Анализ стихотворения Рождественского Мгновения

Анализ стихотворения Рождественского «Мгновения»

Военный фильм «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к заглавной песне этого сериала под названием «Мгновения» были написаны поэтом Робертом Рождественским. Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в так популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной. Но так случилось, что именно это произведение смогло

Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину. Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о скоротечности человеческой жизни.

Философский смысл «Мгновений» очевиден, ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально переменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился

Но какую цену за это пришлось заплатить, знает один лишь поэт. Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают — кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что Многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких. Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку.

Но при том он отмечает, что для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения.

Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков. Сам же поэт считает, что специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести.

Тогда не придется сожалеть о секунда, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения, последствия которых станут очевидными лишь спустя какое-то время.

Дайджест:

Анализ стихотворения Тютчева «Так в жизни есть мгновения…» Не секрет, что с возрастом люди начинают ценить самые светлые и счастливые мгновения своей жизни, придавая им особое значение. Правда, для многих эти удивительные минуты радости и покоя остаются в. .

Анализ стихотворения Некрасова «Два мгновения» В 1840 году на собственные деньги молодой Некрасов, скрывшийся под инициалами «Н. Н.», выпустил свой первый сборник, получивший название «Мечты и звуки». В него вошли стихотворения, носившие преимущественно подражательный характер. .

Анализ стихотворения Рождественского «Человеку надо мало…» Роберт Рождественский по праву считается одним из самых известных и популярных лирических поэтов. На его произведения создано огромное количество песен, которые по сей день звучат на эстраде. Несмотря на вполне. .

Анализ стихотворения Рождественского «Раскачивается вагон…» Обладая очень восприимчивой натурой, Роберт Рождественский весьма болезненно реагировал на критику. Особенно, когда чувствовал, что ее источник следует искать в личной неприязни тех, кто пытается учить его жизни. Возможно, по. .

Анализ стихотворения Рождественского «Давнее» У каждого поэта есть своя муза, и Роберт Рождественский в этом отношении не является исключением. С Аллой Киреевой, молодым литературным критиком, начинающий поэт познакомился в середине 50-х годов 20 века. .

Анализ стихотворения Рождественского «Баллада о таланте, боге и черте» Роберт Рождественский вошел в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский. Читателей прежде всего подкупал гражданский и нравственный пафос этой разнообразной лирики. .

«Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения» Человеческая жизнь состоит из череды мгновений. Она коротка и быстротечна, поэтому мы не вправе беспорядочно тратить дни и часы. Нельзя поддаваться лени, рефлексии, страху, расходовать свои мгновения на людей, от. .

Мгновения счастья в творчестве А. А. Фета 1. Детальное описание природы. 2. Поэтика знаков препинания. 3. Лиричная симфония пробуждения. 4. Противоречивое сочетание разных понятий. Миг — это единица измерения счастья. В. Жемчужников Мгновения… из этих понятий сложена. .

Кто из русских литераторов разделял стремление Фета «испить полноту мгновения» и в чем сходство их эстетических позиций? Кто из русских литераторов разделял стремление А. А. Фета «испить полноту мгновения» и в чем сходство их эстетических позиций? Для того чтобы успешно построить связное высказывание на задан­ную тему, используйте. .

Анализ стихотворения Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Когда взошло твое лицо…» После первого неудачного брака с Беллой Ахмадулиной Евгений Евтушенко больше и слышать не хотел о женитьбе. Однако судьба распорядилась иначе, и поэту предстояло еще трижды официально стать мужем талантливых, темпераментных. .

Анализ стихотворения Твардовского «На дне моей жизни…» Говорят, что каждый человек в той или иной мере предчувствует свою смерть и внутренне готовится к переходу в иной мир. Кому-то для этого достаточно одного мгновения, у других же уходят. .

«Культ мгновения» в стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье» А. А. Фет — представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра — философа, отрицавшего роль. .

Анализ стихотворения Бродского «Ни страны, ни погоста…» В 1972 году Иосиф Бродский вынужден был покинуть Советский Союз под давлением сотрудников КГБ. Выбор у поэта был небольшой — либо навсегда уехать за границу, либо вновь отправиться в тюрьму. .

Анализ стихотворения Фета «Не избегай; я не молю…» Семейную жизнь Афанасия Фета трудно назвать счастливой. В 1857 году он женился на Марии Боткиной, состоятельной наследницей чаеторговца. Однако этот брачный союз был заключен не по любви, а по расчету. .

«Все начинается с любви» программное стихотворение Роберта Рождественского Голос Роберта Рождественского был услышан сразу, едва только журнал «Октябрь» опубликовал в 1955 году его юношескую поэму «Моя любовь». Молодой поэт внятно и просто заговорил о вещах, близких многим. Подкупала. .

Анализ стихотворения Пастернака «Перемена» Борис Пастернак ощущал себя по жизни не столько поэтом, сколько философом. Он пытался докопаться до сути вещей и хотел понять, почему мир устроен именно так, а не по-другому. В погоне. .

Анализ стихотворения Толстого «Милый друг, тебе не спится…» Потомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным. .

Анализ стихотворения Андрея Белого «Тройка» В творчестве Андрея Белого был небольшой период, когда поэт искал новые формы и жанры для выражения собственных идей, экспериментировал со стилем и образами. Именно в это время появилось на свет. .

Анализ стихотворения Фета «Цветы» Афанасий Фет — один из немногих русских поэтов, который умел не только видеть прекрасное, но и создавать своими стихами определенное настроение. Он мог остановиться возле окна и через несколько мгновений. .

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Фет — замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра — лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия — «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. .

Символическое заглавие сборника Роберта Рождественского «Сын Веры» Веришь стихам поэта о детстве — здесь биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 50-х годов, времени серьезных общественных сдвигов в советской жизни. Роберт Иванович Рождественский родился в. .

Анализ стихотворения Бунина «Вечер» Пейзажная лирика Ивана Бунина — особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи — это не только описание времен года. .

