Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева

Стихотворение “Аленушка” – это произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Его главная мысль заключается в чутком, тонком описании украденной у времени картины, представляющей собой всего лишь миг, когда девушка сидит одиноко на берегу заросшего пруда, ветер проносится через тростник, кукует кукушка. Вам предлагается краткий анализ “Аленушки” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано А. А. Прокофьевым, известным советским поэтом, зачастую считается, что это лишь словесное описание одноименной картины В. Васнецова, но при сравнении становится понятно, что поэт нарисовал свою картину, добавив новые элементы и краски.

Тема – стихотворение о любви к природе и родине, А. А. Прокофьев, словно художник, тонко подмечает детали, описывая красоту девушки и природы.

Композиция – стихотворение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три части: лирический герой как будто охватывает взглядом красивый вид природы – пруд, девушку, сидящую на берегу, а затем – пейзаж вокруг.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – хорей, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафоры“Пруд заглохший”, “Мертва вода”, “И цветет дурман-цветком багульник”, “Солнце… золотые обручи кладет”.

Эпитеты“Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Олицетворения – “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”, “И тропинка к берегу ведет”, “Солнце щедро на воду… обручи кладет”.

Аллитерация – “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”; “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” – повторение звуков “л”, “о”.

Звукопись – передача звуков, издаваемых птицей: кукушка, кукует.

История создания

Стихотворение “Аленушка” А. А. Прокофьева часто считают описанием известной картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили изображение, как будто сделали его еще ярче и масштабнее: это и синее платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов, и тропинка.

Тема стихотворения совпадает с идеей художника – на берегу, словно в сказке, сидит прекрасная девушка. Ее красота вписывается в окружающее ее пространство. Поэт ярко, красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех частей.

В первой части – описывается картина: на берегу сидит девушка, а вокруг нее – “пруд заглохший весь в зелёной ряске… тростник качается, шумит” .

Во второй части описывается Аленушка. На ее голове – венок из разных цветов: “прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел” , она в синем платье – “тополиный пух на платье синем” .

В третьей части автор снова обращает внимание на пейзаж вокруг: “с берега трава… цветёт дурман-цветком багульник… у заглохшего пруда” . Тут же вдаль убегает тропинка, слышен голос кукушки, и солнце ярко освещает открытый нашему взору вид.

Жанр стиха – лирическое стихотворение.

Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строки, написанных хореем. Используются разные виды рифмы: точная (бел – прилетел, вода – пруда), неточная (красивей – синем, буйно – багульник), мужская (ведет – кладет, бел – прилетел), женская (кукует – такую, ряске – сказке), способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Наблюдается много метафор: “Пруд заглохший” , “Мертва вода” , “И цветет дурман-цветком багульник” , “Солнце… золотые обручи кладет” .

Также в стихотворении часто встречаются олицетворения: “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…” , “И тропинка к берегу ведет” , “Солнце щедро на воду… обручи кладет” ; эпитеты: “Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Можно сказать, что А. А. Прокофьев добавил к картине не только красок, но и оживил ее звуками. Читая стихотворение, мы слышим, как кукует кукушка (благодаря повторению звуков – звукописи), как шумит трава у воды ( “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”), а благодаря повторению звуков “л”, “о” до нас как будто бы доносится звук шума воды – “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” .

Прокофьев А.А. «Алёнушка» анализ стихотворения как сделать?

Прокофьев “Аленушка” анализ стихотворения

Анализ стихотворения Прокофьева “Аленушка”

Прокофьев “Аленушка” анализ 5 класс

Анализ стихотворения “Аленушка” Прокофьев 5 класс

Александр Прокофьев “Аленушка” анализ стихотворения

Анализ стиха “Аленушка” прокофьев

Краткий анализ стихотворения может быть таким.

1). История создания.

Написано в 1942 году, когда поэт работал фронтовым корреспондентом. В стихотворении отражены впечатления от картины Виктора Васнецова “Алёнушка”.

2). Тема родной природе.

3). Главная мысль – любовь к родине, к родной природе, её неброской прелести и тишине.

