Запечатлённый ангел – краткое содержание рассказа Лескова

«Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова

Глава первая

Метель и завируха господствовали на улице заволжского города в Васильев вечер. Из-за непогоды многим путникам пришлось просить пристанище на постоялом дворе. Собрала немилостивая зима здесь всех: и купцов, и крестьян, и русских, и чувашей. Людей было столько, что свободного пространства не оставалось. Сердитый хозяин закрыл двери на замок и сказал, что больше никого не пустит. И тут раздался стук в дверь. Это были торговцы «шкурьем», которые сильно замерзли и умоляли пустить их на ночлег. Но хозяин сдержал слово и не открыл дверь бедолагам.

Один из постояльцев начал обвинять хозяина в жестокости – оставил людей в такую погоду на улице. Вскоре к разговору приобщился еще один гость – бывший старообрядец Марк Александров. Он поведал о том, что лично видел ангела. Все попросили гостя рассказать эту историю.

Глава вторая

Поскольку Марк был сиротой, то рано пошел работать. Устроился к местному крестьянину Луке Кирилову – исправному хозяину и старообрядцу. Тому от родителей досталось хорошее наследство, которое Лука смог приумножить. Он был человеком набожным, имел много старинных икон. Все брал с собой в дорогу. Самыми любимыми были у Кирилова две иконы. На одной изображена пресвятая владычица в саду, а на другой – ангел неземной красоты. Легче было с жизнью Луке Кирилову проститься, чем с этим ангелом.

Глава третья

Артель каменщиков Луки Кирилова взялась строить мост через Днепр. Город высился на правом берегу, а рабочие разместилась на равнинном левом. Так понравилось всем это живописное место, что быстро смастерили там временное жилище. В нем, как полагается, расставили иконы.

Работа в то лето спорилась, деньги работники получали исправно, к тому же, не болел никто. Да и гонений от властей не было, к которым староверы давно привыкли. Даже многие местные приходили слушать, как строители молятся, а кто-то и слова песен записывал.

Иностранцы, на которых люди Луки трудились, были набожными. Они уважали и хвалили своих работников. Поэтому старообрядцы решили, что привел их в столь удачное место любимый ангел.

В артели каменщиков работали два человека, которые сыграли свои значимые роли в этой истории – старый кузнец Марой и счетчик Пимен Иванов. Первый был человеком малообразованным. Он даже молитвы всей запомнить не мог, только одно слово повторял постоянно. А Пимен умел витиевато изъясняться и цену себе знал.

Глава четвертая

За три года работники установили столбы для моста, и теперь на них нужно было накидывать железные цепи. Но крепежные болты оказались не по размеру. Производила их одна английская компания, делала на совесть. Болты оказались настолько прочными, что уменьшить их в размере не представлялось возможным. Но Марой изобрел способ разрезать эти изделия, словно восковые свечи.

Англичане удивлялись такой смекалке и хвалили Луку. Мол, его работник физику хорошо знает, потому и способ придумал. А Марой и читать не умел, какая там физика.

Пимен был от рождения человеком хилым, но от него тоже польза нашлась для артели. Посылали Иванова в город за провиантом. Благодаря своей разговорчивости и непосредственности, Пимен завел там много нужных и полезных знакомств. С женой одного богатого барина часто чаи распивал. Эта барыня все у Пимена спрашивала, бывают ли чудеса? В подтверждение чудес Иванов рассказал, как Марой болты стальные обрезал.

Тогда хозяйка попросила гостя, чтобы помолились за нее староверы. Она очень хотела родить дочь и дала Пимену на чудо десять рублей. Хитрый счетчик деньги взял, но только умолчал об этом в артели.

Вскоре барыня забеременела, затем родила дочь. Женщина еще много желаний Пимену заказывала и деньги давала. Что интересно, все сбывалось.

Глава пятая

Но захотела как-то барыня сама приехать к староверам и посмотреть их молитву. Пимен струсил и старался отговорить женщину от такого шага. Не получилось. Пришлось ему перед Лукой повиниться и рассказать о просьбе городской знакомой.

Староверы заменили в доме иконы и встретили барыню достаточно прохладно. Напоили ее чаем и быстро спровадили прочь. Не понравилась она каменщикам – худая, словно жердь, и с острым носом. Но Пимен стал защищать женщину, сказал, что она добрая.

Глава шестая

На следующее утро Лука Кирилов опоздал на работу, что было на него не похоже. Пришел он сильно расстроенный, на все расспросы отвечал, что расскажет потом. Но Марк не выдержал, побежал в дом, чтобы узнать у жены Луки Михайлицы, что же все-таки произошло.

Застал он женщину в подавленном состоянии. Она долго не решалась сказать, что этой ночью было ей видение, а утром обнаружила пустую икону и сошедшего с нее ангела, который лежал на полу.

Глава седьмая

Тем временем у барина неприятность вышла. Сунулся он с проверкой торговых точек, как жиды хитро обвели его вокруг пальца. Выманили печать и требовали за нее 25 тысяч рублей. Большой чиновник рассказал все жене, а та позвала Пимена и попросила одолжить денег. Ей кто-то сказал, что у староверов всегда рубли водятся. К тому же, Пимен сам рассказывал, что деньги в их артель со всей России шлют: на воск, на масло.

Иванов испугался пуще прежнего. Начал он барыню убеждать, что нет у старообрядцев таких денег. Но та и слушать не желала, зато припугнула: если Пимен ей не поможет, плохо будет всей артели.

Глава восьмая

Вскоре так и случилось. К староверам пришли с обыском жандармы, а с ними пожаловал и сам барин. В доме в это время был только Марой, который молился. Жандармы связали кузнеца. Тот не сопротивлялся, лишь молча за всем наблюдал.

Вскоре в дом прибежал Лука со своими рабочими. Иконы к тому времени были проколоты железными прутьями. А затем барин взял палку со смолою, да ткнул в икону с ангелом, словно сургучом запечатал. Все иконы староверов жандармы забрали с собой и отдали их архиерею. Тот не одобрил такой поступок, а икону с запечатленным ангелом оставил в монастыре.

Глава девятая

Староверы решили сделать копию иконы, чтобы обменять на оригинал. Только лик у ангела сургучом выжжен, как написать дубликат? Всем стало понятно, что без знаменитого иконописца здесь не обойтись. Знали староверы такого славного художника по имени Севастьян. Только найти его сложно, постоянно путешествует. Но другого пути не было.

