Позвоночные животные сообщение доклад (3, 5 класс окружающий мир)

Студенческая жизнь .

Сайт о жизни студентов во всех ее проявлениях

Позвоночные животные мира

Позвоночные животные – это самая большая группа живых организмов Земли, которые могут свободно передвигаться благодаря наличию скелета. Сюда относятся: рыбы; пресмыкающиеся; земноводные; млекопитающие; птицы.

Характерным признаком позвоночной группы животных является наличие двух пар конечностей (для рыб – плавники, для птиц – крылья, для млекопитающих – ноги и т.д.). Эти классы позвоночных животных составляют большинство животного населения земного шара. И хоть все они достаточно разнообразны, всех их объединяет наличие скелета, зависимость от климатических условий, а также много других общих признаков. Например, все животные способны двигаться, дышать, питаться. Они растут и развиваются. Для поддержания численности своей популяции, животные размножаются. Практически все домашние животные, которые тесно связаны с человеческой деятельностью, являются позвоночными. Среди позвоночных также есть и много вредителей, например, мыши, суслики, хомяки и другие.

Рыбы как водный класс позвоночных животных

Главной особенностью этого класса позвоночных животных является жаберное дыхание, которое присутствует на каждом этапе развития их организма. Рыбы широко распространены по земному шару в различных водоемах, как с пресной, так и с соленой водой. Размеры их тела варьируются от 8 мм до 20 м. По состоянию на август 2013 года человечеству известно примерно 33 000 разных видов рыб. Все эти виды подразделяются на три основных подкласса: лучеперые, лопастеперые и хрящевые.

Пресмыкающееся как старинный класс позвоночных животных

Это преимущественно наземные животные, к которым относятся черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи и другие «прелести» наших дней. Пресмыкающееся пережили множество различных эпох, когда-то они доминировали на земле, в воздухе, в воде. Древние динозавры тоже относились к позвоночным пресмыкающемся. Однако в меловой период большая часть животных этого класса вымерла и на сегодняшний день людям известно 9 500 видов пресмыкающихся. Современные рептилии – это всего лишь остатки тех животных, которые когда-то существовали на Земле.

Земноводные – холоднокровные позвоночные животные

Класс земноводных включает примерно 5 000 видов животных, что делает его немногочисленным. Сюда относятся современные лягушки, саламандры, тритоны и червяги. Главной особенностью этого класса животных является холодная кровь и тонкая кожа, которая легко проницаема для газов и различных жидкостей. Это защищает их от обезвоживания. Так как все земноводные холоднокровные, в холодный период они впадают в оцепенение.

Наиболее удивительный класс позвоночных животных – млекопитающие

Млекопитающие распространены равномерно по всему земному шару. Для этого класса главной особенностью является вскармливание детенышей молоком. По оценкам различных исследователей-биологов, на сегодняшний день известно примерно 5 500 видов млекопитающих. Сюда относится главный на этой планете вид — Homo sapiens (Человек разумный). Млекопитающие очень различаются по внешнему виду, каждый вид животного имеет свои особенности. Однако для всех в целом характерный общий план строения всех четвероногих. Данный класс животных считается наиболее развитым, так как много видов из этого класса достигли высокого уровня развития.

Птицы как воздушные позвоночные животные

Теплокровные, яйцекладущие, крылатые. Именно так вкратце можно охарактеризовать класс птиц. Однако существуют птицы и без крыльев. Например, пингвины. Для птиц характерный покров из перьев, клюв, а также наличие двух пар конечностей – крыльев, с помощью которых животные приспособились к полету. Многие виды класса птиц совершают ежегодные миграции по всем регионам Земли. Птицы – наиболее многочисленный класс позвоночных животных. Именно поэтому они отыграют важнейшую роль, как в природе, так и в жизни человека. Эти животные населяют все экосистемы Земли, включая Антарктиду.

Классы позвоночных животных, как видим, включают практически всех животных мира. Их высокий уровень жизненной организации обусловил очень широкое распространение позвоночных животных во все жизненные среды человека и в природные экосистемы. Этот факт делает позвоночных животных важнейшим фактором биосферы Земли.

