Анализ стихотворения Мечты Гумилева

Анализ стихотворения Мечты Гумилева

Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике “Романтические цветы”. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе. Сам Николай являлся мечтателем, что и выразилось в этом произведении. Гумилев хотел, чтобы все вокруг были счастливы. Начать он решил с самого себя, точнее со своих стихов. Вернувшись после путешествия по Европе, поэт не чувствует уюта в России. Только грязь. Только нищие. Такого количества нищих Гумилев не встречал в Европе. В это время и появилось стихотворение “Мечты”.

Главную роль в данном стихотворении занял ворон, эта мудрая птица рассказывала про свое видение, в котором она стала белым лебедем, а нищий стал принцем с собственным дворцом. Эта речь заставляет плакать бедняка, показывая, что мечты не всегда идут на благо человеку, иногда они могут ранить, если человек просто напросто не сможет никогда дотронуться до нее. Люди перестали замечать чужие проблемы, все зациклились только на себе. Как может процветать мир, когда нет взаимной помощи, где каждый думает о своей шкуре? Это и хотел сказать Николай Гумилев.

Стихотворение состоит из 4 строф. Первая и последняя говорят о материальном мире вороны и нищего. Вторая и третья строфа – видение птицы. Тема стихотворения – мечты присущи всем людям. Мысль – мечты призрачны и не всегда они могут приносить нам счастье, если положение не имеет ни единого шанса поменяться, то мечты лишь приносят страдания человеку.

Важную часть в стихотворении занимает контраст. Контраст белого и черного: лебедя и ворона, контраст богатства и нищеты: дворец и жилище. Все это помогает автору показать контраст, который он увидел при возвращении в Россию. Мечтой Гумилева было желание открыть глаза каждому человеку, но его мечта оказалась такой же утопичной, как и сновидения ворона.

Гумилеву был всего лишь 21 год, когда он написал данное произведение, но не смотря на столь юный возраст, его сердце было чистым и жаждало счастья для каждого, жаль что мир устроен не так, как хотелось бы этого нам. Но отчаиваться не стоит, нужно следовать примеру поэта и начать менять мир к лучшему, следует начинать с себя со своих мыслей и поступков.

Анализ 2

Как говорится в одном известном кино, если хочешь понять человека, узнай про его мечты. Действительно, мечтания могут многое сказать о личности, ведь определяют тот вектор, куда двигается эта личность и для чего существует. Тем не менее, стихотворение Гумилева не столько об этом, сколько просто констатация разницы между мечтами и подлинной действительностью.

Трактовка Гумилева видит мечты как нечто позитивное и способное увлечь от грязи повседневности и обыденности в совершенно иной мир. Главными героями стихотворения являются нищий и старый ворон, который излагает своему приятелю соображения касательно лучшей доли. В частности, ему видятся замки и башни, принц становится нищим, а сам старый ворон становится белым лебедем – благородным созданием.

На самом деле в Мечтах прослеживается антитеза между низким и высоким, отвратительным и притягательным. Отвратительность героев подчеркивается в заключительных строчках, где старуха, которая проходит мимо, крестится. Как известно, православные крестятся не только на храм и иконы, но и также используют крестное знамение как оберег, когда видят какую-то негативную сторону этого мира: покойников, убогих, грязных (во всех смыслах) животных.

Также и сам нищий понимает печальность своего положения. Сначала старый ворон как бы возносит его своими сказаниями на какие-то чистые и удивительные вершины, но после этого нищему приходится снова низвергнутся в грязь и низость собственного положения. От бессилия и тоски он может только рыдать как бы придавленный тяжелой ночью и своим тяжелым существованием как таковым (тут снова Гумилев использует антитезу, сначала указывая на «воздушное и смелое», а потом как бы придавливает героев такими эпитетами как тяжелый и глаголом спуститься).

Довольно интересное слово восторги использует поэт в самом начале стихотворения. Оно тоже дает какое-то ощущение возвышенности. Соответственно, мечты в понимании Гумилева, вообще имеют свойство возвышать человека, но он также легко падает обратно к низости своего существования.

В таком контексте стихотворение приобретает довольно любопытный смысл, который может заключаться в толковании нищего как вообще любого человека, который в той или иной степени влачит довольно мрачное существование. Только иногда его могут вознести минуты радости, мысли о высоком, которые стремительно оканчиваются и возвращают в повседневность и обыденность простого существования.

Анализ стихотворения Мечты по плану

Мечты

Возможно вам будет интересно

Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто

Дата создания Есениным произведения Небесный барабанщик точно не известна. Исследователи, как правило, сходятся во мнении, что оно было создано в 1918-1919 годах.

Владимир Владимирович Маяковский – великий русский поэт. Свое стихотворение “Прощание” он написал спустя год после посещения прекрасного романтичного города Париж в 1925 году. Этот город оставил на поэте неизгладимое впечатление

Стихотворение Приговор было написано спустя совсем немного времени после трагических событий в жизни поэтессы. В 1938 году был расстрелян муж, через год попал в ссылку её единственный сын.

Стихотворение в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева написано о великом, могучем, правдивом и свободном русском языке. Произведение без сюжета, но с четкой позицией автора о любви к русскому народу, русскому языку и их тесной связи между собой.

«Мечты», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Мечты» было написано 21-летним Гумилёвым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете «Русь» № 33 за 1907 г. Стихотворение вошло в сборник «Романтические цветы» (1908). С 1906 г. Гумилёв учился в Сорбонне в Париже и много путешествовал по Европе. В 1907 г. Гумилёв вернулся в Петербург. Возможно, стихотворение связано с его впечатлениями на родине.

Литературное направление и жанр

Весь сборник «Романтические цветы», который критики считали ученической книгой, был связан с экзотикой и миром мечты, грёз. Это характерно для русского символизма. Стихотворение представляет собой жанровую сценку, но в основу его положено определённое философское мировоззрение, так что стихотворение близко к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Мечты» состоит из 4 строф. Первая и последняя строфы описывают материальный мир – нищего и ворона на развалинах, проходящую мимо испуганную старуху. Вторая и третья строфы – это описание видения, сна ворона, рассказанного нищему им самим.

Тема стихотворения – мечты как свойство души человека. Основная мысль: мечты призрачны, они не всегда уносят нас в царство прекрасного. Когда мечты бесплодны, они доставляют только страдания человеку, осознавшему безысходность своего положения. Идея стихотворения, в котором внимание сосредоточено на земных, реальных событиях, близка к идеям родившегося спустя 5 лет акмеизма.

Тропы и образы

С помощью эпитетов Гумилёв описывает героев своего стихотворения, достигших глубин падения. Ворон старый, а нищий оборванный. Да и само слово «нищий», по происхождению прилагательное, связано с качеством человека, отсутствием у него материальных ценностей, имущества.

Два странных собеседника находятся на улице, у них нет крова. Они нашли себе приют «за покинутым, бедным жилищем» (эпитеты). Гумилёв умышленно использует высокий стиль. Слово «жилище» может означать в контексте любую развалюху, но она уже разрушена, неизвестно, чем она было «при жизни». Так и забор уже перестал существовать, превратился в чернеющие остатки, за которыми он угадывается.

Цвет очень важен в этом стихотворении. В первой строфе весь мир представляется безотрадно чёрным: и ворон, и остатки забора, и лохмотья нищего. Фраза «о восторгах вели разговоры» близка к фразеологизму, но им не стала. Она напоминает о фразеологизме «разговор в пользу бедных», то есть речь идёт о пустых разговорах. Восторги здесь иронически означают пустые слова, не меняющие жизнь.

Фантастический элемент разговора нищего с вороном берёт своё начало от стихотворения Эдгара По «Ворон», где вещий ворон разговаривает с лирическим героем, пророча ему всяческие несчастья. На многочисленные вопросы ворон отвечает: «Никогда». Ворон «Гумилёва более гуманный. Он пытается ободрить нищего, рассказывая ему свои небывалые виденья (эпитет).

