Демон – краткое содержание поэмы Лермонтова

Демон (Лермонтов) — краткое содержание

Демон – это романтическая, точнее, даже мистическая поэма, над которой Лермонтов работал долгие 10 лет. Как и в поэме «Мцыри» в «Демоне» отразились великолепие кавказской природы, нравы и обычаи народов. Ниже читатель познакомится с кратким содержанием этой поэмы.

Поэма начинается изображением Демона, который когда-то был изгнан с небес за то, что хотел стать равным Богу. Он носился над землей. Зло творить ему наскучило, и потому что он перестал встречать своему злу противодействие. Не было в его жизни ни борьбы, ни азарта. И вот он пролетал над Казбеком – этой горой, на которой никогда не таял снег. Лермонтов целую строфу посвятил описанию величественной природы Дарьяльского ущелья: Терек как львица прыгал с камня на камень. Величественное творение Божье не вызвало у Демона никаких эмоций. Он полетел дальше.

Пролетая мимо дома грузинского князя Гудала, Демон увидел его дочь Тамару. Девушка была настолько прелестна, что в душе вестника зла всколыхнулись давно забытые, волнующие чувства любви и добра.

В это время к дому Гудала спешил жених Тамары – Синодал, правитель одной из персидских провинций. Он вел караван, нагруженный богатыми свадебными подарками. Проезжая мимо часовни, построенной в честь некоего святого, Синодал, смущенный коварным демоном, пренебрег обычаем дедов, не остановился перед часовней, чтобы попросить у святого покровительства в пути. Такое пренебрежение дорого стоило нетерпеливому путнику. На него напали абреки. Израненный жених вырвался из рук разбойников и прискакал к воротам дома невесты. Здесь и умер. Для Тамары это стало сильнейшим потрясением. Она безутешно оплакивала жениха, когда в один прекрасный день услышала голос коварного демона, призывавшего ее прекратить рыдания. Он пообещал, что будет прилетать к ней каждую ночь. Она понимала, что это – дьявольское наваждение. Она категорически отказывалась выходить замуж за других мужчин, хотя к ней сватались самые именитые и богатые женихи Грузии. Чтобы избавиться от дьявольского наваждения, она стала уговаривать родных отпустить ее в монастырь. Она рассказала отцу о лукавом демоне, который мучает ее. Наконец, ей удалось уговорить отца, и ее привезли в женский монастырь.

Однако монастырские стены и церковный ладан не сумели защитить Тамару от влюбленного искусителя. Она томилась непонятной страстью, неведомыми ей желаниями. По ночам, она прерывала молитву из-за душивших ее рыданий, которые вырывались в открытое окно кельи, и были слышны далеко. Проезжавшие мимо путники думали, что это закованный в пещере горный дух стонет, и только в страхе прибавляли шаг.

В один прекрасный вечер Демон рискнул прилететь к Тамаре. Казалось, что зло в его душе побеждено, он прилетел сюда, чтобы любить. Сидя на окне и слушая ангельскую песню, демон плачет, и слеза его прожигает камень монастырской стены. Демон вошел в комнату Тамары, стремящийся забыть о зле и встречает в келье ее Ангела хранителя. Встреча с Ангелом напомнила демону о его предназначении. Он говорит Ангелу, что Тамара принадлежит ему.

Ангел почувствовал в какой-то момент правоту демона и свою слабость, и улетел. Между демоном и Тамарой происходит разговор, в котором Демон признается Тамаре в любви, ради которой он готов измениться. Тамара колеблется, спрашивает демона, зачем он любит ее. Демон клянется Тамаре в том, что ради любви он готов на все:

Тамара верит Демону и отвечает любовью на его любовь. Момент, когда демон поцеловал Тамару, стал для нее смертельным. Монашенки обрядили Тамару и положили в гроб, Она была прелестна, как живая. Отец приехал в монастырь за дочерью, чтобы увезти ее и похоронить в семейной часовне, которую построил его предок.

Когда ангел забрал ее душу на небо, на его пути снова встал Демон. Он снова был злобным и упрямым. Он заявил ангелу, что душа девушки принадлежит ему, на что ангел ответил:

Демон – краткое содержание поэмы Лермонтова

Грустная поэма о любви вызывает множество вопросов. Краткое содержание поэмы «Демон» Лермонтова по главам воссоздаст сюжет поэтического произведения. Демон и Тамара – пример несчастной любви и вечных мук, которые иногда она доставляет людям.

    Демон – злой дух, изгнанный из рая. Он сеет зло вокруг себя. Дух полюбил и погубил Тамару.

Гудал – отец Тамары. Князь богат, он любит свою дочь и надеется, что сможет помочь ей стать счастливой.

Тамара – девушка необычайной красоты, покорившая душу Демона. Она поддается его сладким словам и гибнет от поцелуя.

Часть 1

«Печальный Демон, дух изгнанья» летает над землей, вспоминая о прошлом. Он был когда-то счастлив, «…не знал ни злобы, не сомненья».

Демон был чистым «херувимом», ищущим новых знаний. Он наблюдал за движущимися караванами и людьми, двигающимися по свету. Сейчас Демон искал, где посеять зло. От его изобилия и отсутствия сопротивления «…зло наскучило ему». Он устал блуждать «без приюта». Дни повторялись «однообразной чередой».

