Анализ рассказа Чехова Ванька сочинение

Анализ рассказа Чехова Ванька

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню.

Жизнь его очень тяжела. На него

Если же что он делал не так, то его били за это. Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев.

Ведь пока она была жива и

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России.

Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ.

И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой.

Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен. Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь.

Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив. Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним. Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука.

Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу “на деревню дедушке Константину Макарычу”.

Вариант 2

А. П. Чехов много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ “Ванька”. Оно было написано в 1886 году, опубликовано в “Петербургской газете” в разделе “Рождественские рассказы”.

Входит в учебники по литературе и является классикой.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль.

Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева “трескают сами”. Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой.

Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил “выволочку”. Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье.

За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

На деревню дедушке.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

“Вакхическая песня” анализ стихотворения Пушкина Стихотворение “Вакхическая песня” было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1825 году в его родовом имении Михайловское. Выдающийся поэт пребывал в ссылке и переживал не лучшие времена. В глухомани не было.

О романе “Обрыв” И. А. Гончарова В отличие от “Обломова”, “Обрыв” уже не является монографическим романом. Невозможно сказать, кто его главное действующее лицо: Райский или Марк Волохов, бабушка или Вера. Одной из ведущих проблем, которая отразилась.

Сочинение на тему Почему люблю сказки? Давайте вспомним наши первые истории, которые мы конечно же очень любили и в детстве и любим даже сейчас. Это сказки. Каждая сказка нас обязательно чему либо учит. Мы понимаем на.

“Мы”, анализ романа Замятина История создания Роман “Мы” был написан в 1920 г. В 1921 г. Замятин отправил рукопись в Берлин в издательство Гржебина, с которым был связан договорными отношениями. В 1923 г. издательство.

Сочинение по фотографии Гиппенрейтера Зарянка Сегодня я буду рассматривать замечательную фотографию, сделанную известным Советским фотографом и еще во многом талантливым человеком Вадимом Евгеньевичем Гиппенрейтером. Будущий фотограф родился 22 апреля в 1917 году в городе Москве.

Сочинение на тему Пробуждение весны Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью. Люди.

Романтическая драма “Мы зреем не веками, а десятилетиями”, – заметил Пушкин. И это совершенно справедливо, скажет детям учитель, приступая в классе к изучению пьесы Лермонтова “Маскарад”. Наверное, только в России смогли сосуществовать.

Птичьи предсказания погоды Птичьи предсказания погоды: – Когда зимой птицы садятся на снег и кричат, то жди Метель. – Если птицы клювом перья чистят – будет ветер. – Вороны зимой кружат в воздухе.

Бубнов – характеристика персонажа Произведение: На дне Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться.

Почему дети могут, но не хотят учиться? Есть такой очень хороший детский анекдот. Приходит мальчик к маме и говорит: – Мама, скажи: “фунь”. – Зачем это? – чувствуя какой-то подвох, подозрительно спрашивает мать. – Ну ты просто.

“Отцы пустынники и жены непорочны” анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение “Отцы пустынники и жены непорочны” было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не.

Тема любви в русской литературе XX века На примере романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это прежде всего историческое произведение, отражающее характерные черты и особенности эпохи Первой мировой и гражданской.

Сочинение на тему Счастливая семья это Вокруг меня живет множество людей. Влюбленные пары создают семьи. Что для меня счастливая семья? Каким бы я хотел видеть свою собственную семью? Мне кажется, что стремясь к внешней привлекательности, люди.

“Лагерная” тема в русской литературе XX века Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ.

Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ Окружающий наш мир, который не создан руками человека, все это и относится к природе. Лес, река, звезды, дикие звери – все это части природной среды, наша среда обитания. Мы должны.

Рабочая программа по алгебре 11 класс РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО На заседании МО Руководитель МО Заместитель Директор школы _________ /____________/ директора по УВР ___________/Крейдер Г. С./ Протокол №_____ _________ /Кислых С. Г./ Приказ № _____ От ____.

Булгарин Ф. В. биография Булгарин Фаддей Венедиктович – русский журналист, поляк по происхождению, родился в 1789 г., в Минской губернии. Отец его за убийство русского генерала Воронова был сослан в 1794 г. в Сибирь.

Сочинение тип делового человека в романе обломов В романе ” Обломов” очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое.

Вопросы и ответы к теме “Творчество А. С. Пушкина” Пушкин создал два стихотворения с одинаковым названием: “Воспоминания в Царском Селе”. Когда он написал первое стихотворение под таким названием? Прочтите его. Как это стихотворение связывается в вашей памяти со знаменитым.

В человеке должно быть все прекрасно Крылатая фраза Чехова о том, что “в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”, широко известна. Каждый может своими словами сформулировать главную мысль этого.

Сейчас вы читаете: Анализ рассказа Чехова Ванька

Анализ рассказа «Ванька» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Страна. Большая и немытая. Ребенок. Совсем кроха, потому и чист. Подобный тандем, невероятно актуальный для царской России, довольно часто встречается на страницах произведений малой прозы А. П. Чехова. Образ несчастного неприкаянного ребенка был для великого писателя полностью автобиографичным. Хоть Чехов и никогда не артикулировал того, что не испытал наивного и чистого детского счастья. Однако сложно представить, что счастье соседствует с запахом тухлой рыбы и соленым привкусом слез, стекающих по щекам. Однако биография Чехова и истории жизни его героев доказывают нам обратное. Ярким тому примером является рассказ А. П. Чехова “Ванька”, анализ которого представляет Вам Многомудрый Литрекон, предлагая провести недетский разговор о детском несчастье.

