Басня Толстого Наседка и цыплята

Цыплята и наседки

Цыплята во дворе в песочке рылись –
Пищали, бегали, резвились.
И вдруг между собой не помирились,
Подняли крик.
Наседки вмиг
К цыплятам прибежали
И тут же ссору завязали.
Готовы выклевать глаза одна другой –
У каждой прав цыпленок свой.
Услыша спор,
Во двор
Сбежался целый полк соседок –
Не разольешь водой
Занозистых наседок.
Из-за чего, подружки, спор? –
вмешались куры в разговор.
– Цыплята успокоились давно,
А вы себе одно…
Взглянули мамы на цыплят –
А те, и верно, рядышком сидят.

У кур такие случаи не редки,
Но есть и средь мамаш подобные наседки.

Поэзия Дружковки. Поэтический сборник. Дружковка: ПримаПресс, 2000

Похожие записи автора

Архив С. Внуковой-Фартушенко

Басни в стихах

Похожие записи других авторов

Архив С. Внуковой-Фартушенко

  • Вечер (Обнимал прохладой вечер…)
    Борис Калина
  • Кращий корабель
    Владислав Марко
  • А знаете ли вы, что мне без вас беда.
    Елена Болотная
  • Все сожжено. Мечты забыты…
    Олег Киселев
  • Молитва (Дух безбрежный, прими меня, сына…)
    Оксана Темная
  • Кусково (Ты приезжай. Заблудимся в Кусково…)
    Дмитрий Растворцев

Басни в стихах

  • Две невесты
    Сергей Буров
  • Картофель
    Александр Федоров-Давыдов
  • Юпитер и Нетопыри
    Аким Нахимов
  • Орел и Осел
    Сергей Буров
  • Находка
    Аким Нахимов
  • Мельница без Мельника
    Аким Нахимов
  • Муравей-долгожитель
    Владимир Шебзухов
  • Юпитер и Фавн
    Аким Нахимов

Оставить отзыв Отменить ответ

  • Мятежник (Разгневанны. Философские стихи
  • Голос (Здесь колыбель. Лирические стихи
  • К малабарке Стихи о женщине
  • Предупредитель Философские стихи
  • Печальный мадригал Стихи о женщине
  • Что вам небо с грядущ. Философские стихи
  • Испытание полночи Философские стихи
  • Неожиданное Философские стихи
  • Крышка Стихи о жизни
  • Симпатический ужас Философские стихи
  • Последние комментарии

    • Сергей Каменев к записи Утону я в море твоих глаз…
    • Вика к записи Утону я в море твоих глаз…
    • Владимир Шебзухов к записи Трактат «Осёл ли осёл» (Стихи про ослов)
    • Игорь Кинжалов к записи Утону я в море твоих глаз…
    • Дмитрий к записи Ночное карканье ворон…
  • При использовании материалов сайта, установка обратной активной гиперссылки ОБЯЗАТЕЛЬНА.
    В противном случае, будут отправлены запросы в техподдержку поисковых систем на исключение сайта из индекса.
    Спасибо за понимание!

    Литературный сайт ‘Литератор’

    Круглосуточная поддержка по Skype: radius_vektor

    Физкультурный досуг во второй младшей группе «Наседка и цыплята»

    Наталия Кулагина
    Физкультурный досуг во второй младшей группе «Наседка и цыплята»

    Конспект физкультурного досуга во второй младшей группе

    «Наседка и цыплята»

    Интеграция областей “Познание”, “Физическая культура”, “Социализация”, “Здоровье”

    Цель: повышать интерес к физическим упражнениям, доставить детям радость от выполняемых упражнений. Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

    Образовательные: формировать умение действовать согласно словам текста игры. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве. Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке, пролезании под дугой, в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.

    Оздоровительные задачи: профилактика плоскостопия, укрепление мышц, укрепление здоровья (оптимальность физической нагрузки, двигательной активности.)

    Воспитательные задачи: Способствовать дружеским взаимодействиям между детьми, улучшать психологический климат в группе.

    Методы и приёмы:

    загадывание загадки, зарядка, подвижная игра «Наседка и цыплята», «Тише – громко», малоподвижная игра «По ровненькой дорожке».

    дорожка со следами, гимнастическая скамейка, дуга, веревка или шнурок (муляж пруда или косичка, камешки).

    Ход досуга

    Воспитатель: Ребятки, давайте с вами поиграем. но у нас будет не простая игра, а с превращением. А в кого вы превратитесь, узнаете отгадав мои загадки.

    Кудах – тах – тах

    Снеслась в кустах. (Курочка)

    Явились в желтой шубке

    Прощайте две скорлупки. (Цыплята)

    Дети: Курочка, цыплята.

    Воспитатель: Правильно ребятки, это курочка и цыплята.

    Раз, два, три. четыре, пять – превращаемся в цыплят.

    (Дети одевают ободки цыплят) .

    Цып-цып-цып, не разбегайтесь

    К маме – квочке собирайтесь.

    (Дети собираются около воспитателя)

    Ребятки, желтые цыплятки, все проснулись, потянулись, приготовились к зарядке.

    По утрам делаем зарядку

    Очень нравиться нам

    Делать по порядку

    Приседать и вставать

    Приседать и вставать

    Прыгать и скакать

    Прыгать и скакать.

    Воспитатель: Молодцы, хорошо сделали зарядку.

    А теперь давайте пойдем на пруд. Где много червячков и свежая травка. Идём по тропинке след в след.

    (Ходьба друг за другом по дорожке со следами) .

    Цып цыплята осторожно, на пути у нас ограда.

    А теперь за ту ограду

    Нам пробраться как-то надо

    Цып, цып не пропадём

    Под оградой проползём.

    (Проползают под дугой)

    Вот и пруд ух впереди, ручеёк лишь перейди.

    Вот быстрые журчащие ручейки,

    которые надо перепрыгнуть

    Перепрыгивают через косички)

    Путь неровный рвы, канавы

    Их преодолеть нам надо!

    Через канаву мы переберемся по мостику, аккуратно чтобы не упасть.

    (Ходьба по гимнастической скамье)

    Молодцы,ловкие,умелые, быстрые и смелые!

    А сейчас мы по этой тропинке пойдем и полянку с цветами в лесочке найдем. (идут по змейке).

    Пришли, разбежались по полянке. Стали зернышки клевать и играть.

    Игра «Наседка и цыплята».(включить музыку или аккордеон)

    Вышла курочка гулять,

    Свежий травки пощипать, (Щипают травку)

    А за ней ребятки –

    Желтые цыплятки.

