Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

Стихотворение “Утес” Михаил Лермонтов написал всего за несколько недель до своей гибели, которую, очевидно, предчувствовал. Краткий анализ “Утес” по плану покажет ученикам 6 класса всю глубину этого небольшого произведения. Он может использоваться на уроке литературы для объяснения материала.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.

История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.

Эпитеты“тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.

Олицетворения“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.

Метафоры“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

История создания

Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.

Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.

Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.

Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.

Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.

Композиция

Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.

В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает , играя . Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.

Стихотворение “Утес” относится к жанру пейзажно-философской лирики: в нем автор рисует пейзаж, но это только первая часть произведения, которую воспринимает читатель. С помощью природных явлений и их взаимодействия Лермонтов показывает людей, а также духовным мир. Созданное им произведение действительно многогранно и несет в себе несколько смыслов.

Для их выражения автор выбирает такой стихотворный размер, как пятистопный хорей. Опоясывающая рифмовка поддерживает законченность мысли в каждой строфе.

Средства выразительности

Несмотря на то, что это достаточно небольшое по объему произведение, автор насыщает его разнообразными тропами, используя:

  • Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес” .
  • Олицетворения – “ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет” .
  • Метафоры – “грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса” .

Они не только делают стихотворение выразительным, но и помогают поэту показать свой внутренний мир, рассказать о своих взглядах посредством художественных образов.

Кроме того, Лермонтов использует аллитерацию и ассонанс для того, чтобы сделать “Утес” более плавным по звучанию.Так он показывает важность жизни в гармонии с миром и в ладу с собой, в которой сам всегда стремился, но так и не достиг.

Анализ стихотворения Лермонтова Утес 6 класс

Михаил Лермонтов – человек очень тонкой душевной организации. Этот человек способен на многое, и не только в жизни. Большей частью, он проявлял свои таланты и способности именно в литературе. Будучи по природе, очень замкнутым человеком, Лермонтов все свои мысли и чувства, а также эмоции – как бы вымещал на бумаге. Бумага все терпит. Но слова великого писателя очень красивы в любых формах.

Произведение «Утес» было написано поэтом в 1841 году. Лермонтов, как впрочем и в других произведениях, описал свои чувств в скрытых образах. В этом году, Лермонтов погиб. Это стихотворение было написано до несколько недель до его трагичной погибели. Многие критики подозревают, что писатель, как бы уже предчувствовал свою скорую кончину. Пусть она и проявилась в дуэли с противником, все же он вполне мог догадываться, что ему больше не жить на этом белом свете. Но в самом произведении нет даже тонкого намека на то, что он может умереть скоро. Просто само содержание и ощущение после прочтения стихотворения, кажется, будто Лермонтов предчувствовал свою смерть.

Это произведение – очень романтичное, оно наполнено приятными ощущениями, и поэтому после прочтения не каждый может понять скрытый смысл этого стихотворения. Утес – это туманный образ, который как бы показывает и осуществляет мирское, обыденное и духовное, что-то более возвышенное, чем мирской мир. Утес показывает разницу между этими двумя началами в жизни каждого человека.

Анализ стихотворения «Утес»

Стихотворение «Утес» написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Произведение крошечное — всего два коротких четверостишия. Но в нём — и прекрасный южный пейзаж, и глубокий жизненный смысл. На первый взгляд может показаться, что стихотворение «Утес» — просто пейзажная зарисовка. Но поэт, конечно же, рассказал читателю не о бездушной старой скале, а о чувствах одинокого человека. В основе произведения заложена красивая метафора. Она задана сразу и является организующей для
всего стихотворения: мысли человека, его чувства скрыты за образами природных явлений.

В стихотворении два лирических героя. Это легкомысленная золотая тучка — метафора беззаботного человека, которого ничто и нигде не держит. И утёс-великан, который внешне силён и могуч, но душа которого способна искренне любить и глубоко страдать.
Исследователи творчества Лермонтова по- разному трактуют содержание этого стихотворения.

Одни утверждают, что произведение написано о духовном и материальном началах нашей жизни. Истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по мнению автора, может великолепно существовать и, как тучка, которая « утром В путь умчалась рано», не испытывает страданий, расставаясь с телом. Тело же без души обречено если не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утёсу, который « одиноко стоит, задумался глубоко и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которые выбрал автор для главных героев, подчеркивают контраст между миром духовным и материальным. Лёгкую и невесомую тучку поэт назвал золотой. Утес же предстаёт перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни .

Всё стихотворение построено на этом приёме контраста и противопоставления: ночь — утро; статика утёса — движения тучки; весёлость — грусть; утёс- великан — маленькая тучка.

Есть литературоведы, которые считают, что стихотворение « Утёс» посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Тучка золотая — ветреная красавица, полная жизни, сил, молодости, радости. А утёс — умудрённый опытом пожилой человек, у которого все прелести жизни давно остались в прошлом. Их случайное знакомство приятно, но красавица не захотела остаться со своим новым знакомым — упорхнула, предпочла его обществу компанию подружек. И пожилой мужчина отчётливо ощущает своё одиночество.

Не исключено, что в образе старого утёса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость, в душе он ощущал себя глубоким стариком. Поэту оставалось лишь смириться со своей участью и признать, что он обречён на вечное одиночество и непонимание. Беззаботность тучки передана словами, обозначающими быстрые действия (умчалась, весело играя) и упоминанием небесной лазури, которая в сознании человека всегда связана с радостью, душевной лёгкостью и спокойствием.

Случайная гостья оставила след в душе утёса-великана — вызвала тяжелые мысли. Главный мотив стихотворения «Утес» — мотив одиночества — передан на синтаксическом уровне: поэт разбил предложения по строфам так, что слово одиноко оказалось логически выделенным. Мотив одиночества воплощается также с помощью приёма олицетворения: аллегорические образы утёса и тучки служат выражению глубокой философской мысли автора. Но при всём том, что Лермонтов метафорически изобразил одинокого человека, не имеющего того, о ком он мог бы заботиться и кому он был бы дорог, в стихотворении вовсе не чувствуется безнадёжности.

