Анализ произведения Ромео и Джульетта Шекспира 8 класс

Анализ «Ромео и Джульетта» Шекспир

Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое главное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных и по сей день. В 8 классе при подготовке к урокам литературы будет полезно ознакомление с анализом произведения Шекспира, который представлен в нашей статье. В “Ромео и Джульетта” анализ имеет ряд особенностей, отличающих его от рядовых пьес других авторов.

Краткий анализ

Год написания – 1594-1595.

История создания – “Ромео и Джульетта” – творческая интерпретация уже имеющегося в литературе сюжета.

Тема – борьба любящих людей за своё чувство с обществом и обстоятельствами, любовь и смерть.

Композиция – кольцевая композиция, построенная на параллельных противостояниях во всех 5 действиях.

Жанр – трагедия в 5-ти действиях.

Направление – романтизм.

История создания

В литературоведении довольно мало сведений, которые можно считать достоверными, об истории создания Шекспиром своего бессмертного шедевра. Известно, что сюжет и даже имена героев уже фигурировали в литературе, однако гениальное воплощение они получили только в трагедии У. Шекспира.

Написание трагедии относят к 1594-95 годам. В 1597 году пьеса была впервые опубликована. Подобный сюжет, повествующий о любви двух молодых людей из враждующих семей, был у римского поэта Овидия. Основой для произведения Шекспира очевидно послужила поэма “Трагическая история Ромеуса и Джульетты” Артура Брука.

Интересно, что подобный сюжет существовал в мировой литературе не только до, но и после написания Шекспиром “Ромео и Джульетта”. Множество вариаций этого сюжета появляется в искусстве и по сей день. Глубокий и тщательный анализ истоков сюжета произведения даёт право считать, что история, произошедшая с влюблёнными, действительна была реальностью и сохранилась, как легенда, в устной форме.

Уильям Шекспир взял за основу повествования только фабулу произведения, его пьеса описывает 5 дней из жизни влюблённых. У А. Брука действие длится около 9 месяцев. Английский поэт и драматург изменил время года, добавил несколько ярких сцен, пересмотрел многие существенные детали. Его произведение не является ни пародией, ни копией какого-либо другого, это оригинальная и самобытная пьеса, слава которой прошла через века.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.

Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.

В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.

Композиция

Вся структурная композиция держится на симметричном противостоянии. В первом действии встречаются слуги господ, во втором – племянники Монтекки и Капулетти, далее – главы враждующих кланов: дуэли, ссоры, распри, убийства – здесь нет мелочей, они играют в жизнь по-крупному.

В последнем действии на сцене появляются супруги Монтекки и Капулетти, вражда заканчивается. Дети обретают новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть экспозиция (встреча слуг противоборствующих семей), завязка (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка – сцена примирения семей и повествование монаха Лоренцо.

Композиция пьесы приобретает кольцевую структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они – внутренняя сущность произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ромео и Джульетты».

Трагедия была популярна в эпоху Возрождения, этот жанр предусматривал неразрешимый конфликт и весьма плачевный финал. Однако с позиции смысловой составляющей, влюблённые всё же победили, им удалось воссоединиться. В содержательном плане – побеждает любовь, она торжествует над местью и гневом, ведь враждующие семьи мирятся у бездыханных тел своих детей.

Трагедии Шекспира особенны своей чувственностью, напряжённостью и острым трагизмом. Особенностью трагедии “Ромео и Джульетта”, которая относится к раннему периоду творчества писателя, является её сатирическая насыщенность. В уста многих персонажей автор вкладывает тонкий юмор, мягкую иронию. Спустя несколько столетий трагедии Шекспира стали образцом и эталоном этого жанра. В течение 20 века пьеса экранизирована во многих странах около 50 раз.

“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…” Урок анализа произведения. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”;
  • развивать навык выразительного чтения;
  • учить сопоставлять произведения разных видов искусства;
  • совершенствовать навык анализа драматического произведения;
  • закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”;
  • расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

Эпиграфы:

Любовь всегда прекрасна и желанна,
Особенно, когда она нежданна.

Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, DVD-диск с фрагментами фильма Ф. Дзефирелли, Б. Лурмена и мюзикла Ж. Пресгурвик “Ромео и Джульетта”.

Предварительные задания:

  • Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой? Как он ведет себя?
  • Найти и зачитать отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга при первой встрече.
  • Почему автор героиней делает такую молодую девушку?
  • Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?
  • Подготовить выразительное чтение сцены объяснения героев ночью в саду.
  • Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев? Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?
  • В чем видят герои смысл жизни? Почему погибают герои? Есть ли смысл в гибели героев?

I. Оргмомент

II. Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

Тема нашего урока — “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте”. Я предлагаю вам два эпиграфа, прочтите их пожалуйста. Они помогут нам понять замысел драматурга и идею произведения.
Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властно время.
В конце XVI века, точнее — в 1596 году, английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству картин и иллюстраций. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзеффирелли…
Но У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у предшественников; до Шекспира история любви и гибели двух влюбленных из-за стечения случайностей была рассказана древнеримским поэтом Овидием в сборнике “Метаморфозы” (превращения). Героев звали Пирам и Фисба. Итальянские писатели 16 века Луиджи да Порто и Маттео Банделло использовали подобный сюжет в своих новеллах. То есть история была достаточно известна и популярна, но мало кто, кроме специалистов, помнит Овидия и его героев, малоизвестны и новеллы итальянских авторов, а вот героев Шекспира знают все. Имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви. Это “вечные образы” — те, которые стали символами общечеловеческих ценностей.
В чем же секрет шекспировского таланта? Я прошу вас подумать над вопросом, ответ на который вы дадите в конце нашего разговора: “Почему трагедия У Шекспира “Ромео и Джульетта” пользуется такой известностью на протяжении веков, почему она признана великой?”

III. Беседа с классом

1. К какому жанру относится пьеса Шекспира? Что характерно для данного жанра?

