Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Этот стих рассказывает о том, какие чувства испытывает поэт, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит его, однако какая-то тоска все же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой все же не отказался бы от компании, но это должен быть совершенно конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы где-то был дом, где его ждали бы. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу со своей возлюбленной.

Стихотворение написано хореем с перекрестной рифмой, что позволяет с легкостью воспринимать его читателю ч любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “ огонь воскрешу “.
  • Эпитет – “ берег невысок “.
  • Анафора – “ одинок – один “.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой»

Реферат

По дисциплине

Литература

на тему: «Сологуб Федор Кузьмич»

Сологуб Федор Кузьмич (1863–1927) (настоящая фамилия – Тетерников), один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Петербурге в бедной семье. Отец занимался портняжным делом в Петербурге; умер от чахотки, когда Федору было 4 года. Мать-крестьянка; работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми, но спать ему приходилось на кухне. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года. Мать горячо любила своих детей, но в то же время была настоящим деспотом в семье: будущего поэта часто секли. В детстве Федор много читал. К 12 годам он прочел всего Белинского, Добролюбова, Писарева, Некрасова.

В 1882 году окончил Учительский институт и, взяв с собой мать и сестру, уезжает работать в г. Крестцы Новгородской губернии.

В 1884 году были опубликованы первые стихи Сологуба.

В 1885 году переезжает в г. Великие Луки Псковской губернии, где продолжает работать учителем математики.

В 1889 году переводится в г.Вытегра Олонецкой губернии. В годы учительства создается никогда самим поэтом не публиковавшийся цикл стихотворений, получивший условное название «Из дневника» (1883-1904г.г.)

В 1892 году переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников журнала «Северный Вестник», «старших» символистов Д. Мерешковского, З. Гиппиус, Н. Минского.

В 1895 году в журнале «Северный Вестник» был опубликован роман «Тяжелые Сны». В его основе – тяжелые впечатления уездной России 80-х годов.

На первых порах произведения Сологуба публиковались только в «Северном Вестнике», а затем в таких журналах как «Весы», «Русская мысль», «Образование»; в газетах «Речь», «Слово», «Утро России» и др.

В период с 1892 по 1898 года Сологубом были написаны следующие произведения: рассказы «Свет и тени» и «Червяк»; стих-ия «Я ждал, что вспыхнет впереди…», «О смерть! Я твой…», «Я-бог таинственного мира…», «Звезда Маир».

В 1896 году в Петербурге выходит первый поэтический сборник Сологуба, который называется «Стихи».В это время продолжается и карьера Солгуба на поприще просвещения:из учителя математики он превращается в инспектора училищ, становится членом Петербургского уездного училищного совета.

В «литературных сборищах» он был незаметен: «тихий, молчаливый, невысокого роста, с бледным худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих лет, он как-то пропадал в многолюдных собраниях».(П.Перцов)В период революции 1905 года Сологуб публикует стихи, пародии и острые «политические сказочки» (язвительные, злые эпиграммы на царя и его окружение).

В 1905 году в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892 – 1902) и пренесший Сологубу шумную известность роман «Мелкий бес», в котором на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных сатирических типов русской литературы образ учителя гимназии Передонова , существа отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего преступлением и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и вызвал самые противоречивые суждения о себе. Высказывались предположения, что в Передонове Сологуб изобразил темные стороны своего «я». В поздние годы писатель признавался, что «Передонова ему пришлось протащить через себя». Самое яркое высказывание о Передонове принадлежит А. Блоку: «Передонов – это каждый из нас. В каждом из нас есть передоновщина».

В 1906 году выходит шестая по счету книга стихов Сологуба «Змий». В ней мотив солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего над человеком зла и проклятия.

В 1907 году Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. В этом же году в альмонахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи чары» (в завершенном виде получил название «Творимая легенда» – 1913 год). В 1907 году Сологубом были написаны следующие произведения: рассказ «Маленький человек» и пьеса «Победа смерти».

В 1908 году Ф.К.Сологуб женится на Анастасии Николаевне Чеботаревской. Их квартира сразу же становится одним из литературных салонов Петербурга. Изменяется, по свидетельству современников, и внешний облик писателя. Недавний типичный разночинец с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим патрицием», в облике которого отчетливо проступают писательские черты. В этом же году создаются почти все мифологические драмы Сологуба : «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски», и др. ,в которых автор раскрывается глубоким тайновидцем человеческой души на путях двоемирия. С выходом в 1908 году лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг»(VIII книга по счету) Сологуб, безусловно, признается крупнейшим явлением в поэзии. «В современной литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество Сологуба. Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не имеющим себе равного в современности. В «Пламенном круге» он достиг вершины простоты и строгости.» – так писал А. Блок в своей статье «Письма о поэзии»(1908 год).Даже М. Горький ,всегда недолюбливавший Сологуба за его «пессимизм»,вынужден признаться, что «Пламенный круг» – это книга удивительная и надолго».

