Лабиринт – краткое содержание рассказа Лиханова

Отзыв о произведении А.Лиханова “Лабиринт”

Конкурсная работа ученицы 5 класса о произведении Альберта лиханова “Лабиринт”

Скачать:

ВложениеРазмер
antonova_anastasiya.docx269.11 КБ

Предварительный просмотр:

Отзыв о книге Альберта Лиханова «Лабиринт»

Недавно я прочитала роман Альберта Анатольевича Лиханова «Лабиринт».

Впервые роман вышел отдельной книгой в 1970 г. в издательстве «Молодая гвардия» и вместе с повестями «Чистые камушки» (1967 г.) и «Обман» (1973 г.) составил трилогию «Семейные обстоятельства».

Автор романа, А.А. Лиханов, сегодня является президентом Международной ассоциации детских фондов, председателем Российского детского фонда, директором Научно-исследовательского института детства. В декабре 2010 г. Русским биографическим институтом Альберт Лиханов был назван «Человек года-2010» в номинации «Охрана детства». И это неслучайно. Главная тема творчества А. Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых.

И в романе «Лабиринт» рассказывается о жизни мальчика Толика, который учится в 5 классе. Живет он в одной квартире вместе с родителями и бабкой. Бабка в семье была главной, она заставляла всех жить по своим правилам, поэтому Толику и его родителям приходилось терпеть унижения с ее стороны. Отец уговаривал свою жену, мать Толика, уехать в другой город, но она не решалась бросить бабу Шуру, ведь она была ей матерью. Тогда отец ушел из дома, ночевал на вокзале, а затем у него появилась новая семья. В этой семье был мальчик Артем. Толик и Темка познакомились и вскоре стали лучшими друзьями. Отец Толика, некоторого времени спустя, все же вернулся в свою прежнюю семью.

По моему мнению, автор назвал свое произведение «Лабиринт» потому, что мальчик Толик попадал в такие жизненные ситуации (лабиринт жизни), из которых, как ему казалось, не было выхода, везде один тупик.

Я считаю, что основная мысль этого романа состоит в том, что, когда в семье между взрослыми нет взаимопонимания, дети тоже страдают. В жизни Толика было такое время, когда ему приходилось против своей воли под диктовку бабки писать несправедливые жалобы на отца. Толик стыдился этого, избегал встреч с отцом и даже поджёг почтовый ящик, чтобы письмо не дошло в Горком КПСС.

Из героев этого произведения мне больше всего понравился Тёмка. Этот мальчик был на два года старше Толика. Родной отец Артёма был пьяницей, но мальчик его все равно очень любил, уговаривал маму взять отца обратно. Темка любил читать книги про животных, особенно про дельфинов и кашалотов. Он обладал обострённым чувством справедливости. И хотя был благодарен отцу Толика за заботливое отношение к нему, все равно считал, что мужчина должен вернуться в свою прежнюю семью, потому что Толик и его мама очень ждали возвращения отца.

Артём был очень смелым мальчиком. Он, рискуя своей жизнью, спасал цыплят во время пожара. «Тёмка ловил цыплят, а курица защищала их. Она клевала его в руки, но Тёмка все равно хватал и прятал цыплят. В это время на нем вспыхнула куртка. Мальчик сбросил ее, но тут же красный червячок – сгоревшая тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загорелась». Этот эпизод особенно впечатлил меня. Наверное, каждый мечтает о таком друге, как Темка. И Толику очень повезло встретить такого человека на своём пути.

Но и Толик оказался настоящим, верным товарищем. Он продал свои любимые детские книги. «Их было немного, не больше десяти – «Золотой ключик», «Русские народные сказки» и еще несколько, – подарки к праздникам и дням рождения от мамы и отца». На вырученные деньги мальчик купил еду для Тёмки, который ушел из дома и прятался в заброшенном доме в овраге.

Книга учит заботиться о своем друге и обязательно прийти на помощь, если он попал в беду.

Роман заставляет задуматься о том, как сделать так, чтобы в семье, в школе, в душе всегда были мир, согласие, чтобы в жизни не было серьезных поводов для переживаний, чтобы взрослые и дети понимали друг друга.

Мне очень понравилось это произведение, поэтому я посоветую его прочитать всем моим друзьям и знакомым. А писателю А. Лиханову хочется сказать огромное спасибо за такие книги и пожелать творческих успехов!

Альберт Лиханов – Лабиринт

Альберт Лиханов – Лабиринт краткое содержание

Лабиринт – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Альберт Анатольевич Лиханов

О творчестве Альберта Лиханова писатель Анатолий Алексин справедливо сказал, что оно “служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается”. Герои лихановских произведений – дети, подростки. Очень искренне, доверительно и просто автор пишет о сложностях возраста, о самосовершенствовании юной личности, о необходимости душевной закалки.

Для старшего школьного возраста.

Толику приснился сон.

Будто он залез ночью в школу и на цыпочках пробирается по коридору. В школе тихо и темно, только уличные фонари роняют сквозь окна на пол светлые пятна. Толик шагает по этим пятнам, ступает сторожко, но ботинки все равно тукают так, будто кто забивает кувалдой огромные гвозди. Он крадется в конце коридора туда, где химический кабинет; он знает, что там, в химическом кабинете, есть что-то страшное, ужасное прямо-таки, но все равно крадется, словно тянет его туда магнит.

