К.Д.Бальмонт. “Снежинка”. Методическая разработка урока литературного чтения в современной начальной школе в свете ФГОС. 3-й класс
Класс: 3
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Возрастная категория: 3-й класс
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: читательское освоение обучающимися литературного произведения и создание читательской интерпретации.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с новым произведением;
- помочь им раскрыть тему и идею стихотворения;
- учить читать вдумчиво, формировать технику чтения;
- вооружить приёмами понимания и анализа текста;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
- воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- формирование эстетического вкуса;
- развитие речи (в том числе обогащение словаря);
- овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности).
Планируемые результаты:
Предметные результаты |
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА» | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.
Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близки моему состоянию! Как они могут взволновать всех !Отчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность , хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?
Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.
На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зиме.На доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою.»
Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем , включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты , композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.
Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…
Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот .
Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:
Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»
-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?
Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты- художественные определения.)
-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)
Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение. Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце- золотое кольцо). Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.
-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.
Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.
Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.
Сообщаю, что автор этого произведения – Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным. Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.
Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.
-Вас ничего не удивляет? ( Светло – пушистая – такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).
-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)
-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)
-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет . Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!
Чтения второй и третий строф:
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.
-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).
-Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)
Не менее интересны следующие строфы:
Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается
Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
-Какие мысли кажутся вам странными?
-Как понимаете выражение «Светло качается»?
Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:
Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.
-О чем говорится в ней?
Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!
-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.
-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация создаёт зрительные образы стихотворения К.Бальмонта “Дрёма”, посвящённое теме Родины.
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.
Данная презентация преставляет собой иллюстративный материал к анализу стихотворения Константина Бальмонта ” Ступени”. Зрительный ряд способствует более глубокому погружению в смысловое содержание сти.
При изучении стихотворения К. Бальмонта “Снежинка” необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства; вводи.
Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ.
Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле.
Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта “Снежинка”, на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в.
К. Д. Бальмонт “Снежинка”: анализ стихотворения
Читать: Стихотворение К. Д. Бальмонта “Снежинка”
(Иллюстрация: Сона Адалян)
Константин Дмитриевич Бальмонт считается одним из ярчайших представителей русского символизма, но начинал поэт в романтическом течении, под влиянием авторитетных в его время поэтом Надсона, позднего Тютчева и Фета. Стилевой чертой Бальмонта всегда была непринужденная легкость, воздушность строк, поэт утверждал, что записывает произведения с первого раза и не переделывает их, «вымучивая» более удачные строки. Еще одной особенностью творчества и жизни Бальмонта было его легкое созерцательное мировоззрение, с налетами то меланхолии, то оптимизма, внимание к природе и каждому её вздоху, каждому шевелению.
Блок, считающийся одним из родоначальников символизма и авторитетом в этом направлении, охарактеризовал творчество Бальмонта как «яркое и жизнеутверждающее, как весна». На самом деле, в нем была глубокая гамма оттенков – от огненности, торжества лета до осеннего сиротства и безысходности зимы.
Именно таким, легким и воздушным стихотворением, хорошо иллюстрирующим общую тенденцию творчества поэта, стало стихотворение «Снежинка», опубликованное в 1903 году и вошедшее в сборник «Только любовь».
Главная тема стихотворения
Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку – неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.
Снежинки «производит» сама природа, и они – воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку – наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:
- смелость («такая чистая, такая смелая),
- целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
- способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).
Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег – это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега – основной стилистический прием данного стихотворения.
Авторские эмоции – светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, – он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.
Структурный анализ стихотворения
Главное художественное средство, с помощью которого создается центральный образ стихотворения, – это развернутое олицетворение. Снежинка наделена человеческими качествами и способностью к чувствам, поэтому все действия, которые она совершает, укладываются в рамки олицетворения.
Композиция стихотворения кольцевая – первые строфы повторяются в финале, и этим во-первых, подчеркивается цикличность, круговорот живого в природе, во-вторых, замалчивается трагический финал жизни снежинки.
Стихотворение состоит из восьми катренов. Размер – ямб с пропуском ударения в последнем слоге (пиррихием), рифма женская, точная. Женская рифма придает особую мягкость звучащим строкам, а музыкальность им сообщает звукопись – обилие сонорных «р», «л», «н».
