Анализ стихотворения Встреча зимы Никитина

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

17.12.2019

Никитин И. “Встреча зимы”

Главные герои стихотворения “Встреча зимы” и их характеристика

  1. Народ. Могучий, бесшабашный, богатырский.
  2. Зима. Суровая, защитница.

План пересказа стихотворения “Встреча зимы”

  1. Вчерашний дождь
  2. Снежок
  3. Белые дворы и поля
  4. Здравствуй, Зима!
  5. Песни и забавы
  6. Горячая кровь
  7. Тулуп зимой и летом
  8. Богатыри
  9. Враги

Главная мысль стихотворения “Встреча зимы”
Сама природа, суровая русская зима, рождает в нашей земле богатырей.

Чему учит стихотворение “Встреча зимы”
Стихотворение учит любить Родину, любить родную землю, гордится своей страной, своей природой. Учит любоваться красотой природы, любоваться зимой, любить морозы и непогоду, потому что они закаляют характер человека, заставляют его кровь гореть.

Отзыв на стихотворение “Встреча зимы”
Мне понравилось это стихотворение, в котором автор показывает свою любовь к Родине, ее бескрайним просторам и суровым зимам, но больше всего к простому народу, к мужикам, которым не страшна никакая непогода, которые с детства растут богатырями, которых боятся враги. Видно, что автор гордится своей Родиной, и эта гордость вызывает в читателе ответные чувства.

Анализ стихотворения “Встреча зимы”
Стихотворение было написано Иваном Никитиным в 1854 году
По жанру это пейзажная лирика с патриотическими мотивами.
Автор начинает стихотворение с описания прихода зимы, красивого, хотя и холодного времени года. Эта часть стихотворения очень легкая, почти воздушная. Но дальше стихотворение меняет тональность, и начинает звучать патетически. Автор восхваляет зиму, которая закаляет русского человека. Он с гордостью пишет о простых мужиках, русских богатырях, которым не страшен мороз, и которым не страшны любые враги. Ведь даже погода на их стороне.
Стихотворный размер ямб, рифмовка – параллельная.

Средства художественной выразительности в стихотворении “Встреча зимы”
Эпитеты: угрюмых небес, сумрачный лес, белый пушок, осеннюю грязь, разноцветным огнем, безлюдный простор, православный народ, степной мужичок, весны золотой, Руси святой, гость незваный, хмельной пир.
Метафоры: туман облаками вставал, воздух легок и чист, снег лежит полотном, блестит огнем, черных кудрей, строй мосты, ковры расстилай, кровь горит, рассыпай серебро.
Сравнения: что белый пушок, как алмазы горят, что под бурями дуб.
Олицетворения: дождь стучал, туман вставал, плакал лес, смотрит весело лес, гостья-зима, песни вьюга поет.

Пословицы к стихотворению “Встреча зимы”
Нет земли краше, чем страна наша.
Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
За морем теплее, а у нас светлее.
На чужой стороне и весна не красна.
Родимый край – сердцу рай.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения “Встреча зимы”
Вчера утром в окна стучал дождь и над землей вставал туман. Плакал сумрачный лес.
Но в обед дождь перестал, и на осеннюю грязь начал падать снежок.
Прошла ночь. Воздух стал легким и чистым, река замерзла. На дворах и домах лежит и блестит на солнце снег. Даже лес повеселел и смотрит на заснеженные поля. На ветках берез горят алмазы.
Здравствуй, зима! Милости просим петь песни и гулять. Можно строить мосты, расстилать ковры. Крепкий мороз не страшен людям, чья кровь горит на морозе.
Ведь таков русский народ – летом ходит в тулупе, а зимой по колено в снегу. Когда крутит метель, мужичок едет по полю, поет песни, и уповает на лошадок.
Легко встречать смерть с шуткой, если даже дитя в колыбели привыкает к морозу. Под звуки непогоды у матерей растут богатыри.
И пусть рассыпает зима серебро. Если придет к нам враг за нашим добром, то примет его зима, и метелью засыплет его следы.

