Король, дама, валет – краткое содержание романа Набокова

Король, дама, валет — Набоков Владимир Владимирович

Владимир Набоков — Король, дама, валет краткое содержание

Король, дама, валет — описание и краткое содержание, исполнитель: Евгений Терновский, слушайте бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки knigiaudio.org
Франц, скромный молодой человек из провинции приезжает в столицу с тем, чтобы устроить свою дальнейшую жизнь. В этом он надеется на помощь своего родственника, богатого коммерсанта. Вскоре, будучи частым гостем в его доме, Франц влюбляется в прекрасную и недоступную Марту, жену своего дяди. Их роман бурно развивается, и постепенно Марта внушает Францу мысль, что единственным препятствием на пути к их совместному счастью является её муж. Препятствие должно быть устранено…

Владимир Владимирович Набоков, что тут спорить лишний раз, — грандиозный американский писатель. Несмотря на то, что он утверждал, что сердце его говорит на русском, голова его, все-таки, была очень английской. Русская литература в упор не принимала произведения на своем языке от будущего классика Соединенных Штатов. Его романы ставили в тупик русскоязычных критиков, привыкших к размашистому эпосу, погружениям на дно души и философии, перипетиям сюжета и вечным исканиям, приправленным балами, дуэлями, полями и тройками.

Романы же Набокова были, на первый взгляд, просты, очень емки, прекрасно детализированы, метафоричны — лучшее в них, конечно же, это метафоры — но совершенно молчаливы. В романах Набокова ничего не называется прямо, мораль совершенно не прозрачна, до нее нужно докапываться, добираться, то есть, все это, разумеется, черты только положительные, но ждать материального ответа и повышения уровня продаж не приходилось. К тому времени, женатый молодой человек был вынужден перебиваться учительскими подработками по французскому языку, тренировками по теннису, что, скорее всего, достаточно сильно било по гордости человека, который всегда знал, что он великий писатель. Берлин, отобравший у него отца, ввергнувший в водоворот унижений бывшего русского дворянина, противный, скучный город пива и сосисок, совершенно не заслуживал ни любви, ни добрых слов в свою честь.

«Король, дама, валет» — это роман, написанный в отчаянно не любимом Набоковым городе, и несмотря на то, что в центре повествования тривиальный любовный треугольник, в первую очередь речь в идет именно о Берлине. Все, что здесь происходит — это детали одной большой картины, того пространства, которое воспитывает таких людей: пустых, неинтересных, подчеркнуто земных, телесных. Здесь нет ярких чувств, поворотов сюжета, здесь нет героев и антигероев, здесь даже дороги никуда не поворачивают, а заканчиваются тупиками. Зато вы найдете в избытке бесконечные перечисления предметов гардероба различной степени застиранности, рваности, ветхости, описанные маньяком-фетишистом. В городе стоит душное лето, и как будто бы все должно быть радостно и хорошо, но настолько тесно, утомительно, неинтересно, как будто дело происходит не в столице Германии, а в каком-нибудь Кировске.

Роман рассказывает нам полудетективную историю о молодом человеке, Франсе, который окрыленный надеждами юности и заботами матери, перебирается в Берлин, чтобы поступить на работу в конторе своего непонятного троюродного дяди, коего он до этого и в глаза-то не видел, а чем нужно будет заниматься в конторе как-то не уточнил. Ну и ладно. И вот при первой встрече с новоиспеченной родней, Франс безумно влюбляется в жену своего патрона, холодную, сдержанную Марту с прекрасными ногами в дорогих шелковых чулках. Марта когда-то вышла замуж по расчету, муж упорно считает ее Снежной Королевой, не способной на чувства; и вот эта леди из холодного цеха внезапно влюбляется в нелепого очкарика-племянника, вступает с ним в тайную связь (которую оказывается не очень уж и сложно скрывать), а дальше, по нарастающей, начинает планировать устранение своего супруга дабы зажить полной зажиточной жизнью с обретенным возлюбленным.

Роман предельно натуралистичен, полон подробнейших близоруких деталей, составляющих отталкивающую картину быта и нравов, отсутствия чувств, если не любви, то хотя бы банального уважения и благодарности. Во всех этих деталях и отражается основной замысле романа — в абсолютной ненависти к Берлину и всем его жителям. В России роман не был понят. Переведенный же на немецкий язык, он стал самым коммерчески успешным за всю историю набоковской литературы. Вот уж ирония.

Здесь нет ни одного положительного персонажа, да хотя бы мало-мальски приятного персонажа. Не то, чтобы это было обязательное условие, но приговор, что этому миру выносит автор, поистине пугает.

Франс нелепый, несамостоятельный, слабый мальчик, за которого все решают женщины — сначала мать, потом Марта, откровенно подталкивающая его на убийство. Он не имеет никакого образования и навыков, но это было бы не так критично, будь у него хоть какие-нибудь интересы. Из всех размышлений героя мы видим только одно желание — быть состоятельным. И поэтому ему так болезненно ехать в вагоне третьего класса, снимать маленькую комнату в конце улицы, работать в магазине дяди, заполненном дорогими галстуками, костюмами, бельем — такими прекрасными и непозволительно дорогими вещицами. Все это усугубляется ужинами и обедами в доме богатого дяди, жизнью у него на содержании, постоянным подсчетом денег. И обладание Мартой — как тайное обладание всеми этими недоступными богатствами, эта любовь не делает Франса сверхчеловеком, он не становится сильнее, богаче — потому что это не ценность. Он все также пресмыкается, боится своего чокнутого домовладельца, боится своих покупателей, все время боится.

Их первый запретный поцелуй, волнение, вдохи, страсть и потеря контроля — все это прекрасно дополняется деталями рваного носка и торчащего из него нечистого мизинца. А после счастливого избавления от бремени неразделенной страсти, рисунок повествования очерчивает прелестный бардак, разбросанные вещи, все те же рваные носки, дались они ему, халаты и подштанники, выгоревший след на обоях — все эти обои в цветочек будто хороводом идут на фоне постельной романтики. Подобный натурализм хорош был для «Тихого Дона» с запахами пота и лука и коровами в окне, но честное слово, Берлин?

Скудность быта, скудность существования. Все очень дорогое, но оно вообще того не стоит. Еда, одежда, радости ночных встреч. И так по кругу, по спирали, в какой-то момент ты сам теряешься и не можешь понять, о чем тут речь? Что будет дальше, ведь ничего не происходит? Есть ли вообще выход из этого тупика.

Марта холодная, бездушная, не знавшая любви, получающая сравнения то с мадонной, то с жабой — сначала подчеркнуто фригидная, она как будто совсем не знает чувств. Она постоянно недовольна чем-то, зачем-то постоянно торгуется, делает это все тоже равнодушно, по инерции, как красивая заведенная кукла. Она думает, что любит Франса, но просто сбежать с возлюбленным (читать: с любовником) не может, потому что тогда она лишится всего своего роскошного быта, всех своих шелковых чулок и розовой туалетной воды. Она даже просчитывает на десять лет вперед карьерный рост Франса, чтобы сбежать с ним, как-то забывая о том факте, что работает он на ее мужа. Ее существование откровенно бессмысленно, ее жизнь не будет иметь развития. Франса она хочет поставить просто на место Драйера: он должен заменить его в доме, в ведении дел, в постели. Но в жизни их ничего бы не изменилось, все те же ужины, все те же смены нарядом, разве что никто бы больше не слышал раскатистого, золотистого смеха хозяина дома.