Глава десятая

Марка и отрока Левонтия отправили на поиски Севастьяна. Искреннее участие в этом приняла английская чета: руководитель строительства моста Яков Яковлевич и его супруга. Они дали денег на дорогу.

С юношей творилось что-то непонятное. Состояние Левонтия ухудшалось, и он сказал Марку, что больше не в силах продолжать путь. Сел на траву и голову на пенек положил.

Вдруг из чащи раздался сильный треск. Марк так испугался, что даже влез на дерево. Видит, вышел на поляну дед с вязанкой дров. Поставил Левонтия на ноги, взвалил ему ношу на плечи и повел за собой.

Глава одиннадцатая

Хоть и страшно было Марку, но пошел следом. Все думал, что это за старик такой и откуда он взялся? Позже стал догадываться, что это известный монах-отшельник Памва.

Переночевали в доме старика, а утром Марк обнаружил Левонтия мертвым. Стенал над ним до вечера, пока не пришли за покойным из монастыря. Оказалось, отрок веру церковную принял.

Ушел рассказчик от Памвы. Всю ночь блуждал по лесу, а утром вновь старца увидел и побежал от него. В первом же селе встретил Марк Севастьяна. Рассказал ему о проблеме староверов, и поехали они ангела переписывать.

Глава двенадцатая

Яков Яковлевич долго не мог поверить, что мужик Севастьян способен своими огромными ручищами иконы писать. Попросил доказать свое мастерство, прежде чем за ангела примется. А в качестве задания предложил для своей жены написать икону. Севастьян согласился и поразил инженера своим умением.

Глава тринадцатая

Теперь предстояло добыть для Себастьяна икону ангела, чтобы он написал с нее копию. Это оказалось делом сложным, поскольку архиерей не захотел ее отдавать даже на время. Англичанин, который вызвался уладить дело, вернулся из монастыря ни с чем.

Севастьян уже собрался в обратный путь, как староверы решили, что икону нужно на какое-то время выкрасть из монастыря. Когда же изограф сделает копию, то вернуть ее вместо оригинала.

Глава четырнадцатая

Марк, Лука и Марой добрались на лодке в монастырь. Старика взяли с собой на случай провала. Если у Луки не получится украсть икону, то Марой всю вину должен взять на себя.

Однако все успели и на другой берег вернулись. Там Севастьян быстро ангела переписал, только отказался ему лицо сургучом заклеймить. Сказал, что нет у него дерзости для такого поступка. Спасла ситуацию жена англичанина, которая поставила печать на копию и умоляла скорее возвращаться в монастырь. В это время случился на реке ледоход, и все лодки унесло. Тогда схватил Лука весло и по мостовой цепи отправился на тот берег.

Глава пятнадцатая

Сургуч англичанки на иконе пропал, поэтому пришлось Луке повиниться перед архиереем. Тот сказал, что староверы со своего ангела лукавством печать сняли, а другой ангел сам с себя снял и Луку за собой в монастырь привел.

За обедом приобщились все староверы к «телу и крови Христа».

Глава шестнадцатая

Марк закончил свой рассказ. Слушатели были удивлены, что печать исчезла. Рассказчик объяснил, что англичанка поставила бумажную печать, которая в дороге выпала. Получается, что и чудес не было, все объяснимо. Но староверы считают, что совсем неважно какими путями Бог человека взыщет, главное, чтобы взыскал.

Так за рассказом ночь Васильева и прошла. Марк поздравил всех с новым годом и попросил у Христа прощение за свое невежество.

Краткое содержание «Запечатлённый ангел»

Действующие лица в книге «Запечатлённый ангел»
  • Марк Александров — рассказчик, от лица которого ведётся история. Бывший старообрядец, примкнувший к «новообрядной» церкви.
  • Лука Кирилов — глава артели каменщиков и старообрядческой общины, владелец походной церкви и главной святыни общины — иконы ангела-хранителя. Совершает переход через Днепр по цепям недостроенного моста.
  • Пимен Иванов — отрицательный персонаж, посланник староверческой общины с мелкими хозяйственными поручениями «в мир»; бахвальство Пимена перед «мирскими» приводит к разорению общины властями и конфискации чтимой иконы.
  • «Барынька» — жена местного крупного чиновника, из любопытства и суеверия интересующаяся старообрядцами. Её вмешательством вызван разгром общины властями.
  • Левонтий — семнадцатилетний старообрядец, напарник Марка по поискам иконописца. После встречи со старцем Памвой присоединяется к «новообрядной» церкви и умирает.
  • Памва — монах-отшельник «правящей» церкви, идеал смирения, беззавистности и безгневности. Считается, что прототипом Памвы мог быть Серафим Саровский.
  • Севастьян — иконописец, вызванный старообрядцами для написания копии арестованной иконы. Пишет в строгановской манере «мелочным письмом». Из морально-религиозных принципов, согласно постановлениям «Стоглава», отказывается писать портрет живого человека. В то же время, очевидно, знако́м со способами контрафакции икон. Прототипом Севастьяна был Никита Севастьянович Рачейсков (умер в 1886 году), которого Лесков считал одним из лучших иконописцев России. После смерти Рачейскова Лесков пишет посвящённую ему статью («О художном муже Никите и совоспитанных ему», 1886).
  • Яков Яковлевич — английский инженер, руководитель работ по строительству моста. С интересом и участием относится к работникам-старообрядцам, по возможности помогает осуществлению их планов по «вызволению» иконы. Прототип персонажа — Виньоль Чарльз Блэкер, действительно руководивший строительством моста через Днепр в Киеве.
  • Марой — пожилой неграмотный умственно отсталый кузнец. В случае неудачи подмены иконы копией должен был изображать грабителя, сознательно идти на наказание.

Читать «Запечатлённый ангел» в кратком содержании

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека. ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незначительный человек», рожденный в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идет слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошел с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и еще больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают хранителя подменить — «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и свое художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведет путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Читайте также:  Привидение в Инженерном замке – краткое содержание рассказа Лескова

Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен». Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его». Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатленном ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе «взаимоверья».

«Акция» проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это время трогается лед, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела и крови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».

На удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Краткое содержание Лесков Запечатлённый ангел

Во время сильной метели в пансионате останавливаются несколько странников. Один странник утверждает, что их спас ангел. Он начал рассказывать своим товарищам ужасающие и священные рассказы об ангеле.

Человек по имени Маркуша придерживался старинной христианской религии и работал каменщиком у Луки Кириллова. В артели на необычайной иконе был изображен ангел. Три года прошло с начала строительства каменного моста. Мост сооружали рабочие из артели по указанию англичан. Работников артели называли староверами. Чуть позже они прославились на всю округу благодаря особому изобретению Мароя.

В отличие от всех работников Пимен Иванов вел социальный образ жизни. Он общался с бюрократами. Жена одного чиновника попросила староверов вымолить дочь у ангела. Чуть позже ее желание исполнилось. Она расплатилась с Пименом деньгами, и пожелала взглянуть на икону. Пимен поведал все староверам о просьбе супруги чиновника. Наутро к дому Кириллова приехала жена чиновника. Супруга Луки Кириллова рассказала, что ночью с иконы сошел ангел. В этот момент чиновник взял взятку за проваленное дело. Люди, давшие взятку потребовали деньги назад. Чиновник отказался вернуть деньги и потребовал их у староверов. Вскоре на староверов напали полицейские и забрали икону с ангелом. Архиерею приглянулась икона, и она была поставлена на алтарь. Староверы решили украсть икону и подменить ее копией. В скором времени у староверов начали болеть глаза и голова. Болезнь могла излечить только икона с запечатленным ангелом.

Маркуша не смог найти художника, который смог бы нарисовать точную копию иконы. Маркуша рассказал Якову Яковлевичу историю об ангеле. Англичанин растрогался и дал денег Маркуше. Совместно с Левонтием Маркуша отправился за художником. По дороге путники остановились в одном трактире. В трактире Левонтий хотел увидеть старика Памву. Странники уехали из Москвы и отправились в Суздаль. В этом городе жил художник и изограф Севастьян. По пути товарищи заблудились и Левонтий сильно заболел. Из – за плохого самочувствия Левонтий не мог ходить.

В лесу они встретили Памву, который пустил их к себе в дом. В доме у Памвы Левонтий скоропостижно умирает. Маркуша отправился дальше и нашел Севастьяна. По прибытию Яков Яковлевич попросил у изографа нарисовать копию иконы. Севастьян отказался нарисовать икону ангела, но потом согласился. Вскоре Севастьян нарисовал копию. Англичанин решился сам украсть настоящую икону у архиерея. Англичанин поменял старую икону на копию. С ним вместе в путь отправился Марой. При появлении опасности Марой должен стать во всем виноватым. Яков Яковлевич решил отдать икону староверцам и собирался встретиться у каменного моста. При встрече Марой увидел сияние над головой Луки Кириллова. Староверы получают икону обратно. По окончанию истории Маркуша поздравляет всех с праздником и попросил прощения у Христа за невежество.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

  • Воительница
  • Дурачок
  • Железная воля
  • Жемчужное ожерелье
  • Запечатлённый ангел
  • Зверь
  • Кадетский монастырь
  • Лев старца Герасима
  • Левша
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • На краю света
  • На ножах
  • Несмертельный Голован
  • Обман
  • Овцебык
  • Однодум
  • Очарованный странник
  • Пигмей
  • Привидение в Инженерном замке
  • Пугало
  • Соборяне
  • Старый гений
  • Тупейный художник
  • Христос в гостях у мужика
  • Человек на часах

Запечатлённый ангел. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ повествует о событиях, в подлинности открытия Америки. Очевидцы утверждали, что Америка была открыта Христофором Колумбом, который неоднократно посещал материк.

Ранней весной 1945 года в подмосковный город Серпухов прибыл поезд с ранеными. Закованные в гипсовый панцирь, они почти все могли только лежать и глядеть в окно. Да ждать заветной Победы.

Главным героем книги является парень по имени Ансельм. Ансельм после обеда шел по Вознесенской улице и не заметил, как столкнулся с местной торговкой. Он уронил корзину с пирожками и яблоками

Книга «Владычица озера» является седьмой частью знаменитой и полюбившейся многим, саги. Впрочем, каждое из творений Сапковского уникально – потому, может быть расценено читателем как отдельное произведение вне зависимости

Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был см по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали

Запечатлённый ангел

На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько путников. Один из них утверждает, что «всякого спасённого человека. ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма священное и страшное».

Маркуша, «незначительный человек», рождённый в «старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель строит вместе с англичанами каменный мост и три года живёт «мирственным» духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идёт слава. Пимен Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни жена Луки Кириллова, тётка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел сошёл с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует», получает взятку от «жидов», но те его обманывают и ещё больше отданного назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с ангелом приглядывается архиерею, и её ставят в алтаре. Староверы решают хранителя подменить — «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока Левонтия.

Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз, излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить, представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка, а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому дано уразуметь, и изображённая небесная слава очень при этом помогает о деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с «среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.

Доходят они до Москвы, «древлего русского общества преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или, «шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и своё художество хвалят «с кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится, что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведёт путников в своё жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва безгневный.

Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлён». Когда Маркуша идёт по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в душе живёт, но запечатлён, а любовь освободит его». Маркуша бежит от старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель. Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.

Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время ангела в артель, чтобы позолотить на запечатлённом ангеле ризу и украсить венец. Но архиерей отдаёт лишь ризу. Севастьян объясняет англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается, чтобы, пока всенощная у архиерея идёт, копию написали, старую икону со старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог её опять на окно поставить, как будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе «взаимоверья».

«Акция» проходит успешно, но Севастьян отказывается накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это время трогается лёд, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег, Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии иконы исчезает сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с себя её снял и тебя сюда привёл». Прошенные архиереем староверы «тела и крови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со всею Русью».

На удивление путников по поводу исчезнувшей печати Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала. Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения Христа ради за себя, невежу.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Лесков “Запечатленный ангел”, какое краткое содержание?

Однажды, во время метели, в пансионате остановились странники. Один из них утверждает, что спас их ангел и начинает рассказывать истории об ангеле.

