Басня Михалкова Муха и пчела

Басня Муха И Пчела Михалков mp3

Басня Муха и Пчела С Михалков

Михалков Муха и Пчела

С Михалков Муха И Пчела

Басня Муха и Пчела С Михалков

Сергей Михалков Басня Муха и пчела

С В Михалков Муха и Пчела

Михаил Зуев рассказывает басню Муха и Пчела автор Сергей Михалков

Сергей Михалков Басня Муха и пчела

Муха и пчела Басня Сергей Михалков Аудиокнига

Муха и пчела Басни Ивана Крылова слушаем на русском языке

Кира Самохвалова 10 лет г Ялта Басня Сергея Михалкова Муха и пчела

Муха и пчела Сергей Михалков

Муха и пчела С Михалков

Басня Муха и Пчела автор Сергей Михалков 3г 3месяца

София Салаурова Басня С Михалкова Муха и Пчела

Марьяна Зобач басня Муха и Пчела И А Крылов

Муха и Пчела С В Михалков

Муха и пчела Михалков

Басни С Михалкова Хочу бодаться Грибы Смешная фамилия Муха и пчела

Басня Муха и пчела

Муха и пчела Иван Крылов все басни

Иван Крылов басня МУХА И ПЧЕЛА стихи для детей

И А крылов Муха и пчела

Марьяна Зобач басня Муха и Пчела

Басня Сергея Михалкова Пчела и Муха Исполняет Эдуард Безотечество 18 лет город Иркутск

Басня Муха и Пчела

БАСНИ Муха и Пчела Крылов И А

Басня Жан де Лафонтена Муха и пчела

Басня Крылова Муха и пчела

Муха и Пчела Иван Крылов читает Павел Беседин

Басня Муха и пчела И Крылов

Басня Муха та Бджола Муха и Пчела

Крылов Иван Андреевич Муха и пчела басня читает Вера Бендина запись 1946

2 взгляда на мир муха или пчела

Самородова Виктория ЦДТ Басня Крылова муха и пчела

Басни Сергея Белоключевского Муха и пчела

Иван Крылов басня Муха и пчела

Басня Крылова Муха и пчела

Басня Муха и пчела

МУХА и ПЧЕЛА Серж Лукьяненко

Басня Лев и ярлык Михалков С читает Амбразевич Анна 6 лет Neshtabudze

Сергей Михалков Басня Лев и Муха Читает К Светлов

Басня Муха и пчела Крылов выступление на Фабрике звезд в школе

О Г Торсунов Сознание мухи и пчелы

София Дьякова Пчела и Мухи

БМ МУХА И ПЧЕЛА В БИЗНЕСЕ

Здесь Вы можете скачать Басня Муха И Пчела Михалков. Слушайте онлайн в хорошем качестве, скачивайте mp3 в высоком качестве без регистрации.

Обратите внимание! Все песни были найдены в свободном доступе сети интернет, а файлы с произведениями не хранятся и не загружаются на наш сервер. Если Вы являетесь правообладателем или лицом, представляющим правообладателя, и не хотите чтобы страница с произведением, нарушающие Ваши права, присутствовала на сайте, воспользуйтесь данной формой.

My Darkes Days Porn Star Dancing

Lightning Dust Competitive Depression Feat Dan Bejar

Just Hold On Power Music Workout

Etude No 2 Maki Namekawa

Hl Vocal Sadie Peden

Моя Старшая Сестра Мелодрама

Tulsidas Doha Raag Yaman Kalyan Sanjeev Abhyankar

Zoom Slum Village

Опель Астра G Замена Рхх

Minecraft Texture Pack Thursday Week 65

Murdock Dark Cloud Feat Dynamite Mc

Shaxboz Nuraliyev Maftun

Аркадий Райкин Пантюхов Фёдор Гаврилович

Sepultura Symptom Of The Universe

Ревность Руки Убрал Я Натурал Дорама Мой Босс Хочет На Мне Жениться

Vacay Jaye Newton

Roblox Undertale 3D Boss Battles Hyper Dust Sans

Gta Crmp По Сети 1 Неудачная Съемка

Say So Power Music Workout

Vengeance Mark Sherry

Самара Авария После Снегопада Заводское Шоссе 06 02 2018

I Don T Know If I Ll Be Back This Time Sea Wolf

Jonych Бананів Нема

Kali Всё Как Всегда

Las Vegas In Search Of Sunrise 11 Anthem Richard Durand Eximinds

Jayceeoh 2 Tha Bank

Еду На Концерт Periscope

Свечи Михаил Шуфутинский

Благородное Дело Смешарики 2D Азбука Финансовой Грамотности Премьера

Tujhe Kitna Chahein Aur Film Version Jubin Nautiyal

Marceline The Vampire Queen Medley Olivia Olson

Best Brandon Bowen Vines W Titles Vine Compilation Vine Planet

Mega Montana Whoa Mega Montana

Проповедь О Прощении Прощенное Воскресенье

T Fest Пасти Feat Barz Makrae Амд

Outta Hell In My Dodge Lp Version Lynyrd Skynyrd

И.А.Крылов. Басня «Муха и Пчела». учебно-методический материал (8 класс) по теме

Басня «Муха и Пчела»

Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала – Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала… “Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая. – Я угощу тебя! Там – в доме, на столе – Такие сладости остались после чая! На скатерти – варенье, в блюдцах – мед. И все – за так! Все даром лезет в рот!” – “Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела. “Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала…

Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

Анализ басни «Муха и Пчела»

В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.

Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.

Читать все басни Михалкова

Новое в блогах

Предлагаю обитателям ГП прочесть, а тем кто читал, освежить содержание в памяти ответить на философский вопрос, ставший поводом для написания этой басни.

Автор — Бернард Мандевиль, написавший это сверхактуальное произведение в 1705 году, подчеркивал, что это не сатира на общество, а научное предостережение от перестройки общества на принципах честности.

Возроптавший улей, или мошенники, ставшие честными

В просторном улье пчелы жили, Там все имелось в изобилье; И множились науки в нем, И шел промышленный подъем; Закона и оружья сила Его величие хранила; И каждой новою весной Он порождал за роем рой. Ни деспота не знал он власти, Ни демократии напасти; Им управлял король, чей трон Законом был давно стеснен. Так жили пчелы жизнью вольной, Но были вечно недовольны.

Ну, словом, был пчелиный рой Во всем похож на род людской. Производили то же пчелы, Что наши города и села: Все те предметы, что нужны Для мирной жизни и войны. И нет у нас таких строений, Машин, судов, изобретений, Наук, искусств и мастерских, Каких бы не было у них. Посредством крохотных орудий Они всё делали как люди; И нам хватает наших слов Для описанья их трудов. Из человечьих дел едва ли Они чего-нибудь не знали, Ну разве что иных затей — Игральных, например, костей. И то едва ли; в самом деле, Ведь короли солдат имели — А разве был на свете полк, Где в играх бы не знали толк?

Итак, цвел улей плодовитый, До крышки пчелами набитый; И в нем, как в обществе людей, Кипели тысячи страстей. Иные утоляли страсти, Достигнув почестей и власти; Другие в копях, в мастерских Всю жизнь работали на них, Полмира, почитай, кормили, А сами как илоты жили. Тот, кто имел свой капитал, Себя ничем не утруждал И только прибыли считал; Другие знали лишь работу, Работу до седьмого поту, И спину гнули день-деньской, Питаясь хлебом и водой. Но было и немало сброда Среди пчелиного народа, Тех пчел, кто ради темных дел Общеполезный труд презрел; Плуты, хапуги, сутенеры, Гадалки, шарлатаны, воры — Все шли на хитрость и обман, Дабы набить себе карман. И остальные, впрочем, тоже Вели себя, увы, похоже:

Весьма солидные мужи Отнюдь не избегали лжи, И были в улье том едва ли Занятья, где б не плутовали. Здесь каждый адвокат владел Искусством раздуванья дел И, ловко разжигая споры, Клиентов грабил хуже вора. Суды веденье тяжб всегда Растягивали на года, Однако было все в порядке, Когда судье давали взятки; За эти воздаянья он Так рьяно изучал закон, Как взломщик изучает лавки, Чтоб лучше обобрать прилавки.

Врачи заботились скорей О репутации своей, А не о том, чтобы леченье Несло больному облегченье; Стремясь доверье заслужить, Старались чуткими прослыть: Войти с улыбкой в дом больного, Приветливое молвить слово И угодить его родне, Любой внимая болтовне.

Мужи духовного сословья Не чужды были суесловья И, хоть служили при богах, Погрязли в низменных грехах. Всем досаждали их чванливость, Корыстолюбье, похотливость — Пороки, свойственные им, Как кражи мелкие — портным. Они, вперяя взоры в небо, Послать молили корку хлеба, А сами жаждали притом Заполучить амбар с зерном. Пока жрецы вовсю радели, Те, кто их нанял, богатели, Благополучием своим Весьма обязанные им.

