Басня Эзопа Жрецы Кибелы

АФОРИЗМЫ ЦИТАТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗРЕЧЕНИЯ

Навигация по сайту

Новое на сайте

Объявления

Реклама

Басни Эзопа:
Домашние голуби и дикие голуби.
Дровосек и Гермес.
Дровосеки и дуб.
Дрозд.
Дуб и тростник.
Жаворонок.
Жена и муж-пьяница.
Женщина и курица.
Живот и ноги.
Жрецы Кибелы.

Домашние голуби и дикие голуби
Птицелов раскинул сети и привязал к ним домашних голубей, а сам стал поодоль и принялся ждать. Дикие голуби подлетели к домашним и запутались в сетях, а птицелов подбежал и начал их ловить. Дикие стали корить домашних за то, что они не предупредили соплеменников о западне; но те отвечали: “Нет, нам важнее не ссориться с хозяином, чем заботиться о соплеменниках”.
Так и слуг не следует бранить за то, что из верности своим господам они отступают от любви к своим родичам.

Дровосек и Гермес
Один дровосек рубил дрова на берегу реки и уронил свой топор. Течение унесло его, а дровосек уселся на берегу и стал плакать. Пожалел его Гермес, явился и узнал у него, почему он плачет. Нырнул он в воду, и вынес дровосеку золотой топор, и спросил, его ли это? Дровосек ответил, что не его; во второй раз нырнул Гермес, вынес серебряный топор и опять спросил, тот ли это, который потерялся? И от этого отказался дровосек; тогда в третий раз вынес ему Гермес его настоящий топор, деревянный. Признал его дровосек; и тогда Гермес в награду за его честность подарил дровосеку все три топора. Взял дровосек подарок, пошел к товарищам и рассказал все, как было. А одному из них стало завидно, и захотел он сделать то же самое. Взял он топор, пошел к той же самой речке, стал рубить деревья и нарочно упустил топор в воду, а сам сел и стал плакать. Гермес явился и спросил его, что случилось? А он ответил, что топор пропал. Вынес ему Гермес золотой топор и спросил, тот ли это, что пропал? Обуяла человека жадность, и воскликнул он, что это тот самый и есть. Но за это бог не только не дал ему подарка, но и собственный его топор не вернул.
Басня показывает, что насколько боги помогают честным, настолько же они враждебны нечестным.

Дровосеки и дуб
Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они раскалывали ими ствол. Промолвил дуб: “Не так кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья, которые от меня же рождены!”
О том, что обида от близких людей тяжелее, чем от чужих.

Дрозд
В миртовую рощу повадился дрозд и сладкими ягодами наедался до отвала. Птицелов его приметил, подстерег и поймал на птичий клей. Сказал, умирая, дрозд: “Несчастный я! погнался за сластью, а лишился жизни”.
Против человека распущенного и сластолюбивого.

Дуб и тростник
Дуб и тростник спорили, кто сильней. Подул сильный ветер, тростник дрогнул и пригнулся под его порывами и оттого остался цел; а дуб встретил ветер всей грудью и был выворочен с корнем.
Басня показывает, что с сильнейшими не следует спорить.

Жаворонок
Жаворонок попал в западню и сказал, рыдая: “Бедная я и несчастная пташка! Ни золота не крал я, ни серебра, ни иного чего ценного – из-за малого хлебного зернышка принимаю смерть”.
Басня против тех, кто ради малой выгоды подвергается большой опасности.

Жена и муж-пьяница
У одной женщины муж был пьяница. Чтобы отвадить его от этого пристрастия, придумала она такую хитрость. Она дождалась, чтобы муж ее напился и заснул, и когда он стал бесчувственным, как мертвец, она взвалила его на плечи, отнесла на кладбище, положила там и ушла. А когда, по ее расчету, он уже должен был протрезвиться, она подошла к воротам кладбища и постучала. Крикнул муж: “Кто там стучится у ворот?” – “Это я, – отвечала она, – несу покойникам поесть!” А он: “Не поесть, а попить принеси мне лучше, милейшая! Для меня мука слышать, как ты говоришь о еде, а не о вине!” Тут ударила она себя руками в грудь: “Несчастная я! никакого мне толку от моей хитрости! Видно, ты, муженек, не только не образумился, а стал еще хуже, чем был: привычка стала природою”.
Басня показывает, что не надо привыкать к дурному: не то придет срок, и привычка будет владеть человеком против его воли.

Женщина и курица
У одной вдовы была курица, которая каждый день несла по яйцу. Вдова подумала, что если курицу кормить побольше, то она будет нести и по два яйца в день. Так она и сделала; но курица от этого разжирела и вовсе перестала нестись.
Басня показывает, что многие люди, стремясь из жадности к большему, теряют и то, что у них есть.

Живот и ноги
Живот и ноги спорили, кто сильнее. Ноги каждый раз хвастались, что столько в них силы, что они и самый живот на себе носят; но живот отвечал: “Эх, любезные, кабы я не принимал пищу, ничего бы не могли вы носить”.
Так и в войсках количество ничего не значит, если воины лишены благоразумия.

Жрецы Кибелы
У жрецов Кибелы был осел, на которого они навьючивали поклажу в своих странствиях. А когда осел измучился и околел, они содрали с него шкуру и сделали из нее бубны для своих плясок. Встретили их однажды другие бродячие жрецы и спросили, где же их осел; а они ответили: “Он умер, но побоев ему, мертвому, достается столько, сколько и живому не доставалось”.
Так иные рабы хоть и получают вольную, но от рабской своей доли избавиться не могут.

Басня Эзопа Жрецы Кибелы

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 078
  • КНИГИ 592 372
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 705

Басни основного эзоповского сборника

1. Орел и лисица

Орел и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орел свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орел проголодался, слетел в кусты, схватил ее детенышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что еще может делать беспомощный и бессильный? Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орел слетел к жертвеннику и унес с него горящие внутренности. И только донес он их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья всполыхнули ярким пламенем. Упали опаленные орлята наземь — летать они еще не умели; и тогда лисица подбежала и съела их всех на глазах у орла.

Басня показывает, что если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им все равно не уйти.

2. Орел, галка и пастух

Орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес ее своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орел».

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.

Орел гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся, — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орел не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орел сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орел, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнезд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Басня учит, что никогда не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

4. Соловей и ястреб

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил: «Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать».

Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку. вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошел покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил: «Еще как поросится! даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков». Изумился покупатель на такие слова, а заимодавец и говорит ему: «Что ты удивляешься? погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит».

Басня показывает, что многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

6. Дикие козы и пастух

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Басня показывает, что не должно вступать в дружбу с теми, кто нас, новых друзей, предпочитает старым: когда мы сами станем старыми друзьями, он опять заведет новых и предпочтет их нам.

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют? «Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости».

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.

8. Эзоп на корабельной верфи

Баснописец Эзоп однажды на досуге забрел на корабельную верфь. Корабельщики начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал: «Вначале на свете были хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в три глотка. И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным.»

Басня показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

9. Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: «Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу». И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: «Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Читайте также:  Басня Эзопа Ворожея

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведет.

10. Лисица и лев

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; во второй раз встретясь, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

Басни Эзопа и Эхо – редакция 2019

Басни Эзопа и Эхо / Феано, Москва 2019, библиотека проекта «Галактический Ковчег». Серия «Царства мудрости. Наследие мудрецов», кол-во страниц 146
ISBN: 978-5-8853-4575-0

Предваряет книгу историко-библиографический очерк – Родословная басни. Оглавление и графика – в конце книги. В части первой звучит ритмичное эхо – эзоповы басни, во второй части – басни античных авторов и эхо, а также исследование некоторых басен; в части третьей – новые басни; в части четвёртой – избранные притчи и басни суфийских авторов.

© Феано
Иллюстративный материал – графика:
Marcus Gheeraerts I.(1516-1590), Wenceslaus Hollar (1607 – 1677)
обложка – Wilhelm von Kaulbach (1804 – 1874)

СЕРИЯ «НАСЛЕДИЕ МУДРЕЦОВ. ЦАРСТВА МУДРОСТИ»