Анализ стихотворения Фета «Когда читала ты мучительные строки…» Афанасий Фет очень болезненно и мучительно переживал трагическую гибель своей возлюбленной Марии Лазич, которая стала жертвой неосторожного обращения с огнем. Девушка лежала на постели и курила, читая при этом книгу. .

Анализ стихотворения Фета «Уснуло озеро; безмолвен лес…» Афанасий Фет по праву считается мастером пейзажной лирики, и большинство его стихотворений раннего периода творчества посвящено красоте родной природы. К ним, в частности, относится произведение под названием «Уснуло озеро; безмолвен. .

Анализ стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом» Афанасий Фет по праву считается одним из самых лирических поэтов, благодаря которому русская литература обрела не свойственную ей мягкость, эфемерность и романтический флер. Не последнюю роль в этом сыграли европейские. .

Анализ стихотворения Толстого «Благовест» У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами. .

Анализ стихотворения Пушкина «Красавица» В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Дай бог!» Бунтарь и кумир миллионов, Евгений Евтушенко по праву считается одним из наиболее ярких и неоднозначных поэтов современности. И не только благодаря особому взгляду на жизнь, но и умению перевоплощаться, а. .

Анализ стихотворения Блока «Мчит меня мертвая сила…» Свой первый цикл стихов Александр Блок посвятил Прекрасной Даме, прототипом которой стала его будущая супруга Любовь Менделеева. Отношения с ней складывались весьма непросто, хотя поэт был знаком со своей избранницей. .

Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко, как и многие поэты советской эпохи, вынужден был писать стихи, восхваляющие коммунистический строй и проповедующие идеалы рабоче-крестьянского общества. Однако это не мешало ему оставаться настоящим патриотом своей родины. .

Анализ стихотворения Блока «О, как безумно за окном…» Не секрет, что свою популярность среди читателей Александр Блок завоевал благодаря циклу стихов о прекрасной даме. Однако мало кто знает о том, что ранняя лирика этого поэта была не менее. .

Анализ стихотворения Пушкина «Зимняя дорога» Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить. .

Анализ стихотворения Фета «Дул север. Плакала трава…» В последние годы жизни Афанасий Фет практически полностью отказался от пейзажной лирики, полностью сосредоточившись на своих личных переживаниях. Поэт не мог себе простить того, что в юности добровольно отказался от. .

Анализ стихотворения Хлебникова «Там, где жили свиристели» Велимир Хлебников по праву считается родоначальником футуризма в русской поэзии. Именно ему принадлежат идеи эксперимента с формой и словами, благодаря чему в стихи привносится особая смысловая нагрузка, основанная на образном. .

Анализ стихотворения Есенина «Сукин сын» Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет. .

Анализ стихотворения Пушкина «Я пережил свои желанья» В 1820 году Пушкин был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути. .

Анализ стихотворения Мандельштама «На бледно-голубой эмали…» Тема вечности является ключевой в творчестве Осипа Мандельштама. В своих стихах поэт пытается запечатлеть не только свои мысли и чувства, но и отдельные моменты жизни из которых складывается единое полотно. .

Анализ стихотворения Блока «Ты отходишь в сумрак алый…» Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную. .

Анализ стихотворения Жуковского «Песня « Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том. .

Анализ стихотворения «Давнее» Роберта Рождественского

Роберт Рождественский – советский поэт и переводчик. Одной из основных тем его творчества была война. Литературная жизнь Роберта Ивановича началась во время Великой Отечественной Войны. Он опубликовал в стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход…» в 1941 году, а свой первый гонорар перечислил в Фонд обороны. Тяжёлые воспоминания военных лет не могли не оставить навсегда глубокого впечатления в сознании мальчика. Тема войны прошла через всё творчество Роберта Рождественского. В числе прочих, Роберт Иванович написал стихотворение «Давнее». Мы его проанализируем.

«Давнее» написано пятистопным анапестом, белым стихом. Лирически герой ( в дальнейшем- ЛГ) стихотворения говорит от первого лица.

В первой строке ЛГ сравнивает себя с партизанским блиндажом, приближая таким образом и связывая себя с войной.

очень отчетливо вижу»

Эта метафора и стоит в настоящем времени, чтобы приблизить читателей к происходящему в произведении. Причастие «оглянувшись», с одной стороны, говорит, что это воспоминание, а с другой – создаёт физическое движение, будто ЛГ поворачивается и видит то, что описано в следующих строках. Создаётся впечатление, что это не взгляд в прошлое, а описание реальной ситуации, реальной картины, которая происходит перед глазами сейчас, в данный момент.