4). Жанр – пейзажная лирика.

5). Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифма перекрёстная.

6). Изобразительно-выразительные средства:

*эпитеты: пруд заглохший, милая Алёнушка, мертва вода, золотые обручи;

*метафоры: багульник цветёт дурман-цветком, солнце кладёт золотые обручи, тополиный пух на платье (цветы);

*олицетворения: трава не хочет знать, тропинка ведёт, солнце кладёт (круги золотые);

*аллитерация: “В ней тростник качается, шумит” – на звуки “т”, “с”; “Солнце. Золотые обручи кладёт” – на звуки “л” и ассонанс на звук “о”.

7). Композиция – одночастная. Сам автор не делил стихотворение на строфы.

Это стихотворение про пору “бабье лето”, когда есть малооблачные и тёплые дни, и природа ещё очень похожа на лето, за исключением проявлений осени на некоторых растениях в виде пожелтения и опадания листьев. Автор акцентирует внимание на состоянии полей, где уже убран урожай. Во время этого периода ещё можно отдохнуть на природе или на берегу моря, как в летние дни (бархатный сезон). Бабье лето сохраняет природу на нормальную вегетацию растений, приостанавливая процесс увядания. В конце августа и в первой половине сентября можно любоваться красотой почти летней природы, не зацикливаться в мыслях о поздней осени и о предстоящей зиме. Это время окончания массового сбора урожая, когда жителям села можно отдохнуть, и кому это нужно, провести свадьбу с кем-то.

Начиная анализировать стихотворение, желательно придерживаться определенной схемы:

  1. Указать автора и название произведения.
  2. Сказать пару слов об авторе и истории создания стихотворения. Так, для творчества Рубцова в целом, и для данного стихотворения в частности, характерно некое субъективное эмоциональное чувство, неразрывная связь постоянного общение с природой.
  3. Литературное течение. Думаю, Рубцова смело можно отнести к так называемым писателям и поэтам-деревенщикам. Хотя есть еще один термин, редко используемый, но более подходящий – тихая лирика.
  4. Тема: нежная, немного мучительная любовь к родине, к ее полям, бескрайним просторам, к ее людям.
  5. Основная мысль: счастье, неразрывно связанное с Родиной.
  6. Настроение стихотворения: созерцательная грусть, тихая радость.
  7. Лирический герой: сам автор, способный ценить каждую счастливую минуту.
  8. Стихотворение состоит из четырех строф, последняя – как бы подытоживает, подводит черту, одновременно оставляя читателю простор для размышлений.
  9. Лексика: автор использует классический литературный язык
  10. Размер: ямб, рифма – перекрестная

Это стихотворение поэт А. Фет посвятил своей возлюбленной – Марии Лизич. Поэт очень любил Марию и даже собирался жениться на ней. Но обе семьи молодых людей были бедны. Возлюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после разлуки с поэтом Лизич трагически погибла. Фет до конца своих дней жалел, что не женился на девушке. Мария является лирической героиней не только в этом стихотворении. Фет посвящал ей и другие стихи. Она стала его музой на всю жизнь.

Стихотворение “Шепот,робкое дыханье” было написано поэтов в 1850 году. Тогда молодые люди состояли еще в отношениях.

Цетральной частью произведения является свидание двух влюбленных. В стихе поэт описывает внутреннее душевное состояние возлюбленных, тесно переплетающееся с пейзажной лирикой.

В первых строках стихотворения поэт описывает завораживающие звуки любви:

“шепот, робкое дыханье”. Разговор между двумя влюбленными дополняют «трели соловья». Соловей часто красиво поет гуляющим парочкам в пору любви (весной и начале лета). Затем поэт описывает “сонный ручей”. Эти строки показывают, что действие происходит ночью.

Затем страсть в стихах нарастает, влюбленные целуются: “И лобзания, и слезы”. Но на милом лице появляются слезы, потому что заря прерывает свидание возлюбленных.

Жанром стихотворения является элегия. В этом произведении все-таки грусти больше, чем радости.