Оно наполнено романтикой и одухотворённостью, которыми автор нередко наделял живую природу. полагая, что многие люди разучились испытывать высокие и благородные чувства. Особенности лирики Лермонтова — её глубокий психологизм, умение найти точные слова, выражающие самые тонкие человеческие переживания, эмоциональность, простота, задушевность и музыкальность. Стихотворение «Утёс» написано пятистопным хореем.

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (Ночевала тучка золотая…)

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утес» речь идет о двух персонажах. Ими являются «тучка» и «утес», они, могут быть рассмотрены иносказательно, как герои жизненных ситуаций. Стихотворение начинается со слов: «ночевала тучка золотая на груди утеса-великана», эти строки указывают нам на то событие, над которым размышляет наш герой – «утес».

Начало стихотворения достаточно интересное, М.Ю. Лермонтов использует метафору для описания персонажей: тучка – «золотая», а утес – «великан», призывая читателя обратить внимание на ценность тучки для утеса, и на мощь и силу утеса в сравнении с ней.

Тучка символизирует легкость – то, что может в любой момент раствориться и улететь, а утес – основательность – то, что имеет опору и с трудом поддается каким-либо переменам. Благодаря выбору именно данных персонажей автор обращает наше внимание на взаимоотношения людей, на их особенности характера, жизненный опыт и стиль жизни.

В стихотворении, как и, часто случается, в жизни, один герой динамичен, в силу своего характера – «тучка», а другой статичен – «утес». Что мы и замечаем из следующих строк: «Утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя». Тучка продолжила свой путь, легко и радостно покинув свой ночлег. Данные строки показывают, что женский персонаж в данном стихотворении относится к жизни легко и непринужденно, воспринимая окружающий мир слегка легкомысленно и интуитивно. Мировосприятие утеса, наоборот, отличается способностью мыслить и размышлять, основательностью и твердостью.

Это показывают следующие строки: «Но остался влажный след в морщине старого утеса. Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Утес переживает момент ухода тучки, ему становится грустно и одиноко, но изменить что-либо утес уже не может. Мужской персонаж имеет другой жизненный опыт и другие условия, которые отличаются от взглядов на жизнь «героини». В стихотворении М.Ю. Лермонтов показывает различие между тучкой и утесом, из-за которых они не смогут быть вместе. Утес остается печальным персонажем, глубоко переживающим это: «остался влажный след в морщине», «тихонько плачет он».

Тема одиночества присутствует в стихотворении, особенно в последних строках. Возможно, утес вспоминает свою молодость, ностальгируя по ней, ибо сейчас он уже стар. Автор делает героя стихотворения трагичным, так как, ностальгируя по тучке, утес ничего не может изменить, он бессилен. Все что ему остается только помнить об этом радостном моменте прихода тучки и печалиться, зная, что время берет свое и расставляет все по местам.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Утес»

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Утес» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841году. Напечатано оно было через два года после гибели по­эта. В.Г. Белинский считал его одним из лучших стихотворений Лермонтова.

Жанр «Утеса» — лирическая миниатюра, стиль — романти­ческий. Пейзаж здесь философски осмысливается поэтом, рождает в душе его мысли об одиночестве, кратковременности счастья.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. М.Ю. Лер­монтов использует прием олицетворения, изображая отноше­ния тучки и утеса. Утес-великан — символ бесконечного одино­чества. Поэтому так дорого ему редкое посещение тучки:

Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

Однако тучка юна и беспечна, она не задумывается о его чув­ствах. И покинутый ею утес «тихонько плачет… в пустыне». «Оди­ночество… так велико и тягостно, что камень может заплакать… Этот ведущий мотив «прочитывается одновременно в двух пла­нах: как неразделенность любви и как непрочность человечес­ких связей вообще. В «Утесе» кратковременность чувства не нуж­дается в каком бы то ни было оправдании: она обусловлена не­сходством самих жизненных судеб, неизбежной разнороднос­тью духовного опыта», — замечает С.И. Кормилов.

Композиционно мы можем выделить в произведении две ча­сти (построфно). Первая часть — описание самого события, вто­рая часть — размышление о последствиях события, описание чувств утеса, вновь оставшегося в одиночестве.

Стихотворение написано пятистопным хореем. Поэт исполь­зует скромные тропы: эпитет («тучка золотая»), олицетворение («И тихонько плачет он в пустыне»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте лири­ческих размышлений поэта-романтика о недолговечности и не­прочности счастья, об одиночестве — таких стихотворений, как «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «И скучно и груст­но…», «Парус», «Выхожуодиня надорогу…».

Текст «Утес» М.Лермонтов

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» 6 класс

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.

В два коротких четверостишья Михаил Лермонтов смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать. Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного имматериального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс

Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу компанию небесной «лазури» или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение беспомощности. Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту исполнилось всего 28 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.

«Утес», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова. оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения. Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко». Этой же цели служит употребление слова «пустыня». традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя». то утес «одиноко стоит». «задумался глубоко». «тихонько плачет». Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка». уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки. Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало – человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне». Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем. двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан ), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз («влажный след» – слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

Слушать стихотворение Лермонтова Утес

Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до роковой дуэли. Как отмечают библиографы поэта, многие его последние произведения наполнены чувством смерти. Лермонтов часто ссорился с сослуживцами, нередко являлся зачинщиком дуэлей. Хотя стихотворение «Утес» и лишено предчувствия собственного конца, но и в нем прослеживается трагизм смерти. Рассуждая о материальной и духовной сторонах жизни, Лермонтов наделяет свое произведение романтическими чертами, высокими и благородными чувствами.

Стихотворение наполнено яркими образами природы. Благодаря олицетворению тучка и утес предстают перед читателями не только живыми существами, умеющими думать и чувствовать, но и приобретают человеческие черты. Утес лишен способности к движению, он остается на одном месте. Эпитеты «старый» и «морщинистый» позволяют понять, что лирический герой находится уже в достаточно преклонном возрасте. Он устал от жизни, перестал испытывать радость к ней. В противопоставление ему выступает тучка, жизнерадостная и легкая. И на мгновение она дарит утесу счастье и покой. Интересно то, что на момент написания стихотворения Лермонтову было всего 28 лет, но уже тогда ощущал он себя стариком. Не найдя способности реализовать себя в мире сотканном из противоречий, поэт искал гармонию в природе.

