Басня Эзопа Рыбаки

Басня Эзопа Рыбаки

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 079
  • КНИГИ 592 367
  • СЕРИИ 22 122
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 704

Об авторе этой книги

Эзоп — баснописец древних времен. Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

Заяц и Черепаха

Заяц все дразнил Черепаху, что так медленно она ходит. Вот Черепаха и говорит:

— Давай бежать взапуски».

Заяц, конечно, согласился.

Вот припустил Заяц и сразу оставил Черепаху далеко позади. Но скоро он устал, начал останавливаться, лакомиться по пути сочными листиками. А полуденное солнце припекало с неба, и сделалось Зайцу жарко. Он оглянулся, увидал, что Черепаха плетется где-то далеко-далеко, прилег в тенечке и решил вздремнуть. Черепаху, думает, я всегда обогнать успею. А Черепаха шла себе, шла, видит: Заяц лежит и спит, прошла мимо, а потом вперед.

Проснулся Заяц и видит: а Черепаха-то его обогнала. Припустил он что было мочи, бежал, бежал, да не успел. Так Черепаха первая пришла к цели.

Не надо хвастаться и чересчур надеяться на свои силы!

Черепаха обогнала Зайца.

Лиса и виноград

Голодная Лиса как-то увидела: висят на лозах грозди винограда. И стала она прыгать, чтобы виноград достать.

Прыгает, прыгает, а достать виноград не может.

Досадно стало Лисе. Идет она прочь и говорит сама себе:

— Я-то думала — он спелый, а он зеленый совсем.

Завистник то хулит, до чего не может дотянуться.

А достать виноград не может.

Волк в овечьей шкуре

Решил Волк пробраться незаметно в овечье стадо, чтобы удобней ему было убивать и сжирать овец. Вот нашел он овечью шкуру, взял, надел на себя и незаметно пристроился к овцам.

А хозяин запер своих овец в овчарне, а потом видит — ужинать ему нечем. Вернулся он в овчарню, схватил первую же овцу и зарезал. А это как раз Волк и оказался.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Он закутался в овечью шкуру.

Мальчик который кричал: «‘Волк!»

Мальчишка-пастух пас своих овец недалеко от деревни. Вот раз решил он пошутить и закричал:

Люди услыхали, испугались, что волк овец задерет, и прибежали. А Мальчик и рад, что так ловко всех провел, и давай громко хохотать. Понравилось это ему. И он еще так пошутил, потом еще, еще, и всякий раз люди прибегали и видели, что волка нет никакого.

И вот наконец и вправду прибежал к стаду волк. Мальчик стал кричать:

Он кричал долго, кричал во все горло. Да уж люди привыкли, что всегда он их обманывает, и не поверили ему. И волк преспокойно перегрыз всех овец, одну за другой.

Не ври, не то тебе не поверят, даже когда ты будешь говорить правду.

Он кричал: «Волк! Волк!»

Кузнечик и Муравьи

Однажды в ясный зимний день сушили Муравьи зерно, оно у них промокло под осенними долгими дождями.

Вот приходит к ним Кузнечик и говорит:

— Дайте мне несколько зернышек. Я, — говорит, — просто с голоду погибаю.

Муравьи на минутку оторвались от работы, хотя вообще такое у них не принято.

— А можно тебя спросить, — говорят, — чем ты летом занимался? Почему запасов не сделал на зиму?

— Ах, — Кузнечик отвечает. — Летом у меня времени совсем не было. Я все занят был, все пел.

— Ну, раз летом ты все пел, — отвечают Муравьи, — значит, теперь займись зимними плясками.

Засмеялись они и опять принялись за работу.

Делу время — потехе час.

Муравьи на минутку перестали работать.

Когда Лиса в первый раз увидала Льва, она до того перепугалась, что чуть не умерла со страху.

Во второй раз она тоже испугалась, но уже сумела скрыть свой страх.

А уж в третий раз она совсем осмелела и заговорила со Львом так, будто они старые друзья.

Наглому все нипочем.

Чуть не умерла со страху.

Как-то раз два Горшка, один медный, другой глиняный, несло одной волной. Вот Медный Горшок и говорит:

— Ты держись ко мне поближе, уж я тебя защищу.

