Анализ стихотворения Не видно птиц покорно чахнет Бунина

Срочно. Умоляю. Нужен КРАТКИЙ анализ стихотворения Бунина “Не видно птиц. Покорно чахнет”За ранее огромное спасибо!

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии. А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».

Его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.

И. А. Бунин — блистательный писатель начала XX века, вошедший в русскую литературу как поэт и прозаик. Он вошел в плеяду художников слова серебряного века, однако творил и после окончания этой эпохи, продолжая в своих произведениях традиции символистов:

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным
Гудит-поет в стволы ружья.

Один из известнейших поэтов и критиков, творивших, будучи в эмиграции, В. Ф. Ходасевич считал, что «. эмиграция сделала Бунина своим любимцем, ранние поэтические шаги Бунина совпали с началом символизма; символисты до последней минуты считали Бунина своим, однако разрыв последовал очень скоро». И действительно, через некоторое время Бунин-поэт становится Буниным-писателем, получившим в дальнейшем Нобелевскую премию за создание гениальных произведений малого объема. Об этом разрыве Ходасевич пишет следующее: «. в сравнении с символистами Бунин как бы ставит форму на место: он снижает ее роль, урезывает ее права. его форма, конечно, безукоризненна. благородна и сдержанна, что спасает Бунина от дешевых эффектов. Символист — создатель своего пейзажа, Бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем».

Пейзаж имеет для Бунина особенное значение. Практически нет ни одного произведения, где не было бы пейзажа, изображенного легко и вместе с тем зримо. Особенность изображения природы у Бунина заключается в том, что он не столько материален, сколько психологичен. Основная задача автора не дать читателю фотографически точное описание местности, а передать тонкое настроение, эмоции, во власти которых пребывает и герой, и сам автор.

Анализ стихотворения Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Иван Бунин вошел в историю русской литературы, как талантливый прозаик и публицист. Однако мало кто знает о том, что первые свои произведения он создавал в стихотворной форме, стесняя своего увлечения поэзией, которой в семье Буниных не придавали особого значения. К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», написанное в 1889 году, когда Бунину едва исполнилось 19 лет. Он считает себя вполне самостоятельным человеком и зарабатывает на жизнь корректором в одной из газет Орловской губернии.

А все свободное время проводит на охоте, обожая бродить по осеннему лесу в поисках дичи. Именно одна из таких прогулок описана в стихотворении «Не видно птиц. Покорно чахнет…», которое словно бы переносит читателей в мир живой природы, представленные без прикрас. Бунин отмечает, что глубокой осенью лес «покорно чахнет», наделяя его такими эпитетами, как «больной» и «опустевший». Автор не восторгается его красотой, цепко подмечая каждую мелочь, которая лишь добавляет новые штрихи к унылой и безрадостной картине. Это и свалявшаяся трава, и черные подгнившие листья деревьев, припудренные первыми

заморозками, и грибная сырость, которая наполняет осенний воздух. Также поэт отмечает, что день «угрюм и свеж», и кругом «не видно птиц», что свидетельствует о приближающейся зиме. Однако природные метаморфозы нисколько не угнетают Бунина, который мечтает об одиночестве, поэтому целый день скитается «в степи свободной, вдали от сел и деревень».

Его единственным спутником является «ветер однотонный», который «гудит-поет в стволы ружья», и это завывание вызывает у поэта отрадную грусть. У него есть время не только подумать о своей будущей жизни, но и почувствовать единение с природой, неприветливость и мрачность которой автора ничуть не смущают. Наоборот, вид умирающего леса настраивает Бунина на философский лад и позволяет безболезненно расстаться с юношескими иллюзиями, которые порождали в душе поэта волнения и чрезмерные амбиции. Ему не суждено стать ученым или же военным, как того хотели его родители, он не может привести в дом свою избранницу, девушку более низкого происхождения, с которой он впоследствии уедет в Полтаву. Но именно с этого времени осень становится одним из самых любимых времен года автора, и ей он посвящает не только многочисленные стихи, но и прозу, наполненную светлой грустью и предвкушением новых впечатлений.

Другие работы по этой теме:

Не видно птиц… (Бунин Иван Алексеевич Стихи) Не видно птиц. Покорно Чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах.

Анализ стихотворения Ахматовой «Покорно мне воображенье…» Село Слепнево, расположенное в Тверской области, занимало огромное место в жизни и творчестве Ахматовой. Местное имение принадлежало свекрови поэтессы — Анне Ивановне Гумилевой. На протяжении.

Анализ стихотворения Бунина «Метель» Иван Бунин часто любил вспоминать, что полностью состоялся как поэт к 16 годам. Именно в этот период он очень много времени уделял литературе и мечтал.

Анализ стихотворения Бунина «Листопад» Самостоятельная жизнь Ивана Бунина начинается с трудоустройства в газету «орловский вестник», в которой впоследствии у него будет связано много теплых воспоминаний. Одно из них касается.