“Ромео и Джульетта” — это трагедия. Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала.

Учитель: обратите внимание на определение трагического. Трагическое — все то, что отмечено крайне острыми столкновениями человека с миром, которые сопровождаются острейшими переживаниями, величайшими страданиями и кончаются гибелью личности и крушением отстаиваемых ею идеалов, содержащих важные для человечества духовные ценности.

2. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.

Учитель: В древности, в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию, только в его пьесе роль хора выполнял один актер.

Учитель читает пролог, звучит музыка (Слайд № 8).

Сейчас прозвучал фрагмент из балета Сергея Прокофьева “Ромео и Джульетта”, который называется “Монтекки и Капулетти”.

— Какое настроение создает эта музыка?

3. Определите тему трагедии “Ромео и Джульетта”.

Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.

4. Где происходит действие?

События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.

5. С какой сцены начинается действие? Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения? Слайд № 10

Первая сцена — столкновение слуг, в которое вмешивается Тибальт, а потом Бенволио пытается предотвратить сражение. В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина ее давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льется кровь.

6. Как реагируют на это герцог и жители Вероны? Давайте прочитаем монолог герцога.

Слайд № 11.

— Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент из мюзикла современного композитора Жерара Пресгурвик «Ромео и Джульетта» (начало — первая ария, драка и речь герцога).

7. В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

В произведении изображается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство преодолело вражду и способствовало примирению семей после трагической смерти героев.

8. Определите конфликт трагедии. Слайд № 12.

9. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

Сюжет — система событий в произведении.
Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти.
Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви.
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей. Слайд № 13

10. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки — пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

11. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.

12. Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. В начале пьесы герой много говорит о своей любви, предается грусти.

13. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульеттта отвечает:

Еще не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для Вас. (Акт IСцена III)

Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойно воспринимает слова матери.

14. Вспомните, сколько лет Джульетте?

О возрасте героини мы узнаем из речи ее кормилицы: “Ей нет еще четырнадцати лет”.

15. Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку?

Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведет себя смело и решительно.

16. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имен друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.

Учитель: Эта сцена вдохновила многих живописцев. Внимание — на слайды. Посмотрим сцену знакомства героев (Видеофрамент из фильма Ф. Дзефирелли “Ромео и Джульетта”). Как вы оцениваете эту постановку? Отвечают ли актеры вашим представлениям о героях Шекспира?

Читайте также:  Герои произведения Кусака Андреева

17. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

Ромео:

Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал доныне.

18. О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео?

Герой подчеркивает отличие Джульетты от окружающего мира, ее чистоту и хрупкость.

Джульетта:

Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?

19. Какая тема звучит в высказывании героини?

Джульетта понимает, что любовь к врагу семьи связана со сложностями, в ее словах звучит тревога.

20. Что мешает их любви?

Любви героев мешает вражда их семейств.

21. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулеттти, то начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Он сразу же договаривается с отцом Лоренцо о венчании, не желает сражаться с Тибальтом, провоцирующим столкновение.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, но, полюбив, обретает решимость и борется за своё чувство.
Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель, она меняет Ромео и Джульетту: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.

22. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в их судьбе?

Влюбленные оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” — говорит Джульетта.
Им чужда вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео — Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.

23. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

Ромео не желал драться с родственником Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла. Их сражение было спровоцировано убийством Меркуцио, за смерть которого Ромео не мог не отомстить.

24. Прочтите, на что готова Джульетта, чтобы сохранить верность Ромео?

Чтоб замуж за Париса не идти,
Я лучше брошусь с башни, присосежусь
К разбойникам, я к змеям заберусь
И дам себя сковать вдвоем с медведем.
Я вместо свадьбы лучше соглашусь
Заночевать в мертвецкой или лягу
В разрытую могилу. Все, о чем
Я прежде слышать не могла без дрожи,
Теперь я, не колеблясь, совершу,
Чтоб не нарушить верности Ромео.

25. Как ее характеризуют это слова?

Признание героини свидетельствует о том, что она повзрослела, у нее есть мужество и готовность к серьезным поступкам, она готова бороться за свою любовь.

26. Какой способ спасения предлагает ей монах? Чем опасно это средство?

Лоренцо дает девушке снотворное снадобье, которое погружает человека в сон, подобный смерти, чтобы спасти ее от брака с Парисом. Джульетта понимает, что их тайный брак с Ромео может послужить поводом для обвинения монаха, поэтому Лоренцо мог ее отравить, но она все равно пьет из его склянки.

27. В чем видят герои смысл жизни?

Для них высшей ценностью является любовь, поэтому они не могут остаться в мире друг без друга и выбирают смерть. Даже их слова похожи.
Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твое здоровье пью, Ромео!” Ромео перед смертью, выпивая яд, восклицает: “Пью за тебя, любовь!”

28. Почему погибают герои?

Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.

Учитель: Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку (с рассказа монаха Лоренцо).

29. Есть ли смысл в гибели героев?

После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.

30. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель “открыла” глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь, действительно, сильнее смерти.

31. В чем заключается идея произведения?

IV. Подведение итогов

Учитель: Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал. Именно поэтому исследователи часто называют эту пьесу “неправильной трагедией”, так как главные герои погибают, но их идеал сохраняется.
Наверное, очень точно и о героях драматурга и о самом Шекспире сказала в своем стихотворении “Ромео и Джульетта” русская поэтесса XX века Маргарита Алигер.

