Анализ стихотворения Разлука Барто

Анализ стихотворения Барто Разлука

Агния Барто – детская поэтесса. Мы знаем её стихи с дошкольного возраста, они всегда нас учат чему-то важному и полезному. «Разлука» – стихотворение, повествующее о мальчике, мама которого уехала. Но почему же, несмотря на заглавие, герой поначалу не печален?

Гаммы, то есть музыкальные занятия, поход к врачу, иначе говоря, забота о здоровье, уроки математики, позже отказ от вредного после болезни купания в холодной воде, уборка, гигиена, здоровое, правильное питание – все эти дела мальчик делает по указанию мамы и, как он сам отмечает, только для нее. Получается, ребенок любит свою маму, и ради нее готов даже делать то, что ему не нравится. Его отношение к запретам, конечно, негативное. Об этом говорит нам слово «какие-то», сказанное с оттенком безразличия и незаинтересованности.

Вдруг она уезжает, и нам кажется, все запреты сняты, гаммы заброшены, включен телевизор, однако малыш скучает и грустит. Ведь кого-то не хватает, и ему не придумать, чем бы заняться. Уже невольно вместе с прической актрисы в голову приходит дорогой мамин образ. Еще десять дней! Папа тоже скучает без нее, просит мальчика потерпеть. Образовавшуюся внутри пустоту разлуки герой заполняет привычными действиями: уборка спичек, мытье рук, печальные занятия гаммами.

Особый литературный прием парцелляции лишь усугубляет одиночество – «без мамы». В это мгновение приходит понимание того, что все дела, полезны, в первую очередь, ему. А родители лишь воспитывают его, помогая учиться и запрещая то, что вредно для здоровья.

Поэтесса в стихотворении воспитывает в нас любовь к учебе, через, определенно, положительный образ своего персонажа. Но через эту ситуацию Барто хочет передать своим маленьким читателям о необходимости послушания родителям, потому что те плохого не посоветуют.

Анализ стихотворения Разлука Барто

Прекрасная поэтесса, которая всю свою жизнь посвятила детскому творчеству, так как все ее произведения были адресованы именно этой возрастной категории. Нужно отметить одну очень важную составляющую ее произведений: все они носят очень яркий воспитательный характер, так как прочитав любой из них, ребенок познает мир.

В стихотворении «Разлука», речь идет про одного мальчика, который остается на попечении отца, так как его родная, любимая мама уезжает по своим делам, но она дает ему строгий наказ, наказ, который состоит из заданий, которые он должен беспрекословно выполнять.

Мальчик не желает это делать, но слово матери, для него закон, и он обязан все выполнять, строго по списку. Занимаясь этими нелюбимыми делами, он немного отвлекается, но в последствии, начинает очень сильно грустить, так как отец, не может ему заменить маму.

Пройдет долгий десять дней, и он ее снова встретит, но самое важное то, что этот паренек, будет благодарен своей маме за то, что она его учила дисциплине и порядку, который сделал из него настоящего человека, который способен жить самостоятельно.

Это стихотворение, носит очень поучительный и воспитательный характер для всех детей, так как каждый из них, сможет вынести что тог свое, для себя полезное из этой истории, истории, которая на первый взгляд может показаться простой и обыденной, но это не так, так как основная суть в том, что всегда нужно слышатся свою родную мать, которая плохого не пожелает.

Картинка к стихотворению Разлука

Популярные темы анализов

Произведение «Береза» Есенин пишет в 1913 году, автору тогда только стал совершеннолетним. В это время поэт проживает в столице, но в своем творчестве всегда будет верным родным краям. Стихотворение словно посвящается березе,

«Песнь о собаке». Казалось бы, это название смешно, но стихотворение само ни грамма не смешное. Оно о жестокости людей и беззащитности животных перед ними. Стихотворение начинается невинной картиной: собака ощенила семерых щенят.

В данном произведении читатель легко может услышать типичные для творчества Есенина сожаление, которое следует сразу за грубостью. Стих был написан в 1924 году, за год до кончины писателя. В это же время он занимается написанием

В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было

Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно,

Урок литературного чтения по теме А.Л. Барто “Разлука”

Цели:

  • расширить представление детей о творчестве А.Л.Барто;
  • познакомить с новым стихотворением;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • помочь найти и понять главную мысль стихотворения: продолжать формировать
  • навык анализа стихотворения;
  • воспитывать любовь и уважение к мамам, стремление помогать им во всём.

Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка её книг, скороговорка на доске.

I. Организационный момент

II. Гимнастика для языка

– Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

III. Проверка домашнего задания .

– Что было задано на дом?
– О какой птице написал поэт в своём стихотворении?
– Интересно узнать, а что вы написали об этой птице.
– Что нового узнали ещё о ней? (чтение учениками своих рассказов, показ рисунков).

2. Чтение стихотворения наизусть.

– Каким назвал автор голос кукушки? Почему?
– О чём он хотел, чтобы ему напоминала кукушка?

3. Переход к новой теме:

– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать?
– Какие произведения входят в этот раздел?
– А вы любите стихи?

4. Игра «Продолжи». Я начну читать, а вы продолжайте.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте
И двумя ногами вместе)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

– Назовите автора этих стихов?
– Как вы думаете, зачем я прочитала её стихи?

IV. Рассказ учителя о А.Л. Барто

А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Её стихотворения из темы «Игрушки» вышли в 1936году.

Во время войны она ездила на фронт, выступала перед бойцами, работала на заводе, в токарном цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае 1945 года у неё умер сын.
Но она не переставала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей: стала вести передачу «Найти человека». Вы смотрите по телевизору «Жди меня»? Та передача была такой же, но по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила 927 семей.
А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.

– Ребята, а какой человек может верить в чуткость других? (Если сам он добрый, чуткий). Вот посмотрите на портрет А.Л.Барто и скажите, какие черты выражены на её лице?

А.Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.

V. Работа по новой теме

– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.

разлука – отлучение друг от друга на определённое время,
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся, командировка – отъезд, связанный с работой,
витает – носится в вышине,
малость – чуть-чуть,
печально – грустно, тоскливо.

– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

2. Первичное чтение учителем.

– А сейчас я задам вам вопрос, на который вы дадите ответ после чтения стихотворения.
– Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя?

3. Чтение учащимися.

– Прочитайте и скажите, почему мама и сын были в разлуке?

4. Беседа по содержанию стихотворения.