Франс впервые видит возлюбленную в поезде, на котором они случайно едут вместе, там, мельком, она очаровывает его, а по приезде он разбивает очки — как символ слепоты, полной беспомощности и дезориентации в пространстве. Она становится его поводырем, его руководителем, спокойно вкладывая в его руки орудие убийства. В финале очки снова бьются, но сейчас это трещина на стекле, искажение мира, постоянно царапающая паутинка, как расколовшийся мир.

Слепота вообще здесь имеет место быть и является чуть ли не главным пороком. Драйер по началу кажется жертвой чужой жестокости, — веселый, жизнерадостный оптимист, настоящий хозяин жизни — вот кто король в этом раскладе. Он успешен, полон идей и энергии, он горяч в противоположность своей замороженной супруге. Он постоянно шутит и смеется в пшеничные усы, чем без конца раздражает Марту. Но он содержит ее и сделал ее жизнь такой, как ей хочется: Марта никогда не высказывает недовольства своей жизнью, даже планируя будущую жизнь с Франсом, она осознает несбыточность надежд, вспоминая о том, что не сможет жить в нищете. А комфорт гораздо важнее, чем физическое отвращение при виде мужа. Но в дальнейшем мы понимаем, что Драйер просто очарован собой, он любит себя и свое дело, он увлекается, а потом резко остывает, основой его поступков оказывается только тривиальная жажда развлечений. Он просто-напросто слеп. Драйер не видит разворачивающегося под носом романа, он совершенно не верно воспринимает жену. Он может забыть об обещании или вовсе о человеке, которому оно было дано. Его взгляд направлен только внутрь себя, и кажущаяся любовь к жене — это тоже лишь элемент самолюбования, наслаждения собой и стоящей рядом красотой.

Все они говорящие куклы-манекены, которых Драйер изобретает и пытается продать американцу. Пустые, бестелесные, невесомые, чье существование не оправдано вообще ничем, а значит, чему продолжаться на страницах романа? Они действительно как карты в колоде: так выпал расклад, но они сами по себе не значат ничего, просто часть колоды. И их совершенно не жалко. Отбой.

А по сути дела, все это словоизлияние можно укомплектовать в одно-единственное предложение из небольшого рассказа «Путеводитель по Берлину»:

…Скучно, одним словом. Скучный, чужой город. И жить в нем дорого…

Владимир Набоков слушать все книги автора по порядку

Владимир Набоков
Владимир Набоков — все книги автора в одном месте слушать по порядку полные версии на сайте онлайн аудио библиотеки knigiaudio.org

Владимир Набоков — Король, дама, валет отзывы

Отзывы слушателей о книге Король, дама, валет, исполнитель: Евгений Терновский. Читайте комментарии и мнения людей о произведении.
Уважаемые читатели и просто посетители нашей библиотеки! Просим Вас придерживаться определенных правил при комментировании литературных произведений.

  • 1. Просьба отказаться от дискриминационных высказываний. Мы защищаем право наших читателей свободно выражать свою точку зрения. Вместе с тем мы не терпим агрессии. На сайте запрещено оставлять комментарий, который содержит унизительные высказывания или призывы к насилию по отношению к отдельным лицам или группам людей на основании их расы, этнического происхождения, вероисповедания, недееспособности, пола, возраста, статуса ветерана, касты или сексуальной ориентации.
  • 2. Просьба отказаться от оскорблений, угроз и запугиваний.
  • 3. Просьба отказаться от нецензурной лексики.
  • 4. Просьба вести себя максимально корректно как по отношению к авторам, так и по отношению к другим читателям и их комментариям.

Надеемся на Ваше понимание и благоразумие. С уважением, администратор knigiaudio.org.

    Ничего не найдено.

Критики о романе[ | ]

Роман привлёк внимание эмигрантских критиков, на которых произвел двойственное впечатление. Ю. Айхенвальд, автор в целом доброжелательной рецензии на «Король, дама, валет», похвалив «нарядный словесный костюм Сирина», по достоинству оценив его «редкую наблюдательность и приметливость по отношению к внешнему миру», позволяющую ему «рассыпать по всей книге множество бликов и блесток, бесконечно малые величины и оттенки наблюдений, мозаику блистательных подробностей», в то же время усомнился в главном — в психологической оправданности и необходимости возникновения преступного замысла у Марты и Франца: «… нет полной убедительности в том, что на их дороге не стали никакие задерживающие центры, ни малейшее сопротивление совести и жалости, что иначе устроиться, кроме как путем преступления, они не могли. Не то, чтобы сколько-нибудь значительна была их нравственная сила, но просто практичная Марта в своей жизненной игре могла бы совместить короля и валета, не отказываться от нежного любовника»[2].

М. Осоргин, после «Машеньки» с надеждой смотревший на Сирина как на бытописателя русской эмиграции, «первого настоящего художника беженского быта», не скрывая разочарования, констатировал: «Расчет наш совершенно не оправдался, и место бытовика беженства остается незанятым», тем не менее он дал высокую оценку роману: «В. Сирин написал очень хорошую книгу, умную, художественную и занимательную в чтении». Выделив в качестве смысловой доминанты «Короля, дамы, валета» мотив «людей-манекенов», критик уловил в романе нотки социальной критики и сатиры: «В. Сирин с художественным чутьём русского психолога перенёс центр тяжести на характеры своих „героев“ и в этих характерах угадал и изобразил настоящий ужас эпохи. Приёмами подлинного искусства он вывел перед нами живых людей, почти первых встречных, которых мы видим и знаем, — и вдруг эти люди оказались теми манекенами-модерн, которых мы тоже знаем и видим…в витринах модных магазинов. Эти „люди“ — европейские буржуа, агенты прочной государственности, потребители и производители антиискусства, созидатели той морали уже близкого будущего, в которой устаревшие понятия добра и зла будут окончательно заменены рубриками „дебет“ и „кредит“»[3].

В 1960-1970-е, когда роман был переведен на английский, а затем, с английского варианта, — на другие европейские языки. Реакция критиков была столь же неоднозначной. «Неглубокая, статичная, линейная история усложнена лишь громоздкими планами убийства, которые вынашивают любовники, и довольно банально заканчивается неожиданной смертью „дамы“. Второстепенные персонажи сведены к статистам или гротескным, неправдоподобным карикатурам: чудаковатый старичок — хозяин меблированных комнат, пьяница водитель, нервный изобретатель движущихся манекенов… Все усилия автора, кажется, направлены на подробное описание тройственной коннотации этой сентиментальной неразберихи, и каждая партия проиграна с безукоризненной психологической точностью. Но холодность, с какой Набоков относится к персонажам, ледяная отчужденность, с какой он двигает хорошо смазанный зубчатый механизм истории, крепко удерживают всю повествовательную конструкцию и намечают переход к другой характерной стилистической манере: уже в этом раннем опыте ясно прослеживается оригинальная смесь весёлой и жёсткой иронии (здесь даже слишком явной) и тонкого эротизма, который определяет более счастливый регистр его главных романов» писал Джованни Больоло[4].