    Ко – ко – ко, ко – ко – ко! (имитируют движения)

    Не ходите далеко.

    Съели толстого жука,

    Воспитатель: А теперь домой пора. Вот вам правило ребятки. Как услышите хлопок, надо сделать вам прыжок, через пруд по камушкам. Воспитатель делает хлопки в ладоши, дети прыгают с камушка на камушек (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд).

    Цыплятки так резвились что устали.

    Проводится малоподвижная игра «Тише – громко».

    Дети идут свободно построение в одном направление. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках. Затем даёт сигнал «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз. (музыка)

    Цыплята отдохнули и отправились домой.

    Цыпочки теперь за мной

    Нам пора идти домой.

    (Дети идут за воспитателем) .

    Малоподвижная игра “По ровненькой дорожке” (дети в кругу).

    “По ровненькой дорожке

    Шагают наши ножки. (Хороводный шаг)

    Через камни и песок (ходьба с высоким подниманием колена)

    По тропинке, по лесной (Бег, взявшись за руки)

    Побежали вслед за мной.

    А теперь опять пошли (Хороводный шаг)

    И до домика дошли.

    Присели, руки сложили “домиком”.

    Цып, цып, цып все ко мне. (музыка цып, цып, цып мои цыплятки)

    “Мы по лесу погуляли

    И вернулись без сомненья,

    Все с хорошим настроением”

    Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять превращаемся в ребят.

    Молодцы ребята, хорошо поиграли!

    «Весёлый зоопарк». Физкультурный досуг второй младшей группы Весёлый зоопарк Физкультурный досуг 2-й младшей группы Задачи: Развивающие : – Содействовать развитию прыгучести, ловкости, быстроты.

    Физкультурный досуг «Бравые солдаты» в первой младшей группе «Бравые солдаты» Цель: Создать радостное настроение, умение эмоционально реагировать на окружающий мир. Формировать умение детей ходить.

    Физкультурный досуг по правилам ПДД в первой младшей группе Автор работы: Борисова Лариса Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №17 п. Увельский Конспект: «Курочка и цыплята» Цель: Познакомить.

    Физкультурный досуг в младшей группе «У лесных зверей в гостях» .

    Физкультурный досуг в младшей группе «В гости к солнышку» Физкультурный досуг в младшей группе «В гости к солнышку» Цель: доставить детям радость. Задачи: развивать творческие способности детей,.

    Физкультурный досуг во второй группе раннего возраста «Путешествие в лес» Цели: развитие восприятия речи взрослого, звукоподражание; имитация движений, соответствующих слову воспитателя; развитие воображения, памяти,.

    Физкультурный досуг во второй младшей группе «Играем вместе с мамой» Вед: Здравствуйте ребята! Вы когда- нибудь были в стране игрушек? Мы сейчас вместе с родителями отправимся в путешествие, в котором вам.

    Физкультурный досуг во второй младшей группе «Я готовлюсь стать космонавтом» Цель: Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, смелый человек. Задачи: – Способствовать развитию физических.

    Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Наседка и цыплята» ЦЕЛЬ: Закрепить представление о том, что у курицы есть детёныши цыплята, уточнять знание о внешнем виде и поведении курицы и цыплят (курица.

    Конспект занятия по физической культуре во второй младшей группе «Наседка с цыплятами» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44» КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «НАСЕДКА.

    Басня Толстого Наседка и цыплята

    Рассказы из «Новой азбуки»

    Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

    Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

    В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

    Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

    Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, Михайлы Иваныча, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко, потом села на маленький стульчик и засмеялась, так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

    Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

    А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке!»

    Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: «Кто хлебал в моей чашке!»

    А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: «Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!»

    Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

    Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

    Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: «Кто сидел на моем стуле и сломал его!»

    Медведи пришли в другую горницу. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» — заревел Михайло Иваныч страшным голосом. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» — зарычала Настасья Петровна не так громко. А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: «Кто ложился в мою постель!» И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи!»

    Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

    Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было

    Поехал я раз зимою в лес за деревами, срубил три дерева, обрубил сучья, обтесал, смотрю, ужпоздно, надо домой ехать. А погода была дурная: снег шел и мело. Думаю, ночь захватит и дороги не найдешь. Погнал я лошадь; еду, еду — все выезду нет. Все лес. Думаю, шуба на мне плохая, замерзнешь. Ездил, ездил, нет дороги и темно. Хотел уж сани отпрягать, да под сани ложиться, слышу — недалеко бубенцы погромыхивают. Поехал я на бубенчики, вижу, тройка коней саврасых, гривы заплетены лентами, бубенцы светятся и сидят двое молодцов.

    — Здорово, братцы! — Здорово, мужик! — Где, братцы, дорога? — Да вот мы на самой дороге. — Выехал я к ним, смотрю, что за чудо — дорога гладкая и не заметенная. — Ступай, говорят, за нами, — и погнали коней. Моя кобылка плохая, не поспевает. Стал я кричать: подождите, братцы! Остановились, смеются. — Садись, говорят, с нами. Твоей лошади порожнем легче будет. — Спасибо, говорю. — Перелез я к ним в сани. Сани хорошие, ковровые. Только сел я, как свистнут: ну, вы, любезные! Завились саврасые кони так, что снег столбом. Смотрю, что за чудо. Светлей стало, и дорога гладкая, как лед, и палим мы так, что дух захватывает, только по лицу ветками стегает. Уж мне жутко стало. Смотрю вперед: гора крутая-прекрутая, и под горой пропасть. Саврасые прямо в пропасть летят. Испугался я, кричу: батюшки! легче, убьете! Куда тут, только смеются, свищут. Вижу я, пропадать. Над самой пропастью сани. Гляжу, у меня над головой сук. Ну, думаю: пропадайте одни. Приподнялся, схватился за сук и повис. Только повис и кричу: держи! А сам слышу тоже, кричат бабы: дядя Семен! чего ты? Бабы, а бабы! дуйте огонь. С дядей Семеном что-то недоброе, кричит. Вздули огонь. Очнулся я. А я в избе, за полати ухватился руками, вишу и кричу непутевым голосом. А это я — все во сне видел.

    Читайте также:  Басня Толстого Лев, Осел и Лисица

    Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

    На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

    И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей. С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные. Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова — бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркатъся стало, вернулись назад. Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.

    “КИНОДИВА” Кино, сериалы и мультфильмы. Всё обо всём!

