Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

Анализ стихотворения «Аленушка» Прокофьева

Стихотворение “Аленушка” – это произведение известного советского поэта А. А. Прокофьева. Его главная мысль заключается в чутком, тонком описании украденной у времени картины, представляющей собой всего лишь миг, когда девушка сидит одиноко на берегу заросшего пруда, ветер проносится через тростник, кукует кукушка. Вам предлагается краткий анализ “Аленушки” по плану. Разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано А. А. Прокофьевым, известным советским поэтом, зачастую считается, что это лишь словесное описание одноименной картины В. Васнецова, но при сравнении становится понятно, что поэт нарисовал свою картину, добавив новые элементы и краски.

Тема – стихотворение о любви к природе и родине, А. А. Прокофьев, словно художник, тонко подмечает детали, описывая красоту девушки и природы.

Композиция – стихотворение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три части: лирический герой как будто охватывает взглядом красивый вид природы – пруд, девушку, сидящую на берегу, а затем – пейзаж вокруг.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – хорей, используется точная и неточная, мужская и женская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафоры“Пруд заглохший”, “Мертва вода”, “И цветет дурман-цветком багульник”, “Солнце… золотые обручи кладет”.

Эпитеты“Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Олицетворения – “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…”, “И тропинка к берегу ведет”, “Солнце щедро на воду… обручи кладет”.

Аллитерация – “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”; “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” – повторение звуков “л”, “о”.

Звукопись – передача звуков, издаваемых птицей: кукушка, кукует.

История создания

Стихотворение “Аленушка” А. А. Прокофьева часто считают описанием известной картины Васнецова. Но на самом деле поэт добавил свои детали, которые значительно расширили изображение, как будто сделали его еще ярче и масштабнее: это и синее платье, и прилетевший тополиный пух, и венок из цветов, и тропинка.

Тема стихотворения совпадает с идеей художника – на берегу, словно в сказке, сидит прекрасная девушка. Ее красота вписывается в окружающее ее пространство. Поэт ярко, красочно описывает нам и внешность Аленушки, и прекрасную природу вокруг.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех частей.

В первой части – описывается картина: на берегу сидит девушка, а вокруг нее – “пруд заглохший весь в зелёной ряске… тростник качается, шумит” .

Во второй части описывается Аленушка. На ее голове – венок из разных цветов: “прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел” , она в синем платье – “тополиный пух на платье синем” .

В третьей части автор снова обращает внимание на пейзаж вокруг: “с берега трава… цветёт дурман-цветком багульник… у заглохшего пруда” . Тут же вдаль убегает тропинка, слышен голос кукушки, и солнце ярко освещает открытый нашему взору вид.

Жанр стиха – лирическое стихотворение.

Стихотворение состоит из четырех строф по четыре строки, написанных хореем. Используются разные виды рифмы: точная (бел – прилетел, вода – пруда), неточная (красивей – синем, буйно – багульник), мужская (ведет – кладет, бел – прилетел), женская (кукует – такую, ряске – сказке), способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Средства выразительности

А. А. Прокофьев использует различные художественные средства для создания целостного образа. Наблюдается много метафор: “Пруд заглохший” , “Мертва вода” , “И цветет дурман-цветком багульник” , “Солнце… золотые обручи кладет” .

Также в стихотворении часто встречаются олицетворения: “…трава, врываясь буйно, знать не хочет…” , “И тропинка к берегу ведет” , “Солнце щедро на воду… обручи кладет” ; эпитеты: “Милая Аленушка”, “Золотые обручи”.

Можно сказать, что А. А. Прокофьев добавил к картине не только красок, но и оживил ее звуками. Читая стихотворение, мы слышим, как кукует кукушка (благодаря повторению звуков – звукописи), как шумит трава у воды ( “В ней тростник качается, шумит” – повторение звуков “т”, “с”, “ш”), а благодаря повторению звуков “л”, “о” до нас как будто бы доносится звук шума воды – “Солнце щедро на воду такую золотые обручи кладёт” .

Конспект урока по теме “Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста”
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

ЦЕЛЬ:

– смысл главного образа и идея текста;

– воспитание чувства патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature_v_5.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА : Александр Андреевич Прокофьев «Аленушка». Комплексный анализ текста.