Анализ стихотворения Бунина «Чужая» Первый брак Ивана Бунина оказался неудачным и закончился весьма трагически смертью единственного ребенка — сына Николая, который скончался от менингита в 5-летнем возрасте. Супруга поэта.

Анализ стихотворения Бунина «Матери» Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться.

Анализ стихотворения Бунина «Слово» Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его.

Анализ стихотворения Бунина «Деревенский нищий» Детство Ивана Бунина прошло в родовом имении отца. Будущий литератор получил прекрасное домашнее образование и долгое время увлекался точными науками. Однако любовь к литературе все.

Анализ стихотворения Бунина «Розы» Иван Бунин известнее как самобытный и очень талантливый писатель. Однако мало кто знает о том, что свой путь в литературу он начал не с прозы.

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые Вопрос 1. Что общего у всех птиц и чем различаются виды, относящиеся к разным отрядам? У всех птиц тело покрыто перьями и почти отсутствуют кожные.

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер» Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался.

Анализ стихотворения Бунина «Догорел апрельский светлый вечер…» Ранний период творчества Ивана Бунина связан отнюдь не с розой, а с поэзией. Начинающий литератор был убежден в том, что стихи являются наиболее точной и.

Анализ стихотворения Бунина «Сумерки» В 1899 Иван Бунин женился на Анне Цакни и перебрался в Одессу. Этот брак был непродолжительным, однако поэт сохранил очень теплые чувства к своей супруге.

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят.

Анализ стихотворения Бунина «Высоко полный месяц стоит…» Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к.

Анализ стихотворения Бунина «Родина» Иван Бунин — один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос.

Анализ стихотворения Бунина «Собака» Философское начало присутствует во многих произведениях Ивана Бунина, однако наиболее ярко эта тенденция прослеживается в стихах, которые поэт читал наиболее удобным способом для выражения собственных.

Анализ стихотворения Бунина «Не устану восхвалять вас, звезды!» Бунин-поэт — это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» Пейзажная лирика Ивана Бунина — особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи — это.

Анализ стихотворения Бунина «Смерть» Вопросы о предстоящей смерти время от времени задает себе каждый человек. Однако поэты имеют обыкновение не только рассуждать на подобные темы мысленно, но и раскрывать.

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика.

Анализ стихотворения Бунина «Старая яблоня» Иван Бунин вошел в мировую литературу как замечательный прозаик, тонкий и остроумный публицист, пейзажист и переводчик. Однако мало кто знает о том, что свой путь.

Анализ стихотворения Бунина «Бушует полая вода…» Период работы Ивана Бунина в Орле был непродолжительным, однако именно тогда молодой поэт научился ценить природу родного края. Все свободное время он проводил за городом.

Анализ стихотворения Бунина «Сириус» В 1920 году Иван Бунин навсегда покидает Россию, охваченную революцией. Это решение далось литератору очень непросто, и перед тем, как отправиться в Париж, Бунин несколько.

Анализ стихотворения Бунина «Леса в жемчужном инее…» Свою карьеру на литературном поприще Иван Бунин начал с работы в газете «Орловский вестник» простым корректором. Ради того, чтобы доказать родителям собственную состоятельность, он покинул.

Анализ стихотворения Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…» После Октябрьской революции Россию покинули многие известные литераторы, среди которых оказался и Иван Бунин. Знаменитый русский поэт и писатель очень болезненно воспринял смену власти и.

Отряды птиц: Дневные хищные. Совы, Куриные Вопрос 1. В чем основные отличия летающих птиц от плавающих и бегающих? Отличительными особенностями летающих птиц являются хорошо развитые маховые и рулевые перья и облегченный.

Читайте также:  Анализ стихотворения Настанет день исчезну я Бунина

Анализ стихотворения Бунина «Дикарь» В произведении, написанном в 1906-08 гг., отражена характерная тенденция зрелой бунинской лирики. Вместо привычного читателю лирического «я» появляется персонаж, сближающий стихотворный текст с эпическим жанром.

Анализ стихотворения Бунина «Первый снег» Детские воспоминания Ивана Бунина неразрывно связаны с сельской жизнью. Именно в родовом семейном поместье он научился не только читать и писать, но и полюбил родную.

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь» Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин очень много путешествует. Его маршруты пролегают, в основном, по ближайшим лесам, так как начинающий литератор обожает охоту и.

