Двенадцать месяцев – краткое содержание сказки Маршак (12 месяцев)

Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака

Сказка «Двенадцать месяцев» Маршака была написана в 1943 году специально для МХАТа. Произведению, в котором гармонично переплелись сказочные мотивы и реальная жизнь, суждено было стать одной из самых лучших новогодних историй для детей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Двенадцать месяцев» для читательского дневника. Пересказ будет полезен для подготовки к уроку литературы в 5 классе.

  1. Основные персонажи сказки
  2. «Двенадцать месяцев» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «12 месяцев» Маршака
  4. Сюжет сказки «Двенадцать месяцев» по действиям
  5. Видео краткое содержание Двенадцать месяцев

Основные персонажи сказки

  • Падчерица – сиротка, добрая, отзывчивая, трудолюбивая девочка.
  • Мачеха – злая, жадная женщина, которая заставляла Падчерицу выполнять всю черную работу.
  • Дочка – родная дочь Мачехи, избалованная, грубая и ленивая девочка.
  • Королева – юная правительница, сирота, капризная, надменная, взбалмошная девочка.
  • Солдат – добрый, справедливый, честный мужчина.
  • Профессор – учитель Королевы, который не только учил, но и воспитывал ее.
  • Месяцы – двенадцать месяцев, которые помогли Падчерице.

«Двенадцать месяцев» очень краткое содержание

Самуил Маршак «Двенадцать месяцев» краткое содержание для читательского дневника:

Падчерица ходила зимой в лес за хворостом и дровами. Лес в это время полон чудес. Вскоре туда приходят двенадцать месяцев. Королева, сирота четырнадцати лет, уже хочет весну. Издает указ, что того, кто принесет корзину подснежников ожидает большая награда. Падчерицу после прихода послали за этими цветами.

Выручил из беды месяц Апрель сделав чудом лужайку подснежников. Девушке дал кольцо, бросив которое и сказав волшебные слова на помощь придут братья-месяцы. Мачеха ворует кольцо и не отдает.

Потом она идет с дочерью к королеве с корзиной цветов. Та объявляет Новый год и спрашивает где они раздобыли подснежники. Королева раскрыла обман и приказала идти всем на то место с падчерицей. Не желая отдавать, кольцо бросили в прорубь.

После волшебных слов падчерица пропадает, а времена года резко меняются. Мачеха и дочка превратились в собак. Падчерица уезжает на санях, с ней королева, которая ласково попросилась ехать вместе.

Вывод:

Как в любой сказке, добро побеждает зло. Падчерица за свои страдания получила справедливую награду. А мачеха с дочкой за свои поступки пожали горькие плоды.

Читать сказку “Двенадцать месяцев” С. Маршака полностью.

Короткий пересказ «12 месяцев» Маршака

Краткое содержание «Двенадцать месяцев» Маршак:

В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса и что прибыл он в бор за елью во дворец. Когда лес становится пуст, являются братья-месяцы и зажигают огонь в костре.

Королева, которой всего четырнадцать лет, осталась без родителей. Профессор с седой бородой обучает ее правописанию и арифметике, но не весьма благополучно, так как молодая королева не терпит, чтобы ей указывали. Она хочет, чтобы на следующий день наступил весенний месяц апрель, и издает указ о том, что готова заплатить большое вознаграждение тому, кто отыщет ей лукошко подснежников. Слуги объявляют о том, что завтра будет весна.

Мачеха грезит получить монеты. Как только не родная дочь возвращается домой, ее посылают обратно в лес – за весенними цветами для королевы. Падчерица замерзла и находит поляну, где пылает костер, а вокруг собрались все месяца. Услышав рассказ девочки, Апрель вызывается помочь. Вдруг кругом расцветают подснежники, девочка собирает целую корзину.

Весенний месяц дарит ей перстень и обещает прийти на помощь, как только позвучат волшебные четверостишия. Братья просят добрую девушку о том, чтобы эта встреча стала тайной.

Девочка отдает подснежники своей не родной матери, а та, в свою очередь крадет даренный перстень. Не принимая мольбы падчерицы о том, чтобы вернуть кольцо, она несет цветы королеве.

В дворце не начитается пиршество Нового года до тех пор, пока мачеха не приносит желанные подснежники. Принцесса пытается узнать, где нашли мать с дочерью цветы зимой. Но услышав нелепый рассказ, приказывает слугам отвезти ее в это сказочное место.

Мать признается, что собрала подснежники ее не родная дочь. Королева грозится казнить девчонку, если та не расскажет ей, о тайном местечке, где можно найти подснежники, от злости кидает кольцо в реку. В этот момент девушка шепчет заветные слова. Сразу приходит весна, потом лето, следом осень, а за ней снова зима. Вдруг является старичок, и выполняет желания всех поочередно.

Главная мысль:

Сказка повествует о том, что доброта и трудолюбие всегда будет вознаграждаться, а люди с недобрыми участями получают по заслугам.

Еще одна «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака рассказывает о мышонке с хорошо развитой интуицией, не раз помогавшей ему избежать смерти.

Сюжет сказки «Двенадцать месяцев» по действиям

«Двенадцать месяцев» Маршак краткое содержание с описанием каждого действия и картин произведения:

Действие первое

Солнечным зимним днем заяц предложил белкам играть в горелки – «солнце окликать, весну зазывать». За их играми стала наблюдать Падчерица, которую злая Мачеха послала в лес за хворостом и дровами. Вскоре на поляну вышел Солдат с санями. Падчерица рассказала ему о проказах белок и зайца, но тот совсем не удивился – «Под Новый год и не такое случается!». Он рассказал, как однажды его деду довелось «со всеми двенадцатью месяцами встретиться» под Новый год.