Класс млекопитающие — видео

Доклад сообщение Беспозвоночные животные

Беспозвоночные животные самая многочисленная группа организмов, населяющих планету. Они составляют около 97% от общего количества живых существ. Беспозвоночные – это животные, у которых отсутствует костный скелет и соответственно позвоночник. Видовой состав группы настолько разнообразен, что ученые не знают точного его количества. Принято считать, что группа включает более 30 миллионов видов животных.

Наиболее известными представителями беспозвоночных являются членистоногие, моллюски, иглокожие, губки, кольчатые черви и кишечнополостные.

Большое разнообразие видового состава группы создает определенные сложности для ее изучения. Однако ученные на основе общности внешних и физиологических признаков смогли объединить представителей беспозвоночных в отдельные самостоятельные подгруппы. Каждая такая подгруппа включает животных с общими простыми признаками. Так представители членистоногих имеют сегментированное строение тела и конечностей. Иглокожие обладают радиальной симметрией. А представители стрекающих известны наличием гастроваскулярной полости с отверстием, окруженным стрекательными щупальцами.

Беспозвоночные животные настолько разнообразны, что изучать их строение можно лишь на основе отдельных подгрупп. Общим признаком, объединяющим всех представителей беспозвоночных, является отсутствие у них позвоночника. Остальные признаки являются настолько различными, что рассматривать анатомическое строение, происхождение, физиологическую приспособленность животных группы намного легче в пределах самостоятельных подгрупп, таких как кишечнополостные, кольчатые черви, членистоногие.

Представители беспозвоночных стали одними из первых многоклеточных организмов, появившихся на планете. Именно они стали прародителями хордовых животных, давших начало группе позвоночных: рыбам, земноводным, птицам и млекопитающим.

Вариант 2

Беспозвоночные – это животные без позвоночника или костного скелета.

Они варьируются по размеру от микроскопических клещей и почти невидимых мух до гигантских кальмаров с глазами размером с футбольный мяч.

На сегодняшний день это самая большая группа в животном мире: 97 процентов всех животных являются беспозвоночными. На сегодняшний день описано 1,25 миллиона видов, большинство из которых являются насекомыми, и есть еще миллионы, которые можно обнаружить. Общее количество видов беспозвоночных может составлять 5, 10 или даже 30 миллионов, по сравнению с 60 000 позвоночных.

Если вы хотите идентифицировать насекомых, вы должны изучить части их анатомии. Есть три основные части, которые составляют тело насекомого, каждая из которых играет определенную роль.

В отличие от костных позвоночных, беспозвоночные являются животными без позвоночного столба или позвоночника. Беспозвоночные животные представляют собой очень разнообразные формы животных, составляющие около 98% животного мира. Обычно беспозвоночные животные – это животные с мягким телом, не имеющие жесткого и развитого внутреннего скелета, но обычно имеющие жесткий экзоскелет. Их жесткие экзоскелеты служат защитой тела от окружающей среды. Некоторыми примерами беспозвоночных являются улитки, губки, дождевые черви, кальмары, морские звезды, насекомые, бабочки, пауки и медузы.

Более 95% всех животных на земле являются беспозвоночными той или иной формы. Беспозвоночные встречаются повсюду в наземных и водных средах и включают в себя животных, начиная от губок, кораллов и до насекомых, крабов и червей, и это лишь некоторые из них. Более 80% всех беспозвоночных группируются в единый тип членистоногих, который включает пауков, ракообразных, многоножек, многоножек и насекомых.

Некоторые насекомые, такие как серебряные рыбы, не изменяются в течение всей жизни, за исключением увеличения размеров тела. В то время как другие насекомые, такие как клопы или кузнечики, проходят постепенные стадии развития, каждая последующая стадия (или нимфа) немного более развита, чем предыдущая. Например, крылья начинают развиваться из маленьких крыловых зачатков и увеличиваться с каждой линькой.

Другие насекомые, такие как мотыльки или жуки, типичны для насекомых, которые претерпевают ряд резких изменений по мере взросления; яйцо – личинки – куколка / куколка – взрослая. У таких насекомых крылья развиваются внутри тела и видны только после того, как взрослый выходит из куколки.

Доклад на тему Беспозвоночные животные

Согласно научным данным более 96 процентов, живущих на планете организмов, считаются беспозвоночными. Основная их особенность в том, что у них полностью отсутствует позвоночник. Также они являются первыми живыми существами, появившимися на земле. Большинство видов беспозвоночных по сей день не изучено.