Толик открывает дверь, входит в комнату и чувствует, что тут кто-то есть. Мурашки ползут у него по спине, ему хочется повернуть и кинуться отсюда что есть духу, но он не уходит. Со стен из-за мерцающих стекол его разглядывают бородатые ученые. Толик прямо ощущает их взгляды, но не ученые пугают его. В кабинете есть кто-то. Толик озирается. На длинном столе стоят стеклянные банки – круглые, как шары, вытянутые, словно длинные стаканы, толстые и приземистые, будто пузыри. Вдруг Толик видит, что все эти банки не пустые. В них журчит, шлепает, пенится разноцветная муть. Муть хлюпает, переливается через край, ползет по столу, растет, как на дрожжах, и неожиданно Толик понимает, что вся эта муть и есть кто-то. Что все эти оранжевые, зеленые, лиловые, черные щупальца, ползущие из банок, живые.

Разноцветная гадость ползает, разрастается, заполняет собой всю комнату от пола до потолка, и вот Толик уже чувствует ее липкие объятия. Он стоит по горло в хлопьях густой разноцветной пены и с ужасом ощущает, как она обволакивает его со всех сторон, обвивает, душит, давит, лезет в нос, в уши, в глаза. Толик уже не может дышать, вот уже сердце стучит в нем все реже, все тише. Собрав силы, Толик хочет крикнуть, но крик захлебывается в густой пене.

Толик открыл глаза сразу, а просыпался долго, будто и в саком деле стряхивал с себя цветные липкие хлопья, будто высвобождался из душащих объятий этой жуткой твари. “Приснится же такое”, – подумал он.

Когда пили чай, Толик рассказал про свой жуткий сон. Обычно сны рассказывала баба Шура, но сегодня она молчала – то ли не увидела ничего ночью, или, может, просто не с той ноги встала. И Толик рассказал все по порядку – про ночной коридор, про химический кабинет, про ученых, которые разглядывали его из-под мерцающих стекол, и про разноцветную бесформенную тварь, которая душила его.

Мама взглянула на Толика тревожно и сказала, что, пожалуй, надо купить ему матрасик помягче, а то на раскладушке неудобно спать, оттого и такие тяжелые сны. Отец, с мамой не согласился, стал доказывать, что это ерунда, что раскладушка тут ни при чем и что такие сны Толик видит потому, что слишком много смотрит телевизор.

Толик ничего не сказал на замечание отца, но в душе с ним не согласился, потому что вряд ли сны зависят от телевизора, к тому же сон был цветной, а цветного телевизора у них не было.

Они в молчании допивали чай, и Толик удивленно поглядывал на бабу Шуру. Странное дело, она молчала, хотя ясно, что главный специалист по снам в их доме не мама, не, тем более, отец, а бабка, которая знала про сны все. Вот, скажем, если приснится кровь – это хорошо. Скоро, значит, встретишь родственников. Если увидишь во сне снег – будут важные новости. Если приснится покойник и особенно кто-нибудь из умершей родни – погода переменится. А увидишь мясо – вот ведь глупость какая! – значит, заболеешь и, может даже помрешь. В общем, бабка знала все про сны и сновидения, и Толик удивлялся, как это она до сих пор молчит, не обронила ни словечка:

Он допил, чай, поставил по бабкиному обычаю стакан кверху дном – мол, напился, благодарю, и подумал, что, видно, бабкины приметы связаны только со всякими там покойниками, а вот до химических веществ, которые лезут из склянок и колб, да еще и оживают к тому же, – до этого бабкина наука еще не добралась.

Толик встал из-за стола, натянул валенки, проверил, все ли, что нужно, в портфеле, и вдруг услышал, как бабка проговорила своим скрипучим голосом:

Он не понял сначала, про что это она, и глянул вопросительно на маму. Мама вздохнула тяжело, соглашаясь с бабкиным предсказанием, – она верила всяким бабкиным словам. Толик посмотрел на отца. Отец подмигнул ему и мотнул головой – плюнь, дескать, на бабкино карканье.

Толик улыбнулся отцу, но отчего-то ему стало тревожно.

“Пару получу?” – подумал он, взвесил свои возможности и успокоился, решив, что да, шансы на пару есть – никак не выходят примеры по алгебре, хоть тресни, не выходят! Он вздохнул и смирился с бабкиным пророчеством: пара так пара.

Но двойку Толик не получил.

Правда, сначала все шло как по писаному, и, когда Толика вызвали к доске, он подумал, что бабка все-таки настоящая пророчица и что теперь, пожалуй, он будет каждое утро рассказывать ей свои сны, чтобы знать наперед все беды и все удачи. Но дальше пошло наперекосяк.

Задачку – хотя ему и попалась трудная – он решил, попыхтел, конечно, что за вопрос, но все-таки решил и получил четвертак – надо же, по алгебре!

Когда Толик вернулся на свою парту, про сон и про бабку он уже почти забыл. Все затмила четверка.

Да и еще когда домой возвращался, встретил на крыльце тетю Полю, соседку, еще ее спросил про сны – мол, как так, что они сбываются. Тетя Поля, высокая и худая, но добрая и Толика любившая, засмеялась:

– А ты им не верь, вот они и не сбудутся.

И Толик окончательно выбросил бабкино предсказание из головы.

Дома, под хорошее настроение, он быстренько выучил уроки, со старанием, высунув язык, красиво вывел все буквы и цифры – словно первыш на уроке чистописания. Потом рисовать уселся.

У Толика все картинки одна на другую похожи. Еще в первом классе, когда ему отец подарил краски, понравилось Толику море рисовать. И чтоб всегда над морем солнце было. И всегда корабль Толик рисует – парусный фрегат с тугими от ветра парусами.

Вон там, на тумбочке, целая горка листов с этим кораблем. Несется он, вспенивая волны, накренился едва от быстрого хода и быстрого ветра. И хотя давно рисует Толик этот корабль, всякий раз он у него по-новому выходит то форштевень сделает искусный, с узором, то старательно якорь нарисует. И солнце тоже по-всякому можно. В зените над самыми корабельными мачтами и на закате, у горизонта. Если у горизонта – море надо делать черней и только гребешки волн прозрачными от косого света.