Читайте также:  Басня Михалкова Слон-живописец

Бои ведущие солдаты Не оставались без оплаты. А тех, кто бойни избегал, Судил военный трибунал; Причем указ был очень строгий — Им просто отрубали ноги. Отнюдь не всякий генерал С врагами честно воевал; Иной, на деньги шибко падкий, Щадил противника за взятки. Те, кто был в битвах смел и рьян, Считать не успевали ран; А трусы по домам сидели, Зато двойной оклад имели.

Лишь на оклад никто не жил Из тех, кто при дворе служил; Ревнители служенья трону Бесстыдно грабили корону И, обирая королей, Хвалились честностью своей. Везде чинуши плутовали; Но чтоб о том не толковали, Они мошенничества плод Умели выдать за доход И называли честной сделкой Любую грязную проделку. Ну, словом, каждая пчела Обогащалась как могла, Доходы большие имея, Чем думал тот, кто знался с нею; Так выигрыш скрывает свой От остальных игрок любой. Не перечесть все их проделки, Навоз — и тот бывал подделкой, И удобренье для полей Сплошь состояло из камней. В своем стремленье жить богато Всяк норовил надуть собрата Иль вымещал на нем свой срам, Когда бывал обманут сам.

Хотя и были у Фемиды Глаза повязкою закрыты, Ее карающая длань Охотно принимала дань. И всем, конечно, было ясно: Ее решение пристрастно, Богиня делает лишь вид, Что судит так, как долг велит. Она судом грозила строгим Лишь неимущим и убогим, Тем, кто нуждой был принужден Немного преступить закон. Зато богатый, именитый Был защищен мечом Фемиды, Всегда готовым чернь карать, Дабы обезопасить знать.

Пороком улей был снедаем, Но в целом он являлся раем. Он жизнестойкостью своей Страшил врагов, дивил друзей; И не было средь ульев равных Ему в его деяньях славных. Такой уж был гражданский строй, Что благо нес порок любой, Что все благие устремленья Предполагали преступленья; И даже худшая пчела Для пользы общества жила.

Весьма искусное правленье Всех пчел хранило единенье. Хоть пчелы и роптали, рой Согласно жил семьей большой; Оказывали все друг другу Как бы невольную услугу; И добродетели одних Питали слабости других.

Здесь скупость мотовству служила, А роскошь бедняков кормила; Будили трудолюбье здесь Тщеславье, зависть, алчность, спесь. К тому ж у этого народа На все менялась быстро мода; Сей странный к переменам пыл Торговли двигателем был. В еде, в одежде, в развлеченье — Во всем стремились к перемене; И образцы новейших мод Уж забывались через год. Сменяя в обществе порядки, В нем устраняли недостатки; В итоге славным пчелам зло Благополучие несло. Плоды пороков пожиная, Цвела держава восковая. Изобретательность и труд Впрямь чудеса творили тут. Из поколенья в поколенье Росли достатки населенья; И жил теперь бедняк простой Получше, чем богач былой.

Но как обманчиво блаженство! Когда бы знать, что совершенство И боги нам не в силах дать, Не стали твари бы роптать. Они ж, чуть что, вовсю вопили: «Мошенники нас погубили! Что власть, что армия, что суд — На воре вор, на плуте плут!» И те, что сами плутовали, Других за плутни бичевали.

Один богач — как раз из тех, Кто жил, обманывая всех,— Орал, что к светопреставленью Ведут все эти преступленья. И кто же тот разбойник был, Кого так люто он бранил? Прохвост-перчаточник, продавший Ему овчину вместо замши.

Прекрасно шли у пчел дела И польза всем от них была, И всё же все кричали: «Боги, Хотим жить честно! Будьте строги!» Услышав их мольбы, Гермес Лишь усмехнулся; но Зевес Сказал, сверкнувши гневным оком: «Что ж, это будет им уроком». И вот — о чудо из чудес! — Из жизни пчел обман исчез; Забыты хитрости и плутни, Все стали честны, даже трутни; И вызывает только стыд У трезвых пчел их прежний быт.

О славный улей! Даже жутко, Какую с ним сыграли шутку! За полчаса по всей стране Продукты снизились в цене; Все сняли маску лицемерья И жаждут полного доверья; Презрела роскошь даже знать; Ну прямо улей не узнать. Заимодавцам нет заботы, И адвокаты без работы, Поскольку сразу должники Вернули с радостью долги; А кои возвратить забыли, Тем кредиторы долг простили. За прекращеньем многих дел И род судейских поредел; Последним туго, как известно, Когда дела ведутся честно: Доходов не приносит суд, И из судов они бегут. Одних преступников казнили, Других на волю отпустили. Едва застенок опустел, Оставшись вовсе не у дед, Из улья отбыла Фемида, А с ней — ее большая свита. Толпой шли чинно кузнецы — Тюремной утвари творцы — С железными дверьми, замками, Решетками и кандалами; Шел весь тюремный персонал, Что заключенных охранял; От них на должном расстоянье — Палач в багряном одеянье, Но не с мифическим мечом — С веревкой шел и топором; За ним, в кругу шерифов, судей, Везли богиню правосудья.