Стихотворение соединяет духовное и материальное единство жизни. Тучка, легкая и быстрая, ассоциируется с душой человека, с его духовным началом. Она является гостьей утеса-великана, тучка не задерживается надолго: рано утром она уходит «по лазури весело играя». Утес является воплощением мирского и обыденного, его можно не только видеть, но и осязать. Весьма примечательно, что тучка может дальше странствовать по свету и быть счастлива, в то время, как утес без своей «новой знакомой» чувствует одиночество и пустоту. Ему тяжело перенести расставание с тучкой, поэтому он «тихонько плачет в пустыне»,

Жизнь человека – это соединение двух начал материального, которое воплощено в теле, и духовного. Душа может благополучно существовать в не тела, как считает поэт. Однако тело без души обреченно, и если не на смерть, то на муки.

Вариант 2

Есть стихотворения, которые считаются для поэтов своеобразной лебединой песней. К примеру, для Есенина таким является До свиданья друг мой. а если говорить о творчестве Лермонтова, то чем-то похожим вполне возможно назвать Ночевала тучка золотая. Стихотворение написано за несколько недель до гибели, которую, как свидетельствуют некоторые современники, сам поэт искал довольно активно.

Содержание, используемые эпитеты наполнены удивительной легкостью и чувственностью. К слову, используется прием, при помощи которого природные феномены наделяются человеческими свойствами. Прием этот довольно часто использовал отмеченный ранее Есенин.

Сюжет стихотворения рассказывает о расставании тучки и великана-утеса, который после этого тяжело тоскует. Созданные образы обуславливают множество смысловых оттенков, которые варьируются от вполне понятного сравнения тучки с маленькой и беззащитной девушкой, оказавшейся под защитой громадного и сильного мужчины, до разнообразных вариаций на тему мимолетного ощущения счастья или прозрения, которые нередко оставляют только след в нашей душе, но сами исчезают и мы тоскуем по этим приятным мгновениям, которые канули в Лету.

Если посмотреть на стихотворение поверхностно, оно также вполне может напоминать нечто наподобие детской считалочки. Хотя такие считалочки нередко обладают каким-то глубоким трудноуловимым смыслом или даже неким мистическим флером. К примеру, вспоминается известная английская Twinkle, Twinkle, Little Star, созданная в начале 19 века, которая представляет собой ряд риторических вопросов к звездочке.

Такая легкость и простота описания в действительности способна скрывать существенный подтекст. Лермонтов создает таковой в основном на рассмотрении темы близости-разлуки.

Помимо этого следует отметить довольно интересную палитру контрастов, которая создает целую градацию образов от тяжелого и печального, до радостного, легкого, игривого. Тучка сама по себе является золотой, в отличие от типичного для тучки свинцового цвета, тучка играет на лазури и полна веселья. Утес в свою очередь – великан, стар и погружен в раздумья.

Одиночество тоже является контрастным эпитетом, который свойственен именно утесу, ведь тучка тоже является одинокой, но этим не тяготится, так как обладает подвижностью. Утес прикован к своему одиночеству и поэтому прикосновение золотой и свободной игривой тучки делает его на краткие мгновения счастливым, но этим мгновениям не суждено длиться вечно и радость ускользает как тучка, плывущая по небу.

Учитывая отмеченную в начале ситуацию написания стихотворения, мы также вполне можем трактовать сюжет как зашифрованное описание расставания с телом. Душа как золотая тучка оставляет тело, по сути, прикованное к бренному миру.

Лермонтов – Утес (анализ)

Лермонтов написал произведение под названием очень эпичным «Утес» в 1841 году. Это стихотворение было написано за некоторое время до своей гибели. А, как известно, Михаил Лермонтов кончил свою жизнь на дуэли, где трагически погиб. Критики думают, что возможно, писатель уже как будто бы чувствовал свою смерть, так как именно в этом его стихотворении чувствуются весьма необычные мысли, которые раньше были ему несвойственны. Также, и сам смысл может навести на такое чувство.

Лермонтов писал это произведение очень вдумчиво, хорошо представляя всех тех «персонажей», которые присутствуют в произведении. Утес, золотая тучка на небосводе, ночь и утро – все это маленькие, может незначительные мелочи, но которые застелют задуматься читателей. Особенно, главным в произведении является утес-великан. Он могуч, но никак не грозен, ведь в стихотворении присутствует доброта и какая-то необычная радость, такая светлая и чиста, что читая это маленькое произведение, стоит задуматься и хочется радоваться. Это произведение очень маленькое, так как оно состоит всего лишь из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

В самом произведении, как оказывается, если присмотреться, существуют два эпичных лирических героев. Это тучка, которая как описывается, золотая и такая легкомысленная пр своему существу, а также, утес-великан, который очень могуч и силен. Именно эти два персонаж в произведении показывают немного другую сущность двоих людей. Тука золотая – это как будто бы легкомысленный человек, который воспринимает все легко и обычно. Он весел и не слишком много думает о тяжелой жизни, и его в жизни этой ничего не держит, так как он не имеет каких-либо очень важных ценностей. Утес-великан же. Это вообще полная противоположность тучке. Так как его характер полностью отличается от этого человека. Утес – это как будто бы человек, который внешне очень силен, и даже где-то могуч, но внутри – он не так силен, так как он умеет сильно и глубоко любить и верить в добро. Такой человек добр и верит в какие-то ценности в нашем мире, в который многие перестали верить по-настоящему. Лермонтов в своем произведении по-разному показывает этих двух личностей, которые у него скрыты под тучкой и великаном-утесом.

Лермонтов специально противопоставляет их в своем стихотворении. Но исследователи по своему трактуют это произведении, которое очень красиво, хоть и мало по размеру своему.

Анализ 4

Утес – это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

Например: “Золотая тучка”, “Старый утёс”. Если заглянуть внутрь стихотворения мы можем узнать, что это стихотворение написано про одинокость. Я представил, что “старый утес” – это старик, которому не хватает внимания, ему очень одиноко. Он был очень высок, но все проходили мимо. Впервые он был рад, что какая-то тучка пролетела или же остановился хотя бы возле утеса. Под словом “Золотая тучка” подразумевается, какой-нибудь молодой человек, которые всегда на высоте.

