Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

конспект урока “Мир природы в творчестве И.А. Бунина”
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Конспект урока по литературе “Мир природы в творчестве И.А. Бунина” . 6 класс. Учебник для общеобразовательных школ Г. С. Меркина. Урок с элементами театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Кабанина Н.С.

Учебный предмет: литература

Автор УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово – учебник» 2015 г.

Тема урока : Мир природы в творчестве И.А. Бунина

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Содержательные: выявить особенности восприятия природы И. Буниным;

Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить комплексный анализ поэтического текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) формирование чувства единства с миром природы.

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности

Здравствуйте. Меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня урок литературы с вами проведу я. Но пройдет он необычно. Обратите внимание, у вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас открыть их в конце урока.

  1. Формулирование темы и целей урока.

На экране вы видите изображение осени на картине и фотографии. Кроме того, вы слышите мелодию. Это, кстати, отрывок из П.Чайковского «Времена года. Осенняя песня». Что сближает урок литературы, живопись, музыку? О чем мы будем говорить?

Чтобы определить цели урока, зададим вопросы к теме:

-Как раскрыта тема природы в творчестве Бунина?

– что поможет нам в раскрытии цели? (анализ стихотворения)

Запишем в тетради тему число, классную работу и тему.

  1. Проверка домашнего задания

-Что вы прочитали во вступительной статье учебника?

-О каких особенностях творческой манеры Бунина говорил Паустовский?

Хотелось бы заметить, что И.А. Бунин – первый русский писатель, получивший Нобелевскую премию в 1933 году. Награда писателю присуждена за строгое мастерство, с помощью которого он развивает традиции русской классической прозы.

В чем же это мастерство, мы с вами сейчас и будем разбираться.

Прослушивание выразительного чтения стихотворения одним из учеников.

– как замечательно! Ты настоящий актер! Ребята, а давайте не просто раскроем мир природы, описанный Буниным, а станем его частью. Сегодня мы попробуем через анализ стихотворения подготовить его инсценировку. Вы согласны?

  1. Актуализация и проблемное объяснение опорных знаний.

– Ребята, вы знаете, кто создает спектакль. Давайте назовем всех, кто задействован в этом. Фронтальная работа

  • Литературовед (заведующий литературной частью)
  • Режиссер
  • Актер
  • Гример
  • Костюмер
  • Звукорежиссер
  • Художник
  • Осветитель
  1. Анализ-исследование стихотворения. (Цель – формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи).
  • Предлагаю вам сгруппироваться по 4 человека. Перед вами текст произведения. Выбрав в своей группе одну из театральных профессий, вы работаете с вопросами, заполняя бланк ответа. Индивидуальная работа
  • Замечательно. А сейчас вы видите, что на ваших столах появились карточки с названием тематической группы. Рассядьтесь в соответствии с выбранной вами профессией . Сейчас вам нужно обсудить с коллегами , кто как ответил. Вы должны проверить себя и друг друга, насколько полные ваши ответы. Лидер вашей группы через 2 минуты должен дать классу развернутый ответ на ваш проблемный вопрос. Групповая работа.

Назовите тему, идею стихотворения и образно-выразительные средства ( 1-2 эпитета (красочное определение предмета), пример метафоры (употребление слова в переносном значении), олицетворения

Кто является действующим лицом повествования? Какие сцены можно изобразить?

Каким должно быть лицо героя? Какие строки, слова нам указывают на состояние персонажа?

Как должен выглядеть герой? Во что он может быть одет? Какие слова в тексте вам на это указывают?

Что можно изобразить на сцене? Какие предметы, элементы, декорации? Выпишите из текста элементы предметного мира

Какие световые элементы используются? Как обозначен цвет в стихотворении? Найдите слова в тексте, подтверждающие это

Какие звуки леса, природы, деятельности человека описаны? Выпишите их из текста . Что мы можем взять для инсценировки?

  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Под запись в тетрадь:

В стихотворении «Не видно птиц…» богатая палитра цветов, неповторимая гамма звуков. Подробные детали не только описывают местность, но и передают настроение, эмоции, во власти которых пребывает герой.