История создания

Читатель впервые увидел “Ваньку” на страницах “Петербургской газеты” в канун наступающего 1887 года. Произведение неслучайно оказалось именно в предновогоднем выпуске: главный герой готовит письмо своему Дедушке в Рождественский сочельник, да и все произведение в целом исполнено атмосферой досадной непричастности к светлому празднику, которую могло разделить великое множество людей. Атмосфера эта показывается автором под самым острым, сентиментальным углом — детским.

В это время Чехов был увлечен детской психологией: по-видимому, первые ласточки страшной болезни отсылали писателя к воспоминаниям о собственном детстве, настолько несчастном, что оно поставило столь ранний крест на его здоровье. В детстве он работал у отца в лавке и от переработки часто болел. Эти обстоятельства стали благоприятной почвой для развития чахотки, от которой и умер писатель.

Особенно интересовал Чехова “третий период детской психики” — этап жизни, когда ребенок начинает самостоятельно отличать добро ото зла, впервые проливает не слезы каприза, а слезы, вызванные несправедливостью, болью, жалостью. Таковым персонажем становится не только Ванька Жуков, но и Варька (героиня рассказа “Спать хочется”), Володя (из “Мальчиков”), Гриша (герой одноименного рассказа) и прочие — список можно продолжать долго. Но это излишне, потому как в значимости темы детства для Чехова мы уже убедились.

Отдельных слов заслуживает также вопрос о том, кто стал прототипом Ваньки Жукова.

  1. Существует теория о том, что в образ несчастного мальчика Чехов вместил собственный опыт и чувства. И Ванька, и Антоша Чехов были одинаково несчастны: разве что один из них был вынужден проводить детство в окружении обувных колодок и господских сапог, другой — наш классик — среди зловонной рыбы и запачканных прилавков.
  2. Сторонники другой теории настаивают на том, что прототипом многострадального мальчика стал родственник Антона Павловича — Михаил, отданный отцом на обучение ремеслу в дом купца Гаврилова. Очевидно, что детство человека, столь рано отданного “в люди”, не пестрило яркими воспоминаниями. Единственное, что пестрило тогда — отметины от розог и синяки, зарабатываемые всеми, заслуженными и незаслуженными, способами.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.

  1. Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс.
  2. Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку.
Читайте также:  Тема страшного мира в поэзии Блока (в лирике) сочинение

Суть: о чем произведение?

Рождественский сочельник. В доме сапожника Аляхина пусто: семья хозяина ушла на заутреню, оставив на хозяйстве Ваньку Жукова — 9-летнего ученика Аляхина. Убедившись, что все ушли, мальчик садится на колени перед лавкой и начинает писать письмо, которое он адресует своему дедушке — Константину Макарычу.

В письме Ванька описывает ужасы жизни в доме сапожника. Рассказывает о том, как его избивает то шпандырем, то обувной колодкой, хозяин, как унижает его хозяйка, тыкая в лицо рыбьей головой. Упоминает и о насмешках со стороны подмастерьев, которые гоняли мальчика за водкой и солеными огурцами из хозяйской бочки.

То и дело переводя взгляд с письма на отражающееся в оконном стекле пламя свечи и обмакивая перо в чернила, Ванька представляет себе родную деревню. Сначала деда с собаками Вьюном и Каштанкой, шагающего вокруг усадьбы по свежему снегу, который серебрится под невероятно чистым небом, в котором видны звезды и млечный путь, будто бы отполированный к Рождеству. Потом в его памяти всплывают картины зимнего леса, в который они ходили когда-то с дедушкой за рождественской елкой для господского дома. Последнее, что видится Ваньке — то, как любимый дедушка сидит, свесив ноги с печи, и читает письмо, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.

В своем письме Ванька рассказывает и о подробностях московской жизни, которые для него, как для деревенского мальчика, кажутся диковинными. Он описывает рыболовные и охотничье магазины, со множеством снастей и ружей, мясные лавки, полные лесной дичи, не таких резвых коней и не таких злых собак.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Ванька» перечислены в таблице:

Ванька, главный герой рассказа.Девятилетний мальчик, проходящий уже третий месяц обучение ремеслу у сапожника Аляхина. Парень не по годам умён и обладает лучшими чертами взрослости в сочетании с детской сентиментальностью (далеко не каждый ребенок может писать столь длинные, связные письма). Ванька по-взрослому борется со всеми тяготами жизни и по-детски не хочет с ними смиряться. Особенно горько переносить невзгоды приходится человеку, имевшему доселе для счастья всё. Так произошло и с нашим Ванькой: раньше он жил в деревне господ Живарёвых, рядом с еще живой матушкой, ходил в трескучий январский мороз за рождественской елкой вместе с любимым дедушкой. Ему было весело и легко на душе.
Константин Макарыч, дед Ваньки.«Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами». Работает сторожем у господ Живарёвых: дни проводит на печи в окружении табачного дыма, ночью — выполняет свои прямые обязанности, ходит с колотушкой в окрест усадьбы. Все счастье его жизни составляет запах табака, тепло печи, непринужденные разговоры с дворней. Кроме того, что он — единственный родной человек, он еще и самый близкий для мальчика друг и товарищ, с которым у нашего героя связано множество светлых мальчишеских воспоминаний.
Аляхин, сапожник.Деспотичный мещанин. Содержит домашнюю кожевенную мастерскую, берет на обучение подмастерьев, давая им возможность обучаться ремеслу и получать хоть и скудные, но средства для существования. Этим его благодетель заканчивается. Люди, которые желали оказаться под его надежным наставническим крылом, оказались под его надменным сапогом: паек подмастерьев скудный (из-за этого они заставляют Ваньку воровать огурцы из хозяйской бочки), а по отношению к главному герою применяется незамысловатое, но жестокое насилие: бедному мальчику то обувной колодной в голову прилетит, то достанется шпандырем по мягкому месту за малейшую повинность.
Аляхина, супруга сапожника.Хозяйка дома, подобно мужу, ограниченная и деспотичная мещанка. Из методов обучения Ваньки прибегает к самым непедагогичным. Тыкать в лицо ребенку рыбой за то, что тот начал неправильно ее чистить — метод хоть и действенный, но неоправданно дикарский. Однако Аляхина — глупая женщина, которую мало заботят чувства отданного ей на попечение ребенка. Этим и объясняется ее примитивная беспричинная агрессия.
Ольга Игнатьевна Живарёва, барыня.Добродетельная помещица, хозяйка господского дома, при котором поставлен сторожем дедушка Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна, как пишет Чехов — “Ванькина любимица”, она кормила Ваньку леденцами, пока его мать, работавшая горничной, хлопотала по хозяйству. Именно госпожа Живарёва выучила Ваньку читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль, что было выдающейся способностью для крестьянского мальчика. Доброта этой женщины бесхитростна и естественна, скромна и благодетельна.
Пелагея, покойная мать Ваньки.“Нету у меня ни отца, ни матери” — пишет деду Ванька. Про мать Ваньки известно мало: работала горничной у господ Живарёвой, была близка к барыне, раз она хотела уделять время Ваньке. Чехов умалчивает о причине смерти Пелагеи, ровно как и о ее человеческих качествах, видимо из желания не превращать свой рассказ в мелодраму.

Тематика рассказа «Ванька» заняла и так много Вашего времени, но если Вам не хватило какой-либо темы, то Многомудрый Литрекон с удовольствием ее добавит, когда увидит указание на это в комментариях.

  1. Тема надежды. Основная тема рассказа, обосновывающая, кажущиеся максимально наивными, действия главного героя. За 3 месяца пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он отрекся от идеи справедливости и доброты. Так бы и было, не будь он еще ребенком. Потому как основа детского мировоззрения — любовь, которую, как известно, не изжить ничем. Но Ванька свято верит в чуть ли не сакральный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, полную веры душу, перспективы на счастье которой, однако, едва ли прослеживаются.
  2. Тема детства. Как уже говорилось выше, тема детства была обожаема Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный за детство, помог ему стать здравомыслящим, эмпатичным человеком и гениальным писателем гораздо раньше не уступавших ему по таланту современников. В “Ваньке” тема детства раскрыта в контексте “сиротства”, т.е. на примере отсутствия детства у мальчика, Чехов доказывает необходимость педагогических и социальных вложений со стороны общества, обязанного обеспечить детям то, чего они заслуживают.
  3. Тема мещанства. Раскрывается автором за счет таких персонажей, как Аляхин и его супруга. Аляхины — пример людей, практикующих чуть ли не первобытные подходы ко всему: ведению домашнего хозяйства, воспитанию, обучению. Сложно представить, чему, кроме обувного дела и ненависти, может обучить Ваньку Аляхин. Его мировоззрение ограничено теми опрощенными морально-этическими нормами, которые приняты в ремесленнических кварталах Москвы, в которых, во основном из-за тяжелых условий труда и бедности, образовалась обособленная культура взглядов на остальной мир, полный неблагодарных и высокомерных потребителей.
  4. Тема агрессии. Она раскрыта Чеховым своеобразно: Аляхины ни разу не имели объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее, Ваньке приходилось терпеть побои и унижения, незаслуженно ему адресуемые. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в любом человеке и активно руководят действиями безвольного тела, не имеющего должного эмоционального интеллекта, позволяющего их сдерживать.

Проблемы

Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.

  1. Проблема “бездествия”. Проблема сиротства и беспризорничества стояла в Российской империи, без преувеличения, остро. Однако нужно брать во внимание, что не только дети, не имевшие никакого попечения, были лишены детства: деспотизм со стороны родителей и опекунов терпело, как ни прискорбно, еще большее количество детей (мы можем лишь догадываться о точных числах). Тому примером является наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы лучше для него: нищенствовать в деревне, терпеть увечья от Аляхина, воспринимая это к себе обращение как нормальное, или жить сиротском доме в окружении несчастных и обездоленных ровесников.
  2. Проблема жестокости и равнодушия. Чехова, как моралиста, чрезвычайно беспокоит процесс поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Фатальность перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере взаимоотношений безнадежно несчастных и обозленных взрослых с ребенком, чью чистую душу, полную доверия и тепла, их поступки и проявления слабости деформируют и уродуют — делают похожей на свою.
  3. Проблема несправедливости. Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, издавна принадлежит к разряду хрестоматийных. Эта тема поднималась Чеховым ни раз, будучи подкрепляема печальными подробностями его биографии. Подчеркивая, что природа мира априори несправедлива, он писал: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».