В стихе поэт использует метафоры: «тени без конца», «сонный ручей».

Страсть же в произведении передана при помощи эпитетов:«милое лицо»,”«дымные тучки”».

Со второй половины XVIII в. поэзия в России стала оказывать все большее влияние на общественную жизнь. Салонные стихи постепенно вытесняются обличительной лирикой, на которой позже вырастут поколения бунтарей и революционеров. Одним из первых авторов таких произведений стал Г.Державин. В частности, ему принадлежит стихотворение «Властителям и судьям», написанное в 1780 г.

В это время Державин уже имеет чин статского советника и параллельно с общественной и политической деятельностью публикует первые стихи, которые обеспечили ему известность в салонах и в императорском дворце. Екатерина II, поощряющая свободолюбивые мысли, благосклонно отнеслась к стихотворению.

Вершителей человеческих судеб поэт называет богами на земле и напоминает, что и они когда-нибудь предстанут перед высшим судом. Державин говорит голосом Всевышнего, указывая соотечественникам на недопустимость их поступков:

В первой части произведения поэт рассуждает, в чем именно заключается долг власть предержащих: в охране законов, помощи сиротам и вдовам, спасении от бед невинных, защите слабых перед сильными. Они должны «исторгнуть бедных из оков» – искоренить крепостничество. Подобные призывы даже при свободолюбии императрицы считались недопустимыми. Но императрица благоволила Державину, поэтому закрыла глаза на его дерзость.

Вторая часть произведения резко обличительна. Поэт утверждает, что люди давно уже попрали божьи заповеди:

Обращаясь к царям, Державин признается, что считал их божьими наместниками. Однако поэт не сомневается, что

В финале звучит мольба ко Всевышнему о том, чтобы Он спустился вершить суд над людьми:

«Приди, суди, карай лукавых, и будь един царем земли!» —

Без божественного вмешательства установить в стране власть справедливости и гуманизма невозможно даже самому мудрому и честному царю.

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Молитва» включено в ее лирический сборник «Белая стая» вышедший после сборников «Вечер» и «Чётки» и объединивший произведения 1914 – 1917 гг.

Эпиграф к книге, как и к предыдущим сборникам, проникнут страданием:

Но здесь звучит и другой мотив. В слове «светла» слышится некое полное достоинства успокоение. А это состояние человек обретает одновременно с формируемой на основе жизненного опыта философской позицией: человек должен достойно нести свой крест – в этом и есть смысл бытия. Такое мироощущение вполне закономерно в контексте военного времени – царствования смерти, болезней, разрухи, нищеты, голода, рабства – того, что губит весь мир, все человечество. В коротких восьми строках названо много того, чем лирическая героиня готова пожертвовать за светлый мир, победу, славу своей страны.

Все то, чем живет человек в обычное время, – семья, любимое дело, дети, друзья – все эти значимые для отдельной личности ценности отступают перед лицом общенародной трагедии.

Молитва – это заклинание, мольба о спасении, освященная верой человека в то, что он будет услышан. В этих словах звучит самоотречение, отказ от собственного, маленького, личного счастья во имя того, чтобы

А другого пути и нет, когда осознаешь неотделимость своей судьбы от судьбы Родины. И это не сиюминутный импульс, а результат долгой и трудной работы души, стоическое решение.

Глубокий идейный смысл стихотворения объясняет торжественность его звучания. Текст насыщен высокой лексикой: «литургия», «недуг», «дар», «жар»; метафоры: «туча», «облако в славе лучей»; эпитет «тёмная» в характеристике образа России понимается как «горькая, несчастная».

Стихотворение «Молитва» – одно из многих произведений А. Ахматовой, где она выражает свою неотделимость от судьбы страны, принимает как собственные все невзгоды и страдания своей Родины.

Конспект урока по теме “Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста”
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

ЦЕЛЬ:

– смысл главного образа и идея текста;

– воспитание чувства патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature_v_5.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста.