Читайте также:  Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

«За пошлой, липкой атмосферой, карикатурой, зачастую уморительной, просматривается мир страсти; пылкая страсть Марты к обеспеченности, к наслаждению драматична, ибо страсть и карикатура непримиримы; отчаянные и тщетные усилия двух сообщников, чтобы замыслить преступление и тем достичь, в каком-то смысле, творчества; безумная надежда, безумное желание Марты, возвышающееся почти до поэзии:„ …кругом волны, сияние… грудь дышит так легко… на душе так ясно“. Если по мере чтения невольно проникаешься сочувствием к этим паяцам, узникам своего репертуара, своей механики, стремящимся, будучи в плену у цифр и вещей, к некому фальшивому эдему, к невинности без риска, которая стала бы их свободой, то потому, что уже в этом блестящем произведении молодости Набоков умеет заворожить, манипулируя читателем» писала Вивиан Форрестер[5].

Комментарии

  • Аккита09-05-2020
    Какое ужасное чтение.

— к книге «Напряжение сходится»

7-я глава повторяет главу 6. Кусок пропущен. Исправьте!

— к книге «Тайные виды на гору Фудзи»

мне очень нравится

— к книге «От Руси до России»

С книгами Веры Чирковой познакомилась случайно.но оказалось что это то .что мне надо.читаю. перечитываю.слежу за героями книги.смеюсь и переживаю вместе с ними.Спасибо Вере и спасибо Максиму Суслову. неплохо прочитано

— к книге «Принцесса для младшего принца»

— к книге «Племянник чародея»

Уже несколько раз пытаюсь слушать книги в чтении Вячеслава Герасимова,но больше 1 главы просто не выдерживаю. Это просто ужасно. Каждое предложение заканчивает просто скороговоркой,очень часто проглатывает окончания,слушать просто невозможно,а в другом чтении этих книг нет,неужели ,прежде,чем давать чтение,нельзя послушать.

— к книге «Доктор Данилов в Склифе. Эпидемия»

Сержан в озвучке Шубина- просто мегагалактическая бонба! спать хочу-не могу, но слушаю и хихикаю!

Владимир Набоков – Король, дама, валет

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Владимир Набоков – Король, дама, валет краткое содержание

«Король, дама, валет». Книга, стоящая, по экспрессионизму своего жестокого психологизма, особняком в контексте набоковской прозы, – однако тем более интересная…

Король, дама, валет – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Король, дама, валет

Огромная, черная стрела часов, застывшая перед своим ежеминутным жестом, сейчас вот дрогнет, и от ее тугого толчка тронется весь мир: медленно отвернется циферблат, полный отчаяния, презрения и скуки; столбы, один за другим, начнут проходить, унося, подобно равнодушным атлантам, вокзальный свод; потянется платформа, увозя в неведомый путь окурки, билетики, пятна солнца, плевки; не вращая вовсе колесами, проплывет железная тачка; книжный лоток, увешанный соблазнительными обложками, – фотографиями жемчужно-голых красавиц, – пройдет тоже; и люди, люди, люди на потянувшейся платформе, переставляя ноги и все же не подвигаясь, шагая вперед и все же пятясь, – как мучительный сон, в котором есть и усилие неимоверное, и тошнота, и ватная слабость в икрах, и легкое головокружение, – пройдут, отхлынут, уже замирая, уже почти падая навзничь…

Больше женщин, чем мужчин, – как это всегда бывает среди провожающих… Сестра Франца, такая бледная в этот ранний час, нехорошо пахнущая натощак, в клетчатой пелерине, какой, небось, не носят в столице, – и мать, маленькая, круглая, вся в коричневом, как плотный монашек. Вот запорхали платки.

И отошли не только они, – эти две знакомые улыбки,-тронулся не только вокзал, с лотком, тачкой, белым продавцом слив и сосисок, – тронулся и старый городок в розоватом тумане осеннего утра: каменный курфюрст на площади, землянично-темный собор, поблескивающие вывески, цилиндр, рыба, медное блюдо парикмахера… Теперь уж не остановить. Понесло! Торжественно едут дома, хлопают занавески в открытых окнах родного дома, потрескивают полы, скрипят стены, сестра и мать пьют на быстром сквозняке утренний кофе, мебель вздрагивает от учащающихся толчков, – все скорее, все таинственнее едут дома, собор, площадь, переулки… И хотя уже давно мимо вагонного окна развертывались поля в золотистых заплатах, Франц еще ощущал, как отъезжает городишко, где он прожил двадцать лет.

В деревянном, еще прохладном отделении третьего класса сидели, кроме Франца: две плюшевых старушки, дебелая женщина с корзиной яиц на коленях и белокурый юноша в коротких желтых штанах, крепкий, угластый, похожий на свой же туго набитый, словно высеченный из желтого камня мешок, который он энергично стряхнул с плеч и бухнул на полку. Место у двери, против Франца, было занято журналом с голой стриженой красавицей на обложке, а в коридоре, у окна, спиной к отделению, стоял широкоплечий господин.

Город уехал. Франц схватился за бок, навылет раненный мыслью, что пропал бумажник, в котором так много: крепкий билетик, и чужая визитная карточка, и непочатый месяц человеческой жизни. Бумажник был тут как тут, плотный и теплый. Старушки стали шевелиться, шурша разоблачать бутерброды. Господин, стоявший в проходе, повернулся и, слегка качнувшись, отступив на полшага и снова поборов шаткость пола, вошел в отделение.

Только тогда Франц увидел его лицо: нос – крохотный, обтянут по кости белесой кожей, кругленькие, черные ноздри непристойны и асимметричны, на щеках, на лбу – целая география оттенков, – желтоватость, розоватость, лоск. Бог знает, что случилось с этим лицом, – какая болезнь, какой взрыв, какая едкая кислота его обезобразили. Губ почти не было вовсе, отсутствие ресниц придавало выпуклым, водянистым глазам невольную наглость. А наряден и статен был господин на диво: шелковый галстук в нежных узорах нырял, слегка изогнувшись, под двубортный жилет. Руки в серых перчатках подняли, раскрыли журнал с соблазнительной обложкой.