Демон пролетает над горами Кавказа. Великолепный Казбек сияет алмазом, Реки Дарьял и Терек ревут и кружатся между скал. Они стояли как «сторожевые великаны» величественно и грозно.

Злой дух «презрительно окинул» взглядом красоту Кавказских пейзажей и полетел дальше. Под крыльями заиграла роскошная Грузия. Красоту ее сложно передать словами: «дыхание тысячи растений» распространяло аромат сладострастия. Звезды были похожи на глаза молодых грузинок. Но и это не взволновало Демона. Он презирал или ненавидел, все вокруг себя.

Седой князь Гудал готовится к свадьбе дочери Тамары.

Звучит музыка, танцуют девушки, любуется всем происходящим природа.

Невеста небесно красива: «ее божественная ножка», черная бровь, завистливые ресницы. Тамара была красавицей, которую не видел свет с «…тех пор как мир лишился рая».

Невеста боится будущего, ее ждет незнакомая семья.

Демон увидел красавицу, и в его душе почувствовалось «неизъяснимое волненье». Сердце наполнилось звуками любви, добра и красоты. Он долго любуется девушкой, мечты оживают, чувства начинают возрождать онемевшую от злобы душу.

Жених спешит к невесте. Он двигается медленно, таща за собой «верблюдов длинный ряд». Богатый караван с дарами идет медленно. Жених красив: ловкий стан, резное оружие, шелковая одежда, узда с кистями. У жениха лихой конь «бесценной масти, золотой».

На пути расположилась часовня. Она поставлена на месте гибели князя, убитого «мстительной рукой». Здесь путник обязательно останавливается для молитвы.

Демон отвлекает князя, и он проходит мимо, попадая под выстрелы разбойников. «Разграблен пышный караван». Над телами кружат ночные птицы.

Конь вынес хозяина с поля боя, «злая пуля осетина» догнала его.

Лихой скакун примчался на «брачный пир», но седок был мертв.

Тамара рыдает. Сквозь слезы она слышит волшебный голос. Он пытается утешить девушку, говорит, что не стоит погибший жених ее стонов и слез. Демон нежно поет, он обещает навещать красавицу и навевать ей золотые сны.

Тамара испугана, в смятении ищет причину своего состояния. Демон для Тамары предстал в образе ясного вечера, он блистал неземной красотой, а взор был грустный, но преданно-любовный.

Часть 2

Тамара просит отца отправить ее в «священную обитель». Она признается отцу в том, что ее терзает «дух лукавый». Девушка гибнет, вянет день ото дня. Женихи напрасно спешат к Тамаре из дальних стран. Она не может стать ни чьей женой.

Тамара уходит в монастырь, но и там ей нет покоя. Сердце бьется от волнения, речь лукавого духа слышится среди пения церковных богослужений.

Образ Демона скользит без звука и следа «в тумане легком фимиама». Демон сияет как звезда, зовет девушку неизвестно куда.

Вокруг монастыря красивая природа. Она живет, но не успокаивает сердце девушки.

Хоры легких птиц, сияние цветов, журчание студеных волн, блеск утренней Авроры – все проходит мимо Тамары. Девушка полна преступных дум. Она плачет так, что путник принимает ее за горного духа, прикованного к скале. Рыдание пугает, путники торопят коней быстрее проскакать мимо монастыря.

Тамара в раздумье стоит у окна, она ждет того, кого шепчет ей на ухо ласковые речи. Девушка не может молиться святым, она обращается к «нему». Тамара ищет встречи, жаждет объятий, на устах ощущаются поцелуи.

Демон бродит под окнами любимой, он пытается отказаться от жестокого умысла, но видит окно, освещенное лампадой», слышит звуки песни. Демон хочет видеть девушку, его сковывает страх, «крыло не шевелится». Из глаз катится слеза, она как пламень прожигает камень возле кельи Тамары.

Демон входит к Тамаре, но видит перед собой посланника рая, херувима. Он охраняет прекрасную грешницу, закрывает ее крылом, ослепляет божественным светом.

Херувим пытается прогнать порочного духа. Он говорит, что Тамара – это его любовь и святыня. Злым духом овладела ревность. В сердце проснулся «старинной ненависти яд». Он говорит: «Она моя!», «Оставь ее!». Демон злобно изгоняет посланника неба, тот исчезает «в эфире неба».

Тамара и Демон начинают разговор. Злой дух объясняет красавице, кто он:

Демон признается в любви, говорит, что он раб Тамары и не может жить без нее. Девушка не понимает, зачем злой дух губит ее своими чувствами. Демон не способен совладать с собственной страстью. Образ Тамары изменил его существование.

Монолог Демона о жизни одинокого человека, презирающего все вокруг, скучающего и изгнанного. Тамара не понимает грешника, зачем он делится с ней печалями. Девушка боится Бога, но дух успокаивает ее. Всевышнему нет дела до земли, он занят небом.

Демон зовет Тамару с собой. Он обещает ей «…все, все земное…», лишь бы она любила его. Злой дух целует девушку, яд проникает в грудь, ужасный смертельный крик разбивает тишину, пугает полуночного сторожа.

Тамара лежит в гробу, она все еще прекрасна, но видна вечная печать смерти.

Наряд девушки богаче того, который был при жизни. На лице застыла странная улыбка.