    Меню навигации

    Пользовательские ссылки

    Информация о пользователе

    Басни для взрослых

    Сообщений 1 страница 20 из 305

    Поделиться120.03.13 13:15:39

    • Автор: Васена
    • Фея
    • Зарегистрирован: 10.02.13
    • Сообщений: 8514
    • Уважение: [+3041/-4]
    • Позитив: [+7807/-17]
    • Пол: Женский
    • Провел на форуме:
      21 день 15 часов
    • Последний визит:
      24.02.20 17:44:01

    Басни для взрослых

    Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания.

    У сильного всегда бессильный виноват:
    Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
    Но мы Истории не пишем;
    А вот о том как в Баснях говорят.

    Басня – это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, но завуалировано подразумеваются люди, их поступки, поведение. Неотъемлемой частью басни является её мораль.

    Басни возникли в Древней Греции.
    ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.) – древнегреческий писатель, баснописец, считается родоначальником жанра. Из описаний он предстает человеком уродливым, горбуном, но бесконечно мудрым и наделенным литературным даром.

    Он жил в Греции, приблизительно в седьмом веке до нашей эры. Он был раб, но рассказы его были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари, по преданию, приглашали его ко двору, чтобы послушать знаменитые басни.

    В баснях действуют, в основном, животные. Но они, сохраняя каждый свой характер (Лиса — хитра, Козел — глуп и прочее), наделены человеческими чертами и человеческим разумом. Часто они попадают в трудные положения и порой находят из них оригинальный выход. Многие фразы Эзопа стали пословицами в разных языках. Басни его содержат как бы назидание, некий свод законов человеческого поведения в разных обстоятельствах.

    Истории, рассказанные в древности Эзопом, разошлись по всему миру, их знают и любят люди всех стран.

    Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. В частности, они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, Г. Лессинга, И.А. Крылова.

    Жан де Лафонтен и его Басни — это мудрость народов, которая дошла до наших дней. Басня Лафонтена указывает на пороки и слабости человека, такие как трусость, жадность, ложь, лень.
    Читать басни Лафонтена с удовольствием будут дети разного возраста, как школьники, так и дошкольники. Персонажами басен Лафонтена являются животные, которые олицетворяют людей с их достоинствами и недостатками.

    Многие басни этих авторов-баснописцев и их краткие биографии представлены здесь.

    Некоторые басни (порой одну и ту же) читают блестящие актёры, такие как Игорь Ильинский, Валентин Гафт.

    Наряду с этим мы поместили мультфильмы и аудиокнигу “Басни И.А.Крылова” с картинками

    А также оригинальные басни поэта Владимира Шебзухова.

    Он — член Союза Писателей России, автор интересных стихотворных сборников, в том числе, редких для сегодняшнего времени, сборника басен. Победитель многих выставок Современного искусства. Владимир Шебзухов ещё и композитор и музыкант, профессиональный гитарист-концертант, имеющий эксклюзивную гитару, таящую в себе неземные звуки.

    Поделиться220.03.13 13:21:17

    • Автор: Васена
    • Фея
    • Зарегистрирован: 10.02.13
    • Сообщений: 8514
    • Уважение: [+3041/-4]
    • Позитив: [+7807/-17]
    • Пол: Женский
    • Провел на форуме:
      21 день 15 часов
    • Последний визит:
      24.02.20 17:44:01

    Басня Крылова Демьянова уха

    Демьянова уха – басня-анекдот, забавная житейская ситуация от Крылова про чересчур гостеприимного Демьяна и деликатного Фоку.

    “Соседушка, мой свет!
    Пожалуйста, покушай”. –
    “Соседушка, я сыт по горло”. – “Нужды нет,
    Еще тарелочку; послушай:
    Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” –
    “Я три тарелки съел”. – “И полно, что за счеты:
    Лишь стало бы охоты, –
    А то во здравье: ешь до дна!
    Что за уха! Да как жирна;
    Как будто янтарем подернулась она.
    Потешь же, миленький дружочек!
    Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
    Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!”
    Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку
    И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
    А с Фоки уж давно катился градом пот.
    Однако же еще тарелку он берет,
    Сбирается с последней силой
    И – очищает всю.
    “Вот друга я люблю! –
    Вскричал Демьян. – Зато уж чванных не терплю.
    Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!”
    Тут бедный Фока мой,
    Как ни любил уху, но от беды такой,
    Схватя в охапку
    Кушак и шапку,
    Скорей без памяти домой –
    И с той поры к Демьяну ни ногой.

    Мораль басни Демьянова уха
    1) Нельзя ничего навязывать без меры; 2) Нужно уметь говорить Нет

    Гостеприимство, что так желанно, порой бывает чрезмерным. Оно ни в коем случае не должно становиться в тягость, проявлять слепую настойчивость. Демьян, отличный хозяин, как раз такую грань и перешёл. Его гость – Фока не знал куда деваться, ведь и оставаться ему не хотелось, и уйти, обидев хозяина, было как-то уж очень некрасиво. Настырность и деликатность столкнулись, но обе уступили место простому бегству. Фока сбежал от чересчур добродушного Демьяна, так и не сумев вовремя сказать Нет.

    Разберемся, как Крылов передает нам суть сложившейся ситуации и почему не формирует мораль в четкой форме. Что ж, достаточно внимательно прочитать басню Демьянова уха, чтобы обратить внимание на приторно ласковые речи Демьяна. Фока же, напротив, говорит вежливо и, на первый взгляд, искренне. Попал соседушка в трудное положение. Терпел-терпел и не вытерпел. Тут-то всю его воспитанность как рукой снесло: сбежал и всё тут. Наелся ухи на всю жизнь. Комична сама ситуации, из которой можно почерпнуть немало интересного, потому и мораль Крылову выражать не потребовалось.

    Демьянова уха написана в виде сценария, так сказать в лицах. Разговорными интонациями, в житейский случай о посиделках двух соседей, Крылов в свойственной ему манере и с завидной простотой вкладывает глубочайший смысл. С первых слов басни мы врываемся в прикрытый дружелюбием спор Демьяна и Фоки. Присмотревшись к их диалогу поближе, мы увидим, как назойлив Демьян, как он не приемлет отказа и после нескольких тарелок ухи уже не может остановиться. В тоже время слабовольный Фока не умеет отказываться и говорить простое Нет.

