Анализ рассказа Горького Мои университеты

Сочинение Анализ рассказа Мои университеты Горького

Максим Горький стал примером для многих детей и подростков Советского союза. Он был не только писателем, который посвятил свои произведения истории собственной жизни, но и наставником. В более зрелом возрасте Горький посещал детские дома, школы, пансионаты для проверки условий проживания детей, он был настоящим наставником детской души.

«Мои Университеты» входят в знаменитую трилогию о жизни писателя и является заключительной его частью. Его герой – Алексей Пешков, который прошел через все возможные тяготы жизни и вот повзрослел и стал юношей. В рассказе множество трогательных моментов, где парень прощается с детством и отрочеством. Особую горечь придает прощание Алеши с бабушкой, которая наставляет его. Оба героя понимают, что больше им не увидеться от этого и становится очень грустно.

По воле судьбы в городе Казань юноша начинает трудиться, вместо поступления в университет. Алеша работает по ночам в пекарне, откуда разносит хлеб вместе с запрещенной литературой. Таинственность литературы его так манило и так горько было то разочарование, которое он испытал.

Название «Мои университеты» не случайно. Не поступив в государственный университет, Алексей получает более важные знания умения и навыки, которые он накапливает и открывает сам. Сама жизнь стала его университетом. Казань показала ему тяжелый труд, ужас трущобной жизни и познал, что великую силу заключает в себе труд. После посещения клуба народников, вопрос о том, как сделать жизнь народа лучше становится основным на данный момент жизни.

Лев Толстой уже писал подобную трилогию о своем детстве, отрочестве и юности, но Горький решил это сделать как пример выхода обычного мальчика из нарда, где он может принимать активное участие по борьбе за лучшую судьбу народа. Максим Горький смог доказать. Что личность может не просто жить своей жизнью, но может и менять судьбу других.

Одной из главных изменений в герое являет собой изменение мировоззрения. Бабушка приложила много сил, чтобы Алексей вырос настоящим человеком. В итоге молодой человек умеет принимать важные решения и искать выход из любой самой сложной ситуации.

Горький хотел, чтобы «Мои университеты» послужили примером каждому молодому человеку в любом поколении. Он считал, что только на личном примере можно доказать людям, что в жизни возможно многгое, нужно только прикладывать множество усилий и труда.

Сочинение 2

Автобиографическое произведение Горького, написанное в эмиграции в двадцатые годы, повествует о молодости писателя. Испытывая в тот момент определенную неприязнь к советской системе, литератор хотел осмыслить свое революционное прошлое.

Главный герой не может поступить в Казанский университет из-за материальных затруднений и попадает в рабочие. Не имея специальности, он вынужден заниматься неквалифицированным трудом, и работает грузчиком, в лавке и в булочной. Несбывшиеся мечты о высшем образовании и необходимость выполнять непрестижную работу способствуют формированию у молодого человека радикальных взглядов.

Корнем подобных воззрений явно являлось недовольство своими социальным положением. Однако революционный писатель, несмотря на свои разногласия с коммунистами, ведет повествование в русле их взглядов. Он воспевает трудового человека и восхищается романтикой физического труда. Сложно сказать насколько описание радости при разгрузке баржи соответствует его реальным воспоминанием, и в какой степени Горький излагает свои взгляды. Однако это произведение насыщено идеологией, что свойственно для классика «пролетарской» литературы.

Горький описывает разных людей, встретившихся с героем. Это не только пролетарии, но и преступники, которых автор тоже описывает с известной долей симпатии. В трущобе, где живет Алексей, он встречается и со студентами. Один из них Гурий Плетнев вовлекает в революционный кружок народников, члены которого пытались создать подпольную типографию. Люди описаны писателем очень колоритно и правдоподобно. Главный герой, несмотря на занятие физическим трудом, предстает скорее в роли типичного интеллигента. Он тянется к знаниям, пытается разобраться в себе. Из-за безуспешности этих попыток он пытается покончить с собой, но неудачно.
Этот эпизод также показателен, так как стреляться в то время и в той среде было модно.

В целом можно заключить, что книга, несмотря на идеологические штампы, достоверно описывает социальную среду и внутренний мир главного героя, его становление, как революционера. Образ Алексея Пешкова выведен живым и не шаблонным.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мои университеты

Популярные сегодня темы

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды

Для меня, как и для большинства людей во всем мире самое дорогое слово – это мама. Мама – это самый дорогой человек для каждого из нас на всем целом свете.

Но что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!

