Басня Михалкова Дальновидная сорока

Конспект по литературному чтению на тему: Сергей Владимирович Михалков «Дальновидная Сорока» (3 класс)

РазделНачальные классы
Класс3 класс
ТипКонспекты
АвторТемнышева К.А.
Дата26.01.2016
Форматdocx
ИзображенияНет

Дата 24 февраля ФИО учителя Шеварихина Наталья Викторовна

Класс 3 «В» ФИО практиканта Темнышева Карина Алексеевна

Технологическая карта урока № 5

Сергей Владимирович Михалков «Дальновидная Сорока»

Ознакомить учащихся с биографией Михалкова, познакомить с баснями Михалкова; дать понятие о басне ; выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются; совершенствовать навык выразительного чтения.

1. Давать определение изучаемых понятий.

2. Выявлять отличительные признаки басен Михалкова

3. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о баснях Михалкова

4. Называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

1. Принятие социальной роли обучающегося

2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

5. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение

1. Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности

5. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

6. Проговаривать последовательность действий на уроке.

7. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

8. Учиться работать по предложенному учителем плану.

9. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

10. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

11. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

12. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге,

2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

4. Использовать информационные ресурсы для поиска информации

5. Донести свою позицию до других.

6. Выразительно читать и пересказывать текст.

7. Постановка вопросов .

8. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

2. Устанавливать причинно- следственные связи.

3. Давать определения понятиям.

4. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

5. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

6. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

7. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

8. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Урок введения нового знания и формирования УУД.

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

Дополнительная литература: книга для чтения, энциклопедии, справочники

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися 5-10 мин

3. Обеспечение мотивации учения 3-4 мин

4. Физминутка 1-2 мин

5. Усвоение нового материала 10-15 мин

6. Установление правильности и осознанности усвоения нового материала 3-6 мин

7. Объяснение домашнего задания 1-2 мин

8. Подведение итогов урока. Рефлексия 1-3 мин.

1.Организация начала урока.

Подровнялись! Здравствуйте, ребята! Садитесь! Меня зовут Карина Алексеевна, урок чтения у вас проведу я!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с таким литературным жанром как басня.

2.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания учащимися Дома вы учили басни Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Рак и Щука» или «Квартет». Две минутки, чтобы повторить домашнее задание. (повторяют). КВАРТЕТ Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта*, две скрипки И сели на лужок под липки – Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. “Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы*; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!” Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. “Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем”. Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: “Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!” – “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, – Им отвечает Соловей. – А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь”.
* Альт и бас – музыкальные струнные инструменты. * Прима – первая скрипка в оркестре, втора – вторая скрипка.
ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав – судить не нам; Да только воз и ныне там.
Кто будет отвечать…..(ответили) Хорошо, спасибо. Присаживайся. Молодцы! Мне очень понравилось, как вы рассказывали басни. А какие басни Ивана Андреевича Крылова вы читали? Послушаем с вами еще несколько басен и ответим на вопрос: чему учит басня? ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: “Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!” Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
* Вещунья – предсказательница. В народных легендах и сказках ворон, ворона изображаются как вещие птицы. Чему же учит нас эта басня? Верно, не нужно слушать людей, которые говорят вам неправду, ради собственной выгоды.
СЛОН И МОСЬКА

По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. “Соседка, перестань срамиться, – Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. – “Эх, эх! – ей Моська отвечает, – Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: “Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!”
– Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!) – Когда в жизни можно употребить эти слова? ( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.) – Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни? – Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков) Хорошо, молодцы, ребята!

3.Обеспечение мотивации учения

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомится с баснями. Что такое басня? Басня- это краткий поучительный рассказ, в котором в иносказательной форме высмеиваются пороки человека. Сегодня мы познакомимся с произведением еще одного баснописца, которого зовут Михалков Сергей Владимирович. Писатель, поэт, драматург, киносценарист, переводчик, общественный деятель. (показ презентации).

Презентация на тему “Примеры манипуляций в баснях”

  • Скачать презентацию (1.18 Мб) 0 загрузок 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему “Примеры манипуляций в баснях” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Примеры манипуляций в баснях: переделаннойИ.Крылова “Ворона и Лисица” иС. Михалкова “Дальновидная Сорока”

Переделанный, но все равно классический пример“Ворона и Лисица”

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

Наш ворон, старый друг, нашел опять кусочек Такой вот вкусноты, что — от души клевать!