Стоит рассмотреть несколько групп беспозвоночных животных:

Моллюски. Это мидии, улитки, кальмары, рапаны, устрицы и многие другие представители этой группы. Основные характеристики представляют собой ногу, основную массу и оболочку.

Читайте также:  Изделия палехских художников (сообщение доклад)

Нога помогает животному перемещаться без особого труда, располагаясь в нижней части, выделяя специальные железы для перемещения.

В основной массе располагаются органы пищеварительной, сердечной системы, и все остальное. У моллюсков открытая кровеносная система.

Оболочка помогает животным защитить внутренние органы. Она состоит из хитина, карбоната кальция и белков.

Членистоногие. Это самая большая группа беспозвоночным животных. В нее входят пауки и скорпионы, клещи и многоножки, большое количество ракообразных.

У большинства членистоногих имеется экзоскелет, который защищает данных живых существ от многих внешних воздействий. Но у него есть небольшая особенность, он не может расти и поэтому у животного происходит линька, после которой формируется новый. Это довольно продвинутый вид беспозвоночных, так как они имеют хорошо развитую нервную систему. Членистоногие распространены во многих средах обитания, на суше, в пресной и соленой воде, в пустыне и т.д.

У членистоногих имеется полная симметрия тела, и чаще всего есть наличие большого количества пар конечностей.

Иглокожие. Наиболее известные из них это морские ежи, морские звезды и многие другие. Эволюционируя, они научились перемещаться, в отличие от своих дальних родственников.

По сравнению с членистоногими иглокожие животные имеют не экзоскелет, а эндоскелет. Это наличие мощной каркасной структуры. Каркас состоит из известковых пластинок.

В ходе революции двусторонняя симметрия сменилась на радиальную. Это означает что их тело подразделяется на 5 равных частей.

Картинка к сообщению Беспозвоночные животные

Популярные сегодня темы

Слово «пустыня» ассоциируется с пустотой и полным отсутствием жизни, но на самом деле это совсем не так, ведь для населения, которое там проживает, пустыня для них является самой прекрасной и

Луна – единственный естественный спутник Земли, расположенный от неё на расстоянии в среднем 384 467 км. Земля поместилась бы в это расстояние 30 раз, а свет достигает Луны за 1.255 секунды

Муравьи – это насекомые с большой численностью видов и особей. Относятся к жалящим насекомым и являются сородичами пчел. Живут большим сообществом, где все друг за друга несут большую ответст

Древнегреческая мифология тесно переплеталась с древнегреческой религией, что делало последнюю выразителем чувственного восприятия картины мира и попыткой объяснить явления и процессы материа

Этот древний город по праву может претендовать на звание наиболее красивого в составе Золотого кольца. Тут множество великолепных храмов – красивейших примеров древней русской архитектуры.

Статуя Зевса, располагавшаяся в Олимпии – это уникальная работа Фидия, известного афинского скульптора своего времени. Для того, чтобы создать это великое творение, грекам пришлось немало пот

Доклад Беспозвоночные животные 5 класс

Наверное, каждый из нас в курсе, что человек имеет позвоночник. Он выручает нас на протяжении всей жизни. Помогает держать ровную осанку, поднимать тяжести и выполнять различные физические нагрузки. Интересно то, что есть другие живые существа, которые могут обходиться без позвоночника и при этом хорошо себя чувствуют. Таких животных называют беспозвоночными.

Такие животные обычно имеют маленький размер, а встречаются беспозвоночные чаще всего среди насекомых. Такие насекомые как пауки, стрекозы, пчелы, мухи не имеют позвоночника. Но несмотря на то, что среди насекомых количество беспозвоночных преобладает, в числе более крупных животных тоже встречаются подобные особи.

Кальмары

Кальмары – это морские жители. В природе существует большое количество разновидностей кальмаров, которые ко всему прочему еще различаются и по размеру. Некоторые кальмары могут достигать в длину 10 метров. У кальмара нет позвоночника, но зато он обладает гибкой и вытянутой формой тела, которая состоит из крепких развитых мышц. Благодаря таким природным особенностям кальмар может быстро и ловком перемещаться под водой.