– смысл главного образа и идея текста;

– воспитание чувства патриотизма

ОБОРУДОВАНИЕ : компьютер, проектор и экран, доска, сборники стихов А.А.Прокофьева, рисунки учащихся к стихотворению. Примечание: на экране показываются: портрет А.А.Прокофьева, портрет В.М.Васнецова, репродукции с картин В.М.Васнецова «Три богатыря», «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка».

I . Домашнее задание : выучить стихотворение наизусть.Прочитать рассказ Саши Черного «Игорь-робинзон», записать личные качества Игоря.

  1. Теоретическая «разминка»: дать определения терминам – тема, идея, сюжет, композиция, аллегория, гипербола, антитеза, лирика, эпитет, олицетворение, метафора, материя, типы рифм.
  1. Сообщение о жизни и творчестве А.А.Прокофьева . Показ портрета поэта (на экране) и сборников его стихов. (Выступление учащегося).
  1. Вспомним самые знаменитые картины Виктора Михайловича Васнецова (на экране – портрет В.М.Васнецова, репродукции с картин).
  1. Чтение стихотворения учителем.
  1. Диалог учителя и учащихся:
  1. Какова же тема этого стихотворения? У него есть заголовок, поэтому первый вариант – Аленушка. Аленушка на картине В.М.Васнецова тоскует о том, что братец-Иванушка превратился в козленочка и злая ведьма добивается его смерти.
  1. Точно ли наш текст соответствует картине? (Все-таки нет, на картине у Аленушки нет венка из гвоздик и лилий, потому что венок все-таки символ радостного настроения, а у васнецовской Аленушки нет причин для радости).
  1. Вывод 1: Аленушка в стихотворении другая. А какая? Вы должны были выписать дома эпитеты. Читаем первую строфу: записываем – милая Аленушка. Можно предположить, что она – воплощение той силы, которая всегда побеждает в сказках. Давайте вспомним, какие две силы борются в сказках и какая сила всегда побеждает.

Если Аленушка – Добро, то какие есть эпитеты у противоположной силы? Заглохший пруд, мертвая вода. Что ж, теперь посмотрим, какая же сила побеждает.

  1. Перечислите все образы, которые вы выписали дома из текста. Можно ли по представленным образам увидеть победу Добра над Злом? Тут нам поможет противительный союз, который четко делит текст на две части. Что это за союз? (но). Прочитайте вторую часть. Какие же образы появились в стихотворении после союза «но»? Кукушка, тропинка, солнце. Можно ли их считать образами-символами, аллегориями?
  1. Что мы спрашиваем у кукушки и какого ответа ожидаем? (Долгой счастливой жизни). Записываем на доске: кукушка – жизнь.

Аллегорией чего является дорога или тропинка в литературе? (Хронотоп дороги – символ жизни). Записываем на доске: тропинка – жизнь.

Аллегорией чего является солнце? Ну, конечно же, тоже жизни! Записываем на доске: солнце – жизнь.

Можно ли поставить знак равенства между жизнью и Добром? Конечно, да!

  1. Вывод 2: и образы, и композиция говорят о победе Добра.
  1. Давайте посмотрим на метафоры в тексте. Назовите их. Багульник – дурман-цветок, золотые обручи – расходящиеся по воде круги, освещенные солнцем.
  1. Какая метафора просто «пришла» из сказки? (Дурман-цветок). А золотой цвет – это символ злой или доброй силы? (Конечно, доброй).
  1. Вывод 3: метафоры усиливают впечатление о сказке и победе Добра в ней.
  1. Давайте посмотрим цветовую гамму в стихотворении: читаем и записываем названия: зеленый, красный, белый, синий, розовый (багульник), золотой. И только одна «мертвая вода», конечно же, черного цвета.
  1. Вывод 4: и цветовая гамма подчеркивает победу Добра.
  1. Теперь обратим внимание на освещение . Каким светом пронизано все происходящее? (Солнечным)
  1. Вывод 5: солнечный свет тоже подчеркивает победу светлых сил.
  1. Можем ли мы теперь определить, символом какой силы является Аленушка? (Конечно, Добра!). А можем ли определить теперь идею стихотворения? (Конечно, она «сказочная» – Добро побеждает Зло).
  1. Вывод 6: идея: Добро побеждает Зло! Итак, Аленушка в стихотворении – аллегория Добра.
  1. Теперь давайте обратим внимание на то, как талантливый поэт работает со звуками. Перечитаем первую строфу. Каких согласных больше – звонких или глухих? А много ли «шипящих» и «свистящих»? (Да). Как мастерски они передают шуршание тростника! Этот художественный прием называется АЛЛИТЕРАЦИЯ – «звукопись» с помощью согласных звуков. Запишем это новое понятие.
  1. Давайте вспомним еще раз, какие существуют типы рифм, и определим тип рифмы в стихотворении «Аленушка». Читаем первую строфу, приходим к выводу, что рифма перекрестная.