Роман «Чума» является одним из наиболее известнейших произведений французского писателя и философа-экзистенциалиста, лауреата нобелевской премии по литературе Альбера Камю.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – сатирическое произведение, высмеивающее нравы светского общества начала 19 века. В нем раскрывается намечающийся конфликт прогрессивного и консервативного дворянства

Краткое содержание «Мои университеты»

Повесть «Мои университеты» Горького была написана в 1923 году. Это заключительная часть трилогии о взрослении и становлении личности юного Алексея Пешкова. Произведение носит автобиографический характер, и многие эпизоды взяты из жизни самого Максима Горького.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мои университеты» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Алексей Пешков – юноша, сирота, воспитанный бабушкой, неравнодушный, думающий молодой человек, который самостоятельно осваивает взрослую жизнь.

Другие персонажи

Николай Евреинов – 19-летний юноша, гимназист, старший друг Алексея, который посоветовал ему не бросать учебу.

Гурий Плетнев – бедный гимназист, друг Алеши, революционно настроенный паренек.

Андрей Деренков – владелец булочной, «народник», принимавший у себя студентов и людей с революционными взглядами.

Никифорыч – городовой, тщательно следивший за порядком в городе.

Михаил Антонович Ромась (Хохол) – революционер, настоящий друг и наставник Алеши.

Панков – сельский богач, у которого Ромась и Алеша снимали избу.

А ещё у нас есть:

Краткое содержание

Повзрослевший Алексей Пешков отправился в Казань, чтобы подготовиться к поступлению в университет. Эту мысль ему внушил « гимназист Н. Евреинов, милый юноша », который видел в Алеше стремление к знаниям. Он сообщил, что нужно пройти « за осень и зиму курс гимназии », и предложил пожить в его семье.

Провожала Алешу бабушка, прощание с которой оказалось для героя очень непростым – она, по сути, заменила ему мать, и была самым близким, самым родным человеком. В Казани Алеша остановился в семье Николя Евреинова. « Мать и два сына – жили на нищенскую пенсию », и Алеша, чтобы не объедать несчастную вдову, уходил из дома на время обеда. Он отсиживался в подвале, с грустью понимая, что университет – это всего лишь пустая фантазия. Уже тогда юноша впервые осознал, что « человека создает его сопротивление окружающей среде ».

Алеша проводил свободное время на пустыре, где гимназисты играли в городки. Он подружился с одним из них – Гурием Плетневым, бедным юношей, наделенным « тонким слухом и великолепным чутьем музыки ». Узнав о проблемах Алеши, Гурий предложил ему поселиться у него, чтобы вместе « готовиться в сельские учителя ».

Гурий жил в большом полуразрушенном доме, населенном « голодными студентами, проститутками и какими-то призраками людей, изживших себя ». Гурий по ночам работал корректором в типографии, а днем Алеша пытался что-то заработать на пристани.

Евреинов познакомил Алешу « с одним таинственным человеком », который предложил ему вступить в его тайный кружок. Для этого герой должен был ознакомиться с трудами « Джон Стюарта Милля с примечаниями Чернышевского », однако ему было очень скучно читать подобную литературу. Куда больше влекло юношу на Волгу, где он чувствовал себя свободным и счастливым.

Спустя время Алеша познакомился с Андреем Деренковым, владельцем бакалейной лавки. Он « обладал лучшей в городе библиотекой запрещенных и редких книг », и к нему часто наведывались студенты и революционно настроенные люди. Деренков был «народником», и все вырученные с торговли деньги отдавал « на помощь людям, которые верят: “счастье народа прежде всего”».

Когда Деренков открыл булочную, Алеша стал у него работать. Он месил тесто, пек хлеб, который затем разносил по квартирам. Вместе с булками Алеша разносил студентам запрещенную литературу, но чаще всего люди наведывались в тайную комнатку в булочной. Это вызывало подозрения у полиции, и городовой Никифорыч часто вызывал к себе Алешку, чтобы выведать, что на самом деле творится у Деренкова.

Читайте также:  Сочинение Господин из Сан-Франциско Бунина рассуждение по рассказу

Алексей пытался отыскать правду жизни, стремился лучше понять, как устроено мироздание. Он поражался тому, как многие из его окружения считали, что « ничего не надо, никуда все это: академии, науки, аэропланы, – лишнее! Надобно только угол тихий и – бабу ».

Никифорычу все-таки удалось выследить Гурия Плетнева и арестовать его. Жена городового предупредила Алешу, чтобы тот был очень осторожен, поскольку Никифорыч вел слежку и за ним.