Гудал и соседи провожают девушку в печальный путь к месту захоронения. Ангел нес душу Тамары, навстречу ему двигался Демон. Он хотел отнять ее, вид Демона был ужасен, он блистал, сверкал как молнии, шумел как вихрь. Душа прижалась к ангелу, она не узнала своего искусителя в этом виде. Злобный взгляд, вражда, могильный холод напугали душу. Ангел радостно взмахнул крыльями и отправился к раю. Демон проклял свои мечты, остался снова надменным и одиноким.

Замок стоит на пути караванов, но уже мало тех, кто помнит о Тамаре и славном имени ее отца. Церковь на вершине холма охраняется святыми. Ее стерегут скалы Кавказа.

Краткое содержание поэмы “Демон” (М. Ю. Лермонтов)

Для подготовки к уроку по творчеству М. Ю. Лермонтова рекомендуем читать краткое содержание поэмы “Демон” – своеобразной вершины поэта в разработке “демонической” темы. Образ демона использовался Лермонтовым во многих произведениях и тесно связан с его юношескими представлениями об одиноком, отвергнутым людьми романтическом герое.

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Часть I
  4. I
  5. II
  6. III
  7. IV
  8. V
  9. VI
  10. VII
  11. VIII
  12. IX
  13. X
  14. XI
  15. XII
  16. XIII
  17. XIV
  18. XV
  19. XVI
  20. Часть II
  21. I
  22. II
  23. III
  24. IV
  25. V
  26. VI
  27. VII
  28. VIII
  29. IX
  30. X
  31. XI
  32. XII
  33. XIII
  34. XIV
  35. XV
  36. XVI

Главные герои

Демон – изгнанный из рая ангел. После многовекового служения злу разочаровывается в бессмысленной борьбе с Богом. Демон влюбляется в прекрасную девушку, вступает в схватку с Небесами за ее душу, но терпит очередное поражение.

Тамара – дочь Гудала, очень красивая грузинская княжна. Поддается искушению Демона, но после смерти получает прощение от Бога.

Краткое содержание

Часть I

Изгнанный из рая “Печальный Демон” летает над землей и с тоской вспоминает свою прошлую жизнь. Когда-то он был “чистым херувимом”, не знающим “ни злобы, ни сомненья” и твердо убежденным в том, что миром правят вера и любовь.

С тех пор прошло нескончаемое количество веков, на протяжении которых Демон “сеял зло”. Это занятие не приносило ему никакого “наслажденья” и в конце концов смертельно надоело.

В своих тоскливых скитаниях Демон пролетает над Кавказом. Он с презрением взирает на прекрасное “творенье Бога”: величественный Казбек, бурные Дарьял и Терек, горных зверей и птиц.

Затем взору Демона предстает “роскошная Грузия” с ее “столпообразными руинами”, “кущами роз”, “развесистыми” рощами. Красоты природы не вызывают у изгнанника восторга. Он чувствует к ним лишь презрение или ненависть.

В Грузии привлекает к себе внимание богатый дом “седого Гудала”, украшением которого является молодая княжна Тамара. Прекрасная девушка каждый день выходит из башни и спускается к Арагве за водой.

В этот день обычно мрачный замок Гудала оглашается звуками веселой музыки. Хозяин сосватал свою прекрасную дочь и в честь этого события устроил богатый пир. Молодая невеста и ее подруги поют и танцуют.

Тамара – настоящая красавица. На всей земле нет, да и никогда не было равной ей по красоте женщины.

Девушка проводит последний свободный день в своей жизни. Завтра ей предстоит вступить в брак и покинуть родную семью. Тамара испытывает “тайное сомненье” перед этим решительным поворотом в судьбе.

Демон не может оторвать взгляд от красавицы. Тамара возрождает в нем “святыню любви, добра и красоты”. Изгнанник вспоминает о своих давно забытых мечтах и стремлениях.

В это же время к замку на брачный пир спешит счастливый жених Тамары – богатый грузинский князь, “властитель Синодала”. Он везет бесценные подарки невесте и ее отцу. Караван верблюдов, груженый дарами, движется медленно. С заходом солнца на землю опускается густой туман.

По дороге князю попадается старая часовня. По давнему обычаю в ней всегда останавливаются путники и молятся. Считается, что молитва оберегает от опасностей в путешествии.

Жених игнорирует обычай и, не останавливаясь, продолжает путь. Под воздействием “лукавого демона” в мыслях он уже целует свою невесту.

Внезапно караван останавливают разбойники. Князь отважно вступает в перестрелку. Раздается несколько выстрелов, крики и чей-то стон.

Бандиты одерживают верх и грабят караван. Вскоре на месте битвы остаются лишь верблюды и мертвые тела их всадников.

По дороге несется одинокий конь. Он везет “всадника молчаливого” – грузинского князя, который сумел вырваться из боя, но был настигнут “злой пулей”.

Конь привозит мертвого князя в замок Гудала. Собравшийся народ с ужасом смотрит на несчастного жениха, который все-таки приехал на свадебный пир.

Читайте также:  Бэла - краткое содержание главы из Героя нашего времени Лермонтова

Тамара горько оплакивает убитого и свою горькую судьбу. Неожиданно девушка слышит “волшебный голос”, который успокаивает ее и призывает забыть о князе, нашедшем покой в раю. Несостоявшемуся жениху теперь нет никакого дела до страданий молодой невесты.