VII . Выразительное чтение стихотворения учащимися.

VIII. Оценка деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема “Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ”. Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован.

конспект урока русского языка в 10 классе на тему “Комплексный анализ текста” на основе анализа стихотворения Н.Заболоцкого “Некрасивая девочка” на уроке используется современная педагогическая технол.

Цель: повторить и систематизировать основные орфограммы, изучаемые в 5 класса; отрабатывать навык самостоятельной работы над текстом.

В ходе урока идёт работа над содержанием и сжатием исходного текста. Рассматриваются приёмы сжатия текста. Используется групповая работа.

Данная презентация поможет провести комплексный анализ текста при подготовке учащихся к сочинению на экзамене.

2016 г.Тема: Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие».Цель: воспитание любви к Родине, формирование ответственного отношения к исторической памяти.Задачи: показать, как языковые средств.

Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов – счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, .

Урок-практикум по лирике о родной природе. Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева «Алёнушка» и картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

Урок по лирике о родной природе

Сопоставительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева «Алёнушка» и картины В.Васнецова «Алёнушка» (5 класс)

– учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

– учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;

– развивать умение анализировать;

– развивать речь и воображение;

– развивать творческие способности.

– воспитывать эстетический вкус.

– картина В.Васнецова «Алёнушка» на слайде и на столах учащихся,

– текст стихотворений на слайде и на столах учащихся.

I. Организационный этап.

1. Вступительное слово учителя.

На слайде тема урока: «Алёнушка»: В.М.Васнецов, Д.Б.Кедрин и А.А.Прокофьев.

– Сегодня мы обратимся к творчеству русских поэтов, Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева, и к картине знаменитого русского художника, В.Васнецова. Запишем тему урока в тетради.

Нам необходимо сопоставить и проанализировать три абсолютно разных произведения с одинаковым названием «Алёнушка», выделить сходства и различия и выяснить, что же каждый из авторов хотел сказать своим произведением.

II. Вводно-мотивационный этап.

1.Знакомство с картиной В.Васнецова «Алёнушка».

Картина представлена на слайде и в учебнике (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.166)

2. Историческая справка.

– Картина «Аленушка» создана В. М. Васнецовым в 1881 г. в Абрамцеве (усадьбе близ города Сергиева Посада), которое во второй половине XIX в. было центром русской художественной жизни. В Абрамцеве у его хозяев промышленников Мамонтовых гостили и работали лучшие русские художники своего времени, царила атмосфера творческой свободы и воодушевления. Там после нескольких картин на сказочные сюжеты Васнецов и написал ставшую знаменитой «Аленушку». Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

– Сталкивались ли вы ранее на уроках литературы с героиней по имени Алёнушка? В каких произведениях? Какой там предстает перед нами героиня? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и пр. Алёнушка сирота, сильная, храбрая, отважная.)

III. Познавательный этап. Анализ произведения.

1.Анализ картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

– Итак, посмотрим на картину. Что вы видите? Каков колорит картины? (Одинокая девочка, босоногая, в оборванном платье сидит на берегу, выплакивает свое сиротское горе, просит помощи и т.д.)

– Какой предстает перед нами Алёнушка на картине? (Печальная, страдающая)

– Какой изображена природа на картине? Какое время года, дня? (Листья и ветви сгорбились, сумрак, осенние листья на воде, тихая гладь, вечерняя заря)

– Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Страдание, печаль, тревога)

– Давайте нарисуем и заполним таблицу.

(Таблица представлена на слайде, учащиеся записывают в тетради)

Автор не передает сказочный сюжет, а раскрывает эмоциональный образ героини русских народных сказок

– Как вы думаете, что хотел передать автор в этом произведении? (Чувства, переживания Алёнушки)

– Заполняем последнюю строку.

2.Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»

– Итак, перейдем к стихотворению Д.Б.Кедрина «Алёнушка». Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Стихотворение и картина представлены на слайде и в учебниках (Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. Стр.164-166).