Осознавая всю бессмысленность своего существования, Алексей решил покончить жизнь самоубийством. На рынке он купил револьвер с четырьмя патронами, и « выстрелил себе в грудь, рассчитывая попасть в сердце, но только пробил легкое ». Спустя месяц он вернулся к работе в булочной.

Среди посетителей тайной комнаты Деренкова особенно выделялся крупный широкогрудый мужчина. Это был Михаил Антонович Ромась по прозвищу Хохол. Он только что вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась открыл лавочку и организовал рыболовецкую артель, чтобы неприметно вести революционную пропаганду среди местных жителей. Мужчина пригласил к себе Алешу в качестве помощника, и как-то быстро привязался к пареньку. Он много рассказывал о своей жизни, своих взглядах. После неудачной попытки самоубийства Алеша « чувствовал себя ничтожным, виноватым пред кем-то », но благодаря Ромасю, его искреннему участию, он будто выпрямился, поверил в себя, свои силы.

Ромась и Алеша арендовали небольшую избу у Панкова – местного богача, который против воли отца женился по любви на бедной сироте. Алеша впервые увидел, как живут люди в селе, и жизнь эта оказалась безрадостной. Мужики пребывали « в непрерывном, каторжном труде », от тяжелой жизни женщины часто жаловались на здоровье, а парни откровенно цинично относились к девкам, которые и рады были такому отношению. Было заметно, что « все люди села живут ощупью, как слепые, все чего-то боятся, не верят друг другу, что-то волчье есть в них ».

Староста и местные богатеи враждебно относились к Хохлу. Они не раз пытались на него напасть, и даже подкинули полено с порохом. Ромась спокойно отреагировал на эту подлость, но вскоре ненависть местных жителей перешла все границы, когда они отважились поджечь лавку с товаром. Алеша бросился спасать книги, лежавшие на чердаке. Когда драгоценные книги оказались в безопасности, неожиданно взорвалась бочка с керосином, преградив Алексею путь к отступлению. Поначалу он растерялся, но затем схватил « тюфяк, подушку, связку мочала, окутал голову овчинным тулупом Ромася и выпрыгнул в окно ». Алеше очень повезло – он остался цел, только ногу вывихнул.

Ромась понял, что в селе не будет у него спокойной жизни. Он продал остаток товара Панкову, и подался в Вятку. На прощание Ромась посоветовал юноше не торопиться никого осуждать, и напомнил, что « все проходит, все изменяется к лучшему. Медленно? Зато – прочно!». Встретиться им довелось лишь спустя пятнадцать лет, когда Ромась вернулся после очередной ссылки в Якутию.

Лишившись верного друга, Алексей чувствовал себя потерянным. Он по-прежнему ощущал на себе враждебность крестьян, и осенью решил уехать из села. Вместе с крестьянином Бариновым Алексей отправился на Каспийское море. Пережив немало приключений в дороге, они добрались до берегов Каспия, где устроились на работу в небольшую рыболовецкую артель на калмыцком промысле Кабанкул-бай.

Заключение

Мечта героя о получении образования так и не сбывается, и его университетом становится реальная взрослая жизнь. Однако юноша не унывает, и становится способным «учеником».

После ознакомления с кратким пересказом «Мои университеты» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Мои университеты», анализ повести Максима Горького

«Мои университеты» – заключительная часть трилогии Максима Горького о становлении личности молодого Алексея Пешкова. Работа над ней была завершена в 1923 году, когда писатель находился в эмиграции, по одной из версий, из-за обострения идеологический разногласий с новой властью. Жизнь в Берлине и Праге дала возможность Горькому в спокойной обстановке переосмыслить свое отношение к событиям, происходящим на родине, в Советской России. Не случайно одной из ведущих сюжетных линий повести является участие героя в революционной деятельности.

Герой последней повести – повзрослевший юноша, навсегда распрощавшийся с сиротским детством и отрочеством. Очень трогательно выглядит прощание Алеши с бабушкой, которая просит его не быть строгим и заносчивым, как его дед Василий Каширин, вышедший, по словам бабушки, в дураки. Оба прекрасно осознают, что больше им не суждено увидеться, отчего расставание имеет привкус горечи.

На новом месте, в Казани, жизнь не сразу устраивается, так как совесть не позволяет Алеше жить на нищенскую пенсию матери своего товарища. Понимая, что с мечтой о поступлении в Казанский университет придется пока распрощаться, юноша начинает самостоятельную трудовую жизнь.