Такие слова из стихотворения: “Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко ” Обозначают, что “старый утес” не забыл его. Что этот след ему как бы дорог. Но после ухода ему стала опять же грустно, скучно, одиноко. Здесь показывают схожесть или олицетворяют природу и человечество. Все действия, переживания, печаль, грусть и абсолютно все эмоции переходят к человеку. Такие строки из стихотворения: “Утром в путь она умчалась рано” показывают наступление грусти, одинокости. Автор ярко подчеркнул такие моменты и смог передать все с природы на человека.

В последних строках:

“Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне”

автор ясно показывает, что “старый утес” не смог сдержать слезы от такой боли. Если заглянуть или просто представить мы можем увидеть много чего. Скорее всего автор писал о себе, становился “старым утесом” и очень скучал по этому человеку (“золотая тучка”), именно это смогла нам выразить нам все эти переживания. Можно “золотую тучку” сравнить с легкомысленными людьми, которые большую часть жизни живут и рассчитывают на хорошую сторону. А вот “старого утеса” скорее всего можно сравнить с мудрым человеком, который большую часть жизни провел в одиночестве и очень хорошо понимает отрицательные качества и чувства человека такие как: грусть, боль, печаль, обида и так далее. Автор затрагивает любую душу, единстве, душевой гармонии.

Стихотворение “утес” написан в двусложном стихотворном размере – пятистопный хореем. Кроме того, в этом стихотворений были затронуты такие литературные приемы как: метафора, эпитеты, ассонанса, аллитерация, и многие другие приемы.

Даже в таких случаях автор смог полностью раскрыть нужную тему и смог передать нам все это. Автор раскрыл свою душу и правда, что не полностью, но все таки мы можем сопереживать с ним в такие дни. Это стихотворение призывает достижению самой высокой точки своей души, внутренней гармонии, умение жить с остальными в хороших отношениях.

Читайте также:  Анализ стихотворения Прощай немытая Россия Лермонтова

Анализ стихотворения Утес по плану

Возможно вам будет интересно

Про стихи Бунина (сочинения и анализ)

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб

Основной темой произведения являются детские воспоминания поэта, передающие ностальгическую чувственную гамму, испытывающую ребенком в жаркий летний день в сосновом лесу.

В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

Одним из наиболее фундаментальных творений Ахматовой является Поэма без героя, которая охватывает различные периоды жизни поэтессы и рассказывает о судьбе самой Ахматовой, пережившей и творческую молодость в Петербурге, и блокадный город и много невзгод.

“Утес” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Изложенный кратко и понятно литературный анализ стихотворения «Утес» М. Лермонтова поможет разобраться в композиции и образах произведения, создать рисунок по его мотивам.

«Утес» – настоящая жемчужина поэзии периода романтизма. Несмотря на лаконичность повествования, горячо любимое ценителями русской классики стихотворение о любви могучего утеса к беззаботной тучке – удивительно образное и емкое.

Автор написал его на закате жизни, тонко раскрыв тему одиночества и скоротечности чувств.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Утес» было написано в апреле 1841 года, за несколько недель до трагической смерти автора на дуэли.

Черновой вариант текста, по мнению исследователей, Михаил Юрьевич закончил еще в Петербурге, до отъезда на Кавказ в город-курорт Пятигорск.

Образы утесов и туч эпизодически проходят через всю лирику М. Лермонтова, который искусно использует пейзажи для аллегорического выражения эмоций.

Данное произведение было представлено широкому кругу читателей лишь в 1843 г. на страницах литературного журнала «Отечественные записки».

Тема и идея стихотворения

Сюжет стихотворения повествует об одиноком и старом утесе, вынужденном провести всю жизнь посреди жаркой пустыни. Однажды ночью озорная тучка решила передохнуть на его груди, но уже утром она продолжила свой путь.

Утес снова остался один, оплакивая утраченную надежду найти спутницу и познать настоящее счастье.

Данное произведение иллюстрирует взаимодействие двух типов людей: беззаботных и избегающих привязанностей (вероятно, тучка каждую ночь останавливалась на очередном утесе на своем пути), а также замкнутых, но способных на глубокие переживания (в ожидании интереса со стороны окружающих утес не может двинуться с места, из-за чего очень страдает).

На фоне этого и раскрывается тема стихотворения – одиночество. Всего в восьми строках автор сумел искусно передать всю скорбь, отчаяние и муку от скоротечности симпатий, которые заключает в себе это чувство.

В «Утесе» М. Лермонтов призывает читателя задуматься о том влиянии, которое даже случайная встреча или разговор могут оказать на человека. Основная мысль стихотворения состоит в том, что множество людей в мире чувствуют себя одинокими.

Своим отношением мы способны либо стать для них необходимой поддержкой, либо разбить им сердце. Важно внимательно присматриваться к тем, кто нас окружает.

Жанр, направление и композиция

Данное стихотворение относится к пейзажной лирике, которая у автора соответствует канонам эпохи романтизма. Природа в стихотворениях М. Лермонтова – это иллюстрация глубоких внутренних переживаний лирического героя.

В пейзажи он вкладывает собственные философские раздумья, а также воспоминания о прошлом. В результате из-под пера поэта выходят удивительно одухотворенные и притягательные образы.

Для произведения характерен описательный тип композиции. Исходный момент лирического повествования – тучка ночует «на груди» утеса-великана. Затем она улетает, оставляя лишь влажный след на камне.

Дальнейшее развитие сюжета происходит уже в эмоциональной плоскости: утес страдает, осознавая свое одиночество. Кульминация – это слезы каменного утеса, на которые он, казалось бы, не должен быть способен.

Происходящее обусловлено сюжетными нормами романтической поэзии.

Стихотворный размер

Стихотворение состоит из двух катренов опоясывающей рифмовки (abba) с женскими клаузулами (ударение в каждой строке падает на предпоследний слог).

«Утес» написан согласно силлабо-тоническому стихосложению пятистопным хореем: в строке ударными являются первый, третий, пятый, седьмой и девятый слоги.

Средства художественной выразительности

Главным тропом, используемом в данном стихотворении, выступает персонификация.

