Анализ стихотворения Няня Бунина

Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Няне”

Разделы: Литература

– познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвященным няне поэта;

– развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;

– закреплять умение определять стихотворный размер;

– обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;

– развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе;

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память.
И.С.Аксаков
Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году

1. Поэтическая разминка: составление синквейна к словам: няня, подруга.

2. Объявление темы, целей урока.

Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

3. Вступительное слово учителя (сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации).

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой!

– напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: “…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно”.

Впоследствии, уже после ссылки, живя в Петербурге, поэт вспоминает о днях, проведенных с няней, и посвящает ей стихотворение

4. Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется “Няне”, научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.

5. Выразительное чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения “Няне”.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

6. Анализ стихотворения.

Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.

Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?

Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда – более светлыми цветами.

Каким настроением пронизано это стихотворение?

Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?

В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.

Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.

Поэтому жанр стихотворения – послание.

В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.

Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.

Первые 2 строки стихотворения – обращение лирического героя к няне.

7. Образное рисование.

Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.

Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.

Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?

Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.

Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.

Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.

1 часть – обращение лирического героя к няне.

Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов

В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…

В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.

Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?

8. Работа по таблице.

Проведем наблюдения над текстом и оформим в таблице:

Фонетический уровень (ритм, звукопись, размер)Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы, изобразительно- выразительные средства)Грамматический уровень (части речи, грамматические формы)Синтаксический уровень (структура предложений, их количество)

9. Работа выполняется в группах.

Обсуждение результатов работы.

Музыкальный, почти песенный ритм

Можно услышать звук спиц, шаги старой няни

Аллитерация на звуки – ш, ж, щ

п, т, ч – создают мрачное, печальное настроение

Перифраза подруга дней моих суровых

Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена – в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом – и в радости, и в горе.

Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон. В этих обращениях – любовь к няне, нежность и забота.

Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни

Повтор давно, давно

Эпитеты. Забытые ворота

Черный отдаленный путь

передают тяжесть одиночества няни.

Черный отдаленный путь

Чувства няни названы прямо: горюешь

Тоска, предчувствия, заботы и метафорически: теснят твою всечасно грудь,

Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.

Сравнение горюешь, будто на часах

Глаголы – 6 (все глаголы настоящего времени, несовершенного вида – передают томительность долгого, кажется, нескончаемого ожидания)

местоимения – 8 (из них 4 – личных)

В стихотворении 5 предложений.

1 – восклицательное, содержит обращение;

2 – простое, повествовательное, невосклицательное;

3, 4 – сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают

(Это передает взволнованность речи лирического героя);

5 – предложение не закончено.

10. Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану. Речевые опоры помогут оформить ваши размышления.

Пункты планаПримерные речевые конструкции
1. Автор и название стихотворения
2. Тема стихотворения (Очем стихотворение?)Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении … (автор , название стихотворения) описывается…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления (чувства, переживания и т.п.)…

настроение этого стихотворения…

(Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Б) Какие картины вам представляются?

В) Какие приемы использует автор?

(Метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)

Г) Как звучит стихотворение?

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

Звучание стихотворения создает …ритм…

Короткие (длинные) строки подчеркивают…

В стихотворении мы словно слышим звуки…

Основная мысль стихотворения…

11. Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.

12.Домашнее задание: подготовиться к письменной работе – “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Няне” по предложенному плану.

Анализ стиха Няня И.Бунин.Коротко, но подробно,приблизительно на пол странички, Прошу,очень

Анализ стиха Няня И.Бунин.Коротко, но досконально,приблизительно на пол страницы, Прошу,очень безотлагательно!!Дам 40 баллов..

  • Оксана
  • Литература 2019-06-10 05:29:58 7 1

Всех деток в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня Арина Родионовна. Она выпестовала не только грядущего поэта, но также его сестру и брата. Это была обычная и добрая дама, крепостная крестьянка.

Няня обожала своего ученика Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчишка слышал от нее, легли в базу примечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с юношества. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа Евгений Онегин, иных женских образов в творчестве собственного ученика. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, присказки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического воодушевления Александра Сергеевича.

Для Пушкина няня стала недалёким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была неизменной собеседницей и слушательницей поэта. Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно, писал брату Александр Сергеевич. Он предназначил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из их, написанное в 1826 году, знаменито под заглавием Няне, желая сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это творение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений стихотворца.

Няне необычайно искреннее стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной признательностью и глубочайшим уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт именует ее голубка дряблая моя и подруга дней моих суровых. В этих замечательных фразах, возможно, находится легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.