    Басня Демьянова уха – крылатые выражения
    Демьянова уха

    Поделиться320.03.13 13:27:11

    • Автор: Васена
    • Фея
    • Зарегистрирован: 10.02.13
    • Сообщений: 8514
    • Уважение: [+3041/-4]
    • Позитив: [+7807/-17]
    • Пол: Женский
    • Провел на форуме:
      21 день 15 часов
    • Последний визит:
      24.02.20 17:44:01

    Басня Крылова Свинья под дубом

    Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

    Свинья под Дубом вековым
    Наелась желудей досыта, до отвала;
    Наевшись, выспалась под ним;
    Потом, глаза продравши, встала
    И рылом подрывать у Дуба корни стала.

    “Ведь это дереву вредит, –
    Ей с Дубу Ворон говорит, –
    Коль корни обнажишь, оно засохнуть может”.
    “Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
    Ничуть меня то не тревожит,
    В нем проку мало вижу я;
    Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
    Лишь были б желуди: ведь я от них жирею”.

    “Неблагодарная! – примолвил Дуб ей тут, –
    Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
    Тебе бы видно было,
    Что эти желуди на мне растут”.
    Невежда так же в ослепленье
    Бранит науку и ученье
    И все ученые труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

    Мораль басни Свинья под дубом
    Невежда так же в ослепленье
    Бранит науку и ученье
    И все ученые труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

    Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

    Свинья, не способная увидеть ничего дальше своего носа, а тем более изменить сложившееся мнение. Свинка – образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней – они не способны поднимать голову вверх. Именно она усиливает образ человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.
    Ворон – персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит.
    Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

    Стихи о курицах и цыплятах

    Курица-красавица у меня жила.
    Ах, какая умная курица была!

    Шила мне кафтаны, шила сапоги,
    Сладкие, румяные пекла мне пироги.

    А когда управится, сядет у ворот —
    Сказочку расскажет, песенку споёт.
    Корней Чуковский

    Курица снесла яйцо.
    Положила под крыльцо.
    Посидела там опять
    И снесла ещё их пять.
    А потом пришёл Петух,
    Сосчитал все яйца вслух.
    Сколько же теперь у птиц
    Под крыльцом лежит яиц?
    Черняева В.

    Квохчет курица наседка:
    – Червяка нашла я деткам!
    К дому мчится во весь дух:
    – Похвали меня, петух!

    Курочка – наседка
    Помогает деткам:
    Хочет, чтоб цыплятки
    Были все в порядке!
    Жёлтые комочки
    Радуютя квочке.
    Все за мамой ходят,
    Червячков находят!
    Зих Е.

    Читайте также:  Басня Толстого Курица и золотые яйца

    Стала курица считать
    Маленьких цыпляток:
    Желтых пять
    И черных пять,
    А всего десяток.
    Самуил Маршак

    Курочка Пеструшечка,
    Сшей для нас подушечку
    С цветочками, кружевами
    Для доченьки нашей Тани.
    Будет спать Танюшка
    Сладко на подушке.
    Лосева С.

    – Куры, куры, как живёте?
    Куры, куры, что жуёте?
    – Хорошо пока живём,
    Но, простите, не жуём.
    Мы КЛЮЁМ проворно
    На тропинке зёрна.

    Хоть крылатая – не птица.
    Даже в небо не стремится.
    Целый день зерно клюёт,
    Ночью на шесток идёт.
    Одомашненная птичка –
    Вам к утру снесёт яичко:
    Замечательный омлет,
    Будет завтра на обед!
    Мазанко Е.

    Тук-тук-тук. Тук-тук-тук.
    Кто это стучится тут?
    Курочка в гнезде сидела,
    Долго-долго яйца грела.
    Десять маленьких цыплят
    Выйти из яиц хотят.
    По скорлупке тук-тук-тук.
    Здравствуй мамочка, мы тут!
    Есть теперь у нашей квочки
    Дочки и сыночки – желтые комочки.
    Горенбургова Р.

    Курочка Цыганка
    Встала спозаранку,
    “Ко-Ко-ко” произнесла,
    И на улочку пошла,
    Травку пощипала,
    Мушек поклевала,
    Погуляла тут и там, –
    И снесла яичко нам.
    Антосыч

    Смотрит мама-курица
    На цыплят и жмурится.
    Хоть сидят они в тени,
    Словно солнышки они.
    Жаль что скоро из гнезда
    Разбегутся кто куда.

    Учит курица цыплят
    Сторониться злых котят:
    – Нет для нас опасней зверя,
    Не ходите к задней двери.
    Ко-ко-ко. ко-ко-ко!
    Вы куда так далеко?!
    У калитки Васька кот,
    Он давно вас глупых ждет!
    – Эка невидаль- котенок,-
    Говорит один цыпленок,-
    Не боюсь я никого,
    Даже Ваську самого!
    Между тем, наш рыжий кот
    Думал все наоборот;
    Лег в траву и затаился,
    Лопушочками прикрылся
    В ожидании победы:
    – Мурр, давно я не обедал.
    А закуска просто “класс”,
    Вот уж я его сейчас.
    Так бы съеден был с панамой,
    Да вмешалась Клуша-мама.
    И давай кота клевать.
    “Будешь деток обижать?!”
    Счастнева И.

    Расшумелись утром куры:
    «Почему ты Петя, хмурый,
    Песен звонких не поешь,
    А зерно клюешь, клюешь?»
    Ну, а Рябушка сказала:
    «Петушка мне жалко стало,
    Наш хороший петушок,
    Золотистый, гребешок.
    Пусть поет, поет с утра,
    С добрым утром детвора!»
    Письман З.

    Кто кудахчет целый день?
    Ей в гнезде сидеть не лень.
    Её жёлтые ребятки
    Называются «цыплятки».
    Богдан С.

    Я в курятнике сижу,
    И цыплят считаю.
    Курица не глупая..
    Обо всём я знаю.
    Позади меня стоят
    Пару маленьких цыплят..
    Я не буду жмуриться
    Я их мама курица..
    Культурный А.

    Ко-ко-ко! – Кричит наседка,
    Подзывает к дому деток.
    Ко-ко-ко! Уже темно,
    Не ходите далеко.
    Пи-пи-пи! – Пищат цыплята.
    Мы идем уже обратно.
    У цыпляток теплый дом –
    У наседки под крылом.
    Алексеенко Ю.

    Зёрна курочка клюёт
    И яички нам несёт,
    Цыплятам говорит: Ко – Ко
    Не уходите далеко.
    Клементьева В.

    Курочка — наседка
    Вывела цыплят.
    Маленькие детки
    Целый день пищат.

