Анализ поэмы Мцыри Лермонтова

Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?

«Мцыри» – романтическая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова, написанная в 1838-39 годах. Впервые опубликована в 1840 году.

«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.

Главный герой проводит три дня на воле – в горах, где получает смертельные раны в схватке с барсом. Юношу находят и возвращают в монастырь. Он умирает, успев рассказать о пережитом и о своих чувствах старому монаху.

«Мцыри» – позднее произведение Лермонтова, созданное им за два года до гибели на дуэли. Основные идеи произведения – поиски свободы и борьба за счастье, которое в итоге оказывается недостижимым.

Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка. Портрет кисти Петра Заболотского, 1837 год

«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.

Поэма написана четырехстопным ямбом – он «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву», писал литературный критик Виссарион Белинский.

«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова

Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.

У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Когда подросший Мцыри уже готовится принять монашеский обет, он внезапно исчезает из обители. Монахи находят юношу спустя три дня – израненного и умирающего.

Перед смертью Мцыри исповедуется старику-монаху, который некогда его крестил. Большая часть поэмы – это предсмертный монолог послушника.

Юноша рассказывает, что делал, видел и чувствовал на воле. Пораженный красотой и величием горной природы, он вдруг вспомнил родной аул и близких. Увидев красавицу-грузинку, впервые испытал томление любви. Сразившись с могучим барсом, он убил зверя, но и сам был тяжело ранен.

Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.

Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:

Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский

В примечании Лермонтова к поэме сказано: «Мцыри – на грузинском языке значит “неслужащий монах”, нечто вроде “послушника”».

Но слово «мцыри» (მწირი) в грузинском языке имеет еще одно значение – пришелец, чужеземец, прибывший или насильно привезенный из чужих краев. В этом значении мцыри – одинокий человек, не имеющий родных и близких.

Слово «мцыри» не склоняется. Хотя иногда это вопреки правилам делают для создания комического эффекта – например, в фильме «Бакенбарды»: «Кто главный мцырь?»

Первоначально поэма Лермонтова носила название «Бэри». «Бэри – по-грузински монах», – указывал автор в примечании. Однако в прижизненный сборник стихов произведение вошло под названием «Мцыри» – его автор в итоге счел более подходящим.

Автограф поэмы «Мцыри»

О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?

В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.

Вид на гору Джвари. Фото: Wikimedia / Alexxx1979

В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Картина М.Ю. Лермонтова, 1837 год

Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?

Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.

Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »

«Исповедь Мцыри». Иллюстрация Л.О. Пастернака. 1891 год

Многие считают эту версию сомнительной. Ведь еще в 1831 году Лермонтов наметил идею произведения: «Написать записки молодого монаха 17-и лет. – С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. – Страстная душа томится».

Впрочем, одно не исключает другого – первоначалная идея могла вобрать в себя рассказ монаха.

В период Кавказской войны горские дети и правда порой попадали в плен. Так, генерал Алексей Ермолов однажды привез в Тифлис чеченского мальчика: в дальнейшем тот выучился на художника и был известен под русским именем и фамилией – Петр Захарович Захаров (Захаров-Чеченец). Он стал портретистом, был академиком Академии художеств.

Петр Захаров-Чеченец. Автопортрет. 1830-е годы

Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.

«Мцыри»: анализ произведения

«Мцыри» – один из последних шедевров русского романтизма. В отечественной литературе к концу 1830-х произошел поворот к реализму: уже стал классикой «Евгений Онегин», уже творил Гоголь. Но Лермонтов силой своего таланта сумел вернуть к жизни «устаревший» жанр, заставил читателя вновь принять законы романтизма.

Литературный романтизм предполагает описание исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Потому события поэмы происходят в горах Кавказа, на фоне буйной экзотической природы.

Мцыри – также человек исключительный, сильный и гордый юноша с трагической судьбой. «Что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» – писал о нем Виссарион Белинский.

В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация – бегство из неволи. А поскольку Мцыри бежит на родину, это возвращение человека к самому себе. Родина в поэме – аллегория свободы и счастья. Но эта свобода и это счастье оказываются для героя недостижимы.

Мцыри так и не попадает домой, но его стремление к свободе самодостаточно, ценно в любом случае. Это естественное, природное чувство. Поэтому в произведение так много места уделено описаниям природы – ветра, скал, птиц. Они олицетворяют душевный порыв самого Мцыри. Природа – это величие и красота, недоступные среди людей.

Но затем природа превращается во врага Мцыри: он не может найти путь к дому и получает смертельные раны в бою с барсом. А окончательное поражение наступает, когда послушник вновь видит ненавистный монастырь и понимает – он вернулся туда, откуда пытался сбежать.

Три дня вольной жизни Мцыри противопоставлены в поэме всей его безрадостной юности. Эти три дня – время высшего наслаждения, настоящая жизнь. И одновременно – самый трагический момент, неотвратимое поражение.

Монастырь в поэме – символ действительности, которая враждебна природе, которая подавляет человека и лишает его свободы. Но и этот монастырь не вечен. Уже из вступления мы узнаем, что теперь на месте обители остались лишь руины.

Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.

Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников:

Анализ поэмы «Мцыри» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 13.11.2019 · Обновлено 13.11.2019

Значимость творчества поэта Михаила Лермонтова не только для русской, но и для мировой литературы трудно переоценить. Его самобытное и яркое творчество продолжило Золотой век русской литературы, не дав ему заглохнуть после смерти А. С. Пушкина.

Наиболее известным творением поэта стала его поэма «Мцыри», наполненная чистым идеализмом и романтизмом, который, хоть и утратил свою актуальность на сегодняшний день, всё равно не может не вызывать восхищения. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Мцыри» по плану.

История создания

История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора:

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1873 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.

Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:

«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».

Жанр, направление и размер

Художественное направление произведения «Мцыри» можно определить, как романтизм. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть черты романтизма в книге:

  • Конфликт. Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия. Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет. Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы. Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.

Размер «Мцыри» — четырехстопный ямб.

Композиция и конфликт

Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.

  1. Первая часть включает в себя экспозицию, когда нам представляют место действия и рассказывают судьбу главного героя, а также завязку, в которой нам говорят о зарождении конфликта между ним и абсолютно чуждым ему окружением.
  2. Вторая часть содержит в себе кульминацию, когда побег героя приводит его к сражению с диким барсом, развязку, в которой Мцыри на пороге смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал, в котором герой умирает, и его сюжетная линия приходит к его логичному завершению.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.

Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

ГеройХарактеристика
МцыриЮный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.
МонахПеред смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.
ГенералМы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.
ГрузинкаПрекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.

