Максим Максимыч – краткое содержание глава из Героя нашего времени Лермонтова

Герой нашего времени – краткое содержание

Название произведенияГерой нашего времени
АвторМихаил Лермонтов
ЖанрПсихологический роман
Год написания

Главные герои

  • Григорий Александрович Печорин – петербургский офицер, служащий на Кавказе
  • Максим Максимыч – штабс-капитан, бывший комендант крепости, приятель Печорина
  • Бэла – юная горская княжна
  • Ундина – девушка-контрабандистка
  • Княжна Мери – московская барышня, отдыхающая на водах
  • Вера – бывшая возлюбленная Печорина
  • Грушницкий – юнкер, влюбленный в Мери
  • Вулич – офицер-игрок, «фаталист»

Другие персонажи

  • Рассказчик
  • Казбич – «лихой» горец
  • Азамат – брат Бэлы
  • Слепой мальчик
  • Неизвестный контрабандист
  • Княгиня Лиговская – мать Мери
  • Доктор Вернер – друг и секундант Печорина
  • Драгунский капитан – приятель и секундант Грушницкого
  • Пьяный казак

Краткое содержание

Часть первая

I. Бэла

Странствующий на Кавказе русский офицер знакомится с проезжим штабс-капитаном, бывшим комендантом южнорусской крепости. Старый офицер представляется Максимом Максимычем. Пережидая непогоду, герои знакомятся ближе, и Максим Максимыч делится историями из служебной практики. Так, рассказчик узнает о молодом офицере Григории Александровиче Печорине, сосланном на Кавказ. По признанию штабс-капитана, он был «из тех людей, с которыми должны случаться разные необыкновенные вещи».

Печорин и Максим Максимыч легко становятся друзьями. Когда местный горский князь приглашает их на свадьбу дочери, Печорин знакомится с Бэлой, младшей княжной. Григория Александровича поражает ее несходство со столичными светскими барышнями, и он решает во что бы то ни стало сделать Бэлу своей. На помощь приходит случай: Печорин подслушивает разговор Азамата, брата Бэлы, и горца Казбича, знакомого старого князя. Юный Азамат умоляет продать ему знаменитого коня Карагеза, равных которому нет во всей в Кабарде. Мальчик предлагает Казбичу взамен выкрасть Бэлу, которая очень нравилась горцу:

«Я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха.

Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?»

Казбич отказывается, и этим пользуется Печорин: он обещает увести заветного коня для Азамата, если он выкрадет и отдаст сестру ему./p>

«Иногда маловажный случай имеет жестокие последствия», — Максим Максимыч возражает против этого замысла, но Печорин принимает решение без колебаний. Азамат привозит Бэлу в крепость и забирает коня, пока Григорий отвлекает горца. Мальчик сбегает, опасаясь мести Казбича. Опасный горец скрывается, затаив обиду.

Поначалу Бэла тяготится жизнью в крепости, тоскуя по дому. Печорин дарит ей подарки, признается в чувствах, всячески пытаясь расположить ее к себе, но его уловки подействуют лишь спустя долгое время. Бэла влюбляется в странного русского офицера, и довольно быстро Печорин охладевает к горянке. Он все чаще выезжает охотиться один. Максим Максимыч выговаривает Печорину за равнодушие к Бэле. Печорин рассказывает штабс-капитану о смертельной скуке, которая одолевает его:

«… Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, — только мне с нею скучно. »

Сторожевые все чаще начинают замечать вблизи крепости Казбича. Мстительный горец подстерегает и похищает Бэлу во время прогулки. Печорин и Максим Максимыч пытаются догнать его, но Казбич ранит девушку в спину и скрывается. Спустя два дня мучений она умирает на руках у Печорина. Тот замыкается в себе и отныне избегает любых упоминаний о княжне.

Печорина переводят в другую часть.

II. Максим Максимыч

Случай снова сводит вместе Максима Максимыча и рассказчика в дорожной гостинице. Здесь он сталкивается и с Печориным: офицер направляется в Персию и также останавливается в гостинице.

Штабс-капитан отправляет лакея к бывшему товарищу и предвкушает встречу. Однако ответа на приглашение не следует, и Максим Максимыч, напряженно ожидая появление старого друга, всячески найти оправдания его поведению: он не понимает, почему Печорин уходит от встречи с ним.

Немного спустя Максим Максимыч все-таки встречает Печорина, но тот уже собирается в отъезд и не выказывает особенной радости от мимолетного свидания. Максим Максимыч уговаривает Печорина задержаться, Григорий отказывается. Старик глубоко огорчен: «Не так я думал с вами встретиться», но молодой офицер отзывается: «Всякому своя дорога». На вопрос, как поступить с его дневником («журналом»), который штабс-капитан все эти годы берег, он получает равнодушное дозволение делать с записями все, что ему заблагорассудится.

«Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Разочарованный Максим Максимыч передает журнал Печорина офицеру. Именно из этих материалов и из заметок проезжего и получится в итоге роман «Герой нашего времени». Опубликован он будет спустя несколько лет, когда рассказчик узнает, что Печорин погиб на обратном пути из Персии.

Журнал Печорина — это беспристрастный, откровенный анализ собственных чувств.

Журнал Печорина

I. Тамань

Путешествуя по службе, Печорин останавливается в приморском городе Тамань. Не найдя свободных квартир, он поселяется в лачуге на берегу моря. В мрачном доме, окруженном дурной славой, живут глухая старуха и мальчик- сирота.

Ночью Печорин замечает, что слепой убегает к берегу моря, и отправляется следом. На побережье Григорий Александрович видит незнакомую девушку, которая вместе со слепым словно ожидают кого-то. Причаливает лодка, неизвестный спускает с нее груз, который принимают слепой и девушка.

Утром Печорин знакомится с ней — незнакомка оказывается дочкой глухой старухи — и рассказывает, что стал свидетелем их ночных приключений. Девушка не смущается, отшучивается. Печорин отмечает, что она ведет себя странно: говорит загадками, никогда не дает прямых ответов и больше напоминает русалку-ундину, чем обычную женщину. Догадываясь, что и девушка, и слепой, связаны с контрабандой, он грозится донести о них властям, не подозревая, что эти слова могут впоследствии стоить ему жизни.

Вечером девушка зовет Печорина на свидание у моря. Предупредив слугу-казака о возможной опасности и велев ему бежать на берег, если он услышит выстрел, Печорин отправляется к ней. Девушка заманивает его в лодку, они отплывают, несмотря на дурные предчувствия Печорина.

«… щека её прижалась к моей, и я почувствовал на лице моём её пламенное дыхание».

Незнакомка признается ему в любви, целует, выбрасывает пистолет в море и пытается скинуть Печорина с лодки. Чудом он одолевает ее, сбрасывает в воду и возвращается на берег. В доме Печорин обнаруживает, что все его ценные вещи украдены.

Позже Григорий снова видит контрабандистов. Мужчина и девушка уплывают навсегда, равнодушно прощаясь со слепым мальчиком. Печорин уезжает из Тамани с сожалением: он не хотел «нарушать покой честных контрабандистов».

Часть вторая

II. Княжна Мери

Печорин приезжает на воды, в Пятигорск, чтобы восстановиться после ранения. У источников, где собирается свет общества, он встречает раненого юнкера Грушницкого. Внешне они состоят с ним в приятельских отношениях, но по признанию Печорина не любят друг друга. Он чувствует: «мы когда-нибудь столкнёмся на узкой дороге и одному из нас несдобровать».

Напыщенный юнкер мечтает «сделаться героем романа», и мгновенно влюбляется в дочь московской княгини Лиговской, юную Мери, она также выказывает интерес к юнкеру. Княжна убеждена, что Грушницкий разжалован за дуэль, и это придает ему романтического очарования. Печорин чувствует зависть, ведь внимание княжны устремлено не на него, и решает изменить ход событий. Он пускается на провокации, чтобы раздразнить княжну Мери. Немного спустя знакомый Печорина, доктор Вернер, подтверждает успешность предпринятых Григорием усилий:

« — Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно».

Вернер также упоминает девушку, в описании которой Печорин узнает Веру — свою бывшую возлюбленную, которая теперь замужем за немолодым богатым дворянином. Они встречаются, говорят о былых чувствах друг к другу, тайный роман вспыхивает вновь.

На прогулке верхом Печорин встречает Мери и Грушницкого, княжна принимает его за черкеса, Григорий дерзко комментирует свое внезапное появление, вызывая негодование княжны. Вера приглашает Печорина в дом Лиговских под предлогом, что нигде больше видеться они не смогут. На бале Печорин пытается извиниться перед княжной Мери за свою дерзость. Он пользуется случаем и вступается за нее перед пьяным драгунским капитаном, заслуживая прощение, а отныне и теплое отношение Мери.

