Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба

Анализ стихотворения Забелелся туман за рекой Сологуба

В стихотворении «Забелелся туман за рекой…» поэт-символист Федор Сологуб приглашает читателя в свой особый мир – мир тончайших оттенков чувств и красок, мир неведомого и невыразимого. Здесь многое высказано не прямо, а намёками, символами, и поэтому остается простор для читательского индивидуального восприятия, истолкования произведения.

Стихотворение начинается с изображения картины природы: лирический герой стоит у воды и наблюдает с невысокого берега белеющий над рекой туман. Возможно, туман – признак наступающего утра или сгущающихся сумерек? Но в стихотворении не названо ни время суток, ни время года. Пейзаж описан подчёркнуто просто, прозаично. Прямой порядок слов, отсутствие тропов, короткие предложения больше говорят читателю о внутреннем состоянии лирического героя, чем о самой природе. Так лаконична, немногословна может быть речь человека, погруженного в собственные переживания, с неохотой нарушающего молчание.

Последняя строка первой строфы выглядит нелогичным окончанием сложного предложения: нейтральная картина природы завершается признанием лирического героя: «И теперь я совсем одинок». Внимание переключается с внешнего мира на внутренний, между ними читатель не может сразу провести параллели, тем более, что это состояние героя подается как результат, итог чего-то в прошлом, каких-то событий и переживаний, о которых мы не знаем. Это подчёркнуто словами «теперь» и «совсем». Многосоюзие в третьей и четвёртой строках задаёт медленный темп чтения. Действительно, лирический герой словно подводит итоги чего-то, не торопясь, задумчиво говорит о своём состоянии.

Вторая строфа привносит движение в эту статичную картину: лирический герой хочет собрать хворост, чтобы вновь развести костер. Здесь больше глаголов (5 глаголов по сравнению с двумя в первой строфе), они в форме будущего времени, то есть говорят о планируемом, о том, что лирический герой вот-вот сделает. И всё-таки действие эти такие же неторопливые, и мотив одиночества, задумчивости продолжает звучать и в этих строках. «Посижу, помечтаю один». Внимание читателя останавливается на слове «воскрешу». Возможно, когда-то лирический герой уже приходил сюда, на берег, тоже разводил огонь… Был ли он один или с другом, с любимой? Что может напомнить, какие чувства воскресить в его душе этот костёр на невысоком речном берегу?

И первая, и вторая строфы заканчиваются однокоренными словами: одинок-один. Это состояние – главное в палитре чувств лирического героя. Страдает ли он от своего одиночества? Читатель может только догадываться. Глагол «помечтаю» вносит в минорный настрой всего произведения ноту оптимизма. Если герой мечтает, может быть, он надеется на лучшее, думает о чём-то приятном, светлом, что ждёт его в будущем?

В третьей строфе продолжает звучать мотив неторопливого, бесшумного движения: человек двигается по течению реки босиком, и нам кажется, что есть в этом какая-то безотчётная согласованность шагов с плавным течением реки, соотнесенность ритма человека и природной стихии. У этого движения появляется видимая, близкая цель: «буду знать я, что близок мой дом». Дом, где ждут, где обязательно согреют теплом и участием, где герой найдет спасение от одиночества. Словно огонек надежды замаячил впереди усталого путника. От уединения, задумчивости, созерцательности герой возвращается в мир людей, от одинокого костра на берегу идёт к уютному свету в окнах домов, от одиночества – к надежде.

Так в стихотворении Федора Сологуба «Забелелся туман за рекой..» нашли отражение характерные для поэзии символизма темы одиночества, единения с миром природы, создания поэтом своего особого мира, в который он открывает дорогу читателю.

Анализ 2

Название стихотворения Ф. К. Сологуба «Забелелся туман над рекой» подтверждает, с одной стороны, мысль читателя о том, что речь пойдет о природе родного край. Однако, после прочтения последней строки произведения становится очевидно, что пейзажи являются спутником автора по жизни. Так автор подчеркивает неразрывную связь человека и природы, их зависимость друг от друга.

Образы, которые использует в стихотворении автор стихотворения, имеют связь с обращением к родным истокам («мой дом»), туману, который вызывает ощущение безысходности лирического героя, подчеркивает одиночество и печальные думы героя. Упоминание о костре и огне также не случайно. Пламя символизирует страсть, которая была в прошлом. «Огонь воскрешу» – фраза, в которой теплится надежда лирического героя на восстановление отношений, создание взаимной любовной связи со своей половинкой. Течение реки – является воплощением жизни самого писателя.

Учитывая автобиографические данные Ф. К. Сологуба, можно с уверенностью говорить о романтическом настрое автора в произведении. Не остается сомнений в том, что у автора стиха есть горький опыт неразделенной любви. Здесь его образ одинок, задумчив. Но и нет места унынию. В некоторых строках звучит надежда на будущее счастье.

Автор посещает берег реки, где звучат его признания об одиночестве. На фоне природы ему легко говорить об этом, он чувствует в ней собеседника. Под треск костра, который он желает развести, хочется строить планы, мечтать. Он осознает свое одиночество, но в его раздумьях о любви, о жизни и будущем чувствуется позитивная нота. Связь с отчим домом дает веру в то, что человек не одинок, у него всегда есть поддержка.