РОДОСЛОВНАЯ БАСНИ – опубликована тут http://stihi.ru/2019/11/27/5530

УЧИТЕЛЮ 23
ВО ВСЕ ВЕКА 23
БАСНИ ЭЗОПА 25
ЭХО ЭЗОПА 27
ВОЛКИ И ОВЦЫ 31
ЛЕБЕДЬ 32
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД 33
КОШКА И ПЕТУХ 33
БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА 33
Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА 34
ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК 34
ЗИМОРОДОК 34
ЛИСИЦА И МАСКА 35
ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ 35
КОВАРНЫЙ 35
ЗВЕЗДОЧЁТ 36
ЛИСИЦА И СОБАКА 36
ЛЯГУШКИ 36
ОГОРОДНИК И СОБАКА 36
ВОЛЫ И ОСЬ 36
ОГОРОДНИК 37
ЗЕВС И ЛЮДИ 37
ВОЛК И ЖУРАВЛЬ 37
ПТИЦЕЛОВ И АСПИД 37
СОБАКА С КУСКОМ МЯСА 38
ЛЕВ И КРЕСТЬЯНИН 38
ЛЕВ И ДЕЛЬФИН 38
ЛЕВ, ИСПУГАННЫЙ МЫШЬЮ 39
ЛЕВ И МЫШЬ 40
ЛЕВ И МЕДВЕДЬ 40
ВОЛК И СТАРУХА 41
ЛЕВ И ЛИСА 41
ВОЛК И ОВЦА 41
ЛИСИЦА И ЛЕВ 41
ОРЁЛ И ЛИСИЦА 43
СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ 44
ОРЁЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ 45
ОРЁЛ И ЖУК 45
РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА 45
РАСТОЛСТЕВШАЯ МЫШЬ 46
ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ 46
Эхо басни см. в разделе 2 47
ВОРОН И ЛИСИЦА 47
ЛЕВ, ВОЛК И ЛИСИЦА 47
ЛЕВ, ОСЁЛ И ЛИСИЦА 48
МУЖИК И ВОДЯНОЙ 49
БОРЕЙ И СОЛНЦЕ 49
ПАСТУХ 51
ЛАСКА И АФРОДИТА 51
КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ 51
УЛИТКИ 53
ЖЕНЩИНА И КУРИЦА 53
СТАРИК И СМЕРТЬ 53
ПУТНИКИ И МЕДВЕДЬ 53
ТРОСТНИК И ДУБ 54
ПАСЕЧНИК 54
ОЛЕНЬ И ЛЬВИЦА 54
ОЛЕНЬ И ЛЕВ 54
МУХИ 55
ОСЁЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ 55
ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 1 55
ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА – 2 55
СОБАЧКА И ХОЗЯИН 56
СОБАКИ И ХОЗЯИН 56
ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 1 56
ВОЛК И КОЗЛЁНОК – 2 57
ГЕРМЕС И ЗЕМЛЯ 57
ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА 57
ПЧЁЛЫ И ЗЕВС 58
МУРАВЬИ И ЗЕВС 58
ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ 58
МУХА 58
СПАСЁННЫЙ 59
БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ 59
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА 59
ПУТНИК И СУДЬБА 60
ПУТНИКИ И ПЛАТАН 60
ПУТНИК И ГАДЮКА 60
ОСЁЛ И САДОВНИК 61
ОСЁЛ И ЦИКАДЫ 61
ОСЁЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ 61
ОСЁЛ И ЛЯГУШКИ 62
ОСЁЛ, ЛИСИЦА И ЛЕВ 62
ЗМЕЯ, ЛАСКА И МЫШИ 62
РОПОТ ЗМЕИ 62
ХОТЕЛ ПИТЬ 63
ГОЛУБКА И ВОРОН 63
ОБЕЗЬЯНА И РЫБАКИ 63
БОГАЧИ И ПЛАКАЛЬЩИЦЫ 63
ПАСТУХ И ОВЦЫ 64
ПАСТУХ И СОБАКА 64
ПАСТУХ И ВОЛЧАТА 64
ПАСТУХ ШУТНИК 65
ГРАНАТОВОЕ ДЕРЕВО, ЯБЛОНЯ И ТЕРНОВНИК 65
КРОТ 65
ОСА И ЗМЕЯ 66
БЫК И ДИКИЕ КОЗЫ 66
ОБЕЗЬЯНЬИ ДЕТИ 66
ПАВЛИН И ГАЛКА 66
ВЕРБЛЮД, СЛОН И ОБЕЗЬЯНА 67
ЗЕВС И ЗМЕЯ 67
СВИНЬЯ И СОБАКА 67
КАБАН И ЛИСИЦА 67
СКРЯГА 68
ЧЕРЕПАХА И ЗАЯЦ 68
ПОКУПКА ОСЛА 69
ЛАСТОЧКА И ЗМЕЯ 69
КЛЯТВА 69
ПРОМЕТЕЙ И ЛЮДИ 70
ЦИКАДА И ЛИСИЦА 70
ГИЕНА 70
ДИОГЕН В ПУТИ 71
ОРЕШНИК 71
ОСЁЛ И МУЛ 71
ДВЕ СУМЫ 72
КАБАН, КОНЬ И ОХОТНИК 72
КОМАР И ЛЕВ 72
ДРОВОСЕКИ И ДУБ 73
СОСНА И ТЕРНОВНИК 73
ЧЕЛОВЕК И ЛЕВ – ПОПУТЧИКИ 73
ЛЬВИЦА И ЛИСА 74
ДВА ПЕТУХА И ОРЁЛ 74
ЛЕВ, ПРОМЕТЕЙ И СЛОН 74
ВОЛК И СОБАКА 75
ОСЁЛ И СОБАКА 76
ЗИМА И ВЕСНА 76
СОЛОВЕЙ И ЛАСТОЧКА 76
ЗЕВС И ДУБЫ 77
РЫБАК И РЫБЫ 77
ЧЕЛОВЕК И ГЕРМЕС 77
ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ 77
АФИНЯНИН И ФИВАНЕЦ 78
СВАДЬБА СОЛНЦА 78
ЛЕВ И ВОЛК 78
ГЕРАКЛ, АФИНА И РАЗДОР 78
БОЧКА ЗЕВСА 79
БРАКИ БОГОВ 79
КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 1 79
КОЗЁЛ И ВИНОГРАД – 2 79
КРЕСТЬЯНИН И ОРЁЛ 80
ДВА ДНЯ ПРАЗДНИКА 81
Эхо 81
ЧЕЛОВЕК, СЧИТАЮЩИЙ ВОЛНЫ 81
Эхо 81
ОСЁЛ И ЖАЖДЕНЬ 82
ЛЬВЫ И ЗАЙЦЫ 87
МЫШЬ И РАКУШКА 87
ГЛАЗА И РОТ 87
САТИР И ОГОНЬ 88
ДАР СКОРБИ 88
БЕГЛЫЙ РАБ 89
ВОЛК И ПАСТУХИ 89
ЛУНА И ЕЁ МАТЬ 89
ЛИСА И ЖУРАВЛЬ 90
КОРОЛЁК И ОРЁЛ 90
КУКУШКА И ПТИЦЫ 90
ДЕМОСФЕН 90
СОФИЗМ ЭВАТЛА 91
ЕЗДОК И БЕШЕНЫЙ КОНЬ 92
МОМ И АФРОДИТА 92
МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА 97
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ. 102
ЭХО – ДЕВУШКА 102
СОБАКА С КОШКОЙ 102
БЕРЁЗА И ЕЛЬ 103
ПУСТОЙ МЕШОК 103
ОРЕЛ И ГЛОРИЯ 103
СОБАКА У ДОМА 104
ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ 104
ВЗГЛЯДЫ 104
ДОСТИЖЕНИЯ 105
ЛЕКАРИ 105
РЕПЕЙ 105
МЫСЛИ 105
ИГРА СОБАКИ 106
НЕОБХОДИМОСТЬ 106
ШВЕЙЦАР 107
ЗАЧЕМ СТРОЯТ ГОРОДА 107
БЫВАЕТ 108
ВРАЧ 108
КОКЕТКА 109
ЗОЛОТАЯ РЫБКА 110
ОГОНЬ И ФИГУРКИ 110
ПРО КРОТА 111
МЕЧТА СОЛОВЬЯ 113
СОСНА И ДУБ 113
ГОРА И ЛЮДИ 114
МУРАВЕЙ 116
СКАЗКА О ХВОИНКЕ 117
РАЗГОВОР 120
ЗВЁЗДНЫЕ СУТКИ 120
ЛЕВ В ПЛЕНУ 122
ДВОЕ НИЩИХ 122
СЛОН В ТЕМНОТЕ 123
СКАЗКА О ФЛЕЙТЕ 124
ОДНАЖДЫ СЛОН 127
МУРАВЬИ И КАРАНДАШ 128
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО 130
УСТРИЦА 130
МОЛНИЯ И КЕДР 131
УТОПАНИЕ 131
НЕПРЯМОЙ ПУТЬ 131
ЖАР И ХОЛОД 131
СВОБОДА 132
ФУНКЦИЯ 132
ДОБРОДЕТЕЛЬ 137
ТРИ ЖЕЛАНИЯ 138
СЫР 138
ВЫСШИЕ ВОСПРИЯТИЯ 139
ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ 139
УЧЁНЫЙ И ФИЛОСОФ 139
ДРАКОН 140
ЧЕЛОВЕК И ТИГР 140
ДОБРО И ЗЛО 141
МЫСЛЬ 142
ВЕЖЛИВОСТЬ И ПРАВДА 142
ВРЕМЯ УБЕГАЕТ 142
ПОБЕГ 143
СОЧЕТАНИЕ 143
ПАРИ 143
ПОКРАСКА 144
УДИВЛЕНИЕ 144
ЭЗОПУ 146

фрагмент текста книги:

Неудивительно читать мне в Маснави ,
Что рождено когда-то было на фарси,
Сюжеты басен, что Эзоповыми были,
Что Пифагоровыми в плаванье отплыли.
А реки водною природою сильны,
И все ручьи, и все дожди – то путь воды.
Моря вмещают воды разные всех рек,
Пусть удивляется, коль хочет, человек.

А, коль не хочет, пусть отыщет те значенья,
Что, как круги на глади вод, дают реченья.
Реченья мудрые вовек не иссякают,
А в каждом искреннем таланте оживают!
Ну как, скажите, о любви не говорить,
И как при этом слов любви не повторить?
Вот точно так же и сюжеты сказок мудрых
Из века в век живут и зреют в думах трудных.

Но Океанова любовь не знает слов,
А лишь значение всего, что есть Любовь.
Неудивительно читать мне у Руми
Сюжеты сказок, что озвучил Санайи.

Но что сказать нам о Крылове, о Толстом,
Кто повторял сюжет искрящимся умом!
И Идрис Шах не всех по имени назвал,
Когда речения времён передавал.
У Соломона в притчах – эхо сказок древних,
Что из Египта привезли для благоверных.
Не зря изрёк мудрец: – «Вернётся всё опять»,
Чтоб новой амфоры границы наполнять.

