Жизнь и творчество Людмилы Улицкой

Людмила Улицкая, биография, новости, фото

Имя: Людмила Улицкая (Ludmila Ulitskaya)

Отчество: Евгеньевна

День рождения: 21 февраля 1943 (77 лет)

Место рождения: Давлеканово

Рост: 165 см

Вес: 68 кг

Восточный гороскоп: Коза

Карьера: Писатели 66 место

  • Детство и семья Людмилы Улицкой
  • Начало творчества писательницы Людмилы Улицкой
  • Творческий успех, Людмила Улицкая сегодня
  • Личная жизнь Людмилы Улицкой

Видео: Людмила Улицкая

Биография Людмилы Улицкой

Детство и семья Людмилы Улицкой

Генетики научили Людмилу думать, смотреть и наблюдать, а университетский учитель Улицкой выдающийся генетик Владимир Павлович Эфраимсон был для юной студентки примером безупречной нравственности. После окончания вуза в 1968 году Людмила Улицкая стала работать в Институте общей генетики АН СССР. Через два года в 1970 году Людмила Евгеньевна уходит с работы.

Причиной увольнения стала перепечатка самиздата. Как вспоминает сама Улицкая, в те годы многих наказывали за чтение и перепечатку самиздата. Некоторое время Улицкая не работала, а когда попыталась вернуться к научной работе, то поняла, что профессия от нее ушла.

Начало творчества писательницы Людмилы Улицкой

В поисках работы Людмиле Евгеньевне помогла подруга, которая работала художником Еврейского театра. Она познакомила Улицкую с Шерлингом, известным деятелем искусства, который предложил Людмиле Евгеньевне работу в Еврейском театре. Работа заключалась в написании инсценировок, очерков, детских пьес, рецензий. Кроме того, Улицкая занималась переводом стихов с монгольского языка. Проработав в театре три года, Улицкая всерьез занялась литературным творчеством. Первая ее книга увидела свет в 1993, когда Людмиле Евгеньевне было уже за 50.

Тяга к творчеству была заложена в Улицкой генетически. Ее репрессированный дед в свое время опубликовал книги по демографии и по теории музыки. Отец Людмилы Евгеньевны написал книгу об автомобиле и его эксплуатации, а ее прабабушка по материнской линии сочиняла на идише стихи. Людмила Евгеньевна и сама довольно успешно писала стихи, но отдельным сборником их не публиковала. Свои лучшие поэтические строки она предоставила главной героине своего романа «Медея и ее дети». Этот роман принес Улицкой в 1997 году Букеровскую премию и широкую известность.

Творческий успех, Людмила Улицкая сегодня

Лауреат премии “Русский Букер” – роман “Казус Кукоцкого”, был экранизирован режиссером Ю. Грымовым в 2001 году, а в 2006 году этой книге присуждают итальянскую премию Пенне.

В 2006 году выходит роман Улицкой “Даниэль Штайн, переводчик”. Интересно, что написание этого романа началось с банального перевода с английского языка документальной книги американского профессора-социолога о Даниэле Руфайзене, с которым писательница была лично знакома. Этому роману о католическом священнике в 2007 году была присуждена премия “Большая книга”.

В 2009 году Людмила Улицкая вошла в список претендентов на международную Букеровскую премию 2009 года. Соискателями этой премии были известные писатели: Эдгар Доктороу, Марио Варгас Льоса, а также, лауреат Нобелевской премии Видъядхар Найпол.

Людмила Евгеньевна занимается не только творчеством. Фонд Людмилы Улицкой, организованный в 2007 году, реализует детский книжный проект “Другой, другие, о других” и оказывает благотворительную помощь библиотекам.

Людмила Евгеньевна считает, что она всегда опаздывает. Так пыхтя и отдуваясь, она пытается шагать со временем в ногу. В 45 лет она научилась водить машину, в 50 стала писательницей, только в 55 научилась владеть компьютером.

Улицкая считает, что она могла бы и не стать известной писательницей, если бы ее не уволили с работы. Ее произведения, написанные для своих, для узкого круга читателей, стали популярными и приобрели обширный круг своей аудитории.

Улицкая стала самой успешной, самой читаемой и модной писательницей. Ее произведения читают не только в России. Они переведены более чем на 30 языков. Людмила Евгеньевна, невзирая на славу, считает себя человеком, которому неуютно сидеть под софитами, она готова всегда уступить первое место. А что касается ее профессии, то она и сейчас готова с интересом осваивать новые уголки.

Личная жизнь Людмилы Улицкой

Людмила Улицкая трижды выходила замуж. Первый ее брак был студенческим и непродолжительным. С первым мужем студентом физтеха Юрием Тайцем они жили в отдельной квартире, и все время каждый из молодых супругов бурно отстаивал свое первенство и превосходство.

Со своим вторым мужем Улицкая прожила 10 лет. В этом браке она родила двоих сыновей. Ее муж был в то время процветающий ученый, а Людмила Евгеньевна в ту пору была домохозяйкой. Постепенно супруги стали чужими и развелись. Поиски работы после развода и привели Улицкую в Еврейский театр, где и зародилась ее писательская карьера. Третий муж Улицкой – скульптор Андрей Красулин.

Писательница Людмила Улицкая. Досье

Людмила Евгеньевна Улицкая — российская писательница, переводчица и сценаристка. Первая женщина-лауреат книжной премии «Русский Букер», автор книг «Зеленый шатер», «Веселые похороны», «Казус Кукоцкого». С 1993 года Улицкая опубликовала 21 книгу, в том числе несколько сборников, а ее произведения были переведены на 25 языков мира. Подробнее о жизни и карьере писательницы рассказывает АиФ.ru.

Биография

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 21 февраля 1941 года в городе Давлеканово, республика Башкортостан, где ее семья находилась в эвакуации. В 1944-м Улицкие вернулись в Москву, где будущая писательница и окончила школу. Людмила получила биологическое образование — закончила биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности генетик, биохимик. После этого два года работала в Институте общей генетики АН СССР, откуда уволилась в 1970 году. Больше в науку Улицкая не вернулась.

В 1979 году Людмиле Евгеньевне предложили должность заведующей литературной частью Камерного еврейского музыкального театра, где она проработала до 1982 года. Затем она стала писать пьесы для детского и кукольного театров, инсценировки для радио, сценарии для мультфильмов. Литературная деятельность Улицкой началась в конце 1980-х, когда писательница опубликовала свои первые рассказы. Однако настоящую известность ей принесли два фильма: «Сестрички Либерти», который режиссер Владимир Грамматиков снял по ее сценарию в 1990 году, и «Женщина для всех», вышедший в свет годом позже.

Литературная деятельность и награды

В 1992 году в журнале «Новый мир» вышла повесть Улицкой «Сонечка», которая закрепила имя писательницы в памяти россиян. Четыре года спустя эта повесть была признана лучшей переведенной книгой во Франции, за что Улицкая была награждена французской премией Медичи. В Великобритании же книга вошла в шорт-лист Букеровской премии.

В 1996 году писательница выпустила роман «Медея и ее дети», который также оказался в шорт-листе Букеровской премии. Еще через год вышли «Веселые похороны», которые в 2007 году экранизировал Владимир Фокин. В 2001 году был опубликован роман «Казус Кукоцкого», и Улицкая стала первой женщиной, получившей премию «Русский Букер».

В 2006 году вышел еще один роман Улицкой — «Даниэль Штайн, переводчик», основанный на настоящей истории католического священника еврейского происхождения Освальда Руфайзена. Вскоре роман был признан бестселлером, а в 2007 году победил на премии «Большая книга». В 2011 году писательница выпустила книгу «Зеленый шатер», повествующий о жизни диссидентов и поколения «шестидесятников».

