Анализ произведения Одна ночь Быкова

Враги и люди в рассказе В.Быкова “Одна ночь”

Разделы: Литература

На предыдущем уроке дети получили задание познакомиться с биографией писателя, прочитать рассказ и подумать над вопросами, предложенными учителем. Эти вопросы прозвучат в течение урока еще раз в качестве этапов анализа рассказа.

Предлагается ограничить оборудование урока выставкой книг писателя и направить все внимание на выразительность и воздействующую силу художественного слова. Учитель организует работу на уроке с помощью слайдов, на которых демонстрируются вопросы и некоторые сопутствующие материалы.

Отдельно на доске написаны немецкие слова, встретившиеся в рассказе, с их переводом на русский язык. (Achtung – внимание, arbeiten – работать, aufziehen – воспитывать, einfaher – простой, Frieden – мир, gut – хорошо, Haus – дом, Kinder – ребенок, Mansch – человек, Scheise – навоз.)

Вступительное слово учителя представляет собой рассказ о замечательном белорусском писателе Василе Быкове. Необходимо привлечь знания, полученные детьми самостоятельно, и дополнить их сведениями, неизвестными детям. Особенно следует отметить огромный, неоценимый вклад писателя в увековечение памяти погибших воинов Великой Отечественной войны и трагическое противостояние Василя Быкова и современной белорусской власти, омрачившее последние годы жизни писателя.

Сюжет и композиция рассказа.

Какими словами вы могли бы охарактеризовать стиль писателя, проявившийся на первых страницах рассказа?

Скорее всего, дети отметят лаконизм и динамичность повествования, обратят внимание на то, что с заметной размеренностью автор разбивает свой текст короткими абзацами величиной в одно предложение. Такой прием подчеркивает быстроту и хаотичность описываемых событий.

С чего начинается рассказ?

Автор описывает человека, убегающего от смерти. Смерть многолика: она преследует героя, воплотившись во вражеский самолет, обломки камней, слитки асфальта, пулеметные очереди и, наконец, немца. Обратим внимание на то, что в душе героя нет страха, автор не произносит этого слова: поведение автоматчика Волоки подчинено инстинкту самосохранения и будто лишено всяких чувств. Но очень скоро они появятся. Весь дальнейший анализ рассказа будет разговором о динамике чувств главного героя, ведь именно его восприятие действительности раскрывает нам автор.

Какой момент рассказа является завязкой действия?

Конечно же, это фраза «Так боец очутился в подвале». Предложите ученикам разбить развитие действия на эпизоды, озаглавить их и проследить за изменением чувств Волоки к немцу, попавшему волей судьбы вместе с ним в одну ловушку. (Детям дается время для выписок из текста, затем идет обсуждение результата.)

Первый завал: удивление, перемешанное с сочувствием злорадство, любопытство, уверенность в силе.

Знакомство: растерянность, душевная неловкость.

Второй завал: без враждебности и без прежней симпатии, опасение за себя и за другого, привязанность.

Выход (обращаем внимание на то, что это кульминационный момент): смятение, душевная сумятица, отчаяние.

Внимательные дети обязательно отметят, что рассказ построен «симметрично» (это так называемая зеркальная композиция). Дайте им время подумать над тем, какую роль в раскрытии идеи рассказа играет данный прием. Вернитесь к этому вопросу еще раз, когда речь зайдет о главной мысли произведения.

Читатель хорошо видит, что чувства диктуют Волоке не то поведение, которое должен бы демонстрировать боец при встрече с врагом. Это происходит потому, что немец очень быстро перестал им (врагом) быть. Иван понимает, что Фриц – такой же человек, как и он. Еще раз предложите ученикам перелистать страницы рассказа и выписать слова, которыми автоматчик Волока называет немца. Анализируем получившийся ряд: немец, враг, сволочь, гадина, проклятый, собака, недобитый гитлеровец, пожилой, усталый и немало перестрадавший человек, человек, незлой человек, сообщник и друг, неплохой немец, как товарищ, человек, Фриц Хагеман.

Дети в процессе работы увидят исчезновение к концу рассказа слов с негативной характеристикой, заметят частоту употребления слова «человек» и обратят внимание на завершающий элемент составленного ряда – это имя собственное человека.

Эти наблюдения подведут нас к основному вопросу урока.

В чем, на ваш взгляд, заключена главная мысль рассказа?

На этом этапе работы следует поставить рассказ В.Быкова в контекст русской военной прозы и вспомнить то определение войны, которое дал в своем романе Л.Н.Толстой: «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Вероятно, именно к этой мысли придут ваши ученики, размышляя над заданным вопросом. Дети заметят, что два героя, поставленные обстоятельствами в положение смертных врагов, как люди имеют много общего: спасительный подвал, следы от ранений осколками, место в солдатском строю, общую беду, познания в языках друг друга, мирную профессию, страх перед спецслужбами, недоверие к агитации противника, тоску по семье, ненависть к войне, любовь к жизни. Нетрудно заметить, что автор назвал героев типичными для русских и немцев именами: Иван и Фриц. В контексте рассказа эта деталь очень важна, она подчеркивает идею о бесчеловечности войны и ее бессмысленности для всех тех, кто в этой войне гибнет.