Маркуша работает каменщиком у Луки Кириллова и придерживается старинной христианской религии. На необычайной иконе имеется изображение ангела. Рабочие артели по строительству каменного моста, которых называют староверами, уже три года работают под руководством англичан. Позже они прославились благодаря изобретению Мароя.

Ведущий социальный образ жизни, Пимен Иванов общается с бюрократами. Жена одного чиновника просит вымолить дочь у ангела и расплатившись деньгами, желает взглянуть на икону.

Пимен сообщает староверам о просьбе жены чиновника и утром она сама приезжает к дому Кириллова. Супруга Кириллова сообщает, что в момент когда чиновник берёт взятку за проваленное дело, ночью с иконы сошёл ангел.

Жиды, давшие взятку требуют вернуть деньги и чиновник пытается истребовать их со староверов.

Читайте также:  На ножах - краткое содержание рассказа Лескова

Напавшие на староверов полицейские, забирают икону с ангелом и она попадает на алтарь.

Староверы крадут икону и подменяют её копией.

После этого, у староверов начинают болеть глаза и голова, а излечить болезнь может только икона с запечатленным ангелом.

Маркуша не может найти художника для изготовления копии с иконы и посвящает в эту историю Якова Яковлевича. Растрогавшись, англичанин даёт денег и Левонтий с Маркушей отправляются за художником. Странники направляются в Суздаль в поисках художника и изографа Севастьыяна. В пути они заблудились и, а Левонтий заболел и вскоре умер.

Маркуша находит Севастьяна и уговаривает его нарисовать копию иконы.

Затем англичанин подменяет икону копией и, вместе с Марой отправляется в путь.

Яков Яковлевич решает отдать икону староверам и назначает встречу у каменного моста.

Во время встречи, Марой видит сияние над головой Луки Кириллова и староверы получают икону обратно.

Заканчивается история тем, что Маркуша поздравляет всех с праздником и просит прощения у Христа за своё невежество.

Главные герои рассказа Николая Лескова “Человек на часах”

  • Николай Иванович Миллер – караульный офицер, молодой капитан;
  • Постников – солдат, часовой;
  • инвалидный офицер;
  • пристав;
  • подвыпивший утопающий;
  • Свиньин – подполковник;
  • Кокошкин – обер-полицеймейстер, генерал.

Краткое содержание рассказа “Человек на часах”

Произошло это зимней ночью в 1839 году в Петербурге. В ночном карауле на посту стоял солдат Постников и услышал со стороны реки крики и мольбу о помощи утопающего человека. Поскольку покидать свой пост часовым запрещено, Постников испытывал душевные терзания – он то смотрел по сторонам в поисках прохожего, то проигрывал в голове вариант спасения, что можно буквально руку протянуть и человек спасен, и никто не заметит. И только спустя полчаса он все-таки не выдержал и покинул свой пост, протянул утопающему ружье и спас его. Все бы ничего, но мимо проезжал инвалидный офицер, который взял пострадавшего и повез его в Адмиралтейскую часть, часовой же занял свое место. Прибыв на место офицер заявил приставу, что лично спас этого человека рискуя своей жизнью.

Рядовой Постников был снят с караула и все рассказал офицеру Миллеру, а тот в свою очередь сообщил своему командиру – подполковнику Свиньину. Их испугало то, что инвалидный офицер мог рассказать об этом инциденте генералу Кокошкину, а потом это дойдет и до самого государя. Свиньин долго думал что делать и наконец решил сам поехать к Кокошкину, и все ему рассказал. Кокошкин спокойно выслушал и приказал доставить к себе пристава, инвалидного офицера и пострадавшего. В результате допроса выяснилось, что:

  • инвалидный офицер настаивал, что именно он спас человека,
  • пострадавший был пьян и не помнит кто его спас,
  • свидетелей нет, кроме часовых, но часовой не мог покинуть свой пост.

В результате, офицера наградили медалью, хотя все знали, что он на самом деле никого не спасал, а Постникова “наградили” 200 ударами розгами. После солдата отнесли в лазарет, где его навестил Свиньин и приказал дать ему фунт сахара и 1/4 фунта чаю для поправки. Позже этот случай оброс различными слухами.

В рассказе Лескова “Дурачок” рассказывается о мальчике, которого все считали дурачком, уж очень его характер и поступки отличались от других.

Главный герой – совсем ничем не примечательный по происхождению мальчик Панька. Он был крепостным, но это, как видно, его не смущало, он был очень простым, довольствовался всем, что имел. Поэтому его-то и прозвали дурачком, ведь он злом не воздавал и был всем доволен.

цитата из текста, описывающая Паньку

Напишем, о чем рассказ в кратком содержании в 5,6 предложений:

1). Панька- крепостной-сирота, работал на господском дворе, питался с детьми коровницы, все вокруг считали его дурачком.

2). Как-то раз сын коровницы Петруша, пасший жеребят, заснул, а управитель увидел и велел наказать его, но Панька сходил вместо него принять наказание.

3). Случилось война в Крыму и Панька сам попросился в солдаты, хотя никто не хотел идти по своей воле, его и отдали, там на службе так же проявлял свое “дурачество”.

4). В отставке Панька нанялся татарские табуны пасти.

5). Богач Хан-Джангар поймал вора коней Хабибулу и велел временно Паньке сторожить его до его возвращения, беречь как свою душу.

6). Панька отпустил Хабибулу, а Хану сказал, что он не может, чтобы других мучили, Хан со свитой признают в нем праведного.

Великолепное произведение, не потерявшее своей актуальности и поныне! История, названная самим Лесковым, сказкой, и не случайно. Ибо, все волшебные особенности, отличающие рассказ от сказочного повествования присутствуют.

– Зачин:

– Главные герои: премудрый король Доброхот, желающий всех в своем царстве сделать счастливыми, и плясун-гусляр-гудошн­ ик Разлюляй, которому по царскому волеизъявлению пришлось идти незнамо куда, искать доселе в царстве невиданное.

  • В качестве массовки выступает свора боярская, одержимая только наживой, да сохранением неизменности житья-бытия по стародавнему обычаю.
  • Из женских персонажей отмечаем мамку-няньку царскую, плененную чужеземку, которая несколько мудрых советов дала Доброхоту.
  • Да царевна – жена прекрасная, думающая, что бояре смогут ее короля от болезни душевной излечить (вот наивная!).

