Басня Толстого Наседка и цыплята

Au jour le jour

Общее·количество·просмотров·страницы

4 февраля 2011 г.

Цыплята *

Петушок, цыплятки и курочка!

Александр Вихор

Выводил петушок на прогулочку
Ранним утром цыпляток и курочку
Всё ходил с ними рядом да около.
Охраняя от хищного сокола.

До пшеницы созревшего колоса
Подзывал своих деточек голосом
Обучал где достать из землицы им
Червячка по приметам чуть видимым.

Как настанет вечернее времечко
Не видать ни букашки ни семечка
Поведёт своих деточек с курочкой
В дом родимый знакомою улочкой!

Наседка, высидев цыплят,
Их посчитать хотела –
Один…два…три, нет, не сидят,
Вокруг шныряют смело!

Четыре – черный, жёлтый – пять,
Шестой подпрыгнул лихо,
Седьмой собрался запищать,
Восьмой прижался тихо.

Вот девять, десять…кавардак!
Одиннадцать, двенадцать,
Ну, что за дети, всё ни как
Не могут посчитаться!

Тринадцатый весёлый был,
Четырнадцать, пятнадцать
Шестнадцать… только клюв открыл,
Семнадцать, восемнадцать.

Ну, вроде всё… ах, нет, ещё
Трава цыплёнка скрыла,
Добавим этого на счёт…
А сколько было? … Позабыла…

Анатолий Гришин

Я пока что неказистый,
Желторотый и пушистый.
Тонким голосом пищу,
Всюду зёрнышки ищу.

Вот окрепну, подрасту –
Кукарекну за версту.
С петухами стану драться.
Будут все меня бояться!

Цыплёнок на ладошке

Андрей Эйсмонт

Солнышко пушистое
Прямо на ладошке.
Жёлтое, лучистое
И на тонких ножках.

Нежно-неуклюжее
И совсем смешное!
Я тебя послушаю,
Ты побудь со мною!

Ой, какая лапочка,
Чёрненькие глазки!
Тёплое и доброе-
Видимо из сказки!

Анна Алмазова Черномырдина

Пушистый шарик с ножками
Дворовыми дорожками
Обегал все окрестности,
И заглянул везде.

Всё время он попискивал,
И клювиком выискивал
Он что-то интересное
В своём родном дворе.

Он жёлтенький, как солнышко,
И очень любит зёрнышки,
Их двадцать братьев и сестёр –
Вот дружная семья!

Наседка хоть и строгая,
Но мама очень добрая,
Всех на обед зовет за стол,
Кудахчет со двора!

Загадки от Анны Штро

Анна Самуиловна Штро

Я – крохотный,
шустрый пискуша,
Скорлупку проклюнул – и тут!
Мой папа – петух,
мама – клуша…
А как же меня-то зовут?
(Цыпленок.)

Цыпленок Из цикла Кто это?

Антонина Тесленко

Ах, какой пушистый,
Желтенький комочек,
Милый и ершистый,
И смешной чуточек.
Бегает за мамой
Тоже ведь ребенок
Загребает лапкой
Зернышки Кто?. цыпленок

Кто сидит в скорлупке,
И стучится звонко?
Из пелёнки хрупкой
Выпусти ребёнка!

Пёрышками греет,
Квохчет мать-наседка:
– Где же ты? Скорее.
С днём рожденья, детка!

Крохотный малютка,
Тоненькие ножки.
Я его минутку
Подержу в ладошке.

Шарик золотистый,
Тёплый и пушистый.
В небе солнышко зашло.
Быстро к маме под крыло!

По привычке
Белозубов Николай

Хоть такое встретишь редко,
Но – любуйтесь все подряд:
ПЕТУХовая наседка
ХОлит-пестует цыплят.

А они – цыплята, значит! –
Догадаться так легко:
Все в восторге, не иначе,
От мамулечки тако.

Потому – сидят привычно,
В одиночку и рядком
С мамой – папочкой! – отличным
Настоящим ПЕТУХОМ !

Валерий Старз

Милый ты мой цыплёнок –
Солнца цветной мазок.
Звонкий твой голос тонок.
Раннего детства срок.

Нежность живёт в комочке
Весом в десяток грамм.
Лапки тире и точки
Чертят то тут, то там.

Бегает он спросонок,
Писком тревожит слух.
Мой дорогой цыплёнок –
Жёлтый волшебный пух.

Владимир Соколов 3

У курочки квочки
Есть целый отряд
Из жёлтых комочков
Пушистых цыплят.

Пищат они тонко,
По травке снуют,
Варёную пшёнку
Из блюдца клюют.

Они ещё крошки,
И Мурка не спит,
Но мама от кошки
Детей защитит.

Взрослеют у квочки
Беде вопреки
Пеструшечки дочки
И Пети сынки.

Вячеслав Горбачев-Царев

Скорлупу пробил цыпленок
И взъерошенный, смешной,
Посмотрел вокруг спросонок:
Что за мир такой большой?

И стоит комочек странный
На ногах своих едва.
Нежит луч его желанный,
Шелестит над ним листва.

Шаг он сделал первый, робкий,
Неуверенный… потом
Выйдет смело из коробки,
Побежит за червяком!

Пять цыплят у мамы-квочки

Галина Анатольевна Мальцева

Пять цыплят у мамы-квочки:
И сыночки есть, и дочки.
Каждый птенчик лучший самый,
Каждый – солнышко для мамы!

Хохлаткины детки

Галина Листопад

У заботливой хохлатки
Непослушные цыплятки.
СтОит выйти на прогулку –
Разбредутся по проулку.
Зря взволнованная мать
Их пытается собрать,
Потому что Малышок
Поднырнул под лопушок,
Цыпа носится за мухой.
Цапа мчится, что есть духу
За братишкой с червячком;
Двое в сад бочком, бочком
Проскользнули меж штакетин –
Бесенята, а не дети.
Трое нежатся в пыли,
Накупались и легли.
С Цыпом маме просто горе:
Как утенок любит море.
И сегодня лезет в лужу,
А ведь он и так простужен!
С плачем мечется хохлатка.
Помогите же, ребятки,
Ей цыплят своих собрать,
Непослушных сосчитать.