На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась,

На ель не встал взлетать, чтоб судьбу не жать Вспорхнул и плавно сел на молодой дубочек

Читайте также:  Басня Михалкова Муха и пчела

Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Недолго ждать пришлось плутовки рыжеватой… Язык Эзопа враз Крыловым подогрев И старую, как мир, всё ту же песню спев, Поймала на себе взгляд сверху хитроватый…

Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил,

А взгляд ей дал понять: Мол, песню ту — слыхали… И басенку опять Мы всю перечитали!

Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит, И говорит так сладко, чуть дыша:

“Но коли так, дружок, тогда послушай новость: Жена твоя вчера с начальником твоим

“Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!

” В объятиях Любви чуть не сорвалась в пропасть. Ей крылья подарил тогда Амур свои. »

И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Вот тут наш ворон :”КАРРРР” И … хоть кричи ПОЖАР Вся вкуснота отправилась Лисице хитрой в дар

Дальновидная Сорока

И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во всё воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Изнемогая от тяжелых ран, К своим трущобам отступал Кабан. В чужие вторгся он владенья, Но был разбойнику отпор достойный дан, Как поднялось лесное населенье.

Сороке довелось в ту пору пролетать Над полем боевых событий И – кто бы ожидал от сорочьей прыти! Сорока , сев на ель, вдруг стала стрекотать:

“Так, так его! Так ,так! Гоните Кабана Мне с дерева видней – он не уйдет далеко Я помогу, коль помощь вам нужна. А вы еще раз поддайте сбоку!”

“Дивлюсь я на тебя. Ты только прилетела,- Сказала Сороке Воробей,- а трескотней своей, Всем надоесть уже успела”

“Скажи, мой свет, -Сорока Воробью в ответ,- Что толку, если б я молчала? А тут придет войне конец- глядишь И вспомнят обо мне, да скажут где-нибудь :”Сорока воевала”

Дальновидная сорока. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

Oynatıcı kontrollerini göster

  • Басня Сергея Михалкова «Дальновидная сорока».
    Исполняет Челпаченко Виктор Петрович.

YORUMLAR • 31

очень интересный канал как и сам ролик особенно понравился сам Петрович

Еще раз убедился что басни будут актуальными и через 20 лет! Петровичу респект,миллион набирают дурацкие блогеры нежели видео из саморазвитием..

spasibo za prekrasnoe chtenie basen ,ochen interesno bilo slishat

Хорошее исполнение, молодец. И басня хорошая, уже очень давно басни не слушала, а тут еще и в красивом исполнении.

Очень актуальная басня, сколько у нас по стране ходят героев Куликовской битвы? Автор как всегда очень красиво прочитал басню.

Реально басня интересная, к тому же я такую в первый раз слышу! Спасибо!

Чудный писатель! Человек- эпоха.Прожил очень долгую и надеюсь счастливую жизнь- 96 лет. Сколько у него произведений! Это сборники рассказов и стихов, пьесы, сценарии к фильмам и мультфильмам, басни. Открыла Википедию, там огромный список его работ!Даже невозможно представить, насколько он был талантлив! Его дети продолжают династию Михалковых- Кончаловских. Я думаю, он ими гордится!

Басни это круто. Дети слушают с большим интересом.-)

Как всегда Виктор Петрович Вы лучший чтец. Басни которые вы читаете оживают. Супер.

Как говорится, “Опыт н пропьёшь”. Видна сноровка, хорошо получается, расставлены выражения, паузы, не начитано, рассказывается естесственно. Сразу включается воображение и представление того о чём повествуется)

Хорошая басня мне очень понравилась посмотрела ваше видео с большим удовольствием класс

басня мне очень понравилась, буду следить за новыми баснями

ХОРОШИЙ РОЛИК, ОТЛИЧНАЯ, АКТУАЛЬНАЯ БАСНЯ, ВЕЛИКОЛЕПНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ, ВСЁ КАК В ЖИЗНИ, А КТО ЕСТЬ КТО РЕШАТЬ ВАМ! 🙂

Очень поучительная басня,в которой чувствуется жизненная ситуация) Спасибо за интересную подачу.

Сколько уж лет этой басни, а актуальность она не потеряла и по сей день.