Примечательно, что писатель не называет точного времени и места действия. По брошенным вскользь фразам можно понять, что речь идет о 1944 годе. События разворачиваются в городе, где стоят дома с островерхими крышами – вот и все, что говорит автор. Задайте детям вопрос: Почему рассказ лишен точной детализации времени и места? Думается, ответ будет найден быстро. Ситуация, описанная в рассказе, носит вненациональный, общечеловеческий характер. Смоделировав ее в своем произведении, автор неоднократно разными приемами подчеркнул мысль о типичности происходящего. Можно упомянуть другие книги о войне (А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», В.Закруткин «Матерь человеческая»), где описаны ситуации, близкие той, что встретилась в рассказе Быкова. Мысль о победе человеческих чувств над чувствами солдата объединяет эти произведения.

В заключение подумаем над развязкой рассказа.

Кому адресованы последние слова Волоки?

Кто такие эти «гады»? Только ли немцы? Пусть выскажется по этому поводу каждый ученик. И еще один вопрос. Немец упал, сраженный автоматной очередью Волоки, но было ли ранение смертельным, не знают ни сам Волока, ни читатель. Попросите детей ответить на вопрос, как им хотелось бы истолковать такой финал и почему.

Если останется время, было бы уместно посмотреть через медиапроектор военные фотографии. Автор урока выбирала их в Интернете: сначала периода Великой Отечественной войны, а затем – современных локальных войн (в приложении есть некоторые из них). Сопроводите их короткими комментариями, дайте детям всмотреться в изображения. Это еще одна возможность задуматься о цене и ценности человеческой жизни.

В качестве домашнего задания детям предлагается написать сочинение-РАФТ, соотносимое с темой урока «Враги и люди на войне».

Такая форма рефлексии описана в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), по которой, как можно судить из материалов, присланных на Фестиваль, работает множество учителей. Для тех коллег, кто еще не знаком с этой технологией, автор данной работы позволила себе дать небольшое пояснение относительно оформления и содержания сочинения. Итак, сочинение ваших учеников будет начинаться с «шапки», где им следует указать необходимую для вас информацию. То есть, сообщить, какую роль себе выбрал автор работы, кого он представляет в качестве собеседника, в какой форме происходит диалог, о чем идет речь. Выглядеть это может так:

Р (роль) – ветеран войны

А (адресат) – его внук

Т(тема) – эпизод из военной биографии.

Р(роль) – журналист, побывавший в зоне боевых действий

А(адресат) – читатели газеты

Ф(форма) – портретный очерк

Т(тема) – солдат Российской армии.

Соответственно, в первом случае ученик будет писать сочинение-рассказ, передавая стиль, манеру рассказчика (роли), а во втором это будет текст публицистического стиля с присущими ему чертами. Добавьте к заданию, что вы не настаиваете на каком-то едином оформлении работы, то есть, для своего содержания ученик может выбрать любую подходящую форму (написать текст от руки, напечатать, прислать вам военный треугольник, добавить иллюстрации и т.д.) – и вы получите несколько шедевров. В некоторых случаях, чтобы сохранить единство стиля, от традиционной «шапки» надо отказаться. Ученик сам почувствует, когда она неуместна.

Всех вариантов, которые могут появиться, невозможно перечислить. Ценность такого вида работ в том, что они индивидуальны, неповторимы, их невозможно списать из всякого рода пособий типа «1000 золотых сочинений», и они под силу любому из учеников.

Желаю удачи всем, кто «пришел на мой урок».

Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова «Одна ночь», В. Некрасова «Сенька».)
статья по литературе на тему

Урок литературы посвящен нравственным испытаниям человека на войне на примере рассказов В. Быкова «Одна ночь» и В. Некрасова «Сенька».

Скачать:

ВложениеРазмер
statya.doc.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственные испытания человека на войне (по рассказам В. Быкова «Одна ночь», В. Некрасова «Сенька».)

В. Быков «Одна ночь»

Василь Быков – писатель реалист, положивший в основу своего творчества события, связанные с темой Великой Отечественной войны. Человек на войне, его поведение, его нравственный выбор – вот что волнует автора.

Повести В.Быкова «Сотников», «Волчья стая», «Дожить до рассвета», «Обелиск» и другие рассказывают о сложных жизненных ситуациях, как герои стоят перед выбором: стать предателем и остаться жить или погибнуть с честью; думать о своем личном спасении или спасать других.

Герои Быкова – обыкновенные люди, совершают подвиги, не думая о возвышенном, они просто живут, просто воюют, защищают Родину. На войне встречаются всякие случайности и человек должен найти выход. Случайностью является и история автоматчика Волока, положенная в основу рассказа «Одна ночь».

В течение одной ночи два солдата враждующих армий становятся почти друзьями, готовыми помочь друг другу.

Во время перестрелки боец Волока попадает в подвал, из которого трудно найти выход. Не успев присмотреться к окружающей его обстановке, Волока почувствовал сильный удар в спину, и « сознание пронзила догадка: немец!»

Автор подробно рассказывает, как долго боролись за жизнь два человека, каждого из которых охватывало отчаяние, что он может так нелепо умереть. Мы ощущаем состояние Ивана Волоки, который «задыхался от сернистого тротилового смрада, песка и пыли», « рванулся из уготованной ему могилы, невероятным усилием что-то сдвинул с себя, хватил глоток воздуха и раскрыл запорошенные песком глаза». Придя в себя и немного успокоившись, Иван видит перед собой раненного в колено немца. Можно было застрелить врага, но немец был без оружия, а Иван Волока не может убивать безоружного. Герой оказывается перед нравственным выбором, он забывает на время о том, что немец враг, он сочувствует немцу и даже дает ему свой перевязочный пакет. Теперь два врага становятся союзниками, которые ищут выход из подвала вместе. В.Быков подробно описывает действия солдат в поисках выхода, короткий отдых, курение русской махорки, их беседу. Из беседы становится известно, что и Иван, и немец были в мирное время столярами и строили дома. Все в жизни этих людей было в порядке, всем они были довольны. Но война изменила размеренный образ жизни, поставила их под пули, сделала врагами. Несмотря на дружескую беседу, Иван продолжает настороженно следить за немцем и приходит к выводу, что уже не сможет застрелить своего врага: «Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг?» Когда выход был почти найден, огромная серая глыба свалилась на Ивана и оглушила его. Теперь уже немец проявляет заботу о Волоке, он поит Ивана «невесть откуда добытой водой, которая сразу вернула ему (Ивану) сознание». Так помогая друг другу и поддерживая один другого, солдаты сумели найти выход. И с этого момента они вновь становятся врагами.