С этого момента они общаются все чаще, и интерес княжны к Грушницкому постепенно сменяется симпатией к Печорину. В журнале Печорин подчеркивает, что любить Мери не будет никогда, и цели его сугубо эгоистические:

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность ; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Княжна влюбляется в Печорина, он торжествует. Грушницкий, которого произвели в офицеры, в свою очередь, обнаруживает, что Мери охладела к нему, и страшно ревнует. Он мстит, распуская слухи о якобы предстоящей женитьбе Печорина и Мери.

Печорин проводит немало времени с княжной. На прогулке верхом они говорят о любви, Печорин целует Мери, и она фактически признается в своих чувствах. Вечером Григорий становится невольным свидетелем разговора о себе пьяных военных во главе с Грушницким, они подстрекают Грушницкого к дуэли. У Печорина рождается ответный план.

На следующий день он встречается с Мери. Убежденная во взаимности девушка вымаливает у него признание в чувствах, однако Печорин открыто заявляет, что не любит ее.

У Григория развивается роман с Верой. Вечером, связав две простыни, он тайно покидает комнату Веры, которая живет в том же доме, где и Лиговские, и мимоходом наблюдает за Мери сквозь ее окна. На земле Печорина ловят драгунский капитан и другие приятели Грушницкого, завязывается драка, которую впоследствии представят как нападение черкесов.

Грушницкий публично обвиняет в ночном вторжении Печорина, и тот вызывает его на дуэль. В секунданты Григорий выбирает доктора Вернера, который рассказывает, что знает о заговоре шайки Грушницкого: они хотят зарядить только один пистолет. Условия дуэли смертельные — стреляться на шести шагах (шесть шагов между шпагами).

Дуэль происходит утром. Печорин предлагает расположиться на обрыве скалы, чтобы исход дуэли действительно был смертельным и чтобы впоследствии поединок можно было скрыть от властей, списав труп на черкесов.

Грушницкий отказывается убивать Печорина, но капитан обвиняет его в трусости и тот все же стреляет, легко задевая колено Печорина. Печорин раскрывает обман с незаряженным пистолетом, и убивает Грушницкого. Он падает с обрыва, разбиваясь о камни.

Доктор Вернер, как было условлено заранее, вынимает пулю, и убийство списывают на черкесов. Вера, узнав о дуэли, признается мужу, что любит Печорина, и тот увозит ее. Печорин мчится верхом в Пятигорск, надеясь перехватить Веру до отъезда, но загоняет коня. Единственная дорогая ему женщина потеряна безвозвратно.

«Изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал. И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым»

Начальство, подозревающее Печорина в дуэльной истории, переводит его в одну из кавказских крепостей. Он наносит визит в дом Лиговских и признается княжне Мери, что насмехался над ней и ее чувствами.

III. Фаталист

Последняя повесть «Журнала Печорина». Во время игры в карты завязывается спор о существовании некоего предопределения, ответственного за то, когда человеку придет час умереть. Поручик Вулич, известный карточный игрок, вызывается проверить существование «списка смерти» на практике. Печорин предлагает пари, Вулич соглашается: если его час умереть настал, это случится, если нет — он выживет. При этом Печорин замечает, что на лице Вулича словно присутствует тень чего-то неизбежного, рокового. Он предупреждает Вулича о скорой смерти, но тот не воспринимает его всерьез. Находят пистолет, Вулич стреляет себе в лоб, случается осечка, но когда он следом стреляет в фуражку на другой стороне комнаты, раздается выстрел. Вулич выигрывает спор. Публика ошеломлена. Печорин не может понять, почему он ощущал, что Вулич скоро умрет.

«Часто на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток неизбежной судьбы, так что привычным глазам трудно ошибиться».

По пути на квартиру Печорин размышляет о судьбе и взаимосвязи жизни и смерти. Внезапно он обнаруживает на дороге труп свиньи, разрубленный пополам. Казаки ищут виновника — пьяного, который гнался за животным с шашкой. Войдя к себе, Печорин недолго остается один — приходят офицеры и объявляют, что Вулич убит. Он случайно попался под руку пьяному казаку. Печорин осознает, что невольно предсказал ему трагическую судьбу.

Он сам решает проверить теорию предопределения и берет живым убийцу-казака, который заперся в доме с оружием и отказывается сдаваться. Пользуясь удачными обстоятельствами, Печорин проникает в дом через окно, казак стреляет, но задевает лишь эполет Григория. Печорина чествуют. Рассказывая в крепости Максиму Максимычу о происшедшем, Печорин не получает от него сколько-нибудь глубокомысленных комментариев по поводу произошедшего. Восприятие фатализма у штабс-капитана сводится к фразе «видно, уж так на роду у него было написано».

Краткое содержание «Максим Максимыч»

Глава 2 «Максим Максимыч» Лермонтова является логическим продолжением истории о Бэле в романе «Герой нашего времени». Данная глава представляет особую ценность, поскольку в ней раскрывается истинная сущность Печорина.

Для лучшей подготовки к литературе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Максим Максимыч» на нашем сайте. Пересказ главы пригодится и для читательского дневника.

Главные герои

Максим Максимыч – пятидесятилетний штабс-капитан, моложавый, открытый, порядочный мужчина.

Печорин Григорий Александрович – офицер лет тридцати, закрытый, своевольный, холодный человек.

Другие персонажи

Рассказчик – путешественник, приятель Максима Максимыча.

Краткое содержание

Продолжая свое путешествие по Кавказу, рассказчику вновь довелось встретиться с Максим Максимычем. Судьба свела их на постоялом дворе, и они вместе отужинали, словно старые приятели.

Увидев, как во дворе остановилась щегольского вида коляска, они решили узнать, кого занесло в этот отдаленный уголок. Выяснилось, что коляска принадлежит Печорину, и это известие очень обрадовало Максима Максимыча. Он попросил лакея передать хозяину, что его хочет видеть его старый знакомый штабс-капитан. Он думал, что Печорин обрадуется и тут же прибежит поздороваться.

Рассказчик « также с некоторым нетерпением ждал появления этого Печорина ». Личность молодого офицера заинтриговала его еще по предыдущим рассказам Максима Максимыча. Однако тот не собирался наносить визит, и « явно было, что старика огорчало небрежение Печорина ». Он не спал всю ночь, ожидая появления старого друга, и никак не мог взять в толк, отчего тот не спешит увидеться с ним.

На следующее утро появился Печорин, и рассказчик получил возможность внимательно его разглядеть. Это был стройный молодой человек среднего роста, с маленькими аристократическими руками. Походка его была ленивой и небрежной, но во время ходьбы он никогда не размахивал руками – « верный признак некоторой скрытности характера ». При первом взгляде на Печорина ему можно было дать не больше двадцати трех лет, но, присмотревшись, было видно, что мужчина пересек тридцатилетний рубеж. Позы его были несколько изнеженными и томными, а в « улыбке было что-то детское ». Черные усы и брови в сочетании со светлыми кудрями выдавали в нем породу, « как черная грива и черный хвост у белой лошади ».

Но особого внимания заслуживали его глаза, которые « не смеялись, когда он смеялся ». Холодный, ослепительный их блеск был подобен « блеску гладкой стали» , а взгляд был неизменно тяжелым и проницательным. В целом Печорин был весьма недурен собой, и « имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским ».

Утром Максим Максимыч отправился по служебным делам к коменданту. Увидев, что Печорину уже закладывают коляску, рассказчик отправил мальчишку позвать старого офицера. Максим Максимыч бежал изо всех сил, боясь опоздать. Он хотел было радостно броситься в объятия Печорину, но молодой человек лишь протянул ему руку, « довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой ». Он рассказал, что все это время скучал, а теперь держит путь в Персию и не намерен задерживаться здесь. На вопрос о Бэле Печорин « чуть-чуть побледнел и отвернулся », а затем принужденно зевнул.

Старик принялся умолять Печорина остаться хоть ненадолго, чтобы поговорить, вспомнить былое. Однако офицер вежливо, но решительно отказался от совместного обеда, на котором так настаивал Максим Максимыч. Он сказал, что « всякому своя дорога », и попросил не держать на него зла.

Максим Максимыч хотел было отнести Печорину его бумаги, оставшиеся еще со времен их совместного пребывания в крепости, но молодому человеку они оказались не нужны. На вопрос, когда он вернется из Персии, « Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем. ».

Старик не ожидал подобного равнодушия, он « был печален и сердит, хотя старался скрыть это ». Пренебрежение Печорина глубоко ранило его, ведь он почитал молодого человека своим старым другом, с которым было немало пережито. Максим Максимыч предрек Печорину дурную кончину, которая ожидает всех, « кто старых друзей забывает ».

Рассказчик поинтересовался у штабс-капитана, что он намерен сделать с записками Печорина, и тот ответил, что велит « наделать патронов ». Рассказчик попросил передать ему бумаги молодого офицера, который так заинтересовал его. Максим Максимыч согласился и с нескрываемым презрением принялся швырять на землю тетради своего бывшего друга. « В его досаде было что-то детское », и в эту минуту старик невольно вызывал к себе чувство жалости.

