Анализ стихотворения Маяковского Лиличка

Стихотворение «Лиличка!», Маяковский: анализ, характеристика и особенности

Маяковский всегда считался одним из самых необычных поэтов. И манера, в которой написаны его стихотворения, не знает аналогов во всей мировой литературе. Каждый читатель решает для себя сам, любить его произведения или нет. Однако равнодушными они не оставят никого.

Любовь поэта

Проводя анализ «Лилички» Маяковского, в первую очередь стоит упомянуть о дате написания произведения – это 26 мая 1916 года. Стихотворения Маяковского – яркие и смелые. Точно такой же была и жизнь самого поэта, полная различных событий, противоречий. Он не умел лебезить перед другими и лез в самую гущу событий, очертя голову. И таким же поэт был и в любви – он окунался в нее словно в омут. Часто случается так, что любимая женщина становится для творческого человека музой. Также случилось и с Маяковским. Его поэтической музой стала Лиля Брик. Чувства, которые испытывал поэт к этой женщине, больше были сравнимы с одержимостью.

Стихотворение, анализ которого рассматривается в данной статье, является одним из многих произведений, посвященных Лиле Брик. На момент его написания отношения между Маяковским и его возлюбленной были весьма неоднозначными. Чувства поэта были пылкими, а девушка тяготилась отношениями, которые, по ее мнению, давно следовало завершить.

Композиция произведения

Анализ «Лилички» Маяковского показывает: произведение представляет собой лирический монолог, в котором отображено движение мыслей и чувств автора. Поэт условно делит его на две композиционные части. Первая представляет собой самораскрытие героя. Вторая состоит всего из трех строк и содержит в себе просьбу к возлюбленной.

Первая часть

Первая композиционная часть, в свою очередь, состоит из двух блоков. В первом речь идет о развитии взаимоотношений с возлюбленной. Второй же является условным, он образно передает переживания героя. В первом блоке все события описываются с помощью глаголов прошедшего времени. Проводя анализ «Лилички» Маяковского, школьник может указать: поэт переживает будущее настолько реально, что готов проститься со своей возлюбленной уже сейчас. В конце блока описываемые события представляются как произошедшие (глаголы стоят в прошедшем времени – «короновал», «выжег») или же как предстоящие – «забудешь, растреплет». Но форм настоящего времени совсем нет.

Литературные приемы во втором блоке первой части стихотворения

Анализ «Лилички» Маяковского также показывает, что второй блок первой части построен на литературном приеме антитезы. Свободный мир животных (быка, слона), основанный на гармонии, противопоставляется душевной закрепощенности, страданиям лирического героя. И первая часть завершается риторическим вопросом. С помощью приемов аллитерации (звуки «л», «с», «х», «ж», «ш») и инверсии воспроизводится не только звук шелестящих листьев, но и вызывается зрительно-слуховая ассоциация с осенним временем года, символизирующим безнадежность.

В заключительной части произведения неожиданно мягко озвучена просьба лирического героя. В ней звучит и прощание, и прощение возлюбленной. Применяется аллитерация (звуки «д», «т», «с», «н»), а также ассонанс «а» – «о» – «э». Это придает особенно выразительное звучание заключительному аккорду произведения.

Метафоры

В своем произведении поэт вводит различные типы метафор, причем все они развернутые – «слов сухие листья». Душа представляется как «некогда цветущий сад, выжженный любовью». С помощью метафор умозрительное и абстрактное (душа, любовь) приобретает черты живого, наполняясь вполне конкретным содержанием.

Также в произведении используется и синекдоха – разновидность метонимии. Применение этих методов Маяковским поражает своей зрелищностью: «Сердце в железе», «тело в улицу брошу я». Чувства лирического героя выражаются не посредством отвлеченных понятий, а через метафоры.

Гиперболизация

Любовь поэта к Лиле была огромной, и все, что он переживал, гиперболизировалось. И чрезмерность его переживаний требовала исключительных средств выражения. Обращаясь к природным образам (бык, слон, море, солнце), поэт описывает их огромными. Из мира животных гипербола переносится и в сферу человеческих взаимоотношений. Лирический герой противоположен тому поэту, для которого важнее всего деньги и слава.

Самой высокой точкой гиперболы является заключительная часть, основанная на аллюзиях – автор говорит о том, что «не бросится в пролет», «не выпьет яда». Анафора союза «и», а также повтор частицы «не» еще больше усиливают эту часть гиперболы.