Теперь лечить недужных смел Лишь тот, кто врачевать умел; И даже в селах захолустных Хватало лекарей искусных. Больных старались так лечить, Чтоб их страданья облегчить, Причем без всяких выгод личных И без таблеток заграничных; Знал лекарь: и в своей стране Замену им найдет вполне.

Жрецы отныне не ленились, Со всем усердием молились И славословили богов, Не полагаясь на дьячков. А те, что барствовать хотели,— Все оказались не при деле (Которое для честных пчел Иной бы и ненужным счел). Верховный жрец теперь всецело Отдал себя святому делу И голос свой подать не смел При разрешенье светских дел.

Зато любой бедняк и нищий Могли найти в его жилище Чем подкрепиться: хлеб и эль, А путник — теплую постель.

Министры поняли, что надо Жить только на свои оклады; И нетерпим стал с этих пор К любому жульничеству двор. И если сутками в приемной Ждала своей награды скромной Иная бедная пчела И получить ее могла, Лишь сунув клерку в руку крону, Того карали по закону; Хотя в былые времена Прощалась большая вина. Досель на каждом злачном месте Сидело по три чина вместе, Дабы друг другу не давать Чрезмерно много воровать; Они друг друга наблюдали И вскоре вместе плутовали. А ныне лишь один сидел, Другие были не у дел.

Всё пчелы для уплаты долга Распродают: отрезы шелка, Фарфор, кареты, скакуны Идут с торгов за полцены. Они готовы бедняками Скорее быть, чем должниками. Они бегут ненужных трат, Не шлют за рубежи солдат, Не ценят воинскую славу, Однако за свою державу, За право мирно, вольно жить Готовы головы сложить.

Куда ни глянь — не то, что было: Торговлю честность погубила, Осталась уйма пчел без дел, И улей быстро опустел. Пропали богачи и моты, Что деньги тратили без счета; Занятья где теперь найдут Все те, кто продавал свой труд? Конец закупкам и заказам — И производство гибнет разом; Везде теперь один ответ: «Нет сбыта — и работы нет».

На землю даже пали цены; Сдают внаем дворцы, чьи стены Само искусство возвело; И, удивленные зело, Печально зрят сей строй убогий Их охраняющие боги. Без дела плотник, камнерез, На их работу спрос исчез; Пришло в упадок, захирело Градостроительное дело; И живописца дивный труд Уж никому не нужен тут.

У пчел мизерные оклады, На день хватает — ну и рады, И больших нет у них забот, Чем оплатить в таверне счет. Теперь кокетки записные : Не носят платья золотые;

Не закупает крупный чин Ни дичи, ни французских вин; Да и придворный равнодушен К тому, что подают на ужин, Которому теперь цена Не та, что в оны времена.

Еще совсем недавно Хлоя Богатства ради и покоя Толкала мужа своего На плутовство и воровство; Теперь пускает в распродажу Златую утварь, мебель даже — Те вещи, ради коих рой Творил в Вест-Индии разбой. Пришли иные в улей нравы; Забыты моды и забавы; Нет шелка, бархата, парчи — Не ткут их более ткачи. Беднее стали все раз во сто, Зато все дешево и просто, Зато обрел пчелиный рой И мир, и счастье, и покой. Берут лишь то, что даст природа; Сады растут без садовода И глаз не радуют плодом, Взращенным знаньем и трудом.

Уж не плывут в чужие страны Судов торговых караваны; Нигде не видно ни купцов, Ни финансистов, ни дельцов; Все ремесло пришло в расстройство; Бич трудолюбия, довольство, Мешает выгоду искать И большего, чем есть, желать.

И тут на улей опустелый Коварные соседи смело Со всех сторон пошли войной; И закипел кровавый бой! И год, и два — враги все рвутся; Отважно, храбро пчелы бьются; Их мужество в конце концов Спасает улей от врагов. Победа! Но победа рою Досталась дорогой ценою: Мильоны пали, и страна Была вконец разорена.

Финал послужит всем уроком: Покой — и тот сочтя пороком, Проникшись духом простоты И первородный чистоты, Настолько пчелы опростели, Что все в дупло перелетели, Где, честной бедностью своей Гордясь, живут до наших дней.