Основное развитие сюжета идет по всем сказочным канонам. Т.е. выполнение заданий, встреча со странными персонажами, и необычная концовка. При этом удивительный лесковский язык, дополняющий и раскрывающий образы персонажей, своеобразные речевые обороты, за которые сам автор был часто “бит” современниками, считающими их излишествами!

Краткое содержание сказки “Час воли Божией”

  • В неком царстве живет король Доброхот по старинному укладу, а править норовит по своему, желает чтобы правда кривду побеждала, да народу всему жить становилось лучше. Но вот незадача, не спорится дело, не складывается. От такой неблагодарной царской работы измаялся Доброхот, в горе впал, стал чахнуть. Заметила это жена Милолика, совет мужу дала – бояр призвать и найти способ уклад новый в царстве наладить, пока государь жизни от тревог не лишился.
  • Послушался жены король, призвал своих придворных. А те, услыхав слова царские, спустя время, совет такой дают: “мол не нужно ничего государь в царстве менять, народ бедный все стерпит”.
  • Понятно дело, Доброхоту такой ответ не по нраву, выгнал советчиков. Заметался по палатам, места себе не находит. Тут на его счастье ли? нянька чуждянка (слово из текста) из темноты выступила и говорит: “найди трех старцев пустынничков, которым свет милый опостылел, они тем только и живут, что Богу молятся за твое, мол, Доброхот царство. Они тебе расскажут, как можно жизнь в твоем государстве наладить”.
  • Услыхал король старуху, гонцов с послами по всему государству отправил искать божьих людей. Долго ли коротко ли, но нашлись три старца: Дубовик, Полевик и Водовик, которых вопреки королевскому указу, с принуждением в короба посадили и доставили к Доброхоту. Старички те уж и говорить разучились, потому король на них разгневался. Он думал, они ему сразу все секреты раскроют, а тут молчок и только стариковская дрожь из плетушек. К тому же старцы столь ветхие, что и наказать их нельзя, т.к. в пыль могут обратиться.
  • Что делать, как разговорить старцев? Бояре выступают с предложением – взять на себя стариков, и было уже согласился Доброхот “отдать” пустынничков на растерзание, но нянька вновь появилась и посоветовала Разлюляя-гудошника позвать, который своими шутками-прибаутками любого разговорит.
  • Доброхот послушался, вызвал плясуна к себе и задание дал – разговорить старцев. Делать нечего, перечь не перечь, а выполнять государевый указ придется. Разлюляй таких страшных картин нарисовал старцам, что они “полироваться” начали, т.е. изъявили желания свою мудрость царю передать.
  • Прибежал Доброхот и спрашивает:

  • Отвечают ему старички по очереди:

  • Ничего не понял король, еще пуще разозлился и велел стариков над полатями в плетушечках подвесить. Пока спал, старички исчезли, как и куда не смогли и бояре государю объяснить. Сказали было, что через подполье убежали, да государь велел плотников со всей страны согнать и разобрать полы во всех домах, окромя бедняков, у которых земля вместо половиц в избах.
  • Тут снова нянька объявилась и рассказала Доброхоту о том, что сон вещий видала, так что старички более не нужны. Теперича пора девицу искать, жалостницу, которая сумеет объяснить слова пустынничков.
  • Сперва боярских сыновей на поиски отправили, но те только выехали за врата, так в пьянство ударились. Как хмель повыветрился, воротились домой и сказали, что такой девицы на свете нет. А нянька ему снова про Разлюляя напоминает, и советует его на поиски девицы снарядить.
  • Пришлось гудошнику свой дом оставить и девушку по свету искать. Долго скитался по свету Разлюляй Разлюляевич, дошло до того, что Цыган его дочиста обчистил, в одной рубахе и портках остался бедолага, одним словом, голь перекатная, и вот то ли Боженька его молитвы услышал, то ли время пришло, но как-то то ли сон, то ли видение ему было – старичка увидал, да разговор с ним затеял. Старец его и надоумил где девицу-разгадчицу искать, которая его внучкой оказалась.
  • Вмиг забыл гудошник все свои обиды и горести житейские, побежал через леса, как было велено и вскоре увидал девушку, которая шерсть пряла. Увидал плясун, что полна она разумом, добротой ее лицо так и светится, не стал ерничать и околесицу плести, сразу честно о себе рассказал и вопросы путынничков ей задал.
  • Девушка не стала важничать, ей эти вопросы проще пареной репы показались, вот так она ответила Разлюляю:

  • И напутствие дала, чтобы он платы за науку не смел брать, а коли король все одно наградит, то раздать ее всем страждущим.
  • Поблагодарил Разлюляй и с чистым сердцем домой отправился. Пришел и рассказал Доброхоту все, как девица велела. Ну, там снова бояре забузили, дескать врет Разлюляй, сам придумал объяснения. Однако, на сей раз король не послушался своих придворных и велел с глаз прогнать, а Разлюляя с семьей поселил на пасеке, чтобы было им сытно, но строго указал никому не болтать о том, что девица поведала.
  • Жаль, устраивать жизнь по новому Доброхоту в своем государстве не захотелось. Не прослыл он реформатором. “отмазку” придумал, дескать, вдруг его соседи-королевичи не захотят, как и он по открытой простой мудрости править – добро каждому в сей миг делать, он ведь тогда один не справится. И . оставил все по прежнему, по стародавнему. А историю сию на бумагу записал, да в сундук для потомков положил. Говорят, что сие писание до сих пор под печатями в строгой секретности хранится, а дела идут все, как было при дедах и прадедах.

В заключении: план сказки для читательского дневника, чтобы пересказать ее на уроке или отзыв написать:

  • Доброхот недоволен своим правлением;
  • бояре дают плохие советы;
  • нянька рассказывает о пустынничках;
  • Разлюляй отправляется на поиски;
  • старцы появляются в доме Доброхота;
  • три странных совета, как улучшить жизнь в королевстве;
  • раскрыть тайну советов может только жалостница;
  • Разлюляй находит девицу;
  • объяснение трех советов;
  • возвращение гусляра домой;
  • Доброхот оставляет все по старинному укладу.

Главная мысль: в идеальном мире все будут творить добро каждому, значит, исчезнет зависть, ненависть, вражда и останется только любовь и согласие. Мозг человека эволюционирует и станет двигаться только в позитивном русле, законы добра все знают, осталось научиться их выполнять.