«Падают мальчики,запнувшись за мину,как за порог,наткнувшись на очередь,будто на ленточку финиша»Глаголы, описывающие гибель солдат под обстрелом и на минных полях, – падать, запнуться, наткнуться – употреблены в метафорическом значении. Сами по себе не имеют в виду смерть. Мы понимаем, что происходит, только по общему контексту. Единственные слова, имеющие отношение к войне в этом отрывке и не иносказательно говорящие о ситуации – мина и очередь (сказано даже не «автоматная очередь», а просто «очередь»). Сравнения – «как за порог» и «будто на ленточку финиша» – очень простые, бытовые, и приобретают своё страшное значение только в контексте этого произведения. Такие сказуемые и средства художественной выразительности подобраны, чтобы казалось, что и смерть таких мальчиков – не беда, а повседневность. Страшные события описываются просто, как случающиеся каждый день: всего лишь падают, всего лишь запнулись. Трагедия-смерть описана не трагедией, а простым каждодневным происшествием, и от этого картинка предстаёт ещё более жестокой.«Падают мальчики,руки раскинув просторно,на чернозём,от безделья и кровижирный».Чернозём – особый, очень плодородный тип почвы, который используют обычно для земледелия. Теперь он «от безделья и крови жирный». Его не вспахали и не засеяли, потому что все ушли воевать, а теперь на него «падают мальчики, раскинув руки просторно». Деепричастный оборот, как и обороты в предыдущем отрывке, не описывает прямо происходящее, его значение мы понимаем из общей картины.«Падают мальчики,на мягких ладонях которых —такие прекрасные,такие длинныелинии жизни»Эпитет к ладоням – мягкие, мальчики ещё не успели натереть мозоли, кожа не успела огрубеть от возраста и тяжёлой работы, а они уже гибнут. Так опять подчёркивается трагизм происходящего. Всё стихотворение – о смерти, здесь впервые упоминается жизнь. «Линии жизни» продолговатой формы. Визуально они встают в оппозицию к другим вытянутым по форме образам стихотворения – порогу, автоматной очереди и ленточке финиша. Три последних описывают смерть, первая – жизнь. Эпитеты к линиям – прекрасные и длинные. Такой была бы жизнь мальчиков, если бы не случилось мин и автоматных очередей. Они будто бы перечеркнули эти линии-предсказания, нарушили должный ход судьбы.Анафора «падают мальчики» употреблена трижды и связывает отрывки, следующие за ней. Они описывают одну и ту же ситуацию с трёх разных ракурсов и с промежутком в несколько секунд, как три монтажных кадра, сделанные один за другим. Первый- взгляд со стороны, издалека: видны фигуры, взрывы от мин и падения. Второй – ближе: можно рассмотреть землю и позы («руки раскинув просторно»). И третий, с очень близкого расстояния – такого, что видны прожилки на ладонях. Единственный раз, когда средство художественной выразительности связано с военной темой напрямую, это сравнение «как блиндаж партизанский», то есть как сооружение, оставшееся с военных лет и ни для чего, кроме как для обороны и засады, не использовавшееся («травою пророс»). Так ЛГ описывает себя. Блиндаж напоминает о войне, он наполнен ей – так же, как ЛГ не может забыть картины, представленной в стихотворении, хотя прошли уже годы (об этом говорит и название – «Давнее»). «Давнее», но представленной так живо, будто произошло вчера! «Давнее», а подробно описаны линии на ладонях и кровь на земле! ЛГ не может забыть пережитое на войне даже через много лет, помнит всё до последней детали. Роберт Иванович посвятил это стихотворение своей жене- Алле Киреевской. И хотя в литературоведении не принято отождествлять лирического героя и автора, учитывая биографию Р. Рождественского и посвящение, можно предположить, что стихотворение «Давнее»- объяснение-рассказ своей жене об одной из самых сокровенных и болезненных впечатлениях своей жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я знак бессмертия себе воздвигнул Ломоносова

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Время входит в стихи

Всеволод Иванов

Пришел высокий, крепко сбитый парень и принес стихи. Нельзя сказать, чтобы всем они сразу понравились. Обсуждали долго, но в конце концов напечатали. На последних страницах журнала.

Было это лет тридцать назад. В редакции журнала «На рубеже» (теперь «Север»), которая тогда располагалась в перегороженной надвое не до потолка комнате старого дома на площади Ленина в Петрозаводске. Парня звали Роберт Рождественский, а стихи свои он назвал «О временно прописанных».

Для меня это было первое знакомство с творчеством ныне широко известного поэта, который к тому времени уже успел опубликовать в журнале несколько стихотворений. Оттого, наверно, они и запомнились, что очень уж яростно, чуть не врукопашную он сражался против тех, кто живет «на земле паразитами, придатками к модным брючкам».

Сегодняшнему читателю, особенно молодому, трудно представить время, когда, снисходительно относясь к юмору, не очень жаловали сатиру и когда, по словам другого поэта, нужны были «Щедрины и Гоголя, которые бы нас не трогали».

Роберт трогал. Еще как! Трогал потому, что иначе не мог. Недаром же его первая поэма «Моя любовь», появившаяся примерно через год, по его собственным словам, «началась в груди, грудь разорвать грозя», после чего ее уже было «как ни крути, не написать нельзя».

Юношеское преувеличение? Возможно. Но в этом крике сердца слышалась такая неподдельная искренность гневного протеста против неискренних, фальшивых отношений между людьми, что его голос сразу был услышан. Меткий удар по бездуховности пришелся удивительно ко времени, хотя и не всем ко двору.

Принято подчеркивать, что Роберт Рождественский вошел в литературу рядышком с группой талантливых сверстников, из которых по крайней мере трое — Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, — ныне известны не менее, чем он сам. Можно назвать и другие имена, менее «громкие», но не менее достойные. Похвала небольшая. Важно не с кем, а с чем вошел.

Приходилось слышать, что упомянутые выше его сверстники, также начинавшие с шумных деклараций, постепенно ушли в глубины настоящей поэзии, а он, дескать, так и остался задиристым глашатаем истин, которые в доказательствах, особенно поэтических, не нуждаются. Ведь «в любви клянутся те, кому не верят», как писал один из его сверстников, намеренно обостряя эту мысль.

Упрек, знакомый со времен Маяковского, если не раньше. Основан он на недоразумении. В лучшем случае.

Талант рождается для того, чтобы до конца выразить себя в том, ради чего он появился. Если ты поэт и твои чувства истинны и глубоки, то они не могут не затронуть других. Эти чувства можно разделять или отвергать, но это тут ни при чем. Его стихи можно принимать или не принимать, но он сказал то и так, что и как не мог не сказать. Именно он и никто другой. Если, конечно, он поэт.

Роберту Рождественскому есть что сказать. Если с первых же его строк было очевидно, что он ненавидит, то с годами стало понятнее, что он любит. Отрицание породило утверждение. Выяснилось: очень многое любит. Более того, по его мнению, все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка — все начинается с любви.

Впрочем, может быть, тут случайное, а не программное заявление?

Опять-таки принято делить лирику на гражданскую и любовную, да еще противопоставлять ее эпической поэзии, стихотворной публицистике. В соответствии с этим и поэтов делят. Может, так удобнее, но для Роберта Рождественского это не подходит. У него ничего не разложишь по полочкам: вот лирика, вот публицистика. У него «все начинается с любви».

Оттого, по-моему, подмеченное кем-то его умение «разговаривать стихами» дает возможность свободно перемещаться во времени и пространстве, накоротке беседовать с кем и о ком угодно, напрямик обращаться к народам и государствам, забираться в космос и, не очень витая в облаках, возвращаться на землю.