Природа и человек в стихотворении И.А. Бунина Не видно птиц

Природа и человек в стихотворении Бунина
«Не видно птиц»
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.А. Бунин
Цель урока: На примере стихотворения И.Бунина «Не видно птиц» совершенствовать умения анализа лирического текста, развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Объяснить непонятные слова.
Найти в стихотворении художественные средства, с помощью которых выражена авторская позиция.
Выявить художественные особенности, проанализировать композицию и художественное пространство стихотворения.
Определить авторскую позицию.
Высказать личностное отношение к ней.
Оборудование:
Презентация. Музыка П.И.Чайковский «Осенняя песня» (Из цикла «Времена года»)
Выставка рисунков «Мое любимое время года»
Учебник, тетрадь.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на моем уроке. А подготовиться к нему мне помогли ваши рисунки. Вы рисовали свое любимое время года, и в каждом нашли свою прелесть: вот снежная, морозная зима, зимние забавы, снеговики. А вот первые весенние листочки: нежная зелень, ручейки, кораблики Вот и лето с его яркими красками, ярким солнышком, цветами и травами. А вот и осень. Разноцветные листья, яркий лес, увядшая трава. Осень Какая она разная
Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского и на ее фоне читаю стихотворение И.Бунина «Не видно птиц».
Это стихотворение написал Иван Алексеевич Бунин. Вы уже знакомы с ним как с автором рассказов: «В деревне», «Лапти».
Я просила вас прочитать дома статью Паустовского о Бунине, сделав карандашом пометки:
? – непонятно;
V – основной материал;
! – удивило (восхитило);
+ – уже знаю.
Поговорим о прочитанном (обучающиеся обмениваются впечатлениями).
Итак сегодня вы познакомитесь с Буниным как с поэтом.
В одном из своих стихотворений И.А.Бунин писал: Нет, не пейзаж влечет меня, не краски жадный взор подметит, а то, что в этих красках светит: Вы видите, что четверостишие не дописано. Мы постараемся восстановить последнюю строку. А для этого внимательно вчитаемся в стихотворение, которое вы только что слышали, попытаемся проникнуть во внутренний мир поэта.
Каждый человек по-своему видит и оценивает всё, что его окружает. Если мы поймём, как это делают другие, то станем богаче духовно, как бы проникнем в душу другого.
Если мы научимся понимать стихотворения, то научимся понимать людей. А нужно ли нам это? Зачем? (Чтоб человеку было комфортнее в обществе, чтоб он видел проблемы других, понимал людей).
Итак, обратимся к тексту стихотворения «Не видно птиц» на стр. 100 учебника, и вы попытаетесь представить картины, нарисованные поэтом.
О каком времени года идёт речь?
Да, Бунин родился поздней осенью 22 октября 1870 года, и это время года навсегда осталось его самой любимой темой.
Что же вы увидели с закрытыми глазами? А вот что увидел в этом стихотворении художник Бирюков. Давайте сравним с тем, что вы увидели.
Обратите внимание на словарь стихотворения. Найдите соответствующее лексическое значение к словам в таблице.

