Анализ стихотворения Баратынского Признание

Жанр элегии в творчестве Е.А.Баратынского и А.С.Пушкина

Жанр, размер, направление

Е. Баратынский является представителем раннего романтизма в русской литературе. Это направление начало развиваться в Европе, заимствуя свою чувственность у сентиментализма. Традиция элегии развивалась в этот период весьма активно. В русской литературе Баратынский был одним из первых, кто работал в этом жанре. Его собратьями по перу были Пушкин, Жуковский, Давыдов, Лермонтов. Всех их привлекала, в том числе и элегия, с её лирическим, возвышенным содержанием. Наиболее близким сочинению Баратынского можно считать стихотворение Д. Давыдова «Романс (1834). Произведения сходны по многим мотивам и по форме, но всё же являются независимыми друг от друга.

Баратынский выбирает для «Разуверения» четырёхстопный ямб, размер, приближающий стих к естественной разговорной речи. Может быть, это и стало поводом для М. Глинки написать музыку романса, названного по первой строке произведения.

Анализ стихотворения «Разуверение»

«Разуверение» – вторая после «Признания» по популярности в исследованиях литературоведов. Она – яркий пример раскрытия темы «разочарованности» лирического героя в чувстве. Если в предыдущих элегиях герой пытался воскресить себя на пиру или новым увлечением, то здесь он уже разочаровался и в этих попытках. С самых первых строк прямо говорится о неспособности героя любить:

Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей: Разочарованному чужды Все обольщенья прежних дней! Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь, И не могу предаться вновь Раз изменившим сновиденьям! Слепой тоски моей не множь, Не заводи о прежнем слова, И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье; Забудь бывалые мечты: В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты.1

В композиции данного стихотворения даже отсутствует экспозиция. По рассматриваемой Гаспаровым схеме здесь сразу идет отказ, «а далее следует истинный ход, характеристика действительного состояния души. Здесь мы уже стоим на грани нашей схемы, на грани элегии и романса»2. Недаром композитор М. Глинка написал чудесный романс на стихи «Разуверения».

Элегия начинается с просьбы лирического героя не «искушать» его «без нужды». «Искушать» — очень красочное слово. В словаре Даля мы можем найти его значения:

«соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать лукавством; стараться совратить кого с пути блага и истины»3.

Герой способен соблазниться новой нежностью «заботливого друга», в нем способны пробудиться чувства стремления к ней, смущения, «волнения», как мы узнаем в конце. Но правильно ли будет заставлять его испытывать это волнение? Не будет ли это обманом, который совратит героя с пути истинного – пути покоя и сна? Герой уверен, что это и есть обман и что это бесполезно и не нужно. Семенко отмечает:

можно предположить, что недавнее равнодушие героини способствовало «разуверенью» поэта. 4

К героине вернулась нежность, и она хочет одарить героя ею снова. Но ему она уже больше не нужна, как он объясняет, потому что он разочаровался в «обольщеньях прежних дней». «Обольщенья» здесь – также яркое слово. Его значения в словаре:

«обманывать лестью; манить, заманивать; склонять к чему лукавыми ласками, льстиво морочить, уловлять, прельщая чем; соблазнять»3.

Обольщенья – любовь, нежности, свидания, пиры с друзьями – все это обман, и герой теперь это понимает. Его постигло общее разочарование, эта «болезнь века», о которой мы упоминали во вступлении. Вторая строфа, где герой подчеркивает свое разочарование не в любви героини, а в любви в целом, доказывает это. «Поэт усомнился не в увереньях возлюбленной, а в “увереньях” и “любви” вообще. Потому психологические понятия даны в отвлеченной от реалий форме: “нежность”, “обольщенья”, “уверенья”, “любовь”. Абсолютность отрицания усилена повторением: “не верю увереньям”»4. — утверждает Семенко. Лирический герой не можешь снова доверчиво и всецело предаться «раз изменившим сновиденьям». Его опыт не позволит ему это, а претворяться, что вновь влюблен, нет смысла. Мы не можем по-настоящему наслаждаться счастьем, любовью, когда понимаем, что это обман, иллюзия, сон, и что это не долговечно и хрупко. Как невозможно доверять человеку, который предал нас даже хотя бы один только раз, так невозможно поверить вновь чувствам, раз уже нам изменившим. Герой называет прежние обольщения «сновиденьями». Они не были реальными, а лишь иллюзиями. Глупая молодость, не знающая жизни, стремящаяся разукрасить, преобразить скучный, разумный мир вокруг, создает эти сны о любви, дружбе, счастье. Оба возлюбленных попадают в этот сон, но время рассевает его, опыт показывает истинную картину вещей. Прошлое было сновиденьем, но что же настоящее? В последних строфах лирический герой снова обращается к возлюбленной. Ее попытки все вернуть только будят в герое тоску по прошедшему. Ему жаль тех сладких сновидений, но ничего не поделаешь. Он просит героиню забыть «бывалые мечты». Уже слишком очевидно, что они не осуществятся. Кажется, что повзрослевший, опытный теперь герой видит мир трезво и понимает, что реально, а что нет. Но оказывается, что все не так:

И, друг заботливый, больного В его дремоте не тревожь! Я сплю, мне сладко усыпленье;1

Прошлое – сновиденье, настоящее – тоже дремота. Здесь снова присутствует мотив «больной души». Это состояние разочарованности – болезнь, в понимании лирического героя. Возможно, вернувшаяся нежность героини заставляет его рефлексировать, и это в том числе пробуждает волнение, усиливает тоску. Герой старается забыться, уснуть, не вспоминать прошлое. Как гамлетовское “To die, to sleep, no more”, только здесь не настоящая смерть, а смерть – разочарование, сон больной души. Герою сладко его усыпленье, потому что оно не тревожит, не волнует. Семенко заметила:

”Сон” — основа всей образной структуры “Разуверения”. “Усыпленье” последних стихов оказывается сродни “сновиденьям” первых. Эта “дремота” больного, это его спокойствие — своего рода тоже “обольщенье”, которое поэт просит пока “не тревожить”. Скептицизм его бескомпромиссен: не иллюзия ли и то, что былая возлюбленная теперь — “друг заботливый”4?

Заканчивается стихотворение приемом «неполного контраста»:

В душе моей одно волненье, А не любовь пробудишь ты.

И. Л. Альми сравнивает это волнение с волнением Онегина после прочтения письма Татьяны. Также в своем разборе этой элегии она утверждает, что

«увидев источник страданий его героя в его собственной душе, «до времени незрелой», Баратынский избавился от необходимости искать преднамеренных виновников этих страданий. Никто из действующих лиц «Разуверения» не виновен в разрыве, происходящее сильнее их»5.