О надежде на лучшее свидетельствует неоднократное использование глаголов, употребленных в будущей форме («поищу», «сношу», «пойду», «буду знать»). Образ свободного, не обремененного ни какими узами человека, подчеркивают действия: «пойду босиком», «помечтаю», «потихоньку».

Таким образом, в стихотворении автор представляет тесную взаимосвязь природы и человека, которые спасают друг друга. Человек на определенном жизненном этапе будто уходит в сторону, желая в тишине остаться с мыслями наедине, раскрыть тайны о несбывшемся желании. Чувствуется неторопливость и примирение с законами жизни, это дает ему силы верить в то, что лучшее – впереди.

Анализ стихотворения Сологуб – Забелелся туман за рекой по плану

Сологуб – Забелелся туман за рекой

Возможно вам будет интересно

Михаил Лермонтов – молодой парень, который уже тогда начал писать свои красивые стихи и также писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился с красивой девушкой

Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.

Это стихотворение при первом прочтении удивляет – вместо пейзажного оказывается философским, патриотическим, полным оптимизма. Дело в том, что смысл стихотворения раскрывается в самых последних двух строчках, которые отделяются от всего произведения

1925 год. Сергей Есенин пишет свое стихотворение, в котором передается несказанно легко не только искренняя любовь к Родине, но и какие-то свои итоги о жизни страны и жизни поэта. Примечательно, что главная мысль стихотворения именно в любви

«Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

Анализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Сологуба

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пятнадцать лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Этот стих рассказывает о том, какие чувства испытывает поэт, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит его, однако какая-то тоска все же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой все же не отказался бы от компании, но это должен быть совершенно конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы где-то был дом, где его ждали бы. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу со своей возлюбленной.

Стихотворение написано хореем с перекрестной рифмой, что позволяет с легкостью воспринимать его читателю ч любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “ огонь воскрешу “.
  • Эпитет – “ берег невысок “.
  • Анафора – “ одинок – один “.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

«Забелелся туман за рекой» анализ стихотворения Сологуба по плану кратко – тема, идея, жанр

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Этот стих рассказывает о том, какие чувства испытывает поэт, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит его, однако какая-то тоска все же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой все же не отказался бы от компании, но это должен быть совершенно конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы где-то был дом, где его ждали бы. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу со своей возлюбленной.

Стихотворение написано хореем с перекрестной рифмой, что позволяет с легкостью воспринимать его читателю ч любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Анализ одного из стихотворений Ф.Сологуба (по выбору).

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой»

Реферат

По дисциплине

Литература

на тему: «Сологуб Федор Кузьмич»

Сологуб Федор Кузьмич (1863–1927)

(настоящая фамилия — Тетерников), один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Петербурге в бедной семье. Отец занимался портняжным делом в Петербурге; умер от чахотки, когда Федору было 4 года. Мать-крестьянка; работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми, но спать ему приходилось на кухне. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года. Мать горячо любила своих детей, но в то же время была настоящим деспотом в семье: будущего поэта часто секли. В детстве Федор много читал. К 12 годам он прочел всего Белинского, Добролюбова, Писарева, Некрасова.

Читайте также:  Анализ стихотворения Я знак бессмертия себе воздвигнул Ломоносова

В 1882 году окончил Учительский институт и, взяв с собой мать и сестру, уезжает работать в г. Крестцы Новгородской губернии.

В 1884 году были опубликованы первые стихи Сологуба.

В 1885 году переезжает в г. Великие Луки Псковской губернии, где продолжает работать учителем математики.

В 1889 году переводится в г.Вытегра Олонецкой губернии. В годы учительства создается никогда самим поэтом не публиковавшийся цикл стихотворений, получивший условное название «Из дневника» (1883-1904г.г.)

В 1892 году переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников журнала «Северный Вестник», «старших» символистов Д. Мерешковского, З. Гиппиус, Н. Минского.

В 1895 году в журнале «Северный Вестник» был опубликован роман «Тяжелые Сны». В его основе — тяжелые впечатления уездной России 80-х годов.

На первых порах произведения Сологуба публиковались только в «Северном Вестнике», а затем в таких журналах как «Весы», «Русская мысль», «Образование»; в газетах «Речь», «Слово», «Утро России» и др.

В период с 1892 по 1898 года Сологубом были написаны следующие произведения: рассказы «Свет и тени» и «Червяк»; стих-ия «Я ждал, что вспыхнет впереди…», «О смерть! Я твой…», «Я-бог таинственного мира…», «Звезда Маир».

В 1896 году в Петербурге выходит первый поэтический сборник Сологуба, который называется «Стихи».В это время продолжается и карьера Солгуба на поприще просвещения:из учителя математики он превращается в инспектора училищ, становится членом Петербургского уездного училищного совета.

В «литературных сборищах» он был незаметен: «тихий, молчаливый, невысокого роста, с бледным худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих лет, он как-то пропадал в многолюдных собраниях».(П.Перцов)В период революции 1905 года Сологуб публикует стихи, пародии и острые «политические сказочки» (язвительные, злые эпиграммы на царя и его окружение).