Да будет всем глупцам известно, Что улей жить не может честно. Богатство, славу умножать, Притом пороков избежать — Нельзя; такое положенье Возможно лишь в воображенье. Нам — это все понять должны — Тщеславье, роскошь, ложь нужны; В делах нам будучи подмогой, Они приносят выгод много. Конечно, голод — это зло; Но без него бы не могло Раздобывать себе съестное, Расти и крепнуть все живое. Лоза плодов не принесет, Пока дикаркою растет; Чтоб зрели грозди винограда, Лозу не раз подрезать надо; Но вот подвязана она, Вся ссохлась, вся искривлена, А сколько нам дает вина! Так и порок полезен людям, Когда он связан правосудьем. Чтоб стать народ великим мог, В нем должен свить гнездо порок; Достатка — всё тому свидетель — Не даст ему лишь добродетель. И те, кто век вернет иной, Прекраснодушный, золотой, Верша всё честными руками, Питаться будут желудями.

Читайте также:  Басня Михалкова Заяц во хмелю

Тема и основная мысль к басне С.Михалкова «Муха и Пчела». Помогите,пожалуйста,

Поговорки : “Где дёшево , там и дорого “

Пословицы:” терпение и труд всё перетрут “

Пейзаж указывает на время суток – ночь и на место действия – Заполярье. С помощью пейзажа показано наступление утра. Сочетание тропов: эпитета («густая»), сравнения («как смоль»), метафоры («начала редеть»), олицетворения («прятаться») – позволяет читателю представить начало утра, появление первых лучей света. Упоминаемый повествователем всползший туман также свидетельствует о наступлении утра. Пейзаж выполняет психологическую функцию. С помощью него читатель постигает чувства, испытываемые героем: неуверенность, беспокойство. Ряд олицетворений-глаголов, употребляемых автором, создает картину затухающего костра: «Костер … зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился…» Потухающий костер символизирует происходящее с героем: во внешнем мире – испытываемые им трудности, во внутреннем – терзающие его чувства.

Почему герой рассказа ассоциируется с разожженным им костром?

Костер одинок, одинок и герой. Но жизнь костра заканчивается, он догорает, а герой продолжает бороться. И все же они очень похожи друг на друга, так как одинаково противопоставлены окружающему их миру враждебной человеку природы.

Вы правы. Прочтем описание утра. Пейзаж выполняет различные функции. Перечислите их и докажите это.

Пейзаж указывает на место и время, как и в предыдущем отрывке. Только время дня сменилось, наступило утро. Место осталось тем же самым – лес, Заполярье. Природа утром оживает. Солнце светит высоко. Мелкие капли воды от тумана легли повсюду, они сверкают. Красота природы и ее пробуждение показаны автором с помощью тропов. Важную роль играют и сравнение, и олицетворение, и метафоры: «Туман росою (сравнение) пал (олицетворение) на деревья, на землю, мелкая пыль (метафора) искрилась (метафора) всюду». Просыпается жизнь в тайге. Повествователь описывает, как по-разному кричат птицы. Кедровки «на манер базарных торговок», громко, перебивая друг друга. Желна (черный дятел) плачет, кричит жалобно, тоскливо. Синички попискивают, издают высокие звуки. Птицы и звери своим поведением очень отличаются друг от друга. Синицы потрошат старое дерево, ищут в нем насекомых. Белка завтракает, наверное, ест орехи или тех же насекомых. Она цокает, бежит, издавая короткие звонкие звуки. Лес полон шума, звуков, движения.

На что указывает эта пестрая картина утренней тайги?

Эта картина показывает богатство природы северного леса. Но все это пышное разнообразие не обращает внимание на человека. Оно не для него, а само по себе.

Если повествователь так хорошо знает лес, то что можно, исходя из этого, сказать о самом писателе?

Виктор Астафьев очень хорошо знал природу. Он любил лес, любил Сибирь. Его жизнь была тесно связана с природой.

Посмотрите, пожалуйста, еще раз фотографию В. П. Астафьева. Неслучайно писатель изображен у калины, на фоне растения. А на этой фотографии он на берегу Енисея. Возвратимся к тексту.