Палитра автора светла и направлена на создание невинного, кристально чистого образа. Стихотворение неслучайно входит в сборник «Только любовь», ведь природа – это целиком любовь и жизнь, а художник – то зеркало, которое способно поймать и отразить прекрасное явление.
Анализ стихотворения Бальмонта Снежинка
Конспект и презентация по теме Бальмонт К.Д. “Снежинка”
Викторина по творчеству Бальмонта К.Д
Лист самооценивания Закрась нужный кружок
Я умею читать выразительно стихи.
Я стараюсь читать стихи так, как читает сосед или учитель.
Я самостоятельно выполнил задание «Подбери рифму».
Мне трудно читать стихи, так как я еще читаю по слогам.
В задании «Подбери рифму» я подбирал рифмы с помощью соседа или учителя.
Я смог ответить на все вопросы викторины.
Я не успел сделать задание со всеми, так как мне трудно подбирать рифмы.
Я отвечал на вопросы викторины с помощью соседа.
Я выбрал другое задание.
Аудиозапись для физкультминутки, Чайковский «Времена года. Декабрь»
Шаблон для презентации
Константин Бальмонт (1867-1942) К.Д.Бальмонт (рис. В.Серова.1905) – презентация
9 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
10 2.Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную – На землю просится. 3.Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
11 Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) Низринуть – то же, что низвергнуть (сбросить сверху)
13 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
14 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
16 5.Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. 6. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
24 Главная идея стихотворения Передать восхищение красотой природы… Удивление, умиление, радость, любовь, любование, душевный трепет, изумление
27 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка
28 Творческое задание Синквейн «Снежинка» 1.Существительное 2.2 эпитета 3.3 глагола 4.Крылатое выражение 5. Предложение Напишите стихотворение, используя рифмы: ……………..зима ………..кутерьма …………пушинка ………..снежинка
29 Домашнее задание (на выбор) 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 1) Напишите сочинение на одну из предложенных тем «Первый снег», «Волшебница-Зима», «Какой бывает снег?» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 2)Напишите сказку «Путешествие снежинки» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» 3) Сделайте письменный анализ стихотворения К.Бальмонта «Снежинка»
30 Рефлексия Закончите одно из предложениий: 1.Сегодня на уроке мне понравилось… 2. Мне не понравилось… 3. Мне бы хотелось… 3. Мне бы хотелось…
31 Продолжи составление кластера на предложенной основе. Зима Запахи Зимы Цвет Зимы Вкус Зимы Картины Зимы Звуки Зимы
Похожие презентации
Царственное слово Роль эпитета в поэзии. Секреты эпитета Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый.
Описание Основная цель описания – дать информацию о ком-либо или о чем- либо Основной вопрос – каков предмет? Предмет описания – это то, о чем говорится.
Роль имен прилагательных в тексте Автор: Оксана Николаевна Постовалова, учитель русского языка и литературы МОУ «Пушкинская основная общеобразовательная.
Цели урока: Научить интерпретировать текст с точки зрения содержания, образных средств, формы Научить работе над словом, составляя кластер методом двойного.
Литературное чтение 2 класс Ассоциативный ряд Снег, сугроб, горка, лыжи, коньки, мороз, сосулька, снеговик, метель, вьюга, пурга.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 16 Г. БЕРЕЗНИКИ 2009 г. КОКАРЕВА В.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
МОУ «Начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск – Камчатский Учитель: Егорова Ирина Михайловна.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Урок 3. 2.Спиши слова, расставляя ударение. ДЕФИС ДРАЛАСЬ ДРЕВКО СОЗЫВ ОПТОВЫЙ СЛИВОВЫЙ БЕЗДАРЬ СТАТУЯ ИСКОСА ЖДАЛА 1. Дай.
Стихи о зиме Выполнила: ученица 1 «в» класса Горбылёва Валерия.
Kosmina Kosmina Внеклассное занятие для детей 1-6 классов с мастер-классом по изготовлению снежинки из листа.
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме:
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения К. Бальмонта «СНЕЖИНКА»
Сегодня трудно представить уроки литературы без поэзии К.Бальмонта, хотя долгое время его творчество обходили стороной.
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность Холодная высь, уходящие дали.