В 1905 году в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892 — 1902) и пренесший Сологубу шумную известность роман «Мелкий бес», в котором на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных сатирических типов русской литературы образ учителя гимназии Передонова , существа отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего преступлением и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и вызвал самые противоречивые суждения о себе. Высказывались предположения, что в Передонове Сологуб изобразил темные стороны своего «я». В поздние годы писатель признавался, что «Передонова ему пришлось протащить через себя». Самое яркое высказывание о Передонове принадлежит А. Блоку: «Передонов – это каждый из нас. В каждом из нас есть передоновщина».

В 1906 году выходит шестая по счету книга стихов Сологуба «Змий». В ней мотив солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего над человеком зла и проклятия.

В 1907 году Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. В этом же году в альмонахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи чары» (в завершенном виде получил название «Творимая легенда» — 1913 год). В 1907 году Сологубом были написаны следующие произведения: рассказ «Маленький человек» и пьеса «Победа смерти».

В 1908 году Ф.К.Сологуб женится на Анастасии Николаевне Чеботаревской. Их квартира сразу же становится одним из литературных салонов Петербурга. Изменяется, по свидетельству современников, и внешний облик писателя. Недавний типичный разночинец с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим патрицием», в облике которого отчетливо проступают писательские черты. В этом же году создаются почти все мифологические драмы Сологуба : «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски», и др. ,в которых автор раскрывается глубоким тайновидцем человеческой души на путях двоемирия. С выходом в 1908 году лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг»(VIII книга по счету) Сологуб, безусловно, признается крупнейшим явлением в поэзии. «В современной литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество Сологуба. Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не имеющим себе равного в современности. В «Пламенном круге» он достиг вершины простоты и строгости.» – так писал А. Блок в своей статье «Письма о поэзии»(1908 год).Даже М. Горький ,всегда недолюбливавший Сологуба за его «пессимизм»,вынужден признаться, что «Пламенный круг» – это книга удивительная и надолго».

10-ые годы XX века – полный расцвет творчества и популярности Сологуба. Издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается сразу три его собрания сочинений: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (вышло неполным). Сологуб, признанный современниками, входит в четверку наиболее знаменитых писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким. Сологуб является безусловным авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из лучших вождей того направления, В котором протекает мое творчество»,- признавался ему Н.Гумилев в письме в 1915 году. Война 1914 года вызывает в Сологубе подъем национального духа, выраженного им в статье «Почему символисты приняли войну»(1914 год) и в книге стихов «Война»(1915 год). Встретив приветствием Февральскую революцию 1917 года, Сологуб отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту и к дальнейшей власти большевиков, как не отвечающим его идеалу «европейской гуманитарной цивилизации».

С апреля 1917 года Сологуб возглавляет «литературную курию» в союзе деятелей искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости» искусства от государства. В своих знаменитых «Петербургских дневниках» этого периода З. Гиппиус о. Не пошел к большевикам. И не пойдет. Не весело ему за то живется».

В 1921 году жена писателя, А.Н.Чеботаревская, в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от одиночества находит в творчестве. В этом году выходят сборники стихов: «Одна любовь», «Соборный благовест», «Фимиамы»; роман «Заклинательница змей».

В1922 году выходят следующие сборники стихов: «Костер дорожный», «Свирель», «Чародейная чаша».

В 1923 году выходит сборник стихов «Великий благовест».

Поздняя лирика Сологуба претерпевает значительную эволюцию в сторону опрощения и приятия жизни. М.Кузьмин в 1922 году писал : «В лучших стихах Сологуба Вы найдете примиренность, большее приятие жизни и милое простодушие, вообще свойственное этому поэту, но которое прежде он часто маскировал наивным демонизмом».

Сологуб предвидел свою кончину именно в декабре:

«Каждый год я болен в декабре,

Не умею я без солнца жить.

Я устал бессонно ворожить,

Я склоняюсь к смерти в декабре…»

(«Триолетты», 1913 год).

Он и скончался 5 декабря 1927 года. Похоронен на Смоленском кладбище, неподалеку от места первоначального захоронения А.Блока.

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой»

«Забелелся туман за рекой»

Забелелся туман за рекой. Этот берег совсем невысок, И деревья стоят над водой, И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин, И в костёр их на берег сношу, И под ними огонь воскрешу, Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки, Потихоньку пойду босиком, — А завижу вдали огоньки, Буду знать я, что близок мой дом.

Настоящая любовь пришла к Федору Сологубу достаточно поздно, и его избранницей стала известная петербургская переводчица Анастасия Чеботарвская. К моменту заключения брака в 1908 году поэту исполнилось 45 лет, однако он ни одного дня не пожалел о том, что судьба свела его с этой замечательной женщиной.

Впрочем, знакомство с Анастасией Чеботаревской состоялось намного раньше, так как она являлась частой гостьей литературных вечеров и даже писала о Сологубе критические заметки в питерских журналах. К своему подопечному Чеботаревская относилась с определенной долей скептицизма, хотя и восхищалась его талантом, самобытностью и образным восприятием окружающего мира. Что касается Федора Сологуба, то он был давно и безнадежно влюблен в Анастасию, поэтому ее отъезд во Францию привел поэта в уныние. Он не знал, увидит ли когда-нибудь свою возлюбленную, и что именно сулит ему такая встреча.