Очень приятно слушать Виктора Петровича. Любил в детстве басни Сергея Микалкова

Не знаю как в рекомендациях видос появился, но мужик неплохо басенки зачитывает, уже 3 басни просмотрел.

Да, болтунам везде дают дорогу ,болтунам везде у нас почёт((

Гениальное прочтение профессионального литератора Что нравится от автора исходит аура спокойствия это тоже радует не меньше исполнение притчи.

басня понравилась очень.спасибо вам посмотрела с удовольствием

Хитрости и коварства во взгляде тебе надо добавить, Виктор Петрович! Тогда точно будет пробирать до печенок! mne nravitca

Дальновидная сорока. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

Опубликовано 2 лет назад

Дальновидная сорока. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

Скачать — Дальновидная сорока. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

Басни от Петровича

Комментарии к видео

Хорошее исполнение, молодец. И басня хорошая, уже очень давно басни не слушала, а тут еще и в красивом исполнении.

басня понравилась очень.спасибо вам посмотрела с удовольствием

басня понравилась очень.спасибо вам посмотрела с удовольствием

Люблю поэзию, исполнение замечательное.

очень интересный канал как и сам ролик особенно понравился сам Петрович

Реально басня интересная, к тому же я такую в первый раз слышу! Спасибо!

Очень приятно слушать Виктора Петровича. Любил в детстве басни Сергея Микалкова

Хорошая басня мне очень понравилась посмотрела ваше видео с большим удовольствием класс

басня мне очень понравилась, буду следить за новыми баснями

Басни это круто. Дети слушают с большим интересом.-)

Не знаю как в рекомендациях видос появился, но мужик неплохо басенки зачитывает, уже 3 басни просмотрел.

Очень актуальная басня, сколько у нас по стране ходят героев Куликовской битвы? Автор как всегда очень красиво прочитал басню.

Да, болтунам везде дают дорогу, болтунам везде у нас почёт((

ХОРОШИЙ РОЛИК, ОТЛИЧНАЯ, АКТУАЛЬНАЯ БАСНЯ, ВЕЛИКОЛЕПНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ, ВСЁ КАК В ЖИЗНИ, А КТО ЕСТЬ КТО РЕШАТЬ ВАМ! 🙂

Очень поучительная басня, в которой чувствуется жизненная ситуация) Спасибо за интересную подачу.

Очень нравится слушать и стихи, и басни по видео, радио.

Очень горошая Басня Сергея Михалкова «Дальновидная сорока». Жду новоє видео

Гениальное прочтение профессионального литератора Что нравится от автора исходит аура спокойствия это тоже радует не меньше исполнение притчи.

Исполнение замечательное и очень выразительное!Соскучился я честно говоря по басням!
Виктор Петрович респект за чтение!Лайк однозначно!

Замечательное исполнение, душевное и выразительное;отличное сравнение с достоинством!

  • ⇥ Автовоспроизвидение

Живая история. «Брат. Десять лет спустя» 2007 год

Навальный об обнулении Путина

Нужный осёл. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

Little Big. Вечерний Ургант. 13.03.2020

Лучшие номера Дмитрия Брекоткина | Уральские пельмени 2019

Титаник. Документальный Фильм. Все серии подряд. StarMedia

Бешеный пёс. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

Паук и метла. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

КВН Ольга Картункова: Лучшее!

Непьющий воробей

Заяц и черепаха. Сергей Михалков [Басни от Петровича]

Бабушки в японском ресторане – Уральские Пельмени – Азбука Уральских Пельменей Л (2019)

После тяжелого рабочего дня каждый мечтает поскорее отдохнуть на любимой кровати и отвлечься увлекательными видеороликами. Любой посетитель нашего сайта сможет найти захватывающее видео на свой вкус и интерес. Даже самый изощренный зритель найдет для себя что-то достойное. Наш сайт дает возможность каждому посетителю смотреть видеоролики в свободном доступе, без всяких регистраций, а главное, все совершенно бесплатно.

Мы предлагаем для вас большое разнообразие развлекательных, познавательных, детских, новостных, музыкальных, юмористических видеороликов в отличном качестве, что не может не радовать.

Познавательные ролики никого не оставят равнодушным. Они содержат в себе подтвержденные факты, в которых дается подробное объяснение в определенной тематике. Завлекают такие ролики не только информативностью, а также живописностью и качеством картинки. Ролики о животных, природе и путешествиях увлеченно смотрят не только взрослые, но и дети. Ведь каждому очень интересно следить за животным миром в дикой природе, тем самым развиваться и познавать что-то новое для себя.