Поразительные стихи! В минуты какого разочарования или вдохновения написаны они! Как близки моему состоянию! Как они могут взволновать всех !Отчего «сердцу так грустно, и сердце не радо?» Что имел ввиду поэт? Откуда такая незащищенность. хрупкость? Природа в образе скорбящей матери или что-то иное?
Цели и задачи урока: Развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи, сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать не только явление природы, но и красоты слова.
На уроке используем портрет Бальмонта, репродукции картин о зиме.На доске слова для словарной работы: лазурь, низринула, лелеять; эпиграф: «Я каждый миг исполнен откровенья,/ Всегда пою.»
Звучит веселая песня о зимушке-зиме. Ученица, которая начинает урок вместе с учителем. включает проигрыватель. Настроение приподнятое. Не случайно поэты. композиторы, художники так часто обращаются к этой теме в своих произведениях.
Вот перед нами замечательные репродукции картин, а сколько песен о зиме! Так, наверное у Пастернака родились строки:
Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятенье, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака…
Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятенье: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот.
Вот так просто, но очень красиво выразил талантливый поэт свое чувство в слове. Посмотрите действительно «тянутся цветы герани за оконный переплет». И нам тоже хочется протянуть руку и поймать ту ладонь ту снежинку, о которой написал другой поэт:
Светло- пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Наизусть стихотворение Бальмонта «Снежинка»
-Какой образ вы ярко видели, слушая стихотворение? Какие слова помогли вам зрительно увидеть снежинку?
Вы правильно поняли, что снежинка белая, пушистая, красивая, блестящая. Эти слова называются эпитеты (Эпитеты- художественные определения.)
-Что значит художественное определение?(Яркое, меткое слово, помогающее лучше увидеть созданный поэтом образ.)
Повторяем, что эпитет- это троп, то есть слово, употребленное в переносном значение. Углубляем понимание различных значений на основе примеров, написанных на доске (чудесный день,- субботний день, золотое сердце- золотое кольцо). Возникает небольшая проблемная ситуация: для одних в словосочетание « снежинка белая» слово белая употреблено в прямом значение, так как это просто цвет, для других это больше чем цветовой эпитет.
-Ну, что ж поставим пока вопрос и внимательно вчитаемся в текст. Ведь бывают слова, которые в контексте произведений имеют совершенно новое значение.
Комплексный анализ стихотворения проводим по строфам.
Сначала думаем над тем, какое название дал поэт своему стихотворению и почему.
Сообщаю, что автор этого произведения – Константин Дмитриевич Бальмонт. Поэт объездил много стран. И все же когда испытывал тоску по родине: «Боже, до чего я соскучился по России. Все- таки нет ничего лучше мест тех, где вырос, думал, страдал, жил»,- писал он матери. Именно в России ему казалось все необычным, удивительным, сказочным. Многие стихи Бальмонта и написаны, как сказки.
Читаем первую строфу, называем эпитеты обозначающие цвет.
-Вас ничего не удивляет? ( Светло – пушистая – такого цвета не бывает, это признак не только цвета, но и качества).
-А что еще кажется интересным в этой строфе?( Снежинка смелая-так говорят о человеке.)
-Как называется такой прием в литературе?(Олицетворение.)
-Что значит слово «чистая»? А здесь только ли речь о том, что снежинка не грязная? (Нет. Чистая- значит светящаяся, сверкающая, светлая.) Вот сколько новых значений получило слово Бальмонта!
Чтения второй и третий строф:
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную- На землю проситься.
-К какой части речи относятся слова «проносится», «просится», «покинула», «низринула»? Что обозначают глаголы? Значит, чем отличается первая строфа от второй и третьей? Да, именно глаголы/действия помогаю понять, что начинается полет, движение. Кто может выполнять подобный действия?( Человек).
-Какое изобразительное средство, при котором не одушевленные предметы не делятся свойствами живых существ, использует автор?(Перед нами олицетворение.)
Не менее интересны следующие строфы:
Под ветром веющим. Дрожит, взметается На нем, лелеющем, Светло качается
Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
-Какие мысли кажутся вам странными?
-Как понимаете выражение «Светло качается»?
Читая седьмую строфу обращаемся к метафоре:
Но вот кончается Дорога дальняя. Земли касается Звезда хрустальная.
-О чем говорится в ней?
Читаем последнюю строфу отмечаем, что она похожа на первую: Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая! Какая белая!