— Благодарю покорно, — отвечает Глиняный Горшок. — Когда ты далеко, я плыву себе спокойно, а если мы рядом будем, да нас одной волной столкнет, тут уж мне не поздоровится.

С сильным лучше быть начеку.

Пригласила Лиса Журавля к себе в гости и угощенье выставила — тарелку супа. Сама ест и облизывается, а Журавль долбит, долбит тарелку длинным клювом — да только зря он старался.

Очень Лисе было весело. Однако Журавль в долгу не остался. Тоже пригласил Лису и угощенье выставил: кувшин с узким длинным горлышком, а в нем вкусный компот. Сам туда длинный клюв запускает, ест и облизывается, а Лиса только смотрит и завидует. Так и ушла домой голодная.

Как ты себя ведешь с другими, так и с тобой другие себя поведут.

Журавль зря старался.

Леопард и три Быка

Леопард выслеживал трех Быков. Он хотел их схватить и съесть. Одного Быка он бы очень легко одолел, но эти три Быка никак не хотели расставаться. Куда один пойдет, туда и два других за ним следом. Что тут будешь делать? И стал Леопард распускать про Быков злые сплетни и гнусные слухи, очень старался, и наконец удалось ему Быков перессорить.

Как только увидел Леопард, что Быки поссорились и ходят теперь поврозь, так сразу он каждого схватил и без труда одолел.

Лучше друзьям держаться вместе — их распри только на руку врагам.

Леопард выслеживал Быков.

Однажды Волк пил воду из ручья и вдруг видит: недалеко от него, ниже по ручью, стоит Ягненок. И захотелось Волку его съесть. Но сперва надо было к чему-нибудь придраться.

— Как ты смеешь мне воду мутить? — спрашивает Волк.

— Как же я могу тебе ее мутить, если она течет от тебя ко мне, а не наоборот? — Ягненок отвечает.

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Растолстевшая лисица.
Растоптанная змея.
Рыбак и рыбешка.
Рыбак.
Рыбак.
Рыбаки.
Рыбаки.
Свинья и собака.
Свинья и собака.
Скряга.

Растолстевшая лисица
Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили там пастухи. Она влезла в дупло и все съела. Но утроба у нее раздулась, и вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо и услышала ее стоны; подошла она и спросила, в чем дело. А узнав, что случилось, сказала: “Придется тебе здесь сидеть, пока снова не станешь такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться”.
Басня показывает: трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче.

Растоптанная змея
Змея, которую люди топтали один за другим, стала жаловаться Зевсу. Но Зевс ей ответил: “Укусила бы ты первого, кто на тебя наступил, тогда второй бы уже не посмел”.
Басня показывает: кто дает отпор первым обидчикам, того боятся и остальные.

Рыбак и рыбешка
Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее – ведь она так мала, – а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: “Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой”.
Басня показывает: лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

Рыбак
Один рыбак был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел к морю, встал на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много разных рыб. Вывалил он их из невода на берег и, глядя, как они бьются, сказал: “Негодные вы твари: играл я вам – вы не плясали, перестал играть – пляшете”.
Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

Рыбак
Рыбак ловил рыбу в реке. Он растянул свой невод, чтобы перегородить течение от берега до берега, а потом привязал к веревке камень и стал им бить по воде, пугая рыбу, чтобы та, спасаясь бегством, неожиданно попадалась в сети. Кто-то из местных жителей увидал его за таким занятием и стал его бранить за то, что он мутит реку и не дает им пить чистую воду. Ответил рыбак: “Но ведь если бы не мутил я реку, то пришлось бы мне с голоду помереть!”
Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту.

Читайте также:  Басня Эзопа Гермес и Cкульптор

Рыбаки
Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжелой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он: “Полно, друзья: думается мне, что радость и горе друг другу сестры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать”.
Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

Рыбаки
Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.
Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.

Свинья и собака
Свинья и собака бранились. Свинья поклялась Афродитою, что если собака не замолчит, она ей выбьет все зубы. Собака возразила, что свинья и тут неправа: ведь Афродита свинью ненавидит, да так, что не позволяет входить в свои храмы тем, кто отведал свиного мяса. Свинья в ответ: “Не из ненависти, а из любви ко мне она это делает, чтобы люди меня не убивали”.
Так искусные риторы даже оскорбление, услышанное от противников, часто умеют обратить в похвалу.