Голос сладко шепчет, что будет каждый вечер прилетать к красавице и помогать ей справиться с горем, навевая “сны золотые”.

“Волшебный голос” умолкает. Тамара вскакивает в испуге с постели. Она испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, боится, с другой – жаждет вновь услышать ласковый голос.

Девушка засыпает лишь утром и видит во сне незнакомого красивого мужчину. “Пришлец туманный” выглядит странно. Он не похож ни на ангела, ни на демона: “ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет”.

Часть II

С этого дня Тамару постоянно смущает невидимый незнакомец. Она умоляет отца отдать ее в монастырь, надеясь найти там спасение и защиту. Девушка отрекается от соблазнов грешного мира и желает посвятить остаток жизни служению Богу.

Гудал уступает мольбам безутешной дочери. Веселая красавица становится смиренной монахиней. Однако и в монастыре ей не дает покоя “волшебный голос” и “знакомый образ”. Он мерещится ей даже во время богослужений.

Монастырь находится в уединенном месте, где тишину нарушают лишь пение птиц и журчание ручьев. Ночью в окнах одной из келий мелькает свет. Бессонница мучает “грешницу младую”.

Часто Тамара проводит без сна всю ночь и встречает зарю вместе со звоном монастырских колоколов.

Живописная местность вокруг монастыря не радует девушку. Для нее весь окружающий мир покрыт “угрюмой тенью”. По ночам Тамара горько плачет и пытается замолить свои греховные мысли. Ее “тяжелое рыданье” разносится по окрестностям и пугает одиноких путников.

Тамара против своей воли поддается соблазнительным мыслям о появлении прекрасного гостя из снов. Даже в молитвах она замечает, что “сердце молится ему“.

Однажды вечером Демон, как обычно, прилетает к монастырю, чтобы смущать покой молодой затворницы. Он долго не решается проникнуть в ее келью и уже подумывает о том, чтобы оставить попытку искушения.

Внезапно Демон понимает, что безумно влюбился в красавицу. Из глаз служителя ада падает “слеза тяжелая”, прожигающая камень.

Демон принимает решение ради любви отречься от зла. Он с воодушевлением входит в келью Тамары и видит, что девушку укрывает крылом ее ангел-хранитель.

Ангел пытается прогнать Демона, запрещая ему приближаться к “святыне”. Изгнанник испытывает жгучую ревность и заявляет: “Она моя!”. Он утверждает, что уже покорил себе сердце красавицы.

“Посланник рая” грустно признает свое поражение и улетает.

Тамара с изумлением глядит на страшного гостя и спрашивает, кто он. Демон признается ей в любви и говорит, что является представителем мирового зла. Ради прекрасной девушки он готов отречься от своей власти и заключить мир с Небесами.

Демон рассказывает о своих вековых страданиях после изгнания. Долгое время он творил зло и склонял людей к всевозможным грехам. В конце концов ему наскучили бессмысленные злодеяния. Демон удалился в “ущелья гор” и стал бродить в мрачном одиночестве. Увидев прекрасную девушку, он впервые “позавидовал… неполной радости земной”.

Тамара поначалу требует, чтобы злой дух оставил ее. По мере рассказа Демона ее сердце смягчается. Девушка верит его искреннему раскаянию в грехах и просит дать твердую клятву в отказе от зла.

Демон клянется “первым днем творенья”, “сонмищем духов”, своей любовью и т. д. Он торжественно заявляет, что бросит злые дела и помирится с Богом. Изгнанник обещает сделать красавицу настоящей королевой, которую будут окружать преданные слуги. Он положит к ее ногам все свою силу и безграничную власть.

Тамара поддается горячим уверениям Демона и отвечает на его страстный поцелуй. Вместе с ним в грудь девушки проникает “смертельный яд”. Она издает прощальный крик и умирает.

В это время мимо кельи Тамары проходит монастырский сторож. Он слышит странные для святой обители звуки поцелуя, “минутного крика и слабого стона”. После некоторого колебания старик отвергает нечестивые мысли и продолжает обход.

На похороны дочери приезжает ее семья. Лежащая в гробу прекрасная монахиня выглядит спящей, готовой тотчас же проснуться.

Тело Тамары облачают в богатый наряд. На ее губах запечатлена “улыбка странная”, но никто даже не догадывается, при каких обстоятельствах девушка встретила свою смерть.

Похоронная процессия во главе с убитым горем отцом отправляется в путь. Тамара будет погребена высоко в горах, где очень давно предок Гудала построил церковь.

Безгрешную душу Тамары возносит на Небеса “ангел святой”. Внезапно его путь преграждает Демон, требующий вернуть ему “добычу”. Изгнанник принимает свой обычный зловещий облик. Из безумного влюбленного он превращается в жестокого духа.

Ангел заявляет, что душа Тамары искупила все свои сомнения “ценой жестокой” и была прощена Богом. Он продолжает путь, оставляя Демона страдать в бессильной злобе.

С тех пор прошло уже много лет. Род Гудала пресекся. О нем и его “милой дочери” напоминают лишь развалины замка и старая церковь на вершине гор.