Последние холода

Начало апреля 1945 года. Рассказчик, мальчик по имени Коля, живёт в небольшом тыловом городе вместе с мамой и бабушкой. Отец Коли на фронте. Мама работает медсестрой в госпитале, а сам мальчик учится в третьем классе.

Мама и бабушка стараются уберечь Колю от голода и прочих превратностей войны. Война подходит к концу, но еды не хватает, и мальчик постоянно голоден. Младшим классам школы выдают талоны на доппитание. Талонов на всех не хватает, и дети ходят в столовую по очереди. Колина очередь подходит в первый день после каникул.

Восьмая столовка, в которую Коле предстоит ходить, представляется мальчику райскими кущами с люстрами и фикусами. На самом деле столовая оказывается огромным и холодным залом, полным детей со всех школ города. Коля садится за стол рядом с двумя «гладкими пацанами» которые едят играя, наперегонки. Остатки хлеба они отдают вездесущим воробьям, чтобы не оставлять их шакалам.

Кто такие шакалы, Коля узнаёт на следующий день. Чтобы не встречаться с «гладкими», он приходит в столовую позже и уже заканчивает обед, когда перед ним появляется незнакомый мальчишка с жёлтым лицом и просит у Коли остатки ненавистного овсяного супа. Оторопев, он отдаёт суп, а какая-то девочка постарше делится своей порцией с младшей сестрой мальчишки. Коля понимает, что это и есть шакалы — голодающие дети, которые побираются в школьных столовках.

На следующий день Коля приходит в восьмую столовку рано из-за отменённой физкультуры. У него в портфеле лежит кусок хлеба, который мальчик стянул из буфета накануне вечером. В длиннейшую очередь, прямо перед Колей, вклинивается компания наглых и рослых пацанов во главе с носатым парнем. От шайки несёт табаком и «какой-то грубой и злой силой, с которой даже взрослые предпочитали не связываться».

Я не завидовал таким шайкам, их тогда было много, чуть не в каждом дворе или даже классе — там царили неправедные законы, зло и несправедливость.

Коля начинает высматривать желтолицего мальчика, но видит других шакалов, более наглых — они крадут еду с подносов. Соседка по столу рассказывает Коле, что такие шакалы могут отнять не только хлеб, но и тарелку с супом или котлетой. В этот момент Коля видит желтолицего. На этот раз он тоже берёт хлеб без разрешения. Обворованная девчонка начинает реветь, поднимается гвалт, и желтолицый успевает выскочить на улицу.

Коля слышит, как шайка носатого договаривается проучить шакала. Он выскакивает вслед за пацанами, которые уже напали на желтолицего. Тот принимает удары «с каким-то непонятным ‹…› смирением», а потом хватает носатого главаря за горло. Шайка не может вырвать главаря из его мёртвой хватки, желтолицый сам отпускает полузадушенного пацана, и шайка трусливо улепётывает.

Израсходовав в драке последние силы, желтолицый мальчик теряет сознание. Коля мчится за помощью к гардеробщице, и та отпаивает желтолицего сладким чаем. Он признаётся женщине, что не ел пять дней.

Коля знакомится с Вадькой, который старше мальчика на три класса, и его младшей сестрёнкой Марьей. Он узнаёт, что дети были эвакуированы из Минска в тыл недавно. Их отец погиб в начале войны, а мать сразу после приезда заболела тифом и попала в тифозный барак. Деньги и талоны на продукты Марья потеряла, и теперь дети выживают, как могут. Чтобы не расстраивать больную мать, дети каждый день пишут ей бодрые и оптимистичные письма, в которых нет ни слова правды.

Колю непреодолимо, как магнитом, тянет к Вадьке. Он чувствует, что его новый друг отличается от всех остальных людей, даже от взрослых.

Свобода, дарованная для сражения с голодом, самостоятельность, полученная для того, чтобы не помереть, выглядели иначе.

Вадим просит Колю одолжить ему до лета какую-нибудь куртку. Своё пальто, тёплое и добротное, он хочет продать, чтобы как-то прокормиться до начала месяца и новых продуктовых карточек.

Колина мама застаёт ребят во дворе, когда Вадим примеряет куртку, слишком тонкую для ранней весны. Коля рассказывает ей о несчастьях Вадика и Марьи. Женщина приводит их домой, сытно кормит и укладывает спать. Осмотрев тетради детей, Колина мама узнаёт их фамилию — Русаковы — и решает им помочь. На следующий день она звонит в школы, где учатся брат с сестрой, и сообщает об их бедственном положении. Коля об этом не знает — он просил всё хранить в тайне, чтобы не расстроить маму Русаковых.

На следующий день Коля прогуливает школу. Всё утро он вместе с Вадимом ходит по городу в поисках еды — не по годам взрослый мальчик не хочет сидеть на шее у чужих людей.

Это бывает часто, во все времена ‹…› мальчишка помладше, точно верный оруженосец, готов следовать за мальчишкой, который едва старше его.

Оказывается, Вадик знает все «хлебные» места города. Коля понимает, что шакалит он не первую неделю. По дороге Вадим рассказывает о шпане, которая отнимает в столовых еду, угрожая ножом. Затем ребята заходят в комнату под лестницей трёхэтажной коммуналки, которую выделили эвакуированным Русаковым. Такой убогой комнаты Коля не видел никогда. Постельное бельё сожгли из-за тифа, а окна так и остались заклеенными бумагой крест-накрест. После гибели мужа Вадькина мама живёт как во сне, поэтому Вадим так за неё боится.

