Анализ стихотворения Голубая да веселая страна Есенина

Анализ стихотворения Голубая да веселая страна Есенина

Многие стихотворения Есенина отыскали собственную популярность как песни и романсы. Голубая да веселая страна – стихотворение, которое во многом имеет песенную структуру, мы видим как повторяются две строчки про взывание к морю и соловья и розу. Отсюда возникает ощущение чего-то наподобие заклинания и песни.

Автор обращается к природным стихиям, он пытается усмирить ветер – символ обновления и перемен. Таким образом Есенин выражает какие-то предчувствия, опасения или нечто подобное. К слову, нужно сказать, данное стихотворение относится к поздним и написано в год гибели поэта, отсюда оно становится еще более мистическим и подобным тому будто автор заклинает собственную судьбу.

Есенин пишет о любви и красоте, рефрен с соловьем и розой представляет собой гармоничную конструкцию, в которой красота розы отражается в песне соловья. Также розы, безусловно, тут олицетворяют девушек и любовные отношения поэта с противоположным полом.

Помимо этого вторящимся мотивом в песне является утверждение о проданности за песню. Есенин отдает за песню честь и жизнь, но разве не песня является самым ценным для поэта? При этом он не отдает душу, но платит практически всем ради собственной песни.

Возможно, кличь соловья к розе описывает и собственные действия поэта, который непрестанно взывает о красоте, который ищет красоту, дабы воспевать. Роза является синонимом красоты и в различных выражениях этого феномена поэт разбирается. Он слышит, как роза гнется и клонится, он чувствует, как отзывается в сердце песня об этом.

Стихотворение относится к циклу Персидских мотивов, в котором описывается красота Востока и, если знать этот факт, то становится немного легче разобраться, о чем писал поэт. Тогда перед нами легко появляются образы восточных садов, которые действительно изобилуют соловьями и розами, мы можем ощутить теплый шум волн.

Таким образом, перед нами оказывается нечто наподобие восточной песни с повторяющимся мотивом. Хотя, в целом, данное стихотворение отличается высокой субъективностью. Пожалуй, многое из него следует осознавать не только разумом, а именно поэтической частью собственной души.

Вариант 2

Есенин довольно рано сумел взойти на литературный Олимп, согласно сведениям биографов, одним из наиболее мощных для него событий стало, когда Горького, который приехал к нему в типографию (там работал молодой Есенин), несли на руках до его собственного авто. Юноша из деревни вдохновился этим событием и довольно много рассуждал о поэтах и писателях как самых почитаемых людях во всей стране. В связи с этим он бросил работу и довольно спешно уехал в Петроград, где пошел сначала к Блоку, а оттуда к влиятельному писателю Городецкому, который приютил симпатичного юношу, давал всяческие рекомендации в журналы и фактически дал начало процветающей карьере.

Если рассматривать в подобном ракурсе стихотворение Голубая да веселая страна, которое формально относится к циклы Персидские мотивы, то содержание приобретает характерные оттенки. Собственно, именно такие оттенки, которые указаны в заглавной строчке. Далее они довольно явно разворачиваются во фразах о проданной за песню, то есть за возможность писать стихи, становиться известным, чести.

Образ соловья и розы отсылает не только к стихотворению Пушкина, но и к работе Оскара Уальда. Тем не менее, концентрация только на этих особенностях стихотворения может выглядеть немного огульно. Тут есть и много других интересных деталей.

К примеру, Гелия в действительности и является той самой розой. Ведь речь идет о дочке приятеля поэта Чагина, которой было на тот период всего шесть лет, которая иногда называла себя Гелией по имени понравившейся актрисы. Отсюда и возникают строчке о ребенке и поэте.

Таким образом, перед нами общение между поэтом и маленьким ребенком, которому, вероятно, взрослый и немного отягощенный обстоятельствами Есенин открывает душу. В форме детской считалочки про розу и соловья он передает потаенные смыслы.

Анализ стихотворения Голубая да веселая страна по плану

Голубая да веселая страна

Возможно вам будет интересно

Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».

Свое произведение «Я пережил свои желанья» А.С. Пушкин написал в 1821 году, когда он находился в южной ссылке. Это время оказалось сложным периодом для поэта, поскольку обстоятельства жизни

Изучив стихотворение «Зима недаром злится. » мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы

Стихотворение-обращение к, собственно, талисману с просьбой сохранить. В первой строфе представляет общая мольба сохранить в разных ситуациях: в печали, в опасности. И поэт признаётся, что дар этот он получил в дни печали. Скорее всего, на память.