10-ые годы XX века – полный расцвет творчества и популярности Сологуба. Издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается сразу три его собрания сочинений: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (вышло неполным). Сологуб, признанный современниками, входит в четверку наиболее знаменитых писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким. Сологуб является безусловным авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из лучших вождей того направления, В котором протекает мое творчество»,- признавался ему Н.Гумилев в письме в 1915 году. Война 1914 года вызывает в Сологубе подъем национального духа, выраженного им в статье «Почему символисты приняли войну»(1914 год) и в книге стихов «Война»(1915 год). Встретив приветствием Февральскую революцию 1917 года, Сологуб отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту и к дальнейшей власти большевиков, как не отвечающим его идеалу «европейской гуманитарной цивилизации».

С апреля 1917 года Сологуб возглавляет «литературную курию» в союзе деятелей искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости» искусства от государства. В своих знаменитых «Петербургских дневниках» этого периода З. Гиппиус отмечала: «Все – таки самый замечательный русский поэт и писатель – Сологуб – остался «человеком». Не пошел к большевикам. И не пойдет. Не весело ему за то живется».

В 1921 году жена писателя, А.Н.Чеботаревская, в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от одиночества находит в творчестве. В этом году выходят сборники стихов: «Одна любовь», «Соборный благовест», «Фимиамы»; роман «Заклинательница змей».

В1922 году выходят следующие сборники стихов: «Костер дорожный», «Свирель», «Чародейная чаша».

В 1923 году выходит сборник стихов «Великий благовест».

Поздняя лирика Сологуба претерпевает значительную эволюцию в сторону опрощения и приятия жизни. М.Кузьмин в 1922 году писал : «В лучших стихах Сологуба Вы найдете примиренность, большее приятие жизни и милое простодушие, вообще свойственное этому поэту, но которое прежде он часто маскировал наивным демонизмом».

Сологуб предвидел свою кончину именно в декабре:

«Каждый год я болен в декабре,

Не умею я без солнца жить.

Я устал бессонно ворожить,

Я склоняюсь к смерти в декабре…»

(«Триолетты», 1913 год).

Он и скончался 5 декабря 1927 года. Похоронен на Смоленском кладбище, неподалеку от места первоначального захоронения А.Блока.

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой»

«Забелелся туман за рекой»

Забелелся туман за рекой.
Этот берег совсем невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

Читайте также:  Рыцари - краткое содержание рассказа Драгунского

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

Настоящая любовь пришла к Федору Сологубу достаточно поздно, и его избранницей стала известная петербургская переводчица Анастасия Чеботарвская. К моменту заключения брака в 1908 году поэту исполнилось 45 лет, однако он ни одного дня не пожалел о том, что судьба свела его с этой замечательной женщиной.

Впрочем, знакомство с Анастасией Чеботаревской состоялось намного раньше, так как она являлась частой гостьей литературных вечеров и даже писала о Сологубе критические заметки в питерских журналах. К своему подопечному Чеботаревская относилась с определенной долей скептицизма, хотя и восхищалась его талантом, самобытностью и образным восприятием окружающего мира. Что касается Федора Сологуба, то он был давно и безнадежно влюблен в Анастасию, поэтому ее отъезд во Францию привел поэта в уныние. Он не знал, увидит ли когда-нибудь свою возлюбленную, и что именно сулит ему такая встреча.

Угнетенный одиночеством и страдающий от неразделенной любви, в 1900 году Федор Сологуб публикует стихотворение «Забелился туман над рекой», каждая строчка которого наполнена тоской и грустью. «И теперь я совсем одинок», — отмечает автор, намекая на то, что отныне ему не встретить в литературном салоне Чеботаревскую, не устроить с ней дискуссию по поводу новый веяний в литературе, не услышать ее резких суждений по поводу символизма и молодых поэтов, считающих себя чуть ли не пророками. Спасают от чувства безысходности Сологуба лишь редкие загородные прогулки, когда он, наконец, может остаться один на один со своими мыслями и чувствами. «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один», — отмечает поэт, признаваясь, что его не тяготит отсутствие компании.