Странствовать без цели.
1

Одного музыкального или цветового тона, однообразный.
2

Доставляющий отраду(удовольствие, радость), приятный.
3

Становиться чахлым (вянущим, слабым), сохнуть
4

Укачивать (ребёнка), напевая.
6

Глухое, заросшее место.
7

То же, что услышать (устар. высок.).
8

Проверка по схеме:
1 – 4
2 – 7
3 – 5
4 – 1
5 – 3
6 – 2
7 – 8
8 – 6
Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть-осень, дождь).
Да, мотив грусти в творчестве Бунина уходит корнями в ощущение детства, юности. Печалью отмечен трудный жизненный путь поэта, детство которого прошло в глуши, в степи на хуторе Бутырки Орловской губернии. Впоследствии он так вспоминал: «Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел. Собеседником, другом была только природа Тут, в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозёму и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной».
Итак, стихотворение проникнуто грустью, но мы не раз убеждались, что при внимательном прочтении первое впечатление становится глубже, богаче. Появляются новые оттенки какого-либо настроения и даже новые настроения. Поэтому я предлагаю вам сейчас более внимательно поработать над стихотворением. Может быть это даст вам ключ к разгадке последней строчки в эпиграфе. Работа серьёзная, поэтому вы должны к ней подготовиться, проведя небольшую самостоятельную исследовательскую работу по группам:
1-я группа найдет слова, характеризующая цвета, звуки, запахи осеннего леса в соответствии с указанными фрагментами.
2-я группа определит образно-выразительные средства, используемые в стихотворении, укажет их роль в тексте.
3-я группа найдёт и запишет в таблице слова, передающие «отрадные» и грустные чувства (исследовательская работа в группах).
Немножко отдохнём.
Физминутка.
Задумчив и тих осенний лес. Представьте, что вы – осенние листья (встаньте, пожалуйста). Тянетесь к солнцу, теплу (потянулись). Ветер качает вас (наклоны в стороны). Подул холодный ветер, листья плавно летят вниз (садитесь на место).
Итак, начнём работу над стихотворением по строфам – на листиках,
т.к. будем последовательно делать некоторые обозначения, пометки, что недопустимо в учебнике. В ходе работы вы должны выделить слова-настроения синим или красным цветом а рядом со строфой записать общее настроение.
1-я строфа
Какое настроение и какими словами передано? (грусть: «не видно птиц», лес «покорно чахнет», «опустевший и больной», «грибы сошли»).
Каким цветом передадим? (синим)
Но обратите внимание на то, что говорит автор после этих слов («но крепко пахнет»).
Это тоже вызывает чувство грусти? (нет, поэту нравится, поэтому – «но»).
Каким цветом выделим «но крепко пахнет»?
Что же получилось? Картина леса вызывает одновременно 2 разных настроения: грустно-приятно. Запишите эти слова рядом с первой строфой.
2-я строфа
Какое настроение здесь? («глушь светлее» – приятно, но «трава свалялась», листва «под дожём осенним тлея», «темнея», «чернеет» – всё это печалит).
Оказывается, и здесь 2 настроения. Запишите их (приятно – печально).
3-я строфа
Начинается со слова «а». Почему? (уже не в лесу, а в поле).
И что же? Какого настроение? (день холодный, угрюмы, но свежий. Поэту нравится скитаться по степи «свободной»).
4-я строфа
Что можете сказать о настроении? («убаюкан» – приятное, сонное настроение; «как ветер звономгудит-поёт» – нравится).
А «однотонно гудит» – радует или вызывает грусть? (грустно).
А вот здесь поэт уже прямо называет своё состояние. Какими словами? («с отрадной грустью»).
Как подчеркнём эти 2 слова? (двумя цветами).
2 настроения. А какое ведущее? (главное – грусть зависимое – «отрадная»).
Запишите рядом со строфой эти 2 слова. Они связаны, называют одно, но противоречивое настроение. Вот вы и открыли для себя новое настроение.
А изменилось ли выше читательское настроение?
Давайте сопоставим, обобщим состояние природы и настроение лирического героя по таблице:
Природа
Человек

Глушь стала ниже и светлее, день угрюм и свеж
отрадная грусть

В поле ветер
Скитаюсь

Какой вывод можем сделать? (человек и природа близки, едины).
Помогите мне разобраться, почему мрачный, неуютный пейзаж поздней осени
вызывает у лирического героя светлую, приятную, отрадную грусть? (любит жизнь, радуется своему существованию)

Обратите внимание на эпиграф. Помните недописанную строчку в эпиграфе?

Давайте понаблюдаем, куда направлен взор лирического героя:

Что он видит вначале? Потом?

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
(убаюкан, скитаюсь, грущу)

Вывод: в 16 строчках стихотворения уместилось мироздание. Отчего же человеку хорошо? Оттого, что он вписан в этот мир, он живет вместе с ним одной жизнью, и ему приятно, что есть возможность быть в гармонии с природой.
Кто попробует сделать вывод из наших наблюдений?
Что же может быть написано в последней строке?
Открываем последнюю строку эпиграфа.
Объясняем слово бытие (существование, реальность).
Рефлексия.
Какие моменты на уроке вам показались неожиданными? Что удивило?
Что было трудным? Почему?
Что не удалось?
Что было удачным?
Выразите своё общее впечатление одним словом.
Подведение итогов урока (выставление отметок).
Задание на дом (по выбору):
выучите стихотворение наизусть;
создать свою творческую работу (синквейн);
найти ответы на вопросы, оставшиеся без ответа (дополнительный материал)
Пожелание на память.
Я желаю вам, ребята, чтобы вы всегда умели наслаждаться каждым мгновением жизни, чтобы вы не теряли связь с природой, и чувство единения с ней всегда доставляло вам удовольствие. (презентация «Как прекрасен этот мир»).

поле степь
ветер

  • 107624-mir-prirodyi-i-cheloveka-v-stihotvorenii-bunina-
    Размер файла: 61 kB Загрузок: 20

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах . «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах . «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

выявить особенности мировосприятия , нашедшие отражение в ранней лирике поэта;

формировать исследовательские навыки, развивать образное мышление и творческие способности учащихся;

формировать чувство единства с миром природы, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудиозапись.

І. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Чтение статьи учебника об . Работа с презентацией, актуализация имеющихся у ребят знаний о жизни и творчестве .

– Назовите известные вам произведения .

– О каких особенностях творческой манеры рассказал ? Найдите ответ на вопрос в тексте статьи.

– На что советует обратить внимание при чтении
бунинских произведений?

    Выразительное чтение учащимися стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет. ».

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

5. Выявление первоначальных впечатлений.

1. Простые вопросы:

    Что изображено в стихотворении: перечислите зрительный ряд.

Лес, овраги, лесная глушь, кусты, трава, дождь, листва, поле, степь, конь, ветер, ружье.

    Какое время года изображено в стихотворении?