В тот день Коля решает разделить с Вадиком свой обед в восьмой столовке. Возле столовой их догоняет Марья и сообщает, что школа выделила для них талоны на спецпитание, директор пообещал новые продуктовые карточки, а учителя собрали немного денег.

В столовой Марья получает обед первой, но вскоре лишается второго блюда — котлет. Их отнимает «парень с лицом, похожим на тыкву». Вооружившись подносом, Вадим заступается за сестру, несмотря на острую бритву в руке шакала. Вор убегает, оставив недоеденную котлету. Ребята не смотрят на неё, хотя ещё вчера доели бы не раздумывая.

Выходит, — подумал я, — когда голод отступает, человек сразу становится другим? Но кто и кем тогда правит? Голод человеком? Человек голодом?

«Тыквенный парень» подкарауливает Вадима у входа в столовку и лезвием портит его пальто. Вадим расстроен — теперь он не сможет его продать.

Ребята расстаются — Вадим отправляется в школу, а Коля и Марья сочиняют письмо и относят его в страшный тифозный барак. По дороге Марья рассказывает, как они с братом выживали после потери карточек, и как стыдно поначалу выпрашивать еду в столовке. Только потом «голод убивает всякий стыд».

Вечером Колю ожидают три события. Сначала Вадик приходит из школы ошеломлённый — учителя собрали для брата и сестры целый портфель продуктов. Колина мама уверяет, что она здесь ни при чём. Второе событие — рассказ Марьи о том, как она с братом ходила в баню. Вадик не отпустил сестрёнку одну, девочка могла ошпариться, и Марье пришлось мыться в мужском отделении. С тех пор Марье стыдно ходить в баню.

Третьим событием оказывается нагоняй, который устраивает Коле мама, узнавшая, что сын прогулял школу. Коля пытается объяснить, что помогал Вадиму искать еду, но мама ничего не хочет слушать. Она решает, что Вадим плохо влияет на её сына. Коля возмущается, в его отношении к маме, всегда такой сильной и мудрой, «ломается какая-то тонкая перегородочка».

Хрупкая, ломкая это вещь — душа детская. Ох, как беречь надо бы её, ох, как надо.

После этого нагоняя Коля «дрогнул духом», дружбы у него с Вадиком не получается — выходит лишь знакомство.

В течение всей весны Колина мама передаёт Вадиму, что больная из тифозного барака чувствует себя неплохо. Восьмого мая она приходит с работы расстроенная и в слезах. Коля пугается — вдруг сейчас, накануне победы, что-то случилось с папой. Собрав небольшой гостинец, мама вместе с Колей отправляется к Русаковым и там ведёт себя суетливо и беспокойно.

На следующий день, 9 мая, весь город празднует День Победы. Директриса школы поздравляет детей, а учительница просит запомнить всё пережитое, ведь они, дети войны, станут последними, кто сохранит эти воспоминания. Они должны сохранить «наше горе, нашу радость, наши слёзы» и передать эту память своим детям и внукам.

Потолкавшись после уроков в праздничной толпе, Коля отправляется к Вадиму и узнаёт, что его мама умерла несколько дней назад. Колина мама узнала об этом только вчера, поэтому и вела себя так странно. Слушая Вадима, Коля чувствует, как между ними «раскрывается чёрная вода», словно они с Марьей уплывают куда-то, а он, Коля, остаётся на берегу. Вадим сообщает, что их с Марьей отправят в детский дом, и просит Колю уйти.

Марья всё лежала, всё спала каким-то ненастоящим, сказочным сном, только вот сказка была недобрая, не о спящей царевне. Без всяких надежд была эта сказка.

Ещё один раз, последний, Коля встречается с Вадимом в конце лета. «Враз подросший, неулыбчивый парень» сообщает, что их детский дом уезжает.

Осенью Коля переходит в следующий класс, и ему снова выделяют талоны на доппитание. В восьмой столовке к нему снова подходит голодный мальчишка, и Коля делится с ним своей порцией.

Лиханов детская библиотека краткое содержание и сюжет

Ответ

События в повести А. Лиханова происходят во время Великой Отечественной войны.

Главный герой – мальчик Коля, ученик 2 класса. В его жизни происходит важное событие – первое посещение библиотеки. Учительница объявила, что весь класс может пойти и записаться в библиотеку. Все дети обрадовались.

Коля пошел в библиотеку с бабушкой, и библиотекарь предложила ему выбрать книгу. Он растерялся, потому что не знал, о чем хочет читать. Библиотекарь посоветовала ему Б. Житкова «Что я видел».

Это была первая книга в жизни Коли. Она была толстой и большой. Он с упоением ее читал. Альберт Лиханов ярко описывает чувства мальчика, наслаждение от чтения автор сравнивает с поеданием вкуснейшего десерта или мороженого.

Все ученики посещали библиотеку, и Коля часто туда ходил. Его приняли в актив библиотеки, а это много значило. Дети помогали библиотекарю ремонтировать старые и потрепанные книги: подклеивали корешки, склеивали рваные страницы. Чтение книг и бережное к ним отношение было важным делом для детей того времени. Книг осталось мало, книги использовали вместо дров в те тяжелые военные времена, чтобы только не умереть от холода и голода.

Коля познакомился со старушкой-библиотекарем. Она эвакуировалась из блокадного Ленинграда вместе с внуком Артуром. Библиотекаря звали Татьяна Львовна, в молодости она была известной балериной Мариинского театра в Питере.

Ребята заботились о библиотеке. Они знали, что в помещении холодно, дров нет, потому что их украли. Татьяна Львовна мерзнет и может заболеть. Книги тоже страдают, от холода портится переплет, и книга рассыпается на части. Однажды ребята узнали, что в библиотеку привезли дрова, но пилить и колоть некому. Собрались и всем классом смогли распилить, расколоть и занести дрова в библиотеку, чтобы их снова не украли.