Действительно, для человека, который часть своей жизни прожил в провинции, работая обычным учителем, встреча с родной природой является некой отдушиной, успокаивающим бальзамом для исстрадавшегося сердца. «И потом, по теченью реки, потихоньку пойду босиком», — пишет поэт, находя в таких прогулках особое удовольствие, но при этом не забывая о том, что где-то далеко находится его дом, в котором уже, наверное, собрались многочисленные друзья. Правда, той единственной, ради которой бы стоило прерывать свое маленькое путешествие, среди них нет, и это по-настоящему огорчает поэта. Лишь надежда на то, что когда-нибудь он вновь увидит женщину, разлука с которой причиняет такую сильную боль, заставляет автора идти вперед и думать о завтрашнем дне с улыбкой.

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой»

Настоящая любовь пришла к Федору Сологубу достаточно поздно, и его избранницей стала известная петербургская переводчица Анастасия Чеботарвская. К моменту заключения брака в 1908 году поэту исполнилось 45 лет, однако он ни одного дня не пожалел о том, что судьба свела его с этой замечательной женщиной.

Впрочем, знакомство с Анастасией Чеботаревской состоялось намного раньше, так как она являлась частой гостьей литературных вечеров и даже писала о Сологубе критические заметки в питерских журналах. К своему подопечному Чеботаревская относилась

Он не знал, увидит ли когда-нибудь свою возлюбленную, и что именно сулит ему такая встреча.

Угнетенный одиночеством и страдающий от неразделенной любви, в 1900 году Федор Сологуб публикует стихотворение «Забелился туман над рекой», каждая строчка которого наполнена тоской и грустью. «И теперь я совсем одинок», — отмечает автор, намекая на то, что

Действительно, для человека, который часть своей жизни прожил в провинции, работая обычным учителем, встреча с родной природой является некой отдушиной, успокаивающим бальзамом для исстрадавшегося сердца. «И потом, по теченью реки, потихоньку пойду босиком», — пишет поэт, находя в таких прогулках особое удовольствие, но при этом не забывая о том, что где-то далеко находится его дом, в котором уже, наверное, собрались многочисленные друзья. Правда, той единственной, ради которой бы стоило прерывать свое маленькое путешествие, среди них нет, и это по-настоящему огорчает поэта. Лишь надежда на то, что когда-нибудь он вновь увидит женщину, разлука с которой причиняет такую сильную боль, заставляет автора идти вперед и думать о завтрашнем дне с улыбкой.

Дайджест:

Анализ стихотворения Сологуба «Я — бог таинственного мира…» Умение очень четко и лаконично формулировать свои мысли является отличительной особенностью творчества Федора Сологуба. Он считал себя символистом и даже в самом непримечательном событии пытался угадывать знаки судьбы. Это увлекательное. .

Анализ стихотворения Есенина С. А. «Синий туман. Снеговое раздолье…» Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С. А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на хронологически жестко. .

Анализ стихотворения «Синий туман. Снеговое раздолье…» Есенина С. А «Синий туман. Снеговое раздолье…» Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С. А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность. .

Анализ стихотворения «Синий туман Снеговое раздолье» Есенина Будучи возвышенным романтиком и мечтателем, как и любой поэт, в творчестве, С. А. Есенин одновременно являлся жестоким реалистом в восприятии жизни. Писатель смотрел на реальную действительность как на хронологически жестко. .

Анализ стихотворения Тютчева «К. Б. « Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке. Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях. .

Анализ стихотворения Рубцова «Встреча» Николая Рубцова по праву считают поэтом русского Севера, так как он не только родился и вырос в Архангельской области, но и постоянно возвращался на свою малую родину, которая давая ему. .

Анализ стихотворения Блока «Если только она подойдет…» Накануне свадьбы Александр Блок отправился с матерью в традиционное путешествие по Европе. Поэт предвкушал, как через несколько месяцев войдет под своды церкви с Любовью Менделеевой, чьей любви добивался несколько долгих. .

Анализ стихотворения Есенина «По-осеннему кычет сова…» Сергей Есенин очень болезненно взросления. Он не видел себя в качестве зрелого мужчины и, уж тем более, не мог представить, что когда-нибудь станет дряхлым стариков. Для этого у автора, по-видимому. .

Анализ стихотворения Лермонтова «К* « В 1831 году 16-летний Михаил Лермонтов познакомился с Екатериной Сушковой и влюбился в девушку, которая впоследствии долгих 10 лет играла его чувствами. Однако юный поэт не терял надежды, что когда-нибудь. .