Галина Шатько

Вышел из яйца.
Желтенький с лица.
Бегает с пеленок.
Кто это… ЦЫПЛЕНОК.

Цыплёнок загадка для малышей

Груданов Евгений

Красота, как на картинке:
Ряба-курочка в корзинке,
Словно в гнёздышке сидит,
А под ней – яйцо лежит.
Тук-тук-тук – и нет яйца.
Принимайте молодца!
Ах, какой ребёнок!
Жёлтенький .

Цыплёнок – загадка для малышей

Барабанит дождик звонко
И плывёт утёнок в луже.
Посмотрел я на утёнка
И подумал, чем я хуже.

Я совсем не ждал беды,
Вскоре понял, что тону.
Нахлебался я воды
И буль, буль пошёл ко дну.

Мама еле откачала,
Говорит: «Ты не утёнок.
Объяснять тебе устала,
Что ты маленький цыплёнок».

Двадцать дней уже прошло,
Я всё сплю, не шелохнусь.
Вдруг проснулся, тут темно,
Не пойму, где нахожусь,

На пути моём преграда:
Нет ни окон, ни дверей.
Из неё, конечно, надо
Выбираться поскорей.

Клювом долго я стучал,
Изо всех своих силёнок,
Из яйца на свет попал.
Кто я? Жёлтенький цыплёнок.

Цыплячая считалочка


Ирина Морозова

В траве густой за мамой-квочкой
Шагают желтые комочки,
Среди былинок и ромашек
Идут они искать букашек.
Цыплят непросто сосчитать,-
Один, два, три. А было пять!

Цыплята

Каледина Наталья

Курица своих цыплят
Повела в зелёный сад.
Накопала им червей,
Кличет дочек, сыновей:
-Ко – ко – ко – скорей сюда,
По траве ползёт еда!
Прибежали малыши,
Все наелись от души.

Лена Ерофеева

А в сарае у пеструшки,
Нашей курочки-несушки,
Появилось семь цыплят.
Целый день они пищат!
Ходит Петя-петушок,
Чешет красный гребешок:
“Как же деток усмирить?
Может зёрен им добыть?”

Первый день

Леонид Чернаков

Смотри смотри, яйцо пустое,
А рядом – жёлтенький пушок
И голосок: “Скажите, кто я –
Курочка или петушок?”
“Да ты же солнышка частичка,
С небес упавшая в траву”.
И любознательная птичка
Спросила: “Я уже живу?”
“Ну да, конечно, без сомненья,
Взгляни на горы и поля:
Твой самый первый день рожденья
Сегодня празднует земля!”

Людмила Калиновская

Принесли домой лукошко,
Прибежала сразу кошка –
Писк с лукошка раздается,
Заглянуть туда неймётся!

Открываем мы лукошко,
Отгоняем дружно кошку,
Ах, какие там цыплята,
Очень славные ребята!

Кошка хитрая такая –
Так глазищами сверкает!
Вижу, шарики цветные
Все мохнато-золотые!

Словно мягкие игрушки
Вкруг уселись на подушке,
И щебечут звонко- звонко –
Не похоже на котенка!

Я насыплю кашки пшенной
Желтенькой крупы варёной,
Чтобы кошка не мурчала,
И цыпляток не пугала!

Наседка и цыплята

Посмотри, какие детки
Есть у курочки – наседки:
Притаились под крылом,
Словно в домике своём.

Там сидеть им очень классно:
Тепло, сухо, безопасно.
Тут хозяюшка пришла,-
Всех к кормушке позвала.

“Цыпа-цыпа! Цып-цып-цып!
В чашке корм для вас стоит.
В нём есть каша для птенцов
И варёное яйцо!
Очень я спешила –
Корм для вас крошила!”

Смотрит курочка вокруг –
Никого не стало, вдруг:
К корму поспешили,
Про неё забыли!

А поев, вернуться вновь,
Вспомнив мамину любовь.
Под крыло наседки,
Тесно сядут детки.

Мама греет их теплом;
Под крылом их милый дом.
Скоро вырастут птенцы –
Улетят во все концы.

Спите-ка, ребята!
Вы, ещё цыплята!

Жёлтый комочек

Марина Андреева-Доглядная

Тихо скорлупа трещит,
Кто-то в скорлупе. пищит:
«Пи-пи-пи! А я родился!
Пи-пи-принеси водицы!»

«Ко-ко-ко.», – в ответ ему:
«Кто там, кто там, не пойму»!
«Ку-ка-реку!» – крикнул папа,
Сняв с цыплёнка его шляпу.

Мама-курочка: «Ко-ко!
Сын – цыплёнок!», – вот там кто.

Есть у курочки цыплята

Марина Борина-Малхасян

Есть у курочки цыплята,
Беспокойные ребята.
Разбежались по двору,
Как теперь их соберу?

Позови их мама-квочка,
Пусть придут сынки и дочки!
Кашки маленьким я дам,
Хоть люблю её и сам.

Заквохтала тут наседка,
Прибежали сразу детки.
«Ко-ко-ко», – сказала мать,
«Нужно мелких посчитать.

Это Шустрик, Это Крошка,
Бим, Пушистик и Матрешка.
Знайка, Фунтик, Шоколад”.
Как я их увидеть рад!

Вот бегут Лулу и Пестик,
Снова все цыплята вместе!
До чего же хороши
Цвета Солнца малыши!

Кто это? Не видела ни разу

Наталия Лысенко

Кто это? Не видела ни разу.
Желтый шарик с клювом без ушей.
Он чего так смотрит хитрым глазом?
Он не страшный.Есть и пострашней.

Бабушка, какой он уси-пуси?
Ну-ка, отвечай на мой вопрос!
Ты сказала, что он не укусит,
Ну, а он клюётся прямо в нос!

Наседка и цыплята

Наталья Бацанова

На гнездо наседка села
Теплым крылышком согрела
Десять будущих цыплят-
В скорлупе они сидят.
Насиделись они вволю,
Малышам пора на волю.
По скорлупке постучали:
– Здравствуй, мамочка, – сказали.
Золотистые комочки
Лезут, лезут из-под квочки.
– Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Во дворе гуляет кот,
Полосатый Обормот.
С мамой рядышком ходите,
Землю лапками гребите.
Червячков, ко-ко, ищите,
И тащите их, тащите!
Малышей как-будто взяли
И к наседке привязали.
День-деньской за ней бегут,
Ни на шаг не отстают.
– Ко-ко-ко, зовет наседка,
Вам погреться надо детки!
Крылышки она распустит,
Всех цыплят погреться пустит!