Утес и тучка наделены человеческими качествами: «золотая тучка» беззаботна и непостоянна («умчалась рано», «по лазури весело играя»), а «утес-великан» способен грустить и плакать («задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»).

В произведении присутствуют и другие средства художественной выразительности.

Эпитеты

Броский эпитет «золотая» в описании тучки противопоставляется словам «старый» и «одинокий», которыми автор характеризует утес.

Это создает ощутимый контраст между двумя героями произведения, подчеркивая разницу между ними и невозможность составить счастье друг друга.

Метафоры

«Но остался влажный след в морщине»: влага из облака на рельефе камня здесь символизирует слезы на зрелом лице лирического героя, воплощая горе и боль, которые он испытывает.

Образ пустыни, которая упоминается в последней строке, в поэзии часто олицетворяет одиночество.

Сравнения

«Утес-великан»: мощь и габариты утеса в произведении противопоставляются легкости и эфемерности тучки. Образ великана также составляет выразительный контраст с внутренней чуткостью утеса и его слезами.

Так, большой и величественной перед читателем предстает не только наружность, но и душа героя – в нем сочетаются класс, сила и тонкая душевная организация, как и в самом М. Лермонтове.

Заключение

Стихотворение «Утес» пронизано чувством трагического одиночества, характерным для творчества автора.

История старого утеса и беззаботной тучки – это исследование несовершенств мира, разлада между утонченной поэтической душой и жестокостью людей вокруг.

Данное произведение призывает читателей быть внимательнее к чувствам друг друга, тогда мир перестанет быть пустыней и ни один утес не будет одиноким.

История создания и анализ стихотворения Лермонтова «Утес»

Изложенный кратко и понятно литературный анализ стихотворения «Утес» М. Лермонтова поможет разобраться в композиции и образах произведения, создать рисунок по его мотивам.

«Утес» – настоящая жемчужина поэзии периода романтизма.

Несмотря на лаконичность повествования, горячо любимое ценителями русской классики стихотворение о любви могучего утеса к беззаботной тучке – удивительно образное и емкое.

Автор написал его на закате жизни, тонко раскрыв тему одиночества и скоротечности чувств.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Стихотворение «Утес» было написано в апреле 1841 года, за несколько недель до трагической смерти автора на дуэли.

Черновой вариант текста, по мнению исследователей, Михаил Юрьевич закончил еще в Петербурге, до отъезда на Кавказ в город-курорт Пятигорск.

Образы утесов и туч эпизодически проходят через всю лирику М. Лермонтова, который искусно использует пейзажи для аллегорического выражения эмоций.

Данное произведение было представлено широкому кругу читателей лишь в 1843 г. на страницах литературного журнала «Отечественные записки».

Лермонтов — Утес (анализ)

Лермонтов написал произведение под названием очень эпичным «Утес» в 1841 году. Это стихотворение было написано за некоторое время до своей гибели. А, как известно, Михаил Лермонтов кончил свою жизнь на дуэли, где трагически погиб. Критики думают, что возможно, писатель уже как будто бы чувствовал свою смерть, так как именно в этом его стихотворении чувствуются весьма необычные мысли, которые раньше были ему несвойственны. Также, и сам смысл может навести на такое чувство.

Лермонтов писал это произведение очень вдумчиво, хорошо представляя всех тех «персонажей», которые присутствуют в произведении. Утес, золотая тучка на небосводе, ночь и утро – все это маленькие, может незначительные мелочи, но которые застелют задуматься читателей. Особенно, главным в произведении является утес-великан. Он могуч, но никак не грозен, ведь в стихотворении присутствует доброта и какая-то необычная радость, такая светлая и чиста, что читая это маленькое произведение, стоит задуматься и хочется радоваться. Это произведение очень маленькое, так как оно состоит всего лишь из двух строф, которые состоят из четырех строчек.

В самом произведении, как оказывается, если присмотреться, существуют два эпичных лирических героев. Это тучка, которая как описывается, золотая и такая легкомысленная пр своему существу, а также, утес-великан, который очень могуч и силен. Именно эти два персонаж в произведении показывают немного другую сущность двоих людей. Тука золотая – это как будто бы легкомысленный человек, который воспринимает все легко и обычно. Он весел и не слишком много думает о тяжелой жизни, и его в жизни этой ничего не держит, так как он не имеет каких-либо очень важных ценностей. Утес-великан же. Это вообще полная противоположность тучке. Так как его характер полностью отличается от этого человека. Утес – это как будто бы человек, который внешне очень силен, и даже где-то могуч, но внутри – он не так силен, так как он умеет сильно и глубоко любить и верить в добро. Такой человек добр и верит в какие-то ценности в нашем мире, в который многие перестали верить по-настоящему. Лермонтов в своем произведении по-разному показывает этих двух личностей, которые у него скрыты под тучкой и великаном-утесом.

Лермонтов специально противопоставляет их в своем стихотворении. Но исследователи по своему трактуют это произведении, которое очень красиво, хоть и мало по размеру своему.

Тема и идея стихотворения

Сюжет стихотворения повествует об одиноком и старом утесе, вынужденном провести всю жизнь посреди жаркой пустыни. Однажды ночью озорная тучка решила передохнуть на его груди, но уже утром она продолжила свой путь.

Утес снова остался один, оплакивая утраченную надежду найти спутницу и познать настоящее счастье.

Данное произведение иллюстрирует взаимодействие двух типов людей: беззаботных и избегающих привязанностей (вероятно, тучка каждую ночь останавливалась на очередном утесе на своем пути), а также замкнутых, но способных на глубокие переживания (в ожидании интереса со стороны окружающих утес не может двинуться с места, из-за чего очень страдает).

На фоне этого и раскрывается тема стихотворения – одиночество.

Всего в восьми строках автор сумел искусно передать всю скорбь, отчаяние и муку от скоротечности симпатий, которые заключает в себе это чувство.

В «Утесе» М. Лермонтов призывает читателя задуматься о том влиянии, которое даже случайная встреча или разговор могут оказать на человека. Основная мысль стихотворения состоит в том, что множество людей в мире чувствуют себя одинокими.