После гражданской войны и революции Россия стала стремительно меняться. Через какое-то время Есенин понимает, что нет ему места в этой стране. Делая попытки отойти от политических событий, и не петь дифирамбы

Анализ стихотворения А.С.Есенина “Голубая да веселая страна”

не во всех скзках счастливый конец например в колобке.Ну не суть.В сказках счастливый конец, потому что авторы сказки учат тому что добро побеждает зло.И если сказки заканчивались не счастливым концом, то у детей пропал бы интерес читать их

.С. Пушкин-величайший поэт, который в 1824 году, по велению Александра I, попадает в ссылку в Михайловское. Пушкин проводит в Михайловском почти два года уединенной, замкнутой жизни, но в то же время он пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет переписку. Во время ссылки ему ничего не оставалась, как погрузиться в творчество и придаться утехам с девушками, которых в округе было изрядное количество.
Тема любви – одна из важнейших тем в творчестве А.С. Пушкина, ведь именно любовь вдохновляла поэта на творчество. В Михайловском Пушкин переосмысливает тему любви, к нему приходит понимание любви как внутренней свободы, источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин интерпретирует любовь как что-то выше земной страсти.
В своей любовной лирике автор затрагивает множество тем, он рассуждает о месте человека в обществе, о своей жизни, также он задумывается об утраченной любви, тем самым наполняя свои произведения печальными мотивами. Пушкин выражает свои чувства и переживания, ведь именно в Михайловском у него появляется время, чтобы истинно разобраться в себе. Ярким примером «перерождения А.С. Пушкина» является романтическая элегия «Погасло дневное светило…», она представляет собой грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире.
Элегию Пушкина можно разделить на три части. В первой нам представляется море, во второй части поэт вспоминает прошлое,

«Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,»

он описывает свои переживания. В третьей части читателю представляется образ покинутой родины. Поэт описывает то время, когда его чувства были совсем свежи, легки, самое начало отношений.

«Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,»

Пушкин пронес память о тех чувствах сквозь года, из его строк становится понятно, что ничто им не забыто, но за период ссылки изменился сам Пушкин, а вместе с ним изменилось и его отношения к событиям прошлого.

«Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной. Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило. »

Во время ссылки в Одессе А.С. Пушкин влюбляется в молодую особу, Елизавету Воронцову, хоть их чувства и пылали страстью, их союз не был возможен, потому что Елизавета была замужем за графом Воронцовым, который и отправляет Пушкина в ссылку в Михайловское, чтобы тот находился подальше от его жены.
Пребывая в ссылке им овладевает тоска из-за разлуки с графиней, в нем играют чувства, он наполнен эмоциями и переживаниями, которые рождают собой такие произведения как «Сожженное письмо» и «Храни меня мой талисман». Эти стихотворения можно соотнести между собой. Они оба относятся к любовной лирике, в них он затрагивает тему любви, грусти о ней, страданий. В этих стихотворениях также затрагивается тема угасшей любви, символом которой являются сожженное письмо и талисман, в соответственно одноименных произведениях. Оба стихотворения посвящены чувствам к Воронцовой, ведь письма полученные от нее он сжигал, а талисманом был кулон с ее портретом внутри. Но его чувства не могли реализоваться, он «находится в тупике», потому что он не может ни о чем думать, он охвачен воспоминаниями, его жизнь полна бесполезных чувств, что его изрядно угнетает. Такое состояние души заставляет А.С. Пушкина переосмыслить себя, он меняет свои взгляды на жизнь, понимает что нельзя жить прошлым, что надо идти вперед, тем самым происходит «перерождение А.С. Пушкина».
Произведения, написанные Пушкиным в период ссылки в Михайловское, отражают его переживания, чувства, эмоции. Прочитав все стихи поэта написанные во время ссылки, можно увидеть изменение его мнения, заметить как меняется Пушкин, как человек. Также можно провести параллели с его реальной жизнью, ведь именно пережитые им эмоции: пылкая любовь, страдания от разлуки, позволили Пушкину измениться. Поэт находит себя в творчестве, он выражает свои чувства через произведения, в которых отражает свое мировоззрение, эмоции, переживания.

Исследовательская работа “Любимые птицы Сергея Есенина”

Исследование тематических групп образов-птиц в стихотворениях Сергея Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация исследовательской работы “Любимые птицы Сергея Есенина”. Автор: Бычкова Анастасия2.78 МБ
Исследовательская работа “Любимые птицы Сергея Есенина”51.92 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Любимые птицы Сергея Есенина

Цель исследования: проанализировать регулярно повторяющиеся названия птиц в стихотворениях С.А.Есенина и определить, каким образам поэт отдавал предпочтение.

Задачи: выяснить, почему Сергей Есенин так часто обращается к образам птиц, глубже изучив его творчество; проанализировать тематическую группу есенинских образов-птиц и классифицировать по частоте их употребления; выяснить, какое символическое значение имеют наиболее часто повторяющиеся образы. составить презентацию «Любимые птицы С.Есенина» для использования на внеклассных занятиях в рамках школьной предметной недели по литературе.

Почему Сергей Есенин так часто обращается к образам птиц ? Всего птицы в произведениях С.А. Есенина упоминаются 427 раз. И насчитываются голосовые звуки 35 птиц.

Сергей Есенин был хорошо знаком с восточнославянской мифологией. Только четыре птицы оттуда – жаворонок, клест, павлин и удод – ни разу не упомянуты Есениным. Лирика поэта поражает многообразием образов птиц. Поэту с детских лет известны их повадки и голосовые звуки, которые они издают.