Краткое содержание Лесков Привидение в Инженерном замке

В замке, который ныне известен как Инженерный, проживают кадеты. Молодые суеверные люди, которые верят в существование приведений, а замок имеет именно такую репутацию.

Как то осенью в замке умер начальник Ламновский, который находился в должности генерала. Был он человеком суровым и строгим, его недолюбливали ни кадеты, на, как поговаривают, начальство.

В то время было принято выставлять дежурных, которые не посещали воскресную службу, это был «исключительный» момент, ведь воскресную церковную службу должны были посещать абсолютно все жители Петербурга. И вот четверо кадетов остались дежурить около гроба усопшего, пока все остальные посещали последнюю службу, перед похоронами усопшего.

Еще при жизни генерала Ламновского, кадеты любили над ним зло пошутить. Обычно они инсценировали похороны генерала, несколько раз виновных находили и наказывали, но каждый год все повторялось снова. И вот, четверо студентов, стоят в карауле около гроба с покойным, и хотят пошутить над ним в последний раз. И один из кадетов схватил покойника за нос.

И вдруг что-то схватило его за руку и кадеты услышали стон, кадет, который схватил генерала за ном, от страха упал на пол, но все равно не мог вытащить руку из цепкой хватки. Снова раздался стон, и четверо кадетов увидели приведение, худощавое тело человека в голубых одеждах. Все замерли от страха, а привидение приблизилось к гробу, и, к удивлению всех присутствующих, высвободило руку кадета, и перекрестило его. Кадет тут же отполз в сторону, а привидение приблизилось к гробу, наклонилось над ним и горько заплакало.

Тут в помещение, в котором находился гроб, вбежал один из кадетов, и сказал, что жена генерала, которую почти никто никогда не видел, так как она очень сильно болела, находится в обмороке и лежит в церкви. Привидением была именно она, она пришла оплакать собственного мужа. После похорон жена генерала Ламновского еще долго болела и в итоге скончалась.

Главная мысль рассказа

Данный рассказ учит нас тому, что нельзя смеяться над чужим горем, стоит относиться к несчастьям окружающих с состраданием и сопереживанием.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лесков. Все произведения

  • Воительница
  • Дурачок
  • Железная воля
  • Жемчужное ожерелье
  • Запечатлённый ангел
  • Зверь
  • Кадетский монастырь
  • Лев старца Герасима
  • Левша
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • На краю света
  • На ножах
  • Несмертельный Голован
  • Обман
  • Овцебык
  • Однодум
  • Очарованный странник
  • Пигмей
  • Привидение в Инженерном замке
  • Пугало
  • Соборяне
  • Старый гений
  • Тупейный художник
  • Христос в гостях у мужика
  • Человек на часах

Привидение в Инженерном замке. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Творческая деятельность Джеймса Купера разнообразна и многогранна. Несколько лет проведенных в Европе, путешествия по многочисленным странам, помогли ему написать множество произведений

В Париже в 1520 году правил Людовик XII. У короля в подчинении был шут Трибуле, который испытывал неприязнь ко всем высокосветским особам. Общество в свою очередь тоже не жалует шута

Однажды по сибирской реке плыла лодка. В ней находилось два человека. Один из них, рассказчик, увидел небольшой огонёк. Он вспыхнул совсем близко и был таким ярким. В темноте казалось, что огонек совсем рядом

В старом запущенном цветнике майским утром расцвела роза. Аромат ее разносился далеко вокруг, и не было здесь цветка прекраснее.

Читайте также:  Дурачок - краткое содержание рассказов Лескова

В одном из городков Ямской слободы (иными словами – Ямы), находился публичный дом Анны Марковны. Однажды в заведении оказалась компания, состоящая из студентов и доцента Ярченко с журналистом

Краткое содержание: «Привидение в инженерном замке» Николая Лескова

В замке, который ныне известен как Инженерный, проживают кадеты. Молодые суеверные люди, которые верят в существование приведений, а замок имеет именно такую репутацию.

Как то осенью в замке умер начальник Ламновский, который находился в должности генерала. Был он человеком суровым и строгим, его недолюбливали ни кадеты, на, как поговаривают, начальство.

В то время было принято выставлять дежурных, которые не посещали воскресную службу, это был «исключительный» момент, ведь воскресную церковную службу должны были посещать абсолютно все жители Петербурга. И вот четверо кадетов остались дежурить около гроба усопшего, пока все остальные посещали последнюю службу, перед похоронами усопшего.

Еще при жизни генерала Ламновского, кадеты любили над ним зло пошутить. Обычно они инсценировали похороны генерала, несколько раз виновных находили и наказывали, но каждый год все повторялось снова. И вот, четверо студентов, стоят в карауле около гроба с покойным, и хотят пошутить над ним в последний раз. И один из кадетов схватил покойника за нос.

И вдруг что-то схватило его за руку и кадеты услышали стон, кадет, который схватил генерала за ном, от страха упал на пол, но все равно не мог вытащить руку из цепкой хватки. Снова раздался стон, и четверо кадетов увидели приведение, худощавое тело человека в голубых одеждах. Все замерли от страха, а привидение приблизилось к гробу, и, к удивлению всех присутствующих, высвободило руку кадета, и перекрестило его. Кадет тут же отполз в сторону, а привидение приблизилось к гробу, наклонилось над ним и горько заплакало.

Тут в помещение, в котором находился гроб, вбежал один из кадетов, и сказал, что жена генерала, которую почти никто никогда не видел, так как она очень сильно болела, находится в обмороке и лежит в церкви. Привидением была именно она, она пришла оплакать собственного мужа. После похорон жена генерала Ламновского еще долго болела и в итоге скончалась.