Тематика поэмы «Мцыри» может быть описана подробнее. Если в этом есть необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Свобода – основная тема поэмы. Независимость и стремление к ней провозглашаются Лермонтовым истинными человеческими ценностями. Только тот, кто стремится к свободе, может считаться настоящим человеком, который не зря проживает свою жизнь. Этот идеал возвышает душу.
  2. Любовь к родине – искренняя любовь юного горца к своей родной земле, на которой он родился и вырос, восхищает Лермонтова. По его мнению, патриотизм – самое прекрасное и искренне чувство, которое не может победить даже смерть.
  3. Гордость – Лермонтов ставит в пример гордость своего героя, который за много лет не забыл, кто он такой. Даже на пороге смерти герой не раскаивался и встретил свой конец достойно. Особенно поражает то, что Мцыри горд с детства, ведь уже в плену у генерала он отказывался есть и «тихо, гордо умирал».
  4. Природа – мир дикой Кавказской природы в поэме противопоставляется мрачному монастырю. Лермонтов осуждает цивилизацию, которая сковывает человека, превращает в его раба. Каждый из нас должен вырваться из порочного круга обыденной жизни и вернуться к своим корням.
  5. Надежда – всю свою недолгую жизнь юноша надеялся вернуться домой, вновь ощутить себя частью родной земли. Только надежда помогла ему не сломаться окончательно и в итоге бросить вызов судьбе. Это источник великой силы и нравственная опора.
  6. Вера – Лермонтов весьма прохладно относился к церкви, ведь именно монастырь стал для его героя тюрьмой на всю жизнь, из которой он смог вырваться, заплатив своей собственной жизнью. Поэт был верующим человеком, но все же считал, что никто не может навязывать свою культуру другим народам. Да и смирение подходит старикам, которые пожили и увидели все на своем веку, но не юношам, которые еще ничего не видели.
  7. Мечта – герой Лермонтова всю жизнь мечтал о свободе и шел к своему идеалу, несмотря ни на что. Он осуществил свою мечту, но заплатил за это жизнью. Однако как по мнению как героя, так и поэта, это стоило того.
Читайте также:  Дурачок – краткое содержание рассказов Лескова

Проблемы

Проблематика поэмы «Мцыри» не менее интересна. Ее также можно дополнить, попросив у Многомудрого Литрекона продолжения в комментариях.

  1. Одиночество – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.
  2. Побег Мцыри и бунт против тюрьмы – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.
  3. Отчаяние – всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.
  4. Война – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
  5. Смысл жизни – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Основная идея

Символичное значение судьбы Мцыри имеет свое истолкование в том, что три дня побега героя аллегорически отражают всю жизнь человека. Весь первый день он наслаждается природой, мыслями о семье и доме, как в раннюю пору детства. Он лежит на траве и вдыхает запах земли. Во второй день он замечает прекрасную грузинку, его сердце пронзает любовь. Это уже пора юности и молодости, когда человек выбирает спутника жизни и создает свою семью. На третий день Мцыри борется с барсом — то есть отвечает на вызовы взрослой и зрелой поры, когда мужчина становится добытчиком и отправляется в бой. В одном из таких столкновений он и находит свою смерть. Так, за три дня свободы герой действительно прожил целую жизнь, во всех смыслах. А вот его прозябание в монастыре — сплошное рабство без начала и конца, без любви и достижений. В этом автор видит превосходство первобытной и естественной жизни над скучным существованием в рамках цивилизации «на всем готовом», где человек лишается своей природной сущности.

Лермонтов противопоставил безопасную, но порочную цивилизацию, превращающую людей в рабов, дикой, но прекрасной природе, которая освобождает человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом и заключается смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.

Столь же важным посылом в книге является идея о национальной самобытности героя и его народа. История Мцыри — наглядное доказательство того, что никакой генерал Ермолов не может навязать свои порядки чужому народу. Мцыри даже в детстве отказывался принять от него пищу и плену предпочитал смерть. Что говорить о взрослом населении? Значит, главная мысль поэмы «Мцыри» заключается в том, войны на Кавказе губительны и бессмысленны.

Чему учит?

Поэма «Мцыри» учит нас никогда не сдаваться, не впадать в отчаяние и постоянно бороться за свои идеалы. Даже если свобода требует жертв, нужно идти за нею, что бы это ни означало, иначе человек теряет всего себя. Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве не имеет смысла.

Автор превозносит такие идеалы, как стремление к свободе и любовь к родине, даже если они в итоге могут привести человека к гибели. Нравственные уроки «Мцыри» говорят о святости патриотизма и о важности исторических корней в жизни каждого из нас.

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании «Мцыри», — подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

Тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. Она воспроизводит одну из психологических антитез Лермонтова — и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. Бедный, простодушный Мцыри поведал нечто «лермонтовское» — языком Лермонтова, лирикою его души. (Д. Н. Овсянико-Куликовский, «М. Ю. Лермонтов : К столетию со дня рожд. великого поэта», СПб, изд-во «Прометей» Н. Н. Михайлова, 1914 г.)

Многие исследователи литературы отмечали художественные особенности «Мцыри»:

«…В поэме «Мцыри»… Лермонтов опять переносит действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа — все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты. («Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых годов. История русской словесности», под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Бегство Мцыри из монастыря — символический акт неприятия и осуждения: естественное чувство требует свободы, родины, родных, любви, природы и деятельности. Блуждания Мцыри — приобщение к природе; даже в схватку с барсом он вступает без оружия, как первобытный человек, как часть окружающего его теперь природного мира. Мцыри погружается в этот мир как в родную стихию, не осмысляя, но переживая его; полудетское наивное чувство любви пробуждается в юноше при виде первой встреченной девушки и ассоциативно связывается с песнею рыбки, которую он также ощущает как реальность. (В. Э. Вацуро, вступительная статья к тому 1, «Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах», СПб, изд-во Пушкинского Дома, 2014 г.)

Анализ произведения Мцыри Лермонтова (поэмы) 8 класс

История создания поэмы «Мцыри» тесно связана с политическими и социальными обстоятельствами начала XIX века. Больше половины столетия длились Кавказские войны, направленные на присоединения Кавказа к России. Именно эти события отражаются в произведении. Поэма была создана в 1839 году.

Жанр произведения наиболее точно можно определить как романтическая поэма. На форму произведения указывает соединение эпического и лирического. В произведении есть сюжет, но большое значение придается чувствам и переживанием персонажа. На принадлежность к романтизму указывают экзотический пейзаж, использование мотивов из легенд и поверий, а также образ главного героя.