Рассказчик схватил бумаги, и « поскорее унес их, боясь, чтоб штабс-капитан не раскаялся ». Простились они довольно холодно: Максим Максимыч никак не мог прийти в себя после унижения от встречи с Печориным. Было грустно наблюдать, как некогда открытый и дружелюбный офицер « сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном ». Рассказчику стало ясно, что, утратив веру в дружбу, Максим Максимыч навсегда закроет свое сердце и душу для новых знакомств.

Заключение

Главная мысль произведения заключается в том, чтобы бережно относиться к чувствам других людей, особенно старшего поколения. Утраченные мечты и иллюзии им уже нечем заменить, и их доброе расположение нужно уважать.

После ознакомления с кратким пересказом «Максим Максимыч» рекомендуем прочитать произведение Лермонтова в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Максим Максимыч»: краткое содержание главы из «Героя нашего времени»

«Максим Максимыч» – глава-повесть из романа Лермонтова «Герой нашего времени». Краткое содержание, подробное изложение с цитатами: встреча штабс-капитана с Печориным. Образ и характеристика героя, Максим Максимыч и Печорин, Бэла.

«Максим Максимыч» — вторая из глав-повестей в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Штабс-капитан Максим Максимыч после нескольких лет разлуки встречает вышедшего в отставку прапорщика Григория Александровича Печорина, с которым служил в крепости во время трагической истории с черкешенкой Бэлой. Максим Максимыч думает, что Печорин будет рад старому приятелю, но тот разговаривает со штабс-капитаном очень холодно и сразу уезжает. Добросердечный Максим Максимыч расстроен до слез.

«Максим Максимыч». Подробное изложение

В конце главы «Бэла» рассказчик после совместного путешествия расстается со штабс-капитаном Максимом Максимычем, не надеясь увидеть его снова, и вскоре прибывает во Владикавказ.

Но в городе ему приходится три дня ждать «оказии» — армейского прикрытия, «с которыми ходят обозы через Кабарду… в Екатериноград». На другой день приезжает и Максим Максимыч, они с рассказчиком встречаются как старые приятели.

Появляется и «оказия»: среди простых повозок выделяется щегольская дорожная коляска. От заносчивого слуги офицеры узнают, что хозяин чудесной коляски — Печорин. Максим Максимыч очень обрадован: «Мы с твоим барином были друзья закадычные». Он велит слуге передать Печорину, что «здесь Максим Максимыч», и выражает уверенность, что тот «сейчас прибежит».

Максим Максимыч садится ждать приятеля у ворот гостиницы. Но время идет, а того все нет: «Явно было, что старика огорчало небрежение Печорина, и тем более, что он мне недавно говорил о своей с ним дружбе и еще час тому назад был уверен, что он прибежит, как только услышит его имя». Не дождавшись Печорина, штабс-капитан долго ворочается перед сном, будто его кусают клопы.

Иллюстрация В.И. Комарова

На следующее утро Максим Максимыч отправляется к коменданту по служебным делам и просит позвать его, когда объявится Печорин. Действительно, вскоре рассказчик замечает Печорина — тот уже готовится к отъезду — и посылает за штабс-капитаном.

Приводится подробный портрет Печорина: это был молодой мужчина среднего роста, стройный, но крепкого сложения; красивый лицом; бледный, с маленькими руками и тонкими пальцами; «в его улыбке было что-то детское». «Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные — признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади». А еще его глаза «не смеялись, когда он смеялся», отмечает рассказчик: «это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Иллюстрация Миграна Сосояна

Печорин уже готовится сесть в коляску и ехать, когда со всех ног прибегает Максим Максимыч: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку».

Печорин держится предельно спокойно, на вопросы Максима Максимыча отвечает коротко. Он в отставке, сейчас едет в Персию. На вопрос, помнит ли он о Бэле, Печорин отвечает, зевая: «Да, помню».

Он отказывается задержаться во Владикавказе еще на пару часов, чтобы пообедать и поговорить со старым знакомым: «Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч. Однако прощайте, мне пора. я спешу. Благодарю, что не забыли…»

Он садится в коляску. Максим Максимыч вдруг вспоминает, что давно уже возит с собой бумаги Печорина. Но тот сообщает, что бумаги эти ему не нужны. Его коляска вскоре скрывается из виду: «Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, — а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости».

Иллюстрация Николая Дубовского

Максим Максимыч старается держаться равнодушно, но в глазах его видны слезы обиды: «Конечно, мы были приятели, — ну, да что приятели в нынешнем веке. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара…»

Из бумаг Печорина штабс-капитан собирается наделать патронов, но рассказчик уговаривает отдать бумаги ему. Максим Максимыч открывает чемодан и с досадой одну за другой бросает на землю тетрадки Печорина.

Рассказчик уезжает, а Максим Максимыч остается во Владикавказе: он так и не успел встретиться с комендантом, единственный раз в жизни отложив служебную необходимость ради встречи со знакомым. С рассказчиком они прощаются довольно сухо.

«Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты, когда пред ним отдергивается розовый флер, сквозь который он смотрел на дела и чувства человеческие, хотя есть надежда, что он заменит старые заблуждения новыми, не менее проходящими, но зато не менее сладкими. Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется…

Кто герой? Как царь попался на «уловку» Лермонтова

Композиция романа «Герой нашего времени» обманчива. По первым двум главам можно подумать, что главный герой — это именно Максим Максимыч. В эту композиционную ловушку попал в свое время император Николай I, решив, что «герой нашего времени» — это именно простой и честный штабс-капитан.

«Характер капитана намечен удачно, — писал император жене Александре Федоровне. — Когда я начал это сочинение, я надеялся и радовался, думая, что он и будет, вероятно, героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, которых обыкновенно так называют. В кавказском корпусе, конечно, много таких людей, но их мало кто знает; однако капитан появляется в этом романе как надежда, которой не суждено осуществиться. Господин Лермонтов оказался неспособным представить этот благородный и простой характер; он заменяет его жалкими, очень мало привлекательными личностями…»

Прочитав роман целиком, самодержец досадовал: «Я дочитал “Героя” до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора».

Николай I. Портрет работы Франца Крюгера

Образ и характеристика Максима Максимыча

Хотя Максим Максимыч и не главный герой произведения, в романе он играет важную роль. Во-первых, именно с его слов читатель получает первое представление о Печорине. Во-вторых, характер Печорина лучше раскрывается в противопоставлении с образом штабс-капитана.

Основные качества Максима Максимыча — честность, простота и добрый нрав. Образ человечного и слегка лукавого штабс-капитана вступает в противоречие с образом Печорина — человека сложного, страдающего, не ладящего с миром.

Внешность Максима Максимыча описывается в повести «Бэла»: «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду…».

Иллюстрация Юрия Иванова

Максим Максимыч много лет служит на Кавказе, он всякое повидал, но признает, что ни к черкесским пулям, ни к красотам Кавказа нельзя до конца привыкнуть: «Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца».

Штабс-капитан хорошо знает Кавказ, его природу и обычаи, хотя к местным народам относится с предубеждением: «Преглупый народ! Поверите ли? ничего не умеют, не способны ни к какому образованию! Уж по крайней мере наши кабардинцы или чеченцы хотя разбойники, голыши, зато отчаянные башки, а у этих и к оружию никакой охоты нет: порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!»

Он умеет и воевать (продвижение по службе получил за «дела против горцев»), и поддерживать добрые отношения с соседями. И «мирной князь», отец Бэлы, и разбойник Казбич были его кунаками, то есть приятелями. С черкесами Максим Максимыч разговаривает на их языке, дела ведет честно, но и обкрадывать себя не дает.

Штабс-капитан не пытается навязать местным жителям свои порядки. Он признает, что у горцев свои обычаи. Когда Казбич убивает отца Бэлы, отомстив за кражу коня, Максим Максимыч рассуждает так: «Конечно, по-ихнему он был совершенно прав». Рассказчик поражается этому свойству русского человека — «прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

Максим Максимыч ценит дружбу. Он быстро сближается с рассказчиком. Во время службы в крепости по-приятельски общается с Печориным.

У Максима Максимыча нет ни жены, ни детей. Возможно, поэтому немолодой офицер особенно тепло, по-отечески относился к Азамату и Бэле. Складывается впечатление, что гибель девушки печалит его сильнее, чем Печорина.

Максим Максимыч живет в простой системе координат. Он честный служака, добрый товарищ, человек, способный к состраданию — когда это не противоречит долгу.

И он совершенно не может понять уставших от жизни молодых людей, подобных Печорину: «Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» То ли в шутку, то ли всерьез штабс-капитан приходит к выводу, что скучать русская молодежь научилась у англичан — «да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!»

Если Печорин —«герой нашего времени», то Максим Максимыч — герой другой, уходящей эпохи. Он сам с горечью признает это, столкнувшись с холодностью Печорина при новой встрече: «Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться. Вы молодежь светская, гордая: еще пока здесь, под черкесскими пулями, так вы туда-сюда… а после встретишься, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату». И у рассказчика, и у читателя обманутый в лучших ожиданиях офицер в этот момент вызывает лишь сочувствие.