Герой видит иллюзорность любви, обман счастья. Он винит сами чувства, а не героиню, хотя в то же время не пытается передать ей свое разочарование, доказать ей зыбкость ее нежности, ее мечтаний. Он просто просит забыть их. Не зря он называет ее «заботливым другом». В ней нет коварства, кокетства и лицемерия, которые традиционны для любовных элегий. Она искренна в своей вернувшейся нежности и заботе. «За ней признается возможность самых лучших чувств и побуждений»5, как говорит Альми.

От элегии веет ощущениями пустоты и смирения, которыми охвачен лирический герой. Восклицательные предложения, формирующие три первых строфы, контрастируют с содержанием так, что и не верится, что в конце стоит восклицательный знак. Видимо, герой очень хочет убедить героиню оставить его в покое. Почти все глаголы здесь употреблены с отрицательной частицей: «не искушай», «не верю», «не могу», «не множь», «не . Это подчеркивает нежелание героя пробуждаться от сна. В строчках «Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь» анафора усиливает уверенность в разочарованности героя.

Примечание:

  1. Мысль, вооруженная рифмами. изд.2е. //Поэтическая антология по истории русского стиха. Составитель В.Е.Холшевников. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1967.
  2. Гаспаров М.Л.. Три типа русской романтической элегии. Индивидуальный стиль в жанровом стиле // Контекст-1988 М., 1989.
  3. В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» 1863—1909 гг.
  4. Семенко И.М.. Поэты пушкинской поры. М.: Художественная литература, 1970.
  5. Альми И.Л. Элегии Е.А. Баратынского 1819-1824 годов // Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб.: Скифия, 2002.

Тематика и проблематика

Для Баратынского романтизм был весьма органичен. Современники отмечают в нём склонность к разочарованию, неудовлетворённость жизнью. Стихотворение пронизывают эти темы. Лирический герой пытается как бы отъединиться от внешнего мира, жестокого и несправедливого. Этого эффекта он достигает путём многократного употребления частицы «не», а в особенности анафорой в начале второго катрена «уж я не верю».

Проблематика элегии — рухнувшие мечты, которые заставляют лирического героя бежать в никуда. Единственное спасение он видел в забытье. И здесь возникает романтическое двоемирие: реальность и сон. Лишь «усыпление» способно утешить страдающее сердце.

Смысл

Идея произведения – обрести покой вне существующей, грубой действительности. Лирический герой не желает смерти, но желает пребывать во сне, где, может быть, до сих пор, как в некой параллельной реальности, и обитают былые мечты.

Нега — единственная надежда персонажа, только так он вновь обретёт жизненные силы и преодолеет свою «слепую тоску». Любовь воплотить уже невозможно, остаётся лишь воображать её, беречь воспоминание о ней в идеальном, иллюзорном мире.

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Признание» (1823; 1832–1833)

Притворной нежности не требуй от меня: Я сердца моего не скрою хлад печальной. Ты права, в нем уж нет прекрасного огня Моей любви первоначальной. Напрасно я себе на память приводил И милый образ твой, и прежние мечтанья: Безжизненны мои воспоминанья, Я клятвы дал, но дал их выше сил.

Я не пленен красавицей другою, Мечты ревнивые от сердца удали; Но годы долгие в разлуке протекли, Но в бурях жизненных развлекся я душою. Уж ты жила неверной тенью в ней; Уже к тебе взывал я редко, принужденно, И пламень мой, слабея постепенно, Собою сам погас в душе моей. Верь, жалок я один. Душа любви желает, Но я любить не буду вновь; Вновь не забудусь я: вполне упоевает Нас только первая любовь.

Грущу я; но и грусть минует, знаменуя Судьбины полную победу надо мной: Кто знает? мнением сольюся я с толпой; Подругу, без любви, кто знает? изберу я. На брак обдуманный я руку ей подам И в храме стану рядом с нею Невинной, преданной, быть может, лучшим снам, И назову ее моею, И весть к тебе придет; но не завидуй нам: Обмена тайных дум не будет между нами, Душевным прихотям мы воли не дадим: Мы не сердца под брачными венцами, Мы жребии свои соединим.

Прощай. Мы долго шли дорогою одною: Путь новый я избрал, путь новый избери; Печаль бесплодную рассудком усмири И не вступай, молю, в напрасный суд со мною. Невластны мы в самих себе И, в молодые наши леты, Даем поспешные обеты, Смешные может быть всевидящей судьбе.

«„Признание“ — совершенство. После него никогда не стану печатать своих элегий», — с досадой писал Пушкин Александру Бестужеву, прочитав в «Полярной звезде» за 1824 год новую элегию Баратынского.

В «Признании» Баратынский делал еще более уверенный — по сравнению с «Разуве­рением» — шаг от поэтической условности к психологи­ческой рефлексии, как в днев­нике или романе. Эффект особой достовер­ности придавал стихотворению настоящий антипоэтизм — упоминание о браке без любви, на который лирический герой решается сознательно:

Подругу, без любви, кто знает? изберу я. На брак обдуманный я руку ей подам И в храме стану рядом с нею Невинной, преданной, быть может, лучшим снам, И назову ее моею…

На фоне мелодраматических ожиданий жанра сильным ходом выглядит признание в равноду­шии, неспособности к чувству — и принятие этого как неизбежного, даже естественного (хотя за двадцать лет до того «русские шиллеристы», например Андрей Тургенев, не могли ни смирить­ся с этим равнодушием, ни найти язык для его внутренне убедительного описания).

Без «Признания» были бы невозможны поздней­шие парадоксальные пушкинские стихи о люб­ви — «Под небом голубым страны своей родной…», в котором запечатлено очень похожее впечатление от того, что былое страстное чувство обернулось равнодушием, и «На холмах Грузии…», в котором, наоборот, декларируется сила любовного чувства самого по себе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Пироскаф

Отрывок из фильма «Доживем до понедельника». Режиссер ‎Станислав Ростоцкий. 1968 год

Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского

“Весна, весна! как воздух чист” – это стихотворение, которое Евгений Баратынский написал по свежим весенним впечатлениям, так что каждая строка в нем как будто напоминает о свежести и возрождении природы. Краткий анализ “Весна, весна! как воздух чист” по плану может использоваться как основной или дополнительный материал на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весна, весна!.

История создания – стихотворение написано поэтом весной 1832 года. Основой для него послужили личные впечатления.

Тема – радость от пробуждения природы в весеннее время.

Композиция – композиция в стихотворении развивается последовательно.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – классический четырехстопный ямб.

Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.