Оттого, по-моему, ему не надо наступать на горло собственной песне, и любые сугубо личные, сокровенные, порой даже интимные чувства у него запросто могут взлететь на самые высокие орбиты так естественно, что не кажутся выспренними, а укрупняясь, не перестают быть вполне земными. И нередко с изумлением замечаешь, что они и тебя если не окрыляют, то приподнимают над обыденщиной.

Житейское становится жизненным. Время входит в стихи. Стихи выходят из времени. Такой масштаб. Откуда он?

Вспоминается, что уже в первой своей поэме он задавал себе вопрос, на который тогда не было ответа:

Встречал ли ты в атаке смерть?
Привык ли ты дерзать?
И так ли знаешь жизнь, чтоб сметь
о ней другим сказать.

Наверное, тут и уместно сказать, что Роберт Иванович Рождественский родился в алтайском селе Косиха 21 июня 1932 года, что его отец, кадровый военный, и мать, врач, другим июньским днем ушли на «фронт, куда в конце войны попал и он, музыкант полкового оркестра, и что после войны он вместе с родителями одно время жил в Петрозаводске, где и появились в печати его ранние стихи.

Не было бы нужды говорить о биографии, но в том-то все и дело, что именно она помогает найти ответ на трудный вопрос, заданный поэтом самому себе.

Почти сверстник парней, отдавших на фронте жизнь, в том числе и за него, в смертной схватке с фашизмом, он много лет спустя окажет в стихотворении, ставшем популярной песней:

И живу я на земле доброй за себя
и за того парня.
Я от тяжести такой
горблюсь, но иначе жить нельзя,
если все зовет меня его голос, все звучит во мне его песня.

Не забудем к тому же, что Роберт Рождественский из того поколения мальчишек военной поры, чья судьба определилась в далеко не безмятежные пятидесятые годы — время серьезных общественных сдвигов в жизни.

Вот откуда такой масштаб – его поэзии. Вот откуда обостренное чувство ответственности за мир на земле, за высшую справедливость на ней, за саму эту землю. Вот откуда его нравственный потенциал, дающий право ставить трудные вопросы и возможность на них отвечать.

Не знаю, как кому, но мне кажется, что вот этим ощущением жизни за себя и за того парня пронизано все лучшее, что написал Роберт Рождественский. Немеркнущий отсвет этой двойной ответственности словно бы дает ему дополнительный творческий импульс.

За себя жизнь прожить можно, сосредоточившись только на себе, на своих удобствах и благополучии. Живут ведь, как бы ни возмущались поэты. Более того, и другим жить дают: современное мещанство не только многолико, но и многоопытно. Даже воевать с таким трудно, а искоренить его пока и вовсе не удается.

За того парня так жить нельзя. Ведь он, этот парень, чье имя неизвестно, а подвиг бессмертен, жизнь свою отдал за то, чтобы мог жить ты. Не будь того парня — не было бы и тебя. По нему следует сверять жизнь. Его глазами смотреть на мир. И если надо, отдать свою жизнь. За другого парня.

Вот почему нет ни малейшего преувеличения в словах поэта о том, что он «в ответе за всех влюбленных». И если за себя он свой долг людям, вопреки мысли, высказанной им в одном из стихотворений, все-таки вернул, да еще с лихвой, то за того парня он всегда в долгу.

Самым мощным аккордом оптимистический трагизм этого неизбывного ощущения звучит, конечно же, в его «Реквиеме». И не случайно на стихи именно этой поэмы Дмитрий Кабалевский написал ораторию.

Жаль, что последнее время ее редко исполняют, но если удастся, вслушайтесь в могучий хорал, где слились воедино скорбные стихи и величественная музыка, и ваше сердце отзовется острой болью за всех, кто пал на фронтах Великой Отечественной войны, отдав жизнь за нашу свободу, и кто гибелью своей утвердил жизнь.

Не случайно, по-моему, что именно здесь Роберт Рождественский едва ли не впервые так щедро использует заклинания, песни, плачи, другие русские фольклорные жанры. Высокая поэзия этого скорбного произведения не просто просится на музыку, она и сама музыка.

Комментировать стихи, тем более отличные, — дело безнадежное. Все равно лучше поэта не скажешь. Вникнуть в секреты профессионального мастерства при желании, разумеется, можно, но толку не много. Читателю эго ничего не даст, разве что разрушит обаяние самой поэзии. Серьезному собрату по перу чужие тайны не находка. Ведь недаром же сказано, что поэзия вся — езда в незнаемое.

После «Реквиема» можно было уже смело сказать, что сбывается дерзкая мечта Роберта Рождественского «войти без стука в каждый дом. Войти без штучек в ваше сердце. » Не нужны никакие «штучки» тому, кто высекает искру из камня.

Даже к столь ненавистному для поэта миру вещей с годами отношение становится неоднозначным. Есть у него стихотворение (кстати сказать, посвященное другу и сверстнику М. Тарасову), которое так и называется «Вещи». Начинается оно радостным выдохом:

Я с нова дома, дома.
Вот так и надо
жить.
Мне хорошо.
Удобна
И незачем спешить.

Поначалу и впрямь кажется, что речь пойдет о счастье возвращения домой. «Но вот проходит месяц, и в доме — кутерьма!» Почему? Да потому, что вещи, которые хотелось «гладить, ценить, переставлять», вдруг начинают подступать к горлу, «как полая вода». И даже обыкновенный стол «в усилье непростом топорщится углами», будто выживает поэта из дому.

Завершается это непростое стихотворение противоречивым вздохом:

Я снова уезжаю
по дому тосковать.

Далеко увели поэта жизненные пути-дороги из алтайского села Косиха. Трудно сказать, где он только не побывал — в нашей стране и за рубежом. Это не просто жажда странствий, хотя кто за нее осудит? Это даже не открытие мира, без которого нет поэта. Это словно обогащение любви, с которой, по его же слову, все начинается.