Юмористические видео отлично подойдут для вечернего времяпровождения. Как никогда после тяжелого рабочего дня юмор поможет отвлечься от жизненных проблем или же посмеяться от души в компании друзей. У нас вы сможете найти различные скетчи, стендапы, пранки, видеоприколы и различные комедийные шоу.

Музыка в жизни каждого человека очень важна. Она мотивирует каждого из нас, поднимает настроение, заставляет двигаться вперед. Для любого посетителя у нас есть отличные подборки музыкальных видеороликов, включающие в себя большое количество разнообразных жанров и стилей, зарубежных и отечественных исполнителей. Даже если вы чем-то увлечены, музыкальные видеоролики отлично подойдут для прослушивания на заднем фоне.

Видео новости – самый зрелищный формат современных новостей. На нашем сайте вы сможете найти разнообразные новостные видеоролики, на любые увлекательные для вас темы. Новости от официальных СМИ, новости спорта, науки, техники, моды, новости политики, скандальные события из мира шоу-бизнеса и многое другое. Вы всегда будете в курсе всех последних интересных, и самых важных новостей и событий в мире.

Маленькие дети очень активны, но иногда их требуется чем-то заинтересовать, чтобы заняться своими делами или просто отдохнуть за чашечкой кофе. В этом деле родителям отлично помогут мультфильмы. Ведь именно мультики помогут привлечь вашего ребенка на несколько часов. У нас имеется большое разнообразие старых и новых мультфильмов, коротких и полнометражных. Для любого возраста и любых интересов. Ваш ребенок останется в восторге, а вы отвлечетесь.

Мы очень рады, что наш сайт сможет помочь вам в различных жизненных ситуациях. Мы старались подобрать для наших зрителей годный контент. Желаем вам приятного просмотра.

Биография Сергея Владимировича Михалкова

Я родился 12 марта 1913 года в Москве. Писать стихи начал рано. Вместе с перочинным ножом и рогаткой хранилась у меня в шкатулке общая тетрадь с начисто переписанными моими первыми стихотворениями. Была среди них и басня. Она называлась “Культура”, и речь в ней шла о том, что “людям лучше помогать не только словом, но и делом”. Мне только что минуло десять лет.

Читайте также:  Басня Михалкова Ошибка

Мой отец – В. А. Михалков, известный советский ученый в области промышленного птицеводства, хорошо знал и любил русскую литературу, любовь к ней он привил мне с юных лет. Он первый познакомил меня со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина. Влияние именно этих поэтов наиболее сильно сказалось на моих детских и юношеских поэтических опытах. Но особенно любил я сказки Пушкина, стихи Некрасова и Лермонтова, басни Крылова.

Коротая длинные зимние вечера, я выпускал домашний “литературно-художественный” журнал, был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором этого издания. Однако “напечататься по-настоящему” было моей заветной мечтой.

Сергей Михалков в молодости

Сочинив однажды сказку в стихах, я переписал ее печатными буквами, и направился в одно из московских издательств. С трепетом вошел я в помещение, в котором волнительно пахло типографской краской. Меня провели к “самому главному”. Маленький, щуплый старичок в толстовке принял меня, как настоящего автора,- предложил сесть, мельком просмотрел мою рукопись и попросил оставить ее на несколько дней. На прощанье он протянул мне три рубля. Это был мой первый аванс! А спустя неделю я держал в дрожащих от волнения руках напечатанный на бланке ответ издательства, в краткой форме отклонявшего мою сказку про медведя, как непригодную для издания.

Сколько еще таких писем получил я из разных редакций, пока, наконец, в июльской книжке журнала “На подъеме” (Ростов-на-Дону) не появились мои первые “по-настоящему” напечатанные стихи: это было восьмистрочное стихотворение “Дорога”.

Очень не восхищайтесь, учитесь работать и шлите нам свои стихи“,- писал мне, пятнадцатилетнему начинающему поэту секретарь редакции, высылая номер журнала.

В том же 1928 году я был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей, и мои стихи стали появляться на страницах пятигорской газеты “Терек” (с 1927 года семья наша переехала на постоянное жительство в Пятигорск).