ЧАСТОТА ПОВТОРЯЕМОСТИ ОБРАЗОВ ПТИЦ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА. Мною проанализировано 172 стихотворения Сергея Есенина. В 46 из них т.е. больше, чем в каждом четвёртом (27 %), упоминаются названия различных птиц. Всего мною отмечено 25 наименований птиц с разной частотой (от 1-го до 14-ти) повторяемости.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ПТИЦ.

поэт по-разному решает проблему использования названий птиц в своих произведениях. В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других – для того, чтобы точнее, ярче, глубже передать красоту природы родного края. к образам птиц С. Есенин обращался в каждом четвертом своём стихотворении (из 172 проанализированных стихотворений названия птиц упоминаются в 46 – 27 %), что свидетельствует о безграничной любви поэта к родной природе; самыми любимыми птицами С. Есенина являются соловьи (14), лебеди (9), журавли(8), символизируя соответственно, то, что для поэта было, я думаю, самым главным: любовь, Русь и не зря прожитые годы. Вывод:

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

ЧУЧКОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

по творчеству Сергея Есенина:

«Любимые птицы Сергея Есенина»

ученица МОУ «Назаровская школа»

Олейник Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

  1. Введение…………………………………………………..…………3-4
  2. Почему Сергей Есенин так часто обращается к образам птиц……………………………………………………………………4-5
  3. Частота повторяемости образов птиц в лирике Есенина……………………. 5-7
  4. Символическое значение образов птиц…………………………………………………………………7-13
  5. Заключение……………………………………………………………14
  6. Список использованной литературы и Интернет-ресурсы………………………………………………………………….15

Я являюсь членом школьного волонтёрского отряда «Доброе сердце», основным направлением которого является приобщение к экологической культуре. Занимаюсь я этой деятельностью, потому что очень люблю природу. И во многом этому способствовали стихи русских поэтов, которые мне нравились с детства. Но особое внимание привлекает творчество нашего рязанского поэта Сергея Александровича Есенина. Почему именно его? Наверное, потому что я так же, как он, рождена и живу в деревне, на Рязанской земле, там где « в мягкой зелени поля», где «хвойной позолотой взвенивает лес», где «тенькает синица меж лесных кудрей»…Прочитав сборник стихов С. Есенина, я для себя открыла, что тема природы занимает значительное место в его творчестве. Есенинские пейзажи насыщены образами трав, цветов, русских деревьев. При чтении его стихотворений, можно не только представить картины природы, но и услышать запахи и звуки. Я заметила, что в своей поэзии С.А. Есенин неоднократно обращается к образу птиц. Они звучат практически в каждом четвертом стихотворении поэта, где он упоминает более 20 их названий.

Тематическая группа есенинских образов-птиц, насчитывающая десятки языковых единиц, заинтересовала меня. Я решила исследовать их. Эта проблема и лежит в основе моей работы, которая ставит следующую цель : проанализировать регулярно повторяющиеся названия птиц в стихотворениях С.А. Есенина и определить, каким образам поэт отдавал предпочтение и почему.

В процессе работы я решала следующие задачи :

  1. выяснить, почему Сергей Есенин так часто обращается к образам птиц, глубже изучив его творчество;
  2. проанализировать тематическую группу есенинских образов-птиц и классифицировать по частоте их употребления;
  3. выяснить, какое символическое значение имеют наиболее часто повторяющиеся образы.
  4. составить презентацию «Любимые птицы Сергея Есенина» для использования на внеклассных занятиях в рамках школьной предметной недели по литературе.

Объектом моего исследования являются лирические стихотворения С.А. Есенина; предметом исследования – тематическая группа образов-птиц.

В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы , как изучение творчества С.А. Есенина, знакомство со справочниками по теории литературы, работа со словарями, анализ собранного материала.

  1. ПОЧЕМУ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН ТАК ЧАСТО ОБРАЩАЕТСЯ К ОБРАЗАМ ПТИЦ .

В литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик, певец Руси, и в его стихах, искренних и откровенных, ощущается «русский дух», в них «Русью пахнет… Каждая строчка— это признание в любви родным полям, лугам, перелескам и озёрам. [1]

Природный мир Есенина включает в себя небосвод с луной, солнцем и звездами, зори и закаты, ветры и метели, росы и туманы; он заселён множеством «жителей» — от лопуха и крапивы до тополя и дуба, от мыши и лягушки до коровы в медведя, от воробья до орла.

В интернете я нашла информацию, что всего птицы в произведениях С.А. Есенина упоминаются 427 раз. И насчитываются голосовые звуки 35 птиц. ( https://utropress.ru/novosti/603-ptitsy-v-tvorchestve-esenina )

Почему Есенин так часто обращался в своём творчестве к этим образам?

Недавно, готовясь к внеклассному мероприятию, посвящённому творчеству С. Есенина, я узнала, что поэт во время обучения в университете Шанявского активно пользовался книгой А.Н. Афанасьева “Поэтические воззрения древних славян”. Это одна из самых любимых книг, из которых он черпал много материалов для своего творчества.