Пейзаж указывает на большую внутреннюю тревогу мальчика, а также описывает причину этой тревоги. Он видит «молчаливую» и «равнодушную» тайгу, похожую на темное море. Он видит низкое небо, опустившееся почти к самому лесу. Облака закрывают его полностью. Сочетания эпитета и сравнения («спрессованной ватой»), олицетворения и метафоры («ложилась», «растворялась») помогают читателю представить тяжелое небо, нависшее над темной тайгой. Именно этот небосклон и этот лес так действуют на душу героя, что заставляют его переживать и ощущать себя одиноким. Природа в данном случае не препятствует герою и не помогает ему. Природа равнодушна к судьбе человека. Но она также связана с ним, поскольку будит в нем определенные чувства. Но эта связь односторонняя: ответить природе персонаж не

Тема: Крылов «Муха и Пчела»

Тема:Крылов «Муха и Пчела».

1. Продолжить изучение творчества и совершенствование сознательного правильного и выразительного чтения.

2. Развивать устную речь, мыслительные процессы, внимание.

3. Воспитывать положительные качества характера, нетерпимость к лени.

Материалы и оборудование: учебник, портрет баснописца, иллюстрации из басен, отрывки из басен, пословицы, презентация на мультимедиа.

1. Организационный момент.

2. Психологическая настройка.

Посмотрите на экран

по отрывкам узнайте басню:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна: но только все не в прок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

«Ворона и Лисица»

– Из какой басни мораль? Какие людские пороки высмеивает автор?

«А вы друзья как не садитесь

Все в музыканты не годитесь.

кого высмеивает эта басня? (бездарных музыкантов)

3.Проверка дом. задания.

– Ребята, с произведениями какого поэта-баснописца мы знакомились на прошлых уроках?

– Что такое басня?

– Что такое мораль басни?

– Что было задано на дом?

– Выразительное чтение басни «Осел и Соловей» – III группа

Чтение наизусть отрывок — I и II группа.

– Какова мораль этой басни? Чье это мнение? Каких судей имел в виду Крылов?

4.Основная часть:

Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Муха и Пчела». Запишите тему урока.

– Внимательно послушайте басню и скажите, какой человеческий порок высмеивает автор.

Чтение басни учителем.

– Ответ учащихся на вопрос (какой человеческий порок высмеивает автор?)

5. физминутка

гимнастика для глаз

Чтение басни учащимися по абзацам.

Где и когда Муха увидела Пчелу?

Что делала Муха в саду?

Как вы поняли следующие слова?

– Спесиво – надменно, высокомерно

– захирела- зачахла, стала хилой.

О каком житье стала рассказывать Муха Пчеле?

В чем заключается райское житье Мухи?

Вельможа-знатный и богатый

жалуя пол нежной –

Что ответила Пчела Мухе?

Растроили слова Пчелы Муху? Почему вы так думаете?

Кто главные герои этой басни?

Скажите, кого имел в виду автор, говоря о пчеле и мухе? Почему

Выборочное чтение.

Пчела — какая? (Трудолюбивая, умная, добрая).

Из каких слов видно, что Пчела трудолюбива, работает с утра до

Кто говорит эти слова?

Какой оттенок этим словам придает Муха: хвалит она пчелу или

Муха — какая? (Ленивая, хвастливая, нахальная, глупая).

Какой образ жизни ведет Муха?

Каким представляется Мухе райское житье.

Чтение басни и учащимися по ролям ( автор, Муха, Пчела)

Каким тоном говорит Муха? Покажите голосом, что она хвастлива.

Каким голосом надо читать слова Пчелы?

Остальные внимательно слушают, и после чтения басни скажите — кто из ребят правильно передал речь героев.

Что осуждает Крылов в этой басне?

Какова мораль этой басни? Скажите своими словами и подтвердите словами из текста.

Многие выражения из басен Крылова стали пословицами, поговорками. Народ тоже складывал пословицы и поговорки о труде, дружбе, учении.

Внимательно посмотрите на доску, прочитайте пословицы. Подумайте и скажите: К какому герою относятся эти выражения?

Покой пьет воду, а беспокойство — мед.

Гулять – на диво, работать ленива.

За пчелкой пойдешь — до меду дойдешь.

За мухой пойдешь — до навозу дойдешь.

Чуму учат эти пословицы? Какими людьми должны мы быть по мнению Крылова?

7. Дом. задание

II – III гр. – выразительно читать – стр. 81-82.

I – гр отрывок наизусть.

С какой басней познакомились на уроке?

Какие отрицательные черты высмеивает Крылов?

Открытый урок по чтению в 8 классе

Мы пахали

Басня коротенькая, всего 11 строк:

Бык с плугом на покой тащился по трудах;

А Муха у него сидела на рогах,

И Муху же они дорогой повстречали.

«Откуда ты, сестра?» – от этой был вопрос.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит:

«Откуда? – мы пахали!»

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!»