– смысл главного образа и идея текста;

– воспитание чувства патриотизма

ОБОРУДОВАНИЕ : компьютер, проектор и экран, доска, сборники стихов А.А.Прокофьева, рисунки учащихся к стихотворению. Примечание: на экране показываются: портрет А.А.Прокофьева, портрет В.М.Васнецова, репродукции с картин В.М.Васнецова «Три богатыря», «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка».

I . Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть.Прочитать рассказ Саши Черного «Игорь-робинзон», записать личные качества Игоря.

  1. Теоретическая «разминка»: дать определения терминам – тема, идея, сюжет, композиция, аллегория, гипербола, антитеза, лирика, эпитет, олицетворение, метафора, материя, типы рифм.
  1. Сообщение о жизни и творчестве А.А.Прокофьева . Показ портрета поэта (на экране) и сборников его стихов. (Выступление учащегося).
  1. Вспомним самые знаменитые картины Виктора Михайловича Васнецова (на экране – портрет В.М.Васнецова, репродукции с картин).
  1. Чтение стихотворения учителем.
  1. Диалог учителя и учащихся:
  1. Какова же тема этого стихотворения? У него есть заголовок, поэтому первый вариант – Аленушка. Аленушка на картине В.М.Васнецова тоскует о том, что братец-Иванушка превратился в козленочка и злая ведьма добивается его смерти.
  1. Точно ли наш текст соответствует картине? (Все-таки нет, на картине у Аленушки нет венка из гвоздик и лилий, потому что венок все-таки символ радостного настроения, а у васнецовской Аленушки нет причин для радости).
  1. Вывод 1: Аленушка в стихотворении другая. А какая? Вы должны были выписать дома эпитеты. Читаем первую строфу: записываем – милая Аленушка. Можно предположить, что она – воплощение той силы, которая всегда побеждает в сказках. Давайте вспомним, какие две силы борются в сказках и какая сила всегда побеждает.

Если Аленушка – Добро, то какие есть эпитеты у противоположной силы? Заглохший пруд, мертвая вода. Что ж, теперь посмотрим, какая же сила побеждает.

  1. Перечислите все образы, которые вы выписали дома из текста. Можно ли по представленным образам увидеть победу Добра над Злом? Тут нам поможет противительный союз, который четко делит текст на две части. Что это за союз? (но). Прочитайте вторую часть. Какие же образы появились в стихотворении после союза «но»? Кукушка, тропинка, солнце. Можно ли их считать образами-символами, аллегориями?
  1. Что мы спрашиваем у кукушки и какого ответа ожидаем? (Долгой счастливой жизни). Записываем на доске: кукушка – жизнь.

Аллегорией чего является дорога или тропинка в литературе? (Хронотоп дороги – символ жизни). Записываем на доске: тропинка – жизнь.

Аллегорией чего является солнце? Ну, конечно же, тоже жизни! Записываем на доске: солнце – жизнь.

Можно ли поставить знак равенства между жизнью и Добром? Конечно, да!

  1. Вывод 2: и образы, и композиция говорят о победе Добра.
  1. Давайте посмотрим на метафоры в тексте. Назовите их. Багульник – дурман-цветок, золотые обручи – расходящиеся по воде круги, освещенные солнцем.
  1. Какая метафора просто «пришла» из сказки? (Дурман-цветок). А золотой цвет – это символ злой или доброй силы? (Конечно, доброй).
  1. Вывод 3: метафоры усиливают впечатление о сказке и победе Добра в ней.
  1. Давайте посмотрим цветовую гамму в стихотворении: читаем и записываем названия: зеленый, красный, белый, синий, розовый (багульник), золотой. И только одна «мертвая вода», конечно же, черного цвета.
  1. Вывод 4: и цветовая гамма подчеркивает победу Добра.
  1. Теперь обратим внимание на освещение . Каким светом пронизано все происходящее? (Солнечным)
  1. Вывод 5: солнечный свет тоже подчеркивает победу светлых сил.
  1. Можем ли мы теперь определить, символом какой силы является Аленушка? (Конечно, Добра!). А можем ли определить теперь идею стихотворения? (Конечно, она «сказочная» – Добро побеждает Зло).
  1. Вывод 6: идея: Добро побеждает Зло! Итак, Аленушка в стихотворении – аллегория Добра.
  1. Теперь давайте обратим внимание на то, как талантливый поэт работает со звуками. Перечитаем первую строфу. Каких согласных больше – звонких или глухих? А много ли «шипящих» и «свистящих»? (Да). Как мастерски они передают шуршание тростника! Этот художественный прием называется АЛЛИТЕРАЦИЯ – «звукопись» с помощью согласных звуков. Запишем это новое понятие.
  1. Давайте вспомним еще раз, какие существуют типы рифм, и определим тип рифмы в стихотворении «Аленушка». Читаем первую строфу, приходим к выводу, что рифма перекрестная.