Своим отношением мы способны либо стать для них необходимой поддержкой, либо разбить им сердце. Важно внимательно присматриваться к тем, кто нас окружает.

«Утес» М.Лермонтов

Через пару лет, после окончания школы в 1835 годов Лермонтов начинает активно работать над произведениями. В марте 1837 году, Лермонтов находится в ссылке на Кавказе. За год до этого Лермонтов пишет произведение, в котором отражены проблемы исторической судьбы поколений, это произведение называется «Бородино».

С 1838 года наступает пик славы Лермонтова, его считают героем и он пишет много своих шедевров. В 1840 году Лермонтов участвует в дуэли, из-за чего был отправлен в действующую армию на Кавказ. Он участвует в постоянных стычках и делает это очень храбро. Ссора повлекла вызов Лермонтова ну дуэль, но Михаил Юрьевич, несмотря на то, что принял его, не понимая причину конфликта, решил, что не будет стрелять в своего оппонента.

Но несмотря ни на что, 13 лет творчества Лермонтова оставили огромный вклад в русскую классическую литературу. Познакомившись у родственников в с.Васильевском с Юрием Петровичем Лермонтовым, Мария Михайловна горячо полюбила его и вышла замуж, несмотря на неодобрение матери.

Задумайтесь, какие чувства испытывал сам М.Ю. Лермонтов, когда писал стихотворение? В последствие появились картины Лермонтова. Сегодня мы говорили о жизни русского поэта 19 века М.Ю.Лермонтова , познакомились с одним из стихотворений поэта. Во многих его стихах звучит мотив одиночества. В школьной программе вы познакомитесь с другими произведениями Лермонтова. Послушайте ещё одно произведение Лермонтова , романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении Ивана Петрова.

На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Знаменитый литературный критик пушкинской эпохи В. Г. Белинский относил «Утес» к лучшим стихам Лермонтова; высоко оценил его и Максим Горький. По силе протеста и отрицания, по энергии и языковой выразительности поэзия Лермонтова не имеет ничего подобного в русской литературе.

Здесь произошло знакомство Лермонтова с Белинским и ссыльными декабристами. 3 января 1838г. Лермонтов возвратился из ссылки. 18 февраля 1840г. за дуэль с сыном французского посланника Э. Де Барантом был арестован и заключен в Ордонанс-гаус, а затем снова выслан на Кавказ. 15 июля 1841г. на дуэли с Н. Мартыновым Лермонтов был убит. Похоронен был на кладбище в Пятигорске, в апреле 1842 г. гроб с его телом был перевезен и перезахоронен в Тарханах на фамильном кладбище.

Жанр, направление и композиция

Данное стихотворение относится к пейзажной лирике, которая у автора соответствует канонам эпохи романтизма. Природа в стихотворениях М. Лермонтова – это иллюстрация глубоких внутренних переживаний лирического героя.

В пейзажи он вкладывает собственные философские раздумья, а также воспоминания о прошлом.

В результате из-под пера поэта выходят удивительно одухотворенные и притягательные образы.

Для произведения характерен описательный тип композиции. Исходный момент лирического повествования – тучка ночует «на груди» утеса-великана. Затем она улетает, оставляя лишь влажный след на камне.

Дальнейшее развитие сюжета происходит уже в эмоциональной плоскости: утес страдает, осознавая свое одиночество. Кульминация – это слезы каменного утеса, на которые он, казалось бы, не должен быть способен.

Происходящее обусловлено сюжетными нормами романтической поэзии.

Главная мысль

Текст небольшой по размеру. Он начинается с описания того, как золотая тучка ночевала на одиноком утесе. Утром же она сразу умчалась в путь, весело играя в небе. Но старый утес очень расстроился, так как был рад присутствию тучки. Ему остается только плакать в одиночестве.

Главная идея стихотворения — мимолетность счастья. Пока тучка была рядом, утес испытывал радость и удовлетворение. Поэтому он так расстроился из-за ее ухода. Поэт показал, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то, кто вызовет в душе трепет.

У исследователей творчества Лермонтова есть еще одна теория. Согласно ей, главная идея произведения заключается во взаимосвязи материального и духовного.

Душа — это тучка, и она временно находится в теле, утесе. Без нее материальное будет всегда страдать. Для гармонии важно единство души и тела.

Средства художественной выразительности

Главным тропом, используемом в данном стихотворении, выступает персонификация.

Утес и тучка наделены человеческими качествами: «золотая тучка»

беззаботна и непостоянна (
«умчалась рано», «по лазури весело играя»
), а
«утес-великан»
способен грустить и плакать (
«задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»
).

В произведении присутствуют и другие средства художественной выразительности.

Эпитеты

Броский эпитет «золотая»

в описании тучки противопоставляется словам
«старый»
и
«одинокий»
, которыми автор характеризует утес.

Это создает ощутимый контраст между двумя героями произведения, подчеркивая разницу между ними и невозможность составить счастье друг друга.

Метафоры

«Но остался влажный след в морщине»

: влага из облака на рельефе камня здесь символизирует слезы на зрелом лице лирического героя, воплощая горе и боль, которые он испытывает.

Читайте также:  Мцыри Бой с барсом – текст отрывка читать

Образ пустыни, которая упоминается в последней строке, в поэзии часто олицетворяет одиночество.

Сравнения

«Утес-великан»

: мощь и габариты утеса в произведении противопоставляются легкости и эфемерности тучки.
Образ великана также составляет выразительный контраст с внутренней чуткостью утеса и его слезами.
Так, большой и величественной перед читателем предстает не только наружность, но и душа героя – в нем сочетаются класс, сила и тонкая душевная организация, как и в самом М. Лермонтове.

Вариант 2

Есть стихотворения, которые считаются для поэтов своеобразной лебединой песней. К примеру, для Есенина таким является До свиданья друг мой. а если говорить о творчестве Лермонтова, то чем-то похожим вполне возможно назвать Ночевала тучка золотая. Стихотворение написано за несколько недель до гибели, которую, как свидетельствуют некоторые современники, сам поэт искал довольно активно.

Содержание, используемые эпитеты наполнены удивительной легкостью и чувственностью. К слову, используется прием, при помощи которого природные феномены наделяются человеческими свойствами. Прием этот довольно часто использовал отмеченный ранее Есенин.