  1. Запись дом. Задания заранее

Запишите д/з: прочитать рассказ «Лапти», ответить устно на вопрос: «Как раскрывается мир природы и человека через противостояние добра и зла?»

Пальчиковая гимнастика. ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

– ребята, сейчас мы с вами будем играть маленький спектакль. Мы подробно изучили стихотворение, разобрали его сюжетную линию, увидела особенности изображения природы. Разрешите мне сегодня быть вашим художественным руководителем и помочь вам в игре.

Итак, выбираем героев и объясняем их роль:

1-2. Занавес. (просто держать натянутой ткань)

3. Сам герой . Должен ходить вдоль занавеса, на слова «Не видно птиц» – смотреть исподлобья, выражение лица грустное, но отрадное. ПАНТОНИМА.

4. Ветер – от третьего 4-стишия начать махать листом бумаги.

5-6. Лес . Держать 2 дерева по краям сцены

7-8. Трава. Сидя на корточках, придерживать изображенную траву. Со слов «В кустах свалялася трава» положить рисунок травы и тихонько уйти в сторону

9-10-11-12-13. Грибы . Между 2 героями «Трава» тоже, сидя на корточках, держать грибы, а с 3 строчки «Грибы сошли» разойтись в разные стороны

14-15. Темные тучи. От начала стихотворения стоять, потом со слов «Глушь стала ниже и светлей» опуститься и разойтись

16-17-18-19 . Светлые облака. В тот момент, когда тучи опускаются, вы встаете и держите облачка над собой до конца строк.

20. Звукорежиссер. – в начале 3-го четверостишия включает вентилятор, в начале четвертого – включает на компьютере звуки шагов лошади.

ИНСЦЕНИРОВКА под чтение учителем. Поблагодарить всех артистов и зрителей.

  1. Групповая работа с афишей.

– ребята, вот сейчас предлагаю вам посмотреть на афишы, которые я заранее для вас приготовила. Развернув ее, вы увидите незаполненные поля. Посовещавшись с соседом по парте, вспомните всех, кто принимал участие над постановкой, запишите это.

Итак, давайте вспомним, что мы сегодня изучали?

Какие цели мы ставили?

Удалось ли нам через театрализацию открыть мир природы в творчестве Бунина?

Давайте посмотрим на экран и дадим оценку урока. СЛАЙД.

Вы большие молодцы. Каждый из вас заслуживает наивысшей оценки. Сейчас- самое время открыть белые конверты. Слайд.

Что вы видите? Действительно, это золотая маска – это российская театральная премия, о получении которой мечтает каждый театральный коллектив. Сегодня вы достойны этой награды.

Спасибо за урок!

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.

Анализ стихотворения Бунина “Не видно птиц. Покорно чахнет…”

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение “Не видно птиц. Покорно чахнет…”, написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской

губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении “Не видно птиц. Покорно чахнет…”, которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес “покорно чахнет”, наделяя его такими эпитетами, как “больной” и “опустевший”. Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные

первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день “угрюм и свеж”, и кругом “не видно птиц”, что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается “в степи свободной, вдали от сел и деревень”.

Его единственным спутником является “ветер однотонный”, который “гудит-поет в стволы ружья”, и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.

Другие работы по этой теме:

Не видно птиц… (Бунин Иван Алексеевич Стихи) Не видно птиц. Покорно Чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах.

Анализ стихотворения Ахматовой “Покорно мне воображенье…” Село Слепнево, расположенное в Тверской области, занимало огромное место в жизни и творчестве Ахматовой. Местное имение принадлежало свекрови поэтессы – Анне Ивановне Гумилевой. На протяжении.

Анализ стихотворения Бунина “Метель” Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал.

Анализ стихотворения Бунина “Листопад” Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету “орловский вестник”, в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается.

Анализ стихотворения Бунина “Чужая” Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка – сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта.

Анализ стихотворения Бунина “Матери” Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться.