В 2012 году Улицкая представила сборник «Священный мусор», куда вошла не только автобиографическая проза, но и эссе писательницы. В 2013 году она стала автором-составителем книги «Детство 45-53. А завтра будет счастье» — сборника рассказов о людях, чьё детство прошло в послевоенные годы. В 2015 году вышел ее роман-притча «Лестница Якова», набравший наибольшее количество зрительских голосов и получивший премию «Большая книга» 2016 года. В том же году вышел сборник «Дар нерукотворный» — последняя изданная книга Улицкой на сегодняшний день.

Также Людмила Улицкая была удостоена нескольких международных литературных наград и наград Франции. Писательница является Кавалером ордена Академических пальм (2003), Кавалером ордена искусств (2004) и Офицером ордена Почетного Легиона (2014).

Благотворительная деятельность

В 2007 году писательница основала собственный фонд в поддержку гуманитарных инициатив. Среди прочего Фонд Людмилы Улицкой занимался проектом «Хорошие книги», в рамках которого Улицкая самостоятельно выбирала книги российских издательств и отправляла их в библиотеки по всей России. Также в 2015 году Улицкая состояла в попечительском совете московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

Семья

Людмила Улицкая была замужем трижды. Первым супругом писательницы стал ее сокурсник Юрий Тайц, который впоследствии стал океанологом, доктором физико-математических наук. Второй муж Улицкой — генетик, доктор биологических наук Михаил Евгеньев. В браке с ним родились сыновья Алексей (род. 9 января 1972 г., бизнесмен) и Петр (род. В 1975 г., джазовый музыкант, синхронный переводчик). Последним супругом Улицкой стал скульптор Андрей Красулин.

Улицкая Биография, Улицкая Людмила Евгеньевна биография читать, Улицкая Людмила Евгеньевна биография читать онлайн

Биография

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 21 февраля 1941 года в городе Давлеканово, республика Башкортостан, где ее семья находилась в эвакуации. В 1944-м Улицкие вернулись в Москву, где будущая писательница и окончила школу. Людмила получила биологическое образование — закончила биологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности генетик, биохимик. После этого два года работала в Институте общей генетики АН СССР, откуда уволилась в 1970 году. Больше в науку Улицкая не вернулась.

В 1979 году Людмиле Евгеньевне предложили должность заведующей литературной частью Камерного еврейского музыкального театра, где она проработала до 1982 года. Затем она стала писать пьесы для детского и кукольного театров, инсценировки для радио, сценарии для мультфильмов. Литературная деятельность Улицкой началась в конце 1980-х, когда писательница опубликовала свои первые рассказы. Однако настоящую известность ей принесли два фильма: «Сестрички Либерти», который режиссер Владимир Грамматиков снял по ее сценарию в 1990 году, и «Женщина для всех», вышедший в свет годом позже.


Людмила Улицкая. Фото: www.globallookpress.com/ Nikolay Titov

Изданные книги

  • Сборник пьес «Русское варенье и другое» (2008)
  • Роман «Даниэль Штайн, переводчик» (2006)
  • Сборник рассказов «Люди нашего царя» (2005)
  • Сказка «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и одинокую Мышь» (2004)
  • Сказка «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине» (2004)
  • Роман «Искренне ваш Шурик» (2003)
  • Сборник рассказов «Девочки» (2002)
  • Роман «Казус Кукоцкого» (2001)
  • Повесть «Весёлые похороны» (1997)
  • Семейная хроника «Медея и её дети» (1996)
  • Повесть «Сонечка» (1995)
  • Сборник рассказов «Бедные родственники»
  • Повесть «Сквозная Линия»
  • Сборник рассказов «Второе Лицо»

Литературная деятельность и награды

В 1992 году в журнале «Новый мир» вышла повесть Улицкой «Сонечка», которая закрепила имя писательницы в памяти россиян. Четыре года спустя эта повесть была признана лучшей переведенной книгой во Франции, за что Улицкая была награждена французской премией Медичи. В Великобритании же книга вошла в шорт-лист Букеровской премии.

В 1996 году писательница выпустила роман «Медея и ее дети», который также оказался в шорт-листе Букеровской премии. Еще через год вышли «Веселые похороны», которые в 2007 году экранизировал Владимир Фокин. В 2001 году был опубликован роман «Казус Кукоцкого», и Улицкая стала первой женщиной, получившей премию «Русский Букер».

В 2006 году вышел еще один роман Улицкой — «Даниэль Штайн, переводчик», основанный на настоящей истории католического священника еврейского происхождения Освальда Руфайзена. Вскоре роман был признан бестселлером, а в 2007 году победил на премии «Большая книга». В 2011 году писательница выпустила книгу «Зеленый шатер», повествующий о жизни диссидентов и поколения «шестидесятников».

В 2012 году Улицкая представила сборник «Священный мусор», куда вошла не только автобиографическая проза, но и эссе писательницы. В 2013 году она стала автором-составителем книги «Детство 45-53. А завтра будет счастье» — сборника рассказов о людях, чьё детство прошло в послевоенные годы. В 2020 году вышел ее роман-притча «Лестница Якова», набравший наибольшее количество зрительских голосов и получивший премию «Большая книга» 2020 года. В том же году вышел сборник «Дар нерукотворный» — последняя изданная книга Улицкой на сегодняшний день.

Также Людмила Улицкая была удостоена нескольких международных литературных наград и наград Франции. Писательница является Кавалером ордена Академических пальм (2003), Кавалером ордена искусств (2004) и Офицером ордена Почетного Легиона (2014).


Творцы и «отсталые». В ближайшие 150 лет россияне не станут европейцами? Подробнее

Общественная деятельность

Не только как писатель, но и в качестве общественного деятеля сегодня известная Улицкая Людмила Евгеньевна. Биография литератора включает в себя создание в 2007 года фонда, который носит ее имя. Он занимается поддержкой гуманитарных инициатив. В частности. писательница сама выбирает книги российских издательств, в рамках самого популярного проекта фонда «Хорошие книги» и бесплатно отправляет их в российские библиотеки.

С 2007 по 2010 годы реализовывала еще один нестандартный проект, направленный на снижение в обществе чувства недоверия к другим народам и национальностям. «Другой, другие, о других» — так назвала его Людмила Улицкая. В краткой биографии писательницы он обозначен как серия книг различных авторов по культурной антропологии, предназначенных в первую очередь для детей.

Жесткую позицию Улицкая и сегодня занимает по некоторым общественно значимым вопросам. Например, в апреле 2014 года она приняла участие в конгрессе «Украина — Россия: диалог», который проходил в Киеве. При этом писательница неоднократно критиковала действующую власть, обвиняя ее в том, что политики превращают Россию в варварскую страну.

На парламентских выборах 2020 года поддержала либеральную партию «Яблоко» писательница Людмила Улицкая. Биография ее стала развиваться и на политическом поприще. Она выступала доверенным лицом этой партии.

Личная жизнь Людмилы Улицкой

Людмила Улицкая трижды выходила замуж. Первый ее брак был студенческим и непродолжительным. С первым мужем студентом физтеха Юрием Тайцем они жили в отдельной квартире, и все время каждый из молодых супругов бурно отстаивал свое первенство и превосходство. Со своим вторым мужем Улицкая прожила 10 лет. В этом браке она родила двоих сыновей. Ее муж был в то время процветающий ученый, а Людмила Евгеньевна в ту пору была домохозяйкой. Постепенно супруги стали чужими и развелись. Поиски работы после развода и привели Улицкую в Еврейский театр, где и зародилась ее писательская карьера. Третий муж Улицкой — скульптор Андрей Красулин.

Сыновья Людмилы Евгеньевны повзрослели. Один из них стал джазовым музыкантом, другой занимается бизнесом. У писательницы есть два внука, появилась и внучка, так как у жены младшего сына есть восьмилетняя девочка. Бабушка Людмила Евгеньевна всякий раз заново наблюдает и помогает внукам открывать тайны мира. Общаясь с внуками, Улицкая наверстывает упущенное время. Может поэтому писательница планирует сделать еще четыре книги по «Детскому проекту». Эти книги о взаимоуважении и доброте, о том, что всегда нужно относиться доброжелательно к другому человеку.