Пиявки

Пиявки являются родственной разновидностью червей. Место обитания пиявок – это небольшие водоемы и реки. Пиявки кровососущие животные, поэтому питаются они кровью других подводных обитателей. Пиявки обладают полезными свойствами для человека, в медицине их используют для очистки крови от вредных веществ.

Улитки

Эти живые организмы встречаются практически везде. Их туловище представляет собой скользкое тело похожее на желе. Так же у улиток есть круглый твердый панцирь. Панцирь необходим улитке для самозащиты, в случае угрозы она залезает полностью под него, чтобы не быть съеденной. Улиток можно держать дома в качестве домашних животных.

Осьминог

Эти животные многими признаками напоминают кальмаров. Они тоже обитают под водой и обладают щупальцами. Самый маленький вид осьминога может поместиться в чайной ложке, самые большие могут иметь огромный вес чуть ли не до 100 килограммов. Так же в природе встречаются ядовитые осьминоги, они опасны для человека. Осьминоги могут менять свой телесный окрас, чтобы в момент угрозы стать незаметней для хищника.

В природе существует много беспозвоночных животных. Все они имеют разную форму и предназначение. Некоторые беспозвоночные могут обитать рядом с человеком, а какие-то живут так далеко от нас, что познакомиться с ними мы можем только по фотографиям или документальным фильмам.

Беспозвоночные животные доклад вариант №2

Животные, у которых нет позвоночника, называются беспозвоночными. Их организм устроен так, что позвоночник им не нужен.

Беспозвоночные животные являются самым распространённым и многочисленным типом живых организмов на планете. Их можно встретить везде в природе: в океане, реке, на суше, в почве.

Самая распространённая группа животных на Земле – членистоногие. Из них около 90 % составляют насекомые. У насекомых твердая оболочка тела, крылья и несколько пар членистых ходильных ног. У муравьев, жуков, клопов, тараканов, мух, блох, пчел и других насекомых шесть ног. У паукообразных, например пауков и скорпионов восемь ног, а у многоножек и ракообразных (крабов, омаров, креветок) – еще больше. Насекомые встречаются почти повсюду – на земле, под землей и в воздухе, в лесах, полях и пустынях, на болотах и ледниках, в реках, озерах и глубоких пещерах. В городских квартирах живут мухи, муравьи, моль.

Моллюски большинству людей известны мало. Однако по числу видов это вторая группа животных после насекомых. У моллюсков мягкое тело защищено твердой раковиной различных форм. К этой группе относятся морские блюдечки на прибрежных скалах, виноградные улитки в садах и прудовики в пресных прудах. Некоторые моллюски ценятся нами как деликатесы, например устрицы, мидии и гребешки. Некоторые из моллюсков смертельно ядовиты, например морские улитки конусы. Великаны животного мира – гигантские кальмары из океанских глубин – тоже моллюски.

Самый крошечный представитель беспозвоночных животных протисты (амебы, диатомовые водоросли, инфузории).

Черви – мягкотелые беспозвоночные животные с вытянутым безногим скользким телом, которые обычно ползают, извиваясь. Выглядят они не очень привлекательно. Но это одни из самых разнообразных и важных животных на земле. К ним относятся и дождевые черви и крошечные глисты.

Медузы, полипы, кораллы, актинии, губки относятся к кишечнополостным беспозвоночным животным.

3 класс, 5 класс

Беспозвоночные животные

Популярные темы сообщений

Крестовые походы – важное движение в Европе, которое носило не только освободительный и религиозный характер, но и экономический. В середине XI века турки-сельджуки начинают завоевательное движение на запад, захватывая Малую Азию

Одним из великих талантливых художников эпохи Возрождения (Ренессанс) Италии является Рафаэль Санти. Это мастер графики, области архитектуры, его работы в сфере живописи не перестают вызывать восхищение у современного зрителя.

Древнейшим периодом развития человека считается каменный век. До настоящего времени археологами не установлена точная дата начала периода, известен срок его окончания -35 тыс. лет назад.

Помогите пожалуйста сделать маленький доклад о позвоночных животных

Ответ

Позвоночные животные – это самая большая группа живых организмов Земли, которые могут свободно передвигаться благодаря наличию скелета. Сюда относятся: рыбы; пресмыкающиеся; земноводные; млекопитающие; птицы.