Развалины башни, на которых ворону приснились чудесные сны,- важный в символизме образ. Башня – это стремление вверх, духовный рост. Значит, развалины – остановка в движении, угасание, смерть.

Поведение ворона одновременно присуще и птицам этого вида, и близкому другу, пришедшему к терпящему бедствие товарищу. Он всегда в тревоге, он трепещет от волненья, спеша передать радостное известие.

Инверсии в третьей строфе акцентируют внимание читателя на эпитетах: полёт воздушный и смелый, лебедь нежный и белый. Антитезы в этой строфе (принц – нищий, белый лебедь – чёрный ворон) составляют образный центр произведения. Ворон описывает свои видения, где мир обращён, где чёрное кажется белым.

Гумилёв использует извечную философскую идею о том, что жизнь и сон могут быть перепутаны друг с другом, сон оказаться жизнью и наоборот. Для отвратительного нищего (эпитет) это и было бы воплощением мечты, как стало для нищего Тома Кенти из романа Марка Твена «Принц и нищий» (отсюда противопоставление нищему не богача или, например, царя, а принца).

Последняя строфа возвращает героев в реальность. Единственным мерилом истины становятся эмоции. Нищий плачет бессильно и глухо (наречные эпитеты), мечты только разбередили раны. Чернота материального мира поглотила всё. Это выражается метафорой «ночь спустилась с неба» и эпитетом «тяжёлая ночь».

Старуха, появляющаяся в последних двух строках, оказывается носителем объективной истины. Она крестится учащённо и робко (наречные эпитеты) от страха и неуверенности в уместности своего действия. Она видит нищего, говорящего с каркающим вороном. Эта жуткая ночная сцена происходит на фоне развалин и покосившегося забора. А может быть, старуха, которая тоже услышала и поняла слова ворона, потрясена тем, что осознание разрыва мечты и реальности не обязательно воодушевляет, но может убедить человека в собственном бессилии.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Рифмовка перекрёстная, рифма женская.

Анализ стихотворения Гумилева Мечты

Романтическая натура Гумилева проявлялась в стихах весьма необычно и неординарно. Любитель дальних странствий, баловень судьбы и фантазер, он хотел, чтобы каждый человек в этом мире был счастлив. Как этого добиться, Гумилев не знал, хотя и предполагал, что начинать следует с самого себя, меняя если и не собственные принципы, то хотя бы стихи. О том, что несправедливость давно уже возведена в статус обыденности, Гумилев с детства знал не понаслышке. Но когда в 1908 году он вернулся в Россию. То после блистательного Парижа она показалась поэту грязной и неуютной. Особенно сильное впечатление произвели на него многочисленные нищие, с которыми во французской столице ему доводилось сталкиваться крайне редко. Именно в этот период появилось на свет стихотворение «Мечты», написанное в иносказательной манере, но достаточно четко формулирующее желание поэта сделать этот мир хоть чуточку добрее. Правда, в роли главного героя предстал не он сам, а старый ворон, который «с оборванным нищим о восторгах вели разговоры».

Мудрая птица рассказывала своему случайному собеседнику свой дивный сон, в котором видела не развалины покосившегося забора, на котором сидела, а роскошный дворец. Принадлежал он нищему, который превратился в принца. Сам же ворон стал гордым лебедем «нежным и белым», избавившись, наконец, от клейма стервятника, питающегося падалью. Такие душеспасительные разговоры заставили нищего рыдать «бессильно и глухо», так как нарисованная картина не имела ничего общего с реальностью. Однако именно эту цель преследовал поэт, пытаясь показать, сколь разительным является контраст между белым и черным, блеском и нищетой, грязью и чистотой. Сделал он это умышленно, так как был убежден, что в современном обществе грани между этими понятиями полностью стерлись. В итоге люди перестали замечать нужды себе подобных и обращать внимания на чужие проблемы, лишились сострадания и душевного тепла. Именно это поразило Гумилева после возвращения на родину, заставив испытать целый каскад всевозможных эмоций, от боли до гнева и злости. Правда, поэт понимал, что его желание открыть людям глаза и заставить их взглянуть на себя со стороны – всего лишь мечты, которым, возможно, не суждено сбыться. Но было бы нечестным по отношению к самому себе отказаться от попыток это осуществить, поэтому и появилось на свет стихотворение «Мечты» — утопическое, немного наивное и, в то же время, жестокое в своей откровенности.

Более новые статьи:
Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Анализ стихотворения Гумилева “Мечты”

Танюшка Ученик (140), закрыт 4 месяца назад

За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разковоры.

Старый ворон с тревогой всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.

Что в полете воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был оборванный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжёлая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась!

Евгения *** Ученик (132) 5 лет назад

Гумилёв был пркрасным русским поэтом, мужем Анны Ахматовой. Он сражался против Красной армии, был офицером армии балогвардейцев.
Судьба его трагична: был расстрелян в лагерях, как “враг народа”.
В стихах любого поэта выражено его настроение, отношение к жизни, к любви, к смерти и пр.
Сразу же, с начала стихотворения, бросается в глаза грусть, тоска, безысходность жизни самогО Гумилёва.
Покинутое, бедное, заброшенное жилище, с чёрным покосившимся забором, оборванный нищий и старый ворон с восторгом “разговаривают”, МЕЧТАЯ о возвышенном.
СТАРЫЙ ВОРОН РАССКАЗЫВАЕТ НИЩЕМУ О СВОИХ СНАХ, что он летает высоко и гордо, что нет тоски и разочарований. И что был он не чёрным старым вОроном, а “был лебедем нежным и белым”.
Старик же ему рассказывает о своих мечтах и видениях, что принцем он был, а не “отвратительным нищим”.
Конечно же, это были только мечты, которые никогда не сбудутся, старик осознавал это, потому и “плакал бессильно и глухо”.
Во время их горькой беседы спустилась на землю тяжёлая ночь, и проходившая мимо старуха, глядя на оборванного старика и вОрона, “учащённо и робко крестилась”.
Стихотворение грустное, от него веет безысходностью и тоской. Мечты остаются только мечтами.
Здесь много эпитетов, метафор, сравнений.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Мечты»

11 декабря 2015

Гумилев по натуре романтик, фантазер, проявляет в написанном свою натуру необычно и своеобразно. Его мечта – видеть счастливым любого человека. Поэт, конечно, понимал, что все перемены начинаются с себя. И стихи должны быть изменены, как и свои принципы. Автор отлично понимал: несправедливость стала обычным делом в нашей стране.

Он возвращается на родину в 1908 г. По началу ему казалось, что он попал в страну, где повсюду грязь и не ухоженность. И такой наплыв нищих его поверх в шок. Как раз в это время на свет рождается произведение «Мечты». Оно, конечно, писалось в переносной форме, хотя четко в нем были сформулированы стремления поэта, который хотел сделать мир лучше. Главный герой произведения – черная птица, проводившая разговоры «с оборванным нищим».

В стихотворения ворон, обладающий мудростью, повествует о увиденном сне простому прохожему. Она видела великолепный дворец, а не корявый забор, где всегда проводила время. Нищий превращается в богатого человека, а ворон становится красивым белым лебедем. Нищий от таких разговоров разрыдался, так как с действительностью просто ничего общего не может быть.

Но здесь у поэта была определенная цель. Он хотел рассказать всем о том, какова на самом деле пропасть между темным и светлым, нищетой и богатством, а также чистотой и грязью. Гумилев сделал именно так, потому что в мире, где он жил, давно были стерты грани между этими словами. И люди просто перестали замечать того, что у многих, живущих рядом, есть проблемы, исчезло понятие сопереживания и человеческого тепла. Вот это и увидел поэт, вернувшись из Парижа.

