Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс

Пожалуйсты помогите очень надобно. Анализ стихотворения Водопад Е.А.Баратынский

Пожалуйсты помогите очень надобно. Анализ стихотворения Водопад Е.А.Баратынский

  • Милена Малиянц
  • Литература 2019-05-13 07:18:31 72 1

Анализ стихотворения Е. А. Баратынского Водопад
(первые опыты самостоятельной интерпретации поэтического текста)

Читая стихотворение Баратынского, чувствуешь сильную картину водопада, представляешь шум падающей воды. Поэт зачарован видом водопада, стоит и с трепетом слушает мощный и протяжный вой падающей воды. Вид водопада вызывает у стихотворца восхищение, он слушает, и грудь его трепещет с каким-то вещим трепетаньем.
В конце стихотворения поэт пишет: Шуми, шуми с крутой верхушки, не умолкай, поток седой! Поэт как бы умоляет нерукотворные силы, чтоб это волшебство природы продолжало жить и веселить людей собственной красой.
Такая романтичная поэзия, описывающая красу окружающей нас природы, очень нужна. Она делает настроение и призывает бережно относиться к тому великолепному, что создано ею. Юра Лобода

Е. А. Баратынский стоял у истоков российской традиционной поэзии. Как и другие мастера художественного слова, он оставил великое поэтическое наследство.
Вот одно из его замечательных творений. В стихотворении Водопад ощущается лирическая душа стихотворца. Он зачарован водопадом, просит его не смолкать, жить постоянно, и при этом грудь его трепещет каким-то вещим трепетаньем.
Поэт великолепно знает природу, любит ее и может донести до читателя ее внутреннюю гармонию, а иногда и мятежность: Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.
Картина ревущего водопада достигается с подмогою сочетания шипящих согласных: ш щ ч ч ч ж ш. Мы ясно слышим и звуки быстро падающей воды, и свист ветра, чувствуем мощь естественной стихии. Кажется, мятежные души стихотворца и водопада слились воедино, и это не может не восхищать нас. Саша Хейсина

Это стихотворение поэт посвятил водопаду. В нем он выражает свои чувства, переживания при виде открывшейся удивительной картины.
Для стихотворца нет ничего великолепней, чем шум водопада. Под звуки падающей воды он грезит и не желает, чтоб поток смолкал: Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седоватый!
Поэт так поражен красой водопада, что не знает, как выразить все свои чувства в одном стихотворении. Он хочет, чтоб все знали, как великолепен водопад. И поток седоватый не поэтому, что аква стихия постоянна, желая и это правильно, но и цвет бурлящей, стремительно падающей воды это цвет седины. Гармония природы поражает поэта:
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежно соглашен.
Баратынский относится к водопаду, как к другу. Погрузившись в его красота и мощь, поэт запамятывает обо всем на свете и желает слиться с ним душой. Он разумеет водопад без слов, ведет с ним скрытый диалог: Для чего трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Наверняка, редко кому удается испытывать такие чувства при виде водопада. А может, не всем удается выразить их словами, как это удалось Баратынскому? Ксюша Зацепина

В стихотворении Водопад Баратынский выражает свое осознание стихии. Он желает, чтоб поток седоватый продолжал течь, невзирая ни на что: Шуми, шуми, с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт указывает нам, что шум падающей воды и отзыв равнины могут быть одним целым, и это постоянная музыка: Объединяй протяжный вой
С протяжным отзывом равнины.
Северный ветер качает скрипучую ель. Возможно, она ровесница водопада: Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрипучей.
А в строчках И с непогодою ревучей твой рев мятежный соглашен Баратынский выразил глубокую идея: водопад неуправляемое стихийное творение, устремляющееся к воле.
Поэт пробует разобраться в для себя: почему он слушает шум водопада с таким сумасшедшим ожиданьем, почему открывшаяся картина принуждает трепетать его грудь? Но во всех его строках восхищение силой и силою водной стихии: Как зачарованный стою
Над дымной пропастью твоею.
И, мнится, сердечком разумею
Речь безглагольную твою.
Стихотворцу кажется, что он вправду сердечком разумеет молчаливую речь водопада, чувствует то, о чем тот шумит мятежно. Душой и сердечком он вкупе с водопадом и полагается на вековое продолжение жизни первозданной стихии. Женя Используя примеры, без помощи других интерпретируйте текст стихотворения Цветаевой “Рябину рубили зорькою”

Шуми с крутой вершины не. «Водопад» (Баратынский): история создания, анализ. Послушайте стихотворение Баратынского Водопад

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

Анализ стихотворения Баратынского «Водопад»

Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского. Суровой красотой пейзажа очарован герой-«певец» стихотворения « »: он с восхищением созерцает «грозные, вечные скалы», «дремучий бор» и необъятный морской простор, сливающийся с небом. Душа романтика взывает к героям древних преданий, «сынам могучих скал», когда-то населявших северную землю.

Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к «потоку седому». Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной. Формула «Шуми, шуми, о водопад!» встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига. Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.

Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется «протяжный вой» северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику «отзыв долины». Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле «Я слышу».

Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях «безумное ожидание» и «вещее трепетание».

Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой «дымная бездна». Лирическое «я» считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет «очарованный». Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы. Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: «сердцем разумею» и «речь безглагольную».

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) – неоцененный современниками яркий русский поэт. К раннему периоду его творчества относится стихотворение «Водопад». Баратынский в это время создает элегические стихотворения, наполненные романтикой.

Краткие сведения о поэте

Евгений Баратынский происходил из знатного рода обрусевших польских шляхтичей. Он родился в поместье Вяжля Тамбовской губернии. Его детство проходило неподалеку, в усадьбе Мара. В обучение ребенка входили французский и итальянский языки. Позже, учась в Пажеском корпусе, он прибавит к ним немецкий. Мальчик мечтал о воинской службе, но одна детская шалость, в которой он участвовал, начитавшись Шиллера, привела его с друзьями к краже. Десятилетний Баратынский был исключен из корпуса и мог стать только солдатом. Он начал писать меланхоличные стихотворения, будучи в обществе изгоем.

В 19 лет Е. Баратынский начал служить рядовым. В том же году он знакомится с А. Пушкиным, А. Дельвигом, В Кюхельбекером, . Гнедичем. В 1820 году его полк направляют в Финляндию. Там и будет написано интересующее нас лирическое стихотворение «Водопад». Баратынский в этот период начинает печататься, и его имя становится известным.