VII . Выразительное чтение стихотворения учащимися.

VIII. Оценка деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема “Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ”. Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован.

конспект урока русского языка в 10 классе на тему “Комплексный анализ текста” на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого “Некрасивая девочка” на уроке используется современная педагогическая технол.

Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом.

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа.

Данная презентация поможет провести комплексный анализ текста при подготовке учащихся к сочинению на экзамене.

2016 г.Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.Задачи: показать, как языковые средств.

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов – счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, .

Литература. 5 класс

Конспект урока

Д. Кедрин. «Алёнушка»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Развитие навыков анализа поэтического текста;
  2. Раскрытие роли пейзажа как средства создания настроения;
  3. Сопоставление образов стихотворений Д. Кедрина «Алёнушка» и А. Прокофьева «Алёнушка».

Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал события своей личной жизни.

Эпитет – это образное, художественное определение, которое подчёркивает характерное свойство предмета, придаёт ему выразительность, поэтическую яркость.

Литота – это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Стойбище – это становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.

Вотчина – это наследственное земельное владение на Руси.

Лихая сила – это разбойники.

Нетленная краса – это вечная красота, которая не истлевает, не умирает.

Околица – это изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Ножичек сапожный – это большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2 // Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2018. – 292 c.

Дополнительная литература:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика / Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007. – 207 c.

2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 c.

Открытые электронные ресурсы:

(дата обращения: 05.07.2019)

  1. Автобиография В.М. Васнецова/ http://vasnecov.ru/autobiography/ (дата обращения: 05.07.2019)
  2. Картина В.М. Васнецова «Алёнушка» / https://www.tretyakovgallery.ru/collection/alenushka/ (дата обращения: 05.07.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Начнём с биографии русского лирического поэта – Николая Михайловича Рубцова.

Родился в поселке Емецк Архангельской области в 1936 году. Он рано осиротел. В стихотворении «Детство» поэт вспоминал:

И скрип, и плеск парома,

Потом раскаты грома

Детдом на берегу».

Настоящей родиной поэта стало вологодское село Никольское, где его поместили в детский дом. «До слез теперь любимые места», − упомянул в стихотворении Рубцов.

Почти все стихотворения были написаны в деревне Никола. В 1965 году был издан первый поэтический сборник «Лирика». Открывался он стихотворением «Родная деревня». Это произведение − начало развития темы «малой родины» в поэзии Николая Рубцова.

Стихотворение «Родная деревня» считается автобиографическим. Прочитаем отрывок:

«Бывает, что пыльный мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

− Я тоже отсюда уеду!»

Давайте выясним, какова идея произведения.

«… Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

… Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу…»

Поэт убеждает читателя в том, что нет на свете дороже места, чем Родина. И как бы ни манили большие города и дальние места, человек сердцем тянется к родным местам, возвращается туда и думает о них с благодарностью.

В стихотворении не много изобразительно-выразительных средств: эпитет «пылкий» и литота «едва из пелёнок».

Эпитет – это образное, художественное определение, которое подчёркивает характерное свойство предмета, придаёт ему выразительность, поэтическую яркость.

Литота – это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.

Итак, каким же настроением проникнуто стихотворение?

Конечно же, стихотворение наполнено ностальгией – тоской по Родине.

