Старая черепаха – краткое содержание рассказа Нагибин

Черепаха — краткое содержание для читательского дневника

Вася с мамой зашли в почти пустой зоомагазин. Не было там никакого товара, кроме двух маленьких черепашек. Мальчик воскликнул от радости.

Мама хорошо знала этот вскрик: именно после него в доме появлялись аквариум, клетки с птицами, коллекции бабочек, велосипед… Она не отказывала сыну ни в чем.

Тем не менее мальчик скоро пойдет в школу, где поймет, что не все желания сиюминутно выполнимы. И она увела его прочь, сославшись на старую черепаху Машку, жившую в их доме.

Так Вася получил отказ впервые в жизни. Все его мысли теперь заняли две черепашки. Не радовала даже кисть любимого винограда.

Придя домой, он выволок старую Машку из-под кровати. Черепаха все время пряталась там, редко и неохотно появляясь, чтобы поесть. Не было более ненужного на свете существа, чем эта черепаха. Хотя на ней можно было сидеть или стоять. Вася уже протянул к ней руку, как одна мысль пришла ему в голову.

Подхватив Машку, мальчик пошагал на базар. Но старая черепаха спросом не пользовалась. А потом подошел портовый грузчик и захотел купить черепаху для своего сынишки в подарок. Две новые черепашки стоили 9 рублей, но у грузчика таких денег с собой не было. Мальчик пошел домой к покупателю. Теперь он мог купить новых питомцев.

Увидев покупку, мать нахмурился и спросила, неужели Вася считает, что старый друг хуже двух новых? Но другом Машку Вася не считал.

А потом ночью не мог заснуть, вспоминая, что не рассказал новому хозяину о питании Машки, и что ту надо определять на зимовку в домик, чтоб не умерла, и что на ночь надо прятать от лунного света…

Так внутри мальчика родилось незнакомое чувство, имя которого было долг.

Вася поднялся и собрал черепашек, коробку с новыми солдатиками и ружье. Он шел к дому нового владельца Машки. А его мама кралась следом, не решаясь его окликнуть. Она знала: именно в этот момент в ее сыне зародился настоящий человек. И он, заботясь о малом, будет так же упорно оберегать и более значительные вещи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гариетта

В свое время слоновая черепаха по кличке Гариетта попал в Книгу рекордов Гиннеса за свою долгую жизнь – в 2005 году ей было 175 лет, все из которых она провела в неволе. Точно неизвестно, кто ее поймал; по одной из версий, это был Чарльз Дарвин, по другой – обычные китобои.

Можете также прочитать:

Самая старая кошка

Последние 30 лет жизни животное было самой настоящей достопримечательностью зоосада в Квинсленде.

В дикой природе, по подсчетам ученых, осталась всего лишь дюжина ее собратьев.

Надо отметить, что популяция могла бы быть больше, если бы Гариетту не поймали: до конца жизни она была способна к оплодотворению, но не имела партнера.

Любимой едой удивительной черепахи были гибискусы, а также она любила полакомиться баклажанами и петрушкой, вообще была довольно непритязательной и скромной. Об этом рассказывают работники зоопарка.


Первые 124 года все были уверены, что это самец (и называли, соответственно, Гарриет)

Свидетель многочисленных событий

The ultimate tbt: Name: Jonathan Organism type: Aldabrachelys gigantea hololissa The oldest known living terrestrial animal in the world. He came to life in 1832 and is currently 187 years old. He has lived through WW1 and WW2, the Russian Revolution, 7 monarchs on the British throne, and 39 US presidents. He’s living a relaxing life on the remote island of St. Helena in the South Atlantic, where he’s been since the late 1880s. #jonathanthetortoise

A post shared by Blair Boone-Migura (@blairboonenyc) on Sep 12, 2019 at 11:16am PDT

За долгую жизнь Джонатана здесь сменилось уже 33 губернатора. Сейчас остров – официальная резиденция Марка Кейпса, который является губернатором британских заморских территорий (Южная Атлантика). На нем проживает около четырех с половиной тысяч человек и практически все они лично знакомы с самым старым сухопутным животным мира.

Пока оно неспешно наслаждалось беспроблемным существованием, прогрохотали 2 мировые войны, произошла промышленная революция, была построена Эйфелева башня, сменилось 39 президентов США, а британский престол возглавили по очереди 7 монархов.

Jonathan the tortoise (left), as photographed with some caretakers and another tortoise in 1886. . . . Jonathan the tortoise was hatched sometime around 1832 in Seychelles, and even today he’s still alive. At 186 or 187 years old he’s the oldest living terrestrial animal known to exist, and today he is residing on the British island of Saint Helena in the South Atlantic Ocean. _____________________________________________ #preworldwar1 #1880s #1886 #jonathanthetortoise #jonathan #tortoise #ancient #old #reallyold #britishhistory #war #history #historical #historic #warhistory #historiansunion #united_historians #warphotography #warphotos #combat #soldiers #historybuff #historynerd #youcannotcensorhistory #stopcensoringopposingviews

A post shared by «scientia potentia est.» (@the_amateur_historian) on Nov 12, 2020 at 2:32pm PST

Джонатан

Эта огромная внушительная сейшельская черепаха была завезена в 1882 году на остров Святой Елены вместе с еще тремя экземплярами возрастом примерно по 50 лет. Джонатан, которому на сегодняшний день 185 лет, проживает в саду дома губернатора острова, Спенсера Дэвиса. В 1900 году было сделано фото, на котором огромная черепаха лежит у ног заключенного англо-бурской войны. В 2008 году было опубликовано подтверждение, что именно эта черепаха и есть Джонатан, которому на тот момент стукнуло где-то 70 лет.


Фото сделаны с разницей в 130 лет

Туи Малила

По легенде, эта мадагаскарская лучистая черепаха была вручена капитаном Джеймсом Куком главе аборигенов острова Тонга в 1773 году. Официальных свидетельств этому нет, но если поверить, то выходит, что на момент гибели в 1966 году ей было 193 года. К этому моменту она уже была слепой и едва могла принимать пищу, поэтому работникам зоопарка приходилось придвигать ее рот прямо к кормушке.


Узоры панциря практически полностью потемнели, как от возраста, так и от повреждений – царапин, сколов

Тимоти

В апреле 2004 года скончалась еще одна из заслуженных черепах-долгожителей. На тот момент Тимоти было 160 лет. Он провел удивительную жизнь, служа талисманом на британском военном корабле, потом плавал вместе с солдатами в Китай и Восточную Индию, а на пенсию вышел за 100 лет до смерти. Всё это время черепаха ползала в саду вокруг замка Паудерхэм, расположенного в Девоне, а во время зимней спячки прятался среди кустов роз. Тогда на него прикрепляли табличку с просьбой не тревожить. В 1926 году всех поклонников черепахи ждал неожиданный сюрприз: оказывается, Тимоти был самкой. Вообще можно сказать, что животное вело довольно активный образ жизни по сравнению с другими сородичами и ровесниками.