История создания «Водопада»

Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой в восемь метров и мрачным ущельем. Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой. Также Баратынский посетил водопад Иматра.

Этот бурлящий поток окаймляют с седыми валунами. Возможно, это шумное и величественное падение воды и привело к созданию в 1821 г. маленького шедевра – «Водопад». Баратынский как истинный поэт не мог пройти мимо, не отразив в своем творчестве необыкновенного явления природы.

Общая тема стихотворения

Юноша, стоя, видимо, на вершине, впервые увидел угрюмый и таинственный пейзаж, который под порывами аквилона качает могучие ели. Уточним, что аквилон – это очень сильный северный ветер. Он быстр, как полет орла.

Это грозное божество природы римляне представляли примерно так, как показано на фотографии выше. Он принес ревущую непогоду и созвучен шуму мощного водного потока. Рев, который издает водопад, Баратынский слушает с трепетом и стоит, очарованный кипящими струями дикой стихии. Он пытается сердцем прочувствовать, что вещает бурлящее падение воды, покрытое седой дымкой брызг. Наблюдает за этой колдовской притягательной силой, за этим неуправляемым необузданным творением Е. А. Баратынский. Водопад живет своей непонятной жизнью, которая находится в гармонии с окружающим миром.

Образы стихотворения

Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию – «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания. Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность.

Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной». Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать.

Лексические средства поэта

Стихотворение написано размеренным ямбом с кольцевой рифмой. Для современного читателя архаизмом звучит и упоминание об аквилоне, и сочетание «елию скрыпучей», которую он качает. Но, возможно, и у современников поэта они вызывали чувство вечности и первозданности природы.

Аллитерации, которые использованы, позволяют услышать шумящий поток с первой же строфы. На нее приходится три «ш». Далее будут многократно повторяться «ж», «щ» и снова «ш», усиливая первое впечатление. Четырежды подряд повторенное «ю» – это ассонанс. Он позволяет точнее передать льющуюся непрерывным потоком водную массу.

Образ лирического героя

Он показывает потребность человека понять, в чем заключена чарующая мощь, которая создана нерукотворно. Состояние души героя нетерпеливо ждет открытия тайн. В этом состоит его «безумное ожидание». Он весь трепещет.

И через оксюморон (лирический герой «сердцем разумеет», а разум принадлежит голове) нам показывают, что перед героем открылась неведомая прежде тайна: он должен найти свое место в мироздании. Вот тут мы сталкиваемся с философским началом поэта. Минуты близости человека и Вселенной открывает читателю стихотворение «Водопад». Баратынский начинает постигать смыл своего бытия. И позже певец в своих произведениях будет раздумывать над жизнью. В своем раннем произведении чувства (восторг, радость, трепет, ожидание), вызванные природой, показал Баратынский. «Водопад» (анализ которого завершен), только положил начало философской лирике и элегическим размышлениям поэта.

Дослужившись до чина офицера, Е. А. Барытынский выйдет в отставку, женится и, понятый только узким кругом друзей, уедет за границу. В Неаполе он скоропостижно скончается, но будет похоронен в родной земле, в Петербурге. Пресса это печальное событие не освещала.

Евгений Абрамович Баратынский

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского. Суровой красотой пейзажа очарован герой-«певец» стихотворения «Финляндия»: он с восхищением созерцает «грозные, вечные скалы», «дремучий бор» и необъятный морской простор, сливающийся с небом. Душа романтика взывает к героям древних преданий, «сынам могучих скал», когда-то населявших северную землю.

Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к «потоку седому». Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной. Формула «Шуми, шуми, о водопад!» встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига. Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.

Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется «протяжный вой» северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику «отзыв долины». Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле «Я слышу».

Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях «безумное ожидание» и «вещее трепетание».

Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой «дымная бездна». Лирическое «я» считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет «очарованный». Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы. Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: «сердцем разумею» и «речь безглагольную».

Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.

Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нём понимаю… Просто оно очень старое. Но энергия этого самого водопада чувствуется!

Поэт сам кричит водопаду: «Шуми-шуми!» А он и так шумит и шумит всегда. И уже давно, ведь поток уже седой, то есть старый.

Падает он с крутой вершины. И долины эхо разносят. Так и видишь красивую картину! Водопад это круто, но опасно.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Разуверение

Ещё и погода плохая. Буря ревёт в тот момент, ревёт и водопад.

Поэт сам себя спрашивает, зачем он прислушивается к этому рёву. Наверное, боится. Я тоже, например, боюсь грозы. Но поэт не признаётся в этом, он говорит, что ему кажется – он понимает речь водопада. Стоит на бездной с брызгами и слушает, что же водопад ему рассказывает. И не просто так головой понимает, а сердцем слышит. Что может рассказывать водопад? Не говорится.

В конце опять те же строки. Поэт решил повториться, но это ему можно простить. Оно как будто замыкает большое стихотворение. Немного похоже на припев.

Стихотворение состоит из нескольких четверостиший. Звучит оно чуть-чуть похоже на марш или другую песню, то есть вполне ритмично.

Это бодрое и красивое стихотворение. Я повторюсь, что из него можно было бы сделать очень красивую песню

Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

Водопад – отнюдь не безобидное природное создание, но его мощь и рев восхищают юношу. Жизнь водопада гармонична со всем окружающим миром. Наблюдая большие водяные массы поэт восклицает о том, чтобы водопад шумел и не умолкал никогда, так как в этом его подлинное величие и предназначение.

А звуки, издаваемые водопадом, похожи на вой, чем ассоциируют его с живым существом.