У Франца дрожь прошла между лопаток, и во рту появилось страшное ощущение: неотвязно мерзка влажность нёба, отвратительно жив толстый, пупырчатый язык. Память стала паноптикумом, и он знал, знал, что там, где-то в глубине,-камера ужасов. Однажды собаку вырвало на пороге мясной лавки: однажды ребенок поднял с панели и губами стал надувать нечто, похожее на соску, желтое, прозрачное; однажды простуженный старик в трамвае пальнул мокротой… Все – образы, которых Франц сейчас не вспомнил ясно, но которые всегда толпились на заднем плане, приветствуя истерической судорогой всякое, новое, сродное им впечатление. После таких ужасов, в те еще недавние дни, вялый, долговязый, перезрелый школьник ронял из рук портфель, бросался ничком на кушетку, и его долго, мучительно мутило. Мутило его и на последнем экзамене,-оттого, что сосед по парте, задумавшись, грыз и без того обгрызанные, мясом ущемленные ногти. И школу Франц покинул с облегчением, полагая, что отделался навсегда от ее грязноватой, прыщеватой жизни.

Господин разглядывал журнал, и сочетание его лица и фотографии на обложке было чудовищно. Румяная торговка сидела рядом с монстром, прикасаясь к нему сонным плечом; рюкзак юноши лежал бок-о-бок с его черным, склизким, пестрым от наклеек, чемоданом, а главное, – старушки, несмотря на мерзкое соседство, жевали бутерброды, посасывали мохнатые дольки апельсинов, завертывали корки в бумажки и деликатно бросали под лавку… Франц стискивал челюсти, сдерживая смутный позыв на рвоту. Когда же господин отложил журнал и стал сам, не снимая перчаток, есть булочку с сыром, вызывающе глядя на Франца, он не стерпел. Быстро встав, запрокинув побелевшее лицо, он расшатал, стащил сверху свой чемодан, надел пальто и шляпу и, неловко стукнувшись чемоданом о косяк, вышел в коридор.

Ему сразу стало легче, но головокружение не прошло. Вдоль окон пролетал буковый лес, рябили лиловатые стволы, испещренные солнцем. Он неуверенно пошел по коридору, всматриваясь в отделения. Только в одном из них было свободное место; зато там сидела сердитая женщина с двумя бледными, чернорукими, раздраженными детьми, которые, подняв плечи в ожидании неизбежного подзатыльника, тихонько сползали с лавки, чтобы поиграть сальными бумажками на полу, у ног пассажиров. Франц дошел до конца вагона и там остановился, пораженный небывалой мыслью. Эта мысль была так хороша, так дерзновенна, что даже сердце запнулось, и на лбу выступил пот. «Нет, нельзя…» – вполголоса сказал Франц, уже зная, впрочем, что соблазна не перебороть. Затем, двумя пальцами проверив узел галстука, он с восхитительным замиранием под ложечкой перешел по шаткой соединительной площадке в следующий вагон.

Это был вагон второго класса, а второй класс был для Франца чем-то непозволительно привлекательным, немного греховным, пожалуй, – с привкусом пряного мотовства, – как рюмка густого белого кюрасо, как трехминутная поездка в таксомоторе, как тот огромный помплимус, похожий на желтый череп, который он как-то купил по дороге в школу. О первом классе нельзя было мечтать вовсе: бархатные покои, где сидят дипломаты в дорожных кепках и почти неземные актрисы. Но во второй… во второй… ежели набраться смелости… Покойный отец (нотариус и филателист) езжал, говорят, – давно, до войны, – вторым классом. И все-таки Франц не решался, – замирал в начале прохода, у таблички, сообщавшей вагонный инвентарь, – и уже не решетчатый лес мелькал за окнами, а благородно плыли просторные поля, и вдалеке, параллельно полотну, текла дорога, по которой улепетывал лилипутовый автомобиль.

Король, дама, валет – Набоков Владимир Владимирович

Король, дама, валет – Набоков Владимир Владимирович краткое содержание

«Король, дама, валет». Книга, стоящая, по экспрессионизму своего жестокого психологизма, особняком в контексте набоковской прозы, – однако тем более интересная…

Король, дама, валет читать онлайн бесплатно

Король, дама, валет

Огромная, черная стрела часов, застывшая перед своим ежеминутным жестом, сейчас вот дрогнет, и от ее тугого толчка тронется весь мир: медленно отвернется циферблат, полный отчаяния, презрения и скуки; столбы, один за другим, начнут проходить, унося, подобно равнодушным атлантам, вокзальный свод; потянется платформа, увозя в неведомый путь окурки, билетики, пятна солнца, плевки; не вращая вовсе колесами, проплывет железная тачка; книжный лоток, увешанный соблазнительными обложками, – фотографиями жемчужно-голых красавиц, – пройдет тоже; и люди, люди, люди на потянувшейся платформе, переставляя ноги и все же не подвигаясь, шагая вперед и все же пятясь, – как мучительный сон, в котором есть и усилие неимоверное, и тошнота, и ватная слабость в икрах, и легкое головокружение, – пройдут, отхлынут, уже замирая, уже почти падая навзничь…

Больше женщин, чем мужчин, – как это всегда бывает среди провожающих… Сестра Франца, такая бледная в этот ранний час, нехорошо пахнущая натощак, в клетчатой пелерине, какой, небось, не носят в столице, – и мать, маленькая, круглая, вся в коричневом, как плотный монашек. Вот запорхали платки.

И отошли не только они, – эти две знакомые улыбки,-тронулся не только вокзал, с лотком, тачкой, белым продавцом слив и сосисок, – тронулся и старый городок в розоватом тумане осеннего утра: каменный курфюрст на площади, землянично-темный собор, поблескивающие вывески, цилиндр, рыба, медное блюдо парикмахера… Теперь уж не остановить. Понесло! Торжественно едут дома, хлопают занавески в открытых окнах родного дома, потрескивают полы, скрипят стены, сестра и мать пьют на быстром сквозняке утренний кофе, мебель вздрагивает от учащающихся толчков, – все скорее, все таинственнее едут дома, собор, площадь, переулки… И хотя уже давно мимо вагонного окна развертывались поля в золотистых заплатах, Франц еще ощущал, как отъезжает городишко, где он прожил двадцать лет.

В деревянном, еще прохладном отделении третьего класса сидели, кроме Франца: две плюшевых старушки, дебелая женщина с корзиной яиц на коленях и белокурый юноша в коротких желтых штанах, крепкий, угластый, похожий на свой же туго набитый, словно высеченный из желтого камня мешок, который он энергично стряхнул с плеч и бухнул на полку. Место у двери, против Франца, было занято журналом с голой стриженой красавицей на обложке, а в коридоре, у окна, спиной к отделению, стоял широкоплечий господин.

Город уехал. Франц схватился за бок, навылет раненный мыслью, что пропал бумажник, в котором так много: крепкий билетик, и чужая визитная карточка, и непочатый месяц человеческой жизни. Бумажник был тут как тут, плотный и теплый. Старушки стали шевелиться, шурша разоблачать бутерброды. Господин, стоявший в проходе, повернулся и, слегка качнувшись, отступив на полшага и снова поборов шаткость пола, вошел в отделение.

