Анализ произведения Гоголя Шинель

Гоголь Н.В. “Шинель”, краткий анализ

История создания и жанр произведения

Знаменитая повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» была впервые опубликована в 1842 году. Поводом для написанная этого произведения стал анекдот о бедном чиновнике, который долго копил на ружьё, которое впоследствии потерял.

Гоголь несколько раз принимался за работу над повестью, ее конечный вариант появился только в 1841 году. В это же время автор работал над текстом об Италии, который коренным образом отличался по стилистике и настроению от «Шинели».

Первый вариант повести был достаточно юмористичен, однако в последующих редакциях юмор стал уступать социальной проблеме и повесть стала более сентиментальной.

Данная книга написана в такой же форме как писались жития святых. Ввиду его масштабности данное произведение определяют как повесть. Эта история о титулярном советнике стала своеобразной притчей, она обладает философским смыслом.

Основные герои произведения

Основные герои повести:

  • Акакий Башмачкин – главный герой произведения, титулярный советник, обладает невыразительной внешностью, его возраст – примерно за пятьдесят. Весь его мир сосредоточен на переписывании документов, он не замечает окружающей реальности, ему чужды все радости.
  • Портной Петрович – бывший крепостной, ныне портной, периодически выпивает, он часто ремонтирует одежду Башмачкина, так же он шьет для него шинель.
  • Значительное лицо – к этому персонажу обращается Акакий Башмачкин в надежде, что тот поможет ему в поиске украденной шинели, однако Значительное лицо грозно прогоняет Башмачкина. Этот персонаж не знает, как себя вести с людьми, поэтому старается ни с кем не разговаривать, его считают замкнутым человеком.
  • Привидение чиновника – не центральный персонаж произведения, однако достаточно значимый для философского подтекста повести. На месте где был ограблен Башмачкин появилось приведение. Привидение имеет внешность Акакия Акакиевича, оно отбирает у прохожих их верхнюю одежду. Однажды приведению попадается то самое Значительное лицо, у него привидение отбирает шинель, после чего успокаивается и больше не беспокоит людей.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Сюжет произведения

Действия повести происходят в Петербурге. Главный героем является Акакий Акакиевич Башмачник, титулярный советник. Главный герой очень любит свою работу, он очень исполнительный и можно сказать, что работа — это его смысл жизни, однако его роль в департаменте является несущественной. В связи с этим он часто подвергался насмешливым нападкам более молодых сотрудников.

Однажды наступил сильный мороз, Башмачкин очень сильно мерз в своей старой шинели, он отнес ее на ремонт к портному Петровичу, однако тот сказал, что шинель совсем пришла в негодность и следует сшить новую.

Так как получал титулярный советник совсем не много, он всячески старался сэкономить деньги. Например, он перестал вечером пить чай, а дома что бы не изнашивать одежду носил только халат. Когда у него оказалась в руках необходимая сумма, вместе с портным они купили материал для шинели.

Акакий Акакиевич очень радовался новой вещи, однако поздно ночью возвращаясь домой его ограбили незнакомцы и сняли шинель с плеч.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

На следящий день он пришел на работу в старой шинели. Другим сотрудникам стало жаль Башмачкина и они посоветовали обратиться ему за помощью к Значительному лицу. Значительное лицо не так давно стало значительным, а до этого он был простым чиновником, однако помочь Башмачкину он отказывается в грубой форме.

Шинель у Башмачкина была совсем худая, а на улице был сильны мороз. Вернувшись домой он серьезно заболел и через несколько дней скончался.

После смерти Акакия Башмачкина на том сама месте где его ограбили жители стали видеть приведение. Приведение было с лицом умершего Акакия. Оно пугало прохожих и отбирало у них верхнюю одежду. Однажды Значительное лицо повстречался с этим привидением. Привидение хотело заполучить именно его шинель. После того как это случилось, оно успокоилось и больше его никто не видел.

Основная тема и проблема произведения

Главной темой этого произведения является тема «маленького человека» в большом мире. Главный герой не имеет ни власти, ни денег. Однако на самом деле отсутствие власти и денег не делают человека хуже других. Н.В. Гоголь ставит перед читателе проблему человеческого достоинства, он заявляет о том, что не только богатые, властные люди имеет право на счастье, все люди одинаковы друг перед другом.

