Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс

Анализ стихотворения «Смерть поэта» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 26.09.2019 · Обновлено 26.09.2019

Михаил Юрьевич Лермонтов не раз обращался к теме несправедливости и поэзии в своих произведениях. Он тонко чувствовал настроения общества. Не стало исключением и одно из самых его знаменитых стихотворений — «Смерть поэта», разбор которого Вам предлагает Многомудрый Литрекон.

История создания

История написания стихотворения «Смерть поэта» — это довольно интересные факты, которые проливают свет на истинные мотивы автора:

  1. В январе 1837 года трагически погиб один из величайших поэтов того времени – Александр Сергеевич Пушкин. Он скончался через несколько дней после дуэли с Дантесом — сыном голландского посла. Дантес пренебрежительно отзывался о нравственности жены Пушкина и даже досаждал ей своим вниманием, поэтому Александр Сергеевич бросил ему вызов и получил серьезное ранение в живот. Его смерть стала поводом для Лермонтова, чтобы написать стихотворение «Смерть поэта». Его, почитателя творчества Пушкина, потрясла не только смерть человека, находящегося в самом расцвете жизненных сил, но и гибель автора, изменившего русскую литературу.
  2. По мнению некоторых критиков, в произведении Лермонтов выражает протест против политики государственных чиновников и мнения светского общества: весь свет оправдывал поведение убийцы Пушкина. Стихотворение «Смерть поэта» в дальнейшем много раз копировалось и распространялось переписанным от руки. Полная версия стихотворения была подана императору Николаю вместе с вердиктом о революционной направленности поэзии Лермонтова. После этого поэта взяли под стражу, и некоторое время спустя сослали на Кавказ за «непозволительные» стихи. Эпиграф, приложенный к «Делу о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым», появляется в одной из копий стихотворения. Он взят из трагедии Ротру «Венцеслав»:

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Смерть поэта» – сочетание сатиры (эпиграммы) и элегии. Посыл произведения грустный и мрачный, в нем затронуты серьезные философские проблемы, но в то же время автор едко и насмешливо критикует светское общество, что больше свойственно эпиграмме, чем элегии. Присутствуют и черты оды: поэт использует множество восклицательных знаков и риторических вопросов, а также употребляет высокопарную лексику, свойственную жанру оды.

Творчество Лермонтова традиционно причисляют к романтизму: и по хронологическим рамкам, и по содержательно-тематическому комплексу. Стихотворение «Смерть поэта» наполнено традиционными для романтизма мотивами — бунтом, протестом и осуждением общества.

Стихотворение «Смерть поэта» состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет собственный размер: первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шестистопный ямб.

Образы и символы

Образ Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» — это образ гения, отвергнутого толпой. Его «свободный, смелый дар» гнали, а пожар сердца раздували на потеху. Пушкин в изображении Лермонтова — бунтарь, который «восстал против мнений света». По мнению автора, его обманули, и сам творец напрасно доверился «ложным словам». Ему не стоило входить в светское общество, потому что оно не стоило его таланта.

Поэт аллегорически описывает судьбу Пушкина. Свинец в груди – образ смерти Пушкина-дуэлянта (правда, пуля попала ниже).

Так же появляется образ «ничтожных клеветников», то есть тех, кто порочил имя Пушкина и его жены и поддерживал его убийцу. Эти люди лицемерием добились доверия поэта и специально привели его к трагическому исходу. По мнению автора, их ждет жестокая кара, от которой их не убережет «злословие». Грозный божий суд сулит наказание для тех, кто посмел поднять руку на поэта.

Не остается незамеченным и образ его противника и убийцы – Дантеса: «Смеясь, он дерзко презирал чужой земли язык и нравы». Лермонтов характеризовал его как человека «с пустым сердцем».

Когда Лермонтов говорит про увянувший «торжественный венок», он имеет в виду пышущего бодростью и жаждой жизни молодого Пушкина, чья смерть наступила так внезапно. Также венок символизирует славу и успехи поэта. Образ венка обыгрывается и дальше. Венок жизни и славы сменяется библейским символом, означающим несправедливые муки, принятые Творцом:

В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта. Лермонтов резко разделяет людей: одни отравляют жизнь другим, потому что сами отравлены желчью и злобой.