И это повергло его в полное смятение. Он не знал, как реагировать на все события, которые произошли за время его отсутствия. И поэт решил при помощи своего стихотворения, правда немного утопического и наивного, немного открыть глаза людям на все происходящее вокруг. Нов произведении присутствует и жестокая откровенность.

Читайте также:  Победитель - краткое содержание рассказа Грина

Произведение немного с грустью, и от него веет полной безнадегой. В нем много сравнений, метафор и эпитетов «Ночь тяжелая с неба спустилась». Как и во всех стихотворениях проникнутых лирикой.

«Мечты» Н.Гумилев

«Мечты» Николай Гумилев

За покинутым, бедным жилищем,
Где чернеют остатки забора,
Старый ворон с оборванным нищим
О восторгах вели разговоры.

Старый ворон в тревоге всегдашней
Говорил, трепеща от волненья,
Что ему на развалинах башни
Небывалые снились виденья.

Что в полете воздушном и смелом
Он не помнил тоски их жилища
И был лебедем нежным и белым,
Принцем был отвратительный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо,
Ночь тяжелая с неба спустилась,
Проходившая мимо старуха
Учащенно и робко крестилась.

Анализ стихотворения Гумилева «Мечты»

Романтическая натура Гумилева проявлялась в стихах весьма необычно и неординарно. Любитель дальних странствий, баловень судьбы и фантазер, он хотел, чтобы каждый человек в этом мире был счастлив. Как этого добиться, Гумилев не знал, хотя и предполагал, что начинать следует с самого себя, меняя если и не собственные принципы, то хотя бы стихи. О том, что несправедливость давно уже возведена в статус обыденности, Гумилев с детства знал не понаслышке. Но когда в 1908 году он вернулся в Россию. То после блистательного Парижа она показалась поэту грязной и неуютной. Особенно сильное впечатление произвели на него многочисленные нищие, с которыми во французской столице ему доводилось сталкиваться крайне редко. Именно в этот период появилось на свет стихотворение «Мечты», написанное в иносказательной манере, но достаточно четко формулирующее желание поэта сделать этот мир хоть чуточку добрее. Правда, в роли главного героя предстал не он сам, а старый ворон, который «с оборванным нищим о восторгах вели разговоры».

Мудрая птица рассказывала своему случайному собеседнику свой дивный сон, в котором видела не развалины покосившегося забора, на котором сидела, а роскошный дворец. Принадлежал он нищему, который превратился в принца. Сам же ворон стал гордым лебедем «нежным и белым», избавившись, наконец, от клейма стервятника, питающегося падалью. Такие душеспасительные разговоры заставили нищего рыдать «бессильно и глухо», так как нарисованная картина не имела ничего общего с реальностью. Однако именно эту цель преследовал поэт, пытаясь показать, сколь разительным является контраст между белым и черным, блеском и нищетой, грязью и чистотой. Сделал он это умышленно, так как был убежден, что в современном обществе грани между этими понятиями полностью стерлись. В итоге люди перестали замечать нужды себе подобных и обращать внимания на чужие проблемы, лишились сострадания и душевного тепла. Именно это поразило Гумилева после возвращения на родину, заставив испытать целый каскад всевозможных эмоций, от боли до гнева и злости. Правда, поэт понимал, что его желание открыть людям глаза и заставить их взглянуть на себя со стороны – всего лишь мечты, которым, возможно, не суждено сбыться. Но было бы нечестным по отношению к самому себе отказаться от попыток это осуществить, поэтому и появилось на свет стихотворение «Мечты» — утопическое, немного наивное и, в то же время, жестокое в своей откровенности .

Мечты
Стихотворение Николая Гумилева

За покинутым, бедным жилищем, Где чернеют остатки забора, Старый ворон с оборванным нищим О восторгах вели разговоры. Старый ворон в тревоге всегдашней Говорил, трепеща от волненья, Что ему на развалинах башни Небывалые снились виденья. Что в полете воздушном и смелом Он не помнил тоски их жилища И был лебедем нежным и белым, Принцем был отвратительный нищий. Нищий плакал бессильно и глухо, Ночь тяжелая с неба спустилась, Проходившая мимо старуха Учащенно и робко крестилась.

Николай Гумилев.
Стихотворения и поэмы.
Москва: Современник, 1989.

Послушайте стихотворение Гумилева Мечты

Лев Гумилев: он объяснил, как люди становятся народом

 Романтическая натура Гумилева проявлялась в стихах весьма необычно и неординарно. Любитель дальних странствий, баловень судьбы и фантазер, он хотел, чтобы каждый человек в этом мире был счастлив. Как этого добиться, Гумилев не знал, хотя и предполагал, что начинать следует с самого себя, меняя если и не собственные принципы, то хотя бы стихи. О том, что несправедливость давно уже возведена в статус обыденности, Гумилев с детства знал не понаслышке. Но когда в 1908 году он вернулся в Россию. То после блистательного Парижа она показалась поэту грязной и неуютной. Особенно сильное впечатление произвели на него многочисленные нищие, с которыми во французской столице ему доводилось сталкиваться крайне редко. Именно в этот период появилось на свет стихотворение «Мечты», написанное в иносказательной манере, но достаточно четко формулирующее желание поэта сделать этот мир хоть чуточку добрее. Правда, в роли главного героя предстал не он сам, а старый ворон, который «с оборванным нищим о восторгах вели разговоры».
Мудрая птица рассказывала своему случайному собеседнику свой дивный сон, в котором видела не развалины покосившегося забора, на котором сидела, а роскошный дворец. Принадлежал он нищему, который превратился в принца. Сам же ворон стал гордым лебедем «нежным и белым», избавившись, наконец, от клейма стервятника, питающегося падалью. Такие душеспасительные разговоры заставили нищего рыдать «бессильно и глухо», так как нарисованная картина не имела ничего общего с реальностью. Однако именно эту цель преследовал поэт, пытаясь показать, сколь разительным является контраст между белым и черным, блеском и нищетой, грязью и чистотой. Сделал он это умышленно, так как был убежден, что в современном обществе грани между этими понятиями полностью стерлись. В итоге люди перестали замечать нужды себе подобных и обращать внимания на чужие проблемы, лишились сострадания и душевного тепла. Именно это поразило Гумилева после возвращения на родину, заставив испытать целый каскад всевозможных эмоций, от боли до гнева и злости. Правда, поэт понимал, что его желание открыть людям глаза и заставить их взглянуть на себя со стороны – всего лишь мечты, которым, возможно, не суждено сбыться. Но было бы нечестным по отношению к самому себе отказаться от попыток это осуществить, поэтому и появилось на свет стихотворение «Мечты» — утопическое, немного наивное и, в то же время, жестокое в своей откровенности.

Более новые статьи:
Главное меню

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Анализ стихотворения Гумилева «Мечты»

Ученик (140), закрыт 4 месяца назад

За покинутым, бедным жилищем, Где чернеют остатки забора, Старый ворон с оборванным нищим О восторгах вели разковоры.

Старый ворон с тревогой всегдашней Говорил, трепеща от волненья, Что ему на развалинах башни Небывалые снились виденья.

Что в полете воздушном и смелом Он не помнил тоски их жилища И был лебедем нежным и белым, Принцем был оборванный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо, Ночь тяжёлая с неба спустилась, Проходившая мимо старуха Учащенно и робко крестилась!