«Мы пахали» сразу же вошло в поговорку. Уже в 1823 году Бестужев-Марлинский писал: «Никогда не скажу: мы пахали» (очерк «Поездка в Ревель»). Долгое время крылатым выражением было также «муха на рогах у вола». Оно обыгрывается в эпиграмме Ходасевича конца 1920-х годов:

…Как муха на рогах, поэзию ты пашешь:

Ты в вечности уже стоишь одной ногой –

Тремя другими – в воздухе ты машешь.

Откуда прилетела к нам эта муха? Предполагается, что из Франции. Если верить комментариям к «Полному собранию стихотворений» Дмитриева, наш баснописец просто перевел басню малоизвестного французского поэта Пьера Вилье (1648–1728). Саму эту басню комментаторы не приводят, а лишь ссылаются на «указание М.Н. Лонгинова», библиографа XIX века. Однако Вилье басен не писал, и в сборнике его стихов 1728 года, на который ссылаются комментаторы, никаких стихов о мухе и воле нет.

Ближе всего к дмитриевской «Мухе» финал басни Лафонтена «Карета и Муха» (1671). В переводе Крылова (1808) эта басня именуется «Муха и Дорожные»:

…Но, знать, рыдван был плотно нагружен,

Что лошади, хотя его тронули,

Но в гору по песку едва-едва тянули.

Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь?

Вступилась: ну жужжать во всю мушину мочь;

Вокруг повозки суетится;

То над носом юлит у коренной,

То лоб укусит пристяжной,

То вместо кучера на козлы вдруг садится.

Читайте также:  Басня Михалкова Неврученная награда

И Муха всем жужжит, что только лишь она

О всем заботится одна.

Меж тем лошадушки, шаг за шаг, понемногу

Втащилися на ровную дорогу.

«Ну», – Муха говорит, – «теперя слава Богу!

Садитесь по местам, и добрый всем вам путь;

А мне уж дайте отдохнуть:

Меня насилу крылья носят».

Во французском оригинале: «Теперь передохнем; я столько потрудилась, чтобы наши люди выбрались на ровное место».

Благодаря Лафонтену во Франции вошло в поговорку выражение «каретная муха» («la mouche du coche») – о человеке, который суетится без толку и хвалится чужими трудами. В русском языке еще и теперь встречается близкое выражение «муха на возу». «Мы все, как муха на возу: важничаем и в своей невинности считаем себя виновниками великих происшествий!» – писал Карамзин («Разные мысли», опубликованные посмертно).

«Муха на возу» появилась в басне Сумарокова «Высокомерная муха» (1769):

…А Муха на возу бренчит,

И Лошаку, ступай, кричит,

Не довезешь меня ты эдак и в неделю,

Туда, куда я целю:

Как будто тот Лошак для Мухи подряжен,

И для нее впряжен.

Сумароковская басня скоро забылась, а выражение «муха на возу» стало употребляться как перевод оборота «la mouche du coche», знакомого каждому, кто говорит по-французски. Поэтому, например, в «Русской мысли и речи» Михельсона «муха на возу» иллюстрируется цитатой из басни «Муха и Дорожные», хотя у Крылова не воз, а рыдван.

Итак, дмитриевское «Мы пахали» появилось не без влияния Лафонтена. Однако мухи на рогах у пашущего вола в баснях Лафонтена мы не найдем; этот образ восходит к баснописцам античности. У Эзопа бык говорит комару, сидящему у него на рогах: «Как ты прилетел, я не заметил, и как ты улетишь, не замечу» (басня «Комар и Бык»). У Федра муха, сидя на дышле мула, кричит ему: «Шагай проворнее, не то ужалю в затылок» (басня «Муха и Мул»).

Взятая в целом, «Муха» Дмитриева вполне оригинальна. Здесь Дмитриев выиграл соревнование с Крыловым. Но в школьные программы он не попал, и с конца XIX века выражение «Мы пахали» чаще всего приписывалось именно Крылову. Эта ошибка попала даже в 1-е издание «Большой советской энциклопедии».

Иван Андреевич Крылов, конечно, великий баснописец, но некоторые басни написал не он.

Басня «Муха»

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»

«Муха». Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию. Баснописец, по мнению Дмитриева, не моралист, которому лишь одному доступна истина, а добрый друг и мудрый советчик. Он исходит не столько из всеобщего народного опыта, сколько из личного. Поэтому в басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства. Баснописец вёл беседу с читателем, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины.