Лирический герой произведения

Анализ стиха «Лиличка» Маяковского должен содержать и описание особенностей лирического героя произведения. Он надеется, что его просьба все-таки будет услышана. Одна из ключевых фраз стихотворения – «крученыховский ад». Именно таким является внутреннее состояние лирического героя. Ад – это место, где страдают согрешившие души, пренебрегшие путем покаяния. Но лирический герой не раскаивается – он, наоборот, жалуется на свое состояние. И происходящее на этом пути вполне закономерно. Ведь лирический герой избирает путь греха – потому и страдает. О своей жертве во имя любви он кричит в состоянии отчаяния. Читатель становится свидетелем духовной несостоятельности героя, которая и приводит к основному парадоксу произведения: любовь для него превращается в ад. У лирического героя происходит подмена понятий в сфере любви – именно это и приводит его в состояние полнейшего отчаяния.

Анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского: неологизмы

Как и другие произведения поэта, стихотворение содержит в себе немало неологизмов, а также ненормативных грамматических форм. Например, это слово «опожаренный». В контексте стихотворения это слово еще больше усиливает эмоциональный накал. Для того чтобы усилить экспрессивность, поэт использует и другие неологизмы – «обезумлюсь», «иссечась», «выреветь».

Ритм стихотворения

Даже краткий анализ «Лилички» Маяковского должен включать информацию о ритме произведения. Он является рваным, не соответствующим никакому метру. Произведение написано в тонической системе стихосложения. Оно приближается к тонической системе верлибра с чередованием длинных и коротких строк, которое позволяет подчеркнуть дополнительные эмоциональные ударения.

Трагедия Маяковского

Проводя анализ стихотворения «Лиличка» Маяковского, кратко можно описать и непростую ситуацию любовного треугольника, в котором оказался поэт. Маяковский был противоречивой и трагической личностью. Духовную сущность поэта было очень сложно определить даже его современникам. Именно поэтому ее стоит искать в творчестве советского поэта. Марина Цветаева, которая была современницей Маяковского, сравнивала ритмику стихотворений поэта с «физическим сердцебиением».

Лиля Брик писала, что после того, как Маяковский начал испытывать к ней нежные чувства, два с половиной года у нее не было спокойной минуты. Несмотря на то что с О. М. Бриком девушка была в разводе, она сопротивлялась напористости поэта. Ее пугала необузданная страсть Маяковского. Трагедия этого любовного треугольника заключалась в том, что сама Лиля любила Брика, однако он не любил ее. Иными словами, Маяковскому нужна была Лиля, которая не могла испытывать нежных чувств ни к кому, кроме Осипа Максимовича.

«Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского

Тема любви в творчестве «агитатора, горлана, бунтаря» Владимира Маяковского не так широко представлена, как тема революции или тема «светлого будущего». Однако сам поэт утверждал, что «любовь – это сердце всего», что от нее «разворачиваются и стихи, и дела». К сожалению, личная жизнь Маяковского не складывалась, как, пожалуй, у любого поэта. Ведь счастливый человек не может «выреветь горечь обиженных жалоб». Но «громада любовь» поэта все-таки оставила яркий след в истории мировой поэзии, а одним из самых запоминающихся можно считать стихотворение «Лиличка!», анализ которого и будет представлен.

У стихотворения подзаголовок «Вместо письма», но сложно назвать его любовным посланием, ведь оно лишено той интимности, сокровенности, которая обычно звучит в подобного рода стихах, таких как пушкинское «К*» или «На холмах Грузии». Скорее, здесь можно услышать полемику с романтическими чувствами, которые испытывал лирический герой XIX века. Герой ХХ века может сопоставить свое чувство с ураганом, огнем, водой – с неуправляемой стихией, которая неотвратимо наступает, и противостоять ей может далеко не каждый.

Все стихотворение «Лиличка!» построено на приеме антитезы, что очень характерно для творчества Маяковского. Стихотворение, судя по названию, посвящено Лиле Брик, жене мелкого промышленника Осипа Брика. Между ними возник бурный роман, и все последующие произведения Маяковский посвящал только Лиле. С лета 1918 года они живут втроем, а Маяковский посвящает ей даже публикацию первого тома своих сочинений. Но отношения развиваются непросто: Лиля Брик, польщенная вниманием известного поэта, играет на его чувствах, вызывая ревность, то приближая, то отдаляя от себя. При этом она позволяла себе циничные высказывания вроде этих: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

Действительно, при чтении «Лилички» больше испытываешь мучение, нежели радость. Уже сама атмосфера, в которой находятся герои, напоминает «главу в кручёныховском аде», то есть обстановку, воссозданную А. Кручёных – тоже поэтом-футуристом. Но именно здесь, в комнате, где «дым табачный воздух выел», герой ее «руки, исступленный, гладил». Ощущение сиюминутности счастья подчеркнуто использованием хронотопов: «гладил» – прошлое, сейчас, в настоящем времени, – «сидишь, сердце в железе», а уже завтра «выгонишь, может быть, изругав».