Метафоры“небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

История создания

Промежуток между 1831 и 1835 годами был для Баратынского достаточно сложным в творческом плане. Поэт глубоко переживал закрытие журнала “Европеец”, издававшегося московским кружком литераторов, – настолько, что практически перестал писать и только упорядочивал те произведения, которые создал для этого. И стихотворение “Весна, весна! как воздух чист” стало одним из немногих исключений.

Предчувствие весны и обновления, охватившее его в 1832 году, стало причиной появления прекрасных поэтических строк. Однако свет они увидели только четыре года спустя – в 1836 году, когда вышел двухтомный сборник произведений поэта.

Баратынский, чьим любимым временем года была весна, находил в природе вдохновение и утешение, что помогло ему преодолеть творческий кризис, вызванный закрытием журнала.

Стихотворение очень символично, так как весна в нем рассматривается как время пробуждения не только природы, но и человеческого сердца. Лирический герой приветствует весну и радуется всему, что происходит в окружающем мире. Он восхищен и заворожен волшебными процессами, которые сопровождают пробуждение от зимнего сна.

Баратынский высказывает мысль, что в полной мере ощутить восторг от прихода этого чудесного времени года может только человек, позволивший своей душе слиться с природой. И при этом все, что говорит поэт, звучит искренне. Он рассказывает о чувствах и весеннем настроении без наигранности и пафоса. Ничего лишнего – только восторженное настроение.

Композиция

Автор последовательно развивает свою идею, показывая читателю образы, пропущенные через восприятие лирического героя. Он видит, как раскалывается лед, который поднимает неудержимая вода, наблюдает за летящими облаками и поющими жаворонками. Картина, созданная Баратынским , максимально подробна. Веста, это прекрасное время года, предстает перед читателем во всей своей полноте. Даже запахи и звуки, которые можно ощутить на весенней прогулке, переданы очень точно.

Первая и вторая строфа посвящены описанию весеннего неба, потом поэт рассказывает о весенних ручьях и роще, которая запахла жизнью И, наконец, кульминация повествование – песня жаворонка, который приветствует весну.

Основной смысл, который Баратынский вложил в произведение, изложен в последних двух четверостишиях, где поэт рассказывает о слиянии души лирического героя с природой и делает акцент на то, что это делает человека счастливым.

Композиция стиха очень проста, так что читатель может, не отвлекаясь, эмоционально погрузиться в произведение, почувствовать все то, что в нем описывается. Человек каждый год может видеть настоящее чудо перерождения – и это действительно прекрасно.

Будучи классическим образцом пейзажной лирики, оно содержит в себе элементы рассуждения. Поэт рассказывает о том, что характерно для весенней поры в природе, и в то же время описывает состояние человека, который действительно к ней близок.

Чтобы воспринимать произведение было еще легче, Баратынский использует четырехстопный ямб. Перекрестная рифма также упрощает форму, делая содержание более доступным.

Средства выразительности

В произведении использованы разнообразные художественные средства, которые помогают сделать его более живым и ярким с одной стороны, и играют роль “красок” при создании словесной картины с другой:

  • Эпитеты – “живая лазурь”, “солнечные лучи”, “торжествующий хребет”, “ветхий лист”, “заздравный гимн”.
  • Метафоры – “небосклон слепит очи”, “летают облака”, “шумят ручьи”.

Но атмосфера передается не только классическими выразительными средства – Баратынский использует также средства синтаксические – многочисленные восклицательные знаки, без которых не обходится буквально ни одна строфа.Таким образом поэт задает всему стихотворению восторженный тон и передает настроение лирического героя.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

17.11.2019

Баратынский Е. “Весна, весна! Как воздух чист!”

Главные герои стихотворения “Весна, весна!” и их характеристика

  1. Душа поэта. Ликующая и радостная, восторженная, забывшая о заботах.

План пересказа стихотворения “Весна, весна!”

  1. Чистый воздух и лазурь
  2. Высокие облака
  3. Ручьи и река
  4. Голые деревья и листва
  5. Песня жаворонка
  6. Душа – птичка
  7. Радостный пир
  8. Счастье забвения

Главная мысль стихотворения “Весна, весна!”
Весной оживает не только природа, но и душа человека.

Чему учит стихотворение “Весна, весна!”
Стихотворение учит радоваться жизни, радоваться красоте природы, радоваться приходу весны. Учит забывать о тревогах и заботах, учит беззаботно веселиться.

Отзыв на стихотворение “Весна, весна!”
Мне понравилось это стихотворение, потому что в нем поэт не просто показал чудесное пробуждение природы весной, но и объяснил, что человек должен радоваться жизни. Поэт говорит, что красота природы, чувство единения с ней, заставляют человека забыть про свои беды и вновь научиться наслаждаться жизнью.

Анализ стихотворения “Весна, весна!”
Стихотворение “Весна, весна!” написано Евгением Баратынским в 1832 году.
По жанру это лирическая, пейзажная зарисовка, близкая по стилю к оде. В центре сюжета восхищение поэта наступившей весной. Закончилась темная зима, все блестит и сверкает, шумит и поет. И душа человека оживает вместе с природой.
Стихотворение состоит из восьми четверостиший.
Размер стихотворения – ямб, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Весна, весна!”
Эпитеты: солнечным лучам, торжествующем хребте, ветхий лист, незримый жаворонок, заздравный гимн.
Метафоры: лазурию живой, на крыльях ветерка, древа обнажены, поет гимн, душа журчит, летает, ликует.
Олицетворения: небосклон слепит очи, ласкаясь облака, шумят ручьи, взревев река,
Перифраз: дочь стихий, забвенье мысли.
Гипербола: под солнце взвился.
Анафора: Весна, весна!

Пословицы к стихотворению “Весна, весна!”
Матушка весна, всем красна!
Пришла весна, так уж не до сна.
От радости и старики молодеют.
Сколько проталинок, столько и жаворонков.
Голова седая, а душа всегда молодая.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Весна, весна!”
Весна. Воздух чист и небо ясно. Оно слепит очи поэта лазурью.
Весна. Высоко в небе летают облака, ласкаясь к солнечным лучам.
Всюду шумят и блестят ручьи, а река несет поднятый лед.
Деревья еще голые, но листья на земле душистые и шуршащие.
В яркой вышине жаворонок поет гимн весне.
И душа поэта бежит с ручьями и поет с птичкой.
Поэт удивляется, что его душа так радуется весне и словно пирует вместе со стихией.
Поэт говорит, что счастлив тот, кто в радости забывает о нуждах.

