Анализ стихотворения Баратынского Разуверение

Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

4. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

Рассмотрим особенности художественной системы и поэтики Е. Баратынского на конкретном примере.

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

На первый взгляд мы видим в данной элегии конфликт лирического героя с внешним миром, что свойственно всем романтикам, уход лирического героя в мир сновидения:

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье…

Темой элегии становятся переживания лирического героя, испытавшего разочарование в этой жизни. Но при более близком рассмотрении оказывается, что переживания подвергаются анализу. Уже с первых строк становится ясно, что лирический герой, обращаясь к женщине, прекрасно осознает, что она не любит его, это всего лишь прихоть, ей не нужны его искренние чувства:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей…

Чувств уже нет, это всего лишь имитация. Те чувства, глубокие и сильные, видимо, когда-то оказались обманом, сном:

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

и лирический герой не желает вновь оказаться в этом «обмане». Он не виноват в том, что не верит «увереньям», «не верует в любовь», не верит в «бывалые мечты». Он всего лишь подчиняется общему ходу жизни, в которой счастье невозможно, невозможна и истинная любовь:

В душе моей одно волненье

А не любовь пробудишь ты.

«Волненье» вместо любви. Высокие чувства обернулись для него обманом, и остались только какие-то получувства. Поэтому лирический герой и разочарован, а «прежнее» лишь «множит» его и без того «слепую тоску». Лирический герой не хочет вспоминать о пережитом, так как эти переживания доставляют ему только боль, поэтому он называет себя «больным» и просит его «не тревожить» в его «дремоте».

Мы видим, как на протяжении стихотворения чувство теряет свою одухотворенность. В этом нас убеждает выстроенный в элегии семантический ряд: нежность – обольщения – уверения – любовь – сновидения – слепая тоска – больной – дремота – бывалые мечты – одно волненье. Для того, чтобы его выстроить, необходим глубокий анализ своих переживаний. Может быть, поэтому неоднократно литературоведами и критиками высказывалась мысль о том, что «в элегиях Баратынского дана как бы целостная «история» чувства от его полноты до исчезновения и возникновения нового эмоционального переживания». (В.И. Коровин)

Элегия четко делится на две части. Если в первой части (1,2 четверостишия) лирический герой говорит о том, что было, о прежних чувствах (нежность, любовь и т.д.), то во второй части (3,4 четверостишия) мы видим то, что стало, вернее, то, что осталось от этих чувств. И герой размышляет не о прошлом, а над тем, к чему это «прошлое» привело (тоска, дремота и т.д.)Прежние чувства важны лишь потому, что их надо уразуметь, обдумать, понять, осмыслить и сделать вывод: любовь уже не вернуть, не «пробудить».

Если обратить внимание на синтаксис, то можно заметить, что о былых чувствах лирический герой говорит воодушевленно, взволнованно: об этом свидетельствуют восклицательные знаки, которыми заканчиваются первые два четверостишия. Воспоминания об этих чувствах вызывают у героя бурю эмоций, но доставляют боль. Он будто пытается убедить или оправдать свое теперешнее состояние. В третьем четверостишии, которое тоже заканчивается восклицательным знаком, тема уже сменилась, но герой еще не успокоился, он еще находится по властью эмоций. И в этом свете обращение «друг заботливый» звучит даже саркастично. Но в конце стихотворения мы видим, что лирический герой уже холоден и рассудителен. Он принял решение: он не желает возвращаться в тот обманный мир «сновидений», в котором пребывал ранее. Лирический герой, пусть и разочарованный, пусть и без любви, остается в мире реальном. И пусть жизнь без любви – это тоже «усыпление», «дремота», все же герой остается в ней со своими размышлениями, со своей «слепой тоской». Поэтому в конце элегии уже нет восклицательного знака, а стоит точка, свидетельствуя о том, что последнее четверостишие – это своеобразный вывод из предыдущего анализа собственных переживаний.

Теперь становится понятным и название стихотворения. «Разуверить» – значит лишить уверенности, лишить веры. Следовательно, лирический герой перестает верить в светлые искренние чувства, в идеалы, в человеческие отношения. И он ставит окончательную точку в вопросе о своих переживаниях. Ведь повествование ведется от первого лица, значит, о собственных переживаниях говорит герой. Он разуверился в существовании счастья и избрал для себя «иной путь».

Таким образом, можно сказать, что предметом стихотворения становится сама мысль о гибели подлинного чувства. А элегичность достигается именно тем, что логическое развитие мысли о гибели чувства сопровождается глубоким эмоциональным переживанием.

5. Значение творчества

Подводя итог всем выше сказанному, можно сказать следующее. В уже существующий жанр элегии, как мы выяснили, Баратынский привнес стремление к психологическому раскрытию чувств и философичность. Его элегии наполнены не только чувствами и переживаниями героя, но и размышлениями, анализом этих переживаний. Так достигается синтез философичности и лиризма. И только так, по мысли Баратынского, можно познать «тревожный век». Он расширил границы жанра, дав ему «новую жизнь».

Именно поэтому Баратынского считают родоначальником «философской поэзии». Ведь, создав средствами лирики образ мыслящего, интеллектуального героя, Баратынский расширил и границы русской поэзии, углубил ее возможности и дал толчок к позднейшему (на рубеже XIX-XXвеков) преобразованию языка русской поэзии.