Потомства черепаха после себя не оставила

Вот такие удивительные животные жили и продолжают жить на нашей планете. Хочется верить, что всем представителям животного мира так же повезет с условиями обитания, чтобы они могли провести долгую плодотворную жизнь.

Адвайта

Вторая самая старая черепаха в мире принадлежала к разновидности, обитающей на Сейшелах, и прожила приблизительно 250 лет. Еще в 19 столетии английские солдаты доставили ее с Сейшельских островов и презентовали лорду Клайву перед тем, как он отправился домой в 1867 году. Ранее, в середине XVIII века, лорд был отправлен в Индию с целью установить там режим колоний. Во время его отсутствия животное обитало в саду дворца. В 1875 году ее было решено поместить в зоосад Калькутты (хотя официального подтверждения, что это та самая черепаха, всё-таки нет).


Адвайте пользовалась огромной популярностью у гостей города и местных жителей

В марте 2006 года пресмыкающееся было найдено сотрудниками зоопаркам мертвым. Это было предсказуемо, так как Адвайта перед этим плохо себя чувствовала уже пару дней. Внушительный панцирь сохранили на память о любимице нескольких поколений горожан. Позже была проведена его экспертиза для безошибочного определения возраста черепахи.

Точное название разновидности Адвайты звучало как «альдабра», в соответствии с одноименным атоллом. Это место, находящееся под охраной ООН, служит домом для еще 150 000 подобных черепах. Средний вес животного составляет 120 кг.

Краткое содержание “Старой черепахи” Нагибина

В зоомагазине Вася увидел двух маленьких черепашек, но мать отказалась их купить, ведь у них уже жила старая черепаха Машка, а три черепахи в доме – это слишком.

Когда мать заснула, Вася отнес Машку на базар. Там он нашел покупателя, готового купить старую черепаху для сына. Перед покупкой этот человек долго вертел панцирь в руках, желая удостовериться, что он не пустой, а черепаха, как назло, отказывалась высунуть голову. Васе даже обидно стало, что Машка так равнодушно с ним расстается.

Продав Машку, Вася на вырученные деньги купил

После слов матери Васю начинает мучать совесть. Машка уже старая, и неизвестно, умеют ли новые хозяева правильно с ней обращаться, а он даже не успел объяснить, как за ней ухаживать.

Встав ночью, он взял черепашек, игрушки и отправился к покупателям Машки. Проснувшись и увидев, что в ящике нет черепах, мать все поняла и отправилась за сыном. Наблюдая за ним издали, она охраняла Васю, чтобы никто не помешал его первому доброму подвигу.

Related posts:

Характеристика Васи по рассказу В дурном обществе (Короленко В. Г.)“В дурном обществе”-рассказ, написанный от лица семилетнего мальчика, которого зовут Вася. Прямого описания Васи в рассказе нет. После смерти мамы жизнь Васи стала нелегкой. Вася все время убегал из дома. Все стали считать Васю бродягой и негодным мальчишкой, но несмотря на это, Вася был честный, добрый и смелый мальчик. Когда мама Васи была жива, она […].

Краткое содержание рассказа Нагибина “Безлюбый”Ы Осужденный Корягин был приговорен к смертной казни через повешение. Тюремщики поражались его спокойствию и отказом от прошения о помиловании. Корягин происходил из уездных мещан. Отца он не помнил, а к матери большой любви не испытывал, тем более, что последние годы она болела и была наполовину парализованной. Мать его кормила, поила, одевала, дала возможность закончить […].

Краткое содержание “Старой столицы” КавабатыПриемная дочь оптового торговца готовой одеждой Такитиро Сада замечает, что на старом клене, растущем около их дома, распустились два кустика фиалок – они растут в двух маленьких впадинках на стволе старого клена и цветут каждую весну, сколько Тиэко себя помнит. Они кажутся девушке похожими на несчастных влюбленных, которые никак не могут встретиться. Тиэко любуется цветами. […].

Визит старой дамы краткое содержаниеДюрренматт Ф. Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на […].

Краткое содержание “Визит старой дамы” ДюрренматтДействие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. […].

Краткое содержание рассказа Нагибина “Эхо”Рассказ ведется от лица мальчика Сережи. Действие происходит в местности под названием Синегория. Мальчик Сережа собирает камни на берегу моря. Здесь он встречается с девочкой Викториной, которую все называют Витькой. Сережа гордо демонстрирует ей свою коллекцию морских камешков, но она не производит на Витьку никакого впечатления. Девочка обещает показать свою коллекцию – она собирает эхо. […].

Краткое содержание повести Нагибина “Встань и иди”Повесть “Встань и иди” – история взаимоотношений отца и сына, от имени которого выступает рассказчик-автор. Разделенная на относительно короткие двадцать две главы, она честно рассказывает о сыновних чувствах, искренних и спонтанных, переходящих от обожания к жалости, от глубокой преданности к исполнению долга, от искренней любви к снисходительности и даже злобе. Благополучно сложившаяся судьба сына-писателя вступает […].

Краткое содержание рассказа Серафимовича “Воробьиная ночь”Ы На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попросили переправу. Кирилл отправил мальчика. Подводчиков было двое. Один из них показался мальчику разбойником, потому […].

Краткое содержание “Детей подземелья” В. Г. Короленко“Моя мать умерла, когда мне было шесть лет” – так герой повести мальчик Вася начинает рассказ. Его отец-судья горевал по жене, уделяя внимание лишь дочери Соне, так как она походила на мать. А сын “рос, как дикое деревце в поле”, предоставленный самому себе, без любви и заботы. Местечко Княж-Городок, где живет Вася – “вонь, грязь, […].

Отряды пресмыкающихся: Черепахи и КрокодилыВопрос 1. Как доказать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными? Доказательством является развитие у пресмыкающихся приспособлений к наземному образу жизни, особенно появление яйцевых оболочек, что позволило им покинуть водную среду. Кроме того, по сравнению с земноводными у пресмыкающихся более сложное строение имеет головной мозг, кровеносная и дыхательная системы. Вопрос 2. Какие […].

В дурном обществе краткое содержаниеКороленко В. Г. Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – так звали мальчика – был сыном городского судьи. Ребенок рос, : мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в […].

Краткое содержание – Дети подземелья – КороленкоВ.Г. Короленко – повесть “Дети подземелья”. В этой по­вести В.Г. Короленко рассказывает о процессе взросления маленького мальчика, о тех событиях, которые формируют его душу. У Васи сложная ситуация в семье: мать умерла, отец не уделяет ему никакого внимания, занимается лишь малень­кой дочерью, потому что она похожа на мать. Сын же растет, “как дикое деревце в […].

Краткое содержание рассказа В. Г. Короленко “В дурном обществе”Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася – так звали мальчика – был сыном городского судьи. Ребенок рос, “как дикое деревцо в поле”: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощенный своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли […].

