Анализ стихотворения Есенина Корова

Сравнительный анализ стихотворения С. Есенина и рассказа А. Платонова «Корова»

С. Есенин вводит это животное в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, но это, казалось бы, совершенно непоэтическое существо, вырастает у Есенина до символа России. Летом 1921 г. поэт говорил И. Грузинову, энергично жестикулируя руками: “Кто о чем, а я о корове. Знаешь ли, я оседлал корову. Я еду на корове. Я решил, что Россию следует показать через корову. Без коровы нет России”.

Рассказ А. Платонова «Корова» несет в себе философское постижение жизни. Ребёнок в рассказе мучается самыми глобальными, самыми серьёзными проблемами: как обрести себя в бытии, как противостоять смерти, как сохранить тепло в “прекрасном и яростном мире”.

Уже в первом абзаце рассказа звучит ряд мотивов, сближающих это произведение с темами и проблемами волшебных сказок. Слово повествователя, подобно слову в сказке, стремится одухотворить неживые предметы и явления, наделить душой те существа, которые в обыденном восприятии её лишены: “Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае; этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами — сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одёжной ветошью, стулом без ножек, — было место для ночлега коровы и для её жизни в долгие зимы”. Сказка действительно разрушается уже в первое мгновение. Радости волшебных превращений оживших вещей и животных Платонов противопоставляет образ “заглохшего и скучного мира, в котором всё посохло и поникло”. Отголоски сказочных мотивов не только приоткрывают сокровенную тайну жизни, но и показывают её хрупкость и уязвимость. Жизнь нуждается в сбережении и сохранении.

1. 1. Сюжет стихотворения С. Есенина

В стихотворении «Корова» С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах и его дальнейшую участь, «скоро свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой» , он отождествляет старое животное и старого человека: «Думает грустную думу».

Сострадание ко всему живому и непричинение вреда и боли живому – человеку ли, цветку ли. Именно такое отношение к человеку, растениям и животным характерно для Есенина. Как на детей одной матери-земли, он смотрел на человека, на природу, на животных. В таком взгляде были отголоски очень древнего представления о человеке и природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том , что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

1. 2. Сюжет рассказа А. Платонова

Переживания животных сопоставимы с переживаниями людей, но свои эмоции животные, в отличие от людей, не могут ни выразить, ни заглушить, поскольку не могут проанализировать их, отвлечься и освободиться от них. В этой связи разрыв с собственными детьми, тоска по ним как проявление инстинкта заботы о детях становится причиной гибели животного, ведь у него больше нет смысла жить. «Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней, которое было безысходным м могло только увеличиваться, потому что свое горе она не умела в себе ни утешить словом, ни сознанием, ни другом, ни развлечением, как это может делать человек () Корова не понимала, что можно одно счастье забыть, найти другое и жить опять, не мучаясь более».

Любовь мальчика Васи к корове, его привязанность к ней, осознание того, что корова как существо подневольное отдавала своим хозяевам все, что могла. Это невольное самопожертвование коровы автором внутренне трактуется как христианская добродетель. «Вася написал в тетради: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. () Корова еще пахала и возила кладь. Потом ее сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но вскоре умерла от поезда. И ее тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду»».

В образе Васи Рубцова нашли своё отражение размышления Платонова о ребёнке и его роли в мироздании: серьёзная рассудительность и недетская зрелость суждения о мире. По Платонову, только ребёнок несёт в себе истину жизни во всей её первозданной чистоте. Он видит в ребёнке воплощение самых светлых, самых лучших граней человеческой души. И корова чувствует, “слышит” в Васе не просто ребёнка, а именно человека, отвечающего за поддержание жизни.

В заботе о корове мальчик находит совсем иные отношения. Образ животного воссоздаётся Платоновым в ассоциативном ряду с образом человека: “добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и её большое худое тело”. Корова становится для мальчика олицетворением самого чуда жизни, олицетворением той силы, которая скрыта в слабости, во внешнем изнеможении. С её образом сопряжён в рассказе мотив родственного чувства, объединяющего все живые существа и являющегося неизменной ценностью в платоновском мире. Почти человеческая тоска коровы по своему телёнку становится для мальчика уроком истинной любви: “она всё время ждала своего сына-телёнка”; “ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне”; “уставившись глазами в тёмное поле, корова ждала своего сына”. К этой любви мальчик приобщается в очень трудный, кризисный момент: когда отец вытаскивает из-под паровоза убитую корову, мальчик садится на землю и замирает “от горя первой близкой смерти”. Трогательно щемящее чувство входит в рассказ в момент смерти коровы. Близкое, живое, страдающее существо требует большего душевного напряжения, чем ремонт машины.