Взгляды

“…Я сначала вырастила детей, а потом стала писателем.

…Моя первая книжка вышла, когда мне было 50 лет, и дети как раз в этот период уехали за границу. 10 лет я их дома не видела. Они мне освободили пространство, за что им спасибо. Потом они вернулись, за что им второе спасибо.

…Честно говоря, мне деловые женщины нравятся больше, чем деловые мужчины. И в провинции, и в Москве. Я — член нескольких попечительских советов и иногда имею дело с людьми, которые «дают». Так вот женщины, по-моему, легче, лучше и правильнее дают. За двусмысленность не отвечаю

Читайте также:  Жизнь и творчество Юрия Тынянова

…Крайне неприятно признавать, что твое имя — бренд. Это накладывает на меня определенного рода ответственность, скажем: «Подпиши письмо!» или «Посиди в этом попечительском совете, нам твое имя нужно». Я это делаю, когда считаю нужным. Нравится, не нравится — это не вопрос, вопрос в том, принимаю ли я это.

…В последние годы в России появилось очень много литературных премий. К этому относятся по-разному. И многие ругают премии. А я очень радуюсь тому, что они есть

Потому что книги, которые выходят в финал, — это книги, на которые люди — читатели — обращают внимание. …Как человек, прошедший множество раз через всякие награждения и шорт-листы, я точно знаю, что шорт-лист важнее, чем полученная премия

Это означает определенные качество и уровень автора. На последнем этапе, когда дают премию, часто важную роль играют различные случайные обстоятельства: отношения, давление, влияние, потаенная игра. Прежде чем я получила Букеровскую премию, я трижды была в её шорт-листе.

…Слова «толерантность» я избегаю, потому что это одно из тех понятий, которые меняются, варьируются и иногда дико опошляются. Слово «толерантность» сегодня также нельзя произносить, как слова «демократия» или «либерализм», — они покрылись некоторой корой.

…Есть проблема экологии чтения. Об этом я говорю постоянно

Мы смотрим на то, что мы пьем, что мы едим, но редко обращаем внимание на то, что засовываем в свою голову. “

До сих пор, Людмила Евгеньевна выражает живейший интерес к дарвинисткой идеологии, говоря “эволюция в биологическом мире мне представляется самым фундаментальным законом” (письмо Ходорковскому от 08.07.09, https://news.babr.ru/?IDE=81348)

Семья

  • Отец — Евгений Яковлевич Улицкий (1916—1989), учёный в области сельскохозяйственной технологии, доктор технических наук, автор ряда изобретений и книг «Электрические методы обработки металлов» (1952), «Передовая ремонтная мастерская» (1955), «Наш друг автомобиль» (1962), «Как продлить жизнь машин» (1963), «Техника безопасности на предприятиях сельского хозяйства» (1970); старший научный сотрудник Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзного научно-исследовательского института механизации сельского хозяйства.
  • Мать — Марианна Борисовна Гинзбург (1918—1971), биохимик, научный сотрудник НИИ педиатрии АМН СССР.
  • Первый муж — Юрий Захарович Тайц (Миропольский, 1943—1979), сокурсник, впоследствии океанолог, доктор физико-математических наук (1977), прототип Алика в повести «Весёлые похороны».
  • Второй муж — генетик Михаил Борисович Евгеньев, доктор биологических наук. Сыновья: Алексей Евгеньев (род. 9 января 1972), бизнесмен;
  • Пётр Евгеньев (род. 1975), джазовый музыкант, в настоящее время работает синхронным переводчиком.
  • Третий муж — Андрей Николаевич Красулин, скульптор.

    С точки зрения этнической и культурной принадлежности Людмила Улицкая считает себя еврейкой, принявшей христианство.

    О литературе идей и литературе людей

    ЕК: Как вы для себя разделяете литературу? Говорят, что есть только хорошая и плохая.

    ЛУ: Есть литература идей, и есть литература людей. Каждая заслуживает внимания. Например, есть замечательный писатель Сорокин. Он, как мне кажется, создает литературу идей, человек его мало интересует. Меня же, если идеи и привлекают, то только в приложении к человеку.

    ЕК: Что для вас, как для писателя, интереснее: замечать, понимать, записывать.

    ЛУ: Процесс письма очень полезен. Чтобы написать даже частное письмо, комментарий в интернете, смс, нужно сначала подумать и сформулировать мысль. Когда мне присылают тонны графоманских писаний, я уважаю труд людей, которые это произвели. Графоманство — вещь неплохая. Писателя без графомании не бывает. Тот, кто не любит писать, не станет писателем. Даже если он гений. Я знала нескольких человек, которые по глубине мышления, яркости речи могли стать писателями, но они не любили процесс писания. Все их идеи так и остались в блестящей устной форме. Писателями они не стали, хотя у них были все к тому предпосылки. Письмо — очень увлекательный процесс, длинная дорога.

    ЕК: В вашем случае — действительно длинная…

    ЛУ: Да, когда я написала первую книгу, мне было 50 лет. Я очень сомневалась, надо ли это печатать. Я знала талантливых пишущих людей, сравнивала себя с ними. Сейчас я понимаю, что любая система соизмерения себя с другими, попытки вставить себя в какую-то схему, подогнать под шкалу, очень неполезны. Плохо, когда ты сравниваешь себя с теми, кто хуже. Еще хуже, когда ты сравниваешь себя с теми, кто лучше. Ориентироваться ведь надо на цель. Решил, например, написать рассказ. Удалось ли это сделать так, как ты планировал? Попал ли ты в цель? Автор всегда знает ответ на этот вопрос. Я всегда знаю, на сколько градусов я не дотянула. Не потому что поленилась, а потому что просто не смогла.

    Начало творчества писательницы Людмилы Улицкой

    В поисках работы Людмиле Евгеньевне помогла подруга, которая работала художником Еврейского театра. Она познакомила Улицкую с Шерлингом, известным деятелем искусства, который предложил Людмиле Евгеньевне работу в Еврейском театре. Работа заключалась в написании инсценировок, очерков, детских пьес, рецензий. Кроме того, Улицкая занималась переводом стихов с монгольского языка. Проработав в театре три года, Улицкая всерьез занялась литературным творчеством. Первая ее книга увидела свет в 1993, когда Людмиле Евгеньевне было уже за 50. Тяга к творчеству была заложена в Улицкой генетически. Ее репрессированный дед в свое время опубликовал книги по демографии и по теории музыки. Отец Людмилы Евгеньевны написал книгу об автомобиле и его эксплуатации, а ее прабабушка по материнской линии сочиняла на идише стихи. Людмила Евгеньевна и сама довольно успешно писала стихи, но отдельным сборником их не публиковала. Свои лучшие поэтические строки она предоставила главной героине своего романа «Медея и ее дети». Этот роман принес Улицкой в 1997 году Букеровскую премию и широкую известность.

    О генетике и писательской профессии

    Евгений Климакин: Вас долгое время смущало словосочетание писатель Людмила Улицкая. Почему?

    Людмила Улицкая: Я ведь по образованию биолог. Наукой я особо не занималась, ученым не стала. Тем не менее, меня не покидало ощущение, что именно там — мое место. Мне казалось, что в литературе я занимаю чужое пространство. Я была совершенно не подготовлена, без филологического образования. Человек, у которого есть гуманитарное образование, знает языки, обладает глубоким знанием литературы, а у меня — все на коленке. Cамодеятельность.

    ЕК: Самодеятельность иногда может быть полезной вещью.

    ЛУ: Да, любительство — вещь хорошая, оно мне иногда нравится. Тем не менее, я знаю, какие у меня есть пробелы, белые пятна. В этом смысле дефекты моего образования меня очень огорчают. Но с этим уже ничего не поделаешь. Возможно, именно поэтому я всегда старалась и работала по своему максимуму. Сейчас я очень много читаю. Любимая сфера — научно-популярная литература. Меня это действительно интересует.

    ЕК: Итак, вы не стали ученым и стали дилетантом-любителем?