Анализ стихотворения Бунина “Слово” Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его.

Анализ стихотворения Бунина “Деревенский нищий” Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все.

Анализ стихотворения Бунина “Розы” Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы.

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые Вопрос 1. Что общего у всех птиц и чем различаются виды, относящиеся к разным отрядам? У всех птиц тело покрыто перьями и почти отсутствуют кожные.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах . «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах . «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

выявить особенности мировосприятия , нашедшие отражение в ранней лирике поэта;

формировать исследовательские навыки, развивать образное мышление и творческие способности учащихся;

формировать чувство единства с миром природы, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

І. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Чтение статьи учебника об . Работа с презентацией, актуализация имеющихся у ребят знаний о жизни и творчестве .

– Назовите известные вам произведения .

– О каких особенностях творческой манеры рассказал ? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

– На что советует обратить внимание при чтении
бунинских произведений?

    Выразительное чтение учащимися стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет. ».

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

5. Выявление первоначальных впечатлений.

1. Простые вопросы:

    Что изображено в стихотворении: перечислите зрительный ряд.

Лес, овраги, лесная глушь, кусты, трава, дождь, листва, поле, степь, конь, ветер, ружье.

    Какое время года изображено в стихотворении?

Осень: птиц не видно, грибы сошли, лес опустевший, под дождем осенним…

2. Уточняющие вопросы

Помогают выяснить, увидели ли ученики предметный ряд стихотворения и убедиться в справедливости этих слов.

    “То есть ты говоришь, что в стихотворении изображено поле?”,

    “Если я правильно понял, то в стихотворении изображен конь?”,

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я…

    “Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о том что в стихотворении изображены села и деревни?”.

Нет, они не изображены, а только упоминаются

…Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

3. Интерпретирующие вопросы.

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ!

    Почему лес покорно чахнет?

Покорно – послушно, безропотно, без сопротивления, подчиняясь чьей-то воле.

Чахнет – 1) теряет силы, 4) становится смутным, неярким, темным.

Т. е., лес утрачивает летнюю яркость, густоту и силу, подчиняясь законам природы, законам осени.

    Почему лес больной?

Больной человек – похудевший, с потемневшим лицом или с темными кругами под глазами. Так возникает метафора – больной лес.

    Почему «глушь стала ниже и светлее»

Глушь – 1. отдалённая и густо заросшая часть леса, сада; синоним – чаща.

Листва опала, голые ветви несколько ниже дерева с кроной и, конечно, светлее, потому что сквозь них видно.

    Что значит «в кустах свалялася трава»?

Сваляться – спутаться, скомкаться (о волосах, шерсти). Грива свалялась. Волосы свалялись. Сваляться комками, клочьями, в комки, в клочья.

Дожди сделали траву тяжелой, липкой, поэтому более плотной – вот и свалялась.

    Почему трава тлеет? Почему она чёрная?

ТЛЕТЬ – 1. подвергаться гниению, разрушению, распаду; гнить. Листва, трава в земле тлеет.

Чёрный цвет – в данном контексте – цвет гниющей травы.

    Почему день угрюм и свеж?

Угрюмый – пасмурный, без солнца, дождливый («И, под дождем осенним тлея…»). А свежий – прохладный, нежаркий.

    Почему «скитаюсь я»? Почему степь свободная?

Скитаться – (разг.) длительное время ходить, бродить где-л. Без цели.

Лирический герой не имеет никакой определенной цели, он просто бродит по полям и степям, наслаждаясь природой, принимая ее такой, какая она есть. Бродит по степи, в которой уже ничего не цветет, не отдает свои краски и ароматы.

    Почему лирический герой «убаюкан шагом конным»?

Усыплен мерным неторопливым шагом коня.

    Почему грусть лирического героя отрадная?

«С отрадной грустью внемлю я…»

Отрадная – приятная, радующая, успокоительная.

Отрадная грусть – ОКСЮМОРОН – стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, например: живой труп (Л. Толстой), жар холодных числ (Блок).