Главный герой — Мцыри. В переводе на русский это слово означает «послушник». Жизнь мальчика была разрушена войной. Он стал сиротой. Его нашел генерал на поле битвы. Он отвел мальчика в монастырь, где он и жил. Мцыри был сильным, ярким человеком. Ему было очень одиноко. У молодого человека не было единомышленников. Он не знал что такое любовь и семья. Мцыри мечтал найти свою родину или обрести близкого человека. Для него характерна вера в себя и свои силы. Он не отчаивался, надеялся, что у него все получится. Мцыри думающий, чувствительный человек. Он много размышляет.

Кроме главного героя в поэме эпизодически действуют генерал, монах, молодая грузинка, но автор не дает их детального образа, так как они нужны для того, чтобы на их фоне раскрывался главный герой.

Сюжет построен на побеге юноши из монастыря. Мцыри не имел плана действий, так как это было импульсивное решение. Он сбежал с целью найти свою родину. Его побег длился три дня. За это время Мцыри успел влюбиться в молодую девушку, а также вступил в драку с барсом. Молодой человек не был обучен единоборствам. Он инстинктивно сражался с животным. Это указывает на его врожденную силу, храбрость и упорство. Побег был безуспешен, так как Мцыри понял, что не справиться со своей задачей. Он вернулся обратно.

Главная мысль поэмы заключается в том, что войны — это зло. От них прежде всего страдают дети, которые становятся сиротами. Судьба Мцыри была сломана еще в детстве, на поле боя. Все могло сложиться иначе. Именно поэтому мир должен быть гуманным и светлым. Конечно же, эта мысль не лежит на поверхности. Самым объективным главным смыслом является вера в свои силы, надежда на успех, страсть к своему делу, которые были присущи главному герою.

2 вариант

Однажды поэт Лермонтов в 1837 году был в Грузии. Он занимался изучением легенд и народных обрядов. И вот ему повстречался монах по имени «бери». Монах поведал Лермонтову историю, которая очень сильно поразила поэта. Лермонтов находился под впечатление и вскоре он решил написать поэму. Имя монаха поэт заменяет на Мцыри, что в переводе «не служащий монах». Но, в грузинском языке данное слово может обозначать как чужака, так и одинокого человека или вообще пришельца.

Вот так вот и родилась знаменитая поэма Лермонтова. Героем данного произведения является молодой паренек, который поменял полностью жизнь. События в поэме довольно ясны. Юноша воспитывался в монастыре в Грузии и вскоре он должен был стать настоящим монахом после посвящения. Но, однажды случилась буря и парень просто потерялся. Он был обнаружен через 4 дня в полумертвом состоянии, после его принесли назад в монастырь, но это его не спасло, и парень умер.

Данное произведение напоминает некую исповедь, где главный герой поведает читателю события, которые происходили с ним в период 3-х дневной пропажи. Но, позднее становится понятно, что на исповедь это и не похоже, больше похоже на проповедь. Ведь в монологе героя нет никакого покаяния и осознания ошибок. Мцыри наоборот выступает за свою свободу и поэтому не принимает религиозные морали. К герою приходит понимание, что у него забрали дом, родину, общение с друзьями. Мцыри был лишен всех благ, которые есть у людей вне монастыря. Из-за этого молодой парень решает бежать в день, когда случился шторм. Мцыри является очень отважным человеком, даже когда ему угрожает смерть, он все равно говорит, что могила не пугает его.

Главной кульминацией произведения является сражение с хищником, с барсом. У парня нет оружия и ему нужно победить, чтоб выжить. Мцыри одержал победу, ведь им движет не только человеческий инстинкт самосохранения, но и дух. В бою он стал сильнее он воспринял духом. Очень много сил отдал Мцыри для того, чтоб одолеть зверя, но все же в душе парень признает, что барс очень силен.

Когда парня найдут и вернут в монастырь, то он уже будет другим человеком. Мцыри теперь потерял веру в то, что для него есть шанс найти дорогу к свободе. У него больше нет огромного желания поменять жизнь, теперь считает это только лишь игрой разума, мечтой. А то что герой потерял веру и являлось причиной смерти. Это и есть возможно смысл Лермонтовской поэзии. Поэт считает, что люди должны вести борьбу за свою свободу и погибать за нее, ведь без свободы человек это уже не человек.

Таков смысл главного героя в поэме «Мцыри». Для Мцыри свобода — это жизнь, соответственно если первая составляющая отсутствует, то и жизнь прекращается. В час своей смерти, герой никого не винит, он делает виноватым только себя. Своей главной виной он считает, свое не состояние получить желанную свободу. Главный герой уходит в мир иной абсолютно безызвестным, но сильным. Данная поэма и в наши дни радует и восхищает любителей уникальной поэзии Лермонтова.

Анализ 3

Романтическая поэма Лермонтова посвящена темам свободы, а также в ней выражено представление автора о том, как привычный нам мир лишает человека свободы.

Героем произведения является юноша, представитель одного из горских народов, воспитанный в неестественной для него среде монастыря, поэтому лишенный свободы. Принадлежность главного героя к кавказцам, с которыми у русских в момент написания поэмы шла бесконечная война, должно было подчеркнуть дикий, следовательно, близкий к естественности, нрав и характер героя. Название также подчеркивает конфликт между вольнолюбивой природой юноши и цивилизацией. Слово «мцыри» означает одновременно, и монастырского послушника, которым и являлся герой, будучи ребенком, захваченным в плен отданным русскими генералом в грузинский монастырь, и «чужак». Последнее значение указывает на неизбежность его конфликта с неестественной средой, в которой нет свободы.

Не зная другой жизни, кроме той, что он вел в монастырских стенах, главный герой дает клятву бежать в родные места, и исполнят это свое желание. Однако вскоре его находят умирающим от ранений, полученных в схватке с барсом и нежелающим жить.

Юноша соглашается исповедоваться своему наставнику-монаху, который был искренне привязан к послушнику. Из сказанного им следует, что причиной трагического конца была не схватка с хищным зверем. Юноша не смог найти путь обратно к вольной жизни. Он оказался пропитан цивилизацией, построенной на несвободе, которую олицетворяет монастырь с его уставом и дисциплиной. Схватка с барсом произошла из-за его отчаяния и несокрушенной еще гордости, желания бросить вызов обстоятельствам и враждебному миру. Лермонтов явно восхищается своим героем, но показывает, что борьба того безнадежна. Исповедь героя и мирный уход в мир иной, без проклятий показывают, что искусственный мир все же отчасти уже победил его. Устами своего героя, поэт говорит, что причиной трагического конца стали условия, в которых вырос юноша.