И Вася начинает меняться. В своём сочинении он предстаёт уже не мудрым всезнающим человеком, а просто ребёнком, столкнувшимся с чем-то непонятным, а потому пугающим. Его внутреннее волнение вызвано не только смертью любимого животного, но и новыми широкими горизонтами бытия, явленными его чувству. “Как я буду жить, я не знаю, не задумался ещё. У нас была корова. Когда она жила, из неё ели молоко мать, отец и я. Потом её сына продали на мясо, его убили и съели. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда”. В этом отрывке правда о мире воплощается в самом строении детской фразы: если корова — олицетворение жизни, то и сила и еда исходят непосредственно из неё.

Сравнительный анализ произведений

С. Есенин «Корова» А. Платонов «Корова»

Содержание произведений Корова, потерявшая сына

Описание животных Дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах Худое тело, рога, лоб, добрые теплые глаза

Очеловечивание образов животных Думает грустную думу о белоногом телке Корова, тоскующая о своем сыне

Основное настроение животных Грустная дума Корова грустная, печальная, тоскующая

Причины грусти Теленка повели на убой Теленок подавился

Время года, изображенное в Осень – время печали, грусти; осенняя пора усиливает грусть произведениях

Скоро на гречневой свее Отрожавшие и отшумевшие поля за лето

Будущее коров Свяжут петлю на шее и поведут на убой От переживаний попадет под поезд

Отношение к животным Бил ее выгонщик грубый Берегли, любили, ухаживали, без коровы стало плохо

Подробное описаний переживаний коровы Описанию отведено больше места ,т. к. жанр произведения(рассказ) позволяет более подробное описание

Чему учат произведения Призывает читателя быть добрее к животным, любить Доказывает, что животные тоже любят своих детей, их и не обижать переживают их гибель, и людям надо к ним добрее относиться

1. Одинаковые названия. 1. Разное отношение к животным.

2. Тема произведений. 2. Произведения разные по роду и жанру: рассказ и стихотворение.

3. Одинаковые “портретные” описания животных. 3. Разные причины гибели животных.

4. Авторы очеловечивают животных.

5. Основное настроение- грусть.

6. Время года- осень.

7. Жизненный итог-гибель героинь.

8. Главная мысль произведений.

Переживания животных сопоставимы с переживаниями людей, но свои эмоции животные, в отличие от людей, не могут ни выразить, ни заглушить, поскольку не могут проанализировать их, отвлечься и освободиться от них. В этой связи разрыв с собственными детьми, тоска по ним как проявление инстинкта заботы о детях становится причиной гибели животного, ведь у него больше нет смысла жить.

Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

Анализ стихотворения Есенина «Корова»

Стихотворение «Корова» относится к раннему творчеству Есенина. Центральным в нем становится образ животного, которое каждый крестьянин на Руси считал едва ли не самым главным. Корова на протяжении многих веков была основной поилицей и кормилицей.

Редкий двор в деревне обходился без нее. Сергей Александрович и поэтизирует, и очеловечивает ее. В анализируемом тексте рассказывается о старой корове, доживающей свои последние дни.

Перед читателями предстает дряхлое домашнее животное с выпавшими зубами. Недолго осталось ходить ей

Старушку, более не способную приносить людям пользу, отведут на убой.

Ключевой прием, используемый Есениным в рассматриваемом тексте, — принцип антропоморфизма. Корова наделяется человеческими свойствами. Она способна мыслить, испытывать чувства.

Животное предвидит близкую смерть. Перед трагическим финалом корова вспоминает важнейшее событие своей жизни — рождение теленка. Так в стихотворении появляется тема материнства. Героине не дали побыть с сыном. Практически сразу его убили.

Мать об этом прекрасно знает. Недаром

И в этом заключается, возможно, главная трагедия в ее жизни.