Краткое содержание рассказа Платонова “Корова”Безымянная корова живет одна в сарае, стоящем на дворе путевого сторожа. Днем и вечером к ней в гости приходит хозяйский сын Вася Рубцов. Корова тоскует по теленку, отправленному к ветеринару. Дома мать говорит Васе, что отец еще не пришел от ветеринара, дает сыну фонарь и велит встретить 406 поезд, который скоро пройдет мимо станции. Вася […].

Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы “Визит старой дамы”В эссе “Проблемы театра” Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности является трагикомедия. Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущие трагикомедии, позволяют, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. “Гротеск – одна из широких возможностей быть точным,” – говорил он. Итак, […].

Краткое содержание Дети подземелья в сокращении (Короленко В. Г.)Детство Васи проходило в небольшом городе под названием Княжье-Вено в Юго-Западном крае. Мальчик был сыном городского судьи. Рос Вася, “как дикое деревцо в поле”: когда его мать умерла, мальчику было всего шесть лет, его отец был поглощен своим горем и на сына обращал мало внимания. Целыми днями Вася бродил по городу, и открывавшиеся перед ним […].

Краткое содержание В дурном обществе в сокращении (Короленко В. Г.)Детство героя повести Короленко проходило в небольшом городе Княжье-Вено. Вася был сыном городского судьи. Когда мальчику было шесть лет, его мать умерла, отец был слишком поглощен горем и не обращал на сына внимания. Ребенок был предоставлен сам себе. Целыми днями бродил Вася по городу, наблюдал за городской жизнью, и увиденное оставляло в его душе глубокий […].

Краткое изложение Воробьиная ночьА. Серафимович Воробьиная ночь На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попросили переправу. Кирилл отправил мальчика. Подводчиков было двое. Один из них показался […].

Краткое содержание “Записки охотника Два помещика” ТургеневДва помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые. Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но еще “выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы”. У него есть некоторые странности. Разговаривая “с дворянами небогатыми или нечиновными”, он как-то по-особому на них глядит, как-то иначе произносит слова. Не может […].

Читайте также:  Зимний дуб – краткое содержание рассказа Нагибин

Записки охотника: Два помещика краткое содержаниеТургенев И. С. Два помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые. Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но еще “выступает бойко, смеется звонко, позвякивает шпорами, крутит усы”. У него есть некоторые странности. Разговаривая “с дворянами небогатыми или нечиновными”, он как-то по-особому на них глядит, как-то иначе произносит […].

Краткое содержание “Ночью” КороленкоВ спальне мальчиков просыпается Вася по прозвищу Голован. Послушав дождь и понаблюдав за таинственными ночными фигурами, он подходит к свечке в тазу, вокруг которой традиционно проходят ночные собрания 2 братьев (Вася и Марк) и 2 сестер (Маша и Шура). Нянька вначале запрещала встречаться среди ночи, но вскоре стороны пришли ко взаимному консенсусу. Вскоре просыпается Марк-Мордик. […].

Ночью краткое содержаниеКороленко В. Г. Ночью В спальне мальчиков просыпается Вася по прозвищу Голован. Послушав дождь и понаблюдав за таинственными ночными фигурами, он подходит к свечке в тазу, вокруг которой традиционно проходят ночные собрания 2 братьев (Вася и Марк) и 2 сестер (Маша и Шура). Нянька вначале запрещала встречаться среди ночи, но вскоре стороны пришли ко взаимному […].

Визит старой дамыШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Фридрих Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt) Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame) Трагикомедия (1955) Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок […].

Дом-музей Ф. М. Достоевского в СтаройCтарая Русса… Прежде чем отправиться в Дом-музей Достоевского на берегу реки Перерытицы, пройдемся по этому городу с древней историей. Не только в Новгороде, но и здесь проводятся ежегодные археологические раскопки. Находят здесь и берестяные грамоты. В “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин приводит летописное предание об основании города Старая Русса: “Брат Словена, основателя города Словенска […].

Краткое содержание Страсти-мордастиМаксим Горький Страсти-мордасти В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведет ее к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он ее клиент. “Дом” представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет ее сын с […].

Страсти-мордасти краткое содержаниеГорький М. В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведет ее к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он ее клиент. “Дом” представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет ее сын с больными […].

Краткое содержание рассказа Горького “Страсти-мордасти”В провинциальном городе молодой торговец баварским квасом вечером встречает гулящую женщину. Она, пьяная, стоит в луже и топает ногами, разбрызгивая грязь, как дети. Торговец ведет ее к ней домой; она соглашается идти с ним, думая, что он ее клиент. “Дом” представляет собой подвальную дыру, в которой, кроме женщины, живет ее сын с больными ногами. Она […].

Краткое содержание сочинения “Дети подземелья” Короленко В. ГВ небольшом местечке Княж-городок на юго-западе России, где так сильно польское влияние, живет семья: мальчик-рассказчик Вася, его сестра Соня и отец. Мать умерла, когда мальчику было шесть лет. Отец как будто позабыл о сыне – так было глубоко его горе. В городе на острове есть старый заброшенный замок, где обитает нищета. Порядок среди нищих наводит […].

По тексту Нагибина Хочу напомнить абсолютно справедливую (ЕГЭ по русскому)Мама. Сколько чувств и эмоций таится в этом драгоценном слове. Мать или человек, заменяющий ее, есть почти у каждого. Она находиться рядом с самого рождения, хранит и оберегает нас от бед. Нет никого важнее нее на всем свете. Ю. М. Нагибин в своем тексте, также, поднимает проблему роли матери в жизни человека. Данная проблема касается […].

Вася – характеристика персонажаПроизведение: Дети подземелья Рассказчик – Вася, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет. Его характер раскрывается в отношении к людям, в том, какими он их видит, в переживаниях, поступках. Вася: милосердный, сострадательный, […].

Гадкий утенок краткое содержаниеАндерсен Г.-Х. Гадкий утенок У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это индюшонок, не иначе, но плавал он лучше, чем остальные утята. Все обитатели птичьего дваора нападали на гадкого утенка, даже птичница отталкивала от корма. Мать сначала заступалась, но затем тоже ополчилась против […].

Воробьиная ночь – А. СерафимовичНа берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася (подручный Кирилла). Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попросили переправу. Кирилл отправил мальчика. Подводчиков было двое. Один из них показался мальчику разбойником, потому что […].

“Воробьиная ночь” Серафимовича в кратком содержанииНа берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася. Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только за хлеб. Ранним утром в домик постучали и попросили переправу. Кирилл отправил мальчика. Подводчиков было двое. Один из них показался мальчику разбойником, потому что у него […].

Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось по Екимову (ЕГЭ по русскому)У любого человека есть потребность быть нужным, чувствовать поддержку. Но в старости многие оказываются вдали от близких. Признаются ли пожилые люди в том, что хотели бы вернуть прежние отношения? Как же человек, живший ради других, существует в одиночестве? Именно над этой проблемой размышляет Б. П. Екимов. Вопрос одиночества стариков особенно актуален в наше время, ведь […].