Солдат поведал, что должен привезти елку «для самой королевы», которая была ровесницей Падчерицы и после смерти родителей осталась круглой сиротой.

В роскошной классной комнате Профессор проводил урок. Королеве всего четырнадцать лет, но она ужасно избалованна и капризна. Урок по чистописанию был прерван Канцлером, которому потребовалось срочно подписать бумаги. Нужно было выбрать – казнить или помиловать человека, и Королева написала «”казнить” – это короче». Мудрый Профессор принялся укорять девочку тем, что она решила «судьбу человека, даже не задумавшись».

Капризной Королеве взбрело в голову, чтобы наступил апрель, и на новогоднем банкете были подснежники. Она издала указ, в котором объявила о начале весны и пообещала щедро наградить того, кто принесет во дворец подснежники.

В маленьком домике на окраине города Мачеха с Дочкой обсуждали приказ Королевы. Им очень хотелось получить обещанную награду, но где зимой отыщешь подснежники? Они решили отправить в лес Падчерицу, чтобы та принесла им весенние цветы.

Падчерица принялась умолять Мачеху пожалеть ее – на улице темно, воет метель, «да какие же теперь подснежники – ведь Зима…». Но только жадная старуха и слышать ничего не хотела – дав корзинку побольше, она захлопнула за Падчерицей дверь.

Действие второе

Замерзшей девочке было очень страшно в темном лесу. Вдруг вдалеке ей почудился «золотой огонек», «и дымком теплым как будто запахло». Она обрадовалась и пошла навстречу огоньку, который оказался большим пылающим костром. Вокруг него сидели и грелись все двенадцать братьев-месяцев: «трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем еще юноши».

Набравшись смелости, девочка подошла к ним, и рассказала, что злая Мачеха заставила ее пойти в лес и собрать подснежники. Чтобы помочь ей, братья решили на часок уступить место Апрелю.

«В лесу и на поляне» все изменилось: растаял снег, появилась зеленая травка, распустились подснежники. Девочка принялась собирать цветы, и вскоре наполнили ими большую корзину. Она очень понравилась юному Апрелю, который подарил ей свое колечко. Если приключится беда, нужно бросить колечко, произнести волшебные слова и все двенадцать месяцев придут на помощь.

Падчерица принесла подснежники домой, и тут же заснула крепким сном. Дочка, заподозрив неладное, нашла у нее волшебное кольцо и забрала себе, пока девочка спала. Проснувшись, падчерица принялась умолять вернуть ей кольцо, но Мачеха и Дочка и слышать ничего не хотели. Забрав корзину с подснежниками, они поспешили в королевский дворец.

Действие третье

В королевском дворце стояла пышно украшенная новогодняя елка, нарядные гости прохаживались по залу. Но предстоящее торжество совсем не радовало капризную Королеву. Она заявила, что «декабрь не кончится до тех пор, пока мне не принесут полной корзины подснежников».

Королева сменила гнев на милость, когда подснежники принесли Мачеха и Дочка. Они не могли внятно ответить, где достали цветы, и признались, что это сделал Падчерица. Королева тут же решила отправиться со свитой к этому волшебному месту.

Действие четвертое

Королева велела дать шубу Падчерице, которая совсем озябла в холодном лесу. Осмелев, девочка попросила у Королевы вернуть ей колечко, которое забрала у нее мачехина Дочка. Взамен же Королева потребовала показать место, где девочка нарвала подснежники, но та отказалась.

Разгневанная Королева велела снять с упрямицы шубку и бросила колечко в прорубь. Падчерица успела произнести волшебные слова. Тут же поднялся сильный ветер, и девочка исчезла. Друг за другом последовали все времена года: зима, весна, лето и осень.

Когда вновь вернулась зимняя стужа, придворные поспешили вернуться во дворец, бросив свою Королеву в лесу. На поляну вышел старик Январь, который предложил всем загадать по желанию. Королева пожелала скорее оказаться во дворце, Профессор – «чтобы все опять было на своем месте и в свое время: зима — зимою, лето — летом», Солдат – погреться у костра, а Мачеха с Дочкой – шубы, «хоть на собачьем меху». Надев шубы, жадные женщины тут же превратились в собак. Их запрягли в сани, но далеко на собаках не уедешь.

Падчерица, греясь у костра с двенадцатью месяцами, поблагодарила каждого из них. Месяцы сказали, что теперь она будет полноправной хозяйкой в доме. Они пообещали вернуть Мачехе и ее Дочке человечье обличье, но только через три года, как «станут они посмирнее».

Месяцы подарили девочке большой сундук, в котором были «шубы, платья, вышитые серебром, серебряные башмачки и еще целый ворох ярких, пышных нарядов», и чудесные сани.

К костру присоединился Солдат. Увидев сани Падчерицы, запряженные резвым скакунами, он предложил Королеве попросить девочку вывезти их из леса. Та впервые в жизни произнесла слово «пожалуйста», и Падчерица с радостью отвезла всех во дворец.

Так закончилась история о двенадцати месяцах.

Заключение

Рассказ учит доброте, уважению, справедливости, а также тому, что все в этой жизни должно идти своим чередом.