– Прочитайте отрывки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям этого стихотворения?
– Чем занимается мальчик в отсутствие мамы?
– Как вы думаете, изменилось ли мнение мальчика, что он всё делает только для мамы, к концу стихотворения?
– А кто согласен с героем?
– А что произошло дальше?
– Как наслаждается мальчик свободой?
– Нравится ли мальчику бездельничать?
– Чем начинает заниматься мальчик?
– А как видно, что мальчик тоскует?
– Что он понял?
– Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете?
– А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта?

5. Работа над выразительностью стихотворения.

– По настроению на сколько частей можно разделить текст? (2)
– Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о чем будет говориться во 2 части?

1 часть – с радостью, с гордостью за маму
2 часть – грустно, показать скуку

– Давайте попробуем прочитать, показывая эти чувства.
– Прочитайте 1 часть, прочитайте 2 часть.
– Дома ещё поработаете над выразительностью стихотворения.

6. Воспитательная часть урока.

– Что вы взяли для себя из этого урока? (Надо любить, уважать, беречь маму, слушаться её).
– Да, недаром говорят: «Ближе матери друга нет». Она и обогреет, и накормит, и посоветует, и приласкает.
– Ещё какие пословицы о маме знаете?

(Чтение пословиц детьми).

– Послушайте, я ещё одну пословицу прочитаю.

Медведица называет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего ёжика – мягоньким.

– Как вы понимаете эту пословицу? (Объяснение)
– Надеюсь, вы тоже будете относиться к своей маме с любовью и уважением, не будете её огорчать, ведь вы для них самые дорогие и любимые.

VI. Подведение итога урока

VII. Домашнее задание

Подготовиться выразительному чтению стихотворения.

Урок чтения А. Л. Барто .Разлука
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок литературного чтения .А.Л.Барто

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_chteniya_3_klass_barto.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 3 классе.

Автор: Кирова Лилия Владимировна

Тема: А. Л. Барто «Разлука».

– расширить знания детей о творчестве А.Л. Барто;
– формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
– побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного досуга.

Предметные: познакомятся с содержанием произведений А.Барто ;

Научатся выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения.

Познавательные: анализировать литературный текст; выявлять основную мысль произведения;

Регулятивные: читать осознанно, бегло, выразительно, осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: отбирать аргументы для доказательства своей точки зрения, строить диалог, вырабатывать критерии оценивания поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Личностные : проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, осмыслять базовые ценности, рассказывать о своих чувствах, делиться своим эмоциональным состоянием.

Оборудование : портрет А.Л. Барто, компьютер, компьютерная презентация по теме урока.

Добрый день уважаемые гости , добрый день ребята!

Давайте поприветствуем друг друга по-европейски(рукопожатия), а теперь по-японски, а сейчас привычным для вас способом(помахать рукой), а в одной африканской республике протягивают сразу две руки и при этом дуют на них(попробуйте). Поприветствуйте наших гостей (Повернулись ,кивнули)

Садимся, спинки прямые , ножки вместе …

– Мы рады видеть вас! (Вместе)

– Поднимите руки любит, когда приходят гости? Это приятно , но и ответственно. Давайте настроимся на работу и постараемся провести урок так, чтобы он запомнился нашим гостям, и им ещё раз захотелось прийти к нам.

2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.

1. На доске в качестве эпиграфа написано высказывание из песенки

«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

(Любое дело надо делать с хорошим настроением, только так оно пойдет на пользу и принесет успех, а если учиться без настроения, то можно многое пропустить и не запомнить)

Настроились на работу.

Урок наш начнем с речевой разминки.

Представьте, что вы в лес попали , вокруг много одуванчиков, подуйте на них (вдох , дуем) , повторите 3 раза

Представьте ,что вы барабанщики. Произнесите звук Д чередуя громко /тихо. Поиграем в «ЭХО» (смех, экран, олень, мель, коса, уточка)

Наша речь должна быть красивой и в этом нам помогают скороговорки. У вас на партах у каждого лежит скороговорка. Потренируйтесь в полголоса произнесите ее, а потом мы вас послушаем.

4 .Проверка домашнего задания.

Ребята, что было задано на дом? (Стихотворение наизусть С. Маршака) . Прежде чем приступим к прослушиванию , давайте вспомним как правильно читать стихи наизусть

(Сообщить ФИО автора и название, передаем настроение стихотворения, делаем где надо паузы, правильно ставим ударение)

Оценка “5” – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка”4″ – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка “3” – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Попрошу Вас слушать внимательно, своих товарищей, оценивать будете вы.

5. Переход к новой теме. :

– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать?
– Какие произведения входят в этот раздел?
– А вы любите стихи?

6. Игра «Продолжи». Один начинает читать, а вы продолжайте.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте
И двумя ногами вместе)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

– Назовите автора этих стихов?

Тема сегодняшнего урока : А. Л. Барто «Разлука».

7.Сообщение цели: расширим представление о творчестве А.Л. Барто; познакомимся с новым стихотворением; будем развивать навык выразительного чтения; найдем главную мысль стихотворения: продолжим формировать навык анализа стихотворения; продолжим воспитывать любовь и уважение к мамам, стремление помогать им во всём.

8. Знакомство с биографией. (Сопровождение файлами из презентации)

Сегодня, услышав имя Агнии Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: « Да – да, конечно, помню эти стихи с детства» .

Расскажет нам о биографии писательницы группа «литературоведов»

1. Агния Львовна Барто –родилась в 1906 году в Москве в семье ветеринара. Настоящее имя – Гетель Лейбовна Волова. Отец ее – Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, и в доме у них всегда было много разных животных. Она получила прекрасное образование, с раннего детства занималась музыкой и танцами. У каждого в детстве есть мечта – Агния мечтала стать шарманщиком.

2. Стихи начала писать еще в гимназии и продолжила в балетном училище. Первые стихи для детей Агния Львовна сочинила в соавторстве со своим мужем, поэтом Павлом Барто.

В 1925 году увидели свет два ее сборника – «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка», после которых новые книги уже следовали одна за другой.

3. В 1936 г. издан знаменитый цикл миниатюр “Игрушки” — по сегодняшний день самое известное произведение Агнии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: “Братишки” (1928), “Мальчик наоборот” (1934), “Снегирь” (1939). Некоторые ее стихи стали известными песнями.

4. В конце тридцатых она попробовала себя в качестве кинодраматурга, написав совместно с Риной Зеленой сценарий фильма «Подкидыш» “Слон и веревочка”, “Алеша Птицын вырабатывает характер”. . Во время войны Барто некоторое время работала корреспондентом на Западном фронте, писала военные очерки и стихи, выступала на радио.