Осень: птиц не видно, грибы сошли, лес опустевший, под дождем осенним…

2. Уточняющие вопросы

Помогают выяснить, увидели ли ученики предметный ряд стихотворения и убедиться в справедливости этих слов.

    “То есть ты говоришь, что в стихотворении изображено поле?”,

    “Если я правильно понял, то в стихотворении изображен конь?”,

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я…

    “Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о том что в стихотворении изображены села и деревни?”.

Нет, они не изображены, а только упоминаются

…Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

3. Интерпретирующие вопросы.

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ!

    Почему лес покорно чахнет?

Покорно – послушно, безропотно, без сопротивления, подчиняясь чьей-то воле.

Чахнет – 1) теряет силы, 4) становится смутным, неярким, темным.

Т. е., лес утрачивает летнюю яркость, густоту и силу, подчиняясь законам природы, законам осени.

    Почему лес больной?

Больной человек – похудевший, с потемневшим лицом или с темными кругами под глазами. Так возникает метафора – больной лес.

    Почему «глушь стала ниже и светлее»

Глушь – 1. отдалённая и густо заросшая часть леса, сада; синоним – чаща.

Листва опала, голые ветви несколько ниже дерева с кроной и, конечно, светлее, потому что сквозь них видно.

    Что значит «в кустах свалялася трава»?

Сваляться – спутаться, скомкаться (о волосах, шерсти). Грива свалялась. Волосы свалялись. Сваляться комками, клочьями, в комки, в клочья.

Читайте также:  Бунин - Солнечный удар

Дожди сделали траву тяжелой, липкой, поэтому более плотной – вот и свалялась.

    Почему трава тлеет? Почему она чёрная?

ТЛЕТЬ – 1. подвергаться гниению, разрушению, распаду; гнить. Листва, трава в земле тлеет.

Чёрный цвет – в данном контексте – цвет гниющей травы.

    Почему день угрюм и свеж?

Угрюмый – пасмурный, без солнца, дождливый («И, под дождем осенним тлея…»). А свежий – прохладный, нежаркий.

    Почему «скитаюсь я»? Почему степь свободная?

Скитаться – (разг.) длительное время ходить, бродить где-л. Без цели.

Лирический герой не имеет никакой определенной цели, он просто бродит по полям и степям, наслаждаясь природой, принимая ее такой, какая она есть. Бродит по степи, в которой уже ничего не цветет, не отдает свои краски и ароматы.

    Почему лирический герой «убаюкан шагом конным»?

Усыплен мерным неторопливым шагом коня.

    Почему грусть лирического героя отрадная?

«С отрадной грустью внемлю я…»

Отрадная – приятная, радующая, успокоительная.

Отрадная грусть – ОКСЮМОРОН – стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, например: живой труп (Л. Толстой), жар холодных числ (Блок).

Отрадная грусть – т. е. приятная грусть, приятная от приближающегося покоя после времени бурного цветения, жары, красок, бурь, трудов.

    Почему ветер поет «звоном однотонным»?

Он теперь не задерживается в листве или густой траве, летит свободно, не создает дополнительных звуков, шевеля листву или траву.

    Почему ветер «гудит-поет в стволы ружья»?

Осень – время охоты. Скорее всего, в поле, в степи идет охота на птиц, для этого нужно поднять ружье вверх – там летает ветер.

    Что чувствует лирический герой, бродя по лесу и полю?

Осень – время умирания в природе, герой ничего не может изменить. Но он принимает этот вечный закон жизни, поэтому его грусть отрадная.

4. Творческие вопросы

    Что бы чувствовал лирический герой, если бы день был солнечным? Что бы вы добавили к описанию леса, поля, ветра?

5. Оценочные вопросы

    Нравится ли вам метафора «лес больной»? Нравится ли вам это описание осени? Какое настроение вызывает у вас это описание осени?

6. Практические вопросы.

    С какой интонацией бы вы читали это стихотворение? Где вам пригодится этот прием работы с вопросами?

Составьте свой интерпретирующий текст по стихотворению или синквейн.

Моросит, освежает, успокаивает.

Наступает время покоя.

Таков закон природы!

Вариант интерпретирующего текста.

Глубокая осень. Лирический герой «скитается в степи свободной, вдали от сел и деревень». Он слушает музыку осени, с грустью отмечает, как «покорно чахнет» лес, думает о неизбежности приближающейся зимы. В то же время он понимает, что порядок вещей нарушить никто не в силах. Это постоянство и повторяемость — закон мудрого бытия природы.

5. Сообщение учащегося об истории создания цикла «Времена года».

“Времена года” Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов. Так, октябрьская картинка называется “Осенняя песнь”. Эпиграф к ней взят из стихотворения :

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят.

Возникновение цикла ” Времена года” непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом “Нувеллист”, основанном в 1842 году. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.