Читать стихотворение “Весна, весна! Как воздух чист”
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Анализ стихотворения весна весна как воздух чист

u0412u0435u0441u043du0430, u0432u0435u0441u043du0430! u043au0430u043a u0432u043eu0437u0434u0443u0445 u0447u0438u0441u0442!
u041au0430u043a u044fu0441u0435u043d u043du0435u0431u043eu0441u043au043bu043eu043d!
u0421u0432u043eu0435u0439 u043bu0430u0437u0443u0440u0438u044e u0436u0438u0432u043eu0439
u0421u043bu0435u043fu0438u0442 u043cu043du0435 u043eu0447u0438 u043eu043d.

u0412u0435u0441u043du0430, u0432u0435u0441u043du0430! u043au0430u043a u0432u044bu0441u043eu043au043e
u041du0430 u043au0440u044bu043bu044cu044fu0445 u0432u0435u0442u0435u0440u043au0430,
u041bu0430u0441u043au0430u044fu0441u044c u043a u0441u043eu043bu043du0435u0447u043du044bu043c u043bu0443u0447u0430u043c,
u041bu0435u0442u0430u044eu0442 u043eu0431u043bu0430u043au0430!

u0428u0443u043cu044fu0442 u0440u0443u0447u044cu0438! u0431u043bu0435u0441u0442u044fu0442 u0440u0443u0447u044cu0438!
u0412u0437u0440u0435u0432u0435u0432, u0440u0435u043au0430 u043du0435u0441u0435u0442
u041du0430 u0442u043eu0440u0436u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0449u0435u043c u0445u0440u0435u0431u0442u0435
u041fu043eu0434u043du044fu0442u044bu0439 u0435u044e u043bu0435u0434!

u0415u0449u0435 u0434u0440u0435u0432u0430 u043eu0431u043du0430u0436u0435u043du044b,
u041du043e u0432 u0440u043eu0449u0435 u0432u0435u0442u0445u0438u0439 u043bu0438u0441u0442,
u041au0430u043a u043fu0440u0435u0436u0434u0435, u043fu043eu0434 u043cu043eu0435u0439 u043du043eu0433u043eu0439
u0418 u0448u0443u043cu0435u043d u0438 u0434u0443u0448u0438u0441u0442.

u041fu043eu0434 u0441u043eu043bu043du0446u0435 u0441u0430u043cu043eu0435 u0432u0437u0432u0438u043bu0441u044f
u0418 u0432 u044fu0440u043au043eu0439 u0432u044bu0448u0438u043du0435
u041du0435u0437u0440u0438u043cu044bu0439 u0436u0430u0432u0440u043eu043du043eu043a u043fu043eu0435u0442
u0417u0430u0437u0434u0440u0430u0432u043du044bu0439 u0433u0438u043cu043d u0432u0435u0441u043du0435.

u0427u0442u043e u0441 u043du0435u044e, u0447u0442u043e u0441 u043cu043eu0435u0439 u0434u0443u0448u043eu0439?
u0421 u0440u0443u0447u044cu0435u043c u043eu043du0430 u0440u0443u0447u0435u0439
u0418 u0441 u043fu0442u0438u0447u043au043eu0439 u043fu0442u0438u0447u043au0430! u0441 u043du0438u043c u0436u0443u0440u0447u0438u0442,
u041bu0435u0442u0430u0435u0442 u0432 u043du0435u0431u0435 u0441 u043du0435u0439!

u0417u0430u0447u0435u043c u0442u0430u043a u0440u0430u0434u0443u0435u0442 u0435u0435
u0418 u0441u043eu043bu043du0446u0435 u0438 u0432u0435u0441u043du0430!
u041bu0438u043au0443u0435u0442 u043bu0438, u043au0430u043a u0434u043eu0447u044c u0441u0442u0438u0445u0438u0439,
u041du0430 u043fu0438u0440u0435 u0438u0445 u043eu043du0430?

u0427u0442u043e u043du0443u0436u0434u044b! u0441u0447u0430u0441u0442u043bu0438u0432, u043au0442u043e u043du0430 u043du0435u043c
u0417u0430u0431u0432u0435u043du044cu0435 u043cu044bu0441u043bu0438 u043fu044cu0435u0442,
u041au043eu0433u043e u0434u0430u043bu0451u043au043e u043eu0442 u043du0435u0435
u041eu043d, u0434u0438u0432u043du044bu0439, u0443u043du0435u0441u0435u0442!

