Анализ рассказа Бунина Кавказ 9 класс

Сочинение-анализ рассказа Кавказ Бунина 8, 9 класс

Рассказ Бунина «Кавказ» описывает несчастную любовь.

Молодая женщина, жена офицера, завела себе любовника. Из рассказа видно, что эта дамочка просто бесится от жира. Её муж—офицер, ясно, что он занят на службе, и не может уделять ей столько внимания, сколько бы ей хотелось. Жена его, видимо, томясь от скуки, завела роман с другим мужчиной. Очевидно, ей не хватало адреналина. Поэтому женщина бегает на тайные свидания, хотя чувствует, что муж уже о чем-то догадывается, это видно из фразы: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Но это еще больше раззадоривает молодую женщину, и она задумывает совместную поездку со своим любовником. Они собираются отдохнуть на побережье Кавказа, и женщина, играя чувствами мужа, уговаривает офицера отпустить её на море.

Её любовник—трусливый молодой человек, действует исподтишка, даже когда он встречается со своей пассией в гостинице, он выбирает самые скромные номера, и сидит там, никуда не выходя, в ожидании, когда она сама туда придет.

Когда они решили ехать в одном поезде, он тоже поступил как вор, прибежал на вокзал заранее, прячась от всех, и в купе быстро закрыл окно, замкнул дверь, в общем, поведение натурального труса. А когда увидел, что она идет с мужем, вовсе чуть в обморок не упал. Когда муж ушел с вокзала, жена его перешла в купе к любовнику, и рассказала, что вновь обманула супруга, сказав ему, что якобы не знает, где именно она остановится. Она была уверена, что через несколько дней муж приедет следом за ней.

Отдыхая со своим возлюбленным, неверная жена отправляла мужу открытки, не уточняя своего адреса. Муж искал её повсюду. Потом он приехал в Сочи, утром сходил на море, искупался, потом переоделся, позавтракал, пришёл к себе в номер и застрелился.

Действия обманутого мужа являются единственно правильными и честными, он поступил достойно чести истинного офицера. Естественно, что он знал о неверности жены, но не стал опускаться до унизительных разборок со своим соперником, а застрелился сам.

Таким образом, он и отомстил, а заодно наказал и зло. Скорее всего, его супруга осталась без средств к существованию, она жила за счет мужа. Теперь она получила полную свободу, и вольна распоряжаться жизнью по своему усмотрению. Только вот вряд ли она теперь нужна любовнику, который изначально не испытывал к ней пламенных чувств.

Таким образом, сумасбродная дамочка наказала сама себя. Жаль, что её нечестность по отношению к мужу, лишила жизни единственного из этой троицы достойного человека, не захотевшего стать посмешищем в глазах окружающих.

Вариант 2

В рассказе Кавказ автор описывает перед нами довольно банальную историю любовного треугольника. Суть рассказа заключается в том, чтобы предоставить характерных героев для рассмотрения и посмотреть, как эти люди реагируют на обстоятельства.

Супружеская пара, которая представляет собой центральных героев произведения, давно несчастлива, а точнее, они никогда счастливыми и не были. Они существовали без любви, супруг-офицер был довольно самолюбивым и жестоким человеком. Поэтому вполне объяснимы потребности женщины, которая сбегает с более чутким любовником.

Особенность этого рассказа заключается в утверждении истины о невозможности существования без любви. Каждый герой тут принимает на этот счет довольно радикальное решение.

В частности женщина сбегает на Кавказ со своим любовником, который в свою очередь тоже рискует и решается на авантюру. Офицер в свою очередь вполне мог бы застрелить и любовника, но он отправляется искать супругу и ездит по разным городам: Геленджик, Гагры и другие. Тем не менее, он нигде не может ее отыскать.

Решение офицера тоже является довольно радикальным, он кончает с собой и оставляет этот мир, где тоже не может существовать без любви. Конечно, тут возникает вопрос и пространство для рассуждения. Возможно офицер избавляется от бремени бытия для того чтобы не утратить свою честь и достоинство, так как считает бегство супруги позором.

Таким образом, на самом деле этот человек мог существовать без любви, но не мог существовать без чести и соответствия общественной морали. Его супруга в свою очередь была более ориентирована на чувства, она действительно хотела счастливых отношений, но не могла получить нужного от супруга. Поэтому она действительно решается на авантюру, которая в перспективе вполне может погубить и ее и любовника.

Тем не менее, для главной героини лучше краткая вспышка любви, чем прозябание в банальности и забвении. На самом деле в этом выражается сквозная мысль, которая заключена и во многих других рассказах Бунина. Он всегда пишет о любви как воде, которая проливается сквозь пальцы и только на мгновения возможно уловить и ощутить эти чувства.

Сочинение-рассуждение по рассказу Бунина Кавказ

И.А. Бунин – непревзойденный мастер слова. Любовь – ключевая тема его творчества. Этой теме посвящен объемный сборник рассказов – «Темные аллеи». Каждый рассказ уникален по своему раскрытию темы и композиции.

Рассказ «Кавказ» построен на антитезе. Автор играет на контрастах. Начинается произведение с описания серой, холодной, дождливой и очень неуютной Москвы. В столице уже наступила осень и нет надежды на возвращение теплых дней. Холод царит не только на улицах города, но забирается и в души героев. В первой, и большей по объему, части рассказа повествование ведет от первого лица. Нам предстает картина любви двух героев. Он молод, искренен, готов на многое ради возлюбленной. Она замужем за офицером и боится, что муж узнает об измене. О муже мы знаем только, что у него суровый, жестокий характер, он ревнив и честен.

Любовь для героев – это сладкий запретный плод. Молодая женщина не может больше находиться в холодной Москве с таким же, как ей кажется, холодным мужем. И героиня решается сбежать с любовником к морю. Картина юга сильно отличается. Здесь автором уделено много внимания описанию природы, моря, солнца, закатов, рассветов, времени суток, растительности. Описаны каждый запах, каждое чувство. Ведь в Москве герои не позволяли себе проявление чувств и нежности. На Кавказе все по-другому. Здесь каждая мелочь способствует любви и романтике. Герои наслаждаются каждым мгновением. А читателя берет тоска по теплу, морю, горам, белому вину и прекрасным закатам.

Молодая женщина понимает, что муж будет ее искать. Поэтому дает ему два неверных адреса: Геленджик и Гагры. Она даже отправляет ему открытки с двух этих курортов, чтобы сомнений не возникло. А он искал. Вторая часть рассказа совсем небольшая. Это буквально один абзац, написанный от третьего лица. Здесь нет красочных пейзажей, романтических сцен или лирических отступлений, как в первой части. Только сухой текст, констатация факта. Супруг не нашел девушку ни в Гаграх, ни в Геленджике, ни даже в Сочи.

Автор даже не сообщает нам о том, что мужчина все понял. Просто четкие и информативные предложения. Только действия героя, как военный распорядок дня. Он встал, искупался в море, надел чистую одежду и застрелился из двух револьверов. Это весь финал истории. Почему из двух, ведь одного вполне достаточно? Наверное, автор использовал этот прием, чтобы усилить эффект, показать личную драму. Он будто застрелился дважды. Одного револьвера было бы мало, он бы не отразил масштаб трагедии и унижения героя.