И вот Коля прочитал свою первую книгу и пошел в библиотеку, но она оказалась закрытой. Мальчик в недоумении вернулся домой и понял, что очень хочется еще что-то почитать. Нашел папины книги, но они оказались чертежами и показались неинтересными. Наткнулся на толстенную книгу и подумал, что это книга о сокровищах, ведь она называлась «Капитал». Мама сказала, что ему еще рано такие книжки читать.

Оказалось, библиотека закрылась, потому что у библиотекаря заболел внук Артур. Бабушка очень любила внука и старалась его вылечить.

Коля продолжал ходить в библиотеку, подклеивал книги и наслаждался запахом книг. Этот запах будил фантазию ребенка, и он представлял себя то Филиппком из рассказа Л. Толстого, то царевичем из сказки А. Пушкина, то Гаврошем из романа В. Гюго.

Однажды случилось важное событие в жизни Коли. Татьяна Львовна дала ему почитать книгу Пушкина и сказала, что это очень ценная и редкая книга в издании Вольфа. Это была книга ее юности, которую она не могла оставить в блокадном Ленинграде и привезла ее с собой.

Мальчик нес книгу Пушкина домой как сокровище: завернул в газету и крепко прижимал к груди. Боялся, что по дороге кто-нибудь из хулиганов отнимет ее. Повстречался со своим другом Вовкой и поделился с ним радостью, сказал, что будет читать Пушкина как взрослый. Вовка тоже захотел читать. Придя домой, они просто восхищались книгой, рассматривали картинки, а потом вдохновенно читали стихи.

Стихи Пушкина так сильно повлияли на мальчиков, что они запоминали их на лету и разговаривали между собой словами из стихов. Пушкин снился Коле по ночам, во сне мальчики читали ему стихи или просили его почитать им стихи.

Позднее по инициативе Татьяны Львовны в школе провели конкурс «Юный чтец Пушкина». В конкурсе участвовало много учеников. Победила девочка Света, одноклассница Коли.

Позднее Коля узнал, что внук Татьяны Львовны серьезно болен. Мальчику поставили диагноз туберкулез. В библиотеке она часто плакала и переживала за внука. Денег не было, и она продавала на рынке свою последнюю одежду и покупала Артуру топленое масло, еду и лекарства.

Татьяна Львовна совсем отчаялась и решила продать книгу Пушкина. Коля узнал об этом и пытался спасти книгу, но тщетно, денег не было ни у его мамы, ни у знакомых. Библиотекарь трясущимися руками отдала Пушкина военному за 500 рублей. Она это сделала ради спасения внука.

Коля переживал, он понимал это как предательство по отношению к Пушкину. Он даже намеревался выкупить книгу, но понял, что не сможет этого сделать. Коля успокаивал себя тем, что Пушкин спасет Артура.

Все надеялись, что внук Татьяны Львовны поправится, но мальчик Артур умер. Его не смог спасти даже Пушкин.

Прошло время. Татьяна Львовна уехала обратно в Ленинград. В библиотеке работала новая молоденькая библиотекарша. Коля читал все новые и новые книги. Но первая книга «Пушкина, собрание сочинений в одном томе, издание Вольфа» врезалась в память навсегда. Коля придумал историю о дальнейшей судьбе книги. Он успокаивал себя тем, что мужчина в военной форме, купивший книгу, был из Ленинграда.

Автор Альберт Анатольевич Лиханов

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения: 13.09.1935

Знак зодиака: Свинья, Дева ♍

Родился 13 сентября 1935 года в Кирове. Отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, мать, Милица Алексеевна — медицинский лаборант. Прадед по отцовской линии, Михаил Иванович, происходил из потомственных дворян Санкт-Петербургской губернии, дослужился до полковника Малоярославского полка, вышел в отставку и поселился в Вятке.

Альберт (Глеб) Лиханов родился в Кирове, там окончил школу, уехал в Свердловск, где в 1958 году окончил отделение журналистики Уральского государственного университета. Вернувшись в Киров, работает литсотрудником газеты «Кировская правда». В 1960 году он становится не только свидетелем, но и участником истории, которая легла в основу повести «Благие намерения». Главный редактор газеты «Комсомольское племя» в Кирове (1961—1964). На два года уезжает в Западную Сибирь, где работает собственным корреспондентом газеты «Комсомольская правда» в Новосибирске (1964—1966), что в дальнейшем нашло отражение в повести «Паводок».

Ещё в Кирове он пробует себя в литературе, первый рассказ «Шагреневая кожа» (1962) был опубликован в журнале «Юность». Почти одновременно он становится участником IV Всесоюзного совещания молодых писателей в семинаре классика детской литературы Льва Кассиля.

Позже Альберта Лиханова приглашают на работу в Москву. Потом он становится многолетним сотрудником популярного молодёжного журнала «Смена» — сначала ответственным секретарём, а затем, тринадцать с лишним лет — главным редактором.

В эти годы к нему приходит литературная известность. Одну за другой «Юность» печатает его повести.

Издательство «Молодая гвардия» публикует «Избранное» в 2 томах (1976), а потом — первое собрание сочинений в 4 томах (1986—1987).

Все годы своего литературного становления, А. А. Лиханов сопрягает с общественной деятельностью — избирается секретарём Союза писателей Москвы, членом Правлений Союзов писателей СССР и РСФСР, президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства для детей и юношества Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД).