u0413u043bu0430u0432u043du0430u044f u0442u0435u043cu0430 -u043fu0440u0438u0445u043eu0434 u0432u0435u0441u043du044b,u0433u0438u043cu043d u043fu0440u043eu0431u0443u0436u0434u0435u043du0438u044e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b.
u041eu0441u043du043eu0432u043du0430u044f u043cu044bu0441u043bu044c- u043fu043eu043au0430u0437u0430u0442u044c u043au0440u0430u0441u043eu0442u0443 u0440u043eu0434u043du043eu0439 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b,u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u0442u044c u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044f..
u041fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0430u0442u0438u043au0430 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f -u0432u043eu0441u0445u0438u0449u0435u043du0438u0435 u0430u0432u0442u043eu0440u0430 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u043eu0439,u043fu043eu043bu0451u0442 u0434u0443u0448u0438 u0438 u0432u0434u043eu0445u043du043eu0432u0435u043du0438u0435.
u0418u0434u0435u044f u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f -u0432u043eu0441u043fu0435u0442u044c u0440u043eu0434u043du0443u044e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0443,u043au0440u0430u0441u043eu0442u0443 u0438 u0433u0430u0440u043cu043eu043du0438u044e.u0412u0435u0441u043du0430,u043du0430u0447u0430u043bu043e u0436u0438u0437u043du0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 ,u043au0430u043a u0438 u043fu0440u043eu0431u0443u0436u0434u0435u043du0438u0435 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b.
u0413u043bu0430u0432u043du044bu0435 u0433u0435u0440u043eu0438 -u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0430 u0438 u0430u0432u0442u043eu0440,u0435u0433u043e u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430..
u041eu0441u043du043eu0432u0430 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f: u0447u0451u0442u043au0438u0439 u0440u0438u0442u043c u0441u043eu0437u0434u0430u0451u0442 u043du0435u0438u0437u0431u0435u0436u043du043eu0441u0442u044c u043du0430u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u044f u0432u0435u0441u043du044b,u0447u0443u0434u043e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b.
u0425u0443u0434u043eu0436u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu0435 u0441u0440u0435u0434u0441u0442u0432u0430 u0432u044bu0440u0430u0437u0438u0442u0435u043bu044cu043du043eu0441u0442u0438:
u0421u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du043e u0441 u0432u0434u043eu0445u043du043eu0432u0435u043du0438u0435u043c,u0432u043eu0441u0442u043eu0440u0433u043eu043c,u0430u0432u0442u043eu0440 u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0451u0442 u043du0430u0441u0442u0440u043eu0435u043du0438u0435 u0442u043eu0440u0436u0435u0441u0442u0432u0430 .
u0412u043eu0441u043au043bu0438u0446u0430u043du0438u044f:u0441 u043fu043eu043cu043eu0449u044cu044e u0432u043eu0441u043au043bu0438u0446u0430u0442u0435u043bu044cu043du044bu0445 u0437u043du0430u043au043eu0432,u0430u0432u0442u043eu0440 u0443u0442u0432u0435u0440u0436u0434u0430u0435u0442 u043fu0440u0438u0445u043eu0434 u0432u0435u0441u043du044b,u043fu043eu043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u043du0435u0438u0437u0431u0435u0436u043du043eu0441u0442u044c u0441u043cu0435u043du044b u0432u0440u0435u043cu0451u043d u0433u043eu0434u0430 u0438 u043fu0440u043eu0431u0443u0436u0434u0435u043du0438u044f.
u0414u0438u043du0430u043cu0438u043au0430 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f: u0431u0443u0440u044f u0447u0443u0432u0441u0442u0432,u043fu043e u043du0430u0440u0430u0441u0442u0430u044eu0449u0435u0439 u0440u0430u0437u0432u0438u0442u0438u0435 u0441u044eu0436u0435u0442u0430.
u042fu0437u044bu043a u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f: u0432u043eu0441u0442u043eu0440u0433u00a0 u043fu0435u0440u0435u0434u0430u043d u0432u043eu0437u0432u044bu0448u0435u043du043du044bu043cu0438 u0444u0440u0430u0437u0430u043cu0438 u0438 u0441u043bu043eu0432u0430u043cu0438.
u042du043fu0438u0442u0435u0442u044b :”u043au0430u043a u0432u043eu0437u0434u0443u0445 u0447u0438u0441u0442!”,”u041au0430u043a u044fu0441u0435u043d u043du0435u0431u043eu0441u043au043bu043eu043d!”,”u043du0430 u043au0440u044bu043bu044cu044fu0445 u0432u0435u0442u0435u0440u043au0430″,”u0432u0435u0442u0445u0438u0439 u043bu0438u0441u0442″,”u00a0u0434u043eu0447u044c u0441u0442u0438u0445u0438u0439″.
u0421u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u044f :u043fu0440u044fu043cu044bu0445 u0441u0440u0430u0432u043du0435u043du0438u0439 u043du0435u0442,u0434u0443u0448u0430 u0441u043bu0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u0441 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u043eu0439.
“u0447u0442u043e u0441 u043cu043eu0435u0439 u0434u0443u0448u043eu0439?
u0421 u0440u0443u0447u044cu0435u043c u043eu043du0430 u0440u0443u0447u0435u0439
u0418 u0441 u043fu0442u0438u0447u043au043eu0439 u043fu0442u0438u0447u043au0430! u0441 u043du0438u043c u0436u0443u0440u0447u0438u0442,
u041bu0435u0442u0430u0435u0442 u0432 u043du0435u0431u0435 u0441 u043du0435u0439″.
u041cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u044b:” u041bu0430u0441u043au0430u044fu0441u044c u043a u0441u043eu043bu043du0435u0447u043du044bu043c u043bu0443u0447u0430u043c,”u041du0430 u0442u043eu0440u0436u0435u0441u0442u0432u0443u044eu0449u0435u043c u0445u0440u0435u0431u0442u0435″,”u0418 u0448u0443u043cu0435u043d u0438 u0434u0443u0448u0438u0441u0442″,”u0417u0430u0437u0434u0440u0430u0432u043du044bu0439 u0433u0438u043cu043d u0432u0435u0441u043du0435″,”u0417u0430u0431u0432u0435u043du044cu0435 u043cu044bu0441u043bu0438 u043fu044cu0435u0442″.
u041eu043bu0438u0446u0435u0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0435:” u041du0435u0431u043eu0441u043au043bu043eu043d-u0441u043bu0435u043fu0438u0442 u043cu043du0435 u043eu0447u0438 u043eu043d”,”u043bu0435u0442u0430u044eu0442 u043eu0431u043bu0430u043au0430″,u0428u0443u043cu044fu0442 u0440u0443u0447u044cu0438! u0431u043bu0435u0441u0442u044fu0442 u0440u0443u0447u044cu0438!u0412u0437u0440u0435u0432u0435u0432, u0440u0435u043au0430 u043du0435u0441u0435u0442″
u0420u0430u0437u043cu0435u0440 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f: u0447u0435u0440u0435u0434u043eu0432u0430u043du0438u0435 3-u0445 u0441u0442u043eu043fu043du043eu0433u043e u0441u00a0 4-u0445 u0441u0442u043eu043fu043du044bu043cu00a0u044fu043cu0431u043eu043c, 26 u0441u0442u043eu043f u0432 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438.
u0420u0438u0444u043cu0430 :u043fu0435u0440u0435u043au0440u0451u0441u0442u043du0430u044f,u043cu0443u0436u0441u043au0430u044f.”>]” data-test=”answer-box-list”>

Анализ стихотворения Баратынского “Весна ,весна !”

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Главная тема-приход весны,гимн пробуждению природы.
Основная мысль-показать красоту родной природы,очаровать читателя..
Проблематика стихотворения-восхищение автора природой,полёт души и вдохновение.
Идея стихотворения-воспеть родную природу,красоту и гармонию.Весна,начало жизни человека ,как и пробуждение природы.
Главные герои-природа и автор,его чувства..
Основа стихотворения: чёткий ритм создаёт неизбежность наступления весны,чудо природы.
Художественные средства выразительности:
Стихотворение написано с вдохновением,восторгом,автор передаёт настроение торжества .
Восклицания:с помощью восклицательных знаков,автор утверждает приход весны,показывает неизбежность смены времён года и пробуждения.
Динамика стихотворения: буря чувств,по нарастающей развитие сюжета.
Язык стихотворения:восторг передан возвышенными фразами и словами.
Эпитеты:”как воздух чист!”,”Как ясен небосклон!”,”на крыльях ветерка”,”ветхий лист”,” дочь стихий”.
Сравнения:прямых сравнений нет,душа сливается с природой.
“что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней”.
Метафоры:”Ласкаясь к солнечным лучам,”На торжествующем хребте”,”И шумен и душист”,”Заздравный гимн весне”,”Забвенье мысли пьет”.
Олицетворение:”Небосклон-слепит мне очи он”,”летают облака”,Шумят ручьи! блестят ручьи!Взревев, река несет”
Размер стихотворения:чередование 3-х стопного с 4-х стопным ямбом, 26 стоп в стихотворении.
Рифма:перекрёстная,мужская.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Разуверение

Разлука

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже.
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки…
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе…

И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: — Потерпим малость,
Десять дней еще осталось…

И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Анализ стихотворения «Разлука» Барто

Для дара Агнии Львовны Барто не составляло труда соединить в одном произведении иронию и щемящую трогательную ноту. Примером подобной лирики является стихотворение «Разлука».

