Доктор Фаустус – краткое содержание романа Томас Манн

Краткое содержание: Доктор Фаустус

Доктор философии, Серенуса Цейтблома, родившийся в 1883 году, ведет от своего имени этот рассказ. Все начинается с окончания гимназии в Кайзерсашерне, после этого университет, потом – преподает классические языки. И в итоге заводит семью.

На два года моложе Адриан Леверкюн, который все свое ранее детство проводит в поместье родителей, вблизи от Кайзерсашерна. Он вырос в добропорядочной семье, где росло еще двое детишек.

Мальчик с самого раннего детства тянулся к наукам, потому его отправили на учебу в гимназию. Проживал он в городе, у своего дяди, который торговал музыкальными инструментами. Учился мальчик отлично, но имел скрытый и высокомерный характер. Но наиболее Адриана привлекало одиночество.

Время, прожитое вместе с дядей, пожинает свои плоды и мальчик тянется к музыке в четырнадцать лет. Начинает брать уроки у музыканта Венделя Кречмара. Несмотря на проблемы со здоровьем, заиканием, учитель заинтересовует своих слушателей как по теории, так и в истории музыки. Благодаря ему, ученики влюбляются в музыку.

После окончания гимназии, Адриан переезжает в город Галлу, где изучает богословие в университете. Сюда же и перебирается Цейтблом. В этом учебном заведении преподают очень интересные учителя. Преподаватель психологии религии Шлепфус рассказывает своим ученикам теорию о присутствии магии и демонизма в жизни человека. Цейтблом с каждым днем все больше склоняется в феноменальности его натуры по сравнению со сверстниками.

Кречмар находится в хороших отношениях с Леверкюном. И когда преподавателя приглашают в Лейпциге консерваторию , ученик едет со своим наставником. Но приходит момент, когда Адриан разочаровывается в богословии и начинает изучать философию, но не забывает о музыке.

Но преподаватель полагает, что консерватория это не то место, где можно показать свои таланты. В тот день, когда прибыл Адриан в Лейпциг, его приводят сразу же в публичный дом, вместо харчевни. Для молодого человека это было несвойственно и, девушка с миндальным разрезом глаз так и не смогла соблазнить его. Тогда он убежал от незнакомки, но ее образ все равно не покидает юношу долгое время. Только спустя год, он решается найти «соблазнительницу». Долгие поиски привели Адриана в Братиславу, где встреча все же произошла. Девушка предупреждает о том, что больна сифилисом, но эта ошеломляющая новость все же не смогла остановить парня. И близость произошла. По приезду в Лейпциг он восстанавливает учебу, но незадолго обращается к доктору. Нежданно умирает врач, не успев довести курс лечения до конца. Поиски другого лекаря оказываются безуспешными, после чего молодой человек принимает решение остановить лечение.

Адриан начинает страстно сочинять. А цикл музыкальных произведений по стихам романтического поэта Брентано становится самым известным творением того периода. Леверкюн знакомит его с поэтом специалистом по переводам Шильдкнапом, который сочиняет оперное либретто по пьесе Шекспира «Бесплодные усилия любви».

Кречмар в 1910 году становится главным дирижёром Любекского театра, а его ученик переезжает в Мюнхен. Здесь он снимает комнатку у вдовы сенатора Родде и двух ее дочерей по имени Инеса и Кларисса. В доме очень часто происходят званые вечера, где Адриан знакомится с новой артистической публикой. Среди них и виртуоз, молодой скрипач Рудольф Швердтфегер. Новый знакомый упорно настаивает на дружбе, кроме того, настойчиво просит для него скрипичный концерт. написать

Незадолго в Шильдкнап переезжает Мюнхен и они вместе с талантливым композитором уезжают в Италию. Лето оказалось очень жарким. Они проводят его в горном селении Палестрина. Проведать своего товарища приезжает семья философа Цейтблом. Очень много усилий и времени в свою оперу вкладывает Адриан, даже самые близкие знакомые и друзья считают его произведения новаторскими и удивительными.

Именно в этом селении, с композитором происходит случай, о котором, на много позднее, узнает из нотной тетрадки Серенус Цейтблом. Дьявол является к нему и оповещает о своей причастности к болезни молодого виртуоза. Сатана пророчит Адриану знаменитую роль в культуре нации, роль предвещателя новой эры и доказывает Леверкюну, что осознанно заразившись сифилисом, он заключил сделку со злом. С того времени для парня идет отсчет, а через 24 года сатана заберет его к себе. Но с условием! Адриан Леверкюн должен на всю жизнь отказаться от любви.

Осенним днём 1912 г. друзья возвращаются из Италии. Адриан снимает комнату, недалеко от Мюнхена, в поместье Швейгештилей, которое присматривает загодя, во время загородных прогулок. Место поразительно похоже на дом родителей. Знакомые и товарищи из Мюнхена частенько наведывают композитора.

После окончания оперы, Леверкюн возвращается к сочинению вокальных пьес. Но широкая публика их не признает, хотя они исполняются в разных германских филармониях и приносят популярность.

Симфония «Чудеса Вселенной» была написана в 1914 году. Началась мировая война. Но это никак не затронуло композитора. Он и дальше пишет свои произведения в доме Швейгештилей.

Инеса Родде, не представляя своей жизни без Швердтфегера, все же выходит замуж за профессора по фамилии Инститорис, но тайком о своих чувствах рассказывает автору. А через некоторое время, она все – таки вступает в любовные отношения со скрипачом, хотя мучают ее сомнения о разрыве. Чтобы посвятить себя актерскому мастерству, Кларисса тоже покидает дом. Стареющая мать сестер Родде переезжает жить по соседству с Адрианом, а он тем временем приступает к оратории «Апокалипсис». Этим произведением он хотел показать человечеству ту грань, к которой мы подходим все ближе.

В один из прекрасных весенних дней 1922 г. в Пфейферинг к матери возвращается Кларисса Родде. Не смогла выдержать творческий крах, не сумела построить семейное гнездышко – на этой ноте и завершила свою пьесу, покончив жизнь с собой.

Швердтфегер настойчиво просит друга посвятить ему концерт, который проходит с огромным успехом. В Цюрихе проходит второе его исполнение. Здесь Адриана и Рудольфа знакомят с художницей Мари Годе. Через некоторое время она приезжает в Мюнхен, где по просьбе скрипача, Леверкюн их сватает, хотя и сам неравнодушен к девушке. Спустя два дня оглашается о помолвке Рудольфа с Мари. Свадьбу решают сыграть в Париже, так, как там у него новый контракт. Но возвращаясь с прощального концерта в Мюнхене, его, в порыве ревности, убивает выстрелом прямо в трамвае Инеса Родде.

Спустя год после трагедии все-таки выходит в свет «Апокалипсис». Из-за душевной раны автор не присутствует на ошеломляющем концерте. Но все же он дальше пишет камерные пьесы и, параллельно, к нему приходит замысел сотворения новой кантаты «Плач доктора Фаустуса».

Одним из летних дней 1928 года в Пфейферинг к Адриану привозят пятилетнего племянника Непомука Шнейдевейна. Он всей душой привязался к маленькому мальчику. А через два месяца тот мучительно умирает, заболев менингитом. Врачи сделали все возможное, но не смогли спасти малыша.

Ближайшие два года композитор очень много пишет и на конец заканчивает свою кантату. Майским днём 1930 года, по приглашению Леверкюна, съезжается около тридцати друзей послушать его новое произведение. И тогда тот исповедуется перед гостями, рассказывая правду о написаниях кантат, что на протяжении двадцати четырех лет ему помогает дьявол. Его неосознанные пробы нарушить запрет сатаны на любовь: это дружба со скрипачом, желание женится и даже дружба с малышом приводят их к смерти. Именно поэтому он считает себя убийцей близких ему людей, а значит и большим грешником. Многие услышав эту исповедь просто уходят.

Адриан садится за рояль, чтобы сыграть свое произведение, но моментально падает на пол, а очнувшись, у него начинается безумие. Спустя три месяца лечения в клинике, мать забирает его к себе и до последних дней заботится как о малыше. В 1935 году композитору исполнилось пятьдесят лет. Поздравить своего друга приезжает Цейтблом, но тот уже никого не узнает, а через пять лет совсем уходит из жизни.

Повествование перемежается авторскими отступлениями о современной ему Германии, полными драматизма рассуждениями о трагической участи «государства-чудовища», о неизбежном крахе нации, вздумавшей поставить себя над миром; автор проклинает власть, погубившую собственный народ под лозунгами его процветания.

Краткое содержание романа «Доктор Фаустус» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Доктор Фаустус». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание “Доктора Фаустуса” Томаса Манна

Томас Манн начал работу над своим романом в 1943 году. Через 4 года роман был опубликован под названием «Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом». На русский язык «Доктор Фаустус» был переведён Наталией Ман и Соломоном Аптом. Главный герой романа – вымышленный персонаж Адриан Леверкюн, чья жизнь описана с раннего детства и до самой смерти. Действие происходит преимущественно в первой половине ХХ века. Леверкюн – талантливый композитор. Он пытается построить свою жизнь в соответствии со средневековыми легендами о Фаусте, который продал себя Мефистофелю. Биография вымышленного Адриана Леверкюна перекликается с биографиями многих реально существовавших выдающихся личностей.