Иван Никитин — Поутру вчера дождь ( Встреча зимы )

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
№ 4 Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чем,
№ 8 Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
№ 12 Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
№ 16 И замерзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
№ 20 Разноцветным огнем.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
№ 24 Из-под черных кудрей.

Словно рад он чему, —
И на ветках берез,
Как алмазы горят
№ 28 Капли сдержанных слез.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
№ 32 По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
№ 36 И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
№ 40 На морозе горит!

Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
№ 44 В полушубке идет;

Жгучий холод пахнул —
Все равно для него:
По колени в снегу,
№ 48 Говорит: «Ничего!»

В чистом поле метель
И -кутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
№ 52 Едет в санках, кряхтит:

«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поет —
№ 56 «Не белы-то снежки. »

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
№ 60 Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладет,
Под окном для него
№ 64 Песни вьюга поет.

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растет богатырь,
№ 68 Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
№ 72 Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придет
И за наше добро
№ 76 С нами спор заведет —

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
№ 80 Гостю песню пропой;

Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
№ 84 Его след на Руси!

Poutru vchera dozhd
V stekla okon stuchal,
Nad zemleyu tuman
Oblakami vstaval.

Veyal kholod v litso
Ot ugryumykh nebes,
I, bog znayet o chem,
Plakal sumrachny les.

V polden dozhd perestal,
I, chto bely pushok,
Na osennyuyu gryaz
Nachal padat snezhok.

Noch proshla. Rassvelo.
Net nigde oblachka.
Vozdukh legok i chist,
I zamerzla reka.

Na dvorakh i domakh
Sneg lezhit polotnom
I ot solntsa blestit
Raznotsvetnym ognem.

Na bezlyudny prostor
Pobelevshikh poley
Smotrit veselo les
Iz-pod chernykh kudrey.

Slovno rad on chemu, —
I na vetkakh berez,
Kak almazy goryat
Kapli sderzhannykh slez.

Zdravstvuy, gostya-zima!
Prosim milosti k nam
Pesni severa pet
Po lesam i stepyam.

Yest razdolye u nas, —
Gde ugodno gulyay;
Stroy mosty po rekam
I kovry rasstilay.

Nam ne stat privykat,
Pust moroz tvoy treshchit:
Nasha russkaya krov
Na moroze gorit!

Iskoni uzh takov
Pravoslavny narod:
Letom, smotrish, zhara —
V polushubke idet;

Zhguchy kholod pakhnul —
Vse ravno dlya nego:
Po koleni v snegu,
Govorit: «Nichego!»

V chistom pole metel
I -kutit, i mutit, —
Nash stepnoy muzhichok
Yedet v sankakh, kryakhtit:

«Nu, sokoliki, nu!
Vynosite, druzhki!»
Sam sidit i poyet —
«Ne bely-to snezhki. »

Читайте также:  Кому на Руси жить хорошо - краткое содержание поэмы Некрасова

Da i nam li podchas
Smert ne vstretit shutya,
Yesli k buryam u nas
Privykayet ditya?

Kogda mat v kolybel
Na noch syna kladet,
Pod oknom dlya nego
Pesni vyuga poyet.

I razgul nepogod
S rannikh let yemu lyub,
I rastet bogatyr,
Chto pod buryami dub.

Rassypay zhe, zima,
Do vesny zolotoy
Serebro po polyam
Nashey Rusi svyatoy!

I sluchitsya li, k nam
Gost nezvany pridet
I za nashe dobro
S nami spor zavedet —

Uzh primi ty yego
Na storonke chuzhoy,
Khmelny pir prigotov,
Gostyu pesnyu propoy;

Dlya posteli yemu
Bely pukh pripasi
I metelyu zasyp
Yego sled na Rusi!