Загадки от Наташи. Цыплёнок

Крошечное солнышко.
Мягонькие перышки.
Это курицын ребенок –
Желтый маленький – (цыплёнок).

Непослушные цыплята

Ольга Борисова 5

Эти малые цыплята
Озорные, как ребята!
Разбрелись от мамы – квочки
Золотистые комочки.
Целый день «пи-пи; пи-пи!»
Их попробуй, собери!
«Ко-ко-ко; Ко-ко-ко!»
Вас дозваться нелегко.
Ждёт соседский рыжий кот
Кто от мамы отойдёт,
За забором он сидит,
Зорко в щёлочку глядит.
«Ко-ко ко; Ко-ко-ко!
Не ходите далеко!»

Загадка про цыплёнка

Хоть я ростом с воробья
Но,не путайте меня.
Желтый, с красным гребешком
Стану пестрым петушком.
Утром буду распевать:
“Ку-ка-рЕ-ку!- хватит спать!”

Жёлтый маленький цыпленок,
Мамы- курицы ребёнок.
Словно шарик по дорожке,
Катится на тонких ножках.

Петушком он станет вскоре.
Возле дома, на заборе
Громко кукарекать будет,
Утром солнышко разбудит.

Подарок

Рита Лященко

Мне купили пять цыплят
Милых, шустрых и пушистых,
Крошек нежно-золотистых.
День прошёл, едва пищат.

Я ухаживал, как мог:
Им желток, творог давал,
И поил, не обижал.
Жаль до слёз – не всех сберёг.

Я был очень огорчён,
Но меня цыплята звали,
Ели, весело пищали
И я понял, что прощён.

Цыпы стали подрастать,
Уж пропал златой пушок,
Куры три и петушок.
Их теперь нельзя узнать.

Всех на дачу отвезём,
Пусть гуляют на свободе –
И в саду, и в огороде.
Нынче всё им нипочём!

Про Цыпленка

Рита Зайцева

Цыпленку в яйце надоело томиться:
“Скорее хочу я на свет появиться!
На волю! На волю! Там так интересно.
В скорлупке, поверьте, мне скучно и тесно.
Когда ж день настанет – торжественный самый?
Не терпится мне познакомиться с мамой!”

Сергей Осень Иванов

Цыплёнок вырвался на волю,
Разбив собою твердь яйца,
Но если б знал он свою долю,
В яйце сидел бы без конца.

Желтый, маленький комочек,
Что-то клювиком лопочит,
Разобрать совсем нетрудно:
Пи-пи-пи, всех с добрым утром!

На прогулку с мамой вышел,
Может кто-нибудь услышит,
Разобрать совсем несложно:
Пи-пи-пи, денек хороший!

Славно в дивную погоду,
Погулять по огороду!
Зреют овощи на грядке
Все красиво, все в порядке!

Желтый, маленький комочек,
По тропинке мимо кочек,
Как клубок бежит за мамой,
Слева холм, а справа яма.

Солнце светит ярко очень
Желтый, маленький комочек,
Звонко, радостно смеется:
Пи-пи-пи, мой цвет от солнца!

Под крылом наседки

Тамара Второва

Под крылом наседки
Подрастают детки –
Малые цыплятки
Бегают по грядке.
Разбегутся кто куда,
Вслед несётся:”Куд-куда?” –
Мама беспокоится,
Так у мам всех водится.
У неё забот не счесть –
Всех собрать и дать поесть,
Почву рыть, ловить червей,
Где землица почерней.
Малыши червя делили –
На кусочки растащили,
Ну, а тот, кто пошустрей,
Проглотил его скорей.
Все приучены к порядку –
Солнце спрячется за грядку,
К маме быстро под крыло,
Там надёжно и тепло!

Читайте также:  Басня Толстого Лисица и Козел

У курицы хохлатки

Тамара Второва

У курицы хохлатки
Разбрелись цыплятки:
Разбежались, кто куда
По морковной грядке!
– Куд-куда же вы, куда?
Все скорей ко мне сюда!

Татьяна Овчинникова 4

Нет счастливей курицы, чем я:
Рядом самый лучший в мире Петя,
А вчера пополнилась семья.
У меня теперь и муж, и дети.

Ребятишки – словно на подбор:
И резвы, и звонко-голосисты.
Исполняют гамму ре-мажор
Новоиспечённые артисты.

Эй, соседка, слышишь, как поют?!
В целом мире нет прекрасней хора!
Что. Твой лучше. Клушка, заклюю!
Ну-ка, прочь от нашего забора!

Говорила мать-наседка.

Татьяна Ческидова

Говорила мать-наседка:
“Ни ходи к котятам, детка.
Ты ж совсем ещё цыплёнок,
Перьев нет и голос тонок.
У котят растут царапки,
Очень крепко держат лапки.
Схватят, будто бы любя,
Цап-царап и нет тебя.”

Я родился!

Фрида Полак

Жить в скорлупке надоело,
Клювом «тук!» её с утра.
Значит, время подоспело
И родился я! Ура!
«Здрасьте!» – пропищал я слабо
Небу, солнцу, ветерку.
Скоро вырасту, как папа, –
Закричу: «Ку-ка-ре-куууу!»

Цыплята и наседки

Цыплята во дворе в песочке рылись –
Пищали, бегали, резвились.
И вдруг между собой не помирились,
Подняли крик.
Наседки вмиг
К цыплятам прибежали
И тут же ссору завязали.
Готовы выклевать глаза одна другой –
У каждой прав цыпленок свой.
Услыша спор,
Во двор
Сбежался целый полк соседок –
Не разольешь водой
Занозистых наседок.
Из-за чего, подружки, спор? –
вмешались куры в разговор.
– Цыплята успокоились давно,
А вы себе одно…
Взглянули мамы на цыплят –
А те, и верно, рядышком сидят.

У кур такие случаи не редки,
Но есть и средь мамаш подобные наседки.