Свинья и собака
Свинья и собака спорили, у кого лучше дети. Собака сказала, что она рожает быстрее всех зверей на свете. Но свинья ответила: “Коли так, то не забудь, что рожаешь ты детенышей слепыми”.
Басня показывает: главное не в том, чтобы делать быстро, а в том, чтобы сделать до конца.

Скряга
Один скряга обратил все имущество в деньги, купил слиток золота, закопал его под стеною и каждый день приходил туда посмотреть на него. Поблизости работали люди; один из них приметил его посещения, догадался, в чем дело, и, когда скряга был в отлучке, украл золото. Вернулся хозяин, увидел пустое место и начал рыдать и рвать на себе волосы. Кто-то увидел его отчаянье, узнал, в чем дело, и сказал ему: “Не горюй: возьми камень, положи на то же место и мечтай, что это золото. Ведь когда и лежало тут золото, то ты не пользовался им”.
Басня показывает: обладание без пользования ни к чему.

конспект урока по литературному чтению в 3 Б классе. “Набираемся житейской мудрости. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

конспект урока по литературному

чтению в 3 классе.

“Набираемся житейской мудрости.

Эзоп «Рыбак и рыбешка»,

«Соловей и ястреб»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_lit_chten.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»

конспект урока по литературному

чтению в 3 Б классе.

“Набираемся житейской мудрости.

Эзоп «Рыбак и рыбешка»,

«Соловей и ястреб»

Подготовила учитель начальных классов:

Дербенская Екатерина Андреевна

Тема: Набираемся житейской мудрости

Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Цели: создать условия для ознакомления с творчеством Эзопа, сравнения басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Выяснить, что композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали). Обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается. Обнаружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.

Создать условия для развития связанной речь учащихся, внимания, памяти.

Создать условия для воспитания культуры общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Личностные: ценностное отношение к образовательному процессу, мотивация

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление своих мыслей в устной форме

Предметные: в ыделение главного в увиденном (услышанном)

– Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.

1. Определение темы урока:

– Очень рада видеть вас сегодня отдохнувшими, веселыми, готовыми хорошо работать на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим набираться мудрости из басен.

2500 лет назад жил в VI веке до н. эры в Греции человек. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость делали его хозяином положения. Но однажды недруги сбросили его со скалы. Кто это? Эзоп был поэт, он сочинял басни. Что такое басня?

Эзоп считается родоначальником басен. Как вы думаете, были ли басни до него? Это не совсем так. Басни появились 4000 лет назад. Первые басни – современницы просто древних сказок.

Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

2. Постановка проблемного вопроса

– А похожа ли басня на сказку о животных?

Какая басня начинается так же как сказка, какая сказка, автор?

( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)

– А чем басня отличается от сказки?

( Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)

Что такое мораль?

Давайте прочитаем басню «Рыбак и рыбёшка». Какова мораль басни?

Сегодня мы познакомимся с новой басней?

3. Чтение детьми текста басни «Соловей и Ястреб»

4. Работа над текстом басни

– Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?

– А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?

– Какая же эта мысль? Прочитайте.

– В какой части басни она сформулирована?

(Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)

– Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей? Повествования и морали.

– Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб»

– Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?

( точку зрения Ястреба)

– Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, – это история о животных, а вывод, который из нее делается, – касается людей?

Мораль басни часто напоминает пословицу. Может быть, пословицы появились из басен? Нет. У пословиц нет конкретных авторов. Пословицы — это остроумные народные выражения. Это не литературное, а устное народное творчество. С их помощью даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям. Пословицы передавались из уст в уста, из поколения в поколение. А вот у басен уже есть авторы. Это литературные произведения, в которых пословицы использовались в качестве морали. А если подходящей пословицы не находилось, то баснописцы придумывали свою мораль.

