорить?

2.Задание на «пробуждение» творческого воображения, настрой на эмоциональный тон стих-ия

– Не так давно мы все вернулись с теплого, ласкового лета. А сегодня на дворе осень.

СЛАЙДЫ Литературно-музыкальная композиция . (На фоне музыки чтение стихов Пушкина)

– Я уверена, что эти строчки вам всем знакомы – это Пушкин.

– Давайте пофантазируем и представим себе, как полетят первые осенние листочки к земле, о чем они будут вспоминать, о чем они будут мечтать?

– С каким настроением они летят?

3.Работа с текстом стих-ия Бальмонта «Осень» .

Установка: – А сейчас я хочу предложить вам раннее не знакомое стихотворение. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!

Можно смотреть в таблицу настроения, чтобы легче было ответить на мой вопрос.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?

– В помощь вам «Словарь настроений»

( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)

– Название стихотворения ….(«Осень»)

– Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?

– Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.

Задача на уроке: научиться определять настроение в лирическом произведении, которое передается автором словами-образами.

4. Работа по осмысливанию:

– Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 – 1942)

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется,

И заплачет спросонья.

5 Словарная работа

– Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:

СЛАЙД Благовонья – приятный запах ( благо внять )

– Реальная или сказочная картина ? ( Тихой грусти и нежности)

– Какой период осени? (ранняя осень) доказать

Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:

Обратитесь к стихотворению:

– Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)

– Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)

-Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

– Какой литературный прием он использует?

( Метафоры: “Солнце реже смеется”, “Осень проснется и заплачет”.

– Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

(Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)

– Кто же будет главным героем нашего стих-ия ? (осень)

– Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить ?

-Почему девочки, девушки?

– Какое выражение лица? От чего оно грустное ?(грустное, печальное, заплаканное)

– От чего может заплакать девочка – Осень?

( от одиночества – покидают птицы, цветы, солнце)

– Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки?

Как замечательно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

– Какие краски вы выберите для рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте .

( поспевает брусника – бордовый,

Синее море – синий,

Солнце реже смеется – желтый,

В разноцветном уборе – другие)

-Итак, главный персонаж на рисунке – девочка-Осень.

– Что вы нарисуете вокруг девочки Осени?

( по тексту : ягоду бруснику, в небе улетающих птиц, солнце за тучами, деревья в разноцветном уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке синее море)

– Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет?

(С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею)

– Такое стихотворение мог написать только человек, нежно любящий свой край, свою родину.

7. Рассказ учителя о поэте.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) был назван другим поэтом

А.Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе».

Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. « Совсем иное влияние оказал на меня отец , – так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним, я еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

– Так что ж хотел сказать поэт, какие чувства, настроение показать в стихотворении?

Поэт открывает нам красоту природы. Учит замечать её . Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант – открывать и дарить эту красоту другим.

– Приступая к выразительному чтению стихотворения : какое настроение хотел передать поэт? ( тихой грусти и нежности)

-Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

8. Обучение выразительному чтению.

– Какой же темп чтения нужно выбрать ? ( Неторопливый , медленный, быстрый)

– Поработаем с текстом (простой карандаш)

Долгая пауза – II. Повышение голоса – /

Короткая пауза – I Понижение голоса –

– Чтение по строчке.

– Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности . Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.

– Над чем можно задуматься, слушая его?

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ учащимися, анализ (2-3)

– Какую по настроению музыку вы подобрали бы к этой картине природы?

Замечательный композитор Петр Ильич Чайковский написал целый альбом

_Какова же музыка по настроению? (печальная)

– Как вы считаете, может ли нравиться печальное?

(В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

– Давайте еще раз вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Смогли ли мы, сумели определить настроение стихотворения «Осень»?

-Какой вид работы вам понравился больше всего?

– Мне очень хочется узнать с каким настроением вы уйдёте с урока? Для этого я предлагаю вам выбрать с корзинки листочек того цвета, который соответствует вашему настроению и повесить на наше дерево.

Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

“Рождается одна строка, за ней встает другая. “

Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: “Листья падают в

– Давайте подберем рифму к слову.

Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: “Я домой их принесу”.

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. “А когда зима завьюжит. “

Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Листья падают в лесу.

Я домой их принесу.

А когда зима завьюжит

И метелями закружит,

Я дворец зимы разрушу –

Листья мне согреют душу.

11. Домашнее задание

– Захотелось ли вам выучить стихотворение К.Бальмонта “Осень” наизусть?

– Попробуйте самостоятельно сочинить стихи об осени.

– Большое спасибо всем за работу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 1 «А» классе по теме: «Использование слов он, она, оно», проведенный на районном семинаре “Проблема преемственности и успешной адаптации при переходе д.

Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме “Сказки Х.-К. Андерсена&quot.

1. Знакомство со скобками, изучение правила порядка действий в примерах с ними, формирование умений применять изученное правило в решении примеров, повторение знаний о геометрических фигурах. 2. Ра.

Открытый урок литературного чтения в 3 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В.(районный семинар для учителей начальных классов) Тема: К.Г. Паустовс.

Открытый урок литературного чтения во 2 «Б» классеУчитель-Семяшкина А.В. Тема: Литература зарубежных стран. Ш. Перро «Кот в сапогах». .

Цели урока: 1) продолжить знакомство с творчеством Бунина И.А.; 2) научить детей выразительно читать стихотворение; 3) воспитывать в детях чуткость, внимание к слову; 4) через систему художествен.

Раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый

Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести.

Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря.

Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении — второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени.

Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах.

Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Дайджест:

Анализ стихотворения Бальмонта «Я — изысканность русской медлительной речи…» Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Ветер» Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Ветер», которое было написано в. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый лебедь» Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Лунный свет» Считается, что сон является неким переходным состоянием между бодрствованием и смертью, когда человек одновременно находится сразу в двух мирах. Именно в этот момент раздвигаются границы мироздания и открываются некие тайны. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый ангел» У каждого человека есть свой ангел-хранитель, о чем Константин Бальмонт знал с самого рождения. Однако на рубеже 19 и 20 веков многие молодые люди считали религию предрассудком и пережитком прошлого. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Золотая рыбка» Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Кинжальные слова « Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Голос дьявола» Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…» Поиск смысла жизни — один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название «Четверогласие стихий». В него вошло стихотворение «Я в этот мир пришел. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть» Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Белый пожар» В конце 1902 года московское издательство «Скорпион» выпустило четвертую книгу Бальмонта «Будем как солнце». В течение шести месяцев было продано почти две тысячи экземпляров, что по тем временам означало большой. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Безглагольность» Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Бабочка» В 1905 году свет увидел сборник «Фейные сказки», который Бальмонт адресовал своей четырехлетней дочке Нине. Этой книги никогда бы не случилось, если бы не счастливое детство самого поэта. У него. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Песня без слов» В 1894 году Бальмонт выпустил сборник «Под северным небом». В стихотворениях преобладали настроения, характерные для поколения 90-х. Лирический герой делился своими романтическими переживаниями, жаловался на безрадостность и унылость собственного существования. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Бог и Дьявол» Среди поэтов серебряного века трудно отыскать автора, которого бы не волновали вопросы мироздания. Каждый русский литератор самостоятельно трактовал для себя такие понятия, как «Бог» и «Дьявол», ассоциируя их с событиями. .

Анализ стихотворения «Заплаканная осень, как вдова…» Ахматова «Заплаканная осень, как вдова…» . Стихотворение по­священо первому мужу Ахматовой Н. С. Гумилеву и написано после его смерти. По форме лирическое произведение напомина­ет вдовий плач, в котором выражена скорбь о. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Бесприютность» Константин Бальмонт неоднократно предпринимал попытки заглянуть за границы мироздания и понять, почему их невозможно раздвинуть одним лишь усилием собственного сознания. Поэт терзался вопросом, почему в этом огромном мире он чувствует. .

Анализ стихотворения «Осень» Пушкина «Осень» . В данном стихотворении, написанном в Бол­дине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, почему именно осенью испытывает приливы вдохновения. Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Альбатрос» Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого. .

Краткое содержание «Осень» Бальмонта Бальмонт Константин Дмитриевич Произведение «Осень» I Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Будем как Солнце! Забудем о том…» Внутренняя свобода — именно тот стержень жизни, которого так не хватало Константину Бальмонту. По этой причине поэт нередко конфликтовал с властями и пытался найти компромиссы в собственной душе, которую одолевали. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…» Стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник «Тростник». В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы. .

Анализ стихотворения Бальмонта «В глухие дни» Период с 1598 по 1613 год — тяжелейшее время в российской истории, названное Смутой. Она характеризовалась кризисом в социальной, политической и экономической сферах, вторжением польско-шведских войск, стихийными бедствиями. Официальным ее. .

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и. .

Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень» Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира — удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества. .

Анализ стихотворения Карамзина «Осень» Русский историк, публицист и общественный деятель Николай Кармазин вошел в литературу благодаря своим повестям и путевым заметкам. Однако мало кто знает о том, что он был одаренным поэтом, воспитанным в. .