Вскоре судьба сводит его с революционерами. Конечно, эта часть произведения создавалась исключительно по личным впечатлениям самого автора, имевшего к тому времени за плечами опыт работы в нелегальном марксистском кружке рабочих на бумагоделательной фабрике. Алеша же принимает участие в работе «тайной комнаты», находившейся в булочной, где юноша не только месил тесто, но и разносил хлеб, раздавая его вместе с запрещенной литературой. Прежде слово «запрещенная» манило его своей таинственностью, но позже он испытал сильное разочарование, попытавшись даже свести счеты с жизнью.

Название повести «Мои университеты», конечно, во многом символично. Так и не поступив в вожделенный университет, Алеша получает более важные знания – свой собственный жизненный опыт. Работая в булочной, в купеческой лавке, грузчиком на пристани, он видит, как оживают на его глазах герои прочитанных когда-то книг.

«Университетами» Алексея становится пестрая, многоликая жизнь. В Казани он познал тяжкий труд и увидел страшный мир трущобы Марусовки, здесь же он понял великую силу труда. Ярче всего это проявилось в сцене разгрузки под Казанью, когда на мель села, проломив днище, баржа с персидским товаром. В ту ночь герой не просто восхищался работой артели грузчиков – его душу «озарило желание прожить всю жизнь в этом полубезумном восторге делания». А еще он начал посещать нелегальный народнический кружок. Вопрос, что надо делать, чтобы изменить жизнь народа, становится для Пешкова основным.

Надо отметить, что трилогии о детстве, отрочестве и юности в истории литературы уже были, но в основном воссоздавали историю молодого человека из дворянской, буржуазной или разночинской среды. Автобиографическая же трилогии Горького посвящена истории молодого пролетария – выходца из народа, которому предстояло принять активнейшее участие в борьбе против царской власти и буржуазии.

Вообще, с именем Максима Горького в литературе связывают новую концепцию личности. Человек не просто реагирует на окружающую его жизнь, но также созидает ее, реализует себя не в сфере частной жизни, а на общественном поприще. А еще в реализме нового типа, утверждаемом Горьким, в качестве типичных обстоятельств, оказывающих воздействие на становление личности, проявляется и историческое время, а человеку, герою новой литературы соцреализма, доверено выступать творцом новейшей истории.

Писатель в своем творчестве намечал два возможных типа взаимоотношений с историей: контакт со временем и отчуждение от него. Алеша Пешков на протяжении всего своего личностного становления преодолевает отчуждение и оказывается как будто вровень с ним. Он распахнут навстречу времени, вбирает его в себя. Его судьба поставлена в центр повествования каждой части трилогии, но при этом молодой человек вступает в прямой контакт с эпохой, а это, конечно, возлагает на него огромный груз исторической ответственности.

Еще одной особенностью повести «Мои университеты» является изменение мировосприятия главного героя. Когда он жил в доме Кашириных, то часто сталкивался с проявлением отталкивающего и дрянного. Однако бабушка все же помогла вырасти Алеше настоящим человеком: она воспитала в нем умение не просто уважать – любить людей. Порой в сознании взрослеющего юноши не укладывались противоречия между книжной выдумкой и реальной действительностью. Но он упорно старался переосмыслить сложные жизненные явления и факты, самостоятельно искал выход из самых трудных ситуаций.

Писатель оставляет открытым финал и повести, и всей трилогии: Алексей даже не пробует поступать в университет, а наоборот, вместе с Бариновым отправляется в самую гущу рабочего люда – в рыболовецкую артель у берегов Каспия. В этом и проявляется способность героя принять время, а не отвергнуть его, что для Максима Горького становится важнейшим критерием оценки личности.

«Мои университеты» – краткое содержание повести Максима Горького

Сюжет произведения

В центре повествования молодой человек — Алексей Пешков. Он отправляет в Казань с целью поступить в университет. Однако юноша сталкивается с нищетой, которая не дает возможность обучаться дальше. Ему приходится устроиться на работу. Алексея не смущает даже самый тяжелый труд.

Борьба с трудностями самостоятельной жизни, необходимость поиска средств существования приводят парня к различным людям. Они дают ему не только работу, но и полезный опыт:

  1. Дом Евреиновых. Алексей работал на них, выполняю самую тяжелую работу, за что получал кров и деньги. Однако они не могли должным образом прокормить ни себя, ни Алексея.
  2. Типография Гурии Плетнева. Там его работа тоже не длится долго.
  3. Магазин Андрея Деренкова. Алексей устраивается туда благодаря своему товарищу из университета. В магазинчике Деренкова собирались умы, радикально настроенные в отношении политических устоев.

Ключевым моментом в жизни главного героя является встреча с Деренковым. Алексей загорается революционной идеей и начинает распространять брошюры об этом разным людям под видом доставки.