Чайковский сотрудничал с “Нувеллистом” с 1873 года, сочинив для журнала несколько романсов. Поводом к написанию цикла “Времена года” послужил заказ издателя журнала “Нувеллист” Николая Матвеевича Бернарда, названия пьес, то есть сюжетов – картинок были предложены композитору издателем.

В декабрьском номере журнала “Нувеллист” за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла.

“Осенняя песнь”. Октябрь.

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени – это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы – это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. “Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, “Осенняя песнь” – это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но Третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни. Вся пьеса – это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. “Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом”, – писал композитор.

6. Прослушивание «Осенней песни» из цикла «Времена года».

– Каким настроением проникнута эта музыка?

Октябрь — это уже настоящая осень, с короткими серыми днями, тихим плачем осеннего дождя, печалью опустевших полей. Бесконечные дали открылись — ничто не мешает свободному взору. Природа засыпает. В такие дни грусть — частая гостья.

Красотой осени восхищались поэты, музыканты, художники.

7. Обращение к картинам русских художников. Экскурсия по выставке репродукций. «Октябрь», «Осенний пейзаж», «Осень на исходе».

8. Выразительное чтение учащимся отрывка из очерка
«Исаак Левитан».

9. Анализ стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет. ». Беседа.

– Прочитайте стихотворение так, как это советовал делать К. Паустовский, обращая внимание на ритм, краски. Можно ли отметить общие черты в звучании стихотворения, музыки, в красках полотен художников?

Исследовательская работа с текстом.

1 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие звуки осеннего леса.

2 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие запахи осеннего леса.

3 группа. Запишите в левую часть таблицы слова, характеризующие цвета осеннего леса.

Лес опустевший и больной

Серый, темно-коричневый, черный

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет темная листва

Темно-зеленый, черный, светло-серый

День холодный угрюм.

И под дождем осенним тлея.

Шорох дождя по опавшей листве

И, убаюкан шагом конным.

Шуршание листвы под копытами коня

Как ветер звоном однотонным

Гудит-поет в стволы ружья

Высокий звук, похожий на свист

В оврагах сыростью грибной

В кустах свалялася трава,

И под дождем осенним тлея,

Чернее темная листва

Запах прелой травы и листвы

Для всего класса.

Назовите образно-выразительные средства, используемые в стихотворении. Определите их роль в тексте. Какие слова передают «отрадныe» и «грустные» чувства?

Лес покорно чахнет (метафора).

Лес больной (эпитет).

Глушь стала ниже и светлее (эпитет).

День угрюм и свеж (эпитет).

В степи свободной (эпитет).

С отрадной грустью (оксюморон).

Светлее, свеж, свободной, отрадной

Покорно чахнет, больной, ниже, тлея, чернеет, угрюм, грустью, однотонным

– Какое настроение лирического героя передано в красках, звука
запахах осеннего леса?

Цвета в стихотворении не названы, однако ощущение цвета присутствует. Цветовая гамма стихотворения — от светло-серого до черного создает особое настроение тихой грусти, печального ожидания, грибов, прелой листвы и травы, звуки дождя, шум осеннего ветра усиливают это настроение. Картина осенней природы передана через переживания лирического героя.

– Почему лирический герой испытывает одновременно столь paзные чувства?

Герой ощущает свое единство с миром природы и принимает ее мудрые законы. Он видит в увядании особую прелесть, поскольку знает, что за ним неизбежно следует обновление и в природе, и в жизни человека.

10. Слово учителя.

Пейзажная лирика И. Бунина наполнена глубоким философским содержанием.

В разных вариантах автор высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью». Слово прелесть, по мысли писателя, всегда относилось к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии — вот что главенствовало в юношеской лирике Бунина.

Образ Прекрасного поэт видит в природе. Бунин постоянно ищет целостное представление о ценностях мира, таящихся даже во внешне неприглядных реалиях. Открытие это воспринимается как награда.

11. Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Седое небо надо мной. ».

12. Выразительное чтение учащимся наизусть отрывка из стихотворения «В степи».

ІI. Подведение итогов урока.

В ранней «пейзажной» лирике И. Бунина много мудрого понимания человека, его отношения к миру. В бунинских стихах богатая «палитра» цветов и соцветий, неповторимая гамма звуков. Бунин следует здесь традициям русской классической поэзии, но постоянно ищет свежие штрихи, смелые сопоставления.

Печальное настроение лирического героя придает образам природы ощущение неуютности, опустошенности: «молодой озябший чернозём», «нагая степь пустыней веет». Интересны олицетворения. Среди традиционных («ветер стоны несет», «вопли бури» и пр.) встречаются и такие, как «ясно-лазурное небо глядится по-весеннему в светлые воды реки», «смутно травы шепчутся сухие, — сладкий сон их нарушает ветер», «ветер жидкими тенями в саду играет под ветвями, сухой травой шуршит в кустах». Они как бы передают столкновение природных сил, вступивших между собой в «личные» отношения.

Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времен года: «белый пар лугов», «зеленые овсы» и др. Художник стремится понять вечное, прикоснуться к неуловимому. Окружающий мир — поле, лес, степь или ночь, утро, день, вечер, зима, весна, осень – предстает в обычном своем облике, а одновременно — как часть вселенной, носители непознанной тайны всемирного бытия.

III. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…».

2.Прочитать рассказ «Лапти».

-подготовить сообщение о символическом значении красного и белого цветов;

-подготовить художественный пересказ рассказа И. Бунина «Сверчок»;

-выучить наизусть стихотворение «Мать»;

-подготовить сообщение о значении слов: «зипун», «фуксин», «самоотверженность», «вешки», о значении имени Нефед.

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Содержимое разработки

Мир природы

в стихотворениях

и рассказах И.А.Бунина.

«Не видно птиц. Покорно чахнет…»

Предки И.А.Бунина

В «Автобиографических заметках» И.А.Бунин писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, о начале которого в «Гербовнике дворянских родов» сказано так: «Род Буниных идёт от Симеона Бунковского, мужа знатного, выехавшего в XV веке из Литвы со своей дружиной на ратную службу к Великому Князю Московскому Василию Васильевичу».

Герб рода Буниных

Воронеж – родина И.А.Бунина

В Воpонеже Бунины появились за тpи года до pождения Вани, для обучения стаpших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий был очень способным к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, pано бpосил гимназию; он был одаpенным художником, но в те годы живописью не интеpесовался, больше гонял голубей. Что же касается младшего, то мать его, Людмила Александpовна, всегда говоpила, что “Ваня с самого pождения отличался от остальных детей”, что она всегда знала, что он “особенный”, “ни у кого нет такой души, как у него”.

И.А. Бунин pодился 23 октябpя 1870 года в Воpонеже,

на Двоpянской улице.

Отец, Алексей Николаевич Бунин

Отец, Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губерний был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Отец был на войне, волонтером в Крымской кампании, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым, тоже севастопольцем.

Читайте также:  Анализ стихотворения Бунина Родина 7 класс

Мать, Людмила Александровна Бунина

Мать Ивана Бунина, Людмила Александровна, была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского и занималась, в первую очередь, воспитанием детей.

В дальнейшем семья жила в имениях Озёрки и Бутырки (Орловская губерния, ныне Липецкая область).

Елец. Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина. «Озёрки, детские годы».

В 1881 г. И.Бунина повезли в Елец в гимназию, отдали на постой к мещанину Брякину. Ваня любил бродить по городу, наблюдать разные сценки, перебранки. Потом удачно копировал, ярко рассказывал. В гимназии благодаря памяти и ранней начитанности учился хорошо, не давались только арифметика, алгебра.

Подобно тому как Л.Н.Толстой без Ясной Поляны не мог себе представить России, Бунин через Елец и елецкую древность получал ощущение своего кровного родства с Отечеством.

Начало литературной деятельности

Покинув гимназию и вернувшись в деревню, Бунин предался целиком чтению. Решение стать писателем пришло само собой. Первое стихотворение, по его словам, он написал, когда ему было восемь лет. С осени 1886 по весну 1887 г. работал над романом «Увлечение».

Семья Буниных жила в усадьбе Озёрки, доставшейся матери по наследству. Это был недолгий период относительного благополучия. Вскоре в дом снова пришла бедность.

В Озерках жил и старший брат Ивана Бунина – Юлий Алексеевич Бунин, сосланный за участие в революционном народническом движении. Юлий стал заниматься с младшим братом, читал ему целые циклы лекций.

Долгие прогулки с братом, беседы оказали на младшего брата огромное влияние.

«Не видно птиц. Покорно чахнет лес…»

“Времена года” П.И.Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора.

12 пьес -12 картинок из русской жизни П.И.Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов. Так, октябрьская картинка называется “Осенняя песнь”. Эпиграф к ней взят из стихотворения А.К.Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья желтые по ветру летят.

И.И.Левитан «Октябрь»

М.В.Нестеров «Осенний пейзаж»

К.К.Первухин «Осень на исходе».

Пейзажная лирика И. Бунина наполнена глубоким философским содержанием.

В разных вариантах автор высказывал одну и ту же мысль: «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью». Слово прелесть, по мысли писателя, всегда относилось к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению: к цветам, деревьям, морю. Напряженное тяготение к вечной красоте и гармонии — вот что главенствовало в юношеской лирике Бунина.

Анализ стихотворения Вечер Бунина 11 класс

Произведение Бунина “Вечер” написано в виде неспешного философского размышления на вопрос, что такое счастье?