Угнетенный одиночеством и страдающий от неразделенной любви, в 1900 году Федор Сологуб публикует стихотворение «Забелился туман над рекой», каждая строчка которого наполнена тоской и грустью. «И теперь я совсем одинок», — отмечает автор, намекая на то, что отныне ему не встретить в литературном салоне Чеботаревскую, не устроить с ней дискуссию по поводу новый веяний в литературе, не услышать ее резких суждений по поводу символизма и молодых поэтов, считающих себя чуть ли не пророками. Спасают от чувства безысходности Сологуба лишь редкие загородные прогулки, когда он, наконец, может остаться один на один со своими мыслями и чувствами. «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один», — отмечает поэт, признаваясь, что его не тяготит отсутствие компании.

Действительно, для человека, который часть своей жизни прожил в провинции, работая обычным учителем, встреча с родной природой является некой отдушиной, успокаивающим бальзамом для исстрадавшегося сердца. «И потом, по теченью реки, потихоньку пойду босиком», — пишет поэт, находя в таких прогулках особое удовольствие, но при этом не забывая о том, что где-то далеко находится его дом, в котором уже, наверное, собрались многочисленные друзья. Правда, той единственной, ради которой бы стоило прерывать свое маленькое путешествие, среди них нет, и это по-настоящему огорчает поэта. Лишь надежда на то, что когда-нибудь он вновь увидит женщину, разлука с которой причиняет такую сильную боль, заставляет автора идти вперед и думать о завтрашнем дне с улыбкой.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

«О, я хочу безумно жить» анализ стихотворения Блока по плану кратко – тема, жанр

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

«Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф. Сологуба

Качает черт качели Вперед — назад, вперед — назад… Ф. Сологуб Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Вот что писала о нем Зинаида Гиппиус: «О Блоке можно было написать умер. И о Розанове.

Да и о Брюсове: он хуже, чем умер, он — большевицкий цензор, сумасшедший жестокий коммунист, пишет оды на смерть Ленина и превратился из поэта и беспомощного рифмоплета… что даже удивительно . Но могу ли я говорить о Сологубе? Он в России. Я его знаю, люблю неизменно, уважаю неизменно, вот уже почти тридцать лет…» Я специально привел столь объемную цитату из Гиппиус, потому что в этой характеристике — весь художник Сологуб и гражданин Сологуб, и явление «Сологуб в мире».

Поэт любим и уважаем творческой русской интеллигенцией за то, что не преклонил колен перед варварской властью большевиков. Многие это сделали. Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной: …Хочу конца, ищу начала, Предвижу роковой предел.

Противоречий я хотел, Мечта владычицею стала. Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но он всегда хочет возвратиться на родную свою землю. Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Мне кажется, что его «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — это и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях». Он словно был склонен во всем выискивать и, если ее там нет, то придумать: Потягайся с ведьмой мудрой, Силу в силе покажи… О, Кузмич мой беднокудрый, Ты меня заворожи!

Поэт сам был рад тому, что его кто-то заколдует, заворожит. И сам он часто брал ритм завораживающий, явно сам выступая в роли колдуна: …Ты не в круге, весь ты в точке, Я же в точку не вмещусь… …будешь умирать, И тогда поймешь и примешь Троецветную печать… Для придачи «волшебники» своим стихам он менял ритмы, искал таинственные смысловые и словесные ходы: Водой спокойной отражены, Они бесстрастно обнажены При свете тихом ночной луны.

Два отрока, две девы творят ночной обряд… Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но что поделать — он не любил эту суматошную братию, ему было жаль на них тратить время и душу.

Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии: Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: «Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону». Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку. После таких откровений, как детский сон, вспоминались его нежные строки: В поле не видно ни зги… Кто-то зовет: «Помоги!» Как помогу?

Сам я беден и мал, Сам я смертельно устал — Что я могу. Далее в стихах идет высокий нравственный мотив: Если не сможем идти, Вместе умрем на пути… Но, увы, процесс отхода от прошлых нравственных идеалов набирал губительную силу.

Если раньше он писал: Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес… — то теперь стало: Собираю ночью травы И варю из них отвары… На фоне таких контрастов было невозможно понять, что за личность — поэт Сологуб. Сам он не проявлял к друзьям никакого особого внимания. Одно время их связывала дружба с Блоком. Но после написания Блоком «Двенадцати» он охладел и к нему.

Имя Сологуба вовсю гремело. Актеры выли с эстрады его знаменитое: Качает черт качели… Видимо окончательно разрушив свою душу, он уходил в мистику из реального мира: В мире ты живешь с людьми, — Словно в лесе, в темном лесе, Где написан бес на бесе, — Здесь с такими же зверьми. Видимо, это следует понимать как поражение Дон Кихота, который не смог осилить любовью и мечтой это населенное бесами пространство. «Чертовы качели», описав последний полукруг в жизни поэта, навсегда остановились.

Читайте также:  Рыцари - краткое содержание рассказа Драгунского

Остановились для него, но в его поэзии они все еще раскачиваются задиристо и лихо, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать просто смертельной игрой.