Действующие персонажи

Главным героем произведения является Алексей Пешков. Писатель, рассказывая о юноше, повествовал о себе самом, то есть фактически книга написана в жанре автобиографии.

Читайте также:  Анализ рассказа Беда Зощенко 7 класс

Алексей был сиротой. Его воспитывала бабушка. Ничего, кроме бедности, парень не видел. Поэтому Пешков так старался добиться чего-то в самостоятельной жизни. Анализ действий главного героя на протяжении все истории позволяет понять, что Алексей думающий и неравнодушный человек.

Помимо Пешкова, в повести встречаются и другие действующую персонажи. К ним относятся следующие герои:

  • Николай Евреинов — девятнадцатилетний гимназист, друг Алексея, убедивший его не бросать университет;
  • Гурий Плетнев — еще один друг Пешкова, гимназист, бедняк и революционер;
  • Андрей Деренков — хозяин булочной, принимавший в своем магазине радикалов и сторонников революции;
  • Никифорыч — городовой, который всегда очень тщательно следил за соблюдением порядка в городе;
  • Хохол (Михаил Антонович Ромась) — один из близких друзей Алексея, его наставник в революционных идеях;
  • Панков — местный богач, сдававший комнату Ромась и Алексею.

Каждый из персонажей повести повлиял на жизнь Пешкова. Благодаря полученным знакомствам парень смог найти свой путь.

Краткое содержание

Повествование краткого содержания «Мои университеты» Горького начинается с того, что Алексей Пешков, повзрослевший и определившийся с планами на жизнь, отправляется в Казань, чтобы поступить в университет. Эту идею в голову герою вложил Николай Евреинов, который видел у парня стремление к знаниям. Он посоветовал Пешкову пройти курс гимназии и пожить пока в их семье. Однако жизнь в доме друга не задалась.

Евреиновы жили втроем — мать и два сына. Денег не хватало. Алексей, чтобы не объедать вдову обитал в подвале, понимая, что университет — несбыточная мечта. В этот момент Пешков и понял, что человека формирует его сопротивление окружающей среде.

В гимназии юноша познакомился с Гурием Плетневым. Парень подрабатывал по ночам в типографии, а Пешков днями на пристани. Они вместе готовились к обучению, под этим предлогом Гурий и предложил своему новому другу поселиться у него. Дом оказался полуразрушенным, но очень населенным. Там обитало много бедных студентов, проституток.

Спустя некоторое время Алексей знакомится с Андреем Деренковым. Он владел бакалейной лавкой. Андрей привлекал много людей, которые увлекались запрещенной литературой и имели революционные настроения. Деренков все свои деньги, которые получал от магазинчика, отдавал людям в качестве помощи за «народное счастье».

Алексей устроился на работу в булочную Андрея. Там он месил тесто, пек хлеб, разносил его по квартирам. Заразившись настроением радикалов, Пешков вместе с булочками доставлял людям пропагандистские листовки о революции и свободе. Через некоторое время действия юноши начали вызывать подозрения городового, который хотел узнать, что задумал Деревенков. Алексей стал частым объектом допросов Никифорыча. В итоге городовой арестовал Плетнева, выследив его, и продолжал наблюдать за Алексеем. Парню пришлось быть осторожнее.

Пешков пытался понять, как жить, в чем смысл его существования. Он изучал запрещенные книги, все больше заражаясь революционными идеями. Однако парень понимал, все бессмысленно. Пешков принял решение покончить жизнь самоубийством.

Он отправился на рынок и купил револьвер. Только вот убить себя не получилось. Юноша выстрелил себе в грудь, но в сердце не попал, пробил легкое. Спустя месяц смог вернуться к работе.

Пешков продолжал наблюдать за людьми, приходившими в булочную. Среди них особенно выделялся Михаил Ромась, которого все называли Хохол. Он вернулся из Якутии, где находился в ссылке. Ромась также был сторонником революции. Чтобы повлиять на умы людей, он открыл рыболовецкую артель, а главного героя пригласил в качестве помощника. Пешков узнал много о жизни Хохла, и сам воспрянул духом, ведь именно Ромась помог ему оправиться после неудачной попытки самоубийства.

Спустя время Ромась вместе с Пешковым арендовал у местного богача Панкова избу. Пешков смог увидеть, как живут люди в селе, и осознание не принесло удовлетворение. Мужики работали «как лошади», женщины из-за усталости жаловались на здоровье, парни грубо относились к девушкам, но те были рады даже такому общению.