Иван видит, что в глазах немца «мелькнула звериная ярость человека, у которого не было выхода». Немец кидает в Ивана, спасенного им несколько минут назад, гранату и сам погибает от автоматной очереди Волока. Боец остался жив, но он мучается от смятенных мыслей, ему хочется ругаться от боли и тупой несправедливости того, что случилось.

Прочитана последняя страница рассказа, но мы не можем сразу забыть его сюжета. Очень важно понять, что война не нужна простым людям. В обычной жизни они могут найти общий язык, быть чуткими друг к другу. Но чувство долга солдата, защитника Родины выше жалости, сочувствия и сопереживания. Автор ставит героя рассказа перед нравственным выбором. Мы видим, что Иван не может, не способен стрелять в безоружного человека. Для него враг тот, кто вооружен. Война разъединила людей, заставила их стрелять, уничтожать друг друга. И это главное, страшное назначение войны, против которой так убежденно выступает автор рассказа «Одна ночь» В.Быков.

В. Некрасов «Сенька»

В.П.Некрасов войну знает не понаслышке. С 1941 по 1944 год шел он ее дорогами. Выстрадал ее в горькой и колючей правде окружений и отступлений 1941-1942 годов. Он пережил, как и любой наш солдат, ужас надвигающихся фашистских танков, против которых у нас в 1941 году не было ничего, кроме бутылок с горючей смесью. Это было время военной безысходности, стратегических и тактических ошибок командования, влекущих за собой огромные человеческие жертвы. В горнило войны были брошены миллионы молодых пареньков, которые были до войны простыми хлеборобами, трактористами, рабочими.

Но каждый готов был отдать свою жизнь в борьбе с фашистами. Но оказавшись лицом к лицу с реальной войной, не все сразу стали храбрыми и смелыми. Многим пришлось пройти через преодоление панического страха пред надвигающейся армадой юнкерсов, когда хотелось только одного: зарыться как можно глубже в землю и защитить голову, охватив ее ослабевшими руками. Много было и таких, которые не выдерживали и, поддавшись минутной слабости, забыв о том, что давали присягу, увечили себя добровольно, лишь бы только отправили из того ада в тыл.

В своем рассказе «Сенька» В.Некрасов с потрясающей силой писателя-очевидца показывает нам образ паренька, который только вчера попал на передовую, в самое пекло, да в такое, что «трехдневную норму табаку искурил за полдня». И когда «густая, удушливая пыль» закрыла все, и «ничего не было видно: ни неба, ни рощи. он снял винтовку с бруствера, зажал ее меж колен, взвел курок, положил руку на дуло, зажмурил глаза и нажал на крючок. Сенька безразлично смотрел на подбежавшего командира взвода, ему было все равно, что с ним сделают, главное – он сейчас вылезет из этой щели и уйдет туда, где нет самолетов».

А дальше В.Некрасов поразительно тонко ведет своего героя на встречу с людьми, которые своим отношением к солдатскому долгу пробудят в Сеньке глубокие и потаенные чувства собственного достоинства и готовности идти навстречу опасности, не боясь за свою шкуру.

Первый урок Сеньке преподал в медсанбате самострел Ахрамеев, который успокоил: «С месячишко отдохнем, а там. мало-мало заживем, и стрекача дадим. » Сенька сначала слушает рассуждения Ахрамеева о том, что « по-бестолковому никому умирать не охота», но постепенно в нем поднимается волна ненависти к самострелу. «Сенька вдруг почувствовал, что еще минута – и он ударит кулаком по этому морщинистому лицу». Это было начало. А дальше его одолевают мысли о тех ребятах (Тимошка, Синцов), которые остались на передовой: « А может, их уже и в живых нет?»

Но всю тяжесть своего позора Сенька почувствовал при встречи со старшиной Пушковым. Писатель передает весь трагизм положения солдата через его внутренний диалог и диалог со старшиной. Но старшина не хочет с ним не только разговаривать, но и смотреть на него. И когда на Сенькину отчаянную просьбу старшине забрать его с собой в взвод, он услышал презрительное: «Тебя?» – он понял, что его больше за человека не считают. «Во рту у него пересохло, язык стал большой и неповоротливый. Он ушел в палатку и до обеда лежал, уткнувшись лицом в солому». В.Некрасов сумел своим точным, мастерским языком показать нам душевные метания и поиски солдата, струсившего, но не потерявшего совесть.

Крутой перелом произошел с Сенькой, когда рядом с ним положили «худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика, раненного в обе ноги». Сеньке было стыдно, когда он сравнивал свою мускулистую жилистую руку с тоненькой рукой сержанта.