Казалось бы, лирический герой испытывает романтическое настроение, ведь его любовь уподобляется морю, солнцу, таланту – природным силам. Но далее следует странное сравнение:

Становится ясно, что герой не уверен в чувствах возлюбленной к нему, и это доставляет мучение и ей, и ему. Для нее это гиря, как думает герой, а для него самого – состояние, которое невозможно передать обычными словами. Именно поэтому Маяковский прибегает к параллелизму – такому порядку расположения предложений, при котором одна группа слов заключает в себе образы и мысли, соответствующие другой.

Для передачи состояния своего героя автор использует сопоставление с быком и слоном – крупными животными, явно вызывающими ассоциацию с самим поэтом. Каждое животное, устав от тяжелого труда, может отдохнуть, если «разляжется в холодных водах» или «царственным ляжет в опожаренном песке». А герою невозможно отдохнуть от любви, которая становится для него непосильным трудом.

Возможно, для кого-то выходом из сложившейся ситуации стало бы самоубийство, но герой уверен , что он «и в пролет не бросится», «и не выпьет яда», «и курок не сможет над виском нажать» сам. Если только любимая прикажет. Страшно, что здесь это прозвучало сродни предсказанию: сам Владимир Маяковский, устав от боли и разочарования, все-таки «смог курок над виском нажать».

Последние строчки, отделенные даже чисто внешне от всего стихотворения, звучат как молитва, как мольба о помощи:

Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.

И здесь возникает параллель: именно «слов сухие листья» должны выстелить путь уходящей героине. Получается, что все уже высказанные слова о любви становятся, как и опавшие листья, мертвыми, ненужными, пригодными разве что для растопки. Еще ни одному поэту не удавалось передать отчаяние с такой силой.

Комплексный анализ стихотворения. В.В.Маяковский “Лиличка!” Дистанционная олимпиада по литературе

Работа выполнена для представления на конкурс ученических работ, присуждено третье место.

Скачать:

ВложениеРазмер
vserossiyskaya_distantsionnaya_olimpiada.kompleksnyy_analiz._mkrtchyan.docx476.71 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская дистанционная олимпиада:

Комплексный анализ поэтического текста (для 9-11 классов).

Работу выполнила ученица 10а класса

ГБОУ «Школы №41 им. Г.А.Тарана» города Москвы

Учитель: Ерохина Любовь Алексеевна

Стихотворение Владимира Маяковского «Лиличка!» было написано в 1916 году. На год ранее поэт знакомится с Лилей Брик, которой посвящено это стихотворение. На протяжении долгих лет она оставалась музой поэта. Их связывали непростые взаимоотношения. Это стихотворение первого дооктябрьского периода и входит в сборник сочинений Маяковского Том 1.

«Лиличка!» – стихотворение, призванное «вместо письма» явиться прощанием с любимой женщиной, которое пропитано любовной горечью поэта и является не посланием, а «последним криком” отчаянья. Лирический герой говорит о том, что не выдержит расставания с любимой. Он страдает от неразделенной любви, он просит, кричит, молит не оставлять его. И уже в первых строках можно почувствовать напряженное состояние автора. Изображенный интерьер погружает в соответсвующее состояние: «Дым табачный воздух выел. Комната – глава в кручёныховском аде»). Он орёт ей о своих муках, но она остаётся равнодушна к этому: («Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День ещё – ввгонишь, может быть, изругав») Он чувствует, что скоро она выгонит его “изругав”. Эта женщина является для него идеалом. Поэт сравнивает себя с быком, который трудится до смертельной усталости и хочет отдохнуть в холодных водах. «Любовь» Лилички – холодная морская вода для бунтаря, но в ней он даже плачем не может вымолить отдыха : («Если быка трудом уморят – он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь моря»). Однако наряду с обычной для лирики главной темой в стихе «Лиличка!» есть мотивы, характерные для Маяковского лично.Он пишет, что не покончит с собой, что – ничто не властно над ним, кроме взгляда Лилички, но в жизни он идёт на этот шаг: («И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа»).

Этим стихотворением поэт хочет передать свои чувства к Лиле Брик читателю. Как говорилось ранее, это является не столь посланием, сколько «последним криком». Оно состоит из двух частей: в первой описывается внутренний мир лирического героя, во второй представляется лирическая просьба. В стихотворении употребляется много эпитетов: «дорогая», «иступленный», “сломанная» и другие; сравнение (например, любовь с трудом быка); срифмованные слова противоположного значения («уморят-моря», «слон – солнца» и так далее). Каждое слово выражает чувство Героя. В этом лирическом “крике” очень много живых чувств, которые нам дает прочувствовать автор.