Хохла люди не жаловали, особенно староста и местные богачи. Его пытались убить, поджечь его и лавку с товаром. Это был последней каплей. Пешков старался спасти книги, но из-за взрыва бочки с керосином путь к отступлению оказался перекрыт. Ему ничего не оставалось, как обмотаться тулупом и выпрыгнуть в окно. Юноша остался цел, лишь слегка подвернул ногу. Ромась же решил уехать, поскольку спокойной жизни ему бы никто не дал. Алексею Хохол посоветовал никого не осуждать, сделав ударение на том, что все изменится к лучшему, рано или поздно. Встретились старые друзья только через пятнадцать лет.

Завершается история Пешкова его отъездом на Каспийское море. Из села парень сбежал, лишившись друга и почувствовав себя потерянным. Крестьяне не принимали его, относились враждебно. Алексей пережил много приключений в дороге, но все-таки добрался до Каспия, где начал работать в рыболовецкой артели.

Несмотря на то что места Алексея Пешкова так и не сбылась, университет окончить не удалось, он смог пережить все трудность взрослой самостоятельной жизни. Юноша узнал много нового и встретил немало интересных людей, которые так или иначе повлияли на его судьбу.

Горький, Мои университеты. Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?

Мои университеты Горького — это автобиографическое произведение, которое автор пишет в 1923 году. Оно входит в трилогию, что состоит из повестей Детство, В людях и Мои университеты. Как раз с последней повестью, которая и завершает трилогию, мы познакомились на уроке. Теперь ответим на вопрос: Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным. Для этого ознакомимся с произведением Мои университеты в кратком содержании, а также с его героями.

Для подробного изучения работы Горького, где описана последняя ступень в формировании личности писателя, мы видим рождение и развитие революционного настроения и советуем познакомиться с полной версией текста. У кого нет времени, может познакомится с кратким содержанием работы.

Мои университеты Горький краткое содержание

Итак, Мои университеты повествуют о дальнейшей жизни Алеши Пешкова — героя повести. В этой книге он по совету молодого гимназиста Евреинова, отправляется в Казань. Там он планирует поступать в университет. Попрощавшись с бабушкой, герой отправляется в путь. Далее мы узнаем, что в университет герой так и не поступает. Из-за постоянной нехватки денежных средств, Алеша уже не думает об учебе, он занят тем, как заработать деньги на проживание.

Читая работу Горького Мои университеты, мы видим, насколько сложно живется парню. Он трудится на нескольких работах, при этом не гнушается тяжелого труда, требующего физической выносливости. Живет же сначала у Евреиновых, вскоре Пешков знакомится со служащим из типографии Плетневым, у которого и селится. Именно Плетнев в дальнейшем свел нашего героя с революционером Деренковым, у которого Алеша работал в булочной. Герой загорелся идеями революции, и они собирались в магазине Деренкова и желая изменить установленный устрой. Мало того, он даже доставлял с выпечкой запрещенные брошюры, тем самым распространяя идеи революции.

Позже Алеша познакомится с Ромасем по прозвищу Хохол, человеком, что распространял и вел революционную пропаганду среди крестьян. Познакомившись в Хохлом, Пешков переезжает к нему в Красновидово, ведь Ромась пообещал не только работу, но и помощь в поступлении в университет. Алеша согласился, ведь он не покидал надежду начать обучение. Однако в Красновидове Алеша работает, много читает, но так и не начинает учиться. Вместо этого беседует с крестьянами, знакомится с местным бытом. Далее мы узнаем о пожаре, который спалил много домов. Рискуя своей жизнью, герой спасает все свои книги.

Ромась уезжает с деревни, давая напутственные слова молодому человеку — герою произведения. Самому же герою на тот момент было 20. Повесть имеет отрытый финал, где Алексей не поступает в университет, а отправляется с Бариновым в рыболовецкую артель к берегам Каспия.

В итоге, мысли об университете Алеша оставил позади, однако он получил большее. Его университетом была жизнь. Путешествуя, знакомясь с самыми разнообразными людьми, наблюдая и даже участвуя в кружках революционной молодежи, герой размышлял о жизни, о человеке в целом и его роли, делал свои умозаключения. Он развивался, обучался и верил, что человек велик и прекрасен.

Читайте также:  Тема искусства в повести Гоголя Портрет сочинение

Герои повести

В повести Горького автор создает многих персонажей. Среди них и бабушка героя, и гимназист Евреинов, и Плетнев — служащий типографии. Мы знакомимся с Деренковым — владельцем лавочки, который вел революционную пропаганду среди молодежи, здесь же и Ромась Михаил — революционный пропагандист среди крестьян. Главным же героем является Алеша Пешков, что уже давно попрощался с детством и отрочеством.