Анализ стихотворения Майкова «Осень» Поэт Аполлон Майков родился в творческой семье. Его отец был известным художником, а мать писала детские рассказы. Поэтому неудивительно, что будущему поэту с детства прививали любовь к искусству и литературе. .

Анализ стихотворения Друниной «Болдинская осень» Болдинская осень, пришедшаяся на 1830 год, — самая продуктивная пора в творческой жизни Пушкина. Несколькими месяцами ранее было официально объявлено о помолвке поэта с юной красавицей Натальей Николаевной Гончаровой. Несмотря. .

Анализ стихотворения Фета «Какая холодная осень!…» В стихотворении «Какая холодная осень. », написанном в 1854 году, пересеклись две любимые фетовские темы — любви и природы. Их тесное переплетение достигается с помощью следующего приема — движение смысла осуществляется. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения «Осень» Баратынского «Осень» . В стихотворении, написанном в явной поле­мике с пушкинской «Осенью», исполненной одушевления жиз­ни, Баратынский создает неповторимую картину оцепенения природы: И вот сентябрь замедля свой восход, Сияньем хладным солнце блещет. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Воздушный храм» Противоречивая природа символа солнца широко отражена в бальмонтовском творчестве. Сквозной образ наделяется поэтом то созидательной, то разрушительной силой. «Жизни податель», дневное светило «ласкает» нежные цветы, но если «захочет», может с. .

Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова План Жанр, сюжет, тема, идея Композиционные особенности Организация поэтической речи Языковые средства создания образности Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного. .

Анализ стихотворения Фета «Осень» Афанасий Фет умел очень тонко чувствовать окружающий мир и передавать его красоту в своих стихах. Более того, его собственное настроение нередко менялось от того, что он видел во время прогулок. .

Анализ стихотворения Фета «Непогода — осень — куришь…» В 1850 году свет увидел второй сборник Фета. Книга включила в себя небольшой цикл «Хандра», состоящий всего из трех произведений. В них Афанасий Афанасиевич рассматривает и анализирует состояние душевной опустошенности. .

Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой А. А Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. «Небывалая осень построила купол высокий…» , в отличие от двух напечатанных в «Вечере» и «Четках» светлом по тональности, оптимистичном. .

Тетушка Осень Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое осень? Вы скажете, что осень — это время года. А кто же тогда раскрашивает листья в осенние цвета? А кто провожает птиц до. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень.

К. Бальмонт считается представителем символизма, однако его стихотворения свидетельствуют о том, что поэт не прочь был поэкспериментировать со стилями. В некоторых стихотворениях он синтезировал черты символизма, романтизма и декадентства. Яркий образец такой лирики – стих «Осень», написаный К. Бальмонтом в 1899 году, в период, когда он пребывал на вершине литературной славы.

Тема стихотворения «Осень» – смена времен года, близость человека и природы. Автор хочет показать, что в природе все закономерно, человеку нужно научиться жить в гармонии с нею, видеть прекрасное в каждом природном явлении.

В анализируемом произведении К. Бальмонта можно выделить два основных образа – лирический герой и Осень. Лирический героя можно узнать уже в первых строках, но действует он на заднем плане: на передний выступает пейзажная зарисовка. Герой наблюдает за угасанием лета, он видит, как поспевает брусника, чувствует, что дни веют холодом. Птицы уже не радуют своим пением, наоборот, они наводят грусть на сердце.

Вторая строфа изображает раннюю осень: улетают птицы, а деревья переоделись в пестрые уборы. Даже солнце поддается грусти, а цветы теряет свой аромат. В последнем куплете появляется образ Осени. Автор интерпретирует его по-своему, немного по-детски: золотая красавица вот-вот должна проснуться и заплакать. Такой интересной метафорой автор намекает на дождливую осеннюю погоду.

Стихотворение К. Бальмонта «Осень» создано при помощи богатой палитры художественных средств. Поэт использует метафоры: «от птичьего крика в сердце стало грустнее», «деревья блистают в разноцветном уборе»; «солнце реже смеется», «… Осень проснется и заплачет спросонья». Среди метафор главную роль играют олицетворения, которые помогают автору приблизить природу к человеческой сущности, показать, что природа может испытывать такие же искренние эмоции, как и люди. В тексте только два эпитета, причем оба цветовые. Этот троп помогает добавить яркости изображаемым пейзажам.

Если толковать стих в духе символизма, то Осень следует воспринимать как зрелый период в человеческой жизни. Уходящее лето и грусть в сердце – предчувствие медленного наступления старости.