Высокочтимые Капулетти,
Глубокоуважаемые Монтекки,
мальчик и девочка — ваши дети,
В мире прославили вас навеки!
Не родовитость и не заслуги,
не звонкое злато, не острые шпаги,
не славные предки, не верные слуги,
а любовь, исполненная отваги.
Вас прославила вовсе другая победа,
другая мера, цена другая…
Или все-таки тот, кто об этом поведал,
безвестный поэт из туманного края?
Хотя говорят, что того поэта
вообще никогда на земле не бывало…
Но ведь был же Ромео, была Джульетта,
страсть, полная трепета и накала.
И так Ромео пылок и нежен,
так растворилась в любви Джульетта,
что жил на свете Шекспир или не жил,
честное слово, неважно и это!
Мир добрый, жестокий, нежный, кровавый,
залитый слезами и лунным светом,
поэт не ждет ни богатства, ни славы,
он просто не может молчать об этом.
Ни о чем с человечеством не условясь,
ничего не спросив у грядущих столетий,
он просто живет и живет, как повесть,
которой печальнее нет на свете.

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности:

Нет повести прекраснее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.

– Итак, почему трагедия У. Шекспира пользуется такой популярностью на протяжении многих столетий? (Ответы учеников).

Внимание — на слайд: там лишь небольшой список произведений, созданных под впечатлением от трагедии Шекспира, я думаю, он будет продолжен.

V. Домашнее задание: написать сочинение, выбрав одну из тем:

1. Почему трагедия У. Шекспира “Ромео и Джульетта” продолжает жить в веках?
2.“Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”
3. Отзыв о трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”.

«Ромео и Джульетта», художественный анализ трагедии Уильяма Шекспира

История создания всемирно известной трагедии Шекспира уходит своими корнями в народные сказания о двух итальянских влюблённых и их художественные обработки, появлявшиеся в литературе Италии (Луиджи де Порто «Новонайденная история двух благородных влюблённых и их печальной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео делла Скало», 1524; Маттео Банделло «Четыре книги новелл», 1554; Луиджи Грото «Адриана», 1578) на протяжении всего XVI века. Сюжет пьесы был разработан английским драматургом на основе поэмы Артура Брука «Трагическая история Ромеуса и Джульетты», 1562). Первоначальное название произведения, датируемого 1593-1596 годом (точное время появления на свет пьесы установить невозможно), значилось как «Превосходнейшая и печальнейшая трагедия о Ромео и Джульетте».

Жанр произведения – трагедия – устанавливается в соответствии с литературными традициями эпохи Возрождения и определяется несчастливым концом (смертью главных героев). Состоящая из пяти действий пьеса открывается прологом, в котором кратко излагается сюжет «Ромео и Джульетты».

Композиция трагедии на уровне фабулы имеет симметричное построение. В первом действии происходит столкновение между слугами Капулетти и Монтекки, затем между племянниками последних – Тибальтом и Бенволио, потом на сцене появляются главы враждующих семей, князь Вероны и Ромео. В третьем действии столкновение между Капулетти и Монтекки повторяется: на этот раз в драке участвуют родственник князя и друг Ромео – Меркуцио и Тибальт и Тибальт и Ромео. Исход первой дуэли – смерть Меркуцио, исход второй – смерть Тибальта. Столкновение заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти и Монтекки, а затем князя, выносящего убийственное для Ромео решение об изгнании из Вероны. Пятое действие вновь возвращает сюжет в привычное дуэльное русло: на этот раз бой происходит между Парисом (родственником князя, предполагаемым мужем Джульетты, то есть потенциальным Капулетти) и Ромео. Парис гибнет от руки Ромео, Ромео убивает себя ядом под воздействием непреодолимых обстоятельств, наложенных на него волей отца Джульетты. Пятое действие и вся трагедия заканчивается выходом на сцену супругов Капулетти, Монтекки и князя, примирением семейств и посмертным воссоединением Ромео и Джульетты – в виде стоящих рядом золотых статуй.

Второе и четвёртое действие пьесы посвящены развитию любовной линии: во втором действии происходит объяснение Ромео и Джульетты и подготовка их к венчанию, в четвёртом – пытающаяся избежать повторного брака Джульетта встаёт на страшный путь воссоединения с любимым супругом. Смерть девушки в конце произведения выглядит естественной и с точки зрения исторических норм, и с позиции той страсти, которая была присуща юным героям трагедии: Джульетта не могла жить без Ромео, не стало Ромео – не стало и Джульетты.

Гибель детей (Ромео и Джульетты) – продолжателей семейных традиций Монтекки и Капулетти – ставит решающую точку в конфликте враждующих веронских семей как на сюжетном, так и моральном уровне.

Основная идея пьесы заключается в утверждении новых нравственных ценностей, присущих человеку эпохи Возрождения. Руководствующиеся в своих чувствах страстью герои выходят из привычных рамок традиций: Ромео решается на тайный брак, Джульетта не разыгрывает из себя стыдливую леди, и оба они готовы идти против воли родителей и общества, чтобы быть вместе. Любви Ромео и Джульетты нет преград: их не страшит ни жизнь с ей чувственной стороной, ни смерть.

Художественный образ Джульетты эволюционно более изменчив, чем образ её возлюбленного. В отличие от двадцатилетнего Ромео, уже познавшего страсть в лице неприступной Розалины и идущего напролом в своих отношениях с юной Капулетти, четырнадцатилетняя Джульетта продвигается в своих чувствах практически наощупь, руководствуясь только тем, что подсказывает ей сердце. Девушка страшится высказанного любовного признания, первой брачной ночи, мрачной семейной гробницы. Узнав о смерти двоюродного брата Тибальта, она первым делом обвиняет в этом Ромео, но быстро берёт себя в руки, стыдится своего моментального предательства и занимает сторону мужа в этом конфликте. Колебания Джульетты обусловлены юным возрастом, отсутствием жизненного опыта, нежной женской натурой. Бурная страсть и мужская сущность Ромео не позволяют ему сомневаться ни в одном своём поступке.