– Какие картины предстают перед нами? (По тексту: осенний туман, ночной соловей и пр.)

На слайде:
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.

— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана», «вотчина ночного соловья»? («Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.)
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?

На слайде:
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?

На слайде:
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

Таблица представлена на слайде, учащиеся заполняют в тетрадях.

Урок литературы в 5 классе. Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений А.А.Прокофьева и Д.Б.Кедрина с картиной В.М.Васнецова «Аленушка».

    Маргарита Вожжинская 2 лет назад Просмотров:

1 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области» в с.раздольное Урок литературы в 5 классе Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства по ФГОС Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений А.А.Прокофьева и Д.Б.Кедрина с картиной В.М.Васнецова «Аленушка». Автор: Евстафьева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы

2 Цели урока: Содержательная: знакомство с картиной В.М.Васнецова «Аленушка» и стихотворениями А.А.Прокофьева и Д.Б.Кедрина; формировать знания о приемах анализа лирических произведений и произведений живописи; обучать навыкам выразительного чтения; формировать у учащихся культуру восприятия произведения искусства развитие умения анализировать, делать вывод; – развитие мышления и грамотной речи учащихся; Деятельностная: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу»; создание условий для усвоения темы; развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; развитие навыков самоконтроля; Планируемые результаты. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из поэтических текстов; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации; активизация мышления при работе с иллюстрациями и фотографиями; осуществление самоконтроля при выполнении мини проекта; умение обобщать информацию, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию. Регулятивные УУД: принятие познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий; овладение навыками самоорганизации; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещѐ неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; самооценка учебной деятельности. Коммуникативные УУД

3 способствовать развитию диалогической речи учащихся в ходе анализа произведений искусства; развивать навыки сопоставления образа словесного с образом изобразительным; Развивать навыки выразительного чтения. Личностные УУД: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению; проявление эстетического сознания через исследование поэтического наследия А.А.Прокофьева и Д.Б.Кедрина; понимание роли поэзии в жизни человека. Тип урока: урок изучения нового материала Оборудование урока: репродукция картины В.М. Васнецова «Алѐнушка»; компьютер; презентация к уроку; фонохрестоматия по литературе к учебнику В.Я.Коровиной,5 класс.. Ход урока I. Организационный момент II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний 1. Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о Родине и о родной природе. Перед вами картина Васнецова. Кого изобразил художник на картине? (ответы учащихся) 2. Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием презентации. Аленушка, печальная девочка у пруда, – одна из любимых всеми картин Виктора Михайловича Васнецова.

4 О творчестве Виктора Михайловича Васнецова не скажешь лучше, чем он сам сказал: «Я сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился, как художник, понять, разгадать и выразить русский дух». Действительно, мало кто из русских художников сумел так понять и передать этот русский дух, как В. М. Васнецов. Виктор Михайлович хотел, чтобы все, как и он сам, прониклись дивной красотой Руси, узнали, приняли сердцем ее историю, предания, сказки. Васнецов верил свято, что в «сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа». И детское, и взрослое сердце трепещет, увлекаемое бегом серого волка по черно-сказочному лесу, полетом ковра-самолета, завораживающим танцем Царевны-лягушки. Картины Васнецова принимают и дети, и взрослые именно потому, что понимают стремление художника раскрыть средствами живописи глубину русского характера. Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

5 В какой русской народной сказке героиня носит имя Аленушка? (ответы учащихся) Картина Виктора Михайловича Васнецова написана по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Но воодушевила художника на написание картины простая крестьянская девушка, поразившая его воображение. Ее В. М. Васнецов увидел в усадьбе Ахтырка, где рисовал пейзажи. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный русский характер. 3.Описание картины. Как изобразил художник Аленушку? С помощью каких средств и приемов автор картины передает чувства Аленушки, как он показывает, что она бедная девушка из народа? (через внешность, мимику, позу, одежду). Как изображен пейзаж на картине? (ответы учащихся) III. Этап усвоения новых знаний 1. Рассказ учителя с элементами беседы. 1) Живопись, как вид искусства, тесно связан с другим искусством: с поэзией. Картина В.Васнецова вдохновила поэтов Александра Андреевича Прокофьева и Дмитрия Борисовича Кедрина на создание стихотворений, которые поэты также назвали «Аленушка». На этом уроке мы будем анализировать и сопоставлять стихотворения «Алѐнушка» Д. Кедрина, «Алѐнушка» А. Прокофьева и картину Васнецова. Мы постараемся понять, как в этих произведениях искусства авторы передают свою любовь к Родине. 2) Что, по-вашему, значит сопоставить? (Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегова.) 3)Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить? (Одинаково называются)