Видео краткое содержание Двенадцать месяцев

Волшебный мир потрясающей истории вобрало в себя краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев» для читательского дневника, которое рассказывает, как двенадцать месяцев спасли падчерицу.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Маршак Самуил сказка “Двенадцать месяцев”

Читательский дневник по сказке “Двенадцать месяцев” Самуила Маршака

Автор: Самуил Маршак

Число страниц: 64.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Падчерица, Мачеха, Сестра, 12 месяцев — братьев, Принцесса.

Характеристика главных героев:

Падчерица — добродушная, трудолюбивая, воспитанная девочка.

Автор с одобрением относится к девочке и награждает ее за все страдания.

12 месяцев — добрые, отзывчивые и справедливые.

Мачеха и ее дочь — злые, завистливые и грубые.

За свое поведение получили урок.

Краткое содержание сказки “Двенадцать месяцев” для читательского дневника

В канун Нового Года издается указ о том, чтобы отыскать Принцессе корзину свежих подснежников за большое вознаграждение.

Злая и коварная Мачеха и ее дочь хотят получить желаемые монеты.

Но сами они ничего делать не хотят, ведь скупость и лень их главные черты.

Мачеха отправляет в лес свою Падчерицу.

Девочка в холод и стужу бродит по лесу в поисках подснежников, но внезапно натыкается на двенадцать братьев.

Их имена совпадают с названиями месяцев всех времен года, и так они и зовутся — двенадцать месяцев.

Читайте также:  Кот и лодыри – краткое содержание произведения Маршака

Выслушав историю Падчерицы, братья дарят ей лукошко со свежими подснежниками и помогают добраться до дома.

Когда королева увидела подснежники, то подумала, что ее хотят обмануть и приказала своим слугам казнить Падчерицу.

Но на помощь девочке явились все двенадцать братьев.

Они наказали глупую Принцессу, Мачеху и Сестру девочки.

А ее саму одарили щедрыми подарками в ответ на ее доброту и отзывчивость.

План сказки:

1. Новогодний указ Принцессы.

2. Намерения скупой Мачехи.

3. Мачеха отправляет Падчерицу в лес.

4. Встреча с двенадцатью братьями.

5. Подарок Падчерице от братьев — месяцев.

6. Обман Мачехи раскрыт.

7. Братья выручают девочку.

8. Наказание для Принцессы и Мачехи девочки.

Рисунок — иллюстрация

Главная мысль:

Сказка про 12 месяцев и маленькую девочку рассказывает нам о том, как важно быть добрым и трудолюбивым.

Ведь именно добро всегда побеждает и вознаграждается.

А люди, которые и думают и поступают плохо, всегда получат по заслугам.

Чему учит сказка “Двенадцать месяцев”

Сказка учит нас быть добрыми и поступать правильно.

Ведь с теми, кто поступает плохо, случаются еще худшие вещи.

Писатель учит нас тому, что нельзя обманывать и выдавать чужие дела за свои.

Ведь рано или поздно обман вскроется и ничего хорошего это не даст.

Главная героиня сказки — Падчерица, была примерной, умной, доброй и отзывчивой девочкой.

И какие бы испытания ей не подбрасывала судьба, она не изменяла своим принципам, за что в итоге была щедро награждена.

Этим персонажем Самуил Яковлевич хотел показать нам, как важно оставаться собой и поступать правильно, а наше счастья и так нас найдет.

Краткий отзыв по сказке “Двенадцать месяцев” для читательского дневника

Эта сказка — волшебная и поучительная.

В ней волшебниками выступают 12 месяцев, которых назвали как месяцы года.

Они помогают маленькой девочке и спасают ее от гибели.

Главным персонажем рассказа Самуила Маршака является Падчерица — маленькая девочка, которую отправляют зимой искать весенние цветы для Принцессы.

Когда Мачеха послала ее в лес, я переживал за героиню и боялся, что она никогда не найдет подснежники.

И не зря, ведь эти цветы не растут зимой.

Но как я обрадовался, когда девочка встретила прекрасных братьев — месяцев, и они помогли ей найти цветы.

Главный сюжет сказки учит нас тому, что необходимо упорно трудится и верить в чудо, и тогда все обязательно произойдёт так, как этого хочешь ты.

Принцесса — это тот персонаж сказки, который вызвал у меня отвращение.

Из-за своей прихоти она чуть не казнила невинную девочку.

Мало того, что она издала указ, который никто не смог выполнить.

Так и после получения заветных цветочков посчитала, что ее обманывают.

Глупее поступка я не встречал.

Автор в сказке пытался донести до нас еще одну мысль.

Все должно идти своим чередом и никогда не стоит торопить время или возвращать назад.

Все должно происходить так, как положено.

Пословицы:

“За добро добром платят”.

“Одно приятное слово — будто сад цветет”.

“Ленивому всегда тяжело”.

“Злого — люди заклюют, а доброго слижут”.

“Не верь словам, а верь делам”.

“Цели достигает тот, кто не знает усталости”.

“Правда как масло — всегда наверх вытекает”.

“От плохого корня не жди доброго семени”.

“На чужой труд лакомый не будь”.

“Кому месяц светит, тому и звезды улыбаются”.

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!

— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.

Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться.

Неизвестные слова и их значения:

Перина — подстилка на кровать.

Бурелом — лес после бури.

Валежник — сухие ветки деревьев, упавшие на землю.

Еще читательские дневники по произведениям Самуила Маршака:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев»

Произведение «Двенадцать месяцев» Маршак сочинил зимой 1942 – 1943 гг. в Москве, на основе словацкой сказки.