«И на круги своя, воротится всё то,
Что будет жить», покуда Эхо нам дано.
Покуда горные вершины и ущелья
Своей твердыней отражают грех сомненья.
Доколе лес высокий эхом нам вторит,
Живёт и рифма, возрождается пиит.
Неудивительно, что суфии любили
Царя времён, и Пифагора оценили.

Эзопов язык загадочен, хотя и кажется простодушным, очевидным для ума. Но иносказательные намёки простых сюжетов могут увести наблюдателя так далеко по тропочкам размышлений, что он с удивлением обнаружит себя вовлечённым в потайные беседы ума современного с самим собой древним – вечным Эзопом. Кто же такой, на самом деле, древний Эзоп, а бог Зевс, а богиня Афина? А кого изображает баснописец под образами тех или иных животных? Как черты характера людей проявляются и взаимодействуют между собой, раскрываясь благодаря басенным сюжетам? Символическое значение каждого животного играет в басне заглавную роль. Конечно, под масками животных или богов читатель разглядит черты характера человека, а где-то черты своего характера, особенности восприятия чувств. Приглашаю вас поразмышлять не только над очевидным в сюжетах басен, но и над вторым, третьим смыслами, открывающимися внимательному взгляду. Важно попробовать уйти от спешки при чтении и настроиться на то, что преодолело временность и суету, на то, что вечно. Мораль у басен пусть же любой ум поищет самостоятельно, ибо каждому открывается свой уникальный мир восприятия мудрости времён.

Основой для сбора текстов эзоповых басен послужило создание в 295 г. до н.э. Александрийской библиотеки. А поскольку Деметрий являлся не только инициатором создания библиотеки, но и ее первым руководителем, поставившим своей целью собрать, по возможности, все книги мира – то, вероятно, именно в эти годы им и было осуществлено первое собрание эзоповых басен, о котором мы знаем от Диогена Лаэртского. Собрание басен состояло из десяти книг, а утрачено было после IX в. н.э.

Сложности идентификации подлинных сочинений Эзопа, как и самой личности автора, существовали уже в III в. до н.э., их вполне осознавал Деметрий Фалерский.

Можно предположить, что к составлению текстов басен были причастны пифагорейцы, сохранявшие эзотерическое знание лишь для посвящённых, но использовавшие народные сюжеты историй, басен нравственного содержания для самого широкого распространения. Деметрий Фалерский был хорошо знаком и, скорее всего, был приверженцем пифагорейского учения, ибо учился у Теофраста, а сам Теофраст (370 до н. э., — 285 до н. э.), — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки, почитается родоначальником истории философии, следовательно, и пифагорейской традиции, ведь именно Пифагор (YI в. до н.э.) был первым, кто назвался философом.

В первые сборники басен Деметрием сознательно были включены тексты, которые могли принадлежать автору (или авторам) YI в. до н.э., но включалось также и большинство сочинений, соответствовавших критериям мировоззренческой близости и жанровой общности формы «эзоповой басни». Самым важным при составлении сборников «Эзоповых басен» Деметрий полагал именно воспитательную ценность произведения. Деметрий Фалерский проявил себя не только в роли собирателя, исследователя и издателя «эзоповых басен», но также и в качестве автора некоторых из них.

Как пример одного из текстов написанного Деметрием Фалерским, можно назвать басню «Оратор Демад».

Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал: “Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через нее перелетела, а угорь в нее нырнул. ” И на этом замолк. ” А что же Деметра?” – стали все его спрашивать. ” А Деметра стоит и гневается на вас, – отвечал Демад, – за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите”.
Так среди людей неразумны те, кто пренебрегают делами необходимыми, а предпочитают дела приятные.

(Оратор Демад. Басни основного эзоповского сборника, 63).

Даже при первом рассмотрении ясно, что Эзоп, живший в YI в. до н.э. не мог писать об афинском ораторе конца IY в. до н.э. Вряд ли эту басню мог составить автор живший позднее III в. до н.э., поскольку фигура Демада не была широко известна в последующие столетия, и даже Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) не упоминал сочинений Демада. Наиболее вероятным автором этой басни представляется именно Деметрий Фалерский, для которого Демад был не только современником – но человеком с которым Деметрий был близко знаком, а также восхищался стилем его речей, о чем сам Деметрий говорит в книге «О риторике». С таким предисловием и начнём.

Оратор с жаром говорил, хотя народ
Был невнимателен.
Тогда Демад сказал:
– Эзопа басню расскажу, а то устал.
Деметра, ласточка и угорь шли вперёд.
Вдруг оказались перед речкою они.
И угорь нырнул, и в небо ласточка взлетела. –

Читайте также:  Басня Эзопа Враги

На этом месте замолчал он.
– В чём же дело?
– А что Деметра? – загудели земляки.

Он отвечал:
– Деметра сердится на вас,
Что государственные вам дела скучны,
И вы Эзопом в этот час поглощены.
Но вот закончился Эзопа вкусный час.
Пора трудиться!

Эхо басни – в части 2 – басни античных писателей:
ДЕМОСФЕН – СОФИЗМ ЭВАТЛА

Хранят Эзоповы слова
столетий воды…

Когда-то волею Зевеса
Прометей
дороги людям указал
в потоках дней.
Их было две:
дорога Рабства,
путь Свободы.

Свободы путь
вначале узкий и крутой,
шипами полный
и опасностей, к концу
он станет плавным,
подходящим мудрецу,
плодоносящим
от ручьев воды Живой..

А Рабства путь –
в истоке ровный
и приятный,
в цветах и полный
наслаждений, но потом,
к исходу, – узкий
и со множеством препон,
со страхом смерти неотступной, безвозвратной.

Волки хотели напасть на стадо овец, но никак это им не удавалось, потому что овец сторожили собаки. Тогда решили они добиться своего хитростью и послали к овцам послов с предложением выдать собак: ведь из-за них-то и пошла вражда, и если их выдадут, то меж волками и овцами водворится мир. Овцы не подумали, что из этого получится, и выдали собак. И тогда волки, оказавшись сильнее, без труда расправились с беззащитным стадом.
Так и государства, которые без сопротивления выдают народных вождей, незаметно для себя становятся вскоре добычей врагов.

(Волки и овцы. Басни основного эзоповского сборника, 153).