    ЛУ: Да. Генетика мне по-прежнему очень интересна, а в писательской профессии она мне не только не мешает, а очень помогает. В любом случае человек остается в центре внимания.

    ЕК: Вы перестали стесняться слова писатель, когда ваши книги начали переводить на разные языки? На скольких языках сегодня можно читать Улицкую?

    ЛУ: Уже на тридцати пяти. Два последних — это арабский и фарси. Конечно, удивительно, что есть универсальные проблемы — жизни, смерти и любви — которые волнуют людей во всех странах. Я не ожидала, что так много людей захотят читать мои книги. Меня всегда интересует не герой, а тот персонаж, который в русской традиции называется «маленький человек».

    Я уже привыкла к тому, что я писатель. Мне нравится эта работа. Человек —это самое увлекательное, что может быть. И для писателя, и для генетика. Когда я стала писать, надо было только немножко переместить регистр. В центре моего внимания был и остался человек.

    Жизнь и творчество Ги де Мопассана

    Ги де Мопассан. Биография и обзор творчества

    Ги де Мопассан (полное имя — Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан) занимает очень важное место в истории не только французской, но и мировой литературы. Он является последним певцом французского реализма, закладывая, одновременно с этим, основные черты литературного стиля XX в.

    Великий английский драматург Бернард Шоу как-то написал: «Жизнь Мопассана несравненно трагичнее, чем смерть шекспировской Джульетты». Б. Шоу имел в виду не раннюю смерть писателя (в возрасте 43 лет), а то, что он жил и творил в «эпоху безумия и позора», поэтому его талант не смог раскрыться полностью и он не смог до конца реализовать свои литературные способности.

    Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал: «Будучи великим живописцем человеческого безобразия, Мопассан, одновременно с этим искренне сочувствовал униженным и страдающим людям, отстаивал их право на счастье. Это наделяет литературные творения писателя высшим отблеском человечности».

    Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в Нормандии, в семье небогатого дворянина. Позже картины его родины постоянно будут появляться в произведениях писателя (серое неспокойное море, высокие штормовые волны, рыбацкие сети, воздух, пропитанный запахом рыбы и водорослей).

    Закончив школу и колледж в Руане, в 1869 г. Мопассан поступает в Парижский университет на факультет права. Однако начавшаяся франко-прусская война прервала обучение, и его призвали в армию. Все, что творилось с ним в период войны, оказало колоссальное влияние на его дальнейшее творчество, он видел многое — взятие Парижа, разгром французской армии, преступления и зверства захватчиков, героическое сопротивление французских войск — все это пробудило в писателе небывалый патриотизм и гордость за свой народ. Одновременно с этим в его сознании навсегда поселилась ненависть к любой войне и страданиям — поэтому антивоенная тема станет главенствующей в его творчестве. После войны материальное положение его семьи и его самого оставляло желать лучшего, поэтому он не смог продолжить обучение в университете. Чтобы прокормить себя и помогать своей семье, он вынужден поступить на службу в военно-морское министерство, а позже — в министерство образования. И хотя административная работа и военная служба были для него просто каторгой, все же оставляли достаточно времени для писательства и к тому же давали бесценный материал для будущих литературных творений. В этот период он пишет очень много новелл, поэм и драм, пробуя себя в разных литературных жанрах. Конечно, первые произведения писателя носили больше подражательный характер, однако работа над ними научила его упорно трудиться, правильно и четко формулировать свои мысли, облекая их в литературные образы. Далее писатель знакомится с Г. Флобером, который правит его рукописи, учит его мастерству писателя, ищет издателей для его книг и знакомит с известными авторами того времени. Именно так Мопассан познакомился с И. С. Тургеневым, творчество которого оказало большое влияние на писателя. В конце 70-х гг. Мопассан знакомится с Э. Золя и издает рассказ «Пышка», который мгновенно приносит ему популярность. С этого момента Мопассан начинает выпускать по 3-4 произведения в год. За этот период были написаны новеллы «Сестры Рондоли», «Иветта», «Туан», «Лунный свет», «Господин Паран» и многие др.

    Теперь издатели, буквально дерутся за право печатать его произведения, к Мопассану приходит просто ошеломительный успех, его гонорары вйпие, чем у многих его современников, передовые печатные издания ежедневно публикуют положительные рецензии на его произведения, а коллеги завидуют ему. Однако Мопассан, в силу природной скромности, очень устает от такого повышенного внимания к своей персоне и отправляется в долгосрочное путешествие. Он посещает Корсику, Англию, Италию и другие страны.

    Постепенно у писателя начинает развиваться хандра, он все чаще недоволен собой, чувствует внутреннюю пустоту.

    В 1887 г. начинается финальный этап его творчества. Ситуация в стране в 80-е гг. только подпитывала пессимистические настроения писателя, в своем дневнике он назвал это время «благословенное время для подлецов и ничтожеств». В его последних работах уже читаются мотивы страха человека перед смертью, одиночества и потерянности. Болезнь писателя постепенно прогрессирует, и в январе 1892 г. его помещают в психиатрическую больницу в Париже, в которой он и скончался в июле 1893 г.

    В своем дневнике Мопассан писал: «Это ведь я снова привил во Франции вкус к рассказу и новелле». И это — истинная правда, в его творчестве именно новеллы занимают особенное место. За свою творческую жизнь Мопассан написал примерно 300 новелл, которые позже объединил в 16 совершенно разноплановых сборников.

    В первых новеллах автор больше изображает темные стороны человеческой жизни и сущности, превознося роль биологического начала человека («Подруга Поля», «В лоне семьи»).

    В более поздних рассказах преобладает тема социальных конфликтов, в них видно мнение самого писателя о неразумном мире. Постепенно писатель приходит к созданию реалистических новелл, кульминацией чего является его новелла «Пышка», которая стала первой в цикле рассказов про франко-прусскую войну. В этом рассказе Мопассан раскрыл всю правду о коррумпированности власти и героизме французского народа. Сюжет рассказа довольно прост. Из захваченного вражескими войсками город Руана уезжают три семейные пары, их попутчицей по дилижансу становится женщина легкого поведения, которую прозвали Пышкой. По дороге из оккупированного города один из попутчиков домогается Пышки, и она вынуждена уступить, чтобы иметь возможность продолжить путь (от ее согласия или несогласия зависело, сможет ли дилижанс со всеми пассажирами следовать дальше), хотя думает о нем так: «великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону». После этого Пышка плачет в углу продолжающего свой путь дилижанса, где рядом сидят «честные мерзавцы, которые сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку».

    Современники увидели в этой новелле много патриотизма и хорошо прорисованную психологию героев.

    В других новеллах, посвященных войне, таких как «Два друга», «Старуха Соваж», «Папаша Милон» и пр., автор показывает мужество и отвагу обычных, запуганных и дошедших до ручки людей. Например, старуха Соваж, охваченная жаждой мести за убитого единственного сына, сжигает свой собственный дом вместе с запертыми в нем четырьмя прусскими солдатами. А после с гордостью и преисполненная чувством выполненного материнского долга, она принимает смерть. Вот так описывает Мопассан последние минуты жизни отчаявшейся женщины: «Старуху схватили, приставили к стене ее дома, не успевшего еще остыть. Потом двенадцать человек выстроились напротив нее на расстоянии двадцати метров. Она не шевельнулась, она поняла, она ждала. »

    Два друга из одноименного рассказа отправляются ловить рыбу и, захваченные пруссаками, отказываются сообщить пароль для входа в город, героически погибнув, но не предав свой народ.

    Параллельно с огромным уважением перед патриотизмом французов, в новеллах Мопассана четко видна его ненависть к любым военным действиям. Один из героев рассказа «Пышка» — крестьянин —- говорит: «Разве не подлость убивать людей, будь они пруссаки, или англичане, или поляки, или французы?» Такая ярая ненависть по отношению к войне очень созвучна с произведениями начала XX в.