Отрадная грусть – т. е. приятная грусть, приятная от приближающегося покоя после времени бурного цветения, жары, красок, бурь, трудов.

    Почему ветер поет «звоном однотонным»?

Он теперь не задерживается в листве или густой траве, летит свободно, не создает дополнительных звуков, шевеля листву или траву.

    Почему ветер «гудит-поет в стволы ружья»?

Осень – время охоты. Скорее всего, в поле, в степи идет охота на птиц, для этого нужно поднять ружье вверх – там летает ветер.

    Что чувствует лирический герой, бродя по лесу и полю?

Осень – время умирания в природе, герой ничего не может изменить. Но он принимает этот вечный закон жизни, поэтому его грусть отрадная.

4. Творческие вопросы

    Что бы чувствовал лирический герой, если бы день был солнечным? Что бы вы добавили к описанию леса, поля, ветра?

5. Оценочные вопросы

    Нравится ли вам метафора «лес больной»? Нравится ли вам это описание осени? Какое настроение вызывает у вас это описание осени?

6. Практические вопросы.

    С какой интонацией бы вы читали это стихотворение? Где вам пригодится этот прием работы с вопросами?

Составьте свой интерпретирующий текст по стихотворению или синквейн.

Моросит, освежает, успокаивает.

Наступает время покоя.

Таков закон природы!

Вариант интерпретирующего текста.

Глубокая осень. Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах. Это постоянство и повторяемость — закон мудрого бытия природы.

5. Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

“Времена года” Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов. Так, октябрьская картинка называется “Осенняя песнь”. Эпиграф к ней взят из стихотворения :

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят.

Возникновение цикла ” Времена года” непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом “Нувеллист”, основанном в 1842 году. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.

Чайковский сотрудничал с “Нувеллистом” с 1873 года, сочинив для журнала несколько романсов. Поводом к написанию цикла “Времена года” послужил заказ издателя журнала “Нувеллист” Николая Матвеевича Бернарда, названия пьес, то есть сюжетов – картинок были предложены композитору издателем.

В декабрьском номере журнала “Нувеллист” за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла.

“Осенняя песнь”. Октябрь.

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы – это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, “Осенняя песнь” – это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но Третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса – это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, – писал композитор.

6. Прослушивание «Осенней песни» из цикла «Времена года».

– Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь — это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись — ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть — частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

7. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по выставке репродукций. «Октябрь», «Осенний пейзаж», «Осень на исходе».

8. Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка
«Исаак Левитан».

9. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет. ». Беседа.

– Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом.

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие звуки осеннего леса.

2 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие запахи осеннего леса.

3 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие цвета осеннего леса.

Лес опустевший и больной

Серый, темно-коричневый, черный

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва

Темно-зеленый, черный, светло-серый

День холодный угрюм.

И под дождем осенним тлея.

Шорох дождя по опавшей листве

И, убаюкан шагом конным.

Шуршание листвы под копытами коня

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поет в стволы ружья

Высокий звук, похожий на свист

В оврагах сыростью грибной

В кустах свалялася трава,

И под дождем осенним тлея,

Чернее темная листва

Запах прелой травы и листвы

Для всего класса.

Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадныe» и «грустные» чувства?

Лес покорно чахнет (метафора).

Лес больной (эпитет).

Глушь стала ниже и светлее (эпитет).

День угрюм и свеж (эпитет).

В степи свободной (эпитет).

С отрадной грустью (оксюморон).

Светлее, свеж, свободной, отрадной

Покорно чахнет, больной, ниже, тлея, чернеет, угрюм, грустью, однотонным

– Какое настроение лирического героя передано в красках, звука
запахах осеннего леса?

Цвета в стихотворении не названы, однако ощущение цвета присутствует. Цветовая гамма стихотворения — от светло-серого до черного создает особое настроение тихой грусти, печального ожидания, грибов, прелой листвы и травы, звуки дождя, шум осеннего ветра усиливают это настроение. Картина осенней природы передана через переживания лирического героя.

– Почему лирический герой испытывает одновременно столь paзные чувства?