Темы, проблемы и настроение

  1. Трагическая судьба поэта в обществе – основная тема этого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Образ поэта уже приравнивается здесь к образу Иисуса, о чем свидетельствуют уже вышеупомянутые венки и антитеза «праведной» крови и «чёрной». Дар поэта имеет божественный источник, поэтому убийство божьего посланника автор трактовал на библейский лад, ведь люди снова подняли руку на того, кто нес им свет, добро и справедливость. Лермонтов показывает, что в смерти творца есть вина не только Дантеса, но и всего светского общества, которое потешалось над ним.
  2. Тема поэта и поэзии. Лермонтов подмечает в Пушкине и благородство, и свет его души, и его любовь к правде и справедливости. Он высоко ставит поэта над толпой и обозначает место Пушкина в русской культуре, говоря о том, что его смерть — это потеря национального масштаба.
  3. Тема русской культуры тоже становится важной частью стихотворения. Лермонтов делает акцент на то, что убийца был иностранцем, и не мог понять, как важен был Пушкин для развития русской словесности.
  4. Ближе к середине стихотворения появляется основная проблема в стихотворении «Смерть поэта» – жестокость людей, жестокость толпы. Поэта обманывают и используют, а пожар его души лишь развлекает зевак. Никто из них понимает, что Россия потеряла в лице Пушкина.
  5. Проблема справедливости тоже взволновала автора. Он уже не надеется на земной суд, но возлагает надежду на то, что Бог покарает тех, кто в ответе за гибель поэта.
  6. Настроение стихотворения «Смерть поэта» торжественное и мрачное, особенно в последней строфе, где автор предрекает наказание для губителей и мучителей поэта.

Главная мысль

Основная идея Лермонтова в стихотворении «Смерть поэта» – протест против общества, которое виновато в смерти поэта. Это общество покрывало преступника, способствовало распространению клеветнических слухов и было безразлично к потере великого творца. Лермонтов восстал в этом стихотворении против светских льстецов и лицемеров, которые раздули пламя ревности в груди Пушкина. Движущая сила общества, в котором жил Пушкин, – богачи, приближенные к государю лица — была направлена против честного и смелого поэта, который не раз обличал их пороки. Но их вина глубже рядового преступления, и они поплатятся на Божьем суде и перед потомками, культуру которых они ограбили.

Смысл стихотворения «Смерть поэта» заключается в том, что исчезновение человека искусства, гибель гения — это трагедия для всего народа, и все те, кто повинен в этом преступлении, поплатятся перед историей и перед Богом.

Средства выразительности

Лермонтов в изобилии использует тропы и различные средства выразительности в стихотворении «Смерть поэта». Например, он часто употребляет восклицательные знаки, риторические вопросы и многоточия, чтобы подчеркнуть эмоциональный накал произведения. Кроме того:

  1. В стихотворении присутствует целый ряд ярких и запоминающихся эпитетов: «дивный гений», «свободный смелый дар», «пламенные страсти», «кровавый миг», «глухая ревность», «грозный суд». Именно с помощью этих эпитетов и создается картина, помогающая читателю понять всю остроту переживаний Лермонтова по поводу смерти поэта.
  2. В стихотворении так же присутствуют метафоры. Они призваны сдержать гнев самого Лермонтова: «звон злата», «ловля счастья и чинов», «печать на устах», «взят могилой».
  3. В конце стихотворения присутствует антитеза: чёрная кровь клеветников и праведная кровь самого поэта.

Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс кратко по плану

Лермонтов написал данное произведение после довольно трагических и нелепых событий. В 1837 году погиб Пушкин, и это событие сильно затронуло поэта. На этом фоне Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в некотором роде оспаривает позицию людей оправдывающих убийцу Александра Сергеевича. Данное творение довольно легко читается любым читателем. Хотя произведение о жизни конкретного человека, но в нем затронута тема борьбы добра и зла.

Стихотворение расскажет читателю о трагедии, которая постигла талантливейшего поэта того времени А.С. Пушкина. Произведение по своему смыслу можно разделить на две части. Вначале Лермонтов рассказывает читателям о смерти поэта, а именно обо всей трагедии, о его гибели в 1837 году. В строках первой части заложен смысл, который направлен на несогласие автора с мнением общества. Многие высшие чины довольно часто могли критиковать Пушкина, а Лермонтов осуждает данную позицию этих людей.

Следующая часть стихотворение явно высмеивает поведение людей, которые осуждают и критикуют Александра Сергеевича. Автор явно подчеркивает свою позицию несогласного с мнением общественности по поводу гибели Пушкина. Также упомянут в строках суд Божий, который ждет всех и подкупить его нельзя. Наказан будет каждый особенно убийца поэта.

Если проводить анализ жанра произведения, то кроме трагедии можно разглядеть и частичку сатиры. Стихотворение очень мастерски сбалансировано. В первой части явно присутствует элемент трагедии связанной со смертью замечательного поэта. А вот завершающие строки посвящены сатире и даже в некоторых местах сарказму. Довольно редко встречается в литературе совмещение этих двух жанров. Возможно, в таком стиле написания можно понять внутреннее состояние Лермонтова.