Характерное для позднего Средневековья и раннего Возрождения особое мировосприятие, сочетающее в себе христианские и языческие традиции, отразилось в трагедии Шекспира в художественных образах брата Лоренцо и проводимых им обрядах (исповедь, венчание, погребение) и Меркуцио, рассказывающего Ромео историю о королеве фей и эльфов – Маб. Религиозный аскетизм и языческое буйство жизни проявилось и в резкой смене настроений семейства Капулетти – от похоронного, из-за смерти племянника Тибальта до свадебного, в связи с предполагаемой свадьбой Джульетты. Отец девушки не видит ничего плохого в том, чтобы выдать дочь замуж по истечении трёх дней с момента смерти двоюродного брата: для этого периода истории подобная поспешность нормальна, ведь она позволяет не слишком горевать из-за непоправимого.

Культурная составляющая эпохи выразилась в описаниях таких обычаев как приход незваных, но знакомых хозяину праздника, гостей под масками (Ромео с друзьями в доме Капулетти), вызов на дуэль через грызню ногтя большого пальца (образ Самсона – одного из слуг Капулетти), приход жениха в дом невесты в день свадьбы с целью разбудить свою суженую (вход Париса в дом Капулетти), принятие образа факельщика тем гостем, который не желает танцевать во время бала (влюблённый в Розалину Ромео, не желающий веселиться вместе с друзьями).

Трагическая основа «Ромео и Джульетты» не отменяет включения в ткань повествования комических элементов, связанных с прозаическим балагурством (основной язык трагедии – поэтический) Меркуцио и кормилицы Джульетты. Социальное различие между персонажами обуславливает тему их шуток: благородный друг Ромео не опускается до народного юмора, в то время как нянька юной Капулетти с упоением вспоминает анекдотичный случай из детства своей воспитанницы, имеющий откровенно интимный характер (ударившаяся лицом Джульетта смело отвечает мужу кормилицы, что когда она вырастет, то будет падать только на спину).

Конспект урока литературы в 8 классе по трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта”
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок литературы в 8 классе. Урок-погружение в литературное произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_tragedii_shekspira_romeo_i_dzhuletta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по программе Г.И. Беленького

ТЕМА: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…»

ЦЕЛИ: 1) познакомить учащихся с эпохой Возрождения; ввести в мир У. Шекспира;

помочь понять смысл трагедии «Ромео и Джульетта»;

2) развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения

разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического

3) расширять кругозор учащихся; развивать эстетическую восприимчивость;

формировать интерес к творчеству Шекспира.

ТИП УРОКА: урок-погружение в произведение

МЕТОДЫ: словесный, практический, познавательный

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Шекспира, иллюстрации к трагедии «Ромео и Джульетта»,

аудиомагнитофон, фонограмма – фрагменты из балета

С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор,

видеокассета – фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и

Джульетта»; компьютер; слайды по эпохе Возрождения,

созданные в программе Power Point.

Любовь всегда прекрасна и желанна,

Особенно, когда она нежданна.

  1. Изучение нового материала
  1. Вступительное слово учителя

Впервые в этом учебном году мы покинем мир русской литературы и перенесемся в другую страну – в Англию, где жил талантливый и загадочный Шекспир.

Перенесемся в эпоху Возрождения. Блаженны времена, и блажен тот век, когда видели в свете славные подвиги, достойные быть высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам. Это были времена странствующих рыцарей, ищущих приключений, очаровательных женщин, новых способов похищений очарованных. Отправимся же и мы в путь.

  1. Рассказ подготовленного ученика об эпохе Возрождения

и просмотр слайдов, созданных на компьютере в программе Power Point

Возрождение (Ренессанс) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ΧIV-ΧVI века, в других странах конец ΧV-начало ΧVII века), переходный от Средневековья к культуре Нового времени.

К концу ΧV- началу ΧVI века большинство стран Западной Европы вступают на путь капиталистического развития. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Этот период называют эпохой Возрождения. В ΧV- ΧVI веках интерес к жизни античного наследия бурно возрастает, оно усиленно изучается, на произведения античного искусства и науки смотрят, как на образцы. Крепнет новое направление в идейной жизни – гуманизм (от латинского слова humanus – человеческий). Главным содержанием искусства становится человек, его земная жизнь, его борьба за счастье. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь, как прекрасное человеческое чувство, становится одной из больших тем литературы. Искусство Возрождения поражает масштабностью образов. Проявляется радость открытия: мир широк и удивителен, как и сам человек. «Какое чудо природы человек!» – воскликнул шекспировский Гамлет. «Гордый образ» человека – одно из величайших завоеваний реализма Возрождения. Этот реализм называют идеализирующим и прекрасным. Стремление к идеализации образа заметно и в мадоннах Рафаэля, и в комедиях Шекспира, и в поэзии Петрарки. Культура Возрождения зародилась в Италии. В Англии это время было трудным и кровавым. Внутри страны шла тяжелая борьба с теми, кто не хотел, чтобы она освободилась от влияния Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с Испанией, оберегавшей во всей Европе власть католицизма. Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров. Такой силы и власти над всем существующим человек не чувствовал ни в античности, ни в Средние века.

Учитель: Мы говорим сегодня о пьесе, и я надеюсь, вам удалось отыскать материал о развитии театра в эпоху Возрождения?

  1. Сообщение о театре эпохи Возрождения

Одним из излюбленных развлечений того времени был театр, являвшийся подлинно народным искусством. В самом Лондоне, то есть в черте Сити, театров не было. Все местные дела решались муниципалитетом, а в нем преобладали буржуа, придерживавшиеся строгой пуританской морали, запрещавшей всякого рода развлечения. Музыку и театр пуритане презирали, считая их греховным делом, отвлекающим от «святой» задачи накопления богатств.

Гуманисты защищали театр от пуритан как полезное развлечение.

Так как пуритане запрещали спектакли в пределах Сити, то первые лондонские театры возникли за чертой города. Они строились в пригородах, подчас рядом с загонами для травли медведей или аренами петушиных боев, неподалеку от таверн и публичных домов.