Вот почему у него нет или почти нет стихов о конкретных географических точках на карте. Не описывать их ему надо. Пусть будут Африка и Антарктида, Париж и Нью-Йорк, Пловдив и Паланга, множество других городов, стран, материков. Это лишь адреса стихов, а радиус их действия — сердце поэта, через которое проходят все радости и беды мира.

Характерно в этом смысле, что даже о Карелии, с которой столько у него связано, остались лишь стихи (именно их он включил в известной мере итоговый двухтомник избранных произведений), подобные, скажем, стихотворению «На Юсовой горе». Это поэтическое обращение к знаменитой заонежской сказительнице Ирине Федосовой завершается такими пронзительными строками, ради которых оно, в сущности, и возникло:

Впереди у тебя —
одинокая старость
и могила,
ушедшая в небытье.
Лишь бы песня
осталась.
Лишь бы правда
осталась.
Лишь бы дело
осталось.
Твое и мое.

Не случайно именно это стихотворение вошло в сборник «Выбор», совсем недавно выпущенный издательством «Карелия». И тут дело не только, во всяком случае, не столько в том, что оно «про Карелию». Далеко не у каждого безвестная могила известной сказительницы на кладбище, где «возле озера сшила ограда тесова», вызовет такой неожиданный всплеск чувства и мысли: «Лишь бы дело осталось. Твое и мое».

Это Рождественский — другой и почувствовал, и написал бы иначе. Это его взгляд, мироощущение, позиция. Его «выбор».

Не найдешь у него и стихотворения только о Кижах, хотя кто о них не писал, и было бы непонятно, если бы он, немало побродивший по нашей северной земле, прошел мимо этого на весь мир известного памятника древнего русского народного зодчества. Нет, не прошел. Но величественный собор в стихотворении «Кижи» у него и появляется лишь потому, что пророс из зерна народной жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

Он стоял легко и крупно.
К облакам вздымаясь круто,
купола
светились кругло,
будто спелые плоды.
Был легендой он и благом.
Так стоял,
как будто плакал
(словно плакала душа).

И уж коль скоро упомянут двухтомник, то скажем сразу, что многие читатели с удовольствием найдут в нем песни, объединенные в специальный раздел, который так я называется «Песни разных лет». Факт принципиальный. Не очень-то охотно иные поэты включают в свои сборники стихи, на которые создана музыка. Не потому ли, что часто это и не стихи вовсе, а так, слова?

У Роберта Рождественского иначе. У него слова всегда стихи. Понятно, что далеко не каждому поэту везет на встречу с такими выдающимися композиторами-песенниками, как Арно Бабаджанян или Марк Фрадкин, Александра Пахмутова или Оскар Фельцмаи. Но это все-таки половина дела. Важная, а половина.

Как ни объясняй феномен бесспорного и большого успеха песен, созданных на его слова, следует обязательно сказать, что в лучших из них живет высокая поэзия. Не выше и не ниже, чем в других его произведениях. Это не строки под музыку, а стихи, которые хочется петь. Поэзия, свойственная только ему, его, Рождественского, стати. Оттого его песни с другими не спутаешь.

Поразительно, но чаще всего глубоко личные, обращенные к одному человеку, они находят отзвук сразу у многих. Даже хором поют, и «За того парня», и «Балладу о красках», и «Там, за облаками», и «Не надо печалиться», и «Сладку ягоду», и «Позови меня», и «Мгновения», не говоря уже о «Погоне».

Это и значит «войти без стука в каждый дом. Войти без штучек в ваше сердце».

Личное и народное. Прошлое, настоящее и будущее. Наша страна и Вселенная. Нигде, пожалуй, эти высокие понятия так симфонично не слились воедино, нигде такими мощными аккордами не звучат, как в его поэме «Двести десять шагов», по заслугам удостоенной Государственной премии СССР.

Не скрою, что принял ее не сразу, и до сих пор кажется, что, к примеру, «Нелирическое отступление о дороге» — из какой-то другой поэмы, тоже хорошей, но другой. Мягко говоря, странно звучит его кокетливая просьба: «Не ищите поэзии в данной главе! Не считайте ее стихами!». Разве это не те самые «штучки», от которых поэт в своем творчестве обычно отказывается?

Сказать, что поэт добивается этого своим умением размышлять на людях, увлекая читателей, — значит ничего не оказать. Такое надо сердцем пережить. Только тогда и увидишь в этих двухстах десяти шагах поступь самой истории, выплеснувшейся накалом сдержанной страсти в чеканные, как сами шаги, афористические строки.

Именно в этой поэме у Роберта Рождественского есть особые основания взять на себя смелость во весь голос рассказать о времени и о себе, не отделяя времени от себя и себя от времени. В прошлом, настоящем, будущем — все равно. Такой теперь у него масштаб. Как у Маяковского: «Это было с бойцами, или страной, или в сердце было в моем».

И снова речь идет об ответственности — на этот раз на самом высоком уровне. Ответственности не только за настоящее, но и за прошлое, и за будущее. Ее не измеришь старыми школьными отметками: «успевает», «не успевает», с лирического отступления о которых начинается поэма. У нее особый счет.

Если «смотрит время в упор: что я стою?», то под таким взглядом лукавить никак нельзя. И поэт неистово откровенен. Многого он в жизни не успевает. Даже утренних зорь не помнит, все больше вечерние. «Снова куда-то бегу, задыхаясь! Не успеваю. Не успеваю».

Это не просто обыгрывание многозначности слова. Это беспощадное осознание себя, своих возможностей во времени. Это суд совести, как сказал бы другой поэт.

Давно и верно замечено, что только великая цель рождает великую энергию. Счастье всех людей труда — вот конечная цель двухста десяти шагов по Вселенной.

Ради этого:
. в безбрежной планете
солдаты лежат,
изнутри
согревая
ее.
они —
фундамент,
Начало начал.
Ради этого:
. пришел в победном реве
медных труб,
взамен войны —
Великой и Отечественной —
Великий и Отечественный труд.
Ради этого:
Мы
уйдем насовсем.
Нас
не будет.
Превратимся
в туман.
В горстку праха.
Но останется жить
наша
правда.