Автор использует художественные средства, для усиления эффекта, подчеркивания чувств героя. Он применяет эпитеты («сумрачные стены»), метафоры («бой закипел, смерть их навеки заживит»), сравнения («люди вольны, как орлы»), олицетворения.

Анализ произведения Лермонтова 8 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял о написании произведения, главным героем которого будет юноша, томящийся в одиночестве, еще в раннем детстве. На Кавказ маленький Михаил приезжал с бабушкой лечиться местными минеральными водами. С тех самых пор красоты кавказских пейзажей и необычность фольклора занимали большую часть дум и душевных страстей поэта.

Читайте также:  На краю света – краткое содержание рассказа Лескова

Лермонтов часто бродил по военно-грузинской дороге. В одну из таких прогулок он встретил старого служителя монастыря. «Служка» поведал Лермонтову свою историю. Он был рожден горцем. Будучи ребенком, взят в плен генералом армии. Но по дороге заболел. Генерал вынужденно оставил мальчика при монастыре для выздоровления. Здесь он вырос. Но вольная душа постоянно тосковала по свободной родине. Для маленького свободолюбивого горца жизнь в заточении была невыносима. Несколько раз мальчишка пытался сбежать. После последней попытки он тяжело заболел, долго и мучительно шел на поправку. Во время выздоровления он сильно сблизился с одним из старых монахов. Сбежать больше не пытался, принял сан и остался в монастыре до конца своих дней. Зная предысторию поэмы, гораздо понятнее становится само произведение.

Животрепещущий и полный любопытных моментов рассказ монаха произвел на Лермонтова неизгладимые впечатления. Он твердо знал, что эта легенда послужит основой его нового произведения. Именно произведение «Мцыри» было написано по этим мотивам. Грузинское слово «Мцыри» в переводе на русский означает – «Послушник». Плененный еще ребенком горец мусульманин томится в монастыре христиан. Лермонтов в поэме описал жизнь своего сверстника, погибшего далеко от родной земли. Жизнь «Мцыри» проходила в постоянной внутренней борьбе. Лермонтов затронул моральные ценности человека, убеждения и гордость. Поэма имеет глубоко философский смысл. В чем истинная ценность жизни, смысл бытия, значимость человеческого достоинства. Много моментов поэт посвящает природе: птицам, ветру, зверям. Тем самым он пытается показать стремление к свободе главного героя, рвущегося на простор. Мцыри не смог выжить в «диких» условиях, он не ориентируется в лесу, с трудом находит себе пропитание.

Трагедия Мцыри заключается в слабости тела при сильном духе. Слова и мысли героя навеяны силой к свободе и активной жизни, чего не могут дать замкнутые стены монастыря. Борьба юноши с барсом символизирует борьбу главного героя на протяжении всей поэмы.

Поэма «Мцыри»- это гордость поэта. В этом произведении Лермонтов осуществил свою мечту детства. Главный герой был близок ему по духу, а точнее сказать поэт написал произведение почти о себе, о своих томлениях и переживаниях. При чтении поэмы перед друзьями глаза поэта загорались огнем, щеки пылали.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ поэмы Мцыри

Популярные сегодня темы

Книга «Герой нашего времени» была написана в 40-х годах 19 столетия во времена жестокой политической репрессии. Главным героем романа является Григорий Печорин.

Жизнь человека неразрывно связана с литературой и книгами. За свою жизнь мы успеваем прочесть множество самых разных произведений. Какие-то из них нравятся нам, другие

Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского – одна из печальных историй, закончившаяся смертью главной героини Катерины. Девушка была светилом в царстве тьмы Кабанихи и её сына, но судьба не была к ней благосклонна

Новокузнецк находится в Кемеровской области, и считается гегемоном в области промышленности. В нем шесть районов, центральный из которых был оброазован в 1941 году. Города окружён горами и протянут реками и водотоками.

Николай Иванович был добрым, скромным, кротким человеком. Во время государственной службы никому никогда не перечил. И вообще считал, что человек его звания, личного мнения иметь не должен.

Поэма “Мцыри” Лермонтова: анализ произведения, образы и характеристика героев

Меню статьи:

Поэма Лермонтова «Мцыри» стала тем произведением, которое смогло удачно соединить в себе культурные ценности разных времен и народов и при этом предоставить читателю широкую систему проблем и тем.

История создания

Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе, впечатленный природой и национальными особенностями региона, он решает написать поэму о Кавказе. Долгое время эта идея не была воплощена в реальность, так как Лермонтов не мог остановиться на определенном сюжете, и пребывал в творческом поиске относительно этого вопроса.

Затем в Мцехете Лермонтов познакомился с некоим монахом. Его еще ребенком забрал из родного поселения ( в то время это было обыденное явление в жизни горских народов) генерал Ермолов. По дороге ребенок заболел, поэтому Ермолов принял решение оставить мальчика на попечение монахов одного из монастырей. Мальчик не умер, а превратился в сильного юношу, который все время тосковал по родине и однажды решился убежать, но сбился с пути и заболел.

Вскоре он был найден монахами и вылечен, после этого случая он решил принять постриг. По другой версии, на идею о создании «Мцыри» натолкнул жизненный путь единственного профессионального художника того времени чеченского происхождения П. Захарова. Его все тот же генерал Егоров забрал из отцовского дома, но судьба к этому человеку была более благосклонна и уготовила ему судьбу художника.

Вполне вероятно, что Лермонтов использовал обе истории, усилив их фольклором кавказских народов, что особенно ярко выделяется в таком эпизоде, как бой с барсом. Это событие детально описывается в некоторых песнях, как например в хевсурской поэзии, также подобные мотивы встречаются и в романе Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Вопрос о названии поэмы

Первоначально Лермонтов хотел назвать свое произведение иначе. Первое название поэмы было более прозаично – «Бэри» в переводе с грузинского, это слово означает «монах». Однако спустя некоторое время Михаил Юрьевич решил назвать поэму более символично «Мцыри». Это слово имеет две версии перевода. По первой из них, этим словом называют послушника, то есть человека, еще не принявшего постриг. Вторая версия перевода заключена в рамках слова «чужак» и обозначает человека, не принадлежащего территориально к определенной местности и появившегося здесь по стечению обстоятельств.

Эпиграф поэмы и его значение

Во время работы Лермонтов не только поменял название поэмы, но и изменил эпиграф. Первоначально эпиграфом должна была стать фраза: «У каждого есть только одно отечество». С ее помощью автор предполагал подчеркнуть привязанность человека к региону и культурному наследию того региона, в котором он родился. Затем же планы Михаила Юрьевича изменились – эпиграфом стала фраза из Библии: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю».