Впрочем, играли не только там. Комедиантов часто приглашали выступать в домах вельмож и даже во дворец королевы. К началу деятельности Шекспира в Лондоне насчитывалось четыре здания, специально предназначенные для представлений.

Труппы были невелики, обычно ядро составляли шесть-восемь актеров. Актрис во времена Шекспира еще не было, но мальчики-актеры проходили такую тренировку, которая превращала их в образцовых исполнителей женских ролей.

Профессия актера была сравнительно новой. Как самостоятельная профессия актерство возникает в ΧVI веке. Городские корпорации не хотели принимать актеров в свою среду, считая их занятие греховным и, во всяком случае, несерьезным.

  1. Знакомство с личностью У. Шекспира

(Работа с карточкой-информатором)

Учитель: Пришло время узнать и о самом Шекспире. Перед вами карточка-информатор, где записана краткая биография писателя. Внимательно прочитайте и расскажите о Шекспире.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР ПО БИОГРАФИИ У. ШЕКСПИРА

23 апреля 1564 года – родился Уильям Шекспир в Англии в Стратфорд-он-Эйвон в семье

торговца и почтенного горожанина

Около 1580 года – бросает школу, чтобы помогать отцу

Ноябрь 1582 года – вынужденно женится на Энн Хэтэуэй

Май 1583 года – рождение дочери Сьюзен

Февраль 1585 года – рождение двойни: сына Гамлета и дочери Джудит

Вторая половина 1580-х годов – отъезд Шекспира из Стратфорда

Рубеж 1590-х годов – приезд в Лондон; создание первой пьесы – хроники «Генрих VI»

1592-1594 года – эпидемия чумы в Лондоне; театры закрыты; создание пьес: хроника

«Ричард III», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой, первая

трагедия «Тит Андроник»; выпуск в свет впервые под своим именем

поэм «Венера и Адонис» и «Лукреция»

1595-1596 года – трагедия «Ромео и Джульетта»; затем комедия «Венецианский купец»

Осень 1599 года – становится совладельцем, актером труппы и основным драматургом

театра «Глобус»; создание трагедии «Юлий Цезарь» и комедии «Как

вам это понравится»

1600 год – трагедия «Гамлет»

1601-1606 года – период «великих трагедий»: «Троил и Крессида» – 1601-1602, «Все

хорошо, что хорошо кончается» – 1603, «Отелло» – 1604, «Король Лир» –

1605, «Макбет» – 1606

1606 год – начало последнего периода шекспировского творчества

1613 год – отъезд Шекспира на родину; создание трагедий на античные сюжеты

(«Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский» – 1607-1608 года)

1610-1612 года – поздние «романтические пьесы», например, «Зимняя сказка» и «Буря»

Март 1616 года – составление и подписание завещания из-за болезни

23 апреля 1616 года – смерть Шекспира

25 апреля 1616 года – погребение Шекспира в алтаре церкви Святой Троицы на окраине

  1. Представление подготовленным учеником герба дома Шекспира,

нарисованного им самим

Герб Шекспиров имеет форму щита, пересекаемого по диагонали копьем; поверх щита на венке стоит сокол, держащий одной поднятой лапкой копье.

Символика щита соответствует смысловому значению имени Шекспира – «потрясающий копьем». Знатоки геральдики особенно отмечают то обстоятельство, что на рисунке герба изображен сокол. Это будто бы было символом близости к королевской семье.

Хотя отец Шекспира был женат на дворянке, звание жены не переходило ни к мужу, ни к сыну. Шекспир настойчиво добивался герба – не для отца и не для сына (Гамлет умер одиннадцатилетним) – для упрочения собственного социального статуса и права именоваться джентльменом.

Учитель: Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

В конце ΧVI века, точнее – в 1596 году Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет ее был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса ΧΧ века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссеру Франко Дзефирелли…

Самое интересное заключается в том, что Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

В чем же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

  1. Беседа с классом по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

– С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам

(В прологе на сцену выходит хор и кратко сообщает сюжет всей

– Давайте прочитаем пролог.

а) Чтение вслух пролога

Учитель: В древности в античных трагедиях был такой персонаж – хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

– Определите тему трагедии.

(Произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении

– Где происходит действие?

(В Италии, в Вероне и Мантуе.)

– Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

(Здесь многие годы длится вражда двух семейств, причина ее

давно забыта, правителю Вероны и жителям эта вражда уже

давно надоела, так как она приносит много бед и по-прежнему

– Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта»,

который называется «Монтекки и Капулетти».

б) Прослушивание в грамзаписи фрагмента «Монтекки

и Капулетти» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

– Какое настроение воплощено в этой музыке?

– В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

(Показано, как влюбляются друг в друга члены враждующих

семейств, самые юные представители фамилий Монтекки и

– Вспомните, что такое сюжет, назовите его элементы.

(Сюжет – это система событий в произведении. Элементы

сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка.)

– Выделите элементы сюжета в трагедии Шекспира.

( Экспозиция – столкновение Монтекки и Капулетти, беседа

Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти;

завязка – встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и

кульминация – сцена в склепе, когда каждый герой, считая

своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из

развязка – рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

– Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

(Их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и

– Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под

влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с

(акт 1, сцена 1- три отрывка)

– Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

(Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не

отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

– Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

( При разговоре Джульетты с матерью, которая сообщает

девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь

обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта

отвечает: «Еще не знаю. Надо сделать пробу. Но это лишь

единственно для вас.» – акт 1, сцена. Юная героиня еще не

думала о любви, о браке, она спокойна.)

– Вспомните, сколько лет Джульетте?

(Еще нет 14-ти лет; об этом говорит ее кормилица.)

– Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-

в) Прослушивание в грамзаписи фрагмента

«Джульетта-девочка» из балета С. Прокофьева

– Почему автор делает героиней такую молодую девушку?

(Автор хочет подчеркнуть, что любовь может прийти в

– Как и где вспыхивает чувство юных героев?

(Возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и

Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в

надежде встретиться с Розалиной.)

г) Просмотр видеофрагмента из фильма Ф. Дзефирелли

«Ромео и Джульетта» – встреча )

– Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от

– Что мешает их любви?

(Вражда их семейств.)

– Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

( Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и

красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает

дочь Капулетти, он начинает действовать. Из

мечтательного юноши он превращается в смелого,

мужественного человека, способного принимать решения

и отвечать за свои поступки.

Джульетта меняется еще сильнее: сначала она была

покорной дочерью, теперь восстает и борется за свою

– Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую

роль в судьбе героев?

(Они не понимают этой вражды. Из-за грубости и

кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга

Ромео – Меркуцио, герой оказывается изгнанным из

– Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

(Нет, так как в Тибальте он видит родственника своей

супруги и не желает ему зла.)

– В чем видят герои смысл жизни?

(В любви. Они не могут оставаться друг без друга,

поэтому выбирают смерть. Джульетта, принимая

снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: «И за

твое здоровье пью, Ромео!» Ромео перед смертью,

выпивая яд, говорит: «Пью за тебя, любовь!»)

– Почему погибают герои?

(Мир, в котором они живут, еще не готов к гармонии,

примирению, доброте и любви.)

– Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку трагедии.

д) Выразительное чтение развязки трагедии

(с рассказа монаха Лоренцо)

– Есть ли смысл в гибели героев?

(Да, так как после смерти героев враждующие семьи

е) Анализ эпиграфа к уроку

– Давайте обратимся к эпиграфу. Соответствует ли он содержанию нашего урока?

(Юные герои трагедии радостно встретили свою любовь,

которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли

жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель

открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что

любовь сильнее смерти.)

  1. Заключительное слово учителя

Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, оставляя свой идеал.

История юных героев живет в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

Написать отзыв о трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Список использованной литературы:

2. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: Анл. писатели XVI-XX вв.: Кн. для

учащихся. – 2-е изд., дораб. – М., 1992.

  1. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. В 12 томах. 3-е изд. – Т.11. Язык и литература. М., 1976.
  1. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1978.
  1. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8. Флобер – Яшпал. – М., 1975.
  1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М., 1988.
  1. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н.И. Платонова,

В.Д. Синюков. – М., 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова “Песнь про. купца Калашникова”. Основная цель урока: формирование представлений о ” двух силах” в произведении: силе правды и власти.

Конспект обобщающего урока после прочтения “Истории одного города” М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа.

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека.

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» – один из памятников и источников древнерусской литературы.

СПАДИЛО.РУ

Введение

На протяжении нескольких столетий трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» пользуется огромной популярностью у читателей и зрителей многочисленных театральных постановок и экранизаций. Секрет такого успеха заключается в невероятной жизненности произведения. События разворачиваются в начале XIV века, но все чувства и переживания героев, ситуации, в которые они попадают, словно бы возвышаются над конкретной исторической эпохой и не зависят от нее.

Трагедия представляет собой гимн великой любви, которая одерживает моральную победу над миром зла (родовой враждой двух семейств). Наряду с любовной, автор поднимает и другие вечные темы: верности, судьбы, человеческой злобы и ненависти.

История создания

Сюжет о трагической любви двух молодых людей из враждебных семейств неоднократно использовался в античной литературе. Новые трактовки этой истории появились в эпоху итальянского Возрождения: «История двух благородных любовников» (1524 г.) Луиджи да Порто, «Несчастная любовь» (1553 г.) Больдери и др.

Для Шекспира главным источником стала поэма А. Брука «Ромео и Джульетта», изданная в 1562 г. на английском языке. Если старые итальянские авторы и Брук создавали тяжелые для восприятия, мало художественные пьесы, то английский драматург превратил историю в настоящий литературный шедевр.

Шекспир работал над «Ромео и Джульеттой» с 1592 по 1596 гг. Впервые трагедия была опубликована в 1597 г. При жизни Шекспира она выдержала еще три переиздания.

Тема любви и верности

«Ромео и Джульетта» — одно из величайших произведений мировой литературы о любви. Знаменитый немецкий поэт и драматург Г. Э. Лессинг, в частности, писал: «Я знаю только одну трагедию, которая внушила любовь: это «Ромео и Джульетта» Шекспира».

Влюбленные бросают вызов общепринятым законам и нормам, что приводит к трагическому исходу. Молодые люди с самого начала знают, что их любовь будет считаться преступлением:

«Дочь Капулетти! Так в долг врагу вся жизнь моя дана» (Ромео); «Но победить я чувство не могу: горю любовью к злейшему врагу» (Джульетта).

Следует учитывать, какое огромное значение в те времена имела принадлежность к определенному роду. Отречение от родового имени считалось совершенно немыслимым. Поэтому любовь выступает могущественной силой, ломающей все преграды. Джульетта решительно говорит Ромео:

«Покинь отца и отрекись навеки // От имени родного… Так поклянись, что любишь ты меня, — // И больше я не буду Капулетти».

Все действие трагедии укладывается в пять дней. При этом блаженство влюбленных продолжается всего лишь несколько часов. Это подчеркивает пылкость и страстность чувств Ромео и Джульетты. Самые сильные любовные сцены произведения разыгрываются в саду Капулетти: взаимное признание и вынужденное расставание после единственной счастливой ночи. Неумолимо наступающее утро подчеркивает всю глубину трагедии влюбленных: «Светлей? А наше горе все темнее».

Ромео и Джульетта совершают самоубийство, потому что не представляют себе жизни без любви. Увидев, что Ромео умер, приняв яд, девушка горестно восклицает:

«…не оставил // Ни капли милосердной мне на помощь!».

Юные любовники умирают, но все же одерживают победу. Над их телами происходит примирение враждующих семейств. В этом заключается глубокий нравоучительный смысл трагедии: любовь сильнее злобы и ненависти.