Анализ 4

Основной темой произведения является короткая любовная история, произошедшая между лирическим героем рассказа и замужней дамой, с которой он совершает кратковременное путешествие на южное побережье Кавказа.

Акцент писателя в рассказе делается на описании многочисленных оттенков чувств, которые переживают его герои, находясь во власти страстного любовного наслаждения, обладающего различными чертами, включающими эгоизм, самоотверженность, жестокость, всепрощение, способных продемонстрировать внутреннее состояние и душевный мир человека.

Герой рассказа, будучи безмерно влюбленным, пребывает не только в счастливом наслаждении от охватившего чувства, но и переживает дикий страх из-за возможности обнаружения тайной связи обманутым мужем и беспокоится о способности ревнивого супруга на отмщение по отношению к влюбленным.

Героиня произведения представляется писателем в образе бледной, взволнованной, эгоистичной женщины, не волнующейся о душевных переживаниях собственного мужа, а переживающей лишь об устранении препятствий для познания ею любви и счастья.

С целью более яркой демонстрации душевного состояния персонажей писатель использует художественный прием в виде антитезы, противопоставляя описания природных пейзажей осенней столицы и солнечного, теплого юга. Описание московского городского пейзажа, в котором используются сухие описания, лишенные излишества, связывается автором с мрачным слякотным холодом, а яркие сочные тона иллюстрируют природную красоту сочинских мест, насыщенных счастьем, покоем и отрадой.

Герои рассказа на протяжении повествования переживают различную гамму чувству, начиная от предвкушения счастья, связанного с тайной поездкой на морское побережье, где они наслаждаются совместным пребыванием, нежась в теплых южных лучах солнца, и заканчивая опасениями о возможном разоблачении их любовной связи, а также о предстоящем неизбежном расставании, вернувшись в Москву.

Второстепенный персонаж произведения представлен писателем в образе обманутого супруга, являющегося офицером, который противопоставляется главному герою, характеризуясь решительностью, смелостью. Муж описывается в рассказе как взвешенный, четкий, разумный человек, неспособный на расправу со сбежавшей женой, решивший сохранить свою офицерскую честь, выбрав для это самоубийство.

Сочинение 5

Поэт И. А. Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию по литературе. Он яркий представитель своего времени, его произведения в почете и их любят многие.

Один из популярных циклов автора, это «Темные аллеи», и не менее великое произведение «Кавказ» которое и вошёл в этот цикл.

Цикл «Темные аллеи» – это сборник, в котором автор описывает великую, настоящую любовь, которую испытают главные герои. Несмотря на неземное чувство, часто в рассказах случается, что любовь наоборот приносит боль и страдание, как в «Кавказе». Произведение маленькое, но, несмотря на это показывает чувство, хоть и с печальной стороны, со стороны неразделенной любви.

Рассказ написан темными, серыми красками, что и встречается в редких описаниях. Описание пасмурной Москвы, где льет дождь, не горят фонари и постоянная темнота. И вокруг этого разворачивается любовь главного героя, который приезжает в столицу и неожиданно встречают свою любовь, и желает увести её домой, на Кавказ.

Одно из интересных, что мы ничего не знаем про этих героев, не об их прошлом, о целях, мы даже не знаем их имена. Например, главная героиня. Она живет в вечном страхе, что когда то её муж узнает, что у неё есть любовник, но женщина ни чего не может сделать. Ей легче расстаться с мужем, чем с другим мужчиной, ведь муж, спустя столько лет довольно надоел ей. И, несмотря на все её страхи, муж в конце рассказа застрелил себя

Мужчина, узнав об измене, не выдержал и застрелился. Но по рассказу умерло только его тело, а душа осталась жива. Поэтому он старается найти свою жену по всему свету, пока не нашел на вокзале. Он пытается найти свою любовь по всем оставленным ею адресам, но вскоре понимает, что это глупо. Он потерял свое будущее, потерял свою жизнь и потерял свою любовь. Несмотря на все сожаления мужчины, на то как он любил женщину, ей было на него все равно и она готова была легко его придать ради любовника.

Муж довольно слабый духом человек, он боится потерять свою жену и ценит её несмотря на все проступки, но под конец, не хочет её больше мучить, поэтому убивает себя. Он не эгоист и ценит окружающих людей, и даже с ситуацией с женой, как бы она не была виновата, он все равно её любит. Автор довольно ярко пишет о том, что винит жену в смерти мужа, если бы она его любила, все было бы, может по-другому.

В этом рассказе Бунин показал что, несмотря на все деньги и на всю власть, все равно любовь является главной вещью в нашем мире. Сколько бы, не было пар, где один любит, а другой нет, все-таки больше счастливы те, у кого взаимность и рассказ «Кавказ» об этой и говорит.

8 класс, 9 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Бунина Кавказ

Популярные сегодня темы

Гусеница с утра до вечера только тем и занималась, что жевала крапивные листья. Происходящее вокруг совершенно её не интересовало. Лесной клоп критиковал Гусеницу за столь ограниченный кругозор. Тли хором поддакивали ему.

Соня Мармеладова является одним из главных героев в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать

Прекраснейшая работа писателя взволновала всю Россию. В произведении Николай Васильевич показал нам с особой честностью настоящую картину существования русского народа 20-30-х годов XIX века. Перед читателем представлен губернский город

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями

В жизни каждого человека наступает тот момент, когда он начинает приобщаться к чтению книг. Конечно, это может произойти в любом возрасте. Но чаще всего любовь к чтению развивается с детства.

Анализ рассказа Бунина “Кавказ”. Художественные особенности

” Кавказ ” – наиболее известный рассказ Бунина из тех, что входят в цикл ” Темные аллеи ” . Произведение включено в школьную программу. Анализ рассказа Бунина ” Кавказ ” позволяет изучить художественное мастерство писателя, создававшего удивительно поэтичную прозу.

История создания

Рассказ написан в 1937 году. На тот момент Бунин был уже человеком в летах и давно жил за границей. В основе произведения история, которая с ним приключилась в Москве, еще в конце XIX века. У Бунина была связь с замужней женщиной, с которой он однажды из столицы ехал в Киев на поезде. На вокзале эту женщину провожал муж-офицер. Об измене своей жены он ничего не знал. В противном случае, по мнению Бунина, вероятно, застрелился бы.

Истории о любви

Школьники делают анализ рассказа ” Кавказ ” Бунина в 8 классе. В действительности же, это небольшое произведение понять в столь юном возрасте могут немногие. То же самое касается и о прочих новелл , входящих в ” Тёмные аллеи ” .