Основная идея

Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».

В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный. И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать. Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц.

Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов?

Чему учит?

Очевидно, что на момент публикации рассказа, он был предназначен для немногочисленного пласта людей, желающих заглянуть на Ту сторону жизни, без лоска и чистых фраков. «Ванька» заставляет задуматься о том, как живут бедные дети, не одаренные судьбой и родительским попечением. Он учит тому, что сироты нуждаются к сочувствии и достойны лучшего обращения.

Какое-то время спустя “Ванька” стал демонстрацией советскому школьнику прелестей его положения в мире социализма, явной противоположностью которого является алчный мир, в котором приходится жить бедному Ваньке. Советские учителя находили в нем идеологические нравственные уроки: жизнь при царе была жестокой и несправедливой, а в советской России каждый ребенок живет в достойных условиях.

Сейчас же, “Ванька” — если не панацея, то рекомендательное письмо к наглеющему поколению потребителей, не осознающих своего благополучия: ребенок, какие бы блага он не получал, должен осознавать их ценность и сопоставлять их со своим поведением, ведь лучшего заслуживает только тот, кто умеет ценить и эффективно применять то, что он уже имеет. Такова современная мораль рассказа «Ванька».

Критика

Рассказ Чехова был встречен неоднозначными отзывами, среди которых преобладали все же критические высказывания о неудачном раскрытии образа деревни, деревянной заурядности персонажей, заезженности и очевидности их проблем.

Так, журнальным авторитетом того времени, Константином Медвецким рассказ был расценен как “эскизик” и “пустячок”. Во многом, как Медвецкого, так и его сторонников, не удовлетворяла та заурядная сентиментальность, на которой построено все повествование: Чехов будто бы выжимал из своего чуткого читателя скупую слезу.

Однако острота социальной повестки, изложенной в рассказе, гарантировала ему одобрение со стороны множества критиков. Особенно это отмечал Ф. Е. Патковский, не раз превозносивший значимость гражданской составляющей прозы, как литературного явления.

Многими критиками было отмечено и то, как деформировано в “Ваньке” авторское восприятие жизненной справедливости: Александр Богданов (больше известный по псевдонимом А. Волжский) писал о том, как “Ваньке” перманентный Чеховский позитивизм и балагурство сменились вдруг меланхолией.

Не секрет, что особо высоко о краткости и таланте Антона Павловича высказывался самый многотомный русский писатель — Л.Н. Толстой. Исключением не стал и “Ванька”, внесенный им в список “особенно выдающихся” рассказов Чехова, в многом из-за образа главного героя, чье излитое на бумагу горе безумно умилило Толстого.

Сочинение Анализ рассказа Ванька Чехова

“Ванька” небольшое произведение Чехова, в котором повествуется о тяжёлой жизни обычного мальчика из крестьянской семьи. Центром рассказа является сцена, написания письма. Мальчик, которого унижают в чужой семье пишет своему дедушке письмо с просьбой забрать его к себе.

В канун Рождества, чтобы написать это письмо несчастному мальчику приходится ждать ухода хозяев. Мольбы и прошения о том, чтобы дедушка приехал за ним слышатся уже с первых строк. Мальчику трудно приходится одному у чужих людей, его заваливают разными работами, так же в его обязанности входит нянчиться с ребенком. Стоило Ваньке сделать что-то не так, его тут же жёстко наказывали не обращая внимания на то, что ему всего лишь девять лет.

Мальчику много пришлось натерпеться. Ему не давали нормально спать, кормили чем придётся. Он описывает дедушке как трудно ему приходится в этом месте и насколько невыносимой ему представляется жизнь.

Автор приводит противопоставление между новыми хозяевами и теми, у которых жил Ванька ранее, когда была жива его мама. Мама была в почете у прежних хозяев, когда она работала горничной, то к Ваньке было хорошее отношение. Барышня угощала его сладостями и даже давала уроки грамоты и танцев.

А когда мамы не стало, то выгнали Ваньку сначала к деду, а позже в Москву в подмастерье к сапожнику.

Немало несчастных моментов можно наблюдать при чтении рассказа, в котором затрагивается судьба несчастного, всем обделенного крестьянского ребенка.

Читайте также:  Чичиков беда или надежда России? сочинение рассуждение кратко

Подобных судеб было достаточно в эпоху царской России. Герой рассказа является одним из тех глубоко несчастных детей, которые были вынуждены работать с раннего детства и не имели права выбора. Это было влияние крепостничества. Жизнь и судьба этих людей были в господских руках.

Грустное чувство вызывает эпилог произведения, когда Ванька, отправив письмо, возвращается домой и засыпает умиротворенным сном. Он полон радости и надежды, что дедушка прочитав письмо тут же приедет и заберет его. Мальчику снится дед, который получил письмо и читает его перед кухарками. Но одного не понимает Ванька, что не может дойти письмо до своего адресата, когда на конверте написано “на деревню дедушке Константину Макарычу”.