Иллюстрация В.И. Комарова

И все-таки образ Максима Максимыча не оставляет тяжелого впечатления. Вряд ли можно считать его положительной альтернативой Печорину, но у рассказчика нет никаких сомнений, что человек он цельный и достойный. Не зря повесть «Бэла» заканчивается словами: «Сознайтесь, однако ж, что Максим Максимыч человек достойный уважения. Если вы сознаетесь в этом, то я вполне буду вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ».

Сергей Никоненко в роли Максима Максимыча в сериале «Печорин. Герой нашего времени» (2006)

Краткое содержание Лермонтов Максим Максимыч (глава из Героя нашего времени)

Краткое содержание

Перед знакомством с образом Максима Максимыча рекомендуется вспомнить краткое содержание романа Лермонтова. Во время путешествия по Кавказу автор познакомился с капитаном Максимом. Тот рассказал о своей дружбе с молодым офицером Печориным. Все его повествование состояло из событий, которые произошли с его товарищем и ним самим.

Когда-то друзья вместе служили в одной крепости на Кавказе. Печорину здесь приглянулась красавица Бэла, он решил ее украсть. Девушка влюбилась в своего похитителя, но вскоре она ему наскучила. За Бэлу Печорин отдал коня, которого украл у Казбича. Разбойник старался вернуть лошадь, а также пытался отомстить обидчику. Во время его нападения девушка погибла.

Рассказ старого капитана на этом окончился, он попрощался с автором. Но они снова встретились, только уже во Владикавказе. В этом городе они случайно увиделись с Печориным, который направлялся в Персию. Старый товарищ капитана был холоден, что очень его задело.

Офицер оставил другу дневники, где описывал свои приключения. Но старый капитан решил избавиться от них, поэтому передал автору. Спустя некоторое время становится известно, что Печорин умер по дороге в Персию. Тогда писатель принял решение опубликовать его дневники в виде повести.

Оставшаяся часть произведения делится на несколько глав. Они содержат описание событий, которые происходили с Печориным до встречи с Бэлой:

  • путешествие в Тамань;
  • поездка в Кисловодск и Пятигорск;
  • командировка в казачью столицу.

В Тамани офицер раскрыл банду контрабандистов, в Пятигорске он познакомился с новой девушкой, княжной Мери, и дрался на дуэли с Грушницким. Печорин победил своего противника, а затем он предсказал смерть офицеру Вуличу.

Дневники рассказывают о переживаниях их автора. Читателям становится ясно, что даже при богатстве, красивой внешности и уме Печорин остается по-прежнему несчастным. Старый товарищ сыграл в его жизни значительную роль, хотя сам офицер так не считает. Он старается не привязываться к людям.

Читать краткое содержание главы Максим Максимыч

Повесть начинается с рассказа автора о том, как ему пришлось ждать в гостинице во Владикавказе оказии. Гостиница была простая, обслуживало её три человека, и автор приготовился провести в скуке время в ожидании. Но на следующий день приехала повозка с его знакомым, Максимом Максимычем, штабс-капитаном. Как оказалось, Максим Максимыч понимал толк в поваренном искусстве и смог приготовить вкусного фазана. Позже, знакомые сидели за бутылкой вина и молча смотрели на улицу, потому что говорить им было особо не о чем.

Вдруг мимо проезжает несколько повозок с армянами, а позади них едет красивая карета, сделанная по последней моде и явно не предназначенная для тех дорог. Позади этой коляски шёл балованный лакей, у которого автор поинтересовался, не оказия ли пришла. Лакей презрительно посмотрел и ничего не ответил, на заданный вопрос ответил армянин, что, да, приехала оказия.

Барский лакей стал выгружать вещи в гостинице и Максим Максимыч поинтересовался, чья эта коляска. Узнав, что её владельцем является Григорий Александрович Печорин, штабс-капитан сильно обрадовался, потому что считал его своим близким другом. Узнав, что Печорин остался в гостях у одного полковника, старик попросил лакея доложить о нём, и, с радостью и надеждой в сердце, он сел на скамейку за воротами и стал ждать приезда своего товарища. Прождав его весь день, но, так и не дождавшись, расстроенный Максим Максимыч вернулся в гостиницу поздно ночью.

На следующий штабс-капитан встал очень рано, сказав, что ему нужно сходить к коменданту, он попросил своего знакомого, послать за ним, если приедет Печорин. Через какое-то время, автор увидев Печорина, послал слугу за Максим Максимычем. Печорин велел лакею собирать вещи, а сам он уселся на скамейку. Автор внимательно рассматривал пришедшего, и сделал вывод, что он как раз той наружности, которая привлекает женщин. Он подошёл к нему и сказал, что его хотел видеть штабс-капитан. И в этот момент они увидели бегущего к ним старика. Он был очень рад Печорину, хотел было кинуться ему на шею, но тот лишь равнодушно протянул ему руку. Обида и досада захлестнули бедного Максим Максимыча. Немного поговорив, Печорин. Старик был разочарован, зол и обижен, отдал автору все заметки своего друга. Когда его знакомый стал собираться, старик ехать отказался, сказав, что ему надо закончить дела, потому что, торопясь встретить Печорина, он их не успел сделать. Знакомый уехал один, взяв с собой заметки.

В этой повести главная мысль заключается в том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей, особенно старшего поколения, потому что им просто нечем их заменить, надо относиться к ним с уважением.

Голосов: 423
Читать краткое содержание Максим Максимыч. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Внешность персонажа

При описании своего персонажа Лермонтов мало внимания уделил его внешнему виду. Максим Максимыч — это пожилой мужчина лет пятидесяти. У него есть офицерское звание — штабс-капитан.

Седые волосы придают его образу мужественности, но о цвете глаз ничего не сказано. Неизвестна и его фамилия. Офицер — это высокий человек со смуглой кожей. Цвет лица свидетельствует, что штабс-капитан много времени проводил под кавказским солнцем.

Старый Максимыч носил усы, у него уверенная походка. Офицер не падает духом даже при возникновении проблем. Несмотря не возраст, он энергичный и позитивно настроенный. Много лет капитан служил на территории Кавказа, эти места стали для него родными.

Максимыч был одет в сюртук без эполет, а на голове у него находилась черкесская мохнатая шапка. Его внешний вид совершенно не соответствовал внутренней энергии, которая исходила от рассказчика.

Капитан поднялся до такого чина из низов. Он не накопил богатства, не занял должность чиновника, поэтому считает себя неравным Печорину и другим офицерам. При этом он сохранил простой характер и доброту.

Во время разговора капитан часто теребил седые усы, а от жары его волосы сбивались в пряди. Но это не ухудшало его внешний вид. Офицер выглядел добрым и надежным, к нему тянулись молодые, просили у него совета и доверяли ему.

Несмотря на даже для такого возраста привлекательную внешность, у старого офицера нет жены. Родственников у него не осталось — уже 12 лет он не получает известий о родителях. Других родных у капитана нет.

Сочинение 2

Максим Максимыч — второстепенный, но очень важный персонаж для раскрытия образа Печорина. Он является его полной противоположностью.

Максим Максимыч – офицер, в звании штабс-капитана. Вся его жизнь посвящена армейской службе. На вид этому человеку около пятидесяти лет. Он холост, потому что не было времени на создание семьи. С годами штабс-капитан сожалеет об этом. Он до сих пор так и не научился строить отношения с женщинами. О своих родителях Максим Максимыч давно ничего не слышал.

По службе штабс-капитан много времени провел на Кавказе. Он хорошо знает культуру, традиции и язык местного народа.

Максим Максимыч — приветливый, открытый и добрый человек, способный дружить со всеми, даже с людьми других национальностей. Несмотря на простоту, он тонко чувствует красоту природы, духовный мир людей.

Максим Максимыч честен в отношениях с окружающими, может сказать, когда нужно, нелицеприятную правду, но умеет и сопереживать.

Он добросовестно несет службу, проявляет решительность и смелость в опасных ситуациях.

Однажды скучную и однообразную жизнь штабс-капитана в крепости нарушает приезд молодого офицера. Максим Максимыч рад этому событию. Он доброжелательно относится к новому приятелю, принимает все его странности. Вместе они проводят много времени на охоте. Максим Максимыч не одобряет его поступок, связанный с кражей из семьи черкесской княжны. Прекрасно зная непостоянство в характере Печорина, он предвидит исход этого события. Вместе с тем, Максим Максимыч жалеет и оправдывает его мятежную натуру. Бэллу он затем полюбит, как родную дочь, всячески будет её поддерживать. Максим Максимыча удивляет бесчувственность Печорина и непоследовательность его действий. В то же время, он привязан к молодому человеку и дорожит дружбой с ним. После гибели Бэллы Печорина переводят в другой полк и Максим Максимыч с ним не видится.