«Смелый, должно быть, – подумал Сенька, – по морде видать, что смелый. А ведь такой худенький, хлипкий». Николай, так звали разведчика, не знал, что Сенька «леворучник», проникается к нему доверием и уважением. Но говорит про самострелов с такой гадливость, что мы чувствуем, как сжимается душа Сеньки. Но он тянется к Николаю. Больше всего сейчас ему хочется быть помкомвзвода у Николая, потому что тот сказал, что из Сеньки – сибиряка-охотника – получится хороший разведчик. Так постепенно у ненароком струсившего солдата формируется чувство собственной значимости на войне.

В.Некрасов как истинно талантливый писатель тонкими художественными приемами раскрывает перед Николаем тайну Сеньки. Это стало и трагедией для самого Николая: он, разведчик, и не разгадал мерзавца. Но он и не догадывался, что он сделал с Сенькой. Даже отвернувшись от Сеньки, Николай был для него тем теплым лучом, который освещал Сеньке дорогу к очищению от скверны. И когда в неразберихе погрузили на грузовики всех, кто мог стоять, и повезли на передовую, Сенька обрадовался. Это была победа. Он больше не боялся.

«Он думал о Николае, и ему хотелось обнять его изо всех сил и сказать, что сегодня что-то произойдет. Что именно, он и сам еще не знал, но что-то очень важное». И произошло: Сенька добровольно взял связку гранат и пошел на танки. Некрасов подробно описывает все действия Сеньки в его поединке с танками, его быстро проносящиеся мысли, и мы видим уже настоящего солдата, осознавшего слова присяги и свое место на войне.

Некрасов убедительно раскрывает тему войны. Чего греха таить – много было трусов, дезертиров и предателей, которые не мучились совестью от своих поступков. Но Некрасов показал человека, который осудил себя сам. А это самый справедливый суд чести.

Рассказ несет на себе нравственную истину. Он учит тому, что человек все может, если поднимет в себе те огромные внутренние силы, которые есть в каждом из нас.

Беседа по рассказам.

В.Быков «Одна ночь»

  • Расскажите о столкновении Волока с немцем:
  • завязавшаяся борьба с врагом;
  • вдвоем в заваленном подвале;

-помощь немцу. Почему Волока оказал помощь? (гл. 1,2).

  • Расскажите об отношении между Волоком и немцем, когда они были в подвале.
  • Какие чувства испытывали друг к другу?
  • Какое желание подавил в себе Волок?
  • О чем разговаривали?
  • Каков смысл этой сцены?
  • Ваше отношение к последней сцене рассказа?
  • Что толкнуло Сеньку на этот шаг?
  • Какую роль сыграл Николай в судьбе Сеньки?
  • Почему Сенька стал ухаживать за раненым Николаем?
  • Какие чувства испытывал Сенька, когда в палатке узнали о его «ранении»
  • Искупил ли Сенька свою вину перед товарищами, Родиной?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина.

Конспект урока по современной литературе о Великой Отечественной войне. Как раскрывается характер русского человека на войне.

Сценарий урока литературы в 7 классе .Цели урока:· Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.· Обучен.

Конспект урока литературы “Человек на войне” по рассказу М.Шолохова “Судьба человека”. В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями.

Цель: уметь выразительно читать эпизоды, предложенные для анализа; уметь грамотно использовать русский литературный язык при создании устных высказываний; знать форму, жанры, детали в художественном п.

Данное занятие по литературе хорошо дополнит урок по творчеству М.А. Шолохова в 9-ом классе при изучении рассказа “Судьба человека”. Ребята узнают о том, что литературные произведения вдохно.

Урок внеклассного чтения по призведению В.Быкова “Сотников” Это открытый урок для семинара учителей.

Анализ рассказа Одна ночь Быкова сочинение

Василь Владимирович Быков был одним из известных отечественных писателей. На протяжении всей своей творческой карьеры писал в основном на военную тематику, описывая реалистические события. Поэтому произведение “Одна ночь” напрямую связанна с тяжелыми буднями военной жизни. Пишет о страшной силе войны и как беззащитны люди перед ней.

Главным героем его рассказа становиться обычный гражданин с добрым сердцем. Его дома ждет жена и дети, но у него не осталось выбора. Он пошел их защищать.

В мечтах у Ивана Волока – если умирать, то как герой. Оказавшись под завалинами в подвале. Он там находит раннего и обессиленного немца. Он становиться перед трудным выбором: убить его или помиловать.

Но добрая душа его не дала убить беззащитного и безоружного человека. Иван оказал ему помощь. И вместе с ним выбрался с темного подвала. У него были, только одни мысли в голове, хоть бы не умереть в нем. А то что же это за геройская смерть.

Выбрался на свободу вместе с врагом. Он не собирался его убивать, но сложившаяся ситуация предвещала обратное. Немец направился бежать к своим и звать на помощь, и Иван его убил. Правильно поступил главный герой или нет, осуждать его не стоит, и даже поэт не осуждает его поступка в своем произведении. Единственно, что он постоянно ссылался на его молодость. Иван таким образом он выполнил свой гражданский долг перед Родиной.

Автор сумел со всей жестокостью описать бесчеловечность войны. Страх и ненависть движут людьми, и подталкивают их на жестокие поступки.

Василий Владимирович, являлся писателем фронтовиком. Он настолько ясно умел описать происходящую картину, страшной и кровавой войны, что становилось от прочитанного жутко. Но принимал чью-то сторону. Он просто высказывал свое мнение и показывал свои эмоции и душевные переживания. Таким образом давая возможность читателю оценить происходящую ситуацию самостоятельно и сделать соответствующие выводы.