Тема фатальности судьбы

В трагедии большую роль играет слепой случай. «Фатум» становится определяющим в судьбе главных героев. Ромео случайно узнает о празднике в доме Капулетти, попадает на него и впервые встречается с Джульеттой. Так же случайно получает смертельное ранение Меркуцио, после чего Ромео считает своим долгом убить брата возлюбленной — Тибальта.

К финалу количество роковых стечений обстоятельств еще больше увеличивается. Посланник брата Лоренцо не смог попасть в Мантую и передать Ромео письмо. Узнав об этом, монах восклицает: «Жестокий рок!».

Наконец, всего лишь несколько минут отделяют самоубийство Ромео от того момента, когда Джульетта приходит в себя. Судьба словно играет с влюбленными, даже предоставляя время для поединка Ромео с Парисом. Трагедия могла быть предотвращена вовремя подоспевшим братом Лоренцо или стражниками. Но все собравшиеся в фамильном склепе люди опаздывают и с ужасом смотрят на три мертвых тела.

Главные герои пытаются противостоять судьбе (тайное венчание, ложная «смерть» Джульетты, план бегства влюбленных), но все их попытки оказываются бессильны перед неумолимым роком.

Тема вражды

Противостояние семей Монтекки и Капулетти уходит корнями в древние обычаи родовой мести. Даже для Италии XIV века эта взаимная злоба является явным анахронизмом. Никто не помнит причин вражды, но взяться за оружие в любой момент готовы не только члены семейств, но и их слуги.

Конфликт между Монтекки и Капулетти становится главной причиной трагической гибели Ромео и Джульетты, которые впервые осмелились заключить своеобразный «мирный договор». Смерть влюбленных, как это ни печально, наконец-то открыла глаза противникам, которые поняли, насколько гибельна и бессмысленна их «преступная злоба».

Заключение

Трагедия Шекспира стала неотъемлемой частью и одной из вершин мировой культуры. Образы Ромео и Джульетты обрели бессмертие и превратились в один из самых ярких и значительных символов вечной любви и беззаветной преданности.

Анализ произведения Вильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”

Анализируя композицию трагедии, можно без труда заметить, что и в шекспировском произведении разработка образа Меркуцио не вызвана соображениями сюжетного порядка.

Анализ произведения Вильяма Шекспира “Ромео и Джульетта”

Другие контрольные работы по предмету

Увереннее становятся поступки Джульетты. Девочка первой заводит разговор о бракосочетании и требует, чтобы Ромео, не откладывая дела в долгий ящик, на следующий же день стал ее супругом.

Красота Джульетты, сила ее характера, гордое осознание правоты – все эти черты полнее всего выражены в отношении к Ромео. Чтобы передать напряжение высоких чувств, найдены высокие слова:

Да, мой Монтекки, да, я безрассудна,

И ветреной меня ты вправе счесть.

Но верь мне, друг, – и буду я верней

Всех, кто себя вести хитро умеет. (II, 2, 45)

Где, когда девушка объяснялась в любви с таким достоинством? Чтобы выразить поэзию любви, ее интимность, найдены и нежные краски:

Светает. Я. б хотела, чтоб ушел ты

Не дальше птицы, что порой шалунья

На ниточке спускает полетать,

Как пленницу, закованную в цепи,

И вновь к себе за шелковинку тянет,

Ее к свободе от любви ревнуя. (II, 2, 48)

Между тем звучат тревожные удары. Любовь Ромео и Джульетты окружена враждой. Джульетта погибает, едва испытав счастье любви, о которой мечтала и которую создала. Никто не может заменить отравившегося Ромео. Любовь не повторяется, а без нее жизнь теряет для Джульетты смысл. Таково было время, таково было положение Джульетты.

Однако, помимо этого мрака, который сменил светлую пору любви, была еще одна причина, заставившая Джульетту воспользоваться кинжалом Ромео.

Она знала, что Ромео наложил на себя руки, уверившись в ее смерти. Она должна была разделить его участь. Она видела в этом свой долг, и таково было ее желание. Отняв у себя жизнь, герои трагедии вынесли приговор бесчеловечности куда более суровый, чем тот, что вынес герцог Веронский Эскал.

Свет любви, зажженный Ромео и Джульеттой, в наше время не потерял своего тепла, своей животворной силы. В энергии и постоянстве их характеров, в смелости их поступков есть что-то родное нам. В их бунтарстве и стремлении утвердить свою свободу тоже выражены свойства благородных душ, которые вечно будут волновать людей.

Против кого они подняли мятеж?

Иные считают, что в пьесе показано столкновение отцов и детей, косных родителей и прогрессивно настроенных молодых людей. Это не так. Шекспир не случайно рисует образ молодого Тибальта, ослепленного злобой и не имеющего иной цели, кроме истребления Монтекки. С другой стороны, старый Капулетти, хотя он и не в силах что-либо изменить, признает, что давно пора положить конец вражде. В противовес Тибальту, он желает мира с Монтекки, а не кровавой войны.

Любовь противостоит человеконенавистничеству. Ромео и Джульетта не только восстали против старый взглядов и их отношений. Они дали пример новой жизни. Их не разделяет вражда, их объединяет любовь. Любовь противостоит мещанской косности, во власти которой находятся Капулетти. Это всечеловеческая любовь, рождающаяся от восхищения красотой, от веры в величие человека и желания разделить с ним радость жизни. И это – глубоко интимное чувство, соединяющее девушку и юношу. Первое неодолимое влечение, которое должно стать последним, потому что мир, окружающий Ромео и Джульетту, еще не созрел для любви.

Есть надежда, что он изменится. В шекспировской трагедии еще нет того ощущения, что свобода попрана и зло проникло во все поры жизни. У героев нет чувства щемящего одиночества, которое потом испытают Отелло, Лир, Кориолан. Их окружают преданные друзья: Бенволио и Меркуцио, готовые отдать жизнь за Ромео, благородный Лоренцо, кормилица, Бальтазар. Герцог, не смотря на то, что он изгнал Ромео, вел политику, которая была направлена против разжигания междоусобиц. «Ромео и Джульетта» – трагедия, в которой власть не противостоит герою, не является враждебной ему силой.