Не потеряло своей актуальности творчество Е. Баратынского и в наши дни. Ведь мы живем тоже на рубеже веков, в переломное время, когда происходит переоценка ценностей, меняется взгляд на мир, а этот процесс неизбежно сопровождается определенными разочарованиями. Поэтому романтизм в литературе будет жить, хоть и принимая иные формы. Только, к сожалению, не всем хочется поразмышлять над своими чувствами и переживаниями. И поэзия, которая учит этому, демонстрирует такие примеры, будет находить своих читателей в любые времена.

1. Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. – М., 1982г.

2. Зырянов О.В. Пушкинская феноменология элегического жанра. – СПб, 2001г.

3. История русской поэзии. – Л., 1968г. – т.1.

4. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М., 1980г.

Анализ стихотворения Баратынского Разуверение

Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не возродится, а появится лишь беспокойство. Однако женщинам свойственно дразнить, манить даже бывших возлюбленных – просто из женской гордости. Вот только лирический герой просит не сбивать его с пути, оставить в покое то, что уже отжило.

Впрочем, как романс, это стихотворение исполняют и женщины, обращаясь, соответственно, к возлюбленному.

Герой не держит зла, понимает, что сам впустую очаровывался. Теперь он потерял веру в клятвы и в любовь. Автор сравнивает себя с больным, забывшимся дремотой. Так ему легче переносить эту боль, поэтому его “сон” священен.

Не нужно нарушать его покой.

В этих строках присутствует повторение понятий: сновидение, дремота, сон, мечты… Есть единоначалие: “уж я не…”. Стихотворение является неким монологом, ответом для бывшей возлюбленной.

И ответ этот в высшей степени благороден.

9 класс по плану.

Твір на тему: Анализ стихотворения Баратынского Разуверение

Related posts:

Анализ стихотворения Баратынского Водопад Это красивое и энергичное стихотворение. Я не все слова в нем понимаю… Просто оно очень старое. Но энергия этого самого водопада чувствуется! Поэт сам кричит водопаду: “Шуми-шуми!” А он и.

Анализ стихотворения Баратынского Муза “Муза” – это богиня вдохновения, так считали и продолжают считать многие писатели. Для людей творческого образа это весьма характерный жест. Она дает начало творчеству, помогает сделать стих поистине красивым. В.

Анализ стихотворения Баратынского Чудный град порой сольется Данное стихотворение было написано Е. А. Боратынским в 1829 году и имеет свою собственную творческую историю создания. Как и любое другое лирическое произведение “Чудный град” построено по определенной схеме, а.

“Сероглазый король” анализ стихотворения Ахматовой Стихотворение “Сероглазый король”, относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения.

Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь Произведение Бориса Пастернака восхищает тем, как автор умело передал в своем стихотворении те чувства, которые были у него в душе и сердце. Если читать текст как просто стих, понять ничего.

“Нет, не тебя так пылко я люблю… ” анализ стихотворения Лермонтова Не каждый мужчина способен признаться в любви: он может просто не найти нужных слов. Гораздо легче сделать это с помощью стихов – Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Но нельзя забывать, что и.

“Нищий” анализ стихотворения Лермонтова Раннее стихотворение “Нищий” было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый “сушковский” цикл. 16-летний поэт написал его под влиянием сильного.

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст Стихотворение “Можжевеловый куст” было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием “Последняя любовь”. Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие, связанное с его женой. Она.

“Родина” анализ стихотворения Лермонтова, сочинение Стихотворение “Родина” было создано Лермонтовым в начале 1841 года, а в этом же году в июле месяце поэт был убит на дуэли. Стихотворение посвящено теме Отечества, которая была близка и.

“Исповедь самоубийцы” анализ стихотворения Есенина Почти вся русская лирика носит исповедальный характер. Видимо, так устроена русская душа: иногда легче признаваться в грехах не близким людям, а совершенно незнакомым. Форма стихотворения лучше всего подходит для этого.

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи Стихотворение написано во время пребывания поэта в ссылке. Именно поэтому темы – свободы и изгнанничества становятся центральными в произведении. Лирический герой стихотворения близок автору, который тоже несвободен и задумывается о.

Девять стихотворений Е. А. Баратынского “Князю П. А. Вяземскому” Стихотворение адресовано критику, поэту и личному другу Баратынского П. А. Вяземскому. И поэтому одной из центральных тем становится тема дружбы. Но произведение интересно не просто как.

Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение “Кавказ” до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина, представшая перед восхищенным почитателем этого края. Чувствуется и.

Анализ стихотворения Фета На заре ты ее не буди Принято что данное стихотворение было посвящено именно этой девушке, Марии Лазич. Но в действительности поэт написал данное стихотворение раньше, еще в 1842 году. Как говорят исследователи Фет написал стих, после.

Анализ стихотворения “О как убийственно мы любим” Вы не замечали, что люди, которым мы причиняем боль, чаще те, кто больше всех нам дороги и близки? Ф. И. Тютчев в своем стихотворении “О как убийственно мы любим” твердит.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Чудный град порой сольётся

“Дума” анализ стихотворения Лермонтова Чтобы понять смысл, который до нас хотел донести автор, нужно представить обстановку, сложившуюся в обществе того времени. Стихотворение “Дума” было написано в 1838 году. В это время М. Ю. Лермонтов.