Стихотворение Есенина проникнуто любовью и состраданием к старой корове, о которой ведется рассказ. По мнению поэта, все стихии, братья наши меньшие, люди, растения подчиняются одинаковым законам природы. В лирике Сергея Александровича часто встречаются различные животные — как домашние, так и дикие.

В любви к ним он признавался не единожды. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитое стихотворение «Я обманывать себя не стану…», относящееся к позднему его творчеству. Там в предпоследней строфе лирический герой говорит, что не имеет средь людей дружбы и «иному покорился царству». До этого он называет себя «хорошим приятелем для зверей».

Читайте также:  Анализ стихотворения Мой путь Есенина

Любовь к животным в частности и к природе в общем — не в последнюю очередь следствие сельского детства Есенина, родившегося в простой семье и с ранних лет окруженного собаками, кошками, коровами, лошадьми, курицами, гусями и прочей деревенской живностью.

Дайджест:

Краткое содержание рассказа Платонова «Корова» Безымянная корова живет одна в сарае, стоящем на дворе путевого сторожа. Днем и вечером к ней в гости приходит хозяйский сын Вася Рубцов. Корова тоскует по теленку, отправленному к ветеринару. .

Анализ стихотворения С — А — Есенина «Гой ты, Русь моя родная!… — -» анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!…..» анализ стихотворения есенина гой Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…» написано Есениным в 1914 году, когда. .

Анализ стихотворения Есенина «Душа грустит о небесах…» Написанное в 1919 году стихотворение «Душа грустит о небесах…» изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову — одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин познакомился после Великой Октябрьской революции. Друзья-поэты. .

Анализ стихотворения Есенина «Восход солнца» Пейзажная зарисовка «Восход солнца» относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина — в 1959-ом. Стихотворение появилось в газете «Чарджоуская правда» в рамках. .

Анализ стихотворения Есенина «Чары» Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них — «Чары», произведение, относящееся к ранней лирике и. .

Композиция рассказа А. Платонова «Корова» Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том, что жизнь домашнего животного, коровы, помогавшей людям выжить в повседневном. .

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…» Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой. .

Анализ стихотворения Есенина «Песнь о хлебе» Стихотворение «Песнь о хлебе» относится к позднему творчеству Есенина, точная дата его написания неизвестна. По мнению большинства исследователей, произведение создано в районе 1920-21 гг. В нем отразилось беспокойство поэта о. .

Анализ стихотворения Есенина «Гори, звезда моя, не падай…» Стихотворение «Гори, звезда моя, не падай…» относится к поздней лирике Есенина, для которой характерны пессимистические настроения и предчувствие близкой смерти. В рассматриваемом тексте герой тоскует по ушедшей молодости, предсказывает собственную. .

Анализ стихотворения Есенина «Сосна и река» Во время получения образования в церковно-приходской школе, располагавшейся в селе Спас-Клепики, Есенин подружился с Гришей Панфиловым — сыном местного приказчика, учившимся на год старше. Будущий поэт часто бывал у него. .

Анализ стихотворения Есенина «Пой же, пой. На проклятой гитаре…» Начало двадцатых годов ознаменовалось для Есенина серьезным душевным кризисом, в значительной степени обусловленным разочарованием в Великой Октябрьской революции и власти большевиков. Трагическое мироощущение поэта нашло отражение в цикле «Москва кабацкая». .

Анализ стихотворения Есенина «Брату человеку» «Больные думы» — рукописный сборник Есенина, состоящий из шестнадцати стихотворений. Создавался он в начале 1910-х годов. Долгое время широкая общественность ничего о нем не знала. Сборник, представляющий собой две сшитые. .

Анализ стихотворения Есенина «Там, где вечно дремлет тайна…» Образ родной природы является одним из ключевых в творчестве Сергея Есенина, которого по праву считают сельским поэтом. Большинство его произведений посвящены полям и рекам, лугам и перелескам. Кроме этого, в. .

Анализ стихотворения Есенина «Весенний вечер» В 1912 году Сергей Есенин приехал покорять Москву, однако удача улыбнулась молодому поэту не сразу. Пройдет еще несколько лет прежде, чем его первое стихотворение будет опубликовано в столичном журнале. Пока. .