В своем произведении Николай Васильевич демонстрирует читателю жестокость общества к «маленьким людям». Несмотря на то, что они «маленькие», они обладают честью и достоинством.

Поэт и литературный критики Аполлон Григорьев считал, что повесть «Шинель» имеет религиозный подтекст. В тот период жизни, когда Николай Васильевич работал над этим произведением, он очень глубоко занимался изучением религиозного вопроса. Он изучал много различной духовной литературы, в том числе и жития святых. Имя, которое он дает своему главному герою, Акакий, выбрано не случайно. В переводе это имя означает «беззлобный», «невинный». На грех главного героя подталкивает портной Петрович. Несколько раз Гоголь употребляет слово «черт» в отношении Петровича.

В этой повести прослеживается тема искушения и одержимости смиренного Акакия Башмачкина. Изначально Гоголь представляет нам главного героя как безгрешного человека, который ведет аскетический образ жизни. Затем на его пути встает искушение в виде обычного бытового предмета. Его разум был сильно затуманен этой вещью и радостью обладания ею, лишившись ее он теряет смысл жизни и умирает и духовно и физически.

Для восстановления справедливости Гоголь использует невероятный способ. Конец повести делает из нее фантасмагорию. Здесь пересекаются уже нереальный мир и реальный.

Несмотря на то, что в конце 1830-х годов было написано немало произведений на подобную тематику – о бедствующих чиновниках, образ Акакия Башмачкина, забитого человека, который пытается встать против системы, повлиял на всю литературу 1840-ых годов.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Анализ повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

История создания

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Читайте также:  Александр 1 в романе Война и мир характеристика образ

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека. Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность. Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных. Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги. Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея: Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.
Читайте также:  Разоблачение пороков чиновничества в комедии Ревизор Гоголя

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

«Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Николай Васильевич Гоголь, оставивший мистический след в русской литературе, для многих писателей XIX века стал родоначальником критического реализма. Не случайно стала крылатой фраза Федора Михайловича Достоевского в интервью с французским журналистом: «Все мы вышли их гоголевской шинели». Писатель подразумевал отношение к «маленькому человеку», проявившееся в повести очень наглядно. Позже такой тип героя станет основным в русской литературе.

«Шинель», вошедшая в цикл «Петербургских повестей», в первоначальных редакциях носила юмористический характер, ведь появилась она благодаря анекдоту. Гоголь, по воспоминаниям П. В. Анненкова, «прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам … и, случалось, пользовался ими».

Однажды он услышал канцелярский анекдот о бедном чиновнике: тот был страстным охотником и скопил достаточную сумму, чтобы купить хорошее ружье, экономя на всем и усердно трудясь в своей должности. Когда же он впервые выехал на охоту за утками на лодке, ружье зацепилось за густые заросли камыша и утонуло. Он не смог его отыскать и, возвратившись домой, слег с горячкой. Товарищи, узнав об этом, приобрели ему новое ружье, вернувшее его к жизни, но в дальнейшем он вспоминал об этом случае со смертельной бледностью на лице. Все смеялись над анекдотом, но Гоголь ушел в задумчивости: именно в тот вечер и зародилась в его голове мысль о будущей повести.

Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести «Шинель», начиная с рождения, когда мать его, отвергнув все имена в календаре как слишком экзотические, дала ему имя отца, а при крещении он заплакал и скорчил такую гримасу, «как будто бы чувствовал, что будет титулярный советник», и всю жизнь, покорно снося холодно-деспотическое обращение начальников, издевательства сослуживцев и нищету, «умел быть довольным своим жребием». Никакие перемены в его жизненном порядке были уже невозможны.

Как вдруг судьба дает шанс изменить свою жизнь — сшить новую шинель. Так центральным событием повести становится обретение и утрата шинели. Поначалу разговор с сердитым портным, утверждающим, что починить старую шинель нельзя, повергает Акакия Акакиевича в полную растерянность. Чтобы собрать деньги на новое пальто, Башмачкину приходится не пить чай вечерами, не зажигать свечи, ходить почти на цыпочках, чтобы сохранить подметки. Все эти ограничения вызывают сначала ужасные неудобства.

Но стоило герою представить себе новую шинель, он становился другим человеком. Перемены разительны: Башмачкин «сделался живее, тверже характером, как человек, который поставил себе цель». Ирония автора объяснима: слишком ничтожна цель, из-за которой изменился чиновник.