    В цикле новелл о современной жизни автор все больше развивает идею о губительной власти денег, о лицемерии и бесчестии. Он показывает, как духовно мельчает человек. Главным героем таких рассказов, как правило, оказывается не очень умный, трусливый и мелочный человек, весь смысл жизни которого — это приобретение богатства, положения или признания. Для того чтобы лучше прорисовать такого героя, Мопассан использует сатиру и иронию. Ярким примером такого героя является господин Сакре-ман из рассказа «Награжден орденом». Этот человек по жизни занимается совершенно бесполезным делом — пишет смешные и глупые брошюры, надеясь когда-нибудь получить орден Почетного легиона (этот орден вручается лишь за выдающиеся военные или гражданские заслуги). В конце рассказа он получает свою желанную награду, якобы за «особые заслуги». Однако на деле единственной его заслугой было то, что он не мешал своей жене встречаться с депутатом, который и вручил ему этот орден.

    Читайте также:  Жизнь и творчество Ивана Билибина - сообщение доклад

    В новелле «Одиночество», автор выражает идею о том, что все люди одиноки в толпе, что счастье недостижимо: «Больше всего страдаем мы в жизни от вечного одиночества, и все наши поступки, все старания направлены на то, чтобы бежать от него. Что бы мы ни делали, как бы ни метались. мы всегда одиноки. Мы дальше друг от друга, чем звезды небесные. »

    Убежища от мрачного реального мира низких и пошлых страстей Мопассан искал в первозданной красоте природы, в любви. Женщинам — прекрасным «божьим творениям» он посвящает массу новелл, стихов и романов. К таким произведениям относятся: «Сестры Рондоли», «Хозяйка», «Завещание», «Госпожа Парис» идр.

    Наиболее значимым в этом цикле новелл стало произведение «Лунный свет». Герой новеллы грозный аббат Мар-тиньяк искренне ненавидит всех женщин, считая, что их главная цель в жизни — это совращение мужчин своими дьявольскими чарами. В одну из лунных ночей он выходит в сад, держа в руке дубинку и намереваясь помешать свиданию своей племянницы и ее жениха. Однако, увидев непередаваемую красоту природы, волшебный лунный свет, заливший ночной сад, он внезапно начинает думать: «Значит, господь позволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием».

    В 1883 г. Мопассан издает роман «Жизнь» — наверное это самое лучшее и самое личное творение автора. В нем он передал непростые отношения своих родителей, которые запечатлело его детское сознание, и собственный печальный опыт личных отношений. В центре повествования история человеческой жизни, которая полна несбывшихся надежд, иллюзий и жестоких разочарований.

    «Жизнь»

    Главная героиня романа Жанна — это юное, чистое создание, преисполненное надежд и мечтаний. Покинув отчий дом, она попадает в монастырь, а оттуда, еще более окрыленная, она выходит замуж за, как ей казалось, сильного, любящего и достойного человека. Она всегда помнит уют отчего дома, любимых родителей и красивейшую природу нормандского побережья (где провел свое детство сам Мопассан). Однако мечты и иллюзии девушки очень скоро развеиваются. Ее муж оказывается циничным и самовлюбленным человеком, мало того, что он регулярно изменяет Жанне с госпожой Фурвиль и служанками, он еще и прибрал к рукам все ее состояние. Героиня начинает думать, что «жизнь ее разбита, счастье кончено, надежд больше нет, и ей представилось страшное будущее, полное мучений, измен и горя». После, прознав об измене, граф Фурвиль сбрасывает неверную жену и ее любовника со скалы, а еще позже умирает мать Жанны. После ее смерти она узнает, что ее мама тоже всю жизнь изменяла мужу. Окончательно разочаровавшись в этом мире, Жанна возлагает все надежды на своего сына. Однако и этим мечтам не суждено сбыться. Мальчик рос в атмосфере всеобщей любви и избалованности, поэтому стал эгоистичным и неприспособленным неудачником, который прогуливает все свое наследство и бросает мать ради очередной любовницы. В конце романа, умирает отец Жанны, й она, чтобы раздать долги, пускает свое родовое поместье с молотка. Женщина остается в одиночестве со своими разрушенными надеждами и воспоминаниями о прошлом.

    Несмотря на то, что автцр проявляет к своей героине сочувствие и сожаление, все же он не считает, что ее линия поведения правильна. В доказательство этого он противопоставляет ей ее служанку Розали — одну из любовниц ее покойного мужа. Ее судьба также сложилась крайне нелегко, однако в нужный момент она смогла найти в себе мужество и силы и воспитала трудолюбивого и хорошего сына. Розали приходит на помощь к своей хозяйке, начинает управлять поместьем, спасая ее от одиночества и нищеты.

    В своем романе Мопассан использует выразительный литературный прием: он не просто детально прорисовывает пейзажи и картины природы, через их описание и через отношение героев к ним он пытается донести до читателей их глубокий внутренний мир, их чувства, мысли и переживания. Вот чувства Жанны перед тем как выйти замуж, когда она преисполнена надежд: «Жанне казалось, что сердце ее ширится, наполняется шепотом, как эта ясная ночь. Какое-то сродство было между ней и этой живой поэзией, и в теплой белизне летнего вечера ей чудились неземные содрогания, трепет неуловимых надежд, что-то близкое к дуновению счастья. И она стала мечтать о любви». А вот ее восприятие тех же картин после того, как она узнала об изменах мужа: «Неужели это тот же сад, та же трава, те же деревья, что были в мае? Куда девалась солнечная радость листвы, изумрудная поэзия лужайки? . Размытые осенними дождями, устланные плотным ковром опавших листьев, аллеи тянулись под продрогшими, почти оголенными тополями. И тогда осенняя, сырая, суровая природа вокруг нее, скорбный листопад и серая пелена туч, уносимых ветром, погрузили ее в такую бездну тоски, что она поспешила вернуться домой, боясь разрыдаться».

    А так Мопассан рисует нам мысли женщины, оставшейся одной, на пороге бедности: «Ей казалось, будто что-то переменилось на свете. Солнце стало, пожалуй, не таким уже жарким, как в дни ее юности, небо не таким уж синим, трава не такой уж зеленой; цветы тоже были не так ярки и ароматны, не дурманили так, как прежде».

    Роман «Жизнь» по праву считается великим произведением своего времени. Русские писатели — современники Мопассана очень высоко оценили эту работу автора. И. С. Тургенев, который был его наставником, считал, что «роман прелесть — и чистоты чуть ли не шиллеровской», а Л. Н. Толстой считал, что «Жизнь» — это «самый лучший французский роман после “Отверженных” Гюго*.

    Ги де Мопассан

    Биография

    Ги де Мопассан – французский писатель, чье творчество соприкасалось с натурализмом. Мужчина сумел заработать на литературе целое состояние. Ненасытный в любви, он превращал большинство женщин в персонажей новелл, рассказов и романов. А еще он увлеченный путешественник, объехавший Европу и заглянувший в отдаленные уголки мира.

    Детство и юность

    Полное имя писателя – Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан. Родился в усадьбе Миромениль близ городка Дьепа в семье обедневших дворян. Дед разорился, отцу Гюставу де Мопассану ничего больше не оставалось, как идти работать. Служил мужчина маклером на бирже, был эстетом, любил искусство, рисовал акварелью. Слыл щеголем и прожигателем жизни.

    Ги де Мопассан в детстве

    А вот женился на собственной противоположности – подруга детства Лора Ле Пуатвен отличалась серьезным и вдумчивым характером. Впрочем, пара не ужилась под одной крышей. Родив второго наследника, женщина вместе с сыновьями уехала в приморский город Этрета, где располагалась ее вилла.

    Детство Мопассана пролетало в беззаботности и праздности. Мальчик был предоставлен сам себе, поэтому много времени проводил на улице. С ранних лет научился ловить рыбу, водил дружбу с фермерами, матросами, рыбаками.

    Ги де Мопассан в юности

    В 13 лет свобода закончилась. Мама устроила Ги в духовную семинарию. Строгость учебного заведения не понравилась свободолюбивому подростку: несколько раз сбегал, постоянно проказничал, в итоге непутевого семинариста с позором выгнали.

