Средневековое искусство – сообщение доклад (6 класс История)

Доклад Средневековое искусство 6 класс по истории сообщение

Искусство средневековья, особенно в странах Западной Европы (впрочем, как и всей Европы в целом) характеризуется своей тесной связью с религией, аскетизмом, а также близостью к народному творчеству. Следует также сказать, что язычество все же наложило свой отпечаток на устои того времени – по сравнению с искусством Древнего Мира, средневековое является более разносторонним и многогранным.

Большинство творцов того времени по большей части были ориентированы на изображение идеального устройства мира, и не стремились освещать в своих работах какие – либо реалии того времени, мировоззрение было теологическим. Следовательно, основной упор делался на приобщение неграмотных к церкви, а плоды искусства в той или иной степени пропагандировали набожный взгляд на мир.

Художники, скульпторы и архитекторы старались в творениях воссоздать тот самый, желанный «идеальный мир», которого, по сути, в реальности и не могло существовать, довольно часто присутствовали аллегории, гиперболизация, а правдивость и реализм отходили на второй план, если и вовсе не были забыты.

Относительно хронологии искусство того времени делится на дороманское (VI-X вв.), романское (XI-XII вв) и готическое(XIII-XV вв.). Готический стиль являлся в некотором роде антирелигиозным, даже еретическим, однако именно мастерам этого времени мы обязаны красотой многих европейских замков, большинство из которых сохранилось и до наших дней. Что интересно, данный стиль искусства и архитектуры ассоциировался и ассоциируется у многих с племенами «Готов», которые не имели к подобным величественным постройкам абсолютно никакого отношения.

К слову, монументальность архитектуры тех времен просматривается как в истории европейских стран, так и во всех остальных, даже мусульманских – разница религий никак не влияет на общие культурные тенденции. Также в творчестве того времени преобладает поэтичность и всеобъемлющее видение мира, активно развивается живопись: пейзаж, портрет, натюрморт и тому подобные жанры.

Что касаемо музыки, она также развивалась довольно быстрыми темпами. Церковные песнопения положили начало тем канонам, которые впоследствии использовались в классической музыке, а, следовательно, их отголоски бывают слышны и сейчас – поскольку современники так или иначе зависимы от классиков, точнее идут проложенной ими тропой.

Огромного внимания заслуживает поистине красивое восхваление имени Господа в псалмах, хоралах, в частности особо славится григорианское пение.

Абстрагируясь от церкви, следует заметить, что эпоха Средневековья, в частности ее музыкальный аспект тесно связан с менестрелями – бродячими поэтами – музыкантами (в более позднюю эпоху подобный называли «бардами», а ныне «автор и исполнитель»), которые, впрочем, по технике были сравнимы с профессиональными певцами.

Менестрелями были, как мужчины, так и женщины, творчество было устным, без записи нот – по тематике своей песни менестрелей были похожи на серенады и баллады, довольно часто присутствовали восхваления чьих – либо подвигов, описания различных событий, так называемый «storytelling», когда строки песни могут расцениваться как рифмованная история, описание каких – либо поступков определенного человека.

В наше время «менестрельский» стиль в музыке используется редко, среди представителей подобного жанра не так уж много исполнителей и коллективов, допустим, на российской сцене можно назвать разве что группу «Мельница» и «Канцлер Ги».

В целом, средневековье во многом дало толчок для последующего развития культур разных стран, хоть взгляд на мир и был несколько однобоким. Так, что мы обязаны этому времени не только за рыцарский романтизм, но и за возникновение многих течений, что нашли отражение и в современном искусстве.

Доклад №2

Искусство во все времена в развитии не останавливалось ни на миг. Даже в Средние века, несмотря на постоянные войны, творцы того времени создавали, изучали и исследовали духовный мир. Средневековое искусство – это эра, продолжительностью приблизительно в X столетий. Началом развития принято считать 476 год, кода пала Римская империя. Феодализм в средние века прошел три этапа: возникновение, укрепление и спада. Дух той эпохи это перемещение населения, появление новых государств, укрепление связей с Европой, в особенности культурных и торговых, развитие наук, различные изобретения. Образование парламента, конституции. Ученые ищут ответ на вопрос человек – это царь природы или слуга Господа. Развитие искусства в средние века можно изучать с нескольких ракурсов.

Музыкальные произведения.