5. В самом конце войны, перед Днем Победы в семье

А. Л. Барто произошло большое несчастье – погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львовна стала ездить по детским домам, где жили сироты – жертвы войны. Там она снова убедилась в том, насколько дети неравнодушны к поэзии. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться.

В послевоенные годы в течении 9 лет А. Л. Барто вела на радио передачу «Найти человека» ,в которой занимались поисками людей, которые были разлучены войной. Около 1000 семей воссоединились благодаря передаче. Позже Агния Барто напишет повесть «Найти человека».

6 . В 1976 году ей была присуждена Международная премия им. Г. Х. Андерсена за большой вклад в детскую литературу. А еще у нее было много орденов и медалей.

7. Астрономы назвали именем поэтессы маленькую звезду, расположенную между орбитами Марса и Юпитера.

8. Умерла А. Л. Барто 1 апреля 1981 г. в городе Москве. После нее осталась полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись.

Вправо, влево наклонись.

Руки вверх! Перед собой!

Топни правою ногой!

Повернись направо к другу

Пожелай ему успеха

Улыбнись и за парту садись.

Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом. И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем. Маму крепко обнимаем.

9. Работа по новой теме

– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА».

Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения. Группа «филологов» нам помогут с ними разобраться.

разлука – отлучение друг от друга на определённое время,
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся,

командировка – отъезд, связанный с работой,
витает – носится в вышине,
малость – чуть-чуть,
печально – грустно, тоскливо.

– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ.

Как думаете по названию стихотворения можно ли определить о чем пойдет речь ?

-Откройте учебники на стр.112 и рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

Кто станет героем стихотворения?

– Что можно рассказать об этом мальчике?

Какое оно будет веселое или грустное? Сейчас проверим ваш прогноз.

10. Первичное чтение (Знакомство со стихотворением.)

Исполняют наши «Артисты». Слушаем внимательно.

Спасибо группе артистов.

– Совпали ли наши предположения с содержанием стихотворения?

О чём задумались во время прослушивания? (высказывания детей)

Прочитайте теперь самостоятельно стихотворение .

От имени кого написано стихотворение?

–Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой. )

-Перечислите что делал мальчик для мамы.

– Почему мальчику целый вечер нечем заняться?

– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?

– Действительно ли всё это он делает для мамы?

Мальчик ест морковку, но он не просто ее ест он ест овощи и фрукты, которые дает мама, а во фруктах витамины, которые необходимы для рост и здоровья детей. Это морковь, свекла, яблоки.

Все что мы перечислили, это когда мама была дома.

3) Где теперь мама? Прочитайте.

4) Изменилась ли жизнь мальчика после отъезда мамы?

(отложил в сторонку гаммы)

(нагляделся в телевизор)

Ребята. Он сидел за телевизором столько, сколько он хотел, а это вредно для зрения. Телевизор нужно смотреть в определенное время и смотреть детские передачи.

Что он увидел по телевизору? (Там у них одна актриса ходит в маминой прическе)

Что же подразумевает Агния Барто под этими строчками? (что мальчик очень скучает по маме и потому ее видит повсюду)

Посмотрите на последнюю картинку. Что на ней изображено?

Посмотрите на их настроение.( Им грустно, скучно без мамы.)

Как папа старается успокоить мальчика?

1) Что теперь делает мальчик?

2) по привычке или от скуки мальчик делает?

Рассудить с детьми, что его к этому приучила мама, что все нужно выполнять правильно, поступать хорошо и добросовестно.

1) ребята, какое произведения мы прочитали?(Разлука)

А жанр? Как вы это поняли?

2) Почему Агния Барто его так назвала?

3) Какое чувство вызвало у вас произведение?
А вы бы могли сказать, что это произведение написано от вашего имени? Почему? ( Потому что бывают дни когда приходится расставаться с мамой, а без нее скучно, грустно)

Что хочется пожелать всем деткам?

Пусть наши мамы всегда будут рядом с нами! И у них всегда будет хорошее настроение!

А от кого оно зависит?

Как будем к мамам относиться?

Чтобы лучше понять стихотворение и научится выразительно читать проделаем следующую работу.

-Найдите глаголы. Прочитайте стихотворение, выделяя их голосом.

-Найдите имена существительные. Прочитайте, выделяя их голосом.

-Как, по-вашему, автор относится к мальчику?(переживает, сочувствует)

А теперь каждый сам должен попытаться прочитать выразительно.

Но сначала давайте обратим внимание на некоторые моменты. .

Как вы думаете, как стоит прочитать первую часть, что мальчик в этот момент переживает? (он обижен ,сердится ,что все делал для мамы, а ее нет)

А как думаете какое слово надо выделить голосом? (Стоит делать смысловое ударение на слово «ВСЕ».)

Обратите также внимание, что под конец чувствует наш герой? ( наш герой, будто расстраивается) Значит интонация должна стать более спокойной, грустной.

Прочитайте 2 раза стихотворение шепотом , а потом мы вас послушаем.

12. Первичное применение полученных знаний.

-Ваше время на самоподготовку закончилось. Кто хочет выразительно прочитать стихотворение? Прочитайте стихотворение выразительно. У вас получится, если вы представите себя на месте мальчика.

Ученики по желанию с места выразительно читают стихотворение.

Викторина: Про кого и из чего?

1.Кого девочка оставила мокнуть под дождем? (Зайку бросила хозяйка)
2.Из чего была сделана кукла Зина, которую купили в магазине?
(Купили в магазине резиновую Зину)
3.Кого дети решили прокатить в грузовике? (Кота)
4. Куда поехал герой стихотворения «Я люблю свою лошадку»? (В гости)
5.В какой класс поступал мальчик Петя, который просыпался десять раз?
(В 1 класс)
6.Какой кружок не посещала болтунья Лида? (Танцевальный кружок)
7.Как звали девочку-рёвушку? (Это Ганя-ревушка)
8.Какого цвета была юбка у героини стихотворения «Любочка»? (Синего)
9.Как помогла Танюша своему брату в стихотворении «Помощница»?
(Утром брату помогала,— он с утра конфеты ел.)
10.Кто бродил возле елки в стихотворении «Дело было в январе»?
(Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.)
11.Что нужно было повторить Сереже в стихотворении «Сережа учит уроки»? (Озера начал повторять и горы на востоке).
12.Кого держал мальчик в пустой спичечной коробке в стихотворении «Юный натуралист»? (В пустой коробке спичечной четыре муравья).
13.О каком насекомом говорится в стихотворении «Фонарик»?
(Мне не скучно без огня –
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком –
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой. )
14.Какую рыбу хотел (мечтал, собирался) поймать любитель – рыболов?
(Сейчас поймает окуня любитель-рыболов.)
15. О какой веревочке говорится в стихотворении «Веревочка»?
(Прыгалка-скакалка)
16.Про какую страшную птицу написала А.Л.Барто? (Про воробья)
17.Кем являются в классе девочки из стихотворения «Мы с Тамарой»? (Санитары)
18.Кто из членов семьи был на футболе с Петей? (Бабушка)

21.Какое стихотворение имеет такое же название, что и одна из басен
И. Крылова? (Квартет)

23.Назовите стихотворения о мамах?
(Разлука. Мама. Мама-болельщица. Мама поет. Разговор с мамой)
24.Кто из героев самостоятельно пек блины и что из этого получилось?
( Павлик:
Осрамился наш герой –
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!)