Краткое содержание сказки Андерсена “Гадкий утенок”У утки вылупились утята. Один из них был поздним, да и внешне не удался. Старая утка напугала мать, что это индюшонок, не иначе, но плавал он лучше, чем остальные утята. Все обитатели птичьего двора нападали на гадкого утенка, даже птичница отталкивала от корма. Мать сначала заступалась, но затем тоже ополчилась против безобразного сына. Однажды утенок […].

Краткое содержание “Старуха Изергиль краткое содержание” ГорькийДанко – персонаж второй сказки старухи Изергиль, воплощающий идеальный тип романтического героя – “Прометея”. В аллегорическом повествовании о людях, живущих в темном лесу, Данко играет роль вожака, который в критический момент освещает темный путь светом своего горящего сердца, вырванного из груди. Однако, выйдя из леса, люди быстро забывают о погибшем ради них герое; о его […].

Краткое содержание Дядюшкин сон в сокращении (Достоевский Ф. М.)Благодаря непревзойденному острому языку и хитрости, Марья Александровна Москалева стала самой влиятельной женщиной в уездном городе Мордасове. Общество ненавидит, но признает ее власть. Все бы ничего, но мягкотелый простак муж, Афанасий Матвеевич, не способен удовлетворить амбиций супруги. Многие называли его слабоумным, но он и не пытался участвовать в жизни поместья, а жил себе припеваючи, попивая […].

Краткое содержание Страсти-мордасти в сокращении (Горький А. М.)В небольшом городке вечером молодой продавец баварского кваса встречается с гулящей женщиной. Пьяная, она стоит в луже и стучит ногами, вымазывая прохожих грязью, словно развеселившийся маленький ребенок. Молодой человек проводит женщину к ее дому, она согласилась на его услугу, подумав о том, что мужчина ее клиент. Жилище ее выглядит, как темный и сырой подвал, здесь […].

Краткое содержание “Краткое содержание Бедная Лиза” КарамзинЛиза (бедная Лиза) – главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью – “чувствительной, […].

Бунин: от Нагибина до ПелевинаИзучение творчества И. А. Бунина я начинаю с того, что, ничего не объясняя, читаю своим ученикам рассказ Ю. М. Нагибина “Учитель словесности” , предупредив только, что слушать стоит внимательно, так как потом им предстоит письменно ответить на несколько вопросов. Слушают обычно с удовольствием: рассказ действительно хорош. Первый вопрос очевиден: “Как вы думаете, зачем я потратила […].

Краткое содержание «Старой черепахи» Нагибина

В зоомагазине Вася увидел двух маленьких черепашек, но мать отказалась их купить, ведь у них уже жила старая черепаха Машка, а три черепахи в доме — это слишком.

Когда мать заснула, Вася отнес Машку на базар. Там он нашел покупателя, готового купить старую черепаху для сына. Перед покупкой этот человек долго вертел панцирь в руках, желая удостовериться, что он не пустой, а черепаха, как назло, отказывалась высунуть голову.

Васе даже обидно стало, что Машка так равнодушно с ним расстается. Продав Машку, Вася на вырученные деньги купил

На это мать заметила, что старый друг оказался не лучше новых двух.

После слов матери Васю начинает мучать совесть. Машка уже старая, и неизвестно, умеют ли новые хозяева правильно с ней обращаться, а он даже не успел объяснить, как за ней ухаживать.

Встав ночью, он взял черепашек, игрушки и отправился к покупателям Машки. Проснувшись и увидев, что в ящике нет черепах, мать все поняла и отправилась за сыном. Наблюдая за ним издали, она охраняла Васю, чтобы никто не помешал его первому доброму подвигу.

Дайджест:

Краткое содержание пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы» Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных. .

Краткое содержание повести Нагибина «Встань и иди» Повесть «Встань и иди» — история взаимоотношений отца и сына, от имени которого выступает рассказчик-автор. Разделенная на относительно короткие двадцать две главы, она честно рассказывает о сыновних чувствах, искренних и. .

Краткое содержание рассказа Серафимовича «Воробьиная ночь» Ы На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася. Еще ранней весной привела мать Васю к Кириллу. Работал Вася только. .

Краткое содержание «Воробьиная ночь» Серафимовича Серафимович Александр Серафимович Произведение «Воробьиная ночь» На берегу, возле парома, стоял маленький дощатый домик. В комнате спали паромщик Кирилл и мальчик лет 10 Вася. Еще ранней весной привела мать Васю. .

Краткое содержание — Дети подземелья — Короленко В. Г. Короленко — повесть «Дети подземелья». В этой по­вести В. Г. Короленко рассказывает о процессе взросления маленького мальчика, о тех событиях, которые формируют его душу. У Васи сложная ситуация. .

По тексту Нагибина Хочу напомнить абсолютно справедливую Мама. Сколько чувств и эмоций таится в этом драгоценном слове. Мать или человек, заменяющий ее, есть почти у каждого. Она находиться рядом с самого рождения, хранит и оберегает нас от. .

Краткое изложение Записки охотника: Два помещика И. С. Тургенев Записки охотника: Два помещика Два помещика, люди почтенные, благонамеренные, уважаемые. Один из них отставной генерал-майор Вячеслав Илларионович Хвалынский. Высокий, когда-то стройный, он немного постарел и обрюзг, но. .

«Цю-ху соблазняет свою жену» краткое содержание Ы К госпоже Лю, матери Цю-ху, приходят в гости родители ее невестки Ло Мэй-ин — отец и мать. Молодая стесняется своих новых родственников. Сваха подбадривает ее, но тут же упрекает. .

Размышление по повести Владимира Короленка «Дети подземелья» Рекомендовано для начальных классов. Эпиграф: Равнодушие — мерзкая гадь, В людях тоску вызывает. Короленко ненавидел всякое зло, насилие, несправедливость, решительно боролся за лучшую жизнь народа. Не один раз за это. .

Краткое содержание «Случай с Евсейкой» Горького Максим Горький Произведение «Случай с Евсейкой» Маленький мальчик Евсейка удил на берегу моря. Со скуки уснул и свалился в воду. Он не испугался. Нырнул и достал дна. Смотрит вокруг —. .

Краткое содержание комедии Вампилова «Прощание в июне» Действие первое На улице, у автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса Николай Колесов, молодой человек 24. .

Краткое содержание рассказа Бунина «Танька» Деревенская девочка Танька просыпается от холода. Мать уже встала и гремит ухватами. Странник, ночевавший у них в избе, тоже не спит. Он начинает расспрашивать Таньку, и девочка рассказывает, что им. .