    Пролетели сутки,
    А покою нет.
    Я дала им супу,
    Хлеба и котлет.

    Что же вы не ели?
    В чём же тут секрет?
    Или вы не смелые?
    Иль плохой обед?

    Может им печенья?
    Может молока?
    Или чай с вареньем
    Пусть попьют пока?

    Я сварила кашки
    Вкусной для цыплят.
    А они букашек
    Глупые хотят.

    Утром на рассвете,
    Радуясь весне,
    Квок да квок наседка,
    И цыплята с ней.

    Все они довольны,
    Червячков ища.
    Хорошо на воле
    Даже попищать.

    Три наседки вдруг-вдруг
    Забежали в круг, в круг.
    Лапками затопали,
    Крыльями захлопали:
    «Куд-кудах» да «куд-куда»!
    Все сюда, сюда, сюда!
    Называются куры птицами,
    Ох, и нравится веселиться нам!
    Хоть и крылышки нелетучие,
    Зато ноженьки топотучие!
    Сысоева Я.

    *****
    КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ
    Куд-куда? Куд-куда?
    Ну-ка, ну-ка все сюда!
    Ну-ка к маме под крыло!
    Куд-куда вас понесло?
    Берестов В.

    Квохчет курица наседка:
    – Червяка нашла я деткам!
    К дому мчится во весь дух:
    – Похвали меня, петух!
    Чудинова Т.

    – Ты скажи нам, курочка,
    Где же наша улочка?
    – Да совсем недалеко!
    Там, за речкой! Ко-Ко-Ко!
    Алексеенко Ю.

    Две соседки-курицы
    Встретились на улице:
    «Куд-кудах» да «ко-ко-ко»,
    – Где была ты?
    – Далеко!
    Я на ярмарку ходила,
    Да подарков накупила.
    – Что подаришь петуху?
    – Телогрейку на меху.
    И еще сапожки,
    Чтоб не мерзли ножки.
    – А своим детишкам?
    – Каждому по книжке.
    – А коту и кошке?
    – Дудку и гармошку.
    – А хромому индюку?
    – Деревянную клюку!
    И тебе, подружка,
    Красную подушку.
    А своей соседке –
    Новый фартук в клетку.
    И корове, и быку,
    И хозяйскому сынку.
    – А себе ты что купила?
    – Про себя совсем забыла!
    «Куд-кудах» да «ко-ко-ко»,
    Всех упомнить нелегко!

    Встретила Хохлатка
    Петю-Петушка.
    Друг дружке поклонились
    Два красных гребешка.
    И, разгребая лапками
    Навозный теплый сор,
    Они ведут учтивый
    Куриный разговор.
    — Ты куд-куда,
    Ты куд-куда,
    Ты куд-куда идешь?
    — Я ко-ко-ко,
    Я ко-ко-ко
    Шагаю прямо в рожь.
    — Ах, куд-куда,
    Ах, куд-куда,
    Возьми меня туда.
    — Но ко-ко-ко,
    Но ко-ко-ко
    Ведь это далеко.
    — Ах, не беда,
    Ах, не беда,
    Мы после отдохнем.
    Так ко-ко-ко
    И куд-куда
    Пошли гулять вдвоем!
    Осеева В.

    ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ У ЦЫПЛЯТ
    Надежда Андрусенко
    Раскудахтались наседки:
    – Вы слыхали? У соседки
    Появились пять цыплят,
    Рты раскрыли и пищат!
    Поминутно просят кушать,
    Все вокруг устали слушать!
    Столько крика на слуху,
    Всё расскажем петуху!
    Раз он нынче стал отцом,
    Пусть найдет малюткам корм!
    Петушок для малых деток
    Притащил зелёных веток,
    Чёрных маленьких жучков,
    Толстых, жирных червячков,
    Восемь горсточек зерна,
    Ярко-жёлтого пшена,
    Половину апельсина,
    Яблок – целую корзину,
    Два сушёных таракана,
    Даже корку от банана.
    – Ешьте, детки, поправляйтесь.
    Угощайтесь, не стесняйтесь.
    Вся семья под вечер дружно
    Собралась на пышный ужин!
    Чтобы было веселей,
    Решено позвать гостей –
    Всех соседей пригласили,
    Кашей пшённой угостили,
    У хозяев гордый взгляд –
    День рожденья у цыплят!

    КУРИЦА И ПЕТУХ
    Елена Стеквашова
    Курица кудахчет: “Квох!
    Как же я хочу горох.”
    А петух ей: ” Не трещи.
    Лучше встань и поищи.”

    КУРОЧКА
    Ираида Мордовина
    Курочка-Пеструшка, добрая толстушка,
    По двору гуляет, деток созывает:
    – Ко-ко-ко, ребята, где же вы, цыплята,
    Жёлтые комочки, дочки и сыночки?
    Поспешите к маме: кушать будем с вами
    Семечки и крошки, доставайте ложки.
    Есть немного кашки в миске у дворняжки.
    Она спит, не лает, вас не покусает.
    Мы напьёмся молока у кота-озорника.
    Фантики он ловит и про нас не вспомнит.
    А затем мы в сад пойдём и под вишенкой уснём.
    Там в тени прохлада. Что ещё нам надо?

    БЕЛЫЙ ГОРОДОК
    Зинаида Александрова
    На лугу у речки
    Забелел снежок –
    Это вышли куры
    Утром на лужок.
    Возле птицефермы
    Всё от них бело,
    Словно там сугробы
    За ночь намело,
    Словно не растаял
    Возле речки лёд.
    Курочек Танюшка
    Посмотреть идёт.
    Бабушка Ульяна
    Вырастила их –
    Беленьких, пушистых
    Курочек своих.
    Курочка – Снежинка,
    Петушок – Ледок.
    Белый, как зимою,
    Птичий городок,
    Где лениво дремлет,
    В лапы спрятав нос,
    Рыжий, как лисица,
    Бабушкин Барбос.

    Агния Барто
    В ДОЖДЬ!
    Своих цыплят вела наседка,
    Вдруг где-то грохнуло вдали,
    Блестит дождя косая сетка,
    И сразу реки потекли.

    Дорога мокрая, сырая,
    Наседка мечется: как быть?
    Не добежать ей до сарая,
    Цыплят от ливня не укрыть…

    Их под дождем попробуй спрячь-ка!
    Вдруг люди видят из окна:
    — Какая курица чудачка,
    Сидит под дождиком она!