Читайте также:  Герои произведения Палата номер 6 Чехова

Произведения этого цикла посвящены любви. А любовь — чувство, которое имеет множество оттенков. Оно бывает эгоистичной или самоотверженной, жестокой или всепрощающей. ” Темные аллеи ” – сборник коротких, лаконичных, лирических историй. Каждая из них рассказывать не только о любви, но и о целой жизни. Именно поэтому анализ рассказ Бунина ” Кавказ ” , как и других произведений писателя, довольно сложно сделать подросткам, по понятным причинам не имеющим жизненного опыта, и, в большинстве случаев, литературного вкуса.

Московская осень

Делая анализ рассказа Бунина ” Кавказ ” , нужно в первую очередь обратить внимание на пейзаж. К описанию природы авторы обращаются нередко для раскрытия душевного состояния героев. Особенно часто этот прием использовал Иван Бунин. Для того чтобы выразить грусть, тоску он нередко прибегал, конечно, к осеннему пейзажу.

С чего следует начать анализ рассказа Бунина ” Кавказ ” ? Пожалуй, не с характеристики героя, а с сопоставления московского пейзажа кавказскому. Герой приезжает в Москву, останавливается в гостиничном номере, затем, в течение нескольких дней, живёт от встречи до встречи с любимой. Они планируют вместе отправиться на юг и пребывают в предвкушении скорого счастья.

Она замужем. Муж — офицер, который, возможно, догадывается о ее измене. Женщина, ее имени автор не называет, говорит однажды своему возлюбленному: ” он не остановится ни перед чем ” . Всё это автор обрамляет сумрачным, серым осенним пейзажем. В Москве идут холодные дожди, похоже, что лето уже не вернётся. На вокзал главный герой отправляется ” тёмным, отвратительным вечером ” . Его сердце замирает от тревоги – он боится, что в последний момент его возлюбленную строгий муж не отпустит.

Серый, неприглядный пейзаж здесь полностью соответствует душевному состоянию влюблённых. Они томятся, им тяжело в Москве. Они мечтают поскорее покинуть этот мрачный город. Пугает их, конечно, не ненастье, а ревнивый офицер, который, в этом уверена героиня, узнав об измене, убьет своего соперника.

Кавказ

Если изображению Москвы автор уделяет всего два абзаца, то на кавказский пейзаж не скупится. Здесь есть и яркие краски, и метафоры, и удивительные описания растительного и животного мира. Это непременно следует подчеркнуть при художественном анализе произведения ” Кавказ ” . Бунин, к слову сказать, ни в Геленджике, ни в Сочи никогда не был. Но о Кавказе рассказывает так подробно и с таким чувством, словно провел здесь лучшие годы.

На юге она отправила своему мужу несколько открыток: написала, что не знает, где остановится: то ли в Гаграх , то ли в Геленджике, то ли в Сочи. У них в запасе было всего три недели. По утрам они отправлялись на берег моря, который почти всегда был пустынным. Купались, лежали на солнце. Затем на веранде пили белое вино, ели рыбу, орехи и фрукты.

Все эти подробности лишь на первый взгляд могут показаться неважными. На самом деле это детали кавказского пейзажа, символизирующего временное, но абсолютное счастье героев. Вдали от Москвы, ревнивого и самолюбивого офицера, они не испытывают страха, тревоги. Правда, время от времени она вдруг начинает плакать, вспомнив о том, что совсем скоро придется возвращаться в опостылевший дом, к нелюбимому мужу.

Пришло время рассказать о третьем персонаже. Кто он – этот муж-ревнивец? Так ли самолюбив и жесток, как утверждает его жена ?

Ревнивый офицер: характеристика

” Кавказ ” Бунина – небольшая история любви с трагическим концом. Молодая женщина уезжает на юг. На вокзале ее тайно ожидает возлюбленный, холодея от страха. Поезд отправляется, они наконец-то вместе. На Кавказе она вспоминает о муже, и мысли о нём вызывают неприятные чувства. Ни жалость, ни укоры совести, ни чувство вины – только страх и неприязнь.

Однажды муж сказал, что не остановится ни перед чем. Но это была отнюдь не угроза. Он искал ее в Геленджике, Сочи, Гаграх . Не обнаружив, понял, что жена его обманывает, но искать ее и мстить сопернику не стал. В одной из гостиниц офицер провел целый день: купался, пил шампанское, курил сигары. А к вечеру застрелился. Такова история человека, который однажды понял, что нелюбим, обманут и предан.

Урок по рассказу И.Бунина “Кавказ”

Разделы: Литература

Цели:

развивающая:

  • формировать исследовательские навыки учащихся;
  • развивать монологическую речь: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся и познавательную активность через исследовательскую работу на уроке;

обучающая:

  • познакомить учащихся с творчеством И.А. Бунина;
  • раскрыть идейно-художественное своеобразие рассказа “Кавказ”;
  • совершенствовать умение проводить анализ художественного текста;

воспитательная:

  • вызвать личностно значимые переживания, затронуть личные потребности и интересы подростков, побудить к поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;
  • воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: экран, мультимедиа-проектор, презентация, акустическая система.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всеволод Рождественский

Ход урока

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

1. Эмоциональная настрой.

Видеоряд с музыкальным сопровождением. (1мин.)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? (О любви)

– Есть ли другое мнение?

– Что же такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди.

Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?

– У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание. Если бы нам предложили “раскрасить любовь”, какие бы цвета вы использовали?

– Спасибо, мне было интересно ваше мнение. Я вижу, что у вас это слово ассоциируется с яркими, светлыми красками.

2. Целеполагание.

– А мы посвящаем наш урок теме любви в рассказе Бунина “Кавказ”.

(Появляется тема урока на доске) “. любовь в рассказе И.А.Бунина “Кавказ”.

– Прочитайте тему. Что вас удивило?

– Одно слово в теме пропущено. Его мы попытаемся восстановить в конце нашего занятия. Определите цель нашего урока, используя слова из формулировки темы.

Расширить знания о И.А.Бунине.

Выяснить, какую любовь изобразил Бунин на страницах рассказа “Кавказ” и с помощью каких средств воплощается авторский замысел.

3. Знакомство с личностью Бунина. Видеоролик.

– А что вы уже знаете о Бунине? Что он за человек? (Ответы уч-ся)

– Посмотрите фрагмент из фильма о Бунине, который делали мои ученики, и ответьте на вопросы:

1) Каким предстал перед вами И.А.Бунин? (I вариант)

2) Почему его сборник рассказов о любви называется “Тёмные аллеи”? (II вариант)

– Произнесите словосочетание “темные аллеи”. Какие ассоциации оно вызывает? (Трагическая любовь, боль, трудная судьба, мука, безысходность, любовь, полная драматизма. )

Обобщение учителя. “Темные аллеи” здесь вовсе не значит “тенистые” – это темные, трагические, запутанные лабиринты любви. “Эта книга, – писал Бунин, – говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, – думаю, что это самое оригинальное, что я написал в жизни”.

II. Исследовательская работа в парах.

– А рассказ “Кавказ” открывает знаменитый бунинский цикл, следуя там непосредственно за новеллой “Тёмные аллеи”.

Сюжет рассказа прост. У героя и героини тайный роман. Они вынуждены скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои совершают дерзкий побег на Кавказ. А в финале мы узнаём: “Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое бельё, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрёзом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер, он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов”.