А важным элементом славянской мифологии являются птицы. У древних славян существовал свой религиозный культ птиц. Они считали, что ворон, филин, сова, галка,— слуги “нечистой” силы; а голубь и петух,— враги нечистой силы и защищают человека от нее.

Сергей Есенин был хорошо знаком с восточнославянской мифологией. Только четыре птицы оттуда – жаворонок, клест, павлин и удод – ни разу не упомянуты Есениным. Лирика поэта поражает многообразием образов птиц. Поэту с детских лет известны их повадки и голосовые звуки, которые они издают.

  1. ЧАСТОТА ПОВТОРЯЕМОСТИ ОБРАЗОВ ПТИЦ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА.

Мною проанализировано 172 стихотворения Сергея Есенина из сборника «Сергей Есенин. Избранное». Москва «Детская литература».1985. В 46 из них, т.е. больше, чем в каждом четвёртом

(27 %), упоминаются названия различных птиц. Всего мною отмечено 25 наименований птиц с разной частотой (от 1-го до 14-ти) повторяемости.

Результат моего исследования я представила в виде следующей таблицы:

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» (С. А. Есенин)

Стихотворение «Заметался пожар голубой» Сергея Александровича Есенина написано в 1923 году. Произведение наполнено сожалением о разгульной жизни, вольности и любви. Оно возглавило цикл «Любовь хулигана». Многомудрый Литрекон советует Вам подробнее разобрать этот текст, ведь он так часто встречается в современной музыкальной переработке, в репертуаре артистов и на театральных подмостках, что зритель и слушатель воспринимает его как часть современной культуры.

История создания

Стихотворение написано в 1923 году и посвящено актрисе Августине Миклашевской, которая стала для поэта запретным, но очень сладким плодом. Предыдущие отношения Есенина приносили ему много страданий, поэтому, едва увидев Августину, он влюбился без памяти. Существует теория, что стихотворение было написано на следующий день после знакомства Есенина и Миклашевской — настолько девушка поразила поэта своим взглядом и нравом.

Отношение Августины к Сергею было довольно холодным, она равнодушно относилась как к произведением, созданным в ее честь, так и к самому Есенину. Дурная слава уже везде опередила скандального поэта, и многие люди, не склонные к эпатажным выходкам, предпочитали держаться от него подальше. Их холодности и отчужденности автор противопоставил пламя, запертое в его непонятой душе.

Жанр, композиция, размер

Элегия «Заметался пожар голубой» написана трехстопным анапестом. Упор на эмоции и чувства свидетельствует о том, что произведение относится к любовной лирике. Новаторство формы присуще модернизму, который охватил всю эпоху начала 20 века.

Композиция- кольцевая, наблюдается совпадение двух последней строк первой и последней строфы. Стихотворение схоже с композицией исповеди, поэт признается в своих чувствах и указывает, что ранее не сталкивался с такой сильной любовью.

Главные герои и их характеристика

  1. Лирический герой причастен к миру греха и порока, но он готов отречься от прошлой жизни во имя новой любви. Простоватая речь («Был я весь») указывает на искренность его слов. Характер исповеди нервный, отчаянный, приниженный. Герой – не принц на белом коне, он не предлагает себя, а униженно просит ее. Его признания вызывают жалость, ведь он побежден, покорен, но всем тоном дает понять, что не победил. Он сдается на милость победительницы, предлагая сдать все свои укрепления – кабаки, родину и даже творчество. Это мольба и стон человека, замученного и изголодавшегося без любви.
  2. Героиня непреступна, она — девушка-осень, символизирует завершение прошлой жизни и осознание героем своих ошибок. Она же – его последняя любовь перед неминуемой смертью: после осени следует зима, мир погружается в мертвый сон. Он опечален, ведь после ее прихода его жизнь навсегда изменилась, весь мир отныне сосредоточен лишь на ней одной. После нее нет ничего, и терпкая осенняя грация опьяняет его, уводит «в чужие дали». Женщину окружает колдовское очарование, губительное для ее избранника. Злато-карий омут затягивает и душит, а рука лишь манит, но ничего не дает взамен. Если для него эта осенняя любовь последняя, то для нее – нет, и она, даже любя прошлое, покинет настоящее.
  3. Пожар голубой расцветки символизирует нечто небывалое, роковое, что случилось с лирическим героем. Если раньше он уже горел любовью, обычным пламенем, то это чувство – гибельное (именно пожар, уничтожающий все на своем пути, а не огонь свечи) и незаурядное (не красный, а именно голубой – нежный и в то же время холодный).

Темы, проблемы и настроение

В произведении прослеживается несколько важных тем и проблем.

  1. Основная тема — любовь. Но не просто чувство как оно есть, а любовь к определённому человеку, настолько сильная, что вся прежняя жизнь рушится под натиском новых переживаний.
  2. Красота. Благодаря деталям, мы узнаём точный образ девушки, покорившей героя: «глаз злато-карий омут», «поступь нежная, легкий стан», «тонкой руки», «волос твоих цветом в осень». Это красота серны – губящая, иллюзорная, доводящая до исступления.
  3. Отчаяние. Возлюбленная изменила весь прошлый уклад жизни, герой готов отказаться от всего, что любил ранее, ради простого прикосновения к любимой. Он отчаялся и готов сдаться, ведь его избранница имеет «упорное сердце».
  4. Отречение от прошлого во имя новых идеалов. Лирический герой рассказывает о своей прежней жизни с ноткой раздражения. Воспоминания о ней неприятны ему, он готов оставить все здесь и сейчас, ведь найдена новая цель и идеал— жизнь с чистого листа со своей возлюбленной.