Ученик (132) 5 лет назад

Гумилёв был пркрасным русским поэтом, мужем Анны Ахматовой. Он сражался против Красной армии, был офицером армии балогвардейцев. Судьба его трагична: был расстрелян в лагерях, как «враг народа». В стихах любого поэта выражено его настроение, отношение к жизни, к любви, к смерти и пр. Сразу же, с начала стихотворения, бросается в глаза грусть, тоска, безысходность жизни самогО Гумилёва. Покинутое, бедное, заброшенное жилище, с чёрным покосившимся забором, оборванный нищий и старый ворон с восторгом «разговаривают», МЕЧТАЯ о возвышенном. СТАРЫЙ ВОРОН РАССКАЗЫВАЕТ НИЩЕМУ О СВОИХ СНАХ, что он летает высоко и гордо, что нет тоски и разочарований. И что был он не чёрным старым вОроном, а «был лебедем нежным и белым». Старик же ему рассказывает о своих мечтах и видениях, что принцем он был, а не «отвратительным нищим». Конечно же, это были только мечты, которые никогда не сбудутся, старик осознавал это, потому и «плакал бессильно и глухо». Во время их горькой беседы спустилась на землю тяжёлая ночь, и проходившая мимо старуха, глядя на оборванного старика и вОрона, «учащённо и робко крестилась». Стихотворение грустное, от него веет безысходностью и тоской. Мечты остаются только мечтами. Здесь много эпитетов, метафор, сравнений.

Главная мысль и тема

Основную мысль и тему произведения определить непросто. Трактовка зависит от восприятия стихотворения. Это либо духовные искания поэта, либо память о его прошлом, которое пронеслось перед глазами во время поездки. Основную мысль можно найти в заключительной строфе. Чувства, которые испытывает поэт во время прогулки (любовь и грусть), вызваны погружением в собственную жизнь, творчество, ностальгией. С ними бок о бок идут чувство вины («закажу панихиду»), безнадежность и отчаянье («навеки сердце угрюмо).

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Мечты»

11 декабря 2015

Гумилев по натуре романтик, фантазер, проявляет в написанном свою натуру необычно и своеобразно. Его мечта – видеть счастливым любого человека. Поэт, конечно, понимал, что все перемены начинаются с себя. И стихи должны быть изменены, как и свои принципы. Автор отлично понимал: несправедливость стала обычным делом в нашей стране.

Он возвращается на родину в 1908 г. По началу ему казалось, что он попал в страну, где повсюду грязь и не ухоженность. И такой наплыв нищих его поверх в шок. Как раз в это время на свет рождается произведение «Мечты». Оно, конечно, писалось в переносной форме, хотя четко в нем были сформулированы стремления поэта, который хотел сделать мир лучше. Главный герой произведения – черная птица, проводившая разговоры «с оборванным нищим».

В стихотворения ворон, обладающий мудростью, повествует о увиденном сне простому прохожему. Она видела великолепный дворец, а не корявый забор, где всегда проводила время. Нищий превращается в богатого человека, а ворон становится красивым белым лебедем. Нищий от таких разговоров разрыдался, так как с действительностью просто ничего общего не может быть.

Но здесь у поэта была определенная цель. Он хотел рассказать всем о том, какова на самом деле пропасть между темным и светлым, нищетой и богатством, а также чистотой и грязью. Гумилев сделал именно так, потому что в мире, где он жил, давно были стерты грани между этими словами. И люди просто перестали замечать того, что у многих, живущих рядом, есть проблемы, исчезло понятие сопереживания и человеческого тепла. Вот это и увидел поэт, вернувшись из Парижа.

И это повергло его в полное смятение. Он не знал, как реагировать на все события, которые произошли за время его отсутствия. И поэт решил при помощи своего стихотворения, правда немного утопического и наивного, немного открыть глаза людям на все происходящее вокруг. Нов произведении присутствует и жестокая откровенность.

Произведение немного с грустью, и от него веет полной безнадегой. В нем много сравнений, метафор и эпитетов «Ночь тяжелая с неба спустилась». Как и во всех стихотворениях проникнутых лирикой.

Средства выразительности

Неоромантическая сказка «Заблудившийся трамвай» Гумилева является одним из наиболее выдающихся образцов русской поэзии Серебряного века. Оно сочетает совершенные поэтические формы, многоплановость смыслов, искренность автора. Интерпретировать произведение непросто, поскольку многое сказано образами:

  1. Трамвай, в котором едет лирический герой через леса и дождь — пришелец из иного мира. Его появление в произведении «Заблудившийся трамвай» Гумилева средства выразительности сопровождают постоянно. Например, вороний грай (как знак смерти), раскаты грома вдали (идет война), звоны средневековой лютни (знак миссии автора). Транспорт героя заблудился в бездне времен. Его символика — корабль-призрак, который вдруг уносить героя в загробный мир.
  2. Некоторые критики видят в путешествии трамвая жизнь, которая проносится перед глазами умирающего героя. Он хочет остановить транспорт и сойти, однако сделать это не в силах. Каждый образ затрагивает определенный этап жизни поэта. Нева — Петербург 1920 года, Нил — африканская авантюра 1913-го, Сена — столица Франции в 1907-м. Дом 3 окна — бывшая супруга Ахматова, которую в стихотворении поэт величает Машенькой. Подобный метод оценки весьма уязвим. Никто до конца не раскрыл основной замысел поэта, ведь он бывал в Петербурге и в 1917.
  3. Загадка произведения в том, что его можно толковать по-иному. Существует мнение, что герой переживает не обратный отчет времени, а творческие муки. Он старается найти переход от искусства акмеизма к символизму. Тогда фразу «Индия духа» можно трактовать как символистский этап творчества поэта. В лавке зеленщика в городке он находит кочаны капусты, которые соизмеряет с человеческими головами (такая же в них пустота). Образы пальм намекают на возвращение к акмеизму.
  4. Многие исследователи полагают, что не стоит искать в незнакомых образах, которые описывает поэт, конкретно известных и реальных персонажей. Остается загадкой, знал ли Гумилев старика из Бейрута, однако его образ гармонично вписался в контекст произведения (смерть смешивается с жизнью). Прототипом Машеньки считают не только Анну Ахматову, но и умершую в молодости кузину Гумилева — Марию Кузьмину-Караваеву и даже Машу Миронову из художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  5. Антитезой Машеньке является императрица, в которой отражено противостояние официального и личного. Образ Машеньки из «Капитанской дочки» кажется более правильной трактовкой еще и потому, что с ним перекликаются образы дощатого домика и императрицы. Стихотворение можно назвать пророческим. Лирический герой (Гринев наоборот) идет к императрице, и, обвиненный в заговоре, погибает.

Фразу «сад планет» у домика Машеньки автор использует не случайно. Это символ смерти, космоса, противного человеческой природе. Для вечности же нет разделения между живым и мертвым, но лишь там человек находит свободу. Однако в земном существовании есть эта граница, и поэт меняет местами лирического героя и Машеньку по принципу жизни и смерти.

Есть мнение, что Машенька ассоциируется у автора с прошлой Россией, которую поэту невозможно не любить. Однако она умерла, и никогда не вернется назад. В отчаяньи его герой просит остановить трамвай, что уже невозможно. Все светлые образы прошлого приходят лишь в воспоминаниях.

В последних строфах поэт описывает образы Санкт-Петербурга: Исакий, Всадник на коне в железной перчатке. Это финальная точка маршрута, где у героя возникает желание заказать панихиду по себе.

«Мечты» Н.Гумилев

«Мечты» Николай Гумилев

За покинутым, бедным жилищем, Где чернеют остатки забора, Старый ворон с оборванным нищим О восторгах вели разговоры.

Старый ворон в тревоге всегдашней Говорил, трепеща от волненья, Что ему на развалинах башни Небывалые снились виденья.

Что в полете воздушном и смелом Он не помнил тоски их жилища И был лебедем нежным и белым, Принцем был отвратительный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо, Ночь тяжелая с неба спустилась, Проходившая мимо старуха Учащенно и робко крестилась.