Герой тяготится предстоящим расставанием с любимой. Он благодарен, так как не осуждает ее, не пытается давить на жалость или угрожать. Он в отчаянии и опустил руки и даже не пытается удержать ее, он хочет лишь «последней нежностью выстелить» уходящий шаг возлюбленной .

В стихотворении присутствует сложная композиция, имеющая две своеобразные лирические кульминации. Первая кульминация выражена в строках: «Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб..» Вторая перекликается с первой в концовке стихотворения: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. » Построение стихотворения в целом призвано описать «громаду-любовь» сильное и всепоглощающее чувство лирического героя .

Снаружи наш лирический герой, как и сам Маяковский, большой и неуклюжий, но внутри очень чувствительный и сильно переживающий свою неразделенную любовь. Он ищет спасения именно в любви. Герой отпускает Лиличку, понимая, что его любовь груз для нее, но в сердце всегда будет хранить ее образ: («Все равно любовь моя – тяжкая гиря ведь – висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб»).

Лирический герой стихотворения “Лиличка!” – тонко и глубоко чувствующая натура. Он противопоставляет себя другим поэтам, которые способны уйти, отказаться от своей любви, если захотят покоя, променять любимую “на деньги и славу”. Он же живет любовью к героине, любовь для него самое главное в жизни, он не способен ее на что-либо променять. Для более яркого выражения этой мысли поэт использует анафору: «Кроме любви твоей, мне нету моря. Кроме любви твоей, мне нету солнца. Метафоры (например, «душу любовью выжег») и эпитеты («душу цветущую») передают ранимость, неординарность героя, силу его чувства, а многосоюзие помогает усилить динамику произведения, чтобы понять, как сильно любовь овладела душой лирического героя: «И в пролет не брошусь, И не выпью яда, И курок не смогу над виском нажать..» Таким образом, использованные Маяковским поэтические приемы помогают наиболее полно и ярко изобразить лирического героя, который способен искренне и сильно любить, жертвовать собой ради любви и любимой.

Поэтическое творчество В. Маяковского всегда поражает неожиданностью неологизмов и ненормативных грамматических форм. И данное стихотворение не обошлось без них. Так, слова «обезумлюсь» и «иссечась» характеризуются неожиданным использованием постфикса ‘-ся’, который указывает на направленность психического состояния на субъект речи. Также причастие – новообразование «опожаренный». В контексте произведения это слово поддерживает общий экспрессивный накал. Большое место в поэтическом пространстве стихотворения занимают глаголы (их около 50), преимущественно совершенного вида. Обращают на себя внимание глаголы с приставками ‘вы-‘, ‘из-‘. Глаголы и отглагольные формы, как бы нанизываясь друг на друга, создают эмоциональное поле высокого напряжения, подчеркивая грандиозность чувства героя. Стихотворение воспринимается как своеобразная внутренняя речь, не оставляя ощущения строфичности, тем не менее оно содержит 10 строф по 4 строки с перекрестной рифмой. В каждой строчке в основном по 4 ударения. Стихотворение написано акцентным стихом, что создает иллюзию непосредственности речи, ведь перед нами письмо. Особый ритм взволнованной речи создают предложения с обратным порядком слов, которых в стихотворении более 90%.

Маяковский принадлежал к такому направлению начала XX века, как футуризм. Футуризм опирался на новейшие философские, психологические, лингвистические и научно-технические идеи. Трагедия личного, сплетенная с социальным, которое в творчестве Маяковского неотделимо от личного, отражается в стихотворении «Лиличка!».

Невозможно представить себе его поэзию без этого “фона”: поэму “Облако в штанах” – без того, что “было, было в Одессе”, поэму “Человек” – без невского блеска, “Про это” – без Мясницкой и “пресненских миражей”, “Хорошо!” – без “двенадцати квадратных аршин жилья”, без лично увиденного и выстраданного. Факт, случай, подробность входили в стих не как засушенные цветы в гербарий, а скорее как живое растение, пересаживаемое вместе с грунтом. Поэт неотделим от своего времени, своего поколения, друзей, от литературных споров и боев, от всего, что происходило вокруг, что рушилось и создавалось заново за двадцать лет работы. «Его стихи были неотделимой частью нашей жизни, – пишет режиссер Сергей Юткевич. – Появление каждой новой его строчки было как бы личным событием в нашей биографии». Маяковский был футуристом, все футуристы – люди, которые эпатировали публику скандалами, новыми (придуманными ими словами), они рождали новое искусство, свергая всех предшественников – классиков. Маяковский сделал структуру стиха “лесенкой”, тем самым изменив первоначальный строй стихов.

Новые темы: уход от классического изящного красивого изложения – выпяченная грубость, жёсткость, примитивность.