Характерным признаком позвоночной группы животных является наличие двух пар конечностей (для рыб – плавники, для птиц – крылья, для млекопитающих – ноги и т.д.). Эти классы позвоночных животных составляют большинство животного населения земного шара. И хоть все они достаточно разнообразны, всех их объединяет наличие скелета, зависимость от климатических условий, а также много других общих признаков. Например, все животные способны двигаться, дышать, питаться. Они растут и развиваются. Для поддержания численности своей популяции, животные размножаются. Практически все домашние животные, которые тесно связаны с человеческой деятельностью, являются позвоночными. Среди позвоночных также есть и много вредителей, например, мыши, суслики, хомяки и другие.

Читайте также:  Жук-олень - сообщение доклад (2, 3, 7 класс окружающий мир)

Рыбы как водный класс позвоночных животных

Главной особенностью этого класса позвоночных животных является жаберное дыхание, которое присутствует на каждом этапе развития их организма. Рыбы широко распространены по земному шару в различных водоемах, как с пресной, так и с соленой водой. Размеры их тела варьируются от 8 мм до 20 м. По состоянию на август 2013 года человечеству известно примерно 33 000 разных видов рыб. Все эти виды подразделяются на три основных подкласса: лучеперые, лопастеперые и хрящевые.

Пресмыкающееся как старинный класс позвоночных животных

Это преимущественно наземные животные, к которым относятся черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи и другие «прелести» наших дней. Пресмыкающееся пережили множество различных эпох, когда-то они доминировали на земле, в воздухе, в воде. Древние динозавры тоже относились к позвоночным пресмыкающемся. Однако в меловой период большая часть животных этого класса вымерла и на сегодняшний день людям известно 9 500 видов пресмыкающихся. Современные рептилии – это всего лишь остатки тех животных, которые когда-то существовали на Земле.

Земноводные – холоднокровные позвоночные животные

Класс земноводных включает примерно 5 000 видов животных, что делает его немногочисленным. Сюда относятся современные лягушки, саламандры, тритоны и червяги. Главной особенностью этого класса животных является холодная кровь и тонкая кожа, которая легко проницаема для газов и различных жидкостей. Это защищает их от обезвоживания. Так как все земноводные холоднокровные, в холодный период они впадают в оцепенение.

Наиболее удивительный класс позвоночных животных – млекопитающие

Млекопитающие распространены равномерно по всему земному шару. Для этого класса главной особенностью является вскармливание детенышей молоком. По оценкам различных исследователей-биологов, на сегодняшний день известно примерно 5 500 видов млекопитающих. Сюда относится главный на этой планете вид — Homo sapiens (Человек разумный). Млекопитающие очень различаются по внешнему виду, каждый вид животного имеет свои особенности. Однако для всех в целом характерный общий план строения всех четвероногих. Данный класс животных считается наиболее развитым, так как много видов из этого класса достигли высокого уровня развития.

Птицы как воздушные позвоночные животные

Теплокровные, яйцекладущие, крылатые. Именно так вкратце можно охарактеризовать класс птиц. Однако существуют птицы и без крыльев. Например, пингвины. Для птиц характерный покров из перьев, клюв, а также наличие двух пар конечностей – крыльев, с помощью которых животные приспособились к полету. Многие виды класса птиц совершают ежегодные миграции по всем регионам Земли. Птицы – наиболее многочисленный класс позвоночных животных. Именно поэтому они отыграют важнейшую роль, как в природе, так и в жизни человека. Эти животные населяют все экосистемы Земли, включая Антарктиду.

Классы позвоночных животных, как видим, включают практически всех животных мира. Их высокий уровень жизненной организации обусловил очень широкое распространение позвоночных животных во все жизненные среды человека и в природные экосистемы. Этот факт делает позвоночных животных важнейшим фактором биосферы Земли.

Позвоночные

Позвоночные – лат. Vertebrata, особенностью этих представителей животного мира является наличие настоящего костного или хрящевого скелета, основой которого является позвоночный столб. Эта группа отличается большим многообразием и включает в себя следующие виды животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Происхождение и зоология позвоночных

У высших хордовых – позвоночных, или черепных, хорда постепенно заменяется позвонками. Основу их скелета составляет позвоночный столб. У позвоночных имеется череп. В состав их кровеносной системы входит сердце. В отличие от низших групп хордовых животных позвоночные животные активно отыскивают и захватывают пищу. Такое активное питание дало позвоночным значительные преимущества в борьбе за существование.