Произведение «Осень» отличается очень простой композицией. Оно состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Каждое четверостишие посвящено определенным переменам в природе. Они напоминают ступеньки, которые проводят читателя все дальше и дальше в осеннее царство. Стихотворение написано двухстопным анапестом. Такая ритмическая организация придет тексту осенней меланхолии, умиротворения.

Интонационный рисунок произведения также не нарушает плавности ритма, так как автор не использует ни восклицательные, ни вопросительные, ни оборванные синтаксические конструкции.

Стихотворение К. Бальмонта «Осень» можно толковать через призму символизма или романтизма. Каждое толкование открывает перед читателем неповторимые грани смысла стиха.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения “Осень”

Российский поэт К. Д. Бальмонт (1867-1942г.), в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья». А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.

Стихотворение «Осень» – яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Его стихи удивительно красивы, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям нежность, свежесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья». А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре. Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами. Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.

Стихотворение «Осень» – яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Школьный анализ стихотворения Константина Бальмонта “Осень”

Русская литература славится талантливыми поэтами, в творчестве которых встречается немало произведений о природе и ее явлениях. Не последнее место среди них занимает Константин Бальмонт.

Константин Бальмонт является ярким представителем символизма в русской литературе. С помощью символов Бальмонт хотел донести до читателя всю глубину события и завуалировать его описанием запоминающихся моментов пейзажа. Его стихотворение «Осень» просто и понятно, созвучные строчки легко читаются, потому что написаны двухстопным анапестом. Не используя множество ярких эпитетов, поэт передает настроение и точную картину происходящего.

Бальмонт описывает раннюю осень, когда дни становятся холоднее и пасмурнее, а деревья пестреют разноцветными листьями.

В последнем четверостишии он предрекает наступление поздней, дождливой осени. Происходящие перемены не сулят приближения теплых весенних деньков, а, наоборот, несут похолодание и угнетенность. Такое настроение характерно для литературного жанра элегия, когда страх и мрачные переживания из-за сложных жизненных проблем ложатся в жалобные строки произведения.
Для описания пейзажа он применяет метод олицетворения неодушевленных явлений: «солнце реже смеется», «скоро осень проснется». Унылая пора описана так ярко и живо, что осень представляется живым существом, которое проснется и заплачет спросонья. Образ осени полностью раскрывается благодаря сложным сказуемым: «стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется». Это позволяет с точностью поймать дыхание этого времени года.

В этом стихотворении представлена картина увядающей жизни, а строчки пронизаны грустью и горечью скорой утраты. Читая произведение, можно уловить настроение автора, в котором он пребывал, когда писал его. Простому читателю, скорей всего, будет непонятен скрытый смысл строк.
Это произведение относится к пейзажной лирике, которое написано на пике творческой карьеры поэта. Вроде бы признание публики и литературных критиков должны прибавить уверенности и сил Бальмонту, но ему мешает какая – то неопределенность.
Если взглянуть на произведение с временной точки зрения, то можно понять, что наступившая осенняя хандра – это состояние души самого поэта. «Осень» написана Бальмонтом в 1899 году. Это время окончания XIX века и начало нового пути России.
У поэтов – романтиков ранимая душа, в новых событиях они видят только темную сторону, впадая в панику от неизвестности. Наступление XX века для Бальмонта стало основополагающим событием не только в его жизни, но и в судьбе всей страны. В нотки грусти, которые сопровождают читателя на всем протяжении стихотворения, автор заключил свои собственные переживания. Революции и войны, обрушившиеся на Российскую империю в первой четверти столетия, стали апогеем печальных предчувствий автора, ведь очень много погасло жизней, и умерло душ тех людей, которые навсегда покинули Родину. И сам Константин Бальмонт в скором времени уедет, как те стаи птиц, улетающих прочь, за синее море.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.
К. Д. Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие. Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.
Стихотворение «Осень » было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .
Автор говорит, что «в сердце стало грустнее ». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется ». Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года.
Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.
Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.
Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями» .
Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень ».
Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.
Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).
Доминантой всего текста является заголовок «Осень ». Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся… ». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.
По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением.
Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев. Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.
Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы. Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется », «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья ». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения. Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее », «стало грустнее », «реже смеется »). Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.
После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.
С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С , Ц . Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора. Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.

Пос певает брус ника,
С тали дни холоднее,
И от птичьего крика
В с ерд ц е с тало грус тнее.

С таи птиц улетают
Прочь, за с инее море.
Все деревья блис тают
В разноц ветном уборе.

С олнц е реже с мее[ц а],
Нет в ц ветах благовонья.
С коро ос ень прос не[ц а]
И заплачет с прос онья.

Таким образом, стихотворение «Осень » – яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Ссылка на основную публикацию