В самом начале повествовательного рассуждения автор выделяет мысль о том, что для большинства людей счастье является всего лишь воспоминанием. Параллельно с этим Бунин хочет показать, что на самом деле счастье никогда не покидает нас и всегда находится рядом. Оно выражается в чистом воздухе, бездонном небе, пении птиц, все это стоит лишь слышать и видеть.

Конец дня придает некоторую усталость герою и он, чтобы увидеть малую долю счастья отводит усталый взгляд на птичку, севшую на подоконник. В этих строчках заложен смысл того, что каждый человек способен сам для себя создавать такие условия, которые дадут возможность испытывать счастье сиюминутно.

На ощущение удовлетворенности влияет величина желаемого человеком. Бунин даёт понять, что поддержание гармоничного баланса между душой и телом доступно всем без исключения. Важно уметь испытывать радость каждого нового дня. Поэт сожалеет, что мы слишком мало видим и знаем, а счастье дано лишь знающим.

Лирический герой полностью погружается в красоту природы. Он любуется движением сияющего облака. Испытывает неподдельную радость к саду и воздуху. Явления природы насыщают его душевное состояние, позволяют испытывать эмоции. Вторая половина дня у многих вызывает чувство усталости, такое же состояние испытывает и герой произведения. Но он борется с этим с помощью самого простого, всего того, что доступно каждому.

Умиротворением и безмятежностью насыщается концовка стихотворения. Это ощущение возникает засчет конечного прилагательного употребленного в краткой форме “счастлив”. Глаголы, которые характеризуют визуальное и аудиальное восприятие человека (вижу, слышу, знаю) говорят о том, что человек постиг своими органами чувств всю красоту окружающего мира. Этот великий дар дан человеку, чтобы он умел ценить каждую минуту своей жизни.

Звучание стихотворения в спокойной манере имеет связь с простым и ясным изложением. Волнение возникает только в последней строке засчет признания автором того, что он полностью счастлив.

Подробный анализ

Произведение представляет собой стихотворение, относящееся к пейзажной лирике поэта с элементами философии, рассматривающей в качестве основной темы проблему человеческого счастья.

Композиционная структура стихотворения состоит из четырех частей, в которых в образе лирического героя поэт пытается понять в чем заключает ощущение счастья.

Образ лирического героя поэт описывает в изображении сельского пейзажа, звучание и аромат которого слышит и наблюдает герой, погружаясь в размышления о счастье. Персонаж представляется поэтом уставшим и страдающим от своей одинокой жизни, передавая собственные чувства и переживания белому бумажному листу, при этом наслаждаясь чистотой и красотой ночного воздуха, вглядываясь в опустевшее небо и прислушиваясь к далекому гулу молотилки.

Отличительной особенностью стихотворения является применение поэтом различных приемов стихосложения, выраженных в первой строфе стихов в виде четверостишья, при этом следующие три строфы состоят из трех строк. Кроме того, стихотворение написано в пятистопном ямбе, сочетающемся с перекрестной рифмовкой и чередованием женских и мужских рифм, использующих пиррихий (стихотворная стопа из двух слогов). Однако стилевое содержание стихотворения заключается в простоте изложения с включением лишь небольшого числа тропов. Применение данных литературных приемов и средств позволяет наполнить содержание произведения оригинальным ритмом и плавным фразам.

Яркой иллюстрацией выразительных средств произведения является авторское использование художественных средств в виде эпитетов, метафор, сравнений, подчеркнутых чередой инверсий, заключающихся в прямом порядке слов и фраз, а также делающих акцент на короткие и длинные стихотворные строки.

Повествование произведение осуществляется путем развития антитезы об авторских сожалениях кратковременности счастливых моментов жизни, в которые человек не осознает ощущение счастья, а вспоминает о них лишь после их окончания.

В финале стихотворения поэтом делается вывод о предоставленной жизнью возможности для человека ежесекундно ощущать счастливые и неповторимые моменты, которые повсюду сопровождают людей, наделенных судьбой способностью чувствовать, любить и благодарить. Лирический герой уверен в значении внутреннего мира человека, богатого и многогранного, наполненного многочисленными источниками ощущения счастья.

Анализ стихотворения Вечер по плану

Вечер

Возможно вам будет интересно

Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание

Любая несправедливость, горе и страдание имеют собственный отклик в душе практически любого человека, который видит нечто подобное, люди склонны к сочувствию. Когда началась

Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле

Николай Некрасов в 1862 году переживает трудное расставание с Авдотьей Панаевой, она была его единственной возлюбленной, которая оставалась в его сердце прямо до самой смерти

Александр Блок – гениальный русский поэт-символист рубежа XIX-ХХ веков, как и другие когда писал любовную лирику по впечатлениям от собственной жизненной любви. Свою любовь он сравнивал

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» – подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:
Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем – окно).
«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это – огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

Ссылка на основную публикацию