Краткое содержание «Золотой ключик или Приключения Буратино» Толстого Толстой Алексей Николаевич Произведение «Золотой ключик или Приключения Буратино» Давным-давно в некоем городке на берегу Средиземного моря столяр Джузеппе дарит своему другу шарманщику Карло говорящее полено, которое, видите ли, не. .

Краткое содержание Записки охотника Татьяна Борисовна и ее племянник в сокращении После смерти мужа Татьяна Борисовна поселилась в небольшом поместье. Это удивительная женщина лет 50-ти, с большими серыми глазами навыкате, двойным подбородком и румяными щеками, лицо ее дышит лаской. Возможности получить. .

Краткое содержание романа Абрамова «Дом» Михаил Пряслин приехал из Москвы, гостевал там у сестры Татьяны. Как в коммунизме побывал. Дача двухэтажная, квартира пять комнат, машина… Приехал — и сам стал ждать гостей из города, братьев. .

Краткое содержание Первая любовь в сокращении Центральный персонаж произведения по имени Володя живет на даче с родителями и мечтает учиться в университете. Однажды их соседями становится семейство Засекиных. Володя очень хочет увидеть княжну, и как-то раз. .

Краткое содержание Юшка Давным-давно, в старые времена, в одном городе на одной улице жил состарившийся на вид человек, которому было всего сорок лет. Старым он выглядел из-за чахотки, которая годами мучила его. Звали. .

Краткое содержание «Дикие лебеди» Андерсена Ганс Христиан Андерсен Произведение «Дикие лебеди» У короля было 11 сыновей и 1 дочь. Жилось королевским детям хорошо и беззаботно, пока не появилась мачеха, которая отдала Элизу на воспитание в. .

Краткое содержание «Трест, который лопнул» О. Генри О. Генри Произведение «Трест, который лопнул» Как-то раз герои цикла «Благородный жулик» Джефф Питерс и Энди Такер, который, по словам Питерса, «каждый доллар в руке у другого. воспринимал как личное. .

Краткое содержание: Иван — крестьянский сын и чудо-юдо Иван — крестьянский сын и чудо-юдо В некотором царстве, в некотором государстве Жили-были старик и старуха. Было у них три сына, младшего звали Иванушка. Однажды раз­неслась недобрая весть, что чудо-юдо. .

Краткое содержание романа М. Дюрас «Любовник» Повествователь-женщина рассказывает о своей юности, прошедшей в Сайгоне. Основные события относятся к периоду с 1932 по 1934 г. Девочка-француженка пятнадцати с половиной лет живет в государственном пансионе в Сайгоне, а. .

Краткое содержание сказки Андерсена «Огниво» Возвращаясь домой, солдат встретил колдунью. Та направила его в дупло, где в трех комнатах из трех сундуков, охраняемых страшными собаками, он мог набрать медяков, серебра и золота, предварительно посадив собак. .

Краткое содержание Котлован в сокращении В свою тридцатую годовщину жизни Вощев получил расчет с маленького завода, на котором он трудился, пытаясь добыть немного денег для жизни. В документе, который он получил после увольнения, значилось, что. .

Краткое содержание «Пойга и лиса» Шергина Б. В Жил юный Пойга Корелянин. Жил житьем у вершины реки. У Лисьей горы изготовил ловушку и пошел умыться. Видит — на воде карбас, в нем спят. На берегу девица, не спит. .

Краткое содержание «Антоновских яблок» Бунина Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить. .

Краткое содержание «Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы» Сада Сад Альфонс де Произведение «Флорвиль и Курваль, или Неотвратимость судьбы» Произведением этим автор желает убедить читателя, что «только во тьме могилы человек в состоянии обрести покой», ибо «неуемность страстей» и. .

Краткое содержание «Отрезанной косы» Менандра Ы Текст комедии сохранился лишь фрагментарно, но филологи провели его реконструкцию. Действие происходит на улице Коринфа. На сцене — два дома. Один принадлежит командиру наемников, хилиарху Полемону, второй — родителям. .

Краткое содержание: Няне Няне Тематика стихотворений Пушкина различна. В своем творчестве он обращается к историче­ским и мифологическим сюжетам, но большин­ство его произведений посвящено современни­кам: друзьям, подругам, родным, в том числе няне. Няня поэта. .

Краткое содержание рассказа Казакова «Тихое утро» Ящка просыпается затемно — мать еще не доила корову, и пастух не выгонял стадо в луга. Глаза слипаются, но Яшка пересиливает себя, одевается, завтракает и выходит из дому, чтобы накопать. .

Краткое содержание «Это случилось в Виши» Миллера Артур Миллер Произведение «Это случилось в Виши» Действие разворачивается во Франции в 1942 г. Камера предварительного заключения. На скамье сидят несколько мужчин и мальчик лет пятнадцати, на лице каждого —. .

Читайте также:  Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

Краткое содержание повести Зощенко «Мишель Синягин» Михаил Синягин родился в 1887 году. На империалистическую войну он не попал из-за ущемления грыжи. Он пописывает стишки в духе символистов, декадентствует и эстетствует, прогуливаясь с цветком в петлице и. .

Краткое содержание Мать в сокращении События в романе развиваются примерно в начале 1900-ых годов, в России. В рабочей слободке проживают обыкновенные работники разных фабрик со своими семьями, и вся их жизнь тесно связана с работой. .

Краткое содержание «Нефритовой подставки» Гуаня Ханьцина Ы Вдова Лю для обучения дочери Цянь-ин каллиграфии и музыке приглашает родственника, ученого Вэнь Тай-чжэня. Он богат и знатен, но немолод и одинок. Оценив красоту девушки, он соглашается завтра же. .

Краткое содержание рассказа Уэллса «Царство муравьев» Капитану Жерилло приказали помочь жителям Бадамы бороться с нашествием муравьев. Капитан заподозрил, что начальство просто издевается над ним. Он был креолом и обладал чисто португальскими представлениями об этикете и дисциплине. .

Краткое содержание повести Пушкина «Гробовщик» Гробовщик Адриян Прохоров переезжает с Басманной улицы на Никитскую в давно облюбованный домик, однако не чувствует радости, так как новизна немного пугает его. Но вскоре порядок в новом жилище устанавливается. .

Краткое содержание «Витя Малеев в школе и дома» Первого сентября Витя Малеев приходит в четвертый класс. Никогда не успевавший по арифметике, Витя за лето забыл даже таблицу умножения. Его учительница Ольга Николаевна считает, что Витя — способный мальчик. .

«Бесы» — краткое содержание Этот роман стал шестым по счету в творческом наследии, пожалуй, самого загадочного представителя русской литературы. Его название вызывает оторопь, а сюжет являет собой цепь странных, порой, граничащих с бредом безумца. .

«Каждый умирает в одиночку» Фаллады краткое содержание Германия, Берлин, вторая мировая война. В день капитуляции Франции почтальон приносит в дом столяра-краснодеревщика Отто Квангеля известие о том, что их сын пал смертью храбрых за фюрера. Этот страшный удар. .