Анализ стихотворения Гумилева «Мечты»

Романтическая натура Гумилева проявлялась в стихах весьма необычно и неординарно. Любитель дальних странствий, баловень судьбы и фантазер, он хотел, чтобы каждый человек в этом мире был счастлив. Как этого добиться, Гумилев не знал, хотя и предполагал, что начинать следует с самого себя, меняя если и не собственные принципы, то хотя бы стихи. О том, что несправедливость давно уже возведена в статус обыденности, Гумилев с детства знал не понаслышке. Но когда в 1908 году он вернулся в Россию. То после блистательного Парижа она показалась поэту грязной и неуютной. Особенно сильное впечатление произвели на него многочисленные нищие, с которыми во французской столице ему доводилось сталкиваться крайне редко. Именно в этот период появилось на свет стихотворение «Мечты», написанное в иносказательной манере, но достаточно четко формулирующее желание поэта сделать этот мир хоть чуточку добрее. Правда, в роли главного героя предстал не он сам, а старый ворон, который «с оборванным нищим о восторгах вели разговоры».

Мудрая птица рассказывала своему случайному собеседнику свой дивный сон, в котором видела не развалины покосившегося забора, на котором сидела, а роскошный дворец. Принадлежал он нищему, который превратился в принца. Сам же ворон стал гордым лебедем «нежным и белым», избавившись, наконец, от клейма стервятника, питающегося падалью. Такие душеспасительные разговоры заставили нищего рыдать «бессильно и глухо», так как нарисованная картина не имела ничего общего с реальностью. Однако именно эту цель преследовал поэт, пытаясь показать, сколь разительным является контраст между белым и черным, блеском и нищетой, грязью и чистотой. Сделал он это умышленно, так как был убежден, что в современном обществе грани между этими понятиями полностью стерлись. В итоге люди перестали замечать нужды себе подобных и обращать внимания на чужие проблемы, лишились сострадания и душевного тепла. Именно это поразило Гумилева после возвращения на родину, заставив испытать целый каскад всевозможных эмоций, от боли до гнева и злости. Правда, поэт понимал, что его желание открыть людям глаза и заставить их взглянуть на себя со стороны – всего лишь мечты, которым, возможно, не суждено сбыться. Но было бы нечестным по отношению к самому себе отказаться от попыток это осуществить, поэтому и появилось на свет стихотворение «Мечты» — утопическое, немного наивное и, в то же время, жестокое в своей откровенности .

Читайте также:  Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева

Интересные факты


Николай Гумилев. Фотография: поэтика.рф

1. В 1906 году Гумилев закончил гимназию. В его табели была всего одна пятерка — по логике. На выпускных экзаменах Гумилев получил еще одну оценку «отлично» — по словесности. На вопрос преподавателя «Чем замечательна поэзия Пушкина?» он ответил одним словом: «Кристальностью».

2. В 1907 году Гумилев из-за легкого косоглазия не смог пройти медицинскую комиссию, поэтому его не приняли на воинскую службу. Однако в 1914 году, перед отправкой на фронт, его признали годным. Оказалось, что на первой проверке поэт стрелял, уперев приклад винтовки в правое плечо, и часто промахивался. Во время второй комиссии он стрелял с левого плеча, но никто не обратил на это внимания.

3. 22 ноября 1909 года на Черной речке Николай Гумилев стрелялся с поэтом Максимилианом Волошиным. Причиной конфликта стала поэтесса Елизавета Дмитриева. Гумилев познакомил ее с Волошиным, а тот помог Дмитриевой создать литературную маску-мистификацию — таинственную испанку Черубину де Габриак. Ее стихи печатали в журнале «Аполлон». Гумилев был очарован таинственной испанкой, однако вскоре узнал, что за псевдонимом скрывается его знакомая. Литературная мистификация возмутила поэта. Он поссорился с Волошиным и вызвал его на дуэль. Гумилев настоял на самых жестких условиях — стреляться с пяти шагов и до смерти. Поэты не пострадали — Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку. Дуэлянтов судили, обязали выплатить небольшой штраф в десять рублей и приговорили к домашнему аресту: Гумилева — на десять дней, а Волошина — на один.

4. Во время поездки в Африку в 1913 году Гумилев побывал в эфиопском городе Шейх-Гуссейн. Там его привели в гробницу святого Шейх-Гуссейна, в честь которого и назвали город. По преданию, из пещеры, в которой был похоронен святой, не мог выбраться ни один грешник. Гумилев так вспоминал свой визит в гробницу Шейх-Гуссейна: «Надо было раздеться и пролезть между камней в очень узкий проход. Если кто застревал — он умирал в страшных мучениях: никто не смел протянуть ему руку, никто не смел подать ему кусок хлеба или чашку воды… А я вернулся. Тогда еще с усмешкой подумал: «Значит, не грешник. Значит, святой».

Мечты Стихотворение Николая Гумилева

За покинутым, бедным жилищем, Где чернеют остатки забора, Старый ворон с оборванным нищим О восторгах вели разговоры. Старый ворон в тревоге всегдашней Говорил, трепеща от волненья, Что ему на развалинах башни Небывалые снились виденья. Что в полете воздушном и смелом Он не помнил тоски их жилища И был лебедем нежным и белым, Принцем был отвратительный нищий. Нищий плакал бессильно и глухо, Ночь тяжелая с неба спустилась, Проходившая мимо старуха Учащенно и робко крестилась.

Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Москва: Современник, 1989.

Анализ стихотворений Гумилева

Список стихотворений:

Отзывы: 0

Анализ стихотворений Гумилева: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Урок литературы в 11-м классе “Сады души моей…”. Особенности поэтического творчества Н.С. Гумилева

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить учащихся с этапами духовного развития поэта;
  • развивать навыки интерпретации поэтического произведения в контексте художественной культуры и традиций; выработать у учащихся умение соотносить определенные языковые средства, приемы их использования, сочетаемости, взаимоотношения с содержанием произведения, его идейной принадлежностью к тому или иному направлению, идейным замыслом, вкусами и знанием языка писателя;
  • формирование положительного отношения к взаимодействию и сотрудничеству; повышение качества межгрупповой (интерактивной) деятельности.

Оформление урока: репродукции картин П. Гогена, на доске – незаполненная таблица (можно использовать интерактивную доску), а также рисунки учащихся, на которых изображены символы.

Ход урока

1. Работа с формулировкой темы урока. Объявление целей урока. Порядок работы.

Ребята, как вы понимаете это необычное сочетание – “сады души:”?

У каждого человека две жизни. Одна – среди своих современников, человеческая жизнь с подъемами и падениями, со всеми мелочами жизненных отношений, а другая – длительное постижение своего внутреннего мира, а применимо к поэту – “сад” – творчество как результат работы души, воплощение души в творчестве.

Творческий путь Гумилева, необычного и талантливого поэта, продолжался примерно 20 лет (с момента публикации первого стихотворения до дня смерти). Естественно, за этот период времени меняются восприятие окружающего мира, интересы, характер поэта. И сегодня наша задача – проследить за этими изменениями состояния души, под влиянием чего эти изменения происходили и в чем выражались.

Для этого творчество Н. С. Гумилева мы пока формально (по названиям сборников) разделили на 3 этапа. Три группы работали со стихотворениями определенного периода творчества. Результат работы каждой группы должен стать частью общей характеристики поэтического творчества Гумилева.

С каких позиций характеризуется творчество любого поэта?

(содержания и формы)

Я предлагаю в ходе работы заполнять таблицу, где мы будем фиксировать особенности содержания и формы стихотворений (в каждой группе секретари на 2-х листах бумаги фиксируют эти особенности, которые после рассмотрения каждого этапа творчества помещаются на таблице).

Этапы творчества (сборники)СимволФормаСодержание
1этап“Путь конквистадоров” 1905г.

“Романтические цветы” 1908″г.

Но прежде мне хотелось бы узнать о ваших первых впечатлениях от произведений Гумилева, которые вы попытались выразить в символах.