Демон

С космической высоты обозревает «печальный Демон» дикий и чудный мир центрального Кавказа: как грань алмаза, сверкает Казбек, львицей прыгает Терек, змеёю вьётся теснина Дарьяла — и ничего, кроме презрения, не испытывает. Зло и то наскучило духу зла Все в тягость: и бессрочное одиночество, и бессмертие, и безграничная власть над ничтожной землёй. Ландшафт между тем меняется. Под крылом летящего Демона уже не скопище скал и бездн, а пышные долины счастливой Грузии: блеск и дыхание тысячи растений, сладострастный полуденный зной и росные ароматы ярких ночей. Увы, и эти роскошные картины не вызывают у обитателя надзвёздных краёв новых дум. Лишь на мгновение задерживает рассеянное внимание Демона праздничное оживление в обычно безмолвных владениях грузинского феодала: хозяин усадьбы, князь Гудал сосватал единственную наследницу, в высоком его доме готовятся к свадебному торжеству.

Родственники собрались загодя, вина уже льются, к закату дня прибудет и жених княжны Тамары — сиятельный властитель Синодала, а пока слуги раскатывают старинные ковры: по обычаю, на устланной коврами кровле невеста, ещё до появления жениха, должна исполнить традиционный танец с бубном. Танцует княжна Тамара! Ах, как она танцует! То птицей мчится, кружа над головой маленький бубен, то замирает, как испуганная лань, и лёгкое облачко грусти пробегает по прелестному яркоглазому лицу. Ведь это последний день княжны в отчем доме! Как-то встретит её чужая семья? Нет, нет, Тамару выдают замуж не против её воли. Ей по сердцу выбранный отцом жених: влюблён, молод, хорош собой — чего более! Но здесь никто не стеснял её свободы, а там. Отогнав «тайное сомненье», Тамара снова улыбается. Улыбается и танцует. Гордится дочерью седой Гудал, восхищаются гости, подымают заздравные рога, произносят пышные тосты: «Клянусь, красавица такая/ Под солнцем юга не цвела!» Демон и тот залюбовался чужой невестой. Кружит и кружит над широким двором грузинского замка, словно невидимой цепью прикован к танцующей девичьей фигурке. В пустыне его души неизъяснимое волненье. Неужели случилось чудо? Воистину случилось: «В нем чувство вдруг заговорило/ Родным когда-то языком!» Ну, и как же поступит вольный сын эфира, очарованный могучей страстью к земной женщине? Увы, бессмертный дух поступает так же, как поступил бы в его ситуации жестокий и могущественный тиран: убивает соперника. На жениха Тамары, по наущению Демона, нападают разбойники. Разграбив свадебные дары, перебив охрану и разогнав робких погонщиков верблюдов, абреки исчезают. Раненого князя верный скакун (бесценной масти, золотой) выносит из боя, но и его, уже во мраке, догоняет, по наводке злого духа, злая шальная пуля. С мёртвым хозяином в расшитом цветными шелками седле конь продолжает скакать во весь опор: всадник, окавший в последнем бешеном пожатье золотую гриву, — должен сдержать княжеское слово: живым или мёртвым прискакать на брачный пир, и только достигнув ворот, падает замертво.

В семье невесты стон и плач. Чернее тучи Гудал, он видит в случившемся Божью кару. Упав на постель, как была — в жемчугах и парче, рыдает Тамара. И вдруг: голос. Незнакомый. Волшебный. Утешает, утишает, врачует, сказывает сказки и обещает прилетать к ней ежевечерне — едва распустятся ночные цветы, — чтоб «на шёлковые ресницы/ Сны золотые навевать. ». Тамара оглядывается: никого. Неужели почудилось? Но тогда откуда смятенье? Которому нет имени! Под утро княжна все-таки засыпает и видит странный — не первый ли из обещанных золотых? — сон. Блистая неземной красотой, к её изголовью склоняется некий «пришелец». Это не ангел-хранитель, вокруг его кудрей нет светящегося нимба, однако и на исчадье ада вроде бы не похож: слишком уж грустно, с любовью смотрит! И так каждую ночь: как только проснутся ночные цветы, является. Догадываясь, что неотразимою мечтой её смущает не кто-нибудь, а сам «дух лукавый», Тамара просит отца отпустить её в монастырь. Гудал гневается — женихи, один завиднее другого, осаждают их дом, а Тамара — всем отказывает. Потеряв терпение, он угрожает безрассудной проклятьем. Тамару не останавливает и эта угроза; наконец Гудал уступает. И вот она в уединённом монастыре, но и здесь, в священной обители, в часы торжественных молитв, сквозь церковное пенье ей слышится тот же волшебный голос, в тумане фимиама, поднимающемся к сводам сумрачного храма, видит Тамара все тот же образ и те же очи — неотразимые, как кинжал.

Упав на колени перед божественной иконой, бедная дева хочет молиться святым, а непослушное ей сердце — «молится Ему». Прекрасная грешница уже не обманывается на свой счёт: она не просто смущена неясной мечтой о любви, она влюблена: страстно, грешно, так, как если бы пленивший её неземной красотой ночной гость был не пришлецом из незримого, нематериального мира, а земным юношей. Демон, конечно же, все понимает, но, в отличие от несчастной княжны, знает то, что ей неведомо: земная красавица заплатит за миг физической близости с ним, существом неземным, гибелью. Потому и медлит; он даже готов отказаться от своего преступного плана. Во всяком случае, ему так кажется. В одну из ночей, уже приблизившись к заветной келье, он пробует удалиться, и в страхе чувствует, что не может взмахнуть крылом: крыло не шевелится! Тогда-то он и роняет одну-единственную слезу — нечеловеческая слеза прожигает камень.