26. Что смотрели в театре Люба с подругой? (Балет)
27.Какое стихотворение А.Барто называется как русская народная сказка? (Гуси-лебеди)

29.Кто из героев стихотворения так говорил: « А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!» ( Лида)

Вот и подошел к концу наш урок.

Чему учились на уроке?

А теперь мне бы хотелось посмотреть какое впечатление произвел на вас урок.

Кому было интересно, узнал для себя новое поднимите зеленую карточку.

Кому урок показался скучным, поднимите желтую карточку.

Кто сожалеет о том что попал на этот урок и потерял время зря поднимите красную карточку.

Вы сейчас пойдете домой о чем напомнили вам цвета карточек?

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ АГНИИ БАРТО «РАЗЛУКА»

А́гния Льво́вна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка (см. Приложение 1). Родилась 4(17) февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Её отец, Лев Николаевич Волов (1875—1924), был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична Волова (урождённая Блох; 1881—1959), занималась домашним хозяйством. Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года.

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто автор — их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

Стихотворение «Разлука» (см. Приложение 2) входит в сборник стихотворений «Думай, думай…» (1978) [1,c.3]. Произведение изучается в 3-ем классе и помещено в учебник «Родная речь» часть 2, составителями которого являются Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий [2, ]

Проанализируем название стихотворения. Словарь С.И. Ожегова, [3,c.649] дает несколько определений: «Разлука: 1) О друзьях, близких: расстаться, разлучиться, удалиться друг от друга; 2) Жизнь в дали от того, кто близок, дорог.

Не читая произведения, мы можем только догадываться о чем оно. Но проведя опрос студентов (10 человек) выяснилось, что слово разлука ассоциируется у них с грустью, тоской, печалью, с прощанием и даже со слезами. Мы можем сделать вывод, что, скорее всего речь пойдет о чем – то грустном. Эти же эмоции мы видим на картине Корзухина Алексея Ивановича «Разлука» (Приложение 3).

В первом четверостишии «Всё я делаю для мамы:/ Для неё играю гаммы,/ Для неё хожу к врачу,/ Математику учу» автор акцентирует наше внимание на повторе личного местоимения с предлогом, желая показать читателям, что герой произведения делает все вышеперечисленное не для себя, не для кого – то другого, а именно для нее, для мамы.

В сознании читателя сразу появляется образ ребенка, любящего свою маму, который не хочет огорчать и расстраивать её. Но о разлуке здесь не написано и это вызывает интерес читателя.

В следующем четверостишии «Все мальчишки в речку лезли,/ Я один сидел на пляже,/ Для нее, после болезни,/ Не купался в речке даже» мы замечаем перемену в настроении героя. Если до этого все было хорошо, то теперь он испытывает досаду из-за того, что не искупался в речке, не желая огорчать маму. И вроде бы нам даже жалко его, но с другой стороны ведь он только после болезни и становится ясно, что купание не пошло бы ему на пользу.

О маме мы сказать еще ничего не можем, для нас важнее состояние героя.

Следующая часть: «Для неё я мою руки, / Ем какие-то морковки …/ Только мы теперь в разлуке./ Мама в городе Прилуки,/ Пятый день в командировке». Город Прилуки – Украина, Черниговская область (см. Приложение 4).Используя неопределенное местоимение какие – то, автор показывает нам, что герою безразличны все эти дела, мы понимаем, что ему это не нужно, ему скучно, неинтересно. И вот здесь появляется образ мамы, нам кажется, что она заставляет ребенка выполнять действия, которые ему неприятны. Здесь же, мы впервые в произведении сталкиваемся со словом разлука, но вызывает ли оно в нас те чувства, которые были заложены в этом слове изначально? Нет. Мы видим, что ребенок не испытывает грусти, скорее даже облегчение, ведь пока мамы нет, можно не заниматься теми делами, которые он выполняет исключительно для нее, для мамы.

Подтверждением этого служат следующее четверостишие: « Ну, сначала я, без мамы,/ Отложил в сторонку гаммы,/ Нагляделся в телевизор/ На вечерние программы» и автор даже пунктуационно выделяет личное местоимение я от сочетания без мамы. Герой как бы говорит, что теперь он сам может выбирать, что ему делать. Автор таким способом показывает самостоятельность и независимость ребенка в данное время, а мы даже рады, что герой получил свою капельку свободы, такую желанную и необходимую.

Но уже в следующих строчках произведения становится понятно, что герой не может сам выбрать себе подходящее, полезное занятие: «Я сидел не слишком близко,/ Но в глазах пошли полоски./ Там у них одна артистка / Ходит в маминой прическе…», невольно он вспоминает о маме и нотки грусти слышатся в его словах.

Далее герой подводит итог: «И сегодня целый вечер/ Что-то мне заняться нечем!», ребенок произносит эти слова с долей обиды и досады, но почему? Казалось бы, вот она долгожданная свобода, но без мамы это свободное время становится бесполезным и уже ненужным, теряет смысл. В этой части произведения отчетливо прорисовывается первоначальное эмоциональное состояние от слова разлука.

В следующем четверостишие появляется новый герой – отец мальчика: «У отца в руках газета,/ Только он витает где- то,/ Говорит: – Потерпим малость,/ Десять дней еще осталось…». Здесь нужно объяснить маленьким читателям значение слова «витает»: Витать – предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности. Именно это слово дает читателям понять, что папа мальчика тоже не знает, как и куда применить свободное время, и хотя держит в руках газету, вместе с ребенком мечтает о скором возвращении мамы. Отец понимает маленького героя и пытается успокоить и утешить сына. Автор показывает нам это с помощью слова «потерпим». Словарь C.И. Ожегова [3,c.572] дает шесть значений слова потерпеть: 1) Безропотно и стойко переносить что-н.; 2) Мириться с наличием, существованием кого-чего-н.; 3) Испытывать что-н. (неприятное, тяжелое); 4) Не требовать срочного исполнения, немедленного решения; 5) Проявить терпение в течение некоторого времени; 6) Терпеливо отнестись к чему-н., вытерпеть.