– Перед нами “любовный треугольник”. Встречались ли вы с подобной ситуацией в произведениях русской классики? (А.П.Чехов “О любви”).

– В рассказе Бунина нет имён, потому что автора больше интересуют не герои, а ситуация, её нравственный аспект. Смогут ли впоследствии эти люди быть счастливыми?

– Чтобы ответить на вопрос, поставленный вами в начале урока, заглянем в творческую лабораторию Ивана Алексеевича Бунина и проведём исследование.

– Ребята, есть ли среди вас любители литературы? Те, кто много читает? Для вас у меня приготовлено особое задание.

– У всех остальных задание уже на партах. Работать вы будете в парах, а свои наблюдения вносить в специальные карты. (10 минут)

Задача вашей группы – дать характеристику герою (героине).

Порядок работы.

1. Заполните карту наблюдений. Для этого выпишите из текста слова и словосочетания, характеризующие героев, их поведение, отношения.

2. Составьте выступление по опорному тексту, вставляя необходимые слова на месте пропуска.

3. Выразительно прочитайте.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идёте по тёмной аллее . Посмотрите направо.

2. Отчёт о проделанной работе.

а) Выступление 1-го ряда.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ, ЧТОБЫ ПРОЗВУЧАЛА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ И ЕЁ ВСЕ УСЛЫШАЛИ.

Он молод и, конечно, очень влюблён, так как согласен был жить затворником от свидания до свидания с Нею. Странное чувство, которое потрясало его жалостью и восторгом при встрече с Нею, подтолкнуло героя на осуществление плана, план был дерзок. Желание уехать с Нею на Кавказ было велико, но сердце героя замирало от тревоги и холода. Способность переживать за судьбу другого человека особенно проявилась в сцене “На вокзале”: Он пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу. И даже похолодел от страха. Он ведёт себя так, словно украл что-то. Отшатнулся от окна, чтобы его не заметили. Самая выразительная деталь, характеризующая Его как человека чувствительного, наблюдательного, крайне взволнованного всем происходящим, – “ледяная рука”.

Бунин представил портрет человека, испытывающего муки любви.

б) Выступление 2-го ряда.

Наша задача – дать характеристику герою ОНА. В рассказе Бунина “Кавказ” мы нашли достаточно слов и словосочетаний, которые помогли нам представить её портрет.

Она была бледна прекрасной бледностью любящей женщины – так представляет её автор читателю. Мы сразу представили женщину тонкую, хрупкую, красивую. При встрече с героем

(Им) Она волновалась, голос у неё срывался. Она боялась мужа, поэтому считала, что должна быть осторожна. Улыбается жалостно. Ей трудно играть эту страшную роль до конца. Она даже готова принять смерть, чем терпеть такие муки. Чувства, которые Она переживает ,– очень сложные, поэтому часто плачет, закрываясь газовым шарфом. Но находясь рядом с Ним, она плакала радостно.

Тайный роман тяготит героиню и одновременно делает её счастливой. Бунин явно ставит свою героиню в безвыходное положение.

в) Выступление 3-го ряда.

Составить характеристику героя Мужа из рассказа Бунина “Кавказ” нам помогли слова и словосочетания, взятые из текста автора.

Сначала читатель узнаёт о Муже и уст жены. Он что-то подозревает, прочитал письмо, подобрал ключ к столу. Все эти действия выдают в Муже человека ревнивого. Ревнивый человек при жестоком, самолюбивом характере способен на многое. Он не остановится ни перед чем, защищая свою честь, честь мужа и офицера. Любит ли он свою жену – не ясно, но он привлекателен тем, что провожает её на вокзал, смотрит, хорошо ли устроил её носильщик, целуясь с ней и крестя её. Делает все по-хозяйски.

Измены жены он не вынес – выстрелил себе в виски из двух револьверов.

Этот поступок вызывает сочувствие к мужу.

– В финале рассказа происходит подлинная трагедия, трагедия обманутого мужа. Не потому ли этот финал отделён от основного повествования чертой – последней чертой (последней в буквальном и метафорическом смысле. ).

– В произведении Бунина есть ещё один главный герой. Читая рассказ, вы обратили внимание, что в нём много пейзажных зарисовок. Какую роль играют картины природы?

– Я предоставляю слово экспертам, у которых было индивидуальное задание.

Пейзаж в рассказе “Кавказ”

Эпизоды рассказаОписания природы (ключевые фразы)Чувства и настроение героев
Вечер в Москве накануне отъезда на юг.Холодные дожди, грязно, сумрачно, улицы мокро и чёрно блестели; тёмный, отвратительный вечер; холодно.Волнение, ощущение страха, тревоги и опасности.
Место, которое нашли герои для отдыха.Солнечно, душно; место первобытное. цветущий кустарник; горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно; душистый туман; предвечная белизна снежных гор; часть моря. имела цвет фиалки и лежала ровно, мирно.Природа ассоциируется с райским садом, а герои счастливы, испытывают блаженство, безмятежное счастье. Но: ещё две-три недели – и опять Москва!
Южная ночь.На закате громоздились. удивительные облака; они пылали великолепно; ночи теплы и непроглядны; сверкали, светили топазовым светом огненные мухи; колокольчиками звенели лягушки; выступали звёзды;

НО: страшные тучи, злобная буря; гробовая чернота лесов; раскалывались. удары грома.Тревога, приближение беды

г) Выступление 4-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно найти соответствия счастливому состоянию героев.

Место, которое нашли герои для отдыха, великолепное. Бунин назвал его первобытное. Уединённость так необходима влюблённым! Вокруг цветущий кустарник. Днём горячее солнце было сильно, чисто и радостно. Утром поднимался душистый туман, а вечером их восхищала белизна снежных гор. А главное – это море! Оно имело цвет фиалки и лежало ровно, мирно. Для влюблённых это место – райский сад, где они счастливы, и счастье их безмятежно.

– Казалось бы, план удался, влюблённые скрылись, ничто им не угрожает, счастье так возможно, так близко. НО согласятся ли с нами. Можно ли сказать, что ничто не мешает переживать полное блаженство и счастье?

д) Выступление 5-й группы.

Пейзаж в произведении помогает писателю передать чувства и настроение героев. В рассказе Бунина “Кавказ” в описании природы можно почувствовать приближение беды, которая ожидает героев.

Первую пейзажную зарисовку можно назвать “Вечер в Москве накануне отъезда на юг”. Идут холодные дожди, грязно и сумрачно. Улицы мокро и чёрно блестели. Бунин называет этот вечер тёмным и отвратительным. Герои, собравшиеся на юг, в этот вечер чувствуют страх, тревогу.

Вторую пейзажную зарисовку назовём “Южная ночь. Приближение грозы”: Бунин пишет о страшных тучах, злобной буре, гробовой черноте лесов. Во всём предчувствие катастрофы.