Новые темы, обращённые к примитивному быту.

Одна из ярких фишек – словообразование – придумывание новых слов.

Ну и лесенка, конечно, новая схема рифмования. В общем то они черпали вдохновения в творчестве поэтов прошлых лет – делая наоборот, то есть переворачивая все с ног на голову. Традиции классиков он не поддерживал, общался с Давидом Бурлюком, который оказал на него достаточное влияние для того, чтобы Владимир стал футуристом.

Сегодня стихи В. Маяковского о любви заняли место среди вершин любовной поэзии XX века : Любовное чувство Маяковского стремится осуществиться во всем своём немыслимом, гиперболическом объёме.

Анализ поэмы «Во весь голос» Маяковский

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.

История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты“старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры“вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения“поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

В конце своего жизненного пути (хотя и неизвестно, планировал ли поэт свое самоубийство уже тогда) Маяковский в очередной раз обратился к важной для себя теме творчества – точнее, его назначения и своего места в творческом процессе. Он выбирает непростой путь – рассказать о себе и времени, в котором он живет, только правду. И он говорит – жестко и без излишней вежливости.

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” .
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” .

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

«Во весь голос» анализ поэмы Маяковского по плану кратко – жанр, идея, тема

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.

История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты“старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры“вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения“поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

В конце своего жизненного пути (хотя и неизвестно, планировал ли поэт свое самоубийство уже тогда) Маяковский в очередной раз обратился к важной для себя теме творчества – точнее, его назначения и своего места в творческом процессе. Он выбирает непростой путь – рассказать о себе и времени, в котором он живет, только правду. И он говорит – жестко и без излишней вежливости.

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Во весь голос маяковский краткое содержание. «Во весь голос» (Маяковский): анализ произведения

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.
История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.

Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Владимир Маяковский — Во весь голос

Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем г…. наших дней изучая потемки, вы, возможно, спросите и обо мне. И, возможно, скажет ваш ученый, кроя эрудицией вопросов рой, что жил-де такой певец кипяченой и ярый враг воды сырой. Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу о времени и о себе. Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии — бабы капризной. Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь — сама садик я садила, сама буду поливать. Кто стихами льет из лейки, кто кропит, набравши в рот — кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки — кто их к черту разберет! Нет на прорву карантина — мандолинят из-под стен: «Тара-тина, тара-тина, т-эн-н…» Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, где харкает туберкулез, где б… с хулиганом да сифилис. И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить романсы на вас — доходней оно и прелестней. Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне. Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря. Заглуша поэзии потоки, я шагну через лирические томики, как живой с живыми говоря. Я к вам приду в коммунистическое далеко́ не так, как песенно-есененный провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств. Мой стих дойдет, но он дойдет не так,— не как стрела в амурно-лировой охоте, не как доходит к нумизмату стершийся пятак и не как свет умерших звезд доходит. Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. В курганах книг, похоронивших стих, железки строк случайно обнаруживая, вы с уважением ощупывайте их, как старое, но грозное оружие. Я ухо словом не привык ласкать; ушку девическому в завиточках волоска с полупохабщины не разалеться тронуту. Парадом развернув моих страниц войска, я прохожу по строчечному фронту. Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики. И все поверх зубов вооруженные войска, что двадцать лет в победах пролетали, до самого последнего листка я отдаю тебе, планеты пролетарий. Рабочего громады класса враг — он враг и мой, отъявленный и давний. Велели нам идти под красный флаг года труда и дни недоеданий. Мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни, но и без чтения мы разбирались в том, в каком идти, в каком сражаться стане. Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих, когда под пулями от нас буржуи бегали, как мы когда-то бегали от них. Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши! Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди,— пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм. Потомки, словарей проверьте поплавки: из Леты выплывут остатки слов таких, как «проституция», «туберкулез», «блокада». Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката. С хвостом годов я становлюсь подобием чудовищ ископаемо-хвостатых. Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток. Мне и рубля не накопили строчки, краснодеревщики не слали мебель на́ дом. И кроме свежевымытой сорочки, скажу по совести, мне ничего не надо. Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек.

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

Анализ вступления поэмы «Во весь голос»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Анализ вступления поэмы «Во весь голос». =>>>

Маяковский убежден, что главное назначение поэта и поэзии в революционную эпоху — служить делу торжества нового, подлинно справедливого общественного строя. Он готов выполнять любую черновую работу во имя счастья людей:

Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный, ушел на фронт из барских садоводств поэзии — бабы капризной. Поэт признается: И мне агитпроп в зубах навяз, и мне бы строчить на вас — доходней оно и прелестней. Ноя себя смирял, становясь на горло собственной песне.