Поэзия Дружковки. Поэтический сборник. Дружковка: ПримаПресс, 2000

Похожие записи автора

Архив С. Внуковой-Фартушенко
  • А почему?
  • Трудовые руки
Басни в стихах

Похожие записи других авторов

Архив С. Внуковой-Фартушенко
  • Неразделенная любовь…
    Елена Стрелец
  • Опустевшая деревня
    Нелли Рубежная
  • Атаки
    Алексей Сильнов
  • Падал снег не случайно…
    Наталья Денченко
  • Мой друг, нет в Вечности добра…
    Оксана Темная
  • День и вечер
    Рада Варченко
Басни в стихах
  • Две невесты
    Сергей Буров
  • Разговор о Соловье между Дроздом и Сорокою
    Аким Нахимов
  • Хвост и Голова
    Яков Соскин
  • Меньшиков и Еврей
    Яков Соскин
  • Не гуляй в глуши лесной…
    Сергей Буров
  • Живописец
    Аким Нахимов
  • Шемякин суд
    Константин Льдов
  • Реакционер и Крот
    Яков Соскин

Оставить отзыв Отменить ответ

  • Святая ночь Религиозные стихи
  • Другу—послушнику Религиозные стихи
  • Весною (Пришла ты вно. Стихи о весне
  • Сердечных, чистых всп. Лирические стихи
  • Оцепенение Лирические стихи
  • Вьюга (Вьюга завывает. Грустные стихи
  • Не скорби. (Коль ты. Философские стихи
  • Заброшенная усадьба Стихи о жизни
  • В когтях порока Философские стихи
  • Сон (Я видел сон: лун. Лирические стихи
  • Последние комментарии

    • Светлана к записи Мелет мельница метели…
    • Андрей к записи Ночное такси
    • Наталья к записи Ночное такси
    • Дмитрий к записи О, не мешай, — пусть в грудь твою…
    • Татьяна к записи О, не мешай, — пусть в грудь твою…
    • RSS записей
    • RSS комментариев
  • При использовании материалов сайта, установка обратной активной гиперссылки ОБЯЗАТЕЛЬНА.
    В противном случае, будут отправлены запросы в техподдержку поисковых систем на исключение сайта из индекса.
    Спасибо за понимание!

    Литературный сайт ‘Литератор’

    Круглосуточная поддержка по Skype: radius_vektor

    Появление басен Крылова в учебных книгах К. Д. Ушинского («Детский мир», «Родное слово»).

    Ушинский считал учебник «фундаментом хорошего преподавания». Оценивая cуществовавшие в то время в России и Западной Европе учебники, Ушинский указывал два основных недостатка их: бедность фактического материала (фактов, имен, дат) при наличии больших обобщений и, наоборот, эмпирический характер: обилие фактов, переобременяющих память, при бедности обобщений и идей.

    «Родное слово» в которой главное внимание обращено на русский язык в связи с развитием мышления детей и расширением запаса их представлений об окружающей жизни;

    «Детский мир» – для учащихся несколько более старших (примерно третий и четвертый годы обучения), в нем центр тяжести лежит на сообщении детям первоначальных сведений по естествознанию и географии. Обе эти учебные книги являются образцом богатства содержания, совершенства языка и методики. Они пользовались заслуженным успехом и широко распространялись в дореволюционной России (первая часть «Родного слова» выдержала около 150 изданий). На этих книгах воспитывались многие поколения русских учащихся. Книги послужили примером, по которому составлялись учебные книги для детей других народов России; например, учебные книги на грузинском языке – известным грузинским педагогом Я. С. Гогебашвили (последователем Ушинского) и другими, а также в ряде славянских стран (например, в Болгарии).

    Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т. п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т. п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения.

    Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи – и оба перешли благополучно».Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать. Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала (из художественной литературы, географии, истории, естествознания), прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений – таковы достоинства «Детского мира» и «Родного слова» в педагогическом отношении. В них Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.

    Басни И.А-Крылова (1769—1844). Картина развития лите­ратуры для детей начала прошлого века была бы неполна без жанра басни. Басня — это небольшой аллегорический рас­сказ, содержащий нравоучение. Все три элемента басни (рас­сказ, аллегория, или иносказание, мораль) слиты в единое художественное целое, и чем более тесно, тем басня вырази­тельнее

    В начале века русские читатели были знакомы с баснями Эзопа, Лафонтена, отечественных авторов: А. П.Сумарокова, В.И.Майкова, И.И.Хемницера, И.И.Дмитриева. Иван Анд­реевич Крылов довел этот жанр до совершенства. Он напи­сал около 200 басен, объединенных им в 9 книг. Каждый журнал считал своим украшением новую басню Крылова. .В его баснях ребенку открывается целый мир жизненных явлений и образов. Герои простых, бесхитростных, наивно-простодушных рассказов — и люди, и звери, и птицы, и раз­личные предметы. Как и в сказках, волки, львы, лисицы, обезьяны, муравьи удивительно похожи на людей, воплоща­ют их качества и нравы. Осмеиваются человеческие пороки, осуждается хвастовство, лесть («Ворона и Лисица», «Кукуш­ка и Петух»), невежество и глупость («Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей»), несогласованность в делах («Лебедь, Щука и Рак»), грубая, вероломная сила («Волк и Ягненок»).

    Житейские уроки Крылов преподает наглядно, живо, кар­тинно. Вот «на приветливы Лисицыны слова» падкая на лесть «Ворона каркнула во все воронье горло» — и нет у нее боль­ше сыра («Ворона и Лисица»). Сама Лиса пожадничала, по­жалела «щепотки волосков» и осталась вовсе без хвоста

    («Лиса»). Моральная сентенция только довершает смысл, обобщает конкретный эпизод:

    Уж сколько раз твердили миру,

    Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

    И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

    Чаще всего басенный текст венчает образная фраза, зву­чащая одновременно и обобщением: «Ай, Моська! знать она сильная/Что лает на Слона!»

    Басни Крылова остроумны, ироничны. Дети, читая, слу­шая их, развивают наблюдательность, учатся подмечать смеш­ное, комическое в людях, в их отношениях. Комична Мар­тышка, нанизывающая на хвост очки, или неумеренно рас­хваливающие друг друга Кукушка и Петух. Чем младше читатель, тем ему ближе, привлекательнее событийная сто­рона — это нормальная особенность детского восприятия.