Стихотворение опубликовано в 1978 году. Несколько лет назад пожилая поэтесса перестала быть ведущей проекта по поиску пропавших в войну детей. Впереди книга мемуаров и мирная старость в семейном кругу. По жанру – поэтический рассказ, по размеру – четырехстопный хорей со смежной и перекрестной рифмой, 9 строф. Рифмы открытые и закрытые. Композиция кольцевая, «гаммы» первой строки завершают все стихотворение. Лирический герой – мальчик, ученик начальной школы. Столько неинтересных вещей он делает для мамы: играю гаммы, математику учу, хожу к врачу. Пришлось выполнять и ее глупый запрет на купание в холодной речке после болезни. «Только мы теперь в разлуке»: мама в двухнедельной рабочей командировке в городе Прилуки Черниговской области. Казалось бы, свобода! Но мальчик, и даже папа, все время смотрят на календарь, ожидая возвращения строгой мамы. Она, олицетворяющая порядок, тепло, внимание, оказывается, очень-очень им нужна. Либеральный папа, забыв наставления супруги, позволяет сыну всласть смотреть телевизор. Но отвлечься не удалось, мальчику напомнила о разлуке с мамой «артистка в маминой прическе».

Вся жизнь в этом уютном доме словно остановилась. Нервничает и папа, который делает вид, что читает газету. Но его выдает фраза: десять дней еще осталось. Предоставленные сами себе, они оба грустно моют руки, а маленький лирический герой отправляется в свою комнату, где, вздохнув, садится за фортепиано. Впервые не из-под палки, без напоминаний, сам. Драматизм происходящего подчеркнут названием стихотворения. Возвышенное, книжное слово «разлука» исчерпывающе описывает состояние ребенка. Он уже мысленно дает маме тысячу обещаний, среди которых, главное, конечно, слушаться. Несправедливо, что мам посылают в такие длинные командировки. Начинается стихотворение почти с бодрой интонацией, потом она сменяется восклицанием «что-то мне заняться нечем!» В финале появляются многоточия, едва ли не всхлипывания. Жизнь потеряла всякий смысл: в нашей комнате. Без мамы. Повторы: для нее, в речку, в речке. Детали придают ему большую достоверность: не просто город, а Прилуки, мама не просто уехала, а ее нет именно пятый день. Просторечное слово: лезли. Уменьшительные суффиксы: сторонку, морковки.

Несомненно воспитательное значение стихотворения А. Барто «Разлука». Однако в нем гораздо сильнее звучит осознание маленьким героем родительской любви, ценности родного дома.

Популярные темы поэтических произведений:
  • о победе
  • Роберт Бернс – Баллады
  • о песне
  • про Татьянин день
  • о мире
  • про гордость
  • о церкви
  • про настроение
  • про адмиралтейство
  • о прощении
  • о времени
  • Пушкина на французском языке
  • про Пасху
  • современных поэтов

На rostih можно читать стихи для детей и взрослых на тему «Разлука», создавать список избранного, голосовать за лучшие произведения онлайн и скачивать все тексты бесплатно.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Январь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Дек
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Агния Львовна Барто, с. 67 – 69

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.

Ответы к стр. 67 – 69

1. Прочитай стихотворение А.Л. Барто. Как автор относится к маленькой девочке? Напиши.

Помощница

У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села — с мамой посидела,
Встала — к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.

Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. А. Барто недовольна её поведением, но она её любит, называет Танюшей .

2. Вспомни стихотворения А.Л. Барто из её цикла “Игрушки”. Вставь пропущенные слова.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон
Он слонихе шлёт поклон.

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

3. Прочитай стихи А.Л. Барто “Разлука” и “В театре”. Какие чувства они у тебя вызвали? Почему?

Стихотворение “Разлука” вызывает грусть, сочувствие. Я переживаю за героя, хочу его поддержать. В стихотворении “В театре” чувства переходят от радости к грусти. Мечта девочки исполнилась – она пришла в театр, но ничего там не смогла увидеть .

4. Прочитай строки стихотворений, вставь пропущенные слова. Постарайся не заглядывать в учебник.

Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для неё, после болезни,
Не купался в речке даже.

Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.

И, наверно, по привычке
Или, может быть, от скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.
И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.

По сцене бабочка порхала
Я не видала ничего:
Я номерок везде искала
И наконец нашла его.

А.С. Пушкин, стихотворение Разлука: анализ и содержание произведения

Горесть расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.
История создания – Стих написан в 1817 году и посвящен близкому другу поэта – Кюхельбекеру.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.

Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы».

Эпитеты – «последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого».

Олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».

Содержание и техника

Как было упомянуто выше, написал Пушкин стихотворение «Разлука» (анализ которого мы уже начали) в 1817 году, когда к завершению подходила его учеба в Царскосельском лицее. За это время поэту удалось найти много верных друзей. Он был предан своим товарищам и ценил дружбу, вознося ее на пьедестал. Когда учеба подходила к концу, поэта сильно удручал факт предстоящей разлуки. Особенно расставание с Кюхельбекером, который за время учебы успел стать для Пушкина не просто другом, а почти братом. Первый вариант названия произведение так и звучал: «К Кюхельбекеру». Только спустя несколько лет, редактируя свои работы, Пушкин изменил название.

Пришло время расставания, и в последний раз все слушают его произведение. Так начинает свою работу Пушкин (стихотворение «Разлука»). Анализ этого утверждения можно подчеркнуть такими строками: «Последний раз в сени уединенья моим стихам внимает наш пенат».

Далее поэт обращается непосредственно к своему товарищу по перу и желает ему счастья, призывая познать, что есть настоящая любовь и свобода. Пушкин в роли лирического героя дает обещание хранить верность дружескому братству. Он говорит, что независимо от событий останется верным товарищам.

Чтобы выразить эмоции, поэт использует в произведении множественные метонимии, метафоры и персонификации. Само произведение создано при помощи четырехстопного ямба с чередованием охватной и перекрестной рифм.

История создания

Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.

Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».

Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.

На что обратить внимание?