    Она сидит, раскинув крылья,
    Решила — дождик переждём…
    Цыплят под крыльями укрыла
    И смело мокнет под дождём.

    КУРИЦА- НАСЕДКА
    автор: Александр Измайлов Митрофанович
    Ходит, квохчет:
    -Квок, квок, квок.
    Обегает её кот.
    Гусака и индюка
    Победит наверняка.
    Наступают ей на пятки
    Желторотые цыплятки
    -Все сюда,- зовёт наседка,-
    -Червячка нашла я детки.
    Уж устали малыши,
    Отдохнуть хотят в тиши.
    Лезут к маме под крыло-
    Хорошо там и тепло.
    -Пи, пи, пи,- пищат, – Нечестно!
    -Занял здесь моё ты место!
    -Дети, тихо все сидите!
    -В тесноте, да не в обиде.
    Любит всех она цыплят,
    Греет всех она писклят.
    Нет любимцев у наседки-
    Все они родные детки.

    КУРИЦА
    автор: Виктор Гвоздев
    Курица вышла во двор погулять,
    В нем тишина и ей не с кем играть.
    Но курица ходит в тиши все равно,
    Надеясь найти, хоть какое зерно.
    Только вот нет ни друзей, ни зерна
    И курица очень и очень грустна.
    Но где-то лежит, притаившись, оно –
    Ее утешенье – простое зерно.

    “ВЕСЬ ДЕНЬ КУДАХЧЕТ КУРИЦА. ”
    Андрей Усачёв
    Весь день кудахчет Курица –
    За птенцов волнуется:
    С крыши прыгать – высоКО,
    КО-КО-КО.
    В речке плавать – глубоКО,
    КО-КО-КО.
    А за домом – КО-КО-КОшка.
    Не ходите далеКО!

    П. Волков
    Жили-были куры
    У хозяйки Шуры.
    Все красавицы-несушки,
    Тети Шурины послушки.
    Лишь одна в семье большой
    Уродилась не такой.
    Звали ее Клуша,
    Клуша-Непослуша.
    Как-то в самую жару
    Закудахтала: “Умру!
    Я так больше не могу,
    В душ немедленно бегу.
    Душ, слыхала, водяной
    Освежает в летний зной!”
    Объясняют ей, что душ –
    Для людей, а не для Клуш.
    “Я не верю Куд-куда,
    Побегу скорей туда!”
    Прибежала впопыхах,
    Открывает воду: “Ах!”
    Выкатилась Клуша
    Кувырком из душа!
    Вся смеется улица:
    “Мокрая ты курица!
    Будешь помнить, что вода –
    Курам горе и беда!”
    Сразу после душа
    Изменилась Клуша.
    Стала добродушной,
    Умной и послушной.
    Тетя Шура рада –
    Нет в семье разлада.

    КУРИЦА
    (Наталья Берестова)
    Бежала по улице
    Желтая курица,
    Уж очень,
    Уж очень,
    Спешила она.
    -Куда ты,
    Куда ты,
    Торопишься Курица?
    Скажи нам,
    Мы тоже помчимся туда!
    -Кудах-тах,
    Кудах-тах,
    Уйдите с пути,
    Мне нужно в курятник ,
    Яйцо отнести!

    __________________
    Л. Сафронов
    Из яйца, как из пелёнок,
    Только выбрался цыплёнок —
    И пошёл пушок пешком
    Настоящим петушком.

    Л. Круг
    Потеряла курица
    Всех цыплят на улице.
    Куд-куда, куд-куда
    Собирайтесь все сюда.
    Пи-пи-пи, пищат цыплята,
    Нас позвали индюшата.
    Мы играли в червячка,
    Слушали концерт сверчка.
    А теперь бежим домой
    К маме – курице рябой.

    А. Млынаш
    Не могу понять что это?
    Темнота, не видно света.
    Жить без света не хочу
    И немного постучу!
    За стеной семья моя.
    Здравствуй, мама!
    Это -Я!

    Стали два цыплёнка-братца,
    Словно козлики, бодаться.
    Не уступят пустяка –
    Дождевого червяка.

    О. Димакова
    Желтый маленький комок
    Долго выбраться не мог
    Из скорлупковых пеленок.
    Малыша зовут цыпленок
    Только вылез из яйца
    И уже бежать. С крыльца!
    Непоседа-малолетка!
    И куда глядит наседка?
    – Не обсох ещё чудак…
    Ой, держите:«Шмяк!»
    «Шмяк!» «Шмяк!»

    Т. Лаврова
    Яркие, пушистые,
    Жёлтые комочки –
    Маленькие деточки
    Нашей пёстрой квочки.
    Словно одуванчики,
    В маленьком лукошке.
    Клювики раскрытые
    Просят хлеба крошки.
    Я возьму тихонечко
    Золотое чудо,
    Я цыплёнка – лапочку
    Обижать не буду.

    Л. Луканова
    Цып, цып, цып мои цыплятки.
    Кто играет со мной в прятки?
    Не найти и не поймать,
    Невозможно сосчитать.
    Разбежались кто — куда,
    Не поймаешь никогда!

    Р. Алдонина
    Два маленьких цыпленка,
    Два желтеньких пушка.
    -Кто они, две курочки?
    Они – два петушка?
    Отвечала мать сынку:
    Подождем, дружок,
    Кто споет Ку-ка-реку,
    Тот и петушок!

    *****
    Желтый шарик по траве
    Весело катился.
    Говорят, на белый свет
    Он вчера родился.
    Рад он солнцу и теплу
    Как любой ребенок,
    Мошкам, крошкам, червячку.
    Ведь малыш – цыпленок.

    В. Гвоздев
    Наш цыпленок Цыпа-Цыпа –
    Просто маленькое солнце.
    Дождик капельками сыпал
    И смотрел к нему в оконце,
    Барабанил и стучал –
    Дождик с цыпонькой играл.
    Он журчал:
    – Ты просто чудо,
    Лью тебе водичку в блюдо!
    Цыпе страшно отвечать.
    Дождик тоже стал скучать.
    Цыпа капелек боится –
    Пусть к утяткам дождь стучится!