    Басни Крылова — кладезь народной мудрости, в них ши­роко используются пословицы, поговорки, меткие народные выражения: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Из кожи лезут вон». В свою очередь многие крыловские строки стали кры­латыми, обогатили народную речь. Вот только некоторые из них: «А ларчик просто открывался!», «Слона-то я и не при­метил», «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться», «А Васька слушает да ест», «Отколе, ум­ная, бредешь ты, голова?» Даже названия некоторых басен и отдельные образы из них вошли в нашу речь: «тришкин кафтан», «демьянова уха», «медвежья услуга», «дело в шляпе». И мы употребляем их, даже не задумываясь об источнике. Активно бытуют они и в детской речи.

    Крылов не адресовал первоначально свои басни детям, но не исключал их из числа возможных читателей. Когда его спросили, почему он пишет не что-то другое, а басни, он ответил: «Этот род понятен каждому; его читают и слуги и дети». И это действительно так. Его басенное творчество было популярно во всех слоях общества. Басни затмили на­писанные им ранее талантливые пьесы, его журналистскую деятельность. В 1811 году (после выхода второго сборника басен) И.А. Крылова избирают членом Российской акаде­мии. Славе своих басен он обязан не менее почетным и очень домашним, человечным народным званием «дедушка Крылов».

    Басни Крылова стали проникать в детское чтение сразу после выхода в свет первых его сборников (1809, 1811, 1815гг.). Про­изведения этого жанра включались в сборники, альманахи для детей, в детские журналы. В 60-е годы басни Крылова широко представил в своих учебных книгах для начальной школы «Детский мир» и «Родное слово» КД.Ушинский. С тех пор произведения выдающегося русского баснописца не­изменно присутствуют в учебном и свободном чтении рос­сийских детей. Роль Крылова в истории отечественной лите­ратуры уникальна. Своими баснями он сблизил литературное творчество с жизнью русского общества. Он смело ввел в литературный язык богатства народной речи, так что, по сло­вам В.Г.Белинского, «сам Пушкин не полон без Крылова в этом отношении».

    4. Басни Л. Н. Толстого для детей, их воспитательное значение. Специфика жанра басни в творчестве Л. Н. Толстого.

    Свои басни Л. Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближенных к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто («Дуб и орешник», «Наседка и цыплята», «Осёл и лошадь» и др.)
    Мораль басен Толстого доступна детям, действие развертывается драматично , остро. Так, в басне «Осёл и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее же. Осёл не выдержал тяжёлой ноши и упал мёртвым, а лошади пришлось везти и поклажу, и ослиную шкурку: «Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу, да ещё и шкуру».
    Басни Л.Н.Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту (Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»).

    В басне«Муравей и голубка” показана доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и когда она попадает в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть».

    В басне «Отец и сыновья» отец наглядно показал непослушным сыновьям, что нужно жить в согласии, приказав сломать веник. Оказалось, что целиком веник сломать невозможно, а по прутику – очень легко: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

    В басне «Лгун» высмеиваются легкомыслие и глупость мальчика-пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!» Когда же, в самом деле, пришла беда, крику мальчика не поверили, и все стадо было перерезано волком.

    Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища»ее произносит тот, который был оставлен своим другом: «Он (медведь) сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

    Читайте также:  Басня Толстого Осел в львиной шкуре

    Л.Н.Толстой также в баснях пропагандирует в образной форме свои нравственно-религиозные воззрения. Характерна в этом отношении басня «Отчего зло на свете»,сюжет которой заимствован из индийского источника. Собравшиеся звери называют разные источники зла: ворон – голод, голубь – любовь, змея – злость, олень – страх. Пустынник же, выслушавший все это, говорит, что зло происходит не от этих причин, а от греховной плоти, которая порождает и голод, и любовь, и злость, и страх.

    Басни Л.Н.Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старым и беспомощным. В басне «Старый дед и внучек»маленький Миша дает хороший урок своим родителям, которые оставляли без присмотра и заботы старого деда: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

    Глубокое содержание, художественность изложения, четко выраженная педагогическая направленность – характерные черты басен Л.Н.Толстого для детей.

    Правда, в некоторых баснях отразились противоречия мировоззрения писателя («От чего зло на свете», «Зайцы и лягушки»).Основная мысль их – призыв к терпению, кротости, нравственному самоусовершенствованию и самопожертвованию. Но подобных басен немного, и не они определяют основное направление в развитии этого жанра Л.Н.Толстым.

    Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, вызывают ответное стремление помочь, и, когда она попала в сеть, муравей спасает ее: «Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть».

    Правда, в некоторых баснях отразились противоречия его мировоззрения («От чего зло на свете», «Зайцы и лягушки»). Основная мысль их — призыв к терпению, кротости, нравственному самоусовершенствованию и самопожертвованию. Но подобных басен немного, и не они определяют основное направление в развитии этого жанра Л. Толстым. Л. Толстой включал в учебные книги и другие зарубежные сказки, максимально приближая их к русской действительности, русским характерам. Так, например, сказка «Мальчик с пальчик» в переложении писателя напоминает не столько известную сказку Перро, сколько русскую народную «Мальчик с пальчик и людоед». В сказке Толстого присутствуют конкретные приметы быта бедной крестьянской семьи: «У одного бедного человека было семеро детей — мал мала меньше». Реалистические детали переплетаются с фантастической гиперболой— «самый меньшой был так мал, что, когда он родился, он был не больше пальца».

    Свои басни Л.Н.Толстой создавал на основе эзоповских, но они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь динамичных художественных картин, изложены лаконично и просто(«Дуб и орешник», «Наседка и цыплята», «Осел и лошадь» и др.).

    В баснях порицаются и высмеиваются эгоизм, тщеславие, гордость, самомнение, глупость, трусость, лживость, злоба и другие пороки; в то же время восхваляются сметливость, трудолюбие, скромность, честность, смелость, любовь к свободе и другие положительные качества, которые детская литература всегда стремилась воспитывать в подрастающем поколении.

    Басня Толстого Наседка и цыплята

    Рассказы из «Новой азбуки»

    Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

    Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

    В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановичева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

    Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки, потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

    Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой, Михайлы Иваныча, другой поменьше, Настасьи Петровнин, и третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко, потом села на маленький стульчик и засмеялась, так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колена и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

    Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

    А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом: «Кто хлебал в моей чашке!»

    Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко: «Кто хлебал в моей чашке!»

    А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом: «Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал!»

    Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

    Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места!»

    Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал: «Кто сидел на моем стуле и сломал его!»

    Медведи пришли в другую горницу. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» — заревел Михайло Иваныч страшным голосом. «Кто ложился в мою постель и смял ее!» — зарычала Настасья Петровна не так громко. А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом: «Кто ложился в мою постель!» И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут: «Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи!»

    Он хотел ее укусить. Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

    Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было

    Поехал я раз зимою в лес за деревами, срубил три дерева, обрубил сучья, обтесал, смотрю, ужпоздно, надо домой ехать. А погода была дурная: снег шел и мело. Думаю, ночь захватит и дороги не найдешь. Погнал я лошадь; еду, еду — все выезду нет. Все лес. Думаю, шуба на мне плохая, замерзнешь. Ездил, ездил, нет дороги и темно. Хотел уж сани отпрягать, да под сани ложиться, слышу — недалеко бубенцы погромыхивают. Поехал я на бубенчики, вижу, тройка коней саврасых, гривы заплетены лентами, бубенцы светятся и сидят двое молодцов.

    — Здорово, братцы! — Здорово, мужик! — Где, братцы, дорога? — Да вот мы на самой дороге. — Выехал я к ним, смотрю, что за чудо — дорога гладкая и не заметенная. — Ступай, говорят, за нами, — и погнали коней. Моя кобылка плохая, не поспевает. Стал я кричать: подождите, братцы! Остановились, смеются. — Садись, говорят, с нами. Твоей лошади порожнем легче будет. — Спасибо, говорю. — Перелез я к ним в сани. Сани хорошие, ковровые. Только сел я, как свистнут: ну, вы, любезные! Завились саврасые кони так, что снег столбом. Смотрю, что за чудо. Светлей стало, и дорога гладкая, как лед, и палим мы так, что дух захватывает, только по лицу ветками стегает. Уж мне жутко стало. Смотрю вперед: гора крутая-прекрутая, и под горой пропасть. Саврасые прямо в пропасть летят. Испугался я, кричу: батюшки! легче, убьете! Куда тут, только смеются, свищут. Вижу я, пропадать. Над самой пропастью сани. Гляжу, у меня над головой сук. Ну, думаю: пропадайте одни. Приподнялся, схватился за сук и повис. Только повис и кричу: держи! А сам слышу тоже, кричат бабы: дядя Семен! чего ты? Бабы, а бабы! дуйте огонь. С дядей Семеном что-то недоброе, кричит. Вздули огонь. Очнулся я. А я в избе, за полати ухватился руками, вишу и кричу непутевым голосом. А это я — все во сне видел.

    Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, стала спрашивать, но Миша не сказал; и так дело осталось.

    На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит, Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, позвали бабку. Бабка сказала: корова жива не будет, надо ее убить на мясо. Позвали мужика, стали бить корову. Дети услыхали, как на дворе заревела Буренушка. Собрались все на печку и стали плакать. Когда убили Буренушку, сняли шкуру и разрезали на части, у ней в горле нашли стекло.

    И узнали, что она издохла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери об стакане. Мать ничего не сказала и сама заплакала. Она сказала: убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока? Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы. Он каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей. С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек. Случилось, барыне той деревни понадобилась к дитяти няня. Старушка и говорит дочери: отпусти меня, я пойду в няни, и тебе, может, бог поможет одной с детьми управляться. А я, бог даст, заслужу в год на корову. Так и сделали. Старушка ушла к барыне. А Марье еще тяжелее с детьми стало. И дети без молока целый год жили: один кисель и тюрю ели и стали худые и бледные. Прошел год, пришла старушка домой и принесла двадцать рублей. Ну, дочка! говорит, теперь купим корову. Обрадовалась Марья, обрадовались все дети. Собрались Марья с старухой на базар покупать корову. Соседку попросили с детьми побыть, а соседа дядю Захара попросили с ними поехать, выбирать корову. Помолились богу, поехали в город. Дети пообедали и вышли на улицу смотреть: не ведут ли корову. Стали дети судить: какая будет корова — бурая или черная. Стали они говорить, как ее кормить будут. Ждали они, ждали целый день. За версту ушли встречать корову, уж смеркатъся стало, вернулись назад. Вдруг, видят: по улице едет на телеге бабушка, а у заднего колеса идет пестрая корова, за рога привязана, и идет сзади мать, хворостиной подгоняет. Подбежали дети, стали смотреть корову. Набрали хлеба, травы, стали кормить. Мать пошла в избу, разделась и вышла на двор с полотенцем и подойником. Она села под корову, обтерла вымя. Господи благослови! стала доить корову, а дети сели кругом и смотрели, как молоко брызнуло из вымя в край подойника и засвистело у матери из-под пальцев. Надоила мать половину подойника, снесла на погреб и отлила детям горшочек к ужину.

    Читайте также:  Басня Толстого Пчелы и Трутни

    Игорь Шевчук — Наседка и цыплята: Стих

    Цыплёночек-теплёночек
    В ладошку лёг желтком.
    Цепляется цыплёночек
    За палец коготком.
    Лежит,
    на солнце жмурится
    Частичкою тепла…
    Тепло то мама-курица
    Всем деткам раздала.