Герой романа Сологуба «Мелкий бес» Ардальон Борисыч Передонов молодой человек с «румяным, обыкновенно равнодушным лицом» и «маленькими заплывшими глазами», существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. входит. .

Романы Сологуба Первый роман Сологуба — Тяжелые сны — лирически-автобиографический. Героя романа, провинциального учителя Логина, преследуют те же извращенные наваждения и те же идеальные видения, которые наполняют поэзию Сологуба. Это история человека. .

Анализ стихотворения Деревня Пушкина Деревня. Итогом посещения А. С. Пушкиным летом 1819 года родовой усадьбы Михайловское стало стихотворение «Деревня». Произведение динамично: меняются чувства, пере­живания поэта, изменяется и деревенский пейзаж. Условно мож­но выделить в стихотворении. .

Поэзия Сологуба Поэзия Сологуба развивалась не в том направлении, что поэзия других символистов. Его словарь, его поэтический язык, его образность ближе к эклектической поэзии «викторианцев». Он пользуется простыми размерами, но утончает их. .

Сатира в повести Зощенко «Серый туман» Уже в повести «Серый туман» — последнем «до-печатном» произведении Зощенко, написанном почти одновременно с первым из печатных произведений. «Рыбьей самкой» — намечается экспансия мотива зверя: «зверь» обнаруживается и в «неживом». .

Краткое содержание «Маленький человек» Сологуба Сологуб Федор Кузьмич Произведение «Маленький человек» Ардальон Борисович Передонов, учитель словесности в местной гимназии, постоянно ощущал себя предметом особого внимания женщин. Еще бы! Статский советник, мужчина в соку, в сущности. .

О Творчестве Сологуба Все писатели, о которых мы говорили в этой главе, вышли из культурных столичных семей — из верхушки среднего класса, — но самым лучшим, самым изысканным поэтом первого поколения символистов был. .

Анализ стихотворения Бродского «Любовь» Одной из самых таинственных возлюбленных Иосифа Бродского считается художница Марина Басманова, которую поэт даже считал своей невестой. Однако судьба распорядилась так, что пара рассталась — Марина ушла к другу Бродского. .

Туман — твір-опис явища природи Туман Туман — це скупчення продуктів конденсату. Величезна кількість крапельок води або кристаликів льоду збираються разом і утворять хмару на поверхні землі. Іноді воно таке щільне, що не видно нічого. .

Туман — сочинение-описание явления природы Туман — это скопление продуктов конденсата. Огромное количество капелек воды или кристалликов льда собираются вместе и образуют облако у поверхности земли. Иногда оно такое плотное, что не видно ничего на. .

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин» Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и подведением итогов. По воспоминаниям очевидцев, поэт предчувствовал свою гибель, поэтому пребывал в некоем отстраненном состоянии, считая, что бессмысленно спорить. .

Анализ стихотворения Блока «Похоронят, зароют глубоко…» В 1909 году в жизни Александра Блока произошло два трагических события. Сперва скончался его родной отец, с которым поэт после развода родителей поддерживал отношения, а затем Любовь Менделеева, супруга Блока. .

Анализ стихотворения Жуковского «Лалла Рук « Во время своего заграничного путешествия поэт Василий Жуковский познакомился с творчеством английского поэта Томаса Мура. Особое впечатление на него произвела поэма «Лалла Рук», которая в то время была весьма популярна. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Анализ стихотворения «Разговор на Одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» «Красная Абхазия» Маяковский «Разговор на Одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия» . Лирическое произведе­ние относится к любовной лирике В. Маяковского. Стихотворе­ние внешне шутливое, но по сути своей горькое и грустное. .

Анализ стихотворения В — В — Маяковского Лиличка! Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Лиличка!» Сочинения, ЕГЭ: краткий анализ текста по плану Стихотворение «Лиличка!», написанное Владимиром Маяковским в 1916 году, было создано в качестве последнего письма. .

Анализ стихотворения Лермонтова «Пусть я кого-нибудь люблю…» В 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое впечатление и очень скоро догадалась. .

Анализ стихотворения Есенина «Какая ночь! Я не могу…» В последний год жизни Сергей Есенин уже не скрывал своих чувств и открыто писал о том, что наболело у него на душе. Вероятно, по этой причине он все дальше и. .

Читайте также:  Анализ стихотворения Вознесенского Сага

Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне» Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но. .

Анализ стихотворения Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Покидая родное село Константиново, Сергей Есенин мысленно прощался не только с родителями, но и с любимой девушкой. Позже супруга поэта Софья Толстая признается, что в юности Есенин был тайно влюблен. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил Вас…» В 1870-ом году 67-летний поэт пишет свое, пожалуй, самое знаменитое стихотворение — «Я встретил Вас и все былое…». Это произведение, посвященное баронессе Крюденер, теперь знает каждый. Еще будучи молодым человеком. .