Истории басен Эзопа известны во всём мире и дожили до наших дней. Их пересказывали писатели и поэты в разных странах. Многие басни Эзопа стали известны российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

  1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  2. Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.
  3. Осторожного коня и зверь не берет.
  4. Не доглядишь оком, заплатишь боком.
  5. Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.

– Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».

– Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?

1 группа Галка и голуби

2 группа Галка и кувшин

3 группа Отец и сыновья

Вывод и пословицы.

– На протяжении всего урока мы доказывали, что характерно для басни. Можно ли с уверенностью сказать, что басня не похожа на сказку о животных?

На этом мы заканчиваем урок. В заключении определите, каким выражением заканчивается басня, а каким сказка.

По усам текло, а в рот не попало.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Молодцы. Надеюсь урок вам понравился

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок литературного чтения по басням. В уроке использована презентация, которая позволит учащимся наглядно увидеть фотографии Эзопа, Федра, Лафонтена, Крылова и даны фотографии книг данных а.

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” Закрепляющий урок с использованием ЭОР.

онспект урока по литературному чтению в 3 классе«Эзоп. Крылов».

Представлен подробный конспект урока.

Тип урока: Урок обобщения.Класс: 3Тема: «Сказка мудростью богата».Цели: 1. Повторить и обобщить пройденный материал по разделу.

Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” для 2 класса.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления.

Эзоп Рыбаки Басня

Название: Эзоп Рыбаки Басня

Загрузил: Наш Книгочей

Длительность: 51 сек

Битрейт: 192 Kbps

1.12 MB и длительностью 51 сек в формате mp3.

Басня Рыбаки Эзоп

Герои Басен Эзопа Сила Единства

Эзоп Должник Басня

Эзоп Бесхвостая Лисица Басня

Белка Летяга Милейшее Создание

Анджей Сапковский Ведьмак Нечто Большее Аудиокнига

Терри Пратчетт Ведьмы За Границей Аудиокнига

Басня Крылова Музыканты Читает Игорь Козлов

Собака И Её Тень

Bedtime Stories Collection

Стивен Кинг Побег Из Шоушенка Аудиокнига

Эзоп Первый Баснописец

Эзоп Лисица И Виноград Басня

Басни Эзопа В Стихах Рыбаки 2

Соловей Ханс Кристиан Андерсен Аудиосказка

Эзоп Дикие Козы И Пастух Басня

Сборник Мультфильмов Со Смыслом По Мотивам Басен Эзопа Спецвыпуск Для Взрослых И Детей

Эзоп Эзоп На Корабельной Верфи Басня

Эзоп Выпей Море

Эзоп Лисица И Лев Басня

Басни Крылова Волк И Ягненок

Басни Эзопа Аудиокнига Жук И Муравей 38 39

Эзоп Бесхвостая Лисица

Эзоп Афоризмы Цитаты Изречения Высказывания Обо Всем

Басня Ласка И Афродита Эзоп

Эзоп Лисица И Козёл Басня

Басня Золотые Яйца Эзоп

Эзоп Басни Слушать Волк И Ягнёнок Аудиокнига

Эзоп Блоха И Атлет

Орёл И Лисица Басня Эзопа Читает Павел Беседин

Классическая Поэзия и Проза

Басни Эзопа Аудиокнига Рыбак И Рыбка 27 39

Эзоп Басня Соловей И Ястреб

Эзоп Рыбак Басня

Эзоп Лисица И Барс Басня

Эзоп Кошка И Куры Басня

Эзоп Соловей И Ястреб Басня

Эзоп Рыбак И Рыбёшка Басня

Эзоп Орёл Галка И Пастух Басня

Театр Звенигород Эзоп

Александр Пушкин Метель Аудиокнига

Басни Эзопа Аудиокнига

Лорел Гамильтон Анита Блейк Жаждущие Прощения Аудиокнига

Басни Эзопа 4 Класс

Эзоп Великие Люди Аудиокнига

Сказка Омертвой Царевне И Семи Богатырях А С Пушкина Аудио Сказка

АУДИО СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Эзоп Басня Рыбак И Рыбёшка

Эзоп Мудрые Слова Об Языке

2000404 Аудиокнига Пушкин Александр Сергеевич Сказка О Попе И О Работнике Его Балде