Появление долгожданной шинели — «день самый торжественнейший» в жизни героя. Башмачкин смущен всеобщим вниманием сослуживцев, но все-таки принимает предложение отпраздновать обновку. Привычный уклад жизни нарушен, меняется поведение героя. Оказывается, он способен весело смеяться и после обеда не писать никаких бумаг.

Поскольку Башмачкин уже давно не выходил из дому по вечерам, Петербург кажется ему прекрасным. Этот город фантастичен уже потому, что появился «из тьмы лесов, из топи блат», но именно Гоголь превратил его в город фантасмагорический — место, где возможно нечто из ряда вон выходящее. Герой «Шинели», заблудившись в ночном Петербурге, становится жертвой грабежа. Потрясением для него является обращение к полицейским властям, попытки сослуживцев устроить складчину, но самым серьезным испытанием оказывается встреча со «значительным лицом», после которой Башмачкин умирает.

Автор подчеркивает, насколько страшна и трагична беспомощность «маленького человека» в Петербурге. Таким же страшным становится и возмездие, усиленное вмешательством нечистой силы. Появившийся после смерти Башмачкина на пустыре призрак, напоминавший бывшего титулярного советника, срывал «со всех плеч, не разбирая чина и звания всякие шинели». Продолжалось это до того момента, пока «значительное лицо» не оказался на злосчастном пустыре и его не схватил мертвец. Вот тогда и произнес призрак: «… твоей шинели мне и нужно! … Не похлопотал об моей — отдавай теперь свою!»

Это происшествие изменило важного прежде чиновника: он сделался не таким высокомерным. А появление чиновника-мертвеца прекратилось: «Видно, генеральская шинель пришлась ему по плечам». Для Гоголя фантастичным становится не появление призрака, а проявление совести даже в таком человеке, как «значительное лицо».

«Шинель» развивает тему «маленького человека», намеченную Карамзиным в «Бедной Лизе» и раскрытую Пушкиным в «Станционном смотрителе». Но Гоголь видит причину зла не в людях, а в устройстве жизни, где привилегии есть не у всех.

Анализ произведения «Шинель» Гоголя 8 класс

История

История возникновения «Шинели» достаточно интересна – считается, что Н.В. Гоголь услышал канцелярский анекдот о мелкой руки чиновнике, который долго копил деньги на покупку ружья, а впоследствии потерял его. Это повергло человека в шок, и он не знал, как жить ему без любимой вещи дальше. Герой анекдота не видел смысла жизни.

Несмотря на то, что всем остальным анекдот показался забавным, писателю было не до смеха. Он глубоко задумался. Так и зародилась идея произведения. Произошло это в 1834 году.

Однако сама «Шинель» намного позже. Это был уже переработанный и переосмысленный вариант услышанной некогда истории.

Писалось творение в муках, и окончено было только в 1841 году, когда известный историк, ученый и издатель М.В. Погодин надавил на Гоголя. Творение вошло в цикл «Петербуржские повести» как заключительное. К слову, имя героя менялось с Тишкевича и Башмакевича до Башмачкина. Изменения претерпело и название.

Жанр

Автор рассказываето своем герое по принципу жития святых. Можно сказать, что это повесть – но достаточно масштабная. В отличие от прочих произведений Гоголя мистики здесь мало, это скорее философская притча. Однако концовка не дает причислить творение к реализму. Это некая фантасмагория, где странные образы и видения резко контрастируют с описываемой городской жизнью.

Герои

Все события разворачиваются вокруг Акакия Акакиевича Башмачкина. Это достаточно бедный, «серый» человек.. Это рыжеватый, лысоватый мужчина с нездоровым цветом лица. Он невысокого роста, неопределенного возраста. Он увлечен работой, и голос его можно услышать только когда он тихонько просит не отвлекать его.

Портной Петрович – любит выпить, раньше был крепостным. Трудолюбивый, но весьма сложный человек. Несмотря на то, что трезвым делает он свое дело отменно, уговорить его на демократичную цену практически невозможно.

Значительное лицо – некий влиятельный знакомый Башмачкина, к которому тот обратился после кражи вещи. Однако последний не помог Акакию, а прогнал его. Это человек молчаливый и строгий.

Вскользь упоминаются родители Башмачкина. Мать была чиновницей. Что же касается отца, известно лишь то, что он, как и все мужчины того времени, менял подметки от сапог три раза в год.