Хотели волки на овец напасть, но им
Собаки тотчас помешали: – Вы куда!
Тогда на хитрость те пошли, и вот посла
Послали к овцам. Тот прикинулся своим:

– О, распрекрасные, весёлые созданья,
С густою шерстью, благородными глазами!
Зачем собаки изуверы рядом с вами?
Такие злобные, – одни переживанья
От лая громкого, когтистых, крепких лап.
Да прогоните их, чем попусту кормить
Своею пищей. Мы же в мире станем жить,
Овца нам друг, а не скотина, и не раб.

Из-за собак вражда меж нами! Мы друзья.
Подумав, овцы всех собак тогда. прогнали.
А волки, справившись со стадом, всех сожрали.
И эта басня актуальна все века.

Один богач выкармливал гуся и лебедя, но с разной целью: гуся – для стола, лебедя – ради пения. А когда пришло время принять гусю ту участь, для которой его растили, была ночь, и нельзя было распознать, который кто: и вместо гуся схватили лебедя. Но запел лебедь, почуяв смерть, и пение это обнаружило его природу и спасло от гибели.
Басня показывает, что часто дары Муз помогают избегнуть гибели.

(Лебедь. Басни из рукописей младшей редакции, 277).

– Перед кончиной лебедь песнь души поёт, –
Так говорят. И человеку на базаре
Продали лебедя живого. О товаре
Сказали точно, что пословица не врёт.

Вот, собираясь угощать гостей, сказал
Хозяин лебедю: – Пропой нам песню. – Тот
Молчал, как раньше, как воды набравши в рот.
– Похоже, кто-то на базаре мне солгал.

Но вскоре смерть почуял лебедь и беду,
В неволе лебеди, увы, не могут жить,
И он. запел! Да что об этом говорить!
Хозяин понял: просьбы были ни к чему.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лиса, гуляя виноградником, узрела
Гроздь виноградную, что в солнышке блестела.
Но, коль добраться не смогла, сказала так:
– Зачем незрелые плоды желать? Пустяк.

Поймала кошка петуха, да захотела
Под благовидным всё ж предлогом съесть его.
Вот обвиняет: – Что орёшь, когда темно!
А он в ответ: – Да я бужу людей для дела!

Она опять: – Ты нечестивец, кроешь мать,
Сестёр своих! – А он на это: – Польза есть
Моим хозяевам – яиц уже не счесть!
И без меня могли бы просто голодать.

А кошка, сильно рассердившись, изрекла:
– Неужто думаешь, коль скажешь отговорки,
То я не съем тебя? – Прикрыла глазки–створки,
Да в тот же миг и растерзала петуха.

Лисе в какой-то западне отгрызли хвост.
С таким позором жить немыслимо, нельзя.
Она решила моду сделать «под себя»,
И собрала своих собратьев. Вставши в рост,

Им говорит: – Хвосты бы надо обрубить.
Они мешают, некрасивы, тяжелы! –
Но лишь одна ей возразила из толпы:
– Быть может, ты своё увечье хочешь скрыть!

Лишилась лисонька пушистого хвоста…
Судьба наказывает, видно, неспроста.
Как дальше жить? Лисичка выдумала моду!
Теперь бесхвостые хранят её породу.

Эхо – ХВОСТАТАЯ ЛИСИЦА

Лиса с хвостом гордилась истинной красой!
Она носила этот хвост перед собой.
О назначении его, увы, не знала,
И от охотников она не убежала.

ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК

Лиса, карабкаясь по стенке частоколов,
Чуть не упала, за терновник ухватившись.
Вся искололась. И к нему уж обратившись:
– Хотела помощи твоей, а не уколов!
На это тёрн: – Ошиблась, милая, ведь я
И сам привык цепляться, думай за себя.

Такая птичка любит тишь, уединенье.
Живёт у моря, а гнездится лишь на скалах.
Свила гнездо она себе вдали от шквалов,
От птицеловов и от шумного веселья.
Но так случилось, что стихия разыгралась.
Вернулась птичка – нет гнезда! – Несчастье мне!
Я от опасностей укрылась, но судьбе
Предосторожность всё же малой показалась.

Лиса прокралась в мастерскую лепщика,
И, всё обшарив, нос засунула в сундук.
Нашла там маску трагедийную: – А вдруг,
Её одев, я наберусь тотчас ума?

ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ

Он был не стар, и двух любовниц заимел.
Одна моложе, а другая много старше.
Седые волосы рвала ему, что младше,
А уж старуха остальные, чтоб не смел.
Итак, он лысым стал. Неравенство вредно.
Но без любовниц облысел бы всё равно….

Пришёл коварный человек однажды в храм,
Где уличить хотел оракула во лжи.
Взял воробья, прикрыл плащом, (уж, не взыщи),
И вот взывает к всемогущим небесам:

– Что я держу, оно живое или нет?
Он так решил, коль он услышит, что «живое»,
Задушит тут же воробья, коль «неживое» –
На волю выпустит, являя свой ответ.

А бог увидел всё, да так и говорит:
– Уйми, голубчик, искушение своё.
Живое, нет ли, – всё зависит от того,
Кто ныне спрашивает. Совесть крепко спит.
;

Открыть книгу – http://online.pubhtml5.com/ucdb/cwny

Друзья, ваши басни, притчи, сказки, а также переложения басен античных авторов ждём на Пире в честь мудреца Эзопа. На Форуме проекта.

Басня Эзопа Жрецы Кибелы

Голодный волк бродил поблизости от дома.

И вдруг услышал, как ребенок громко плачет,

И голос бабушки: – Ой, волк по полю скачет!

Не перестанешь плакать, выкину с порога!
Подумал волк, что это правда, стал он ждать,

Когда старуха та исполнит обещанье.

Прождал напрасно: – Мне за веру наказанье.

В деревне этой, видно, люди любят лгать.

ЛЕВ И ЛИСА

Лиса больна была, и лев задрать ее

Решил, но все же справедливостью вспылал.

  • Коль правду трижды молвишь, – так он ей сказал, –

Не трону вовсе. – Ох, нелегкое житье!
В ответ лиса. – А во-вторых, уж лучше б ты

Не повстречался мне сейчас. Еще к тому,

Коль повстречался б, то в капкане иль во рву.

И лев ушел. Не вынес правды. красоты.

ВОЛК И ОВЦА

Собаки волка искусали, тот без сил

Лежал и с голоду как будто помирал.

И вдруг овца, и он овце тогда сказал:

  • Попить, дружище, поднеси, давно не пил.