1 этап творчества

Представитель от 1 группы выходит к доске, помещает символ – нарисованные пальму и жирафа и объясняет выбор группы: в стихотворениях первых трех сборников в основном присутствуют яркие, экзотические образы людей, животных, литературные герои (например, Дон-Жуан), мифологические (Агамемнон), исторические (Каракалла), некоторые стихотворения носят названия экзотических стран (“Озеро Чад”); создается такое впечатление, что лирический герой совершает виртуальное путешествие не только в пространстве, но и во времени.

– Вы верно выбрали слово для характеристики творчества раннего Гумилева – “путешествие”, которое связано с мотивом странничества. Что понималось под словом “странничество” в русской литературе?

(поиск духовного идеала, совершенства, для поэта он начался с освоения земного пространства).

– Обратите внимание на символ. Не правда ли, получилась красочная картинка? Может ли она послужить иллюстрацией в детской книжке?

– Значит ли это, что стихи раннего Гумилева в какой-то степени детские, а, следовательно, – наивные и легкомысленные? (кстати, критики именно так и оценили первые шаги поэта).

Нельзя однозначно на этот вопрос ответить, не рассмотрев более детально стихотворения.

Чтение наизусть и анализ стихотворения “Мореплаватель Павзаний:” (1906 г.)

Можно ли это стихотворение пересказать? О чем это говорит?

(о наличии сюжета)

– Кто является героями событий? Давайте обозначим каждую строфу именем героя.

– Какую особенность вы заметили?

(четкая, стройная композиция – зеркально-кольцевая, причем она проявляется и внутри каждой строфы – 5 строф, в каждой – по 5 строк).

– Какие средства выразительности использует автор для характеристики персонажей?

(Эпитеты, обозначающие яркие цвета)

– Что объединяет эти прилагательные, обозначающие цвет?

(цвета богатства, знатности, исключительности)

– Не показалось ли вам странным, что такими “знатными” цветами автор характеризует и императора, и животное – крокодила? Что автор хотел подчеркнуть тем самым – их сходство? Или герои находятся в оппозиции?

(сходство – оба хищники, 3 строфа указывает на различия: “солнце уходило” – император “вышел”, чтобы “встретить крокодила”).

– В чем суть этого конфликта? Почему автор называет крокодила “нарушителем гармоний”?

(проявляется романтическая ирония автора, так как вряд ли можно назвать гармоничным мир императора: мир войн, денег, гетер, зверинцев, мир человеческий, в котором правят животные страсти – это для животных естественно быть хищником, у людей должны быть другие законы); этому миру противопоставлен мир, который гармоничен, свободен, – мир солнца, моря, крокодила; император же будто находится в плену, он зажат в тиски толпы своих подданных).

Как обнаруживает автор свои симпатии?

(через кольцевую композицию, начинает и заканчивает стихотворение описанием крокодила).

– Официально Гумилев объявил о новом направлении в литературе – акмеизме – в 1912 году, до этого времени своими учителями он считал символистов, В. Брюсова и К. Бальмонта.

Признаки какого направления наблюдаются в этом стихотворении?

(уже проявляются признаки акмеизма, например, филигранность и совершенство формы: композиция, выверенный ритм, цветовые эффекты, звуковой состав; анализ формы стихотворения помог нам понять содержание стихотворения)

– Как вы думаете, в процессе творчества Гумилев задумывался над совершенством формы, ведь он считал стихи ремеслом, которым может овладеть каждый?

(скорее всего, нет; не отдавал себе отчета в этом, но подсознательно чувствовал).

Чтение наизусть стихотворения “Жираф” и его краткий анализ-впечатление.

Чем интересно это стихотворение? Только описанием экзотического жирафа?

В стихотворении 2 плана: экзотический мир, в котором живут жираф, черная дева, жираф (фольклорные африканские образы),- это воплощение мечты лирического героя, и реальный мир, который наводит на лирическую героиню тоску и грусть.

Лирический герой, желая отвлечь от грустных мыслей лирическую героиню, пытается увести ее в мир мечты, но лирическая героиня в финале плачет от невозможности преодолеть реальность.

– Почему именно это животное автор делает героем своего стихотворения?

Это самое высокое животное, ему видно то, чего не замечают другие, жираф, к тому же, яркое, притягивающее к себе взгляд солнечно оранжево-желтым цветом. Рисуя образ жирафа, с плавными, изысканными движениями, лирический герой словно призывает героиню возвыситься над своей печалью, с достоинством переносить жизненные невзгоды.

– Как образ животного соотносится с характером самого поэта?

Поэт сам был тем гордым, изысканным человеком, который верил в свою мечту и стремился воплотить ее в жизнь.

– Как помогает понять содержание форма произведения? Например, стихотворный размер?

Амфибрахий создает грустную, нежную и успокаивающую интонацию, используется кольцевая композиция.

Возвращаемся к вопросу, заданному перед началом анализа стихотворений:

– Можно ли стихи молодого автора назвать детскими?

С одной стороны, видна наивность автора в его желании уйти от тоски повседневного в сказку, желание обойти правду вымыслом, но, с другой стороны, за этим скрываются минуты раздумья взрослого человека, необъяснимая тревога. Сказка нужна для того, чтобы оттенить сложные, запутанные отношения цивилизованных людей, стремящихся чаще всего к материальному благополучию, обладающих духовной пустотой.

Творчество Гумилева и традиции русской литературы.

-Такое состояние души лирического героя, когда он пытается уйти в свою мечту, идеальный мир, характерно для какого литературного направления?

(романтизма, который выразился в мечте о земном рае, о внешнем преображении жизни)

Творчество Гумилева и мировое искусство

– Можете ли вы доказать другими примерами, что Гумилев придерживался в своем творчестве традиций русского романтизма?

(в стихотворении “Ягуар” и поэме Лермонтова “Мцыри” – явное сходство в сюжетной линии, показана исключительность характеров и обстоятельств, тоска по свободе, по героическому).

– Скажите, в своем стремлении к экзотическому, декоративному, к изображению рыцарей, капитанов, путешественников в масштабах мирового искусства Гумилев был одинок?

(подобный стиль у Киплинга: образы моря, героических людей, Африка; не зря поэт Борис Корнилов назвал Гумилева “царскосельским Киплингом”).

– Посмотрите на репродукции картин французского художника Поля Гогена. Гумилев, когда бывал в Париже, посещал выставки этого художника и часами любовался на его картины. Как вы думаете, что могло привлечь поэта в этих картинах?

(непохожесть на предыдущую живопись, яркость колорита, необычная композиция, выбор объекта изображения – экзотика; то же самое мы можем наблюдать и в стихотворениях Гумилева).

Вывод: Гумилев действовал в духе общих мировых тенденций, которые были связаны с поиском новых форм и тем в искусстве

Завершая разговор о первом этапе творчества Гумилева, я хочу предложить на ваше обсуждение оценку первых сборников поэта Ахматовой: “Невнимание критиков безгранично. Что они вычитывают из молодого Гумилева, кроме озера Чад, жирафа, капитана и прочей маскарадной рухляди?”

Согласитесь вы с этой оценкой?

(видимо, нельзя назвать так стихи, в которых автор проявляет себя как поэт, уже выработавший свой индивидуальный стиль).

итоги работы группы озвучиваются и размещаются на доске(см.Приложение)

2 этап творчества

Выходят двое учащихся, читают наизусть стихотворения “Отравленный” и “Война”, крепят символы в таблицу – розу (символ любви) и дуб(символ мужественности)

– Что отличает эти стихотворения от предыдущих?

Если раньше Гумилев путешествовал во времени мысленно, то теперь это время конкретно – 1914 год – “Война”). Это не экзотическая страна, это Россия. И не вымышленные рыцари и капитаны, исторические герои, удаленные от нас веками, он сам становится участником событий. Исчезает декоративность, она тут неуместна (эпитет “ярко-красный” – это цвет смерти, страдания), присутствует предельная конкретность. Это реальный мир, зримый.