Анализ стихотворения забелелся туман за рекой сологуба

  • Реферат
  • По дисциплине
  • Литература
  • на тему: «Сологуб Федор Кузьмич»

Сологуб Федор Кузьмич (1863–1927) (настоящая фамилия — Тетерников), один из самых мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля (1 марта) 1863 года в Петербурге в бедной семье. Отец занимался портняжным делом в Петербурге; умер от чахотки, когда Федору было 4 года. Мать-крестьянка; работала прислугой в господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми, но спать ему приходилось на кухне. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года. Мать горячо любила своих детей, но в то же время была настоящим деспотом в семье: будущего поэта часто секли. В детстве Федор много читал. К 12 годам он прочел всего Белинского, Добролюбова, Писарева, Некрасова.

В 1882 году окончил Учительский институт и, взяв с собой мать и сестру, уезжает работать в г. Крестцы Новгородской губернии.

В 1884 году были опубликованы первые стихи Сологуба.

В 1885 году переезжает в г. Великие Луки Псковской губернии, где продолжает работать учителем математики.

В 1889 году переводится в г.Вытегра Олонецкой губернии. В годы учительства создается никогда самим поэтом не публиковавшийся цикл стихотворений, получивший условное название «Из дневника» (1883-1904г.г.)

В 1892 году переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников журнала «Северный Вестник», «старших» символистов Д. Мерешковского, З. Гиппиус, Н. Минского.

В 1895 году в журнале «Северный Вестник» был опубликован роман «Тяжелые Сны». В его основе — тяжелые впечатления уездной России 80-х годов.

На первых порах произведения Сологуба публиковались только в «Северном Вестнике», а затем в таких журналах как «Весы», «Русская мысль», «Образование»; в газетах «Речь», «Слово», «Утро России» и др.

В период с 1892 по 1898 года Сологубом были написаны следующие произведения: рассказы «Свет и тени» и «Червяк»; стих-ия «Я ждал, что вспыхнет впереди…», «О смерть! Я твой…», «Я-бог таинственного мира…», «Звезда Маир».

В 1896 году в Петербурге выходит первый поэтический сборник Сологуба, который называется «Стихи».В это время продолжается и карьера Солгуба на поприще просвещения:из учителя математики он превращается в инспектора училищ, становится членом Петербургского уездного училищного совета.

В «литературных сборищах» он был незаметен: «тихий, молчаливый, невысокого роста, с бледным худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих лет, он как-то пропадал в многолюдных собраниях».(П.Перцов)В период революции 1905 года Сологуб публикует стихи, пародии и острые «политические сказочки» (язвительные, злые эпиграммы на царя и его окружение).

В 1905 году в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892 — 1902) и пренесший Сологубу шумную известность роман «Мелкий бес», в котором на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных сатирических типов русской литературы образ учителя гимназии Передонова , существа отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего преступлением и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и вызвал самые противоречивые суждения о себе. Высказывались предположения, что в Передонове Сологуб изобразил темные стороны своего «я». В поздние годы писатель признавался, что «Передонова ему пришлось протащить через себя». Самое яркое высказывание о Передонове принадлежит А. Блоку: «Передонов – это каждый из нас. В каждом из нас есть передоновщина».

В 1906 году выходит шестая по счету книга стихов Сологуба «Змий». В ней мотив солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего над человеком зла и проклятия.

В 1907 году Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. В этом же году в альмонахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи чары» (в завершенном виде получил название «Творимая легенда» — 1913 год). В 1907 году Сологубом были написаны следующие произведения: рассказ «Маленький человек» и пьеса «Победа смерти».

В 1908 году Ф.К.Сологуб женится на Анастасии Николаевне Чеботаревской. Их квартира сразу же становится одним из литературных салонов Петербурга. Изменяется, по свидетельству современников, и внешний облик писателя. Недавний типичный разночинец с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим патрицием», в облике которого отчетливо проступают писательские черты.

В этом же году создаются почти все мифологические драмы Сологуба : «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски», и др. ,в которых автор раскрывается глубоким тайновидцем человеческой души на путях двоемирия. С выходом в 1908 году лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг»(VIII книга по счету) Сологуб, безусловно, признается крупнейшим явлением в поэзии.

«В современной литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество Сологуба. Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не имеющим себе равного в современности. В «Пламенном круге» он достиг вершины простоты и строгости.» – так писал А. Блок в своей статье «Письма о поэзии»(1908 год).Даже М.

Горький ,всегда недолюбливавший Сологуба за его «пессимизм»,вынужден признаться, что «Пламенный круг» – это книга удивительная и надолго».

10-ые годы XX века – полный расцвет творчества и популярности Сологуба. Издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается сразу три его собрания сочинений: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (вышло неполным).

Сологуб, признанный современниками, входит в четверку наиболее знаменитых писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким. Сологуб является безусловным авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из лучших вождей того направления, В котором протекает мое творчество»,- признавался ему Н.

Гумилев в письме в 1915 году. Война 1914 года вызывает в Сологубе подъем национального духа, выраженного им в статье «Почему символисты приняли войну»(1914 год) и в книге стихов «Война»(1915 год).

Встретив приветствием Февральскую революцию 1917 года, Сологуб отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту и к дальнейшей власти большевиков, как не отвечающим его идеалу «европейской гуманитарной цивилизации».

С апреля 1917 года Сологуб возглавляет «литературную курию» в союзе деятелей искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости» искусства от государства.

В своих знаменитых «Петербургских дневниках» этого периода З. Гиппиус отмечала: «Все – таки самый замечательный русский поэт и писатель – Сологуб – остался «человеком». Не пошел к большевикам.