Эта характеристика относится и к басне «Муха», одной из лучших в творчестве Дмитриева. Для этой басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. Известно, сколь тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. После трудового дня уставший и обессилевший Бык в басне Дмитриева медленно идёт домой. Баснописец выбирает для нужной ему картины выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги. На рогах у Быка сидела Муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится Быку вскапывать землю. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой Мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввёл выражение «поднявши нос»:

А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

Слова Мухи «Мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми и вошли в народный обиход, в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды. Басня, следовательно, имеет в виду не только крестьянский или полевой труд, а всякую деятельность — физическую или умственную. В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.

Размышляем о прочитанном

1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?

2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?

3. Выучите басню наизусть, подготовьте её к конкурсному чтению.

4. Прочитайте статью о Дмитриеве, подготовьте пересказ.

5. Согласны ли вы с интерпретацией1 басни Дмитриева «Муха» В. И. Коровиным? Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу? Придумайте ситуацию, расскажите о ней, включив в повествование это выражение.

Фонохрестоматия

И. И. Дмитриев. «Муха»

1. Как интонацией, тембром голоса актриса передаёт характер Мухи, которая «пахала»?

2. Что меняется в манере чтения, когда читается мораль басни?

3. Прочитайте басню так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к Мухе-«труженице» и к морали басни, которая всегда звучит современно.

Басня Михалкова Муха и пчела


Заяц во хмелю



В день именин, а может быть, рожденья
Был Заяц приглашён к Ежу на угощенье.
В кругу друзей, за шумною беседой,
Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.
И Заяц наш, как сел,
Так, с места не сходя, настолько окосел,
Что, отвалившись от стола с трудом,
Сказал: “Пошли домой!” – “Да ты найдёшь ли дом? –
Спросил радушный Ёж. –
Поди, как ты хорош!
Уж лёг бы лучше спать, пока не протрезвился!
В лесу один ты пропадёшь:
Все говорят, что Лев в округе объявился!”
Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.
“Да что мне Лев! – кричит. – Да мне ль его бояться!
Я как бы сам его не съел!
Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!
Да я семь шкур с него спущу
И голым в Африку пущу. “
Покинув шумный дом, шатаясь меж стволов,
Как меж столов,
Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:
“Видали мы в лесах зверей почище львов,
От них и то летели клочья. “
Проснулся Лев, услышав пьяный крик, –
Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.
Лев – цап его за воротник!
“Так вот кто в лапы мне попался!
Так это ты шумел, болван?
Постой, да ты, я вижу, пьян –
Какой-то дряни нализался!”
Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!
Стал от беды искать спасенья он:
“Да я. Да вы. Да мы. Позвольте объясниться!
Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.
Там лишнего хватил. Но всё за Вас!
За Ваших львят! За Вашу Львицу!
Ну, как тут было не напиться?!”
И, когти подобрав, Лев отпустил Косого.
Спасён был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,
Но обожал. подхалимаж.

Морской индюк


А мы живём за петухами, дуры!”
Надулся наш Индюк, вдруг став героем дня.
Хвост распустил, а сам что было сил
(Хотя особенно никто и не просил)
Заголосил:
“Родня!
Берите все пример с меня!
Довольно вам в пыли купаться!
Я – водоплавающий, братцы!
Жить не могу без корабля!
Аврал! Форштевень! Брамселя!”
Захлопал крыльями весь птичий двор вокруг:
“Как мы горды! Нас посетил Индюк!”
И даже сам Петух пропел “кукареку”,
Воздав хвалу морскому Индюку.

Так прячутся порой нахалы и невежды
За громкие слова и пышные одежды.

Нужный осёл



Непьющий воробей



Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушки в бокале –
Вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
“Штрафной” налили Воробью.
А он твердит своё: “Не пью! Не пью! Не пью!” –
“Не поддержать друзей? Уж я на что больная, –
Вопит Сова, – а всё же пью до дна я!” –
“Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!” –
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
“Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей уже до дна!
А ну налить ему еще бокал вина!”
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, он под столом остался.
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он ни появился,
Везде ему глядят и шепчут вслед:
“Ах, как он пьёт!”, “Ах, как он разложился!”,
“Вы слышали? На днях опять напился!”,
“Вы знаете? Бросает он семью!”
Напрасно Воробей кричит: “Не пью-ю!
Не пью-ю-ю!!”

Иной, бывает, промахнётся
(Бедняга сам тому не рад!),
Исправится, за ум возьмётся,
Ни разу больше не споткнётся,
Живёт умней, скромней стократ.
Но если где одним хоть словом
Его коснется разговор,
Есть люди, что ему готовы
Припомнить старое в укор:
Мол, точно вспомнить трудновато,
В каком году, каким числом.
Но где-то, кажется, когда-то
С ним что-то было под столом.

Ссылка на основную публикацию