Gjenhe dxthf lj;lm
D cntrkf jrjy cnexfk,
Yfl ptvkt/ nevfy
J,kfrfvb dcnfdfk/

Dtzk [jkjl d kbwj
Jn euh/vs[ yt,tc,
B, ,ju pyftn j xtv,
Gkfrfk cevhfxysq ktc/

D gjkltym lj;lm gthtcnfk,
B, xnj ,tksq geijr,
Yf jctyy// uhzpm
Yfxfk gflfnm cyt;jr/

Yjxm ghjikf/ Hfccdtkj/
Ytn ybult j,kfxrf/
Djple[ ktujr b xbcn,
B pfvthpkf htrf/

Yf ldjhf[ b ljvf[
Cytu kt;bn gjkjnyjv
B jn cjkywf ,ktcnbn
Hfpyjwdtnysv juytv/

Yf ,tpk/lysq ghjcnjh
Gj,tktdib[ gjktq
Cvjnhbn dtctkj ktc
Bp-gjl xthys[ relhtq/

Ckjdyj hfl jy xtve, —
B yf dtnrf[ ,thtp,
Rfr fkvfps ujhzn
Rfgkb clth;fyys[ cktp/

Plhfdcndeq, ujcnmz-pbvf!
Ghjcbv vbkjcnb r yfv
Gtcyb ctdthf gtnm
Gj ktcfv b cntgzv/

Tcnm hfpljkmt e yfc, —
Ult eujlyj uekzq;
Cnhjq vjcns gj htrfv
B rjdhs hfccnbkfq/

Yfv yt cnfnm ghbdsrfnm,
Gecnm vjhjp ndjq nhtobn:
Yfif heccrfz rhjdm
Yf vjhjpt ujhbn!

Bcrjyb e; nfrjd
Ghfdjckfdysq yfhjl:
Ktnjv, cvjnhbim, ;fhf —
D gjkeie,rt bltn;

;uexbq [jkjl gf[yek —
Dct hfdyj lkz ytuj:
Gj rjktyb d cytue,
Ujdjhbn: «Ybxtuj!»

D xbcnjv gjkt vtntkm
B -renbn, b venbn, —
Yfi cntgyjq ve;bxjr
Tltn d cfyrf[, rhz[nbn:

«Ye, cjrjkbrb, ye!
Dsyjcbnt, lhe;rb!»
Cfv cblbn b gjtn —
«Yt ,tks-nj cyt;rb!//»

Lf b yfv kb gjlxfc
Cvthnm yt dcnhtnbnm ienz,
Tckb r ,ehzv e yfc
Ghbdsrftn lbnz?

Rjulf vfnm d rjks,tkm
Yf yjxm csyf rkfltn,
Gjl jryjv lkz ytuj
Gtcyb dm/uf gjtn/

B hfpuek ytgjujl
C hfyyb[ ktn tve k/,,
B hfcntn ,jufnshm,
Xnj gjl ,ehzvb le,/

Hfccsgfq ;t, pbvf,
Lj dtcys pjkjnjq
Ctht,hj gj gjkzv
Yfitq Hecb cdznjq!

B ckexbncz kb, r yfv
Ujcnm ytpdfysq ghbltn
B pf yfit lj,hj
C yfvb cgjh pfdtltn —

E; ghbvb ns tuj
Yf cnjhjyrt xe;jq,
[vtkmysq gbh ghbujnjdm,
Ujcn/ gtcy/ ghjgjq;

Lkz gjcntkb tve
,tksq ge[ ghbgfcb
B vtntkm/ pfcsgm
Tuj cktl yf Hecb!

«Встреча зимы», анализ стихотворения Никитина

История создания и публикации

Стихотворение «Встреча зимы» печатается с авторской датировкой 20 ноября 1854 года. Ровно через три недели после этой даты, 11 декабря того же года, стихотворение было впервые опубликовано в газете «Воронежские губернские ведомости».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение явно написано с сознательным намерением повторить нечаянный успех патриотического стихотворения «Русь», написанного ещё в 1851 году, но пришедшегося кстати в той же газете «Воронежские губернские ведомости» в 1853 году, в связи с началом Крымской войны. Патриотическое стихотворение «Русь» никому дотоле не известного воронежского мещанина было перепечатано многими газетами и сделало его автору литературное имя. По газетам же Никитин, несомненно, следил за всеми перипетиями Крымской войны, эпицентр которой в октябре 1854 года переместился в Севастополь: началась 11-месячная героическая оборона города под руководством В. А. Корнилова, П. С. Нахимова и В. И. Истомина. Молодой офицер Л.Н. Толстой, чьё прибытие для прохождения дальнейшей службы в Севастополь как раз пришлось на ноябрь 1854 года, в своём первом из севастопольских очерков («Севастополь в декабре месяце») так же, как и Никитин, ещё полон патриотического оптимизма (в очерках 1855 года от него не останется и следа). «Я прослезился, читая её, и кричал: ура!» – писал И.С. Тургенев И.И. Панаеву о патриотической «статье» Л.Н. Толстого.