    Родительница решила попытать счастья в руанском лицее, куда и пристроила сына. Здесь юноша прижился, проявил яркие способности к наукам и искусству, а главное, нашел проводников в мир литературы. Первыми наставниками стали поэт Луи Буйе и писатель Гюстав Флобер. После лицея молодой человек отправился в столицу Франции, где поступил на юридический факультет. Но учебу прервала война с Пруссией.

    Ги де Мопассан в молодости

    Мопассан прошел войну рядовым, в это время воспылал страстью к астрономии и естествознанию. Вернувшись домой, не смог продолжить обучение – разразился экономический кризис, родители оказались не в состоянии оплачивать вуз. Пришлось поступить на службу. Ги шесть лет отдал Морскому министерству, еле сводя концы с концами на мизерную зарплату. Занятием, которое действительно захватывало, стала литература.

    Творчество

    Работая в министерстве, Ги де Мопассан под началом Флобера начал делать первые шаги на писательском поприще. Несколько лет только и делал, что писал, уничтожал рукописи и снова садился за перо. Флобер настаивал на том, чтобы молодой человек каждый день тратил время «на музу», по его мнению, только так можно добиться успеха. Причем на первых порах запрещал ученику печататься. При помощи наставника Мопассан перешел из Морского министерства в ведомство, отвечающее за народное образование.

    Портрет Ги де Мопассана

    Первая публикация в творческой биографии начинающего писателя случилась в 1875 году. Новелла «Рука трупа» вышла в газете под псевдонимом, как и поэма «На берегу», которая спустя четыре года в переработанном виде наделала много шума и довела автора до суда. Работу, получившую новое название – «Девка», представители надзорных органов посчитали порнографией. На помощь вновь пришел Флобер, составив оправдательное письмо.

    В 1880 году свет увидел рассказ «Пышка», который вошел в состав сборника. В этом томе вместе с дебютным произведением Ги соседствовали повести Эмиля Золя, Жорис-Карла Гюисманса и других французских прозаиков.

    Книги Ги де Мопассана

    Рассказ произвел фурор в кругах критиков и читателей тонкой иронией и яркостью характеров. На работе ему даже дали отпуск на полгода. Вслед за «Пышкой» был издан поэтический сборник «Стихотворения», после чего уволился с поста чиновника и работал в газете.

    В 80-х годах Мопассан много путешествовал. Впечатления от Корсики, Алжира и Бретани вылились в романы, новеллы и очерки. Бытность корсиканцев, например, вдохновила на создание книги «Жизнь». За последний десяток лет, который отвела судьба, писатель успел создать россыпь произведений.

    Писатель Ги де Мопассан

    Литературоведы выделяют «Пьер и Жан», «На воде», «Под солнцем», повести и новеллы «Ожерелье», «Лунный свет», «Завещание» и, конечно, роман «Милый друг». Ги де Мопассан возвысился до первых мест в плеяде звезд французской новеллистики.

    Читатель обожал Мопассана, тот сумел сделать писательство доходной профессией. В год литератор зарабатывал до 60 тысяч франков и жил на широкую ногу, не забывая финансово поддерживать мать и родственников брата. К закату жизни сколотил приличное состояние, обзавелся многочисленной недвижимость, содержал несколько яхт.

    Книги Ги де Мопассана

    Секреты популярности для писателей-современников были очевидными. Золя отмечал, что Ги умело играет на чувствах, с читателем разговаривает добродушно, а если и использует сатиру, то без оттенка злобы и резкости. Лев Толстой объяснял феномен известности Мопассана тем, что француз видел «смысл жизни в женщине, в любви».

    Писатель водил дружбу с именитыми коллегами по литературе. Тесно сблизился с Иваном Тургеневым, Полем Алексисом, Леоном Дьерксом и другими известными личностями. Слыл хорошим товарищем и верным другом.

    Ума Турман и Роберт Паттинсон в экранизации книги Ги де Мопассана «Милый друг»

    Часть произведений Ги де Мопассана стала основой для художественных фильмов. Впервые его труд ожил на пленке в Советском Союзе. В 1934 году режиссер Михаил Ромм снял немую картину «Пышка». Экранизацию «Милого друга» представляли Вилли Форст (1936), Пьер Кардиналь (1983) и Деклан Доннеллан (2012). В последней ленте снялись голливудские звезды Роберт Паттинсон, Ума Турман, Кристина Риччи.

    Личная жизнь

    Ги де Мопассан испытывал безудержную страсть к женщинам, слыл ловеласом, заводящим кучу романов и случайных связей. Любовные похождения стали основой для львиной доли произведений. Даже разочарования не останавливали мужчину. Однажды 18-летний юноша влюбился в парижанку по имени Фанни и посвятил ей стихи. Явившись под окна к возлюбленной, услышал, как девушка со смехом зачитывает признания в любви компании друзей.

    Молодой Ги де Мопассан

    Известны некоторые имена пассий уже из взрослой жизни француза: графиня Эммануэла Потоцкая, Эрмина, Мари Канн. Впрочем, литератор старался не афишировать отношения для прессы. Как-то даже чуть не устроил дуэль с журналистом, упомянувшим в газете очередную даму.

    В 1882 году Мопассан вдруг собрался жениться, но дело так и не дошло до свадьбы. Мужчина до конца жизни оставался холостяком. Возможно, просто так и не нашел ту единственную. Ги – автор множества высказываний о девушках, которые превратились в афоризмы. Одно из них:

    «Я люблю только одну женщину — незнакомку, которой нет в реальности».

    Любовные похождения обернулись болезнью: писатель заразился сифилисом. Причем своему другу писал о диагнозе с восторгом:

    «Я горд, у меня самый настоящий сифилис, и я уже не боюсь его подцепить!»

    Спустя десятилетие после смерти Ги де Мопассана во французском издании «Эклер» появилась сенсационная новость о том, что автор «Милого друга» – отец трех детей: двух девочек и мальчика. Незаконнорожденные наследники, по обычаям того времени, носили фамилию матери Жозефины Литцельман.

    Сам писатель никогда не говорил о детях, да и родственники отрицали факт их существования. Ги оставил завещание, в котором почти все состояние перешло племяннице. Только четверть наследства передано родителям.

    Смерть

    Ги де Мопассан имел плохую наследственность. Мама страдала психозами, а младший брат и вовсе умер в психиатрической клинике. Писатель всю жизнь боялся помутнения рассудка, но эта участь не миновала. К тому же здоровье подорвало чрезмерное умственное напряжение, ведь он писал не прекращая.

    Могила Ги де Мопассана

    Ги одолевали головные боли, позже и нервные припадки. В 1891 году мужчина попытался покончить жизнь самоубийством, перерезав себе горло. Попал в психиатрическую лечебницу, а спустя два года умер. Причина смерти – паралич мозга. Автор, умеющий правдиво и трогательно писать о любви, не дожил до 43 лет.

    Интересные факты

    • Мопассан вместе с другими деятелями культуры выступал против возведения Эйфелевой башни, называя строение «безобразным скелетом». Часто обедал на крыше башни, потому что только из этой точки Парижа ее не было видно.
    • Писатель любил путешествовать, побывал во многих странах. Он пешком прошелся по Бретани и даже совершил полет на воздушном шаре из Франции в Бельгию.