– Каково отношение автора к войне и к ее участникам?

Прославляет доблесть, труд воина, милосердное отношение к поверженному.

Заметно сходство этих стихотворений со стихотворениями А. С. Пушкина “Памятник” и “Я вас любил:” (“:и милость к падшим призывал”, “:так дай вам бог любимой быть другим”).

– Какие признаки акмеизма присутствуют в этих стихотворениях?

Предметы реального мира несут на себе психологическую нагрузку.

Вывод: выбрав в качестве символов, характеризующих второй этап творчества поэта, розу и дуб, вы оказались правы, так как Гумилев, не отказываясь от своих излюбленных тем (например, тема Африки), активно развивает в сборниках “Чужое небо” и “Колчан” темы любви и мужественности.

итоги работы группы озвучиваются и размещаются на доске (см. Приложение)

4) 3 этап

Учащийся помещает на доске символ – Лотос и объясняет свой выбор(символ мудрости).

– Попробуем выяснить, в чем проявилась мудрость поэта в его последней книге “Огненный столп”, которая издана была уже после смерти поэта?

– Что означает это сочетание огненный столп?

В книге Моисея говорится о том, что сам Господь шел перед народом Израиля, скитающимся по пустыне в поисках Земли Обетованной, днем в виде облачного, а ночью – в виде огненного столпа. Особенно грозным было явление огненного столпа у Черного моря, когда евреев догнали египетские войска и им грозила неминуемая гибель. Тогда огненный столп встал позади израильтян и светил им, а египтян ослеплял.

Сборник открывает стихотворение “Память”, работа над которым позволит нам выяснить, как соотносится название сборника с его содержанием.

Чтение наизусть и анализ стихотворения “Память”

– Как вы понимаете смысл 1 строфы?

Змея сбрасывает кожу, чтобы обновить тело, душа змеи растет, но она стареет, так как не обновляется. У человека все по-другому. Он не может прожить свою земную жизнь (т. е обновить тело) дважды, но у него есть другая возможность – “менять душу”, т. е. развиваться духовно, ведь настоящая личность проходит через разные этапы своего духовного становления. В основе первой строфы – предостережение: человек может повторить судьбу змеи.

– В стихотворении нашла отражение восточная теория о переселении душ. Сколько душ сменилось в теле лирического героя и каково отношение к ним автора?

  • 1 душа – “колдовской ребенок”, он стремится к уединению, изображен на фоне природы, лирический герой с трудом верит, что отношение к жизни у него могло быть таким.
  • 2 душа – некто – под вывеской поэта, который хотел быть Богом и царем, автору не нравится эта юношеская самонадеянность, неразборчивость в творчестве, претензии на гениальность (имеется в виду сборник “Путь конквистадоров”)
  • 3 душа – “избранник свободы” и “Мореплаватель и стрелок”, стремящийся познать земное пространство. Автор воспевает отвагу, мужество, бесстрашие лирического героя, так как он напрягает все силы, чтобы преодолеть преграды и воплотить свою мечту в жизнь (этот этап как раз отражен в таблице).

– Что объединяет судьбу лирического героя с судьбами других людей?

Судьбы человеческие несовершенны, от каких-то ошибок мы бы и хотели отказаться, но это невозможно, человеку свойственно заблуждаться, состояние 1 и 2 души – это как раз время заблуждений, так как душа была сосредоточена на своих личных интересах. Но тем не менее автор смиренно принимает и эту часть прожитой жизни.

– Почему эта третья, любимая, уходит, уступая место четвертому, – угрюмому и упрямому, который променял веселую свободу на бой?

Душа поэта подчиняется не собственным желаниям, мечтам, интересам, а священному долгу – откликнуться на жизнь страны и всего народа – это война 1914 года. Но это испытание для героя – прежде всего физическое.

– В чем же теперь видит свой долг лирический герой, который обретает 4-ю душу?

(строительство храма – Нового Иерусалима – Земли Обетованной)

– Какой смысл вкладывается автором в этот образ? Вспомните отрывок из книги Моисея.

Это для поэта – символ настоящего творчества, поэзии, которая силой слова способна вести за собой, преобразить людей, помочь им в стремлении к святости, творчества, которое способно покарать преступивших Божий закон и покровительствовать слабым. И в этом поэт приравнивается к Богу (сравнить со второй душой, обратим внимание на отношение к творчеству: раньше – ремесло, теперь – прозрение, интуиция, тайна, божественный дар).Только теперь он стремится преобразовать уже не земное пространство, а внутреннее, духовное.

– Что сложнее для поэта – постижение земного пространства или внутреннего, духовного?

Творчество “сжигает душу”, это процесс мучительный в нравственном отношении, но цель “стены Иерусалима на полях моей родной страны” – благородна. Как Иисус Христос отдает свое тело в жертву ради истины, так поэт отрекается от собственного “я” ради преображения человека.

– В двух последних строфах – образ путника. Кто он?

Разные толкования: смерть, Христос, сам автор. Но то, что лев и орел, которые сопровождают путника, в библейской мифологии трактуются как Марк и Иоанн, ученики Христа, дает нам основание полагать, что это – Иисус Христос.

– Почему же эта душа должна умереть? Почему бы ей не перейти в другое состояние?

Она приблизилась к совершенству, так как обратилась к христианским ценностям; чтобы принести свои плоды, она должна умереть. Лирический герой не может смириться с тем, что все завершаемо, тленно, и потому бьется над продолжением себя. Он надеется, что его душа останется в творчестве. (Сравнить со стихотворением А. С. Пушкина “Памятник”: “Нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет:”)

– О чем говорит тот факт, что некоторые образы могут трактоваться по-разному?

Обращение к символизму. Читая это стихотворение, мы и не вспоминаем об акмеизме. Подобно символистам, он пытается интуитивно передать ощущения человека, стоящего перед лицом Вечности, Смерти, Бога. И мужество Гумилева как поэта еще и в том, что он не ограничил себя рамками созданного им нового направления – акмеизма.

итоги работы группы озвучиваются и размещаются на доске (см. Приложение)

4. Итоги урока

– Каковы были истоки творчества Гумилева?

Романтические традиции русской литературы – Лермонтова, Пушкина, мировая литература, влияние символизма, собственные наработки, в духе нового направления – акмеизма и , конечно, талант поэта.

– В чем особенность творческого пути поэта? Какие изменения произошли в содержании и форме? (по таблице)

– от внешней яркости и декоративности к предельной простоте и глубокому содержанию;

– от постижения пространства земного к постижению духовной сущности человека;

– при значительном изменении содержания многие элементы формы остаются почти неизменными.

– Какое определение вы бы дали “садам души” Н. Гумилева?

(сам Гумилев: “сады души моей всегда узорны:”)

– Стихотворения какого этапа творчества вам понравились больше и почему?

– В 2011 году исполнится 125 лет со дня рождения Н.Гумилева. Недавно в Санкт-Петербурге проводили опрос на улицах города: Что жители северной столицы могут сказать о Гумилеве? Самыми распространенными были следующие ответы:

– Офицер, расстрелян за участие в “таганцевском заговоре”.

– Муж Анны Ахматовой.

– Вроде бы поэт, лично я не читала.

– Два Георгия за храбрость.

– Кажется, историк, недавно умер.

– Путешественник, исследователь Африки и мой любимый поэт.

– Дрался на дуэли с Волошиным.

– Девушка, дорогая, кому это сейчас нужно.

– Представьте, что среди опрошенных оказались вы. Что вы можете сказать о Н.Гумилеве?

5. Домашнее задание.

Прочитать стихотворения из сборника “Костер”. Первое впечатление выразить с помощью символа, объяснить свой выбор.