Спустя продолжительное время, случайно в одной из гостиниц Владикавказа он узнает, что здесь же находится проездом Григорий Александрович. Максим Максимыч чрезвычайно рад этому событию, с нетерпение ждет встречу со старым приятелем. Ради этого он откладывает свой визит к коменданту, чего никогда в своей жизни не делал. Печорин появляется только на следующий день, тем самым проявляет полное равнодушие к Максим Максимычу. При встрече с ним он ведет себя холодно, не выражая никаких чувств. Максим Максимыч хочет пообщаться с Печориным, ему есть что рассказать. Печорин, ссылаясь на занятость, не собирается задерживаться и тут же поспешно уезжает.

Штабс-капитан сильно разочарован и обижен такой встречей. На его глазах слезы, но он старается держаться, не показывать свои чувства на людях.

На фоне черствого Печорина особенно хорошо видны самые лучшие человеческие качества, душевность Максим Максимыча.

По мнению Белинского, Максим Максимыч – это образ настоящего русского человека.

Черты характера

У штабс-капитана простой характер, ведь он поднялся из низов. Офицер не принадлежал к аристократическому роду. Основные черты его натуры:

  • дружелюбие;
  • верность службе;
  • доброта;
  • эмоциональность;
  • простота.

Характер Максима Максимыча из «Героя нашего времени» располагает окружающих к общению. Штабс-капитан постоянно тянулся к людям, он не умел хитрить и ни к кому не испытывал ненависти. Даже Печорина он принял за своего, не обращая внимания на разницу в социальном положении.

Офицер практически всю жизнь посвятил воинскому делу. Лучшие свои годы он провел в Кавказских горах. Это неприхотливый человек, способный во время опасности стать во главе отряда. Раньше капитан страдал от алкоголизма, но сумел побороть вредную привычку ради службы. Но воинское дело не позволило ему обзавестись семьей, на взаимоотношения с женщинами просто не оставалось времени. Старый капитан научился радоваться мелочам, приспосабливаться к любым условиям, тяжелая жизнь только закалила его характер.

Офицер готов помочь каждому, несмотря на его происхождение. Его милосердие проявляется в отношении к другим. Капитан сам не понимает, насколько богата его натура. Он не проводит сравнительных анализов при общении с другими, поэтому сам себя считает просто необразованным стариком.

Старый Максимыч довольно эмоционален: «Поверите ли? Я, стоя за дверью, также заплакал, то есть, знаете, не то чтобы заплакал, а так — глупость!» (цитатный отрывок из произведения). В плохом настроении капитан превращается в капризного ребенка. Он становится обидчивым и упрямым.

Хотя его психологический портрет несложный, иногда капитан кажется противоречивой натурой. Свои чувства офицер не скрывает, не стесняется проявлять привязанность и дружелюбие. Но когда его обижают, он становится замкнутым и неразговорчивым. Образование старик не получил, он не читал книг и не разбирался в арифметических таблицах, не знал правил этикета. Но у него были свои взгляды на жизнь, хоть и довольно приземленные.

Старик-офицер далек от философии, он не любит рассуждать о высших материях. Ему не нравятся церемонии в общении. Капитан предпочитает разговаривать и проводить время просто. Но он очень осторожен, старается не конфликтовать с окружающими и не доверять им полностью. Офицер проявляет наблюдательность, поэтому он хорошо изучил традиции кавказских народов за все годы службы. Также он хорошо разговаривает на их языке.

Отношения с окружающими

Хотя старик Максимыч — второстепенный персонаж в романе, Лермонтов уделяет внимание описанию его отношений с другими героями. Капитан помогал своим товарищам, в некоторых событиях сыграв ключевую роль. Он тесно общался с несколькими людьми:

  • Печориным;
  • Бэлой;
  • Казбичем;
  • Азаматом.

Большое значение уделял Максим Максимыч дружбе с Печориным. Он по-отечески относился к молодому офицеру, считал его образованным, но немного странным — замкнутым, неэмоциональным. Капитан пытался предостеречь своего товарища о воровстве Бэлы. После отъезда офицера старик вспоминал его с теплом.

Но его отношение изменилось из-за второй встречи на Кавказе. Печорин забыл о совместных приключениях, общался с капитаном холодно, вел себя, словно чужой. Этим он смог обидеть ранимого капитана, даже рассердить его. Старик разочаровался в своем товарище.

Выказывал хорошее отношение Максим Максимыч и к Бэле. Он понимал язык ее народа, поэтому смог стать переводчиком для девушки и Печорина. Черкешенка относится к капитану, как к родному отцу, тот отвечает ей взаимностью. Но когда девушка влюбляется в Печорина, офицер остывает к ней. Бэла погибла от рук разбойников.

С Казбичем капитан был знаком еще до встречи с Печориным. Разбойник славился своей смелостью, яростью и любовью к выносливым лошадям. К своему коню Карагезу он относится, как к лучшему другу. Молодой офицер украл любимое животное разбойника, поэтому тот убивает Бэлу. Но капитан Максимыч принимает Казбича дружелюбно. Он не смотрит на его происхождение и род деятельности. Разбойник для капитана только кунак, с которым можно выпить чаю и поговорить.

Азамат — это младший брат Бэлы. Он очень упрямый и гордый мальчик, но готов выполнить любую услугу за деньги. Его заветная мечта — получить коня Казбича. Печорин пообещал ему лошадь в обмен на его сестру. Азамат согласился на этот план. Как только он получил коня, сразу сбежал из дома навсегда. Старик жалеет мальчика, относится к нему снисходительно.

Роль в романе

Штабс-капитан появляется в сюжете романа практически в самом начале. Лермонтов ввел этого персонажа для сравнения с образом Печорина. Старик Максимыч — цельная и собранная натура. Это способный на понимание и сострадание человек. Он покоряется судьбе, не стремится отыскать смысл существования.

Все события и обстоятельства капитан принимает стойко, жизнь он посвятил любимому делу и не желает никаких перемен. Дядька-офицер обладает большим опытом, но все же остается оптимистичным и ранимым.

Несмотря на отношение окружающих, сам капитан воспринимает их хорошими людьми. Он не обращает внимания на ярость и разбойническое поведение Казбича, жестокость и холодность Печорина, необразованность Бэлы, жадность Азамата. Для него все знакомые одинаково интересны, они заслуживают уважения и понимания.

Это незлопамятный старик, он отложил все свои планы, когда узнал о приезде товарища. Хотя встреча прошла совсем не так, как он желал, капитан в дальнейшем по-доброму отзывается о Печорине. Только в глубине души он ощущал разочарование и страдал из-за холодности приятеля.

Автору Максимыч с удовольствием рассказывает истории из своей жизни, делится впечатлениями о разных местах и годах службы. Офицер выполняет сразу несколько ролей в романе Лермонтова, он:

  • наблюдатель;
  • участник трагических событий;
  • фон для раскрытия других образов.

Штабс-капитан наблюдает за развитием отношений Печорина и Бэлы. Но он не стоял в стороне, а принимал участие в воровстве девушки, а затем и в сражении с Казбичем. Офицер пытался успокоить девушку, когда она попала в плен, а также разбудить в товарище потухшие чувства к ней. Все эти эпизоды позволили читателю узнать характеры других персонажей. Они раскрываются на фоне образа Максим Максимыча. Заметно, что писатель симпатизировал этому герою.

Образ в современном мире

Лермонтов написал свой роман, находясь под впечатлением от поездки на Кавказ. Образ Максима Максимыча он создал после общения с местными народами и изучения их отношения к русским.

К примеру, приезд новых людей — всегда интересное событие для кавказцев, особенно если их тип будет отличаться от других. Капитан и Печорин — это олицетворение разных поколений. Старое остается доброжелательным и пытается оправдать любые поступки окружающих. Молодое постоянно ищет смысл существования, старается получить как можно больше разных эмоций.

Из-за большой разницы в возрасте возникают противоречия. Штабс-капитан старался доверять людям, помогать им во всем. Молодой офицер был более эгоистичным, он разрушил понятия о дружбе и верности своей холодностью.

Роман русского писателя дал название проекту «Герой нашего времени». Он посвящен простым рабочим и их подвигам. Победителями конкурса в разных номинациях были многие: слесарь-электрик Владимир Исаев, машинист Игорь Гущин, донор Нина Бишенкова, многодетный отец Александр Повалей.

И сегодня живут такие натуры, как капитан Максимыч и Печорин. Между ними развиваются дружеские отношения, но при этом сталкиваются интересы разных поколений. Проблемы из-за разницы в возрасте и восприятии жизни, описанные в романе Лермонтова, возникают и в современном мире.

«Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

Структура романа имеет свою особенность: хронологический порядок частей в нем нарушен. Сначала Лермонтов дает представление о герое словами Максима Максимыча и лишь затем раскрывает внутренний мир Печорина, публикуя страницы из его дневника.