Музыка играла на пирах и свадебных торжествах, карнавалах, народных гуляниях. Из обыкновенных бубнов, флейт, рожков , менестрели того времени виртуозно извлекали чудесные звуки. Музыкальные произведения так же предназначались той или иной категории граждан. Гистрионы – странствующие музыканты. В тавернах они исполняли для простого люда, в замках и дворцах, если им позволяли, воспевали славные походы рыцарей и правителей. Инструменты были самые разнообразные. Это арфа, скрипка, ребек (тоже разновидность скрипки), гусли, виола, шарманка. Духовые инструменты: труба, дудка, волынка. Ударные – барабан, бубен, тарелка. Флейта выглядела довольно оригинально. Она состояла из нескольких трубочек, связанных вместе, трубочки были сделаны из разного материала: одна из камыша, другая из тростника, трубочки были разной длины, поэтому издавали разное звучание.

Литература.

Книги в средневековье переписывали и украшали иллюстрациями монахи. Из телячьей кожи, либо из кожи ягненка делали пергамент и писали на нем, так как бумага была большой редкостью. Ученые, поэты, которые странствовали по миру, вносили значительный вклад в литературу того времени, обогащая знаниями письма. Книги в средние века считались настоящим богатством. Их можно было оставить в залог и получить немалые деньги.

Живопись.

Художников среднего века можно отнести к ремесленникам, таким как каменщик или плотник. На каждую фреску, картину был свой заказчик. В основном расписывали церковные алтари, молельни. При создании скульптурных композиций мастера во много раз увеличивали размеры человека для придания наглядности и значимости композиции. Витражное искусство применялось при создании библейских сюжетов. Портреты не писали совсем, так как считали , что человек недостоин того, чтобы быть изображенным.

Зодчество запада основывалось на том, чтобы четкие силуэты и постройки по форме своей сливались с уже существующим ландшафтом. Основным стройматериалом был камень. Материал природный – отлично сочетался с деревьями, кустарниками, землей. Основной частью была башня.

Архитектура

В Х-Х|| века появился Романский стиль. Главными сооружениями того времени были замок для феодала, либо храм. Для защиты от набегов замки больше напоминали крепость. Возводились всегда на возвышенности, непременными атрибутами были тяжелые массивные ворота, ров окружал замок.

Готический стиль по своему величию не уступал Романскому. Возник он во Франции и был на пике популярности с X|| по XV| века. Собор в готическом стиле – это арки, заостренные кверху. А витражные окна практически вытесняют стены.

Культура средневековья была фундаментом для развития современной культуры. На основе открытий тех времен и сейчас базируются многие понятия в строительстве, живописи, архитектуре.

6 класс по истории

Средневековое искусство

Популярные темы сообщений

Горох – это однолетнее растение с гибким вьющимся стеблем и светло – зелеными листочками. Его длинные стебли заканчиваются ветвистыми усами. Он цветет белыми или бледно – розовыми цветочками, а когда отцветает,

В очень далекие, древние времена люди исследовали территорию на которой жили. Но им не хотелось сидеть на одном месте и они отправлялись в неразведанные страны. Первые путешествия были связаны с освоениями новых земель.

Христианство по историческим данным возникло очень давно примерно в первом веке до нашей эры. Предположительно основана была в Риме. Эта вера несла в себе обращение ко всем нуждающимся оскорбленным, которые хотели найти справедливость.

Средневековое искусство

историко-художественный термин, применяемый для определения этапов истории искусства феодальной эпохи. В Западной Европе период Средневековья охватывает 5—14 вв. (от падения Рима до начала эпохи Возрождения); в Восточной Европе – тот же период, до падения Константинополя, столицы Византии (1453); в России – 10–17 вв. (от Крещения Руси до реформ Петра I); в странах Востока Средние века длились с 3–4 до 16–18 вв. Термин возник в Италии в эпоху Возрождения, когда Средневековье воспринималось негативно, как эпоха отхода от идеалов античности, как промежуточный, переходный период.
Для средневекового искусства характерна тесная связь с религией, выработка различных канонов, которые разрабатываются в христианстве, мусульманстве, буддизме. Искусство уделяло внимание прежде всего духовной жизни человека. Изображение являлось комментарием священного текста и призвано было помочь человеку в понимании божественных истин, сосредоточить его мысли на Вечном.