    *****
    Десять жёлтеньких комочков,
    Десять маленьких цыплят.
    Один мальчик,девять дочек
    С мамой громко говорят.
    Глаз да глаз за ними нужен,
    Ох,и шустрые они.
    То залезут вместе в лужу,
    То измажутся в грязи.
    Мама ходит по лужайке.
    Ищет зёрнышки в земле,
    А за ней цыплята стайкой,
    Словно мячики в траве.
    Мама-курица хлопочет
    И журит детей любя.
    Один мальчик,девять дочек
    Десять жёлтеньких цыплят.
    Д. Милославский
    «Раз, два, три, четыре, пять!» –
    Вова стал считать цыплят.
    Только шустрые цыплятки
    С ним сыграть решили в прятки –
    Разбежались по кустам:
    Двое здесь, а трое там.
    Вова их зовет: «Цып, цып!»
    Даже чуточку осип.
    Не хотят цыплята снова
    Быть посчитанными Вовой.
    Неужели он не знает:
    Их по осени считают?!

    Е. Шевцова
    Маленький цыпленок
    Из яйца родился,
    Вылез из скорлупки,
    Очень удивился!
    Как светло снаружи,
    Сколько места много,
    Там, внутри скорлупки,
    Не было такого!
    Желтенький комочек
    Увидал мамашу,
    Мама накормила
    Детку пшенной кашей.
    Вдруг в другом яичке
    Тихий стук раздался,
    В дырочку в скорлупке
    Клювик показался.
    К вечеру десяток
    Желтеньких комочков
    Весело щебечет,
    Окружая квочку.
    Мама очень нежно
    Крылья раскрывает,
    И, собрав детишек,
    К сердцу прижимает.

    Н. Родивилина
    Мы – цыплятки, мы – братишки.
    Знают все нас ребятишки,
    Может, в ручках нас держали?
    Или гладили? Едва ли!
    Боязливые мы крошки.
    Больше всех боимся кошки.
    Злым нас коршуном пугают –
    Говорят,что он летает!
    Мы не видели ни разу –
    От него нас прячут сразу
    В дом уютный, лучший самый –
    Под крылом у нашей мамы.

    Л. Дунай
    – Ой, пушистые комочки!
    Это чьи сыны и дочки?
    Ходят, цыпают, пищат…
    ЧТО сказать они хотят?
    – Мама, птичка не летит!
    Я за ней – она бежит…
    – То цыплятки, мой сыночек,
    А вот рядом, мама, квочка,
    Кличет их: КО-ко, ко-ко!
    Не ходите далеко.
    Собирайте паучков,
    Клюйте травку и жучков!
    Бабка даёт зёрнышки –
    Будут крепки пёрышки!
    К осени – взрослейте –
    Яйца класть умейте!
    Песню пойте: Куд-куд-дах!
    Курочка – не дикий птах!
    Петушки – КУ-ка-ре-ку.
    Будут петь, и на бегу
    Охранять хохлаток,
    И рожать цыпляток!
    Утром – бабушку будить,
    Солнцу раннему служить.
    – Ой, КАК ИНТЕРЕСНО!
    Всё ж тебе известно…
    *****
    Наш цыпленок Цыпа-Цыпа –
    Просто маленькое солнце.
    Дождик капельками сыпал
    И смотрел к нему в оконце,
    Барабанил и стучал –
    Дождик с цыпонькой играл.
    Он журчал:
    – Ты просто чудо,
    Лью тебе водичку в блюдо!
    Цыпе страшно отвечать.
    Дождик тоже стал скучать.
    Цыпа капелек боится –
    Пусть к утяткам дождь стучится!

    Читайте также:  Басня Толстого Лгун

    Владимир Степанов
    ГУСЬ И ЦЫПЛЁНОК
    На крыльце хвалился гусь:
    – Никого я не боюсь.
    Если только захочу –
    Индюка я растопчу.
    А козе-то, га-га-га,
    Обломаю я рога.
    Утоплю свинью в корыте –
    Вы со мною не шутите!
    Зашипел он, как утюг, –
    На забор взлетел индюк,
    А рогатая коза-то
    Сразу спряталась куда-то.
    Закричала тут свинья:
    «Помогите, гибну я!»
    Только курица одна –
    Петушиная жена –
    Села смело на крыльцо,
    На крыльце снесла яйцо.
    Из яйца, как из пелёнок,
    Вылез маленький цыпленок.
    Как за лапу гуся хвать!
    Как давай его клевать!
    Гусь от страха задрожал,
    Без оглядки убежал.
    Закричал индюк: “Друзья,
    Хвастуна спровадил я!
    А коза-то: “Ме-ме-ме!
    Ты скажи спасибо мне”.
    Рассмеялась тут свинья:
    “Испугался гусь меня!”
    Только курица одна –
    Петушиная жена –
    Сыну зёрнышко дала
    На прогулку повела.
    Подошёл к цыпленку папа
    И пожал цыпленку лапу!

    Появление басен Крылова в учебных книгах К. Д. Ушинского («Детский мир», «Родное слово»).

    Ушинский считал учебник «фундаментом хорошего преподавания». Оценивая cуществовавшие в то время в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основных недостатка их: бедность фактического материала (фактов, имен, дат) при наличии больших обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов, переобременяющих память, при бедности обобщений и идей.

    «Родное слово» в которой главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни;

    «Детский мир» – для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся. Книги послужили примером, по которому составлялись учебные книги для детей других народов России; например, учебные книги на грузинском языке – известным грузинским педагогом Я. С. Гогебашвили (последователем Ушинского) и другими, а также в ряде славянских стран (например, в Болгарии).

    Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения.

    Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи – и оба перешли благополучно».Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать. Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений – таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.

    Басни И.А-Крылова (1769—1844). Картина развития лите­ратуры для детей начала прошлого века была бы неполна без жанра басни. Басня — это небольшой аллегорический рас­сказ, содержащий нравоучение. Все три элемента басни (рас­сказ, аллегория, или иносказание, мораль) слиты в единое художественное целое, и чем более тесно, тем басня вырази­тельнее

    В начале века русские читатели были знакомы с баснями Эзопа, Лафонтена, отечественных авторов: А. П.Сумарокова, В.И.Майкова, И.И.Хемницера, И.И.Дмитриева. Иван Анд­реевич Крылов довел этот жанр до совершенства. Он напи­сал около 200 басен, объединенных им в 9 книг. Каждый журнал считал своим украшением новую басню Крылова. .В его баснях ребенку открывается целый мир жизненных явлений и образов. Герои простых, бесхитростных, наивно-простодушных рассказов — и люди, и звери, и птицы, и раз­личные предметы. Как и в сказках, волки, львы, лисицы, обезьяны, муравьи удивительно похожи на людей, воплоща­ют их качества и нравы. Осмеиваются человеческие пороки, осуждается хвастовство, лесть («Ворона и Лисица», «Кукуш­ка и Петух»), невежество и глупость («Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей»), несогласованность в делах («Лебедь, Щука и Рак»), грубая, вероломная сила («Волк и Ягненок»).