Жена Петровича – женщина среднестатистическая, в чепчике. Сам Петрович к ней пренебрежителен.

Привидение чиновника – символизирует главного героя, что явился к значительному лицу в виде духа. После того, как призрак все же получает шинель, он больше никого не беспокоит.

Сюжет

Долгое время Акакий копит деньги, чтобы купить новую шинель, поскольку старая уже совсем исхудала. Видно, что герой живет этой мечтой. И он очень счастлив, когда, наконец, покупает вещь. Но шинель крадут. А сам Акакий долгое время бегает по разным инстанциям, просит, чтобы ее отыскали, вернули. Но никто не хочет его даже слушать. Можно сказать, что Гоголь показывает все минусы сытого, бездушного мира по отношению к «простому человеку». Никому нет дела, как до его проблемы, так и до его жизни и даже смерти.

Главная мысль

Писатель показывает бессилие личности перед огромным, безразличным миром, который совершенно не обращает внимания на чужое горе и от которого бесполезно ожидать помощи. Центральной идеей становится конфликт с общественными порядками. К слову, это единственный значимый поступок в жизни безропотного Башмачкина. Гоголь показывает, что один человек не может изменить мир и восстановить справедливость, как бы ему этого не хотелось.

Анализ произведения «Шинель»

Популярные сочинения

На картине Морозова под названием «За чаепитием» изображен престарелый мужчина с бородой, это первое, что бросается нам в глаза, так как он изображен крупным планом. Далее уже можно разглядеть и другие

Зачастую, благородное поведение – та самая вещь, которая может раз и навсегда изменить наше мнение о человеке, создать его. Ведь мы, чего уж греха таить, смотрим именно на то, как ведёт себя тот или иной человек

Что такое счастье? Счастье – состояние, когда человек полностью доволен своей жизнью. Если в жизни нет любимых людей, разве будет такое счастье? Нет, будет только одиночество.

Гоголь, “Шинель”: анализ произведения

Широко известная фраза французского критика Э. Вогюэ о том, что целая плеяда литераторов выросла из гоголевской «Шинели», вполне соответствует истине. Образ «маленького человека», ставший популярным благодаря Чарли Чаплину, в каком-то смысле тоже оттуда, из нее. В тридцатые и сороковые годы описания великих подвигов выдающихся личностей не то чтобы приелись читателю, но хотелось уже чего-то другого, необычного. В это время и написал Николай Васильевич Гоголь «Шинель». Анализ этого произведения проводился неоднократно, и до революции, и после нее. В нем находили то мечты о всеобщем равенстве и братстве, а то и призывы к свержению самодержавия. Сегодня, перечитав повесть глазами современника, можно смело утверждать, что ничего этого там нет.

Читайте также:  Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

Главный персонаж, А. А. Башмачкин

Чтобы утвердиться во мнении о том, что в повести отсутствуют не то что революционные мотивы, но и вообще социальная идея, достаточно понять, о ком написал Н. В. Гоголь «Шинель». Анализ личности главного героя приводит к поиску современных аналогий. На ум приходят пресловутые «менеджеры среднего звена», презрительно называемые также «офисным планктоном», выполняющие рутинные поручения. Работники, по мнению одного литературного персонажа, делятся на две основные категории: большинство не способно ни на что, и лишь некоторые могут практически все. Судя по описанию Акакия Акакиевича и его отношений с коллективом, он к всемогущему меньшинству не относится. Но Гоголь не был бы собой, если бы не углядел в нем и определенных достоинств, о которых пишет тоже с изрядной долей иронии. Башмачкин, типичный «вечный титулярный» (таких в Советской Армии называли пятнадцатилетними капитанами, по сроку службы в младшем офицерском звании), работу свою любит, он прилежен и покорен до смирения. На шутки товарищей, порой злые, он реагирует мягко и мирно. Друзей, помимо красивых каллиграфических букв, у него нет, да ему и не нужно.

Насколько беден был титулярный советник

Для того чтобы оценить материальное положение Башмачкина, современному читателю нужно покопаться в литературе и понять, что и сколько тогда стоило. Занятие это требует кропотливости и терпения. Цены на многое были совсем другими, как и ассортимент современного супермаркета отличается от выбора товаров в лавках и магазинах той эпохи, в которую писал Гоголь «Шинель». Анализ покупательной способности можно произвести приблизительно.