Роберта Рождественского можно принимать или не принимать. Как и любого другого поэта. Вкусы не навяжешь, да и ни к чему. Одно бесспорно: всем своим творчеством он доказывает, что не только в ненависти, но и в любви стоит клясться. В этом беспокойном мире стоит.

Много воды утекло в речке Косихе, других реках и речках с тех пор, как он впервые пришел в разделенную невысокой перегородкой комнату редакции журнала «На рубеже». Сегодня напечатать его стихи сочтет за честь любой журнал у нас, а то и за рубежом. Читал его и по-чешски — факт примечательный не только в моей биографии. Рождественского очень охотно переводят в стране, одной из первых полюбившей Маяковского.

Не знаю, сколько сборников выпустил Роберт Рождественский, не считал. По-моему, много. Так и должно быть. Он достойно встречает свое пятидесятилетие. И верю: немало найдется людей, которым он нужен, потому что талантливо и честно работает на своей доброй земле. За себя и за того парня.

Л-ра: Север. – 1982. – № 6. – С. 100-103.

Ключевые слова: Роберт Рождественский,критика на творчество Роберта Рождественского,критика на произведения Роберта Рождественского,анализ поэзии Роберта Рождественского,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Анализ стихотворения рождественского мгновения?

Литература | 10 – 11 классы

Анализ стихотворения рождественского мгновения.

Текстовый документ, в нем анализ.

Анализ стихотворения Державина КЛЮЧ?

Анализ стихотворения Державина КЛЮЧ.

Анализ стихотворения Маяковского “Подлиза”?

Анализ стихотворения Маяковского “Подлиза”.

Анализ стихотворения А?

Анализ стихотворения А.

С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье.

О чём стихотворение А?

О чём стихотворение А.

С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”.

Анализ стихотворения и?

Анализ стихотворения и.

А. бунина “в горах “.

Анализ стихотворения А?

Анализ стихотворения А.

С. Пушкина “Воспоминание”Кратки анализ пожалуйста напишите.

Полный анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье?

Полный анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье.

Анализ стихотворения “Утро” И?

Анализ стихотворения “Утро” И.

Анализ стихотворения”Страна” Цветаевой?

Напишите пожалуйста анализ стихотворения А?

Напишите пожалуйста анализ стихотворения А.

К. Толстого “Благовест” P.

S. Не надо ничего писать о Толстом, только анализ стихотворения, заранее спасибо.

Анализ стихотворения Плещеев “Весна”?

Анализ стихотворения Плещеев “Весна”.

На этой странице сайта размещен вопрос Анализ стихотворения рождественского мгновения? из категории Литература с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса соответствует знаниям учеников 10 – 11 классов. Здесь же находятся ответы по заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы. Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

Обильное употребление эпитетов , сравнений , олицетворений , метафор в тексте поэмы объясняется стилем написания, свойственным концу Серебряного века. Есенин был приверженцемдекадентства, оппозиционером мещанской морали, оннаписал поэму в стиле имаж..

Лирика – лирическая поэзия, которая выражает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость.

У димы 5 грибов а у оли 3 гриба больше сколько осталось у димы решение 5 – 3 = 2(гр) ответ : у димы 2 грибов.

Прекрасные хариты и музы услаждали их пением и танцами.

Общее название гибриды. Кто и где их вырастил неизвестно).

ЛегкоЗагадка– это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира ; поэтическое, часто иносказательное описание какого – либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими назыв..

Прочитай! )) может поймёш))))).

В рассказе «Кусака» героем является собака, все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни Отношение к животным является у Андреева одн..

В королестве жила принцесса и она хотела чтобы ей принесли подснежников, а на тот момент было зима. И вот, она дала указ : тот, кто принесет ей корзину подснежников, получит золото в награду. В том же королестве жила девочка, у нее была злая мачеха..

ЖЗЛ: Роберт Рождественский — автор стихов непрошедшего времени

Он не дожил до интернета —
два десятилетья нет поэта,
но кровью сердца слова кричат,
когда Поэзия — душевный ад.
Э.Кукуй

20 июня 1932 года родился один из любимых многими поэт — Роберт Рождественский. В СССР это имя было известно каждому. Люди зачитывались его стихами, знали их наизусть. Роберт Рождественский до сих пор является одним из самых читаемых и любимых поэтов. И это неудивительно. В произведениях поэта ярко отражается судьба целого поколения с переживаниями и радостями, обретениями и потерями. Написанные им стихи современны и актуальны до сих пор. В них дань уважения истории и патриотизм, восхищение женщиной и лиризм, высокий слог и ирония… Всего поэт издал около 70 стихотворных сборников.

«Роберт Рождественский — это наше здравомыслие,
наше душевное равновесие, наше душевное здоровье, —
это наша природная цельность, наше первое
самоопределение в близком мире» (Лев Аннинский)

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский… Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей, конечно, помогла эстрада, казалось, сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но, прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Дети войны. Они выстрадали многое. Их судьбы тесно связаны с судьбой народа, который пережил ужасы двух больших войн. Однако эти потрясения не смогли сломить дух и лишить человечности большинства молодых людей. Многое пережил и Роберт Станиславович Петкевич, которого советский народ запомнил как Роберта Ивановича Рождественского, выдающегося поэта-песенника. Местом его рождения стало село Косиха Алтайского края. Дата рождения — 20.06. 1932 года.

Родился я
в селе Косиха
дождливым летом
на Алтае.
А за селом синело поле
И пахло ливнем переспелым …

В 1934 году семья Петкевичей переехала в Омск. Первым потрясением мальчика стал развод родителей в 1937 году. И только мальчик привык, пришла война.

С мамой

Мать Роберта ушла на фронт (военный врач), мальчик остался с пожилой бабушкой.

Вспоминая позже о месте и времени своего рождения, поэт воскликнет:

Нет!
Я родился много позже.
Потом.
В июне.
В сорок первом.
И жёсткий голос Левитана
Был колыбельною моею…

Не случайно первое опубликованное в июле 1941 года стихотворение девятилетнего Роберта называлось «С винтовкой мой папа уходит в поход».