Автор настолько тонко сумел в своем произведении: “Одна ночь”, раскрыть настоящие облик людей. Показать их поведение в экстремальных ситуациях. Он своим творчеством помогает понять читателям суровую правду о военных событиях. Поэтому и на сегодняшний день его рассказы остаются актуальными и пользуются спросом среди читателей.

Сочинение 2

Произведение относится к прозаическим сочинениям писателя, в центре которых рассматриваются человеческие судьбы в период жестокой и кровопролитной Великой Отечественной войны.

Главным героем рассказа является русский солдат по имени Иван Волока, который по сюжетной линии оказывается во время боевых действий в заброшенном подвальном помещении, заваленным грудой обвалившихся под артиллерийским обстрелом стен здания. Вместе с Иваном под завалами оказывается раненый немец Фриц Хагеман, придавленный бетонной плитой.

Повествовательное содержание на всем своем протяжении ставит главного героя перед жизненным выбором, выражающегося в отражении логики человеческого поведения в экстремальных ситуациях, обнажая его внутренние душевные противоборства.

Композиционная структура рассказа «Одна ночь» представляет собой симметричное, зеркальное построение, при этом писатель использует прием разделения текста небольшими абзацами в виде одного предложения, подчеркивая хаотичность излагаемых действий и быстроту смены событий.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении автором жестокости, бесчеловечности войны, ставящей людей в безвыходные ситуации, заставляя ощущать жгучую ненависть и ужасающий страх.

Оказавшись замурованными вдвоем в заваленном подвале, Иван неосознанно помогает немцу выбраться из-под плиты и оказывает первую медицинскую помощь в полученном ранении. Затем случайные попутчики всю ночь пытаются найти способ освобождения из каменной тюрьмы, а, оказавшись на свободе, Волока, движимый чувством самосохранения, не раздумывая, убивает соратника по несчастью, поскольку наверху их встречают гитлеровцы.

Писатель передает душевные переживания главного героя как обычного простого человека, внутренние ощущения которого преобладают над патриотическим солдатским духом, когда встреча с врагом должна закончиться боем, а не задушевными беседами.

Авторский замысел ставит двух людей, являющихся в этот период смертельными врагами, в рамки ситуации, в которой оба понимают, что между ними есть общие, единые чувства, поскольку и тот, и другой вынуждены принимать участие в этой военной мясорубке, оставив на произвол судьбы собственные семьи.

Вынуждая в финале рассказа своего главного героя осуществить убийство товарища по несчастью, писатель демонстрирует механические и бесчеловечные черты войны, существа, которое неприемлемо для разума человека и его сущности, поскольку война рождает в человеке панику, слепую жестокость, страх, преследуя одну единственную цель в виде многочисленных смертей.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Одна ночь Быкова

Популярные сегодня темы

Произведение относится к раннему творчеству поэта и появляется в период, когда писатель знакомится с жизнью светского общества, отличающейся разнообразными развлечениями, в том числе маскарадами

Ганс Христиан Андерсон написал волшебную сказку «Дюймовочка». Главной героиней произведения является девочка маленького оста, которая жила в бутоне тюльпана. Она была безумно красивой, изящной и нежной

Зачем нужно читать книги? В современном мире, где все с легкостью можно найти в интернете, этот вопрос задают себе все меньше людей. Особенно это касается детей и подростков.

Довольно известный писатель Эрнест Хемингуэй, однажды написал: человека возможно убить, но не возможно победить. Мысль универсальная и хотелось бы чтобы могла иметь применение ко всем, но на самом деле не всегда есть кого побеждать.

Ясное субботнее утро вселяло тепло в умы и сердца людей, активизируя их деятельность, пробуждая оптимизм, умиротворённость, возводя жизнеутверждающие принципы в деяния и помыслы

Война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь»

Война в рассказе Василия Быкова «Одна ночь» Когда в жизни людей врывается война, он всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне. Василий Быков – один из важнейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что он изображает в своих рассказах войну такой, какой она была – в страданиях и крови. Одним из таких произведений является рассказ «Одна ночь». Сюжет нельзя назвать простым. Сложность заключается в том, что в развитие сюжетного действия вплетаются чувства – герой разрывается между гражданским долгом и человеческими состраданием. Центральный персонаж рассказа Иван Волока, спасаясь от немецких пуль, оказывается в подвале под грудой обвалившихся стен. Но самым сложным и необъяснимым становится то, что вместе с ним под завалами остается немецкий солдат. Последний ранен, ему нужна помощь, а из-под завалов самостоятельно не выбраться. Как же поступить Ивану? Сможет ли он убить этого безоружного, пострадавшего при обвале немца? Поначалу, не осознавая того, что он делает, Иван помогает гитлеровцу выбраться из-под бетонной глыбы и перевязать рану. Целую ночь они пытаются найти выход из каменной клетки. И вот они на свободе. Немец понимает, что оставшись с русским солдатом, он попадет в плен, поэтому, увидев гитлеровцев, он бросается к ним. Яростное желание ни за что не отдавать врагам этого человека просыпается в Иване. Забывая обо всем, он убивает солдата. Тема жестокости и бесчеловечности войны красной нитью проходит через всё произведение. Войне можно дать оценку – захватническая, освободительная, гражданская – но как оценить людей, идущих умирать за что-то идеалы? У войны свои законы. Главные герои военных действий – страх и ненависть. Они движут людьми, заставляя их порой совершать жестокие и негероические поступки. Что двигало Иваном, когда он стрелял во Фрица – страх перед комиссаром, ненависть к гитлеровцам? Нельзя дать определенный ответ – все смешалось, рассыпалось, как мозаика. Быков мастерски изображает картины войны через восприятие молодого солдата. По одному небольшому эпизоду встречи Волока с немцами можно многое сказать о том, какой видит войну автор. «Позади грохнул взрыв », и когда Волока, « запыхавшись, влетел под спасительные своды подъезда, то от неожиданности едва не вскрикнул: со двора прямо на него выскочили два немца, но и немцы тут видно, не ждали его. Передний что-то бормотал заднему, на мгновение в его расширенных глазах блеснул испуг и удивление. В то же мгновение Волока, не целясь нажал на спуск – автомат содрогнулся от беспорядочной очереди – немец выпустил из рук карабин и упал лицом не мостовую » Вот истинное лицо войны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним – страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной, -убивать людей. Поначалу оказавшись под насыпью обрушившихся стен, Иван испытывает жгучую ненависть к немцу «Аа, доняло, собака!» -говорит он, наблюдая тщетные попытки солдата выбраться из-под бетонной глыбы.