Краткое содержание «Возвращение в Брайдсхед» Во Ивлин Во Произведение «Возвращение в Брайдсхед» Во время второй мировой войны, находясь в Англии и командуя ротой, не принимающей участия в боевых действиях, капитан Чарльз Райдер получает от командования приказ. .

Краткое содержание драмы Бюхнера «Смерть Дантона» Ы Жорж Дантон и Эро-Сешель, его соратник в Национальном конвенте, играют в карты с дамами, среди которых Жюли, жена Дантона. Дантон апатично разглагольствует о женщинах, их обаянии и коварстве, о. .

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

27.08.2020

Нагибин Ю. “Зимний дуб”

Читайте краткое содержание других рассказов Юрия Нагибина:
“Старая черепаха”
“Эхо”

Главные герои рассказа “Зимний дуб” и их характеристика

  1. Анна Васильевна. 24 года. Учительница русского языка. Молодая, романтичная, добрая.
  2. Савушкин. Ученик 5 класса. Добрый мальчик, который очень любит природу и хорошо знает лес и его обитателей.

План пересказа рассказа “Зимний дуб”

  1. Морозное утро
  2. Фролов
  3. Дети у школы
  4. Начало урока
  5. Опоздавший
  6. Примеры существительных
  7. Разговор в учительской
  8. Через лес
  9. Теплые ключи
  10. Огромный дуб
  11. Обитатели дуба
  12. Гражданин будущего

Краткое содержание рассказа “Зимний дуб” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Учительница радовалась морозному утру и в хорошем настроении начала урок.
  2. Савушкин снова опоздал, а существительным назвал зимний дуб.
  3. Учительница решила поговорить с мамой мальчика и попросила проводить ее.
  4. Савушкин повел ее через лес, мимо незамерзающего ручья.
  5. Они вышли к огромному дубу, и мальчик показал, кто живет в этом дубе.
  6. Учительница вернулась домой, думая о чудесном гражданине будущего.

Главная мысль рассказа “Зимний дуб”
Общение с природой делает человека добрее.

Чему учит рассказ “Зимний дуб”
Рассказ учит любить природу и восторгаться ее чудесами. Учит доброте и умению понимать чувства другого человека. Учит пользе знаний. Учит оптимизму. Учит видеть в людях хорошее.

Отзыв на рассказ “Зимний дуб”
Мне понравился этот рассказ и больше всего поразило описание величественного дуба. Это могучее дерево приютило многих животных. В его корнях спали еж и лягушка, в коре прятались жуки и козявки. Дуб был им домом и это было красиво. Мне понравилось, что учительница поняла чувства Савушкина и не стала к нему придираться. Она тоже полюбила зимний дуб, но посчитала самого мальчика еще более удивительным. Ведь мало кто может так сильно любить природу.

Пословицы к рассказу “Зимний дуб”
Под большим дубом и гриб вольготней живет.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Кто землю любит, тот голоден не будет.
Рощи да леса – всему миру краса.
Дорого дерево не только плодами, но и листами.


Читать краткое содержание, пересказ рассказа “Зимний дуб”
Молодая учительница шла по глубокому снегу из деревни Уваровка к школе. Она радовалась морозу и снегу, все ей очень нравилось. Навстречу попался объездчик Фролов, который уважительно поздоровался с учительницей, называя ее Анна Васильевна, и спросил про своего сына Лешку. Потом Фролов сошел с тропинки, чтобы пропустить учительницу и утонул в сугробе по пояс. Но учительницу уважали и уважали заслужено. За два года после института она сумела стать великолепным педагогом.
Подойдя к школе Анна Васильевна увидела стайки ребят и все здоровались с ней.
Первый урок был в 5″А” классе и учительница принялась объяснять новую тему, об имени существительном.
Внезапно дверь открылась. Это был Савушкин, который вновь опоздал и учительницу расстроило это опоздание. Она знала, что Савушкин опаздывает и на другие уроки.
Анна Васильевна стала спрашивать примеры существительных и дети наперебой кричали – кошка, город, гвоздик. Только Савушкин почему-то назвал зимний дуб. Учительница сказала, что существительное дуб, но Савушкин не согласился. И Анна Васильевна попросила его зайти в учительскую после уроков.
В учительской Анна Васильевна стала спрашивать, почему Савушкин опаздывает. Но тот и сам удивлялся, говоря что выходит из дома за час до уроков и идет напрямик через лес. Учительница решила поговорить с его мамой и попросила проводить ее.
Они шли через волшебный зимний лес. Савушкин показал учительнице следы лося, а она спросила, почему лесной ручей не весь замерз. Мальчик объяснил, что в нем бьют теплые ключи.
Тропинка обогнула кусты боярышника и учительница увидела зимний дуб. Он стоял посреди поляны, величественный и огромный, покрытой не облетевшей листвой в чехольчиках снега. Дуб блестел мириадами крошечных зеркал и дышалось около него удивительно легко.
А Савушкин откопал снег и показал учительнице спящего ежа, потом спящую лягушку, а потом много других постояльцев зимнего дуба – козявок, ящериц, жуков.
Вдруг мальчик спохватился. они слишком задержались у дуба и могли не застать маму. Учительница удивилась, как быстро пролетело время. Она поняла причины опозданий Савушкина, но разрешила ему и дальше ходить в школу этой тропинкой, понимая, что не может лишить мальчика этого чуда.
Она пошла обратно, а Савушкин стоял возле дуба и издалека охранял свою учительницу. И Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был не дуб, а этот маленький человек, загадочный гражданин будущего.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Зимний дуб”

Юрий Нагибин – Зимний дуб

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Юрий Нагибин – Зимний дуб краткое содержание

Молодая сельская учительница Анна Васильевна, возмущенная постоянными опозданиями ученика, решила поговорить с его родителями. Вместе с мальчиком она пошла самой короткой дорогой, через лес, да задержалась около зимнего дуба…

Для среднего школьного возраста.

Зимний дуб – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Юрий Маркович Нагибин

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону — мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте — такой морозище.

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, — в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут.

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга».

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

— Ты опять опоздал, Савушкин? — Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, — наверно: «Что она объясняет. »

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась — то на шум в классе, то на рассеянность учеников. «Первые уроки так трудны!» — вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», — самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами. Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

— Вам все понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно. Понятно. — хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:

— Правильно, — сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».

“Зимний дуб” Нагибин краткое содержание для читат. дневника, что писать?

Краткое содержание рассказа “Зимний дуб”.

Совушкин постоянно опаздывает на урок. Учительница Анна Васильевна каждый раз ругается на мальчика. Учительница молодая, работает в школе всего два года. Она говорит об опозданиях с мамой мальчика. Выясняется, что Совушкин опаздывает из-за того, что любуется на красивый зимний дуб.

Учительница думала, что она достаточно опытная, хорошо понимает детей. Оказалось, что она не смогла до конца понять чувства и переживания ребенка. Человек должен постоянно совершенствоваться. Этому нет предела. Чтобы понять ребенка, нужно знать о его желаниях, чувствах.