Сочинение 2

Угнетение людей и социальное неравенство – тематика, которая всегда интересовала представителей интеллигенции и так называемый высокий класс. Некоторые представители социальной элиты и аристократии заботятся о том как оправдать систему угнетения, другие наоборот относятся к угнетаемым людям с состраданиям и хотят ликвидировать несправедливость общественного устройства.

Чехов довольно ярко переживал о судьбах простого народа, он проявлял собственное мнение не только в произведениях, но и на деле, к примеру, работал доктором для простых людей. Антон Павлович чутко прислушивался к судьбам простого народа и умел передать пронзительный крик души этих людей. Примером такого ясного и точного запечатления является рассказ Ванька, который повествует об Иване Жукове.

Маленький мальчик, такой, каких бывало много по всей имперской Руси, отправился в подмастерья к сапожнику. Фактически он нечто наподобие раба-прислуги, с которым хозяин может поступать каким угодно образом.

Ванька описывает собственный быт, когда пишет письмо своему 65-летнему дедушке, который работает сторожем в деревне, где сам Ванька тоже раньше обитал. После того как мальчик стал сиротой, ему пришлось уехать в столицу. Москва впечатляет главного героя, он восхищается удивительными товарами в лавках, многолюдностью, но тяжко страдает от людской злобы и безразличия.

Сапожник часто колотит мальчика, которому всего девять лет. Если вчитаться в описание этого поведения, складывается такое впечатление будто с главным героем обращаются подобно предмету, инструменту либо в лучшем случае – домашним животным. На самом деле Чехов описывает действительное положение дел, ведь крепостные во многих отношениях не считались людьми в полном смысле этого слова, да и в целом сословное общество не отличалось особым гуманизмом.

Конечно, основной акцент при прочтении этого рассказа у многих смещается на заключительную часть, где мальчик пишет в адресе «на деревню..». Читатель понимает – письмо не окажется у Константина Макарыча, он мальчика никуда не заберет и не узнает о его бедах.

Тем не менее, на мой взгляд, основная суть рассказа не только в этом трагическом финале, но в целом в описании системы общества угнетения, где судьбы детей могут быть так тяжелы и печальны, где собаки Вьюн и Каштанка имеют условия лучшие чем маленький Иван Жуков.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Ванька

Популярные сегодня темы

Каждый в школьные годы думает о выборе профессии. Выбор профессии не легкая задача. От выбора профессии зависит дальнейшая наша жизнь. В современном мире огромное количество разных профессий. Это кондукторы и врачи

В финале сказки о царе Салтане справедливость торжествует, а зло получает по заслугам. И все благодаря Гвидону – главному положительному герою произведения.

Выражение «блудный сын» возникло из притчи о блудном сыне, записанной в Библии в Евангелии от Луки. Эта притча рассказывает о том, как богатый человек по просьбе одного из сыновей, разделил всё своё состояние между двумя наследниками

Ежегодный праздник День народного единства – что же сокрыто за таким гордым и внушительным названием? Какие же события произошли много лет назад, а память о них в наших календарях отмечена красной четверкой ноября?

Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить?

Филологический анализ рассказа А.П.Чехова “Ванька”
план-конспект занятия по чтению (3, 4 класс) по теме

Филологический анализ определяется глубоким и всесторонним анализом, своего рода соединением литературоведческой информации, и лингвистического анализа, где обосновывается авторская позиция, посыл, языковые средства, идейное содержание.

В документе содержатся рекомендации по анализу рассказа в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
filologicheskiy_analiz.doc75 КБ
konspekt_otkrytogo_uroka_apchehov_vanka_rabota_nad_soderzhaniem-.doc47 КБ
zadaniya_dlya_raboty_nad_rasskazom.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по анализу

  1. Первичное восприятие текста.

А) Для первичного восприятия текста детьми, учителю необходимо начать со вступительной беседы: «Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.»

Б) Чтение текста

– читает сам учитель

– читают заранее подготовленные ученики

Остальным ребятам необходимо следить по учебнику.

  1. Проверка первичного восприятия текста.

Для проверки первичного восприятия текста, учитель использует вопросы:

  • Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
  • Какие чувства испытали?
  • Что взволновало?
  • К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
  • Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

б) Моделирование обложки (магнитная доска).

  • Какое произведение прочитали? Покажите.
  • Кто автор этого рассказа?
  • Как озаглавлен рассказ?

3. Чтение и анализ произведения.

Для анализа произведения, учитель использует наводящие вопросы филологического характера:

  • Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?

а) Словарная работа.

  • Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.

(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)

  • заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
  • образ – икона;
  • шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
  • людская – помещение для слуг в барском доме;
  • дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
  • подмастерье – помощник мастера;
  • клирос – место певчих (хора) в церкви;
  • сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
  • восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
  • судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
  • почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
  • ночь под рождество – церковный праздник;
  • кадриль – пляска в четыре пары;
  • кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

б) Выборочное чтение по вопросам учителя .

– Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

  • Как звали главного героя?
  • Сколько ему лет?
  • К кому он был отдан в ученье?
  • как жилось ему у сапожника?
  • Какие средства выразительности использовались писателем чтобы описать жизнь Ваньки у сапожника?
  • Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
  • А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
  • Какие средства выразительности использует писатель чтобы описать проблемы мальчика?
  • Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
  • Почему же Ванька не ложился спать?
  • Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

в) Работа в парах .

  • Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика.

«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».

г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».

  • А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?
  • Чтобы выполнить задание, необходимо вернуться к тексту. А ребятам, у которых лежат конверты, помогут выполнить задание карточки.

4.Знакомство с шедеврами мировой культуры

  • Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
  • Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
  • Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)
  • Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи .

5. Обобщающая беседа.

Беседа проводится со следующими вопросами:

  • Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
  • Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права»)

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми .

  • А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
  • Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
  • Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
  • Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
  • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
  • С творчеством, какого писателя мы познакомились?
  • Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
  • Назовите произведение, с которым познакомились.
  • Что понравилось вам на уроке?

«Ванька» читательский дневник

«Ванька» – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей.

Краткое содержание «Ванька» для читательского дневника

Название: Ванька

Число страниц: 4. Чехов А. П. «Ванька». Издательство «Детская литература». 1980 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1886 год

Главные герои

Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.

Константин Макарыч – дед Ваньки, веселый, очень добрый, работает ночным сторожем.

Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.

Сюжет

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

План пересказа

  1. Ночь перед Рождеством.
  2. Ванька пишет письмо деду.
  3. Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
  4. Счастливые воспоминания Ваньки.
  5. Описание Москвы.
  6. Ванька умоляет деда забрать его.
  7. Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
  8. Безмятежный сон Ваньки.

Главная мысль

Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.

Чему учит

Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Отзыв

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Пословицы

  • Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
  • Все хорошо, что хорошо кончается.
  • Всякому терпенью бывает конец.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, как он вспоминал счастливые деньки в родной деревне.

Анализ рассказа Чехова “Ванька”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:57, контрольная работа

Краткое описание

Рассказ А.П. Чехова «Ванька» включен в учебник «Литературное чтение» под редакцией Н.А. Чураковой за 4 класс. Учебник составлен на основе системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Рассказ изучается в 3 главе учебника «Крутим барабан времени».
Задача в его изучении на уроке:

Прикрепленные файлы: 1 файл

Домашняя контрольная работа на материале рассказа А.docx

Домашняя контрольная работа на материале рассказа А.П. Чехова «Ванька».

Выполнила студентка 3 курса, 705 группы

  1. Место произведения в авторской системе по литературному чтению.

Рассказ А.П. Чехова «Ванька» включен в учебник «Литературное чтение» под редакцией Н.А. Чураковой за 4 класс. Учебник составлен на основе системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Рассказ изучается в 3 главе учебника «Крутим барабан времени».

Задача в его изучении на уроке:

Научить детей выделять особенности прозы на материале жанра рассказа, определять характер героя через события в рассказе, видеть всю глубину характера и его изменения, развитие во времени.

В календарно-тематическом планировании на изучение рассказа «Ванька» отводится 2 урока. На 1 уроке учащиеся должны сравнить два мира главного героя и на основе этого охарактеризовать его. На 2 уроке учащиеся должны сравнить судьбы Петьки и Ваньки (Петька-герой рассказа Л. Андреева «Петька на даче», который изучается пред рассказом «Ванька»), выявить сходства и различия.

  1. Материал по биографии автора:

Антон Павлович Чехов родился в г. Таганроге 17 января 1860г., умер 2 июля 1904 г. в г. Баденвейлер (Южная Германия). Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Отец — Павел Егорович Чехов. Мать — Евгения Яковлевна Чехова (урождённая Морозова)

У Чеховых было 6 детей:5 сыновей и дочь. Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми. Александр — литератор, лингвист , Николай — художник, Михаил — писатель, юрист, Иван — учитель (известный московский педагог) , Мария — художница-пейзажистка, Антон – талантливый врач и писатель.

Отец — Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно — патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

Мать — Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.

В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.

В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом — Антоша Чехонте или Человек без селезенки.

Прожил Чехов всего 44 года. В мае 1904 года он едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии, чтобы поправить здоровье подкошенное туберкулезом, но о выздоровлении уже не могло быть речи.

2 июля во втором часу ночи Чехов почувствовал себя особенно плохо. Приехавшему на вызов доктору он сказал твердо: «Я умираю». Затем попросил принести шампанского, не торопясь осушил бокал, лег, повернувшись на левый бок, и вскоре скончался.

На мой взгляд, содержание материала по биографии должно включать в первую очередь факты о семье и детстве писателя, т.к. в контексте урока по изучению рассказа «Ванька» это наиболее актуально (в рассказе идет речь о детской судьбе в рамках определенной исторической эпохи). Через биографию автора можно подготовить детей к первичному восприятию текста.

Представлять биографию автора произведения может как учитель, так и заранее подготовленный ученик. Произведение изучается в 4 классе, учащиеся уже способны сами находить и отбирать материал. В связи с этим работу по представлению биографии лучше поручить учащемуся. Учитель в свою очередь может предоставить план, вопросы на которые будет ориентироваться докладчик:

-где родился Антон Павлович Чехов?

-как звали родителей, кем они были?

-сколько было детей в семье Чеховых, как их звали?

-где было опубликовано первое произведение Антона Павловича?

-под какими псевдонимами писал автор?

Произведение А.П. Чехова «Ванька» – это рассказ. В тексте можно выделить жанровые особенности:

– посвящен конкретной судьбе (судьбе Вани)

– говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода (написание Ваней письма деду)

– повествование ведется от лица героя, который сам рассказывает свою историю, вперемешку с повествованием от лица автора

– ярко выражена речевая манера героя ( просторечность : « ихний», «ейной», «кажное»… ).

Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица.

Действие в рассказе происходит под рождество, что позволяет причислить произведение к жанру «рождественского рассказа», однако автор отходит от принципа «счастливый конец» и показывает реальную жизнь во всей её суровости. На мой взгляд это сделано не случайно: читатели настроены на положительный финал, но натыкаются на жестокую реальность, что заставляет задуматься о том, что в жизни не все так как хочется, о том почему так происходит. Автор пробуждает чувство сострадания, заставляет сопереживать герою, вызывает желание помочь, исправить ситуацию.

В рассказе четко различимы 2 мира Ваньки:

1-прошлое, деревня, то время когда была жива мама и он жил с ней и с дедом у господ Живаревых

2-настоящее, это Москва, дом сапожника Аляхина, где Ванька находился на обучении

Весь рассказ построен на антитезе этих двух миров. Противопоставляется деревня и город, люди которые окружали Ваньку раньше и окружают теперь.

Ванька- главный герой рассказа, это становиться понятно с первых строк. Его образ присутствует в обоих мирах. А вот остальных персонажей можно разделить по мирам:

1-Живаревы (Ольга Игнатьевна), дед Константин Макарыч, мамка Пелагея, Вьюн, Каштанка, Федька, Алена, кривой Егорка, кучер

2-сапожник Аляхин, хозяева, подмастерья

Все персонажи из 1 мира вызывают у Вани положительные эмоции (даже Ольга Игнатьевна, которая по сути была равнодушна к его судьбе), т. к. в противопоставлении со 2 миром мальчик был там счастлив. Персонажи 2 мира в свою очередь вызывают негативные эмоции, страх.

Смерть матери – это коренной перелом в жизни мальчика. Именно этот факт перемещает Ваню из одного мира в другой. Я в свою очередь выделила бы в судьбе мальчика и третий мир – мир мечты, переносчиком в который должно послужить письмо деду. Это мир в котором он опять будет счастлив. Существование этого 3 мира в сознании мальчика, его мечта, вера в надуманное будущее наверное и позволяют ему как то жить в суровых для него условиях (голод, побои, чрезмерная нагрузка работой)

Когда происходит действие в рассказе?

Почему именно в это время?

Вокруг какого эпизода из жизни Ваньки развиваются действия?

Какие жанровые признаки можно выделить в тексте?

На какие части можно разделить текст? Почему именно так?

Что лежит в основе композиции?

Какие пространственные и временные части можно выделить?

Кто является главным героем произведения?

Как вы можете его охарактеризовать?

Через что раскрывается образ Ваньки?

Какие еще персонажи присутствуют в рассказе?

Кто из персонажей имеет полное описание? Почему? (найдите описание в тексте)

Можно ли разделить всех персонажей на 2 группы?

Присутствует ли автор в произведении?

Какова его роль?

Весь ли рассказ написан литературным языком?

Найдите в тексте просторечные слова.

В рассказе можно четко выделить 2 мира, поэтому при анализе текста я буду опираться на композицию и развитие действия.

  1. ВИДЫ РАБОТ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ТЕКСТА:

Работа по жанру:

-чтение по ролям

-пересказ близкий к тексту

-пересказ от действующего лица

В своём уроке я буду использовать творческий пересказ, т.к. данный вид работы интересен детям и подходит к данному рассказу.

Финал сказки противоречив, не смотря на то, что рассказ рождественский чуда не происходит, поэтому можно придумать свой финал истории и закончить им пересказ текста.

Рассказ изучается в 3 классе, дети могут правильно и выразительно читать целыми словами (темп не менее 90 слов в мин. ), заинтересованно и осмысленно читать про себя, самостоятельно читать большие по объему произведения. В связи с этим на этапе первичного чтения лучше чтобы текст воспроизводился учащимися – выразительное чтение вслух по одному или нескольким абзацам разными детьми. На этапе вторичного чтения – поисковое чтение – чтение про себя с отбиранием нужной информации для анализа.

  1. УПРАЖНЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ:

В рамках программы в 3 классе продолжается совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Темп чтения 90 слов в мин. Вслух и 100 про себя.

    1. Учитель зачитывает какую либо строчку из текста. Дети ищут эту строчку.
    2. За 1 минуту детям предлагается найти в тексте как можно больше слов на определенную букву (напр. «К»).

Данные упражнения направленны на развитие навыка беглого чтения.

  1. КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ

Для контроля усвоения биографии автора я буду использовать кроссворд из 6 вопросов, после ответа на все 4 вопроса дети получают ключевое слово.

В качестве самоконтроля детям предлагается оценить всю работу на уроке : что получилось, где возникли трудности.

Тема урока: Рассказ А.П. Чехова «Ванька»

Цель: продолжать учить анализировать текст; формировать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения; развивать личностные качества учащихся;

  1. Познакомить учащихся с произведением А.П. Чехова «Ванька»
  2. Организовать работу по анализу текста произведения
  3. Организовать работу по формированию навыка чтения, контроля и самоконтроля.