Только тогда Франц увидел его лицо: нос – крохотный, обтянут по кости белесой кожей, кругленькие, черные ноздри непристойны и асимметричны, на щеках, на лбу – целая география оттенков, – желтоватость, розоватость, лоск. Бог знает, что случилось с этим лицом, – какая болезнь, какой взрыв, какая едкая кислота его обезобразили. Губ почти не было вовсе, отсутствие ресниц придавало выпуклым, водянистым глазам невольную наглость. А наряден и статен был господин на диво: шелковый галстук в нежных узорах нырял, слегка изогнувшись, под двубортный жилет. Руки в серых перчатках подняли, раскрыли журнал с соблазнительной обложкой.

У Франца дрожь прошла между лопаток, и во рту появилось страшное ощущение: неотвязно мерзка влажность нёба, отвратительно жив толстый, пупырчатый язык. Память стала паноптикумом, и он знал, знал, что там, где-то в глубине,-камера ужасов. Однажды собаку вырвало на пороге мясной лавки: однажды ребенок поднял с панели и губами стал надувать нечто, похожее на соску, желтое, прозрачное; однажды простуженный старик в трамвае пальнул мокротой… Все – образы, которых Франц сейчас не вспомнил ясно, но которые всегда толпились на заднем плане, приветствуя истерической судорогой всякое, новое, сродное им впечатление. После таких ужасов, в те еще недавние дни, вялый, долговязый, перезрелый школьник ронял из рук портфель, бросался ничком на кушетку, и его долго, мучительно мутило. Мутило его и на последнем экзамене,-оттого, что сосед по парте, задумавшись, грыз и без того обгрызанные, мясом ущемленные ногти. И школу Франц покинул с облегчением, полагая, что отделался навсегда от ее грязноватой, прыщеватой жизни.

Господин разглядывал журнал, и сочетание его лица и фотографии на обложке было чудовищно. Румяная торговка сидела рядом с монстром, прикасаясь к нему сонным плечом; рюкзак юноши лежал бок-о-бок с его черным, склизким, пестрым от наклеек, чемоданом, а главное, – старушки, несмотря на мерзкое соседство, жевали бутерброды, посасывали мохнатые дольки апельсинов, завертывали корки в бумажки и деликатно бросали под лавку… Франц стискивал челюсти, сдерживая смутный позыв на рвоту. Когда же господин отложил журнал и стал сам, не снимая перчаток, есть булочку с сыром, вызывающе глядя на Франца, он не стерпел. Быстро встав, запрокинув побелевшее лицо, он расшатал, стащил сверху свой чемодан, надел пальто и шляпу и, неловко стукнувшись чемоданом о косяк, вышел в коридор.

Читайте также:  Старая черепаха – краткое содержание рассказа Нагибин

Ему сразу стало легче, но головокружение не прошло. Вдоль окон пролетал буковый лес, рябили лиловатые стволы, испещренные солнцем. Он неуверенно пошел по коридору, всматриваясь в отделения. Только в одном из них было свободное место; зато там сидела сердитая женщина с двумя бледными, чернорукими, раздраженными детьми, которые, подняв плечи в ожидании неизбежного подзатыльника, тихонько сползали с лавки, чтобы поиграть сальными бумажками на полу, у ног пассажиров. Франц дошел до конца вагона и там остановился, пораженный небывалой мыслью. Эта мысль была так хороша, так дерзновенна, что даже сердце запнулось, и на лбу выступил пот. «Нет, нельзя…» – вполголоса сказал Франц, уже зная, впрочем, что соблазна не перебороть. Затем, двумя пальцами проверив узел галстука, он с восхитительным замиранием под ложечкой перешел по шаткой соединительной площадке в следующий вагон.

Это был вагон второго класса, а второй класс был для Франца чем-то непозволительно привлекательным, немного греховным, пожалуй, – с привкусом пряного мотовства, – как рюмка густого белого кюрасо, как трехминутная поездка в таксомоторе, как тот огромный помплимус, похожий на желтый череп, который он как-то купил по дороге в школу. О первом классе нельзя было мечтать вовсе: бархатные покои, где сидят дипломаты в дорожных кепках и почти неземные актрисы. Но во второй… во второй… ежели набраться смелости… Покойный отец (нотариус и филателист) езжал, говорят, – давно, до войны, – вторым классом. И все-таки Франц не решался, – замирал в начале прохода, у таблички, сообщавшей вагонный инвентарь, – и уже не решетчатый лес мелькал за окнами, а благородно плыли просторные поля, и вдалеке, параллельно полотну, текла дорога, по которой улепетывал лилипутовый автомобиль.

Его вывел из затруднения кондуктор, как раз совершавший обход. Франц прикупил своему билету дополнительный чин. Гулким мраком бабахнул короткий туннель. Опять светло, и уже нет кондуктора.

В купе, куда Франц вошел с безмолвным, низким поклоном, сидели только двое: чудесная, большеглазая дама и пожилой господин с подстриженными желтыми усами. Франц снял пальто и осторожно сел. Сиденье было так мягко, так уютно торчал у виска полукруглый выступ, отделяющий одно место от другого, так изящны были снимки на стенке: какой-то собор, какой-то водопад… Он медленно вытянул ноги, медленно вынул из кармана газету; но читать не мог: оцепенел в блаженстве, держа раскрытую газету перед собой. Его спутники были обаятельны. Дама – в черном костюме, в черной шапочке с маленькой бриллиантовой ласточкой, лицо серьезное, холодноватые глаза, легкая тень над губой и бархатно-белая шея в нежнейших поперечных бороздках на горле. Господин, верно, иностранец, оттого что воротничок мягкий, и вообще… Однако Франц ошибся.

Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 10 класс

По жанровой направленности произведение представляется в форме гражданской лирики, основной тематикой которой является изображение тяжелой судьбы женской представительницы русского крестьянства.

Повествование в произведении ведется от имени лирического героя, раскрывающего не только основную тему, но и затрагивающего вопросы красоты, безволия, социальной незащищенности русской женщины, а также несправедливости жизни.

Композиционная структура стихотворения представляет форму кольцевой, начинающейся и заканчивающейся обращением лирического героя к крестьянской девушке. Композиция в условной форме подразделяется на две части в виде воображаемой счастливой жизни красивой и молодой крестьянской девушки, а также в виде реальной несчастной действительности, заключающейся в работе, побоях мужа, бесконечном рождении детей.

Образ русской женщины представляется поэтом в качестве молодой, прекрасной и волнующей девушки, на которую оказывает сильное влияние тяжелая жизнь в виде беспросветной крестьянской доли.

Девушка характеризуется в стихотворении «Тройка» как резвая, живая, обворожительная крестьянка, будущее которой уже определено и неминуемо, поскольку ее ожидает горькая судьба крепостной женщины.

В качестве стихотворного размера поэт выбирает форму трехстопного анапеста в сочетании с перекрестной рифмовкой, мужской и женской рифмами, чередующимися в строфах и создающих атмосферу цельного, гармоничного и единого произведения, а также наполняющих повествование музыкальным звучанием, напоминающим песню.

Средствами художественной выразительности в стихотворении «Тройка» автором используются многочисленные эпитеты и разнообразные метафоры, а также применяются сравнения, создающие эмоциональный фон произведения.

Своеобразием произведения является применение автором в повествовании художественного приема в виде антитезы, а также отсутствие романтических мотивов, прикрывающих реальность российской действительности того исторического периода.