Герой ощущает свое единство с миром природы и принимает ее мудрые законы. Он видит в увядании особую прелесть, поскольку знает, что за ним неизбежно следует обновление и в природе, и в жизни человека.

10. Слово учителя.

Пейзажная лирика И. Бунина наполнена глубоким философским содержанием.

В разных вариантах автор высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью». Слово прелесть, по мысли писателя, всегда относилось к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии — вот что главенствовало в юношеской лирике Бунина.

Образ Прекрасного поэт видит в природе. Бунин постоянно ищет целостное представление о ценностях мира, таящихся даже во внешне неприглядных реалиях. Открытие это воспринимается как награда.

11. Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Седое небо надо мной. ».

12. Выразительное чтение учащимся наизусть отрывка из стихотворения «В степи».

ІI. Подведение итогов урока.

В ранней «пейзажной» лирике И. Бунина много мудрого понимания человека, его отношения к миру. В бунинских стихах богатая «палитра» цветов и соцветий, неповторимая гамма звуков. Бунин следует здесь традициям русской классической поэзии, но постоянно ищет свежие штрихи, смелые сопоставления.

Печальное настроение лирического героя придает образам природы ощущение неуютности, опустошенности: «молодой озябший чернозём», «нагая степь пустыней веет». Интересны олицетворения. Среди традиционных («ветер стоны несет», «вопли бури» и пр.) встречаются и такие, как «ясно-лазурное небо глядится по-весеннему в светлые воды реки», «смутно травы шепчутся сухие, — сладкий сон их нарушает ветер», «ветер жидкими тенями в саду играет под ветвями, сухой травой шуршит в кустах». Они как бы передают столкновение природных сил, вступивших между собой в «личные» отношения.

Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времен года: «белый пар лугов», «зеленые овсы» и др. Художник стремится понять вечное, прикоснуться к неуловимому. Окружающий мир — поле, лес, степь или ночь, утро, день, вечер, зима, весна, осень – предстает в обычном своем облике, а одновременно — как часть вселенной, носители непознанной тайны всемирного бытия.

III. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…».

2.Прочитать рассказ «Лапти».

-подготовить сообщение о символическом значении красного и белого цветов;

-подготовить художественный пересказ рассказа И. Бунина «Сверчок»;

-выучить наизусть стихотворение «Мать»;

-подготовить сообщение о значении слов: «зипун», «фуксин», «самоотверженность», «вешки», о значении имени Нефед.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 45.

Тема. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Цель:

· выявить особенности мировосприятия И.А.Бунина, нашедших отражение в ранней лирике поэта;

· формировать исследовательские навыки, развивать образное мышление и творческие способности учащихся;

· формировать чувство единства с миром природы, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

І. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. Работа с презентацией, актуализация имеющихся у ребят знаний о жизни и творчестве И.А.Бунина.

– Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.

– О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

– На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?

4. Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А.Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет.».

5. Выявление первоначальных впечатлений.

– Какое время года изображено в стихотворении?

– Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.

– Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение?

Глубокая осень. Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах. Это постоянство и повторяемость — закон мудрого бытия природы.

5. Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

“Времена года” Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов. Так, октябрьская картинка называется “Осенняя песнь”. Эпиграф к ней взят из стихотворения А.К.Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят.

Возникновение цикла ” Времена года” непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом “Нувеллист”, основанном в 1842 году. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.

Чайковский сотрудничал с “Нувеллистом” с 1873 года, сочинив для журнала несколько романсов. Поводом к написанию цикла “Времена года” послужил заказ издателя журнала “Нувеллист” Николая Матвеевича Бернарда, названия пьес, то есть сюжетов – картинок были предложены композитору издателем.

В декабрьском номере журнала “Нувеллист” за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла.

“Осенняя песнь”. Октябрь.

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы – это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, “Осенняя песнь” – это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но Третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса – это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, – писал композитор.

6. Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

– Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь — это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись — ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть — частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

7. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по выставке репродукций. И.И.Левитан «Октябрь», М.В.Нестеров «Осенний пейзаж», К.К.Первухин «Осень на исходе».

8. Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г.Паустовского «Исаак Левитан».

9. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет.». Беседа.

– Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К.Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом.

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие звуки осеннего леса.

2 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие запахи осеннего леса.

3 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие цвета осеннего леса.

Фрагменты текста

Цвета

Лес опустевший и больной

Серый, темно-коричневый, черный

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва

Темно-зеленый, черный, светло-серый

День холодный угрюм.

Фрагменты текста

Звуки

И под дождем осенним тлея.

Шорох дождя по опавшей листве

И, убаюкан шагом конным.

Шуршание листвы под копытами коня

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поет в стволы ружья

Высокий звук, похожий на свист

Фрагменты текста

Запахи

В оврагах сыростью грибной

В кустах свалялася трава,

И под дождем осенним тлея,

Чернее темная листва

Запах прелой травы и листвы

Для всего класса.

Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадныe» и «грустные» чувства?

Лес покорно чахнет (метафора).

Лес больной (эпитет).

Глушь стала ниже и светлее (эпитет).

День угрюм и свеж (эпитет).

В степи свободной (эпитет).

С отрадной грустью (оксюморон).

Отрада

Грусть

Светлее, свеж, свободной, отрадной

Покорно чахнет, больной, ниже, тлея, чернеет, угрюм, грустью, однотонным

– Какое настроение лирического героя передано в красках, звука запахах осеннего леса?

Цвета в стихотворении не названы, однако ощущение цвета присутствует. Цветовая гамма стихотворения — от светло-серого до черного создает особое настроение тихой грусти, печального ожидания, грибов, прелой листвы и травы, звуки дождя, шум осеннего ветра усиливают это настроение. Картина осенней природы передана через переживания лирического героя.

– Почему лирический герой испытывает одновременно столь paзные чувства?

Герой ощущает свое единство с миром природы и принимает ее мудрые законы. Он видит в увядании особую прелесть, поскольку знает, что за ним неизбежно следует обновление и в природе, и в жизни человека.

10. Слово учителя.

Пейзажная лирика И. Бунина наполнена глубоким философским содержанием.

В разных вариантах автор высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью». Слово прелесть, по мысли писателя, всегда относилось к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии — вот что главенствовало в юношеской лирике Бунина.

Образ Прекрасного поэт видит в природе. Бунин постоянно ищет целостное представление о ценностях мира, таящихся даже во внешне неприглядных реалиях. Открытие это воспринимается как награда.

11. Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Седое небо надо мной.».

12. Выразительное чтение учащимся наизусть отрывка из стихотворения «В степи».

ІI. Подведение итогов урока.

В ранней «пейзажной» лирике И. Бунина много мудрого понимания человека, его отношения к миру. В бунинских стихах богатая «палитра» цветов и соцветий, неповторимая гамма звуков. Бунин следует здесь традициям русской классической поэзии, но постоянно ищет свежие штрихи, смелые сопоставления.

Печальное настроение лирического героя придает образам природы ощущение неуютности, опустошенности: «молодой озябший чернозём», «нагая степь пустыней веет». Интересны олицетворения. Среди традиционных («ветер стоны несет», «вопли бури» и пр.) встречаются и такие, как «ясно-лазурное небо глядится по-весеннему в светлые воды реки», «смутно травы шепчутся сухие, — сладкий сон их нарушает ветер», «ветер жидкими тенями в саду играет под ветвями, сухой травой шуршит в кустах». Они как бы передают столкновение природных сил, вступивших между собой в «личные» отношения.

Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времен года: «белый пар лугов», «зеленые овсы» и др. Художник стремится понять вечное, прикоснуться к неуловимому. Окружающий мир — поле, лес, степь или ночь, утро, день, вечер, зима, весна, осень – предстает в обычном своем облике, а одновременно — как часть вселенной, носители непознанной тайны всемирного бытия.

III. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение И.А.Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…».

2.Прочитать рассказ И.А.Бунина «Лапти».