Девушка-падчерица – добрая, умная, честная и отзывчивая девочка, покорная своей судьбе. Падчерица сразу вызывает и симпатию, и сострадание. Она доброжелательная, ей нравиться помогать другим. Люди, с которыми она живет, не ценят и не уважают ее.

Мачеха – скупая, злая, завистливая, которая ненавидит падчерицу.

Дочка мачехи – злая, завистливая, жадная, которая, плохо относится к своей сводной сестре.

В лютую зимнюю стужу злая мачеха отправляет свою падчерицу в лес. Женщина дает ей задание, которое невозможно выполнить зимой. Падчерице поручено принести подснежники. «Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница».

Дочке мачехи падчерицу совершенно не жалко. Девочка слышит от своей сводной сестры жестокие, обидные слова. «Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка». И мачеха, и ее дочь отправляют девочку на верную гибель.

Девочка не имеет права возражать мачехе. Выйдя в рваном платке из дому, она горько заплакала. Нужно идти в лес, в котором страшно и холодно. Вокруг огромные сугробы, по которым тяжело идти. Девочка понимает, что сейчас она замерзнет. В эту минуту падчерица увидела пылающий огонек. У девочки появляется надежда: «Только бы, — думает, — огонек не погас!» Но огонек не тухнет, а разгорается все сильнее.

Пришла она на большую поляну. В центре горит костер, большой и яркий, почти до небес. Вокруг него сидят двенадцать человек. Они ведут тихую Не понятно беседу. Все мужчины разных возрастов – от самых юных до стариков., кто эти люди? Все они диковинно и нарядно одеты – в золото, серебро и зеленый бархат.

Мужчины оказались двенадцатью месяцами года. Услышав, что девочка пришла за подснежниками, они удивились и рассмеялись. Потом они узнали, как важно для девочки найти подснежники – воротиться без них домой она не имеет права.

«Тут все двенадцать поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят».

Братья-месяцы решили помочь девочке. Видели братья ее не раз в лесу. Они знали, что она – добрая и трудолюбивая.

«Ладно, уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь».

Братья договорились, что после Января и Февраля на час вступит в свои права месяц Март. Тогда и расцветут подснежники, которые девочка сможет собрать

Так и получилось. Выглянуло солнышко, все зазеленело кругом. Вместо сугробов и сосулек девочка увидела зеленую траву, землю, почувствовала свежее дыхание весны. Братья напомнили падчерице, что в ее распоряжении один час времени. Девочка мигом собрала целую корзину подснежников, которых было очень много вокруг.

«Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник».

Принеся их в дом, главная героиня не почувствовала ни радости в ответ, ни намека на благодарность.

«А больше тебе ничего месяцы не дали? — Да я больше ничего и не просила». Наоборот, ее отругали, что она так мало выпросила у братьев.

«Вот дурра, так, дура! — говорит сестра. — В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоем месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего — грибов беленьких, у четвертого — свежих огурчиков!»

Дочка мачехи засобиралась в лес. Нашла дочка и костер, и двенадцать месяцев. Она тут же принялась требовать для себя подарков, как будто бы месяцы были ей должны все это сделать. Не дождалась она от братьев-месяцев ничего, кроме лютой метели. Закружила метель дочку мачехи, да так сильно, что она в сугробе замерзла.

Прошло время, а дочка не возвращается из лесу. Мачеха в окошко глядела, выбегала на улицу – никого не видать. Решила она пойти на поиски дочки. Бродила по лесу, дочь искала, а лес зимний, холодный. Никого не отыщешь в такую метель и мглу. Отчаявшись и выбившись из сил, мачеха и замерзла.

Падчерица, когда подросла, вышла замуж и прожила долгую жизнь. Поговаривают, что возле ее дома был необыкновенный сад. Да такой чудесный, что все в нем расцветало и поспевало раньше, чем у других. Знойным летом в нем прохладно было, а зимнюю стужу – тихо.

— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Маршак написал красивую рождественскую сказку со счастливым концом. Сказку, в которой присутствует Чудо, которое ждут дети в новогодние праздники. Основная мысль автора, что невозможно поменять ход времени.

«Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду».

Хотя, для очень хороших и добрых людей случаются чудеса. Природа к таким людям идет навстречу и обязательно поможет им. Автор говорит о том, что можно найти выход в самой безвыходной ситуации – надеяться на лучшее, верить в Чудо. Важно увидеть тот Огонек, который приведет человека в нужное место. Важно верить, что даже в самой тяжелой ситуации у человека есть шанс все изменить. Несмотря на то, что падчерицу послали искать подснежники зимой, она не отчаивается. Девушка ищет выход и видит огонек. Этот костер, горящий вдали, можно считать огоньком Надежды. И происходит Чудо.

В этой сказке Добро борется со Злом и побеждает. Девушка- падчерица не хочет обманывать мачеху. Она идет в лес, несмотря на то, что ей дали поручение, выполнить которое невозможно. Честность, доброта и трудолюбие девушки побеждают. Двенадцать месяцев – силы природы на ее стороне. Они щедро одаривают девушку, позволив ей совершить невозможное. После успешного прихода падчерицы, мать и ее дочь замерзают в лесу. С ними произошло то, что должно было произойти с падчерицей, которую они и посылали на верную погибель. Может, они замерзли от злости и зависти. Злая мачеха и ее дочь не смогли сломить силу падчерицы, заложенную в ее доброте.

Противоборство Добра и Зла в сказке показано так, что даже малыши понимают, о чем рассказывает эта история. А сказка учит доброте, человечности, справедливости.