Анализ стихотворения «Пред картиной Греко» Бальмонт «Пред картиной Греко». К. Бальмонт видел целью своего творчества установление связи между прошлым и будущим, подчеркивая преемственность в творчестве. Поэт всегда мятеж­ник, бунтарь, отвергающий уже сложившиеся представления, Который сливается с. .

Анализ стихотворения Брюсова «Между двойною бездной…» Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году Валерий Брюсов обвенчался с чешской. .

Анализ стихотворения Тютчева «Я помню время золотое…» Принято считать, что в жизни Федора Тютчева было всего лишь три женщины, которыми он по-настоящему восхищался. Однако дневники этого поэта и государственного деятеля хранят множество тайн, среди которых — отношения. .

Анализ стихотворения Тютчева «Двум сестрам» В 1826 году Федор Тютчев сочетается браком с Элеонорой фон Ботимер, в которую 23-летний поэт влюбился без памяти. Его супруга отличалась удивительной красотой, но при этом имела весьма неуравновешенный характер. .

Анализ стихотворения Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…» Личная жизнь Сергея Есенина до сих пор скрывает немало тайн. Известно, что поэт был трижды официально женат, однако мало кто из его библиографов отважился бы назвать точное количество возлюбленных. Именно. .

Анализ стихотворения Рубцова «Ответ на письмо» В любовной лирике Рубцова преобладают минорные настроения. Дисгармония сопровождает отношения влюбленных, постепенно сводя их на нет. Расставание и разочарование, охлаждение и горечь измен — частые мотивы, присутствующие в стихотворениях «Не. .

Анализ стихотворения Фета «Не избегай; я не молю…» Семейную жизнь Афанасия Фета трудно назвать счастливой. В 1857 году он женился на Марии Боткиной, состоятельной наследницей чаеторговца. Однако этот брачный союз был заключен не по любви, а по расчету. .

Анализ стихотворения Фета «Помню я: старушка-няня…» Судьба поставила Афанасия Фета перед нелегким выбором. В 14 лет из-за неправильно оформленных документов он лишился богатого наследства, поэтому решил, что 6единственный выход из сложившейся ситуации — удачная женитьба на. .

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик» Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел. .

Тема природы в лирике XX века. По Брюсову «Первый снег», Сологубу «Забелелся туман за рекой», Рубцову «Тихая моя Родина», Есенину «Топи да болота» (Сравнительный анализ)

Тема природы в лирике XX века. По Брюсову “Первый снег”, Сологубу “Забелелся туман за рекой”, Рубцову “Тихая моя Родина”, Есенину “Топи да болота”

Определите тему стихотворения. Какие художественные образы созданы автором? –

В. Брюсов «Первый снег» – необыкновенный пейзаж Заснеженного города. Образы: экипажи, пешеходы, березы, снег, яркие огни, свет.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Рубцов «Тихая моя Родина» – спокойный, тихий русский пейзаж. Образы: жители, обоз, школа, деревня, погост, церковь, «увы, река, соловьи».

Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой» – описание неясности и спокойствия родной природы. Образы: «река, берег, туман», костер, деревья, близкий дом.

С. Есенин «Топи да болота» – обычный пейзаж русских просторов. Образы: болота, лес, косари, телега. Все вокруг оживлено.

Какие художественные средства использует автор для создания образа? –

В. Брюсов «Первый снег» – с помощью средств художественной выразительности поэт выражает восторг величием и красотой окружающего мира, создавая сказку. «Горят березки» – метафора, «Березки черно-голые» – олицетворение и эпитет, «Старой прозы» – эпитет. Лексический повтор: «Целый мир из серебра», «Серебро, огни и блестки», «Этот мир из серебра».

Н. Рубцов «Тихая моя Родина» – с помощью средств художественной выразительности поэт выражает спокойную любовь к Родине, любуется ее красотой. «Речка за мной туманная будет бежать и бежать» – олицетворение, «Купол церковной обители яркой травою зарос» – метафора. Лексический повтор: «Тихая моя родина», «Тихо ответили жители», «Тихо проехал обоз», «Тихая моя Родина, я ничего не забыл».

Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой» – с помощью средств художественной выразительности поэт выражает свое настроение через природу. «Огонь воскрешу» – метафора, «Берег не высок» – эпитет, «И деревья стоят» – олицетворение.