Маяковский ощущал себя «агитатором», «горланом-главарем» и верил, что его стих …дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств. Поэт готов был принести свою поэзию в жертву революции: Пускай за гениями безутешною вдовой плетется слава в похоронном марше — умри, мой стих, умри, как рядовой, как безымянные на штурмах мерли наши!

Он, в отличие от своих предшественников, начиная с Горация, отказывался от индивидуального поэтического памятника: Мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь. Сочтемся славою — ведь мы свои же люди, — пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм.

Маяковский сравнивал свои стихи с «поверх зубов вооруженными войсками» и отдавал их, «до самого последнего листка», пролетариям всей планеты. Он утверждал: Рабочего громады класса враг — он враг и мой, отъявленный и давний. Велели нам идти под красный флаг года труда и дни недоеданий.

Маяковский убеждал читателей: главное назначение поэта сегодня — служить делу социалистической революции.

Но его поэзия должна быть не только революционной по содержанию, но и высокосовершенной по форме, чтобы уцелеть в веках, донести до потомков величие эпохи революции и строительства социализма.

Также и в своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, Маяковский сетовал, что «приходится каждую минуту доказывать, что деятельность поэта и работа поэта — необходимая работа в нашем Советском Союзе».

Сам он ни секунды не сомневался, что его стихи для блага революции и социализма не менее важны, чем добыча руды, выплавка стали, вооруженное подавление контрреволюции или работа партии по организации социалистического строительства. Потому что укрепляют в душах людей веру в правоту большевистской революции, в скорой достижимости светлого коммунистического будущего. С этой верой Маяковский и умер.

Сочинение опубликовано: 19.10.2015 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Анализ вступления поэмы «Во весь голос»

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Популярные сегодня пересказы

  • Крокодил — краткое содержание рассказа Достоевского
    В Пассаже за определённую плату показывали живого крокодила. Чиновник Иван Матвеевич решил удовлетворить любопытство своей жены Елены Ивановны. Вместе с ними отправился его дальний родственник и сослуживец
  • Гамлет Щигровского уезда — краткое содержание рассказа Тургенева
    История относится к циклу Записки охотника и рассказывает о том, как главный герой отправляется гостить к холостому помещику. Этот помещик является убежденным холостяком и он собирает у себя похожее общество
  • Краткое содержание Волк на псарне Крылова
    Это произведение является частью школьной программы. В этой статье предлагается ознакомиться с ее кратким содержанием.
  • Консуэло — краткое содержание романа Санд
    Все события происходят во второй половине 18 века. Перед нами предстает главная героиня, певица Консуэло. Девушка была цыганского происхождения.

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Анализ «Во весь голос». Маяковский и его послание

Интересный парадокс заключается в том, что эта поэма так и не была написана Маяковским. Буквально перед своей смертью он написал всего лишь вступление к ней, которое он посвятил первой советской пятилетке в конце 1929 — начале 1930 гг.

Приступая к теме «Анализ: «Во весь голос» Маяковский», надо отметить, что этот стих поэт приурочил к юбилейной выставке — 25-летию своего творческого пути. Сам он, выступая перед собравшейся публикой, говорил, что это произведение полностью и целиком отражает все то, над чем он так работал все эти долгие годы, и представил его как отчет о проделанной творческой работе. Так, сам того не подозревая, он продолжил этим классическую тему «памятника», начатую еще Державиным и Пушкиным.

«Во весь голос», Маяковский: анализ

В этом вступлении знаменитый поэт противопоставляет себя чистому искусству, которое не признает никакой политики. Именно в этом амплуа складывается общее впечатление о его отношении к творчеству вообще и к его отдельным представителям в частности.

В некотором роде это стихотворение стало неким посланием будущим потомкам. Поэт как будто оценивает себя взглядом из будущего, глядя в настоящее, где сразу поражает строчками: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный…».

Этими словами он создает некий образ поэзии без смысла и цели, которую саркастично и остро высмеивает, называя «капризной бабой».

Стихи как орудие

Стихи его не просто строчки на бумаге, он использует их как серьезное оружие в борьбы за коммунистическое дело.

Поэт-агитатор намекает на то, что ни правительства, ни «лирических томиков», ни «хребтов веков» не боится. Это открыто заявляет во весь голос Маяковский. Анализ произведения сводится к тому, что его оружие не ранит и не убивает человека, но оно может очень сильно поразить душу и сердце человека. Он пишет пророческие строчки, в которых намекает на то, что его стихи стоят свинцово и готовы к смерти.