6 4) Мы будем сравнивать и анализировать произведения искусства о Родине, о родной природе. Прочитайте на слайде стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке», обратите внимание на выделенные слова. Все в тающей дымке: холмы, перелески. Здесь краски не ярки, и звуки не резки. Здесь медленны реки, туманны озера, И все ускользает от беглого взора. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили прозрачные воды Всю прелесть застенчивой русской природы. Как, по мнению Н.Рыленкова, можно понять красоту русской природы, что для этого необходимо сделать? (Вслушаться в звучание стихотворения, представить, какие звуки природы пытается передать автор. Мысленно представить картины природы после прочтения стихотворения. Внимательно всмотреться в детали картины, чтобы понять, что хотел изобразить художник). 2. Краткое сообщение о творчестве поэта А. Прокофьева с использованием презентации. 3. Прослушивание стихотворения А. Прокофьева «Алѐнушка» (Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение) Анализ стихотворения. 1) Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? 2) Внимательно вчитываемся в текст. Самостоятельная работа учащихся в группах : 1 группа: Подберите из стихотворения цитаты, которые точно отражают содержание картины. («Пруд заглохший», «тростник качается», «мѐртва вода», «на берегу совсем, как в сказке, милая Аленушка сидит») 2 группа: Отметьте, какие детали описаний в стихотворении не изображены на картине В.Васнецова? (Нет венка, тополиного пуха на платье, сосны, тропки, солнечных лучей, отражающихся в воде).

7 3) Как вы думаете что хотел выразить поэт своими дополнениями к описанию образа Аленушки? (надежду на то, что его героиня будет счастлива в сиянии солнечных лучей ) 4) Какие эпитеты и сравнения использует поэт в стихотворении, и какой образ Аленушки создает с их помощью? (Поэт рисует прекрасную девушку, : венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и еѐ близостью к природе) 5) Сравните цветовые гаммы стихотворения с цветовыми гаммами на картине. Есть ли сходство? 6) Работа над выразительным чтением стихотворения. Физкультминутка под звуки плавной спокойной мелодии: Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки (5-6 раз). Прикрыть веки, представить какой-нибудь уголок природы или понравившийся пейзаж. Через несколько секунд открыть глаза (2-3 раза). 4. Краткое сообщение о творчестве поэта Д.Кедрина с использованием презентации. 5. Прослушивание стихотворения Д.Кедрина «Алѐнушка» (Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение). Анализ стихотворения. 1) Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? 2) Объяснение значения слов: Стойбище, вотчина, лихая сила, нетленная краса 3) Как вы понимаете выражение: Стойбище осеннего тумана, вотчина ночного соловья 4) Учитель. Стихотворения «Алѐнушка» было написано Д.Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда поэт работал во фронтовой газете «Сокол Родины». 5) Найдите и прочитайте вторую строфу стихотворения. Как вы понимаете эти строки? О какой «лихой силе» говорит поэт?

8 В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения) 6) Самостоятельная работа учащихся. Какой образ Родины рисует поэт в стихотворении? Выпишите цитаты в тетрадь. (Он обращается к Родине и рисует образ «Родины неяркой», сравнивает ее «со стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Родина все вынесла и снова поет песню Аленушки). Вывод: в стихотворении Д.Кедрина нет описания картины Васнецова. Глядя на картину, поэт видит в образе Аленушки образ Родины. 7) Работа над выразительным чтением стихотворения. IV. Подведение итогов урока. Давайте еще раз внимательно посмотрим на картину. Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова? (Нет, нельзя. Эти два стихотворения написаны под впечатлением картины В.Васнецова, но художник по-своему воссоздает образ любимой героини Аленушки, пропуская его через себя. Картина создает грустное настроение. Очень жаль печальную Аленушку, которой сочувствует и сам автор. В стихотворении А.Прокофьева мы видим совсем другой солнечный и счастливый образ Аленушки. В стихотворении Д. Кедрина поэт, глядя на картину, видит в героине образ Родины). Учащиеся формулируют и записывают вывод в тетрадь. V. Обобщение учителя Одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает через себя. Д.Кедрин и А.Прокофьев по- разному выразили своѐ впечатление от картины Васнецова «Алѐнушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земле. VI.Оценивание работы учащихся на уроке VII. Домашнее задание: на выбор: 1. Подготовить выразительное чтение стихотворений, передавая настроения, которыми проникнуты стихотворения. 2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению Д.Кедрина «Алѐнушка». VIII. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Какой момент урока показался самым интересным? Какие возникли трудности? (ответы учащихся)

анализ стихотворения Прокофьева “алёнушка”

анализ стихотворения Прокофьева “алёнушка”

  1. Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

“Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле.

Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

“Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

“Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
. .
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле.

  • Алекчандр Андреевич Прокофьев
    (1900-1971)
    ,,Алнушка”
    1)Тема: о Родине, о природе
    2)Рема: рассказать о Родине
    3)Размер :16 строчек,; 4 строфы
    4)Рифма перекрстная.
    Ритм: Хорей
    5)эпитеты: зеленая ряска, милая Аленушка, тополиный пух; метафора золотые обручи; олицетворения: пруд заглохший, тростник шумит, тропинка ведет, солнце кладет
  • “Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.

    А. А. Прокофьев.
    Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

    В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    “Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    . .
    Но кукушка на сосне кукует
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
    Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
    Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле

    Неподвижно смотрит девушка на мрачные воды пруда. Поникла ее голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях худые руки. Она точно сломанная века осины, что спускается рядом к пруду. Сама поза девушки, выражение глаз, порванное старенькое платье все говорит о бедности и горькой сиротской доле. Природа словно сочувствует Аленушке и тоскует с ней. . Взгляни, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ели. Краски тоже передают это настроение: главные тона здесь серые, зеленые, желтые. Нет в картине ничего яркого. Все сливается в тихую задумчивую сказку.

    В сказках добро всегда побеждает зло? Смотришь на картину и веришь, что наступят и для Аленушки счастливые дни. А вот как написал поэт Прокофьев про эту картину: Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    “Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    . .
    Но кукушка на сосне кукует
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
    Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.

    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
    Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле

    Пруд заглохший весь в зелной ряске
    В ней тростник качается, шумит,
    А на берегу, совсем как в сказке,
    Милая Алнушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    Но кукушка на сосне кукует.
    И тропинка к берегу ведт.
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладт.
    Это произведение о Родине и родной природе. Конкретные пейзажные зарисовки дают нам обобщенный образ России. Кто видел эту красоту :
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладт.
    Тот не забудет никогда. Поэт дарит нам ощущение, что человек сливается с миром, чувствует свое единство с небом, водой и растениями:
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит
    Одухотворение природы так и чувствуется в этом произведении. В этом стихотворении, обратим внимание на яркость, красочность, праздничность описания.
    Как же ярок и прекрасен мир в его стихотворении Он любит и любуется естественным миром природы своей Родины. Перед нами разворачиваться в сознании целая картина, словно в плоской стене открывается окошко, ты выглядываешь в него, а там, впереди, целый мир, особый, тобою еще не познанный. У это стихотворения количество строф (четверостиший) , способ рифмовки (перекрестная) , одинаковый ритм (хорей) .
    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка . Они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова.
    Александр Прокофьев выразил свои впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в своем стихотворении любовь к родной земле.

    В. М. Васнецов. Аленушка.

    А. А. Прокофьев.
    Аленушка

    Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
    В ней тростник качается, шумит
    А на берегу, совсем, как в сказке,
    Милая Аленушка сидит.
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел.
    Тополиный на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    С берега трава, врываясь буйно,
    Знать не хочет, что мертва вода,
    И цветет дурман с цветком багульник
    Рядом у заглохшего пруда
    Но кукушка на сосне кукует,
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.

    “Аленушка” Прокофьева на первый взгляд посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, будто бы отражающие содержание картины: пруд заглохший (на картине перед нами не пруд, а лесное озеро, судя по изображенной растительности и валунам моренного происхождения) , тростник качается (рогоз) , мертва вода (очевидно, этот эпитет связан с неподвижностью воды) . В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет, например o венке на голове или в руках у Аленушки :
    Прост венок, а нет его красивей,
    Красен от гвоздик, от лилий бел,
    Тополиный пух на платье синем,
    С тополиных рощ он прилетел.
    . .
    Но кукушка на сосне кукует
    И тропинка к берегу ведет,
    Солнце щедро на воду такую
    Золотые обручи кладет.
    На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
    Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи света.
    Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова Аленушка. Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этого стихотворения перекрестный способ рифмовки, ритм- хорей.
    Александр Прокофьев выразил сво впечатления от картины Васнецова Аленушка , передав в свом стихотворении любовь к родной земле.