Анализ стихотворения А. Т. Твардовского “К обидам собственной персоны…” Стихотворение “К обидам собственной персоны” А. Т. Твардовский написал в 1968 году, за три года до смерти. Этим стихотворением поэт хотел передать свой жизненный опыт читателю, он хотел научить людей.

Анализ стихотворения Заболоцкого Не позволяй душе лениться Николай Заболоцкий известен нам как философ и гуманист, нередко рассуждавший о том, что есть добро и зло, в чем сила человека и что такое настоящая красота. Многие из его текстов.

“Старые письма” анализ стихотворения Фета Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашел старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения (1859 год) Афанасию Фету едва исполнилось сорок.

“О, как убийственно мы любим…” анализ стихотворения Тютчева История создания Стихотворение “О, как убийственно мы любим” было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале “Современник” № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский.

Анализ стихотворения Тихая моя родина Рубцова Это одно из самых заветных, самых светлых и пронзительных стихотворений Николая Рубцова, каждое слово которого пропитано любовью автора к своей малой родине. Стихотворение было написано в 1964 году после посещения.

“В Париже” анализ стихотворения Цветаевой “Увидеть Париж – и умереть!” – именно этой фразой принято выражать свое отношение к столице Франции. В начале ХХ века, после Октябрьской революции, этот город стал самым известным местом эмиграции.

“Две розы” анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение “Две розы” Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому.

Анализ стихотворения Фета Поэтам Афанасий Афанасьевич Фет – человек необычный и самобытный. Недаром про него много критиков писали, что пишет он весьма экзотично, и что не каждый сможет понять его смысл стихов. Его произведение.

Анализ стихотворения Есенина Письмо матери Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение “Письмо матери” было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается.

“На железной дороге” анализ стихотворения Блока, сочинение Стихотворение “На железной дороге”, законченное 14 июня 1910 года, входит в состав цикла “Родина”. Стихотворение состоит из 36 строк (или 9-ти строф), написано разностопным ямбом с двухсложным ударением на втором.

Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6 Стихотворение Тургенева “В дороге” воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей. Автор повествует о.

Анализ стихотворения Порог Тургенева Стихотворение, название которого “Порог”, написано в 1883 году. Написал это произведение Тургенев, великий писатель и поэт. Именно он был так удивлен одним поступком, который совершил одна женщина, ведь именно из-за.

“Запели тесаные дроги…” анализ стихотворения Есенина История создания Стихотворение “Запели тесаные дроги…” было написано Есениным в 1916 г. или на год раньше и напечатано в газете “Биржевые ведомости” за 17 апреля 1916 г. Оно не раз.

Анализ стихотворения Пушкина 19 октября Это стихотворение Пушкина посвящено друзьям по лицею, и, конечно, даже в названии отражена праздничная дата открытия того самого лицея лицея. До сих пор это день лицеиста в России. Именитых (и.

Анализ стихотворения Баратынского Разуверение

4. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии «Разуверение»

Рассмотрим особенности художественной системы и поэтики Е. Баратынского на конкретном примере.

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты.

На первый взгляд мы видим в данной элегии конфликт лирического героя с внешним миром, что свойственно всем романтикам, уход лирического героя в мир сновидения:

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье…

Темой элегии становятся переживания лирического героя, испытавшего разочарование в этой жизни. Но при более близком рассмотрении оказывается, что переживания подвергаются анализу. Уже с первых строк становится ясно, что лирический герой, обращаясь к женщине, прекрасно осознает, что она не любит его, это всего лишь прихоть, ей не нужны его искренние чувства:

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей…

Чувств уже нет, это всего лишь имитация. Те чувства, глубокие и сильные, видимо, когда-то оказались обманом, сном:

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

и лирический герой не желает вновь оказаться в этом «обмане». Он не виноват в том, что не верит «увереньям», «не верует в любовь», не верит в «бывалые мечты». Он всего лишь подчиняется общему ходу жизни, в которой счастье невозможно, невозможна и истинная любовь:

В душе моей одно волненье

А не любовь пробудишь ты.

«Волненье» вместо любви. Высокие чувства обернулись для него обманом, и остались только какие-то получувства. Поэтому лирический герой и разочарован, а «прежнее» лишь «множит» его и без того «слепую тоску». Лирический герой не хочет вспоминать о пережитом, так как эти переживания доставляют ему только боль, поэтому он называет себя «больным» и просит его «не тревожить» в его «дремоте».

Мы видим, как на протяжении стихотворения чувство теряет свою одухотворенность. В этом нас убеждает выстроенный в элегии семантический ряд: нежность – обольщения – уверения – любовь – сновидения – слепая тоска – больной – дремота – бывалые мечты – одно волненье. Для того, чтобы его выстроить, необходим глубокий анализ своих переживаний. Может быть, поэтому неоднократно литературоведами и критиками высказывалась мысль о том, что «в элегиях Баратынского дана как бы целостная «история» чувства от его полноты до исчезновения и возникновения нового эмоционального переживания». (В.И. Коровин)

Элегия четко делится на две части. Если в первой части (1,2 четверостишия) лирический герой говорит о том, что было, о прежних чувствах (нежность, любовь и т.д.), то во второй части (3,4 четверостишия) мы видим то, что стало, вернее, то, что осталось от этих чувств. И герой размышляет не о прошлом, а над тем, к чему это «прошлое» привело (тоска, дремота и т.д.)Прежние чувства важны лишь потому, что их надо уразуметь, обдумать, понять, осмыслить и сделать вывод: любовь уже не вернуть, не «пробудить».