Ивану за полгода службы в полку не довелось так близко увидеть немецкого солдата. «Это был четвертый немец попавшийся ему под руку», пишет Быков. Троих он убил даже не задумываясь – так надо. Вот именно: надо. Для Волоки немцы – враги, у которых нет лица и нет лица и нет чувств. И вот, впервые очутившись лицом к лицу со своим врагом, он теряется. «Всего несколько минут назад, не видя и никогда не зная один другого, они насмерть дрались в этом подвале, полные злобы и ненависть, а сейчас, будто ничего между ними и не произошло, дружно расшатывали кусок бетона, чтобы выбраться из общей беды». Иван видит немолодое лицо гитлеровца, загорелый лоб, густо изрезанный морщинами, такой же , как и у него рубец возле уха, и понимает, что перед ним- прежде всего – человек. Эта вдруг открывшаяся истина пугает и обезоруживает Волоку. «Иван неясно ощущая в душе, – читаем мы в рассказе, -что застрелить теперь этого человека уже вряд ли сможет. Как стрелять в него, если между ними рушилось главное для этого – взаимная ненависть, если вдруг во вражеском мундире предстал перед ним самый обыкновенный человек, который и к Ивану относился уже не как враг, а как сообщник и друг? Кажется, это был совсем неплохой немец, и Иван даже ощутил неловкость оттого, что недавно едва не задушил его. Всё это было странно и необычно». Разговаривая с немцем, Иван узнает, что Фриц столяр, так же как и Волока, у него есть семья – жена и трое детей. У Ивана тоже остались дома супруга и две дочки. Когда на Волоку рушится стена, Фриц имея возможность убежать, остается помогать Ивану, спасаем его от смерти. Волока понимает это, но настороженные чувства не покидают его. И вот выход из каменной клетки найден. Свобода возвращает героев в «прежние рамки войны». Теперь они уже не два сообщника, вместе курящих русскую махорку, а два солдата – русский и немецкий. Это война. У нее свои законы. Невинные люди гибнут ради достижения чьих-то целей. Увы, это понимают обе враждующих стороны. Немецкие солдаты знают что борются не на жизнь, а на смерть. Им лучше погибнуть, чем попасть в русский плен – тогда их семьи не заберут в контрационный лагерь. Всё это читатель вместе с главным героем узнают из рассказа немецкого солдата Фрица Хагемана. «Война никс гут!.Фриц Хагеман никс надо война», – говорит немец, прошедший пол-России и мечтающий скорее вернутся домой. Но, увы его мечте не суждено сбыться. Заставляя своего героя убить, автор показывает механичность и бесчеловечность войны. Конечно, герой рассказа отнюдь не идеален. Как и многие молодые солдаты, он мечтает красиво умереть. Единственная мысль, заботящая его, пока он находится в каменной клетке завалов – как глупо будет вот так умереть. Разговаривая с немцем, он думает о том, что скажет на это его командир. Очнувшись после тяжелого кошмара и увидев спящего Фрица, он собирается бежать, оставив гитлеровца в подвале. Но автор не осуждает его списывая всё на молодость и на войну. Писатель – фронтовик не высказывает своей позиции, не становится ни на чью сторону – просто описывает события, давая читателю возможность самому оценить ситуацию.

Он пишет о том, что в экстремальных условиях люди могут вести себя по-разному, проявляя и трусость, и героизм. Пожалуй, в этом аспекте интересен нам герой Быкова. Писатель показывает логику человеческого поведения в экстремальной ситуации, раскрывает его внутренний мир, обнажает душевное противоборство. Он помогает нам понять суровую правду о войне. Список литературы

Одни подолгу ворочаются в постели: ноют к погоде старые раны, а то приснится, как здорово косил в тридцать девятом, проснешься среди ночи вот он, невесомый рукав нательной рубашки Другие шлют и шлют запросы, разыскивают родных и близких, бог весть куда канувших за пять военных лет. Третьи Но зачем перечислять? Мы хорошо знаем и понимаем это и по «Волчьей стае» Василя Быкова, и по «Берегу» Юрия Бондарева, и по рассказу Виктора Астафьева «Ясным ли днем», и по рассказу Евгения Носова «Шопен, соната номер два» Шукшинский герой иное дело. Он не может «оттаять», отойти от войны потому, что там разбередил себе душу, а здесь не может уже ее успокоить. Умом Бронька понимает, что ни в чем он не виноват, но сердце, сердце никаких доводов не принимает До предела обостренная совестливость, неутолимая жажда высшей справедливости и, как внешний результат их, невероятная история про «покушение на Гитлера». Разве самолюбие свое тешит Бронька, рассказывая эту небылицу городским охотникам? Разве так возвеличивают себя великие обманщики от Мюнхаузена до Хлестакова? Вчитаемся в концовку Бронькиного «покушения» и обратим при этом самое пристальное внимание на авторские ремарки: «Подходит один генерал, тянется к пакету: давай, мол