Последнее четверостишие: «И наверно, по привычке/ Или может быть, со скуки/ Я кладу на место спички/ И зачем – то мою руки» мальчик делает то же самое, что и в начале произведения, но автор, уже не употребляет местоимение с предлогом для нее, ведь мамы дома нет, а значит все эти дела, мальчик делает не для мамы, а для себя, хоть и не осознает этого.

Заключительные строчки: « И звучат печально гаммы/ В нашей комнате./ Без мамы». Слово печально возвращает нас к ассоциациям со словом разлука, и только теперь мы понимаем, почему автор дала этому произведению именно такое название. Герою грустно без мамы, сейчас он действительно скучает о ней, и ждет, скорей бы мама вернулась.

Воспитательное значение этого стихотворения проявляется в том, что, когда родители говорят нам заниматься тем, чем не хочется, это не значит, что они настроены против нас и наших желаний, просто родители гораздо лучше знают, как рационально использовать наше свободное время с пользой для нас самих. Любой ребенок, прочитав это стихотворение, поймет, что мама этого мальчика желает ему только лучшего, чтобы он вел здоровый образ жизни, питался здоровой пищей, был образованным, просвещенным и культурным, и все, что он делает, он делает не для мамы, а для себя, для своего будущего.

Список литературы

Барто, А.Л. Думай, думай… стихи/ А.Л. Барто. – М.: «Дет. лит.», 1978.- 62с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944с.

Анализ стихотворения Барто Разлука

А́гния Льво́вна Барто (4(17) февраля 1906 – 1 апреля 1981) — русская советская детская поэтесса, писательница, киносценаристка (см. Приложение 1). Родилась 4(17) февраля 1906 года в образованной еврейской семье. Её отец, Лев Николаевич Волов (1875—1924), был ветеринарным врачом. Мать, Мария Ильинична Волова (урождённая Блох; 1881—1959), занималась домашним хозяйством. Училась в гимназии и одновременно в балетной школе. Затем поступила в хореографическое училище и после его окончания в 1924 году в балетную труппу, где работала около года.

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведёт с маленькими читателями, как будто автор — их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: «Мы с Тамарой», «Кто не знает Любочку», «Наша Таня громко плачет», «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение» — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лёшеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

Стихотворение «Разлука» (см. Приложение 2) входит в сборник стихотворений «Думай, думай…» (1978) [1,c.3]. Произведение изучается в 3-ем классе и помещено в учебник «Родная речь» часть 2, составителями которого являются Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий [2, ]

Проанализируем название стихотворения. Словарь С.И. Ожегова, [3,c.649] дает несколько определений: «Разлука: 1) О друзьях, близких: расстаться, разлучиться, удалиться друг от друга; 2) Жизнь в дали от того, кто близок, дорог.

Не читая произведения, мы можем только догадываться о чем оно. Но проведя опрос студентов (10 человек) выяснилось, что слово разлука ассоциируется у них с грустью, тоской, печалью, с прощанием и даже со слезами. Мы можем сделать вывод, что, скорее всего речь пойдет о чем – то грустном. Эти же эмоции мы видим на картине Корзухина Алексея Ивановича «Разлука» (Приложение 3).

В первом четверостишии «Всё я делаю для мамы:/ Для неё играю гаммы,/ Для неё хожу к врачу,/ Математику учу» автор акцентирует наше внимание на повторе личного местоимения с предлогом, желая показать читателям, что герой произведения делает все вышеперечисленное не для себя, не для кого – то другого, а именно для нее, для мамы.

В сознании читателя сразу появляется образ ребенка, любящего свою маму, который не хочет огорчать и расстраивать её. Но о разлуке здесь не написано и это вызывает интерес читателя.

В следующем четверостишии «Все мальчишки в речку лезли,/ Я один сидел на пляже,/ Для нее, после болезни,/ Не купался в речке даже» мы замечаем перемену в настроении героя. Если до этого все было хорошо, то теперь он испытывает досаду из-за того, что не искупался в речке, не желая огорчать маму. И вроде бы нам даже жалко его, но с другой стороны ведь он только после болезни и становится ясно, что купание не пошло бы ему на пользу.

О маме мы сказать еще ничего не можем, для нас важнее состояние героя.

Следующая часть: «Для неё я мою руки, / Ем какие-то морковки …/ Только мы теперь в разлуке./ Мама в городе Прилуки,/ Пятый день в командировке». Город Прилуки – Украина, Черниговская область (см. Приложение 4).Используя неопределенное местоимение какие – то. автор показывает нам, что герою безразличны все эти дела, мы понимаем, что ему это не нужно, ему скучно, неинтересно. И вот здесь появляется образ мамы, нам кажется, что она заставляет ребенка выполнять действия, которые ему неприятны. Здесь же, мы впервые в произведении сталкиваемся со словом разлука, но вызывает ли оно в нас те чувства, которые были заложены в этом слове изначально? Нет. Мы видим, что ребенок не испытывает грусти, скорее даже облегчение, ведь пока мамы нет, можно не заниматься теми делами, которые он выполняет исключительно для нее, для мамы.

Подтверждением этого служат следующее четверостишие: « Ну, сначала я, без мамы,/ Отложил в сторонку гаммы,/ Нагляделся в телевизор/ На вечерние программы» и автор даже пунктуационно выделяет личное местоимение я от сочетания без мамы. Герой как бы говорит, что теперь он сам может выбирать, что ему делать. Автор таким способом показывает самостоятельность и независимость ребенка в данное время, а мы даже рады, что герой получил свою капельку свободы, такую желанную и необходимую.

Но уже в следующих строчках произведения становится понятно, что герой не может сам выбрать себе подходящее, полезное занятие: «Я сидел не слишком близко,/ Но в глазах пошли полоски./ Там у них одна артистка / Ходит в маминой прическе…». невольно он вспоминает о маме и нотки грусти слышатся в его словах.

Далее герой подводит итог: «И сегодня целый вечер/ Что-то мне заняться нечем!». ребенок произносит эти слова с долей обиды и досады, но почему? Казалось бы, вот она долгожданная свобода, но без мамы это свободное время становится бесполезным и уже ненужным, теряет смысл. В этой части произведения отчетливо прорисовывается первоначальное эмоциональное состояние от слова разлука.