Смысловая нагрузка стихотворения заключается в злободневном отображении поэтом уродства и жестокости крепостнического строя России, описанного без приукрашивания, правдиво и искренно, передавая трагическое положение народа, которое не замечает высшее сословие, способное оказать влияние на судьбу русских людей.

Вариант 2

Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878) «Тройка» было написано в 1846 году в жанре «гражданского лиризма», близком поэту. Это было для автора нелегкое время, в этом же году он вместе с другом – писателем Панаевым – боролся за право возглавить журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным, где позже оно было опубликовано.

Основная тема стихотворения «Тройка» – тяжелая и безрадостная жизнь русских женщин в то время. В России еще в полной мере было распространено крепостное право (отменено в 1961 г.), позволявшее хозяевам относиться к своим крестьянам, как к рабам. Женщинам же, обремененным еще и домашней работой, приходилось совсем туго.

По мысли автора, стихотворение разделено как бы на две равных части. В первой рисуется воображаемая действительность, возникшая в мечтах девушки, увидевшей на дороге тройку с проезжавшим в ней молодым корнетом. Поскольку девушка молода и красива, возможно, юноша полюбит ее, женится, и жизнь ее пройдет счастливо и беззаботно: «Будет жизнь и полна, и легка…».

Но брак барина с крепостной крестьянкой в то время был невозможен, и во второй части стихотворения поэт опускает героиню «с небес на землю»: «Да не то тебе пало на долю…». В реальности молодую красавицу ждет муж – грубиян, жестокая свекровь, болезни от чрезмерных физических нагрузок и ранняя смерть.

В финале стихотворения автор советует героине не будоражить свое сердце напрасными мечтами: «Не гляди же с тоской на дорогу…». Доля крестьянки предначертана с рождения, и изменить ее ей не под силу.

Стихотворение написано Н. А. Некрасовым от второго лица, он как бы обращается к молодой крестьянке, беседует с ней. Почти во всем произведении использовались перекрестные рифмы, и только в последней строфе автор перешел на смежную рифмовку, подведя итог и подчеркнув тщетность мечтаний героини: «Не нагнать тебе бешеной тройки…».

По ритму и рифме форма произведения – трехстопный анапест – плавный, песенный размер, часто привлекающий композиторов. Впоследствии на него была написана музыка, так появился романс «Что ты жадно глядишь на дорогу», известный до сих пор.

Еще в детстве Н. А. Некрасову не раз приходилось наблюдать за жизнью крестьян, непросто сложилась и судьба его матери. «Тройка» – далеко не единственное произведение поэта, посвященное нелегкой женской доле в Царской России («В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос» и др.), но одно из первых и поэтому самых ярких и запоминающихся.

Анализ стихотворения Тройка Некрасова кратко

Николай Некрасов – человек, который может считаться по всем правилам – певцом женской доли. Ведь именно он в своих произведениях часто описывал весьма нелегкую женскую долю. Именно потому критики дали ему такое прозвание. В его творчествах часто встречаются сюжеты, в которых описывается русская женщина, которая всегда в какой-то степени была и красивой, и умной, и даже хозяйкой не плохой ,а просто – отменной, но вместе с тем – с нелегкой судьбой.

Произведение под названием «Тройка» написано поэтом в 1846 году. Крепостное право еще не было отменено, так как до 1861 года оставалось целых пятнадцать лет. Это важно, так как женщины русский были в своих семьях, и не только – как рабыни, ведь им приходилось работать просто как каторжникам. Они не имели никаких прав, и не имели возможности быть даже гордыми. Именно потому Некрасов в этом произведении описывает нелегкую женскую долю.

Тройка промчавшихся коней всегда вызывала просто неподдельный интерес у девушек крестьянок. Ведь в ней мог оказаться тот самый барин молодой, который увезет одну из них с собой. Но Некрасов предрекает большинство судеб девушек – печальными, так как на всех таких принцев не хватит. Он также печально взывает к ним, вопрошая – зачем бежишь туда? Зачем? Ведь у девушек – крестьянок будет муж, какой-нибудь, который будет бить, говоря, что любит.

5 класс. 9, 10 класс.

Анализ стихотворения Тройка по плану

Тройка

Возможно вам будет интересно

Основная часть любовной лирики Некрасова приходится на период середины его творчества и, конечно, жемчужиной среди всей этой лирики остается так называемый панаевский цикл, который представляет собой рассказ об амурных отношениях с Авдотьей Панаевой

Данное стихотворение Есенин написал в самый разгар войны, что, казалось бы, неуместно. Но, не смотря на всю свою суровость, достаточно гневное отношение к некоторому политическому строю и собственную оппозицию он был человеком достаточно открытым

Произведение относится к классической лирике поэта, выраженной в форме народной песни, высказанной простым для народного понимания языком. Стихотворение является частью поэмы поэта «Кому на Руси жить хорошо»

Стихотворение поэт написал 1857 году. Чтобы понять его сюжет, следует изучить автобиографию Фета. Поэт посвятил стихотворение своей погибшей возлюбленной — Марии Лазич.

Владимир Маяковский известный советский и российский поэт 20 столетия. Направлением его яркого творчества был футуризм, который захватывал в это время много юных поэтов.

Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 9, 10 класс

Поэзия «Тройка» Н.А. Некрасова посвящена судьбе русской молодой женщины. Это стихотворение было опубликовано в «Современнике». Сюжет произведения прост: молодая крепостная девушка провожает взглядом шальную тройку, что везёт красивого корнета. Девушка поражает своей красотой. Молодуха озорная и весёлая. Однако она может быть счастливой только в своих мечтах. Поэт переходит к размышлениям, что поистине ждет девушку. Какова же реальность? Как и все, она выйдет за мужика – грубияна. Ждет девушку тяжёлая домашняя работа, повседневный быт. Свекровь будет издеваться и придираться к каждой мелочи. Мужу нужно во всём угодить. Каждый день станет настоящим испытанием. Красавицу ждет примитивное существование, изнурительный труд, побои, тяготы материнства. Всё это неизбежно скажется на внешности. После замужества девушку ждут только преждевременная старость и смерть.Поэт подводит итог: изменить судьбу нельзя, молодой девушке нужно смириться и отбросить мечты. Поэзию можно разделить на две условные части: в первой части Н.Некрасов описывает настоящее крепостной ( с первой по пятую строфу), а во второй части автор рассказывает, что ждёт девушку в будущем ( с шестой по двенадцатую строфу).

Между собой первая и вторая части по настроению контрастные. В первой части она молода и беззаботна, а во второй – страдалица. Образ крестьянской девушки показан Н.Некрасовым в традициях фольклора.