В 1930 году я окончил пятигорскую среднюю школу. Мне исполнилось семнадцать лет. “Тебе надо начинать самостоятельную жизнь,- сказал мне отец.- Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше, работай. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!”

Полный надежд, готовый преодолеть любые житейские невзгоды, я уехал из Пятигорска в Москву.

В это время я продолжал писать довольно посредственные стихи, изредка печатался, но не имел возможности существовать на литературный заработок. В продолжение трех лет я работал чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике, принимал участие в геолого-разведочных экспедициях в Восточный Казахстан и на Волгу. Мне была по душе дружная, кочевая жизнь изыскателей – жизнь, полная романтических неожиданностей, трудностей и приключений. Но заветной моей мечтой оставалось творчество.

С 1933 года я стал печататься в столичной прессе, мои песни исполнялись на эстраде, передавались по радио. Некоторые из них получили премии на различных литературных конкурсах. Опубликованная в 1931 году в журнале “Огонек” песня “Марш эскадрилий” была перепечатана газетой “Правда”.

Молодые прозаики и поэты тридцатых годов принимали живое участие в работе заводских литературных кружков, выступали на страницах заводских многотиражек, в рабочих и студенческих аудиториях, по командировкам редакций газет выезжали на новостройки и колхозы страны. В эти годы у меня, как и у многих моих сверстников и товарищей по литобъединению при журнале “Огонек” и Литературному институту им. Горького, вырабатывалась внутренняя потребность всегда быть в гуще событий.

Мои стихи в эти годы были похожи на стихи многих молодых поэтов, и я хорошо чувствовал и понимал, что не нашел еще своего голоса, что мне нужно еще много работать над собой, искать, дерзать и добиваться.

Однажды я написал стихотворение для детей “Три гражданина”, оно было напечатано в журнале “Пионер”. Вскоре я написал второе, затем третье стихотворение. Родился веселый “Дядя Степа”, появились “Мы с приятелем”, “Упрямый Фома” и др. Знакомство, а потом и творческая дружба с писателями С. Я. Маршаком и К. И. Чуковским окончательно определили мою литературную судьбу.

История жизни Сергея Владимировича Михалкова

В 1937 году меня приняли в члены Союза советских писателей.

Осенью 1939 года я был призван в армию и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Украину. В этом походе я впервые начал работать во фронтовой армейской печати. Это было началом моей литературной деятельности военного писателя-корреспондента.

В первые дни Великой Отечественной войны я, как командир запаса, в числе многих писателей и поэтов, был мобилизован для работы в армейской печати. Работал на Южном фронте в красноармейской газете “Во славу Родины”, затем в газете “Сталинский сокол”. Выполняя задания своей редакции в действующей армии, я писал очерки, заметки, политические стихи, подписи под карикатуры, юмористические рассказы.

Сергей Михалков на войне

Мне никогда не забыть морозной ночи на полевом аэродроме, когда я с непередаваемым волнением провожал на боевое задание летчиков Северо-западного фронта. На борт самолетов погружали пачки листовок. Это были мои стихотворные послания к нашим партизанам, в которых я стремился ободрить и призвать к беспощадной борьбе русских людей на оккупированной территории.

Помню заголовки листовок: “Пусть не дрогнет твоя рука!”, “Ты победишь!”, “Не быть России покоренной!” Из этих публицистических стихотворений родилась впоследствии “Быль для детей” (1944).

Мысль обратиться к басне подал мне один из старейших и замечательных мастеров русской литературы А. Н. Толстой. Прочитав как-то мои новые стихи для детей, он сказал: “Те твои стихи, в которых ты идешь ог фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются. Попробуй писать басни“. Спустя некоторое время я написал свою первую басню. А. Н. Толстому басня понравилась. Я написал еще несколько. Одну из них напечатала газета “Правда”. Это была басня “Лиса и бобер”. Затем появились “Заяц во хмелю”, “Две подруги”, “Дальновидная сорока” и другие.

Депутат Сергей Михалков

С увлечением работал в области литературного перевода, мне посчастливилось донести до советских ребят звучание превосходных стихов польского поэта Ю. Тувима, а также написать русский текст к чешским операм Б. Сметаны “Проданная невеста” (1949) и А. Дворжака “Черт и Кача” (1956).