В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далековато в сосновых лесах. Она ожидает собственного ученика, который издавна не появлялся в родных местах, с опаской и заботой. Старушка все прислушивается и присматривается не появится ли в воротах ее давно ожидаемый любимчик? Слова горюешь, ожидаешь, предчувствия, тоска отражают настроение няни.

Герой произведения также тоскует в разлуке. Он желал бы уберечь свою ветхую няню от огорчений и тревог, но не может часто посещать в Михайловском. Поэт не говорит о собственных ощущеньях, но они хорошо слышны в тех нежных и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Такой сюжет этого короткого творения.

По жанру стихотворение Няне можно отнести к посланию. Создатель не разделяет текст на строфы, чтоб приблизить повествование к разговорной речи, обыкновенной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно находится при монологе поэта, обращенном к возлюбленной няне.

Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты на темный отдаленный путь и в позабытые вороты, сравнение словно на часах. Метафора о медлительных спицах в няниных руках разговаривает о том, что пожилая дама невольно прислушивается и с надеждой посматривает в окно. Противопоставление образа комнаты (благого родного дома и темного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о доле ученика. Повтор издавна, давно усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.

Стихотворение Няне написано четырехстопным ямбом. Создатель употребляет перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинноватые строчки образуют медлительный музыкальный ритм, навевают ощущение тоски. На заключительней строке То кажется для тебя. творенье внезапно обрывается. Внедрение звуков ж, ш, ч, т, п создают неясное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строчках бессчетные гласные звуки о и у передают тоску длинного ожидания и тревогу.

Пушкин, по словам современников, нарекал Арину Родионовну мамушкой. Почитали и обожали благую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах стихотворцу они предавали приветы няне, а Николай Языков даже предназначил ей два стихотворения, одно из которых было размещено еще при жизни Арины Родионовны.

Практически двести лет трогательные строчки стихотворения Няне берегут не только сердечную теплоту и признательность большого стихотворца, но и остаются искренним признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию малышей

Исследование образа матери в стихотворениях И.А. Бунина

Содержание

  • 1 Введение
    • 1.1 Цели
    • 1.2 Задачи
    • 1.3 Значимость
  • 2 Образ матери в стихах И.А. Бунина
  • 3 Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина
  • 4 Образ ангела-хранителя в стихах И.А. Бунина
  • 5 Стихи, навеянные воспоминаниями о матери
  • 6 Презентация с дополнительным материалом
  • 7 Ресурсы
  • 8 Инфографика

Введение

Выявить схожие мотивы при создании образа матери в стихах И.А. Бунина, написанных им в разные периоды жизни и творчества.

Задачи

Проанализировать стихотворения И.А.Бунина, в которых появляется образ матери. Найти в них схожие мотивы. Сопоставить стихи с биографией И.А.Бунина.

Значимость

Данная работа может иметь практическое применение на уроках по изучению творчества И.А. Бунина в качестве дополнительного материала, на занятиях факультатива по литературе и при подготовке к олимпиадам.

Образ матери в стихах И.А. Бунина

  • Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина;
  • Образ ангела-хранителя в стихах И.А.Бунина;
  • Стихи, навеянные воспоминаниями о матери.

В качестве объекта я взяла следующие стихотворения И.А. Бунина:

  • “Помню – долгий зимний вечер…” (1887 г.)
  • “Мать” (1893 г.)
  • “На глазки синие, прелестные…” (1901 г.)
  • “Летняя ночь” (1912 г.)
  • “Матери” (1906-1911 г.г.)

Схожие мотивы в юношеских стихах И.А. Бунина

Образ матери появляется уже в юношеских стихах И. А. Бунина “Помню – долгий зимний вечер…” (1887г.) и “Мать” (1893г.). В них мы можем заметить схожие мотивы. В обоих стихотворениях действие переносится в тёмное время суток: за окнами – “долгий зимний вечер” или ночь в заснеженной степи, которая “тянулась без конца”. Мир во власти злых сил природы: “буря плачет у окна”, “воет вьюга”, “в степи бураны бушевали”. Но стены дома защищают его обитателей, в нём всю ночь мерцает свеча, а перед иконой горит лампада.

Только мама может прогнать детские страхи. Читая эти стихи, мы представляем полумрак спальни, маму, которая, укладывая маленького сына спать, шепчет ему нежные слова или носит на руках и поёт колыбельную:

Всю ночь горит огонь свечи, и всю ночь женщина не смыкает глаз, оберегая своего ребёнка:

Схожие мотивы в стихотворениях “Помню – долгий зимний вечер…” (1887г.) и “Мать” (1893г.) представлены в Таблице 1.