Вдохновение

Все свое самое желанное написал в поэме «Во весь голос» Маяковский. Анализ ее говорит о том, что все, чем занимался поэт, создавалось совсем не для эстетического наслаждения потому, что оно строит, вдохновляет и борется с бессмысленностью, двигается вперед и ведет за собой массы. Он думал, что его призвание — реализовывать социалистические мечты и с широкими массами идти в светлое будущее. Писатель призывает: «Умри мой стих как рядовой». Он считает, что для общественного благополучия поэт должен трудиться в поте лица, забывая о себе и не думая о вознаграждении, принося в жертву свое творчество.

Он пишет в своем стихотворении, что, кроме свежевымытой сорочки, ему ничего не нужно, а еще что поэт и общество неразделимы.

Судьба и Родина

В продолжение темы «Маяковский «Во весь голос»: анализ стихотворения» надо отметить и то, что дейный творец называет потомков ловкими и здоровыми, и, по его мнению, они должны помнить, каким трудом все оплачено, он сравнивал его с вылизыванием «чахоткиных плевков».

Немного удивительно, но Владимр Владимирович описывает будущее, что уже наступило «коммунистическое далеко», в которое он вложил максимум усилий, ведь каждый свой трудовой наступивший день он инвестировал в будущее.

Поэт считает это своим гражданским долгом — построить достойное будущее, и это желание буквально обессилило его душу.

Об этом и кричит в своем стихотворении «Во весь голос» Маяковский. Анализ вступления говорит о том, что поэт вдохновляет народ к строительству светлого будущего, и что все должны помнить тех, кто был причастен к бою за социализм и коммунизм, и не забывать их отчаянный труд. Их душа живет в каждой строчке его и обязательно пройдет сквозь столетия.

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Заключение

Из вступления к поэме «Во весь голос» стало понятно, что оно представляет собой в некотором виде завещание, написанное практически за три месяца до его трагической гибели. Этот вопрос еще более интересен, так как осталось неясным, убили поэта или это было самоубийство. Многие историки и эксперты криминалистики, исследуя все факты, документы и свидетельства, пришли к мнению, что его все-таки убили. А убили из-за того, что он начал вникать в дела правительства Сталина, который уклонился от того ленинского курса, о котором так мечтали миллионы людей. Темное это дело, такое же, как и с Есениным.

Однако самым интересным остается то, что вера его все-таки стала колебаться в конце жизни, и на то были у него свои причины. Даже у такого отъявленного коммуниста в итоге вечером 13 апреля 1930 года вырвется из души «О, Господи!». В эту минуту рядом с ним будет находиться его любимая женщина, Полонская, которая очень удивится этому восклицанию и переспросит его о том, верующий ли он. И Владимир ответит ей, что уже и сам не понимает, во что он верит.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Стихотворение “Во весь голос” Маяковского: анализ

Поэма Владимира Маяковского “Во весь голос” – очень сильное и откровенное произведение. Изучать его в школьной программе все равно, что читать “Архипелаг Гулаг” А. Солженицына в 5 классе. Чтобы понять столь глубокое произведение, нужно иметь за плечами хотя бы два-три десятка лет. Сам поэт не дожил и до сорока, однако его восприятие жизни в разы масштабнее и полнее, чем у среднестатистического человека.

Чтобы сделать анализ “Во весь голос” Маяковского необходимо окунуться в эпоху, понять политическую ситуацию. Стоит также учитывать художественные направления, свойственные периоду написания произведения.

С чего начать анализ поэмы Маяковского “Во весь голос”

Изначально произведение значилось вступлением к поэме, но закончено оно не было, а то, что дошло до нас, оформилось в вполне законченное стихотворение. По традиции при анализе “Во весь голос” Маяковского произведение называют поэмой.

Как человек прямой, автор начинает свое творение с обращения “Уважаемые товарищи потомки..”. Очень интеллигентно, не так ли, учитывая нравы молодого поэта-футуриста, который любил шокировать публику далекими от художественности выражениями. Впрочем, и тут поэт не изменит своей традиции: “роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме. “. Противопоставление – самый излюбленный прием мастера, если он мягко стелет в начале предложения, то ожидай “горячего” словца в конце. В этом весь Владимир Владимирович. По рассказам его близких и друзей, поэт был достаточно скромным и очень чутким человеком, а что касается личных отношений, то и вовсе – стеснительным, романтичным и очень ранимым.

Ключевая мысль поэмы заключена в строках “я сам расскажу о времени и о себе”. Выбирая такой путь, поэту остается одно: правда и ничего кроме. А если учесть реалии того времени, когда была написана поэма Маяковского, то кроме метафор и иносказаний других средств, чтобы выразить себя и пройти цензуру у поэта не было. И справился он, действительно достойно! Жестко и прямолинейно звучит его стих:

мобилизованный и призванный,

из барских садоводств

Все стихотворение в целом проникнуто революционным пафосом, политически “окрашено”. Но за внешней стороной стиха можно заметить внутреннюю поэтичность и игру слов. Это очень важно учитывать при анализе “Во весь голос” Маяковского.