Анализ стихотворения Есенина «Весна на радость не похожа…» Стихотворение «Весна на радость не похожа…», датированное 1916 годом, относится к раннему периоду творчества Есенина. Впервые оно было опубликовано в благотворительном сборнике «Пряник осиротевшим детям», редактированием которого занимался писатель Алексей. .

Анализ стихотворения Есенина «О муза, друг мой гибкий…» Точная дата написания стихотворения «О муза, друг мой гибкий…» до сих пор неизвестна. Большинство исследователей склоняются к двум вариантам — 1917 и 1918. В произведении нашли отражение искания группы так. .

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль ты моя, сторона!…» Стихотворение «Сторона ль ты моя, сторона. » написано в 1921 году. В нем Есенин рисует мрачную картину беспросветной действительности. Время действия — дождливая осень, когда тяжелое небо кажется словно из олова. .

Анализ стихотворения Есенина «Пороша» Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением. И это неудивительно, ведь Есенин. .

Анализ стихотворения Есенина «Буря» Стихотворение «Буря» изначально предназначалось для публикации в журнале «Млечный Путь». Издание объединяло группу крестьянских писателей, входивших в Суриковский литературно-музыкальный кружок. Он существовал в период с 1872 по 1921 год. Его. .

Анализ стихотворения Есенина «В том краю, где желтая крапива…» Феномен творчества Сергея Есенина заключается в том, что он был максимально честным и откровенным в своих стихах, изливая перед читателями душу так, словно бы делает это в последний раз. Поэтому. .

Анализ стихотворения Есенина «Не гляди на меня с упреком…» В ноябре 1925 года Есенин поступил на лечение в психиатрическую клинику 1-го Московского университета. Руководил заведением профессор Петр Борисович Ганнушкин — знаковая фигура психиатрии того времени. Сергею Александровичу действительно была. .

Анализ стихотворения Есенина «Прощай, родная пуща…» Стихи Есенина, приехавшего в Петроград в 1915 году и читавшего там свои произведения Блоку, Клюеву, Городецкому и прочим известным поэтам, стали для литературного общества того времени настоящим глотком свежего воздуха. .

Анализ стихотворения Есенина «На небесном синем блюде…» Стихотворение «На небесном синем блюде…», которое принято датировать 1915 годом, впервые было опубликовано после смерти Есенина — в майском номере журнала «Красная новь» за 1926-ой. Поэт, критик и переводчик Иннокентий. .

Анализ стихотворения Есенина «Сыплет черемуха снегом…» «Сыплет черемуха снегом…» — стихотворение, датированное 1910 годом и относящееся к ранней пейзажной лирике Есенина. В нем отразился свежий взгляд юного поэта на красоту природы. Произведение проникнуто радостью, вызванной наступившей. .

Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину» Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными. Отец поэта к тому времени уже скончался. .

Анализ стихотворения Есенина С. А. «Русь советская» В самом названии произведения С. А. Есенина «Русь со­ветская» содержится сопоставление новой советской эпохи с дореволюционной. Основным композиционным приемом в поэме становится антитеза. Лирический герой возвращается в свой «край осиротелый». .

Анализ стихотворения Есенина «Ах, как много на свете кошек…» В 1925 году в письме матери Софья Андреевна Толстая, третья и последняя супруга Есенина, отмечала, что у ее мужа есть «две прекрасные черты — любовь к детям и животным». Если. .

Анализ стихотворения Есенина «Черемуха» В раннем творчестве Сергея Есенина очень много произведений, которые посвящены красоте родной природы. В этом нет ничего удивительного, так как детство и юность поэта прошли в живописном селе Константиново, где. .

Анализ стихотворения Есенина «В хате» Написанное в 1914 году стихотворение «В хате» — превосходный образец бытовой зарисовки о деревенской жизни. Произведение это многие критики, современники Есенина, оценили по достоинству сразу же после выхода в печать. .

Анализ стихотворения Есенина «Выткался на озере алый свет зари…» Раннюю лирику Есенина исследователи его жизни и творчества считают неравноценной и неоднородной. В ней сложно выделить единственный главенствующий мотив, ее не стоит подводить под одну ключевую идею. Сергей Александрович испытывал. .

Анализ стихотворения Есенина «Сукин сын» Стихотворение «Сукин сын» написано Есениным в 1924 году. По мнению ряда исследователей творчества поэта, посвящено произведение Анне Сардановской. Считается, этой девушкой Сергей Александрович был сильнее всего увлечен в возрасте лет. .