Лесков. Все произведения

  • Воительница
  • Дурачок
  • Железная воля
  • Жемчужное ожерелье
  • Запечатлённый ангел
  • Зверь
  • Кадетский монастырь
  • Лев старца Герасима
  • Левша
  • Леди Макбет Мценского уезда
  • На краю света
  • На ножах
  • Несмертельный Голован
  • Обман
  • Овцебык
  • Однодум
  • Очарованный странник
  • Пигмей
  • Привидение в Инженерном замке
  • Пугало
  • Соборяне
  • Старый гений
  • Тупейный художник
  • Христос в гостях у мужика
  • Человек на часах

Николай Лесков: «Привидение в инженерном замке». Краткое содержание

Начинается история осенью 1860 или 1859 года, когда умирает генерал Ламновский, который является начальником инженерного замка. Его не любят подчинённые и начальство. По округе ходят слухи, что он был связан с различной нечистой силой. Кадеты устраивали ему всевозможные пакости при любом удобном случае. Описание одной из них мы поместили в данное краткое содержание.
«Привидение в инженерном замке» содержит сцену фальшивых похорон. В ней уже упомянутые кадеты оборачиваются простынями и устраивают траурную процессию, держа в руках зажжённые свечи. Организаторы подобной шалости были наказаны. Их всех поймали. Однако шутка повторяется на следующих именинах генерала, а вместе с ней и еще одни похороны. Подобное продолжается несколько раз. Как вдруг генерал действительно умирает. Согласно обычаю, кадеты должны посменно дежурить около гроба.

Лесков «Привидение в инженерном замке»: краткое содержание, что писать?

Краткое содержание по главам рассказа Н. Лескова «Привидение в Инженерном замке»

Данное произведение насчитывает 11 (одиннадцать) глав, поэтому будет справедливо и краткое его содержание излагать в той последовательности, что дана у автора. Посему разделим свой ответ на составляющие части и кратенько опишем сюжетные коллизии каждой отдельной главы. Например, так:

  • Краткое содержание 1-ой главы

Худая слава Павловского дворца (Инженерного замка). Зловещие слухи о привидениях, населяющих этот дом. Тень и голос Петра Первого, предупредившего Павла о кончине. После смерти императора Павла Первого дворец передается под инженерных кадетов. Более старшие школьники не прочь попугать маленьких учеников. Впрочем один случай прекращает все эти шалости.

  • Краткое содержание 2-ой главы

Спальня покойного императора навевает страх на новичков и малышей кадетов. «Старички» подогревают этот страх, причем один из них тайком проносит простынь в спальню и по ночам, обмотавшись ею, начинает маячить в окне, пугаю не только местную малышню, но и случайных прохожих.

После того, как один знатный господин, испугался увиденного «привидения», кадет был пойман на месте преступления и жестоко наказан. После этого он исчез из заведения, отчего возникло еще больше слухов. Начали считать, что он умер под розгами и сам стал еще одним привидением, поселившимся в замке.

С тех пор младшие ученики еще больше уверовали в реальность призраков, а старшие получили дополнительные возможности пугать их.

Нелюбовь кадетов своего начальника. Лютость Ламновского по отношению к ученикам и добродетель его жены — генеральши. Насмешки кадетов над Ламновским: доение слов из носа; ежегодные похороны чучела в маске на дни рождения начальника. 1859 или 1860 год — смерть генерала.

  • 4-ая глава и ее краткое содержание

Привидения в Инженерном Замке

Русский драматический театр в Петербурге

Давая в начале сезона отчет о вновь явившихся театральных пьесах, мы с дерзостью столетнего календаря предсказывали, что нынешний сезон будет необыкновенно богат новыми произведениями наших драматических писателей. Мы не ошиблись: в течение всего сезона новые пьесы так и летели одна за другою, одним скачком на сцену, а другим в реку вечного забвения. Все они были так плохи, так ничем не замечательны, кроме бездарности, что мы уже и не заговаривали о них и ныне не станем вспоминать о них. Мы уверены, что читателям нашим давно наскучило встречать в наших отчетах одни порицания; и мы рады бы хоть на один раз оторваться от этого тона и хоть к одной из новых пьес отнестись дружественно и сочувственно; но, к сожалению, ни одна из них не вызывает нас на такое отношение. Мы говорим ни одна, вовсе не забывая, что нынешнею зимою шли «Смерть Иоанна Грозного» гр. Толстого и «Гражданский брак» г. Чернявского. «Смерть Грозного» есть явление, которое еще ждет солидной, критической оценки и, во всяком случае, не может быть смешиваемо в одну категорию с однодневными комедийками; а «Гражданский брак» хотя и пережил более тридцати представлений, дающих всегда самые полные сборы, но мы, не стесняясь успехом этой пьесы, по справедливости не можем исключать ее из ряда пьес очень слабых. В свое время в нашем журнале этой пьесе была посвящена целая особая статья, разъяснявшая, почему эту, увенчанную давно небывалым успехом пьесу все-таки следует считать пьесою плохою, необдуманною, ученическою и страдающею многостороннейшими недостатками, начиная хоть с самого названия, ибо, в самом деле, название «Гражданский брак» отвечает этой пьесе разве лишь потому, что в ней все действующие лица друг друга бракуют: дочь бракует любящего ее медицинского студента; студент бракует не признающего браков чиновника; чиновник бракует свою содержанку; другая содержанка бракует, в свою очередь, этого чиновника; потом дядя бракует племянника, а первая содержанка племянникова бракует дядю; два лакея бракуют один другого, и вообще действительно происходит самая горячая браковка, но никакого гражданского брака нет. Ни один мотив, ни одно место петербургского гражданского брака в пьесе этой не только не разыграны, но даже не тронуты; и если в настоящем или в будущем кто-нибудь пожелает написать сатиру на гражданские браки людей, называемых «болванами петербургского нигилизма», тот, не стесняясь комедиею г. Чернявского, может написать совершенно новую, может быть весьма занимательную комедию, нимало не рискуя повториться. И мы полагаем, что такая комедия из нигилистических нравов, или даже не комедия, а фарс, могла бы выйти даже довольно занимательна, ибо ни в одном из наиболее фигурирующих современных типов нет столько буфонского комизма, сколько в «болванах петербургского нигилизма»; а для большинства публики Александринского театра этот род комизма, как оказывается, есть род самый понятный и едва ли не самый любимый. Огромный и вполне незаслуженный успех «Гражданского брака» везде, где только до сих пор была дана эта пьеса, доказывает лишь, как наболели у общества раны, нанесенные ему извращением человеческих понятий об обязанностях человека к семье, и как много может сделать, коснувшись этого вопроса, писатель, обладающий истинным драматическим талантом.