После писем Лиханова властям в 1985 и 1987 годах были приняты Постановления Правительства СССР о помощи детям-сиротам. В 1987 году по его инициативе создан Советский детский фонд имени В. И. Ленина, который в 1992 году преобразован в Международную ассоциацию детских фондов, а в 1991 году учреждён Российский детский фонд. Обе эти общественные организации и возглавляет писатель А. А. Лиханов.

В 1989 году писателя избирают Народным депутатом СССР и членом Верховного Совета СССР. Ему предоставляется возможность от имени СССР выразить отношение к проекту Всемирной Конвенции о правах ребёнка, выступить в Третьем Главном комитете ООН при окончательном рассмотрении этого проекта и участвовать затем в торжественной сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых наций при подписании этой Конвенции в качестве заместителя главы советской делегации (главой был Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе).

Вернувшись в Москву, Лиханов проводит большую работу по подготовке этого важного документа к ратификации. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию, и она вступила в силу с 13 июня 1990 года. Позже все республики, входившие в СССР, получив статус самостоятельных государств, подтвердили законность действия Конвенции о правах ребёнка на своих территориях.

Также Лиханов учредил и возглавил Научно-исследовательский институт детства, создал литературный клуб «Молодость» для начинающих авторов, создал издательство «Дом», журналы «Мы» для подростков и «Трамвай» для малышей, а впоследствии — журналы «Путеводная звезда. Школьное чтение», «Божий мир», «Дитя человеческое», «Зарубежный роман». Открыл издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». По его инициативе в Подмосковье создан реабилитационный детский центр Международной Ассоциации детских фондов. В Белгородской области существует детский дом в райцентре Ровеньки, построенный с финансовым участием Российского детского фонда и также получивший его имя. В Кирове есть библиотека для детей и юношества имени Альберта Лиханова. Детская библиотека имени Альберта Лиханова работает в городе Шахты Ростовской области, а Белгородской областной детской библиотеке присвоен статус «Библиотека А. А. Лиханова».

Его произведения опубликованы в России 30-миллионным тиражом. Ещё в 1979 году издательство “Молодая гвардия” выпустило “Избранное” в 2-х томах. В 1986-1987 годах это же издательство тиражом в 150 тысяч экземпляров выпускает собрание сочинений в 4 томах. В 2000 году издательство «Терра» издаёт собрание сочинений в 6 томах. В 2005 году вышла “Библиотека «Люби и помни» в 20 книгах. А в 2010 году «Терра» издаёт новое собрание сочинений в 7 томах. В этом же, 2010 году, издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» выпустил собрание сочинений для детей и юношества Альберта Лиханова в 15 томах с цветными иллюстрациями и крупным шрифтом. В 2014-2015 годах то же издательство выпустило роман “Русские мальчики” в виде цикла из 11 широкоформатных и качественно иллюстрированных книг. В 2015 издательство “Книговек” выпустило собрание сочинений в 10 томах

В Белгородской области (с 2000 года) и в Кировской области (с 2001 года) проводятся ежегодные лихановские общественно-литературные и литературно-педагогические чтения, в которых принимает участие множество детей, родители, педагоги, творческая интеллигенция, общественность. В Кировской области учреждена премия имени Альберта Лиханова для библиотекарей школьных, детских и сельских библиотек. Для учителей начальной школы он учредил премию имени своей первой учительницы А. Н. Тепляшиной, учившей его в годы войны и удостоенной двух орденов Ленина. По инициативе писателя ей установлена мемориальная доска. За границей России на 34 языках выпущено 106 книг писателя.

Член-корреспондент АПН СССР (1990), академик РАО (2001).

Почётный гражданин города Кирова, почётный гражданин Кировской области.

В 1962 году опубликовал в «Юности» первый рассказ «Шагреневая кожа», в 1963 выпустил историческую повесть «Да будет солнце!». Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых: повести «Звёзды в сентябре» (1967), «Тёплый дождь» (1968), трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», 1970, повести «Чистые камушки», 1967, «Обман»,1973), роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (1975), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (1982), книга «Драматическая педагогика» (1983), дилогия романов в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа», повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» и «парный портрет» трагического детства — повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно» (2009).

Первое собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-87 гг.(«Молодая гвардия»). В 2000 г. — в 6 томах («Терра», Москва). В 2005 г. — “Библиотека Альберта Лиханова «Люби и помни», включившая в себя 20 нестандартно оформленных книг («Детство. Отрочество. Юность»). В 2010 году — собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах («Детство. Отрочество. Юность») и собрание сочинений в 7 томах («Книговек») в качестве приложения к журналу «Огонёк».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967—1976 гг. В это время он создаёт такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и другие. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве. Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе — памяти о своём детстве. В них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлечённость, правдивость — характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах. Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве — повесть «Последние холода» (1984). Эта повесть, повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека», роман «Мужская школа», составляют своеобразный литературный цикл о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», и в романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе всё самое лучшее.

1970—1990 гг. — период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращённые к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (1983), которая переведена на многие языки. За эту книгу в 1987 году А. А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака. Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребёнка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения.