Если обратить внимание на синтаксис, то можно заметить, что о былых чувствах лирический герой говорит воодушевленно, взволнованно: об этом свидетельствуют восклицательные знаки, которыми заканчиваются первые два четверостишия. Воспоминания об этих чувствах вызывают у героя бурю эмоций, но доставляют боль. Он будто пытается убедить или оправдать свое теперешнее состояние. В третьем четверостишии, которое тоже заканчивается восклицательным знаком, тема уже сменилась, но герой еще не успокоился, он еще находится по властью эмоций. И в этом свете обращение «друг заботливый» звучит даже саркастично. Но в конце стихотворения мы видим, что лирический герой уже холоден и рассудителен. Он принял решение: он не желает возвращаться в тот обманный мир «сновидений», в котором пребывал ранее. Лирический герой, пусть и разочарованный, пусть и без любви, остается в мире реальном. И пусть жизнь без любви – это тоже «усыпление», «дремота», все же герой остается в ней со своими размышлениями, со своей «слепой тоской». Поэтому в конце элегии уже нет восклицательного знака, а стоит точка, свидетельствуя о том, что последнее четверостишие – это своеобразный вывод из предыдущего анализа собственных переживаний.

Теперь становится понятным и название стихотворения. «Разуверить» – значит лишить уверенности, лишить веры. Следовательно, лирический герой перестает верить в светлые искренние чувства, в идеалы, в человеческие отношения. И он ставит окончательную точку в вопросе о своих переживаниях. Ведь повествование ведется от первого лица, значит, о собственных переживаниях говорит герой. Он разуверился в существовании счастья и избрал для себя «иной путь».

Таким образом, можно сказать, что предметом стихотворения становится сама мысль о гибели подлинного чувства. А элегичность достигается именно тем, что логическое развитие мысли о гибели чувства сопровождается глубоким эмоциональным переживанием.

«Взгляни на звезды: между них милее всех одна!»

Капризная, непостоянная, ветреная, прекрасная и вдохновляющая – все это о ней, о Музе. Без музы нет поэта. Не прилетит она – из-под пера не выйдет не то что шедевр, реферат толковый. Не появился бы Евгений Баратынский как классик русской литературы, не повстречай он Аграфену Закревскую.

«Мой дар убог и голос мой не громок, Но я живу…»

Он родился в обычной дворянской семье, и будущее его было предопределено – беззаботное детство на лоне природы в родовом гнезде в Тамбовской губернии, с 10 лет Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, блестящая военная карьера, выход в отставку и возвращение в имение, удачная женитьба на скромной девушке из приличной семьи. Где же в этой стандартной схеме поэзия? Ах, ну кто же из «вьюнош горячих» не балуется стишками, даже не комильфо не черкануть в альбомах барышень пару рифмованных строчек!

Стартовал Евгений успешно, учился легко, но чтение вольнодумного Шиллера до добра не довело – основанное им вкупе с друзьями, такими же фантазерами-подростками, «тайное общество мстителей» от шалостей «во вред начальству» докатилось до банальной кражи денег, несовместимое с высоким званием офицера. Дерзких недорослей в назидание остальным исключили из корпуса без права состоять на военной службе, если только сами не захотят смыть позор потом и кровью – простыми солдатами, что для дворянина – позор вдвойне.

Баратынский со всем пылом, свойственным его романтически настроенному духу, раскаялся и принял тяжесть наказания по полной программе – стал солдатом Егерского полка. Когда он дослужился до унтер-офицера, казалось, что помилование не за горами, но судьба нанесла новый удар – дабы Баратынский не возомнил, что младший офицерский чин, дарованный ему за примерную службу, означает завершение его «голгофы», следующее место службы – это Финляндия, фактически ссылка.

Входивший тогда в состав Российской империи край представлял собой место мрачное и даже дикое – голые скалы, дремучие сосны, холодный ветер с моря. Но даже здесь душа алкает прекрасного и великого, и Баратынский слагает элегии, про которые сам Пушкин с долей шутки отзывается «Баратынский – чудо и прелесть, не буду после него печатать свою писанину!». До оценки «этот занятный юнец пишет как бог» оставался один шаг, и он был сделан, когда опальный офицер перешагнул порог гостеприимного дома генерал-губернатора Финляндии Закревского.

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист

«Как много ты в немного дней
Прожить, прочувствовать успела!»

…Человек ничего не решает, никогда не бывает готов, любовь обрушивается на него как неподъемный валун с вершины горы, и все прежние мысли и чувства, невзгоды и радости исчезают, душа стремится к одному – быть рядом с любимым существом, глядеть на него и не наглядеться, дышать с ним одним воздухом и не надышаться.

Евгений делает мыслимое и немыслимое в его положении ссыльного, чтобы бывать там, где блистает его Аграфена. Но нет, как фея может носить такое грубое имя?! И уж разумеется муза не должна откликаться на простенькую Грушеньку! Евгений нарекает любимую Альсиной, Магдалиной, Венерой – имена яркие, загадочные, как сама Закревская.