Сравнивать цены середины XIX века с сегодняшними совсем невозможно. Сейчас появилось множество товаров, совершенно не вписывающихся в тогдашнюю потребительскую корзину (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). К тому же и выбор одежды стал очень широким (от дешевого ширпотреба, шьющегося нашими китайскими друзьями, до предложений суперпрестижных бутиков). Сравнение целесообразнее производить с зарплатами в относительно недавнем советском прошлом.

Расчет финансовых возможностей главного героя

Известно жалование героя – 800 рублей в год. По тогдашним меркам, не так уж и мало, с голоду не умрешь. Судя по косвенным признакам и на основании текста повести, можно сделать вывод о том, что масштаб цен примерно соответствовал возможности рядового инженера поздней советской эпохи (70-х или 80-х годов), получавшего рублей 120 оклада. Известно также, во что обошлась Акакию Акакиевичу новая шинель. Повесть писалась в 1842 году, дефицита продуктов и очередей не было, но знакомства с нужными людьми уже тогда имели значение. «По блату» некий Петрович, портной, готов справить нужную вещь всего за 80. За такие деньги приличное пальто в СССР купить было невозможно, а чтобы собрать на обновку, рядовому трудящемуся требовалось экономить несколько месяцев.

Вот и Акакий Акакиевич урезал свой бюджет, чтобы пошить себе новую шинель. Проблемы его носили исключительно экономический характер, и, в общем-то, были вполне решаемыми.

Что же случилось?

Сюжет Гоголю навеян был историей про такого же небогатого и заурядного чиновника, долго копившего на ружье и потерявшего его на первой своей охоте. Нужно было быть гением, чтобы увидеть в таком несмешном анекдоте фабулу будущего произведения и развить его до трагикомедии, каковой по праву считается повесть «Шинель». Главные герои ее – тоже чиновники, и в своем большинстве получают столько же, сколько Башмачкин, или больше, но ненамного. Увидев обновку, они, шутя, требуют «вспрыснуть» (сегодня чаще употребляют глаголы «обмыть» или «проставиться»). Коллеги знают, что денег на излишества у Башмачкина нет, а если бы и были, то, очевидно, он тоже не спешил бы с ними расставаться – за много лет характер его они изучили. Помощь пришла от помощника столоначальника (судя по названию должности, тоже не великий богач), который предлагает угощение и зовет к себе в гости. А после банкета Акакия Акакиевича ограбили и раздели, отняв новую шинель. Краткое содержание сцены дружеской попойки ярко показывает, насколько воспарил духом скоромный чиновник, купив, в общем-то, заурядную вещь. Он даже проявляет интерес к некой даме, впрочем, ненадолго.

И тут такой крах.

Образ начальника

Конечно же, Николай Васильевич рассказывает нам не просто историю о том, как обрел и потерял безвестный чиновник свою шинель. Повесть, как и все выдающиеся литературные произведения, об отношениях между людьми. Человек познается, обретя власть. Некоторым стоит только получить должность…

Вот и новый начальник, недавно занявший свой пост, рисуется перед приятелем, распекая Акакия Акакиевича по надуманному предлогу неправильного обращения, и вообще, беспокойства высшей инстанции по столь мелкому вопросу, как какая-то шинель. Краткое содержание гневной тирады Значительного лица (так он обозначен у автора) сводится к напоминанию о том, с кем разговаривает Башмачкин, перед кем он стоит, и риторическому вопросу о том, как он смеет. При этом у генерала есть свои проблемы, он назначен недавно, и совершенно не знает как себя вести, оттого и напускает на всех подряд страху. В душе же он человеком был добрым, порядочным, хорошим товарищем и даже неглупым (во многих отношениях).

Получив такой афронт, бедный чиновник пришел домой, захворал, да и умер, непонятно, от простуды ли или по причине перенесенного сильнейшего стресса.

Что хотел сказать автор

Трагический финал характерен и для других русских писателей XIX и XX веков, «выросших» из той же упомянутой верхней одежды. А. П. Чехов («Смерть чиновника») так же «убивает» (только без последующей мистики) своего главного персонажа, как и Н. В. Гоголь («Шинель»). Анализ этих двух произведений, их сравнение наводит на мысль о духовном родстве мастеров пера и общем неприятии ими страха перед кем бы то ни было. Декларация внутренней свободы стала основным лейтмотивом обоих произведений, созданных на основе приема антитезы. Классики словно говорят нам: «Не будьте вы Акакиями Акакиевичами! Живите смело, ничего не бойтесь! Все проблемы разрешимы!».