В 1938 году на сцене Центрального Театра Юного Зрителя в Москве была показана моя первая пьеса для детей “Том Кенти”. За двадцать последующих лет на сцене наших театров и театров стран народной демократии было поставлено пятнадцать моих пьес для юных и взрослых зрителей. Лучшие из них, на мой взгляд, “Красный галстук” (1947), “Веселое сновидение” (1946), “Я хочу домой!” (1949), “Зайка-Зазнайка” (1951), “Сомбреро” (1957) и сатирическая комедия “Раки” (редакция 1957 года).

В апреле 1950 г. партийной организацией Центрального детского театра я был принят в ряды КПСС.

Президент России В. В. Путин вручает С. В. Михалкову орден Святого апостола Андрея Первозванного. Москва. Кремль, 29 апреля 2008 г.

Трижды был удостоен звания лауреата Сталинской премии за “Стихи для детей” (1941), за сценарий кинокартины “Фронтовые подруги” (1942) и за пьесы “Я хочу домой” и “Илья Головин” (1949).

Пробуя свои силы в различных жанрах литературы, сочиняя стихи и песни, пьесы и киносценарии, выступая на страницах газет с баснями и фельетонами, я всегда стараюсь писать так, чтобы мои произведения были близки, понятны и нужны советскому народу.

За литературную работу правительство наградило меня орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Читать онлайн БАСНИ. Михалков Сергей.

В книгу Сергея Владимировича Михалкова, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР, вошли широко известные, давно полюбившиеся читателю басни, в которых беспощадно высмеиваются человеческие недостатки и пороки. Многие образы басен Михалкова стали нарицательными.

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ, НО НЕ ПОУЧАЮЩАЯ…

Басня – это, пожалуй, самый доступный, самый простонародный жанр, где-то очень близкий сказке. Во всяком случае, сказовое, изустное начало в басне гораздо заметней, чем в каком-либо другом жанре письменной словесности. И вообще, если вдуматься, не пошла ли она от слова “баить”? Байка и басня не зря, видать, рядом в языке стоят. И потом – насколько басня разговорна, общительна на миру, настолько же она и наглядна. Даже, если хотите, она во многом – своеобразный малый перво-театр в слове, народное действо, вобравшее в себя некоторые приемы и ходы еще дописьменного скоморошества, языческую игру-забаву под видом всевозможных зверей и зверушек. Терминология: “эзопов язык”, “аллегория”, “символика” – это все потом, от попутных размышлений.

И еще: басня – это самый, я бы сказал, свободный в смысле строфики и ритмики жанр. Она мало подчинена определенному размеру стиха, определенному складу строфы, количеству строк, порядку и характеру рифмовки. Главное в басне – не внешняя форма ее канонической конструкции, а зримость действия, тон, пауза, точность смыслового ударения, динамика жеста, сопровождающего мысль… И что интересно: будучи откровенно сатирической, настоящая басня, как правило, никогда не бывает злой. Как не бывает злой, скажем, мудрость, сказка. Ум, да, – тот может быть злым, даже злобным. Мудрость – никогда.

Басня – ближе к мудрости. При всей своей беспощадной насмешливости она никогда не изменяла добру. Скорее даже наоборот – всегда преданно служила ему. Служила доброму укору, а не расчетливо-язвительному злословью. Лично я, например, не могу припомнить сейчас ни одной сколько-нибудь стоящей басни, которую можно было бы безоговорочно отнести к разряду откровенно хохмаческих, улюлюкающих басен. Это не в характере басни вообще.

Знаю басню забавной, потешной, поучительной, но чтоб демонстративно поучающей, перстоуказующей свысока – такого что-то не могу припомнить. Случись такое, басня сразу бы перестала быть басней. Даже сама мораль, как обязательная часть басенной сути, ее соль, и та ни в коем случае не должна быть слишком уж надменно показной, дежурной моралью с нахлобученным, так сказать, перехмуром аж до подбородка. Серьез в шутку и шутка всерьез – вот нормальное лицо настоящей нормальной басни.