Позвоночные произошли от примитивных хордовых животных, сходных с ланцетником, называемых первичными бесчерепными.

Происхождение рыб

Представители класса рыб возникли примерно 400 миллионов лет тому назад. Это наиболее низкоорганизованные позвоночные среди изучаемых нами животных. Вместе с тем в ходе длительной эволюции рыбы превосходно приспособились к жизни в водной среде. Особенного развития у них достигли органы активного движения, мускулатура, внутренний скелет, жаберный аппарат, головной мозг и органы чувств.

Существенным моментом в эволюции рыб было образование, кроме непарных, еще и парных плавников. Это сыграло чрезвычайно важную роль в последующей эволюции высших позвоночных.

От древних рыб отошла и та ветвь развития животных, которая привела к появлению наземных позвоночных.

Происхождение земноводных

Еще задолго до появления наземных позвоночных Землю населяли древние рыбы – кистеперые. Одна из ветвей этих кистеперых рыб, приспособляясь к наземному существованию, дала начало первичным земноводным. С переходом к жизни на суше такие кистеперые утратили жабры и стали дышать легкими, вместо плавников у них образовались пятипалые конечности, значительно усложнилась у них и система органов кровообращения.

Как об этом свидетельствует изучение ископаемых останков животных, первые земноводные, произошедшие от кистеперых рыб, появились на Земле в конце одного из периодов древней эры истории Земли – девонского периода. В следующем, каменноугольном, периоде земноводные уже отличались богатством и разнообразием видов и достигли большого распространения.

Теплый и влажный климат каменноугольного периода, отличавшегося исключительно богатым развитием наземной растительности (древовидных папоротников, хвощей и плаунов), благоприятствовал развитию земноводных. Однако высших позвоночных животных (птиц, млекопитающих) в то время на Земле еще не было.

Древние ископаемые земноводные принадлежали к вымершей группе стегоцефалов, что в переводе означает «панцирноголовые». Такое название эти животные получили оттого, что их череп снаружи был покрыт сплошным панцирем. Панцирь покрывал частично и их тело.

Многие признаки рыб, которые стегоцефалы сохранили в своей организации, служат прямым подтверждением их происхождения.

Не менее убедительным доказательством происхождения земноводных от рыб являются также черты сходства с рыбами личинок современных земноводных – головастиков: рыбообразная форма тела, наличие хвостового плавника, жаберное дыхание и т. п.

Происхождение пресмыкающихся

Наряду с современными земноводными, или амфибиями, стегоцефалы положили начало и пресмыкающимся. Возникновение пресмыкающихся тесно связано с климатическими изменениями, происшедшими в конце древней эры. Климат на Земле в это время становится более сухим, пересыхают водоемы, заболоченные территории превращаются в огромные пространства суши.

Это вызвало постепенное изменение древних земноводных и возникновение от них первичных пресмыкающихся.

Класс пресмыкающихся – это первый класс настоящих наземных позвоночных.

Быстро развиваясь, пресмыкающиеся вскоре заняли господствующее положение и оттеснили земноводных на второй план.

Особенно бурное развитие пресмыкающихся имело место в следующую – среднюю эру. Именно в это время, как нам уже известно из предыдущего материала, пресмыкающиеся имели огромные размеры и были представлены самыми разнообразными видами. Они были распространены и на суше, и в воде, и в воздухе.

Ископаемые пресмыкающиеся представляют исключительный интерес. От древних пресмыкающихся позднее возникли те ветви животного мира, от которых произошли, кроме современных пресмыкающихся, также птицы и млекопитающие.

Происхождение птиц

Древний предок современных птиц археоптерикс (в переводе – «первокрыл»), со строением которого мы уже ознакомились, возник вследствие приспособления некоторых пресмыкающихся к полету.

Находка археоптерикса убедительно доказывает, что птицы произошли от пресмыкающихся. О родстве птиц с пресмыкающимися свидетельствуют также многие общие черты в их строении и развитии.