Альсина с детства была окружена обожанием родителей (старинной фамилии Толстые), бабушки-староверки и дедушки – богатейшего золотопромышленника. Никакого мало-мальски серьезного образования наследница огромного состояния не получила. Зачем? Девушке из приличного столичного семейства достаточно умения живо болтать по-французски и танцевать на балах.

Хотя бабушка и постаралась вложить в нее набожность и милосердие к ближним, истинной религией внучки стали собственные удовольствия, развлечения и романы. За ней вечно шел шлейф поклонников, и не стоит думать, что их привлекали ее миллионы, она действительно обладала яркой красотой: высокая, статная, с роскошными формами смуглянка резко выделялась на фоне бледных петербургских худышек. И темперамент под стать – Аграфена блистала остроумием, умела рассмешить даже самого унылого зануду и сама при этом заразительно хохотала. Жила жадно, кружила головы направо и налево, не вникая в смысл слова «любовь». И при этом ни капли жеманства и притворства, она, словно фейерверк, рассыпала вокруг себя брызги веселья и озорства. Дома, за закрытыми дверьми, этот эмоциональный накал часто оборачивался истериками и обмороками. Когда сам император предложил семье Толстых для 19-летней Грушеньки партию своего любимца, героя Отечественной войны 1812 года, 35-летнего графа Закревского, отец с радостью дал согласие. Ничего, что жених гол, как сокол, зато человек в летах и чинах, солидный, уравновешенный, по-военному строгий, сможет удержать взбалмошную Грушеньку в нужной ей узде.

Когда через пять лет брака Аграфена уехала в Италию на воды, исцеляющие «нервические припадки», светские сплетницы вынесли вердикт – надоело ветренице выслушивать нотации нелюбимого мужа, упорхнула на волю, погулять. Из-за границы донесся новый слух – супруга графа вляпалась-таки в историю, открыто сожительствует с князем Кобургским, без пяти минут королем Бельгии. Во избежание международного скандала беспечную Грушеньку вернули домой, а тут и назначение Закревского в Финляндию подоспело, став и для нее тоже своеобразной ссылкой.

Страшись прелестницы опасной,
Не подходи,обведена
Волшебным очерком она;
Кругом ее заразы страстной
Исполнен воздух.
Жалок тот,
Кто в сладкий чад его вступает:
Ладью певца водоворот
Так на погибель увлекает!

Беги ее: нет сердца в ней!

Разумом Баратынский понимает, как опасно попадать по влияние такой женщины, тем более для его страстной натуры, способной переступить за грани дозволенного обществом. Сойти с ума от любви, пустить пулю в лоб от ревности, спиться от отчаяния – все варианты, описанные в любимых Альсиной французских романах, встали перед ним с пугающей реальностью. Но чего стоит собственная судьба, если обожаемой Венере внезапно захотелось съездить в Петербург, и он сопровождает ее в карете до границы, рискуя попасть на гауптвахту.

Она возвращается в компании другого кавалера, и Баратынский проклинает свою ветреную музу, но мчится к ней, бросая службу, не дожидаясь зова. Она охотно принимает и его страсть, и его стихи, которые десятками, сотнями, рождаются из-под его пера и все до единого посвящены ей. Она даже по доброте своей хлопочет о помиловании унтер-офицера Баратынского перед мужем и государем, но, увы, в любви сердце ее не способно быть верным и постоянным, ведь вокруг столько соблазнов! Аграфена щедро одаривала своим вниманием молодых офицеров, бывших в подчинении мужа, но ее особенным благоволением пользовался вовсе не несчастный поэт, а граф Армфельдт, лихой вояка.

В 1825 году поэта произвели в офицеры, это означало полную реабилитацию и конец службе, давно ставшей в тягость, поскольку мешала быть подле Венеры. Баратынский немедленно подал в отставку и первым делом хотел в новом статусе свободного дворянина помчаться в дом Закревских, но друзья остановили – там не до тебя и твоих пылких речей, Аграфена ждет ребенка, муж отменил все увеселения.

Поэта словно спустили с небес на землю: «Я был поражен этим известием. Несмотря на это, я очень рад за Магдалину, дитя познакомит ее с естественными чувствами и даст какую-нибудь нравственную цель ее существованию». Та, которая представала для него женщиной роковой, рушащей чужие судьбы с улыбкой на устах, не обращая внимания ни на мнение общества, ни на авторитет супруга, оказывается, все эти годы страдала оттого, что не получалось стать матерью…

«Нет, обманула вас молва:
По-прежнему дышу я вами,
И надо мной свои права
Вы не утратили с годами!»

Он уезжает в Россию, и не успев толком обжиться, очень быстро, неожиданно для родных и друзей женится. Ход обычной для дворянина средней руки жизни, по мальчишеской глупости прерванный в юности, возобновился: «В Финляндии я пережил все, что было живого в моем сердце. Судьба, которую я предвижу, будет подобна русским однообразным равнинам». Его избранница, как и предполагалось, соседская дочка и полная противоположность Альсине, внешности далеко не романтической, зато нрава тихого, мягкого, добродетельного. Теперь Баратынский живет, как положено образцовому помещику, рачительному хозяину большого имения, его доходы ежегодно растут, его семейство так же прибавляется чуть ли не каждый год. Жена его обожает, дети радуют, но душа его целиком и полностью осталась подле финляндской Венеры.