Тон произведения печальный, ведь герой прожил всю свою жизнь «неправильно», многое упустил, за что теперь расплачивается. Для девушки он навсегда останется просто хулиганом, она-то чиста и нежна, и ее холодность – признание его недостаточности. Не удалось ему сломить ее упорство, не это ли означает, что его время прошло? Герой сокрушается о своем прошлом и готов все изменить, но это никому не нужно.

Основная идея

Любовная линия в стихотворении С. Есенина крепко перепретается с линией жизни героя. Речь в произведении не просто о девушке, в которую влюблен персонаж, речь о любви, как о чувстве, способном изменить мир. Преображение и стремление к изменению подчеркивает, что в жизнь поэта действительно ворвалось нечто великое, ради чего нестрашно от всего отказаться. Это и есть главная мысль произведения.

Человек должен верить, что настоящая любовь окрыляет и покоряет даже хулигана и меняет жизнь — вот смысл, который так стремился донести до нас Есенин.

Средства выразительности

Создавая произведение, способное затронуть струны человеческой души, Есенин активно использовал тропы, необходимые для изображения более целостной картины.

Стихотворение пестрит метафорами: «глаз злато-карий омут», «волос твоих цветом в осень». Не просто так поэт сравнивает девушку с этим временем года, это проекция состояния души: осень — конец старой и начало новой жизни, как и любовь.

Эпитеты поэт использует для воссоздания более детального образа любимой девушки: «легкий стан», «нежная поступь», «тонкой руки». Есенин восхищен своей возлюбленной, поэтому и эпитеты он использует красивые, притягательные.

Чтобы выразить глубину своих чувств, и круговорот постылой однообразной жизни, Сергей Александрович использует такой литературный прием как ассонанс. Постоянный упор на букву о («любовь», «прошлому», «другому», «омут») символизирует замкнутую жизнь лирического героя.

Также стихотворение насыщено инверсиями, сравнениями и повторами, что позволяет поэту более красочно выразить чувства, которые он испытывает.

Сергей Есенин – Голубень

В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчетлив стук подкованных копыт,
Трава поблекшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.

С пустых лощин ползет дугою тощей
Сырой туман, курчаво свившись в мох,
И вечер, свесившись над речкою, полощет
Водою белой пальцы синих ног.

Осенним холодом расцвечены надежды,
Бредет мой конь, как тихая судьба,
И ловит край махающей одежды
Его чуть мокрая буланая губа.

В дорогу дальнюю, ни к битве, ни к покою,
Влекут меня незримые следы,
Погаснет день, мелькнув пятой златою,
И в короб лет улягутся труды.

Сыпучей ржавчиной краснеют по дороге
Холмы плешивые и слегшийся песок,
И пляшет сумрак в галочьей тревоге,
Согнув луну в пастушеский рожок.

Молочный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Манит ночлег, недалеко до хаты,
Укропом вялым пахнет огород.
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хруптом мысленно кусаю огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.

Ночлег, ночлег, мне издавна знакома
Твоя попутная разымчивость в крови,
Хозяйка спит, а свежая солома
Примята ляжками вдовеющей любви.

Уже светает, краской тараканьей
Обведена божница по углу,
Но мелкий дождь своей молитвой ранней
Еще стучит по мутному стеклу.

Опять передо мною голубое поле,
Качают лужи солнца рдяный лик.
Иные в сердце радости и боли,
И новый говор липнет на язык.

Водою зыбкой стынет синь во взорах,
Бредет мой конь, откинув удила,
И горстью смуглою листвы последний ворох
Кидает ветер вслед из подола.

Анализ стихотворения Сергей Есенин – Голубень

Дореволюционное творчество Сергея Александровича Есенина пронизано особой любовью к родным краям. Стихотворение «Голубень» не стало исключением. В период написания произведения поэт жил в Петербурге. Но город с его суетой не был так близок Есенину, он скучал по родным краям, вспоминал о них с теплотой и любовью.

Стихотворение «Голубень» поэт написал еще в 1916 году, но опубликовано было лишь в 1918. Тогда Есенин выпустил сборник стихов, посвященных родным краям, и название стихотворения стало названием всего сборника.

Почему «Голубень»? Цветовая символика в творчестве поэта играет важную роль. А голубому цвету отводится одно из центральных мест. Это цвет Родины с цветами и травами, простором и извилистыми реками и бездонной синевой небес.