«Всадник». Ок. 1237 г. Собор в Бамберге


«Император Оттон II». Миниатюра «Регистра св. Григория». Ок. 983 г. Музей Конде. Шантийи


«Тайная вечеря». Рельеф алтарной преграды. 14 в. Собор в Наумбурге


Статуя императора Карла Великого. Бронза. Нач. 9 в. Лувр. Париж


«Ветхозаветные пророки». Статуи северного портала собора в Шартре. Первая пол. 13 в.


Собор в Кёльне. 13–19 вв.


«Борис и Глеб с житием». Икона. Вторая пол. 14 в. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Господствующим видом искусства была архитектура, подчинившая себе др. виды пластических искусств. Однако, если в европейской, дальневосточной и индийской культуре изобразительные искусства (живопись, скульптура) процветали, то в мусульманской они существовали в весьма ограниченном объёме в связи с запретом на создание изображений одушевлённых существ. Главным средством украшения зданий становятся различные виды орнамента, имеющего религиозно-философскую символику. В наибольшей степени развитая система знаков и символов, связанных с религией, сложилась в христианском средневековом искусстве.
В христианской средневековой культуре выделяют искусство Византии, Древней Руси и Западной Европы. Собственно средневековому в Восточной и Западной Европе предшествовал период раннехристианского искусства(2–5 вв.). Эпоха Раннего Средневековья (6–9 вв.) – период поиска и становления художественных форм, соответствующих христианскому вероучению и новому типу мышления. К 10 в. в византийском искусстве складываются каноны в написании икон, тип крестово-купольного храма и система расположения мозаик и росписей на его стенах. В Западной Европе в 10 – нач. 11 в. господствует романское искусство, которому на смену, начиная с сер. 12 в., постепенно приходит готика. Мусульманское искусство, как более молодое по сравнению с христианским, многое заимствовало из достижений последнего, творчески их переработав. Между различными странами и регионами в эпоху Средневековья шёл плодотворный творческий обмен, взаимно их обогащавший.

Смотреть что такое “Средневековое искусство” в других словарях:

Средневековое искусство — историко художественный термин, применяемый обычно для определения ранних и зрелых этапов истории искусств феодальной эпохи (для стран Западной Европы 5 14 вв., до эпохи Возрождения (См. Возрождение); для России 10 17 вв.). Искусство в… … Большая советская энциклопедия

Читайте также:  Декабристы - сообщение доклад

Искусство Средневековья — Восстановление Иерусалимского храма. Бургундская миниатюра, около 1460 года. Искусство средневековья период … Википедия

Древнерусское искусство — средневековое искусство, которое развивалось в пределах древнерусских государственных образований 9 13 вв. (см. Киевская Русь), а также в рамках Русского (великорусского) государства с начала его сложения (14 в.) и до 18 в. (см.… … Большая советская энциклопедия

Шведское искусство — Архитектура. История Ш. архитектуры начинается с XI в. и введения христианства в Швеции. Древнее зодчество, образцы которого, маленькие сельские церкви, сохранились в западном Гэталанде, получило первый сильный толчок к развитию благодаря монахам … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

древнерусское искусство — искусство древнерусских государственных образований IX XIII вв. Вобрав в себя традиции восточнославянской культуры и опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской архитектуры … Энциклопедический словарь

ДРЕВНЕРУССКОЕ ИСКУССТВО — искусство древнерусских государственных образований 9 13 вв. Вобрав в себя традиции восточно славянской культуры и передовой опыт искусства Византии и балканских стран, древнерусское искусство создало выдающиеся памятники церковной и светской… … Большой Энциклопедический словарь

Марокко. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство — «Бюст Юбы II». Из Волюбилиса. Бронза. Конец I в. до н. э. Музей древностей. Рабат. Древнейшие памятники искусства на территории Марокко восходят к неолиту (наскальные изображения слонов, антилоп, птиц). 1 м тысячелетием до н. э, датируются… … Энциклопедический справочник «Африка»

Национальная галерея в Праге — У этого термина существуют и другие значения, см. Национальная галерея. Координаты: 50°04′59.98″ с. ш. 14°25′59.98″ в. д. / 50.08333 … Википедия

Искусство Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 03:00, реферат

Краткое описание

1.Основные периоды развития эпохи Средневековья. 2.Особенности искусства средневековой Европы.