Образ ангела-хранителя в стихах И.А. Бунина

К теме материнской любви И.А.Бунин обращался и в дальнейшем. Например, стихотворение “На глазки синие, прелестные…” (1901г.) написано как бы от лица матери, качающей колыбель и любующейся младенцем. Сохраняется мотив вечера (“сумеречный хмель”), колыбельной песни: “Усни, усни, дитя любимое…”. Герой стихотворения – малыш с синими, прелестными глазками. Для мамы он словно “цветок, свернувший лепестки”. Чтобы он был здоров, счастлив, его защищают “ангелы небесные” и “Божеская рука”. Так в стихах И.А.Бунина рядом с матерью и ребёнком появляются небесные защитники.

Мать, Людмила Александровна Бунина, воспитала Ивана Алексеевича Бунина верующим человеком. Она, в отличие от отца, имела характер меланхолический, очень любила поэзию, была религиозна. Родители брали Ваню и младших сестер в церковь в селе Рождество. Он любил церковные службы, хотя ему было утомительно их выстаивать. Вскоре после смерти сестры Саши “кто-то из Ельца привез книжки “Жития святых”, и Ваня набросился на это чтение, стал много молиться, держать посты, даже сплел из веревок нечто похожее на “власяницу” и носил ее под рубашкой”. [3] Видимо, в религиозных обрядах он находил утешение, вера помогала справиться с потрясением от утраты.

Повторяющиеся мотивы и появившийся новый мотив небесного защитника в стихотворении “На глазки синие, прелестные…” (1901г.) представлены в Таблице 2.

Стихи, навеянные воспоминаниями о матери

После смерти матери (1910г.) И.А. Бунин создаёт окончательный вариант стихотворения “Матери” (1906-1911), а спустя год пишет “Летнюю ночь” (1912). Это стихи-воспоминания.

Л.А.Бунина обращала внимание сына и на красоту окружающего его мира, в том числе звездного неба, которому спустя годы Бунин посвятил своё стихотворение “Летняя ночь” (1912). История создания этого стихотворения сохранилась в мемуарах брата поэта Ю.Ю.Бунина: “Попав в деревню, Ваня был потрясен природой, и ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть, плыть на нем в жуткой высоте и как он просил мать, когда она его убаюкивала, сидя на балконе, перед сном, дать ему поиграть со звездой, которую видел из своей кроватки.

Через тридцать восемь лет, тоскуя по матери, умершей за два года до того, он писал стихи, начинающиеся:

Образ матери в этом стихотворении полон любви, нежности и покоя. Но в то же время описание сумрака, “степного, глухого сада”, “одинокой звезды” вселяет в душу тревогу за будущее ребёнка. В стихотворении “Матери” И.А.Бунин вспоминает детство, представляя вечера, проведённые рядом с самым близким и любимым человеком. Полумрак в маленькой спальне, ласковая старушка няня и мама, присевшая на край кровати…

Эта картина вызывает самые нежные чувства: тихую радость, спокойствие, благодарность за любовь и заботу. В своём стихотворении поэт благодарит маму за счастливые дни детства. В последней строке И.А.Бунин обращается к уже скончавшейся, но так же нежно любимой им матери с грустным вопросом: “Не ты ли ангелом была?”. Ангел-хранитель – это служитель Бога, посланный им к человеку, чтобы оберегать его. А для Ивана Бунина таким ангелом-хранителем стала его мать.

Повторяющиеся мотивы в стихотворениях “Матери” (1906-1911гг.) и “Летняя ночь” (1912г.) представлены в Таблице 3.

Читая стихи Ивана Алексеевича Бунина, посвящённые теме материнской любви, мы понимаем, что нужно ценить прекрасные моменты жизни и обязательно говорить о любви близким людям, пока они находятся рядом с нами.

Презентация с дополнительным материалом

Ресурсы

Интернет – источники:

  • Бунин И.А. Рассказы. Стихотворения.- М.: Дрофа, 2001

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.

История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».

Эпитеты«голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».

Сравнение«горюешь, будто на часах».

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину « дряхлой голубкой », указывая, таким образом, на ее возраст.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь» , эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах» .

Анализ стихотворения «Вечер» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.12.2019 · Обновлено 18.12.2019

В пейзажной лирике Иван Бунин создаёт удивительный мир, наполненный чёткостью рисунка, пластичностью, глубокими философскими раздумьями. Автор очень тонко передаёт атмосферу и удивительные моменты, описанные в произведениях. Исключением не является произведение Ивана Бунина «Вечер», разбор которого предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Это стихотворение было создано в 1909 году. Это время можно назвать расцветом карьеры поэты: он получил престижную пушкинскую премию, обрел любовь в союзе со второй женой, много путешествовал. Публика, наконец, признала, что перед ней предстал зрелый литератор, достойный уважения.