-А теперь объясните значение слова «белая». Только ли цвет оно обозначает? Мы еще раз убедились, что в толковом словаре слова имеют одни значения, а поэтическом тексте они дополняются другими оттенками.
-Какова главная мысль стихотворения? Только ли чувство восхищения испытывает автор?-Удалось ли поэту передать полет снежинки от «лазури чудесной» к земле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по стихотворению К.Бальмонта “Дрема”
Презентация создаёт зрительные образы стихотворения К.Бальмонта “Дрёма”, посвящённое теме Родины.
При изучении стихотворения К. Бальмонта “Снежинка” необходимо: способствовать правильному эстетическому восприятию стихотворения; объяснять выразительную сторону словесного искусства; вводи.
Урок литературы в 11 классе. Лингвистический анализ стихотворения Д.Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени..”
Данный урок поможет учащимся в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ.
Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе.
Данный урок предполагает анализ лиричкского произведения в 5 класе.
Урок литературы в 5 классе по теме «Стихотворение К. Бальмонта « Снежинка» с использованием кейс-технологии (работа в группах)».
Цели урока:научить работать над словом, интерпретировать поэтический текст с точки зрения содержания, образных средств, формы;Задачи урока:Образовательные:обеспечить в ходе урока повторение и закрепле.
Учитель Хоменко Клара Петровна предлагает урок литературы в 5 классе по анализу стихотворения К. Бальмонта “Снежинка”, на котором сложный анализ произведения превращается в игру, вернее, в.
«Снежинка» К.Д. Бальмонта: из опыта анализа текста
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.
Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.
Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:
Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий.
Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» – построенная в форме кристалла).
Данное произведение относится к роду – лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении – это образы природы. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм. сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение.
Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску. проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».
Цвета. используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.
Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство. которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.
Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:
Какие синонимы взяты…
Просты и красивы слова,
Ведь вроде снежинка – обычна,
Но здесь и смела, и чиста.
Прочитав у Бальмонта «Снежинку»,
Захотелось стихи написать,
Как чудесная белая льдинка
Пожелала на землю попасть….
С душою сравнима, кристальна звезда,
И ведь у Бальмонта бела и чиста…
Такая душа есть не у каждого в мире,
Ведь годы прошли – мы ее загрязнили.
В младенчестве чистой считаем ее,
Поэтому снежинкой ее назовем.
Для данного анализа пользовалась определениями из книг:
1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд. испр. и доп. – М. ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательс тво «Мир и Образование»», 2008. – 976с.
Послушайте стихотворение Бальмонта Снежинка
«Снежинка» К.Д. Бальмонта: из опыта анализа текста
К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика.
Первые 10 лет жизни провел в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.
Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом.
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Снежинка» написано в 1903 году. Именно с 1900 по 1903 годы написаны те произведения поэта, которые считаются самыми лучшими стихами, которые помогли создать имя поэта.
Каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту.
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.
Летит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Попробуем разобраться, как поэту удалось создать эту хрупкую красоту. Чтобы лучше понять данный текст, для начала рассмотрим некоторые слова, которые могут вызвать затруднение при восприятии текста:
Бурною – резкий, стремительный.
Лазурную – цвет лазури, светло синий.
Веющим – дуть, обдувать дуновением.
Взметается – подниматься высоко кверху.
Лелеющем – нежить, заботливо ухаживать за кем-то.
Утешена – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе.
Звезда – геометрическая фигура, а так же предмет с треугольными выступами по окружности (в данном случае «звезда кристальная» – построенная в форме кристалла).
Данное произведение относится к роду – лирика, это пейзажная лирика. Главные образы в этом стихотворении – это образы природы. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм, сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным. При прочтении стихотворения возникает ассоциация снежинки с душой новорожденного или ребенка раннего возраста, так как дети еще не успели в своей жизни нагрешить – они чисты.
Обращает на себя внимание, что Константин Бальмонт смог увидеть снежинку в потоке снега, индивидуализировав неодушевленный предмет, используя такое выразительное средство языка как олицетворение.