Поняв, что даже он, казалось бы всесильный, ничего не может изменить, Демон является Тамаре уже не в виде неясной туманности, а воплотившись, то есть в образе хотя и крылатого, но прекрасного и мужественного человека. Однако путь к постели спящей Тамары преграждает её ангел-хранитель и требует, чтобы порочный дух не прикасался к его, ангельской, святыни. Демон, коварно улыбнувшись, объясняет посланцу рая, что явился тот слишком поздно и что в его, Демона, владениях — там, где он владеет и любит, — херувимам нечего делать. Тамара, проснувшись, не узнает в случайном госте юношу своих сновидений. Не нравится ей и его речи — прелестные во сне, наяву они кажутся ей опасными. Но Демон открывает ей свою душу — Тамара тронута безмерностью печалей таинственного незнакомца, теперь он кажется ей страдальцем. И все-таки что-то беспокоит её и в облике пришлеца и в слишком сложных для слабеющего её ума рассуждениях. И она, о святая наивность, просит его поклясться, что не лукавит, не обманывает её доверчивость. И Демон клянётся. Чем только он не клянётся — и небом, которое ненавидит, и адом, который презирает, и даже святыней, которой у него нет. Клятва Демона — блистательный образец любовного мужского красноречия — чего не наобещает мужчина женщине, когда в его «крови горит огонь желаний!». В «нетерпении страсти» он даже не замечает, что противоречит себе: то обещает взять Тамару в надзвёздные края и сделать царицей мира, то уверяет, что именно здесь, на ничтожной земле, построит для неё пышные — из бирюзы и янтаря — чертоги. И все-таки исход рокового свидания решают не слова, а первое прикосновение — жарких мужских уст — к трепещущим женским губам. Ночной монастырский сторож, делая урочный обход, замедляет шаги: в келье новой монахини необычные звуки, вроде как «двух уст согласное лобзанье». Смутившись, он останавливается и слышит: сначала стон, а затем ужасный, хотя и слабый — как бы предсмертный крик.

Извещённый о кончине наследницы, Гудал забирает тело покойницы из монастыря. Он твёрдо решил похоронить дочь на высокогорном семейном кладбище, там, где кто-то из его предков, во искупление многих грехов, воздвиг маленький храм. К тому же он не желает видеть свою Тамару, даже в гробу, в грубой власянице. По его приказу женщины его очага наряжают княжну так, как не наряжали в дни веселья. Три дня и три ночи, все выше и выше, движется скорбный поезд, впереди Гудал на белоснежном коне. Он молчит, безмолвствуют и остальные. Столько дней миновало с кончины княжны, а её не трогает тленье — цвет чела, как и при жизни, белей и чище покрывала? А эта улыбка, словно бы застывшая на устах?! Таинственная, как сама её смерть. Отдав свою пери угрюмой земле, похоронный караван трогается в обратный путь. Все правильно сделал мудрый Гудал! Река времён смыла с лица земли и высокий его дом, где жена родила ему красавицу дочь, и широкий двор, где Тамара играла дитятей. А храм и кладбище при нем целы, их ещё и сейчас можно увидеть — там, высоко, на рубеже зубчатых скал, ибо природа высшей своей властью сделала могилу возлюбленной Демона недоступной для человека.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также:  Пленный рыцарь – краткое содержание произведения Лермонтова

Краткое содержание «Демон»

Поэма «Демон» Лермонтова, написанная в 1839 году, полна философских размышлений поэта на тему добра и зла, невозможности любви, в ней немало фольклорных и мифологических мотивов. Прежде чем произведение было допущено к печати, оно перенесло восемь авторских редакций.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Демона» по главам и частям. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Демон – злой дух, надменный и мстительный, который влюбляется в Тамару.

Тамара – прекрасная юная девушка с чистой душой.

Другие персонажи

Гудал – старик, заботливый отец Тамары.

Жених Тамары – богатый князь, властитель Синодала.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Часть I

Глава I

Скучающий Демон – « дух изгнанья » – пролетает над землей и предается невеселым воспоминаниям. Перед его глазами вереницей проходят дни, когда он был херувимом и был счастлив, « не знал ни злобы, ни сомненья ».

Глава II

Отвергнутый Господом, Демон вынужден на протяжении многих столетий блуждать по миру без приюта. Он « сеял зло без наслажденья », поскольку за это время даже зло наскучило ему.

Глава III

Демон пролетает над Кавказом, однако его не вдохновляют красоты этого края. Ему безразличен и Казбек – « грань алмаза », и Дарьял, и Терек.

Глава IV

Демон пролетает над Грузией, и перед ним разворачивается прекрасная картина: цветущие сады, « звонко-бегущие ручьи », пещеры, леса, полные дичи, пение сладкоголосых красавиц. Однако « природы блеск » вызывает у изгнанника лишь презрение, ненависть и холодную зависть.