Читайте также:  Басня Михалкова Лиса и бобер

Выше я сказал: “басня – самый доступный, самый простонародный жанр…” Это что – хула или похвала с моей стороны? Похвала, конечно. Ведь простонародное вовсе не означает – спрошенное, примитивное. Скорее, наоборот, простонародное – это прежде всего наиболее разумное, много раз и не однажды взвешенное, перепроверенное опытом, становое, насущное прежде всего. Что же касается доступности басни как жанра, то, говоря это, я в основном имел в виду доступность в смысле легкости восприятия, а не в смысле творчества. И не каждый из поэтов пойдет на то, чтобы укрепить себя в этом жанре. И это отнюдь не мое открытие. Это – факт самой истории нашей многожанровой литературы. Очевиден великий ряд великих поэтов – Державин, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Твардовский… А кого поставить в этот ряд из великих поэтов-басенников? Крылова? Да. Но в этот ряд он и без нас давно поставлен. Демьяна Бедного? Возможно, но только отчасти. То же самое можно сказать и о Сергее Васильевиче Смирнове как о басеннике. Короткая басня, басня шпилечка-подковырочка – он является ее родоначальником.

Резко, на мой взгляд, выделяется Сергей Михалков. Он приобрел достаточно устойчивую репутацию действительного мастака этого жанра. В лучших образцах, конечно. И это не потому вовсе, что критика так повелела. Нет. Так повелела правда, особый дар поэта, его характер, его склонность не только писать-говорить словом, но и ставить, разыгрывать натурально это слово, как некое такое полезное действо с добным намеком на серьезный укор. А для этого, говоря по-деревенски, надо быть еще и заводилой, то есть режиссером-постановщиком – по-городскому. Надо быть одновременно и непоседливым, глазастым мальчишкой и мудрым-премудрым старцем, всегда готовым что-нибудь рассказать. Надо быть и милосердным служителем зоопарка и требовательным, строгим – но только без перехмура! – работником службы просвещения, спецкором сатиры.

И думаю, не ошибусь, если скажу: большая басня нашла себя в Михалкове и большой Михалков нашел себя в басне. И в этом у них все как раз. А началось это “все как раз” со стихов для детей, с чувства живого, разговорного языка, которым говорит детство, – языка особо доверительного, наивного, чистого, как апрельская первотрава, перволистья… Всему была хозяйкой сама простота, сама непосредственность, – иначе дети не поверят, – сам неостановимый образ детства, его зеленая-презеленая искорка, зажигающая все цвета радуги в глазах и за глазами – в сознании и душе. Простота безграничного воображения. Простота наивного, гибкого, как ветка, глагола. Глагола-события, глагола-портрета.

Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

Дело было вечером,
Делать было нечего.

Откуда пошло это всем известное двустишие – то ли от Михалкова к поговорке, то ли от поговорки к Михалкову, – теперь уж трудно сказать. Лично у меня это с детства на слуху. Как и не из книги вовсе.

Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
– А у меня в кармане гвоздь.
А у вас?
– А у нас сегодня гость.
А у вас?
– А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят…

Поразительно! Явная несуразица во времени – ведь сегодня не вчера, – очевидная ошибка, а какая вместе с тем необыкновенная подлинность, подлинность детского лица, характера, темперамента… Это больше, чем правда, больше, чем не ошибка. И для того чтобы увидеть это и написать об этом, надо быть мальчишкой, участником этой захлебывающейся от нетерпенья похвальбы.

– А у нас на кухне газ.
А у вас?
– А у нас водопровод.
Вот.

– А у нас огонь погас –
Это раз,
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот.

Да только ли это для детей? Нет. Это – и для взрослых тоже. Поскольку знать детей, любить, воспитывать их – это дело более чем взрослое. Знать их психологию, тут же читать их лица, – да, да, я не оговорился, именно, читать лица, – способен лишь только тот человек, лишь только тот художник-поэт, который, как говорят в народе, в чем-то и сам большое дате. Обычно такие люди, оставаясь более чем серьезными, строгими, могут как-то особенно весело, легко входить в мир детей. И дети их пропускают к себе, обо всем им все рассказывают, показывают все. Водят с ними дружбу, играют, нисколько не остерегаясь при этом их очевидной взрослости.