И не пойдет. Не весело ему за то живется».

В 1921 году жена писателя, А.Н.Чеботаревская, в приступе меланохолии покончила с собой, бросившись в Неву. Писатель тяжело переживал смерть жены. Спасение от одиночества находит в творчестве. В этом году выходят сборники стихов: «Одна любовь», «Соборный благовест», «Фимиамы»; роман «Заклинательница змей».

В1922 году выходят следующие сборники стихов: «Костер дорожный», «Свирель», «Чародейная чаша».

В 1923 году выходит сборник стихов «Великий благовест».

Поздняя лирика Сологуба претерпевает значительную эволюцию в сторону опрощения и приятия жизни. М.Кузьмин в 1922 году писал : «В лучших стихах Сологуба Вы найдете примиренность, большее приятие жизни и милое простодушие, вообще свойственное этому поэту, но которое прежде он часто маскировал наивным демонизмом».

  1. Сологуб предвидел свою кончину именно в декабре:
  2. «Каждый год я болен в декабре,
  3. Не умею я без солнца жить.
  4. Я устал бессонно ворожить,
  5. Я склоняюсь к смерти в декабре…»
  6. («Триолетты», 1913 год).

Он и скончался 5 декабря 1927 года. Похоронен на Смоленском кладбище, неподалеку от места первоначального захоронения А.Блока.

  • Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой»
  • «Забелелся туман за рекой»
  • Забелелся туман за рекой. Этот берег совсем невысок, И деревья стоят над водой,
  • И теперь я совсем одинок.
  • Я в кустах поищу хворостин, И в костёр их на берег сношу, И под ними огонь воскрешу,
  • Посижу, помечтаю один.
  • И потом, по теченью реки, Потихоньку пойду босиком, — А завижу вдали огоньки,
  • Буду знать я, что близок мой дом.

Настоящая любовь пришла к Федору Сологубу достаточно поздно, и его избранницей стала известная петербургская переводчица Анастасия Чеботарвская. К моменту заключения брака в 1908 году поэту исполнилось 45 лет, однако он ни одного дня не пожалел о том, что судьба свела его с этой замечательной женщиной.

Впрочем, знакомство с Анастасией Чеботаревской состоялось намного раньше, так как она являлась частой гостьей литературных вечеров и даже писала о Сологубе критические заметки в питерских журналах.

К своему подопечному Чеботаревская относилась с определенной долей скептицизма, хотя и восхищалась его талантом, самобытностью и образным восприятием окружающего мира.

Что касается Федора Сологуба, то он был давно и безнадежно влюблен в Анастасию, поэтому ее отъезд во Францию привел поэта в уныние. Он не знал, увидит ли когда-нибудь свою возлюбленную, и что именно сулит ему такая встреча.

Угнетенный одиночеством и страдающий от неразделенной любви, в 1900 году Федор Сологуб публикует стихотворение «Забелился туман над рекой», каждая строчка которого наполнена тоской и грустью.

«И теперь я совсем одинок», — отмечает автор, намекая на то, что отныне ему не встретить в литературном салоне Чеботаревскую, не устроить с ней дискуссию по поводу новый веяний в литературе, не услышать ее резких суждений по поводу символизма и молодых поэтов, считающих себя чуть ли не пророками.

Спасают от чувства безысходности Сологуба лишь редкие загородные прогулки, когда он, наконец, может остаться один на один со своими мыслями и чувствами. «Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один», — отмечает поэт, признаваясь, что его не тяготит отсутствие компании.

Действительно, для человека, который часть своей жизни прожил в провинции, работая обычным учителем, встреча с родной природой является некой отдушиной, успокаивающим бальзамом для исстрадавшегося сердца.

«И потом, по теченью реки, потихоньку пойду босиком», — пишет поэт, находя в таких прогулках особое удовольствие, но при этом не забывая о том, что где-то далеко находится его дом, в котором уже, наверное, собрались многочисленные друзья. Правда, той единственной, ради которой бы стоило прерывать свое маленькое путешествие, среди них нет, и это по-настоящему огорчает поэта.

Лишь надежда на то, что когда-нибудь он вновь увидит женщину, разлука с которой причиняет такую сильную боль, заставляет автора идти вперед и думать о завтрашнем дне с улыбкой.

Воспользуйтесь поиском по сайту:

«Забелелся туман за рекой» анализ стихотворения Сологуба по плану кратко – тема, идея, жанр — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

  • Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.
  • Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.
  • Жанр – философская лирика.
  • Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.
  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской.

Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых.

Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Этот стих рассказывает о том, какие чувства испытывает поэт, оказавшийся в одиночестве. Оно не тяготит его, однако какая-то тоска все же сжимает сердце. Очевидно, что лирический герой все же не отказался бы от компании, но это должен быть совершенно конкретный человек. И этот человек воплощает для него понятие дома.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Это философское произведение, в котором автор показывает свою позицию относительно одиночества: его такое положение дел не тяготит, однако хотелось бы, чтобы где-то был дом, где его ждали бы. Он думает о завтрашнем дне с улыбкой, поскольку надеется на встречу со своей возлюбленной.

Стихотворение написано хореем с перекрестной рифмой, что позволяет с легкостью воспринимать его читателю ч любым опытом.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы.

Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому.

Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Анализ стихотворения Сологуба «Забелелся туман за рекой» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

В стихотворении лирический герой в жаркий летний день гуляет в бору, где все озарено солнцем, где бор веселым блеском напоен, где смола на соснах янтарная и «прозрачнее стекла».

В стихотворении «Сказка» герой взрослее, он не один, появляется «она», с которой лирический герой идет «вдоль пустынных берегов над диким синим лукоморьем». И еще появляется, кроме образа бора, образ северного моря.

Анализ стихотворения Фета «На заре ты ее не буди»

Афанасий Фет – поэт тонкой лирической души, умевший видеть и ценить красоту.

Все творчество этого художника слова, по сути, посвящено одной теме – восхищения и тоске по красоте, которую так легко разрушить, теме страдания по исчезнувшей гармонии.

Читайте также:  Анализ стихотворения Аленушка Прокофьева 5 класс

Стихотворение «На заре ты ее не буди» в полной мере отражает эту тему. Лирический герой обращается к невидимому собеседнику, которым становится каждый читатель произведения.

Анализ стихотворения Маяковского «Флейта-позвоночник»

Знакомство с Лилей Брик полностью изменило жизнь поэта Владимира Маяковского . Внешне он оставался все тем же дерзким молодым человеком, который писал резкие стихи и с иронией читал их любопытной публике. Однако сердце поэта разрывалось от неразделенного чувства к женщине, которая принадлежала другому.

Впрочем, в начале 20 века нравы в богемной среде царили довольно свободные, и начинающая журналистка Лиля Брик легко завязывала романы с мужчинами несмотря на то, что состояла в браке.

Анализ стихотворения Цветаевой «Расстояние версты мили»

Стихотворение начинается с посвящения – Б. Пастернаку. Зная историю их взаимоотношений, легче понять смысл этого произведения Цветаевой.

Когда поэтесса оказалась в эмиграции, ей было сложно, как растению, пересаженному в чужеродную почву. Те, кто тоже убежал из Советского Союза, оказались не близки Марине Ивановне ни по духу, ни по творчеству. А вернуться на родину было нельзя. И переписка с Борисом Пастернаком была тем живительным ручейком, который питал ее желание жить и писать.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»

Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически. Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей.

Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в число наиболее востребованных советских литераторов.

Однако к этому моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие.

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.

Не исключением стало произведение “Элегия”, написанное в 1874 г. которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.

Стихотворение «Забелелся туман за рекой» Сологуб Федор Кузьмич

Стихотворение “Забелелся туман за рекой” Федора Сологуба наполнено грустью и в то же время надеждой. Краткий анализ “Забелелся туман за рекой” по плану поможет ученикам 7 класса понять, с чем связаны эти чувства и какие художественные приемы автор использовал, чтобы их выразить. Его можно использовать для объяснения материала на уроке литературы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в 1885 году, известна даже точная дата – 27 июля. Напечатано оно было только пять лет спустя, в 1900-м году.

Тема стихотворения – одиночество, которое все же наполнено надеждой на встречу.

Композиция – одночастная, автор говорит об одиночестве в первых двух строфах и завершает произведение намеком на надежду.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – хорей с перекрестной рифмой.

Метафора – “огонь воскрешу“.

Эпитет – “берег невысок“.

Анафора – “одинок – один“.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

LiveInternetLiveInternet

Фёдор Кузьмич Сологуб

В тени косматой ели, Над шумною рекой Качает черт качели Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад, Доска скрипит и гнется, О сук тяжелый трется Натянутый канат.

Снует с протяжным скрипом Шатучая доска, И черт хохочет с хрипом, Хватаясь за бока.

Держусь, томлюсь, качаюсь,

Вперед, назад, Хватаюсь и мотаюсь, И отвести стараюсь От черта томный взгляд.

Над верхом темной ели Хохочет голубой: — Попался на качели, Качайся, черт с тобой!-

В тени косматой ели Визжат, кружась гурьбой: — Попался на качели, Качайся, черт с тобой!-

Я знаю, черт не бросит Стремительной доски, Пока меня не скосит Грозящий взмах руки,

Пока не перетрется, Крутяся, конопля, Пока не подвернется Ко мне моя земля.

Взлечу я выше ели, И лбом о землю трах! Качай же, черт, качели, Все выше, выше… ах!

Стихотворение «Чертовы качели» написано Федором Кузьмичом Сологубом (1863–1927) 14 июня 1907 года. Оно вошло в сборник «Пламенный круг. Стихи. Книга восьмая», опубликованный в Москве в 1908 году.

У стихотворения необычная композиция. Оно состоит из девяти строф, причем две из них являются секстинами (от латинского «sex» – шесть). В начале стихотворения они чередуются с обычными четверостишиями, которые имеют форму abab. Строфы, в которых содержится по шесть строк, образуют схему cddccd и eddeed.

Действо, о котором повествует автор, напоминает страшный сон. В лесу высоко на ветвях подвешены огромные качели. Они раскачиваются сильнее и сильнее, угрожая гибелью лирическому герою – авторскому «я». Эти качели приводит в движение сам черт, поэтому автор понимает, что этот аттракцион не сулит ничего хорошего. Раскачиваясь все выше, поэт предчувствует, как в какое-то мгновение он соскользнет с доски и рухнет на землю. Финал стихотворения остается открытым, и читателю позволяется самому понять, чем закончится этот полет.