Анализ стихотворения Есенина «Береза» Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит. .

Анализ стихотворения Есенина «Зима» «Зима» — стихотворение, точная дата написания которого неизвестна. Исследователи творчества Есенина называют период с 1911 по 1912 год. Скорей всего, произведение сочинено во время обучения юного поэта в церковно-приходской школе. .

Анализ стихотворения «Береза» Есенина С. А «Береза» Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С. Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался. .

Анализ стихотворения Есенина «Капли» С 1909 по 1912 год Есенин учился в церковно-приходской школе, расположенной в Спас-Клепиках. Там он был членом небольшого кружка Григория Панфилова — своего хорошего друга. Участники этого импровизированного объединения сильно. .

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» Грустные философские размышления о быстро­течности жизни характерны для всего творчества Сергея Есенина. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» написано, когда автору было всего. .

Анализ стихотворения Есенина «Несказанное, синее, нежное…» В последний год жизни Есенин написал стихотворение «Несказанное, синее, нежное…», в котором подвел итоги оставшихся позади лет. Перед читателями предстает умудренный опытом лирический герой. Он спокоен, умиротворен. Его душа, пережившая. .

Анализ стихотворения Есенина «Голубая кофта. Синие глаза…» Согласно свидетельству Софьи Андреевны Толстой, третьей и последней супруги Есенина, в октябре 1925 года он увлекся созданием небольших стихотворений. В итоге на свет появились около десятка коротких произведений, состоящих из. .

Анализ стихотворения Есенина «Вечер, как сажа…» В 1912 году Есенин завершил обучение в церковно-приходской школе и покинул отчий дом, чтобы отправиться в Москву. Там он сначала трудился в мясной лавке, потом перешел в типографию Сытина. Его. .

Анализ стихотворения «Письмо к матери» Есенина Письмо к матери Стихотворение «Письмо к матери» посвящено не только и не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери — Родине. Сергей Есенин создал культ родного дома. .

Анализ стихотворения есенина корова

Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.

Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную луму
О белоногом телке.

Не дали матери сына,
Первая радость не прок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.

Читайте также:  Анализ стихотворения Руки милой пара лебедей Есенина

Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога…
Снится ей белая роща
И травяные луга.

Анализ стихотворения Есенина «Корова»

Стихотворение «Корова» относится к раннему творчеству Есенина. Центральным в нем становится образ животного, которое каждый крестьянин на Руси считал едва ли не самым главным. Корова на протяжении многих веков была основной поилицей и кормилицей. Редкий двор в деревне обходился без нее. Сергей Александрович и поэтизирует, и очеловечивает ее. В анализируемом тексте рассказывается о старой корове, доживающей свои последние дни. Перед читателями предстает дряхлое домашнее животное с выпавшими зубами. Недолго осталось ходить ей по этой земле. Поэт рассказывает о том, какова будет ее дальнейшая судьба. Старушку, более не способную приносить людям пользу, отведут на убой.

Ключевой прием, используемый Есениным в рассматриваемом тексте, — принцип антропоморфизма. Корова наделяется человеческими свойствами. Она способна мыслить, испытывать чувства. Животное предвидит близкую смерть. Перед трагическим финалом корова вспоминает важнейшее событие своей жизни – рождение теленка. Так в стихотворении появляется тема материнства. Героине не дали побыть с сыном. Практически сразу его убили. Мать об этом прекрасно знает. Недаром в ее воспоминаниях фигурирует шкура, висящая на колу под осиной. С одной стороны, корова выполнила свою женскую функцию – родила, с другой – ребенка у нее быстро отняли, соответственно, полноценно в качестве матери реализоваться она не успела. И в этом заключается, возможно, главная трагедия в ее жизни.

Стихотворение Есенина проникнуто любовью и состраданием к старой корове, о которой ведется рассказ. По мнению поэта, все стихии, братья наши меньшие, люди, растения подчиняются одинаковым законам природы. В лирике Сергея Александровича часто встречаются различные животные – как домашние, так и дикие. В любви к ним он признавался не единожды. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитое стихотворение «Я обманывать себя не стану…», относящееся к позднему его творчеству. Там в предпоследней строфе лирический герой говорит, что не имеет средь людей дружбы и «иному покорился царству». До этого он называет себя «хорошим приятелем для зверей». Любовь к животным в частности и к природе в общем – не в последнюю очередь следствие сельского детства Есенина, родившегося в простой семье и с ранних лет окруженного собаками, кошками, коровами, лошадьми, курицами, гусями и прочей деревенской живностью.