Повествование в романе ведётся от лица Серенуса Цейтблома, доктора философии. Серенус сообщает, что главный герой родился в 1883 году. Детство Леверкюна прошло в родительском поместье недалеко от города Кайзерсашерна. Адриан окончил гимназию и университет, стал преподавателем классических языков, однако главную роль в его жизни со временем начинает играть музыка. Интерес к музыке у одарённого молодого человека впервые проявился в возрасте 14 лет. В этом же возрасте он начинает брать частные уроки. О присутствии в жизни человека демонизма и магии Адриан узнал в университете. Именно в студенческие годы в Леверкюне по-настоящему проявляется его незаурядность. Молодой человек резко отличался от своих сверстников.

Первая физическая близость с женщиной сделала Адриана сифилитиком. Со своей первой женщиной композитор познакомился в борделе. Юноша решается на близость, несмотря на то, что знает о болезни девушки. Адриан обращался к врачу за лечением, однако врач не довёл курс лечения до конца и умер. Молодой человек решил больше не лечиться.

Постепенно музыка становится главным занятием Леверкюна. Однажды композитору является дьявол. Сатана сообщает Адриану, что заразившись сифилисом, молодой человек заключил с ним сделку. Дьявол обещает Адриану славу и значительную роль в культурной жизни нации. Через 24 года композитор должен будет вернуться к сатане, так как теперь он принадлежит только ему. Сатана запрещает Адриану любить.

Всё, что предсказал дьявол, сбывается. Леверкюн действительно становится известным композитором, чьи творения вызывают восторг публики. Однако он нарушает наложенный сатаной запрет. Композитор или влюбляется, или испытывает к кому-либо симпатию и привязанность. Люди, к которым расположен Леверкюн, трагически погибают.

Последним произведением Адриана Леверкюна становится кантата, написание которой он закончил к 1930 году. Первое исполнение кантаты на публике композитор решил организовать у себя дома. Когда приглашённые друзья и знакомые собираются у Леверкюна, композитор произносит речь. Он признаётся в том, что своей славой обязан сатане. Леверкюн считает себя убийцей. Нарушая запрет дьявола и испытывая привязанность к тому или иному человеку, композитор навлекал тем самым гибель на этого человека. Посетители настолько поражены услышанным, что многие встают и уходят.

Сделав признание, Леверкюн садится играть свою кантату, но неожиданно падает на пол и теряет сознание. Придя в себя, композитор начинает проявлять признаки безумия. Несколько месяцев его лечили в клинике. Затем Леверкюна забирает мать. Пожилая женщина ухаживает за сыном до конца его дней. Через 5 лет композитора навещает Цейтблом. Но Леверкюн не узнал друга. Ещё через 5 лет Леверкюн умер.

Характеристика персонажей

Адриан Леверкюн

В образе Леверкюна воплотилась вся Германия конца XIX-первой половины ХХ века. Чтобы описать страну, автор прибегает к метафоре. Данный художественный приём помогает читателю лучше узнать современную Манну Германию.

Леверкюн отличался хорошими умственными способностями ещё в отрочестве. Вместе с этим мальчик имел такую негативную черту характера, как высокомерие, ощущение собственного превосходства над всеми остальными. Цейтблом отмечает, что Адриан был очень скрытным и любил одиночество, что не характерно для подростка.

Судьба композитора – это судьба самой Германии. Богатая красивая страна, имеющая огромный потенциал для развития, делает ошибку, заключив сделку с дьяволом, то есть, встав на путь фашизма. На некоторое время Германия действительно получает превосходство над всеми другими европейскими странами. Однако затем начинается агония, которая приводит страну к гибели.

В романе Манна нередко можно встретить упрёки в адрес властей, толкающих страну на неминуемую гибель. Автор жалеет погибающую Германию так же, как жалеет своего талантливого героя.

Князь тьмы

На первый взгляд, это фантастический персонаж. Среди читателей наверняка найдутся атеисты, которые не верят в потусторонние силы. Тем не менее, на сатану можно посмотреть, как на метафору.

Зло внутри человека
Тему заключения сделки с дьяволом нельзя считать новой. В литературе разных эпох нередко встречаются похожие сюжеты. Вероятно, Томас Манн не верил в существование сатаны. В образе дьявола автор воплотил все амбиции и всё тщеславие, которыми обладал Леверкюн. Сатана – это не потусторонняя сила, это желания, живущие в сердцах людей. Желания эти, как правило, корыстны. Человек слишком редко хочет блага для своего ближнего.

Продать душу дьяволу – значит посвятить жизнь удовлетворению собственных желаний. В результате, жизнь человека превращается в сплошную погоню за личными амбициями. В большинстве случаев людям так и не удаётся получить то, что им хотелось. В конце жизни человек понимает, что жил зря, что не заметил доступных удовольствий в погоне за удовольствиями недоступными. Если цель всё-таки достигнута, человек обычно не чувствует удовлетворения и остаётся разочарованным.

Социальные болезни

Томас Манн не впервые использует болезнь в качестве метафоры. В романе «Волшебная гора» перед читателем предстают пациенты горного санатория, проходящие лечение от туберкулёза. Избавиться от болезни никто по-настоящему не стремится. Вместо того, чтобы бороться за жизнь, пациенты пытаются успеть получить как можно большее количество удовольствий. Такой видит Манн Европу первой половины ХХ века.

Германия в лице Адриана Леверкюна выглядит ещё более удручающе. Туберкулёз, несмотря на то, что это достаточно тяжёлое заболевание, всё-таки поддаётся лечению. Лекарство от сифилиса не найдено до сих пор. Вероятно, Манн не видел возможности «излечения» для своей страны. Заразиться сифилисом намного сложнее, чем туберкулёзом. Леверкюн не пытался избежать заражения. Девушка, которую он выбрал для близости, предупредила его заранее. Но композитор проигнорировал предупреждение. В чём была причина такой беспечности, неизвестно. Может быть, Леверкюн до конца не осознавал всю серьёзность этого заболевания. Однако желание обладать понравившейся девушкой взяло верх над здравым смыслом.

Примечательно, что композитор сознательно не заключал договора с дьяволом. Он не имел таких намерений. Адриан не подписывал кровью никаких документов, как это нередко представляют в историях с похожим сюжетом. Сатана явился Леверкюну и сообщил ему о том, что договор заключён «автоматически». Композитор при этом не оказал ни малейшего сопротивления и не попытался опровергнуть факт заключения сделки.

Предлагаем вам ознакомиться в романом Томаса Манна “Будденброки”, написанном в стиле семейной хроники. Эта книга принесла признание и славу тогда еще не известному писателю.

В своем романе “Волшебная гора” Томас Манн рассказывает о размеренной и закрытой жизни группы пациентов, проходящих лечение в горном санатории, и не желающих контактировать с внешним миром.

Для пациентов санатория в романе «Волшебная гора» туберкулёз стал поводом уйти от неприятной им реальности. Болезнь, ведущая к смерти, позволяет отказаться от всех социальных норм и бездумно предаваться запретным удовольствиям. Сифилис Леверкюна не отгораживает его от общества, но и не даёт ему ни с кем сблизиться. Все, кого полюбил композитор, погибают. Болезнь не изолировала композитора, но сделала его одиноким среди толпы.

Руднев В.: О романе Томаса Манна “Доктор Фаустус»

Вадим Руднев

О романе Томаса Манна “Доктор Фаустус»

Вадим Руднев. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.

Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом” – роман Томаса Манна (1947).

Д. Ф. располагается в истории культуры ХХ в. как раз посередине, на самой границе между модернизмом и постмодернизмом. Эту границу определила вторая мировая война. Как это ни парадоксально, модернизм довоенный и междувоенный поистине трагичен, постмодернизм остраненно ироничен. Д. Ф. можно считать последним великим произведением европейского модернизма, написанным, впрочем, в Америке, и первым произведением постмодернизма. Этот роман совмещает в себе необычайный трагизм в содержании и холодную остраненность в форме: трагическая жизнь немецкого гения, вымышленного, конечно (одним из главных прототипов Леверкюна был Фридрих Ницше), рассказана по материалам документов из его архива и по личным воспоминаниям его друга, профессора классической филологии Серенуса Цейтблома, человека хотя и сведущего в музыке и вполне интеллигентного, но вряд ли способного в полной мере оценить трагедию своего великого друга так, как он ее сам ощущал. На этой прагматической дистанции (см. прагматика) между стилем наивного интеллигента-буржуа (характерного для немецкой литературы образа простака-симплициссимуса) и трагическими и не вполне укладывающимися в рамки обыденного здравого смысла событиями жизни гения построен сюжет Д. Ф.

Читайте также:  Тристан - краткое содержание новеллы Манн

Напомним его вкратце.