Как говорил Бунин: «…у писателя форма неразрывно связана с содержанием и рождается сама собой из содержания». Стихотворение «Вечер» — это не только пейзажное изображение, а также сплетение философских взглядов самого поэта. Иван Алексеевич впоследствие был вынужден покинуть Россию, но до конца своих дней возобновлял в памяти воспоминания о родине, воссоздавал образ России. В стихотворении он вспоминает те моменты, когда был по-настоящему проникнут счастьем, но не осознавал этого. Ирония судьбы заключается в том, что сам автор был счастлив именно в 1909 году, а после познал много горя и лишений, будучи эмигрантом.

Жанр, направление, размер

Произведение «Вечер» можно отнести к жанру пейзажно-философской лирики. В стихотворении содержится элемент сюжета, с помощью которого читатель догадывается, что лирический герой стиха пребывает в своём владении, сидит в комнате, поглощен некой деятельностью и собственными мыслями… Неожиданно он поднимает взгляд и смотрит в окно. Размышления обретают абсолютно иной характер.

Направление творчества Бунина — символизм, однако к моменту написания этой работы автор уже слегка разочаровался в модернистках экспериментах и покинул издательство символистов. Он объяснял это тем, что пресытился игрой с «новыми сотоварищами в аргонавтов, в демонов, в магов». «Вечер» стал более классическим произведением, без вычурности и жеманства крайнего символизма.

Стихотворение написано ямбом, имеет перекрестную рифмовку

Композиция

Стоит отметить, что произведение имеет форму сонета. Структуру данного стиха можно поделить на три основные части, в каждой из которой герой размышляет о познании счастья.

  1. Первая часть повествует нам о том, что счастье находится «всюду», а люди этого не замечают.
  2. Во второй части стихотворения говорится, что «счастье только знающим дано». Кроме описания окружающей его природы, автор сливает воедино сущность человека и природы. Наиболее остро это ощущается в последней строке произведения.
  3. Последняя часть стиха, повествует о счастье, осенившем главного героя. Он словно растворяется в природе, а она — в его сердце.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Вечер» — это человек, размышляющий о счастье и ищущий его в мелочах. Он созерцает осень, в руках его книга, а во взгляде — упоение моментом. Он передает настроение спокойствия, тихой радости.

Образ осени в лирике Бунина на этот раз радует, а не печалит. Мы видим затихший сад за сараем, сияющее приглушенными осенними красками облако, ощущаем чистый воздух с легкой прохладой, слышим гул гумна. Эта атмосфера настраивает читателя на определенную тональность, но ее никак не назовешь тоской. В ней, скорее, очарование, вдохновение, упоение красотой.

Темы, проблемы, настроение

В стихотворении «Вечер» прослеживается определенная тематика:

  1. Основная тема — счастье. Автор дает описание теплого осеннего дня, показывает красоту природы, в которую герой вглядывается через открытое окно дома. Все это рождает в нем чувство истинного счастья. Он осознает, что люди часто не замечают его, хотя оно разлито в красоте природы, уединении с книгой, думах о высоком.
  2. Природа. Бунин описывает красоту осеннего сада, теплого света, сияющего облака. В них он находит лишний повод для радости жизни, ведь его окружает прелесть, таящая в себе наслаждение для человека, знающего и умеющего чувствовать.
  3. Внутренний мир. Часто человек ищет счастье внешнее, обусловленное обстоятельствами, однако истинная радость жизни всегда пребывает в нем самом. В нашей душе есть источник горя и наслаждения, не зависящий напрямую от того, что с нами происходит.
  4. Главную проблему произведения автор обозначает еще в первой части стихотворения – это проблема призрачности счастья. Мы не замечаем его и не способны ловить красоту мимолетных мгновений.
  5. Настроение стихотворения — светлая и спокойная радость от осознания того, что поиски счастья приводят человека в глубины его души, где всегда найдется сила для нового дня.

Смысл

Основная идея стихотворения «Вечер» может быть выражена во фразе «счастье таится в простых вещах». Стоит лишь переключиться от насущных дел и оглянуться вокруг, чтобы найти гармонию с миром и самим собой. «Все во мне» — говорит автор, и на этом заканчивается не только произведение, но и его поиск счастья.