    “Тихая моя родина…” 5-й класс

    Разделы: Литература

    Класс: 5

    Цель: научить сопоставлять образы стихотворений, выделяя общее и различное в авторских позициях; развивать внимательное отношение к слову, умение определять авторские чувства в лирическом произведении и прослеживать их смену; воспитывать чувство любви к родине, бережное отношение к её природе и культуре.

    Задачи: расширять словарный запас учащихся, совершенствовать монологическую речь, навыки самостоятельной и групповой работы.

    Оборудование: оформленная доска, учебник Коровиной В.Я. «Литература. 5 класс» 2 часть, репродукция картины В.М. Васнецова «Алёнушка» (или слайд с репродукцией); 5 школьных толковых словарей.

    Ход урока

    1. Оргмомент: (приветствие, постановка цели и задач, актуализация знаний)

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Они пришли взглянуть на то, каких успехов вы добились в изучении литературы, заканчивая пятый класс.

    В этом году на уроках литературы мы с вами говорили о поэзии, её особенностях, читали стихотворения о природе и о родине поэтов 19 и 20 веков, пытались их анализировать.

    Сегодня мы продолжим разговор о поэзии. Я предлагаю вам на этом уроке прочитать, проанализировать и сопоставить два стихотворения: «Алёнушка» Д. Кедрина и «Алёнушка» А. Прокофьева. Давайте запишем тему урока в тетради.

    (Запись темы урока.)

    Это будет наш первый опыт сопоставления, значит, чему должны научиться? Что значит сопоставить?

    (Сравнить, найти общее и различия. Сопоставить – сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого-нибудь вывода. Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю.шведова.)

    Но мы будем сравнивать не изображения, а произведения словесного творчества, значит, к чему необходимо присматриваться внимательнее?

    (Присматриваемся к слову и его значению, именно словами изображённые картины мы представим и сопоставим)

    Ещё важно, что мы будем сравнивать лирические произведения. Давайте вспомним, что отличает лирические произведения от произведений других родов литературы? Что изображается в лирике?

    (Мысли и чувства автора, героев)

    Как вы думаете, почему эти стихотворения можно сопоставить?

    Можно предположить, что образ Алёнушки будет описан авторами одинаково. Тогда зачем сравнивать?

    (Выяснить чувства, авторскую позицию одного и другого поэта)

    2. Беседа:

    Вспомните произведение, в котором впервые появился образ Алёнушки?

    (Народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

    Какой вам представляется героиня сказки? Какова её внешность? Характер?

    (Простая русская красавица, скромная девушка, с русой косой, в сарафане в цветочек или каком-нибудь ярком, в белой рубашке, в платочке, в лаптях, трудолюбивая и заботливая)

    3. Выразительное чтение стихов:

    Давайте прочитаем выразительно стихотворения поэтов. Слушайте внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: Какова Алёнушка у каждого из поэтов?

    (Читают в учебнике или наизусть подготовленные дети)

    Итак, какой вы представили Алёнушку у разных поэтов? Какая вам больше понравилась?

    4. Словарная работа:

    А теперь попробуем проанализировать. Сначала выясним значения непонятных слов. (Слова записаны на доске, детям раздаю толковые словари с закладками или карточки с выписанными из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой словарными статьями)

    Вотчина – на Руси до 18 века: родовое наследственное земельное владение.

    Околица – 1. Изгородь вокруг деревни; вообще край деревни. 2. Место вокруг селения, рядом с ним, окружающая местность.

    Лихой (Лихая сила) – приносящий беду, злой, тяжкий.

    Ряска – водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

    Багульник – вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

    Нетленный – никогда не исчезающий, вечный.

    Омут – 1. Водоворот на реке, образуемый встречным течением. 2. Глубокая яма на дне реки, озера.

    (Ребята читают лексические значения, у многозначных слов выбирают наиболее точные, уточняют смыслы в сочетании с другими словами в стихотворных строках, некоторые записывают)

    5. Работа в парах:

    Сейчас я предлагаю вам самостоятельно в парах проанализировать некоторые строфы по вопросам. Потом мы обобщим, вместе построим схему на доске и в тетрадях и сформулируем выводы.