  • Конфессиональные награды орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2005 год)
  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000 год)
  • орден Почёта (2016 год)
  • орден Дружбы (2010 год) — за многолетнюю активную общественную деятельность и развитие гуманитарного сотрудничества
  • орден Трудового Красного Знамени (1984)
  • орден «Знак Почёта» (1979)
  • орден Чести (Грузия, 1996)
  • орден «За заслуги» III степени (Украина, 2006)
  • орден «Святые Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария, 2007)
  • орден Франциска Скорины (Республика Беларусь, 2015)
  • орден Дружбы (Республика Южная Осетия, 2010)
  • орден Почёта (Республика Южная Осетия, 2015)
  • медали СССР, Армении и Белоруссии
  • премия Президента Российской Федерации в области образования (2003) — за создание семейных детских домов
  • премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2009) — за дилогию «Русские мальчики» и «Мужская школа»
  • Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1980) — за роман «Мой генерал» и повести «Обман» и «Солнечное затмение»
  • премия Ленинского комсомола (1976) — за книги для детей «Музыка», «Семейные обстоятельства», «Мой генерал»
  • Международная премия имени Я. Корчака (1987) — за книгу «Драматическая педагогика» (Премия была передана писателем в Польский фонд Я. Корчака)
  • Международная медаль «Ecce Homo — Gloria Homini» («Вот Человек — Слава Человеку»), вручена 4.03.2013 в Польше в Варшавском Королевском дворце выдающейся польской актрисой Беатой Тышкевич и известным общественным деятелем Станиславом Ковальским, Президентом фонда «Поспеши с помощью». Награда имеет № 2, первую медаль немалое время тому назад была вручена Министру здравоохранения Польши, известному врачу Збигневу Релига.
  • Российская премия Людвига Нобеля (2014) вручена 30.03.2014 в резиденции Президента РФ – Константиновском дворце в Стрельне.

Международные премии имени Максима Горького, Международная премия имени Януша Корчака, французско-японская культурная премия имени В. Гюго (1996), премия имени Кирилла и Мефодия (Болгария, 2000), премия «Сакура» (Япония,2001), премия «Оливер» (США,2005). Премии имени Николая Островского (1982), имени Бориса Полевого (1984), имени Александра Грина (2000), «Прохоровское поле» (2003), «Большая литературная премия России» СПР и кампании «Алмазы России» (2002) за роман «Никто» и повесть «Сломанная кукла», премия имени Д. Мамина-Сибиряка (2005), имени Владислава Крапивина (2006), имени Н. А. Островского (2007). Специальная премия имени И. А. Бунина «за выдающийся вклад в русскую литературу для детей и юношества» (2008).

Международная литературная премия им. Фёдора Достоевского (2011), Таллин; Российская литературная премия им. А. И. Герцена (2012) за том социальной публицистики «За малых сих (Письма в защиту детства)», 5-е издание — материальную часть премии писатель передал Библиотеке для детей и юношества на улице Орловской в Кирове для увековечения памяти А. И. Герцена, В. Жуковского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и других замечательных людей, бывавших там.27 сентября 2013 года в республиканском драматическом театре Республики Башкортостан Альберту Лиханову по Указу Президента Башкортостана Р.Хамитова вручена Российская литературная Аксаковская премия. В декабре 2013 года присвоена премия “Золотой витязь” – “за выдающийся вклад в детскую литературу”. В июле 2015 года присуждена Всероссийская премия “Русский путь” имени Ф.И.Тютчева.

Лабиринт – краткое содержание рассказа Лиханова

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 088
  • КНИГИ 592 379
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 728

Не плакать. Не смеяться, а понимать.

Толику приснился сон.

Будто он залез ночью в школу и на цыпочках пробирается по коридору. В школе тихо и темно, только уличные фонари роняют сквозь окна на пол светлые пятна. Толик шагает по этим пятнам, ступает сторожко, но ботинки все равно тукают так, будто кто забивает кувалдой огромные гвозди. Он крадется в конце коридора, туда, где химический кабинет; он знает, что там, в химическом кабинете, есть что-то страшное, ужасное прямо-таки, но все равно крадется, словно тянет его туда магнит.

Толик открывает дверь, входит в комнату и чувствует, что тут кто-то есть. Мурашки ползут у него по спине, ему хочется повернуть и кинуться отсюда что есть духу, но он не уходит. Со стен, из-за мерцающих стекол его разглядывают бородатые ученые. Толик прямо ощущает их взгляды, но не ученые пугают его. В кабинете есть кто-то. Толик озирается. На длинном столе стоят стеклянные банки – круглые, как шары, вытянутые, словно длинные стаканы, толстые и приземистые, будто пузыри. Вдруг Толик видит, что все эти банки не пустые. В них журчит, шлепает, пенится разноцветная муть. Муть хлюпает, переливается через край, ползет по столу, растет, как на дрожжах, и неожиданно Толик понимает, что вся эта муть и есть кто-то. Что все эти оранжевые, зеленые, лиловые, черные щупальца, ползущие из банок, живые.

Разноцветная гадость ползет, разрастается, заполняет собой всю комнату от пола до потолка, и вот Толик уже чувствует ее липкие объятия. Он стоит по горло в хлопьях густой разноцветной пены и с ужасом ощущает, как она обволакивает его со всех сторон, обвивает, душит, давит, лезет в нос, в уши, в глаза… Толик уже не может дышать, вот уже сердце стучит в нем все реже, все тише… Собрав силы, Толик хочет крикнуть, но крик захлебывается в густой пене…

Толик открыл глаза сразу, а просыпался долго, будто и в самом деле стряхивал с себя цветные липкие хлопья, будто высвобождался из душащих объятий этой жуткой твари. «Приснится же такое», – подумал он.

Когда пили чай, Толик рассказал про свой жуткий сон. Обычно сны рассказывала баба Шура, но сегодня она молчала – то ли не увидела ничего ночью, или, может, просто не с той ноги встала. И Толик рассказал все по порядку – про ночной коридор, про химический кабинет, про ученых, которые разглядывали его из-под мерцающих стекол, и про разноцветную бесформенную тварь, которая душила его.

Мама взглянула на Толика тревожно и сказала, что, пожалуй, надо купить ему матрасик помягче, а то на раскладушке неудобно спать, оттого и такие тяжелые сны. Отец с мамой не согласился, стал доказывать, что это ерунда, что раскладушка тут ни при чем и что такие сны Толик видит потому, что слишком много смотрит телевизор.