Вывод: с помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и “нестерпимое сухое” солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Пейзаж в рассказе помогает понять, что райское блаженство – лишь точка во времени и пространстве, а вокруг неё – реальность, грозящая катастрофой.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

– Ребята, а какого “цвета любовь” у Бунина? (Ответы учащихся)

– Теперь, я думаю, вы сможете ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: “Какую любовь изобразил писатель на страницах рассказа”? Какой эпитет должен стоять в названии темы нашего урока на месте пропуска? (Трагическая)

– “Трагическая хвала сущему” – так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции.

– Наш урок подходит к концу. Мне с вами было интересно работать. Было ли интересно вам? Получили ли вы ответы на вопросы, поставленные вами в начале урока?

– Оцените сами свою работу на уроке. Если вам понравился урок – возьмите себе РОЗОВОЕ СЕРДЕЧКО, если было вам неинтересно на уроке – возьмите СЕРДЕЧКО другого цвета.

2. Творческая работа.

– Я согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь. потому что.

– Я не согласен (согласна) с мнением И.А.Бунина, что любовь. потому что.

– А кто-то, может, даст своё определение любви, продолжив одну из фраз:

  • “Любовь – это. ”,
  • “Любить – это. ”,
  • “С любви начинается. ”.

– Кто хочет поделиться своими мыслями?

– Дорогие ребята! Вы ещё молоды, у вас всё впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы “аллеи” вашей любви были самыми светлыми, красивыми и чистыми.

Анализ произведения «Кавказ» (И.А. Бунин)

Автор: Guru · Опубликовано 03.07.2018 · Обновлено 03.07.2018

Прозаика и поэта И.А. Бунина называют ювелиром слова. Он был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Аристократ по происхождению, литератор вошел в историю как один из ярчайших представителей Серебряного века. В прозе он подобно живописцу рисовал картины жизни своих героев, пропитанные пейзажами и красотами родных пенатов. Ведь тема России и ее судьбы особенно остро стояла перед Буниным, проведшим в вынужденной эмиграции большую часть жизни. И многие произведения, принесшие ему известность и признание, были написаны именно на чужбине.

История создания

Впервые рассказ «Кавказ», который входит в знаменитый цикл «Темные аллеи», был опубликован в 1937 году. В то время Бунин уже давно жил за границей. В своих воспоминаниях он порой обижался на современников, которые скептически относились к его словам о выдуманности сюжетов произведений. И тому есть объяснение. Автор всегда описывал события удивительно реалистично, буднично и потому убедительно. Но в основе «Кавказа», однако, лежат события, имевшие место в жизни самого Бунина. Когда-то он уезжал из Москвы в Киев с одной замужней дамой. При этом, как и в рассказе, автор не признавался, то ли любовь это была, то ли связь. Финал истории трагичен.

К тому же на Кавказе Иван Алексеевич никогда не был. Но описание местных красот он осознанно сравнивал с мрачной осенней Москвой. Ведь личная жизнь писателя не складывалась безоблачно и гладко. А потому увядающая природа столицы и символизирует непостоянство, эфемерность человеческих чувств. Но наряду с этим детальное описание кавказских пейзажей напоминает о существовании любви, счастья и умиротворения.

Жанр, направление

Жанр произведения «Кавказ» — рассказ. Это короткая, лаконичная и лирическая история, что характерно и для других произведений цикла «Темные аллеи».

Направление в литературе — реализм. Автор стремился отразить действительность максимально полно и достоверно, все же прибегая к системе образов. Душевный мир героев он раскрывал через описание природы. Благодаря этому картина развития событий предстает перед взором читателя точной и выразительной.

В основе сюжета лежит любовный треугольник. Жена оставляет мужа-офицера и поездом уезжает с тайным воздыхателем на Кавказ. История рассказана от лица любовника. Описание пронизано его личными переживаниями, впечатлительностью и мнительностью. Тревожная натура в тревожном проявлении запретных чувств.

Муж женщины подозревает ее в измене, а потому отправляется следом, разыскивая ее на курортах, с которых она отправляла ему открытки. Не отыскав жену, но осознав ее обман, он застрелился, стремясь тем самым сохранить свою офицерскую честь.

Главные герои и их характеристика

  1. Герой-любовник, от лица которого построен рассказ, предстает в образе испуганного, взволнованного, но глубоко чувствующего человека. Он живет в тревожном предвкушении счастья со своей возлюбленной. Он замечает малейшие изменения в ее мимике, жестах и поведении, многое ранит его. Мужчина всем сердцем желает обрести с ней любовную гармонию, но признается себе, что эта любовь неправильна, запретна и осуждаема обществом. Не явно, но автор акцентирует внимание на том, что современный социум не способен принимать разные оттенки любви. А чувство это за редким исключением поддается анализу, потому весь внутренний мир героя пропитан тревогой и одновременно приятным ощущением надвигающегося счастья.

Проблемы

Проблематика рассказа «Кавказ» заключает в себе сложные жизненные вопросы, ответы на которые пытаются найти герои. Можно выделить морально-этические стороны и размышлять, укладываются ли в эти нормы поступки персонажей. Также значим психологический аспект, согласно которому любовники пребывают в постоянном ощущении опасности, тревоги, но и безоблачного счастья.

Автор затрагивает в своем произведении вечные проблемы любви и ненависти, жизни и смерти, смысла жизни. Но основной проблемой остается все же преступная любовь, так как именно она связана с главной темой рассказа. Герои предлагают свой путь решения, позволяя читателю наблюдать возможный исход.

Смысл

Ради чего же Бунин написал свой рассказ «Кавказ»? Опять же, если доверять некоторым источникам, писатель на личном опыте имел связь с замужней женщиной. Но ему так и не довелось узнать, как сложилась дальнейшая судьба ее мужа. И беспощадный финал рассказа выглядит, как попытка домыслить развитие событий.

Говоря об идее произведения, можно заметить, что автор вновь подчеркивает значимость любви в жизни человека. Но в контексте рассказа «Кавказ» он намекает, что выбор пути закреплен за каждым из нас, и цена счастья у каждого своя.

Возможно, автор рассуждает, что, обрекая на гибель одного человека, достигнуть покоя с другим не получится. Муки совести рано или поздно проснутся. Но герои сделали свой выбор в пользу чувства, а в последствиях этого они могли видеть лишь угрозу собственной безопасности и утраты возможности быть вместе, но никак не гибель мужа-офицера.

И.А. Бунин раскрыл в своем рассказе «Кавказ» трагедию любви, через морально-эмоциональный выбор героев, проиллюстрировав, как на фоне искреннего и светлого чувства двух влюбленных может разыграться личная драма одного обманутого и отвергнутого человека. Главная мысль произведения – указать на острые грани любовного конфликта, на то, как легко порезаться о страсти, пылающие в сердцах людей. И все же, несмотря на трагический финал, автор не перестает петь гимн любви, гимн чувствам, которые делают жизнь человека яркой, насыщенной и стремительной.