Тип урока: урок анализа художественного произведения

Вид работы: анализ композиции

Форма работы: коллективная

  1. Орг. Момент
  2. Сообщение темы урока
  3. Подготовка к первичному восприятию
  4. Первичное чтение
  5. Проверка первичного восприятия
  6. Постановка учебной задачи
  7. Вторичное чтение. Работа с текстом
  8. Подведение итогов урока

-Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

-ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами!

2.сооб-щение темы урока

Чайка, ель, хлеб, окно, вопрос, валенки, аквариум, ножницы, мягкий знак, квартира, ананас.

-Определите по первым буквам автора и название произведения, которое будем читать.

-давайте откроем тетрадки и запишем число и тему урока «Рассказ А.П. Чехова «Ванька»».

Учащиеся работают в тетради.

3.подго-товка к первич-ному воспри-ятию

-ребята давайте познакомимся с биографией автора произведения.

-а теперь вам предстоит разгадать кроссворд и открыть ключевое слов

На доске помещается кроссворд:

1-как зовут отца автора

2-место рождения автора

4-сколько было детей в семье Чеховых

5-в каком журнале было впервые опубликовано произведение А.П.Чехова

6-как звали сестру автора

-ребята что вы знаете о таком празднике как рождество? Каковы атрибуты этого праздника?

Один из учащихся делает доклад по биографии автора.

Дети разгадывают кроссворд. И определяют ключевое слово «Ванька».

– это христианский праздник. Если загадать желание в ночь перед праздником ,то оно сбудется, поэтому в ночь гадают.

– Колядки, елка, подарки, Санта-Клаус, Дед Мороз…

Чтение текста разными учащимися по одному или нескольким абзацам

5.проверка первичного восприятия

Вопросы после прочтения:

-какие эмоции у вас вызвал рассказ?

-что показалось наиболее интересным?

-что-то было не понятным?

-все ли слова вам знакомы?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА (работа со словарем)

-Знаете ли вы почему в те времена детей отдавали в другие семьи?

-Большинство крестьян имело так мало земли, что прокормить большую семью было невозможно. Чтобы сбыть лишний рот, девочек, лет 8-9, отдавали в няньки, а мальчиков в подпаски.

Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они выучились какому-нибудь ремеслу. Но хозяева мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготовлять дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей.

Дети высказывают свои ощущения.

6.поста-новка учебной задачи

-как вы думаете какую работу можно организовать с рассказом «Ванька»?

-хорошо , давайте попытаемся разделить текст на части и определить особенности композиции рассказа.

-можно пересказать текст

-можно разделить текст на части и проанализировать

7.вторичное чтение. Работа с текстом

– к какому жанру относится произведение?

– какие особенности этого жанра можно выделить в тексте?

-в какое время происходит действие в рассказе? И почему именно тогда?

-вокруг чего развивается действие в рассказе?

В связи с этим на какие части можно разделить весь текст?

-кем ведется повествование в этих частях? Присутствует ли в тексте автор, какова его роль?

-отличается ли повествование по стилю речи?

-найдите в тексте просторечные слова.

-а на какие пространственные части можно разделить текст?

-можно ли сказать что данные части соответственно противопоставленны друг другу? Найдите доказательство в тексте.

-можно ли из этих 4 частей образовать две, объеденить части?

-кто является главным героем произведения?

-как вы можете его охарактеризовать?

-через что показан образ Ваньки?

-какие еще персонажи присутствуют в рассказе?

-что из героев имеет полное описание в тексте? Почему? Зачитайте описание.

-кто обычно исполняет Рождественские желания?

-можно ли найти общее у этих персонажей (дед Ваньки и Дед Мороз)?

-на какие 2 группы можно разделить всех персонажей?

-давайте попробуем начертить схему схему 2 миров:

– в результате чего мальчик переместился из деревни в город?

– куда должно переместить мальчика письмо?

-Ванька попадает туда?

-подумайте как можно еще дополнить схему в связи с этим?

– давайте попробуем пересказать текст по нашей схеме? Давайте разделимся на 3 группы и каждая группа подготовит пересказ.

-а сейчас я предлагаю немножко поиграть.

1) я буду зачитывать строчку из текста, а вы должны её найти.

2) следущая игра на время, вам дается одна минута. За это время вы должны найти в тексте как можно больше слов на букву «К». (работа с карандашом)

Дети читают текст про себя и отмечают необходимую информацию.

– небольшой объем, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода,повествование ведется от лица героя, который сам рассказывает свою историю.

-в ночь под Рождество? У Ваньки есть заветное желание, ночь перед Рождеством это время исполнения желаний.

-вокруг написания письма.

-содержание письма и воспоминания.

-в письме Ванькой, воспоминания в основном автор.

– «ейний, ихнего, трескают, харя…..»

-пространство: город и деревня, время: прошлое и настоящее.

-город описан в темных красках ( темная комната), а деревня описана ярко и красочно (воспоминания о деде, поход за елкой). Прошлое-светлое, настоящее-темное.

-через его письмо деду.

-дед, Аляхин, хозяева, подмастерья, мама, собаки, Ольга Игнатьевна, Живаревы…..

-дед. Потому что он должен осуществить Ванькину мечту.

-Санта, Дед Мороз.

-да. Они оба исполняют желания, описание деда Константина Марарыча похоже на описание Деда Мороза.

-персонажи из прошлого-деревни, персонажи-настоящее будущее.

Ссылка на основную публикацию