Толик ничего не сказал на замечание отца, но в душе с ним не согласился, потому что вряд ли сны зависят от телевизора, к тому же сон был цветной, а цветного телевизора у них не было.

Они в молчании допивали чай, и Толик удивленно поглядывал на бабу Шуру. Странное дело, она молчала, хотя ясно, что главный специалист по снам в их доме не мама, не тем более, отец, а бабка, которая знала про сны все. Вот, скажем, если приснится кровь – это хорошо. Скоро, значит, встретишь родственников. Если увидишь во сне снег – будут важные новости. Если приснится покойник и особенно кто-нибудь из умершей родни – погода переменится. А увидишь мясо – вот ведь глупость какая! – значит, заболеешь и, может, даже помрешь. В общем, бабка знала все про сны и сновидения, и Толик удивлялся, как это она до сих пор молчит, не обронила ни словечка.

Он допил чай, поставил по бабкиному обычаю стакан кверху дном – мол, напился, благодарю, и подумал, что, видно, бабкины приметы связаны только со всякими там покойниками, а вот до химических веществ, которые лезут из склянок и колб, да еще и оживают к тому же, – до этого бабкина наука еще не добралась.

Толик встал из-за стола, натянул валенки, проверил, все ли, что нужно, в портфеле, и вдруг услышал, как бабка проговорила своим скрипучим голосом:

Он не понял сначала, про что это она, и глянул вопросительно на маму. Мама вздохнула тяжело, соглашаясь с бабкиным предсказанием, – она верила всяким бабкиным словам. Толик посмотрел на отца. Отец подмигнул ему и мотнул головой – плюнь, дескать, на бабкино карканье.

Толик улыбнулся отцу, но отчего-то ему стало тревожно.

«Пару получу?» – подумал он, взвесил свои возможности и успокоился, решив, что да, шансы на пару есть – никак не выходят примеры по алгебре, хоть тресни, не выходят! Он вздохнул и смирился с бабкиным пророчеством: пара так пара.

Но двойку Толик не получил.

Правда, сначала все шло как по писаному, и, когда Толика вызвали к доске, он подумал, что бабка все-таки настоящая пророчица и что теперь, пожалуй, он будет каждое утро рассказывать ей свои сны, чтобы знать наперед все беды и все удачи. Но дальше пошло наперекосяк.

Задачку – хотя ему и попалась трудная – он решил, попыхтел, конечно, что за вопрос, но все-таки решил и получил четвертак – надо же, по алгебре!

Когда Толик вернулся на свою парту, про сон и про бабку он уже почти забыл. Все затмила четверка.

Да и еще когда домой возвращался, встретил на крыльце тетю Полю, соседку, еще ее спросил про сны – мол, как так, что они сбываются. Тетя Поля, высокая и худая, но добрая и Толика любившая, засмеялась:

– А ты им не верь, вот они и не сбудутся.

И Толик окончательно выбросил бабкино предсказание из головы.

Дома, под хорошее настроение, он быстренько выучил уроки, со старанием, высунув язык, красиво вывел все буквы и цифры – словно первыш на уроке чистописания. Потом рисовать уселся.

У Толика все картинки одна на другую похожи. Еще в первом классе, когда ему отец подарил краски, понравилось Толику море рисовать. И чтоб всегда над морем солнце было. И всегда корабль Толик рисует – парусный фрегат с тугими от ветра парусами.

Вон там, на тумбочке, целая горка листов с этим кораблем. Несется он, вспенивая волны, накренился едва от быстрого хода и быстрого ветра. И хотя давно рисует Толик этот корабль, всякий раз он у него по-новому выходит – то форштевень сделает искусный, с узором, то старательно якорь нарисует. И солнце тоже по-всякому можно. В зените над самыми корабельными мачтами и на закате, у горизонта. Если у горизонта – море надо делать черней и только гребешки волн прозрачными от косого света.

Рисовать Толик садится не часто. Рисовать ему хочется не всегда, а когда какое-то особое чувство в нем появляется. Нет, не просто хорошее настроение, а что-то такое, что не объяснишь словами. Вот будто струна в тебе есть. Струна эта чаще всего молчит, но настает время, когда она звучать начинает: тихонько поет. Вот тогда садись скорей рисовать. Непременно море выйдет таким, каким надо, – темным, грозным или, наоборот, лазоревым, ярким. И корабль тогда получится отличный: скользящий, быстроходный – настоящий фрегат.

Толик рисовал свою картинку, слушал, как звенит в нем самом тонкая струна, и не заметил, как за спиной остановилась бабка. Очнулся, лишь когда она по голове его гладить стала, как маленького. Дернулся, мазнул красную полосу по белому небу, все дело испортил. А бабка будто не заметила.

– Молодец, внучок, – похвалила. – Говорят, они получают бесщетно!

– Кто – они? Чего – получают?

– Да енти, как их, ну, рисуют-те!

– Во-во! – закивала бабка.

И Толик задумчиво провел красной кисточкой по листу. Продолжил черту, которую из-за бабы Шуры мазнул. Потом накрест – еще одну.

Опять она за свое, баба Шура, опять сейчас говорить начнет, чтобы Толик художником стал. Он вздохнул, стал промывать кисточку, болтать ею в стакане с серой водой. Удивительный все-таки человек баба Шура. Ей ведь наплевать, кем Толик станет. Художником или еще кем. Получал бы шофер больше художника, она бы Толику говорила, чтоб шофером стал. Но бабка узнала от кого-то, что художники много зарабатывают, и всякий раз его хвалит за рисунки, какие бы они ни были – хорошие или совсем плохие. И еще приговаривает:

Читайте также:  Что такое аллегория в литературе?
Ссылка на основную публикацию