Чтобы понять суть этого изречения, необходимо прочитать библейскую историю, содержащую эту фразу, ибо вырванная из контекста она сама по себе мало информативна.

Однажды царь Саул преследовал врага – войско его уже устало и не желало продолжать погоню без отдыха.

Предлагаем вашему вниманию анализ произведения “Герой нашего времени”, которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов.

Однако Саул был непоколебим – он запретил вкушать еду кому-либо до того момента, пока враг не будет настигнут. Сын же Саула Ионафан ничего не знал о решении отца и съел немного меда. Когда отец узнал о поступке сына, то велел его казнить. После этого Ионафан и оглашает фразу, ставшую эпиграфом к поэме Лермонтова. Обозначает она абсурдность и нецелесообразность принятого решения. По сути, в ней воплотилось также и сожаление о несправедливо загубленной жизни и в связи с этим утраченных возможностях. В библейском рассказе Ионафан остается жив – за него вступаются люди, Мцыри же гибнет от осознания безысходности и невозможности совершить желаемое.

Тема поэмы

Темой поэмы Лермонтова стало изображение внутреннего бунта и желание обрести былую свободу. Мцыри, несмотря ни на что, продолжает мечтать о том времени, когда он сможет вернуться в свой родной дом. Побег из монастыря, который стал для молодого юноши золотой клеткой, стал ключевым событием в жизни молодого человека – именно таким образом он смог бы обрести счастье и свободу.

Идея поэмы

Долгое время идея поэмы была заключена в возможности неотступно следовать своим принципам и идеалам – сколько бы времени ни провел Мцыри в монастыре, он не проникся новыми идеями – желание вернуться домой, чтобы стать свободным стало делом всей жизни молодого человека.

В образе Мцыри воплотился идеал революционера, который не сдается и не отрекается от своих убеждений.

Однако сам Лермонтов неоднократно утверждал, что это произведение о свободе. Такое утверждение подрывает определенный революционный дух произведения. Исходя из позиции Лермонтова монастырь – это тюрьма, которая не только препятствует достижению свободы, но и разрушает жизнь человека. Когда Мцыри все же удалось сбежать из монастыря, то оказалось, что ему некуда идти – его понятие дома оказалось лишь фрагментарной картинкой прошлой жизни, в которую Мцыри не знал пути.

Сюжет поэмы

Сюжет поэмы Лермонтова фактически повторяет историю жизни монаха из Мцехета: некий генерал в горах Кавказа забирает из родительского дома мальчика 8-ми лет. В дороге мальчик заметно грустит и переживает разлуку с родным домом и в результате заболевает – генерал решает, что мальчику уже не суждено выжить – оставляет его на попечение монахов одного из монастыря, который встретился по дороге. Стараниями монахов, мальчик выжил, однако так и не смог перенять культуру чужого ему региона.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с краткой биографией поэта и прозаика – Михаила Юрьевича Лермонтова.

Он все время смотрел на горы и мечтал о том времени, когда сможет вернуться в родной дом. Однажды была гроза – все монахи были очень напуганы этих событием, но Мцыри не боялся грозы – молодой человек решает, что это лучшая возможность убежать. Однако побег принес только мимолетное счастье в жизни Мцыри – юноша не знал дороги домой, поэтому решил идти наугад, ориентируясь на вид гор.

Сначала он увидел молодую девушку, которая наполняла кувшин водой, а затем бесстрашно сражается с барсом. Раненый Мцыри случайно выходит на тропу, ведущую к монастырю и приходит под стены своей тюрьмы. Мцыри теряет сознание. Приходит в чувство он уже в монастыре – монахи старательно ухаживают за ним, но у Мцыри нет стимула к жизни, и он медленно умирает. Старый чернец, крестивший Мцыри, совершает исповедь – молодой человек на ней рассказывает о том, что он не выполнил самую главную клятву своей жизни – когда-то давно Мцыри поклялся совершить побег из монастыря и вернуться домой. Молодой человек просит вынести его в сад, чтобы посмотреть в последний раз на горы, которые он так горячо любил всю жизнь.

Особенности поэмы

Поэма Лермонтова отличается рядом необычных элементов в композиции и структуре.
В первую очередь, в глаза бросается форма исповеди, используемая Лермонтовым – это усиливает драматический и трагический эффект поэмы.

Главным героем поэмы является исключительно романтический герой – Мцыри обладает рядом качеств, характерных только ему, он противостоит всем остальным персонажам поэмы, в его жизни случилась непоправимая трагедия, которая приводит Мцыри к гибели.

В поэме особое место занимает природа. Она действует не как фон для событий, а как один из героев.

Проблематика

Основной проблемой в поэме выступает проблема обретения свободы. В понимании Лермонтова именно это понятие является ключевым для гармоничного существования личности. В трактовке Лермонтова отсутствие свободы априори ведет к гибели.

Следующая проблема – непонимание окружающими. Монахи, живущие в монастыре даже не пытались понять причины тоски и уныния Мцыри – они доброжелательно относились к молодому человеку все время его пребывания в монастыре, но так и не осознали, что иногда этого недостаточно, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

Из этой позиции выплывает следующая проблема – возможность обрести счастье. Для Мцыри стать счастливым – это означало вернуться в родной дом, в то время как окружающие монахи были вполне довольны своим положением в обществе.

Таким образом, поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» – необычное явление в литературе, как современного Лермонтову времени, так и нынешнему. Большинство элементов и тем поэмы не были новшеством, однако необычность сюжета и принадлежность к другой, малоизвестной культуре сделала это произведение востребованным в читательских кругах.

Анализ поэмы «Мцыри» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 09.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Всё творчество Лермонтова пронизывает образ Кавказа. Гордые вольные люди, величественная и властная природа с юных лет впечатляли поэта, что проявляется уже в ранних его стихотворениях. Он не обходил стороной и одну из основных тенденций литературы первой половины 19 века – изображение романтического героя. И вот эти две главных темы сошлись в одном из лучших сочинений автора – поэме «Мцыри».

История создания

Для этого произведения невероятно важен исторический контекст – те события, которые повлекли за собой плен Мцыри. В России первая половина девятнадцатого столетия – это эпоха покорения кавказских земель. Это не только присоединение территорий к Российской империи, но и подчинение горных народов православию и царской власти. Вполне возможно представить себе, как грузинский мальчик, оставшийся сиротой после очередного сражения, попадает на воспитание в православный монастырь. История знает такие примеры: таково было детство художника П. З. Захарова. Существуют предположения, что Лермонтов взял в основу сюжета рассказ монаха, которого встретил на военных дорогах Грузии. Обращался автор и к местному фольклору, о чём свидетельствует сцена схватки с барсом: в основу этого эпизода легла народная песня о юноше и тигре.