-подготовить сообщение о символическом значении красного и белого цветов;

-подготовить художественный пересказ рассказа И. Бунина «Сверчок»;

-выучить наизусть стихотворение И.А. Бунина «Мать»;

-подготовить сообщение о значении слов: «зипун», «фуксин», «самоотверженность», «вешки», о значении имени Нефед.

Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

Интегрированный урок по литературе

«Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина»

Класс : 6, общеобразовательный.

Научить устанавливать связи между литературой, музыкой, живописью.

● Развивать образное мышление обучающихся.

● Формировать исследовательские навыки.

● Познакомить с произведениями искусства (музыки и живописи), созвучными бунинским стихам.

● Создать условия, чтобы ученики могли почувствовать единство с миром природы.

● Прививать гуманистические взгляды учащимся, помочь им полюбить родной край.

Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыкальные композиции, видеоотрывок, учебник.

Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. Презентация «И.А. Бунин»

Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.

О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?

Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет. » (под классическую музыку).

Выявление первоначальных впечатлений.

Какое время года изображено в стихотворении?

Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.

Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение? (Глубокая осень. Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.)

5. Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь – это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись – ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть – частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

Как вы думаете, как могла бы эта музыка отразить настроения, которыми проникнуто стихотворение Бунина?

6. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по вы ставке репродукций: И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе» (презентация).

• Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».

7 . Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет. ». Беседа.

• Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом .

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие

звуки, запахи, цвета осеннего леса.

Лес, опустевший и больной

Серый, темно-коричневый, черный

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва

Темно-зеленый, черный, светло-серый

День холодный угрюм.

И, под дождем осенним тлея.

Шорох дождя по опавшей листве

И, убаюкан шагом конным.

Шуршание листвы под копытами коня

Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья

Высокий звук, похожий на свист

В оврагах сыростью грибной

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва

Запах прелой травы и листвы

2 группа. Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства?

Лес покорно чахнет (метафора).

Лес больной (эпитет).

Глушь стала ниже и светлее (эпитет).

День угрюм и свеж (эпитет).

В степи свободной (эпитет).

С отрадной грустью (оксюморон)

8. Слово учителя:

А теперь я бы хотела вам показать видеофрагмент из фильма-элегии «Бунинская Россия» (режиссер – Игорь Чичинов). Ребята, обратите внимание, как деревенские жители, бабушки и дедушки, того села, где вырос когда-то И.А. Бунин, читают наизусть его стихи.

Показ видеофрагмента и беседа по нему :

Вам понравились «чтецы»?

Как вы думаете, они сумели передать то, что хотел сказать Бунин? Почему?

Как вы думаете, почему, когда мы слышим стихи в живом исполнении, мы воспринимаем их по-другому, чем когда читаем в книге?

9. Подведение итогов. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Выучите наизусть любое понравившееся стихотворение И.А. Бунина и представьте его классу, как профессиональные актеры.

Подумайте над вопросом, какова роль изобразительно-выразительных средств в выбранном вами стихотворении.

Бабореко, А.К. Бунин о музыке и о живописи / А.К. Бабореко // Вопросы литературы. – 1981. – № 7. – С. 303-304.

Бабореко, А.К. Поэзия и правда Бунина / А.К. Бабореко // В.Н. Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Вагриус. – 2007. – С. 5-24.

Бахилина, Н.В. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий / Н.В. Бахилина // Русская речь. – 1975. – № 5. – 104-113.

Смирнова, Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: кн. для учителя / Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

Тевс, А.Н. Урок литературы по теме «Жизнь и творчество, поэзия И.А. Бунина» / А.Н. Тевс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Клюшина, Н.В. Урок литературы по теме «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения И.А. Бунина о родной природе» / Н.В. Клюшина // Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».

Конспект урока по Литературе «Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина» 6 класс

Интегрированный урок по литературе

«Мир природы и человека в поэзии И.А. Бунина»

Класс : 6, общеобразовательный.

Научить устанавливать связи между литературой, музыкой, живописью.

● Развивать образное мышление обучающихся.