Содержимое работы – 1 файл

Искусство.doc

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи – культуру Ренессанса – от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

1.Основные периоды развития эпохи Средневековья.

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной Германии, весготы – на севере Испании, осготы – на Севере Италии, англосаксы – в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров, и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов – землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2.Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1.дороманское искусство (V-Xвв.),

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

2. романское искусство (XI-XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом – моя крепость».

Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок – дом – башня прямоугольной или многогранной формы.

3. готическое искусство (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали – статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

Литература и музыка Средневековья.

В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.

Читайте также:  Доклад Октябрьская революция 1917 года причины ход итоги кратко сообщение

В конце VIIв. Под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое Евангелие.

В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях рыцарей.

В противовес рыцарскому роману развивается городская литература. Формируется новый жанр – стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.

В период развития готики произошли изменения и в музыке. Отдельную группу в музыке Средневековья представляло собой искусство кельтов. Придворными певцами кельтов были барды, которые исполняли героические песни – баллады, сатирические, боевые и другие песни под аккомпанемент струнного инструмента – кроты.

Начиная с конца XI в. на юге Франции начало распространятся музыкально – поэтическое творчество трубадуров. В их песнях воспевалась рыцарская любовь и героические подвиги во время крестовых походов. Творчество трубадуров вызывало множество подражаний, самым плодотворным был немецкий миннезанг. Песни миннезингеров – «певцов любви» представляли собой, не только воспевание прекрасных дам, но также и прославление влиятельных герцогов. Миннезингеры служили при дворах властителей, участвовали в многочисленных состязаниях, странствовали по Европе. Расцвет их творчества наступил в XIIв., однако уже XIVв. их сменили мейстерзингеры, или «мастера пения», объединенные в профессиональные цеха. Развитие этих вокальных цехов ознаменовало собой новый этап средневекового певческого искусства.

В IX в. существовало многоголосие, но к концу XI в. голоса становятся все более самостоятельными. С возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган. Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях.

XIII в. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда как искусство XIV в. принято называть новым, и именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные ценности и идеи.

Средневековая литература и искусство

Урок 31. Всемирная история 6 класс

Конспект урока “Средневековая литература и искусство”

За период Средневековья европейская литература не только возродилась, но и обогатилась новыми жанрами.

Жанр ры̀царской поэзии появился в XI веке на Юге Франции.

Поэтов и певцов, слагавших стихи о похождениях рыцарей, стали называть трубаду̀рами. Расцвет их творчества пришёлся на XII–XIII века.

Трубадурами был создан образ идеального рыцаря.

Он обладал такими качествами, как щедрость, смелость, справедливость, благородство, верность сеньору. К ним добавлялись вежливость, привлекательность, образованность, умение вести себя в обществе и почтение к женщинам.

Особенно в творчество трубадуров воспевалось служение Прекра̀сной Да̀мекульт идеальной любви к избраннице рыцаря.

Рыцарская поэзия прославляла походы и сражения, доблесть и мужество рыцарей.

В Средние Века получает развитие жанр рыцарского романа.

Рыцарь в рыцарском романе

В этих произведениях, которые были похожи на античные мифы и сказания, рыцари совершают подвиги во имя добра и личной славы. Ведут борьбу со злом во всех его проявлениях.

В этих романах велика доля фантастики (сказочные существа, драконы, выдуманные страны и герои). Рыцарь в таком романе – не конкретная историческая личность, а идеальный образ.

Наиболее популярными были произведения о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В них были отражены все особенности жанра рыцарского романа.

Вместе с ростом городов идёт развитие городской литературы.

В среде горожан были популярны небольшие стихотворные сатирические рассказы.

В них повествовалось о быте простого народа и его тяготах. О находчивых бюргерах и крестьянах, оставлявших в дураках феодалов, рыцарей и монахов.

К городской литературе относят творчество вага̀нтовбродячих поэтов.

Их песни, сложенные в основном на латинском языке, также затрагивали более «земные» темы. Ваганты воспевали любовь и веселье, высмеивали пороки феодалов и духовенства.

Литература Средневековья часто была анонимной. Но до нашего времени дошло большое количество авторских произведений.

Особое место среди них занимает «Божѐственная комедия», созданная великим итальянским поэтом Да̀нте Алигьѐри (1265–1321 годы).

Данте описывает своё путешествие в загробный мир. Его сопровождает знаменитый римский поэт Вергѝлий.