Изучение строения археоптериксов показывает, что первоптицы еще были плохими летунами. Только позже, в процессе эволюции, вследствие постепенного совершенствования всей организации птицы превосходно приспособились к полету.

Происхождение млекопитающих

Млекопитающие являются наивысшим классом позвоночных животных, также связанным по своему происхождению с пресмыкающимися, а именно – зверозубыми ящерами.

Древнейшие ископаемые останки млекопитающих известны с начала средней эры.

Млекопитающие отличаются многими особенностями, которые дали им возможность победить в жизненной борьбе. Такими особенностями млекопитающих являются волосяной покров, хорошо защищающий их от холода, молочные железы, а также вынашивание детенышей в утробе матери.

Читайте также:  Кавказские горы - сообщение доклад (4 класс окружающий мир)

Свойственная млекопитающим теплокровность также дала им, как и птицам, большие преимущества в борьбе за существование. Огромное значение в прогрессивной эволюции млекопитающих имеет также значительное развитие головного мозга.

Среднюю эру, которую иногда называют «эпохой пресмыкающихся», сменила новая эра, в которой господствующее положение заняли птицы и млекопитающие.

Птицы и звери – позвоночные животные (3-й класс)

Класс: 3

  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация “Птицы и животные позвоночные животные” для демонстрации,
  • электронно-учебное пособие “Природа, человек, общество”;
  • таблица “Скелет голубя”(Рисунок1)
  • жетоны, таблица для учащихся.
  • фотографии учащихся.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

а) Словарная разминка. Приложение, слайд 2.

Линия горизонта – граница видимого пространства, где нам кажется, что небо как бы сходится с поверхностью земли.

Компас – прибор для определения сторон горизонта.

Родник – место выхода подземных вод на поверхность земли.

Термометр – прибор для определения температуры воздуха, воды, тела человека.

Масштаб – число, которое показывает, во сколько раз уменьшены (увеличены) настоящие расстояния на чертеже.

б) Фронтальный опрос.

– Что такое фауна?

– Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными?

– В чем отличие позвоночных животных от беспозвоночных?

– О каких позвоночных животных мы говорили на прошлом уроке? (О рыбах, земноводных, пресмыкающихся) Слайд 3.

в) Работа у доски.

1-й ученик – напишите всех земноводных, которых вы знаете.

2-й ученик – напишите всех пресмыкающихся, которых вы знаете.

г) Рассказ учащихся по теме.

1-й ученик – рассказ о рыбах.

2-й ученик – рассказ о земноводных.

3-й ученика – рассказ о пресмыкающихся.

д) Игра “Кто больше?”

– А теперь поиграем в игру “Кто больше знает названия рыб?”. За правильный ответ жетон.

III. Объяснение нового материала.

а) Фронтальная беседа.

– Рассмотрите слайд. Слайд 4.

– На какие две группы можно распределить этих животных. (Птицы и звери)

– Можно ли птиц и зверей отнести к позвоночным животным? Докажите?

б) Определение темы и цели урока.

– Сформулируйте тему урока. (Птицы и звери – позвоночные животные.) – Записать тему в тетрадь. Слайд 5.

– Что бы вы хотели узнать о птицах и зверях?

Цель нашего урока: запомнить название птиц и зверей, научиться их узнавать по внешнему виду, сегодня мы познакомимся с такими понятиями: оседлые и кочующие птицы, млекопитающие.

в) Рассказ учителя. Слайд 6.

Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами.

– Почему птиц называют пернатые? (Потому, что это слово образовалось от слов перо, оперение, пернатые).

Птиц можно разделить на три группы: Слайд 7.

– Перелетные птицы прилетают к нам из южных стран, высиживают летом птенцов, а осенью отправляются зимовать на юг, например жаворонки, дрозды, грачи.

– Оседлые птицы живут у нас круглый год, например воробьи, вороны, сороки.

Слайд 11.
– Кочующие птицы передвигаются с места на место в поисках корма, например поползни, сойки. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки – и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются.
Синицы, поползни, сойки, снегири могут и не кочевать, а жить оседло, если корма хватит.
– Попробуйте объяснить, почему птиц можно разделить на три группы.

– Сделайте записи в тетради.

Оседлые: тетерев, воробей, сова, ворона.