Предисловие

В кратком предисловии к роману Лермонтов стремится объяснить читателю, что в книге написан портрет всего поколения, а не одного человека. Общество впитало в себя множество пороков. Свою задачу писатель видит в том, чтобы вскрыть их. Однако рецептов лечения общества у Лермонтова нет.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I. Бэла

Повествование в этой главе идет от имени автора, который по дороге из Тифлиса в Ставрополь встречает немолодого штабс-капитана Максима Максимыча. Из его рассказа читатель узнает о главном герое произведения – Григории Александровиче Печорине. Это молодой офицер, недавно прибывший на Кавказ. Максим Максимыч прослужил вместе с Печориным всего год, но это время было наполнено массой событий. Во многом благодаря Григорию.

Однажды Максима Максимыча и Печорина пригласили на свадьбу к местному князю, с которым штабс-капитан дружил. На этой свадьбе и произошло роковое знакомство молодого офицера с прекрасной Бэлой, младшей дочерью князя.

Случайно Максим Максимыч подслушивает разговор между сыном князя Азаматом и одним из гостей – Казбичем, который известен своей лихостью и отвагой. А великолепный конь Казбича вызывает зависть у многих горцев. Азамат предлагает за прекрасного скакуна любые деньги и даже согласен взамен похитить свою сестру. Но Казбич отказывается.

Максим Максимыч передает содержание подслушанного разговора Печорину, и молодой офицер решает сам похитить Бэлу. Печорин договаривается с Азаматом, чтобы тот привез ему сестру в обмен на коня Казбича. Дождавшись, когда старый князь уехал, Азамат и Григорий увозят Бэлу. Печорин держит свое слово и помогает Азамату похитить скакуна. Казбич в отчаянии.

Поначалу юная горянка, запертая у Печорина, избегает молодого офицера и тоскует по дому. Григорий же старается всеми средствами угодить возлюбленной: преподносит ей дорогие подарки, обращается очень ласково и даже изучает язык горцев, чтобы без проблем разговаривать с Бэлой. Еще он нанимает местную женщину, которая обучает девушку русскому языку.

Часто Максим Максимыч становится свидетелем того, как Печорин старается развеселить Бэлу и говорит ей о своей любви, но все напрасно. Однако Григорий не отступает от своих намерений. Он даже поспорил с Максимом Максимычем, что добьется ответной любви девушки через неделю.

Печорин приходит к Бэле прощаться. Он говорит ей о том, что решил искать смерти в бою, раз она не может его полюбить. Такое признание до глубины души растрогало Бэлу, и она со слезами бросается Печорину на шею.

Однако счастье юной красавицы длится недолго. Вскоре Бэла надоедает Печорину. Он пропадает на охоте, с каждым днем уделяя девушке все меньше внимания. Бэла сильно страдает от равнодушия молодого офицера.

В то же время Казбич тяжело переживает похищение любимого коня. Он убивает отца Бэлы, полагая, что Азамат действовал с его ведома. Уличив момент, когда Печорин и Максим Максимыч уехали на охоту, Казбич увозит Бэлу. Офицеры бросаются в погоню, и Печорину удается ранить коня Казбича. Видя, что от погони не уйти, мстительный Казбич наносит Бэле смертельную рану. Через два дня мучений девушка умирает. Печорин сильно переживает смерть Бэлы, но внешне кажется спокойным. Вскоре его переводят в другой полк.

II. Максим Максимыч

Автор продолжает свое путешествие с Максимом Максимычем. В одной из придорожных гостиниц они узнают, что там же остановился Печорин, который едет в Персию. Максим Максимыч очень обрадован. Он посылает к Печорину слугу, чтобы сообщить о своем приезде. Пожилой офицер уверен, что его друг поспешит на встречу. Однако Печорин так и не появляется. Максим Максимыч напрасно ожидает его весь вечер и все утро.

Наконец молодой офицер наносит визит. Максим Максимыч с большой радостью бросается к давнему приятелю, но встречает довольно равнодушное к себе отношение. Оскорбленный такой встречей, штабс-капитан решает выбросить дневник Печорина. Но автор забирает тетрадь себе.

Журнал Печорина

Предисловие

Узнав, что Печорин по дороге из Персии умер, автор решает опубликовать дневник. В дальнейшем роман написан как «Журнал Печорина», в котором раскрывается характер главного героя. Печорин описывает в дневнике свое путешествие на Кавказ и события, произошедшие там в период военной службы.

I. Тамань

По дороге на Кавказ Печорин ненадолго задерживается в Тамани. Он останавливается на постой в небольшой хижине на берегу моря, где проживают глухая старуха и слепой мальчик.

Печорин замечает рядом с хижиной девушку, которая ведет себя очень странно – говорит загадками, все время поет и приплясывает. Ночью Григорий видит как эта девушка и слепой мальчик поджидают на берегу лодку. Ей управляет мужчина по имени Янко. С помощью молодых людей он уносит и прячет загадочный груз.

Утром Печорин пытается выяснить у мальчика и девушки, что они выгружали из лодки, но ему ничего не удается от них узнать. Тогда он грозится рассказать обо всем коменданту.

Странная девушка приглашает молодого офицера на свидание. Ночью она заманивает Печорина в лодку и пытается его утопить. Этот план вполне осуществим, поскольку Печорин не умеет плавать. В борьбе за свою жизнь Григорию удается сбросить девушку в море.

На берегу Печорин находит то место, где прошлой ночью видел лодку. Девушка и слепой уже там. Снова появляется лодка с контрабандистом Янко. Он забирает девушку с собой и покидает эти места, опасаясь, что Печорин выполнит свою угрозу и донесет коменданту. Слепому мальчику Янко дает пару монет и бросает на произвол судьбы. Тот горько и долго плачет.

Вернувшись домой, Печорин обнаруживает, что слепой мальчик его обокрал. На следующее утро Григорий покидает Тамань.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

II. Княжна Мери

Это центральная часть произведения, в которой наиболее полно раскрывается характер главного героя. Печорин приезжает в Пятигорск и встречает своего знакомого юнкера Грушницкого, который долечивается там после ранения. Грушницкий влюблен в княжну Мери, приехавшую на воды с матерью. Но Мери завязывать новое знакомство не спешит.

Печорин подружился с доктором Вернером, и они много времени проводят вместе. Доктор рассказывает офицеру о княжне и княгине, о том, что они интересовались Печориным и Грушницким.

Григорий от скуки начинает игру с целью завоевать сердце княжны. В это же время он встречает свою давнюю возлюбленную Веру, чей муж является родственником княгини. Печорин говорит ей, что будет для вида ухаживать за княжной.

На балу Печорин спасает Мери от приставаний пьяного. Узнав об этом, княгиня приглашает Григория в свой дом. Однако во время визита Печорин вновь злит княжну своим пренебрежительным отношением. Для Мери это тем более обидно, поскольку ухаживания юнкера ей надоедают.

Вскоре Грушницкого производят в офицеры, он счастлив. Но Печорин утверждает, что княжна будет разочарована этим известием. Ведь она считала, что Грушницкого разжаловали за дуэль, а оказывается, он просто очень молод и впервые получил офицерские эполеты.

Вера начинает ревновать Печорина к княжне.

Грушницкий впервые появляется на балу в офицерском мундире. Он ожидает восторженного приема, но все, и в первую очередь княжна, сильно разочарованы. Грушницкий перестает быть интересен, так как оказывается одним из многих отдыхающих офицеров. Он обижен и обвиняет во всем Печорина. Грушницкий собирает вокруг себя недовольных острым языком своего бывшего друга и чрезмерной гордостью Мери.

Печорин подслушивает разговор Грушницкого с друзьями и узнает, что его хотят проучить – напугать вызовом на дуэль. Пистолеты должны быть незаряженными.

Княжна пытается объясниться с Печориным и признается ему в любви. Однако Григорий в ответ больно ранит девушку своими словами, говорит, что не любит ее.

Продолжаются тайные отношения Печорина с Верой, которая решается даже пригласить Григория к себе домой во время отъезда мужа. Возвращаясь от Веры, Печорин едва не попадается сторожам и Грушницкому, который подстерегает его у дома княжны. На следующий день Грушницкий публично обвиняет Печорина в том, что тот провел ночь у Мери. Печорин вызывает обидчика на дуэль и просит доктора Вернера быть секундантом. Доктор узнает, что друзья Грушницкого задумали зарядить только его пистолет.

Перед началом дуэли Печорин настаивает, чтобы поединок проходил на краю обрыва. Там даже легкое ранение будет смертельным. Кроме того, он требует бросить жребий, который определит, кому стрелять первым. Жребий падает на Грушницкого. Имея в руках заряженный пистолет против «холостого» оружия Печорина, Грушницкий стоит перед выбором: он должен либо отказаться от дуэли, либо стать убийцей. Выбор сделан – Грушницкий стреляет и ранит Печорина в ногу. Григорий еще раз предлагает Грушницкому извиниться за клевету, но тот снова отказывается. Тогда Григорий демонстрирует, что его пистолет не заряжен и требует патрон. События начинают развиваться против Грушницкого, которого Печорин убивает метким выстрелом.