Свое мнение

Я думаю, что падчерица была слишком покорной. Чем покорней один человек, тем большим самодуром становится другой. Падчерица ни в чем не возражала мачехе. Понятно, что мачеха взрослая, а девочка еще мала, и не может защитить себя. Но она могла бы не идти в лес, а убежать от мачехи. Зачем жить с людьми, которые хотят, чтобы человек замерз в лесу? Хорошо, что ей встретились месяцы. Скорее всего, так и должно было произойти, но я бы в лес не пошла.

Мне не очень понравилось, что мачеха и дочка замерзли в лесу. С одной стороны, это – по справедливости. Они же отправили падчерицу на верную гибель. Конечно, хорошо, что падчерица выжила, а, если бы она выжить не смогла, то тогда бы хотелось, чтобы и они замерзли в лесу.

Но, в другом варианте сказки, этих злых и завистливых персонажей превращают в собак. Тогда у них есть шанс исправиться. Мне такой конец этой истории нравится больше.

Читайте также:  Анализ стихотворения Ландыш Маршака

Самуил Маршак — Багаж: Стих

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Анализ стихотворения «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж…» Маршака

Написанное почти век назад, стихотворение «Багаж» С. Я. Маршака, и сегодня с удовольствием читают как взрослые, так дети. Редко встречаются люди, не способные процитировать произведение наизусть — яркие образы, живое, но лаконичное повествование легко врезаются в память.

Замечательный пример авторского остроумия и способности играть словами — стихотворение о поездке, за время которой удравшую собачку подменяют огромным псом — обрело свой окончательный вид в 1926 году.

В своем стремлении добиться идеального ритма, автор не чурался изменять сюжет произведения — прежде дама отправлялась в Тверь, а вовсе не в Житомир:

«Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер…», и
«Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь…».

По воспоминаниям Самуила Яковлевича, он приступал к работе не имея конкретной задумки, его волновала только ритмика, игра со словом. А ритмическая организация стиха такова, что первые строки включают от 3-х до 6-ти слов, а за ними идут однословные строки. Всякий раз строфа заканчивается фразой о собачонке.

Удачно выбранная стилистическая фигура, и стала залогом успеха произведения — дети с легкостью усваивают музыкальные фразу, а чеканные слова-лесенки используют в играх в качестве считалочки. На это и было нацеленно повторение скороговоркой путешествующих предметов, связанных в одну цепочку рифмой и повторяющимся рефреном.

Что касается образности, то в детском воображении легко предстает картина — хрупкая дама сдает в багаж огромный диван. А все остальное? — только подумайте! — чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка (полная, между прочим, пышных шляп) и какой-нибудь крошечный терьер.

Ситуация, вне всякого сомнения, забавная. В заключительных строках происходит кульминационное столкновение осиротевшей дамы и железнодорожников, а образ лохматой дворняги, заменившей маленькую собачонку, стал уморительной развязкой истории («Однако за время пути собака могла подрасти!»). Автор отмечал, что эти строки родились у него сами собой.

Взрослые читатели тоже улыбнутся над саркастическими намеками на бюрократические формальности («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), пренебрежительное отношение к чужим вещам («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), или увидеть иронию в названии станции — «Дно».

Веселый стих был негативно встречен советской критикой. Но пережив время, он и сегодня продолжает радовать читателей.

«Багаж» С. Маршак

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
– Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его – и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
– Разбойники! Воры! Уроды!
Собака – не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
– Отдайте мою собачонку!

– Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Дата создания: 1926 г.

Анализ стихотворения Маршака «Багаж»

Стихотворение «Багаж» – прекрасный образец искрометного маршаковского юмора и образности. Оно замечательно читается в любом возрасте и остается очень современным, несмотря на то, что создано почти сто лет назад.

Произведение было написано в 1926 году. Его сюжет Самуил Яковлевич менял по ходу сочинения, поскольку в первую очередь его интересовал ритм стихотворения. Например, героиня направлялась изначально в Тверь, но впоследствии решено было сделать конечным пунктом путешествия Житомир. Думается, эти моменты были не столь важны, ведь главное, что делает стихотворение уникальным – это игра слов и живые образы.

Строки стихотворения организованы следующим образом: первые две-четыре строки содержат от трех до пяти-шести слов. Это длинные строки, за которыми следует несколько строк по одному слову. Завершает строфу неизменная фраза о собачонке. Благодаря этим строкам, которые являются особым приемом – эпифорой, «Багаж» стал одним из самых известных и цитируемых детских стихотворений:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Это неудивительно, ведь автор намеренно старался подбирать слова и укладывать их в созвучные лесенки, чтобы детям было легче их воспринять и запомнить. Несомненно, это ему удалось, потому что стихотворение действительно быстро ушло в народ и повторялось детьми как считалка.

Своей популярностью среди читателей всех возрастов это стихотворение обязано еще и тому, что в нем очень красочно и живо изображены его персонажи, а действие динамичное, несмотря на лаконизм повествования. Например, с первых строк легко представить себе героиню. Автор называет ее «дамой», «барыней». Вкупе с огромным багажом, в который входит заграничный «саквояж», картонка, в каких обычно перевозят пышные шляпы, и собачка мелкой «благородной» породы, она производит впечатление кичливой женщины, претендующей на высокий статус. Однако окружающая ее ситуация делает образ весьма комичным. Также детям не составляет труда представить себе поведение дамы, собачонку и того зверя, что нашелся ей на замену, вообразить станции, вокзал и юрких носильщиков. Поэтому-то стихотворение легко читается и слушается даже самыми маленькими детьми.