Сюжет стихотворения рассказывает о расставании тучки и великана-утеса, который после этого тяжело тоскует. Созданные образы обуславливают множество смысловых оттенков, которые варьируются от вполне понятного сравнения тучки с маленькой и беззащитной девушкой, оказавшейся под защитой громадного и сильного мужчины, до разнообразных вариаций на тему мимолетного ощущения счастья или прозрения, которые нередко оставляют только след в нашей душе, но сами исчезают и мы тоскуем по этим приятным мгновениям, которые канули в Лету.

Если посмотреть на стихотворение поверхностно, оно также вполне может напоминать нечто наподобие детской считалочки. Хотя такие считалочки нередко обладают каким-то глубоким трудноуловимым смыслом или даже неким мистическим флером. К примеру, вспоминается известная английская Twinkle, Twinkle, Little Star, созданная в начале 19 века, которая представляет собой ряд риторических вопросов к звездочке.

Такая легкость и простота описания в действительности способна скрывать существенный подтекст. Лермонтов создает таковой в основном на рассмотрении темы близости-разлуки.

Помимо этого следует отметить довольно интересную палитру контрастов, которая создает целую градацию образов от тяжелого и печального, до радостного, легкого, игривого. Тучка сама по себе является золотой, в отличие от типичного для тучки свинцового цвета, тучка играет на лазури и полна веселья. Утес в свою очередь – великан, стар и погружен в раздумья.

Одиночество тоже является контрастным эпитетом, который свойственен именно утесу, ведь тучка тоже является одинокой, но этим не тяготится, так как обладает подвижностью. Утес прикован к своему одиночеству и поэтому прикосновение золотой и свободной игривой тучки делает его на краткие мгновения счастливым, но этим мгновениям не суждено длиться вечно и радость ускользает как тучка, плывущая по небу.

Учитывая отмеченную в начале ситуацию написания стихотворения, мы также вполне можем трактовать сюжет как зашифрованное описание расставания с телом. Душа как золотая тучка оставляет тело, по сути, прикованное к бренному миру.

Ответы и объяснения

Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете (1830-1832). В это время Лермонтов сильно увлекался произведения Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда же было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837) к годовщине сражения. Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы», — так кратко и точно А. А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Поэт увидел в неживых предметах черты человека, т.е. он увидел лицо утёса, тучи, определил их характер. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать.

Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне».

Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения.

Этой же цели служит употребление слова «пустыня», традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество. Стихотворение имеет различные трактовки.

Краткое содержание Максим Максимыч Лермонтова (глава из рассказа Герой нашего времени) для читательского дневника

Очень кратко

Максим Максимыч снова встречается со своим недавним путником, с которым общался до этого в поездке. Они встречаются вновь на одной станции. Когда порадовавшись, что снова встретились, вместе хорошенько пообедали. После этого они стояли у окна, и тут вдруг видят, как во двор станции въезжает красивая, и очень видно дорогая карета. Она выглядит особенно щегольски. Это удивляет Максима Максимыча, так как он понимает, что из этой кареты только что вышел его знакомый, о котором он совсем недавно рассказывал своему попутчику.

Штабс-капитан очень радуется, и уже в предвкушении от встречи. Он живо зовет слугу, и узнает, что только что новый приезжий останавливается здесь на ночь. Тогда он велит передать Печорину, так как он это и есть, чтобы тот прибыл к нему в комнату, чтобы поговорить, ведь давно уже не виделись. Максим Максимыч, душа открытая, ждет своего знакомого и приятеля возле ворот, думая, что тот сразу же прибежит. Но приходит вечер, а тот так и не появляется. Тогда Максим Максимыч очень разочарованно идет спать и не может всю ночью заснуть. Утром Печорин собирается уезжать, потому слуга зовет штабс-капитана.

Их встреча все же происходит, но очень холодно со стороны Печорина. Максим Максимыч ужасно разочарован и огорчен. Печорин уезжает.

Читать краткое содержание главы Максим Максимыч

Повесть начинается с рассказа автора о том, как ему пришлось ждать в гостинице во Владикавказе оказии. Гостиница была простая, обслуживало её три человека, и автор приготовился провести в скуке время в ожидании. Но на следующий день приехала повозка с его знакомым, Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Как оказалось, Максим Максимыч понимал толк в поваренном искусстве и смог приготовить вкусного фазана. Позже, знакомые сидели за бутылкой вина и молча смотрели на улицу, потому что говорить им было особо не о чем.

Вдруг мимо проезжает несколько повозок с армянами, а позади них едет красивая карета, сделанная по последней моде и явно не предназначенная для тех дорог. Позади этой коляски шёл балованный лакей, у которого автор поинтересовался, не оказия ли пришла. Лакей презрительно посмотрел и ничего не ответил, на заданный вопрос ответил армянин, что, да, приехала оказия.

Барский лакей стал выгружать вещи в гостинице и Максим Максимыч поинтересовался, чья эта коляска. Узнав, что её владельцем является Григорий Александрович Печорин, штабс-капитан сильно обрадовался, потому что считал его своим близким другом. Узнав, что Печорин остался в гостях у одного полковника, старик попросил лакея доложить о нём, и, с радостью и надеждой в сердце, он сел на скамейку за воротами и стал ждать приезда своего товарища. Прождав его весь день, но, так и не дождавшись, расстроенный Максим Максимыч вернулся в гостиницу поздно ночью.

На следующий штабс-капитан встал очень рано, сказав, что ему нужно сходить к коменданту, он попросил своего знакомого, послать за ним, если приедет Печорин. Через какое-то время, автор увидев Печорина, послал слугу за Максим Максимычем. Печорин велел лакею собирать вещи, а сам он уселся на скамейку. Автор внимательно рассматривал пришедшего, и сделал вывод, что он как раз той наружности, которая привлекает женщин. Он подошёл к нему и сказал, что его хотел видеть штабс-капитан. И в этот момент они увидели бегущего к ним старика. Он был очень рад Печорину, хотел было кинуться ему на шею, но тот лишь равнодушно протянул ему руку. Обида и досада захлестнули бедного Максим Максимыча. Немного поговорив, Печорин. Старик был разочарован, зол и обижен, отдал автору все заметки своего друга. Когда его знакомый стал собираться, старик ехать отказался, сказав, что ему надо закончить дела, потому что, торопясь встретить Печорина, он их не успел сделать. Знакомый уехал один, взяв с собой заметки.