Дома Григорий находит записку от Веры, в которой она сообщает, что муж все узнал и увозит ее из города. Любовник бросается вдогонку, но только загоняет коня.

Печорин заходит к Мери проститься и объясняет ей, что все было шуткой. Он достоин лишь презрения девушки, поскольку все время подсмеивался над ней. Княжна поправляет Григория и сообщает, что ненавидит его.

III. Фаталист

Последняя часть романа одна из самых напряженных и насыщенных событиями. Печорин рассказывает, как он две недели проживал в казачьей станице, где стоял батальон пехоты. Каждый вечер офицеры собирались, чтобы поговорить и поиграть в карты. Однажды разговор зашел о том, существует ли предопределение, неотвратимый рок, или человек сам распоряжается своей судьбой.

Страстный игрок поручик Вулич утверждает, что судьба человека определена. Печорин предлагает пари, чтобы доказать свою точку зрения: предопределения не существует. Вулич принимает пари. Он снимает со стены черкесский пистолет. Печорин вдруг произносит: «Вы нынче умрете». Несмотря на такое мрачное пророчество, Вулич не отказывается от пари. Он просит Печорина подбросить в воздух карту и приставляет ко лбу пистолет. Едва карта косается стола, Вулич спускает курок. Осечка!

Все присутствующие решают, что пистолет не был заряжен. Тогда Вулич стреляет фуражку на гвозде и пробивает ее, выигрывая пари.

По дороге домой Печорин много размышляет о произошедшем. Вдруг в темноте он натыкается на зарубленную шашкой свинью. Подошедшие казаки говорят, что знают кто это сделал. Позже выясняется: пьяный казак зарубил шашкой и Вулича, когда поручик возвращался домой. Убийца Вулича заперся в пустом доме на краю станицы. В этом месте собирается множество людей, но никто не решается войти и схватить убийцу.

Печорин, подобно Вуличу, решается испытать свою судьбу. По его просьбе есаул отвлекает убийцу разговором, а трое казаков становятся на крыльце, готовые по сигналу выбить дверь. Печорин отрывает ставень, выбивает окно и вскакивает в дом. Казак стреляет, но пуля лишь срывает эполет с мундира Григория. Дым от выстрела мешает убийце найти на полу шашку. Казаки выбивают дверь и связывают преступника.

Печорин с интересом рассказывает об этом происшествии Максиму Максимычу, желая узнать его мнение. Тот замечает, что черкесские пистолеты часто дают осечку. А то, что Вулич наткнулся ночью на пьяного дебошира с шашкой, такова, видно, была его судьба.

Анализ стихотворения Лермонтова Стансы

В литературе первая половина XIX века характеризуется романтичным настроем, сопровождающимся неким пафосом. Многие романтики этого времени начинают все больше обращаться к темам воли, свободы, различных подвигов и, конечно же, неразделенными чувствами. Ко всему этому склонялся и Лермонтов, хотя его лирика имела немного другие особенности. Несмотря на то, что жизнь писателя была короткой, он многое смог повидать в мире, но самое главное, оставить после себя запоминающийся след в литературе. Именно Лермонтов стал во главе русской поэзии после смерти Александра Пушкина, а это значит очень много. Большая часть стихотворений Михаила Юрьевича направлена на описание одиночества главного героя. Лермонтов старался в полной мере передать несправедливость мира по отношению к герою, равнодушие толпы, и разочарование в любовных отношениях. Лирика писателя относится к юношеской лирике, она все больше становилась многогранной и разнообразной.

Еще, будучи подростком, Михаил Юрьевич влюбился в девушку Катерину Сушкову. Но к его большому сожалению и разочарованию она не отвечала ему в ответ. Девушка предпочитала играть с чувствами поэта. В один момент она давала надежду, в другой же, отвергала его ухаживания. Отношения между девушкой и писателем были слишком нелепы, он строил планы и надеялся, она воспринимала все не в серьез. Своей избраннице Лермонтов посвящал множество стихотворений. В один из циклов вошло произведение «Стансы», которое поэт написал в 1830 году. Лермонтову было еще так мало лет, его душа была переполнена переживаниями и надеждами. Писатель хотел верить в то, что избранница рано или поздно влюбится в него, и они будут счастливы. Написанное стихотворение состоит из трех частей, каждая из которых имеет свою идею и содержание. Это словно разные периоды жизни главного героя. Автор хорошо применяет разнообразные сравнения, что придает стихотворению чувственности и лиричности.

Первая часть рассказывает о настоящем времени, в котором живет герой. Он уверен, что прошло время, и он смог побороть свои чувства к любимой девушке. В прошлом осталось все то, на что был готов герой ради героини. Вторая часть описывает мысленное обращение персонажа к воспоминаниям и самому прошлому. В этот период герой убеждает себя, что безответность и холодность избранницы больше его не интересуют. Он перестает реагировать на неудачи и безответность чувств. В этот же момент он признается, что все еще любит ее, сердце навсегда заполнила любовь к девушке, хотя, по его мнению, все уже давно в прошлом. В третьей части стихотворения автор обращается к будущему героя. Писатель пытается угадать, какая судьба его ждет. Хотя автору интересна и судьба самой Екатерины. На смену былых чувств герой чувствует лишь горечь и пустоту. Стихотворение словно стало толчком, чтобы решить личные проблемы автора. Вскоре Екатерина смогла его полюбить, только Лермонтову это уже было не нужно. Он не смог ей простить тех долгих и мучительных лет терзания, поэтому отверг ее чувства у всех на виду.

Картинка к стихотворению Стансы

Популярные темы анализов

Когда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством

Стихотворение А. Фета “Еще майская ночь” представляет собой любование обычным временем суток – ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,

Творчество Фета можно разделить на два периода. Сначала это были лёгкие, милые, беззаботные стихотворения. Тем не менее, сильные и прекрасные. Они заслуживают внимания и из них можно почерпнуть многое. Но потом в поэзию Фета

Для Федора Тютчева красота занимала особое место, и представляла собой настоящее и живое существо в мире людей. Человек, имеющий какое- либо отношение к творчеству, обязан иметь определенный талант предвидения. Познакомиться

В одном из знаменитых стихотворений Державина Русские девушки, о котором дальше пойдет речь, слились восхваляющий характер и самая естественная простота быта. Два этих понятия как бы граничат между собой

Анализ стихотворения Стансы Лермонтова

«Один среди людского шума. » (с. 35).—В рукописи помета поэта: «1830 года в начале».

Кавказ (с. 36).—Одно из первых обращений к кавказской теме. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас— С этими строками соотносится автобиографическая запись, сделанная Лермонтовым в 1830 г.: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал.

Ее певала мне покойная мать». Пять лет пронеслось. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, вос-помня тот взор. — Лито 1825 г. Лермонтов провел на Кавказе. Одно из наиболее сильных впечатлений этого времени — знакомство с девятилетней девочкой, «дочерью одной дамы»: «. белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность. я никогда так не любил, как в тот раз. Горы Кавказские для меня священны. » (Автобиографическая заметка от 8 июля 1830 г.).

К*** («Не говори: одним высоким. ») (с. 36).—Содержащиеся здесь философско-этические рассуждения спроецированы на наполеоновскую тему; стихотворение может быть отнесено к наполеоновскому циклу.

Н. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ф. И, . в ой («Любил с начала жизни я. ») (с. 38).— Первое стихотворение, обращенное к Наталье Федоровне Ивановой (в замужестве Обресковой; 1813—1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова (1777—1816). Окончившиеся разрывом драматические отношения Лермонтова с Н. Ф. Ивановой запечатлены в лирическом цикле 1830—1832 гг. и пьесе «Странный человек» (1831). В первой публикации («Отечественные записки», 1859, № 11) было озаглавлено «М. Ф. М. вой» — возможно, по настоянию самой Ивановой.

«Ты помнишь ли, как мы с тобою. » (с. 39).— Вольный перевод стихотворения Т. Мура «The evening gun. » («Вечерний выстрел») (1829).

Ночь. I (с. 39).— «Байроническое» стихотворение Лермонтова. Ср. «The Dream» («Сон») (1816) и «Darkness» («Тьма») (1816) Д. Байрона.

Разлука (с. 41).—Возможно, обращено к М. .И. Сабурову. Ночь II (с. 42).—См. прим. к стихотворению «Ночь. I». Незабудка (с. 44).— Написано по мотивам одноименного стихотворения немецкого поэта А. Платена «Vergissmeinnichb (1813); переосмыслено эмоциональное содержание: сентиментально-романтическая тональность заменена иронической.