Краткое содержание «Привидение в Инженерном замке» Лескова

Начинается история осенью 1860 или 1859 года, когда умирает генерал Ламновский, который является начальником инженерного замка. Его не любят подчиненные и начальство. По округе ходят слухи, что он был связан с различной нечистой силой. Кадеты устраивали ему всевозможные пакости при любом удобном случае. Описание одной из них мы поместили в данное краткое содержание.

«Привидение в инженерном замке» содержит сцену фальшивых похорон. В ней уже упомянутые кадеты оборачиваются простынями и устраивают траурную процессию, держа в руках зажженные свечи.

Организаторы подобной шалости были наказаны. Их всех поймали. Однако шутка повторяется на следующих именинах генерала, а вместе с ней и еще одни похороны. Подобное продолжается несколько раз.

Как вдруг генерал действительно умирает.

Согласно обычаю, кадеты должны посменно дежурить около гроба. ГибельПереходим к следующей части такого произведения. как «Привидение в инженерном замке». Краткое содержание продолжим описанием событий. которые произошли после смерти генерала. Покойный является лютеранином.

Поэтому принимается решение его в церковь не заносить. Гроб оставляют в квартире. В церкви, согласно православному обычаю, проходят панихиды – утренняя, а также вечерняя. На них должно присутствовать население замка в полном составе, за исключением дежурной смены.

В заключительный вечер, прежде чем произойдет погребение, на панихиде находятся самые важные лица.

В карауле стоят 4 кадета: К-дин, З-ский, В-нов и Г-тон. Первый был более других нелюбим опочившим за разные проказы. Его больше всего злило, что К-дин во время последних «фальшивых» похорон изображал покойника, а также произнес речь от его лица.

В результате Ламновский поклялся в том, что накажет кадета на всю его жизнь. Однако теперь генерал никому не страшен. К-дин весь год воздерживался от шалостей. Теперь он желает покуролесить вволю. Кадет хочет доказать, что покойник не опасен для него.

Он взбирается на катафалк, а после хватает за нос мертвеца. Внезапно раздается вздох, последовавший из гроба.

Гробовая кисея цепляется к руке К-дина. К-дин не может отбиться. Кадет падает, издавая ужасные стоны и ожидая наказания. Раздается следующий вздох, и кадеты видят настоящее привидение в образе серого человека. ФиналЗавершаем данное краткое содержание.

Финал


Завершаем данное краткое содержание. «Привидение в инженерном замке» описывает перед читателем сцену встречи привидения в образе измождённого человека в белом, который в тени кажется серым. Кадеты из уст фантома слышат стон – его ранее приписали покойному генералу. Выясняется, что за привидение приняли жену погибшего. Вот мы и рассмотрели краткое содержание. «Привидение в инженерном замке» признано классикой мировой литературы.

Привидения в Инженерном Замке :: Лесков Николай Семенович

——————————————— Лесков Николай Семенович

Привидения в Инженерном Замке

Привидения в Инженерном Замке

(ИЗ КАДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ)

У домов, как у людей, есть своя репутация. Есть дома, где, по общему мнению, нечисто, то есть где замечают те или другие проявления какой-то нечистой или по крайней мере непонятной силы. Спириты старались много сделать для разъяснения этого рода явлений, но так как теории их не пользуются большим доверием, то дело с страшными домами остается в прежнем положении. В Петербурге во мнении многих подобною худою славою долго пользовалось характерное здание бывшего Павловского дворца, известное нынче под названием Инженерного замка. Таинственные явления, приписываемые духам и привидениям, замечали здесь почти с самого основания замка. Еще при жизни императора Павла тут, говорят, слышали голос Петра Великого, и, наконец, даже сам император Павел видел тень своего прадеда. Последнее, без всяких опровержений, записано в заграничных сборниках, где нашли себе место описания внезапной кончины Павла Петровича, и в новейшей русской книге г. Кобеко. Прадед будто бы покидал могилу, чтобы предупредить своего правнука, что дни его малы и конец их близок. Предсказание сбылось.

Впрочем, тень Петрова была видима в стенах замка не одним императором Павлом, но и людьми, к нему приближенными. Словом, дом был страшен потому, что там жили или по крайней мере являлись тени и привидения и говорили что-то такое страшное, и вдобавок еще сбывающееся. Неожиданная внезапность кончины императора Павла, по случаю которой в обществе тотчас вспомнили и заговорили о предвещательных тенях, встречавших покойного императора в замке, еще более увеличили мрачную и таинственную репутацию этого угрюмого дома. С тех пор дом утратил свое прежнее значение жилого дворца, а по народному выражению — «пошел под кадетов».

Нынче в этом упраздненном дворце помещаются юнкера инженерного ведомства, но начали его «обживать» прежние инженерные кадеты. Это был народ еще более молодой и совсем еще не освободившийся от детского суеверия, и притом резвый и шаловливый, любопытный и отважный. Всем им, разумеется, более или менее были известны страхи, которые рассказывали про их страшный замок. Дети очень интересовались подробностями страшных рассказов и напитывались этими страхами, а те, которые успели с ними достаточно освоиться, очень любили пугать других. Это было в большом ходу между инженерными кадетами, и начальство никак не могло вывести этого дурного обычая, пока не произошел случай, который сразу отбил у всех охоту к пуганьям и шалостям.

Об этом случае и будет наступающий рассказ.

Особенно было в моде пугать новичков или так называемых «малышей», которые, попадая в замок, вдруг узнавали такую массу страхов о замке, что становились суеверными и робкими до крайности. Более всего их пугало, что в одном конце коридоров замка есть комната, служившая спальней покойному императору Павлу, в которой он лег почивать здоровым, а утром его оттуда вынесли мертвым. «Старики» уверяли, что дух императора живет в этой комнате и каждую ночь выходит оттуда и осматривает свой любимый замок, — а «малыши» этому верили. Комната эта была всегда крепко заперта, и притом не одним, а несколькими замками, но для духа, как известно, никакие замки и затворы не имеют значения. Да и, кроме того, говорили, будто в эту комнату можно было как-то проникать. Кажется, это так и было на самом деле. По крайней мере жило и до сих пор живет предание, будто это удавалось нескольким «старым кадетам» и продолжалось до тех пор, пока один из них не задумал отчаянную шалость, за которую ему пришлось жестоко поплатиться.

Ссылка на основную публикацию