Темой стихотворения является природа родных краёв. Автор наделяет пейзаж уникальными образами. Так, природа выступает и фоном, и действующим лицом в стихотворении. Есенин олицетворят природу, наделяет свойствами живых существ: «трава сбирает медь», «туман ползет», «сумрак пляшет». Поэт указывает, что человек един с природой, что, только в природе можно обдумать свою жизнь, познать истинное счастье.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, который определяет настроения и чувства, заложенные в нем. Гармония и спокойствие пронизывает стихотворение «Голубень». Как жизнь лирического героя, тихая и размеренная, со своими бытовыми заботами и проблемами.

Лирический герой произведения – одинокий всадник, которые неторопливо держит долгий путь по дороге. Этот путь не имеет видимой цели. Герой признается, что его влекут «незримые следы».

Конь в стихотворении несет образ «тихой судьбы». Как конь идет по дороге, так и сама судьба несет героя по жизни.

Наступивший вечер не дает лирическому герою продолжить путь. Теперь у него главная цель: найти ночлег и перекусить.

«Тянусь к теплу, вдыхая мягкость хлеба
И с хруптом мысленно кусаю огурцы»,

Этими словами поэт передает уют пристанища путника. От строк веет теплотой и заботой.

Но остановка не задерживает путника надолго. Вот уже лирический герой продолжает свой путь на коне, как сама жизнь идет своим чередом.

Замыкает стихотворение всё та же пейзажная лирика. Благодаря такой перекрестной композиции, создается впечатление бесконечности пути. Здесь поэт вносит новые эпитеты: «рдяный лик», «синь во взорах», «смуглой листвы» – насыщенные цвета. Как яркие события, которые происходят в жизни героя, влияют на его судьбу.

Немногие поэты так тонко чувствуют красоту родной земли, как Сергей Александрович Есенин. А образность, которой он наделяет пейзаж, помогает понять настроения лирического героя произведения.

Вариант №2

Это произведение вышло на свет в далёком 1916 году. Позже этим названием была опубликована поэтическая книга. В произведении есть шесть эпизодов, главный персонаж которых одинокий всадник, совершающий дальнее путешествие и красочно описавший свое видение.

Пейзаж

Первый эпизод описывает пейзаж. Есенин в своих произведениях, в основном, всегда использовал знакомую колористику – “заголубели”. Ему этот цвет представлялся, как символ своей родной земли.

Он выразительно и необыкновенно описывал красоту осеннего вечера. Читая это произведение представляешь, как туман ползет, ветер полощет в белой реке свои синие ноги, как мокрая губа коня ловит край одежды героя, как слышен стук подкованных копыт.

Позиция персонажа

Во второй главе конкретно описывается сам персонаж. Его позиция, цель путешествия. Главный герой признается, что не имеет конкретной цели, что он не ставит никакие надежды относительно путешествия. И что его поездка не ведёт ни к битве, и ни к покою.

В произведении описывается каждая деталь очень живописно: медленно угасающий день, мелькающий златыми пятами; небо, ведущее за собой облако-лошадь, смятая солома, звук дождя.

Красочно описан шум дождя. Он слышится, как молитва.

Хорошо представлен образ луны, если в одной части она описана, как луна, согнутая в рожок, то следующее олицетворение выглядит так: луна становится сосудом, из которого капает масло.

Если наступившиеся сумерки помешали представлять визуально, то приходят в помощь обонятельные и вкусовые ощущения. Запах свежего хлеба, вянущего укропа, хруст огурцов, наверное, может ощутить каждый.

Когда знакомишься с произведениями Есенина, начинаешь понимать все то, что нас окружает. В каждом стихотворении он описывает красоту русской природы так выразительно, что все детали ярко представляются.

Связь поэта и простого народа очень крепкая. Быть может, поэтому главный персонаж каждого произведения является из простого народа.

Красиво описанная русская природа, детально представленное окружение оставляет невероятно приятное чувство после прочтения.

В жизни любого человека почти ежедневно происходит ситуация, когда он должен сделать тот или иной выбор и от этого выбора зависит дальнейшее развитие ситуации. А правильно ли сделан выбор или нет, это уже вопрос другой.

Наверное, у каждого человека есть лучший друг. К счастью, такой есть и у меня. Его зовут Мишей. Мы познакомились с ним однажды летом, когда вместе играли во дворе. Миша очень храбрый и веселый.

Каждому человеку присущи те или иные качества. Кому то доброта, забота о близких, кому-то понимание и все прощение. Кому-то способность оказаться в нужном месте, во время «Ч». Все эти и много других категорий, следует считать уместными

Поведение человека зависит от многих обстоятельств. Поведение формируется в зависимости от воспитания и привычек человека. В каждой определенной ситуации человек должен вести себя подобающе.

Лето – это моя самая любимая пора года. Летом можно долго гулять. Летом можно купаться в речке, наслаждаться общением со сверстниками и наслаждаться теплыми деньками.

Даже маленький ребёнок знает о важности профессии пожарного. Родители с самого детства рассказывают малышам о правилах как весть себя с огнём и приборами, который его вызывают

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Основная идея

Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком».

Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» Есенина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Отговорила роща золотая.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1924, было опубликовано в периодических изданиях «Бакинский рабочий» и «Красная нива».

Тема стихотворения – осенняя пора, раздумья о прожитых днях, о сущности жизни.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: пейзажные зарисовки и философские размышления, вызванные воспоминаниями о прожитых днях. Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь».