Главная мысль «Вечера» интуитивно понятна каждому из нас, но иногда очень важно не только понять, но и почувствовать правду этих слов. Лирический герой прислушался к себе и нашел то, что искал — ощущение радости жизни. Тихий осенний вечер вдохновил его и настроил на нужный лад. Так и мы должны искать ключи от своего счастья в красоте, природе и размышлениях о прекрасном.

Любопытную характеристику произведению дал поэт Александр Блок:

«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его — по преимуществу — мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний».

Средства художественной выразительности

В произведении Ивана Бунина «Вечер» применяются различные художественные средства — такие, как эпитеты, метафоры, повторы, анафора, звукопись.

  1. Эпитеты: «в бездонном небе», «чистый воздух, льющийся в окно», «усталый взгляд»;
  2. Метафоры: «легким белым краем встает, сияет облако»;
  3. Повторы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду»;
  4. Анафора: «сад осенний за сараем», «В бездонном небе легким белым краем», «Мы мало видим, знаем»;
  5. Звукопись: «пискнула и села на подоконник птичка», «Гул молотилки слышен на гумне…».

По словам Ю. Айхенвальда: «На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое».

Анализ стихотворения И цветы, и шмели Бунина

Одним из последних сочинений, написанных И. А. Буниным перед отъездом из своей страны навсегда, стало стихотворение «И цветы, и шмели…». Уже на момент его написания автор размышляет о том, что скоро уедет из родного края. Но в каждой строке чувствуется уверенность, что все, о чем говорится в тексте, связано с родными местами.

По мнению Бунина, образ родного края складывается из таких образов, как цветы, насекомые, зной. Тему потустороннего мира он затрагивает для того, чтобы заявить о преданности своей родине, что только там существует истинное счастье. Перед Господом необходима только истина. Поэтому автор с чистым сердцем говорит только правду, в которой выражена любовь к миру.

Стихотворение напоминает благодарственную форму. Когда речь идет о расставании с любимыми местами, Бунин с уверенностью подтверждает, что все-таки в памяти останутся навсегда «полевые пути», а слезы будут искренними, «сладостными», принесут умиротворение. За это он мысленно благодарен судьбе и Всевышнему.

Восхищение летним жарким днем укладывается в понимании автора в перечисление лишь нескольких явлений природы – шмеля, цветов, зноя. Но читателю этого достаточно, чтобы представить реалистичную картину, близкую его сердцу – яркую, со всем луговым многообразием растительности и ее обитателей. Однако любопытно то, что представление о родном крае создается без использования художественных средств, например, таких, как эпитеты. В стихе задействован повторяющийся союз «и», который придает ритмичность повествованию. Также особую роль играет многоточие, которое позволяет додумать самостоятельно незаконченный пейзаж. Поэтому, несмотря на отсутствие некоторых выразительных средств, образ становится насыщенным, наполненным летними красками и звуками.

Несмотря на упоминание о загробном мире, промелькнувшие между строк стихотворения мотивы грусти и одиночества, автор счастливый человек, так как его родной край совершенен, удивителен и незабываем.

Для И. А. Бунина любое проявление родины является святым. Это связано с тем, что только аромат полей, лазурные небеса могут сделать его по-настоящему счастливым. Он с благодарностью и слезами радости вспоминает время, проведенное «меж колосьев и трав», «к милосердным Коленам припав». В стихотворении чувствуется оптимизм, вера в будущее, любовь и преданность родной стране.

Вариант 2

Произведение написано незадолго до эмиграции отражает чувства автора по отношению к Родине и прежней привычной жизни, которая, как чувствует автор, скоро может быть разрушена.

Бунин изображает родную страну, используя образ лета. Тепло, порождающее положительные эмоции у него сочетается с другими подобными деталями, вызывающими подобные ассоциации. Луг, поле и цветы дополнены шмелями, напоминающими о детстве. Детство ассоциируется с радостью и защищенностью, избавлением от тревоги, которая часто посещала Бунина в тот неспокойный период в жизни его самого и страны.

Картина, нарисованная Буниным в этом стихотворении, в отличие от многих других не статична и бесцветна, а наполнена красками, в сочетании с движением, впечатление о котором создается упоминанием шмелей.

Мысли о горячо любимой родной земле, когда он, возможно, должен будет ее покинуть, наводили автора на мысли о необходимости остановиться и посмотреть на все со стороны. Для этого он абстрагируется от текущей жизни и описывает свою встречу с Богом. Это может трактоваться как смерть, мысли о возможности преждевременного ухода в мир иной должные были посещать писателя в годы Гражданской войны.