С. Есенин «Топи да болота» – с помощью средств художественной выразительности поэт создает оживленную картину природы, которая может вызвать только восторг. «Взвенивает лес» – олицетворение, «Посвист ветряной», «Хвойной позолотой» – метафора.

Какие чувства преобладают в этом стихотворении? –

В. Брюсов «Первый снег» – лирический герой восторгается произошедшими переменами, волшебством и торжественностью времени. Эта природа заставляет почувствовать радость жизни, обрести вдохновение.

Н. Рубцов «Тихая моя Родина» – лирический герой испытывает щемящую душу печаль и грусть, вспоминая свое детство, свою Родину. Он чувствует «самую смертную связь» со своей малой родиной.

Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой» – лирический герой испытывает ни с чем несравнимое одиночество, неопределенность и уныние, но отсутствие компании совсем не тяготит его: «Посижу помечтаю один». Он наслаждается первобытностью природы, ее нежностью и неторопливостью. Чувство одиночества подчеркивает употребление слов: «один» и «одинок».

С. Есенин «Топи да болота» – лирический герой любуется картиной природы, создана гармоничная картина природы.

В. Брюсов «Первый снег» – перевоплощение мира повседневности и серости в мечту и очарование. «Все предметы старой позы волшебством озарены», «Воплощение мечтаний».

Н. Рубцов «Тихая моя Родина» – «Тихая моя Родина!» Автор рассказывает о своих чувствах к родному краю, подчеркивая неразрывную связь.

Ф. Сологуб «Забелелся туман за рекой» – поэт открывает нам душу, показывает истинные эмоции: одиночество, тоску, грусть, неясность – через природу.

С. Есенин «Топи да болота» – «Край ты мой забытый, Край ты мой родной!» Поэт признается в любви своей Родине, она ему очень дорога.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id51234

«Забелелся туман за рекой» анализ стихотворения Сологуба по плану кратко – тема, идея, жанр

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Этот стих рассказывает о том, какие чувства испытывает поэт, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит его, однако какая-то тоска все же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой все же не отказался бы от компании, но это должен быть совершенно конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы где-то был дом, где его ждали бы. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу со своей возлюбленной.

Стихотворение написано хореем с перекрестной рифмой, что позволяет с легкостью воспринимать его читателю ч любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Фёдор Сологуб и Аня из четвёртой палаты

Фёдор Сологуб и Аня из четвёртой палаты

Сегодня моя встреча с ученицей 7-го класса Аней Кондратовой была не совсем обычной. Девочка не пришла в больничный класс – комнату о двух окнах – а осталась в своей палате по причине того, что у неё ” всё выстирали”. Так сообщила мне наша разводящая, доставляющая нам на урок детей из палат в учебную комнату. Отделение детской хирургии. Аня находится в нём с двумя переломами рук. Гипс длинный, закрывающий обе кисти, и до локтей. Бинты на гипсе быстро загрязнились.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

– Так что случилось с тобой, Аня? – задаю ей вопрос.
– Упала.
– Где же? В школе?
– Нет, дома, на лестнице.

Чувствую, что чего-то недоговаривает, но больше не расспрашиваю. Русским языком занимаемся устно. И вот сегодня я иду к ней в палату. На грядушках кровати развешана её мокрая выстиранная одежда: джинсы, майка с длинным рукавом, шерстяной свитерок. Обычно весёлая, подвижная, бодрая, несмотря на две сложные травмы, сегодня Аня грустна. Она не знает, кто ей стирал вещи ( я тоже не выясняю этот вопрос ) или не хочет об этом говорить, но, видимо, одежда её требовала этого, а вот запасную ей никто из близких почему-то ещё не принёс, и девочка кутается в простыню, в одеяло, отказывается идти, по приглашению медсестры, на прогревание.

Занялись литературой. Ей нравится читать вслух стихи, отвечать на мои вопросы при их анализе. Аня из поселковой, а не из нашей городской школы, чувствуется, что художественной стороне стиха у них внимания не уделяется. Но моя ученица очень смышлёная, схватывающая на лету, мне с ней интересно работать. Сегодня мы читаем и разбираем стихотворение поэта Серебряного века, Фёдора Сологуба, “Забелелся туман за рекой. “

«Забелелся туман за рекой. »

Забелелся туман за рекой,
Этот берег совсем не высок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин
И в костер их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

27 июня 1900
Фёдор Сологуб.