Анализ стихотворения Гумилева «Мечты»

Романтическая натура Гумилева проявлялась в стихах весьма необычно и неординарно. Любитель дальних странствий, баловень судьбы и фантазер, он хотел, чтобы каждый человек в этом мире был счастлив. Как этого добиться, Гумилев не знал, хотя и предполагал, что начинать следует с самого себя, меняя если и не собственные принципы, то хотя бы стихи. О том, что несправедливость давно уже возведена в статус обыденности, Гумилев с детства знал не понаслышке. Но когда в 1908 году он вернулся в Россию. То после блистательного Парижа она показалась поэту грязной

и неуютной. Особенно сильное впечатление произвели на него многочисленные нищие, с которыми во французской столице ему доводилось сталкиваться крайне редко. Именно в этот период появилось на свет стихотворение «Мечты», написанное в иносказательной манере, но достаточно четко формулирующее желание поэта сделать этот мир хоть чуточку добрее. Правда, в роли главного героя предстал не он сам, а старый ворон, который «с оборванным нищим о восторгах вели разговоры».

Мудрая птица рассказывала своему случайному собеседнику свой дивный сон, в котором видела не развалины покосившегося забора, на котором сидела,

а роскошный дворец. Принадлежал он нищему, который превратился в принца. Сам же ворон стал гордым лебедем «нежным и белым», избавившись, наконец, от клейма стервятника, питающегося падалью. Такие душеспасительные разговоры заставили нищего рыдать «бессильно и глухо», так как нарисованная картина не имела ничего общего с реальностью. Однако именно эту цель преследовал поэт, Пытаясь показать, сколь разительным является контраст между белым и черным, блеском и нищетой, грязью и чистотой. Сделал он это умышленно, так как был убежден, что в современном обществе грани между этими понятиями полностью стерлись. В итоге люди перестали замечать нужды себе подобных и обращать внимания на чужие проблемы, лишились сострадания и душевного тепла. Именно это поразило Гумилева после возвращения на родину, заставив испытать целый каскад всевозможных эмоций, от боли до гнева и злости. Правда, поэт понимал, что его желание открыть людям глаза и заставить их взглянуть на себя со стороны — всего лишь мечты, которым, возможно, не суждено сбыться. Но было бы нечестным по отношению к самому себе отказаться от попыток это осуществить, Поэтому и появилось на свет стихотворение «Мечты» — утопическое, немного наивное и, в то же время, жестокое в своей откровенности.

Другие работы по этой теме:

«Мечты» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Мечты» было написано 21-летним Гумилевым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете «Русь» № 33 за 1907 г. Стихотворение.

Анализ стихотворения Есенина «Мои мечты» Решение о том, чтобы перебраться в Москву, Сергей Есенин вынашивал несколько месяцев. Еще до окончания учительской школы будущий поэт твердо решил для себя, что в.

Анализ стихотворения «Простишь ли мне мои ревнивые мечты» Пушкина А. С Любовная лирика Пушкина неповторима и своеобразна, «нежное, благоуханное и грациозное» чувство сочетается в ней с тонким психологизмом, с философским осмыслением ситуации, с выходом в перспективу.

Анализ стихотворения Гумилева «Рассказ девушки» Николай Гумилев очень рано начал писать стихи и, будучи гимназистом, сумел опубликовать несколько десятков своих ранних произведений. Именно это спасло его от исключения из престижного.

Анализ стихотворения Гумилева «О тебе» Принято считать, что Николай Гумилев на протяжении всей своей жизни любил лишь одну женщину, и ею была его супруга, поэтесса Анна Ахматова. Однако это не.

Анализ стихотворения Гумилева «В пустыне» Николай Гумилев обожал путешествовать, и мог проводить в дальних странствиях долгие месяцы. Единственным ограничением для него служили финансы, которых у поэта порой хватало лишь на.

Анализ стихотворения «У меня не живут цветы» Н. С. Гумилева (Сравнительный анализ) Поэзия Гумилева кажется очень сложной для понимания и восприятия. Поэт использует в своих стихах иносказания, часто слова несут в себе скрытый смысл. Отсюда, наверное, загадочность.

Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны» Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет.

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу.

Анализ стихотворения Гумилева «Я и вы» Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение «Я и.

Анализ стихотворения Гумилева «Две розы» Романтик по натуре, Николай Гумилев умел наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Конечно, и у него были периоды душевного опустошения, когда он пытался наложить на.

Анализ стихотворения Гумилева «Уста солнца» Одним из ярких моментов жизни Николая Гумилева стало его знакомство с Еленой дю Буше, дочерью французского хирурга. Произошло это в начале 1917 года, когда поэт.

Анализ стихотворения Гумилева «Память» Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет.

Анализ стихотворения Гумилева «Шестое чувство» Не секрет, что русский поэт Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. Во всяком случае, он очень точно в одном стихотворении описал собственную смерть и человека.

«Волшебная скрипка» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Волшебная скрипка» Гумилев написал в 1910 г. Оно открывало изданный в том же году сборник «Жемчуга». Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилева.

Анализ стихотворения Гумилева «Наступление» Николай Гумилев с огромным патриотизмом воспринял известие от начале первой мировой войны и в 1914 году записался в армию добровольцем. В свои 28 лет поэт.

Анализ стихотворения Гумилева «Нигер» Николай Гумилев дважды бывал в Африке и считался одним из наиболее известных исследователей этого материка, который привлекал поэта своей удивительной красотой, аутентичностью и первозданностью природы.

Анализ стихотворения Гумилева «Я в лес бежал из городов…» «Я в лес бежал из городов…» — одно из первых стихотворений Николая Гумилева, которое было опубликовано в 1902 году. В это время 16-летний поэт вместе.

Анализ стихотворения Гумилева «Мне снилось: мы умерли оба…» Принято считать, что у Николая Гумилева была единственная муза, и имя ей — Анна Ахматова. Однако на протяжении нескольких лет молодая и своенравная поэтесса отвечала.

«Заблудившийся трамвай» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилевым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилев поделился.

Анализ стихотворения Гумилева «Однообразные мелькают…» История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше — трагизма, боли и погибших.

Анализ стихотворения Гумилева «Дремала душа, как слепая…» Личная жизнь Николая Гумилева полна тайн и загадок. Долгое время считалось, что его единственной музой и вдохновительницей была поэтесса Анна Ахматова, любви которой Гумилев добивался.

«Слово» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Слово» Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Название сборника библейское. Такой столп.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Старый конквистадор» Стихотворение «Старый конквистадор» входит в сборник Н. Гумилева «Жемчуга» и является типичным образцом романтической поэзии. Само название произведения относит нас к далеким временам завоевания Америки.

Анализ стихотворения Гумилева Волшебная скрипка Тема поэта и поэзии — одна из вечных, сквозных тем в ми­ровой литературе. Практически каждый поэт в тот или иной пе­риод времени выражал собственную точку.

Анализ стихотворения Гумилева «Ангел-хранитель» Николай Гумилев несколько лет подряд добивался благосклонности Анны Ахматовой, периодически делал ей предложения и неизменно получал отказ. Лишь попытка самоубийства молодого поэта заставила Анну Ахматову.

Анализ стихотворения Гумилева «Она» Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей.

Анализ стихотворения Гумилева «Девушке» Летом 1911 года Николай Гумилев после возвращения из Парижа решил представить свою супругу Анну Ахматову дальним родственникам, проживающим в Бежецком уезде. Именно в Слепнево, родовом.

Анализ стихотворения Гумилева «Заблудившийся трамвай» Николай Гумилев весьма негативно воспринял Октябрьскую революцию, так как был убежден, что строить новое государство на крови и лжи недопустимо. Он неоднократно публично высказывался по.

«Она» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Она» было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике «Чужое небо» . Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г.

Ссылка на основную публикацию