Но и взрослые смогут найти в произведении нечто забавное. Например, разглядеть тонкую иронию на существовавшие порядки в стране на момент создания стихотворения. Автор высмеивает бюрократизм («Выдали даме на станции четыре зеленых квитанции»), небрежность работников («Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон»), претенциозное поведение пассажиров. Даже название станции Дно содержит намек. Известно, что за такое карикатурное изображение действительности Маршак подвергался критике советской власти. Однако произведение пережило испытание временем, и сегодня читатели могут получить заряд юмора, перечитывая «Багаж».

Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию произведения С. Маршака «Багаж» в средней группе

Баянова Юлия Владимировна
Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию произведения С. Маршака «Багаж» в средней группе

Задачи:

Воспитывать интерес к произведениям одного автора.

Развивать умение видеть юмористические моменты в стихотворном тексте.

Продолжать развивать представление о рифме.

Расширять лексический запас: саквояж, картонка.

Развивать эмоциональный опыт детей (эмоции возмущения и недовольства).

Материл: книга С. Маршака «Багаж»; картинки: диван, чемодан, саквояж, картина, картина, картонка, собачка, огромный пес; иллюстрации к произведению.

Предварительная работа: чтение произведений С. Маршака, сюжетно-ролевая игра «Поезд», объяснение слов: саквояж, багаж, картонка.

Ход ООД

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Настрой на занятие:

Наши глаза внимательно смотрят.

Наши уши внимательно слушают.

2. Основная часть ООД

Воспитатель: Ребята, в нашем «Книжном уголке» стоит портрет детского поэта. Как его зовут? (Самуил Маршак)

Воспитатель: Какие произведения С. Маршака вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: Какие произведения сочинял Самуил Маршак: рассказы, стихи, сказки? (ответы детей: стихи, сказки).

Воспитатель: Да, Самуил Маршак писал стихи. А сказки, которые он сочинил, тоже в стихах.

Воспитатель: У меня в руках еще одна книга с произведением Самуила Яковлевича Маршака. Посмотрите на обложку, на иллюстрацию и скажите, как вы думаете, о чем автор написал в этой книге? (ответы детей)

Воспитатель: По настроению какое, возможно, это будет стихотворение? (грустное, веселое).

Воспитатель: Это произведение называется «Багаж». Сейчас мы прочитаем это стихотворение и проверим наши предположения.

Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж». Беседа по содержанию.

Воспитатель: Я прочитала вам стихотворение. Как оно называется? Вы мне говорили, что оно будет веселое, так ли это?

Воспитатель: Да, это стихотворение о веселой истории, которая произошла во время путешествия. Это история веселая, а по-другому, как мы об этом можем сказать? (смешная, забавная). Про веселую, смешную историю можно сказать – юмористическая.

Воспитатель: Назовите главного героя стихотворения. (дама)

Воспитатель: Какие вещи дама сдавала в багаж? Давайте перечислим (дети перечисляют вещи)

Воспитатель: Какое интересное слово “саквояж”. Что это?

Объяснение значений слов и показ демонстрационной картинки: саквояж-дорожная, кожаная сумка с небольшой ручкой и с запором; картонка- коробка для шляп.

Воспитатель: В какой город приехала Дама? (Житомир)

Если дети не запомнили, читается отрывок с упоминанием города и вопрос задается повторно.

Воспитатель: Что произошло с собачкой во время пути? (Ответы детей: она подросла, ее потеряли, она убежала).

Воспитатель: Кто такие «носильщики»? Что же придумали носильщики? (они заменили щенка стоявшей на перроне большой собакой.)

Воспитатель: Эта история с подменой собачки показалась Самуилу Маршаку очень забавной, веселой и шуточной. А Даме, героине стихотворения, было смешно?

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию, картинку и скажите, какой момент стихотворения изобразил на иллюстрации художник? (когда дама увидела чужую собаку).

Воспитатель. Какая дама по настроению? (удивлённая, злая, недовольная)

Воспитатель. Изобразите Даму, когда она увидела подмену своей маленькой собачки огромным псом. Покажите ее возмущение и недовольство. (дети изображают эмоции возмущения).

Воспитатель. История во время путешествия была смешная. Но героине, Даме было не до смеха.

Ребята, и мы с вами проедем одну остановку на поезде.

Физминутка

Мы в вагончиках сидим,

Мы сидим, мы сидим (руки сложены перед грудью)

И в окошечки глядим,

Весело глядим. (повороты головы вправо и влево)

Едет, едет паровоз:

Ребятишек он повез:

Чух-чух-чух. (притопывают, продвигаясь по кругу, делают круговые движения согнутыми в руках локтями)

А колесики стучат:

Будто с нами говорят:

Так-так-так. (хлопают ладонями по бедрам)

Мчится поезд во весь дух.

Тороплюсь!- гудит. Дуууу! (поднимают правую руку вверх)

Воспитатель. Ребята, что напоминает перечисление предметов багажа в стихотворении: диван, чемодан… считалку или загадку? (считалку)

Воспитатель. Когда мы перечисляем эти предметы, мы точно играем в игру «Рифмовочки», в слова, которые как будто похожи: диван-чемодан, картина-корзина, картонка-собачонка.

Повторное чтение произведения С. Маршака «Багаж»

Итог. Ребята, вам было интересно читать стихотворение С. Маршака «Багаж»? Почему? (ответы детей)

Читайте также:  Сто лет одиночества – краткое содержание романа Маркеса

Да, это смешное стихотворение, напоминающее считалку, с интересными повторениями быстро нам запомнилось, и мы прочитаем его еще не раз.