Основная идея данного замечательно стихотворения состоит в конкретном протесте Лермонтова, против мнения всех людей, которые пытаются критиковать Пушкина, а главное покрывают и оправдывают убийцу поэта. Естественно Александр Сергеевич был неугоден высокопоставленному обществу, ведь он проповедовал новые взгляды на жизнь, а люди не желали принимать такие суждения Пушкина. Автор в душе понимает, что одному ему побороть противников никак не получится. А вот Пушкин при жизни не боялся проиграть и боролся с высокими чинами, преподнося им свои новые взгляды на жизнь с которыми они так и не смирились. Лермонтов винит в смерти поэта именно этих людей.

Произведение имеет множество сравнение и жанров, которые переплетаются друг с другом. После того как стихотворение прочитано складывается действительно впечатление несправедливости к замечательному поэту.

Анализ стихотворения Смерть поэта Лермонтова

Всем известно, что стихотворение «Смерть поэта», написано М.Ю. Лермонтовым, посвящено А.С. Пушкину, человеку, которым он восхищался, который был его кумиром. Лермонтов признавал в Пушкине, одного из ярких представителей Российской литературы, и смерть поэта произвела на автора, очень сильное впечатление.

В данном произведении присутствует не только трагизм, но и сатира. Стихотворение «Смерть поэта» построено из двух частей. Весь драматизм ситуации описывается в первой части, а в заключительных строках появляются элементы сатиры и даже сарказма. Это редкое совмещение стилей, отображает внутренне состояние души М.Ю. Лермонтова. Вся скорбь, связанная со смертью кумира, перетекает в презрение к общественности.

В первой части описана не справедливая, ранняя и трагическая смерть Пушкина А.С. Но это ни просто констатация факта, в тексте чувствуется скрытый смысл. Автор не обвиняет убийцу Пушкина. Он уличает и вменяет в вину смерть поэта, высшему обществу, которое, очень часто, насмехалось над ним. В произведение Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, одевших маску скорби на лицо. Показное страдание никому не нужно, в нем нет смысла.

Во второй части автор насмехается над виновными в смерти поэта, называя их надменными потомками прославленных отцов. Имея в виду то, что сами они в своей жизни не совершили ничего значимого, и кичатся только заслугами своих предков, которые тоже были не очень честными людьми. Автор сетует на то, что из-за высокого происхождения, можно избежать наказания, но есть ещё и Божий Суд перед которым предстанет каждый, и на нем не помогут ни деньги, ни связи, ни положение в обществе. Всем воздастся по заслугам.

Читайте также:  Мцыри – краткое содержание поэмы Лермонтова

В стихотворении автор превозносит А.С. Пушкина. Он сравнивает его со свечой, которая освещала дорогу, но угасла слишком рано. Общество же, он принижает, используя уничижающие метафоры. Это добавляет выразительности произведению.

После прочтения произведения, остаётся ощущение грусти и тоски. Несправедливости мира и невозможности бороться в одиночку против уже отлаженной системы. Лермонтов это понимал, но Пушкин не боялся гнева высокопоставленных чинов, за что и поплатился.

Вариант №3

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова “Смерть поэта” посвящено великому русскому мастеру слова, несравненному писателю и стихотворцу Александру Сергеевичу Пушкину. Смерть поэта произошла на дуэли с Дантесом, который был причислен к высокому статусу, там он получил в то время, не совместимое с жизнью ранение, клевета и интриги против писателя, которые в том числе шли и от аристократии вызвали глубокое возмущение в кругу семьи, знакомых и почитателей творчества Пушкина. Трагическая гибель поэта в самом расцвете сил до глубины души задела Лермонтова и он, поверженный горем от утраты друга и товарища, решил выплеснуть свои мысли на листок бумаги. Стихотворение будто разделено на две части. Во вступление выдвигается факт -“Поэт погиб”. Далее Михаил Юрьевич, будто зная, что творилось в душе у Пушкина выплескивает всю обиду, которая могла затаиться у писателя.

Автор в своем произведении выносит протест случившемуся обстоятельству, осуждает лицемеров, которые так яростно клялись в любви поэту, а за спиной бросали колкости и прикрывали произошедшее нелепое преступление, высмеивает государство, которое подвергало творчество Пушкина нескончаемой критики. Главная мораль стихотворения это то, что как бы ты не был красив душой, талантлив, движущая сила -“надменные потомки”, высшее общество, будет осуждать, рушить твое понимание мира, стереотипы, ломать твой внутренний стержень. К сожалению Александр Сергеевич был выше всего этого, чтобы ставить на людях ярлыки, отчего как считает автор произведения погиб.

В заключении Михаил Юрьевич заявляет, что есть Божий суд, от которого никто не скроется и все получат по своим заслугам. Произведение хоть и написано в трагичном стиле, но и имеет долю сатиры и сарказма. Оно также пропитано глубоким уважением и почтением к погибшему товарищу М.Ю. Лермонтова.