Поэма «Мцыри» написана Лермонтовым в 1839 году. Она много редактировалась во избежание запрета цензуры. В основном, были убраны фрагменты, в которых особенно воспевается свобода, или звучат антиправославные мотивы.

О чем произведение?

Действие в книге происходит на Кавказе. В начале поэмы Лермонтов воспроизводит предысторию о том, как главный герой попал в монастырь: русский генерал вёз пленного ребенка. Мальчик был очень слаб, и его приютил в своей келье монах, тем самым священнослужитель спас ему жизнь. Суть «Мцыри» заключается в том, чтобы выразить его протест против этого спасения в неволе, которое не только губит его, но еще и мучает.

Основную часть поэмы составляет исповедь главного героя. Вот, о чем там говорится: пленник признаётся, что был несчастлив все эти годы, стены монастыря для него равносильны тюрьме, здесь ему не найти понимания. За 3 дня вне плена молодой человек проживает целую жизнь.

Во-первых, юноша вспоминает свои детские годы, отца. Он ощущает в этот период своё предназначение, осознаёт, какая кровь течет в его жилах.

Во-вторых, он встречает молодую грузинку, которая шла за водой. Возможно, это первая девушка, которую он видит за последние несколько лет.

В-третьих, у него происходит схватка с барсом. Герой инстинктивно сражается со зверем, ведь в стенах монастыря его не могли научить боевым искусствам. Чувство опасности пробудило в нём его истинное воинственное начало, и юноша побеждает врага.

Истощенный и израненный, к концу третьего дня блуждания, беглец вынужден с горечью признаться себе: не зная, куда идти, он сделал круг и вернулся к своей злосчастной тюрьме – монастырю. Умирая, он завещает похоронить себя в саду, где цветёт акация.

Жанр и направление

Трудно представить себе эпоху романтизма в литературе без жанра поэмы. «Мцыри» входит в тематическую группу сочинений Лермонтова о романтическом герое. Написанные ранее «Боярин Орша», «Исповедь» предвосхитили поэму о сбежавшем послушнике.

Более точное определение жанра «Мцыри» — романтическая поэма. Одной из характерных черт произведения является отражение идей героя. Юноша стремится к свободе, для него воля – цель жизни, главное счастье. Ради своей мечты он готов пожертвовать жизнью. Всё это позволяет считать Мцыри романтическим героем.

Не только Лермонтов в своём творчестве разрабатывал такой особый жанр поэмы. В первую очередь, можно сравнить «Мцыри» с поэмой К.Ф. Рылеева «Наливайко», сюжет которой восходит к эпохе борьбы казачества за независимость.

Другой особенностью романтической поэмы является исповедальный характер, что также свойственно «Мцыри». Исповедь содержит, как правило, повествование о надеждах и мечтах героя, его признания, порой неожиданные. Откровение отражает силу его духа, характер.

Главные герои и их характеристика

Для определения образа главного героя необходимо учитывать, что значит слово «мцыри». В грузинском есть два значения: послушник и пришелец. Изначально Лермонтов хотел назвать поэму «бэри», что по-грузински – монах, но именно «мцыри» максимально отражает сущность персонажа.

Читайте также:  Жемчужное ожерелье – краткое содержание рассказа Лескова

Почему Мцыри совершил побег? Его не пытали в монастыре, не заставляли делать непосильную работу. Однако же были причины, из-за которых герой страдал. Во-первых, мечтою юноши было обретение близкого человека, пусть не родственника, но одной нации, одной крови. Выросший сиротой, он мечтал хотя бы на мгновение ощутить тепло понимающей души. Другая цель героя – воля. Годы, проведённые в келье, он не может назвать жизнью, только на свободе он смог осознать, кто он есть на самом деле.

Важно отметить, что, несмотря на неудачу, персонаж «Мцыри» не жалуется на судьбу, он не проклинает себя, а уверенно принимает это испытание и даже радуется, что его мрачную жизнь украсили эти три дня.

Невозможно создание образа романтического героя без мотива любви. Эту цель несёт в себе упоминание в исповеди о молодой грузинке, когда юноша сам признаётся: «думы пылкие мои//Смутились…». Характеристика Мцыри и его мысли подробно описаны нами в сочинении.

В своей схватке с барсом герой проявил невероятную смелость и стойкость, риск и энергия сражения пробудили в нём дух предков, но молодому человеку не суждено обрести свободу и счастье. Таково авторское воплощение темы рока в образе Мцыри.

  • Свобода. Эта тема пронизывает поэму на двух уровнях. Первый – глобальный: Грузия подчиняется Российской империи, второй – касается лично главного героя поэмы: он мечтает о вольной жизни. Мцыри не желает смиряться со своим пленом в монастыре и совершает побег. Но от своей судьбы ему не уйти, и юноша через три дня, сделав круг, возвращается к ненавистным стенам.
  • Одиночество. Одной из причин побега был поиск близких по духу и крови людей. Мцыри одинок среди священнослужителей, он, скорее, чувствует своё родство с природой, чем с ними. Молодой человек вырос сиротой, он чужой для обоих миров: и для монастыря, и для горцев. Храм для него – плен, а к самостоятельной жизни, как показал его побег, послушник оказался не приспособлен.
  • Война. Герой «Мцыри» не участвовал в сражениях, но был рожден для них. Его отец был мужественным защитником своего народа, но его сын стал жертвой войны. Именно она оставила мальчика сиротой, именно из-за неё он не знал семьи, ласки, счастливого детства, а только монастырь и молитвы.
  • Любовь. Несчастный изгнанник не знает, что такое семья, у него нет друзей, все светлые воспоминания обращены детству. Но встреча с молодой грузинкой пробуждает в герое новые чувства. Мцыри понимает, что счастье возможно и сейчас, только бы найти верную дорогу, но жизнь распорядилась иначе.

Проблематика

Проблема угнетения личности всегда волновала Лермонтова. Поэт горячо любил Кавказ, бывал там в детстве, несколько раз был отправлен туда на войну. Исполняя свой долг перед родиной, писатель воевал и мужественно сражался, но, в то же время, в глубине души он сочувствовал невинным жертвам этой политической кампании. Эти свои переживания Михаил Юрьевич выразил в образе главного героя поэмы. Казалось бы, Мцыри должен быть благодарен генералу, ведь по его милости не погиб еще ребёнком, но своё пребывание в монастыре он жизнью назвать не может. Так, изобразив жизнь одного, автор показал судьбу многих, что позволило читателям совершенно по-иному взглянуть на Кавказские войны. Таким образом, творец затронул и политические, и социальные проблемы, вытекающие из любого насильственного действия со стороны государства. Официально воюют только солдаты, но в реальности в кровавый круговорот вовлечены мирные жители, семьи и судьбы которых – разменная монета для реализации масштабных планов его величества.