При помощи аллегорий поэт описал окружающий его мир, высказал своё мнение и отношение к существующему порядку вещей.

Данте и Вергилий посещают Ад, где проходят все его 9 кругов и видят муки самых известных грешников: Иу̀ды, Бру̀та. А также современников Данте, известных духовных лиц и политиков.

Чистѝлище – в нём находятся души, успевших покаяться грешников. За это они получили возможность попасть в Рай. В Чистилище также находится много современников Данте и реальных исторических персонажей.

Рай – в нём, по мнению автора, заслужили место великие правители, христианские святые и достойные того современники Данте.

«Божественная комедия» сильно повлияла на развитие европейской литературы. На протяжении веков вдохновляла поэтов, художников и философов.

С XI века в Западной Европе постепенно увеличивается доля построек из камня.

Из камня строились храмы, замки, ратуши, значимые общественные здания.

В Средневековье в архитектуре Западной Европы преобладали два стиля: рома̀нский (XI–XII века) и готѝческий (XIII–начало XVI века). Лучше всего они проявились в храмах и соборах.

Архитекторы Раннего Средневековья брали за образец постройки времён Римской империи. Отсюда название стиля – «романский».

Поэтому романский храм – мощное здание с толстыми стенами и узкими окнами. Оно похож на крепость и часто выполняло эту функцию, служа убежищем населению во время опасности.

Готические храмы появились благодаря накопленному опыту строительства и развитию инженерных знаний.

Они выглядят лёгкими, устремлёнными ввысь. Для них характерны высокие заострённые башни, большие окна с витражами.

На постройку храма или собора уходили десятилетия. На его украшение – порой ещё больше времени.

Внутренне и внешнее убранство храма, состоящее из Библейских сюжетов, (резьба, живопись, скульптура) служило «Библией для неграмотных».

Образы, созданные средневековыми мастерами, доходчиво объясняли и показывали простому человеку величие христианской церкви, её значимость.

Художники и скульпторы Средних Веков в своих произведениях делали упор на богатство внутреннего мира человека, его души, а не на внешней красоте.

Кроме церковного искусства в период Средневековья получили развитие и светские направления.

В живописи большим достижением стала книжная миниатюра.

В «Больших хро̀никах» и «Календаре герцога Беррѝйского» отражены повседневные занятие средневековых людей, их быт, досуг, окружающая их природа.

За период Средних Веков литература и искусство значительно продвинулись вперёд.

Выделились новые жанры литературы: рыцарская поэзия и роман, городская литература.

Появилось большое количество новых произведений и авторов.

В архитектуре закрепились новые стили: романский и готический.

Развитие получили церковное и светское искусство.

Всемирная история

§ 28. Средневековое искусство

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

1. Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI—XIII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершающаяся пирамидой.

Улыбающийся ангел — олицетворение рая. Статуя портала Реймского собора. XIII в.

Церковь монастыря Мария-Лах. Германия. XII в.

С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи — на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Схема романского храма в разрезе

Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.

Собор в Реймсе. Западный фасад. Франция. XIII — начало XIV в.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

Схема готического храма в разрезе

Интерьер готического собора в Бурже. Франция. XIII в.

Химера. Фрагмент фасада собора Нотр-Дам. Париж

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а норой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Читайте также:  Доклад про Софийский собор

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники.

2. Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и преимущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.

Потомки о готических зданиях

В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек. что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает какими сооружениями. Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных. (Дж. Вазари, итальянский живописец, архитектор, историк искусства. XVI век.)

Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У меня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч отдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и восхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гёте, немецкий писатель. XIX век.)

1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С помощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое отторжение у людей XVI века. 2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? Уточните, прав ли он. 3. В чём вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?

Маркграф Эккехард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Германия. Около 1250 г.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров — грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества — сказок, басен, песен.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.

В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.

Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие — вот главная мысль средневекового искусства.

Христос благословляющий. Статуя собора в Амьене. Франция. Около 1220 г.

Фрагмент портала собора в Шартре

Сохранилось множество изображений Богоматери — Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

3. Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.

Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.

Центральный вход собора в Шартре. Франция. Конец XII в.

«Октябрь». Миниатюра XV в.

Какое настроение создаёт у вас миниатюра?

Изображения людей в минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени — таковы были новшества в книжной миниатюре.