Аня скороговоркой читает стихи по учебнику ( говорит, что любит читать только вслух, а не про себя), и я прошу её рассказать, о чём же это стихотворение. Аня морщит лоб:
– Ну, поэт, значит, стоит на берегу реки. и он одинок.
Тут она хмурится и, словно бы не в тему, с болью, сообщает:
– Вообще! Уже неделю лежу, а ещё никто не приехал.
– О ком ты говоришь?
– Да о родственничках моих.
– А кого ты имеешь ввиду?
– Ну, кого имею ввиду – отца, конечно, деда с бабушкой.
Замечаю, что Аня избегает слова ” мама”, её не назвала среди перечисленных родственников.

Пытаюсь отвлечь от грустных мыслей:
– Правильно ты сказала, лирический герой одинок. Но что с ним происходит после того, как он недолго постоял на берегу?
Оказывается, девочка, то ли думая о своём, то ли не вдумываясь в прочитанное скороговоркой, совершенно не представила себе следующую картину: герой собирает хворост, разводит костёр, греется возле него, мечтает. Перечитываем вместе вторую строфу. Аня отводит взгляд от книги и начинает рассматривать свои мокрые вещи на грядушке кровати.
– А у костра всё это быстро бы высохло. – раздумчиво произносит она, и вдруг, подняв голос: – Уже давно бы могли бы ко мне прийти и принести запасную одежду! Знает ведь, что меня сюда привезли, в чём была ( это опять об отце). Где там мотается.

Вижу, что строки Сологуба каким-то особым строем ложатся на проживаемое и переживаемое сейчас, в больничной палате, предоставленной самой себе девочке. В памяти всплывает, как много лет назад, в её же возрасте, я находилась, может быть, даже в этой комнате – мне удалили гланды. Ко мне приходили каждый день, приносили что-то нежно- воздушно-вкусно-съедобное, были со мной достаточно долго, а как только уходили, тут же всё равно тоска охватывала вплоть до следующего дня, и время до прихода близких тянулось так долго. Каково же этой девчушке-подростку, видящей к тому же, как у каждого в палате совсем другое положение, нежели у неё: и еда разнообразная, и вода в бутылках, и родственники чуть ли не ночуют рядом с каждым ребёнком, и сотовые телефоны у всех.

Продолжаем рассматривать стих:
– А скажи, Аня, когда герою становится легче на душе? Когда мысль об одиночестве отодвигается куда-то?
Аня сдвигает брови и распрямляет их:
– Да вот же: начал в кустах палки собирать, носит их к реке, воскрешает под ними огонь (это он, наверное, и в памяти что-то воскрешает, светлое, доброе, хорошее ) и сидит теперь мечтает один, и ему сейчас даже одному хорошо.

Вижу, как образная картина стиха захватила мою ученицу; карие, светлые глаза глядят сквозь палату, за окно, на едва распускающиеся почки деревьев, уже не угрюмо, а мечтательно.
– Вот видишь, какими разными красками наполнены эти стихи, – говорю я. – Синие или зелёные волны реки, белый туман за рекой, красный огонь костра – всё сливается в тёплую успокаивающую, но и движущуюся непрерывно, меняющуюся картину жизни. А ты представила себе эту картину, пока мы не начали с тобой художественный разбор?

– Нет, ничего такого не заметила, – Аня смотрит на меня с удивлением.
– Ну, вот ты и сама убедилась, как полезно вчитываться в стихи, думать над ними, иначе не откроется их глубина.

Девочка согласно кивает. Затем, опять удивляясь, обнаруживает, что в стихе Сологуба совсем нет эпитетов ( поэт сумел без применения этого тропа наполнить своё произведение разными красками ), но зато достаточно метафор, скрытых сравнений. Что такое метафоры и эпитеты, она узнаёт сейчас от меня, моментально осваивая новый для неё теоретический материал. Рядом со стоящими над водой деревьями и поэт словно превратился в такое же дерево, остро почувствовал свою изоляцию в мире людей. А, может быть, он и стремится побыть один. Огонь памяти, так хорошо сейчас представленный моей ученицей, словно призван что-то ныне не доброе в мире подвергнуть своей очистительной силе. И он совершает это и в душе героя, и в душе моей маленькой собеседницы (для семиклассницы Аня достаточно ещё физически не развита и хрупка).

– По теченью реки идёт босиком. – продолжает, увлекшись разбором, Аня. До этих слов она сидит на кровати, скрючившись, под простынёй, поджав под себя ноги. А теперь как-то непроизвольно распрямляется, высвобождает босые ступни, и ставит их без боязни на голый пол. Отопление уже отключено, прохладно, а её кроссовок не видать, наверное, тоже постираны; тапочек же, конечно, она с собой не захватила.