Идея произведения

Поэма построена на антитезе свободы и плена, но в контексте эпохи, когда жил и творил Лермонтов, эти понятия имели гораздо более широкое значение. Неслучайно, опасаясь цензуры, поэт самостоятельно правил и вычеркивал некоторые фрагменты. Неудачное бегство юноши можно рассматривать как аллегорию на Декабрьское восстание: неволя монастыря – гнёт самодержавия, обреченная на неудачу попытка освободиться – выступление декабристов. Таким образом, основная мысль в «Мцыри» была зашифрована и скрыта от властей, чтобы читатели смогли ее найти между строк.

Так Лермонтов отзывается в поэме не только на проблему покорения кавказских народов, но и на события 1825 года. Автор наделяет героя не только смелостью, выносливостью и бунтарским характером, молодой человек благороден, несмотря на свою печальную судьбу, он ни на кого не держит зла. В этом и смысл «Мцыри» — показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый, красивый и обреченный порыв, каковым стало восстание декабристов.

Чему учит?

Поэма заставляет задуматься о том, что у любой военной победы есть и своя обратная сторона: Грузия была присоединена к России в 1801 году, однако при этом пострадали не только армии, но и мирные жители, ни в чём не повинные дети, как главный герой «Мцыри». Главная мысль в поэме «Мцыри» — гуманистическая: это не должно повториться вновь.

Лермонтов призывает бороться и противостоять судьбе до конца, никогда не терять надежды. И даже в случае неудачи не роптать на жизнь, а мужественно принимать все испытания. Поскольку поэт наделил своего персонажа всеми этими качествами, читатель воспринимает его, несмотря на неудачный и спонтанный побег, не как несчастную жертву, а как истинного героя.

Критика

Литературный мир с восторгом принял поэму «Мцыри». Лермонтова начали осыпать похвалами за его творение ещё до выхода произведения в печать. Например, А. Н. Муравьев вспоминает о прочтении автором только что написанной книги: «…никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления». С.Т. Аксаков в «Истории моего знакомства с Гоголем» пишет о прекрасном авторском прочтении «Мцыри» на именинах Гоголя в 1840 году.

Наиболее авторитетный критик того времени В.Г. Белинский очень высоко ценил это произведение. В своей статье о поэме «Мцыри» он подчеркивает, насколько удачно поэтом выбраны размер и ритм и сравнивает звучание стихов с ударами меча. Он видит в книге отражение личности Лермонтова и восхищается изображением природы.

Краткое содержание Кадетский монастырь Лескова

Рассказчик вспоминает о годах учения в Первом петербургском кадетском корпусе. Это было в эпоху правления Николая Первого. По мнению рассказчика, праведники не перевелись и в это время, и хочет рассказать о людях, которых он считает такими. Все они встретились ему в корпусе, который сравнивается с монастырем.

Первый – директор-инспектор генерал-майор Михаил Степанович Перский. Это человек, преданный корпусу и кадетам, своей семьи у него нет. Пользуется доверием воспитанников и всегда старается защитить их, не боясь возражать даже императору.

Во время пребывания рассказчика в корпусе происходит восстание декабристов. Как следствие, ужесточаются правила распорядка в учебном заведении. Оно находится под подозрением у высшего начальства, так как именно в этом корпусе учились некоторые декабристы. Доходит до того, что кадетам даже запрещено читать книги, им почти не дают знаний.

Второй из праведников – это эконом Андрей Петрович Бобров. У него также нет своей семьи, вся его жизнь посвящена кадетам, для которых он ничего не жалеет, даже тайком кормит посаженных в карцер, что строго запрещено. Бобров всегда плохо одет: все свое жалованье он тратит на белье и серебряные ложки для выпускников, среди которых очень много бедняков.

Третьим праведником рассказчик считает доктора Зеленского, который все свое время и силы отдавал наблюдению за здоровьем кадетов, лечению больных. В трудные годы, когда новый директор всех кадетских корпусов Демидов «закручивает гайки», доктор идет против начальства. Объявив подлежащими госпитализации самых способных учеников, он помещает их в лазарет, где дает читать хорошие книги и ведет с ними беседы о жизни. Это дает возможность кадетам получить хоть какие-то знания, ведь по приказу Демидова обучение наукам практически не ведется, уничтожена библиотека корпуса.

Наконец, четвертый праведник, по мнению рассказчика, это архимандрит. Его уроки были простыми и интересными, проповеди – теплыми и душевными. Кадеты очень любили просто поговорить с архимандритом. Демидов же считал себя верующим человеком, а на деле был невеждой и ханжой. Проповеди архимандрита раздражали его. Однажды в храме после службы Демидов поздоровался с кадетами, они были вынуждены ответить. Архимандрит заметил им, что в храме чествовать кроме бога никого нельзя. Демидова это очень разозлило, и с тех пор в корпусе не было архимандрита.

Главная мысль

Основная мысль рассказа – праведники существуют не только в древних легендах, но и в современное время. Это люди-труженики, самоотверженные, преданные делу, которому служат, не ищущие славы и наград. Не боясь наказания от начальства, они готовы защищать своих воспитанников от любой несправедливости, от унижения, своим поведением и образом жизни показывая пример. Неудивительно, что кадеты стремятся быть похожими на них и хранят память о своих учителях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

  • Воительница
  • Дурачок
  • Железная воля
  • Жемчужное ожерелье
  • Запечатлённый ангел
  • Зверь
  • Кадетский монастырь
  • Лев старца Герасима
  • Левша
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • На краю света
  • На ножах
  • Несмертельный Голован
  • Обман
  • Овцебык
  • Однодум
  • Очарованный странник
  • Пигмей
  • Привидение в Инженерном замке
  • Пугало
  • Соборяне
  • Старый гений
  • Тупейный художник
  • Христос в гостях у мужика
  • Человек на часах

Кадетский монастырь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В 1221 году в семье князя Киевского и Владимирского Ярослава и супруги его Феодосии, появился на свет младенец. Ребенка нарекли Александром.

Царь Агамемнон ночью не спит и ведёт беседу со стариком. Он завидует простому человеку и мечтает о том, чтобы быть никому неизвестным. Он рассказывает старому рабу о своём беспокойстве.