    (Раздаю карточки с вопросами, прошу подписать свои фамилии на обороте, свои мысли, наблюдения, выводы записать на карточках))

    1 карточка.

    Какие образы, слова создают ощущение покоя, тихого и спокойного места?

    (По первым строфам стихотворений)

    «Алёнушка» А. Прокофьева

    2 карточка (а)

    По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 2 строфу.

    Что вы видите? Какую картину представляете?

    Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

    2 карточка (б)

    По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 2 строфу.

    Что вы видите? Какую картину представляете?

    Какое чувство, настроение рождается у читателя?

    3 карточка (а)

    Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности?

    «Алёнушка» Д. Кедрина (2 строфа)

    «Алёнушка» А. Прокофьева (3 строфа)

    3 карточка (б)

    По стихотворению А. Прокофьева. Прочитайте 3 строфу.

    Какие образы противопоставляет автор? Как показывает борьбу жизни и смерти?

    4 карточка (а)

    По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 3 строфу.

    Какими словами поэт говорит о продолжении жизни? Какой он рисует родину?

    4 карточка (б)

    По стихотворению Д. Кедрина. Прочитайте 4 строфу.

    Какие чувства испытывает лирический герой? Что вспоминает?

    4 карточка (в)

    Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

    «Алёнушка» Д. Кедрина

    «Алёнушка» А. Прокофьева

    5 карточка

    Какова Алёнушка?

    (Дети обсуждают 5 минут.)

    6. Обобщение (по вопросам карточек) и составление схемы на доске и в тетрадях:

    Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя?

    (Пруд, заглохший, затянутый ряской, даёт ощущение одинокого места, где редко бывают люди. Тростник чуть шумит, и появляется сказочный образ Алёнушки, рождается настроение ожидания чуда. У Кедрина – туманная ночь, эпитет «тихая», также сказочный образ царевны Несмеяны)

    Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать?

    (Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе)

    Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя?

    (В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения.)

    Какие слова помогают передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни?

    (Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник. Так в стихах Прокофьева. У Кедрина – «краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») рисует словами поэт)

    Какие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам)

    (Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь помогала. А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей. Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе. У Дмитрия Кедрина круговое движение также представлено. Лирический герой признаётся, что, бродя по свету, вернулся бы на родину умирать. Он говорит о верности родному краю. Автор помнит свою историю, традиции своего народа (песенка Алёнушки) и гордится ими. Память возвращает его в детство, к матери).

    5. Формулирование выводов:

    1. Можно ли произведение Д. Кедрина считать стихотворением о сказочной героине? Какие чувства стремился передать нам автор? С чем он связывает образ Алёнушки?
    2. Является ли стихотворение А. Прокофьева словесным изображением картины В. И. Васнецова? (Рассматриваем внимательнее картину на доске или в учебнике с. 153)

    1. Почему оба поэта обращаются к образу Алёнушки, сказочной героини?

    Выводы: Дмитрий Кедрин прямо обращается к малой Родине, связывая её образ со сказочными персонажами, вспоминая царевну Несмеяну, Алёнушку. Поэт говорит о терпеливости и смирении, стойкости и богатстве родной земли, гордится её традициями, говорит о связи поколений.

    Александру Прокофьеву словами удалось не просто описать картину Васнецова, а оживить её. В печальном образе девочки-сиротки он увидел вечный сказочный образ Алёнушки и дал читателю почувствовать надежду на счастливый конец сказки, на продолжение жизни, оживив заглохший пруд золотыми лучами щедрого солнца.

    Образы народных сказок всегда близки душе русского человека, напоминают о родной земле, малой родине, о детстве, о связи поколений.

    (Оцениваю полные ответы учащихся, работу на уроке)

    6. Домашнее задание:

    Подберите любое стихотворение С. Есенина, Н. Рубцова, А. Прокофьева или других поэтов о родине и проанализируйте: (запись в тетрадь) Какие образы помогают автору передать любовь и уважение к Родине?

    Для примера читаю наизусть стихотворение В. Тушновой «Вот говорят: Россия…» (см. Приложение 1)

    7. Рефлексия:

    Что понравилось на уроке? Чему научились? Кому бы сказали спасибо за урок?

    Читайте также:  Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба
    Ссылка на основную публикацию
    «Алёнушка» Д. Кедрина