Отвечая на вопрос, кто из героев произведения Горького Мои университеты повлиял на Алешу сильнее всего, то можно вспомнить о бабушке, чьи напутственные слова оставались с юношей все время. Они и помогали определять отношение героя к тем или иным людям, что встречались на пути.

Повлиял на судьбу и сам гимназист Евреинов, ведь именно он настоял на поездке в Казань с целью поступать в университет. В итоге герой прошел университет жизни, встречая на пути разных людей, которые в той или иной мере влияли на восприятие Алеши, на ход событий, на мысли и идеи.

Горький, Мои университеты. Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?

Под этой фамилией издаются собрания его сочинений. Автора повести о суровой юности Алексея Пешкова, проходящего свои жизненные университеты, автора, анализировавшего собственный поиск смысла жизни в далекие времена юности, мы воспринимаем как Горького. Устано­вить различие между писателем и его ав­тобиографическим героем важно для по­нимания тех жизненных и эстетических позиций, с которых он оценивает, будучи ныне человеком с богатым жизненным опытом, своего героя в прошлом и окру­жающую его реальность.

Что меняется в понимании окружающей жиз­ни Алешей Пешковым с каждым новым днем, каж­дым новым событием? Чем это вызвано? Как вы объясняете это для себя?

Происходит взросление, ускоряемое знакомством со сложностями жизни, об­щением с самыми разными людьми, из­бавление от иллюзий, получение все но­вых и новых впечатлений от людей и из книг. Так, пришлось отказаться от попыт­ки поступить в Казанский университет, возникло убеждение, что «человека созда­ет его сопротивление окружающей сре­де». От людей он научился ценить народ­ные песни, сочный народный язык, стихо­подобное сказывание. «От песни на сердце теплом ложится грусть» — чувствует бу­дущий писатель, и это понимание многое ему даст в период создания рассказов, пьес, повестей. В среде, в которой вращал­ся Алеша, было нетрудно свернуть на скользкий путь ниспровержения «свя­щенного института собственности» и не только, но романтизм юности, присущий ему и отводивший в сторону от цинич­ного, хотя и талантливого профессио­нального вора Башкина, а также немало прочитанных серьезных книг, возбудив­ших стремление к духовному осмыслению жизни, уберегли от преступного пути и привели к иным людям, в том числе из революционной среды, и соответственно к другому отношению к жизни.

Влияние какого человека на Алешу Пешкова было самым сильным?

Очень сильное влияние оказала на свое­го внука бабушка Акулина Ивановна, хотя ее роль значительнее в повестях «Детство» и «В людях». Вместе с тем ее наставление при прощании во многом оп­ределило отношение Алеши к разным лю­дям, с которыми ему пришлось общаться в самых трудных ситуациях. Когда мы читаем повесть, порой удивляемся, на­сколько привлекательными оказываются для него внешне грубые люди, озлоблен­ные, насмешливые, равнодушные к себе. Однако совет бабушки не торопиться с осуждением помогает Алексею увидеть в них иную сущность, проникнуться к ним симпатией.

Пожалуй, самое сильное воздействие на юного Пешкова среди персонажей повести оказал Гурий Плетнев, двадцатилетний ночной корректор в типографии газеты. Он поражал своим шутливым отношени­ем к жизни, рассказывал много интерес­ных историй, заинтересовал Алексея со­вместной учебой на сельского учителя. Однако вскоре оказалось, что в силу ран­него возраста Пешков еще не может полу­чить учительскую работу и экзамен ему сдавать рано. Главное, в чем проявилось его влияние на Алексея, это его поэтиче­ская сущность. Он обладал мудростью, имя которой — веселье. Плетнев «играл роль доброго духа волшебных сказок. Ду­ша его, окрашенная яркими красками юности, освещала жизнь фейерверками славных шуток, хороших песен, острых насмешек над обычаями и привычками людей, смелыми речами о грубой неправ­де жизни». Несмотря на молодость, он всегда мог дать людям умный совет и чем-то помочь. Он привлекал к себе луч­ших людей, а худшие его боялись. Гурий был близок к революционной молодежи. Общение с ним оказало большое влияние на отношение Алеши к жизни, на разви­тие его духовного мира.

Опишите одного из тех, кто, по вашему мне­нию, определил дальнейшую жизнь Алеши.