    Ги де Мопассан на лодке

    • Француз обожал реку, увлекался гребным спортом. В 1885 году купил яхту, которую назвал «Милый друг». Спустя три года появилась вторая яхта, уже вместительнее, но с точно таким же названием.
    • О любовных похождениях писателя его слуга Франсуа Тассар создал книгу «Воспоминания о Ги де Мопассане», увидевшую свет в 1911 году. Автор весьма сдержанно приоткрывает завесу тайны личной жизни хозяина.
    Читайте также:  Арион - греческий поэт (сообщение доклад 6 класс литература рассказ)

    Цитаты

    «Женщин я коллекционирую. С одними я встречаюсь раз в год, с другими — раз в полгода, с третьими — раз в квартал. С некоторыми — когда они этого хотят. Я никого не любил»

    «Слова любви всегда одинаковы, — все зависит от того, из чьих уст они исходят»

    «Да, любовь – это единственная радость в жизни, но мы сами часто портим ее, предъявляя слишком большие требования»

    «Законный поцелуй никогда не может сравниться с поцелуем украдкой»

    «Женщины бывают до бесконечности верны или, точнее, до бесконечности навязчивы»

    «Человек часто делает ошибки. Более того, он всю жизнь только и занимается тем, что делает ошибки»

    «Всякий, стоящий у государственной власти, обязан избегать войны точно так же, как капитан корабля избегает кораблекрушения»

    Жизнь и творчество Ги де Мопассана

    Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан – известнейший французский автор большого количества рассказов и романов. Самые популярные: «Пышка», «Жизнь», «Милый свет» и многие другие.

    Будущий писатель появился на свет 5 августа 1850 года в Нормандии. По папиной линии Ги имел дворянские корни, а по маминой линии он был буржуа. После рождения младшего брата Эрве, родители мальчиков расстались. Мама будущего великого писателя переезжает в город Этрет, расположенный у моря.

    В детстве Ги де Мопассан рос очень крепким мальчиком с отменным здоровьем, несмотря на то, что по маминой линии родственники страдали от невролого-психиатрических заболеваний. Младший брат писателя умер от болезни в клинике для душевнобольных, а мама страдала от неврозов.

    Юноша недолгое время проходил учебный процесс в семинарии, но очень скоро перевёлся в руанский лицей, который окончил весьма хорошо. В лицее он знакомится и заводит тесную дружбу с Луи Буйе и Гюставом Флобером. Со временем именно Флобер искусно оттачивал его талант в писательской деятельности. После лицея Ги поступает на юридический факультет в Париже, но из-за начавшейся войны между Францией и Пруссией, юноше приходиться в добровольном порядке служить на войне в течение года. Политические изменения в стране не позволили Мопассану закончить факультет и стать полноценным юристом.

    После завершения войны для семьи писателя наступает тяжёлое время. Катастрофически не хватает материальных средств для нормальной жизни. Поэтому он вынужден занять пост должностного лица в морском министерстве. Несмотря на то, что на этой работе Ги пробыл около 10 лет, она ему не нравилась, к тому же начальство в некоторых моментах притесняло будущего писателя. Тем не менее работа в министерстве вдохновила Мопассана на создание некоторых его работ: «Наследство», «В лоне семь», в которых автор отрицательно относиться к прислужникам и мелким чиновникам.

    Примерно в это время талантливы писатель начинает работать над созданием своих знаменитых трудов. Огромную помощь в этом ему оказывает Флобер. Под его руководством Ги пишет и редактирует свои произведения, многие из них были уничтожены и переписаны вновь. Флобер стремился усовершенствовать талант Мопассана. Таким образом начинающий писатель смог перенять огромный опыт у своего друга и со временем научился хорошо писать произведения.

    В 1880 году Мопассан с разрешения Флобера издаёт свою первую работу «Пышка», которая приносит автору небывалый успех. Получив полугодовой отпуск на работе, писатель активно трудиться над новыми сочинениями. После выхода в свет поэтического сборника «Стихотворения», Ги увольняется из министерства и начинает сотрудничать с печатным издательством.

    Благодаря тому, что писатель стал известным и его произведения пользуются спросом у читателей, Ги начинает зарабатывать хорошие деньги, с помощью которых он также помогает своей семье. В это время Ги активно путешествует по разным странам, и от массы впечатлений он создаёт огромное количество произведений.

    На протяжении всей жизни Мопассан активно следил за своим физическим здоровьем. Он не хотел заболеть неврологическими болезнями, передающимися по маминой линии. К сожалению, плохая наследственность и активная умственная деятельность отрицательно сказались на душевном здоровье писателя. Благодаря тому, что эта болезнь быстро прогрессировала, в 1891 году Ги пытался сделать суицид, после которого 2 года лечился в больнице для душевнобольных. Великий писатель умер в 1893 году от паралича мозга.

    Вариант 2

    Ги де Мопассан (1850-1893 гг.) относится к крупнейшим французским новеллистам, мастерски изображающим необычную сюжетную линию.

    Мопассан является уроженцем французского департамента Приморская сена и появляется на свет в дворянской семье. Образование будущий писатель получает в руанском лицее, отличаясь во время занятий огромными способностями и увлечением творческими науками.

    Мопассан планирует продолжить обучение на юридическом факультете, однако в связи с начавшейся Франко-прусской войной оказывается на фронте в качестве простого рядового солдата. При этом Мопассан занимается самосовершенствованием, изучая различные науки в свободное время, читая литературу, а также развиваясь физически.

    По окончании войны Мопассан поступает на министерскую службу, где трудится на протяжении десятка лет, параллельно пробует себя в писательском ремесле под руководством Флобера.

    Первые произведения Мопассана в виде поэтического сборника, а также повести «Пышка», имеют колоссальный успех в литературных кругах, а затем наступает время сотрудничества с различными газетными изданиями и активной писательской работы, литературное наследие которой насчитывает более шестидесяти произведений, делая писателя самым плодовитым литератором французской литературы того периода времени.

    Вершиной литературного мастерства Мопассана становится роман под названием «Милый друг», который впоследствии неоднократно экранизируется режиссерами различных стран мира.

    Основными темами творчества Мопассана являются женские истории, военные события Франко-прусской войны, описание жизни различных слоев французского общества, а в последние годы работы – одинокое безумие, депрессия и паранойя.

    Достигнув во Франции невероятной популярности, приносящей неплохой доход писателю, Мопассан, не прерывая литературной работы, начинает вести разгульный образ жизни, результатом которого становится заболевание сифилисом, приведшее в конечном итоге писателя к скоропостижной смерти. В числе представительниц женского пола, имеющих связь с Мопассаном, насчитывается более трехсот любовниц.

    Неизлечимая болезнь приводит Мопассан к пристрастию к наркотическим средствам в виде морфия и эфира, в скором временем жизнь писателя прерывается в возрасте сорока двух лет, при этом смерть Мопассан принимает в тяжелых муках.

    Жизнь и творчество Ги де Мопассана

    Интересные ответы

    Уникальный писатель, бесподобный драматург, автор бессмертных повестей, Родился писатель 21 мая в 1924 году в городе Смоленск.

    Емельян Иванович Пугачев – один из самых неординарных личностей в российской истории. До современных времен биография его еще до конца историками не изучена.

    Франция, удивительная страна, она имеет свой неповторимый колорит с привкусом романтики. Поступки французов всегда были неординарными, и касается это не только банальных вещей, но и даже первого полета животного в космос.

    Если вы посмотрите на небо, то увидите солнце. Без солнца жизнь на Земле невозможна. Солнце привлекает взгляды людей тысячелетиями. В древности ему поклонялись и приносили жертвы.

    Крокодилы – одни из 23 видов земноводных животных, по внешним признакам схожими с ящерицами и принадлежащих к одноименному отряду. Они являются прямыми потомками рептилий доисторических времен и ближайшими родственниками птиц

    Ги де Мопассан: краткая биография, творчество и личная жизнь

    Содержание статьи

    • Ги де Мопассан: краткая биография, творчество и личная жизнь
    • Полин Моран: краткая биография
    • Как писать краткую биографию

    Беззаботное детство

    При рождении в 1850 году француза нарекли Анри-Рене-Альбер-Ги. Дворянская семья Мопассан проживала в роскошной усадьбе Миромениль в пригороде города Дьепа. Несмотря на внешний лоск, семейство было бедно, так как дед писателя давно разорился и обрек отца Гюстава де Мопассана на трудовые будни. Отец служил на бирже в должности маклера, но при этом в жизни оставался верен своему эстетическому вкусу, продолжая почитать искусство и даже собственноручно рисуя акварелью. Отец Мопассана был франтом, и о нем шла слава как о прожигателе жизни.