Главной героиней явилась снежинка, автор смог ее оживить, представив яркий, движущийся, эмоциональный образ. Несмотря на то, что жизнь снежинки столь скоротечна, в ее жизни есть насыщенный событиями период, в котором раскрываются взаимоотношения с ветром. Ветер не только помогает снежинке достичь цели – земли, но и как бы общается с ней, играет, в то же время, защищая и успокаивая:
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Само стихотворение имеет неоднозначную эмоциональную окраску: проследив путь снежинки, читатель переживает за главную героиню, ведь вот-вот она может растаять, и улыбается, когда, достигнув цели, снежинка остается «пушистой», «смелой», «белой».
Цвета, используемые автором – светлые, теплые: «снежинка белая», «высь лазурная», «светло качается». Все это помогает читателю представить невинный, чистый, беззащитный образ.
Название стихотворного произведения «Снежинка» наталкивает на мысль о том, что Бальмонт переживал в процессе написания прекрасное чувство, которое можно соотнести (сравнить) с чувством любви.
Чтение и анализ стихотворения Бальмонта вдохновили меня написать собственные строки:
Какие синонимы взяты…
Просты и красивы слова,
Ведь вроде снежинка – обычна,
Но здесь и смела, и чиста.
Прочитав у Бальмонта «Снежинку»,
Захотелось стихи написать,
Как чудесная белая льдинка
Пожелала на землю попасть….
С душою сравнима, кристальна звезда,
И ведь у Бальмонта бела и чиста…
Такая душа есть не у каждого в мире,
Ведь годы прошли – мы ее загрязнили.
В младенчестве чистой считаем ее,
Поэтому снежинкой ее назовем.
Для данного анализа пользовалась определениями из книг:
1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М: Рольф, 2000,
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок.60 000слов и фразеологических выражений/ С. И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л. И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательс тво «Мир и Образование»», 2008. – 976с.
Конспект и презентация по теме Бальмонт К.Д. “Снежинка”
На уроке с помощью учителя дети отвечают на проблемный вопрос: ” Что такое олицетворение, метафора и сравнение?” Учитель знакомит с краткой биографией поэта. Для получения новой информации учитель использует свою презентацию, ряд интерактивных заданий в сервисе LearningApps.org.
Просмотр содержимого документа
«лист самооценивания»
Я умею читать выразительно стихи.
Я стараюсь читать стихи так, как читает сосед или учитель.
Мне трудно читать стихи, так как я еще читаю по слогам.
Я самостоятельно выполнил задание «Подбери рифму».
В задании «Подбери рифму» я подбирал рифмы с помощью соседа или учителя.
Я не успел сделать задание со всеми, так как мне трудно подбирать рифмы.
Я смог ответить на все вопросы викторины.
Я отвечал на вопросы викторины с помощью соседа.
Я выбрал другое задание.
Просмотр содержимого презентации
«Бальмонт Снежинка»
Бальмонт Константин Дмитриевич «Снежинка»
Урок литературного чтения
учитель начальных классов Климкина Е.Е.
МБОУ СОШ №11 г.Саров Нижегородской области
- Знакомство с творчеством поэта 19 – 20 века Бальмонта К.Д.
- Анализ стихотворения «Снежинка».
- Что такое эпитеты и метафора?
- Учимся читать выразительно.
- Подведение итогов.
Бальмонт Константин Дмитриевич
Бальмонт К. Д. “Снежинка”
В лучах блистающих
Средь хлопьев тающих
Но вот кончается
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Словарная работа Соедини стрелками нужные словосочетания
двигается очень быстро стремительно
когда другие тают
имеющая цвет лазури,
Отношение автора Выберите нужное слово
- восторг
- жалость
- удивление
- разочарование
- радость
- любовь
- восхищение
- равнодушие
Учимся читать выразительно
Викторина по творчеству Бальмонта К.Д
Лист самооценивания Закрась нужный кружок
Я умею читать выразительно стихи.
Я стараюсь читать стихи так, как читает сосед или учитель.
Я самостоятельно выполнил задание «Подбери рифму».
Мне трудно читать стихи, так как я еще читаю по слогам.
В задании «Подбери рифму» я подбирал рифмы с помощью соседа или учителя.
Я смог ответить на все вопросы викторины.
Я не успел сделать задание со всеми, так как мне трудно подбирать рифмы.
Я отвечал на вопросы викторины с помощью соседа.
Я выбрал другое задание.
Аудиозапись для физкультминутки, Чайковский «Времена года. Декабрь»