Стихотворение Есенина «Корова» относится к раннему периоду творчества поэта. В этот период произведения Есенина еще несут на себе следы незрелости и недостаточной опытности. Вместе с тем в них уже явственно проступают черты великого мастера поэтического слова.

Есенин заявляет о себе, как о подлинном национальном поэте, для которого родная земля и русская природа – ключевая тема в творчестве. Люди и животные для Есенина одинаково близки и понятны.

Корова в стихотворении предстает перед нами одушевленным существом со своими глубокими чувствами и переживаниями. Прежде всего, это материнская боль по утраченному сыну, убитому людьми. Бессильная против человеческого насилия, корова может только грустить по своему детенышу. Корова к тому же стара и понимает, что очень скоро разделит участь своего сына, будучи поведенной на убой.

Очень краткими, но емкими образами Есенин заставляет читателя глубоко прочувствовать драматизм ситуации. Происходит очеловечивание домашнего животного. Перед нами разворачивается образ старухи-матери, страдающей от потери любимого сына.

Особенно эмоционально представлена концовка стихотворения, где перед смертью корова видит яркие сны. Сновидения о родной природе предстают своеобразным переходом в другой, возможно менее жестокий мир.

Анализ стихотворения Корова по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина

Противоречивый характер личности Есенина будет понятен, если более-менее подробно изучить его творчество. В своих различных ипостасях поэт проявляет грани внутреннего мира, которые условно градируются от набожного странника

Анализ стихотворения Влюбленному Некрасова

Некрасов воспринимается многими читателями 21 века, как поэт, пишущий только на гражданскую тематику. Однако, также Некрасов много пишет романтичных стихов, в его поэзии много любви и нежности

Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

Анализ стихотворения Мечты Гумилева

Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе

Сергей Есенин
Корова

Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонных полях.

Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.

Не дали матери сына,
Первая радость не впрок.
И на колу под осиной
Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее,
С той же сыновней судьбой,
Свяжут ей петлю на шее
И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще
В землю вопьются рога.
Снится ей белая роща
И травяные луга.

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) – российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас – Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 – 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 – 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 – е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт – философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика – это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка – девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение – о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву – красавице русского леса, а она – человеку. Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 – 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу. ”, “Отговорила роща золотая. ”, “Мы теперь уходим понемного. ” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину – поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Урок внеклассного чтения в 6-м классе “Сравнительный анализ стихотворения С.Есенина и рассказа А.Платонова «Корова»”

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели урока:

1. обучающая: обучить навыкам сравнительного анализа, выразительному чтению стихов;

2. развивающая: умение делать выводы, обобщать, развитие устной и письменной речи;

3. воспитательная: на примере произведений писателя и поэта 19 века воспитать чувство жалости к животным, бережное отношение к природе.

Наглядность: портреты поэта и писателя, тексты.

Ход урока

Слово учителя: ребята, на уроке литературы, мы прочитали с вами рассказ А.Платонова “Корова”, дома вы должны были найти и прочитать стихотворение с таким же названием, написанное поэтом XIX века С. Есениным. Нам предстоит сегодня сравнить произведения разных авторов и жанров, но названные одинаково. Что же в них сходное и различное, попробуем выяснить. Приготовили тексты, ручки, тетради, карандаши. Запишем в тетради тему урока и разделим лист на две колонки. Озаглавим “сходное” и “различное”.

Беседа по тексту.

– Как называются произведения? (Оба произведения названы “Корова”).

– О чём эти произведения? (О корове, которая потеряла сына).

– Как описываются животные в произведениях? Что объединяет эти описания? (У А. Платонова: “худое тело…рога, лоб, добрые тёплые глаза; у С. Есенина: “Дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах”).

– О чём думают коровы? Как авторы очеловечивают образы животных? (У С. Есенина: “Думает грустную думу о белоногом телке; у А. Платонова: “корова, тоскующая о своём сыне”. У обоих авторов коровы сравниваются с матерями, а их телята – с сыновьями.)