Фотоотчёт о проведении совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Беседа «Почему армия родная» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Фотоотчёт.

Конспект ООД по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского «Теплый хлеб» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми по речевому развитию в первой младшей группе «В гостях у ежика» Развитие.

Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа А. П. Гайдара «Чук и Гек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект совместной деятельности по речевому развитию «Беседа по содержанию рассказа А. П. Гайдара «Чук и Гек». Глава 2» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию рассказа А. Куприна «Слон» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию сказки С. В. Михалкова «Как друзья познаются» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Беседа по содержанию сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Беседа по сказке К. Ушинского «Лиса и козёл» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Маршак “Багаж”, кто главные герои, какая главная мысль?

Главными героями в произведении является всего один человек и эта та самая бедная женщина, которая попалась на произвол и бардак системы железных дорог.

Главную мысль автор хочет выразить в том, какой же все таки бардак творится в стране. При чем многие пытаются это еще и завуалировать как обычное житейское дело. Автор показал ситуацию, где женщина из-за халатности попросту лишилась своего питомца.

Здесь можно прочитать краткое содержание произведения.

В этом произведении Самуила Яковлевича Маршака, излагается шуточная история о том, как дама сдала на станции многочисленный багаж и маленькую собачонку. Однако, по прибытии, оказалось, что собачка исчезла, а взамен, носильщик предлагает огромного лохматого пса, поясняя, что собачка могла подрасти в пути.

Главные герои этого произведения:

  1. Дама, сдавшая собачку в багаж.
  2. Носильщик, подменивший животное.

Главная мысль – нужно внимательно относится к своим домашним питомцам.

В поэме Пушкина нет имен, главные герои называются по их этническим характеристикам: русский (пленник), черкесы, молодая черкешенка.

Пленнник, еще совсем молодой человек, страдающий от безответной любви, вызывает у черкешенки сперва симпатию, а потом и первую любовь. Но его разбитое сердце не может ответить ей. Девушка помогает пленнику бежать, а сама бросается в море с обрыва.

Образ черкешенки показан Пушкины необычайно ярко: перед нами предстает гордая и бесстрашная девушка, которая предпочла смерть чувству жалости со стороны своего возлюбленного. Она подарила ему жизнь и свободу, и сама выбрала свою судьбу.

Главная мысль, на мой взгляд, заключена в эпилоге. Пушкин очевидно поддерживает “усмирение” Кавказа, он восхищается гордыми горцами, но признает право русского оружия устанавливать здесь свои порядки:

В этом рассказе Алиса оказывается с ране Зазеркалье, где все у них наоборот. Чтобы добраться до финиша нужно делать все наоборот. Все в этом мире необычное и удивительное. Она долго не могла понять, как ей действовать.

Главных героев в рассказе я бы выделил троих.

Первая героя это Алиса, которая случайно попала в зазеркалье и пошла навстречу приключениям.

Вторая героиня это Черная Королева, чье место в конце концов заняла Алиса.

Третья героиня это Белая Королева, та самая которая помогла и все объяснила Алисе.

Главная мысль заключается в том, что упорство и смелость обязательно приведут к победе. Рассказ наполнен фантазией и светлыми чувствами. Интересные события погружают ребенка в другой мир в котором так хотелось бы разобраться.

Здесь можно прочитать краткое содержание произведения.

Николай Сладков “Лесные сказки” – это цикл из сказок, где автор рассказывает о лесной жизни животных, об их нравах, привычках, делится интересно наблюдениями, повествует немало полезного для детей и взрослых.

Повесть “Лесные сказки” Сладкова кратко складывается из сюжета каждой сказки в отдельности, всего их – “21”.

Краткий пересказ Сладков “Лесные сказки” далее.

Как медведя переворачивали” кратко пересказ сказки

Существует такое лесное поверье, что зима переходит в весну, когда в берлоге Медведь повернется на другой бок. Но в этом году зима затянулась, зверье и птицы устали от холода и мороза, а Медведь все не поворачивается, а это значит, что весны не жди. Стали животные будить, да уговаривать косолапого перевернуться на другой бок, что ему стоит? Просили по-доброму и по-плохому: Дятел клюнуть в затылок собирался, Лось вежливо обращался, Куропатка о голодной поре рассказывала, Белка пристыдить хотела, да все напрасно. А Мышка стала щекотать лежебоку, тот поддался и перевернулся, весна стала приближаться с того момента.

Главные герои: Медведь, Дятел, Белка, Куропатка, Лось, Мышка.

Поющее дерево” кратко пересказ сказки

Сказка повествует о дереве, которое качает ветер, тогда оно скрипит о собственной “серой древесной жизни”. Но иногда можно услышать живой голосок, исходящий от дерева, которое поет. В чем отгадка “поющего дерева”? В нем дупло, в котором находится гнездо с птенцами дятла. Ночью дерево скрипит от ветра, а утром дятлята “пищат” и “верещат”, словно дерево “поет”.

Главные герои: скрипящее дерево с дуплом, дятел и птенцы.

Певчая дорожка” кратко пересказ сказки

Автор рассказывает про разные дороги. Если знать лес, то никогда не заблудишься. Там, где дергач кричит, можно найти развилку на Звениречку и Васильки. Там, где тропинки-вилюшки, можно услышать зарянку и теньковочку, пение одной указывает на болота, а другая выведет на Васильки.