Мне приходилось несколько раз наблюдать за Михалковым, когда он общался с детьми. Никакого ласкового, согбенного напряжения перед ними, никакого “сю-сю”… И ведь давно уже дед, а в кругу детей, в кругу октябрят, пионеров, он чувствует себя как равный среди равных – и это при своем-то длинном-предлинном росте! – как свой среди своих чувствует. И в пряталки – свой, и в скакалки – свой, и в считалки – тоже. И тут, конечно же, все можно простить друг другу. Не только перепад в возрасте, но и невольную перепрыжку в счете. “Грузовик привез дрова – это два. А в-четвертых…” И в этой перепрыжке, в этом пропуске “в-третьих” – весь характер мальчишки-непоседы, весь портрет и все его нетерпенье обо всем сказать сразу. И не только весь его характер, но и характер самого Михалкова. Ведь, что ни говори, а дружба есть дружба. Михалков, конечно же, заметил перескок в счете, но ведь не остановил же при всех, не поправил же…

Скажут: а какое это имеет отношение к басне? А самое прямое, самое непосредственное. Мир детей и мир окружающей их живой природы очень близки друг другу. Мир детского воображения и аллегория по сути явления одного и того же корня. Отсюда и жанровое сходство. В басне, как, пожалуй, ни в каком другом жанре, и впрямь устами младенца глаголет истина. Ее иносказательность – отнюдь не синоним осторожности. Деликатности, да. Это, скорее, вопрос такта, нежели самого принципа. Басенная иносказательность – это особый вид прямоты. Причем прямоты не всегда безопасной для автора.

Басня – это дальнобойное оружие сатиры, рассчитанное не на поверхностное касание, а на всю глубину внедрения в тот или иной порок, начало которого порой обнаруживается в давно минувших временных слоях и социальных эхосах. Отсюда – и долговременность лечебного фактора басни, сила ее конкретного повседневного воздействия, сила опережающей профилактики.

Примером тому – лучшие басни того же Михалкова. Насколько они иносказательны, настолько же и прямодушны. Многие из них несмотря на давность написания нисколько не потеряли своей живости и остроты. Очень свежо и без каких-либо потерь воспринимаются такие басни, как, скажем, “Осторожные птицы” – о всякого рода перестраховщиках, “Лев и ярлык” – о неотразимом воздействии малюсенького слушка-ярлычка на большие фигуры, облеченные сильной властью, “Заяц во хмелю” – не столько о пагубном воздействии алкоголя, сколько о гипертрофированном хвастовстве по мелкости натуры и о безудержном подхалимаже по слабости характера, “Шарик-Бобик” – о тунеядстве до потери чувства собственного достоинства, “Неврученная награда” – о мелкой зависти и большом административном самоуправстве. Она настолько емкая в слове и точная в определении диагноза, эта басня, что мне хочется привести ее целиком.

За честный труд и поощренья ради
Один из Муравьев представлен был к награде –
К миниатюрным именным часам.
Но Муравей не получил награды:
Вышесидящий Жук чинил ему преграды,
Поскольку не имел такой награды сам!
Ах, если бы прискорбный этот случай
Был ограничен муравьиной кучей!

Басня, как видите, короткая, но отнюдь не за счет полноты и серьезности ее содержания. Ничего существенного не упущено. Налицо предельная собранность, под стать наглядной мысли и горестной морали.

Что еще сказать о Михалкове как о поэте-басеннике? Думаю, вот еще что. Он – не только знаток и слуга этого старинного жанра, но и довольно смелый его новатор. Одним из новшеств, привнесенных Михалковым в этот давно установившийся жанр, я бы назвал, например, его отход от сугубо традиционного ряженства басенных персонажей под всевозможных зверей. Михалков нередко берет на себя смелость вести тему прямо, без всяких там зверооколичностей, без игры в зоопарк. Больше того, он иногда персонажами своих басен делает даже неодушевленные предметы, приближая таким образом басню к нашей изрядно замеханизированной современности.

Остаток крепости – кирпичная стена
На древней площади мешала горсовету,
И вот взорвать решили стену эту,
Чтоб вид на новый дом не портила она.
Решенье принято. Назначен день и час,
И как-то ночью площадь взрыв потряс,
Но вид на новый дом при этом не открылся –
Стена осталась, как была,
Она лишь трещину дала,
А новый дом напротив… развалился!
Я к тем строителям свой обратил упрек,
Что строят тяп да ляп, чтоб только сляпать в срок.

Но в этом не вся еще мораль. Мораль заключается еще и в том, что наш заускоренный век ни в коем случае не должен отменять чувства основательности и постоянства. И главным из этих чувств является постоянство и незыблемость совести человеческой, красоты его внешнего и нравственного облика. Этому и служат басни Михалкова.

Ссылка на основную публикацию