Эпитеты – «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык».

Сравнения – «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Основная идея

Смысл произведения «Отговорила роща золотая…» – это движение чувств и эмоций лирического героя, подводящего итог своей жизни: от созерцания пейзажа он переходит к философским размышлениям на «вечные темы», а образы природы передают и усиливают душевные переживания героя.

Главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка, а природа, хоть и тоже живая, но существует в гармоничном цикле: круге постоянного возобновления, в отличие от человека. Тем не менее, все это не должно заставлять человека жалеть об уходящей жизни, он должен мудро к этому относиться и быть благодарным за отведенное ему в жизни место.

История создания

Анализированный стих был написан поэтом в 1924 г. за год до смерти, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Есенин создал его в Константинове. В этот период он очень много работал, хоть условия для писательского труда были не самые лучшие. А. Есенина вспоминала, что Сергей Александрович, писал по нескольку часов, не разгибая спину. Трудился он тогда над «Поэмой о 36». Параллельно на бумаге появилось анализированное стихотворение. Опубликовали его в «Бакинском рабочем» и «Красной ниве».

Критики высоко оценивали произведение, считая, что им ознаменовался новый период в творчестве поэта.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Отговорила роща золотая…» можно определить как элегию: философское размышление о жизни, наполненное задумчивой грустью. Также можно отнести его и к пейзажной лирике. Оно написано за год до смерти поэта, возможно, он смутно ощущал приближающийся конец и подводил итог своей жизни.

Несмотря на то, что поэт творил в эпоху модернизма и сам применял новаторские приемы в поэзии, его поздняя лирика напоминает классику времен золотого века. Крестьянская лирика близка по содержанию и стилю к чистому искусству Тютчева и Фета.

Произведение написано пятистопным ямбом с использованием перекрестной рифмы, что делает его очень мелодичным и напевным, родня его с народной поэзией.

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении переплетает их с пейзажными мотивами. Таким образом, в нем развивается сразу несколько тем: красота осенней природы, быстротечность и сущность человеческой жизни.

В стихе два ключевых образа – лирический герой и осенняя роща. Они похожи по настроению. В первой строфе автор изображает рощу, которая сбросила свое золотое одеяние. Теперь она уже не может говорить «березовым, веселым языком».

Журавли вынуждены покинуть дорогие земли, от того летят они печально, но жалости не испытывают.

Во второй строфе стиха автор плавно переходит к анализу человеческой жизни. Он считает, что все люди – странники, поэтому жалеть об их уходе не нужно. Только природа хранит в себе память об ушедших.

Третий, четвертый и пятый катрены написаны от первого лица. В них лирический герой раздумывает о своей жизни. Он одиноко стоит на равнине, поэтому никто не тревожит его мысли. Только журавли навеивают воспоминания о прошлом. Лирический герой считает, что его юность была веселой, но лета он растратил напрасно. Теперь же «души сиреневая цветь» увяла. Тем не менее, герой ни о чем не жалеет, об этом он твердит несколько раз.

Автор проводит параллель между лирическим «Я», роняющим невеселые слова и деревом, роняющим листья. Лирический герой знает, что время не имеет жалости к чьей-то грусти. Он готов к тому, что его слова будут сметены «в один ненужный ком», поэтому просит потомков рассказать о золотой роще, что «отговорила милым языком».

Темы, настроение и проблемы

Тема природы и тема любви — содержательные основы произведения. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» пронизано лиризмом, в нем герой размышляет об увядающей природе и своей ушедшей юности, сравнивая их между собой.

Лирический герой сильно ощущает свое одиночество, обреченность, он — «странник», пришедший в эту жизнь на время. Это и есть проблемы, рассматриваемые в произведении. Хоть он и осознает конечность человеческой жизни, это не вызывает у него страха и сожаления, герой так и говорит, используя множество отрицаний: «не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь»; «но ничего в прошедшем мне не жаль». Он с благодарностью относится к жизни, принимает ее такой, какая она есть.

Настроение стихотворения ностальгическое, печальное, но все же далекое от мрачности многих других произведений этого периода.

Средства выразительности

Стихотворение С. Есенина очень богато средствами выразительности. Они помогают отобразить красоту осенней природы, провести параллель между человеческой жизнью и природой. В тексте преобладают метафоры: «отговорила роща золотая березовым, веселым языком», «каждый в мире странник», «о всех ушедших грезит конопляник», «равнина голая», «журавлей относит ветром в даль», «души сиреневая цветь». Дополняются пейзажи эпитетами: «широкий месяц», «голубой пруд», «юность веселая», «рябина красная», «милый язык». Сравнение в тексте всего одно: «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова».

Настроение лирического героя подчеркивается интонацией. Чтобы передать задумчивость, автор использует риторический вопрос и оборванные риторические конструкции.