По плану 9 класс, по плану 10 класс, кратко

Картинка к стихотворению Смерть поэта

Популярные темы анализов

Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкин написал в 1820 г., в самом начале своей ссылки на юг. За свои вольные высказывания в адрес чиновников, написание эпиграмм юный секретарь Коллегии иностранных

Марина Ивановна достаточно долгое время тосковала по своим родным бабушкам, которых она не застала. Это произошло из-за того, что они скончались в сравнительно молодом возрасте. Две бабушки: по отцовское и материнской линиям.

Уникальное и неповторимое произведение “Вновь я посетил. ” было написано великим русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным в 1835 году. Нужно сразу же отметить, что в это время поэт находился в Михайловском имении.

Как правило, каждый поэт в своем творчестве выбирает какую-то одну определенную тему, и большинство своих произведений пишет именно по выбранной теме. Причем стоит отметить, что темы могут быть совершенно разными,

В 1845 году поэт Афанасий Фет был офицером полка в Херсонской губернии. Фет любил красивых молодых девушек, и на службе завел знакомство с двумя сестрами Марией и Еленой. Первая дама не подходила Фету, который мечтал возвратить

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»

Стихотворение «Смерть поэта» было написано, как свидетельствует дата на черновом оригинале, когда Пушкин был еще жив, но смертельно ранен. Очевидно, известие о дуэли настолько потрясло Лермонтова, что он или не дослушал, или информация пришла к нему в искаженном виде. Пушкин умер 29 января, а стихотворение датировано 28 января.

Судя по тому, как написано стихотворение, Лермонтову было известно о травле поэта в обществе, и он всем сердцем был на стороне Пушкина, сочувствовал ему. Гибель Первого поэта России его попросту возмутила до глубины души. Это возмущение было настолько глубоким, что он не смог сдержать душевных порывов, излил их на бумаге.

Тема произведения и главная мысль

Тема и идея произведения – гибель Пушкина, талантливого поэта, дивного гения. Основная мысль заключается в несвободе творчества и талантливых людей в России, в невозможности выражать свои мысли открыто. Власть предержащие откровенно боялись острого пушкинского слова. Александр Сергеевич пользовался авторитетом в литературных кругах и в обществе, его защищали влиятельные люди, даже перед императором. Поэтому император мог только сдерживать страстные душевные порывы потомка Ганнибала, но популярность Пушкина раздражала его. Вокруг автора «Евгения Онегина» плелись интриги, приведшие к трагедии.

Неслучайно после выхода стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова сравнили с Пушкиным, а в стихотворении император Николай I увидел воззвание к революции.

По жанру это – лирико-эпическое произведение. В нем не только чувства автора – боль, горечь, гнев, но и эпические события, реальные герои.

Литературные критики до конца не определились с его жанровой принадлежностью, но сложно не согласиться с советским литературным критиком Борисом Эйхенбаумом, что это политическая ода.

Композиция, построение стиха

В этом стихотворении присутствует несколько героев:

  • погибший поэт,
  • те, кто злобно гнал смелый дар поэта,
  • его непосредственный убийца.

Читатель знает, что эти герои не абстрактные, не вымышленные, а вполне реальные, исторические личности: поэт Александр Сергеевич Пушкин, его убийца – Жорж Дантес. А те, кто гнал свободный смелый дар – император, шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, и другие приближенные к императору лица.

По композиции стихотворение делится на отдельные части, которые переплетаются между собой:

  • 1 часть посвящается непосредственно погибшему поэту. Лермонтов рассказывает, в каких условиях оказался Пушкин и почему он погиб.
  • 2 часть обращена к людям, которые стали косвенными или прямыми виновниками его гибели.
  • 3 часть закольцовывает первую. По сути, эти 11 строчек – конец первой части.
  • 4-я часть должна была стать заключительной. Но Лермонтов дописал стихотворение.
  • 5 часть – это те самые 16 последних строк, в которых он обращается опять к палачам свободы, гения и славы. Этими строками он обличает виновных в гибели Пушкина и напоминает о Божьем суде.

Основная часть стихотворения написана четырехстопным ямбом и перекрестной рифмовкой. В последних 16 строках поэт, столь щепетильный к ритмике своих стихотворных произведений, допустил некоторую вольность. В стихах встречаются и пяти-шестистопные строки. Рифма сохраняется перекрестная, с чередованием женских и мужских рифм.

Возможно, эти строки были действительно написаны в эмоциональном порыве, он не особенно задумывался о правильности стихов, и не собирался их никому показывать. В объяснительной записке по поводу этого произведения Лермонтов писал:

Эти строки, кстати говоря, служат ответом на высказывания тех, кто приписывает последние 16 строк не Лермонтову, а неизвестному автору.

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано эмоционально, порывисто, с чувством гнева по отношению к виновникам гибели Поэта. Соответственно средства художественной выразительности, примененные в этом произведении, направлены на усиление эмоционального состояния автора.