Сюжет этого стихотворения немедленно вызывает в памяти другое произведение – знаменитый «Фауст» Гете. Как и демон лирического героя в «Чертовых качелях», Мефистофель увлекает Фауста в водоворот событий, развлечений и удовольствий. Расплата за миг наслаждения будет страшной – мучительная смерть. Но оба – герой Федора Кузьмича Сологуба и доктор Фауст, принимают условия игры.

То, что поэт описывает именно сатанинскую игру, можно подтвердить с помощью особенностей стихотворения. Например, автор использует живую бытовую лексику. Текст произведения изобилует междометиями («ах!»), звукоподражательными словами («лбом о землю трах»), просторечные выражения («мотаюсь», «крутяся», «шатучий»). Есть в тексте прямая речь, которая создает впечатление шутливой перебранки:

Визжат, кружась гурьбой: «Попался на качели, Качайся, чёрт с тобой». Постоянно встречаются повторы: Качает и смеётся, Вперёд, назад, Вперёд, назад. Держусь, томлюсь, качаюсь, Вперёд, назад, Вперёд, назад…

Интересна поэтическая фонетика. Все стихотворение словно наполнено разными звуками, неизменно сопровождающими движение качелей. Вот благодаря аллитерациям скрипят ветви елей: «косматой», «качает», «доска», «канат». Вот раздается смех черта: «хохочет», «хрипом», «хватаясь». Вот свистит ветер в ушах: «стремительной», «скосит», «бросит».

Образ чертовых качелей можно интерпретировать как символ жизни. Если представить, что взлеты и падения на качелях – это жизненные радости и неудачи, то становится понятно, почему лирического героя не страшит близкое падение. Ведь смерть – это закономерный итог любой жизни. Таким образом, с помощью обращения к мистике поэт предлагает взглянуть на привычные вещи иным взглядом.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Анализ стихотворения Сологуба “Я – бог таинственного мира

Умение очень четко и лаконично формулировать свои мысли является отличительной особенностью творчества Федора Сологуба. Он считал себя символистом и даже в самом непримечательном событии пытался угадывать знаки судьбы. Это увлекательное занятие, безусловно, отразилось на творчестве знаменитого поэта и драматурга, который нередко шокировал публику нетипичными выводами, сделанными из простых и, на первый взгляд, понятных фактов.

Внутренний мир Федора Сологуба практически всегда оставался “за кадром” его произведений. И на то были

свои причины, так как этот автор не торопился впускать в свою жизнь других людей. Лишь небольшой круг приближенных могу судить о том, насколько ранима душа у этого человека, который очень близко к сердцу принимал любые неудачи. Причем, не только свои, но и тех людей, которые были для него по-настоящему дороги.

В 1896 году он опубликовал стихотворение “Я – бог таинственного мира…” , которое, на первый взгляд, может показаться очень заносчивым и высокомерным. Действительно, уже в первой строчке автор утверждает, что он выше других в духовном плане, и ему доступно для понимания то, что для окружающих

являются тайной за семью печатями. Однако развивая собственную мысль, Сологуб отмечает, что его мысли весьма далеки от реальности, подчеркивая при этом: “Весь мир в одних моих мечтах”. Это означает, что у поэта существует своя Вселенная, в которую он не желает никого впускать. Приоткрыть завесу тайны над своими мыслями и чувствами для него равносильно духовному самоубийству. При этом Сологуб хочет донести до читателей мысль, что он не страдает высокомерием и не пытается задеть чье-то самолюбие.

“Не сотворю себе кумира ни на земле, ни в небесах”, – подчеркивает автор, считая, что возвышаться над толпой так же глупо, как и принижать свои собственные достоинства. Поэт пытается уйти от повседневной обыденности, но при этом осознает, что жизнь вынуждает его быть частью социума. И для того, чтобы сохранить свой внутренний мир, такой романтичный и иллюзорный, Сологуб выводит для себя определенную формулу, отмечая: “Своей божественной природы я не открою никому”, Лишь ночью, когда на улицах стихает городской шум, и нет необходимости лицедействовать перед людьми, поэт признается, что чувствует себя свободным. Покой и тьма – его верные спутники и молчаливые слушатели, которым можно доверить самые сокровенные мысли и чувства.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Анализ стихотворений«Зеленый шум» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, смысл, средства выразительности, эпитеты

Анализ стихотворений«Если жизнь тебя обманет» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, идея

Федор Сологуб — Забелелся туман за рекой: Стих

Забелелся туман за рекой.
Этот берег совсем невысок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.
Я в кустах поищу хворостин,
И в костёр их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.
И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
А завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

  • Следующий стих → Федор Сологуб — Забудь, что счастье ненадежно
  • Предыдущий стих → Федор Сологуб — За чай, за мыло (солдатская песня 1905 года)

Читать похожие стихи:

  1. Федор Сологуб — Ночь настанет, и опять
  2. Федор Сологуб — Сквозь туман едва заметный
  3. Федор Сологуб — Поняв механику миров
  4. Федор Сологуб — Беден дом мой пасмурный
  5. Федор Сологуб — В прозрачной тьме прохладный воздух дышит
  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Ссылка на основную публикацию