    • Следующий стих → Игорь Шевчук — Узелок на память
    • Предыдущий стих → Игорь Шевчук — Секреты роста

    Читать похожие стихи:

    1. Игорь Шевчук — Квартирная считалка
    2. Игорь Шевчук — Мушкетеры
    3. Игорь Шевчук — Последний бой
    4. Игорь Шевчук — Про Петю и папу
    5. Игорь Шевчук — Музилин
    • Стихи Александра Пушкина
    • Стихи Михаила Лермонтова
    • Стихи Сергея Есенина
    • Басни Ивана Крылова
    • Стихи Николая Некрасова
    • Стихи Владимира Маяковского
    • Стихи Федора Тютчева
    • Стихи Афанасия Фета
    • Стихи Анны Ахматовой
    • Стихи Владимира Высоцкого
    • Стихи Иосифа Бродского
    • Стихи Марины Цветаевой
    • Стихи Александра Блока
    • Стихи Агнии Барто
    • Омар Хайям: стихи, рубаи
    • Стихи Бориса Пастернака
    • Стихи Самуила Маршака
    • Стихи Корнея Чуковского
    • Стихи Эдуарда Асадова
    • Стихи Евгения Евтушенко
    • Стихи Константина Симонова
    • Стихи Ивана Бунина
    • Стихи Валерия Брюсова
    • Стихи Беллы Ахмадулиной
    • Стихи Юлии Друниной
    • Стихи Вероники Тушновой
    • Стихи Николая Гумилева
    • Стихи Твардовского
    • Стихи Рождественского
    • Евгений Онегин
    • Бородино
    • Я помню чудное мгновенье (Керн)
    • Я вас любил, любовь еще, быть может
    • Парус (Белеет парус одинокий)
    • Письмо матери
    • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
    • Не жалею, не зову, не плачу
    • Стихи о советском паспорте
    • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
    • У лукоморья дуб зеленый
    • Ночь, улица, фонарь, аптека
    • Сказка о царе Салтане
    • Жди меня, и я вернусь
    • Ты меня не любишь, не жалеешь
    • Что такое хорошо и что такое плохо
    • Кому на Руси жить хорошо
    • Я пришел к тебе с приветом
    • Незнакомка
    • Письмо Татьяны к Онегину
    • Александр Пушкин — Пророк
    • Анна Ахматова — Мужество
    • Николай Некрасов — Железная дорога
    • Сергей Есенин — Письмо к женщине
    • Александр Пушкин — Полтава
    • Стихи о любви
    • Стихи для детей
    • Стихи о жизни
    • Стихи о природе
    • Стихи о дружбе
    • Стихи о женщине
    • Короткие стихи
    • Грустные стихи
    • Стихи про осень
    • Стихи про зиму
    • Стихи о весне
    • Стихи про лето
    • Смешные стихи
    • Матерные стихи
    • Стихи с добрым утром
    • Стихи спокойной ночи
    • Стихи про семью
    • Стихи о маме
    • Стихи про папу
    • Стихи про бабушку
    • Стихи про дедушку
    • Стихи о войне
    • Стихи о родине
    • Стихи про армию
    • Стихи про школу
    • Стихи о музыке
    • Стихи для малышей
    • Стихи о доброте
    • Стихи на конкурс
    • Сказки в стихах
    • Популярные стихи Пушкина
    • Популярные стихи Лермонтова
    • Популярные стихи Есенина
    • Популярные басни Крылова
    • Популярные стихи Некрасова
    • Популярные стихи Маяковского
    • Популярные стихи Тютчева
    • Популярные стихи Фета
    • Популярные стихи Ахматовой
    • Популярные стихи Цветаевой
    • Популярные стихи Бродского
    • Популярные стихи Блока
    • Популярные стихи Хайяма
    • Популярные стихи Пастернака
    • Популярные стихи Асадова
    • Популярные стихи Бунина
    • Популярные стихи Евтушенко
    • Популярные стихи Гумилева
    • Популярные стихи Рождественского
    • Другие поэты

    Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

    Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

    Стихи про цыпленка

    Здравствуйте, читатели сайта Мир детства!

    Сегодня продолжаю рубрику, читаем детям, для вас подборка стихи про цыпленка. Расширяйте знания ваших малышей, читайте и заучивайте понравившиеся стихи.

    Стихи про цыпленка

    Л. Сафронов

    Из яйца, как из пелёнок,
    Только выбрался цыплёнок
    И пошёл пушок пешком
    Настоящим петушком.

    Л. Круг

    Потеряла курица
    Всех цыплят на улице.
    Куд-куда, куд-куда
    Собирайтесь все сюда.
    Пи-пи-пи, пищат цыплята,
    Нас позвали индюшата.
    Мы играли в червячка,
    Слушали концерт сверчка.

    А теперь бежим домой
    К маме — курице рябой.

    А. Млынаш

    Не могу понять что это?
    Темнота, не видно света.
    Жить без света не хочу
    И немного постучу!
    За стеной семья моя…
    Здравствуй, мама!
    Это -Я!

    Стали два цыплёнка-братца,
    Словно козлики, бодаться.
    Не уступят пустяка —
    Дождевого червяка.

    О. Димакова

    Желтый маленький комок
    Долго выбраться не мог
    Из скорлупковых пеленок.
    Малыша зовут цыпленок

    Только вылез из яйца
    И уже бежать. С крыльца!
    Непоседа-малолетка!
    И куда глядит наседка?
    — Не обсох ещё чудак…
    Ой, держите:«Шмяк!»
    «Шмяк!» «Шмяк!»

    Т. Лаврова

    Яркие, пушистые,
    Жёлтые комочки –
    Маленькие деточки
    Нашей пёстрой квочки.
    Словно одуванчики,
    В маленьком лукошке.
    Клювики раскрытые
    Просят хлеба крошки.
    Я возьму тихонечко
    Золотое чудо,
    Я цыплёнка – лапочку
    Обижать не буду.

    Л. Луканова

    Цып, цып, цып мои цыплятки.
    Кто играет со мной в прятки?
    Не найти и не поймать,
    Невозможно сосчитать.
    Разбежались кто — куда,
    Не поймаешь никогда!

    Р. Алдонина

    Два маленьких цыпленка,
    Два желтеньких пушка.
    -Кто они, две курочки?
    Они — два петушка?
    Отвечала мать сынку:
    Подождем, дружок,
    Кто споет Ку-ка-реку,
    Тот и петушок!

    Желтый шарик по траве
    Весело катился.
    Говорят, на белый свет
    Он вчера родился.
    Рад он солнцу и теплу
    Как любой ребенок,
    Мошкам, крошкам, червячку…
    Ведь малыш — цыпленок.



    В. Гвоздев

    Наш цыпленок Цыпа-Цыпа –
    Просто маленькое солнце.
    Дождик капельками сыпал
    И смотрел к нему в оконце,
    Барабанил и стучал –
    Дождик с цыпонькой играл.
    Он журчал:
    – Ты просто чудо,
    Лью тебе водичку в блюдо!
    Цыпе страшно отвечать.
    Дождик тоже стал скучать.
    Цыпа капелек боится –
    Пусть к утяткам дождь стучится!