Будущий композитор и его будущий биограф родились и воспитывались в маленьком вымышленном немецком городке Кайзерсашерн. Первым музыкальным наставником Адриана стал провинциальный музыкальный критик и композитор, симпатичный хромой заика Вендель Кречмар. Одна из его лекций по истории музыки, прочитанная в полупустом зале для узкого круга любителей и посвященная последней сонате Бетховена ор. 111 до минор, No 32, приводится в романе полностью (о важности роли Бетховена см. ниже). Вообще, читатель скоро привыкает к тому, что в романе приведено множество длинных и вполне профессионально-скучных рассуждений о музыке, в частности о выдуманной Томасом Манном музыке самого Леверкюна (ср. философии вымысла).

Юношей Адриан, удививший всех родственников, поступает на богословский факультет университета в Гаале, но через год бросает его и полностью отдает себя сочинению музыки.

Леверкюн переезжает в Лейпциг, друзья на время расстаются. Из Лейпцига повествователь получает от Леверкюна письмо, где он рассказывает ему случай, который сыграл роковую роль во всей его дальнейшей жизни. Какой-то полубродяга, прикинувшись гидом, неожиданно приводит Адриана в публичный дом, где он влюбляется в проститутку, но вначале от стеснительности убегает. Затем из дальнейшего изложения мы узнаем, что Адриан нашел девушку и она заразила его сифилисом. Он пытался лечиться, но обе попытки заканчивались странным образом. Первого доктора он нашел умершим, придя к нему в очередной раз на прием, а второго – при тех же обстоятельствах – на глазах у Леверкюна неизвестно за что арестовала полиция. Ясно, что судьбе почему-то неугодно было, чтобы будущий гениальный композитор излечился от дурной болезни.

Леверкюн изобретает новую систему музыкального языка, причем на сей раз Томас Манн выдает за вымышленное вполне реальное – додекафонию, “композицию на основе двенадцати соотнесенных между собой тонов”, разработанную Арнольдом Шенбергом, современником Манна, великим композитором и теоретиком (кстати, Шенберг был немало возмущен, прочитав роман Томаса Манна, что тот присвоил его интеллектуальную собственность, так что Манну даже пришлось во втором издании сделать в конце романа соответствующую приписку о том, что двенадцатитоновая система принадлежит не ему, а Шенбергу).

Однажды Адриан уезжает на отдых в Италию, и здесь с ним приключается второе роковое событие, о котором Цейтблом, а вслед за ним и читатель узнает из дневниковой записи (сделанной Адрианом сразу после случившегося и найденной после его смерти в его бумагах). Это описание посвящено тому, что однажды средь бела дня к Леверкюну пришел черт и после долгой дискуссии заключил с ним договор, смысл которого состоял в том, что больному сифилисом композитору (а заразили его споспешники черта, и они же убрали докторов) дается 24 года (по количеству тональностей в темперированном строе, как бы по году на тональность – намек на “Хорошо темперированный клавир” И. – С. Баха: 24 прелюдии и фуги, написанные на 24 тональности) на то, чтобы он писал гениальную музыку. При этом силы ада запрещают ему чувство любви, он должен быть холоден до конца дней, а по истечении срока черт заберет его в ад.

Из приведенной записи непонятно, является ли она бредом не на шутку разболевшегося и нервозного композитора (именно так страстно хочется думать и самому Адриану) либо это произошло в реальности (в какой-то из реальностей – ср. семантика возможных миров).

Итак, дьявол удаляется, а новоиспеченный доктор Фауст действительно начинает писать одно за другим гениальные произведения. Он уединяется в одиноком доме в пригороде Мюнхена, где за ним ухаживает семья хозяйки и изредка посещают друзья. Он замыкается в себе (по характеру Леверкюн, конечно, шизоид-аутист, как и его создатель – см. характерология, аутистическое мышление) и старается никого не любить. Впрочем, с ним все-таки происходят две связанные между собой истории, которые заканчиваются трагически. Интимная связь имеет место, по всей видимости, между ним и его молодым другом скрипачом Рудольфом Швердфегером, на что лишь намекает старомодный Цейтблом. Потом Леверкюн встречает прекрасную женщину, Мари Годо, на которой хочет жениться. Однако от стеснения он не идет объясняться сам, а посылает своего друга-скрипача. В результате тот сам влюбляется в Мари и женится на ней, после чего его убивает бывшая возлюбленная. Интрига этой истории повторяет сюжет комедии Шекспира “Бесплодные усилия любви”, на основе которой за несколько лет до происшедшего Леверкюн написал одноименную оперу, так что невольно приходит в голову, что он бессознательно (см. бессознательное) подстраивает, провоцирует свою неудачу. Сам-то он, разумеется, уверен, что все это проделки черта, который убрал с его жизненного пути (как в свое время врачей) двух любимых людей, поскольку Леверкюн пытался нарушить договор, в котором было сказано: “Не возлюби!”

Перед финалом в доме Адриана появляется прекрасный мальчик, сын его умершей сестры. Композитор очень привязывается к нему, но ребенок заболевает и умирает. Тогда, совершенно уверившись в силе договора, композитор постепенно начинает сходить с ума.

В конце романа Леверкюн сочиняет ораторию “Плач доктора Фаустуса”. Он собирает у себя знакомых и рассказывает им о сделке между ним и дьяволом. Гости с возмущением уходят: кто-то принял это за дурную шутку, кто-то решил, что перед ними умалишенный, а Леверкюн, сев за рояль и успев сыграть только первый аккорд своего опуса, теряет сознание, а вместе с ним – до конца жизни – рассудок.

Д. Ф. – ярчайшее произведение европейского неомифологизма , где в роли мифа выступают легенды о докторе Иоганне Фаусте, маге и чародее, якобы жившем в ХVI в. в Германии и продавшем душу дьяволу, за что обрел магические способности, например к некромантии – он мог воскрешать мертвых и даже женился на самой Елене Троянской. Кончаются легенды тем, что дьявол душит Фауста и уносит к себе в ад.

Бунтарская фигура доктора Фауста на протяжении нескольких веков после Реформации становилась все более символической, пока ее окончательно не возвеличил Гете, который первым в своем варианте этой легенды вырвал Фауста из когтей дьявола, и знаменитый культуролог ХХ в. Освальд Шпенглер не назвал всю послереформационную культуру фаустианской.

Фауст постренессанса был фигурой, альтернативной средневековому идеалу – Иисусу Христу, так как Фауст олицетворял секуляризацию общественной и индивидуальной жизни, он стал символом Нового времени.

Сам же доктор Фауст, как изображают его народные книги, давал полное основание для со-, противопоставления своей персоны и Спасителя. Так, о нем говорится: “В чудесах он был готов соперничать с самим Христом и самонадеянно говорил, будто берется в любое время и сколько угодно раз совершить то, что совершал Спаситель”.

На первый взгляд вызывает удивление, что Томас Манн как будто поворачивает вспять традицию возвеличивания фигуры Фауста, возвращаясь к средневековому образу (Гете в романе не упомянут ни разу). Здесь все объясняет время – время, в которое писался роман, и время, в котором происходит его действие. Это последнее разделено на время писания Цейтбломом биографии Леверкюна и время самой жизни Леверкюна. Цейтблом описывает жизнь великого немецкого композитора (который к тому времени уже умер), находясь в Мюнхене с 1943 по 1945 год, под взрывы бомб англичан и американцев; повествование о композиторе, заключившем в бреду сделку с чертом, пишется на сцене конца второй мировой войны и краха гитлеризма. Томас Манн, обращаясь к традиции средневекового – осуждающего – отношения к Фаусту, хочет сказать, что он отрицает волюнтаризм таких умов, как Ницше и Вагнер, мыслями и творчеством которых злоупотребили Гитлер и его присные.

Все же Д. Ф. – роман не о политике, а о творчестве. Почему никому не сделавший зла Адриан Леверкюн должен, как это следует из логики повествования, отвечать за бесчинства нацизма? Смысл этой расплаты в том, что художник не должен замыкаться в себе, отрываться от культуры своего народа. Это второе и производное. Первое и главное состоит в том, что, обуянный гордыней своего гения, художник (а гордыня – единственный несомненный смертный грех Адриана Леверкюна) слишком большое значение придает своему творчеству, он рассматривает творчество как Творение, узурпируя функцию Бога и тем самым занимая место Люцифера. В романе все время идет игра смыслами слова Werk, которое означает произведение, опус, творчество, работу и Творение.

В этом смысл длинной интертекстовой отсылки к “Братьям Карамазовым” Достоевского (см. интертекст) – беседа Леверкюна с чертом и разговор Ивана Карамазова с чертом. Иван Карамазов – автор самого запомнившегося в культуре волюнтаристского и ницшеанского лозунга: “Если Бога нет, то все дозволено”. Именно в узурпации Творения обвиняет великий писатель своего гениального героя и, отчасти, по-видимому, и самого себя.