Как странно, что за прошедшие десятилетия и века лишь немногие приняли к сердцу этот призыв.

Анализ повести «Шинель» (Гоголь Н. В.)

1. Автор произведения — Н. В. Гоголь, название — «Шинель». Название указывает на предмет, вокруг которого крутится сюжет произведения – шинель, которую Акакий Акакиевич с большим трудом приобрёл.

2. Год написания — 1841. Является одной из петербургских повестей Н. В. Гоголя. Написана на основе одной истории, которую Гоголю рассказали его друзья.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В истории рассказывалось о том, как один не самый богатый чиновник очень долго копил на ружье для охоты, которое, однако, прослужило ему недолго. В этой истории, в отличии от повести «Шинель», все закончилось благополучно, коллеги по работе сложились напарнику на новое ружье.

3. Род произведения — эпос.

4. Жанр — повесть.

5. В произведении раскрывается тема «Маленького человека».

6. Проблематика: скудный внутренний мир «маленького человека», плохое отношение и цинизм чиновничества к людям ранга ниже, чем они сами.

7. Идея: несправедливость и жестокость общества относительно маленьких людей. Уважения достойны все люди, несмотря на их социальное положение.

8. В основе сюжета лежит история «вечного титулярного советника» — Акакия Акакиевича Башмачкина, чья жизнь не являлась примечательной до тех пор, пока он не поселил в ней мечту о новой шинели, которая была необходима герою в Петербургские жестокие холода. Акакий Акакиевич сделал все возможное, чтобы накопить на новую шинель, и как только та появилась в его жизни, её украли у героя, по причине чего он вскоре скончался. Однако на этом сюжет не заканчивается — призрак Акакия Акакиевича требует возмездия, и потому у жителей города начинают пропадать их собственные шинели, однако главной жертвой героя стало «значительное лицо», которое никак не отреагировало на просьбы найти воров и вернуть шинель. После того, как справедливость восторжествовала и «значительное лицо» потеряло свою шинель, кражи, совершаемые призраком Акакия Акакиевича, прекратились.

9. Композиция: В основе сюжета конфликт «маленького человека» и жестокого, бездушного общества, мира чиновничества.

10. Герои: Акакий Акакиевич Башмачкин (с греч. «незлобливый») — титулярный советник, незлобливый, кроме своей работы ничего вокруг не замечает, и очень любит свою работу: «Вне этого переписывания, казалось, для него ничего не существовало». Интеллектуальная и духовная неразвитость, вынослив к лишениям и способен на бунт в крайнем случае.

«Значительное лицо» — автор не указывает имени, подчеркивая бесчеловечность образа. Создает много шума и важности вокруг своей должности, хотя на деле не является таким «Значительным лицом». После нападения Акакия Акакиевича стал лучше общаться с подчиненными.

Портной Петрович — проживает он в грязном подъезде, на четвёртом этаже того же дома, что и Башмачкин. Часто выпивает, но дело своё выполняет хорошо, несмотря на отсутствие одного глаза. Жена постоянно ругает портного за его пристрастие к выпивке. Трезвый Петрович в вопросе оплаты за работу очень несговорчив, заламывает цену.

11. Художественный средства:

12. Термины: бюрократическое общество, «маленький человек», Бездушный мир чиновничества, убогость интересов, материальная мечта.

13. Цитаты к произведению: «ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать всё, что он ни думает», «Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению», «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», «Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения»,

14. Произведение произвело на меня довольно неоднозначное впечатление. С одной стороны, это повесть, которая вызывает жалость к образу «маленького человека», который описал Н. В. Гоголь, однако, с другой стороны, на протяжении всего прочтения гложет мысль о том, что Акакий Акакиевич сам заслужил такую судьбу своим нежеланием что-либо менять в жизни и в себе. Описания деталей, в которые пускается автор на протяжении всей повести иной раз заставляли улыбнуться, особенно запомнился образ пепельницы с изображением чьего-то портрета, который в свое время портной Петрович продавил пальцем и заклеил лоскутом какой-то ткани. Конец заставляет с облегчением выдохнуть, когда приходит осознание, что справедливость восторжествовала, и к людям «больших чинов» однажды отнеслись так же, как они постоянно относились к «маленьким людям».

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id72215

Ссылка на основную публикацию