Вывод

Эгоизм порождает лишь ответное равнодушие. Автор показывает это на примере судьбы офицера. Он не соглашался мирно отпустить жену, видя и чувствуя ее отторжение. Их брак был обречен, но мужчина больше переживал за свою репутацию в обществе, чем за супругу, и за это был наказан. В ответ на его нежелание что-либо предпринять женщина идет на обман, предпочитая, как и он, следовать своим убеждениям и нуждам, пренебрегая интересами партнера. Увидев замкнутый круг безразличия, где он бегал за женой по курортам, офицер осознал свою ошибку, но не смог найти метода ее исправления.

Автор учит нас быть чуткими по отношению друг к другу, учит идти не напролом, а на компромисс. В каждом конфликте есть разумное решение, просто нужно быть готовым поступиться чем-то своим ради блага окружающих людей. Этого умения не хватает многим, и его нехватка плачевно отражается на межличностных отношениях во всех сферах жизни.

Анализ рассказа Бунина Кавказ

Иван Алексеевич Бунин русский писатель, классик. У него есть множество достойных работ, но хочется остановить свое внимание на рассказе “Кавказ”.

Это превосходное произведение вошло в цикл его работ под названием “Темные аллеи”.Само произведение очень маленькое по объему, но писатель смог передать все настроение и чувства главных героев. Этот цикл открывает для нас неземную любовь, которую переживают главные герои. В рассказе мы видим, как люди страдают от неразделенной любви.

Автор сделал любовь, смыслом всей жизни героев.

Бунин описывает Москву в очень серых и мрачных тонах, тем самым передает настроение наших трех героев. На улице был дождь, серые тучи бежали по небу, улицы мрачные и невзрачные.

Главная героиня эгоистичная особа, так как изменяет своему мужу с другим мужчиной. Женщина живет в страхе, что скоро раскроются ее интриги. Она считает, что лучше

Он совершает самоубийство.

Но автор пишет, что герой умер физически, но не духовно, так как душа его все еще в поисках любимой. В тот день был жуткий пасмурный вечер. Главный герой ищет свою возлюбленную, на вокзале.

Он боится не найти ее в этот момент, чувство тревоги играет в груди. Он искал ее в разных городах. На белом листе у него были записаны адреса, которые она ему оставила, но, к большому сожалению он ее не находит, в голову приходит мысль, что у него больше нет жены. В этот момент погибает душа.

Они, как пара лебедей, не могут жить друг без друга, так он считал, но не она.

Автор винит в смерти мужчину героиню. Она никогда его не любила, если б любила, то не уходила к другому мужчине. А наш герой оказался слабый духом, он рано сдался. Нужно было идти до конца, найти любовника жены.

Поговорить с ним по-мужски, и в лучшем случаи выстрелить в висок ему, а не себе. Единственное что можно сказать, что герой не самолюбивая натура, он отступил, что б его любимая жила спокойно со своим любимым. Он уберег ее от мук выбора между ними.

Мовознавча гра Конкурс 1. Розминка ” Творимо слова”. -Запишіть якомога більше слів, складених із букв слова Україна . Конкурс 2. Ребуси. -Розшифруйте ребуси . 40 А 3 буна Пі 2 л 10. на.

Роль исторического компонента в школьных учебниках по литературе Насколько существенна роль истории при изучении литературы в школе, говорить особо не приходится. Художественное произведение не может быть глубоко прочувствовано и понято без погружения в эпоху вообще и ближайшую историческую.

Сценарий урока на тему “Рождественская сказка” Сценарий урока на тему “Рождественская сказка” “Зимний двор” – хореографическая композиция. Метелица : Под покровом мягким, снежным Дремлет русское село. Все дороги, все тропинки Белым снегом замело. Снег под солнцем.

Для батьків майбутніх першокласників! Знання та вміння дітей на кінець дошкільного періоду Навчання у школі – це новий і надзвичайно складний етап у житті 6-7 річних дітей та їх батьків. Напевно, перед кожним з.

Анализ стихотворения Ахматовой Муза Произведение Анны Ахматовой под названием “Муза” написано в 1924 году. Оно достаточно короткое, но, тем не менее, передает все те эмоции, которые вообще хотела передать поэт своему читателю. Оно красиво.

Школа чистого искусства в российской поэзии В Русской литературе XIX-го века все больше получала популярность концепция “чистого искусства” или “искусства ради искусства”. Признаки стремления к этой концепции можно найти в литературе разных стран. Еще древние понимали.

Кто такой энтомолог и что изучает? Энтомология является одним из разделов общей зоологии. Если разобрать название науки более детально, то с древнегреческого оно звучит, как наука о насекомых. Несмотря на то, что издревле человека интересовало все.

Хроники строительной фирмы Хроника строительной фирмы 1.03. Ура! Нам предложили крупный контракт на постройку 12-этажного жилого дома. У всех бурный энтузиазм. Выпили на радостях 2 ящика пива. 2.03. Заказчику не нравится выражение “как.

Зимняя дорога Как много нового и интересного можно увидеть во время дальней поездки или путешествия! Если же ты отправляешься в путь зимой и дорога твоя лежит через лес, то у тебя есть.

Рылеев К. Ф. биография РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович [18 сентября 1795, с. Батово Софийского уезда Петербургской губ. – 13 июля 1826, казнен в Петербурге], русский поэт, декабрист. Сын небогатого дворянина, отец имел небольшое имение в.

Образ Обломова 1. Образ жизни Ильи Ильича. 2. Образ Обломова и окружающие. 3. Что такое Обломовщина? Илья Ильич Обломов живет в большом доме на Гороховой улице. Это молодой человек, помещик “лет тридцати.

Сочинение на тему Карманные деньги Деньги испокон веков имеют особую ценность в обществе. В мире все решается деньгами их количеством. Карманные деньги для подростков несут немало важную роль, ведь благодаря им, подростки реализуют свои потребности.

“Каменщик” анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение “Каменщик” было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике “Urbi et orbi” в 1903 г. в цикле “Картины. На улице”. Литературное направление и жанр Стихотворение.

Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом Произведение “Разговор книгопродавца с поэтом” Пушкин написал в 1826 году в сентябре. Это произведение очень необычно и весьма своеобразно. Но это произведение наверно никак бы не существовало бы и не.

Конспект урока по математике “Путешествие на морское дно” Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение “Детский сад №12” г. Усинска Конспект урока по математике “Путешествие на морское дно” Подготовила Воспитатель МАДОУ “Детский сад № 12” Бочкун Галина Александровна Г. Усинск.

Периодизация и продолжительность жизни животных Вопрос 1. Что позволяет выделить четыре основных периода в жизни животных, размножающихся половым путем? Основных периоды в жизни животных, размножающихся половым путем, позволяет выделить изучение совокупности анатомо-физиологических признаков данных животных.

Сочинение рассуждение на тему Родительская любовь Любовь – это понятие обширное. Это чувство можно испытывать к Родине, родителям, друзьям, к противоположному полу. Но родительская любовь – самая сильная, бескорыстная, нежная, трепетная, огромная, бесконечная. Счастливы те люди.

Сочинение по картине Сатарова Мороз На картине Михаила Сатарова “Мороз” мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода. Снег.