Анализ стихотворения Водопад по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского

Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля

Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета

Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Водопад»
(первые опыты самостоятельной интерпретации поэтического текста)

Читая стихотворение Баратынского, ощущаешь мощную картину водопада, представляешь шум падающей воды. Поэт очарован видом водопада, стоит и с трепетом слушает мощный и протяжный вой падающей воды. Вид водопада вызывает у поэта восхищение, он слушает, и «грудь его трепещет с каким-то вещим трепетаньем».
В конце стихотворения поэт пишет: «Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, поток седой!» Поэт как бы умоляет нерукотворные силы, чтобы это чудо природы продолжало жить и радовать людей своей красотой.
Такая романтическая поэзия, описывающая красоту окружающей нас природы, очень нужна. Она создает настроение и призывает бережно относиться к тому прекрасному, что создано ею. Юра Лобода

Е. А. Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Как и другие мастера художественного слова, он оставил большое поэтическое наследство.
Вот одно из его замечательных творений. В стихотворении «Водопад» чувствуется лирическая душа поэта. Он очарован водопадом, просит его не умолкать, жить вечно, и при этом «грудь его трепещет каким-то вещим трепетаньем».
Поэт прекрасно знает природу, любит ее и может донести до читателя ее внутреннюю гармонию, а порой и мятежность: Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.
Картина ревущего водопада достигается с помощью сочетания шипящих согласных: ш – щ – ч – ч – ч – ж – ш. Мы ясно слышим и звуки стремительно падающей воды, и свист ветра, ощущаем мощь природной стихии. Кажется, мятежные души поэта и водопада слились воедино, и это не может не восхищать нас. Саша Хейсина

Это стихотворение поэт посвятил водопаду. В нем он выражает свои чувства, переживания при виде открывшейся чудесной картины.
Для поэта нет ничего прекрасней, чем шум водопада. Под звуки падающей воды он мечтает и не хочет, чтобы поток умолкал: Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт настолько поражен красотой водопада, что не знает, как выразить все свои чувства в одном стихотворении. Он хочет, чтобы все знали, как прекрасен водопад. И поток «седой» не потому, что водная стихия вечна, хотя и это правильно, но и цвет бурлящей, стремительно падающей воды – это цвет седины. Гармония природы поражает поэта:
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежно соглашен.
Баратынский относится к водопаду, как к другу. Погрузившись в его прелесть и мощь, поэт забывает обо всем на свете и хочет слиться с ним душой. Он понимает водопад без слов, ведет с ним скрытый диалог: Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Наверное, редко кому удается испытывать такие чувства при виде водопада. А может, не всем удается выразить их словами, как это удалось Баратынскому? Ксения Зацепина

В стихотворении «Водопад» Баратынский выражает свое понимание стихии. Он хочет, чтобы «поток седой» продолжал течь, несмотря ни на что: Шуми, шуми, с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт показывает нам, что шум падающей воды и отзыв долины могут быть одним целым, и это вечная музыка: Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
Северный ветер качает скрипучую ель. Возможно, она – ровесница водопада: Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрипучей.
А в строках «И с непогодою ревучей твой рев мятежный соглашен» Баратынский выразил глубокую мысль: водопад – неуправляемое стихийное творение, стремящееся к свободе.
Поэт пытается разобраться в себе: почему он слушает шум водопада «с таким безумным ожиданьем», почему открывшаяся картина заставляет «трепетать его грудь»? Но во всех его строчках – восхищение силой и мощью водной стихии: Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Поэту кажется, что он действительно сердцем понимает бессловесную речь водопада, чувствует то, о чем тот шумит мятежно. Душой и сердцем он вместе с водопадом и надеется на вековое продолжение жизни первозданной стихии. Женя Используя примеры, самостоятельно интерпретируйте текст стихотворения Цветаевой “Рябину рубили зорькою”

Портал для школьника. Самоподготовка

«Водопад» (Баратынский): история создания, анализ.

Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Водопад»
(первые опыты самостоятельной интерпретации поэтического текста)

Читая стихотворение Баратынского, ощущаешь мощную картину водопада, представляешь шум падающей воды. Поэт очарован видом водопада, стоит и с трепетом слушает мощный и протяжный вой падающей воды. Вид водопада вызывает у поэта восхищение, он слушает, и «грудь его трепещет с каким-то вещим трепетаньем».
В конце стихотворения поэт пишет: «Шуми, шуми с крутой вершины, не умолкай, поток седой!» Поэт как бы умоляет нерукотворные силы, чтобы это чудо природы продолжало жить и радовать людей своей красотой.
Такая романтическая поэзия, описывающая красоту окружающей нас природы, очень нужна. Она создает настроение и призывает бережно относиться к тому прекрасному, что создано ею. Юра Лобода

Е. А. Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Как и другие мастера художественного слова, он оставил большое поэтическое наследство.
Вот одно из его замечательных творений. В стихотворении «Водопад» чувствуется лирическая душа поэта. Он очарован водопадом, просит его не умолкать, жить вечно, и при этом «грудь его трепещет каким-то вещим трепетаньем».
Поэт прекрасно знает природу, любит ее и может донести до читателя ее внутреннюю гармонию, а порой и мятежность: Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежный соглашен.
Картина ревущего водопада достигается с помощью сочетания шипящих согласных: ш – щ – ч – ч – ч – ж – ш. Мы ясно слышим и звуки стремительно падающей воды, и свист ветра, ощущаем мощь природной стихии. Кажется, мятежные души поэта и водопада слились воедино, и это не может не восхищать нас. Саша Хейсина

Это стихотворение поэт посвятил водопаду. В нем он выражает свои чувства, переживания при виде открывшейся чудесной картины.
Для поэта нет ничего прекрасней, чем шум водопада. Под звуки падающей воды он мечтает и не хочет, чтобы поток умолкал: Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт настолько поражен красотой водопада, что не знает, как выразить все свои чувства в одном стихотворении. Он хочет, чтобы все знали, как прекрасен водопад. И поток «седой» не потому, что водная стихия вечна, хотя и это правильно, но и цвет бурлящей, стремительно падающей воды – это цвет седины. Гармония природы поражает поэта:
И с непогодою ревучей
Твой рев мятежно соглашен.
Баратынский относится к водопаду, как к другу. Погрузившись в его прелесть и мощь, поэт забывает обо всем на свете и хочет слиться с ним душой. Он понимает водопад без слов, ведет с ним скрытый диалог: Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?
Наверное, редко кому удается испытывать такие чувства при виде водопада. А может, не всем удается выразить их словами, как это удалось Баратынскому? Ксения Зацепина

В стихотворении «Водопад» Баратынский выражает свое понимание стихии. Он хочет, чтобы «поток седой» продолжал течь, несмотря ни на что: Шуми, шуми, с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Поэт показывает нам, что шум падающей воды и отзыв долины могут быть одним целым, и это вечная музыка: Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины.
Северный ветер качает скрипучую ель. Возможно, она – ровесница водопада: Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрипучей.
А в строках «И с непогодою ревучей твой рев мятежный соглашен» Баратынский выразил глубокую мысль: водопад – неуправляемое стихийное творение, стремящееся к свободе.
Поэт пытается разобраться в себе: почему он слушает шум водопада «с таким безумным ожиданьем», почему открывшаяся картина заставляет «трепетать его грудь»? Но во всех его строчках – восхищение силой и мощью водной стихии: Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.
Поэту кажется, что он действительно сердцем понимает бессловесную речь водопада, чувствует то, о чем тот шумит мятежно. Душой и сердцем он вместе с водопадом и надеется на вековое продолжение жизни первозданной стихии. Женя Используя примеры, самостоятельно интерпретируйте текст стихотворения Цветаевой “Рябину рубили зорькою”

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

Анализ стихотворения Баратынского «Водопад»

Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского. Суровой красотой пейзажа очарован герой-«певец» стихотворения « »: он с восхищением созерцает «грозные, вечные скалы», «дремучий бор» и необъятный морской простор, сливающийся с небом. Душа романтика взывает к героям древних преданий, «сынам могучих скал», когда-то населявших северную землю.

Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к «потоку седому». Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной. Формула «Шуми, шуми, о водопад!» встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига. Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.

Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется «протяжный вой» северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику «отзыв долины». Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле «Я слышу».

Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях «безумное ожидание» и «вещее трепетание».

Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой «дымная бездна». Лирическое «я» считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет «очарованный». Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы. Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: «сердцем разумею» и «речь безглагольную».

Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нём понимаю… Просто оно очень старое. Но энергия этого самого водопада чувствуется!

Поэт сам кричит водопаду: «Шуми-шуми!» А он и так шумит и шумит всегда. И уже давно, ведь поток уже седой, то есть старый.

Падает он с крутой вершины. И долины эхо разносят. Так и видишь красивую картину! Водопад это круто, но опасно.

Ещё и погода плохая. Буря ревёт в тот момент, ревёт и водопад.

Поэт сам себя спрашивает, зачем он прислушивается к этому рёву. Наверное, боится. Я тоже, например, боюсь грозы. Но поэт не признаётся в этом, он говорит, что ему кажется – он понимает речь водопада. Стоит на бездной с брызгами и слушает, что же водопад ему рассказывает. И не просто так головой понимает, а сердцем слышит. Что может рассказывать водопад? Не говорится.

В конце опять те же строки. Поэт решил повториться, но это ему можно простить. Оно как будто замыкает большое стихотворение. Немного похоже на припев.

Стихотворение состоит из нескольких четверостиший. Звучит оно чуть-чуть похоже на марш или другую песню, то есть вполне ритмично.

Это бодрое и красивое стихотворение. Я повторюсь, что из него можно было бы сделать очень красивую песню

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист

Данное стихотворение написано на тему природы. В частности оно повествует о юноше, стоящем на краю обрыва (в его образе можно угадать самого Боратынского, который на момент написания стихотворения был очень молод).

Водопад – отнюдь не безобидное природное создание, но его мощь и рев восхищают юношу. Жизнь водопада гармонична со всем окружающим миром. Наблюдая большие водяные массы поэт восклицает о том, чтобы водопад шумел и не умолкал никогда, так как в этом его подлинное величие и предназначение.

А звуки, издаваемые водопадом, похожи на вой, чем ассоциируют его с живым существом.

Анализ стихотворения Водопад по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Маяковского

Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

Анализ стихотворения Мандельштама Да, я лежу в земле, губами шевеля

Поэзия серебряного века неоднозначна. Небольшой период времени охарактеризован тремя поколения поэтов. К последнему из поколений этого века относится творчество Осипа Эмильевича Мандельштама.

Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

Бунин становится частью русской литературы, как известный и гениальный прозаик, способный работать также, как и публицист. Но достаточно мало людей задумываются о том, что он писал и в стихотворной форме

Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

Анализ стихотворения Одинокий дуб Фета

Лирика Фета нередко представляла собой смесь философии и образов природы. Вообще, для поэтов весьма характерно именно так нащупывать некоторые истины – через наблюдение за внешним пространством

Евгений Абрамович Баратынский

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединят протяжный вой
С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрыпучей,
И с непогодою ревучей
Твой рёв мятежный соглашен.

Зачем, с безумным ожиданьем,
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным отзывом долины!

Молодой поэт почти пять лет провел в Финляндии, где находился по долгу военной службы. Величественные виды северной природы, разительно отличавшиеся от родных тамбовских просторов, нашли отражение в лирике Баратынского. Суровой красотой пейзажа очарован герой-«певец» стихотворения «Финляндия»: он с восхищением созерцает «грозные, вечные скалы», «дремучий бор» и необъятный морской простор, сливающийся с небом. Душа романтика взывает к героям древних преданий, «сынам могучих скал», когда-то населявших северную землю.

Мощная стихия ниспадающей речной воды вдохновила автора к созданию знаменитой элегии, датированной 1821 г. Она открывается обращением лирического героя к «потоку седому». Художественный прием, к которому прибегает автор, не отличался новизной. Формула «Шуми, шуми, о водопад!» встречается в одноименной державинской оде. Подобные реминисценции можно найти в наследии Батюшкова и Дельвига. Опираясь на богатый литературный контекст, поэт представляет собственную версию традиционной романтической темы.

Звуковые образы играют доминирующую роль в пейзажной зарисовке: к шуму воды присоединяется «протяжный вой» северного ветра. Акустические атрибуты непогоды умножаются эхом, получающим описательную характеристику «отзыв долины». Показательно, что о превосходстве звуковых деталей говорит и лирический субъект, обращающийся к формуле «Я слышу».

Третий и четвертый катрены посвящены чувствам и впечатлениям романтика. Пара риторических вопросов отражает душевное беспокойство героя: он не может найти причины, почему грандиозное зрелище обладает столь притягательной силой. Неясные надежды и тревожные догадки созерцатель выражает в определениях «безумное ожидание» и «вещее трепетание».

Высказав бередящие сердце сомнения, герой переходит к сообщению о внешних деталях лирической ситуации. Позиция наблюдателя располагается над водопадом, обозначенным метафорой «дымная бездна». Лирическое «я» считает нужным еще раз подчеркнуть особое состояние души, используя эпитет «очарованный». Следующее двустишие знаменует итог внутреннего диалога человека со стихией: чуткой душе удается прикоснуться к тайнам природы. Чтобы изобразить иррациональную суть глубоких сокровенных чувств, поэт привлекает пару оригинальных оксюморонов: «сердцем разумею» и «речь безглагольную».

Рефрен, заключающий финальную часть, возвращает читателя к образу водопада — завораживающего и загадочного воплощения мощи природных сил.

Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) – неоцененный современниками яркий русский поэт. К раннему периоду его творчества относится стихотворение «Водопад». Баратынский в это время создает элегические стихотворения, наполненные романтикой.

Краткие сведения о поэте

Евгений Баратынский происходил из знатного рода обрусевших польских шляхтичей. Он родился в поместье Вяжля Тамбовской губернии. Его детство проходило неподалеку, в усадьбе Мара. В обучение ребенка входили французский и итальянский языки. Позже, учась в Пажеском корпусе, он прибавит к ним немецкий. Мальчик мечтал о воинской службе, но одна детская шалость, в которой он участвовал, начитавшись Шиллера, привела его с друзьями к краже. Десятилетний Баратынский был исключен из корпуса и мог стать только солдатом. Он начал писать меланхоличные стихотворения, будучи в обществе изгоем.

В 19 лет Е. Баратынский начал служить рядовым. В том же году он знакомится с А. Пушкиным, А. Дельвигом, В Кюхельбекером, . Гнедичем. В 1820 году его полк направляют в Финляндию. Там и будет написано интересующее нас лирическое стихотворение «Водопад». Баратынский в этот период начинает печататься, и его имя становится известным.

История создания «Водопада»

Финская природа производила совершенно новое впечатление на юного Баратынского, привыкшего к равнинной местности. Рядом с крепостью Кюмень, где служил унтер-офицер, находился водопад Хэгфорс. Он удивлял своей высотой в восемь метров и мрачным ущельем. Им можно было любоваться с мостика, который возвышался над стремительно текущей водной массой. Также Баратынский посетил водопад Иматра.

Этот бурлящий поток окаймляют с седыми валунами. Возможно, это шумное и величественное падение воды и привело к созданию в 1821 г. маленького шедевра – «Водопад». Баратынский как истинный поэт не мог пройти мимо, не отразив в своем творчестве необыкновенного явления природы.

Общая тема стихотворения

Юноша, стоя, видимо, на вершине, впервые увидел угрюмый и таинственный пейзаж, который под порывами аквилона качает могучие ели. Уточним, что аквилон – это очень сильный северный ветер. Он быстр, как полет орла.

Это грозное божество природы римляне представляли примерно так, как показано на фотографии выше. Он принес ревущую непогоду и созвучен шуму мощного водного потока. Рев, который издает водопад, Баратынский слушает с трепетом и стоит, очарованный кипящими струями дикой стихии. Он пытается сердцем прочувствовать, что вещает бурлящее падение воды, покрытое седой дымкой брызг. Наблюдает за этой колдовской притягательной силой, за этим неуправляемым необузданным творением Е. А. Баратынский. Водопад живет своей непонятной жизнью, которая находится в гармонии с окружающим миром.

Образы стихотворения

Вид и звуки водной массы заставляют поэта многократно восторженно и радостно воскликнуть, призывая ее к вечному существованию – «шуми», «не умолкай». Эта эпифора из четырех строф начнет и закончит произведение. будет услышан читателями, на него нельзя не обратить внимания. Эпитет «седой» по отношению к потоку представляет нам прежде всего его цвет, за которым слышится и древность.

Его «протяжный вой» заставляет видеть в нем живое существо, которое объединено с долиной, что также протяжно отзывается. Так олицетворяются силы природы в богатом воображении, которым обладает Баратынский. Водопад у него жив и без слов ведет беседу с поэтом. Рев у него не только протяжный, но и мятежный. Чего он сам ждет, Баратынский не может понять, поскольку он просто зачарован «дымной бездной». Его риторические вопросы повышают наше внимание к пейзажу и, не требуя ответа, заставляют сопереживать.

Лексические средства поэта

Стихотворение написано размеренным ямбом с кольцевой рифмой. Для современного читателя архаизмом звучит и упоминание об аквилоне, и сочетание «елию скрыпучей», которую он качает. Но, возможно, и у современников поэта они вызывали чувство вечности и первозданности природы.

Аллитерации, которые использованы, позволяют услышать шумящий поток с первой же строфы. На нее приходится три «ш». Далее будут многократно повторяться «ж», «щ» и снова «ш», усиливая первое впечатление. Четырежды подряд повторенное «ю» – это ассонанс. Он позволяет точнее передать льющуюся непрерывным потоком водную массу.

Образ лирического героя

Он показывает потребность человека понять, в чем заключена чарующая мощь, которая создана нерукотворно. Состояние души героя нетерпеливо ждет открытия тайн. В этом состоит его «безумное ожидание». Он весь трепещет.

И через оксюморон (лирический герой «сердцем разумеет», а разум принадлежит голове) нам показывают, что перед героем открылась неведомая прежде тайна: он должен найти свое место в мироздании. Вот тут мы сталкиваемся с философским началом поэта. Минуты близости человека и Вселенной открывает читателю стихотворение «Водопад». Баратынский начинает постигать смыл своего бытия. И позже певец в своих произведениях будет раздумывать над жизнью. В своем раннем произведении чувства (восторг, радость, трепет, ожидание), вызванные природой, показал Баратынский. «Водопад» (анализ которого завершен), только положил начало философской лирике и элегическим размышлениям поэта.

Дослужившись до чина офицера, Е. А. Барытынский выйдет в отставку, женится и, понятый только узким кругом друзей, уедет за границу. В Неаполе он скоропостижно скончается, но будет похоронен в родной земле, в Петербурге. Пресса это печальное событие не освещала.

«Чудный град порой сольётся» – анализ стихотворения Е.А. Баратынского

История написания

Евгений Баратынский отличался своими новаторскими произведениями и проблемами, которые он поднимал. Именно из-за этого его современники не понимали. Вот почему стихотворение «Чудный град порой сольётся» входит в перечень тех, которые выделялись среди остальных.

История написания произведения берёт свои корни из мировоззрения автора. Писатель считал, что все стихотворения должны писаться в тишине и покое. Ему удалось осуществить это только после женитьбы.

Тогда поэт перестал принимать большую часть друзей в своём доме и чаще начал уединяться в комнате для того, чтобы творить. В 1829 автор написал своё стихотворение. И уже в 1830 году оно было показано читателям в журнале «Радуга».

После публикации стихотворения автор получил хвалебный отзыв от Пушкина. Тот считал, что писатель поднял тему, которая очень волнует всех поэтов. Однако самому Баратынскому произведения не казалось хорошим и достойным хвалебных отзывов.

Для более детального изучения творчества автора следует ознакомиться с другими произведениями Баратынского, например:

  • «Болящий дух врачует песнопенье»;
  • «Водопад»;
  • «Муза».