Еду я сам себе найду. – Овца в ответ:

  • Не сомневаюсь, что едою стану я.

Уж извини, тебе, сейчас не до питья.

А я не врач, домой мне надо, ну, привет.

ПЧЕЛЫ И ЗЕВС

Однажды пчелы обратились с просьбой к Зевсу:

  • Наш мед коварно похищают. Дай нам силу,

Чтоб мы умели жалить вора, хоть бы в спину.

Но не понравилось все это Богу Зевсу.
Он дал им жало, что от злости выпадало,

А без него живет пчела совсем уж мало.

МУРАВЬИ И ЗЕВС

Когда-то пахарями были муравьи,

Но им все мало было, вот и воровали

С гумна зерно, что хлебопашцы собирали.

Зевс недоволен был столь жадными людьми.

Да превратил их в муравьев, тем наказав,

Но в этом облике остался прежний нрав.

ЖРЕЦЫ КИБЕЛЫ

Жрецы Кибелы нагрузили на осла

Поклажу всю, что с ними в странствии была.

И он покорно нес, пока не одряхлел.

Совсем измучившись, осел тот околел.
Жрецы ж из шкуры бубны сдали себе.

Однажды встретились попутчики в селе.

Да к ним с вопросом: – Где осел, что с вами был?

  • Он для битья сейчас и в прошлом нам служил.

Попалась муха в мед и вот тонуть уж стала.

  • По крайней мере, я наелась до отвала.

СПАСЕННЫЙ

Попал однажды человек в морскую бурю,

Корабль разбился, он доплыл до островка,

И там забылся сном спасенного раба.

Когда очнулся, вспомнил все, и вот уж. сдуру:

  • О, море, что же завлекаешь ты к себе

Своею тайной и божественной красой?

О, сколько ты сгубило душ! А я живой

Один остался с безысходностью в судьбе.
А море, в деву обратившись, отвечало:

  • О, мореплаватель, меня ты не кори.

Я таково, каким ты видишь изнутри.

А бурю ветер вызывает, в нем начало.

БОЛЬНОЙ И ЛЕКАРЬ

Больной просил помочь. А лекарь: – Что с тобой?

– Да вот, потею. – Лекарь: – Так и быть должно.

В другой раз вновь спросил больного: – Каково?

А тот: – Озноб! Я весь дрожу и сам не свой.
Вновь лекарь: – Это хорошо. – И в третий раз

Больного спрашивает: – Как тебе сейчас?

  • Водянка, плохо мне. – И это хорошо, –

Промолвил врач, – ведь время смерти подошло.

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ЛАСКА

Однажды ласка мышь летучую поймала,

И съесть хотела. Та взмолилась: – Отпусти!

  • Я не могу. Моя природа, уж прости,

Птиц ненавидит! – Мышь на это отвечала:

  • Но я не птица, просто мышь! – И отпустила

На волю ласка мышь. В другой уж как-то раз

Попалась снова мышь, и с яростью тотчас

Та ласка кинулась. А мышь опять молила:

  • Пусти меня! – А ласка снова: – Не могу.

Моя природа такова, я ненавижу

Мышей, хотя тебя, как следует, я вижу.

А мышь летучая: – Послушай, я не лгу,
Ведь я не мышь, а просто малая сова.

И снова ласка отпустила ту сову.

– Коль обстоятельства велят, то я солгу.

Себе сказала мышь, – дороже голова.

ПУТНИК И СУДЬБА

Однажды путник, притомившийся в дороге,

Улегся спать вблизи колодца и заснул.

Да чуть в колодец головой-то не нырнул.

Судьба во сне пришла, схватила уж за ноги,
Да разбудила, говоря: – Когда б упал,

Корил бы точно не себя, корил меня!

Неосторожный, виновата разве я?

Хотя б спасибо мне на этот раз сказал!

ПУТНИКИ И ПЛАТАН

Пустыней шли они уставшие от зноя.

И вдруг платан! Под ним скитальцы улеглись,

Да ввысь на листья посмотрев, уже взялись

За разговоры: – Эх, бесплодно, хоть живое.

Платан подумал: – Благодарности не жду.

Басня Эзопа Жрецы Кибелы

Ответ оставил Гость

Бесхвостая лисица.
Рыбак и рыбешка.
Лисица и терновник.
Лисица и крокодил.
Рыбаки.
Лисица и дровосек.
Петухи и куропатки.
Растолтевшая лисица.
Зимородок.
Рыбак.
Лисица и маска.
Обманщик.
Угольщик и сукновал.
Потерпевший кораблекрушение.