    Житейские уроки Крылов преподает наглядно, живо, кар­тинно. Вот «на приветливы Лисицыны слова» падкая на лесть «Ворона каркнула во все воронье горло» — и нет у нее боль­ше сыра («Ворона и Лисица»). Сама Лиса пожадничала, по­жалела «щепотки волосков» и осталась вовсе без хвоста

    («Лиса»). Моральная сентенция только довершает смысл, обобщает конкретный эпизод:

    Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

    Чаще всего басенный текст венчает образная фраза, зву­чащая одновременно и обобщением: «Ай, Моська! знать она сильная/Что лает на Слона!»

    Басни Крылова остроумны, ироничны. Дети, читая, слу­шая их, развивают наблюдательность, учатся подмечать смеш­ное, комическое в людях, в их отношениях. Комична Мар­тышка, нанизывающая на хвост очки, или неумеренно рас­хваливающие друг друга Кукушка и Петух. Чем младше читатель, тем ему ближе, привлекательнее событийная сто­рона — это нормальная особенность детского восприятия.

    Басни Крылова — кладезь народной мудрости, в них ши­роко используются пословицы, поговорки, меткие народные выражения: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Из кожи лезут вон». В свою очередь многие крыловские строки стали кры­латыми, обогатили народную речь. Вот только некоторые из них: «А ларчик просто открывался!», «Слона-то я и не при­метил», «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», «А Васька слушает да ест», «Отколе, ум­ная, бредешь ты, голова?» Даже названия некоторых басен и отдельные образы из них вошли в нашу речь: «тришкин кафтан», «демьянова уха», «медвежья услуга», «дело в шляпе». И мы употребляем их, даже не задумываясь об источнике. Активно бытуют они и в детской речи.

    Крылов не адресовал первоначально свои басни детям, но не исключал их из числа возможных читателей. Когда его спросили, почему он пишет не что-то другое, а басни, он ответил: «Этот род понятен каждому; его читают и слуги и дети». И это действительно так. Его басенное творчество было популярно во всех слоях общества. Басни затмили на­писанные им ранее талантливые пьесы, его журналистскую деятельность. В 1811 году (после выхода второго сборника басен) И.А. Крылова избирают членом Российской акаде­мии. Славе своих басен он обязан не менее почетным и очень домашним, человечным народным званием «дедушка Крылов».

    Басни Крылова стали проникать в детское чтение сразу после выхода в свет первых его сборников (1809, 1811, 1815гг.). Про­изведения этого жанра включались в сборники, альманахи для детей, в детские журналы. В 60-е годы басни Крылова широко представил в своих учебных книгах для начальной школы «Детский мир» и «Родное слово» КД.Ушинский. С тех пор произведения выдающегося русского баснописца не­изменно присутствуют в учебном и свободном чтении рос­сийских детей. Роль Крылова в истории отечественной лите­ратуры уникальна. Своими баснями он сблизил литературное творчество с жизнью русского общества. Он смело ввел в литературный язык богатства народной речи, так что, по сло­вам В.Г.Белинского, «сам Пушкин не полон без Крылова в этом отношении».

    4. Басни Л. Н. Толстого для детей, их воспитательное значение. Специфика жанра басни в творчестве Л. Н. Толстого.

    Свои басни Л. Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближенных к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто («Дуб и орешник», «Наседка и цыплята», «Осёл и лошадь» и др.)
    Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично , остро. Так, в басне «Осёл и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее же. Осёл не выдержал тяжёлой ноши и упал мёртвым, а лошади пришлось везти и поклажу, и ослиную шкурку: «Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу, да ещё и шкуру».
    Басни Л.Н.Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту (Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»).

    В басне«Муравей и голубка” показана доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и когда она попадает в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть».

    В басне «Отец и сыновья» отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком веник сломать невозможно, а по прутику – очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

    В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же, в самом деле, пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком.

    Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища»ее произносит тот, который был оставлен своим другом: «Он (медведь) сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

    Л.Н.Толстой также в баснях пропагандирует в образной форме свои нравственно-религиозные воззрения. Характерна в этом отношении басня «Отчего зло на свете»,сюжет которой заимствован из индийского источника. Собравшиеся звери называют разные источники зла: ворон – голод, голубь – любовь, змея – злость, олень – страх. Пустынник же, выслушавший все это, говорит, что зло происходит не от этих причин, а от греховной плоти, которая порождает и голод, и любовь, и злость, и страх.

    Басни Л.Н.Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. В басне «Старый дед и внучек»маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

    Глубокое содержание, художественность изложения, четко выраженная педагогическая направленность – характерные черты басен Л.Н.Толстого для детей.

    Правда, в некоторых баснях отразились противоречия мировоззрения писателя («От чего зло на свете», «Зайцы и лягушки»).Основная мысль их – призыв к терпению, кротости, нравственному самоусовершенствованию и самопожертвованию. Но подобных басен немного, и не они определяют основное направление в развитии этого жанра Л.Н.Толстым.

    Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попала в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть».

    Правда, в некоторых баснях отразились противоречия его мировоззрения («От чего зло на свете», «Зайцы и лягушки»). Основная мысль их — призыв к терпению, кротости, нравственному самоусовершенствованию и самопожертвованию. Но подобных басен немного, и не они определяют основное направление в развитии этого жанра Л. Толстым. Л. Толстой включал в учебные книги и другие зарубежные сказки, максимально приближая их к русской действительности, русским характерам. Так, например, сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро, сколько русскую народную «Мальчик с пальчик и людоед». В сказке Толстого присутствуют конкретные приметы быта бедной крестьянской семьи: «У одного бедного человека было семеро детей — мал мала меньше». Реалистические детали переплетаются с фантастической гиперболой— «самый меньшой был так мал, что, когда он родился, он был не больше пальца».

    Свои басни Л.Н.Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто(«Дуб и орешник», «Наседка и цыплята», «Осел и лошадь» и др.).

    В баснях порицаются и высмеиваются эгоизм, тщеславие, гордость, самомнение, глупость, трусость, лживость, злоба и другие пороки; в то же время восхваляются сметливость, трудолюбие, скромность, честность, смелость, любовь к свободе и другие положительные качества, которые детская литература всегда стремилась воспитывать в подрастающем поколении.

  • Ссылка на основную публикацию