В этом произведении использованы следующие литературные средства:

  • Эпитеты – оклеветанный, гордой (головой), мелочные (обиды), ненужный (хор), злобно, свободный, смелый (дар), чужой (земли), безжалостная (рука), ложные (слова и ласки), чудные песни;
  • Олицетворения – торжественный венок, обманутые надежды, вольное (сердце), кровавый (миг);
  • Сравнения – убит, как тот певец;
  • Метафоры –пустые (похвалы), пустое сердце,), взят (могилой), глухой (ревности), завистливый и душный свет (в значении – светское общество), пламенные (страсти), жадная (толпа), черная кровь;
  • Метонимия — свинец (в груди) судьбы (приговор) добыча ревности венец терновый, увитый лаврами, наперсники разврата, невольник чести, печать на устах. Под сению закона, суд, не доступный звону злата;
  • Литоты — жалкий лепет.
  • Архаизмы, подчеркивающие торжественность, скорбь, приближенность к Богу – светоч, нега, венец, уста, под сению (сень), наперсники.

В произведении трижды повторяется слово «убит». Причем, в одном месте эти слова идут подряд.

В заключение анализа стихотворения «Смерть поэта» отметим, что оно прославило Лермонтова. Михаил Юрьевич сблизился с пушкинским окружением, его стихотворения стали появляться в «Отечественных записках». Это же произведение послужило причиной его первой ссылки на Кавказ, и возможно, косвенной причиной дуэли с французом Эрнестом Барантом.

В 1852 году, в Берлине стихотворение «Смерть поэта» перевел на немецкий и опубликовал Фридрих Боденштедт.

Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова

На уроках литературы в 9 классе изучается стихотворение М. Ю.Лермонтова “Смерть поэта”, посвящённое гибели А.С.Пушкина. В нашей статье можно ознакомиться с полным и кратким анализом “Смерть поэта” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Смерть поэта.

История создания – 1837 год, написано на смерть Александра Сергеевича Пушкина.

Тема – гибель великого поэта.

Композиция – написано в форме лирического монолога, совмещает разные по размеру и ритму строфы, объединённые общей идеей.

Жанр – симбиоз элегии и сатиры (эпиграммы).

Стихотворный размер – первая часть – четырёхстопный ямб, вторая – разностопный: пяти-, шести стопный.

Метафоры – “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.

Эпитеты – “свободный смелый дар“, “дивный гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд”.

Метонимия – “с свинцом в груди“.

История создания

Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потери бесценного для России поэта.

Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения, подаётся царю с вердиктом о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.

Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает. Последние 16 строк поэт добавил в уже готовый стих, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.

Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “ Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы “. Заброшенный в Россию “ на ловлю денег и чинов “, человек с “ пустым сердцем “, даже не представлял, с кем он собирался драться…” не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!” .

Читайте также:  Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс

Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников. Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.

Главная мысль – жестокость людей способна на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Композиция

Лирический герой ведёт монолог, посвящённый гибели Пушкина, резкий и жёсткий взгляд на произошедшее показывает всю масштабность трагедии, которую после оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей различных по рифмовке, размеру и ритму, написано в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища по ремеслу, она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в произошедшее, подавлен и потерян. Использует разнообразные художественные приёмы для достижения цели – передачи своего мнения о значимости Пушкина в русской литературе.

Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его, как никчёмного беспринципного человека, который не стоит даже упоминания о нём. В следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задаёт вопросы,ответы на которые известны определённому кругу людей… Разоблачает общество, толкнувшее поэта на смерть. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о наивысшем суде, избежать которого не удастся никому.

Первая часть стихотворения – элегия с чертами оды, вторая часть тяготит к жанру эпиграммы. Стихотворение разностороннее, выделить единый жанр достаточно сложно. Совмещение сатиры и элегии передаёт душевное состояние поэта, узнавшего страшную новость.

Средства выразительности

Эпитеты подчёркивают ораторский монолог Лермонтова: “ свободный смелый дар “, “дивный гений” , “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд” и другие.

Метафоры умело маскируют и сдерживают гнев автора, облачая его в нужные острые образы: “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.

Урок литературы. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта». 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок литературы в 9 классе.

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.

Этот урок посвящен жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову анализу стихотворения «Смерть поэта»

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_smert_poeta.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Каргальская Основная Образовательная Школа»

Открытый урок по литературе в 9 классе

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение

Провела: Чекмарёва Е. И.

Тема: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта».

1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Учить анализировать лирические произведения на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».
3. Содействовать развитию памяти, мышления, воображения посредством ТСО.
4. Воспитывать интерес к урокам русской литературы, творчеству поэтов XIX века.

I. Организационный момент

Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

– Эти строки были посвящены М.Ю. Лермонтовым А.С. Пушкину. Но какой-то неведомой рукою они наложили свою скорбную печать и на самого автора.