Аграфена приходила к нему каждую ночь – в сновидениях. Она диктовала ему, как и что писать. В 1828 году он опубликовал поэму «Бал», и совершенно очевидно, кто выведен под именем главной героини Нины. Благодаря Аграфене Закревской в русской литературе впервые появился образ роковой красавицы, возбуждающей вокруг себя страсти, но не способной любить.

Тем временем Аграфена Федоровна становится важной дамой, Закревский назначен министром внутренних дел. Никаких шансов быть снова рядом с ней у Баратынского нет, он довольствуется слухами, которые по-прежнему окружают имя любимой, тем паче, что под ее чары попал еще один поэт и его добрый друг – сам Пушкин. Но в отличие от пылкого Евгения, Александр Сергеевич головы не терял, всего лишь пополнил свой донжуанский список и дал точный анализ характера Закревской: если для Баратынского она стала единственной на небосводе звездой, то Пушкин метко назвал ее «беззаконной кометой».

Правда, оба поэта были согласны друг с другом в том, что Аграфена в пылу страстей погубит сама себя во цвете лет, покинутая всеми, опустошенная. А беспечная муза пережила их обоих, родила двух дочерей, скончалась на девятом десятке и уж на склоне лет ей было, что вспомнить!

«Кто заглушит воспоминания
О днях блаженства и страдания,
О чудных днях твоих, любовь?»

Евгений Баратынский
«Звезда»

Взгляни на звезды: много звезд
В безмолвии ночном
Горит, блестит кругом луны
На небе голубом.

Взгляни на звезды: между них
Милее всех одна!
За что же? Ранее встает,
Ярчей горит она?

Нет! утешает свет ее
Расставшихся друзей:
Их взоры, в синей вышине,
Встречаются на ней.

Она на небе чуть видна,
Но с думою глядит,
Но взору шлет ответный взор
И нежностью горит.

С нее в лазоревую ночь
Не сводим мы очес,
И провожаем мы ее
На небо и с небес.

Себе звезду избрал ли ты?
В безмолвии ночном
Их много блещет и горит
На небе голубом.

Не первой вставшей сердце вверь
И, суетный в любви,
Не лучезарнейшую всех
Своею назови.

Ту назови своей звездой,
Что с думою глядит,
И взору шлет ответный взор,
И нежностью горит.

Экспресс- анализ стихотворения

Cтихотворение состоит из 8-ти строф (всего 32 строки)
Размер: разностопный ямб
Стопа: двухсложная с ударением на 2-м слоге ( — )
————————————————————————
1-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: звезд-ночном-луны-голубом.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

2-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: них-одна-встает-она.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

3-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ее-друзей-вышине-ней.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

4-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: видна-глядит-взор-горит.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

5-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ночь-очес-ее-небес.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

6-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: ты-ночном-горит-голубом.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

7-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: вверь-любви-всех-назови.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

8-я cтрофа – 4 строки, четверостишие.
Рифмы: звездой-глядит-взор-горит.
Рифмовка: ABAB – перекрёстная

Анализ стихотворения сделан программой в реальном времени

Используйте короткие ссылки для сокращения длинных адресов

Строфа

Строфа – это объединение двух или нескольких строк стихотворения, имеющих интонационное сходство или общую систему рифм, и регулярно или периодически повторяющееся в стихотворении. Большинство стихотворений делятся на строфы и т.о. являются строфическими. Если разделения на строфы нет, такие стихи принято называть астрофическими. Самая популярная строфа в русской поэзии – четверостишие (катрен, 4 строки). Широко употребимыми строфами также являются: двустишие (дистих), трёхстишие (терцет), пятистишие, шестистишие (секстина), восьмистишие (октава) и др. Больше о строфах

Стихотворная стопа

Стопа – это единица длины стиха, состоящая из повторяющейся последовательности ударного и безударных слогов.
Двухсложные стопы состоят из двух слогов:
хорей (ударный и безударный слог), ямб (безударный и ударный слог) – самая распостранённая стопа в русской поэзии.
Трёхсложные стопы – последовательность из 3-х слогов:
дактиль (ударный слог первый из трёх), амфибрахий (ударный слог второй из трёх), анапест (ударный слог третий).
Четырёхсложная стопа – пеон – четыре слога, где ударный слог может регулярно повторяться на месте любого из четырёх слогов: первый пеон – пеон с ударением на первом слоге, второй пеон – с ударением на втором слоге и так далее.
Пятисложная стопа состоит из пяти слогов: пентон – ударный слог третий из пяти.
Больше о стопах

Размер стихотворения

Размер – это способ звуковой организации стиха; порядок чередования ударных и безударных слогов в стопе стихотворения. Размер стихотворения повторяет название стопы и указывает на кол-во стоп в строке. Любая стопа может повторяться в строке несколько раз (от одного до восьми, и более). Кол-во повторов стопы и определяет полный размер стиха, например: одностопный пентон, двухстопный пеон, трехстопный анапест, четырёхстопный ямб, пятистопный дактиль, шестистопный хорей и т.д. Больше о размерах