В альбом («Нет! — я не требую вниманья. ») (с. 46).—По свидетельству Екатерины Александровны Сушковой (в замужестве Хвостовой; 1812—1868), московской знакомой поэта, с именем которой связан объединенный мотивом неразделенной любви цикл стихов 1830 г., стихотворение было записано Лермонтовым в ее альбом. Вторая строфа — вольный перевод строфы стихотворения Байрона «Lines written in an Album, at Malta* («Стихи, написанные в альбом на Мальте») (1809). В рабочей тетради Лермонтова сохранились две редакции стихотворения, написанного по мотивам байро-новского восьмистишия; в 1836 г. Лермонтов предпримет еще одну попытку его перевода, создав вариант, гораздо более близкий подлиннику.

Звезда (с. 47).— Первое обращение к теме «далекой звезды». Ср.: «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда. »), «Звезда» («Вверху одна Горит звезда. »).

Еврейская мелодия («Я видал иногда, как ночная звезда. ») (с. 47).—Навеяно стихотворением Дж. Байрона «Sun of the Sleepless* («Солнце тех, кто не спит») из цикла «Еврейские мелодии» (1815). Вместе с тем это не перевод и не подражание, но самостоятельная вариация па байроновскую тему.

Наполеон (Дума) (с. 48).—Здесь, как и в большинстве лермонтовских стихотворений наполеоновского цикла, Наполеон изображен как высокий трагический герой. Сей острый взгляд с возвышенным челом И две руки, слооюенные крестом — и заключительные два стиха —Перефразировка 13—14 стихов XIX строфы из VII главы «Евгения Онегина» Пушкина: «Под шляпой, с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом!»

К глупой к р а с а в и ц е (с. 50).— Позднейшая помета Лермонтова в автографе указывает на повод к созданию стихотворения: «(Меня спрашивали, зачем я не говорю с одной девушкой, а только смотрю. )».

Стансы («Я не крушуся о былом. ») (с. 52).— В 1831 г. стихотворение было переработано. См.: «Стансы» («Мгновенно пробежав умом. »).

«Оставленная пустынь предо мной. » (с. 53) .— Пометы в рукописи: «(В Воскресенске. Написано на стенах [пустыни] жилища Никона). 1830 года»; «Там же в монастыре» — свидетельствует о том, что стихотворение написано под впечатлением поездки в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном в Воскресенске (ныне — Истра); к западу от монастыря находилась пустынь (скит) Никона (1658).

Кочь. Ill (с. 54).—См. прим. к стихотворению «Ночь. I». Эпитафия («Простосердечный сын свободы. » (с. 55).—Посвящено, по-видимому, памяти Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805—1827). Некоторые мотивы стихотворения имеют личный характер; они присутствуют в автобиографических монологах Юрия Волина, героя драмы «Menschen und Zeidenschaften» (1830). Для чувств он жизни не щадил — Парафраза строки из стихотворения Веневитинова «Поэт и друг» (опубл. 1827); Он верил темным предсказаньям. И талисманам и любви.— Упоминания о талисмане— перстне, подаренном Веневитинову 3. А. Волконской, содержатся в стихотворении Веневитинова «К моему перстню» (1827) и «Завещании» (1827).

Гроб Оссиана (с. 55).—На обстоятельства возникновения стихов указывает позднейшая помета Лермонтова в автографе: «(Узнав от путешественника описание сей могилы)». Оссиан — легендарный шотландский бард (III в.). Интерес Лермонтова к Осси-ану и Шотландии закономерен: основателем рода Лермонтовых в России был шотландец Георг (Юрий) Лермонт.

Кладбище (с. 56).— В рукописи помета Лермонтова: «(На кладбище написано) 1830».

К С у (с. 56).—Посвящено Е. А. Сушковой; написано перед отъездом Лермонтова из подмосковной усадьбы Столыпиных Середникова, где поэт проводил каникулы, в Москву. В автографе позднейшая приписка: «При выезде из Середникова к Miss Ыаск-eyes». Шутка — преположенная от М. Kord». Кор — гувернер Аркадия Столыпина, двоюродного дяди Лермонтова; Miss black-eyes (черноокая)—прозвище Сушковой, В своих «Записках» Сушкова рассказала о том, как она получила эти стихи: «Накануне отъезда я сидела с Сашенькой (Верещагиной.— И. Ч.) в саду, к нам подошел Мишель , обменявшись несколькими словами, он вдруг опрометью убежал от нас Я

К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья. ») (с. 57).— В рукописи помета Лермонтова: «Прочитав жизнь Байрона, Муром (1830)». Лермонтов имеет в виду изданную в 1830 г, книгу Т, Мура «Letters and Journals of Lord Byron with Notices of his Life», vol. 1—2 («Письма и дневники лорда Байрона. », тт. 1—2). О, если б одинаков был удел. — Дж. Байрон принимал участие в освободительной борьбе итальянских карбонариев; погиб, защищая свободу греческого народа (1824). Как он, в ребячестве пылал уж я душой.— Источником этой строки послужил рассказ Мура о детской любви Байрона.

Дереву (с. 58).—Адресовано А. Г. Столыпиной. Дата стихотворения «(1830)» поставлена в рукописи Лермонтовым; на следующем листе — связанная с настоящим стихотворением запись в прозе: «[Моя эпитафия]. Мое завещание (Про дерево, где я сидел с А. С.)», А. С—А. Г. Столыпина (см. прим. к стихотворению «К Гению»).

Предсказание (с. 59).— В рукописи — позднейшая приписка Лермонтова («Это мечта») — в значении «видение», «фантазия». Написано под впечатлением крестьянских волнений, так называемых «холерных бунтов», распространившихся летом 1830 г. в южных губерниях России. 3 июня 1830 г. в Севастополе был убит губернатор — родной брат бабушки Лермонтова Н. А. Столыпин. И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.— Эта характеристика «мощного человека» сближает его с Наполеоном: «Сей острый взгляд с возвышенным челом» («Наполеон», 1830).

Б у лева р (с. 60).—Помета Лермонтова в рукописи раскрывает замысел стихотворения: «В следующей сатире всех разругать, и одну грустную строфу. Под конец сказать, что я напрасно писал н что если б это перо в палку обратилось, а какое-нибудь божество новых времен приударило в них, оно — лучше». Далее приписка: «(Продолжение впредь)». Объект сатирического изображения в данном стихотворении — московское барство, в обычае которого были прогулки по Тверскому бульвару. Подалее на креслах там другой. — Возможно, речь идет об издателе «Дамского журнала» поэте князе Петре Ивановиче Шаликове (1767—1852). И сам Башуц-кий объяснит тотчас— Вероятно Александр Павлович Башуцкий (1801 —1876) — писатель, журналист. О женихи! о бедный Мосолов. — Генерал Ф. И. Мосолов проживал на Тверском бульваре.

Песнь барда (с. 63).—В стихотворении заметно влияние стихов Н. М. Языкова «Песнь барда во время владычества татар в России» (1823).

10 июля. (1830) (с. 64).—Написано между 15 июля и 15 августа. Наиболее вероятно, что стихотворение посвящено Июльской революции во Франции, которая началась 27 июля н. ст. 1830 г. В этом случае следует дату «10 июля» считать датой написания стихотворения, но датой, в которой допущена описка (что характерно для Лермонтова): «10 июля» вместо «10 августа». Знамя вольности кровавой.— Реминисценция из пушкинской «Полтавы» (1829).

Благодарю! («Благодарю. вчера мое признанье. ») (с. 64).— Обращено к Е. А. Сушковой. В стихотворении запечатлены действительные черты внутреннего облика Сушковой и характер ее отношений к юному поэту (насмешливость, «острота речей», «притворное вниманье»). Стихотворение упоминается в «Записках» Сушковой, где датировано 12 августа, хотя из рассказа мемуаристки об истории его создания следует, что оно было написано днем позже.

Нищий (с. G5).— Обращено к Е. А. Сушковой. Написано после посещения Троице-Сергиевой лавры.

Об одном эпизоде этой прогулки, послужившем сюжетом стихотворения «Нищий», Сушкова рассказала в своих воспоминаниях: «На паперти встретили мы слепого нищего. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастие, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»

Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтоб пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи».

3 0 июля.—(Париж). 1 8 30 года (с. 65).— Написано по поводу событий Июльской революции во Франции 27—29 июля 1830 г. Ты мог быть лучшим королем. Ты в бегстве уронил венец.— 2 августа 1830 г. Карл X отрекся от престола; впоследствии бежал в Англию.

Стансы («Взгляни, как мой спокоен взор. ») (с. 66).— Пометы в автографе указывают на дату написания стихов—«(1830 года)» «(26 августа)»; рисунок пером (женский портрет) изображает, по всей вероятности, Е. А. Сушкову. Стихи Е. А. Сушкова включила в свои воспоминания о Лермонтове. Я жертвовал другим страстям; Я не могу любить другой.— В этих строках варьируются мотивы стихотворения Байрона «Stanzas to a Lady on leaving England* («Стансы к***, написанные при отплытии из Англии»),

Читайте также:  Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс
Ссылка на основную публикацию