Дмитрий Кедрин – прекрасный русский поэт, драматург и переводчик. Родился 4 февраля 1907 года в посёлке Щегловка, в семье горняка. В совсем юном возрасте стал сиротой и воспитывался бабушкой-дворянкой.

В начале Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины». Много стихотворений было написано в это время, но сегодня мы остановимся на стихотворении «Алёнушка».

Посмотрим на незнакомые слова в стихотворении:

Стойбище – место расположения.

Вотчина – это родные владения.

Лихая сила – злая сила.

Нетленная краса – это вечная, неисчезающая красота.

В центре стихотворения представлены образ «Родины неяркой» и лирического героя. Строки написаны от первого лица, поэтому создается впечатление уютной, откровенной беседы с Родиной. Автор рассказывает о «лихой силе», которая покушалась на «нетленную красу». Но Родина сумела вынести всё и теперь «песенку Алёнушки поет». Завершается произведение тем, что герой признается нам: умирать вернется на Родину, ведь с детства в его душе песня Аленушки.

Давайте рассмотрим ещё одного поэта.

Александр Андреевич Прокофьев – советский поэт, журналист, автор песен. Он родился 19 ноября 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область), в крестьянской семье, где отец был рыбаком и землепашцем.

Александр Прокофьев также создаёт во время Великой Отечественной войны стихотворение «Алёнушка».

Здесь поэт сообщает о двух основных образах – образ «милой Алёнушки» и развёрнутый образ природы. В это время Прокофьев является фронтовым корреспондентом, ему уже за сорок лет. К этому моменту он уже дебютировал как поэт. Позади учеба в Петербургской учительской семинарии, работа в органах госбезопасности.

Здесь нельзя не обсудить, репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка», которая была создана в 1881 году.

Прочитаем строки в стихотворении Прокофьева, которые совпадают с изображением на картине Васнецова.

«Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит

А на берегу, совсем, как в сказке,

Милая Алёнушка сидит».

Таким образом, рассказывая о Родине и родной природе, поэты говорят: чем больше человек узнаёт о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли. Эта мысль отчётливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова.

Теоретический материал для углубленного изучения

Сопоставительный анализ одноименных стихотворений Александра Андреевича Прокофьева и Дмитрия Борисовича Кедрина.

Стихотворения с одинаковым названием имеют разные темы.

В стихотворении Кедрина – тема Родины, а у Прокофьева – тема сказочной Алёнушки.

У Кедрина показана мысль о любви к Родине, о прочных корнях, связывающих человека с Родиной. А в произведении Прокофьева главная мысль заключается в любовном, нежном отношении к образу, знакомому с детства по сказкам.

В первом стихотворении – соединение настроений нежности, любви к Родине, гордости за неё. Это приподнятое настроение выражают восклицательные предложения.

Второе стихотворение более однородно по настроению нежности, восхищения красотой образа.

В стихотворении Дмитрия Кедрина использованы традиционные народно-поэтические, фольклорные средства: постоянные эпитеты («лихая сила», «нетленная краса»), олицетворения (обращение к Родине), слова с уменьшительными суффиксами («ножичек, на пеньке», «песенку»), устойчивые выражения («бродил бы тридцать лет по свету»), эмоционально окрашенная устаревшая лексика («стойбище», «вотчина», «раздолье»).

У Александра Прокофьева – тоже богатые традиционные фольклорные средства: сравнение («совсем как в сказке, милая Алёнушка сидит»); эпитеты («милая Алёнушка», «зелёной ряске», «золотые обручи»); олицетворение («… трава, врываясь буйно, знать не хочет…», «И тропинка к берегу ведет, «Солнце щедро на воду … обручи кладет»), метафора («пруд заглохший», «мертва вода», «И цветет дурман-цветком багульник», «солнце … золотые обручи кладет»), ряды однородных членов («тростник качается, шумит»; «красен от гвоздик», «от лилий бел»); яркие цветовые образы («в зелёной ряске»; «красен от гвоздик, от лилий бел»; «на платье синем», «золотые обручи»).

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Множественный выбор

Укажите поэтов, которые отметили в своих произведениях героиню картины Виктора Васнецова.