Рифма

Рифма – это звуковой повтор, традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. Больше о рифмах

Читайте также:  Анализ стихотворения Баратынского Родина

Рифмовка

Рифмовка – это порядок чередования рифм в стихах. Основные способы рифмовки: смежная рифмовка (рифмуются соседние строки: AA ВВ СС DD), перекрёстная рифмовка (строки рифмуются через одну: ABAB), кольцевая или опоясывающая рифмовка (строки рифмуются между собой через две другие строки со смежной рифмовкой: ABBA), холостая (частичная рифмовка в четверостишии с отсутствием рифмы между первой и третьей строкой: АBCB), гиперхолостая рифмовка (в четверостишии рифма есть только к первой строке, а ожидаемая рифма между второй и четвёртой строкой отсутствует: ABAC, ABCA, AABC), смешанная или вольная рифмовка (рифмовка в сложных строфах с различными комбинациями рифмованных строк). Больше о рифмовке

«Мой дар убог», анализ стихотворения Баратынского

История создания и публикации

Стихотворение было написано в 1828 году и впервые опубликовано в альманахе «Северные цветы на 1829 год» вместе с другими стихотворениями Баратынского, под общим заглавием «Антологические стихотворения». В 1835 году было перепечатано в собрании стихотворений и поэм Баратынского (Стихотворения Евгения Баратынского. М., 1835. Ч. 1: Стихотворения. Ч. 2: Поэмы), с незначительным разночтением стихов 4 – 5.

Композиция, образы, тропы

В отношении композиции стихотворения прежде всего бросается в глаза мастерский перенос окончания фразы, начатой в первой строфе, – во вторую:

Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:

Его найдёт далёкий мой потомок

Таким образом, основной смысл поэтического послания («Моё бытие – в моих стихах») чётко распадается на две равные, равнозначные части: бытие и стихи. «В моих стихах» – это композиционная ось стихотворения, скрепляющая обе части воедино.

Далее бросается в глаза, насколько по-разному сделаны эти части. Основное поэтическое средство первой строфы – эпитеты, но какие! Все они, кроме одного, представлены не полными (как обычно), а краткими прилагательными – знаками того, что земное бытие человека преходяще, хоть кому-то и «любезно». И лишь эпитет последнего стиха первой строфы – далёкий потомок – принадлежит к числу так называемых постоянных эпитетов: потомок далёк всегда.

Совершенно иначе сделана вторая часть – вторая строфа стихотворения. Ведь когда поэт в первой части пытается кратко представить основные черты своей личности, своего бытия – он делает это обычным, описательным образом, и тут ему на помощь приходят эпитеты. Во второй части рассказ ведётся о том, что вообще делают или должны делать стихи, каково их главное предназначение в будущем, для которого они только и существуют, и каким представляется поэту воздействие его стихов на душу далёкого потомка:

Как знать? Душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И, как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.

В этой строфе нет ни одного эпитета, ни одного тропа – они здесь неуместны, здесь ясно и просто говорится о важном. А ведь для души нет ничего важнее, нежели быть понятой, услышанной: душе в её земном бытии, «в поколенье», важнее всего найти друга. Теперь до конца становится понятна мысль первой строфы: другу – вот кому «любезно» наше бытие. Найти «в поколенье» друга важнее, чем найти «в поколенье» читателя. Только друг точно способен понять душу поэта, а поймёт ли её иной читатель-современник (не друг) – Бог весть.

Однако если стихи, которые и есть душа поэта, будут существовать и после его физической смерти, то вот тогда читатель станет жизненно необходим: ведь без него и душа поэта не будет существовать. Она не сможет существовать, если не «окажется с душой его (читателя) в сношенье». Два последних стиха афористически соотносят друга и читателя, ставя знак равенства между ними. Но только первый (истинный друг) может существовать лишь «в поколенье», а второй (истинный читатель) – «в потомстве».

Тема, жанр и литературное направление

Тема данного стихотворения – смысл и назначение поэзии в настоящем и в будущем. Соответственно стихотворение принадлежит к такому жанру (виду) лирики, как стихи о поэте и поэзии. Этот жанр является столь же древним, как сама лирика: видимо, именно поэтому данное произведение было представлено в цикле «Антологические стихотворения».

Особенно популярен этот жанр стихов о поэте и поэзии в европейской лирике эпохи Баратынского – эпохи позднего, исполненного саморефлексии, романтизма. Поздний романтик готов признать свой дар «убогим» и голос «негромким» на том простом основании, что его и не прельщает блеск «богатых» всяческими достоинствами, «громких» и «правильных» стихов. Голос истинного поэта и не должен звучать «в потомстве» громче, чем «в поколенье» звучала сама его личность, его душа. А ведь именно «в потомстве» у истинного романтика появляется шанс быть услышанным: творчество его предназначено не для того, чтобы «отразить» современность, а для того, чтобы «прорваться» в вечность или по крайней мере в будущее, где ждёт его пускай один, но истинный ценитель.