Тема и проблематика произведения

Баратынский в стихотворении читателю описывает свои фантазии. Поэт мечтает о спокойной простой жизни, где его никто не будет беспокоить. На этом и основана главная тема произведения.

Однако главная мысль произведения заключается в том, что поэт никогда не может спокойно заняться творчеством. Автор считает, что вдохновение приходит настолько же быстро, насколько и уходит, поэтому нужно его не упустить и начать сразу же творить. Но ему всегда будет что-то мешать. Даже самая мелочь начинает отвлекать писателя и сбивает с мысли. Поэт думает, что любая идея и рифма улетучивается от дыханья потусторонней суеты.

Баратынский поднимает проблему, которая непосредственно связана со всеми поэтами. Сложно представить, сколько культовых произведений изначально было записано на любом клочке бумаги, который только попадётся под руку. Столько же гениальных стихотворений писатели упустили из-за своей лени и забывчивости.

Проблематика произведения:

  • проблема любви к искусству;
  • проблема талантливости и гениальности.

Композиция, жанр и средства выразительности

Композиция стихотворения делится на 2 условные части. В первой из них автор предаётся своим мечтам и фантазиям. Он размышляет на тему того, что хорошо было бы отгородиться от светской суеты и спокойно заняться своим творчеством. Однако все его мечтаний легко разбиваются о действительность, которая кажется поэту суровой и мрачной. Он не может спокойно писать, когда вокруг него шум и суета.

Вторая же часть полностью омрачена мыслями поэта. Он повествует, что идеи, вдохновение и рифмы спокойно могут улетучиться от одного только шороха и больше не вернуться. Это очень печалит Баратынского, но он не в силах что-либо поделать с суровой реальностью.

Довольно сложно отнести стихи к какому-то определённому жанру, но больше он походит на философскую лирику, так как поэт поднимает проблемы, которые волнуют не только его. Автор сравнивает творческую энергию с каким-то волшебным чувством, проводниками которых являются писатели. Баратынский считает, что только в полной тишине и уединении творческие люди способны вобрать в себя эту энергию и передать её при помощи чернил и бумаги.

Стихотворный размер произведения — четырёхстопный хорей. Такой приём придаёт стихотворение мелодичное звучание. Строфы связаны не только смысловым наполнением, но и перекрёстной рифмовкой.

Баратынский отличался использованием большого количества троп в своих произведениях. Даже в таком небольшом стихотворении они концентрировано содержаться. Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — «мечта поэтическая», «посторонняя суета», «чудный град», «летучие облака»;
  • метафоры — «созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты».

Поэт смог осуществить свою мечту при помощи частых уединений в комнате. Он мог творить и не беспокоиться о том, что вот-вот его что-то собьёт с мысли. Это решение помогло автору не только в творческом плане, но и в личной жизни. За счёт своих произведений, которые были выражены в идеальной поэтической форме, Баратынский получил своё кредо в творческой сфере.

Краткий анализ стихотворения Евгения Баратынского даёт понять читателю, какие эмоции испытывал поэт при написании этого произведения.

Анализ стихотворения «Чудный град порой сольется» Баратынского

“Чудный град порой сольется” – одно из тех новаторских произведений Баратынского, о котором критики отзывались достаточно прохладно. При этом современному читателю оно понятнее, чем человеку 19 века, поскольку поэт был одним и тех, кто опередил свое время. И краткий анализ “Чудный град порой сольется” по плану покажет ученикам 6 класса, в чем именно это проявилось. Он может быть использован на уроке литературы для объяснения материала и как дополнительное пособие.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Чудный град.

История создания – написано произведение в тот период, когда его автор женился и, собираясь исполнить мечту об уединенной жизни, отказал от дома многим своим друзьям. Созданное в 1829 году, уже в 1830-м оно было опубликовано в “Радуге”.

Тема – прекрасный мир грез и фантазий, который поэт открывает перед своим читателем.

Композиция – двухчастная. В первом четверостишии поэт описывает чудесный мир своего воображения, во второй выражает философскую позицию, говоря о том, что суетная жизнь способна спугнуть вдохновение.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета”.

Метафоры“созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты”.

История создания

Евгений Баратынский был личностью сложной и большей частью непонятной своими современниками. У него были особенные взгляды на поэзию, которые делали его произведения новаторскими. И “Чудный град порой сольется” – одно из таких.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Пироскаф

История создания этого стиха тесно связана с личной жизнью его автора, который всегда считал, что поэт должен творить в тишине и уединении. Поэтому после женитьбы он исполнил свою мечту о тихой жизни, отказал от дома большинству друзей и стал много писать. В частности, в 1829 году им было создано и это прекрасное произведение. А уже в 1830-м, то есть на следующий год, его опубликовали в “Радуге”.

После публикации поэт получил личную благодарность от Пушкина, который считал, что в произведении выражена идея, волнующая многих творческих людей. Но, к сожалению, Александр Сергеевич был одним из немногих, кто воспринят это произведение с большим восторгом.

Тема стихотворения

Баратынский открывает перед своим читателей мир фантазий, в которые он погружен – это основная тема стихотворения. Таким образом он метафорически делится с читателем своей мечтой о свободной простой жизни.

Но все же не это главная идея произведения: он рассказывает о том, что решение полностью посвятить себя творчеству не всегда осуществимо, ведь обязательно находится какая-то раздражающая мелочь, которая будет отвлекать.

Композиция

Композиционное деление стихотворения “Чудный град порой сольется” несложное – оно состоит из двух частей.

Первая часть – это развернутая метафора. Баратынский открывает читателю мир грез и мечтаний, важный для него самого. А мечтает он о том, чтобы освободиться от светских условностей и быть счастливым. Однако эти мечтания легко развеиваются прикосновением суровой действительности, которая представляется лирическому герою необычайно печальной и мрачной.

Вторая часть также имеет достаточно неоптимистичный посыл: поэт показывает, что стихотворные строки могут исчезнуть из души очень быстро, спугнутые внешними обстоятельствами. Это очень его печалит, но изменить ситуацию человек в любом случае не в силах.

Это произведение трудно однозначно отнести к какому-то жанру, однако в общем случае оно может считаться философской лирикой, поскольку автор поднимает вопросы, важные не только для него. Он говорит о волшебстве, каковым ему представляется творческая энергия, и показывает поэта как ее проводника. По его мнению, именно уединение и тихая жизнь дают человеку возможность почувствовать эту энергию и передать ее словами.

Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот стихотворный размер создает простую мелодическую линию. Перекрестная рифма объединяет строфы не только общей мыслью, но и схематически.

Средства выразительности

Поэзия Баратынского отличается насыщенностью тропами, которые концентрированно содержатся и в таком небольшом произведении, как “Чудный град порой сольется”. Он использовал в нем такие средства выразительности, как:

  • Эпитеты – “чудный град”, “летучие облака”, “мгновенные созданья”, “поэтическая мечта”, “посторонняя суета” .
  • Метафоры – “созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты” .

Выраженные поэтом идеи в полной мере воплотились в реальности: добровольное заточение пошло автору этих строк на пользу не только в творческом, но и в личном плане. Мысли, выраженные в столь совершенной поэтической форме, буквально стали творческим кредо Баратынского.

«Чудный град порой сольётся» – анализ стихотворения Е.А. Баратынского

История написания

Евгений Баратынский отличался своими новаторскими произведениями и проблемами, которые он поднимал. Именно из-за этого его современники не понимали. Вот почему стихотворение «Чудный град порой сольётся» входит в перечень тех, которые выделялись среди остальных.

История написания произведения берёт свои корни из мировоззрения автора. Писатель считал, что все стихотворения должны писаться в тишине и покое. Ему удалось осуществить это только после женитьбы.

Тогда поэт перестал принимать большую часть друзей в своём доме и чаще начал уединяться в комнате для того, чтобы творить. В 1829 автор написал своё стихотворение. И уже в 1830 году оно было показано читателям в журнале «Радуга».

После публикации стихотворения автор получил хвалебный отзыв от Пушкина. Тот считал, что писатель поднял тему, которая очень волнует всех поэтов. Однако самому Баратынскому произведения не казалось хорошим и достойным хвалебных отзывов.

Для более детального изучения творчества автора следует ознакомиться с другими произведениями Баратынского, например:

  • «Болящий дух врачует песнопенье»;
  • «Водопад»;
  • «Муза».

Тема и проблематика произведения

Баратынский в стихотворении читателю описывает свои фантазии. Поэт мечтает о спокойной простой жизни, где его никто не будет беспокоить. На этом и основана главная тема произведения.

Однако главная мысль произведения заключается в том, что поэт никогда не может спокойно заняться творчеством. Автор считает, что вдохновение приходит настолько же быстро, насколько и уходит, поэтому нужно его не упустить и начать сразу же творить. Но ему всегда будет что-то мешать. Даже самая мелочь начинает отвлекать писателя и сбивает с мысли. Поэт думает, что любая идея и рифма улетучивается от дыханья потусторонней суеты.

Баратынский поднимает проблему, которая непосредственно связана со всеми поэтами. Сложно представить, сколько культовых произведений изначально было записано на любом клочке бумаги, который только попадётся под руку. Столько же гениальных стихотворений писатели упустили из-за своей лени и забывчивости.

Проблематика произведения:

  • проблема любви к искусству;
  • проблема талантливости и гениальности.

Композиция, жанр и средства выразительности

Композиция стихотворения делится на 2 условные части. В первой из них автор предаётся своим мечтам и фантазиям. Он размышляет на тему того, что хорошо было бы отгородиться от светской суеты и спокойно заняться своим творчеством. Однако все его мечтаний легко разбиваются о действительность, которая кажется поэту суровой и мрачной. Он не может спокойно писать, когда вокруг него шум и суета.

Вторая же часть полностью омрачена мыслями поэта. Он повествует, что идеи, вдохновение и рифмы спокойно могут улетучиться от одного только шороха и больше не вернуться. Это очень печалит Баратынского, но он не в силах что-либо поделать с суровой реальностью.

Довольно сложно отнести стихи к какому-то определённому жанру, но больше он походит на философскую лирику, так как поэт поднимает проблемы, которые волнуют не только его. Автор сравнивает творческую энергию с каким-то волшебным чувством, проводниками которых являются писатели. Баратынский считает, что только в полной тишине и уединении творческие люди способны вобрать в себя эту энергию и передать её при помощи чернил и бумаги.

Стихотворный размер произведения — четырёхстопный хорей. Такой приём придаёт стихотворение мелодичное звучание. Строфы связаны не только смысловым наполнением, но и перекрёстной рифмовкой.

Баратынский отличался использованием большого количества троп в своих произведениях. Даже в таком небольшом стихотворении они концентрировано содержаться. Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — «мечта поэтическая», «посторонняя суета», «чудный град», «летучие облака»;
  • метафоры — «созданья поэтической мечты исчезают от дыханья суеты».

Поэт смог осуществить свою мечту при помощи частых уединений в комнате. Он мог творить и не беспокоиться о том, что вот-вот его что-то собьёт с мысли. Это решение помогло автору не только в творческом плане, но и в личной жизни. За счёт своих произведений, которые были выражены в идеальной поэтической форме, Баратынский получил своё кредо в творческой сфере.

Краткий анализ стихотворения Евгения Баратынского даёт понять читателю, какие эмоции испытывал поэт при написании этого произведения.

«Буря» – «покой» как символы жизни и счастья

Странствие по морю – тема, восходящая еще к поэзии Горация, – в понимании русских поэтов нерасторжимо связана с духовными исканиями человека. Человек должен пройти по морю житейскому, не поддаться его соблазнам, чтобы обрести в иной жизни в награду тихую пристань. Внезапно налетевшая буря – это символ и изменчивости человеческой судьбы, и внутренние противоречия, которые человек так мучительно преодолевает. Те, кто противостоят житейским бурям (будь то символы земных или небесных сил), подлинные борцы с теми опасностями, что подстерегают человека в «житейском море».

У каждого поэта собственное понимание смысла жизни, воплощенное в образах моря и человека-пловца. Уже к 30 гг. XIX в. этот мотив – странствие по «морю житейскому» мог бы стать избитым– настолько он вошел в «кровь и плоть» русской поэзии. Но бесконечное разнообразие тех аспектов, которые привлекали русских лириков при разработке этого мотива – это, прежде всего, проблема выбора жизненной цели – покоя или бури, проблема идеала и собственное истолкование судьбы. У каждого поэта собственное представление о счастье, и поэтому антитеза буря – покой у каждого поэта имела свое истолкование.