Образы и символы

Данное стихотворение традиционно называется по первой его строчке «Отговорила роща золотая…», поэтому образ рощи является несомненно важным в понимании смысла произведения. Для лирики Есенина характерны постоянные параллели между человеком и природой, описание природы – это фон для показа настроения лирического героя. Здесь возникает параллелизм между жизнью героя и золотой рощей: его юность прошла так же, как прошел период цветения природы. Природные образы в стихотворении олицетворяются: «роща отговорила», журавли «не жалеют больше ни о ком».

Она тоже может чувствовать, как и человек.

Другие важные образы – это образы странника и дома. Здесь смертный человек и вечная природа противопоставлены друг другу: конопляник, месяц и пруд помнят о всех, кто на время приходил в эту жизнь, был проходящим «странником». Также важно отметить образ красной рябины: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», — эта метафора усиливает чувство одиночества и тоски лирического героя. Душа лирического героя также пылает, но не может дать никому тепла, поскольку жар юности уже прошел. Но эта прошедшая резвая юность отговорила «березовым веселым языком», когда думы поэта были безмятежны, и тяжесть жизненных раздумий еще не легла на его плечи.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»

Сергей Есенин сам себя считал последним поэтом деревни. Истинный певец России, которому к вершинам мастерства помогла подняться народная жизнь. И все у него было с крестьянским уклоном, даже восприятие революции. А технический прогресс сравнивал со стальным конем, вторгшимся в сельскую местность.

Свое детство поэт провел на природе, вольно, с ранних лет впитывая русский фольклор: сказки, песни, частушки, потешки. Что наложило глубокий отпечаток на его творчество. Есенинские стихи певучи, протяжны, их хочется петь. В них уже автором заложена музыка. Поэтому многие из стихотворений стали песнями, романсами. И вошли в репертуар представителей самых разных музыкальных направлений: рока, шансона, авторской песни.

Детство автора прошло в Рязанской губернии, которая научила его любить природу родного края. Есенин сам писал, что рожден был в «травном одеяле» и укутан в песни, сказки. Вся лирика наполнена любовью к родной стране, ее просторам. Автор был патриотом. Для него родная земля была прекраснее любых красот заморских: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Стихи Есенина о природе пропитаны безграничной любовью, уважением, восторгом, нежностью, острой грустью, нередко, щемящей тоской. А язык отличается редкой образностью, выразительностью. Он был художником в поэзии, мастерски воспроизводившим пейзажи, творцом.

Раннее творчество Сергея Александровича отличалось романтизмом, позитивным настроем, яркими красками, ритмичностью. Но в 20-е годы настроения, тон текстов начинают меняться. Он меньше пишет о любви, про радость встреч, приятное томленье, весенние ручьи. Оптимизм улетучивается. Это было связано не только с переломным возрастом, взрослением, но и с горьким осознанием, что молодость проходит, разочарованиями в любви, проблемами в социальной сфере. Поэтому он снова возвращается к пейзажной лирике, но уже внося в нее новые образы.

Особенно поэт любил осень. Большое внимание в лирике уделено этому сезону. И в позднем творчества тема засыпания, умирания природы звучит особенно остро. Период, когда кончаются сельскохозяйственные работы и приходит время собирать урожай, подводить итоги.

«Отговорила роща золотая» – эти тоскливые, щемящие строки, полные безысходности и красоты одновременно, появились в 1924, за год до смерти поэта. Они стали своеобразным духовным завещанием лирика, подведением итогов жизни и творческого пути. Есенину, на тот момент, было всего 29 лет.

Природа здесь выступает в качестве фона, отражающего душевное состояние лирического героя, которым является сам рассказчик. Использован метод художественного параллелизма. Образ природы тождественен образу героя. А ключевая тема стихотворения – это поиск дальнейшего жизненного пути, творческие итоги, безысходность.

Журавли, покидающие родные края, не просто улетают в теплые страны, они не жалеют больше ни о ком. Автор влюблялся, горел. Были женщины, родные, друзья. Но все его покинули, разочаровали. Есенин выгорел эмоционально. Об этом он пишет в этих строках.

Навевает тоску вывод рассказчика о том, что все мы лишь странники в этом мире. И после нас останется лишь память людей, но не о всех. А в мире ничего не изменится после ухода одного человека. Рассказчик стоит в одиночестве посреди голой равнины – это олицетворение опустевшей жизни творческого человека, которого все покинули, забыли. Он вспоминает о бурной молодости, которой подошел конец. Но ни о чем не жалеет. Не жаль ему растраченных впустую лет. Ведь молодость для того и нужна, чтобы совершать ошибки, набираться жизненного опыта.

Красный костер рябины, который никого не может согреть – это символ опустошенности. Того, что по-прежнему красиво внешне, но уже не несет смысловой нагрузки. Людей, которые привлекательны, но пусты, равнодушны. Такой огонь никого не согреет, но и не обожжет, не причинит вреда.

Чтобы добиться певучести текста, Есенин выбирает ямб, используя перекрестную рифму. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Оно начинается, а потом заканчивается одной и той же строчкой, вынесенной в заглавие. Это и есть главная идея текста, символизирующая тоску, безысходность, отчаяние, холод, которые овладели поэтом.

Читайте также:  Граф Монте-Кристо – краткое содержание романа Дюма
Ссылка на основную публикацию