В следующем четверостишие появляется новый герой – отец мальчика: «У отца в руках газета,/ Только он витает где- то,/ Говорит: – Потерпим малость,/ Десять дней еще осталось…». Здесь нужно объяснить маленьким читателям значение слова «витает»: Витать – предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности. Именно это слово дает читателям понять, что папа мальчика тоже не знает, как и куда применить свободное время, и хотя держит в руках газету, вместе с ребенком мечтает о скором возвращении мамы. Отец понимает маленького героя и пытается успокоить и утешить сына. Автор показывает нам это с помощью слова «потерпим». Словарь C.И. Ожегова [3,c.572] дает шесть значений слова потерпеть: 1) Безропотно и стойко переносить что-н.; 2) Мириться с наличием, существованием кого-чего-н.; 3) Испытывать что-н. (неприятное, тяжелое); 4) Не требовать срочного исполнения, немедленного решения; 5) Проявить терпение в течение некоторого времени; 6) Терпеливо отнестись к чему-н. вытерпеть.

Последнее четверостишие: «И наверно, по привычке/ Или может быть, со скуки/ Я кладу на место спички/ И зачем – то мою руки » мальчик делает то же самое, что и в начале произведения, но автор, уже не употребляет местоимение с предлогом для нее. ведь мамы дома нет, а значит все эти дела, мальчик делает не для мамы, а для себя, хоть и не осознает этого.

Заключительные строчки: « И звучат печально гаммы/ В нашей комнате./ Без мамы». Слово печально возвращает нас к ассоциациям со словом разлука, и только теперь мы понимаем, почему автор дала этому произведению именно такое название. Герою грустно без мамы, сейчас он действительно скучает о ней, и ждет, скорей бы мама вернулась.

Воспитательное значение этого стихотворения проявляется в том, что, когда родители говорят нам заниматься тем, чем не хочется, это не значит, что они настроены против нас и наших желаний, просто родители гораздо лучше знают, как рационально использовать наше свободное время с пользой для нас самих. Любой ребенок, прочитав это стихотворение, поймет, что мама этого мальчика желает ему только лучшего, чтобы он вел здоровый образ жизни, питался здоровой пищей, был образованным, просвещенным и культурным, и все, что он делает, он делает не для мамы, а для себя, для своего будущего.

Барто, А.Л. Думай, думай… стихи/ А.Л. Барто. – М. «Дет. лит.», 1978.- 62с.

Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд, дополненное. – М. Азбуковник, 1997. – 944с.

Все я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Все я делаю для мамы:
Для нее играю гаммы,
Для нее хожу к врачу,
Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,
Я один сидел на пляже,
Для нее, после болезни,
Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,
Ем какие-то морковки.
Только мы теперь в разлуке.
Мама в городе Прилуки,
Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,
Отложил в сторонку гаммы,
Нагляделся в телевизор
На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,
Но в глазах пошли полоски.
Там у них одна артистка
Ходит в маминой прическе.

И сегодня целый вечер
Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,
Только он витает где-то,
Говорит: – Потерпим малость,
Десять дней еще осталось.

И наверно, по привычке
Или, может быть, со скуки
Я кладу на место спички
И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы
В нашей комнате. Без мамы.

Книга: Агния Барто. Думай, думай.

Конспект открытого урока по литературному чтению.

ТЕМА: А. Л. Барто «Разлука».

ТИП урока: получение новых знаний

ПРОГРАММА, РЕЛИЗУЕМАЯ ПЕДАГОГОМ. «Школа России»

АВТОРЫ УЧЕБНИКА. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012 г.

ЦЕЛЬ: Обучение детей воспринимать и преобразовывать стихотворный текст с учетом поставленной учебной задачи

познакомить учащихся со стихотворением А.Л. Барто «Разлука»

расширять знания о жизни и творчестве поэтессы

развить внимание, память, мышление, воображение, фантазию;

развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника

воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности и самостоятельности, настойчивости;

воспитание интереса к предмету, к учению;

воспитывать уважение к противоположному мнению, чувство сопереживания честность, чувство ответственности за свои поступки, слова;

воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. компьютер, проектор, экран, авторский медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, книги с произведениями А.Л. Барто для организации выставки.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. учебник «Литературное чтение» 3класс,2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий,М.В. Голованова. Издательство «Просвещение» 2012 г. книги со стихами А.Л. Барто.

Техническое обеспечение урока:

Компьютер, медиапроектор: для просмотра презентации к уроку.

Виды работ, используемые на уроке:

Сообщение учащихся (презентация)

Смысловое чтение в парах

Урок литературного чтения по теме А.Л. Барто “Разлука”

Оборудование. портрет А.Л.Барто; выставка её книг, скороговорка на доске.

I. Организационный момент

– Для начала давайте поучимся говорить чётко, красиво. Для этого выучим новую скороговорку. Прочитайте скороговорку с доски про себя. Теперь будем читать вслух несколько раз, увеличивая скорость произношения.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

III. Проверка домашнего задания .

– Что было задано на дом?
– О какой птице написал поэт в своём стихотворении?
– Интересно узнать, а что вы написали об этой птице.
– Что нового узнали ещё о ней? (чтение учениками своих рассказов, показ рисунков).

2. Чтение стихотворения наизусть.

– Каким назвал автор голос кукушки? Почему?
– О чём он хотел, чтобы ему напоминала кукушка?

3. Переход к новой теме:

– Кто мне напомнит название раздела, который мы начали читать?
– Какие произведения входят в этот раздел?
– А вы любите стихи?

4. Игра «Продолжи». Я начну читать, а вы продолжайте.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
(И с разбега и на месте
И двумя ногами вместе)

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

– Назовите автора этих стихов?
– Как вы думаете, зачем я прочитала её стихи?

IV. Рассказ учителя о А.Л. Барто

А.Л.Барто родилась в 1906 году в Москве. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и сменила профессию. Её стихотворения из темы «Игрушки» вышли в 1936году.

Во время войны она ездила на фронт, выступала перед бойцами, работала на заводе, в токарном цехе. А в конце войны у неё случилось горе. В мае 1945 года у неё умер сын.
Но она не переставала писать стихи для детей и о детях. Она очень много сделала для чужих детей: стала вести передачу «Найти человека». Вы смотрите по телевизору «Жди меня»? Та передача была такой же, но по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила 927 семей.
А.Л.Барто верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость.

– Ребята, а какой человек может верить в чуткость других? (Если сам он добрый, чуткий). Вот посмотрите на портрет А.Л.Барто и скажите, какие черты выражены на её лице?

А.Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.
В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.