● Формировать исследовательские навыки.

● Познакомить с произведениями искусства (музыки и живописи), созвучными бунинским стихам.

● Создать условия, чтобы ученики могли почувствовать единство с миром природы.

● Прививать гуманистические взгляды учащимся, помочь им полюбить родной край.

Оборудование: ПК, проектор, презентации, музыкальные композиции, видеоотрывок, учебник.

Вступительное слово учителя. Целеполагание.

Чтение статьи учебника об И.А. Бунине. Презентация «И.А. Бунин»

Назовите известные вам произведения И.А. Бунина.

О каких особенностях творческой манеры И.А. Бунина рассказал К.Г. Паустовский? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

На что советует обратить внимание К.Г. Паустовский при чтении бунинских произведений?

Выразительное чтение учащимися стихотворения И.А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…» (под классическую музыку).

Выявление первоначальных впечатлений.

Какое время года изображено в стихотворении?

Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.

Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение? (Глубокая осень… Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах Это постоянство и повторяемость – закон мудрого бытия природы.)

5. Прослушивание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь – это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись – ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть – частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

Как вы думаете, как могла бы эта музыка отразить настроения, которыми проникнуто стихотворение Бунина?

6. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по вы ставке репродукций: И.И. Левитан «Октябрь», М.В. Нестеров «Осенний пейзаж», К.К. Первухин «Осень на исходе» (презентация).

• Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».

7 . Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет…». Беседа.

• Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом .

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие

звуки, запахи, цвета осеннего леса.

Лес, опустевший и больной

Серый, темно-коричневый, черный

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва

Темно-зеленый, черный, светло-серый

День холодный угрюм…

И, под дождем осенним тлея…

Шорох дождя по опавшей листве

И, убаюкан шагом конным…

Шуршание листвы под копытами коня

Как ветер звоном однотонным Гудит-поет в стволы ружья

Высокий звук, похожий на свист

В оврагах сыростью грибной

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва

Запах прелой травы и листвы

2 группа. Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадные» и «грустные» чувства?

Лес покорно чахнет (метафора).

Лес больной (эпитет).

Глушь стала ниже и светлее (эпитет).

День угрюм и свеж (эпитет).

В степи свободной (эпитет).

С отрадной грустью (оксюморон)

8. Слово учителя:

А теперь я бы хотела вам показать видеофрагмент из фильма-элегии «Бунинская Россия» (режиссер – Игорь Чичинов). Ребята, обратите внимание, как деревенские жители, бабушки и дедушки, того села, где вырос когда-то И.А. Бунин, читают наизусть его стихи.

Показ видеофрагмента и беседа по нему :

Вам понравились «чтецы»?

Как вы думаете, они сумели передать то, что хотел сказать Бунин? Почему?

Как вы думаете, почему, когда мы слышим стихи в живом исполнении, мы воспринимаем их по-другому, чем когда читаем в книге?

9. Подведение итогов. Рефлексия.

10. Домашнее задание.

Выучите наизусть любое понравившееся стихотворение И.А. Бунина и представьте его классу, как профессиональные актеры.

Подумайте над вопросом, какова роль изобразительно-выразительных средств в выбранном вами стихотворении.

Бабореко, А.К. Бунин о музыке и о живописи / А.К. Бабореко // Вопросы литературы. – 1981. – № 7. – С. 303-304.

Бабореко, А.К. Поэзия и правда Бунина / А.К. Бабореко // В.Н. Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. – М.: Вагриус. – 2007. – С. 5-24.

Бахилина, Н.В. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий / Н.В. Бахилина // Русская речь. – 1975. – № 5. – 104-113.

Смирнова, Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: кн. для учителя / Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

Тевс, А.Н. Урок литературы по теме «Жизнь и творчество, поэзия И.А. Бунина» / А.Н. Тевс // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Клюшина, Н.В. Урок литературы по теме «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения И.А. Бунина о родной природе» / Н.В. Клюшина // Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс».

Читайте также:  Анализ стихотворения Детство Бунина
Ссылка на основную публикацию