В этой повести главная мысль заключается в том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей, особенно старшего поколения, потому что им просто нечем их заменить, надо относиться к ним с уважением.

Читать краткое содержание Максим Максимыч. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Картинка или рисунок Максим Максимыч

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Господин К., главное действующее лицо романа, оказывается прилежащей к Замку Деревне. К. утверждает, что приехал по приглашению из Замка, который нанял его в качестве землемера, и будет дожидаться своих помощников в гостинице

Русско-турецкая война длится бесконечно. Я все время думаю о десятках погибших и сотнях изувеченных солдат. На до мной нависла угроза, что меня тоже заберут в солдаты. Вдруг я стал думать: не трус ли я?

В первый раз, автор столкнулся с этим волком в 1882 г. Он увидел зверя из окна поезда. Смелый и решительный волк стоял, окруженный сворой собак. Они ощетинились, но боялись подойти близко. Спустя некоторое время

В данном стихотворении рассказывается о юноше, который бежал с поля боя, где пали его отец и братья. Гонимый страхом он идет в родной аул, где его все отвергают.

Жидков Б.С. рассказывает о том, что в один день, когда он был ещё мальчишкой, принёс домой обезьянку, которую ему отдал его товарищ Юхименко. Обезьянка была маленькой с рыжей шёрсткой, чёрными лапками

Краткое содержание Лермонтов Максим Максимыч (глава из Героя нашего времени)

Автор поселился в гостинице во Владыкавказе, где и должен был прожить дня три, пока не придет оказия – это полроты солдат-пехотинцев и несколько пушек, под прикрытием которых шли обозы.

На второй день пребывания автора во Владыкавказе неожиданно приехал Максим Максимыч. Оба были рады встретиться вновь и автор предложил Максиму Максимычу поселиться в его комнате.

Максим Максимыч оказался хорошим поваром: ему удалось отлично зажарить фазана. Поужинав и выпив бутылку кахетинского, приятели уселись, закурив каждый свою трубку.

Довольно долго просидели они молча, уже вечерело. Вдруг во двор гостиницы въехала нарядная коляска, за которой шел слуга франтоватого вида.

Максима Максимыча заинтересовало, чья это коляска. На его вопрос лакей нехотя ответил, что коляска принадлежит Печорину, а сам хозяин остался на ужин и ночлег у полковника Н. Максим Максимыч пришел в радостное возбуждение – ведь он считал Печорина своим закадычным другом. Дав лакею денег, штабс-капитан велел немедленно пойти к Печорину и сообщить ему о том, что Максим Максимыч здесь. Лакей обещал выполнить просьбу старика.

Максим Максимыч был уверен, что его друг прибежит сейчас же, и очень жалел о том, что не может пойти к полковнику Н., потому что не знаком с ним. В радостном нетерпении Максим Максимыч уселся на лавочку, чтобы не пропустить приход Печорина. Так просидел он час. Автор предложил ему выпить чаю, но штабс-капитан не захотел покидать свой пост.

Сидел он долго, но так и не дождался своего друга. Вернувшись в гостиницу, старик сердито кряхтел, швырял трубку и с трудом уснул.

Рано утром Максим Максимыч снова сидел на лавочке. Ему надо было отойти к коменданту, но он не решался уходить далеко. Потом старик попросил автора послать за ним, если появится Печорин и отправился по служебным делам.

Через десять минут после ухода Максима Максимыча в сопровождении полковника Н. пришел долгожданный друг штабс-капитана. Немедленно послали за стариком.

Лакей Печорина сообщил хозяину, что скоро будут закладывать. Тот отдал ему указания и опустился на скамью, закурив сигару.

Автор стал разглядывать этого господина. Он был человеком среднего роста, широкоплечий и стройный. Одет очень аккуратно и даже изысканно. Его волосы были белокуры, а усы и брови – черны, что говорило о породе в человеке. Примечательно было то, что глаза его не смеялись, когда сам он смеялся. В общем, человек он был весьма приятной наружности, а лицо из тех, что нравятся светским женщинам.

Когда лошади уже были готовы, Максима Максимыча все еще не было. Автор подошел к Печорину и попросил его дождаться старого приятеля. И тут же они увидели мчащегося через площадь штабс-капитана. Тот тяжело дышал и обливался потом. Он собирался крепко обнять друга, но тот лишь протянул старику руку. Максим Максимыч был ошарашен, но потом с жаром начал жать руку.

Печорин безразлично поинтересовался делами штабс-капитана, сообщил, что сам едет в Персию и собрался уезжать. Максим Максимыч стал уговаривать его остаться на пару часов, поговорить. Печорин отказался, сказав, что им не о чем говорить.

Старик был очень обижен и разочарован – не такой встречи он ожидал. Даже прощаясь с автором, он был холоден и сварлив.

Эта глава учит тому, что нельзя забывать старых друзей, а так же напоминает, что к старикам нужно быть добрыми и внимательными.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Максим Максимыч. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В произведении «Дневник памяти», созданном американским писателем Николасом Спарксом, рассказ ведётся от имени старого человека, который проживал в доме престарелых.

По современным понятиям книга похожа на сборник комментариев светского общества. Основу книги составляют обсуждения неких неизвестных персонажей об этой книге. В книге описываются впечатления персонажей в виде монологов.

Рассказ начинается о том, что каждые три раза за неделю четыре человека заняты карточной игрой «винт». Игра проходит между Евпраксии Васильевны, Прокопием Васильевичем, Масленниковым, Яковом Ивановичем.

Основным персонажем произведения является деревенский мальчик, живущий с родными на далеком хуторе.

На протяжении начала произведения описывается жизнь в деревне. Один из жителей – Макар. Он очень любил маскарады, театральные сцены, в общем, был весельчаком. Неоднократно Чумовой, решивший, что он отвечает за мирную жизнь в деревне

Ссылка на основную публикацию