V. Работа по новой теме

– Сегодня познакомимся с её новым стихотворением «РАЗЛУКА». Но перед чтением я выписала слова, которые встретятся в тексте и которые могут вызвать у вас затруднения.

разлука – отлучение друг от друга на определённое время,
гаммы – последовательный ряд звуков, понижающихся или повышающихся, командировка – отъезд, связанный с работой,
витает – носится в вышине,
малость – чуть-чуть,
печально – грустно, тоскливо.

– А что такое Прилуки? (Город) Правильно, это город, который находится на Украине в Черниговской области.

2. Первичное чтение учителем.

– А сейчас я задам вам вопрос, на который вы дадите ответ после чтения стихотворения.
– Что мальчик – герой стихотворения А.Л. Барто делает для мамы, а что для себя?

3. Чтение учащимися.

– Прочитайте и скажите, почему мама и сын были в разлуке?

4. Беседа по содержанию стихотворения.

– Прочитайте отрывки из стихотворения, которые подходят к иллюстрациям этого стихотворения?
– Чем занимается мальчик в отсутствие мамы?
– Как вы думаете, изменилось ли мнение мальчика, что он всё делает только для мамы, к концу стихотворения?
– А кто согласен с героем?
– А что произошло дальше?
– Как наслаждается мальчик свободой?
– Нравится ли мальчику бездельничать?
– Чем начинает заниматься мальчик?
– А как видно, что мальчик тоскует?
– Что он понял?
– Каким настроением проникнуто это стихотворение – веселым или грустным? Почему вы так думаете?
– А что каждый из вас может делать для мамы и не только в день 8 марта?

5. Работа над выразительностью стихотворения.

– По настроению на сколько частей можно разделить текст? (2)
– Какие они? О чем будет говориться в 1 части, о чем будет говориться во 2 части?

1 часть – с радостью, с гордостью за маму
2 часть – грустно, показать скуку

– Давайте попробуем прочитать, показывая эти чувства.
– Прочитайте 1 часть, прочитайте 2 часть.
– Дома ещё поработаете над выразительностью стихотворения.

6. Воспитательная часть урока.

– Что вы взяли для себя из этого урока? (Надо любить, уважать, беречь маму, слушаться её).
– Да, недаром говорят: «Ближе матери друга нет». Она и обогреет, и накормит, и посоветует, и приласкает.
– Ещё какие пословицы о маме знаете?

(Чтение пословиц детьми).

– Послушайте, я ещё одну пословицу прочитаю.

Медведица называет своего медвежонка беленьким, а ежиха своего ёжика – мягоньким.

– Как вы понимаете эту пословицу? (Объяснение)
– Надеюсь, вы тоже будете относиться к своей маме с любовью и уважением, не будете её огорчать, ведь вы для них самые дорогие и любимые.

VI. Подведение итога урока

VII. Домашнее задание

Подготовиться выразительному чтению стихотворения.

Послушайте стихотворение Барто Разлука

Тема: о детях и их родителях (стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно» и Э. Мошковской «Трудный путь»)

Тема: О ДЕТЯХ И ИХ РОДИТЕЛЯХ (стихотворения А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубина «Окно» и

Э. Мошковской «Трудный путь»).

– формируем сознательное, правильное чтение;

– формируем умение разъяснять заглавие текста;

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение различать рассказы и стихотворения.

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1. Повторение. 3 1 7 2

а) Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на братца».

б) Устные рассказы детей о младших сестрёнках и братишках.

– Какими должны быть старший брат и старшая сестра?

– Как вы думаете, хороший старший брат у маленького Миши, героя стихотворения Якова Акима?

в) Выразительное чтение стихотворения Я. Акима «Мой брат Миша».

– Видите, ребята, как важно быть хорошим старшим братом: маленький брат смотрит на него и подражает ему.

– Родители очень любят своих детей, особенно когда они дружные, помогают друг другу и по дому.

2. Работа с серией картинок (с. 86).

– А теперь давайте прочитаем, как помогал своей маме Вова Колесников.

– Как вы думаете, обрадовалась ли мама тому, что сделал Вова?

– Почему для мамы это было приятно?

– Можно ли назвать это помощью? Почему?

– Катюша тоже решила рассказать мальчикам, как она помогала маме. Прочитаем.

– Как вы думаете, кто же из ребят действительно помог маме?

– Почему наши герои и все дети хотят помочь мамам, сделать им приятное?

3. Упражнение в технике чтения.

Работа в тетради (задание I.2 в тетради, с. 22).

– Прочитайте 1-е предложение.

– Что это? (Чистоговорка.)

– Для чего мы учимся их читать?

– Прочитайте так, как мы читаем чистоговорки.

Далее работаем со 2-й и 3-й чистоговорками.

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Далее предлагается вариант работы с каждым из 4 стихотворений. Учитель выбирает, с какими из них он работает подробно, какие читает с небольшими комментариями.

Ι. А. Барто «Разлука». 1 7 1 2 2 1

– Откройте учебники на с. 87.

1. Работа с текстом до чтения.

– Сегодня мы будем читать стихотворение Агнии Барто с грустным названием «Разлука».

– Как вы понимаете это слово?

– Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к этому стихотворению (с. 87). Кто станет героем стихотворения?

– Что можно рассказать об этом мальчике?

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения детьми про себя.

– Где же мама героя стихотворения?

– Как чувствует себя мальчик без мамы? (Ему грустно, одиноко, он вспоминает, как жил с мамой. )

– Почему мальчику целый вечер нечем заняться?

– Как вы поняли, что мальчик делает для мамы, а что – для себя?

– Действительно ли всё это он делает для мамы?

– Как вы считаете, как нужно прочитать это стихотворение: каким тоном, в каком темпе, громко или тихо?

Выразительное чтение детей (2 чел.).

– Вы почувствовали, как грустно мальчику в разлуке?

3. Работа с текстом после чтения.

– Найдите задание I.3 в тетради, с. 22.

– Что в нём нужно сделать?

– Выполните его в парах.

– Прочитайте слова, которые вы составили.

– Какие из них вам встретились в стихотворении «Разлука»?

– А что каждый из вас может сделать для своей мамы?

Ответ на этот вопрос знают дети – герои стихотворения Георгия Граубина «Окно».

ΙΙ. Г. Граубин «Окно». 1 7 1 2 2 1

1. Работа с текстом до чтения.

– Для подготовки чтения мы выполним задание I.4, с. 22 в тетради. Посмотрите, на что похоже задание? (На лесенку.)

– А из чего она состоит?

– Как вы думаете, откуда мы начнём читать: сверху или снизу? (Сверху.)

– Прочитайте про себя.