С точки зрения явного противопоставления гордыни/смирения просматривается скрытое (впрочем, не слишком глубоко) противопоставление Леверкюна Бетховену, создавшему в своей последней, Девятой симфонии хор на слова из оды Шиллера “К радости”. Леверкюн же говорит, когда его любимый племянник умирает (это тоже своеобразная интертекстовая реминисценция – у Бетховена был племянник Карл, которого он очень любил), что надо отнять у людей Девятую симфонию:

“Я уже собирался уходить, но он меня остановил, крикнув мне: “Цейтблом!” – что тоже звучало очень жестоко. Обернувшись, я услышал:

– Я понял, этого быть не должно.

– Чего, Адриан, не должно быть?

– Благого и благородного, – отвечал он, – того, что зовется человеческим, хотя оно благо и благородно. Того, за что боролись люди, во имя чего штурмовали бастилии и о чем, ликуя, возвещали лучшие умы, этого быть не должно. Оно будет отнято. Я его отниму.

– Я не совсем тебя понимаю, дорогой. Что ты хочешь отнять?

– Девятую симфонию, – отвечал он. И к этому, сколько я ни ждал, уже ничего не прибавил”

Список литературы

Легенда о докторе Фаусте. – М., 1965.

Жирмунский В. И. История немецкой литературы ХVI – ХVIII вв. – Л., 1972.

Микушевич В. Проблема цитаты (“Доктор Фаустус” Томаса Манна по-немецки и по-русски) // Мастерство перевода. – 1966. – М., 1968.

Руднев В. Поэтика модальности // Родник. – М., 1988. – No 7.

Краткое содержание Будденброки Томас Манн

События разворачиваются в немецком городе Любеке. Роман начинается в 1835 году с переезда уважаемой семьи торговцев Будденброков в новый дом. Семью возглавляют старый Иоганн Будденброк и его жена Антуанетта. У их младшего сына Иоганна и его жены Элизабет трое детей: Томас десяти лет, Антония (Тони) восьми лет и Христиан семи лет.

Новоселье омрачается письмом от старшего сына – Готхольда. Когда-то он женился на лавочнице и был изгнан из семьи. Теперь Готхольд требует от старого Будденброка выплатить ему часть стоимости нового дома. Посоветовавшись с сыном, старик решает отказать в просьбе, чтобы не лишать денег семейную торговую фирму.

Проходит два года. У молодого Иоганна Будденброка появляется дочь Клара, о чем делается соответствующая записи в тетради с семейной родословной. Через несколько лет уходят из жизни старые родители, и их сын Иоганн делается главой фирмы. Он не выделяет старшему брату его долю наследства, но когда Готхольд продает свою лавку, он и его дети снова приняты в большую семью Будденброков. Томаса начинают знакомить с семейным делом. Антония растет самоуверенной и заносчивой, считая, что ее шалости могут остаться безнаказанными из-за высокого положения семьи. Родители отправляют ее в пансион Зеземи Вейхбродт.

Когда Антонии исполняется восемнадцать лет, ее настойчиво уговаривает выйти за него замуж некий господин Грюнлих. Он не нравится девушке, но родители желают этого брака. Они отправляют дочь на время к морю, чтобы она могла спокойно все обдумать. Антония живет в семье лоцмана Шварцкопфа. Она знакомится с его сыном, студентом Моргеном. Постепенно между молодыми людьми зарождается искреннее чувство, и Тони готова бороться за свое счастье. Вернувшись домой, она случайно находит семейную тетрадь с родословной и, читая ее, понимает, что является частью этого рода и должна способствовать его славе и процветанию. Поэтому Тони принимает предложение Грюнлиха.

Семейная жизнь Антонии складывается не очень счастливо: ее муж, так добивавшийся их брака, обращает на нее мало внимания. Не спасает положение рождение дочери Эрики. Однажды выясняется, что Грюнлих – банкрот, и его разорение лишь на несколько лет было отсрочено удачной женитьбой. Иоганн Будденброк мог бы помочь ему, но он отказывается это сделать, так как и у Тони нет желания оставаться с мужем. Он помогает дочери оформить развод и забирает ее и внучку в свой дом.

Иоганн Будденброк умирает в 1855 году. Главой семейного дела становится Томас, серьезный и практичный. Его брат Христиан, напротив, окончив обучение, не стремится приумножать семейный капитал: он любит проводить время за развлечениями. Младшая дочь Клара выходит замуж за пастора Тибуртиуса и уезжает с ним в Ригу. Том женится на подруге Тони по пансиону Герде Арнольдсен, богатой наследнице.

Тони уезжает погостить в Мюнхен, где знакомится с Алоизом Перманедером. Его манеры нельзя назвать идеальными, но Тони выходит за него замуж. Но и этот брак оказывается несчастливым: их ребенок рождается мертвым, их семья живет совсем не так блестяще, как она привыкла. Однажды Тони застает пьяного мужа, который хочет поцеловать служанку. Она подает на развод и возвращается домой.

У Тома, ставшего сенатором, рождается сын и наследник, названный Иоганном, сокращенно – Ганно. Том решает построить новый роскошный дом. Клара умирает, делая своим наследником мужа. Томас очень огорчен, что большая сумма денег ушла из семьи. Христиан продолжает бездельничать и, поссорившись с братом, уезжает в Гамбург. Выросшая Эрика выходит замуж за г-на Вейншенка, в их семье рождается дочь Элизабет.

Том все больше впадает в депрессию: доходы фирмы падают, конкуренты обгоняют его. Ганно растет впечатлительным и робким, он очень увлечен музыкой. Том не видит в сыне продолжателя семейного дела. Муж Эрики попадает в тюрьму по делу о растрате казенных средств.

Умирает старая Элизабет Будденброк, большой дом продан. Томас все чаще думает о смерти. Муж Эрики выпущен на свободу, но он не возвращается в семью.

Томас умирает, и фирма, по его распоряжению, должна быть ликвидирована. В результате у семьи практически не остается прежнего солидного состояния. Христиан женится на женщине с сомнительной репутацией, которая вскоре помещает его в лечебницу.

В пятнадцать лет Ганно умирает от тифа, на нем мужская линия семьи Будденброков прерывается. Его мать Герда уезжает. Оставшиеся дамы во главе с Тони продолжают собираться вместе, вспоминая прошлое и надеясь на возрождение величия семьи.

В своем первом крупном произведении Томас Манн старался выяснить причины упадка и гибели семейства Будденброков, параллельно показывая картину жизни общества тех лет. На смену бюргерству с его бережливостью и усердием приходит эпоха империализма. Новые поколения семьи не способны продолжать дело отцов, они окунаются в праздность, роскошь, музыку, философствование, отрываются от реального мира. Потомки Будденброков не только не способны к коммерции, они не находят опоры в жизни вообще и трагически и случайно уходят из нее.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Манн Томас. Все произведения

  • Будденброки
  • Волшебная гора
  • Доктор Фаустус
  • Иосиф и его братья
  • Смерть в Венеции
  • Тонио Крёгер
  • Тристан

Будденброки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В сборник писателя вошли девять рассказов о человеческой доброте, справедливости и взаимопонимании. Все они записаны из достоверных источников и учат окружающих людей ценить дружбу, чувствовать чужую боль, уметь сопереживать и приходить

В произведении описываются много хороших и плохих ценностей, также освещаются такие проблемы как: отношения, самооценка, ответственность. Автор хочет показать силу жизненных свои проблемы или знаменитостей умение

Главной героиней данной трагедии становится Антигона – одна из дочерей царя Эдипа. Того самого, который убил собственного отца, женился на своей матери, тем самым прогневив богов, обрек своих детей на неминуемую смерть

Окончив школу, Сергей Крашенинников уезжает в маленький город к своему деду. Здесь он начинает работать в бригаде дорожных строителей. В ходе дорожного строительства

Двое мужчин шли друг за другом, угрюмые и молчаливые, с тяжелыми рюкзаками за плечами. Они с приятелем уже возвращались, в их мешках было золото. Мужчина, который шел вторым, обратился к спутнику

Будденброки . История гибели одного семейства

В 1835 г. семейство Будденброков, весьма почитаемое в маленьком немецком торговом городе Мариенкирхе, перебирается в новый дом на Менгштрассе, недавно приобретенный главой фирмы «Иоганн Будденброк». Семейство состоит из старого Иоганна Будденброка, его жены, их сына Иоганна, невестки Элизабет и внуков: десятилетнего Томаса, восьмилетней Антонии — Тони — и семилетнего Христиана. С ними живут еще сверстница Тони Клотильда, отпрыск неимущей линии семейства, и гувернантка Ида Юнгман, прослужившая у них так долго, что считается почти членом семьи.

Но о первенце Иоганна Будденброка-старшего, Гортхольде, что живет на Брейтен­штрассе, в семье стараются не упоминать: он совершил мезальянс, женившись на лавочнице. Однако сам Гортхольд отнюдь не забыл о своих родственниках и требует причитающуюся ему часть покупной стоимости дома. Иоганна Будденброка-младшего гнетет вражда с братом, но, как коммерсант, он понимает, что если выплатить Гортходьду требуемое, то фирма лишится сотен тысяч марок, и потому советует отцу не давать денег. Тот с готовностью соглашается.