Эскал, герцог Веронский, видит страшную сцену. В фамильном склепе Капулетти лежат мертвые тела Ромео, Джульетты и Париса. Вчера еще молодые люди были живы и полны жизни, а сегодня их унесла смерть.

Трагическая гибель детей примирила, наконец, семейства Монтекки и Капулетти. Но какой ценой достигнут мир! Правитель Вероны делает горестное заключение: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео Джульетте».

Кажется, и двух дней не прошло с тех пор, как герцог возмущался и грозил Ромео «жестокой расплатой», когда были убиты Тибальт и Меркуцио. Мертвых не покараешь, надо было наказать хотя бы одного оставшегося в живых.

Теперь герцог, искренне сожалея о случившемся, по-прежнему стоит на своем: «Одних – прощенье, кара ждет других». Кого он обирается миловать, кого наказать? Неизвестно. Монарх высказался, выразил свою волю в назидание живущим.

Правительственными мерами он не смог предотвратить трагедию, а теперь уж, когда она свершилась, его строгость ничего не изменит. Герцог надеялся на силу. С помощью оружия он хотел пресечь беззаконие. Он полагал, что страх перед неминуемой карой остановит Монтекки, поднявшего руку на Капулетти, и Капулетти, готового броситься на Монтекки.

Что же, закон был слаб или герцог не смог им воспользоваться? Шекспир верил в возможности монархии и не рассчитывал ее развенчивать. Еще была жива память о войне Алой и Белой роз, принесшей стране столько опустошений. Поэтому драматург старался показать хранителя закона авторитетным человеком, не бросающим слова на ветер. Если иметь в виду авторский замысел, то наше внимание должно привлечь соотнесение борьбы патрицианских семей с интересами государства. Необузданность, своеволие, мстительность, ставшие принципами жизни Монтекки и Капулетти, осуждены жизнью и властью.

Собственно, в этом заключается политико-философский смысл тех сцен, в которых действует герцог. Сюжетное ответвление, на первый взгляд не столь уж существенное, позволяет осмыслить глубже сражение за свободную жизнь и права человека, которые ведут Ромео и Джульетта. Трагедия обретает масштабность, глубину.

Пьеса противится распространенному мнению, будто она представляет собой трагедию любви. Напротив, если иметь в виду любовь, то она торжествует в «Ромео и Джульетте».

«Это пафос любви, – писал В. Г. Белинский, – потому что в лирических монологах Ромео и Джульетты видно не одно только любование друг другом, но и торжественное, гордое, исполненное упоения признание любви, божественного чувства» . Любовь – главная сфера жизнедеятельности героев трагедии, это критерий их красоты, человечности. Это знамя, поднятое против жестокой косности старого мира.

Проблематика «Ромео и Джульетты»

Основу проблематики «Ромео и Джульетты» составляет вопрос о судьбе молодых людей, вдохновленных утверждением новых высоких возрожденческих идеалов и смело вступивших в борьбу за защиту свободного человеческого чувства. Однако решение конфликта в трагедии определяется столкновением Ромео и Джульетты с силами, охарактеризованными достаточно четко в социальном плане. Эти силы, препятствующие счастью молодых влюбленных, связаны со старыми моральными нормами, которые находят свое воплощение не только в теме родовой вражды, но и в теме насилия над человеческой личностью, которое и приводит в конце концов героев к гибели.

То, что Шекспир, подобно многим гуманистам Возрождения, на определенном этапе своего творческого развития видел главный источник зла, мешающего победе новых отношений между людьми, в силах, ассоциирующихся со старыми нормами, нельзя назвать ни заблуждением, ни данью иллюзиям. Новая мораль могла проложить себе путь только в борьбе со старым, враждебным этой морали укладом. И именно в этом – источник шекспировского реализма в «Ромео и Джульетте».

Вера в неодолимость новых норм и в торжество этих норм, которое должно наступить или наступило в момент крушения старых сил, повлекла за собой необходимость включения в ткань произведения момента, без которого трагедия вообще не могла бы произойти,- вмешательства рока, чьим внешним выражением явилась роль случая, неблагоприятного по отношению к Джульетте и ее возлюбленному. Роковое стечение обстоятельств занимает в ранней трагедии значительно большее место, чем в зрелых шекспировских произведениях того же жанра.

Некоторые из сторон зрелой шекспировской концепции трагического, впервые проявившиеся в «Юлии Цезаре», в дальнейшем по-разному воплотились в произведениях, созданных в первом десятилетии XVII века. На протяжении второго периода творчества Шекспира его трагическая концепция претерпевала столь значительные изменения, что мы вправе считать каждое из произведений данного периода, по существу, новым шагом в развитии этой концепции. Однако при всех различиях внутри цикла зрелых шекспировских трагедий эти произведения, взятые в совокупности, могут быть противопоставлены по ряду признаков ранней трагедии Шекспира.

Изменения в общественной и литературной ситуации в Англии конца XVI века вместе с усилением внимания самого писателя к кардинальным проблемам современности, что подтверждается материалом комедий и хроник, вызвали резкий сдвиг в драматургии Шекспира, который закономерно рассматривается как переход к трагическому периоду творчества. Сущность этого перехода становится особенно ясной в ходе исследования качественных изменений, которые претерпела шекспировская концепция трагического от «Ромео и Джульетты» к «Юлию Цезарю».

В «Ромео и Джульетте», как и в большинстве других шекспировских произведений первого периода, предметом художественного осмысления была действительность и тенденции прошлого – пусть неопределенного, пусть условно отдаленного, но тем не менее прошлого в его мажорно

Ссылка на основную публикацию