– Сегодня мы вновь обратимся к жизни и творчеству одного из величайших поэтов XIX века М.Ю. Лермонтову и проанализируем стихотворение «Смерть поэта»

II. Актуализация знаний биографии М.Ю.Лермонтова

– Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь – всего 27 лет. Он был на 15 лет моложе Пушкина и только на 5 лет – Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю, предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина.

– Давайте взглянем на все этапы жизни и творчества поэта. Откройте тетради, запишите число, тему урока и этапы:

1 этап – Детство. Жизнь в Тарханах. 1814 – 1827.

2 этап – Учеба. 1828 – 1834.

3 этап – Творчество. 1827 -1841.

4 этап – Боюсь не смерти я. О нет! 1841…

III. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»

1. Подготовка к восприятию

– До 1837 года о том, что Лермонтов поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. В январе 1837 года Пушкин скончался. Потрясенный гибелью любимого поэта, Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта». Давайте посмотрим, как он врывается в русскую литературу.

Рассказы учащихся об истории создания стихотворения

2. Первичное восприятие

Давайте послушаем стихотворение, постарайтесь вполголоса читать за диктором, обращая внимание на интонацию и на незнакомые слова.

3. Анализ стихотворения.

– Какие чувства вызывает у вас прослушанное стихотворение? – С какими интонациями следует читать стихотворение? Какими чувствами пронизано размышление автора о смерти Пушкина? (чувство горечи, скорби от невосполнимой утраты соединяется с негодованием, гневным обличением гибели поэта)

– Кому оно посвящено? Как вы догадались? На смерть Пушкина откликнулись многие поэты того времени, среди них В.А,Жуковский – стихотворением «А.С.Пушкин», Ф.И.Тютчев – стихотворением «29 января 1837 года», А.В.Кольцов – стихотворением «Лес.(Посвящено памяти А.С.Пушкина)». В заглавиях этих произведений говорится о смерти Пушкина или указывается дата его смерти. Только у Лермонтова речь идет о смерти Поэта (без имени и фамилии!). – В стихотворении «Смерть поэта» ни разу не названо имя Пушкина. И даже в заглавии стихотворения его имя не упоминается, но мы, зная обстоятельства жизни поэта, понимаем, что стихотворение посвящено Пушкину

– Почему же Лермонтов так назвал своё стихотворение?

– Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»? (Название стихотворения поднимает частный жизненный факт смерти человека до философского обобщения. Понятия «поэт» и «Пушкин» для Лермонтова нераздельны. «Поэт» – это органическая черта Пушкина. – Нет сомнения, что «Смерть поэта» – произведение, посвященное прежде всего личности самого Пушкина, поэта, горячо любимого Лермонтовым, с «чудными песнями», с «дивным гением» которого наследник связан тесными узами преемственности. Вот откуда такое живое ощущение личной утраты, невозвратимой потери, пронизывающее каждую строку стихотворения. Поднимаясь в стихотворении до осмысления судьбы поэта в России, Лермонтов осознает смерть Пушкина не просто как гибель человека и даже талантливого поэта, а как тяжелую утрату для России и ее национальной культуры.

– В стихотворении три героя. Назовите их. (Пушкин – «невольник чести», светская толпа, поэт, клеймящий «светскую чернь» и оплакивающий Пушкина).
– В чём видит поэт причины гибели Пушкина? (Свет не терпит «его свободный, смелый дар», свету чужды «звуки чудных песен»)

– Как он называет Пушкина? Какие слова и выражения рисуют облик поэта?

– Каковы характерные черты его личности?

– Обратим внимание на эпитеты: «невольник чести», «гордая голова», «восстал», «свободный, смелый дар», «светоч», «дивный гений», «наша слава», «сердце вольное», «пламенные страсти», «постигнувший людей», «славное чело», «чудные песни», «праведная кровь», в которых содержится оценка Пушкина, поэта и человека.

– В стихотворении местоимение они указывает на гонителей поэта, «клеветников ничтожных», «насмешливых невежд». Их имена так же, как и имя Пушкина, не упоминаются.

– Какие отличительные признаки толпы? ( Пустые похвалы, мелочные обиды, «жалкий лепет», «злобно гнали», «для потехи», «завистливый и душный свет, «клеветников ничтожных», «коварный шепот насмешливых невежд», «черная кровь»

– С каким чувством поэт изображает толпу? (Пустые похвалы, мелочные обиды, «жалкий лепет», «злобно гнали», «для потехи», «завистливый и душный» свет, «клеветники ничтожные», «коварный шёпот насмешливых невежд», «черная кровь»).

– Какие слова и выражения обличают равнодушие «света» и его лицемерие? («Не вы ль . злобно гнали…», «…для потехи раздували/ Чуть затаившийся пожар»; «Пустых похвал ненужный хор/И жалкий лепет оправданья?»)

– Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
……
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
….
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

Мы знаем, что это портрет Дантеса. Но только ли Дантес является убийцей Пушкина?