    Десять жёлтеньких комочков,
    Десять маленьких цыплят.
    Один мальчик,девять дочек
    С мамой громко говорят.
    Глаз да глаз за ними нужен,
    Ох,и шустрые они.
    То залезут вместе в лужу,
    То измажутся в грязи.
    Мама ходит по лужайке.
    Ищет зёрнышки в земле,
    А за ней цыплята стайкой,
    Словно мячики в траве.
    Мама-курица хлопочет
    И журит детей любя.
    Один мальчик,девять дочек
    Десять жёлтеньких цыплят.

    Д. Милославский

    «Раз, два, три, четыре, пять!» —
    Вова стал считать цыплят.
    Только шустрые цыплятки
    С ним сыграть решили в прятки –
    Разбежались по кустам:
    Двое здесь, а трое там.
    Вова их зовет: «Цып, цып!»
    Даже чуточку осип.
    Не хотят цыплята снова
    Быть посчитанными Вовой.
    Неужели он не знает:
    Их по осени считают?!

    Е. Шевцова

    Маленький цыпленок
    Из яйца родился,
    Вылез из скорлупки,
    Очень удивился!
    Как светло снаружи,
    Сколько места много,
    Там, внутри скорлупки,
    Не было такого!
    Желтенький комочек
    Увидал мамашу,
    Мама накормила
    Детку пшенной кашей.
    Вдруг в другом яичке
    Тихий стук раздался,
    В дырочку в скорлупке
    Клювик показался.
    К вечеру десяток
    Желтеньких комочков
    Весело щебечет,
    Окружая квочку.
    Мама очень нежно
    Крылья раскрывает,
    И, собрав детишек,
    К сердцу прижимает.



    Н. Родивилина

    Мы — цыплятки, мы — братишки.
    Знают все нас ребятишки,
    Может, в ручках нас держали?
    Или гладили? Едва ли!
    Боязливые мы крошки.
    Больше всех боимся кошки.
    Злым нас коршуном пугают –
    Говорят,что он летает!
    Мы не видели ни разу —
    От него нас прячут сразу
    В дом уютный, лучший самый —
    Под крылом у нашей мамы.

    Л. Дунай

    — Ой, пушистые комочки!
    Это чьи сыны и дочки?
    Ходят, цыпают, пищат…
    ЧТО сказать они хотят?
    — Мама, птичка не летит!
    Я за ней – она бежит…
    — То цыплятки, мой сыночек,
    А вот рядом, мама, квочка,
    Кличет их: КО-ко, ко-ко!
    Не ходите далеко.
    Собирайте паучков,
    Клюйте травку и жучков!
    Бабка даёт зёрнышки –
    Будут крепки пёрышки!
    К осени – взрослейте –
    Яйца класть умейте!
    Песню пойте: Куд-куд-дах!
    Курочка – не дикий птах!
    Петушки – КУ-ка-ре-ку.
    Будут петь, и на бегу
    Охранять хохлаток,
    И рожать цыпляток!
    Утром – бабушку будить,
    Солнцу раннему служить.
    — Ой, КАК ИНТЕРЕСНО!
    Всё ж тебе известно…

    Русская сказка

    Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

    Старый дед и внучек, Лев Толстой

    • Лисица и журавль
    • Визирь Абдул

    Рассказ сказка Льва Толстого «Старый дед и внучек»

    Лев Николаевич Толстой никогда не мог отказать себе в удовольствии общаться с детьми. Графа Толстого знали в округе все малыши, особенно они любили слушать его увлекательные рассказы, истории про таких, как они, маленьких ребятишек, и, конечно поучительные сказки. Эти повествования были о людях и о животных, об обычных ситуациях и о таких, которые могут произойти только в сказках.

    О чём сказка

    Жил-был очень старый дед. Совсем был больной, болели уши, глаза. А зубы не болели, потому что их у деда вовсе не было. Трудно было ему удержать пищу во рту: нечем уже было, и всё вытекало обратно. Стыдно стало родному сыну и его жене того, что дед с ними за одним столом ест. Усадят его за печкой, дадут чашку с едой – вот дед там и ест один. Однажды принесли ему обед, а дед уже плохо двигался. Думал, что подвинет, а она упала и разбилась. Невестка начала ругаться, всё, что было разбито, всё ему приписала. Пообещала, что в хорошей чашке он больше еды не получит. Будет наливать ему суп в такой посуде, в которой стирают бельё и моют посуду, в лоханке. Что старику на это решение сказать? Он и промолчал, даже сыну ничего не рассказал.

    Однажды Миша, сынишка мужа и жены, что так отца обидели, что-то мастерил из дощечек. Расспросив малыша, чем он занят, получили в ответ: «Лоханку». Мальчик подробно объяснил, что посуда эта будет для родителей, когда они станут такими же старыми, как их отец. Расплакались муж с женой. Вот какое они воспитали себе будущее. Обижали они старика, а их ребёнок сделал свои выводы из такого отношения к деду. После этого случая старик стал со всеми за столом кушать.

    Мораль в сказке есть

    Сказки писателя, которые помещены в книге для детей, содержат глубокий смысл, в каждой из них имеется свой смысл. Его можно предложить найти детям самостоятельно, можно после чтения объяснить понятными и доходчивыми словами. Что же смогут дети без труда найти в содержании этой сказки? Старших нужно уважать, нужно заботиться о пожилых людях. Ведь всё время, пока дети растут, набираются ума-разума и взрослеют, о них всегда заботятся родители. Им не страшно было, что дети чего-то не умели, разбивали и ломали предметы. Мамы и папы стареют с течением времени, они становятся к старости беспомощными, такими, какими когда-то были их дети. Они как будто отдали все свои умения, силы и знания своим сыновьям и дочерям. Теперь им нужна помощь. Если рядом есть тот, кто сможет подать кружку с водой для утоления жажды, значит, родители не зря прожили свои годы и воспитали хороших детей. Об этом текст произведения: об уважении и заботе о пожилых людях.

    Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек» онлайн бесплатно и без регистрации.

    Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

    Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

    Старик только вздохнул и ничего не сказал.

    Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил:

    — «Что ты это делаешь, Миша?»

    А Миша и говорит:

    — «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

    Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

    Ссылка на основную публикацию