Алешу влекла к труду волгарей «музы­ка трудовой жизни». Горький как писа­тель даже в период создания повести (1922), когда был далеко от Волги и не за­нимался физическим трудом, чувствовал, как «приятно охмеляет сердце» эта музы­ка, которую он до сих пор слышал. Ему хорошо запомнился день, когда он впер­вые «почувствовал героическую поэзию труда». По-видимому, образ «музыки тру­довой жизни» родился позже, в писатель­ском сознании, и теперь способствует по­ниманию состояния Алеши во время рабо­ты на барже. Горький рисует энтузиазм грузчиков, который противостоял сти­хии — в сопротивлении ей во многом со­стояла поэзия труда. Те же самые рабо­чие, которые проклинали дождь и холод, лениво ползали по палубе, пытаясь спря­таться от холода и сырости, сейчас спаса­ли погибающий груз, «играя, с веселым увлечением детей». Радостные ощущения юного участника этого труда подчеркива­ются такими метафорами, как вихрь работы, бурная пляска. Поэтически изображена речная стихия, которая за­трудняла, с одной стороны, работу, а с дру­гой — побуждала к сопротивлению и побе­де. Апофеозом эмоционального подъема в душе юноши стало слияние мимолетного поворота в природе, сверкание розоватого луча солнца и радостного дружного рева людей, которых автор сравнил с веселыми зверями, встряхивающими мокрой шер­стью милых морд. «Обнимать и целовать хотелось этих двуногих зверей, столь ум­ных и ловких в работе, так самозабвенно увлеченных ею». Самозабвенная работа на барже вызывает в сознании автора ска­зочные образы прекрасных дворцов и го­родов, построенных всего лишь за одну ночь.

Однако столь поэтическое восприятие картины вдохновенного труда свойствен­но далеко не всем. Примером тому служит вор Башкин, который за восторженный рассказ назвал Алешу дураком и «идиётом». Вряд ли стоило отвечать циничному человеку, который не в состоянии оце­нить труд людей, разве только результаты своей «профессии». И совершенно пра­вильно сделал Алеша, что не стал ему воз­ражать.

Горький утверждал, что «человека создает его сопротивление окружающей среде». Докажите это, пользуясь текстом повести.

Сопротивление окружающей среде на­чалось в повести с момента осознания Алексеем тяжелого положения семьи Евреиновых, и особенно неимоверных уси­лий Варвары Ивановны, чтобы как-то на­кормить детей. Именно он, уже имея определенный жизненный опыт (повесть «В людях»), а не Николай и не его млад­ший брат понимал сложность ее ухищре­ний и экономии, чтобы вести хозяйство. Не желая быть обузой в семье Евреиновых, Алексей пытается сам прокормить себя и начинает работать. С мечтой об университете, иллюзорно внушаемой ему Николаем, пришлось расстаться — нача­лась тяжелая трудовая жизнь, которую можно определить как сопротивление ок­ружающей среде. Он научился не ждать помощи извне и не надеяться на счастли­вый случай, в нем постепенно развивалось волевое упрямство, и чем труднее слага­лись условия жизни, тем крепче и даже умнее чувствовал себя. Такую науку юный Пешков постигал в своих универси­тетах. Такое сопротивление окружающей среде он видел в людях, с которыми об­щался, — в босяках, грузчиках, жуликах. Примером формирования личности в про­цессе сопротивления человека окружаю­щей среде является проанализирован­ная выше картина участия Алексея во вдохновенном труде на барже по спасению груза.

Объясните смысл названия повести, опираясь на свидетельство одного из современников: «За по­лудетское революционное озорство я был уволен из гимназии и не без гордости рассказал об этом Горь­кому.

— Молодчага, — одобрил он, — так ты, пожалуй, скоро и в университет попадешь.

Я удивился, но рассмеявшись, Горький пояснил, что имеет в виду не тот университет, в котором чи­тают лекции, а тот, в котором построены одиночные камеры с решетками на окнах, и прибавил:

— Этот будет почище!

Заглавие его будущей книги было произнесено».

Смысл названия повести состоит в том, что, кроме университетов как учебных за­ведений, человек получает образование в жизни, особенно если она складывается не гладко, а требует преодоления труд­ностей, сопротивления неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Эти уни­верситеты (не случайно Горький назвал их во множественном числе) формируют характер личности, закаляют ее, учат вы­бирать правильную дорогу. Алеша Пеш­ков, не имея средств на образование, про­ходил свои университеты на пристанях, в ночлежках, в студенческих нелегаль­ных кружках, перебивался случайными заработками. Он самостоятельно читал кни­ги, которые возбуждали стремление к ин­тересной и содержательной жизни, знако­мился и дружил с хорошими людьми.

Опыт и знания, полученные в универ­ситетах жизни, дали впоследствии Горь­кому богатейший материал для его худо­жественного и публицистического твор­чества.

Ссылка на основную публикацию