При разборе каждого произведения стоит руководствоваться общепринятым планом, что поможет высветить все важные моменты, о которых хотел сказать автор, в нашем случае — А.С. Пушкин. Стихотворение «Разлука», анализ которого будем проводить, написано в 1817 году. Оценить и понять его поможет следующий план:

  1. Описание содержания. В описание содержания стоит включить информацию о создании произведения (указать первопричину, которая подвигла на написание). Также необходимо написать об основной теме, идее и жанре стихотворения.
  2. Техника написания. Рифма, ритм и стилистика – вот о чем нужно не забыть упомянуть.
  3. Образы и собственное отношение к прочитанному материалу. Если в стихотворении есть некие элементы, имеющие особое значение, необходимо их указать. Немаловажно написать о своем отношении к произведению.

Теперь анализ стихотворения Пушкина «Разлука» по плану можно легко и быстро написать. Так что приступим.

Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.

Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.

Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.

«Разлука (В последний раз, в сени уединенья…)» А.Пушкин

«Разлука» Александр Пушкин

В последний раз, в сени уединенья, Моим стихам внимает наш пенат. Лицейской жизни милый брат, Делю с тобой последние мгновенья. Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг.

Прости! Хранимый небом, Не разлучайся, милый друг, С свободою и Фебом! Узнай любовь, неведомую мне, Любовь надежд, восторгов, упоенья: И дни твои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой тишине! Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?), Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

Анализ стихотворения Пушкина «Разлука»

Поэтический текст 1817—1819 гг. относится к группе произведений, посвященных Лицею и друзьям-соученикам. Спустя 7—9 лет автор отредактировал стихотворение, поменяв его первоначальное заглавие — «Кюхельбекеру». «Милому брату» по лицейской юности посвящены и другие пушкинские творения, самое известное из которых — «К другу стихотворцу».

Для ранней лирики Пушкина характерна форма товарищеского послания. Традиционна для его поэтики и главная тема «Разлуки» — высокое понятие дружбы, духовного единства свободных личностей.

Лирический субъект стихотворения констатирует: беспечная и увлекательная «лицейская жизнь» завершается. В первых строках определение «последний»/«последние» встречается дважды, подчеркивая важность момента прощания. Настала пора разорвать тесные духовные связи, метафорически уподобленные «верному кругу». Тема поддерживается на стилистическом уровне с помощью лексической анафоры «прости».

содержит призывы и пожелания адресату. Свобода, творческая одаренность, «неведомая» лирическому «я» истинная любовь и «счастливая тишина» — перечисление жизненных благ звучит подобно заздравному тосту. Герой сообщает о своих обязательствах, давая обет верности товариществу, «святому братству». Торжественное обещание будет исполнено независимо от внешних причин, которые определяются двумя антитетическими деталями: «огнем смертной битвы» и «мирными брегами» родного ручья.

Финальное двустишие озвучивает заветный помысел героя, желающего счастья для всех друзей адресата. Комментарий в скобках апеллирует к судьбе, оставляя открытым вопрос о ее благосклонности к «молитвам» лирического «я». Герой Пушкина, наделенный редкой способностью к сопереживанию, трактует радость и успехи товарищей как свои собственные достижения. Трепетное отношение к близким людям отображено в стихотворении «Друзьям», датированном 1816 г. Здесь также звучат добрые пожелания «златых дней, златых ночей».

О разлуке, которая «ждет нас у порога», говорится в стихотворении «Товарищам». Взгляды юношей «с волненьем» устремлены в большой мир, их манит «дальний света шум». Однако этот поэтический текст демонстрирует иное настроение лирического героя: последний иронически изображает военную и статскую карьеру приятелей, а также собственное ленивое существование, свободное от честолюбивых намерений.

Композиция

Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.

Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.

В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Разлука»

12 декабря 2015

Оно было составлено в годы, когда заканчивалось обучение поэта и В. К. Кюхельбекера. Автор именно ему посвятил это произведение. Но потом название изменилось. Само произведение имеет один столбец, имеющий размер в 18 строчек.

В нем проскальзывает возвышенность, а так же грусть, потому что приходится разлучаться с лучшим другом. Но Пушкин желает ему всего хорошего, и говорит, что будет ему верен и предан. Все строки наполнены честностью и товариществом. Основная идея этого стиха заключена в том, что автор говорит о сохранении дружбы и после того, как они закончат лицей «Где б ни был я».

Автор представляется человеком лирики, в этом небольшом произведении он применяет разного рода выражений: «Моим стихам внимает наш пенат». Так он говорит о своем учебном заведении, потому что за время обучения, он стал поэту вторым домом. Очень тепло отзывается Пушкин о месте обучения.

В 1825 году перед тем, как сдать стихотворение на публикацию, поэт сделал еще небольшие исправления в художественном плане, а также немного смысл изменил. «Не разлучайся,…, С фортуной, дружеством и Фебом». Так звали из Древней Греции бога, который покровительствовал творчеству.

Поэт в этом стихотворении хотел сказать своему товарищу то, что он должен был верен тому. Что представлялось в молодые годы. Еще быть свободным, и верным своему творчеству. «Святому братству верен я», говоря так Пушкин, имеет в виду свою дружбу с Кюхельбекером.

Здесь применяется поэтом олицетворение. Поэт пишет о пожеланиях своему близкому другу. Он говорит о том, чтобы была жизнь у него безо всяких перепадов, а также счастливой. Само стихотворение было написано в такой немного лирической форме. В нем чередуются перекрестные и охватные рифмы. Произведение выполнено в лирическом мотиве. Здесь чувствуется нахлынувшая печаль, уныние и тоскливость.

Расставание неизбежно, но так не хочется. Чтобы чувства выражались сильнее Пушкин применяет в стихотворении метафоры и олицетворения. Он написал это произведение в ямбе четырехстопным. А настроение придает ему то, что происходит чередование рифм охватных и перекрестных.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Разлука»