Miyagi Andy Panda Кассандра Kosandra 8D Audio

Британский Офицер Зарвавшемуся Немцу Дед Говорил Что Он Не Хотел Бы Воевать С Русскими

American Vs British English 50 Differences

Озвучка Манги Мамочка Беги Папа Догоняет 8 Глава

How To Test Laser Power For A Co2 Laser Tube

В Своих Глазах Татьяна Чубарова

Famous Dex Trapping

Best Dance With Naumati Baja Syaulibang Pyuthan

Yigma Qemli Sevgi Mahnilar 2020 En Yenileri

Как Это Происходит Десантирование Бмд

Big Myke Ft Cutty Banks Maceso3Rd Set Trippin Official Video Produced By Young Mace

Oxxxymiron Где Нас Нет Кавер Cover

Hackensack Meridian Health On Its Coronavirus Test

Kristian Nairn Aka Game Of Thrones Hodor On Dj Ing Mtv News

Cod Ww2 Best Gb Competitve Snd Spots Sainte Marie Du Mont

Dwarf Fortress Intro Remastered

Fuad Agcabedili Nazli Nigarim 2018

Ball Python Setup For Under 100 Brian Barczyk

Анжелина Воронцова Иван Зайцев И Николай Цискаридзе Тщетная Предосторожность 13 10 19

Sagittarius F Ck Their Feelings Someone S Pregnant March 2020

Most Epic Music Of All Time Lotus Cosmic Line

Hark The Herald Angels Sing

Azur Lane Anime Opening Song Graphite Diamond By May N

Aisel Meco Svadba 3

Barbara Tucker Spread Love Capecooked Mix

Оживить Руны Для Благо 1 Для Практиков Авторский Ритуал Инги Хосроевой

Когда Вас С Утра Будит Отец А Не Мама

Teen Titans Go Mystery Surprise Pop Character Guess The Teen Titan Go Teen By Epic Toy Channel

Озвучка By Cara Linne Чонгук Записывает Euphoria Dj Swivel Forever Mix Ver

You Got Me Me Me Animation Meme Remuchii X Rossali Collab

Мы Помним Дети Герои Войны

Fast Triplet Slap Lick 1

Нашел Тайную Комнату И Новое Оружие В Зоне 51 Опасное Выживание В Роблокс От Cool Games

Фен Шуй Как Пользоваться Компасом

Sexy Aubrey Plaza As A Hot Daria Spoof

Ансамбль Ложкарей Капель Калинка

Как Обслуживать Цепь На Мотоцикле В Шлеме

В Честь Юбилея Нашей Свадьбы 50Лет

Prove Fans Raffaella Carra Sogni 21 Febbraio 2004

Как Воспитать Ребенка Счастливым Человеком Ответы На Вопросы Подписчиков

New World Record 320K Damage In 77 Min 7 23 Scepter Zeus God Most Crazy Divine Rank Imba Fun Dota 2

Origami Violinist Timelapse Hojyo Takashi Folded By Henry Pham

Aida Popuri 2019 Аида Попури 2019 Cover Yalla Guruhi

Tagi Salahoglu Tormoz Huseyn Mus Avropali Gelin Filminden

Набираемся житейской мудрости. Басни Эзопа

Тема: Набираемся житейской мудрости
Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»
Цели: создать условия для ознакомления с творчеством Эзопа, сравнения басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Выяснить, что композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали). Обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается. Обнаружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.
Создать условия для развития связанной речь учащихся, внимания, памяти.
Создать условия для воспитания культуры общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Ход урока

– Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.

– Очень рада видеть вас сегодня отдохнувшими, веселыми, готовыми хорошо работать на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим набираться мудрости из басен.
– 2500 лет назад жил в VI веке до н. эры в Греции человек. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость делали его хозяином положения. Но однажды недруги сбросили его со скалы. Кто это? Эзоп был поэт, он сочинял басни? Что такое басня?
Эзоп считается родоначальником басен. Как вы думаете, были ли басни до него? Это не совсем так. Басни появились 4000 лет назад. Первые басни – современницы просто древних сказок.
3. Постановка проблемного вопроса
– А похожа ли басня на сказку о животных?
Какая басня начинается так же как сказка, какая сказка , автор?
( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)
– А чем басня отличается от сказки?
( Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)