Автор, говорит Богу, что, даже оставив земную жизнь, будет помнить свою Родину, которую он выразил в образе поля жарким летом. Только она ассоциировалась у Бунина со счастьем.

Бунин не мысли себе жизни без Родины. Эмиграция, которую он оттягивал до последнего, для него равносильна смерти. В любом случае, он не мог остаться в России, которую большевики превращали в совершенно другую страну. Свою Родину Бунин уже все равно потерял. В силу этого, окончание земной жизни, которую он выразил, как встречу с Всевышним, не представляется автору стихотворения страшной. Он не желает бежать от нее или, хотя бы пытаться отсрочить.

Бог представляется не грозным судьей, перед которым нужно дать ответ за все сделанное, а Отцом, принявшим с любовью своего сына. Это, скорее всего, не выражение религиозного чувства в привычном понимании, а нежелание жить в новом для него мире.

Стихотворение – яркое выражение чувств человека любящего Родину больше всего. Он с благодарностью вспоминает о счастливой жизни, которую скоро должен потерять.

Анализ 3

Иван Бунин был настоящим романтиком, который на протяжении всего периода жизни, несмотря на это, при его жизни его произведения не имели особой популярности, как бы автор не старался возвысить их. Бунин-прозаик занимал основное место в творчестве, никто не воспринимал его как поэта, способного создавать высокопарные лирические произведения. Но при этом его произведения написаны с достаточно философским контекстом и желанием разобраться в достаточно глубоких вещах.

Для Бунина революция, которая случилась в 1918 году, становится достаточно болезненным, он понимает, что система, где он жил достаточно счастливо скоро полностью развалиться. Именно в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», которое он успел написать в 1918 году, еще обладает той безмятежностью и счастливым настроем, желанием жить и наслаждаться происходящим. Через несколько дней он соберет необходимые вещи и отправится на территорию Одессы, которая являлась оплотом и местом, где находились белогвардейцы. Там он хочет переждать смутные времена, но и не представляет, что скоро отправиться жить во Францию, которая фактически станет ему домом.

Бунин словно чувствует, что ему грозит скорое расставание с родной землей, поэтому он рассказывает Богу, что скоро встретиться с ним. Но он не думает о том, что ему предстоит скоро умереть, он понимает, что эмиграция может стать для него настоящим испытанием. Он думает о том, что разлука с Родиной становится для его творчества настоящей трудностью, крестом на всем, что ранее происходило в его жизни. Поэтому он постоянно откладывает возможность переехать из Одессы, при этом понимает неизбежность принятого решения, ему все-таки придется уехать, чтобы спасти свою жизнь и продолжить творчество, которое кажется ему невозможным вдали от родного дома.

Разговор со Всевышним показывает, что для Бунина Родина является самым главным в жизни. Он не видит ее без того, чтобы вдыхать воздух бескрайних полей и наслаждаться возможностью гулять по ее лесам. Так он надеется на то, что ситуация может измениться, что революция может свернуться, а он останется дома и не будет эмигрировать на территорию другой страны. Но он вынужден отправиться во Францию, где его творчество основывается на воспоминаниях, он безумно скучает по родной земле, желает вернуться, но при этом не имеет подобной возможности, о чем безмерно сожалеет и грустит.

И цветы, и шмели Бунина. Анализ

Одной из основных задач для поэта является фиксация и рефлексия красоты этого мира. Поэт не только воспринимает, но и напоминает о красоте другим, он видит великолепие бытия и бренность человеческого существования, понимает порой печальный и нелепый, но все-таки такой ценный путь каждого человека. Причем зачастую смысл работы поэта заключается именно в том, чтобы не вдаваться в какие-то частности и банальности, а наоборот выбрать нечто наиболее самое сокровенное, ценное и универсальное.

В этом стихотворении Бунин размышляет о том, как предстанет перед Творцом. На самом деле вопрос сакраментальный задает поэт сам себе и читателю тоже. «Был ли ты счастлив?» – об этом, пожалуй, каждый может себя спросить, но в этом контексте вопрос звучит немного другим образом, чем-то наподобие: смог ли ты оценить красоту этого мира?.

Бунин отвечает на этот вопрос вполне ясно и четко, он смог понять красоту до радостных слез, до чего-то иррационального, когда природа заполняет твое существо безраздельно и ту более не можешь ничего воспринять и только думаешь о том, как великолепен этот мир, как лазурь и полуденный зной способны заполнить сознание. В двух коротких четверостишьях дано только краткое описание природы, предоставляются легкие штрихи, которыми автор дает понять нам общую экспозицию, речь идет о летнем дне или летних днях, которые наполнены жарой и простором. Мы практически видим эти поля, где летают шмели, где растут цветы и колосья, тут имеют суть не столько подробности, сколько атмосфера, некий общий образ, который понятен практически каждому, кто гулял по этим русским летним полям или лежал среди трав, окунаясь взглядом небесную лазурь.