Главы V- VI

Неподалеку от реки Арагва стоит большой дом седого старика Гудала. Сегодня в этом доме большой праздник: хозяин отдает замуж свою красавицу-дочь Тамару.

Главы VII-VIII

Тамара – удивительной красоты юная девушка, чьи чары могут покорить кого угодно. Будучи наследницей Гудала, она с детства не знает ни в чем отказа. Однако теперь ее ждет участь рабыни в незнакомой семье. Тамаре предстоит в последний раз сплясать и насладиться своей свободой.

Глава IX

Пролетая над шумным домом Гудала, Демон случайно замечает красавицу Тамару, и в его душе вновь поселяются любовь, добро и красота. Любуясь девушкой, Демон ощущает возрождение и появление робкой надежды на былое счастье.

Глава X

Тем временем на свадьбу спешит жених Тамары « под тяжкой ношею даров ». Он ведет за собой длинный караван верблюдов, груженных богатыми дарами невесте и ее семье.

Глава XI

Путь жениха пролегает мимо часовни, возле которой по древнему обычаю останавливаются все странники, чтобы помолиться о безопасной дороге. Однако князь, отвлеченный мыслями о Тамаре, проезжает мимо. На караван неожиданно нападают разбойники.

Главы XII-XIII

Жених Тамары и его товарищи убиты, « разграблен пышный караван ». Верный конь князя вместе с мертвым наездником изо всех сил скачет к дому Гудала.

Главы XIV- XV

Когда конь с убитым князем добирается до дома, все понимают, что случилась страшная, непоправимая беда. Осознав всю глубину трагедии, горько « рыдает бедная Тамара ». Неожиданно она слышит « волшебный голос », который уговаривает ее не плакать и не печалиться об умершем, чья душа давно устремилась в небесное царство. Голос, принадлежащий Демону, обещает Тамаре навещать ее каждую ночь и « сны золотые навевать ».

Глава VI

Голос настолько завораживает Тамару, что в ее душе просыпаются доселе неведомые ей чувства. Под утро к ней является Демон в облике красивого мужчины с влюбленными и бесконечно грустными глазами.

Часть II

Глава I

Тамара, несмотря на толпы женихов, отказывается за кого-либо выходить замуж. Она признается отцу, что ее « терзает дух лукавый », и просит отвезти ее в монастырь, чтобы избавиться от наваждения.

Главы II- IV

Родные привозят Тамару в « монастырь уединенный », расположенный среди прекрасных гор. Но даже в его стенах девушка продолжает слышать манящий голос и видеть знакомый неясный образ.

Главы V-VI

Тамара тает день ото дня, ее душа недоступна « восторгам чистым ». Все ее мысли принадлежат лишь таинственному незнакомцу, загадочному созданию, что приходит к ней в час ночной.

Глава VII

Прилетев в очередной раз к открытому окну Тамары, Демон сомневается в том, стоит ли ему продолжать свое жестокое развлечение с несчастной девушкой. Он слышит трогательную песню и впервые осознает « тоску любви ».

Главы VIII- IX

Готовый навсегда измениться, Демон входит в келью Тамары и видит рядом с ней херувима. Он послан для защиты девушки и просит Демона больше не терзать ее. Услышав эти речи, в злом духе вновь просыпается « старинной ненависти яд ». Он заявляет, что Тамара принадлежит ему. Узнав об этом, грустный ангел возвращается на небеса.

Глава Х

Оставшись наедине с Тамарой, Демон признается ей в любви. Он описывает свое одинокое безрадостное существование, которое может навсегда измениться, если Тамара ответит взаимностью на его чувства. Девушка хочет верить ему и вместе с тем боится довериться духу. Демон дает клятву, что сделает ее счастливой.

Главы XI-XII

Добившись ответного признания Тамары, Демон целует ее. Однако « смертельный яд его лобзанья » мгновенно проникает в грудь девушки, и та, вскрикнув, умирает.

Тем временем « сторож полуночный », совершая ночной обход, слышит звук поцелуя и приглушенный стон. В сердце старика проникает « нечестивое сомненье ». Чтобы отогнать грешные мысли, он шепчет слова молитвы и продолжает свой обход.

Главы XIII-XIV

Мертвая Тамара лежит в гробу. Она прекрасна, как никогда. Ее лицо выражает спокойствие и умиротворение, вечная печать смерти покоится на ее челе.

Глава XV

Возле гроба с Тамарой собираются « толпой соседи и родные », чтобы провести в последний путь девушку. Им предстоит долгая дорога: необходимо пройти три дня, чтобы оказаться в высокогорной церкви, построенной одним из праотцов Гудала.

Глава XVI

В « пространстве синего эфира » ангел летит в рай, где душа Тамары должна найти свое последнее пристанище. У ворот рая он сталкивается со злым духом, который требует отдать ему душу Тамары. Преисполненный « смертельным ядом », Демон пугает невинную душу девушки, и та не узнает в нем своего ночного гостя.

Ангел утверждает, что исстрадавшаяся душа Тамары заслуживает место в раю, и улетает со своей ношей. Побежденный Демон остается ни с чем.

Заключение

В своем произведении Лермонтову удалось емко и глубоко отобразить противостояние Добра и Зла, Ангела и Демона, которые являются разными сторонами одной души.