В произведении подобраны яркие и сочные эпитеты, что создают колоритный образ крестьянской девушки: красная лента в волосах, лукавый глазок, бежит торопливо, легкий пушок. Сравнение: черных, как ночь; мчится вихрем. Для того, чтобы подчеркнуть важность происходящих событий, автор использует инверсию: забило сердечко, вьётся лента, смотрит глазок. Н.А. Некрасов таким образом обращает внимание читателя на то, чего хочет героиня и что её ожидает на самом деле. Глаголы становятся более акцентированными. Также особенное значение имеют в данном произведении образы – символы: тройка, дорога, могила, конь. Произведение насыщено метафорами: забило сердечко тревогу, взгляд полный чар, заглуши тревогу. Употреблена автором антитеза: отцветёшь – расцвести.

Рифмовка перекрёстная: на дорогу – тревогу, подруг – вдруг. Автор употребляет женскую и мужскую рифму. Стихотворный размер – анапест. Строфы состоят из чётырех строк (катрен).

Произведение стало очень популярным, потому что в нём изложены актуальные проблемы. Позже «Тройка» стала романсом.

Последняя строка заканчивается многоточием. Читатели сами могут домыслить продолжение этого произведения.

Анализ стиха Некрасова Тройка

Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка» было написано в 1846 году и в последствии опубликовано в журнале «Современник». Произведение относится к жанру гражданская лирика. Примечательно, что стихотворение увидело свет за 15 лет до отмены крепостного права.

В своем произведении автор рассказывает о тяжелой судьбе русской крестьянки. При этом стихотворение построено на противопоставлении счастливой воображаемой жизни и мрачной и суровой реальности. До отмены крепостного права женщины в деревнях жили как рабыни, занимаясь тяжелым физическим трудом. Многие молодые девушки мечтали спастись от такой жизни и грезили о встрече с прекрасным принцем, который заберет ее.

Композиция у стихотворения кольцевая. В первых и в последних строках фигурирует один и тот же образ девушки, печально гладящей на дорогу. Только если в начале автор вопрошает у героини, почему она жадно смотрит на дорогу, то в последних сроках он уговаривает ее не глядеть туда с тоской.

Центральным образом в произведении является образ тройки, стремительно бегущей по дороге. Девушка мечтает, что однажды в тройке проедет прекрасный юноша и, влюбивший в нее, заберет из деревни. Однако, в данном случае тройка – еще и символ упущенных возможностей и быстротечной жизни, пролетающей перед глазами. Погруженная в грезы, и страдающая от несправедливости жизни, девушка не замечает ее стремительного хода.

Читайте также:  Старая черепаха - краткое содержание рассказа Нагибин

В произведении присутствует множество средств выразительности. Автор задействует метафоры, эпитеты, сравнения.

Стихотворение, включающее в себя двенадцать катренов, написано трехстопным анапестом с песенным размером. Благодаря этому в последствии на него была положена музыка, после чего произведение стало романсом. Рифмовка в «Тройке» перекрестная, при этом чередуются мужская и женская рифмы.

5, 8, 9, 10 класс. По плану кратко

Картинка к стихотворению Тройка

Популярные темы анализов

Когда Александр Сергеевич учился в лицее, на последнем году обучения ему приходит мысль написать новое произведение. Его жизнь полностью кипит и приобретает новых оборотов. Поэт участвует в работе литературного общества, увлекает творчеством

Произведение М.Ю. Лермонтова «Сон», было создано им в 1841 году. В момент написания автор находился на Кавказе в ссылке. Это одно из заключительных стихотворений поэта. Он как будто, предчувствовал свою приближающуюся гибель. Ранее,

В 1856 году, Николаем Некрасовым было написано стихотворение «Прощанье». К сожалению, поэт не успел увидеть его в напечатанном варианте. Его друзьям, предоставлялась возможность слышать произведение из уст автора, вследствие чего

Поэтическая сила творчества А.Н. Апухтина заключается в его проницательности, искренности, любви к родному краю. Не является исключением и его сочинение «В полдень», которое демонстрирует тонкую связь внутреннего мира автора с внешним,

Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова

“Тройка” – одно из самых известных стихотворений Некрасова, который трепетно рассказывает о судьбе русской женщины. Краткий анализ “Тройка” по плану поможет ученикам 10 класса понять позицию автора. Использовать тот разбор на уроке литературы можно для более полного раскрытия темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тройка.

История создания – произведение написано Некрасовым в 1846 году. Год спустя, в 1847-м его опубликовали в “Современнике”.

Тема – тяжесть судьбы русской крестьянки.

Композиция – кольцевая, которую начинает и заканчивает обращение лирического героя к крестьянской девушке.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты“веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг”.

Метафоры“забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы”.

Сравнение“черные, как ночь”.

История создания

Это стихотворение Некрасов написал в 1846 году. Он посвятил его приятелю Тургенева и Белинского, Ивану Маслову. Этот человек служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Для того, чтобы опубликовать стихотворение в “Современнике”, пришлось получать одобрение цензуры. Получено оно было только в конце 1846 года, 30 декабря, из-за чего и пришлось переносить публикацию “Тройки” на следующий год.

Николая Алексеевича всегда волновала судьба русской женщины – он часто видел, как страдала от самодура-отца его мать. Эта тема неоднократно поднималась в его произведениях – ей же посвящена и “Тройка”.

Рассказывая о молодой девушке, поэт рисует ее прекрасной и волнующей, но ярмо тяжелой жизни уже неотвратимо зависло над ней. Этому прекрасному цветку не останется ничего другого, как увянуть прежде времени от непосильной работы и сойти в могилу.

Композиция

Для того, чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками – нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.

Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.

Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…

Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь только добавит. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая девушка прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.

И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.

Как и большинство произведений Некрасова, этот стих относится к жанру гражданской лирики. Написан он трехстопным анапестом – это размер использован поэтом для того, чтобы сделать произведение больше походим на песню. Впоследствии оно действительно было положено на музыку и стало известным романсом.

Мужская и женская рифмы, которые чередуются в строфах, создают впечатление цельности.

Средства выразительности

Автор “Тройки” умело использует многочисленные художественные средства, чтобы не только донести до читателя основную мысль, но и создать эмоциональный настрой произведения. В нем есть:

  • Эпитеты – “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг” .
  • Метафоры – “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы” .
  • Сравнение – “черные, как ночь” .

Анализ произведения «Тройка» (Н. А. Некрасов)

«Тройка» — это одно из самых известных произведений, в котором Н. А. Некрасов рассказывает о трудной крестьянской жизни и о тяжелой доле русской женщины.

История создания

Стихотворение было написано в 1846 году, и стоит отметить, что до отмены крепостного права еще целых 15 лет, но уже тогда Н. А. Некрасов указывает всем на эту проблему, тянущую страну назад.

Публикация в журнале «Современник» была позже, потому что одобрение на цензуру пришлось ждать почти год, поэтому в некоторых источниках год публикации указан 1847-48.

Также стоит заметить тот факт, что стихотворение было посвящено Ивану Маслову, который служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости и по совместительству был приятелем В. Г. Белинского и И. С. Тургенева. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Жанр, направление, размер

«Тройка» — это пророчество судьбы крестьянки, которую не изменить никак или же это предостережение мечтающей крепостной девушке, забывшей на миг, кто она есть, что ее мечты о прекрасном суженом и счастливом будущем несбыточны.