В лесу не надо никого расспрашивать, как и куда можно пройти, а надо лишь лес внимательно слушать: там, где развилка, крякает дергач “Зря-зря! Зря-зря”, надо свернуть направо до тропинки, где теньковка, держаться прямо по тропинке, пока дойдешь до места, где поет овсянка, а там налево пройти и будут Васильки.

Еще детстве рассказчик сделал пометки, у какой развилки и тропинки можно услышать какую птичку, да куда эта тропка приведет. Много времени прошло, а в лесу ничего не изменилось, все так же птички укажут, где что находится.

Своя песня” кратко пересказ сказки

Автор рассказывает, что каждая птичка имеет свою особенную песенку, друг друга птички понимают, которые одну и ту же песенку поют. А дрозд талантливый, разных птичек пение повторят: то словно чечевица кричит, то куличком поет, то по-воробьиному, то жаворонком, а может даже петухом или кошкой отзываться.

В клетках жили клёст, зорянка, синица, снегирь, щегол, чиж. Каждой птичке дрозд вторит на ее языке, с каждой птичкой поговорил, пересвистнулся, с каждой пернатой язык нашел!

Главные герои: дрозд и птицы в клетке.

Весна идет” кратко пересказ сказки

Луна показалась над заснеженным лесом, стал Волк выть на нее, спрашивать посмотреть сверху, далеко ли весна, не видно ли ее? Луна отвечает, что весна на побережье Черного моря, где распускаются тюльпаны, да примулы, по два километра в час движется, за сутки на пятьдесят километров становится ближе, через месяц здесь будет. Волк понимает, что если весна в январе в Африке находилась, а теперь на полпути, значит, помнит, не забыла о жителях леса. Соскучился за весной серый хищник, голод надоел, просит весну поторопить. А лесные зверушки радуются, что Волк воет на луну: это значит, что весна вскоре придет!

Главные герои: Луна, Волк, упоминаются звери.

Званый гость” кратко пересказ сказки

Беседуют Сорока и Заяц, спрашивает птица косого, почему он “ободранный”, “запуганный”, кто обидел? А это Заяц – “званым гостем” был! Сначала позвала Зайчиха, которая вместо угощения зайчатами хвалилась, а невежа их “колобками” назвал, чем навлек на себя недовольство хозяйки. А деток Барсучихи, напротив, назвал “грациозненькими”, хотя они у мамаши-то хорошие, вовсе “не костлявые”, не в пример зайцу! Белки же детишек обозначил, как “умных”, “послушных”, а еще “всякими-разэтакими” назвал, а Белка накинулась на зайца. Сорока хотела сорочат показать, они у нее такие, что “не налюбоваться”, да герой, уже наученный, стрекача задал! Ни к косулям, ни лосям, ни лисицам, ни выдрам не пожелал в гости пойти!

Главные герои: Заяц, Сорока, Зайчиха, Барсухчиха, Белка.

Заячий хоровод” кратко пересказ сказки

Автор рассказывает, как зайцы накануне марта поют “заячьи песни” и водят хороводы, оставляя следы на снегу.

Весенние ручьи” кратко пересказ сказки

Настала весна и заговорили ручьи на разные голоса, каждому есть, о чем рассказать. И лесной, и полевой ручей повествуют, как была зима, звери и птицы по снегу топтались, оставляли следы, столько всего за зиму произошло, а теперь снег растаял и стекает ручьями, у каждого ручья свои рассказы о том, что произошло, торопятся ручьи в речку. Можно прийти к речке и послушать, о чем говорят ручьи.

Главные герои: лесной, полевой ручьи.

Вежливая галка

Автор повествует о том, какая галка была вежливая, уступала другой галке поменьше свое уютное место над карнизом, где под крышей проем в кирпичах, позволяла забрать кусок из клюва. А потом рассказчик увидел рядом обоих галок, они собирались делать гнездо. Выходит, что это “гал”, а не галка!

Главные герои: галки

Соловей и лягушка

Ранней весной журчал ручей в котором обитала лягушка, в кустах жил соловей. Когда солнце садилось, то каждый, лягушка и соловей, пели на свои голоса, кто громче? Одна квакала, урчала, а другой свистел, щелкал. Лягушка не позволяла никому вдоволь наслушаться соловья, перебивая его пение. Но однажды лягушки не стало, видно, съели ее. Тогда соловей стал петь вяло и тихо, потому что некого было переспорить, когда рядом не было лягушки.

Главные герои: соловей, лягушка, рассказчик, который хотел соловья послушать.

Вороний глаз

Автор делится наблюдениями, как опасен для птиц глаз человека – только заприметят люди гнездо, как пернатые переносят птенцов и яйца, а гнездо остается пустым. Как оказывается, человеческий глаз не при чем, а виноват “вороний глаз”! Стоит найти гнездо, примять вокруг траву, отодвинуть ветки, околачиваться у гнезда – ворона все заприметит, а птица чувствует опасность и уносит подальше из гнезда потомство. Вот так люди нечаянно открывают воронам, где у птиц гнезда, не замечая, что за ними наблюдают истребители, разворовывающие птичьи гнезда.

Главные герои – птицы, Автор рассказа, который фотографировал гнезда и делал наблюдения, еще Ворона.

Кукушкины годы

Кукушка любит “звонкий лесок”, там голосок птицы звучит “упруго”. На сосне в борке под звездами перед зарей крикнет птица, ей вторит издалека другая, повторяет каждый звук. Кукушка – “умелый крикун”. На самом деле это вовсе не кукушка перекликает, а лесное эхо. Слушать бы кукушку – “умелого крикуна” – и слушать!

Ссылка на основную публикацию