Это стихотворение обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру и в первой редакции так и называлось — »К Кюхельбекеру», но впоследствии автор сочинение с изменил название. Написано стихотворение было в последние дни совместной жизни в лицее. Сҭихотворение состоиҭ из одной строфы в восемнадцать строк. В них звучиҭ возвышенная нота (»Прошли лета соединенья. ») В первых строках автор выражает свою печаль по поводу разлуки с милым другом, затем от чистого сердца желает Кюхельбекеру блага, а в конце заверяет его в своей преданности и верности. Вообще, стихотворение проникнуто дружбой и искренностью. Основная идея заключается в том, что автор обещает сохранить дружбу и после разлуки, после окончания Лицея: »Где б ни был я. святому братству верен я». Лирическим героем является сам автор. Пушкин в этом стихотворении использует различные метафоры: Моим стихам внимает наш пенат. »Пенатом» Пушкин называет Лицей, который стал для него вторым домом, родным для сердца местом. »Прошли лета соединенья,» — так пишет автор о годах, проведенных в стенах Лицея. Оҭделывая стихотворение весной 1825 г. перед публикацией, Пушкин, среди исправлений художественного порядка, сделал одно существенное смысловое изменение; в стихах: Не разлучайся, милый друг, С форҭуной, дружеством и Фебом — поэҭ иправил второй стих: С свободою и Фебом. Феб — древнегреческий бог-покровитель искусств. Пушкин завещает своему другу не предавать идеалов молодости, оставаться свободным и верным искусству. Святому братству верен я. Под »святым братством» поэҭ подразумевает дружбу, связывавшую Пушкина с Кюхельбекером. Также использовано олицетворение: И дни ҭвои полетом сновиденья Да пролетят в счастливой ҭишине. Автор желает своему другу спокойной и счастливой жизни. »Разлука» написана четырехстопным ямбом, перекрестные и охватные рифмы чередуюҭся.

Автор сочинения: Абдрахманова Алена

Права на сочинение «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Разлука принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Композиционное своеобразие

В построении художественного текста можно условно выделить три части. Первая — начало стиха — выражение лирическим героем сожаления о том, что очень скоро придется попрощаться с милым его сердцу человеком. Персонаж с нотками боли и тоски вспоминает то время, когда он был рядом со своими друзьями, ему грустно от того, что очень скоро эти чудесные времена навсегда уйдут в прошлое.

Вторая часть представляет собой пожелания лирического героя своему другу. Вот что кажется для него самым значимым в жизни, вот что желает он родному человеку:

  • любовь, которая ему самому пока неведома;
  • счастье;
  • свободу;
  • возможность свободно заниматься творчеством.

Наконец, третья часть стихотворения — это уверение друга в том, что клятвы, возможно, юношеские и наивные, будут соблюдены. Несмотря на то, что «союз распался», его члены продолжат общение между собой, поскольку их связывает нечто большее, чем необходимость учиться в одном классе.

Эти люди духовно едины, стали чем-то целостным, это объединение не сможет уничтожить даже вынужденное расставание. Покорившись судьбе, лирический герой, тем не менее верит в то, что встреча с другом состоится. Именно поэтому текст наполнен оптимизмом.

Агния Барто — Разлука: Стих читать онлайн бесплатно

  • Все мальчишки в речку лезли, Я один сидел на пляже. Для нее, после болезни,
  • Не купался в речке даже.
  • Для нее я мою руки, Ем какие-то морковки… Только мы теперь в разлуке. Мама в городе Прилуки,
  • Пятый день в командировке.
  • Ну, сначала я, без мамы, Отложил в сторонку гаммы, Нагляделся в телевизор
  • На вечерние программы.
  • Я сидел не слишком близко, Но в глазах пошли полоски. Там у них одна артистка
  • Ходит в маминой прическе…
  • И сегодня целый вечер Что-то мне заняться нечем!
  • У отца в руках газета, Только он витает где-то, Говорит: — Потерпим малость,
  • Десять дней еще осталось…
  • И наверно, по привычке Или, может быть, со скуки Я кладу на место спички
  • И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы В нашей комнате. Без мамы.

Анализ стихотворения «Разлука» Барто

Для дара Агнии Львовны Барто не составляло труда соединить в одном произведении иронию и щемящую трогательную ноту. Примером подобной лирики является стихотворение «Разлука».

Стихотворение опубликовано в 1978 году. Несколько лет назад пожилая поэтесса перестала быть ведущей проекта по поиску пропавших в войну детей. Впереди книга мемуаров и мирная старость в семейном кругу. По жанру – поэтический рассказ, по размеру – четырехстопный хорей со смежной и перекрестной рифмой, 9 строф. Рифмы открытые и закрытые.

Композиция кольцевая, «гаммы» первой строки завершают все стихотворение. Лирический герой – мальчик, ученик начальной школы. Столько неинтересных вещей он делает для мамы: играю гаммы, математику учу, хожу к врачу. Пришлось выполнять и ее глупый запрет на купание в холодной речке после болезни.

«Только мы теперь в разлуке»: мама в двухнедельной рабочей командировке в городе Прилуки Черниговской области. Казалось бы, свобода! Но мальчик, и даже папа, все время смотрят на календарь, ожидая возвращения строгой мамы. Она, олицетворяющая порядок, тепло, внимание, оказывается, очень-очень им нужна.

Либеральный папа, забыв наставления супруги, позволяет сыну всласть смотреть телевизор. Но отвлечься не удалось, мальчику напомнила о разлуке с мамой «артистка в маминой прическе».

Вся жизнь в этом уютном доме словно остановилась. Нервничает и папа, который делает вид, что читает газету. Но его выдает фраза: десять дней еще осталось. Предоставленные сами себе, они оба грустно моют руки, а маленький лирический герой отправляется в свою комнату, где, вздохнув, садится за фортепиано. Впервые не из-под палки, без напоминаний, сам.

Средства художественной выразительности

Эпитеты

Для более точной передач, заложенных в стихотворении смыслов, автор использует средства художественной выразительности. Пушкин применяет очень яркие эпитеты для передачи своего душевного расположения, любви и привязанности к лицейским друзьям.

Мы встречаем такие эпитеты как «милый», «верный», «хранимый», «родимого»

, все они передают чувство глубокой нежности.

Метафоры

Для иносказательности Пушкин использует метафоры, это средство также помогает в передаче чувств, только делает это более ярко.

В стихотворении встречаются следующие метафоры: «в сени уединенья», «верный круг», «внимает наш пенат», «в огне ли смертной битвы»

. Метафоры иносказательно называют одно понятие при помощи другого.

Сравнения

Еще одним, используемым Пушкиным средством художественной выразительности, является сравнение. Скрытое сравнение используется при сопоставлении лицейских товарищей с братством, а сложившиеся доверительные отношения между ними сравниваются с «верным кругом»

Стихотворение «Разлука», написанное в предчувствии тяжелого расставания пронизано у Пушкина тревогой, волнением о будущем, причем не только своем, но прежде всего о будущем товарищей, которые стали для него уже братьями. Уже пробил час разлуки, и поэт это остро чувствует.

Прочитывается между строк и чувство ностальгии, охватившее поэта, когда он писал это стихотворение. Ведь именно ностальгия по прожитым в этих стенах годам совместно с товарищами по учебе и светлая печаль об этих уходящих годах и является толчком к созданию этого стихотворения.

Ссылка на основную публикацию