Что такое мораль?
Давайте прочитаем басню «Рыбак и рыбёшка». Какова мораль басни?
Физминутка.
Сегодня мы познакомимся с новой басней?
4. Чтение детьми текста басни «Соловей и Ястреб»
7) Работа над текстом басни

– Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?
– А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?
– Какая же эта мысль? Прочитайте.
– В какой части басни она сформулирована?
(Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)
– Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей? Повествования и морали.
Слайд № 9
– Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб»
– Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?
( точку зрения Ястреба)
– Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, – это история о животных, а вывод, который из нее делается, – касается людей?
Мораль басни часто напоминает пословицу. Может быть, пословицы появились из ба¬сен? Нет. У пословиц нет конкретных авторов. Пословицы —

Тема: Набираемся житейской мудрости

Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Цели: создать условия для ознакомления с творчеством Эзопа, сравнения басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Выяснить, что композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали). Обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается. Обнаружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.

Создать условия для развития связанной речь учащихся, внимания, памяти.

Создать условия для воспитания культуры общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

– Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.

– Очень рада видеть вас сегодня отдохнувшими, веселыми, готовыми хорошо работать на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим набираться мудрости из басен.

– 2500 лет назад жил в VI веке до н. эры в Греции человек. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость делали его хозяином положения. Но однажды недруги сбросили его со скалы. Кто это? Эзоп был поэт, он сочинял басни? Что такое басня?

Эзоп считается родоначальником басен. Как вы думаете, были ли басни до него? Это не совсем так. Басни появились 4000 лет назад. Первые басни – современницы просто древних сказок.

3. Постановка проблемного вопроса

– А похожа ли басня на сказку о животных?

Какая басня начинается так же как сказка, какая сказка , автор?

( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)

– А чем басня отличается от сказки?

( Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)

Что такое мораль?

Давайте прочитаем басню «Рыбак и рыбёшка». Какова мораль басни?

Сегодня мы познакомимся с новой басней?

4. Чтение детьми текста басни «Соловей и Ястреб»

7) Работа над текстом басни

– Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?

– А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?

– Какая же эта мысль? Прочитайте.

– В какой части басни она сформулирована?

(Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)

– Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей? Повествования и морали.

– Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб»

– Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?

( точку зрения Ястреба)

– Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, – это история о животных, а вывод, который из нее делается, – касается людей?

Мораль басни часто напоминает пословицу. Может быть, пословицы появились из ба­сен? Нет. У пословиц нет конкретных авторов. Пословицы — это остроумные народные выражения. Это не литературное, а устное народное творчест­во. С их помощью даётся меткая оценка самым раз­ным жизненным ситуациям. Пословицы передавались из уст в уста, из поколения в по­коление. А вот у басен уже есть авторы. Это ли­тературные произведения, в которых пословицы ис­пользовались в качестве морали. А если подходящей пословицы не находилось, то баснописцы придумыва­ли свою мораль.

Истории басен Эзопа известны во всём мире и дожили до наших дней. Их пересказывали писатели и поэты в раз­ных странах. Многие басни Эзопа стали известны российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.

Осторожного коня и зверь не берет.

Не доглядишь оком, заплатишь боком.

Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.

– Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».

– Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?

Тема: Набираемся житейской мудрости. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Тема: Набираемся житейской мудрости. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Цель: знакомство с новым литературным жанром – басня, анализ басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Образовательная: познакомить учащихся с литературным жанром – басня через анализ басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Развивающая: развивать связную речь учащихся, внимание, память.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс », учебник «Русский язык 3 класс », кроссворд, презентация, ноутбук, проектор.

I Организационно – мотивационный этап

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтение проведу, у вас я, меня зовут Мария Валерьевна.

-Начинаем наш урок со скороговорок

-Давайте поупражняемся в скороговорках

– Я прочту. Прочитайте самостоятельно.

-Повторяйте за мной. Попытайтесь сказать самостоятельно.

-Кто нам скажет сам?

Звенит звонок, зовет звонок,

И Зоя в класс к себе идет.