– Почему грусть – основное настроение животных? (У С. Есенина: “грустная дума”; у А. Платонова : корова грустная, печальная, тоскующая. Тоскуют и грустят, т.к. их телят должны повести на убой.)

– Какое время года изображено в произведениях? Почему пейзаж помогает выразить чувства и переживания героинь? (Осень – время печали, грусти; осенняя пора усиливает грусть и такое настроение. У А. Платонова: “…отрожавшие и отшумевшие поля за лето”; у С. Есенина: “скоро на гречневой свее”).

– Что ожидает коров? (Их ожидает гибель: одну поведут на убой, а другая сама попадёт под поезд).

– Как относятся к животным в произведениях? (У С. Есенина: “Бил её выгонщик грубый”; у А.Платонова: “Берегли, любили, без коровы плохо, ухаживали).

– Где подробнее описано переживание коровы? Почему? (У А. Платонова описанию переживаний коровы отведено больше места (ученики находят в тексте и читают отрывок), т.к. жанр произведения (рассказ) позволяет более подробное описание.

Читайте также:  Анализ стихотворения Табун Есенина

– Почему телёнок не с коровой? (У С. Есенина – повели на убой; у А. Платонова- подавился).

– Как автор показывает, что ожидает коров?(У С. Есенина: “…свяжут петлю на шее и поведут на убой”, у А. Платонова: от переживаний попадёт под поезд).

– Чему учат произведения? (С. Есенин рассказывает о горькой судьбе коровы, автор призывает читателя быть добрее к животным, любить их и не обижать. А. Платонов своим произведением доказывает, что животные тоже любят своих детей, переживают их гибель, и людям надо к ним добрее относиться.

– Проверим записи. Прочитаем, что у нас получилось.

Сходное.Различное.
1. Одинаковые названия.

2. Тема произведений.

3. Одинаковые “портретные” описания животных.

4. Авторы очеловечивают животных.

5. Основное настроение- грусть.

6. Время года- осень.

7. Жизненный итог-гибель героинь.

8. Главная мысль произведений.

1. Разное отношение к животным.

2. Произведения разные по роду и жанру: рассказ и стихотворение.

3. Разные причины гибели животных.

Выводы по уроку: Сегодня на уроке мы увидели, что у разных по жанру произведений разных авторов гораздо больше сходного, чем различного.

Домашнее задание: Напишите сочинение на тему: “Чему научили меня произведения А. Платонова и С.Есенина?”

Анализ стихотворения Есенина “Корова”

Стихотворение “Корова” относится к раннему творчеству Есенина. Центральным в нем становится образ животного, которое каждый крестьянин на Руси считал едва ли не самым главным. Корова на протяжении многих веков была основной поилицей и кормилицей. Редкий двор в деревне обходился без нее. Сергей Александрович и поэтизирует, и очеловечивает ее. В анализируемом тексте рассказывается о старой корове, доживающей свои последние дни. Перед читателями предстает дряхлое домашнее животное с выпавшими зубами. Недолго осталось ходить ей по этой

земле. Поэт рассказывает о том, какова будет ее дальнейшая судьба. Старушку, более не способную приносить людям пользу, отведут на убой.

Ключевой прием, используемый Есениным в рассматриваемом тексте, – принцип антропоморфизма. Корова наделяется человеческими свойствами. Она способна мыслить, испытывать чувства. Животное предвидит близкую смерть. Перед трагическим финалом корова вспоминает важнейшее событие своей жизни – рождение теленка. Так в стихотворении появляется тема материнства. Героине не дали побыть с сыном. Практически сразу его убили. Мать об этом прекрасно знает. Недаром в ее воспоминаниях

фигурирует шкура, висящая на колу под осиной. С одной стороны, корова выполнила свою женскую функцию – родила, с другой – ребенка у нее быстро отняли, соответственно, полноценно в качестве матери реализоваться она не успела. И в этом заключается, возможно, главная трагедия в ее жизни.