Метр, ритм, особенности рифмовки

Стихотворение написано тем же размером – пятистопным ямбом, с чередованием женской и мужской рифм, – что и стихотворение под названием «Муза» («Не ослеплён я музою моею…»), созданное в следующем, 1829 году и тоже впервые опубликованное в альманахе «Северные цветы», но уже на следующий, 1830 год. Таким образом, «Муза» звучит и воспринимается как своеобразное продолжение стихотворения «Мой дар убог…». Впрочем, рифмовка там иная: если в данном стихотворении она кольцевая (опоясывающая), то в стихотворении «Муза» первый и третий катрены написаны чередующимися рифмами, а второй последовательными.

Особого внимания от читателя «в потомстве» требует рифма «мое» / «бытие», где рифмуется звук je. Вот что пишет об этом современный филолог С. А. Фомичёв:

«По инерции обыденной первой строки обычно и вторую произносят: «Но я живу, и на земли моё», — пренебрегая окончанием предыдущего слова. И получается невозможная для стиха Баратынского стилистическая какофония. Нет, у него — коли «на земли», так непременно «мое», то есть опять же архаическая (а, стало быть, отнюдь не обыденная) форма слова, требующая соответствующей рифмы в третьей строке: «бытие» (а ни в коем случае не «бытиё», житьё-бытьё).

Вообще пристрастие Баратынского к рифме с огласовкой на архаическое е вполне очевидно».

Обретение «читателя в потомстве»

Таким читателем стал Осип Мандельштам. В статье «О собеседнике» (1913) он сравнил данное стихотворение с «запечатанной бутылкой», которую «мореплаватель в критическую минуту бросает в воды океана»:

«Читая стихотворение Баратынского, я испытываю то же самое чувство, как если бы в мои руки попала такая бутылка. Океан всей своей огромной стихией пришёл ей на помощь, — и помог исполнить её предназначение, и чувство провиденциального охватывает нашедшего. В бросании мореходом бутылки в волны и в посылке стихотворения Баратынским есть два одинаковых отчётливо выраженных момента. Письмо, равно и стихотворение, ни к кому в частности определённо не адресованы. Тем не менее оба имеют адресата: письмо — того, кто случайно заметил бутылку в песке, стихотворение — «читателя в потомстве». Хотел бы я знать, кто из тех, кому попадутся на глаза названные строки Баратынского, не вздрогнет радостной и жуткой дрожью, какая бывает, когда неожиданно окликнут по имени».

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

17.11.2019

Баратынский Е. “Весна, весна! Как воздух чист!”

Главные герои стихотворения “Весна, весна!” и их характеристика

  1. Душа поэта. Ликующая и радостная, восторженная, забывшая о заботах.

План пересказа стихотворения “Весна, весна!”

  1. Чистый воздух и лазурь
  2. Высокие облака
  3. Ручьи и река
  4. Голые деревья и листва
  5. Песня жаворонка
  6. Душа – птичка
  7. Радостный пир
  8. Счастье забвения

Главная мысль стихотворения “Весна, весна!”
Весной оживает не только природа, но и душа человека.

Чему учит стихотворение “Весна, весна!”
Стихотворение учит радоваться жизни, радоваться красоте природы, радоваться приходу весны. Учит забывать о тревогах и заботах, учит беззаботно веселиться.

Отзыв на стихотворение “Весна, весна!”
Мне понравилось это стихотворение, потому что в нем поэт не просто показал чудесное пробуждение природы весной, но и объяснил, что человек должен радоваться жизни. Поэт говорит, что красота природы, чувство единения с ней, заставляют человека забыть про свои беды и вновь научиться наслаждаться жизнью.

Анализ стихотворения “Весна, весна!”
Стихотворение “Весна, весна!” написано Евгением Баратынским в 1832 году.
По жанру это лирическая, пейзажная зарисовка, близкая по стилю к оде. В центре сюжета восхищение поэта наступившей весной. Закончилась темная зима, все блестит и сверкает, шумит и поет. И душа человека оживает вместе с природой.
Стихотворение состоит из восьми четверостиший.
Размер стихотворения – ямб, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Весна, весна!”
Эпитеты: солнечным лучам, торжествующем хребте, ветхий лист, незримый жаворонок, заздравный гимн.
Метафоры: лазурию живой, на крыльях ветерка, древа обнажены, поет гимн, душа журчит, летает, ликует.
Олицетворения: небосклон слепит очи, ласкаясь облака, шумят ручьи, взревев река,
Перифраз: дочь стихий, забвенье мысли.
Гипербола: под солнце взвился.
Анафора: Весна, весна!

Пословицы к стихотворению “Весна, весна!”
Матушка весна, всем красна!
Пришла весна, так уж не до сна.
От радости и старики молодеют.
Сколько проталинок, столько и жаворонков.
Голова седая, а душа всегда молодая.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Весна, весна!”
Весна. Воздух чист и небо ясно. Оно слепит очи поэта лазурью.
Весна. Высоко в небе летают облака, ласкаясь к солнечным лучам.
Всюду шумят и блестят ручьи, а река несет поднятый лед.
Деревья еще голые, но листья на земле душистые и шуршащие.
В яркой вышине жаворонок поет гимн весне.
И душа поэта бежит с ручьями и поет с птичкой.
Поэт удивляется, что его душа так радуется весне и словно пирует вместе со стихией.
Поэт говорит, что счастлив тот, кто в радости забывает о нуждах.

Читать стихотворение “Весна, весна! Как воздух чист”
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!

Ссылка на основную публикацию