Читайте также:  Волшебная гора – краткое содержание романа Манн

Два с половиной года спустя в дом Будденброков приходит радость: у Элизабет рождается дочь Клара. Счастливый отец торжественно заносит это событие в тетрадь с золотым обрезом, начатую еще его дедом и содержащую пространную генеалогию рода Будденброков и личные записи очередного главы семейства.

А через три с половиной года умирает старая г-жа Будденброк. После этого её муж удаляется от дел, передав управление фирмой сыну. И вскоре тоже умирает… Встретившись с Гортхольдом у гроба отца, Иоганн твердо отказывает ему в наследстве: перед долгом, который налагает на него звание главы фирмы, все другие чувства должны умолкнуть. Но когда Гортхольд ликвидирует свою лавку и уходит на покой, его и трех его дочерей с радостью принимают в лоно семьи.

В тот же год Том вступает в отцовское дело. Тони же, уверенная в могуществе Будденброков и соответ­ственно в собственной безнака­занности, часто огорчает родителей своими шалостями, и потому её отдают в пансион Заземи Вейхбродт.

Тони уже восемнадцать лет, когда г-н Грюнлих, коммерсант из Гамбурга, совершенно очаровавший её родителей, делает ей предложение. Он не нравится Тони, но ни родители, ни он сам не принимают её отказа и настаивают на браке. В конце концов девушку отправляют в Травемюнде, к морю: пусть она придет в себя, поразмыслит и примет наилучшее решение. Поселить её решено в доме старого лоцмана Шварцкопфа.

Сын лоцмана Морген часто проводит время вместе с Тони. Между ними зарождается доверительная близость, и вскоре молодые люди признаются друг другу в любви. Однако, вернувшись домой, Тони случайно натыкается на семейную тетрадь с золотым обрезом, читает… и вдруг осознает, что она, Антония Будденброк, — звено единой цепи и с рождения призвана содействовать возвеличению своего рода. Порывисто схватив перо, Тони вписывает в тетрадь еще одну строчку — о собственном обручении с г-ном Грюнлихом.

Тони не единственная, кто идет против велений сердца: Том тоже вынужден оставить свою любимую, продавщицу цветочного магазина.

Семейная жизнь Грюнлихов складывается не очень удачно: Грюнлих почти не обращает на жену внимания, старается ограничить её расходы… А через четыре года выясняется, что он банкрот: это могло бы случиться и раньше, не сумей он заполучить Тони с её приданым и создать впечатление, что работает вместе с фирмой своего тестя. Иоганн Будденброк отказывается помочь зятю; он расторгает брак Тони и забирает её вместе с дочерью Эрикой к себе.

В 1855 г. Иоганн Будденброк умирает. Главенство в фирме фактически переходит к Томасу, хотя по его предложению руководящую должность фиктивно занимает его дядя Гортхольд. О, Том — серьезный молодой человек, умеющий соблюдать приличия и обладающий деловой сметкой! А вот Христиан, хотя и провел восемь лет в чужих краях, обучаясь делопро­из­водству, отнюдь не проявляет трудового рвения и вместо обязательного сидения в конторе семейной фирмы проводит время в клубе и театре.

Тем временем Кларе исполняется девятнадцать лет; она настолько серьезна и богобоязненна, что её трудно выдать замуж иначе как за особу духовного звания, поэтому Элизабет Будденброк без размышлений соглашается на брак дочери с пастором Тибуртиусом. Том, к которому после смерти Гортхольда переходит звание главы семьи и должность руководителя фирмы, тоже согласен, но с одним условием: если мать разрешит ему жениться на Герде Арнольдсен, подруге Тони по пансиону, — он любит её, и, что не менее важно, его будущий тесть — миллионер…

Обе помолвки празднуются в тесном семейном кругу: кроме родственников Будденброков, в том числе и дочерей Гортхольда — трех старых дев с Брейтен­штрассе и Клотильды, присутствуют только Тибуртиус, семья Арнольдсенов и старинная подруга дома Заземи Вейхбродт. Тони знакомит всех с историей рода Будденброков, зачитывая семейную тетрадь… Вскоре состоятся две свадьбы.

После этого в доме на Менгщтрассе воцаряется тишина: Клара с мужем отныне будут жить у него на родине, в Риге; Тони, поручив Эрику заботам Заземи Вейхбродт, уезжает погостить к своей подруге в Мюнхен. Клотильда решает устроиться самосто­ятельно и перебирается в дешевый пансион. Том с Гердой живут отдельно. Христиан, который все больше бездельничает и поэтому все чаще ссорится с братом, в конце концов уходит из фирмы и вступает компаньоном в одно предприятие в Гамбурге.

Вот Тони возвращается, но вслед за ней вскоре приезжает Алоиз Перманедер, с которым она познакомилась в Мюнхене. Его манеры оставляют желать лучшего, но, как говорит Тони своей вечной поверенной Иде Юнгман, сердце у него доброе, а главное — только второй брак может загладить неудачу с первым и снять позорное пятно с семейной истории.

Но и второе замужество не делает Тони счастливой. Перманедер живет скромно, а уж рассчитывать на то, что в Мюнхене будут оказывать уважение урожденной Будденброк, и тем более не приходится. Ее второй ребенок рождается мертвым, и даже горе не может сблизить супругов. А однажды аристократка Тони застает мужа, когда он, пьяный, пытается поцеловать служанку! На следующий же день Антония возвращается к матери и начинает хлопоты о разводе. После чего ей остается только снова влачить безрадостное существование разведенной жены.

Однако в семью приходит и радость — у Томаса рождается сын, будущий наследник фирмы, названный в честь деда Иоганном, сокращенно — Ганно. Нянчить его берется, конечно, Ида Юнгман. А через некоторое время Том становится сенатором, победив на выборах своего старого конкурента по торговле Германа Хагенштрема, человека безродного и не чтущего традиций. Новоявленный сенатор строит себе новый великолепный дом — настоящий символ могущества Будденброков.

И тут Клара умирает от туберкулеза мозга. Выполняя её последнюю просьбу, Элизабет отдает Тибуртиусу наследственную долю дочери. Когда Том узнает о том, что столь крупная сумма без его согласия ушла из капитала фирмы, он приходит в ярость. Его вере в свое счастье нанесен тяжелый удар.

В 1867 г. двадцатилетняя Эрика Грюнлих выходит замуж за г-на Гуго Вейншенка, директора страхового общества. Тони счастлива. Хотя в семейную тетрадь рядом с именем директора вписано имя её дочери, а не её собственное, можно подумать, что Тони и есть новобрачная — с таким удовольствием она занимается устройством квартиры молодых и принимает гостей.

Между тем Том находится в глубоком унынии. Представление о том, что все успехи миновали, что он в сорок два года конченый человек, основывающееся скорее на внутреннем убеждении, чем на внешних фактах, совершенно лишает его энергии. Том пытается снова поймать свою удачу и пускается в рискованную аферу, но та, увы, проваливается. Фирма «Иоганн Будденброк» постепенно опускается до грошовых оборотов, и нет надежды на перемены к лучшему. Долгожданный наследник, Ганно, несмотря на все усилия отца, не проявляет никакого интереса к торговому делу; этот болезненный мальчик, подобно матери, увлекается музыкой. Как-то раз Ганно попадает в руки старинная семейная тетрадь. Мальчик находит там генеало­гическое древо и почти машинально проводит ниже своего имени черту через всю страницу. А когда отец спрашивает его, что это значит, Ганно лепечет: «Я думал, что дальше уже ничего не будет…»

У Эрики рождается дочь Элизабет. Но семейной жизни Вейншенков не суждено продолжаться долго: директор, не сделавший, впрочем, ничего такого, что не делает большинство его коллег, обвинен в правона­рушении, приговорен к тюремному заключению и немедленно взят под стражу.

Через год умирает старая Элизабет Будденброк. Сразу же после её смерти Христиан, так и не сумевший прижиться ни в одной фирме, бездель­ничающий и постоянно жалующийся на свое здоровье, заявляет о своем намерении жениться на Алине Пуфогель, особе легкого поведения из Гамбурга. Том решительно запрещает ему это.

Большой дом на Менгштрассе теперь уже никому не нужен, и его продают. А покупает дом Герман Хагенштрем, чьи торговые дела, в противо­по­ложность делам фирмы «Иоганн Будденброк», идут все лучше и лучше. Томас чувствует, что ему, с его постоянными сомнениями и усталостью, уже не вернуть семейной фирме былого блеска, и надеется, что это сделает его сын. Но увы! Ганно по-прежнему выказывает только покорность и безучастность. Разногласия с сыном, ухудшение здоровья, подозрение в неверности жены — все это приводит к упадку сил, как моральных, так и физических. Томас предчувствует свою смерть.