Автор, проходя мимо детворы привлек их внимание. Многие начали обсуждать его одежду, прическу и усы, а как следствие – происхождение. Дети часто говорят громко и выдают себя своими же звонкими голосами

Жил когда-то отец с двумя сыновьями. В один из дней потребовал меньшой сын у отца выделить состояние, которое ему положено по праву наследования. Отец согласился и поделил нажитое добро между детьми.

Проходя мимо города Серендип, волшебник Дурандарте решил зайти в него, чтобы отдохнуть. Правитель города Дерамо принял его, как гостя, накормил, обогрел и посадил отдыхать под великолепные звуки музыки

Лесков “Кадетский монастырь”: краткое содержание какое?

Краткое содержание “Кадетский монастырь” Лескова.

Лесков “Кадетский монастырь” кратко 5-6 предложений для читательского дневника.

Это произведение Лесков написал по воспоминаниям бывшего кадета.

А вспоминает он с большой теплотой нескольких наставников Петербургского кадетского корпуса.

Перский Михаил Степанович – директор корпуса, генерал-майор. Все свое время и силы отдавал работе и воспитанникам. Своей семьей так и не обзавелся. То же самое можно сказать об экономе Боброве, докторе Зеленском и архимандрите.

Все четверо, каждый на своем месте, не просто исполняли свои обязанности, они любили вверенных им мальчишек, воспитывали, учили, заботились, защищали, если это было нужно. Не боялись противостоять вышестоящему начальству, рискуя карьерой и собственным благополучием.

Неудивительно, что кадеты брали с них пример, а спустя годы вспоминали с благодарностью.

Этих людей рассказчик называет праведниками и считает, что такие встречаются в любое время и в любых местах, даже таких, что меньше всего способствуют праведности. И никогда они не переведутся.

Обычно так говорили о богатых, сытых, лощеных иностранцах. Вообще, к иностранцам у нас двоякое отношение. Я имею ввиду людей, которые приехали в Россию обеспеченными и имея большой багаж знаний и умений. Таких людей ценят, уважают, почему-то лебезят перед ними и завидуют. Наверно от зависти и осознания собственного под час невежества и рождаются такие поговорки. Ведь не хлеба же нам жалко, на самом деле?

Но кроме адекватных товарищей, которые приезжают в Россию по велению сердца, едет всякий ушлый народец, которого из своей страны выгнали. Раз уж он своей родины не пожалел, то чего уж с чужой церемонится. Вот и воруют, насыщаются, шикуют, ничего не давая взамен. На русском хлебе от’едаются и спасибо не услышишь.

Фантастический рассказ из разряда антиутопий, перекликающийся со знаменитой книгой Брэдбери “451 по Фаренгейту”.

Нет, все не так страшно, здесь не сжигают книги. Здесь просто забыли о них.

В этом мире нет места писателям, литераторам, филологам. Преподаватель литературы Андрей Петрович уже 10 лет сидит без работы. И вдруг у него появляется “клиент” по имени Максим и просит научить его азам, он будет искать книги в Сети.

У него двое детей, Аня и Павлик, его пугает бездуховность нынешнего подрастающего поколения.

Проходит сколько-то уроков, и вдруг Максим пропадает. Андрей Петрович с ужасом и горечью узнает из новостей, что это был не человек, а робот-гувернер. И расплачивался он продуктами, украденными у хозяев.

Казалось бы, ужасный конец. Андрей Петрович осознает, что все, чем он жил, он вкладывал в “бездушную железяку”.

Людям его знания не нужны. Жить не стоит. И он принимает решение.

Однако включить газ ему мешает звонок в дверь. На пороге стоят те самые дети, Аня и Павлик.

Они хотят учиться тому, о чем успел рассказать им утилизированный из-за сбоя программы робот-гувернер Максим.

Рассказ совсем небольшой, он написан на конкурс по теме “Узкий специалист”.

И, видимо, количество знаков было ограничено условиями конкурса.

Читается рассказ очень легко. Несмотря на то что Майк Гелприн давно уехал из России (с 1994 года живет в Бруклине) и вообще по специальности – инженер-системотехни­ к, язык автор не забыл.

Хороший литературный стиль. Рассказ написан без изысков, идея не так уж уникальна, но берет за душу.

Концовка вообще трогает до слез. Будем надеяться, что все написанное так и останется фантастикой!

Главная мысль “Волшебник изумрудного города” – если рядом верный друг то любое дело по плечу. Друг познается в беде. Только благодаря дружбе и взаимопомощи Элли с друзьями смогли преодолеть все препятствия, победить злую волшебницу и исполнить свои желания.

Для таких маленьких детей очень важно развивать мелкую моторику.

Есть очень хорошие книжки-пазлы. Это картонная книжка, цветная со стишками или небольшими сказками и красивыми картинками. На некоторых страницах врезаны пазлы из 2-9 элементов. Т.е. такую книжку можно и почитать, и посмотреть картинки, и развивать мелкую моторику.

Из настольных игр я бы советовала снова развивающую мелкую моторику-это рамки вкладыши. Малыши тоже любят посидеть и подумать какую деталь куда вставить.

А в целом выбирайте книжки с короткими стихами и яркими красивыми картинками, и лучше чтобы книжки были картонные. Почаще показывайте картинки и читайте стишки. Малыши к 2-м годам обычно начинают запоминать читаемые мамой стихи, и начинают рассказывать сами.

Сама тема,сформулированная в виде вопроса, подразумевает написание сочинения-рассуждения, которое состоит из трех составляющих- тезиса ( собственно ответа на вопрос ),аргументации своего мнения (почему вы так считаете ), при этом приводятся конкретные примеры из жизни или из литературы, и вывода (к чему вы пришли) в данном случае сочинение можно начать с того, что,по вашему мнению,такое сострадание. Потом ответить собственно на вопрос темы – свойственно оно или нет человеку? Как вы считаете? Далее вы доказываете свою мысль, если вы написали,что сострадание свойственно, то и примеры приводите такие- например,в стране все больше открывается приют для бездомных животных или вы шли по улице и упали, а проходящий мимо человек вам помог. Из литературы можнл привести поступок героини романа Л.Н.Толстого “Воина и мир”, когда она отдает свои повозки с вещами раненым, чтобы тех могли доставить в госпиталь. Если же вы напишите, что сострадание не свойственно людям, то приводим обратные примеры. В выводе же можно написать, что сострадание – это важное качество в жизни каждого человека, но, к сожалению ю,оно присуще не всем. Именно поэтому, чтобы это чувство не пропало совсем, люди должны задуматься и стать добрее и милосердннее к окружающему миру.

Ссылка на основную публикацию