Краткий пересказ «Демона» будет полезен для читательского дневника. После его прочтения рекомендуется прочесть поэму в полном варианте.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Оказавшись в заключении в этот раз, Лермонтов не испытывал чувства вины. Инициатором дуэли был Барант. В ссоре были замешаны женщины и политика. Лермонтов предвзято относился к французам из-за гибели Пушкина. Лермонтов признался на суде, что стрелял в сторону. Барант же уверял, что поэт целился в него, но промахнулся. От Лермонтова требовали извинений перед Эрнестом Барантом за показания в суде, но тот категорически отказался, и даже по этому поводу писал Бекендорфу. Все эти события стали причиной появления столь безнадежного, грустного стихотворения. Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» помогает понять душевное состояние поэта в тот момент, ктогда он создавал это произведение.

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

Анализ стихотворения пленный рыцарь лермонтова. «пленный рыцарь»

Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука. Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь»

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свободы.

В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.

Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.

«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.

Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Пленный рыцарь»

Автор его написал уже во взрослом возрасте в 1840 г. Поэт создавал произведение после того, как состоялась его поединок с Э. Барантом. А опубликовано только через несколько месяцев, в «записках». В нем продолжается тема тюрьмы, узничества.

В нем заключение в камеру связано неразрывно с чувством одиночества. Оно вызвано конфликтом поэта с окружающим миром. Здесь описаны душевные переживания автора, потому что его идеалы никак не перекликаются с той действительностью, которая существует.

Стихотворение имеет пять строф, и выглядит как монолог, в котором раскрываются противостояния сообщества и человека, заточения и свободы. Цитата «темница – синее небо» создает конфликт. Молчание — так поэт выражает свою связь с пленением, причем тюрьма в этом случае распространяется на все вокруг. А «вольные птицы», которые резвятся на небосводе, подразумевают свободное чувство.

Читайте также:  Анализ стихотворения Стансы Лермонтова

Рыцарь очень переживает из-за того, что ему приходится сидеть в заточении, хотя ему надо было выйти победителем или погибнуть в сражении. Все его отважные подвиги ушли в забытье, а сейчас остались только печальные думы и простое проживание, ожидая своей гибели.

Развернутая метафора содержится в 3 строфе, где поэт ввел лексику, которая еще сильнее подчеркивает бездеятельность героя. Он закован, заколдован. Ведь из каменных стен очень тяжело выйти.

4 столбец выстроен весь на фигуральных изменениях (щит это двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы). Сочетания слов показывают то, как состязаться за свободную жизнь – это камень, железо. Художественное свойство получается из-за внутреннего параллельного соотношения образов. Герой, сознавая свою несвободу, хочет вырваться из плена. Но за счет различных художественных приемов делается сильнее трагическая безысходность всей ситуации рыцаря.

В пятой строфе происходит синтаксическое противопоставление первым четырем. Здесь всего лишь три предложения, два являются побудительными, повелевают что-то сделать, чтобы достичь цели. И здесь начинают появляться светлые настроения. Все-таки героя не сломили, он еще не побежден. Он не собирается складывать свое оружие. И здесь отражаются терзания самого поэта.

Рекомендуется к прочтению:

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы,Синее небо отсюда мне видно:В небе играют всё вольные птицы;Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности.

387. ОЗ. 1841, № 8. — — Печ. по копии ПД, тетр. 15. Датируется предположительно 1840 г. Ст-ние завершает тюремную тему в творчестве Лермонтова и, скорее всего, написано в марте-апр. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. Скончался Геннадий Бортников в Москве 24 марта 2007 года от инфаркта. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе.

Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит. В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания.

Вольная жизнь и в этом стихотворении выступает как безусловная ценность, но она уже недоступна «пленному рыцарю», ибо внутренняя связь с нею прервана.

Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Датируется предположительно апрелем 1840 года, когда Лермонтов сидел под арестом за дуэль с сыном французского посланника Э. де Барантом. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом.

Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться. Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронёю мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя, — Слезу и сдёрну с лица я забрало.

1840 г. когда поэт находился под арестом за дуэль с Э. де Барантом. Это произведение перешло в общественное достояние. В первую очередь, отсутствием свободы. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам.

Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением. Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решетка бойницы, Каменный панцирь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

С 1963 в Московском театре им. Моссовета. В Театре им. Моссовета Бортников играл до своих последних дней, исполняя роли в самых различных амплуа. В конце жизни он выпустил новый спектакль «Прихоти любви, или капризы Марианны», где выступил и в главной роли, и как автор инсценировки, и как автор костюмов. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва — 15 июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок». Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы».

Текст «Пленный рыцарь» М.Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы, Нету ни песни во славу любезной: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован, Каменный шлем мою голову давит, Щит мой от стрел и меча заколдован, Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный, Шлема забрало — решотка бойницы, Каменный панцырь — высокие стены, Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время! Душно под новой бронею мне стало! Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме. Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти. осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор о, подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой — это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало — это решетка бойницы, его щит — чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, — образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» — характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной». оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества. несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог. раскрывающий конфликт личности и общества. свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой«темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы» — едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» — ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно …мне стало» .

Третья строфа представляет развернутую метафору. где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы ) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало ) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь ) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции — противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же ) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя» ).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем. который в сочетании со сплошной женскойрифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно ) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Ссылка на основную публикацию