В начале 1873 г. Вейншенк досрочно выпущен на свободу. Даже не показавшись на глаза жениной родне, он уезжает, с дороги известив Эрику о своем решении не соединяться с семьей, пока не сможет обеспечить ей пристойное существование. Больше о нем никто ничего не услышит.

А в январе 1875 г. Томас Будденброк умирает. Его последняя воля — с фирмой «Иоганн Будденброк», насчитывающей столетнюю историю, должно быть покончено в течение одного года. Ликвидация проходит так поспешно и неумело, что от состояния Будденброков вскоре остаются одни крохи. Герда вынуждена продать великолепный сенаторский дом и переселиться в загородную виллу. Кроме того, она рассчитывает Иду Юнгман, и та уезжает к родственникам. Отбывает из города и Христиан — наконец-то он может жениться на Алине Пуфогель. И хотя Тони Будденброк не признает Алину своей родственницей, ничто не может помешать последней вскоре поместить мужа в закрытую лечебницу и извлекать все выгоды из законного брака, ведя прежний образ жизни.

Теперь первое место в обществе Мариенкирхе занимают Хагенштремы, и это глубоко уязвляет Тони Будденброк. Впрочем, она верит, что со временем Ганно вернет их фамилии былое величие.

Ганно всего пятнадцать лет, когда он умирает от тифа…

Через полгода после его смерти Герда уезжает в Амстердам к отцу, и вместе с ней из города окончательно уходят остатки капитала Будденброков и их престиж. Но Тони с дочерью, Клотильда, три дамы Будденброк с Брейтен­штрассе и Заземи Вейхбродт будут по-прежнему собираться вместе, почитывать семейную тетрадь и надеяться… упорно надеяться на лучшее.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

«Будденброки», краткое содержание по главам романа Томаса Манна

Часть первая

Поздней осенью 1835-го года восьмилетняя Антония Будденброк, сидя на коленях у деда, читает «Катехизис». Иоганн Будденброк подшучивает над ней. Семья, собравшаяся по случаю второго четверга месяца: мадам Антуанетта Будденброк, в девичестве Дюшан – бабушка девочки, консульша Элизабет Будденброк, урождённая Крегер – мать Антонии и её муж – Иоганн (Жан) дружно смеются над словами деда. Семейство сидит в «ландшафтной», расположенной на втором этаже недавно приобретённого просторного старинного дома на Менгштрассе в Любеке, и ждёт на новоселье гостей. Нанятая в Западной Пруссии в качестве воспитательницы Ида Юнгман вводит в комнату сверстницу Антонии – Клотильду – дочь племянника Иоганна Будденброка и приглашает всех к столу. В четыре часа из школы возвращаются Том и Христиан. Вместе с ними приходят поэт Жан-Жак Гофштеде и домашний врач Грабов. Вслед за первым гостями появляются пастор Вундерлих, маклер Гретьенс, сенатор доктор Лангхальс и виноторговец Кеппен с супругами, консул Крегер с женой и сыновьями – Якобом и Юргеном и родители консульши Крегер – Эвердик с женой.

Перед обедом Жан Будденброк обсуждает с матерью письмо от Готхольда – сына Иоганна от первой жены, требующего возмещения за дом: женившийся на владелице лавки – мадемуазель Штювинг против воли отца он не получил причитающиеся ему одиннадцать тысяч талеров.

За обедом гости разговаривают о прежних владельцах дома – разорившихся Ратенкампах. Пастор Вундерлих вспоминает, как во время Наполеоновского вторжения он пытался помочь мадам Будденброк спасти от французских солдат столовое серебро, после чего беседа плавно переходит на обсуждение личности императора. Заканчивается обед разговорами обо всём на свете. От обильных и тяжёлых блюд Христиану становится плохо. Доктор Грабов прописывает ему постельный режим и строгую диету в виде кусочка голубя и ломтика французской булки.

Консул Будденброк устраивает гостям-мужчинам экскурсию по дому, после чего они играют в бильярд. В одиннадцать вечера общество расходится. Иоганн-младший отдаёт отцу письмо Готхольда, делится с ним своими опасениями по поводу раскола в семье, но в итоге признаёт правоту Иоганна-старшего, понимая, что если уступить брату сейчас, то в будущем он сможет претендовать на уже неполагающуюся ему долю наследства.

Часть вторая

Через два с половиной года, 14 апреля, Элизабет Будденброк в тяжёлых мучениях рожает дочку Клару. Иоганн-младший пишет об этом событии в золотообрезной тетради, благодарит Господа за оказанную его семье помощь и перечитывает предыдущие записи о своём чудесном спасении от смерти. Самые ранние заметки, сделанные рукой Иоганна-старшего, повествуют о счастливейшем годе жизни с первой женой Жозефиной и её смерти при родах.

В начале лета Тони Будденброк перебирается в загородный дом Крегеров – бабушки и дедушки по материнской линии, где проводит время в неге и лени. В школу она ходит вместе со своей соперницей по положению в обществе – Юльхен Хагенштрем, дочкой одного из владельцев экспортной конторе. Юность Тома и Христиана протекает весело и безоблачно.

Через шесть лет после новоселья умирает Антуанетта Будденброк. Иоганн-старший перепоручает дела фирмы сыну и через несколько месяцев, подхватив пустячный весенний насморк, уходит вслед за женой. Узнав о кончине отца, Готхольд приходит в контору к Жану, рассчитывая получить свою долю наследства. На похоронах он ещё раз говорит с братом, соглашается с решением отца и перестаёт претендовать на деньги Будденброков.

В том же году, после Пасхи, шестнадцатилетний Томас вступает в семейное дело, четырнадцатилетний Христиан балуется в школе, а Антония начинает гулять с гимназистом. Родители отправляют девушку в пансион мадемуазель Терезы Вейхбродт (Зеземи, как она просит называть себя наиболее послушных воспитанниц). Там она сдруживается с Армгард фон Шиллинг и Гердой Арнольдсен. Юность Тони Будденброк протекает счастливо.

Часть третья

Приехавший по делам к Иоганну Будденброку тридцатидвухлетний агент из Гамбурга – сын пастора, Бендикс Грюнлих очаровывает своей любезностью всех, за исключением Томаса и Тони. Девушка считает гостя кривлякой и при встрече на улице больно ранит словами. Грюнлих наносит Будденброкам несколько визитов, после чего просит у Иоганна руку его дочери. Антония не даёт своего согласия. Грюнхлих на коленях умоляет девушку выйти за него замуж. Тони вновь отказывает. Родственники, знакомые и пастырь Мариенкирхи осаждают мадемуазель Будденброк советами. Девушка худеет и бледнеет. Отец отправляет её на лето к Шварцкопфам – в Травемюнде. Сын старшего лоцмана – двадцатилетний студент Мортен составляет Тони компанию в её прогулках по берегу моря. Молодой социалист делится с девушкой своими взглядами на сословное неравенство и общественную свободу. С наступлением осени Мортен признаётся Тони в любви. Девушка соглашается стать его женой. Грюнлих присылает Тони кольцо. Мадемуазель Будденброк пишет отцу, что дала согласие на брак Мортену Шварцкопфу. Грюнлих не соглашается принять отказ, обещая покончить жизнь самоубийством. Затем он приезжает в Травемюнде и рассказывает лоцману о посягательстве Мортена на его права жениха. Шварцкопф отправляет сына в Геттингем. Тони возвращается домой. Она читает историю рода Будденброков в золотообрезной тетради и вписывает в неё запись о своей помолвке с Грюнлихом. Иоганн торгуется с последним из-за приданого дочери и даёт за Тони восемьдесят тысяч марок. В начале 1846-го года играется свадьба. Молодая чета отправляется в свой новый дом – на виллу в Эймсбюттеле.

Перед отъездом в Амстердам Томас Будденброк прощается с возлюбленной – продавщицей цветочного магазина, Анной.

Часть четвёртая

В октябре 1846 года Антония рожает дочку. Она хочет назвать её Метой (как младшую сестру Мортена), но Грюнлих настаивает на имени «Эрика». Через два года Германию охватывают беспорядки. Консул Будденброк, запертый вместе с другими на заседании Городской думы, уговаривает республиканцев разойтись по домам. Отец Элизабет – Лебрехт Крегер умирает, испугавшись запущенного в его карету крохотного камешка.

Зимой 1850 года Антония узнаёт о банкротстве мужа. Иоганн Будденброк спрашивает у дочери совета в отношении Грюнлиха. Поняв, что за четыре года семейной жизни Тони так и не смогла его полюбить, он решает не спасать зятя от банкротства. Изучение банковских книг Грюнлиха открывает Будденброку правду о замужестве дочери: Антония была нужна, чтобы расплатиться по векселям с кредиторами и продолжить дело.

Чувствующий свою вину перед дочерью Иоганн Будденброк забирает её вместе с Эрикой домой и помогает развестись. Томас возвращается из Амстердама. Христиан уезжает на поиски счастья в Чили.

Читайте также:  Иосиф и его братья – краткое содержание романа Манна

В конце лета 1855 года Иоганн Будденброк умирает.