– Как вы думаете, для чего авторы придумали нам такое задание?

– Прочитайте самое длинное предложение ещё раз.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение учителя (книги у детей закрыты).

Вопросы по содержанию:

– Чьи это были «две большие руки»? (Мамины.)

– Покажите, как это две руки мыли окно «наперегонки»?

– Когда встала мама, чтобы вымыть окно?

– Мне, ребята, было очень приятно читать строчки: «Мама мыла раму». Помню с детских лет, потому что строчка «Мама мыла раму» – из старого букваря, по которому я училась.

– Мамины руки мыли окно «споро». Как вы понимаете это слово?

(Быстро и ловко, говорят ещё: «работа спорится».)

– Откуда взялась «пара детских рук»?

– Почему маминым рукам «не осталось места»?

– Сколько детей помогали маме мыть окно?

– Поэту Георгию Граубину всегда приятно видеть это окно. Почему?

Подготовка к выразительному чтению.

– Каким тоном надо читать это стихотворение? (Спокойным, доброжелательным, темп размеренный, неторопливый.)

– Громко или тихо надо читать это стихотворение? Почему? (Негромко.)

– Какие строчки нужно выделить голосом, то есть сделать на них логическое ударение?

– Эти строчки должны прозвучать особенно нежно, с любовью. (Последняя строфа; выделить слова «приятно», «добротой и дружбой», «светится».)

Упражнение в выразительном чтении стихотворения (2 раза).

3. Работа с текстом после чтения.

– Поэт написал, что окно «светится добротой и дружбой». Как художник передал эту мысль? (Ярко горит свет в окне, он очень уютный, тёплый.) Дети, как правило, замечают только это. Тогда учитель помогает:

– Светиться могут не только окна, но и лица людей. Посмотрите на лица мамы и дочки. Какие они?

– Можно ли сказать, что их лица «светятся добротой и дружбой»? (Да.)

– Так что же хотел сказать поэт Георгий Граубин, когда написал, что окно «светится добротой и дружбой»? (Что за этим окном живёт семья, где все любят друг друга, помогают и заботятся друг о друге.)

– Видите, как много мыслей и чувств скрывается в небольшом стихотворении с коротким названием «Окно».

ΙΙΙ. А. Барто «Одиночество». 1 7 1 2 2 1

1. Работа с текстом до чтения.

– Как вы думаете, какие чувства и мысли могут скрываться в стихотворении под названием «Одиночество»?

– Что такое одиночество?

– Откройте тетрадь на с. 23, задание II.5, и проверьте свои предположения, прочитав толкование этого слова.

– О значениях каких ещё слов мы можем узнать в этом задании?

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение стихотворения учителем (книги у детей закрыты).

Беседа по содержанию:

– Почему герой стихотворения Агнии Барто решил уйти из дома?

– Что чувствовал мальчик?

– Чтобы жить в лесу, нужно что-то есть, где-то спать, укрываться от непогоды. Как думает решить эту проблему наш мальчик?

– На кого больше обижен мальчик? (На папу.)

– Но если вы внимательно слушали стихотворение, то заметили, что мальчик очень похож. на кого? (На папу.)

– Что нравится мальчику так же, как и папе? (Одиночество.)

– Чем собирается заниматься мальчик в лесу?

– Мальчику нравится жить в лесу, в шалаше. А как у него на душе? (Плохо, одиноко.)

– Что же он хочет сделать?

– Если мальчик напишет всем открытки, кто понесёт их друзьям и маме с папой?

– Как вы поняли, с мальчиком на самом деле всё это произошло? (Нет, это он представляет себе.)

– Как вы думаете, пока мальчик фантазировал, как он будет жить один в лесу, его обида на папу прошла?

Чтение детьми стихотворения по строфам. Работа над выразительным чтением.

– Как нужно прочитать эту строфу? Почему? (Решительно.)

– Читать очень решительно. Мальчик уверен, что сможет жить один.

– Мальчик как бы подражает отцу, гордится, что похож на папу, уверен, что справится. Интонация убеждённости: я справлюсь!

– 1–2-я строчки – уверенно.

– 3–4-я строчки – с сомнением.

– Радостно: он принял решение!

На полях книги карандашом дети рисуют условные обозначения разных чувств.

– В каком темпе мы будем читать?

Мальчик размышляет, значит, читаем небыстро.

– Любит ли мальчик одиночество? (Нет.)

– В какой момент у него возникла мысль побыть в одиночестве?

(В момент обиды. Обидно, когда тебя не понимают взрослые.)

– А как вы думаете, что чувствуют взрослые, когда на них обижается их ребёнок?

– Значит, плохо всем?

Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

ΙV. Э. Мошковская «Трудный путь». 1 7 1 2 2 1

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название следующего стихотворения.

– Можно ли по названию предположить, о чём будет текст?

– А о чём нам рассказывают иллюстрации? Что же это за трудный путь? Давайте прочитаем.

2. Работа с текстом во время чтения.

Читает стихотворение учитель, дети следят по учебнику.

Беседа по ходу чтения.

– В какой трудный путь отправился мальчик?

– Куда ведёт этот путь?

– Ждёт ли мама нашего героя?

– Как вы думаете, что чувствует мама?

– Сколько шагов нужно сделать, чтобы дойти до мамы? (Всего десять.)

– Почему же тогда эти 10 шагов – такие трудные для мальчика? (Тяжело пересилить себя и попросить прощение.)

– Что хочет сказать мальчик маме?

3. Работа с текстом после чтения.

– Что чувствует мальчик, как вы думаете?

– пишет, что подойти к маме нужно тихо и попросить прощение тоже тихо?

– Давайте ещё раз посмотрим на рисунки к стихотворению (с. 93). Как они передают состояние мальчика?

– Самостоятельно прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.

Упражнение в чтении стихотворения вслух (2 раза).

– Кому из ребят удалось передать настроение мальчика? Почему?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Какое стихотворение вам больше других затронуло душу, помогло вспомнить какие-то моменты ваших отношений с родителями?

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот тексты? 4

ΙV. Домашнее задание (по желанию).

– Подготовка к конкурсу: подготовьте выразительное чтение одного стихотворения, которое вам больше всего понравилось.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые хорошо составили рассказ.

ΙΙ. Совместное открытие знаний

1. Работа в учебнике

* Отметить учеников, которые хорошо читали и отвечали на вопросы.

2. Работа в тетради

* Отметить учеников, которые правильно выполняли задания в тетради.

* Отметить учеников, которые выразительно читали стихотворения.

Читайте также:  Анализ стихотворения Снегирь Барто
Ссылка на основную публикацию