Буря, как воплощение внешних сил, внешних опасностей, сильнее человека. Источником этих бурь может быть и высшая сила, которая противостоит лирическому герою, а может быть и сам человек, своими исканиями, своими стремлениями, порою, сам создающий препятствия в своей судьбе.

Но при любом индивидуальном подходе к понятию «счастье» – оно неотделимо от «покоя» («счастливый отдых, на счастие похожий»), а «волненье» – другая сторона жизни человека – от «бури», «грозы», «ненастья». Эти две стороны человеческой жизни прямо сравниваются в стихотворении Баратынского «Две доли», 1823 г.:

Дало две доли провидение
На выбор мудрости людской:
Или надежду и волнение,
Иль безнадежность и покой.

Трагизм человеческой судьбы, которая подчиняет любого законам бытия, неразрешимое противоречие между мыслью и чувством, между «пламенными снами» юношеских надежд и «хладом спасительным» жизненного опыта – вот тема стихотворения.

«Надежда и волнение» для тех, кто «бодр неопытным умом», для них и «замыслы блестящие // И сердца пламенные сны!» (пусть «пламенные», но все-таки «сны»). Покой и безнадежность (вещи, казалось бы, совсем разные) «судьбину испытавшим»:

И берегите хлад спасительный
Своей бездейственной души.

Волненье (стремленье к жизненной борьбе) приобретает в стихотворении Баратынского характер несбывшейся мечты («насмешливая судьба» может жестоко посмеяться над «неопытными умами»). Для умудренных жизнью, «волнения» – это «страдания», желание жизненных бурь обернется для них болью новой «прежних ран». Утверждая иллюзорность самих призывов к жизненной борьбе, предпочитая им «хлад спасительный» «бездейственной души», поэт отказывается от любого политического протеста, да и вообще протест был не свойственен и Баратынскому («миролюбивый нрав дала природа мне», «счастья моего искал я в тишине», – признавался сам поэт). Несомненны искренность и пассивное вольнолюбие, но все же вольнолюбие («надейтесь, юноши кипящие»). Поэт стремится преодолеть этот пессимизм и в следующем 1824 г. пишет стихотворение «Буря».

«Жизненное море» редко предстает в русской поэзии идиллическим и лишенным опасностей. Для описания бури (шторма) поэты не жалеют ярких (а вернее – мрачных) красок. Баратынский создает пейзаж, скорее мифический, чем реальный:

Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы.

Это поистине «демонический» пейзаж, и не случаен вопрос поэта:

Чья неприязненная сила,
Чья своевольная рука
Сгустила в тучи облака
И на краю небес ненастье зародила?
Кто, возмутив природы чин,
Горами влажными на землю гонит море?

И сам автор полувопросительно отвечает:

Не тот ли злобный дух, геенны властелин,
Что по вселенной розлил горе,
Что человека подчинил.
.
И на творенье ополчил
Все силы, данные творенью?
Земля трепещет перед ним.

Жизнь – движение, это переплетение «покоя» и «бури» (так Баратынский обыгрывает название своего стихотворения):

Когда придет желанное мгновенье?
Когда волнам твоим я вверюсь, океан?

Картина грозной бушующей стихии заканчивается бунтарским монологом:

В покое раболепном я
Ждать не хочу своей кончины;
На яростных волнах, в борьбе со гневом их,
Она отраднее гордыне человека!
Как жаждал радостей младых
Я на заре младого века,
Так ныне, океан, я жажду бурь твоих. 1

Радость жизни – в борьбе. «Он веселит меня, твой грозный, дикий рев», – обращается поэт к океану (а уже не к морю). И финал стихотворения – это голос человека, не боящегося спора с судьбой, это и утверждение значимости человеческой «воли», это и дума о предназначении человека – кто он? Искатель счастья, борец с опасностями или слабая жертва, игрушка судьбы?

По-своему эта философская тема нашла свое завершение в одном из последних стихотворений Баратынского «Мудрецу» (1840):

Тщетно меж бурною жизнью и хладною смертью,
философ,
Хочешь ты пристань найти, имя даешь ей: покой.
Нам, из ничтожества вызванных творчества словом
тревожным,
Жизнь для волненья дана: жизнь и волненье одно.
Тот, кого миновали общие смуты, заботу
Сам вымышляет себе: лиру, палитру, резец;
Мира невежда, младенец, как будто закон его чуя,
Первым стенаньем качать нудит свою колыбель!

Стихотворение содержит ту же вечную дилемму, которая мучительно встает и перед лирическим героем Баратынского: иль «надежда и волненье» иль «безнадежность и покой». Но эта дилемма уже осмыслена поэтом иначе: человек не способен понять и постичь суть истинной жизни. Стремление к покою или буре Баратынский уже воспринимает как разные этапы человеческой жизни. «Были бури, непогоды, // Да младые были годы!» – напишет он в 1839 г. Стремление к покою или волненью – они как бы связаны с разными эпохами. Так, в письме к Ив. Киреевскому Баратынский писал: «Ты принадлежишь к новому поколению, которое жаждет волнений, я – старому, которое молит Бога от них избавить. Ты назовешь счастьем пламенную деятельность; меня она пугает, и я охотнее вижу счастье в покое, каждый из нас почерпнул сии мнения в своем веке».

Баратынский был лишь на 6 лет старше Ивана Киреевского, но они принадлежали к разным историческим формациям – декабристскому и последекабристскому. Утверждая, что его поколение боится деятельности и видит счастье в «покое», Баратынский, очевидно, подразумевал судьбу этого поколения после 14 декабря 1825 г. Неудовлетворенность действительностью, ее неприятие, неверие в будущее – основа философских раздумий поэта в 1830-х гг. Все это вызывает его глубокий пессимизм. Отсюда и трагический тон в его стихотворениях. Но в поэте не затихает борьба между двумя сторонами человеческого бытия – «бурной жизнью» и «хладной смертью», мятежные мечты прошлых лет невозможно забыть – «жизнь и волнение одно», а значит, навсегда с ним и «жизненные бури».

1 В этом стихотворении Баратынский как будто отказывается от той жизненной позиции, которую выразил в стихотворении «Родина», 1821:

Как в пристани пловец, испытанный ненастьем,
Укрывшись от толпы взыскательных судей,
В кругу друзей своих, в кругу семьи своей,
Я буду издали глядеть на бури света.

Очень сложны эти внутренние противоречия лирического героя Баратынского (что было вообще свойственно русской поэзии), ищущего то тихой пристани, то бури.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве Е.А. Баратынского:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Ссылка на основную публикацию