Но невзгоды не закончились. Бабушка, Надежда Алексеевна, умерла в 1943 году. Роберт остался на попечении тётки до 1944 года. В 1944 году попал в детский приёмник в Подмосковье, а затем, в Кёнигсберг его забрала мама с отчимом, Иваном Ивановичем Рождественским, который усыновил Роберта и дал своё отчество и фамилию.

В 1948 году Рождественские оказались в Петрозаводске. Здесь и начался творческий путь поэта. С поступлением в Литературный институт им. Горького в 1951 году, Роберт Рождественский переехал в Москву. В 1955 году вышла в свет первая книга поэзии «Флаги весны».

В шестидесятые годы ХХ века в нашей стране поэзия станет важным явлением жизни общества. Поэты собирали на свои вечера огромные залы, стадионы. Как сегодня собирают их рок-певцы. Такую поэзию назовут «эстрадной».

Особенно знаменитыми будут вечера в Политехническом музее в Москве. Именно там зал будет подпевать песням Булата Окуджавы, внимать стихам Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко. Там же на сцене появится молодой человек с крупными чертам лица, в свитере грубой вязки и, чуть заикаясь, прочтёт свои стихи, такие искренние и удивительно созвучные времени.

Вот фотографии, где все перечисленные поэты запечатлены вместе.

Е.Евтушенко, Б.Окуджава, А.Вознесенский, Р.Рождественский

Именно эти четыре поэта и станут голосом той эпохи. Тех, чья творческая биография начнётся в эти годы, назовут шестидесятниками. В 1969 году Роберт Иванович пишет поэму «Посвящение». Она о подвиге Юрия Алексеевича Гагарина.

Он первым издал сборник стихов Владимира Высоцкого под названием «Нерв» в 1981 году, вскоре после смерти певца.

В 1990 году Роберт Иванович перенёс сложную операцию по поводу опухоли мозга. Французские хирурги подарили поэту-песеннику ещё 4 года плодотворной жизни. Возможно, Роберт Иванович, ещё долго бы радовал своих поклонников песнями и стихами. Но 19 августа 1994 года Роберта Ивановича не стало. Причиной смерти стал инфаркт миокарда. Тело поэта покоится в подмосковном поселке Переделкино.

Память замечательного поэта, пережившего множество военных событий, но не сломленного жизнью, увековечено во Вселенной. Его именем названа малая планета № 5360 в 1997 году.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ РОБЕРТА РОЖДЕСТВЕНСКОГО

Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы, как правило, касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то легко можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением — поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

В стихах поэта о детстве — биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 1950-х годов, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь; это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе…

Читайте также:  Анализ стихотворения Полонского Блажен озлобленный поэт

Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций Владимира Маяковского.

С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразив ритм стиха, Рождественский создал много текстов для песен, приобретших необычайную популярность, — «Мир», «Стань таким, как я хочу», «Песня неуловимых мстителей», «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам», «Мгновения»… Трудно назвать композитора, с которым бы не сотрудничал в разные годы Роберт Иванович.

Однако Рождественский снискал любовь не только у народа, но был также уважаем и обласкан властями. При этом, справедливо заметить, что поэт всегда в разговоре с чиновниками отстаивал интересы литературы. В истории русской поэзии всегда остро стояли вопросы отношения поэта и власти, поэта и государства. Роберт Иванович принадлежал к числу людей, который мог вести разговор с властью напрямую, и это ему удавалось. Так, во многом благодаря ему, в своё время были восстановлены имена Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой.

РЕКВИЕМ «ПОМНИТЕ» — ДАНЬ ПАМЯТИ ПАВШИМ ЗА РОДИНУ

Много поэтов писали о Великой Отечественной войне. Множество замечательных стихотворений, трогательных, трагичных, тяжёлых по-своему драматизму породила война. Переживания людей выплескивались в строфы, строки, рифмы…

Ярко-красной полосой в творчестве Роберта Рождественского была тема той войны. Но особенно сильно и драматично звучит в его поэзии память о Великой Отечественной войне.

Пожалуй, из всех поэтов послевоенного поколения именно Роберт Рождественский так прочно и воодушевлённо принял эстафету от поэтов-фронтовиков; словно бы беспрестанно пульсируя, звучит в его поэмах, стихах, песнях мотив памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-предостережения. «Баллада о красках», «Мамаев курган», «Я сегодня до зари встану», «Война откатилась за годы за гуды», — это всё не стихи «к дате», а нерв его поэзии. Нет у него ни одной книги стихов, куда не вошли бы произведения о войне. Даже известные всем песни из телефильма «Семнадцать мгновений весны», которые формально написаны не о войне, а лишь сопровождают фильм о войне, вероятно, так удались поэту оттого, что в них воплотились многое заветное для него, для его стихов о войне: и поэтизация долга, и верность памяти, и тоска по родной земле, и соседство лирического шепота и призывной меди.

А выплеснувшийся словно на одном дыхании Реквием «Помните» (1962) с его посвящением «Памяти наших отцов и старших братьев…» вот уже более полувека потрясает каждого, кто читает или слушает его.

Реквием «Помните» вдохновил художника — графика Красаускаса на цикл гравюр. Композитор Кабалевский создал на текст поэмы ораторию.

Разные голоса звучат в реквием «Помните»: то трагическое и мужественное завещание павших за Родину, то разворачивающееся, как два цвета траурной ленты, обращение к чёрному могильному камню и к солнцу красному, то звонкая клятва живущих, — но все они сливаются в один голос сердца, старающегося превозмочь боль всего, что было пережито советским народом в годы тяжелейших испытаний…

И, несмотря на весь драматизм произведения, Роберт Рождественский наполняет его солнечным светом, тем самым раскрывая высокий подвиг павших за социалистическое Отечество перед будущими поколениями советских людей. За нашу советскую Родину, за мирное небо над головой, за выбранный путь развития в 1917 году. За то, чтобы будущие поколения страны Советов жили свободными людьми, отдали многие защитники СССР самое дорогое — свои жизни!