Зимний дуб, Нагибин – краткое содержание для читательского дневника:

Савушкин постоянно опаздывает на первый урок и молодая учительница всегда снисходительно к этому относилась. Но в один из дней решает поговорить с мамой Савушкина. После уроков они с мальчиком идут к нему домой через лес, где Савушин показывает Анне Васильевне удивительную картину зимней природы, объясняя все её тайны. Показывает теплый ручей, белый снег и удивительные следы. Сама молодая учительница заворожена такой красивой картиной зимнего леса и даже забывает, что ей самой надо торопиться к маме мальчика. Савушин показывает зимний дуб, который как хранитель леса.

Анна Васильевна в этот день понимает многое и решает быть более внимательной. Этот случай сделал ее еще мудрее.

Пожилой хозяин рассказал гостям случай из своей молодости. Он тогда был примерным студентом университета и влюбился в девушку, жившую с матерью по соседству. Юноша был целомудренным и испытывал к своей возлюбленной самые высокие и светлые чувства. Каждую неделю к Елене с матерью приезжал дядя, внешность которого казалась молодому человеку отвратительной. Но, по словам девушки, он помогал им с матерью. Юноша стал бывать в гостях у Елены, а она с матерью приходила к нему на чай. Только с дядей его почему-то не знакомили. Однажды Елена поинтересовалась, сколько денег высылает студенту отец.

Сделав любимой предложение и получив ее согласие, счастливый жених пошел ночью бродить по городу. На бульваре он увидел влюбленную парочку на скамейке. Проходя позади скамейки, юноша услышал голос Елены. Она говорила о предстоящей свадьбе, смеялась над наивностью своего жениха, над его верой в то, что старик – ее дядя. Мужчина спросил, что, если жених узнает о ее похождениях. Елена ответила, что до свадьбы точно не узнает, а там – неважно.

Молодой человек испытывал стыд, отчаяние и тоску.

Закончил рассказчик тем, что никогда в жизни у него больше не было ни такой чистой радости, ни таких терзаний.

Папа Дениски простудился. Доктор посоветовал ему бросить курить, так как обнаружил у него в сердце легкий шумок. Мама стала отчитывать папу за вредную привычку, упомянув, что одна капля никотина может убить лошадь. Дениска так испугался за папу, что долго не мог уснуть.

Через несколько дней пришли гости. Тетя Тамара, которую Денис недолюбливал, подарила папе маленький портсигар. Папа велел Дениске обрезать его папиросы так, чтобы они поместились в портсигар. Результат работы мальчика вызвал веселье у гостей. Денис оставил в целости мундштуки, а срезал почти весь табак.

Когда Дениска признался, что сделал это нарочно, папа велел ему выйти из комнаты.

Но мальчик не раскаивался, ведь он спасал папу от страшного яда, каплей которого можно убить даже лошадь. А папа гораздо меньше лошади.

Третьеклассница Римма Лебедева пошла учиться в новую школу. Раньше девочка жила недалеко от линии фронта и, попав в тыл, немного бравировала своим прошлым. Родные, учительница и одноклассники позволяли ей делать это. Но однажды Римма попала в госпиталь и познакомилась с раненым лейтенантом.

Читайте также:  Король, дама, валет – краткое содержание романа Набокова

Увидев, что Римма учится спустя рукава, оправдывая себя прошлыми испытаниями, лейтенант начал просить ее писать письма к своим родным, одновременно подтягивая ее знания по школьным предметам. Даже когда его раненая рука жила, лейтенант все равно продолжал общаться с девочкой. Постепенно знания, а с ними и отметки, Риммы Лебедевой начали улучшаться. Когда она похвасталась перед лейтенантом своей хорошей успеваемостью, тот тоже нашел, чем удивить девочку: оказывается, его рука давно зажила.

Сказочная повесть Юрия Дружкова “Волшебная школа Карандаша и Самоделкина” – это вторая книга автора о художнике и мастере на все руки. Главные герои на этот раз открывают волшебную школу, в которой и преподают.

Карандаш и Самоделкин являются главными героями произведения, а с ними и учениками случается множество приключений. Школа принимает учеников, которые мечтают стать волшебниками, но их немного – всего несколько. Учителя проводят необычные уроки: Смеха, Радости, Фантазии, Стуканья-Бряканья и Необыкновенных путешествий.

В сказке повествуется о волшебной школе: здесь все необычно и интересно. На уроках ставят только отличные оценки, оживают предметы, нарисованные Карандашом, а в столовой кормят конфетами. Ученики сидят на уроках на деревянных лошадках, которые издают характерные звуки, а учительский стол представляет собой кораблик.

Как-то в школе появляется новенький, лохматый и чумазый мальчик. Дети начинают его дразнить и прозвали Чучелом-Бубучилом. Вот здесь Карандаш и преподает ученикам урок Доброты и учит относиться ко всем людям с уважением.

Однажды школу захватили разбойники, представившись учителями Булькиным и Пулькиным. Они пытаются изменить школу волшебников на школу разбойников и поначалу им удается увлечь учеников. На уроках теперь учат безобразиям, дразнилкам, дурацким шуткам и издевательствам. Но вскоре Карандаш, Самоделкин и ученики ставят все на свои места, а школа Волшебства продолжает свое существование.

Макар Чудра, старый цыган рассказывает историю о Лойко Зобаре — молодом цыгане, влюбленном в красавицу Раду. Рада играет чувствами влюбленного, то отталкивает его от себя, то вновь приближает. Но она и сама влюблена в Лойко Зобара, но, поскольку она слишком гордая, она не может в этом признаться. Любая власть ей кажется непереносимой, настолько она ценит свободу. Она потребовала от Лойко перед всем табором поклониться ей в ноги и поцеловать руку. Зобар не смог стерпеть такого унижения и зарезал Раду перед табором. Отец девушки тем же ножом убил самого Зобара. Гордые влюбленные погибли вместе и вознеслись на небеса.

ЗИМНИЙ ДУБ (1) Тропинка , по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начинала…

Краткое содержание Нагибин Зимний дуб

Совушкин каждый раз опаздывает в школу. Учительница русского языка – Анна Васильевна, каждый раз относилась к нему снисходительно и прощала мальчика. В этот раз его опоздание вывело из себя молодую учительницу. Анна Васильевна решает обсудить поведение ученика с его матерью.

Учительнице всего 24 года. Она молода и работает всего-то два года, но все это не имеет значения. Анна очень мудра и постоянно стремится совершенствоваться. Именно поэтому ее все любят, среди коллег она уважаема и любима как мудрый педагог.

Случай с Совушкином ее серьезно обеспокоил. Молодая учительница из всех сил хочет понять мальчика и решить задачу. Узнав, что ученик опаздывает из-за прекрасного зимнего зрелища она очень взволновалась и поняла, что ей не удавалось до сих пор по настоящему узнать душу маленького мальчика. Теперь она будет стремиться быть еще более внимательной. Случай с мальчиком сделал ее взрослее и мудрее.