Краткое содержание Одна ночь Быкова для читательского дневника

1945 год. Великая Отечественная война была почти окончена. В одном из разрушенных советских городков начался налет фашистских самолетов. Солдат советской армии Иван Волок отстал от своих и чуть не был убит немцами. Он увидел перед собой 2 немцев и успел убить одного из них. А второй фашист успел убежать. Иван забежал в один разрушенных зданий. Не увидев ступенек солдат, провалился вниз. В темном подвале он увидел немецкого солдата, который убежал от него и хотел его убить. Солдаты хотели убить друг друга. Тут раздался взрыв, и Ивана завалило кирпичиками. Опомнившись, русский солдат увидел, что подвал целиком засыпан и выйти, оттуда никак не получится. Как ни странно, его противник оказался живым.

Волок хотел убить немца, но не смог. Поскольку его честь не позволяет убивать беспомощного и больного солдата. Иван вытащил фашиста из завала и дал ему свою аптечку. Иван видел в нем старого и раненого человека. Одна только форма напоминала герою, что тот фашист. Герои вдвоем пытались расчистить завал и убрать бетонную плиту. Оказалось, что немец чуть-чуть умеет разговаривать на русском. Он рассказал, что его зовут Фриц Хагеман. До войны он был обычным столяром. Волок не испытывал вражду к Хагеману. Его волновало, когда они вылезут наружу, кто из них умрет. Если Иван увидит немцев, то будет убит. Если их встретят русские, то убьют Фрица.

Внезапно герои услышали голоса, которые невозможно было разобрать. Фриц и Иван затихли, не зная, что делать дальше. Они решили выбираться из подвала по отдельности. Тут Волок предложил немцу сдаться и получил отказ. Фриц сообщил, что в Дрездене живет его дети и супруга и то, что он не собирается сдаваться. Тут Иван вспомнил о собственной семье. Если Фрица поймают, его семья окажется в ссылке в русском лагере для пленных. Фриц признался, что ненавидит войну. Несмотря на отсутствие напряженности, герои не выпускали из рук оружие.

Герои принялись разбирать заваленные кирпичи. Тут на Ивана свалилась бетонная плита. Солдат потерял сознание и лежал некоторое время в бесчувствии. Пока он был в бессознании, немец обрабатывал его рану и давал воды. Придя в сознание, русский солдат заметил, что дыра стала большой. Тут Иван подумал, что пора вылезать и сдавать немца советской армии. Взаимоотношения Фрица и Ивана стали опять вражескими.

Герои начали медленно лезть наверх. Хагеман выбрался первым и помог Ивану подняться. На улице Фриц увидел немецких военных и решил к ним пойти. Русский солдат не хотел, что Фриц вернулся к фашистам. Иван выстрелил в человека, который стал ему другом. Фриц выкинул в сторону Волока гранату. Иван выстрелил во Фрица еще раз и тот упал. Отскочив от гранаты, солдат получил ранение в плечо. Иван попал под отстрел, но не получил сильного ранения. Поскольку немцы не видели его среди поднятой пыли, образовавшейся после взрыва. Убегая от пуль, Иван Волок спрятался в переулке. Дальше он медленными шагами добирался к советским солдатам, думая о несправедливости и сильнейшей боли, которой он испытывал. Волоку хотелось закричать изо всех сил.

Очень кратко

В произведении известного писателя Василя Быкова говорится о неожиданной встрече нашего солдата и гитлеровца. Они вопреки обстоятельствам оказываются в подвале и становятся близкими по духу людьми. Однако после своего освобождения они вновь враждуют.

Действие происходит в конце Великой Отечественно войны в небольшом городке, который захватили советские войска. В момент, когда начался обстрел с воздуха, наш главный герой Иван Волок, рванул за сержантом, однако не смог поспеть за ним по причине того, что ему помешали 2 фашиста, возникших у него на дороге. Убив одного из них, он забежал в какую-то дверь, и, не увидев ступеньки, улетел вниз. Там находился подвал. Здесь он видит немецкого солдата, которого он не успел уничтожить. Между ними завязалась борьба, и неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы вдруг взрыв, раздавшийся рядом, разрушил верх. Иван, засыпанный камнями, потерял сознание. Когда он очнулся, то увидел, что выбраться уже из подвала невозможно, так как вход был завален. Тут же лежал немец под грудой кирпича, но он уже давно пришел в себя.

Вначале, наш герой хотел его убить, но подумав о том, что в безоружного человека как-то неудобно стрелять, стал ему помогать выбраться. Потом он дал ему бинт, чтобы тот перевязал покалеченную ногу, и они стали потихоньку разбирать вход. Вскоре выяснилось, что немец немного говорил по-русски, и потихоньку стал рассказывать о себе. В мирной жизни Фриц Хагеман столярничал. Сам он был родом из Дрездена, где сейчас жила его семья. Чем больше они разговаривали, тем больше Иван стал доверять ему, и уже не видел в нем врага. Вскоре послышались странные голоса, и солдаты замолчали. Каждый боялся напороться на неприятеля. Иван пытался убедить немца сдаться, однако тот тревожился за свою жену и детей. Ведь, если он решится на такой шаг, их отправят в концлагерь.