Часть пятая

Руководство над фирмой переходит к Томасу. Фридрих-Вильгельм Маркус – старый управляющий покойного консула становится компаньоном Будденброков. В начале февраля 1856 года домой возвращается Христиан. Поэтически настроенный юноша поначалу с рвением принимается за работу, но потом начинает всё больше времени проводить в клубе холостых коммерсантов.

В шестидесятилетнем возрасте умирает Готхольд Будденброк.

Элизабет Будденброк после смерти мужа начинает увлекаться религией. Пастор Зиверт Тибуртиус, остановившийся на Менгштрассе по пути в Ригу, влюбляется в богобоязненную Клару и делает ей предложение. Томас даёт своё разрешение на брак и просит у матери благословение на союз с Гердой Арнольдсен, встреченной им во время деловой поездки в Амстердам. В начале августа Будденброки приветствуют Тибуртиуса и Арнольдсенов. После Рождества Клара венчается с Тибуртиусом. Герда и Томас женятся в начале нового года, после чего уезжают в свадебное путешествие. Антония обустраивает дом брата. В марте молодая чета возвращается в Любек.

Часть шестая

В апреле 1857 года Антония гостит в Мюнхене, у своей подруги Евы, где знакомится с господином Перманедером. Томас ругается с непоявляющимся на работе, ветреным и вечно больным Христианом и указывает ему на дверь. Господин Перманедер – не слишком воспитанный, но добродушный баварец гостит на Менгштрассе. Томас всячески старается ему угодить, видя в госте хороший шанс поправить семейные дела: Антония – как разведённая жена пятнает деловое имя Будденброков. В ночь перед объяснением мадам Грюнлих плохо спит. На загородной прогулке господин Перманедер делает Тони предложение. Пара венчается поздней осенью, после чего вместе с Эрикой отправляется в Мюнхен.

Томас проводит время в делах. Компаньон Христиана в Гамбурге умирает, вследствие чего уменьшается оборотный капитал фирмы, которой он заведует. Клару начинают мучить головные боли. Брак Томаса и Герды остаётся бездетным. Господин Перманедер забирает свою долю из хмелеторгового дела, выгодно размещает его вместе с приданым Тони и заставляет последнюю жить на проценты и те деньги, что они получают, сдавая жильцам квартиры в доме. В 1859 году мадам Перманедер рожает девочку, которая умирает через четверь часа после появления на свет. В ноябре Антония видит, как её муж пристаёт к кухарке Бабетте, и уходит из дома. Томас предлагает сестре закрыть глаза на случившееся и вернуться к мужу. Тони отказывается. Она вызывает к себе адвоката Гизеке и начинает бракоразводный процесс, на который Перманедер сразу же соглашается и возвращает жене полученное вместе с ней приданое.

Часть седьмая

Весной 1861 года в доме Томаса Будденброка на Брейтенштрассе проходят крестины Юстуса Иоганна Каспара Будденброка. Вечером Христиан ставит брата в известность о том, что не в состоянии вести дела самостоятельно и просит разрешения уехать в Лондон. После смерти сенатора Джемса Меллендорфа новым членом законодательного собрания избирают Томаса Будденброка. Осенью 1863 года молодой политик строит на Фишергрубе новый дом – напротив цветочной лавки Иверсена, принадлежащей мужу Анны. Ида Юнгман становится нянькой маленького Ганно. Христиан с суставным ревматизмом попадает в гамбургскую больницу. Клара умирает от туберкулёза мозга. Элизабет Будденброк выполняет предсмертную просьбу дочери и отдаёт её наследственную долю Тибуртиусу. Томас выходит из себя от гнева.

Часть восьмая

Двадцатилетняя Эрика Грюнлих влюбляется в Гуго Вейншенка – директора городского общества страхования от огня. В январе 1867 года он делает ей предложение, в апреле женится. Молодые снимают обширный бельэтаж в доме на Биккергрубе. Счастливая Тони обустраивает квартиру дочери и зятя, и поселяется вместе с ними. В конце года на свет появляется Элизабет Вейншенк.

Весной 1868 года Тони навещает в Пеппенраде Армгард, которая просит купить у её мужа – легкомысленного картёжника фон Майбома весь урожай. Маленький Ганно растёт чувствительным и плаксивым ребёнком. Томас переживает духовный кризис. Он перестаёт активно вести дела и начинает экономить даже дома. Обдумав предложение Тони, Томас решает принять его, чтобы вдохнуть жизнь в работу фирмы, но к 7 июля – дате празднования столетия «Иоганна Будденброка» снова сникает. Всё утро он мучается от досаждающих ему поздравлений, а в середине дня получает известие о граде, побившем только что купленный урожай.

Органист Мариенкирхе – господин Эдмунд Пфюль учит маленького Ганно играть на рояле. Томас чувствует, что музыка отдаляет от него сына. В школе маленький Иоганн сдруживается с растущим без материнской опеки графом Каем Мельном.

Директора Вейншенка обвиняют в совершении преступной сделки. На Рождество Ганно дарят фисгармонию и игрушечный театр. Тони просит у брата двадцать пять тысяч марок на залог для Вейншенка. Томас отказывается помочь.

Часть девятая

Доктор Грабов и молодой Лангхальс находят у Элизабет Будденброк воспаление лёгких. С каждым днём консульше становится всё хуже и хуже. Светская дама понимает, что несмотря на все свои молитвы, она совсем не готова к смерти. Элизабет усердно соблюдает все рекомендации врачей, но это не помогает. Воспаление охватывает оба лёгких, и консульша умирает в страшных мучениях.

После смерти матери Томас, Антония и Христиан делят домашнюю обстановку. Христиан заявляет Томасу, что намерен женится на свой любовнице – куртизанке Алине, родившей ему дочь Гизелу. Томас грозится объявить брата сумасшедшим, если тот решится на подобный поступок. Тони просит Томаса не продавать родительский дом. Сенатор Будденброк против, так как это невыгодно для семьи.

Маклер Зигизмунд Гош продаёт дом Герману Хагенштрему. При осмотре здания последний с издёвкой напоминает Тони о юношеском поцелуе. В начале 1872 года дом на Менгштрассе меняет своих хозяев. Госпожа Пермандер переселяется в дом у Голштинских ворот. Христиан живёт в квартире рядом с его любимым клубом.

Часть десятая

Новые времена благоприятно сказываются на торговом развитии Любека, и только фирма «Иоганн Будденброк» топчется на месте. Разорившийся фон Майбом кончает жизнь самоубийством, выстрелив в себя из пистолета.

Доктор Лангхальс находит у болезненного Ганно «недостаток красных кровяных шариков». Томас заставляет сына посещать гимнастические игры, постепенно приучает его к будущей работе, но единственное, что радует маленького Будденброка – это летние каникулы, проводимые в Травемюнде.

В начале 1873 года на свободу выходит Гуго Вейншенк. Через десять дней он уезжает в Лондон и навсегда пропадает из поля зрения родных.

Томас ревнует Герду к подпоручику фон Троту, с которым она каждый день музицирует. Летом 1874 года Будденброк начинает задумываться о смерти, но достигает только мимолётного духовного просветления. Он составляет завещание, а осенью, по совету доктора Лангхальса, отправляется на отдых в Травемюнде. В январе 1875 года Томас после посещения зубного врача теряет сознание на улице и умирает. Проститься с ним, наравне с прочими, приходит беременная цветочница – госпожа Иверсен.

Часть одиннадцатая

После смерти Томаса Герда ликвидирует фирму «Иоганн Будденброк» и продаёт дом на Брейтенштрассе.

Шестнадцатилетний Иоганн с трудом учит уроки, отдавая всё время музицированию. Мальчик умирает от тифа. Через полгода Герда уезжает в Амстердам.

Краткое содержание: Будденброки

Краткое содержание романа «Будденброки»

В 1835 году очень уважительная и почитаемая семья Будденброков, из небольшого немецкого города Мариенкирхе, переезжает в новый дом на Менгштрассе, который недавно приобрели у главой фирмы «Иоганн Будденброк». Семья состоит из старого Иоганна Будденброка, его жены, их сына Иоганна, невестки Элизабет и внуков: десятилетнего Томаса, восьмилетней Антонии — Тони — и семилетнего Христиана. Так же с ними еще проживают сверстница Тони Клотильда, предок неимущей линии семейства, и гувернантка, почти член семьи, Ида Юнгман, прослужившая очень долго и преданно много лет.

Существует еще самый старший сын – первенец Гортхольд, который живет на Брейтенштрассе. Но о нем не вспоминают, потому, что он пошел против семьи, женившись на девушке, торговавшей в лавке. Сын все -таки не забывает о семье и о принадлежащей ему части покупной стоимости дома. Младшего Будденброка угнетает неприязнь с братом, но будучи коммерсантом, понимает ситуацию, если выплатить долг Гортхольду, то фирма потеряет сотни тысячи марок. Посоветовавшись с отцом, они решают не давать деньги.