Человек с проседью и его любовницы.
Убийца.
Хвастливый пятиборец.
Человек, обещающий невозможное.
Человек и сатир.
Коварный.
Слепец
Орел и лисица.
Орел, галка и пастух.
Орел и жук.
соловей и ястреб.
Должник.
Дикие козы и пастух.
Кошка и куры.
Эзоп на корабельной верфи.
Лисица и козел.
Лисица и лев.
Рыбак.
Лисица и барс.
Рыбаки.
Лисица и обезьяна.
Лисица и виноград.
Кошка и петух.
39. Ласточка и птицы.
40. Звездочет.
41. Лисица и собаки.
42. Крестьянин и его дети.
43. Лягушки.
44. Лягушки, просящие царя.
45. Волы и ось.
46. Борей и Солнце.
47. Мальчик, объевшийся потрохов.
48. Чиж.
49. Пастух.
50. Ласка и Афродита.
51. Крестьянин и змея.
52. Крестьянин и собаки.
53. Крестьянин и его сыновья.
54. Улитки.
55. Хозяйка и служанки.
56. Ворожея.
57. Старуха и лекарь.
58. Женщина и курица.
59. Ласка.
60. Старик и смерть.
61. Крестьянин и судьба.
62. Дельфины и пескарь.
63. Оратор Демад.
64. Укушенный собакой.
65. Путники и медведь.
66. Юноши и мясник.
67. Путники.
68. Враги.
69. Лягушки.
70. Дуб и тростник.
71. Трус, отыскавший золотого льва.
72. Пасечник.
73. Дельфин и обезьяна.
74. Олень и лев.
75. Олень.
76. Олень и лев.
77. лень и виноград.
78. Пловцы.
79. Кошка и мыши.
80. Мухи.
81. Лисица и обезьяна.
82. Осел, петух и лев.
83. Обезьяна и верблюд.
84. Два жука.
85. Поросенок и овцы.
86. Дрозд.
87. Гусыня, несущая золотые яйца.
88. Гермес и скульптор.
89. Гермес и Тиресий.
90. Гадюка и водяная змея.
91. Собака и хозяин.
92. Две собаки.
93. Гадюка и пила.
94. Отец и дочери.
95. Муж и жена.
96. Гадюка и лиса.
97. Волк и козленок.
98. Волк и козленок.
99. Продавец статуй.
100. Зевс, Прометей, Афина и Мом.
101. Галка и птицы.
102. Гермес и земля.
103. Гермес.
104. Зевс и Аполлон.
105. Конь, бык, собака и человек.
106. Зевс и черепаха.
107. Зевс и лисица.
108. Зевс и люди.
109. Зевс и стыд.
110. Герой.
111. Геракл и Плутос.
112. Муравей и жук.
113. Тунец и дельфин.
114. Лекарь и больной.
115. Птицелов и аспид.
116. Краб и лисица.
117. Верблюд и Зевс.
118. Бобр.
119. Огородник.
120. Огородник и собака.
121. Кифаред.
122. Воры и петух.
123. Галка и ворона.
124. Ворон и лисица.
125. Ворона и ворон.
126. Галка и лисица.
127. Ворона и собака.
128. Ворон и змея.
129. Галка и голуби.
130. Живот и ноги.
131. Галка-беглянка.
132. Собака и лисица.
133. Собака с куском мяса.
134. Собака и волк.
135. Голодные собаки.
136. Собака и заяц.
137. Комар и бык.
138. Зайцы и лягушки.
139. Чайка и коршун.
140. Лев и крестьянин.
141. Лев и лягушка.
142. Лев и лисица.
143. Лев и бык.
144. Лев и крестьянин.
145. Лев и дельфин.
146. Лев, испуганный мышью.
147. Лев и медведь.
148. Лев и заяц.
149. Лев, осел и лисица.
150. Лев и мышь.
151. Лев и осел.
152. Разбойник и тутовое дерево.
153. Волки и овцы.
154. Волк и конь.
155. Волк и ягненок.
156. Волк и цапля.
157. Волк и коза.
158. Волк и старуха.
159. Волк и овца.
160. Волк и овца.
161. Гадатель.
162. Мальчик и ворон.
163. Пчелы и Зевс.
164. Жрецы Кибелы.
165. Мыши и ласки.
166. Муравей.
167. Муха.
168. Человек, потерпевший крушение, и море.
169. Мот и ласточка.
170. Больной и лекарь.
171. Летучая мышь, терновник и нырок.
172. Летучая мышь и ласка.
173. Дровосек и гермес.
174. Путник и Судьба.
175. Путники и платан.
176. Путник и гадюка.
177. Путники.
178. Путник и Гермес.
179. Осел и садовник.
180. Осел, навьюченный солью.
181. Осел и мул.
182. Осел со статуей на спине.
183. Дикий осел.
184. Осел и цикады.
185. Ослы и Зевс.
186. Осел и погонщик.
187. Осел и волк.
188. Осел в львиной шкуре.
189. Осел и лягушки.
190. Осел, ворон и волк.
191. Осел, лисица и лев.
192. Курица и ласточка.
193. Птицелов и жаворонок.
194. Птицелов и аист.
195. Верблюд.
196. Змея и краб.
197. Змея, ласка и мыши.
198. Растоптанная змея.
199. Мальчик, ловящий кузнечиков.
200. Мальчик-вор и его мать.
201. Голубь, который хотел пить.
202. Голубка и ворона.
203. Обезьяна и рыбаки.
204. Богач и кожевник.
205. Богачи и плакальщицы.
206. Пастух и собака.
207. Пастух и море.
208. Пастух и овцы.
209. Пастух и волчата.
210. Пастух-шутник.
211. Купающийся мальчик.
212. Стриженая овца.
213. Гранатовое дерево, яблоня и терновник.
214. Крот.
215. Осы, куропатки и крестьянин.
216. Оса и змея.
217. Бык и дикие козы.
218. Обезьяньи дети.
219. Павлин и галка.
220. Верблюд, слон и обезьяна.
221. Зевс и змея.
222. Свинья и собака.
223. Свинья и собака.
Кабан и лисица.
Скряга.
Черепаха и заяц.
Ласточка и змея.
Гуси и журавли.
Ласточка и ворона.
Черепаха и орел.
блоха и атлет.

Читайте также:  Басня Эзопа Волк и Старуха

Эзоп – Басни. Страница 11

Басня обличает человека злобного, который действует коварно и лицемерно.

Гадатель сидел на площади и давал предсказания за деньги. Вдруг к нему подбежал человек и крикнул, что грабители взломали его дом и унесли все добро. В ужасе гадатель вскочил и с воплем бросился со всех ног посмотреть, что случилось. Увидел это кто-то из прохожих и спросил: «Любезный, как же ты берешься гадать о чужих делах, когда о своих ничего не знаешь?»

Эта басня относится к таким людям, которые и сами не умеют жить, и за чужие дела берутся, их не касающиеся.

162. Мальчик и ворон

Одна женщина гадала о судьбе своего малютки сына, и гадатели ей сказали, что смерть ему принесет ворон. В страхе она изготовила большой ларец и посадила туда сына, чтобы уберечь его от ворона и смерти. А в назначенные часы она этот ларец отворяла и давала сыну необходимую пищу. И вот однажды отворила она ларец, чтобы дать ему пить, а мальчик неосторожно высунулся; и крючок от дверцы, который тоже называется «вороном», упал ему на темя и убил его насмерть.

Басня показывает, что от судьбы уйти невозможно.

163. Пчелы и Зевс

Пчелам было жалко отдавать людям свой мед, и они явились к Зевсу с просьбой дать им силу поражать жалом всякого, кто подойдет к их сотам. Рассердился на них Зевс за такую злобу и сделал так, чтобы, ужалив кого-нибудь, они тотчас теряли жало, а вместе с ним и жизнь.

Эта басня относится к людям злобным, которые сами себе приносят вред.

164. Жрецы Кибелы

У жрецов Кибелы был осел, на которого они навьючивали поклажу в своих странствиях. А когда осел измучился и околел, они содрали с него шкуру и сделали из нее бубны для своих плясок. Встретили их однажды другие бродячие жрецы и спросили, где же их осел; а они ответили: «Он умер, но побоев ему, мертвому, достается столько, сколько и живому не доставалось».