Рифма по-маяковски

В области рифмы и стихосложения Владимир Владимирович искуснейший теоретик и практик. Всем известна его работа “Как писать стихи”. Но его творчество шире и показательнее любого трактата.

“Обнаруживая – оружие, ласкать – волоска, Гегелю – бегали” – вот стандартная для поэта рифма. Она у Маяковского всегда богатая, изощренная. Поэт находит варианты рифмовки там, где ее, казалось бы, быть не может, меняя ударения, переставляя и переделывая слова так, как считает нужным. Может быть поэтому его стихи всегда пестрят неологизмами.

Чтобы прочувствовать и понять стиль и стих Маяковского, его нужно перечитать не единожды. И тогда анализ “Во весь голос” Маяковского станет проще и результативнее. Помимо сложной для неподготовленного читателя структуры стиха, расположения строф, у поэта в минимуме слов – максимум смысловой нагрузки. Тот, кто поймет лирического героя Маяковского, увидит гораздо больше, чем рядовой читатель.

А что же хотел сказать поэт?

На первый взгляд, это неявно, но в стихотворении автор дает характеристику своей поэзии, своему творческому кредо. Говоря иными словами, поэт рассуждает о своем предназначении, о будущем страны и человечества в целом, о поэзии, как о сильнейшем оружии. Слились воедино далекие цели, размышления о современности, о силе духа, о воле, о каждодневном мучительном творческом процессе. Все произведение проникнуто одной важной мыслью: писать для будущих поколений – очень ответственно, это тяжкий труд, который не окупится ни славой, ни деньгами.

не привык ласкать;

в завиточках волоска

не разалеться тронуту.

моих страниц войска,

по строчечному фронту.

Владимир Маяковский знал цену и силу поэтического слова, и поэтому понимал свою ответственность перед обществом и временем. Как бы не хотелось ему писать о личном, об отношениях, он предпочел для масс оставаться поэтом-борцом и агитатором. А ведь интимная лирика у поэта пролетариев – его сильная сторона, которая всегда оставалась в тени. Любовь у Маяковского – пронзительное, страстное, нежное, безнадежное и, вместе с тем, сильнейшее чувство. Он, как никто, вывернул свою душу наружу и заявил в поэзии о том, что любить – это больно. Но вернемся к анализу неоконченного «Во весь голос» Маяковского.

Его «кавалерия острот» всегда готова к бою, «поднявши рифм отточенные пики». Завещая свои стихи нам, он дает наказ бороться дальше уже без него, с верой, что его жизнь и работа не пропадет, не забудется, а поставленные цели будут достигнуты.

Поэтический язык поэмы «Во весь голос» Владимира Маяковского

В стихотворении, как и во всем творческом наследии Владимира Владимировича встречаются его собственные «перлы» – неологизмы. Это индивидуально авторские слова, которые создает сам поэт, подчиняя их художественному замыслу. «Кудреватые – мудреватые», «мандолинят» – от названия музыкального инструмента, «очки-велосипед», «песенно-есененный», «амурно-лировой», «свинцово-тяжело», «разалеться». Играть со словами поэт любил и умел, отсюда его неповторимый стиль. Кроме того, в стихотворении мастер слова то и дело играет звуками – аллитерация для стихов Маяковского – норма. Обратите внимание, как в следующем четверостишии он подбирает слова со звуками «г» и «л»:

через лирические томики,

А в следующих строках отчетливо прослеживается мастерски исполненная аллитерация («п», «р» и «л»):

поверх зубов вооруженные войска,

что двадцать лет в победах

Нельзя не упомянуть и такое стилистическое средство, как инверсия, а проще говоря перестановка слов в предложении. При анализе стихотворения Маяковского “Во весь голос”, стоит учитывать, что большинство предложений – инверсионные. Этот прием помогает выделять слова, акцентируя на них внимание. Чтобы понять смысл фразы, иногда приходится перечитывать строки несколько раз. Это поэтичность по-маяковски, она сложна, как и характер, и душа поэта.

И все-таки он лучший!

Несмотря на то, что свою жизнь, как в стихотворении, поэт «протопал» достаточно быстро, а давалась она ему порой нелегко, Владимир Маяковский – гениальный поэт!В русской литературе так и не появился тот, кто смог бы так же сильно и бескомпромиссно перевернуть все с ног на голову и затмить его славу. Пусть партбилетов и ЦК уже нет, есть сила поэтической мысли великого поэта, он актуален, непримирим и всегда жив в своих стихах.

Читайте также:  Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
Ссылка на основную публикацию