Обучающийся должен вспомнить изученный материал на уроке и выбрать несколько ответов. Именно Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев были воодушевлены репродукцией Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка» и в последствии создали свои одноименные стихотворения.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Дан отрывок стихотворения Николая Рубцова «Родная деревня». Необходимо вставить пропущенные слова.

«Когда ж ___________ в столице,

___________ на жизнь за границей,

Тогда он __________ Николу,

Где кончил начальную школу…»

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Урок-практикум по лирике о родной природе. Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

Урок по лирике о родной природе

МБОУ школа №174

Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка» и картины В.Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

– учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

– учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;

– развивать умение анализировать;

– развивать речь и воображение;

– развивать творческие способности.

– воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

– картина В.Васнецова «Алёнушка» на слайде и на столах учащихся,

– текст стихотворений на слайде и на столах учащихся.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

На слайде тема урока: «Алёнушка»: В.М.Васнецов, Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев.

– Сегодня мы обратимся к творчеству русских поэтов, Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева, и к картине знаменитого русского художника, В.Васнецова. Запишем тему урока в тетради.

Нам необходимо сопоставить и проанализировать три абсолютно разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка», выделить сходства и различия и выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с картиной В.Васнецова «Алёнушка».

Картина представлена на слайде и в учебнике (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.166)

2. Историческая справка.

– Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

– Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)

III. Познавательный этап. Анализ произведения.

1.Анализ картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

– Итак, посмотрим на картину. Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, выплакивает свое сиротское горе, просит помощи и т.д.)

– Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)

– Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)

– Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)

– Давайте нарисуем и заполним таблицу.

(Таблица представлена на слайде, учащиеся записывают в тетради)

Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок

– Как вы думаете, что хотел передать автор в этом произведении? (Чувства, переживания Алёнушки)

– Заполняем последнюю строку.

2.Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»

– Итак, перейдем к стихотворению Д.Б.Кедрина «Алёнушка». Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.164-166).

– Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)

На слайде:
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?

На слайде:
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?

На слайде:
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

Таблица представлена на слайде, учащиеся заполняют в тетрадях.

анализ стихотворения Прокофьева «алёнушка»

анализ стихотворения Прокофьева «алёнушка»

    Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле.

Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

«Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле.

  • Алекчандр Андреевич Прокофьев
    (1900-1971)
    ,,Алнушка»
    1)Тема: о Родине, о природе
    2)Рема: рассказать о Родине
    3)Размер :16 строчек,; 4 строфы
    4)Рифма перекрстная.
    Ритм: Хорей
    5)эпитеты: зеленая ряска, милая Аленушка, тополиный пух; метафора золотые обручи; олицетворения: пруд заглохший, тростник шумит, тропинка ведет, солнце кладет
  • «Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.

    А. А. Прокофьев.
    Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

    В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    «Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    . .
    Но кукушка на сосне кукует
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
    Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
    Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле

    Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

    В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    «Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    . .
    Но кукушка на сосне кукует
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
    Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
    Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле

    Пруд заглохший весь в зелной ряске
    В ней тростник качается, шумит,
    А на берегу, совсем как в сказке,
    Милая Алнушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    Но кукушка на сосне кукует.
    И тропинка к берегу ведт.
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладт.
    Это произведение о Родине и родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки дают нам обобщенный образ России. Кто видел эту красоту :
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладт.
    Тот не забудет никогда. Поэт дарит нам ощущение, что человек сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит
    Одухотворение природы так и чувствуется в этом произведении. В этом стихотворении, обратим внимание на яркость, красочность, праздничность описания.
    Как же ярок и прекрасен мир в его стихотворении Он любит и любуется естественным миром природы своей Родины. Перед нами разворачиваться в сознании целая картина, словно в плоской стене открывается окошко, ты выглядываешь в него, а там, впереди, целый мир, особый, тобою еще не познанный. У это стихотворения количество строф (четверостиший) , способ рифмовки (перекрестная) , одинаковый ритм (хорей) .
    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка . Они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова.
    Александр Прокофьев выразил свои впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в своем стихотворении любовь к родной земле.