“Два Шурика”, или Прогулки в Садах Учебной Словесности Я не училась на филфаке МГУ. И даже не пыталась туда поступить. А мои ученики поступали, учились, оканчивали. И никогда не получали за вступительное сочинение больше четверки. Даже самые лучшие.

Эвридика-Орфею разбор стихотворения Автор: Цветаева М. Для тех, отженивших последние клочья Покрова О, не превышение ли полномочий Орфей, нисходящий в Аид? Для тех, отрешивших последние звенья Земного… На ложе из лож Сложившим великую.

Сейчас вы читаете: Анализ рассказа Бунина Кавказ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА И. А. БУНИНА «КАВКАЗ»

Глухова Юлия Олеговна
Кубанский государственный университет

Аннотация: В статье предпринята попытка комплексного анализа новеллы И. А. Бунина «Кавказ». В ходе филологического исследования обнаруживаются и интерпретируются скрытые смыслы этого произведения. Отдельное внимание уделено рассмотрению образов главных героев.
Ключевые слова: Бунин И.А., Кавказ, скрытый смысл, герменевтика

PHILOLOGICAL ANALYSIS OF THE I.A. BUNIN’S STORY CAUCASUS

Glukhova Julia Olegovna
Kuban State University

Abstract: In the article the author attempts to do comprehensive analysis of the short story Causasus by Ivan Bunin. In the process of philological research the hidden meanings of the text were detected and interpreted. Special attention was paid to the image of the main characters.
Keywords: Bunin I.A., Caucasus, subtext, hermeneutics

Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Кавказ» является одним из самых известных из цикла «Темные аллеи» и на сегодняшний день входит в школьную программу. На примере этого текста учащиеся изучают художественное мастерство автора в создании пейзажа, который сопровождает описываемые события из жизни героев, составляющих любовный треугольник. Однако сюжетный финальный поворот оставляет у читательской аудитории вопросы. Существуют научные работы, изучающие отдельные аспекты этой новеллы. Количество же комплексных филологических исследований по данному произведению невелико. Основная задача данной статьи – выявление и интерпретация подтекста.
На небольшом художественном материале Бунин разворачивает настоящую трагедию отношений. «Ничего лишнего» – это своего рода завет писателя самому себе. Именно такая особенность писательского стиля заставляет читателя посмотреть вглубь текста, чтобы раскрыть авторский замысел в создании образов героев, понять причины финала новеллы. В ходе филологического анализа мы предпримем попытку комплексного изучения произведения, определения потенциальных скрытых смыслов текста, которые позволят верно интерпретировать этот рассказ.
Новелла «Кавказ» написана 12 ноября 1937 г. Она является самой ранней из всего цикла «Темные аллеи» и помещена второй, после одноименного сборнику произведения. Такая позиция исследуемого рассказа свидетельствует о его высокой значимости для автора. В этом произведении отчетливо и ярко представлена тема всего цикла – невозможности, трагедии любви. Говоря об истории создания «Кавказа», необходимо выделить бунинскую оценку главной героини. В заметках «Происхождение моих рассказов» Иван Алексеевич упоминает следующее: «Написал этот рассказ, вспомнив, как однажды-лет сорок тому назад-уезжал из Москвы по Брянской дороге с женой одного офицера, с которой был в связи и которую он провожал на вокзале в Киев, к ее родителям, не зная, что я уже сижу в поезде, еду с ней до Тихоновой пустыни. Это была очаровательная, веселая, молоденькая, хорошенькая женщина с ямочками на щеках, решительно ничем не похожая на ту, что написана в «Кавказе», сплошь, кроме воспоминаний о вокзале, выдуманном; на Кавказском побережье я тоже никогда не был, только в Новороссийске и в Батуми. А муж ее вполне мог застрелиться так, как в рассказе, если бы узнал про измену» [1]. Исходя из этого, можно заметить, что авторское описание реального возможного прототипа героини наполнено сплошь положительными характеристиками, а далее Бунин отвергает это соответствие с главной представительницей прекрасного пола в исследуемом рассказе. Значит, трактовка образа героини «Кавказа» имеет противоположную – негативную коннотацию.
В малом пространстве произведения заложен многочисленный подтекст. Для интерпретации новеллы «Кавказ» будем пользоваться понятиями «несобственно языковые скрытые смыслы» и «собственно языковые скрытые смыслы» [4, с.42]. На наличие первых в тексте может указывать репрезентанты концептов. В рассказе Бунина главным концептом является «Кавказ». Он вынесен в заглавие произведения, что также свидетельствует о подтекстной информации. В сознании русской средней читательской аудитории Кавказ-это место, где долгое время происходили военные конфликты, офицеры погибали от вражеских пуль. Это место смерти известных писателей: Лермонтова, Бестужева-Марлинского. Главный герой рассказа также умирает именно здесь, но не в сражении, а по собственному желанию. Таким образом, в самом названии произведения актуализируется тема смерти. С другой стороны, Кавказ – это еще и место курортных романов, краткосрочных и мимолетных отношений. Именно сюда, в Сочи, в Гагры, в Геленджик едут герои-любовники. В данном случае актуализируется мотив измены.
Вернемся к самому концепту «Кавказ». В тексте он представлен различными репрезентантами. Например, открыткой, которую посылает главная героиня мужу. Так актуализируется представление о кажущейся внешней красоте и псевдоспокойствии их отношений. «Кавказ» – еще и горцы, населяющие его. Этим подчеркивается страсть и эмоциональность героев-любовников. Однако, в тексте присутствует и противоположный предыдущему репрезентант – покой. Именно на Кавказ сбегают влюбленные в поиске места для уединения и упоения друг другом. Они отстраняются от мира. Данная интерпретация доказывается также такими репрезентантами концепта «Кавказ», как деревня, побережье, первобытное место. С последним связан еще один, базовый, концепт «Рай». В исследуемом художественном тексте это понятие имеет пространное описание. Особенно частотно упоминание граната. У ряда христианских народов он является символом запретного плода, который вкусила Ева. Например, в «Песнь песней Соломона»: «Как лента алая губы твои и уста твои любезны; как половина гранатового яблока ланиты твои под кудрями волос» [3]. Таким образом, главная героиня «Кавказа» сближается с проматерью, она также вкушает запретный плод, изменяя мужу. Присутствие в новелле символики граната является еще и аллюзией на прецедентный текст – «Гранатовый браслет» Куприна. Главный герой рассказа, как и офицер Бунина, стреляется из-за несчастной любви.
В описании кавказских пейзажей, первобытного рая для героев-любовников, встречается кипарис. Важно заметить, что он имеет подчеркнутый авторский колоризм – черный. У христиан кипарис является символом смерти, а также красоты, лишенной знания. Так и в отношениях главной героини с мужем присутствует обман, ведущий с гибели.
Еще один из авторских концептов новеллы «Кавказ» – это «Тайна». Его репрезентанты встречаются уже с первых строк: воровски остановился, незаметные номера, жил затворником, переулок возле Арбата (как нечто незаметное), запер на замок дверь, ключ от стола. Раскрытие тайны отношений героев-любовников приводит к трагедии, к смерти офицера.
Реализуется в тексте и базовый концепт «Время». Перед отъездом влюбленных происходит его постоянный подсчет: была за эти дни всего три раза, выходила поспешно, прожить 3-4 недели, не верили до последней минуты. Далее, на отдыхе, жизнь героев-любовников становится размеренной, точность в описании времени отсутствует: просыпался рано, лежали до самого завтрака, на закате громоздились облака, ночи были теплы.
Для определения образа офицера важно рассмотреть его как лингвокультурный типаж. Его внешнее описание как военного человека весьма типично: высокая фигура, узкая шинель, замшевая перчатка, хозяйственное поведение. Исходя из этого, можно заключить о некоторых чертах характера героя: он закрыт, аккуратен, обострено чувство самоконтроля. «Я не перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»,- узнаем мы о нем со слов жены [2, с.16]. Финальный абзац рассказа «Кавказ» лишь подтверждает это. Офицер идеализирует понятие чести. Выбирая смерть, герой готовится к ней с присущим педантизмом, однако ждет, сомневается в решении. Об этом свидетельствуют ряд предикативных основ, объединенных в одном предложении.
Бунин переосмысливает лингвокультурный типаж «жена офицера». Покорность, верность, чувственность, нежность, – всего этого лишена главная героиня по отношению к мужу.
Среди знаков присутствия, указывающих на несобственно языковые скрытые смыслы, можно выделить также местоимения. В новелле «Кавказ» они выполняют номинативную функцию. Отсутствие имен у главных героев указывают на типичность ситуации, описанной в произведении. В речи героини часто используются неопределенные местоимения : «Мне кажется, что он что-то подозревает. Что он даже что-то знает. …Может быть, прочитал какое-нибудь ваше письмо. …Он почему-то следит за каждым моим шагом» [2, с. 16]. За счет них передается неуверенность, взволнованность, хаос мыслей. Особо подчеркнута в тексте ситуация, когда героиня начинается обращаться на «ты» с любовником, тем самым разрушая границы запретного, переходя на интимный уровень взаимоотношений.
Большой пласт скрытых смыслов рассказа представлен единицами языка. На существование подтекста указывает сочетаемость слов в несвойственном им виде: «Воровски остановился» – помимо значения «незаметно» актуализируется сема «вор», под которым предполагается герой-любовник, крадущий замужнюю даму; «бледна прекрасной бледностью» – подчеркивается не только принадлежность героини к высшему обществу, но и болезненное, взволнованное состояние, также ассоциативно она сближается с образом мертвеца как духовно падшего из-за за измены человека [2, c.16]. Антонимичные понятия реализуются в сочетании «безнадежно-счастливый вопль» [2, c.20]. Его трактовка о счастье «здесь и сейчас» при полном понимании о дальнейшей безвыходности положения вполне применима к ситуации с героями-любовниками.
Для определения собственно языковых скрытых смыслов следует обратить внимание на позицию синтаксической однородности. В последнем абзаце автор показывает поведение офицера перед смертью: «На другой день по приезде в Сочи, он купался в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару». Это предложение может рассматриваться как сложносочиненное [2,c.20]. В нем 7 однородных членов разных видовых форм,7 предикативных основ. То есть оно не объясняет причин поступка героя, но является знаком присутствия скрытой информации: офицер продумал свои действия, однако все еще колеблется в решении о самоубийстве.
В описании героини наблюдаются морфологические видоизменения языковых единиц: вуалька, зонтик, шляпка. Намеренно подчеркнута ее инфантильность, трогательность, присущая детской речи. Специфической чертой авторского стиля является употребление творительного падежа в компаративной конструкции, в которой творительный падеж выполняет функции других падежей: «бледна прекрасной бледностью»,- здесь динамизм описания достигается за счет повтора одного и того же корня [2, c.16] .
В рассказе «Кавказ» среди собственно языковых знаков присутствия подтекста выделяются однотипные грамматические формы. Их реализация позволяет добиться создания ритма, также как распространение простого предложения однородными второстепенными членами: «Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман» [2,c.19]. В первом предложении роль вспомогательного ритмообразующего средства выполняет флексия -о- кратких прилагательных единственного числа среднего рода, а основной ритмический рисунок создается двух- и трехслоговостью самих лексем.
Среди фонетических повторов новеллы встречаются такой, как «гребни гор», в значении «острый», «опасный». «По ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов разверзались волшебные зеленые бездны, и раскатывались в небесных высотах допотопные удары грома»,- пример описания природы как средства эмоционального нагнетания перед приездом мужа и трагическим финалом [2,c.20]. Автор добивается соответствующего настроения за счет повтора звуков с, ш,р,ч. Иной же эффект он создает в описании города перед отъездом героев-любовников: « В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло» [2,c.17]. Трансляция фонетических повторов позволяет добиться ощущения шума, суматохи, которую испытывали влюбленные до отправления на Кавказ. Также повторы употребляются на лексическом уровни. «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера». Дважды подчеркнутое «честь» выражает модальность героя к этому понятию, обнаруживает чрезвычайное высокое значение для него. В рассказе часто повторяются лексические единицы с основой «холод»:
– «Я знал это побережье, жил когда-то некоторое время возле Сочи, – молодой, одинокий – на всю жизнь запомнил те осенние вечера среди черных кипарисов, у холодных серых волн» [2,c.17];
– «В Москве шли холодные дожди…» [2,c.17];
– «Ударил второй звонок – я похолодел от страха…» [2,c.20].
Даная лексема вмещает в себя значения бесприютности, ее упоминание встречается только перед отъездом героев-любовников на теплое побережье-подобие рая. Холод есть и в отношениях мужа и жены. При описании кавказского пейзажа, напротив, используются языковые единицы со значением тепла, жара: «кипел ее блеск». «горячее солнце», «знойный сумрак». Страсть кипит и между влюбленными.
В новелле постоянно повторяется цифра 3: три главных героя, любовники видятся три раза до отъезда на побережье, трижды звенит звонок перед отправлением поезда, упоминаются три черноморских города – Геленджик, Сочи, Гагры. Символика этого числа, сакрального для христиан, сближает рассказ с библейской историей об отречении апостола Петра от Христа. Героиня отрекается от мужа, совершая прелюбодеяние. Библейская тема возникает при прощании офицера с женой на вокзале. Он целует и крестит ее перед расставанием.
В результате исследования рассказа И. А. Бунина «Кавказ» мы выяснили причины его трагического финала: в сознании офицера его честь и любовь были преданы его женой путем измены, а единственным выходом из экзестенциального тупика явилось самоубийство из двух (!) револьверов. В ходе филологического анализа новеллы были обнаружены скрытые смыслы, необходимые для понимания образов главных героев, а также для верной интерпретации событий произведения. Проанализированы и лингвистические единицы текста, которые доказывают предположения, изложенные ранее. Попытка осуществить комплексный анализ рассказа «Бунин» прошла успешно, однако имеет место дальнейшее его изучение и интерпретация.

Ссылка на основную публикацию