– Эх, хорошо по мокрому песочку идти босиком! Знаю. У нас Ахтуба. Красиво. – погружается в видение приволжской реки девочка и вдруг добавляет:
– А мать с нами уже четыре года не живёт. У неё с отцом разборки были. – и продолжает чтение:
.
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

– Домой хочу! Надоело здесь. – Аня опять зацепилась за строки, увидела в них огоньки своего родного дома, хотя и с не полной семьёй.
– Она в другой деревне живёт, далеко, с каким-то мужиком. – возвращается девочка к мысли о матери.

В её интонациях совсем нет тепла, казалось бы, к самому главному человеку в жизни каждого. Она и не ждёт её к себе сюда в гости, а по отцу чувствуется тоска ожидания. Мать далёкий, а отец – близкий для неё человек, хотя привёз сюда дочку и больше не появляется. Совершенно перевёрнутая семейная житейская картина, ведь в основном дети говорят нам здесь, в больнице, об отсутствии в их семьях отцов. Свидетелем каких взрослых безобразий уже является этот четырнадцатилетний ребёнок, какой тяжёлый опыт несёт в своей душе, у какого костра памяти придётся ей в дальнейшем отогревать душу.

Странным образом строки Сологуба, сочинённые в 1900 году, провоцируют ученицу постоянно думать о своём и представлять своё. Вот поистине: ” Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется. “(Ф.И. Тютчев). И помыслить не мог санкт-петербургский поэт, Фёдор Сологуб ( а настоящая фамилия его простая – Тетерников ), один из основоположников символизма, поэт Серебряного века, правда, сам в прошлом мальчик с очень трудной, не дворянской, судьбой, как через 111 лет после создания им этого стиха, в провинциальном приволжском городке, в больничной палате, девочка с двумя забинтованными в тяжёлый гипс руками будет поверять его окунутые в белёсый туман строки своей уже с раннего детства трудно проживаемой жизнью. А, кстати, руки у неё не лежат опущенными – она всё время себе ими помогает в движении мысли, то один гипс очертит в воздухе кривую, то другой. Подвижная всё же девочка.

– А бабушка с дедушкой у меня здесь живут, в городе.
И опять я не спрашиваю, чьи это родители, отца или матери, почему не приходят навестить ( Аня говорит, что они должны знать о её положении). Спрашиваю другое:
– А почему ты не живёшь с ними? Всё же город, а не посёлок.
– Не хочу! – решительно перебивает она. – У нас, в пойме, мне больше нравится.

В палату заглядывает пожилая медсестра:
– Так, четвёртая палата, Аня, на прогревание!
– Как я пойду на прогревание, когда у меня все вещи мокрые? – эти слова девочка говорит негромко, сама себе, медсестра их не слышит, а, окинув взглядом комнату, кого бы ещё вызвать на процедуру, закрывает дверь.

– Стихи ты анализируешь хорошо, вдумчиво. Конечно, ты получишь сегодня за работу “пять”( узнав про оценку, Аня радостно подпрыгивает на кровати:” Ура! Спасибо!” ) Только как ты думаешь, достаточно ли одного прочтения, без беседы по поводу прочитанного?
– Мы в нашей школе не разбираем, только читаем вслух и всё. А разбирать ничо так, прикольно! – Аня весело вспыхивает на меня живыми карими глазами.
– Ну, а какое настроение тебе передал автор?
– Сначала было грустно, а потом стало делаться всё лучше и лучше. Вот – костёр, течение реки, ноги босые чувствуют речной песок, дом видно с огоньками.

Ухожу с этого урока с надеждой, что всё в этом мире не зря. Поэзию Ф.Сологуба и я-то глубоко не знаю, ведь он не занимал в плеяде поэтов той поры главенствующего, как, например, А.Блок, места и в школьной программе появился недавно, эпизодично, одним стихом. Но сегодня он нам очень помог. Может быть, когда и всплывёт в памяти Ани Кондратовой, как мы с ней в непритязательной больничной палате, среди куксящихся маленьких детей, молодых мамаш и даже папаш, занятых бесконечными громкими разговорами по сотовым телефонам, сумели отодвинуть от себя суетливую безрадостную реальность и посидеть на берегу пустынной реки у костра, побродить босыми ногами по воде ( а время природы в стихотворении явно не зимнее), вглядеться в туманные дали, чтобы вернуться на круги своя, к родному дому, с его проблемами, но для каждого из нас началу начал, вернуться возрождёнными, ободрёнными и поддержанными тёплыми, светлыми, переливающимися строками нашей неоглядной русской поэзии.

Ссылка на основную публикацию