Голосов: 166
Читать краткое содержание Нагибин Зимний дуб. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Читать онлайн «Зимний дуб»

Юрий Маркович Нагибин

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону — мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте — такой морозище.

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются.

. Лишь бы это не переходило границы, — в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут.

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга».

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

— Ты опять опоздал, Савушкин? — Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место …

Краткое содержание “Зимний дуб” Юрия Нагибина

Зима. Снег за ночь засыпал дорожку, которая ведет к школе. Молоденькая учительница осторожно ставит ножки в маленьких, отороченных мехом ботиночках, иногда оглядывается, любуясь на следы, оставляемые острыми носочками. Анне Васильевне нравилось, как мороз покусывает нос, щеки и забирается под шубку. Работает она в школе только два года, но жители всех окружающих поселков уже знают и уважают ее, и от того ей радостно и спокойно.

На встречу по узенькой тропке идет объездчик с конезавода по фамилии Фролов. Его сын учится у Анны Васильевны. Снимает

шапку в приветствии и интересуется, как учится его Лешка и не балуется ли. Мудрая учительница успокаивает его, говоря, что все балуются, лишь бы баловство границы не переходило.

В школу с широкими, расписанными морозами окнами уже текут ручейки школьников в капорах, платочках, картузах, шапочках, ушанках и башлыках. Первый урок у Анны Васильевны в пятом «А». Как и в прошлом году, она волнуется, начиная рассказывать тему урока – имена существительные, переживает – вдруг кто-то из учеников не поймет. Неожиданно дверь в класс тихонько открывается и на пороге появляется Коля Савушкин, смущенный, в разношенных валенках. Он всегда опаздывает, хоть и живет не так далеко.

Урок тем временем продолжается. Ученики дают примеры имен существительных. Со всех сторон летят слова: кошка, окно, дорога, гвоздик, город, улица… Савушкин поднимает руку и отчетливо произносит: «зимний дуб». Раздается смех, но Коля не замечает его, для него все очевидно – «зимний дуб» это существительное. Учительница вызывает его в учительскую, где пытается понять, почему он все время опаздывает, а мальчик и сам не знает. Ходит короткой дорогой, в снежки с ребятами не играет. Решают вместе пойти к его маме – «душевной нянечке» из санаторной водолечебницы с обмякшими от горячей воды, матерчатыми руками. Вот и время позволяет – сейчас два часа, а Колина мама работает с трех. Папы у мальчика нет – на войне погиб.

Тропинка к дому мальчика начинается прямо от школы, бежит вдоль ручья. Ступишь на нее и будто оказываешься в другом мире, наполненном тишиной и покоем. Все вокруг белое, деревья сокрыты снегом, и только тонкие веточки берез кажутся нарисованными тушью на небе. На полянках среди расступившихся деревьев виднеются заячьи следы, а кое-где попадаются и большие следы лося. Сама учительница и не догадалась бы, что здесь сохатый прошел, зато Коля все знает, хоть и не видел его никогда.

Ручей покрыт льдом, только в некоторых местах темным глазком проглядывает вода. Коля и про это все знает – теплые ключи бьют, вот вода и не замерзает. И точно, приглядывается учительница, видит тоненький стебелек с пузырьками, похожий на ландыш. Играет носком ботинка в снег, падающий в воду, лепит замысловатые фигуры. А Коля уже вперед ушел по теряющейся в лесу тропинке. Обогнула она боярышник, вышла на полянку, а здесь в белой, сверкающей одежде стоит зимний дуб. Нижние ветки шатром раскинулись над поляной, ствол как будто обшит серебряными нитками, весь блестит маленькими зеркалами. Кажется Анне Васильевне, что дуб ступает к ней на встречу, приветствует ее.

Коля возится под корнями огромного, как собор, дерева. Вот он нашел свернувшегося в клубок ежа с острыми иглами в сопревших тоненьких листьях. А здесь, в маленьком гроте с сосульками, сидит коричневая, как будто картонная, лягушка, спит, претворяется будто мертвая. Целый волшебный мир Савушкина с затаившимися жучками и ящерками предстает перед Анной Васильевной, она всматривается в него, радуется и вздрагивает от неожиданности, когда мальчик говорит, что они уже опоздали, и мама ушла на работу.

Сухими и холодными кажутся Анне Васильевне теперь ее уроки. Как бессилен человек перед тем миром, который может открыться ему, стоит только присмотреться. Думает она, что и учительница она не такая умелая, и ни шагу по пути к умению и мудрости еще не сделала. Сомневается, сможет ли вообще найти этот путь. Поблагодарила мальчика за прогулку, а тот нахлобучил ушанку, поднял с земли палку и протягивает ее ей, чтобы от лося могла уберечься, если вдруг тот наскочит на нее по дороге. Пошла учительница, а Коля остался у дуба, будто издали охраняет ее. Поняла, что самым удивительным в лесу и был этот мальчик, смелый и добрый.

ЗИМНИЙ ДУБ (1) Тропинка , по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начинала…

(1)Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы. (2)Едва они ступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. (3)Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. (4)Но ничто не рождало здесь звука.

(5)Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. (6)Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. (7)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. (9)Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

(10)— Так вот он, зимний дуб!

(11)Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что её тысячекратно повторенное изображение глядит на неё с каждой ветки. (12)И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

(13)Савушкин продолжал водить её по своему мирку. (14)Подножие дуба приютило ещё многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (15)Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. (16)Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (17)Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаённую жизнь леса. (18)Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие её уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

(19)И она-то считала себя умелой учительницей! (20)Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. (21)Да и где он лежит, этот путь? (22)Отыскать его не легко и не просто, как ключик от Кощеева ларца.

(23)Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу. (24)И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла, что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной, небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего. (25)Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1–4. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Герой рассказа Ю. Нагибина Савушкин знакомит свою учительницу с миром природы, в котором он живёт, — со своим «мирком», как пишет автор. Зимний дуб и красота зимнего леса навеяли Анне Васильевне мысли о несоответствии красоты окружающей нас действительности тому, как мы выражаем свои чувства с помощью языка — «бедного, сухого и холодного» (предложение 18). В этом же предложении автор употребляет (А) _____. Художественное своеобразие текста создаётся использованием (Б) _____ («дуб — старший собрат» в предложениях 5–6), (В) _____ («мириады крошечных зеркал»), многочисленными (Г) _____, выраженными как творительным падежом существительного (в предложении 7), так и оборотами (в предложении 5) и придаточными предложениями (в предложениях 12, 22)».

  1. гипербола
  2. оксюморон
  3. ряды обособленных членов
  4. сравнения
  5. фразеологизм
  6. парцелляция
  7. парафраза
  8. контекстуальные синонимы
  9. цитирование
Ссылка на основную публикацию