Вскоре, разбирая камни, нашего героя засыпало вновь камнями, и Фриц, вытащив его, перевязав раны, долго за ним ухаживал. Первой мыслью Ивана, когда он очнулся, было то, что надо срочно выбираться из подвала, и, конечно же, немца надо отправить в плен. Когда они вылезли, то немца заметили его однополчане, но Иван не захотел, чтобы Фриц вернулся к своим и выстрелил в него. Немецкий же солдат успел кинуть гранату, осколок которой попал в Ивана. Успев уйти от обстрела фашистов, Волок, неспешно стал пробираться к своим солдатам.

Читать краткое содержание Одна ночь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание Быков Одна ночь

Действие разворачивается в период окончания войны. Советская армия захватила город, и вдруг начался налет фашистских истребителей. Иван Волок бежал за сержантом, но не догнал. И тут перед ним возникли два фашиста. Иван одного пристрелил, а второй сбежал.

Город потрясла очередная волна взрывов, здания рушились. В этой суматохе Волок забежал в открытую дверь, оступился и покатился в низ, как оказалось в подвал.

Внизу он обнаружил фашиста, которого не добил. Он прятался здесь. Между двумя врагами началась драка. Каждый пытался убить соперника. Но вот очередной взрыв на время остановил потасовку. Ивана засыпало камнями и осколками, он лишился чувств.

Вход в повал оказался погребен под грудой земли, и бетона. Лишь из трещины потолка внутрь пробивался не ясный солнечный свет. В полумраке, Иван увидел немца, заваленного осколками. Волок подумал, что враг погиб, но тот очнулся.

Первым желанием нашего бойца уничтожить неприятеля. Но разум не позволил выстрелить в беспомощного человека. Вместо этого русский солдат помог выбраться немцу из-под завала и дал тому перевязочный материал. Немец был уже не молод, на виске зияла рана такая же, как у Ивана на теле.

Волок не видел в немце заклятого врага. Перед ним был пожилой человек, повидавший много лишений на своем веку. Только вот немецкое обмундирование не давало русскому солдату забыть, что старик – враг. Вместе, мужчины стали разбирать образовавшийся завал.

В процессе работы Иван узнал о жизни своего врага. Немца звали Фриц, до войны он работал простым столяром. Фашист немного говорил на русском, поэтому они довольно быстро нашли общий язык.

Волок больше не чувствовал неприязни к Фрицу, перед ним был обычный человек. Иван бал обеспокоен лишь тем, что их ожидает на поверхности. Кого они увидят, когда выберутся из своего заключения? Убить Фрица он больше не мог. Не та ситуация.

Вдруг сверху послышались голоса. Иван и немец притихли. На каком языке разговаривали снаружи, было не разобрать. Волок и Фриц молчали, опасаясь нарваться на неприятеля.

Советский солдат предложил Фрицу сдаться нашим, но тот ответил отказом. Сказал, что дома его ждет семья, если он сдастся, то им придется плохо. Еще сказал, что не сторонник этой войны, а Гитлер глупец. Иван вдруг вспомнил о своих родных. Как они там? Хотя враги и нашли общий язык, в их отношениях была напряженность. Каждый был готов, в случае чего, убить.

Мужчины продолжили разбирать завал. Внезапно, на Ивана упала бетонная плита. Он долгое время был в беспамятстве. Немец, заботился о нем. Делал перевязки и поил водой. Так они и существовали.

Потом Волок приметил, что в том месте, откуда упала плита, образовалось отверстие. Солдат принял решение выбраться и сдать Фрица своим. Почуяв свободу, мужчины опять стали врагами.

Немец выбрался первым, и подал руку Ивану. На поверхности были фашисты. Они увидели Фрица и окликнули. Волок не желал, чтобы то возвращался к немцам, поэтому выстрелил. Фриц, в свою очередь бросил в Ивана гранату. Советский солдат успел еще раз попасть в немца, а граната его лишь чуть зацепила.

Немцы всполошились, и давай стрелять в Волока. Поднялась пыль, и русскому удалось уйти. Раненый Иван молча шел к своим, и думал о несправедливости.

Чему учит это произведение, можно рассматривать с нескольких точек зрения. Кто-то скажет, что Иван поступил правильно, убив врага. Кто-то подумает, что он не имел права так поступать, они ведь стали почти друзьями.

Война разрушила людское отношение друг к другу. Навязала незримые правила, по которым простые люди должны были убивать себе подобных. Взять того же Фрица, или Ивана, они обычные люди, которым сказали, что они враги.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Быков. Все произведения

Одна ночь. Картинка к рассказу

Сейчас читают

По улице идут мальчик и его мама. Мальчик плачет, кричит и требует купить ему мороженое. За такое неподобающее поведение, придя домой мама, поставила сына в угол, чтобы он подумал о том, как неправильно себя вел

Уже по названию пьесы Антона Павловича Чехова «Иванов» понятно, что речь пойдёт о герое с такой фамилией. Иванов – это образованный помещик, женатый на Анне Петровне

Книга рассказывает о жизни Леши Горбачева. Отец его погиб на фронте, а вскоре и мама скончалась от болезни. Дядя и тетя Леши, люди глупые и жадные, взяли над ним опеку.

Произведение показывает нам нетрадиционный любовный треугольник в одной из английских семейств. С первых страниц книги перед нами предстает ферма Кэбота. Все события происходят в 1850 году в Англии.

Лена Иконина осталась без родителей, ее мама заболела и умерла. Девочке купили билет на поезд и отправили к маминому брату. Он оказался богатым и высокомерным человеком.

Читайте также:  Образ и характеристика Барыни в рассказе Муму Тургенев сочинение
Ссылка на основную публикацию