Таким образом, к концу 1854 года всё русское общество, казалось, готово было отбросить внутреннюю вражду сословий (мещанин Никитин и аристократ Толстой) и партий (западник И.С. Тургенев и славянофил И.С. Аксаков, который тоже радовался «статье» Л.Н. Толстого в идейно чуждом ему «Современнике» и писал, что после этой «статьи» ему «хочется в Севастополь») и объединиться во имя русской победы. И одним из главных факторов и «полководцев» чаемой победы русской армии над явно и во всех отношениях превосходящими её силами Европы традиционно, по примеру 1812 года, считался «Генерал Мороз» – грядущая суровая русская зима (странно, что никто не захотел обратить внимание на то, что «суровых русских зим» в Крыму не бывает).

Отсюда и тема патриотического стихотворения Никитина: русская зима как воспитатель русского народа-богатыря, губитель врагов России и главный фактор русских побед. Основная же мысль воронежского мещанина – мы, русские, народ особенный, ибо особенна, ни на что не похожа наша природа, наша страна и наша душа.

Соответственно выстроена композиция стихотворения: переход от «природы» к «стране и душе» осуществляется постепенно и именно в центральных строфах (с 10-й по 12-ю).

Жанр и литературное направление

Своеобычный никитинский жанр, найденный воронежским мещанином в стихотворении «Русь», а именно – бесконечно длинная песня (29 строф), стилизованная под народную, нечто среднее между большим стихотворением и маленькой поэмой – сознательно повторён во «Встрече зимы» (21 строфа). Не дотягивая всё же до лиро-эпоса (нет повествования о конкретных персонажах), «Встреча зимы» являет собой типичный образчик лирики эпохи реализма с её установкой на народность и попыткой всё понять и объяснить, основываясь на «естественных» причинно-следственных связях. Отсюда и убедительность перехода от точных, конкретных реалистических пейзажей к картинкам из крестьянского быта и рассуждениям о силе русского духа. Первая часть стихотворения – фрагмент пейзажной лирики, последняя (третья) – типичный образчик лирики военно-патриотической (и даже с элементами агитационной), а переходная вторая часть (с 10-й по 12-ю строфу) удачно сочетает в себе обе эти жанровые линии.

Тропы и образы

Описание поздней осени в прологе стихотворения (т.е. в двух первых строфах) сплошь состоит из олицетворений (и это тоже элемент подражания народной песне): начиная расхожими общеязыковыми метафорами (дождь стучал, туман облаками вставал, холод веял, небеса были угрюмы) и заканчивая авторской метафорой сумрачного леса, который плакал Бог знает о чём.

С появлением первых признаков зимы начинают господствовать сравнения: первый снег, радующий природу и людей, сравнивается сначала с белым пушком, а затем с полотном. После того как зима повсюду навела чистоту и порядок, повеселел и лес: олицетворение 2-й строфы получает завершение в 6-й и 7-й, лес теперь весело смотрит из-под чёрных кудрей, но ветви берёз ещё хранят капли прежних слёз – которые, впрочем, на зимнем солнце горят как алмазы.

Наконец главное олицетворение – олицетворённая зима – становится объектом прямого обращения лирического героя в строфах 8 – 10, начиная со слов: Здравствуй, гостья-зима! Зиме в нашем отечестве находится множество дел: петь песни Севера, где угодно гулять, строить по рекам мосты и ковры расстилать.

Строфы 11 – 14 – это собирательный лирический портрет русского мужика, привычного и к жаре, и к холоду, ему нипочём морозы и метели. В строфах 15 – 17 русское дитя, которому ещё в колыбели вьюги песни поют, сравнивается с дубом-богатырём, вырастающим под шквалом бурь.