Стихотворение Есенина проникнуто любовью и состраданием к старой корове, о которой ведется рассказ. По мнению поэта, все стихии, братья наши меньшие, люди, растения подчиняются одинаковым законам природы. В лирике Сергея Александровича часто встречаются различные животные – как домашние, так и дикие. В любви к ним он признавался не единожды. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитое стихотворение “Я обманывать себя не стану…”, относящееся к позднему его творчеству. Там в предпоследней строфе лирический герой говорит, что не имеет средь людей дружбы и “иному покорился царству”. До этого он называет себя “хорошим приятелем для зверей”. Любовь к животным в частности и к природе в общем – не в последнюю очередь следствие сельского детства Есенина, родившегося в простой семье и с ранних лет окруженного собаками, кошками, коровами, лошадьми, курицами, гусями и прочей деревенской живностью.

Другие работы по этой теме:

Анализ стихотворения Есенина “Берёза” Великий русский поэт написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение “Берёза”. Это произведение было написано поэтом.

Анализ стихотворения С – А – Есенина “Гой ты, Русь моя родная!… – -” анализ стихотворения есенина гой Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ стихотворения С. А. Есенина “Гой ты, Русь моя родная!…..” анализ стихотворения есенина гой Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная…” написано.

Отзыв к рассказу Корова (Платонов А П) В рассказе А. П. Платонова, “Корова” я познакомилась с мальчиком Васей. Он был сыном путевого сторожа. Вася был добрым и очень любознательным мальчиком. Особое внимание.

Краткое содержание “Корова” Толстой Л. Н В рассказе-были “Корова” мальчик Миша бросил осколки разбитого им стакана в корове пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока. Бабушке.

Анализ стихотворения Есенина “Ночь” Стихотворение “Ночь” (“Усталый день склонился к ночи…”) относится к ранней пейзажной лирике Есенина. Оно было написано в период обучения поэта в приходской школе села Спас-Клепики.

Конспект урока литературы на тему “Корова с теленком” Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение “детский сад№4 “Берегея” Конспект урока литературы на тему “Корова с теленком” Подготовила Воспитатель высшей категории Туева Ирина Владимировна Тема: чтение.

Анализ стихотворения Есенина “Восход солнца” Пейзажная зарисовка “Восход солнца” относится к периоду между 1911 и 1912 гг. Впервые она была опубликована после смерти Есенина – в 1959-ом. Стихотворение появилось в.

Анализ стихотворения Есенина “Чары” Для лирики Есенина характерно использование свойственных народному творчеству образов труда, животных, природы. Подтверждение тому можно найти в большом количестве стихотворений. Среди них – “Чары”, произведение.

Анализ стихотворения Есенина “Душа грустит о небесах…” Написанное в 1919 году стихотворение “Душа грустит о небесах…” изначально было адресовано Александру Борисовичу Кусикову (1896-1977) – одному из лидеров имажинистского движения. С ним Есенин.

Анализ стихотворения Есенина “Мне осталась одна забава…” Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых.

Анализ стихотворения Есенина Корова

В стихотворении “Корова” ( 1915 г. ) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию – старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, “скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой ” , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении “Песнь о собаке” (1915 г.). “Песнь” (подчеркнуто “высокий” жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет “воспевания” – святое чувство материнства , свойственное собаке в такой же степени, как и женщине – матери. Животное переживает о гибели своих детенышей , которых “хозяин хмурый” утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности – сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой , чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к “сестрам – сукам” и “братьям – кобелям” – это чувства к равным. Именно поэтому собака “была моей юности друг”.

Стихотворение “Сукин сын” отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным :

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто – ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что “сын” генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши.

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно “сопровождает” человека по жизни, – это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным “атрибутом” крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь – в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и хтоническое существо , связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на “тот свет”. Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян : ” Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца , то блистающей молниями тучи…”.

В стихотворении “Голубень” ( 1916 г.) конь предстает в образе “тихой судьбы” . Ничего не предвещает перемен и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же , как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен .

История возникновения сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии и особое место занимают его сказки. «Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны .

Жизненный путь. Владимир Галактионович Короленко (1853-1921 гг.)
Владимир Галактионович родился 15 июня 1853 г. в Житомире в семье уездного судьи, честного и неподкупного человека. Детские годы Короленко прошли в Житомире, где он начал учиться в гимназии, но окончил гимназический курс уже в Ровно, куда .

«Дума» (анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова)
И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. Это стихотворение зрелог .

Ссылка на основную публикацию