– Нет! Убийцей Пушкина является светское общество.

Непосредственный убийца – ничтожество, жалкое орудие в руках светского общества – многоголовой светской толпы, раболепствующей, для которой нетерпим сам факт существования «невольника чести». «Свободы, гения и славы палачи», – называет их автор.

Прочитайте строки, где Лермонтов дает их портрет.

– А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
…..
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.

Автор делает явной подоплеку убийства, дает убийцам нравственную и социально-историческую характеристику: это новая послепетровская знать, сделавшая карьеру в ущерб знатным родам, обиженным «игрою счастия», т.е. судьбой. Подлые – не только морально низкие, но и люди относительно низкого происхождения.

– Последняя часть стихотворения, знаменитое «прибавление», было написано 7 февраля 1837 года в ответ на суждения тех, кто оправдывал убийцу Пушкина. (Можно перечитать, если есть время)

-Какие черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы здесь противопоставлены?

– В заключительной части стихотворения Лермонтов прямо откликнулся на «злословье» тех, кто оправдывал убийцу поэта. Из шести предложений, составивших «прибавление», пять предложений являются восклицательными. Насыщенность заключительных строк восклицательными предложениями не только усиливает обличительное начало, свойственное стихотворению: в этой части «обвинение»… вырастает в проклятие. В последних строках стихотворения ключевыми образами становятся образы палачей Свободы, Гения и Славы и образ грозного Судии, который «не доступен звону злата», «и мысли и дела… знает наперед» и ждет часа возмездия.

Как сам Лермонтов писал: «Если над ними нет закона земного, если они палачи гения, так есть Божий суд»

4. Выразительное чтение стихотворения (вторичное)

– Что нового и интересного узнали о жизни М.Ю.Лермонтова.
– С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта?
– Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?
– Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении? Почему стихотворение мгновенно распространилось по России? (т.к. было созвучно переживаниям тех, кто любил русскую поэзию)

V. Постановка домашнего задания. Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Смерть Поэта».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, посвящённому изучению творчества М.Ю.Лермонтова.

Презентация может быть использована на уроке с целью повторения и углубления знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Цели: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова; знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважение к великому прошлому.

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. “Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Презентация к урокам литературы в 8-9 классах по творчеству М.Ю.Лермонтова(поэма “Мцыри”) содержит богатый иллюстративный материал и сведения о произведении.

Разработка урока литературы.

В данной разработке представлен анализ повести “Княжна Мери” (первый урок) с применением проблемной технологии.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Родина» по плану

1. История создания

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, ссылаясь на плохое здоровье, выхлопотала встречу с внуком, который в тот момент находился в действующей армии на Кавказе.

Лермонтов получил отпуск и пробыл в Петербурге и Москве три месяца – с середины января до середины апреля 1841 года. Именно тогда и было написано стихотворение «Родина» (в рукописи – «Отчизна»).

В апреле того же года оно было опубликовано в «Отечественных записках» (том 15, №4).

Стихотворение привело Белинского в восторг. 13 марта 1841 года в письме к В.П. Боткину он называет его не просто «пушкинским», а подчёркивает: «из лучших пушкинских».

2. Литературное направление

«Родина» относится к романтическому литературному направлению.

3. Род

Литературный род – лирика.

4. Жанр

По жанру – элегия, поскольку содержит эмоциональный элемент философских размышлений.

В то же время произведение можно отнести и к думе с элементами пейзажной лирики.

5. Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

6. Тематика

Главная тема произведения – любовь к Родине.

Поэт пишет о том, что окружало его с раннего детства, о том, что ему дорого, что трогало его душу. В стихотворении ясно выражена глубокая привязанность к русской природе, чувство родства с взрастившей его землёй, связь со своим народом.

По словам Н.В. Добролюбова Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно». И добавляет: «Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта».

7. Идея

Идея или главная мысль произведения заключается в том, что любви и уважения достойны не только «заветные преданья», «слава, купленная кровью», великие победы прошлого, но и простая повседневная жизнь народа, которую поэт воспел во многих своих произведениях.

Его «странная» любовь – это противопоставление чувства глубокой привязанности к русской природе и причастности к жизни народа парадному, салонному патриотизму.

8. Пафос

Эмоциональность стихотворения не оставляет читателя равнодушным. Живые и яркие картины российских просторов встают перед его глазами, когда поэт перечисляет то, что он любит – степи, леса, широкие реки, «дрожащие огни печальных деревень»…

9. Система образов

  • образ лирического героя (автор);
  • образ Родины, неразделимо связанный с образами сельского пейзажа и скромной красоты русской деревни.

10. Центральные персонажи

К главным персонажам можно отнести лирического героя — автора.

11. Лирический герой

В образе лирического героя произведения мы видим самого автора, от лица которого и ведётся повествование.