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

– Сегодня мы начинаем изучение второй части учебника «Литературного чтения». Первая глава называется так: «Набираемся житейской мудрости».

– Но сначала давайте вспомним некоторые произведения, которые мы изучали в первом полугодии.

– Обратите внимание на доску, нам нужно решить кроссворд тогда мы узнает тему сегодняшнего урока.(по произведениям, которые были изучены в первой части учебника «Литературное чтение» 3 класс)

– Кроссворд называется «Кто автор этих строк?» В ответе нужно записать фамилию автора.

1. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…(И. Бунин «Листопад»)

2. На лугу большие кучи

Лето. Жарко….. (К. Бальмонт «Гномы»)

3. Нивы сжаты, рощи голы…(С. Есенин)

4. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный … (А. Пушкин «Зимнее утро»)

5.Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки:

От первой до третьей – люди….( В. Маяковский «Тучкины штучки»)

– Какое ключевое слово у нас получилось? (Басня)

– Правильно ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым литературным жанром – басня, узнаем, из каких частей она состоит, в чём сходство и в чём отличия басни от сказки о животных.

Тема сегодняшнего урока набираемся житейской мудрости. Басни Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

II Операционально-исполнительский этап

– Откройте учебники по русскому языку 2 часть, найдите «Словарь происхождения слов» Найдите слово басня. Что интересного вам удалось узнать?

– Прочтите что такое басня

– Басня – небольшое, чаще всего стихотворное произведение. Слово это происходит от древнего слова «баять», т. е. говорить. Оно связано со словом «байка» (сказка)

– Сегодня мы познакомимся с баснями, которые бытовали 2500 лет назад. Считается, что их сочинил греческий поэт Эзоп. Согласно легенде он жил в VI веке до н. эры в Греции. Эзоп был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его хозяином положения. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.

– Обратите внимание, на портрет Эзопа

– Какой он? Похож ли он на тех поэтов, которых вы изучали?

– Как вы думаете, о чем он мог писать?

– Как вы думаете, похожа ли басня на сказку о животных?

– Откройте учебник литературного чтения 2 часть, на странице 7

– Прочтите басню. Кто нам прочтет выразительно?

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее – ведь она так мала, – а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: “Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой”.
Басня показывает, что лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

– Ребята, а что такое невод?

Невод – большая рыболовная сеть.

– Прочитайте еще раз вывод, которым завершается басня.

– Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбешек? (Точку зрения рыбака)

– Знаете ли вы какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? (напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, а также начало индийской сказки «Золотая рыба»)

– По-разному ли развиваются события в сказке и в басне? (Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на исполнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем)

– Какой вывод следует из этой басни?

Вывод по басне: лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

– Давайте с вами встанем, отдохнем.

Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

– Давайте прочтем еще одну басню Эзопа

– Откройте страницу 8, найдите басню

– Прочтите басню. Кто нам прочтет выразительно?

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: “Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать”.

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

Ума решился, как вы понимаете это словосочетания? Прочите внизу страницы

– Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?

– А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?

– Какая же эта мысль? Прочитайте.

Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

– В какой части басни она сформулирована? (Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)

– Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей?

– Основная часть басни называется повествованием, а вывод – моралью.

– Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб» и в басне «Рыбак и рыбешка»

– Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья? (точку зрения Ястреба)

– Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, – это история о животных, а вывод, который из нее делается, – касается людей?

-История, которая рассказана в басне это история о животных, а вывод касается людей

-Вот теперь вы можете ответить на вопрос, чем басня похожа на сказку? ( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)

– А чем басня отличается от сказки? (Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)

– Откройте страницу 9, найдите пословицы

– Прочите их. Как вы понимаете эти пословицы?

Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой. Осторожного коня и зверь не берет. Не доглядишь оком, заплатишь боком. Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.

-Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».

– Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?

– Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?

– Какая мораль, с вашей точки зрения, является более человечной?

Вывод: надо уметь пользоваться тем, что есть, а не мечтать о том, чего нет

III Рефлексивно-оценочный этап

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что такое басня?

-Чем отличается басня от сказки?

– Откройте дневники и запишите домашние задание выучить одну из басен наизусть

Читайте также:  Басня Эзопа Человек и Змея
Ссылка на основную публикацию