Так иные рабы хоть и получают вольную, но от рабской своей доли избавиться не могут.

165. Мыши и ласки

У мышей была война с ласками, и мыши терпели поражения. Собрались они однажды и решили, что причина их несчастий — безначалие. Тогда они выбрали полководцев и поставили их над собой; а полководцы, чтобы выделяться среди всех, раздобыли и привязали себе рога. Произошла битва, и снова все мыши потерпели поражение. Но простые мыши разбежались по норам и легко в них попрятались, а полководцы из-за своих рогов не могли туда залезть, и ласки их схватили и сожрали.

Тщеславие многим приносит несчастия.

Муравей некогда был человеком и занимался хлебопашеством; но, не довольствуясь плодами своего труда, он завидовал другим и все время их обкрадывал. Рассердился на него Зевс за такую жадность и превратил его в насекомое, которое мы называем муравьем. Но и в новом облике нрав у него остался прежний: он и по сей день бегает по полям и собирает по гумнам пшеницу и ячмень себе про запас.

Басня показывает: кто от природы злонравен, того никакое наказание не исправит.

Муха попала в горшок с мясом и, уже захлебываясь в отваре, сказала сама себе: «Что ж, я наелась, напилась, искупалась, теперь и помереть не жаль!»

Басня о том, что людям легче принять смерть, когда она неожиданная.

168. Человек, потерпевший крушение, и море

Человек, потерпевший кораблекрушение, доплыл до берега моря и заснул там, измученный; а немного спустя проснулся, увидел море и стал его бранить за то, что оно завлекает людей своим мирным видом, и стоит им отплыть, как оно начинает яриться и их губит. Тогда море, приняв женский образ, обратилось к нему так: «Не меня брани, любезный, а ветры! Само я от природы таково, каким ты меня видишь, но ветры налетают на меня мгновенно, и от них я становлюсь бурным и яростным».

Так и нам при виде беззаконий следует винить не тех, кто бесчинствует по чужому подстрекательству, а тех, кто их к этому побуждает.

169. Мот и ласточка

Юноша-расточитель промотал все свое добро, и остался у него только плащ. Вдруг он увидел ласточку, которая прилетела раньше времени, и решил, что уже лето и плащ ему больше не нужен; отнес он плащ на рынок и продал. Но потом опять вернулась зима и сильные холода, и юноша, бродя тут и там, увидел ласточку на земле мертвой. Сказал он ей: «Эх ты! и меня, и себя погубила».

Басня показывает, как опасно все, что делается не вовремя.

170. Больной и лекарь

Один человек был болен. Лекарь спросил, как он себя чувствует; больной ответил, что слишком потеет; лекарь сказал: «Это хорошо». В другой раз спросил лекарь, как дела; больной ответил, что его все время бьет озноб; лекарь сказал: «И это хорошо». В третий раз явился лекарь и спросил, как болезнь; больной ответил, что у него водянка; лекарь сказал: «Это тоже хорошо». И когда навестил больного кто-то из родственников и спросил, как здоровье, то ответил больной: «До того уж хорошо, что помирать впору».

Так многие, поверхностно судя, считают своих ближних счастливыми как раз за то, от чего они больше всего и мучатся.

171. Летучая мышь, терновник и нырок

Летучая мышь, терновник и нырок решили сложиться и торговать заодно. Летучая мышь заняла денег и внесла в товарищество, терновник дал свою одежду, а нырок купил меди и тоже внес. Но когда они отплыли, разразилась сильная буря, и корабль перевернулся; сами они выбрались на сушу, но все добро потеряли. С тех самых пор нырок все ищет свою медь и ныряет за ней в морскую глубину; летучая мышь боится показаться заимодавцам и днем прячется; а ночью вылетает на добычу; а терновник, отыскивая свою одежду, цепляется за плащи прохожих, чтобы найти между ними свой.

Басня показывает, что больше всего мы заботимся о том, в чем когда-то сами понесли ущерб.

172. Летучая мышь и ласка

Летучая мышь упала на землю, и ее схватила ласка. Видя, что смерть пришла, взмолилась летучая мышь о пощаде. Ответила ласка, что не может ее пощадить: от природы у нее вражда со всеми птицами. Но сказала летучая мышь, что она не птица, а мышь, и ласка ее отпустила. В другой раз летучая мышь упала на землю, и ее схватила другая ласка. Стала просить летучая мышь не убивать ее. Ответила ласка, что у нее вражда со всеми мышами. Но сказала летучая мышь, что она не мышь, а летучее животное, и опять отпустила ее ласка. Так, дважды поменяв имя, удалось ей спастись.

Так и нам нельзя всегда быть одинаковыми: те, кто умеет применяться к обстоятельствам, часто избегают больших опасностей.

173. Дровосек и Гермес

Один дровосек рубил дрова на берегу реки и уронил свой топор. Течение унесло его, а дровосек уселся на берегу и стал плакать. Пожалел его Гермес, явился и узнал у него, почему он плачет. Нырнул он в воду, и вынес дровосеку золотой топор, и спросил, его ли это? Дровосек ответил, что не его; во второй раз нырнул Гермес, вынес серебряный топор и опять спросил, тот ли это, который потерялся? И от этого отказался дровосек; тогда в третий раз вынес ему Гермес его настоящий топор, деревянный. Признал его дровосек; и тогда Гермес в награду за его честность подарил дровосеку все три топора. Взял дровосек подарок, пошел к товарищам и рассказал все, как было. А одному из них стало завидно, и захотел он сделать то же самое. Взял он топор, пошел к той же самой речке, стал рубить деревья и нарочно упустил топор в воду, а сам сел и стал плакать. Гермес явился и спросил его, что случилось? А он ответил, что топор пропал. Вынес ему Гермес золотой топор и спросил, тот ли это, что пропал? Обуяла человека жадность, и воскликнул он, что это тот самый и есть. Но за это бог не только не дал ему подарка, но и собственный его топор не вернул.

Басня показывает, что насколько боги помогают честным, настолько же они враждебны нечестным.

174. Путник и Судьба

Путник, уставший после долгой дороги, бросился наземь возле колодца и заснул. Во сне он едва не скатился в колодец; но подошла к нему Судьба, разбудила и сказала: «Любезный, если бы ты свалился, ведь ты бранил бы не себя за свою неосторожность, а меня!»

Так многие люди винят богов, когда виноваты сами.

175. Путник и платан

Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!»

Ссылка на основную публикацию