12. Сюжет

В основе сюжета – исповедь лирического героя, посредством которой он пытается понять двойственность, неоднозначность своего отношения к родине.

13. Композиция

В произведении две части.

Противоречивое начало, где лирический герой признаётся, что он любит отчизну, но «странною любовью». То, чем было принято гордиться в его кругу, не находит в его душе отклика, «отрадного мечтанья».

Во второй части он перечисляет то, что вызывает у него истинную любовь, необъяснимое, не «рассудочное» чувство.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение «Родина» было необычным для своего времени и поэтов его круга.

В салонах редко звучали такие стихи – лирические философские раздумья и признания в любви к бескрайним просторам родины, к её природе и к народной жизни.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение «Родина» написано – шести-, пяти- и четырёхстопным ямбом.

Преобладает перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Используется, главным образом, женская рифма.

16. Средства художественной выразительности

  • Эпитеты: “заветные”, “холодное”, “безбрежных”, “дрожащие”, “печальных”, “белеющих”, “резные”, “росистым”.
  • Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”.
  • Сравнение: “разливы рек, подобные морям”.
  • Олицетворение: “степей холодное молчанье”.

В начале стихотворения используется возвышенный стиль с соответствующей лексикой и выражениями: “гордого доверия покой”, “заветные преданья”, “отрадного мечтанья”.

Во второй части торжественный стиль повествования меняется на более разговорный.

17. Значение произведения

Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в поэтическом багаже автора. Указывая на поэтические достоинства «Родины», он сравнивал это стихотворение с лучшими произведениями Пушкина.

18. Актуальность

Несомненна актуальность стихотворения и в сегодняшнем мире. Ценность произведения в том, что оно воспитывает в человеке чувство прекрасного и, – что ещё важнее, – способность ощущать себя частью великой русской культуры, умение видеть и любить родной край и родной язык, ценить своё прошлое, без которого невозможно будущее.

19. Моё отношение

В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.

20. Чему учит произведение

«Родина» воспитывает чувство патриотизма. Учит пониманию того, что нет лучше земли, где ты родился, учит видеть прекрасное в простом.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова

Стихотворение Лермонтова “Родина” изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Родина” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Родина.

История создания – стихотворение написано, как признание в любви Родине в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта.

Тема – любовь к родине, истинный патриотизм, окантованный картинами родной природы.

Композиция – две строфы разного объёма, содержащие философские размышления и признание в любви к родине с перечислением картин родной природы.

Жанр – дума. Вторая строфа очень близка к элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, переходящий в пяти- и четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой (в произведении есть и парный и кольцевой способ рифмовки). Преобладает женская рифма.

Метафоры“слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Эпитеты“тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Сравнение“разливы рек её, подобные морям”.

История создания

В 1841 году Лермонтов возвращался с Кавказа в отпуск, чтобы решить вопрос об отставке и заняться литературным творчеством. Долгое отсутствие на Родине сыграло свою роль, вдохновив поэта на прекраснейшее стихотворение – признание в любви. Простая русская красота природы была настолько контрастна кавказской горной местности, что поэт создал прекрасные строки, пронзительные и искренние.

Оно написано 13 марта и первоначально было названо “Отчизна”, однако при публикации название решено было заменить на “Родина” (оно лишено гражданского пафоса, более мягкое и мелодичное, что соответствует тому пониманию патриотизма, которым пронизано стихотворение). Тоска по родине и осознание её ценности, близости звучит основным мотивом в стихотворении. В стихотворении слились как реальные пейзажи, так и отдельные природные зарисовки, взятые поэтом из воспоминаний и впечатлений другого периода.

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную” , потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Первая смысловая часть стихотворения – строфа – состоит из 6 стихов. Они носят философский характер и чётко определяют отсутствие связи привязанности лирического героя к истории страны, её славе и героизму. Он любит свою родину, а не страну, не за что-то, а вопреки всему, что она сделала поэту. Вторая строфа – 20 строк – признание лирического героя в истинной сыновьей любви к родине. Своеобразная смысловая антитеза выражена и подбором лексики: в начале стихотворения – возвышенно, торжественной, а во второй строфе – простой, разговорной, с бытовыми описаниями.

Лирическое стихотворение близко к жанру думы, который был свойственен творчеству декабристов. Вторая строфа – самая большая по объёму – отвечает всем требованиям жанра элегии. В первой строфе автор приводит три отрицания, которые могли бы являться поводом для любви к родине, но не стали. Вторая строфа – чистое признание в любви с изумительным, и очень оригинальным в своей простоте описанием родных пейзажей: здесь нет ни доказательств, ни причин, только сам “факт любви” . Стихотворение сочетает 6-ти, 5-ти стопный ямб, временами переходящий в четырёхстопный, более традиционный для автора.

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные придания”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер” .

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз “.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям” .

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!

Ссылка на основную публикацию