ПОСЛАНИЕ ПОТОМКАМ

Читая стихи Роберта Рождественского, невольно время от времени вспоминаешь Маяковского. Преемственная связь Рождественского с Маяковским несомненна. Без неё, очевидно, не было бы «Письма в ХХХ век», которое, безусловно, перекликается со «вступлением» к поэме «Во весь голос», где глашатай революции обращался к людям будущего: «Я к вам приду в коммунистическое далёко…». К товарищам — потомкам обращено и «Письмо…» Рождественского, который тоже не сомневается, что это будет «коммунистическое далёко»:

По широким
ступеням
столетий
поднимается Ленин
к вам!
(Поэма «Письмо в ХХХ век», 1963 год)

Звучит у поэта вера в светлое будущее, и обращение к потомкам, чтобы они берегли свою Родину:

Вы,
счастливые,
живущие в трёхтысячном,
хоть на миг
себе представить должны,
как в двадцатом веке —
грозное,
притихшее —
Человечество
глядит в лицо войны.
Переполнена
немирными заботами
до сих пор предгрозовая тишина…
А ещё вы
ощутите и запомните:
на два лагеря
земля
разделена!
До предела напряжённые нервы.
Под прицелами ракет —
любая пядь…
Красный флаг
над лучшей частью
планеты
очень многим в мире
не даёт спать.
Но прислушайтесь
к голосу разгневанному:
жаждой жизни
земля напоена.
Мне
письмо моё писать
было б некому,
если б в мире
победила война.
Человечество
не хочет лезть в бункеры.
Человечество
не хочет лечь в бою.
И когда вы на земле
жить будете,
берегите,
люди,
землю свою!…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нет смысла лишний раз доказывать нужность актуальной публицистической поэзии, — это давно доказала сама история нашей литературы, от «Слова о полку Игореве» до вершин лирики В. Маяковского, — и подчеркнём, что Роберт Рождественский много сделал для продолжения этой исконной традиции отечественной поэзии.

Однако сам Роберт Рождественский утверждал, что его поэзия не сводится к одной лишь публицистичности. Он говорил:

«Жизнь — она ведь сложная штука и она из очень разных вещей состоит, в том числе и из разных интонаций. Нельзя всё время смеяться. Человек, который беспрерывно смеётся или беспрестанно кричит — ненормальный человек, больной. Так же, как и постоянно говорящий шёпотом или непрерывно захлёбывающийся в рыданиях. В жизни мы используем разные регистры. Поэтому и то, что мы пишем, должно звучать по-разному. Человек — обычный человек, не поэт — бывает публицистичен, когда отстаивает какие-то свои гражданские убеждения. Но тот же человек бывает и лиричен, и мягок, и нежен, когда он произносит сокровенные слова, обращённые к любимой. Нельзя брать только одну часть характера, одну струну и играть все время на ней».

Песни на его стихи поют в нашей стране миллионы. Рождественский обладал завидным даром интонации, — слова ложатся на музыку естественно, словно и не существовали без неё. Для песен поэта характерны два ведущих мотива: героическая патетика («За того парня», «Товарищ Песня», «Огромное небо», «Мгновения») и лирическая задушевность («Стань таким», «Благодарю тебя», «Песня о далекой родине», «Позови меня»).

Роберт Рождественский издал за четверть века поэтической работы свыше 70 книг; многие из них были переведены на языки народов СССР, выходили за рубежом. Поэт немало путешествовал по свету, в его зарубежных стихах надежно живёт «советскость» — чувство интернационального братства к людям Земли, объединённых стремлением к миру, к социальному освобождению и прогрессу. Поэзия Роберта Рождественского по достоинству увенчана премией Ленинского комсомола и Государственной премией.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Рождественский оказался гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой жил. Своими вдохновенными строками он затронул какие-то особые чуткие струны наших сердец. В его стихи погружаешься, их хочется читать и помнить. Его стиль может быть только стилем Рождественского. В его творчестве каждый любитель поэзии найдёт «своё» стихотворение, запавшее в душу. Много и долго можно говорить и восхищаться талантом замечательного Человека, но стихи Поэта о нём скажут намного больше…

Вы не верьте в мою немоту,
Даже если я вдруг упаду,
Даже если уйду, то не в землю уйду,
Я не в землю, а в песню уйду.

Наверно, будут глохнуть историки,
копаясь в тоннах
нашей риторики…
Но —
сквозь любую наносную муть,
которая сверху лежит,
они должны понять
(и поймут!),
как мы любили жить!
Жить!
Ладонями землю трогать.
Жить!
Детей качать на руках.
Жить!
И чувствовать
друга локоть.
Жить!
И видеть лицо
врага.

На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
и маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды —
— прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
…А когда он упал –
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!

В государстве, где честные наперечёт,
всё куда-то уходит,
куда-то течёт:
силы,
деньги,
двадцатый троллейбус,
искорёженных судеб нелепость…
Всё куда-то уходит,
течёт не спеша:
воспалённое лето,
за летом — душа.
Облака в оглушительной сини.
Кран на кухне.
Умы из России (1994 год).

О стену разбивая лбы,
летя в межзвёздное пространство,
мы всё-таки рабы.
Рабы!
Невытравимо наше рабство.
И ощущение стыда
живёт почти что в каждом споре…
Чем ниже кланялись тогда,
тем громче проклинаем после!

В поисках счастья, работы, гражданства
странный обычай
в России возник:
детям
у нас надоело рождаться, —
верят, что мы проживём
и без них…

Не правда ли, как актуален и поныне слог поэта.
Читайте стихи Роберта Рождественского!

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

“Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Предлагаем вам для ознакомление анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 8 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я помню чудное мгновенье.

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трех условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” .

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.

Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Композиция стихотворения условно состоит из трех частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной.

Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится ее “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признается, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюбленность – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствует всего одна метафора – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты” , но в нем присутствуют и другие средства выразительности: сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это пятистопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень четким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

Ссылка на основную публикацию