Читайте также:  Анализ стихотворения Никитина Русь 4, 6, 7 класс

В последних строфах (18 – 21) лирический герой вновь обращается к родной зиме – на сей раз с призывом быть столь же злой к захватчику-врагу, сколь добра она к своему народу. Это обращение построено на иронии, т.к. гость незваный формально должен получить столь же «тёплый» приём, что и званый, но только в исполнении Зимы живое и тёплое обернётся мертвящим, ледяным: она приготовит ему хмельный пир, пропоёт величальную песнь, постелет пуховую постель и засыплет навек его след на Руси.

Размер и рифмовка

В подражание народной песне во всех строфах (в стихотворении 21 строфа) выдержана перекрёстная рифмовка, но рифмуются только вторая и четвёртая строки, что приближает речь к разговорной. Строки в стихотворении короткие: каждая состоит всего из двух стоп анапеста.

«Встреча зимы» И. Никитин

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;

Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»

В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:

«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »

Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —

Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;

Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

Дата создания: 20 ноября 1854 г.

Анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы»

Творчество поэта Ивана Саввича Никитина мало известно современным читателям. Однако для своего времени оно было очень актуально. В пропитанных искренней любовью к отчизне стихотворениях нашли выражение мысли и чувства целого поколения русских патриотов.

Иван Никитин родился в 1824 году в Воронеже. В юности он изучал богословие в городской семинарии, но финансовые трудности, обрушившиеся на семью будущего поэта, вынудили его взять дела отца в свои руки. Одновременно с управлением постоялым двором Иван Саввич начал писать стихи и публиковаться. В 1853 году произошёл его литературный дебют, благодаря чему Никитин попал в кружок местной интеллигенции.

Не совсем ясно, было ли обучение в религиозном заведении источником патриотических настроений поэта. Или же причина этого – месторождение Ивана Саввича, ведь возможно, что именно отдалённость от столичного блеска позволила ему глубоко проникнуть в народную культуру, прочувствовать душу русского человека. Впрочем, ясно одно – среди поэтов-«славянофилов», к течению которых принадлежал Иван Никитин, он был одним из выдающихся авторов.

Интересно, что современники отзывались о творчестве поэта как о чём-то знакомом, хорошо узнаваемом. Это неудивительно, ведь в его произведениях был заключён сам русский дух. Наиболее ярко это проявляется в стихотворении «Встреча зимы». Оно было написано в ноябре 1854 года, и помимо живописного изображения родных пейзажей содержит ценные наблюдения и размышления о русском человеке.

Стихотворение условно можно поделить на две части. Первая – это красочное описание русских просторов, в которые вступает зима. Нельзя не представить себе бесконечные дали, усыпанные свежим снегом при чтении этих строк:
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

Вторая часть начинается словами: «Здравствуй, гостья-зима!»

В ней автор подробно описывает, что такое русский человек, и почему самое неприветливое время года он принимает с радостью. Поэт проводит детальный анализ, наблюдая за соотечественниками с детства:
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.

и до зрелости и смерти:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него…
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя…

Этими рассуждениями поэт стремится показать, что русские люди – бесстрашные, гордые, способные с детства переносить тяготы и невзгоды, но не сдаваться. Обращаясь к зиме, он просит её помогать народу преодолевать врагов, словно сама стихия рада прийти на помощь Руси и защитить её от врагов.

Это стихотворение, написанное тягучим анапестом, легло в основу музыкальных произведений. Такие композиторы, как Р. Глиэр и Н. Римский-Корсаков, превратили его в бессмертный гимн русской стойкости и выносливости.

Встреча зимы Никитин И.С.

Анализ стихотворения Встреча зимы

На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.
С другой стороны, «Встреча зимы» — произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.
Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее. К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «…растет богатырь, что под бурями дуб». Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.
Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след. Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».

Читайте также:  Анализ стихотворения В синем небе плывут над полями Никитина

Читать стихотворение

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. “Встреча зимы”. 3-й класс

Класс: 3

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1)

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

8. Историческая справка

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1)

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

11. Итог урока

– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Приложение 2

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Лебедь Олег

Встреча зимы.
Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.
Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Субботина Марина

Наступила зима.
Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.
Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Ссылка на основную публикацию