Поэт на самом деле говорит тут также и о единении с Творцом, которое достигнуто им при жизни. Он уже знает как обратиться к нему, как припадет к Создателю, хотя перед нами не более чем просто образное описание. В этом стихотворении заключено и огромное чувство благодарности этому миру, который так великолепен, красив до слез.

В итоге мы видим триаду: человек-природа-создатель. Все эти компоненты пребывают в гармонии и дополняют друг друга. Таким образом, поэт напоминает о чем-то действительно ценном и универсальном.

Анализ стихотворения И цветы, и шмели по плану

И цветы, и шмели

Возможно вам будет интересно

Стихотворение «Звезда» было написано в 1824 году. Оно повествует о ночном небе, в котором сосредоточено множество светящихся звёзд. Их настолько много, что предлагается выбрать какую-то одну и дать ей название

Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла

Творчество М.Ю.Лермонтова – постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях.

Данное произведение было написано в 1894 году. Наверное, каждый человек знает о том, что сном является переход от бодрствования до смерти

Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт

Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». написанное 14 июля 1918 года. Буквально через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни.

Словно предвидя расставание с Россией, поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу, рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина превратится в настоящую пытку. Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения, то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

Оглавление

Творческий путь И.А. Бунина начинался с поэзии. Именно в лирике проявились отличительные стороны его таланта, характерные особенности Бунина—художника. В его стихотворениях звучит мотив гармонии и оптимизма, приятия этой жизни и ее законов. Бунин уверен, что только в единении с природой, в слиянии с ней можно почувствовать свою связь с общей жизнью и понять замысел Божий.

Подтверждением тому служит стихотворение «Последний шмель». Уже название произведения настраивает нас на лирично-печальную волну, вносит нотки увядания, прощания и смерти, которые затем, по ходу стихотворения, получат свое полное развитие.

Это произведение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью. Мне кажется, что первая строфа служит как бы введением — она рассказывает о психологическом состоянии лирического героя, намечает ход его размышлений:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти: «черный бархатный шмель», «заунывно гудящий». Мы видим, что лирический герой тоскует. О чем или о ком? Об этом мы узнаем лишь в конце стихотворения. А пока он призывает своего мнимого собеседника наслаждаться последними прекрасными деньками:

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

И, поймав и насладившись прощальными нотами тепла и света, заснуть, заснуть навсегда. Интересно, что описание цветка здесь напоминает описание гроба: «в засохшей татарке, на подушечке красной».

Второе четверостишие насыщено яркими красками и тонами. Они контрастируют с темой увядания, которая отчетливо звучит здесь. И от этого контраста смерть представляется нам еще более грустной и тягостной, еще более неожиданной.

Третья строфа раскрывает эту тему до конца, доводя ее до логического финала:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Именно здесь нам открываются причины грусти лирического героя, его печальные размышления о быстротечности жизни, ее мимолетности и бренности. Совсем скоро яркость красок сменится угрюмой осенью с пронзительным и холодным ветром. И шмель, неотъемлемая часть яркого лета, радости и счастья, будет уничтожен суровыми и безжалостными силами природы.

Так и счастье, по мнению лирического героя, очень недолговечно и хрупко. Оно может исчезнуть в любую минуту, оставляя лишь горькое сожаление и сильную боль. Больше того, так и сама жизнь исчезает, едва успев начаться.

И самое грустное и страшное, что она начинает исчезать в самом своем расцвете — смерть подкрадывается неожиданно и разит точно в цель: «Безмятежны и жарки последние дни».

«Последний шмель» насыщен средствами художественной выразительности. На мой взгляд, прежде всего, стоит обратить внимание на метафоры. Само название стихотворения метафорично: последний шмель олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, — счастья, радости, тепла, света. Кроме того, и в описании этого насекомого используются метафоры: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни»; эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «в татарке, на подушечке красной, усни», «ветер угрюмый», «золотое оплечье».

Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником — шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» Кроме того, все глаголы в стихотворении указывают на его диалогичность: он имеют форму 2 лица, единственного числа.

Также в стихотворении используются и фонетические средства художественной выразительности. Они передают «заунывный гул» шмеля — с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье.

А также помогают «услышать» свист осеннего ветра — «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» — с помощью свистящих и шипящих согласных.

Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» — образец философской лирики поэта. Здесь затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.

Запись еще ни разу не комментировали

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» И.Бунин

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» Иван Бунин

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.

Анализ стихотворения Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», написанное 14 июля 1918 года. Буквально через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни.

Словно предвидя расставание с Россией, поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу, рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина превратится в настоящую пытку. Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения, то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

Иван
Бунин

Анализ стихотворения Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»

Романтик по натуре, Иван Бунин писал стихи на протяжении всей своей жизни, хотя особого успеха у читателей они не имели. Открыв однажды для себя Бунина-прозаика, многие поклонники его творчества просто не воспринимали всерьез его рифмованные произведения. Тем не менее, многие стихи Бунина не только романтичны, но и наделены глубоким философским смыслом. Они концептуальны, и помогают понять, каким же на самом деле был этот непредсказуемый, достаточно резкий и свободолюбивый человек.

Иван Бунин очень болезненно пережил революцию 1918 года, понимая, что тот мир, в котором он чувствовал себя счастливым, вот-вот рухнет. Пожалуй, последним произведением, в котором сохранилась некая дореволюционная безмятежность, является стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», написанное 14 июля 1918 года. Буквально через несколько дней Бунин навсегда покинет Москву и отправится в Одессу, которая пока еще является оплотом белогвардейцев. Здесь он рассчитывает пережить смутные времена, не предполагая, что уже через полтора года окажется во Франции и больше никогда не увидит страну, которую, несмотря ни на что, будет любить до конца жизни.

Словно предвидя расставание с Россией, поэт в стихотворении «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…» обращается к Богу, рассказывая о скорой встрече с ним. Однако в данном случае речь идет не о смерти, как может показаться вначале, а об эмиграции, которая для Бунина превратится в настоящую пытку. Он искренне убежден, что расставание с родиной ставит крест на его жизни. И именно по этой причине до последнего откладывает свой отъезд из Одессы, став свидетелем кровавой бойни и неоднократной смены власти в этом портовом городе. Что касается стихотворения, то приведенный в нем диалог со Всевышним не оставляет сомнений в том, что цветы, колосья, полуденный зной и небесная лазурь – это самое дорогое, что есть у Бунина. И именно об этом он будет вспоминать на суде Божьем, пытаясь осознать, был ли он по-настоящему счастлив в своей земной жизни. «И забуду я все — вспомню только вот эти полевые пути меж колосьев и трав», — отмечает Бунин, подчеркивая, что для него нет большего счастья, чем вдыхать аромат скошенного сена и смотреть в бездонное русское небо. В этом для него заключается смысл земного существования и наивысшее счастье. И именно за эти воспоминания Бунин мысленно благодарит судьбу, считая ее милосердной, так как она подарила ему целый мир, удивительно прекрасный в своем совершенстве.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Утес»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Сосед»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Молитва (Я, матерь божия. )»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пусть я кого–нибудь люблю»
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Отчего»

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной.

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

Помогите сделать анализ стиха.

Olabayka Ученик (15), на голосовании 5 лет назад

И цветы, и шмели, и трава и колосья
И глазурь, и полуденный зной.
Срок настанет – Госодь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я всё- вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев
И от сладостных слез не успею ответить
К милосердным коленям припав.

камиль ахмедзянов Просветленный (40661) 5 лет назад

Тема стиха – библейский сюжет – “возвращение блудного сына”. “Отец”- Господь ( а не Госодь !”) спрашивает сына (какого-то. мифического. ) о том счастлив ли он был в земной жизни. Сын- отрекается от земного. вспоминает культпоход в деревню – и кается (плачет). Вообще-то это хрень порядочная. как по форме, так и по содержанию.

солнечная Мастер (2145) 5 лет назад

в стихотворении речь идет о том, что удовольствие от созерцания природных этюдов может принести гораздо более глубокое и яркое ощущение счастья, чем какие-либо житейские ситуации. Но такое вот ощущение не свойственно каждому человеку, тк все же в большей мере счастье людей напрямую зависит от уровня дохода, удовлетворени чистолюбивых замыслов и тд и тп. ощутить радость, благость и счастье от созерцания природы – это и есть смысл просветления человека. и если в стихотворении затрагивается тема Господа и блудного сына, то скорее всего блудный сын смог достичь опредененного душевного возвышения, если охарактеризова “счастье” именно таким образом.

п. с. возможно, я не права, давно анализов не делала. надеюсь, пригодится

Послушайте стихотворение аБунина И цветы и шмели

Читайте также:  Кавказ – краткое содержание рассказа Бунина
Ссылка на основную публикацию