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы? 2. Объясните смысл фразы: «Готика – дитя города». 3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным? 5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Эпоха Средневековья охватывает более тысячелетия, с конца V до середины XVII в., от падения Западной Римской империи до начала революций в Англии и Нидерландах. Средневековую историю обычно делят в соответствии с этапами развития феодальной формации на три периода:

  • 1) VI-XI вв. – раннее Средневековье, период становления феодализма;
  • 2) XII-XV вв. – классическое Средневековье, развитой феодализм;
  • 3) XVI – первая половина XVII в. – позднее Средневековье, период упадка феодализма.

В ряде европейских стран, например в Италии и Нидерландах, рано началось зарождение капиталистических отношений и формирование бюргерства (от нем. Burger – горожанин). В этот период борьбы нового со старым происходило столкновение зарождающейся новой гуманистической культуры с культурой феодальной. Новая культура, новое искусство выразительно демонстрировали приближение победы бюргерства над феодальными силами. В этом заключается в большой мере внутренний смысл сложной и противоречивой эпохи Ренессанса. Хотя искусство Возрождения развивалось в границах еще не полностью разрушенной феодальной формации, по сравнению с предшествующим периодом это был уже совсем иной путь развития. Поэтому в западноевропейских странах средневековое искусство в собственном смысле развивается только в течение раннего и зрелого феодализма, т.е. с VI по XIV-XV вв.

Средневековое искусство – особая ступень в мировом художественном развитии. Одна из его главнейших особенностей – тесная связь с религией, ее догматами, а отсюда – спиритуализм и аскетичность. Религия и ее общественный институт – церковь – были могущественной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Само мировоззрение Средних веков было по преимуществу теологическим. Кроме того, церковь выступала главным заказчиком искусства. Наконец, не следует забывать, что духовенство было единственным тогда образованным классом. Религиозное мышление сформировало все средневековое искусство. Это не значит, однако, что в искусстве Средневековья не нашли отражение реальные противоречия жизни, что средневековые художники не стремились к поискам гармонии, не выражали в искусстве мечты о разумном устройстве мира. Но средневековое искусство выражало это зашифрованно, своим значительно более условным (хотя, разумеется, все искусство условно), чем в предыдущую эпоху, языком.

Другая особенность средневекового искусства – его близость к народному творчеству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, хлесткий юмор народных карнавалов – все это наложило отпечаток на искусство Средневековья. Оно многослойнее, чем искусство Древнего мира, оно уже не игнорирует народ, как рабов Античности, тем более, что оно и создается руками ремесленников, вышедших из самой гущи этого народа.

Конечно, среди произведений средневекового искусства более всего сохранились произведения культового назначения. Церковь всегда понимала силу искусства, его огромное воздействие на массы и относилась к нему как к Священному Писанию для неграмотных, главная задача которого – наставлять в вере. Земное существование, которое в соответствии с христианской религией ничтожно по сравнению с загробной жизнью, не может стать предметом изображения, достойным внимания в искусстве. Тело – лишь уродливая тюрьма для души, оковы для ее бессмертия, ничтожный сосуд греха и соблазна. Так из доктрин христианства рождается идеал, противоположный идеалу Античности. Искусство уже не стремится подражать природе, реальным формам, оно превращается в символы запредельного. Вырабатывается иная система пластического языка, выразительных приемов.

Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства Античности, с большей драматической глубиной передает оно внутренний мир человека. В нем ярче выражены стремления постичь общие закономерности мироздания. Средневековый мастер стремился создать грандиозную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но в самой художественной системе, художественном методе средневекового искусства была заложена определенная заданность, сказывающаяся прежде всего в предельной условности, символике и аллегоризме образного языка, в жертву которым приносилась правдивая передача красоты физического облика человека.

Искусство западноевропейского Средневековья подразделяется в своей эволюции на три этапа:

  • 1) дороманский (VI-X вв.);
  • 2) романский (XI-XII вв.). Оба названия происходят от латинского romanus – римский и возникли в XIX в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с архитектурой Древнего Рима;
  • 3) готический (XIII-XV вв.). Название происходит от итальянского gotico (букв. – готский, т.е. восходящий к названию германского племени готов), в восприятии людей последующих эпох, вплоть до XIX столетия, готический стиль являлся символом варварского искусства.

Ссылка на основную публикацию