    В. М. Васнецов. Аленушка.

    А. А. Прокофьев.
    Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    «Аленушка» Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    . .
    Но кукушка на сосне кукует
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.
    На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
    Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
    Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле.

    «Аленушка» анализ стихотворения Прокофьева по плану кратко – тема, рифма, год, жанр

    Стихотворение “Аленушка” – это произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Его главная мысль заключается в чутком, тонком описании украденной у времени картины, представляющей собой всего лишь миг, когда девушка сидит одиноко на берегу заросшего пруда, ветер проносится через тростник, кукует кукушка. Вам предлагается краткий анализ “Аленушки” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе.

    Краткий анализ

    История создания – стихотворение было написано А. А. Прокофьевым, известным советским поэтом, зачастую считается, что это лишь словесное описание одноименной картины В. Васнецова, но при сравнении становится понятно, что поэт нарисовал свою картину, добавив новые элементы и краски.

    Тема – стихотворение о любви к природе и родине, А. А. Прокофьев, словно художник, тонко подмечает детали, описывая красоту девушки и природы.

    Композиция – стихотворение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три части: лирический герой как будто охватывает взглядом красивый вид природы – пруд, девушку, сидящую на берегу, а затем – пейзаж вокруг.

    Жанр – лирическое стихотворение.

    Стихотворный размер – хорей, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

    Метафоры“Пруд заглохший”, “Мертва вода”, “И цветет дурман-цветком багульник”, “Солнце… золотые обручи кладет”.

    Эпитеты“Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

    Олицетворения – “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”, “И тропинка к берегу ведет”, “Солнце щедро на воду… обручи кладет”.

    Аллитерация – “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”; “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” – повторение звуков “л”, “о”.

    Звукопись – передача звуков, издаваемых птицей: кукушка, кукует.

    История создания

    Стихотворение “Аленушка” А. А. Прокофьева часто считают описанием известной картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили изображение, как будто сделали его еще ярче и масштабнее: это и синее платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов, и тропинка.

    Тема стихотворения совпадает с идеей художника – на берегу, словно в сказке, сидит прекрасная девушка. Ее красота вписывается в окружающее ее пространство. Поэт ярко, красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг.

    Композиция

    Стихотворение состоит из четырех частей.

    В первой части – описывается картина: на берегу сидит девушка, а вокруг нее – “пруд заглохший весь в зелёной ряске… тростник качается, шумит”.

    Во второй части описывается Аленушка. На ее голове – венок из разных цветов: “прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел”, она в синем платье – “тополиный пух на платье синем”.

    В третьей части автор снова обращает внимание на пейзаж вокруг: “с берега трава… цветёт дурман-цветком багульник… у заглохшего пруда”. Тут же вдаль убегает тропинка, слышен голос кукушки, и солнце ярко освещает открытый нашему взору вид.

    Жанр стиха – лирическое стихотворение.

    Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строки, написанных хореем. Используются разные виды рифмы: точная (бел – прилетел, вода – пруда), неточная (красивей – синем, буйно – багульник), мужская (ведет – кладет, бел – прилетел), женская (кукует – такую, ряске – сказке), способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

    Средства выразительности

    А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Наблюдается много метафор: “Пруд заглохший”, “Мертва вода”, “И цветет дурман-цветком багульник”, “Солнце… золотые обручи кладет”.

    Также в стихотворении часто встречаются олицетворения: “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”, “И тропинка к берегу ведет”, “Солнце щедро на воду… обручи кладет”; эпитеты: “Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

    Можно сказать, что А. А. Прокофьев добавил к картине не только красок, но и оживил ее звуками. Читая стихотворение, мы слышим, как кукует кукушка (благодаря повторению звуков – звукописи), как шумит трава у воды (“В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”), а благодаря повторению звуков “л”, “о” до нас как будто бы доносится звук шума воды – “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт”.

    Читайте также:  Анализ стихотворения Я знак бессмертия себе воздвигнул Ломоносова
  • Ссылка на основную публикацию