Через два с половиной года у Элизабет рождается дочь Клара. Радости нет придела в семье Будденброков. Это событие празднично заносится отцом в тетрадь с золотым обрезом, которою начал еще дед, и содержащую пространную генеалогию рода Будденброков и личные записи каждого главы семейства.

Но спустя три с половиной года мать семейства, госпожа Будденброк уходит из жизни, после этого муж передает управление бизнесом сыну, потому, как уходит от дел все дальше и дальше. И совсем скоро тоже умирает.

Иоганн и Гортхольд встречаются на похоронах отца. Старшему сыну коротко и ясно отказывают в наследстве. Но после ликвидации своей лавки, его и трех дочерей принимают с большой радостью в родню.

В этот же год Том, старший сын Иоганна, вступает в отцовское дело. Младшая Тони часто огорчает своими необдуманными поступками семейство Будденброков, после чего ее отдают в пансион Заземи Вейхбродт.

Восемнадцатилетней Антонии делает предложение коммерсант из Гамбурга, очаровавший ее родителей. Не смотря на равнодушие девушки к господину Гюнлиху, семья настаивает на бракосочетании. Для принятия правильного решения, девушку отправляют в Травемюнде, ближе к морю. Старый лоцман Шварцкопф поселяет ее в своем доме.

Частые времяпрепровождения с сыном лоцмана приводят к доверии между молодыми людьми. Вскоре у них зарождается любовь. По приезду в родной дом, Тони находит тетрадь с золотым обрезом. Прочитав ее, осознает, что рождена содействовать возвеличению своего рода. В порыве злости, она вносит в тетрадь еще одну запись о том, что обручена с Грюнлихом.

Так же как и сестра, Том вынужден ради семьи бросить свою девушку из цветочного магазина.

Но удачным брак Гюнлихов не назовёшь: на Тоню муж не обращает никакого внимания, контролирует расходы, а через четыре года выясняется, что он вовсе банкрот. Именно благодаря своей жене, ее наследству и семейному бизнесу, он столько времени смог продержаться «на плаву». Иоганн Будденброк забирает к себе сестру с племянницей Эрикой, расторгнув их с Гюнлихом брак.

В 1855 году Иоганн Будденброк умирает. Томас становится фактической главой фирмы, хотя по его же просьбе, руководящую должность занимает дядя Гортхольд. Этот молодой человек не только умен, умеет соблюдать приличия, но и обладает деловой хваткой. О чем не скажешь о младшем Христиане, который хотя и провел в чужих краях восемь лет, изучая делопроизводство, но не рвется к труду. Вместо работы предпочитает проводить время в театрах и клубах.

Серьезной и набожной Кларе в то время выполняется девятнадцать лет, но речи о замужестве не может и быть. По этому Элизабет Будденброк соглашается на брак дочери с пастором Тибуртиусом.

Том, к которому после кончины Гортхольда переходит главенство семьи и правление фирмой высказывает свои требования: получить согласие на брак с Гердой Арнольдсен, подругой по пансиону Антонии. Эту девушку он не только очень любит, но и немаловажным фактором является, то что будущий тесть – миллионер…

В тесном кругу празднуются две помолвки одновременно. Кроме семейства Буденнброков присутствуют также три старые девы с Брейтенштрассе и Клотильды, Тибуртиус, семья Арнольдсенов и старинная подруга дома Заземи Вейхбродт. Зачитывая семейную тетрадь, Тони знакомит всех с историей рода. Очень скоро состоялись свадьбы.

После всех событий в доме на Менгщтрассе наступает тишина и спокойствие. Муж забирает Клару к себе на родину в Ригу. Тони уезжает погостить к подруге в Мюнхен, оставив Эрику на попечение Заземи Вейхбродт. Клотильда, перебравшись в дешевый пансион, хочет добиться самостоятельности. Отдельно от всех живут Том с Гердой. Бездельник Христиан, из-за постоянных ссор с братом отходит от дел и вступает в роли компаньона в одно предприятие в Гамбурге.

После возврата из Мюнхена, вслед за Тони приезжает человек с которым она познакомилась, будучи у подруги. Манеры Алоиза Перманедера желают лучшего, но со слов Антонии у него доброе сердце, а главным фактором есть, то, что именно второй брак спасет от неудач и поможет снять пятно позора с истории семьи.

Но и во втором браке Тони не обретает счастья. Муж живет скромно, второй ребенок рождается мертвым, но и горе не сближает супругов. Однажды Антония застает пьяного мужа с попыткой поцеловать служанку! Сразу же после увиденного, аристократка Будденброк возвращается к матери и начинает хлопотать о разводе. И опять она остается разведенной женщиной.

Тем временем в семью Тома приходит хорошая новость, у него рождается сын, которого называют в честь деда Иоганном, сокращенно – Ганно. Воспитанием занимается их преданная гувернантка Ида Юнгман. Побеждая на выборах своего старого конкурента по торговле Германа Хагенштрема, Том становится сенатором. Вскоре он строит себе восхитительный дом, символизирующий могущество Будденброков.

От туберкулеза мозга умирает Клара. Элизабет отдаёт Тибуртиусу долю наследства, исполняя последнюю просьбу дочери. Узнав о том, что большая сумма ушла из капитала фирмы без ведома Тома, он приходит в ярость.

В 1867 г. двадцатилетняя Эрика Грюнлих выходит замуж за директора страхового общества г-на Гуго Вейншенка. Тони очень счастлива. Не смотря на то, что в семейной тетради записаны имена дочери и директора, Антония радуется больше, чем молодожены. Она занимается приемом гостей и обустраивает их семейное гнездышко.

Тома настигла глубокая депрессия. Он задумывается о том, что в сорок два года является полным неудачником, что все успехи уже миновали. Но опирается на внутренние убеждения, а не на внешние факторы. И это полностью лишает его сил. Чтобы еще раз испытать удачу, Том пускается в рискованную аферу, но и тут постигает неудача.

Дела на фирме «Иоганн Будденброк» постепенно ухудшаются и нет надежды на перемены к лучшему. Самый младший и долгожданный наследник не оправдывает надежд отца, его совсем не привлекает торговля. Ему, аналогично матери, ближе до души музыка. Как-то в детстве, играя, он нашел семейную тетрадку с генеалогическим древом и под своим именем провел черту через всю страницу. Увидев содеянное, отец спросил у мальчика причину этого поступка, на что Ганно по-детски ответил: «Я думал, что дальше уже ничего не будет. »

Несмотря на рождение дочери Элизабет, семейное счастье Вейншенков продлилось недолго. Директора ложно обвиняют и приговаривают к тюремному заключению, хотя он ничего противоправного не сделал, как и большинство его коллег.

Самая старшая из семьи Будденброк, Элизабет, умирает через год. Бездельник Христиан, постоянно жалующийся на здоровье, после похорон матери заявляет о своем намерении жениться на женщине легкого поведения Алине Пуфогель из Гамбурга. Хотя сам не лучше избранницы, не смог сработаться ни с кем и нигде. Но от старшего брата он получает отказ.

Огромный дом на Менгштрассе, в который въезжала счастливая семья в 1835 году, стал не нужным. Его покупает Герман Хагенштрем, торговые дела которого идут значительно лучше Будденброков. Томас чувствует, что не сможет вернуть былой достаток и уверенность фирмы, а от сына тоже помощи не дождешься. Ганно и далее не имеет желания вникать в семейный бизнес. У Томаса опять наступает упадок сил из-за постоянных ссор с сыном, подозрения в неверности жены, ухудшении самочувствия. Он чувствует свою кончину.

В начале 1873 г. Вейншенка досрочно выпускают на свободу.

Не видя ни жены, и никого из семьи Будденброков, он уезжает, объяснив только Эрике с дороги, что вернется, когда сможет обеспечить свою семью. Но о нем больше вестей никто не слышал.

Томас Будденброк умирает в январе 1875 года. Последней его волей была просьба закрыть все дела столетней фирмы «Иоганн Будденброк» в течении года. Вскоре после неумелой ликвидации, от семейного состояния не остается ничего.

Чтобы как то выжить, жена Тома продает сенаторский дом и переезжает в загородную виллу. А горничную, почти члена их семьи, Иду Юнгман вынуждена рассчитать, и та уезжает к родственникам.

Христиану теперь можно заключить брак с Алиной Пуфогель и уехать из города. Вскоре она же помещает мужа в закрытую лечебницу и пользуется выгодой замужества, проводя время по-прежнему.

Антонии Будденброк не дает покоя то, что первенство в обществе Мариенкирхе занимают Хагенштремы, но она уверенна в Ганно, что он со временем вернет семье авторитет.

Но все надежды пропадают после смерти Ганно, в пятнадцать лет от тифа…

Спустя полгода, Герда с последним оставшимся капиталом уезжает к отцу в Амстердам, забрав з собой также их престиж.

Но Антонина Будденброк со своей дочерью, Клотильда и Заземи Вейхбродт, не унывая, все же будут при каждой встрече почитывать семейную тетрадь, надеясь только на лучшее.

Краткое содержание романа «Будденброки» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Будденброки». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Ссылка на основную публикацию