Стихотворение посвящено судьбе русской женщины и написано в духе реализма, без всяких прикрас жизни, в жанре гражданской лирики, который так любил Н. А. Некрасов и использовал во многих своих произведениях.

Трёхстопный анапест – размер стихотворения, который помог наложить слова на музыку и сделать их известным романсом, в особенности первую часть. Во всем произведении перекрёстная рифмовка, только лишь в четвертом четверостишии автор использует смежную, а мужские и женские рифмы сбалансированы и гармонично перекликаются друг c другом.

Композиция

В произведении автор использует кольцевую композицию, которую не так часто можно встретить, вследствие чего произведение становится еще более уникальным. Композиционно стихотворение можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, можно его разделить на две части, где первая часть (1-5 строфы) — это описание яркими красками красоты и невинности героини, которая пытается угнаться за тройкой, ее мечты и надежды в настоящее время. Вторая часть (6-12 строфы) – это размышления и переживания о будущей жизни крестьянки, в которых ее судьба ужасно реалистична, автор описывает ее дальнейшую жизнь и облик серыми и унылыми красками.

С другой стороны, стихотворение можно разделить на четыре части.

  1. Первая часть – это внезапное появление тройки и грез о будущей жизни.
  2. Вторая часть – это изображение миловидности и великолепия девушки, что должно послужить перспективой к счастливой жизни.
  3. Третья часть – это явь, которая разрушает все иллюзии.
  4. В четвертой, последней части автор призывает крестьянку оставить бесполезные надежды.

Образы и символы

В самом начале стихотворения автор знакомит нас со своим излюбленным образом дороги, по которой мчится та сама неуловимая тройка. Дорога – это что-то вечное, приносящее страдания от разлуки и тоску по былым местам, а тройка – это центральный образ, образ упущенной возможности, быстротечности жизни – это миг, который ускользает прямо перед глазами, и человек бессилен что-либо изменить.

Главная героиня стихотворения – молодая крестьянка, находящаяся в ожидании любви. Она стройная, резвая, с ярко выраженными красивыми чертами лица. Описывая ее, автор будто бы хвалится красотой русской женщины, невольно подбирая ей такого же статного суженого. Образ крестьянки — динамичный и впечатляющий. Но потом поэт будто бы возвращается в реальность и предупреждает героиню, что ее брак будет нежеланный с «мужем-привередником», свекровь будет «гнуть в три погибели», а сама она впадет в «сон непробудный». На смену «чернобровой дикарке», радостной и устремленной вперед, придет забитая, измученная, уродливая среднестатистическая русская женщина, с выражением на лице «тупого терпения» и «вечного испуга». А самое печальное, что покой к ней придет только вместе со смертью.

Роль лирического героя играет сам автор, его обращение прискорбно и жалобно, в одно и то же время поэт восхищается красотой и привлекательностью девушки, но также понимает, что ее ждет горькая судьба. Обращаясь к ней, описывает ее будущую тяжелую, беспросветную жизнь, пытается наставить ее на правильный путь, указывая на то, что не стоит лелеять мифические надежды о светлом будущем, и как бы она не хотела изменить свою судьбу, ничего не выйдет, ведь она — лишь крепостная крестьянка, и для проезжающего мимо корнета дикарка — просто деталь пейзажа, ей за ним не угнаться.

Темы и проблемы

В произведении есть насыщенная тематика и злободневная проблематика.

  • Основная тема стихотворения – это тяжелая судьба русской женщины, в особенности крепостной крестьянки. В произведении судьба девушки делится на две части: до замужества она переполнена иллюзиями, красотой и легкостью, а после ее жизнь становится рутинной и однообразной, в которой даже дети не могут сделать ее счастливой.
  • Основная проблема – несправедливость общественного устройства. Крестьянка обречена на тяжкий труд, семейное несчастье, нужду и печаль. У нее нет выбора, ведь другое сословие для нее недоступно и заколочено презрением. Какой бы прекрасной она ни была, происхождение решило ее судьбу за нее.

В произведении можно просмотреть и несколько второстепенных тем и проблем.

  • Тема красоты – это безразличие окружающих к красоте и к привлекательности, примитивное общество никогда не сможет по достоинству оценить великолепие девушки.
  • Еще затрагивается проблема сословной любви. Мало кого волновала искренняя любовь, тогда брак должен был принести выгоду и прибыл семьям, и конечно же, общественное одобрение.

Также интересен главный конфликт произведения между мечтой и реальностью. Сначала читатель погружен в мажорную гамму чувств, испытывает положительные чувства к главной героине, наслаждается ее молодостью и красотой, а затем, ближе к концу, он осознает всю угнетающую обстановку, которую ловко создает автор. Читатель начинает сопереживать и поддерживать девушку, и, как она, не хочет верить в реальность, в печальную данность предстоящей жизни крестьянки.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – это сочувствие по отношению к простым людям, судьба которых предрешена происхождением. Не имея права выбора и свободы, они вынуждены мириться с ужасными условиями жизни, вынуждены прозябать в печали и нужде. Суровая судьба крепостной женщины, счастье которой приходило лишь в ее мечтаниях и грезах, была обречена на беспощадное и беспросветное будущее. Красоту и молодость народа перемалывали жернова его бедности и невежества.

Уничтожение крепостного права — то, за что боролся автор. Именно Н. А. Некрасов уже в 1846 году первым начал описывать быт, убранство и тяжелый труд крепостного крестьянина, именно он описывал реальные мучительные события, происходящие с крепостным, сделав это героем русской поэзии. В этом был смысл его гражданской поэзии – познакомить читателя с угнетенным народом, нуждающимся в помощи.

Средства художественной выразительности

Основной стилистической фигурой стихотворения является инверсия, которая отражает чувства девушки и переживания лирического героя за ее судьбу, также важную роль играет обращение, присутствующее на протяжении всего произведения, важны и риторические вопросы, с которых начинается стихотворение, они помогают сразу задуматься, вникнуть в суть и проблемы произведения.

Автор в своем стихотворении играет на контрастах, что делает произведение интересным. Он умело пользуется разнообразными средствами выразительности, которые помогают понять не только глубокий смысл произведения, но прочувствовать его эмоционально. В начале, красочные и яркие эпитеты: «проезжий корнет», «легкий пушок», «алая лента», «румянец смуглой щеки», «чернобровая дикарка», «лукавый глазок»; метафоры: «жизнь полна и легка», «лента в волосах вьётся», «взгляд полон зажигающих кровь чар», не менее значимые глаголы, отражающие игривость и живость девушки: поживёшь, вспыхнуло, пробивается, вьётся, бежишь.

Во второй части атмосфера складывается совсем иным образом, поэт честен и груб, использует резкие эпитеты: «вечный испуг», «сырая могила», «тяжелый путь», «черная и трудная работа», «тоскливая тревога», а также точно подобранные метафоры: «ничем не согретую грудь», «будешь нянчить, работать и есть», «отцветёшь, не успевши расцвесть», «погрузишься в сон».

Ссылка на основную публикацию