Перелетные: скворец, зяблик, соловей, иволга, кукушка, аист, утки (дикие), лебеди.

Кочующие: снегирь, сойка, дятел, синица.

– А какая птичка самая маленькая? Слайд 12.

– Есть в природе птица, отличающаяся от других, – это пингвин. Чем она интересна?

Пингвин, живший в доисторические времена, был почти двухметрового роста. Можете себе представить, какое впечатление произвел бы такой пингвин в наши дни! Сейчас существует 17 разновидностей пингвинов, самый крупный из которых – королевский, достигающий одного метра в высоту и весит 36 кг. Когда-то очень давно пингвин умел летать не хуже любой другой птицы. Но к настоящему времени от крыльев у него осталось лишь короткие отростки, которые для полетов непригодны. Как это произошло? Одна из причин, как ни странно, состоит в том, что у пингвинов почти, а то и вовсе не было врагов. Он обитал в настолько отдаленных антарктических районах, что нападать на него было практически некому. Поэтому он мог спокойно проводить время на суше или в воде. По мере того как сменялись поколения пингвинов, которые не пользовались своими крыльями, эти крылья становились все меньше и жестче, пока не утратили пригодность для полетов. Но зато пингвины превратились в превосходных пловцов и ныряльщиков, а эти крылья стали отличными плавниками!

Только в лес мы зашли –
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем,
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем.
Прыгать будем мы смелее:
Раз-два, раз-два –
Позади уже вода!
День и ночь бегу, бегу
Отдохнуть бы – не могу.
Если мне остановиться –
Может море испариться!

V. Закрепление изученного материала

а) Фронтальная беседа.

– Кого мы встретили в лесу? (Медведя) Слайд 14.

– Это животное позвоночное или нет? (Позвоночное)

– Чем кормят медведи своих детенышей? (Молоком)

– К какому классу животных можно отнести медведя? (Млекопитающее)

б) Словарная работа. Слайд 15.

Млекопитающие – все звери, которые рождают живых детенышей и вскармливают их молоком.

в) Рассказ учителя. Слайд 16.

– Отличающая черта млекопитающихся – волосы и шерсть, полностью и частично покрывающие тело большинства из них. Одни из них мелкие. Слайд 17.

Другие имеют огромную массу тела. Приложение, слайд 18.

Хотя подавляющее большинство млекопитающих живет на суше, некоторые из них, например киты, дельфины, живут в воде. Слайд 19.

А другие, например обезьяны и белки, живут на деревьях. Слайд 20.

Единственным млекопитающим является летучая мышь. Слайд 21.

г) Работа с учебником.

– Прочитайте рубрику “Жил на свете человек…” У. с. 74–75. Слайд 22.

– Что вы узнали о жизни млекопитающихся?

VI. Проверка знаний учащихся по теме урока.

а) Распределительный диктант.

рыбыземноводныепресмыкающиептицымлекопитающие

– Сейчас мы посмотрим учебный фильм, вам надо быть очень внимательными.

Животных, которых вы увидите, вам надо будет распределить на классы. Работать надо быстро, ведь фильм остановить нельзя и переспросить тоже.

– Будьте внимательны, в фильме будут не только позвоночные, но и беспозвоночные.

СМ. Электронно-учебное пособие “Природа, человек, общество”

2.4 Животный мир России

б) Выполнение тестов;

СМ. Электронно-учебное пособие “Природа, человек, общество”

2.5 Животный мир России

– Вы сегодня многое узнали.

– Но вы можете пополнить свои знания, прочитав книги. Рассказ вас на уроке будет более полным и интересным.

– Будьте любознательны как наш “Почемучка”. Он очень любознательный и задает вопросы “почему”?

– Почему животных называют позвоночными?

– Почему птиц называют пернатыми?

– Почему зверей называют млекопитающие?

VIII. Оценка работы учащихся

а) оценка класса;
б) оценка ряда;
в) индивидуальная

IX. Задание на дом: прочитать статью учебника, выполнить задание в тетради.

У. с. 72–73, Т. с. 22 № 64

– Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать?

– Я вижу, каждому хочется поделиться впечатлениями.

– Возьмите свою фотографию и прикрепите ее на ступеньку, соответствующее вашему настроению.

Ссылка на основную публикацию