    Мать его была с детства знакома с отцом. Лора Ле Пуатвен, несмотря на серьезность и основательность, все же приняла в свое время предложение руки и сердца Гюстава и даже родила ему двух сыновей. Однако пара быстро распалась, сразу после рождения второго сына Лора покинула усадьбу и переехала с детьми на собственную виллу в городке Этрета.

    Дети проводили время в праздности, много гуляли, бегали и резвились, с удовольствием рыбачили на побережье, общались с местными рыбаками и фермерами.

    Но в возрасте 13 лет все резко изменилось, когда Ги отправили на обучение в духовную семинарию. Строгие правила и наставничество учителей оказались не по душе Мопассану, и он предпринимал попытки бегства, много шалил и был неугомонен. В итоге его исключили из семинарии с соответствующей формулировкой.

    Мать отправила сына в другую школу – руанский лицей. И мальчик вдруг прижился. Он демонстрировал интерес и к точным наукам, и к искусству. Он влюбился в книги. Его истинным наставником и фактически учителем жизни стал писатель Гюстав Флобер. В дальнейшем он заложит благодатную почву для развития литературного таланта писателя.

    Служба

    После школы будущий литератор поехал в Париж, поступил в университет на специальностью юриста. Но в этот период началась война с Пруссией. Студент был призван в войска солдатом. Однако страсть к наукам у него осталась и переросла в любовь.

    После завершения военных действий обучение Мопассан не продолжил, т.к. плата за высшее учебное заведение оказалась не по карману родителям. Зато был открыт путь в Морское министерство, где Анри-Рене-Альбер-Ги прослужил шесть полных лет за очень маленькую зарплату. В этот период его захватило увлечение литературой, она стала его целью и делала его счастливым.

    Не бросая службу в министерстве, будущий великий писатель под покровительством Флобера начал творить. Писал много и с упоением, потом уничтожал написанное и снова приступал к произведению. Наставник Флобер повторял ученику, чтобы стать великим, надо ежедневно посвящать себя «музе» — только это позволит отточить перо! Первые произведения действительно можно было уничтожать, так как «второй отец» Мопассана Флобер просто запретил ему печататься.

    Благодаря покровительству известного писателя, Ги перевели из Морского министерства в Министерство образования.

    Становление писателя

    Первая опубликованная новелла Мопассана назвалась «Рука трупа», она была выпущена в печатной прессе в 1875 г. Следом под тем же псевдонимом была опубликована поэма «На берегу». Кстати, спустя несколько лет эта новелла привела автора на судебную скамью, так как переизданное и сменившее название произведение «Девка» надзорный комитет отнес к порнографическим зарисовкам. Гюстав Флобер вновь заступился за ученика, составив разъяснительное письмо-рецензию на поэму.

    Наделавший шума рассказ «Пышка» опубликован в 1880 г. в сборнике разных автор. Теперь произведения молодого автора соседствовали с повестями таких великих прозаиков, как Эмиль Золя, Жорис-Карл Гюисманс и др.

    Рассказ произвел впечатление на литературное сообщество, настолько он был хорош своей ироничностью и яркими, детально прорисованными характерами. За признание и внезапно вспыхнувшую к Мопассану читательскую любовь в министерстве по месту службы ему дали полугодовалый отпуск.

    За «Пышкой» последовало собрание поэтических произведений «Стихотворения».

    Затем Ги решил уйти с чиновничьего поста и начать карьеру в газете.

    Творчество

    В 80-х гг. наступил период активного творчества Мопассана. Он находил сюжеты своим произведениям, впечатляясь увиденным в путешествиях. Он побывал в Алжире и на Корсике, что вылилось в великолепные новеллы и романы. К примеру, традиции и бытовые особенности корсиканцев легли в основу книги Мопассана «Жизнь».

    Литературоведы высоко ценят его лучшие романы:

    • «На воде»,
    • «Пьер и Жан»,
    • «Под солнцем»,

    новеллы и повести:

    • «Завещание»,
    • «Ожерелье»,
    • «Лунный свет».

    Апогеем творчества стал роман «Милый друг», он вознес Мопассана на небосвод звездных писателей-новеллистов Франции.

    Читатели боготворили Мопассана, который научился зарабатывать, посвятив себя любимому делу. Ги де Мопассан разбогател. Его годовой доход составил 60 тыс. франков, и это позволило ему ни в чем себе не отказывать. Безусловно, он материально поддерживал и маму с братом. К концу жизни у него было довольно солидное состояние, множество домов, десятки яхт.

    В чем секрет популярности писателя? По мнению Эмиля Золя, Ги блестяще играет на чувствах. Он очень доброжелательно ведет диалог с читателем, а юмор и сатира тонки и безобидны. Лев Толстой иначе трактовал феномен Мопассана: француз является истинным ценителем любви.

    Писатель был довольно общителен и искренен в отношениях с близкими людьми, он водил дружбу с именитыми соратниками по литературному поприщу: Полем Алексисом, Иваном Тургеневым, Леоном Дьерксом и др.

    Некоторые из литературных произведений Мопассана были экранизированы, причем первым оживил его труд советский кинематограф. Знаменитая «Пышка» с легкой руки отечественного режиссера Михаила Ромма вышла на экраны в 1934 году. Затем была экранизация «Милого друга» в 1936 г. Это же произведение вновь экранизировали Пьер Кардиналь в 1983-ом. А в 2012-ом в фильме «Милый друг» режиссера Деклана Доннеллана в главных ролях снялись известные актеры Голливуда Роберт Паттинсон и Ума Турман.

    Отношения и связи

    Довольно странные слухи ходили об отношениях писателя с Флобером. По одним из них Флобер и мать Мопассана Лаура имели тайную любовную связь, в результате которой появился сам Ги. По другой версии, старый писатель испытывал страсть к подрастающему гению литературного натурализма Мопассану. Но ни одна из сплетен так до сих пор и не подтверждена.

    Ги был известным ловеласом и сердцеедом. Он любил всех женщин и не испытывал серьезных чувств ни к одной. Множество случайных связей, десятки романов, сотни похождений – все это становилось основой сюжетных линий его литературных произведений. Список любовниц Мопассана состоял из 300 женщин.

    Литератор старался не раскрывать имена возлюбленных прессе, и на деле известны лишь имена некоторых дам, на время завладевших его сердцем: графиня Эммануэла Потоцкая, Мари Канн, Эрмина. Мопассан был настолько скрытным, что однажды предложил устроить дуэль с газетным писакой, напечатавшем сплетню о его новой возлюбленной.

    В 1882-ом, за 11 лет до своей смерти, Мопассан вдруг объявил о своей женитьбе, однако этот брак по неизвестным причинам так и не стал реальностью.

    Смерть

    В конце жизни все его любовные похождения привели к неизлечимой в те времена болезни – сифилису. Он отнесся к этому с оптимизмом, сообщая другу в письме: «У меня самый настоящий сифилис. Настоящий, а не жалкий насморк…Я теперь не боюсь его подцепить!».

    Его лечили традиционным для 19 века «лекарствами» – цианистой ртутью и йодистым калием. Все это вылилось в сильные головные боли, общую слабость и вспышки неврозов. Врачи даже предположить не могли, что все это могло быть признаками сифилиса. Неврозы стали лечить постельным режимом и поездками на минеральные источники. Безрезультатно.

    В это время его младший брат Эрве, заразившийся сифилисом еще в армии, совсем потерял разум и был помещен Мопассаном в психиатрическую больницу. К сожалению, эта же участь ждала и самого Ги. Но до этого он успел пристраститься к наркотикам – морфию и эфиру, которыми врачи также лечили его головные боли и неврозы. В психиатрической лечебнице меланхолия сменялась вспышками бреда и ярости.

    Умер он в муках в возрасте 43 лет со словами «Тьма! О, тьма…».

  • Ссылка на основную публикацию